Особенности системы персонажей драмы горького на дне сочинение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Горький
  • Система образов в пьесе На дне

Система образов в пьесе На дне Горького

Произведение Горького отличается большим количеством персонажей, но среди них нет главных.

Костылев — скупой и злой старик, который наживается на своих постояльцах. Для него превыше всего – деньги. Его жена Василиса, 26-летняя девица, ненавидящая своего мужа, вынашивающая план его убийства, присмотрела для роли палача постояльца ночлежки, вора Ваську Пепла. А пока он прекрасно справляется с ролью ее любовника.

У Василисы есть сестра Наталья, 20-летняя мечтательная девушка. Она искренне верит в свое светлое будущее, и только эта уверенность придает ей силы выносить издевательства сестры и ее мужа, которые постоянно ее избивают.

В середине пьесы появляется странник Лука, старик лет шестидесяти. У него стойкое убеждение, что надо жалеть людей, и каждому жильцу он находит утешительное слово, согревающее душу и дающее надежду. Именно Лука дает совет Ваське Пеплу бежать с Натальей в благословенные земли Сибири, где тот сможет построить новую жизнь и никто не спросит его о прошлом.

Рабочий человек Клещ Андрей – слесарь, незлобный, в общем, мужичок, работяга, но и он мечтает о смерти своей больной жены Анны. Его совсем не трогает то, что в причине ее болезни есть и его вина. Всю жизнь Анна терпела его издевательства и побои.

Скорняк Бубнов полностью раздавлен неудачами, разочарован и тихо спивается падая все ниже. Барон, бывший чиновник, еще молод и вполне мог бы изменить свою жизнь к лучшему, но считает, что все в прошлом и ничего нельзя изменить.

На сцене появляется брат Василисы, Абрам Медведев, полицейский. Он с удовольствием коротает вечера с постояльцами ночлежки, играя с ними в карты и шахматы. Кроме того, у него имеется личный интерес — торговка пельменями Квашня, которой он сделал предложение.

Вскользь упоминаются в произведении грузчики Татарин и Кривой Зоб, которые недовольные нечестной игрой в карты постояльцев ночлежки. Живет в ночлежке и бывший Актер, человек без имени, помнивший только свой псевдоним.

Настя – девица легкого поведения, твердящая всем вокруг о светлой искренней любви и верящая в свои рассказы, вызывает чувство сострадания. Вероятно, ее вера в эту любовь и придает ей силы жить дальше.

Свои мысли читателю автор передает устами Сатина. Сатин высказывает философские идеи о том, что человек в любой ситуации остается человеком. Человек – это звучит гордо!

Ночлежка олицетворяет собой дно жизни, в ней появляются даже не люди, а бывшие люди. Всех героев объединяют мечты, но у них полностью отсутствует воля, они не в состоянии изменить себя, свою жизнь, поэтому тихо прозябают на дне.

2 вариант

В 1902 году Максим Горький написал свою знаменитую пьесу «На дне». Драматическое произведение стало популярно во всем мире. Основная линия сюжета разворачивается в ночлежке для нищих. Горький поместил на страницы книги большое количество персонажей. Каждый образ имеет свои отличительные черты. Автор очень ответственно подходит к описанию всех героев пьесы.

Выстраивая систему образов, Горький поставил на вершину пирамиды Луку. Этот персонаж, странник, случайно оказывается в ночлежке. Герой, своими действиями, позволяет выстроить сюжетную линию всего произведения. Странник пытается изменить жизнь обитателей ночлежки в лучшую сторону, дает им надежду.

Основной блок персонажей состоит из мечтательных людей. Но по факту это бессмысленные грезы о том, что никогда не произойдет. К мечтателям можно отнести Актера, который потерял не только работу в театре, но и собственное имя. Еще одна жительница ночлежки – Настя, девушка, которая мечтает о большой, сказочной любви. Но «непристойная» профессия не дает ей возможность обрести собственное счастье. В ряды мечтателей можно отнести вора Ваську Пепла, несмотря на свою отрицательную репутацию, герой хочет начать новую жизнь, бросить пагубные привычки и уехать со своей любимой в Сибирь. Клещ, человек который думает, что после болезни жены его жизнь изменится в лучшую сторону, но благополучие обходит стороной и этого человека. Всех действующих героев этого блока объединяет мечта выбраться из жизни «на дне». Но никаких поступков, для достижения целей, эти персонажи так и не предпринимают, оставаясь в ночлежке до конца своей жизни.

