Особенности сказки гадкий утенок

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Гадкий утенок Андерсена

Анализ сказки Гадкий утенок Андерсена

Жанровая направленность произведения представляет собой авторскую литературную сказку, в которой повествование ведется от имени представителей животного мира.

Основной тематикой сказки является образ счастливого спасения главного персонажа произведения утенка, ставшего впоследствии прекрасным лебедем.

В качестве проблемы произведения автор рассматривает борьбу противоположностей, представляющихся счастьем, бедой, добром, злом, самопожертвованием, эгоизмом, верностью и предательством.

Отличительной особенностью сказки является применение писателем композиционно-языковых элементов, заключающихся в живом и эмоциональном языке, близким к разговорному, а также ведение повествования от имени рассказчика, выражающего свои антипатии и симпатии в сочетании с характерной оценочной интонацией и определенным стилем суждения.

Художественные приемы, используемые в произведении, представляют собой иносказание, иронию, подтекст.

Сюжетная линия сказки разворачивается в период взросления маленького Гадкого утенка, постепенно превращающегося в гордую и величественную птицу, совершившего в это время три небольших собственных сказочных подвига. Первый из них заключается в обретении веры в собственные силы, второй — в умении доказывать и выражать свою точку зрения, а третьим подвигом является самопожертвование ради красоты, выразившийся в готовности главного героя отдать собственную жизнь только за несколько минут, проведенных с прекрасными лебедями.

Сюжет произведения имеет в своей основы мифологические сказания, которые повествуют об изгнаннике, испытывающем невероятные чувства. Автор талантливо передает психологическое состояние главного героя, который оказывается в положении отвергнутого окружающим миром по причине своего неприглядного вида, тем самым демонстрируя разницу в отношении внешнего и внутреннего мира, а также желание изменений в жизни и стремление это осуществить.

Авторский смысл сказки состоит в изображении волшебного и жизненного в тесном сочетании, а также необходимости взгляда на внутренний мир окружающих людей.

Сказка имеет оттенок автобиографичности, поскольку автору в своей жизни также пришлось преодолевать неприятие его обществом, терпя насмешки, издевательства, предательство и даже ненависть.

2 вариант

Андерсен в жизни написал много удивительных сказок, оставляющий в сердцах детей веру в светлое будущее.

Одним из этих чудесных сказок является «Гадкий утёнок», чем-то определённая с чудной внешностью Андерсена в жизни. Люди, считавшие его странным, относились к нему не доверием и насмешками, причиной не привычного состояния души и натуры.

Жизнь Христиана была полна трудностями,  испытаниями и унижениями, однако упорства, как и у «Гадкого утёнка» было не занимать. Он супротивился всем невзгодам и решился на путешествие вопреки всем злым языкам. В дороге встречались разные персонажи, которым порой доказывал своё мнение  во вред наличию еды и крыши над головой.

Самое главное он мог пожертвовать самим собой лишь бы стать привлекательным и обрести истинную красоту, что дала встреча с прелестными лебедями.

Смысл рассказа дает понять людям оценивающую красоту по внешнему виду, не видя внутренних достоинств и возможностей. В сказке автор учит детей раскрывать в людях моральные качества, внутреннюю содержимость и другие личные достоинства, скрывающиеся за бедной одеждой и неприглядной внешностью.

Гадкий утёнок не скрывал свой вид и признавал недостатки внешности, терпя испытания и трудные минуты жизни, чем был отблагодарён судьбой и риском, на который он пошёл.

Произведение богато фантазией, источником которой является сама жизнь, где есть гадкие, но умные; пошлые, но смелые, и мире, где нет уникальных во всем, но уникальны друг от друга.

Сюжет сказки основан на мифологии, повествующий образ изгнанника, где герой произведения впадает в истории не по своей воле и испытывает не ведомые ему чувства. Дикость натуры утёнка даёт выжить в нелёгкой участи, в жизни, где мало таких как он, не схожих с другими.

В сказке повествуется психологическое состояние утёнка с внутренним содержанием монолога, где  каждый читатель испытывает его переживания на себе. Даже когда собака на охоте пыталась на него напасть, он не посмел от его безобразного вида, подумал Гадкий утёнок. И решил полететь к самым красивым птицам с риском, или примут или убьют и так для него будет справедливо.

Автор указывает разницу внешности и внутреннего мира, желанием измениться к лучшему и добиться высот, вопреки всем преград.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Гадкий утенок Андерсена

Анализ сказки Гадкий утенок Андерсена

Популярные сегодня темы

  • Сочинение В чем противоречивость характера Печорина (рассуждение) 9 класс

    Лермонтов сделал своего Печорина очень противоречивым персонажем. С самого начала – ещё в описании говорится, что герой этот мерз, когда всем было жарко и наоборот. То есть у него даже с организмом что-то было не то. Что уж говорить о характере?!

  • Сочинение Волейбол — мой любимый вид спорта

    Меня всегда привлекали спортивные игры с мячом. На физкультуре в школе обучают многим дисциплинам, подробно объясняя правила. Из всех уроков, больше всего мне нравились те, на которых обучали волейболу.

  • Сочинение 9 мая День Победы

    9 мая – это особенный день для каждого и для всей нашей страны. Вечно будут находиться в наших сердцах те мучительные слезы и ужасы, которые видела наша земля.

  • Сочинение Трусость — мать жестокости

    Что же делает людей жестокими? Характер? Наследственность? Индивидуальные особенности? Да, присутствуют и такие случаи. Но мне кажется, что ключ к жестокости совершенно в другом

  • О чем заставляет задуматься повесть Станционный смотритель Пушкина сочинение 7 класс

    Небольшое по объему произведение заставляет задуматься о многих вопросах. В «Станционном смотрителе» нет однозначно отрицательных героев.

Какова мораль сказки «Гадкий утенок»

В сказке «Гадкий утенок», которую написал датчанин Ханс Христиан Андерсен, рассказывается про несчастного птенца, которого травили другие утки – обитатели птичьего двора, за то, что он был совершенно не похож на них. Они считали его некрасивым, безобразным. Не выдержав унижений, утенок сбежал и долго скитался, перенося нужду и опасности. А следующей весной он заметил прекрасных птиц на озере, поплыл к ним и вдруг увидел в воде, что сам стал такой же прекрасной птицей – лебедем. Бывший «гадкий утенок» был принят в лебединую стаю.

Какова мораль сказки «Гадкий утенок»

В чем мораль сказки «Гадкий утенок»

Главный смысл сказки Андерсена состоит в том, что надо стойко и терпеливо переносить трудности, невзгоды. Несчастному утенку (который на самом деле был лебедем) пришлось выдержать целый ряд жестоких испытаний в самом начале своей жизни. Его дразнили и травили грубые сородичи. От него отвернулась собственная мать-утка, убоявшись общественного мнения. Затем, когда он сбежал с птичьего двора и подружился с дикими гусями, этих гусей убили охотники, а сам утенок спасся лишь чудом. После этого несчастного утенка подобрала старушка и принесла в свой дом. Но его обитатели – кот и курица – смеялись над новым жильцом и бесцеремонно учили «уму-разуму». Утенку пришлось покинуть дом старушки, зиму он провел в камышах у озера, где следующей весной встретил прекрасных лебедей. И сказка закончилась счастливым исходом.

Мораль этой сказки в том, что жизнь может преподнести много нелегких испытаний, но надо не падать духом и не опускать руки. Ведь утенку-лебедю было очень трудно, но он все выдержал и в итоге стал счастливым.

Точно так же и человек, не склонившийся перед судьбой, в итоге может торжествовать победу.