Еще один круг образов – это второстепенные персонажи. Автор упоминает в произведении молодого человека – Алексея, это двадцатилетний сапожник, который в свои годы уже оказался на «дне». В эпизодах появляется жена Клеща, которую муж постоянно бил. Горький описывает жизнь бывшего чиновника, который брал взятки и отсидел в тюрьме. Круг второстепенных обывателей ночлежки дополняет Квашня, торговка пельменями, пьяница Бубнов, Кривой Зоб и Татарин, которые постоянно играют в карты. Эти герои тоже имеют свои мечты, однако их образы не детальные, а характеристики не имеют тщательной отработки.

Помимо мечтателей, в произведении есть два персонажа, которые считают себя «верхушкой» социальной пирамиды. Это владельцы ночлежки – Костылев и его жена Василиса. При этом, автор раскрывает жестокий нрав и злость этих людей, показывая читателю, что они и сами являются такими же обитателями ночлежки, как Актер, Клещ, Бубнов и Алексей.

Также читают:

Картинка к сочинению Система образов в пьесе На дне

Система образов в пьесе На дне

Популярные сегодня темы

  • Анализ романа Господа Головлевы Салтыкова-Щедрина

    Господа Головлевы – остросоциальный роман Салтыкова-Щедрина, призванный показать весь ужас помещичьего дворянства, вырождавшийся как слой общества.

  • Про войну
  • Сочинение на тему Нет уз святее товарищества (по повести Тарас Бульба)

    Дружба является одной из самых необходимых и важных вещей в нашем мире. Любой человек, вне зависимости от личности, желает найти друга, на которого можно положиться в любой беде.

  • Сочинение Яшка и Володя в рассказе Казакова Тихое утро

    Действие рассказа Юрия Казакова «Тихое утро» разворачивается в деревне. Главные герои — деревенский мальчик, опытный рыбак Яша и приехавший из Москвы

  • История происхождения глуповцев в Истории одного города Салтыкова-Щедрина

    В городе Глупов когда-то проживал народ, называемый головотяпами. Но позже, как гласит летопись, из-за их глупости головотяпов прозвали глуповцами.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Гоголь
  4. Система образов в произведении На дне

Сочинение Система образов в пьесе На дне

Максим Горький не описывает биографии героев, однако по отдельным деталям и моментам произведения, вырисовываются образы обитателей ночлежки. При всем многообразии персонажей, все они описаны очень ответственно.

Каждый персонаж несчастлив по-своему и каждый мечтает о лучшем будущем. Они все разные люди, но всех их объединяет незавидное положение на «дне» жизни. Актер, хочет вновь играть в театре, чтобы, как и прежде, купаться в лучах славы. Настя, девушка легкого поведения, мечтает о чистой любви, которая бы изменила ее жизнь. Вор, Васька Пепел, надеется начать новую, правильную жизнь и уехать с возлюбленной в Сибирь. Клещ, издевающийся над своей женой, мечтает покинуть ночлежку и начать благополучную жизнь.

Также следует упомянуть второстепенных персонажей. Сапожник Алексей, который оказался на «дне» в свои двадцать. Анна, жена Клеща, которую постоянно избивает муж. Кваша, терпевшая издевательства от покойного мужа. Бубнов — бывший хозяин мастерской. Картежники Татарин и Кривой Зоб. Все они не являются главными персонажами пьесы, а потому описаны не так подробно.

Еще два персонажа — Костылев и его жена Василиса являющиеся хозяевами ночлежки. Они злые, жестокие и подлые люди. Хозяева стоят выше на социальной лестнице, нежели обитателей ночлежки, хотя, по сути, они ничем не отличаются от них.

Все герои о чем-то мечтают, но их мечты остаются просто мечтами. Они не предпринимают никаких попыток изменить что-то, они не идут к своей цели, а лишь жалуются на жизнь.

Только странник Лука контрастирует на фоне, всех остальных. Сюжет пьесы, начинает развиваться лишь благодаря ему. Лука жалеет обитателей ночлежки, давая им надежду на осуществление их мечтаний. Он добр, отзывчив, снисходителен, чувствителен к переживаниям других. В каждом человеке Лука пытается разглядеть личность. Поначалу персонажи со скепсисом относятся к его словам, думая что он лжет, но в конце действия даже самый недоверчивый противник выступает в его защиту. У Луки получается вдохнуть жизнь в обитателей ночлежки.

Тем не менее, Лука является неоднозначным, сложным и противоречивым персонажем. Он обманывает обитателей ночлежки из жалости, давая им надежду на лучшую жизнь, что в конечном итоге оборачивается трагедией. Костылев погибает в драке, Василиса и Васька Пепел оказываются в тюрьме, жена Клеща погибает, а Актер убивает себя.

Система образов в произведении На дне

Система образов в произведении На дне

Несколько интересных сочинений

  • Анализ повести Майская ночь или Утопленница Гоголя

    Повесть была написана в 1830 году. По задумке автора, она стала одним из рассказов пасечника в цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки». Для ее написания Н. В. Гоголь использовал сведения о фольклоре

  • Герои рассказа Уроки французского (образы и характеристика) сочинение

    Главный герой рассказа В. Распутина «Уроки французского» — одиннадцатилетний мальчик. Учится он в пятом классе. Мальчик скромен, одинок и даже диковат. Находясь далеко от своей семьи

  • Образ и характеристика Санька в рассказе Астафьева Конь с розовой гривой

    Санёк – мальчик, который является заводилой у местных хулиганов, заставляя их делать различные пакости, из-за чего окружающие его взрослые не хотят, чтобы их дети водились с таким как он

  • Сочинение по поэме Медный всадник Пушкина

    А.С. Пушкин написал поэму «Медный всадник» в начале 19-го века. В произведении писатель сделал то, до чего никто не осмеливался. Он поднял такую тему, как вечная борьба простого человека с государством.

  • Сочинение на тему Все ли мечты должны сбываться? 11 класс

    Жизнь без мечты… возможно ли такое? Думаю, что нет. Все мы живём мечтами, и не только. Согласитесь, в детстве каждый человек о чём-либо мечтал, не так ли? Весь минус детской мечты состоит в том, что она, вероятно, более похожа на смешную шутку

Система образов (На дне)

Система образов «На дне» отличается большим количеством персонажей. М. Горький особое внимание уделил образу Луки, который меняет жизнь каждого жителя ночлежки. Писатель дал более подробные характеристики Костылеву, Василисе, Актеру, Насте, Ваське Пеплу, Клещу, Наташе, Сатину. Менее разработанными образами являются образы Анны, Барона, Бубнова, Квашни, Медведева, Алешки, Татарина и Кривого Зоба.

Владельцы ночлежки

Владельцем ночлежки, в которой проживают люди со «дна» жизни, является Костылев. У него есть жена Василиса. Оба персонажа являются грубыми, жестокими, злыми, подлыми и жадными людьми. Автор произведения показывает, что Костылев и его жена не далеко ушли от людей, находящихся внизу социальной лестницы.

Мечтательные, но бессильные

Актер, который потерял свою работу и даже имя, Настя, девушка легкого поведения, желающая настоящей и крепкой любви, Васька Пепел, который хочет стать честным человеком и уехать вместе с Наташей в Сибирь, Клещ, который мечтает о том, чтобы выбраться из ночлежки и жить благополучно, сестра Василисы Наташа, которая мечтает о том, что за ней придет кто-то особенный и поменяет ее жизнь, умный и образованный Сатин, отражающий позицию автора.

Всех этих главных героев объединяет то, что они мечтают о лучшей жизни, находясь на «дне». Однако дальше слов и желаний дело не уходит, персонажи не могут изменить свою жизнь, поэтому просто существуют, находясь в ночлежке.

Второстепенные персонажи

Анна – жена Клеща, которая всю жизнь терпит от него издевательства и побои. Барон, бывший чиновник, попавший в тюрьму и считающий, что жизнь его уже прошла. Бубнов – ленивый пьяница, бывший хозяин мастерской, который, оказавшись на «дне», не стремится оставаться человеком. Торговка пельменями Квашня, которая несколько лет терпела издевательства покойного мужа. Медведев – новый муж Квашни, который стал пить после того, как его начала бить жена. Молодой сапожник Алешка, который уже в свои 20 лет находится на «дне» жизни. Грузчики Татарин и Кривой Зоб, которые рассуждают о нечестной игре жителей ночлежки в карты.