Из-за чего вообще начались беды утенка

Мораль сказки состоит еще и в том, что не надо бояться быть непохожим на других. Утенок отличался по виду от других утят. То есть был не таким как все. И поэтому его начали дразнить и травить утки. Почему его бранили и бесцеремонно поучали кот и курица? Потому что он вел себя не так, как надо. То есть, опять был не таким как все! У утенка был выбор: или смириться с тем, что нельзя отличаться от других ни внешним видом, ни поведением, ни привычками, или вести себя в соответствии с принципом: «Да, я другой, но имею на это право!» И он сделал этот выбор, не испугавшись того, что навлечет на себя непонимание, брань и даже травлю.

Человеку также следует отстаивать право быть самим собой, даже если для этого придется пойти наперекор общественному мнению.

Некоторые знатоки творчества Андерсена считают, что в образе гадкого утенка автор сказки изобразил именно себя. Ведь Андерсену тоже пришлось вынести немало насмешек, непонимания и бесцеремонных поучений со стороны окружающих людей , прежде чем он стал известным писателем, да и его внешность весьма отличалась от облика «среднестатистического» датчанина. Никогда не опускайте руки, боритесь за свое счастье, невзирая на все преграды.

Литературно-методический анализ произведения

Г.Х.Андерсена «Гадкий утёнок».

1.  Жанр данного произведения – литературная сказка. Социально направленное изображение мещанского мира даётся в образах представителей животного царства. Вряд ли кто-нибудь подумает, что это сказка о животных. Совершенно ясно: речь в ней идёт о людях. Сказочник  изображает людей под видом животных и себя под видом гадкого утёнка?

     В сказках Андерсена рядом живут слёзы и смех, горе и радость – как в         настоящей жизни. Он понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь.

2.  Тема: счастливое спасение.

Проблема: борьба противоположностей: счастья и беды, добра и зла, самопожертвования и себялюбия, верности и предательства.  Конфликт с обществом перерастает в личный: « А мать прибавляла: «Глаза бы мои на тебя не глядели!». Поэтому герой сказки уходит в неизвестность, потому что «Лучше погибнуть от их (прекрасных лебедей) ударов, чем сносить щипки уток и кур, пинки птичницы да терпеть холод и голод зимой!» Не смирившись с жалкой участью отщепенца на птичьем дворе, Гадкий утёнок перемахнул через изгородь и был таков. Он скитался один; его преследовали опасности, голод и холод. Он чудом выжил в суровую зиму.

Место в ряду подобных. Современная тема: «Критика мещанства и аристократии» в первой половине 40-х годов – период создания таких сказок как «Гадкий утёнок», «Снежная королева», «Тень», в которых своеобразная новаторская художественная манера писателя приобретает более ярко выраженный характер. Писатель сближает сказку с жизнью, с реальным миром. Велико гуманистическое, идейное и эстетическое значение этих сказок, раскрывающих мир больших и чистых человеческих чувств, глубоких и благородных мыслей.

Название.  Главный герой – Гадкий утенок, что показано автором в названии. В названии – оксюморон: гадкое и прекрасное относится к одному герою и выделяет его из всех остальных жителей птичьего двора.

3. Композиционно-языковые особенности.  Новым для сказочного жанра явился живой и эмоциональный язык произведения, близкий к разговорному, и своеобразное построение сюжета. Важную роль в сказке играет автор-рассказчик с его симпатиями и антипатиями, с характерной оценочной интонацией и определённостью суждения. Огромная лирическая волна авторского сочувствия как бы поднимает скромного героя, наполняет его образ светом и благородством. Человеческие портреты здесь приобретают остроту из-за упрощения. И особую прелесть им придаёт забавное противопоставление между их нечеловеческой средой и чересчур человеческими мыслями. Сказка понятна людям разных возрастов за превосходный литературный язык. Сказка состоит из трёх полных частей и девять микро- частей.  В конце сказки сказана почти та же фраза, что и в начале: “Ах, как тут было хорошо!”  Хорошо то, что увидено или может быть увидено сверху — широким взглядом. В начале сказки так мир и показан. С чьей точки зрения?  С высоты птичьего полёта, с точки зрения летящего лебедя. Так и будет отныне смотреть на мир бывший гадкий утёнок.                                           Приёмы, которые помогают донести до читателя сказочную мораль сказки?