Данные персонажи имеют несколько отличительных черт, характерных представителям людей со «дна», однако их образы проработаны не так тщательно.

Лука

Странник Лука, который оказывается в ночлежке, где проживают все герои, становится персонажем, важным для развития сюжетной линии. Именно Лука дает жителям «дна» надежду на лучшую жизнь.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Система образов («На дне»)», рассмотрит образы владельцев ночлежки и ее обитателей, а также образ странника Луки, с которым связано развитие сюжетной линии.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Инна Семенова

    11/15

  • Ама Хай

    14/15

  • Алексей Пловец

    10/15

  • Лиза Иконкина

    14/15

  • Семен Девятов

    15/15

  • Наталья Белогородская

    14/15

  • Сева Страшко

    15/15

  • Ерболат Назарбаев

    13/15

  • Ирина Дорохова

    15/15

  • Демьян Кузьменко

    15/15

Система образов в пьесе на дне горький

Хозяева ночлежки

В XIX веке в России стали организовываться ночлежные дома, которые представляли собой что-то наподобие гостиницы с дешевыми койками или нарами в общих спальнях. В Москве такие места хорошо описал В. А. Гиляровский. Это были подвальные и полуподвальные помещения, где не было никаких человеческих условий. Они в большинстве своем были перенаселены, и поэтому многим нуждающимся в ночлеге, которых Горький позже описал в очерке «Бывшие люди», приходилось спать на грязном полу.

Быт одной из частных ночлежек представлен в пьесе Горького «На дне»:

  • это был «подвал, похожий на пещеру»;
  • кругом мрак, сырость и сплошная антисанитария.

Хозяева ночлежки — старик Костылев 54 лет и его молодая жена Василиса. Супруги наживаются на нищете постояльцев, забирая у них последние гроши. Костылев считает себя набожным человеком, часто напевает что-то божественное, на самом деле жадный и алчный, и его никто не любит, кроме черта, как выразился однажды Сатин, один из главных героев пьесы. В этой трущобе старик чувствует себя богом, так как любого здешнего обитателя может в любой момент выгнать на улицу.

На дне спектакль

Костылев с женой превратили сестру Василисы Наташу в служанку, всячески ее унижая и попрекая куском хлеба. Как говорит тот же Сатин, эти люди «живут чужими соками». Сама Василиса свою грубость не прикрывает ничем: ненавидит своего мужа, до полусмерти избивает свою сестру. Она уговаривает Ваську Пепла убить Костылева, а взамен предлагает отдать ему в жены Наташу, которую тот на самом деле по-настоящему любит.

Все же неплохой человек, Василий не может пойти на такое. Однако все происходит по ее замыслу. Из ревности опрокинув на сестру кипящий самовар, Василиса создала ситуацию, в результате которой Пепел, не рассчитав удара, убивает хозяина ночлежки и попадает под следствие.

Она, конечно, откупится, а Ваське каторги не миновать — так анализируют это событие другие постояльцы.

Главные герои — Лука и Сатин

Главными героями произведения являются Лука и Сатин, так как они олицетворяют собой две жизненные позиции, два разных мировоззрения. Лука, неизвестно откуда появившийся в костылевском обиталище, вызывает у зрителя самые светлые чувства. Он добрый, всех успокаивает и во всех вселяет надежду на будущую лучшую жизнь:

 система персонажей на дне

  1. Актера уверяет в том, что алкоголизм лечат в специальных лечебницах.
  2. Утешая умирающую Анну, он говорит, что на том свете люди обретают настоящий покой, и за все земные мучения она обязательно попадет в рай.
  3. Пеплу дает совет бросить все и вместе с Наташей уе­хать в Сибирь.

Старик не агрессивен в своих убеждениях. Он спокоен и добр со всеми, и его появление многое меняет в жизненном укладе ночлежников, которые уже давно отвыкли от сочувствия и жалости. Сначала они не принимают слова странника всерьез, затем речи его начинают раздражать, некоторые даже ругают его и просят перестать врать. Однако в конце действия многие встают на его защиту, даже вначале осуждающий Луку Сатин.

Образ Луки можно оценивать по-разному. Принято считать, что жалость унижает человека. Да, в некоторых ситуациях действительно лучше открыть человеку правду и подсказать правильное решение. Но неизлечимо больной Анне, которая не нужна даже собственному мужу, перед страхом приближающейся смерти утешение необходимо. А совет Пеплу уйти из этих трущоб был самый полезный: тогда бы не произошло этого страшного убийства, и влюбленные могли бы быть вместе.

Исчез странный старичок так же незаметно, как и пришел, заставив всех задуматься о своей жизни.

Трагические события еще больше вселили в бывших людей надежду на счастливую жизнь. Совсем за другую жизненную позицию выступает в пьесе босяк Сатин. Он является борцом за правду и спорит с Лукой о вреде утешительной лжи. Когда-то он, заступившись за честь сестры, убил ее обидчика и сел в тюрьму, которая не озлобила в нем человеческих чувств.

На дне система образов

Сатин тоже любит людей и сочувствует им, но считает, что одним сочувствием не облегчить земных страданий. И хотя зтот персонаж тоже не знает выхода из подвальной жизни, именно Сатин произносит знаменитый монолог о человеке: «Все в человеке. Все для человека».Он считает, что труд должен облагораживать человека: «Когда труд — удовольствие, жизнь хороша».

Но эти слова контрастируют с его настоящей жизнью. До тюрьмы он работал телеграфистом, много читал, выступал на сцене с танцами, но, выйдя на свободу, оказался никому не нужным и попал в это пристанище.

Сейчас Сатин играет в карты, чем и зарабатывает на жизнь. Он шулер и не стыдится этого: ведь жулик должен быть умнее, чтобы обыграть других.

Характеристика других персонажей

По участию в действиях Ваську Пепла можно отнести к главным героям. Этот молодой человек с позитивным взглядом на жизнь — потомственный вор. Добрый и мягкий по натуре, он не хочет заниматься преступными делами, но его слабохарактерность не дает порвать с воровским миром. По слабости характера он стал и любовником Василисы, которая провоцирует его на кражи, забирая основную часть прибыли.

Он влюбился в Наташу, мечтает уехать с ней, но терпит шантаж любовницы, которая угрожает сдать его в полицию, если бросит ее. После убийства Костылева покалеченная Наташа не верит Пеплу, считая его союзником сестры, и лишает его последней надежды на их счастливое будущее. Одной из обитателей ночлежки Костылевых является Квашня, торговка пельменями. Женщине под сорок, муж, который всю жизнь пьянствовал и дебоширил, умер, и полицейский Медведев ухаживает за ней.

Система персонажей в пьесе на дне

После трагических событий в ночлежке они стали жить вместе: «Я его в сожители взяла». Как рассказывала всем Квашня, ее новый муж начал пьянствовать, когда Алешка увидел их дерущимися на кухне и разнес повсюду эту новость. Алешка не считает Квашню умной: «Вот, говорю, баба! Удивительная! Мяса, жиру, кости — десять пудов, а мозгу — золотника нету». Алешка — молодой парень, любит выпить и похулиганить, частый гость в полицейском участке.

Квашня, обиженная умом, неравнодушна к людям. Она вторая за Лукой проявляет внимание к Анне — оставляет ей пельменей на обед. Клещ, муж Анны, работал слесарем. Постоянно оскорблял и бил больную супругу, виня ее во всех неудачах. Денег на похороны не было, и пришлось продать инструменты, с которыми ходил по заявкам. Теперь ему идти вовсе некуда, и со смертью жены пропала всякая надежда подняться со дна.

Нет никаких перспектив выбраться из ночлежки и Барону, чиновнику в прошлой жизни, а сейчас неработающему пройдохе. Он сожительствует с Настей, девицей легкого поведения, и требует у нее денег на выпивку.

Настя потворствует этому и жалуется на жизнь. Девушка зачитывается любовными романами и, представляя себя их героиней, сочиняет истории о себе.

Система образов на уроке

На предыдущем уроке рассматривались основные конфликты пьесы, по краткому цитатному плану и презентациям школьников проверяется домашнее задание. Чтобы перейти от прошлой дискуссии о правде и лжи к системе образов, учитель задает провокационный вопрос: «Кто из обитателей ночлежки может уйти из нее, а кто — нет?» Оказывается, один Лука только свободен, он странствует по миру. Следующий вопрос: «Кто не хочет оттуда уходить?» — Костылев и Медведев, так как они властвуют здесь, и уход лишит их прибыли.