  1. Иносказание
  2. Ирония
  3. Подтекст

4.  Характеристика героев.  Главный персонаж сказки.                                       Гадкого утёнка оценивают по его наружности и манерам. “Больно велик”, “не удался”, “несносный урод” — судят о нём. И ещё: “совсем рехнулся”, всё делает не так. Прежде чем увидеть мир глазами прекрасного лебедя, Гадкому утёнку  предстояло совершить три маленьких сказочных подвига — и так обрести веру в себя. Первый он совершил, когда перемахнул через изгородь и на свой страх и риск пустился по белу свету. Так он породнился с героями народной сказки: ведь сказочное счастье обретается только в конце пути.  По дороге испытывается не только его характер, но и его способность наблюдать и сопоставлять. На птичьем дворе, на болоте, в избушке ему внушают, в чём смысл жизни. На птичьем дворе говорят: в том, чтобы хорошо плавать, не упустить угриную головку и держать лапки врозь (заметили иронический намёк на мамаш, учащих своих чад держать ноги вместе?). На болоте говорят: в том, чтобы летать к барышням-гусыням. В избушке говорят: в том, чтобы нести яйца, мурлыкать, выгибать спинку и испускать искры. При этом все уверены, что их птичий двор, болото, избушка и есть центр мира: “Вот какие дела идут на белом свете!”; “Мы и весь свет”. И утёнок осознаёт: все говорят по-разному, потому что видят только своё. Тогда он начинает возражать: “Вы меня не понимаете!” Отказаться от корма и убежища на зиму, но всё же высказать свою точку зрения — это и есть второй подвиг Гадкого утёнка. А третий — это подвиг самопожертвования ради красоты: ведь утёнок готов умереть за счастье побыть с прекрасными птицами. И за это ему награда — прозрение. Андерсен указывает: внешнее неотделимо от внутреннего. Если смотрят на мир сквозь призму ограниченных представлений, то всё новое кажется уродливым. У тех, кто считает утёнка гадким, просто плохое зрение. Не утёнок безобразен —нелепы взгляды на мир.

Вот что важно: утёнок преобразится, как только будет увиден теми, кто по-настоящему красив. Только среди лебедей утёнок впервые увидит своё отражение. И посмотрит на себя по-другому: не глазами невзрачных уток, а глазами прекрасных лебедей. В конце сказки героя ждет победа в виде признания: «Новый лебедь лучше всех! Он красивый и молодой!». И сам герой восклицает: «О таком счастье я и не мечтал, когда был ещё гадким утёнком!»

5. Возможные виды работ с произведением.

     Словарная работа 

  1. Рожь – хлебный злак, молотые зёрна которого обычно служат для выпечки ржаного хлеба.
  2. Стог – куча плотно уложенного сена под открытым небом.
  3. Лопух – растение (репейник), у него широкий, овальной формы лист.
  4. Выкарабкались – после больших усилий вылезть из скорлупы.
  5. Озираться – оглядываться назад.
  6. Гадкий – некрасивый, вызывающий отвращение.
  7. Канава – длинный, неширокий ров.
  8. Бултыхнуться – падать в воду.
  9. Ров – длинное углубление, вырытое в земле.

Первичное восприятие текста сказки – чтение учителем (или хорошо читающие дети)  для пробуждения чувств, сострадания к чужой боли.

Вторичное осмысленное чтение – чтение сказки по частям, чтобы показать, как автор относится к своим героям.

Выразительное чтение (домашнее чтение), для передачи тона (загадочный), темпа (неторопливый).

Вопросы по тексту.

— О чем мы с вами прочитали?

— Где сидела утка?

— Прочитайте, как появились на свет утята.

— Какое первое слово они произнесли?

— Что ответила им утка?

— Что стали делать утята, когда уже выбрались из скорлупы?

— Почему утка-мать не мешала им разглядывать листья лопуха?

— Все ли утята сразу появились на свет?

— Почему утка снова уселась в чаще лопуха?

— Каким оказался, по мнению утки, последний утёнок?

— Что сказала утка, когда увидела последнего утёнка? На кого он был похож?

— Что сказала утка, когда увидела последнего родившегося утёнка?

— Должна ли была она так говорить?

— На кого он был похож, по мнению утки?

— Если бы вы были художниками, что бы вы нарисовали к первой части?

— Подумайте, где нужны паузы (остановки) при чтении, какие слова нужно выделить голосом при чтении.

— Куда отправилась утка со своей семьёй?

— Как утята учились плавать?

— Как плавал серый утёнок?

— О каких опасностях предупредила утка своих деток? (Чтобы они береглись кошек и смотрели, чтобы на них никто не наступил)

— Что ожидало бедного, некрасивого утенка на птичьем дворе? (Его клевали и толкали, никто не давал ему проходу)

— Что говорили о нем на птичьем дворе?

— Как повел себя индейский петух? (Подлетел, залопотал, гребешок у него налился кровью)

— Как страдал утенок из-за своей внешности? (Он жалел, что родился таким, что никто не хочет с ним из-за этого дружить)

— Когда будем читать, что передадим слушателям? Какова задача нашего чтения? (Нам очень жаль бедного утенка, который не виноват, что родился таким. Своим чтением, мы будем осуждать все тех, кто обижал его, несмотря на его доброе и золотое сердце.)

— Почему утенку пришлось бежать с птичьего двора? (Все его гнали, обижали, даже мама, братья и сестры называли его уродом; куры клевали, утки щипали, а девочка, кормившая кур – отталкивала ногой).

— Имели ли все на это право? (Нет, он не виноват, что родился таким, он добрый – а это главное качество).

Составление плана сказки и пересказ по плану.

1.Утка высиживает утят.

2.Утята появились на свет и стали познавать мир.

3.Самым последним вылупился огромный   некрасивый птенец.

4.Утята знакомятся с обществом на птичьем дворе.

5.Бедный утёнок стал посмешищем двора.

6.Бедняжка убегает, сам не зная куда.

7.Встреча с красивыми птицами осенним вечером.

8.Гадкий утёнок переживает суровую зиму.

9.Счастливая встреча с прекрасными лебедями  весной..

Подбор пословиц к сказке.

  1. Язык острее меча.
  2. Некрасив собой, но красив душой.
  3. Суди не по внешности, а суди по делам.
  4. Всему свое время.
  5. Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.
  6. Не бросай друга в несчастье.
  7. Друзья познаются в беде.

7.  Андерсен по-своему понимает закон сказочной справедливости. Он учит: судьба жестоко смеётся над себялюбцами. Пусть эгоисты считают, что на них сошёлся свет клином, — смерть-то об этом не знает. Они ещё любуются и гордятся собой, но смерть близко, и им от неё не спастись. В «Гадком утёнке» есть мораль явная и скрытая. Явная только лукаво обманывает читателя. Смысл сказки вовсе не в том, о чём сказано прямо: “Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца!” В скрытой морали — настоящий смысл сказки: когда ты что-то любишь больше себя, больше собственной жизни, тогда уже смерть не имеет над тобой полной власти. Андерсен хотел показать своей сказкой, что заложенные в человеке дарования и высокие моральные качества, скрытые порой  под бедными одеждами и неприглядной внешностью, в конце концов победят!


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Ганс Христиан Андерсен (1805 –1875 г.) – родился 2 апреля 1805 г. в Оденсе на датском острове Фюн (Рис 1). Он написал очень много, но русским читателям хорошо известно только собрание его сказок, составляющая лучшую, но меньшую часть его произведений. Сказки эти переведены на все языки, выдержавшие множество изданий, и доставили, главным образом, славу своему автору. Успех к Г.Х.Андерсену пришёл далеко не сразу. Сейчас, Г.Х.Андерсен считается, выдающимся датским писателем и поэтом, автор таких всемирно известных сказок как «Принцесса на горошине», «Гадкий утенок», «Тень», «Новое платье короля» и др. [2] .