 цитатная характеристика костылева на дне

Кто из ночлежников хочет, но не пытается выбраться наверх? — Бубнов и Сатин. И тот, и другой являются живыми мертвецами. Лука не беседует с ними о жизни и не дает советов. К ним примыкает сапожник Алешка, играющий похоронный марш. Он кричит, что ничего не хочет. Кого утешает Лука? — Анну, Актера, Наташу и Ваську Пепла. Учащиеся подробно о каждом рассказывают. Кто из постояльцев утешает сам себя? — Это Клещ, Квашня, Василиса, Татарин, Настя и Барон. Здесь тоже ответы должны быть полные, подтвержденные цитатами из текста.

В результате можно выделить три группы образов:

  • у кого нет мечты и кто считает себя мертвыми;
  • кто сам надеется на то, что можно выбраться наверх;
  • кому Лука дает вполне реальный выход,

Характеристика луки на дне кратко

Самого Луку нельзя отнести ни к одной из групп. Здесь он в роли кукловода. У автора к нему отношение тоже менялось, и много раз текст переписывался. Присутствуют и восторженные оценки, и обличительные. Противоречивость образа Луки дает широкий простор для игры актеров и для домашних сочинений-рассуждений.

Делается вывод: со «дна жизни» никому из наших героев не уйти. Попытка некоторых увидеть свободу — это просто иллюзия. Может быть, поэтому они и не горят желанием ее увидеть и принять.

Одна часть хорошо представляет весь ужас своего положения, и с этими Лука даже не пытается заговорить. Другие боятся хотя бы подумать о выходе, даже если бы захотели. Им Лука и дает советы, пытаясь помочь.

Горький знал мир «бывших людей» не понаслышке. «Когда я писал Бубнова, я видел перед собой не только знакомого “босяка”, но и одного из интеллигентов, моего учителя. Сатин — дворянин, почтово-телеграфный чиновник, отбыл четыре года тюрьмы за убийство, алкоголик и скандалист, тоже имел “двойника” — это был брат одного из крупных революционеров, который кончил самоубийством, сидя в тюрьме». Раскрывая характеры обитателей ночлежки, писатель делает со-циально-философские обобщения.

В пьесе Горький поставил вопрос о судьбе людей, отверженных обществом. Писатель не сразу нашёл название своей пьесе. Сначала она называлась «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни» и, наконец, «На дне».

Перед читателем разыгрывается сразу несколько драм, и нет среди их участников ни одного человека, которому можно было бы дать однозначную характеристику. Все ночлежники осознают своё существование как ненормальное и мечтают выбраться со дна жизни. Между окружающей жизнью и героями пьесы во многом оборваны важнейшие связи: общественные, духовные, семейные, профессиональные. В то же время ничто не связывает между собой и самих ночлежников. Они случайно оказались в одном месте и, быть может, завтра же разойдутся в разные стороны и никогда друг о друге не вспомнят. Перед читателем предстает как бы «обнажённый» человек, лишённый тех внешних наслоений (культурных, профессиональных и др.), которые он неизбежно приобретает, живя в человеческом обществе. Как поведут себя эти люди? Как они будут строить свою жизнь? Кто и как им может помочь? Вот вопросы, которые интересуют Горького, читателей, зрителей.

Обратите внимание на описание подвала: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжёлые, каменные своды…» В подвале живут люди, которых сюда загнала судьба. Горький вводит в описание символику (некоторые исследователи называют её символикой ада): располагается ночлежка ниже уровня земли (свет падает «сверху вниз»); обитатели её ощущают себя «мертвецами», «грешниками». Если вспомнить песню, которую поют в подвале: «Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно», то возникает ещё одно значение — тюрьма.

Кто же они, обитатели ночлежки? Бывший рабочий Клещ, его жена Анна, бывший актёр, бывший барон, а теперь все они люди без определённых занятий. Девица лёгкого поведения Настя, торговка пельменями Квашня, картузник Бубнов, сапожник Алёшка, крючник Кривой Зоб, Татарин, Сатин, сестра Василисы Наташа, старец Лука.

Герои пьесы — Актёр, Пепел, Настя — стремятся вырваться на волю со «дна» жизни, но бессильны что-либо изменить. У них возникает чувство безысходности и тяга к иллюзии, которая даёт им надежду на будущее. Когда же иллюзии исчезают, люди эти гибнут.