Сказка, по Андерсену, не связана с представлениями о веселой, радостной, внешне благополучной жизни. В фольклорной сказке мы привыкли к счастливому концу, но в андерсеновской сказке такой конец встречается крайне редко. Радость и счастье — в стремлении к добру, в твердом сопротивлении человека мрачным силам действительности, в бескорыстной борьбе за правду. Хотя сказки Андерсена по своей форме, сюжетам большей частью вполне доступны детям, тем не менее, писатель умеет ставить в них большие жизненные проблемы.

Также сказки Андерсона всегда связаны с реальностью: и по содержанию, раскрывая основные коллизии — борьбу Добра со Злом, Правды с Кривдой, Трудолюбия и Тунеядства; и по своей направленности, выдвигая перед человеком высокие моральные идеалы и уча его руководствоваться ими. Но у сказки есть свои специфические средства, одним из которых является фантастика — прием, не уводящий сказку от жизни, а позволяющий взглянуть на жизнь с необычной точки зрения. Суть сказки заключается в ее реальности, и только сама жизнь и является источником сказки, смыслом ее существования.

Немало мотивов творчества Андерсена присоединяются к традиционным романтичным мотивам. Его сказки отображают собой мир мечты. В том числе и сама сказка «Гадкий утенок» отображает этот мир мечты. Разобраться, в котором можно при последующем прочтении сказки.

История написания сказки «Гадкий утёнок» Гансом Христианом Андерсеном достаточно интересна. В сюжете произведения и жизненном пути автора можно проследить чёткую взаимосвязь. Дело в том, что жизненный путь писателя очень труден и тернист. Г.Х. Андерсен родился в очень бедной семье, при этом был долговязым подростком с удлинёнными и тонкими конечностями, шеей и таким же длинным носом. В молодости его, также как и героя его сказки «Гадкий утенок», постоянно «трепали» и «клевали» все кому, не попадя, из-за его «плебейского» происхождения. Писатель сближает сказку с жизнью, с реальным миром. Жанр данного произведения – литературная сказка. Вряд ли кто-нибудь подумает, что это сказка о животных. Совершенно ясно: речь в ней идёт о людях. Сказочник изображает людей под видом животных и себя под видом гадкого утёнка. Автор использует в сказке прием антропоморфизма, т.е. наделяет всех животных разными человеческими качествами [4].

Сказка «Гадкий утенок» [5] впервые опубликована 11 ноября 1843 года. Перевод с датского на русский был выполнен Анной Васильевной Ганзен. Изучается в 3 классе, по учебнику «Родная речь», по программе «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова [1].

Анализ сказки целесообразно начать с названия. По толковому словарю Ожегова «утенок — это птенец утки»[3, 842c], а «гадкий – очень плохой, мерзкий, вызывающий отвращение» [3, 124c]. Вместе, такое сочетание «гадкий утенок» обозначает – противный утенок. С одной стороны это странно, потому что слово «утенок» само по себе не вызывает отрицательных эмоций, так как утенок – это маленький детеныш. Но с другой стороны автор использует такое оценочное слово как «гадкий», который делает образ утенка безобразным, противным. Мы видим, что уже в самом названии закладывается противоречивость обозначений. И возникает эстетическая проблема – «А может ли утенок быть гадким?». На этот вопрос читатель может ответить, только после непосредственного прочтения сказки. Автор тем самым дает возможность самому читателя поразмыслить над этим. Также из названия мы можем сделать вывод, что главным героем сказки также будет утенок, который будет не совсем обычным. Автор задействовал оксюморон: гадкое и прекрасное относятся к одному герою, и выделяет его из всех остальных жителей птичьего двора.

Дальнейший анализ сказки будет разделен на сюжетные линии, такие как: завязка, развитие действий (или развитие конфликта), кульминация и развязка.