Владельцы ночлежки, Василиса и Костылёв, тоже в общем-то люди дна, но «выше» по социальному статусу, чем «жители» подвала. Ночлежники «находятся в вечной кабале у содержателей ночлежек», которые «так ставят дело, что человеку необходимо совершить преступление…» (М. Горький). Василиса злобно набрасывается на Настю: «Ты чего туг торчишь? Что рожа-то вспухла? Чего стоишь пнём? Мети пол!» Она способна из ревности ошпарить кипятком родную сестру, любовника использовать для расправы с ненавистным мужем… «Сколько в ней зверства, в бабе этой!» — говорит Бубнов. Представитель власти полицейский Медведев как бы узаконивает это: «Никого нельзя зря бить… бьют — для порядку…»

Пьеса «На дне» не только социальная, но и философская. Герои пьесы — фигуры колоритные, неповторимые, способные мечтать, размышлять, философствовать. По мнению Ю. Айхенваль-да, «они все — философы. Их у Горького целая академия. Большинство из них — бродяги, странники, беглецы — время проводят в обобщениях, в монотонной беседе отвлеченно-этиче-ского характера… только и говорят, что о правде, о душе, о совести».

О    чём рассуждают герои пьесы? О вере, человеческом достоинстве, независимости, свободе, о самобытности человека, чести, совести, честности, правде, о равенстве, счастье, любви, таланте, законе, гордости, сострадании, жалости, покое, смерти… Эти темы в связи с самым важным для них вопросом: «Что такое человек, для чего он явился на землю и в чём смысл его жизни?»

Литературовед В.Ю. Троицкий отмечал, что «ночлежники иногда вспоминают и беседуют о вере, но чаще всего понимают её в обыденном смысле. Поглощённые нелегкой добычей хлеба насущного, обитатели “дна” в большинстве своём глубоко равнодушны ко всему вечному, святому, к Богу. <…> …Все ночлежники живут “без солнца”, без истинной веры, без Бога. И это катастрофическое безверие усугубляет безысходность их положения».

В понимании ночлежников человеческое достоинство, независимость и свободу разделить невозможно. О какой свободе, независимости мечтает каждый из них? Василиса — освободиться от мужа, Клещ — от хозяев ночлежки. Квашня гордится, что она свободная женщина… Сатин «подводит итог»: «Человек — свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за все платит сам, и потому он — свободен!» О чём мечтают другие герои? Настя — о прекрасной, чистой, светлой любви; Актёр — о возвращении на сцену; Васька Пепел — о честной жизни. Но, говоря о человеческом достоинстве, они его попирают своим поведением, отношением друг к другу, словом… «Ты чего хрюкаешь?», «Врёшь!», «Козёл ты рыжий!», «Дура ты, Настька…», «Молчать, старая собака!», «Бродячие собаки», «Свиньи», «Звери», «Волки» — вот неполный набор обращений друг к другу характеристик. Почему это возможно? Потому что живут… без веры в Бога, в честь, совесть. «А куда они — честь, совесть?», «В совесть — я не верю», — говорит Пепел. Не верят и другие обитатели ночлежки.

Сатин и Лука.
Главные «философы» в пьесе — Сатин и Лука. Сатин, бесспорно, один из самых колоритных персонажей. Арестант и убийца, он даёт характеристику босякам: «тупы, как кирпичи», «скоты». Он лучше других понимает Луку, соглашается с ним, что люди «для лучшего живут», что правда связана с представлениями о человеке, которого нельзя принижать и обижать. В IV акте в начале своего монолога он защищает и одобряет Луку, но во второй части монолога вступает с ним в спор — исключает жалость к человеку, провозглашает гимн людям сильным, гордым: «Человек — свободен… он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за всё платит сам, и потому он — свободен!..»

Лука — утешитель страдающих. Он сострадает всем несчастным: утешает, обманывает, поддерживает иллюзии. Обращаясь к Пеплу, он спрашивает: «…чего тебе правда больно нужна… <…> На что самому себя убивать?» Этому персонажу принадлежит существенная композиционная и сюжетная роль в пьесе: он призван выявить сущность каждого, пробудить в людях лучшее.

  • Особенности русской литературы первой половины 19 века сочинение
  • Особенности русской литературной сказки 20 века
  • Особенности русских народных сказок виды сказок
  • Осталось по прежнему как пишется
  • Осталось немного как пишется