Первая сцена сказки начинается с описания природы «Хорошо было за городом! Стояло лето. На полях уже золотилась рожь, овес зеленел, сено было смётано в стога; по зеленому лугу расхаживал длинноногий аист и болтал по-египетски — этому языку он выучился у своей матери. За полями и лугами темнел большой лес, а в лесу прятались глубокие синие озера. Да, хорошо было за городом! Солнце освещало старую усадьбу, окруженную глубокими канавами с водой. Вся земля — от стен дома до самой воды — заросла лопухом, да таким высоким, что маленькие дети могли стоять под самыми крупными его листьями во весь рост» (Рис. 2). В этом абзаце нет ни сказочного мотива, ни связи с названием сказки, а только описание природы, которое вызывает у читателя хорошее настроение. В следующем абзаце мы встречаемся с уткой (Рис. 3) «В чаще лопуха было так же глухо и дико, как в густом лесу, и вот там-то сидела на яйцах утка», и можем уже предположить, что эта утка, возможно, связана с утенком, про которого и будет говориться в сказке. Со следующих абзацев начинается и сама завязка сказки «Наконец яичные скорлупки затрещали. Утята зашевелились, застучали клювами и высунули головки… Ну что, все уже выбрались? – И она поднялась на ноги. — Ах, нет, еще не все… Самое большое яйцо целехонько!». Тут мы замечаем необычность ситуации, все птенцы уже вылупились, но одно яйцо ещё нет, и оно явно отличается от всех других, что подчеркивается таким сочетанием слов как «самое большое яйцо». И сразу возникает вопрос – значит, это яйцо чем-то отличается от всех других, что можно увидеть и в разговоре мамы утки со старой уткой «Уж не индюшечье ли оно, чего доброго?». То есть в данных абзацах уже намечается завязка конфликта сказки.

После завязки начинается самая большая по объему часть – развитие действий. Этой части можно дать название «птичий двор». Она начинается с вылупления последнего утенка «И вот, наконец, большое яйцо треснуло. — Пип! Пип! — пропищал птенец и вывалился из скорлупы. (Рис. 4) Но какой же он был большой и гадкий! Утка оглядела его со всех сторон и всплеснула крыльями. — Ужасный урод! — сказала она. — И совсем не похож на других! Уж не индюшонок ли это, в самом деле?». В этих строках автор использует такие оценочные слова как «большой и гадкий», «ужасный урод». Посредством этих строк у читателя в голове возникает образ безобразного утенка, но пока мы не можем точно определить, а так ли это на самом деле утенок безобразен, как его описали. И здесь продолжается тема непохожести утенка на остальных. Также мы впервые встречаемся со словом, задействованным в названии сказки «гадкий», относящееся к самому последнему утенку.

В последующих абзацах мы видим, что первоначальная оценка мамы утки своего необычного птенца меняется, когда она замечает, как он старается плавать «- Какой же это индюшонок? — сказала утка. — Вон как славно гребет лапками! И как прямо держится! Нет, это мой собственный сын. Да он вовсе не так дурен, если хорошенько присмотреться к нему». В этих строках отображается забота, гордость и нежность мамы утки к утенку, это показывается такими словами, как «славно гребет», «мой собственный сын», «не так дурен».

Дальнейшее развитие действий приводит нас к самому разгару конфликта сюжета «Ну вот, еще целая орава! Точно без них нас мало было! А один-то, какой гадкий! Этого уж мы никак не потерпим! И сейчас же одна утка подлетела и клюнула его в шею. — Оставьте его! — сказала утка-мать. — Ведь он вам ничего не сделал! — Положим, что так. Но какой-то он большой и несуразный! — прошипела злая утка. — Не мешает его немного проучить». (Рис. 4) Посредством этих строк у читателя меняется мнение об утенке и птичьем дворе. В этих строках также показано отношение автора к жителям птичьего двора. Он обозначает одну из уток — «злая утка», тем самым, показывая свое неодобрение к словам и действиям обитателей птичьего двора. Тем самым читатель может сделать вывод, что не утенок на самом деле гадкий и безобразный, как первоначально описывался, а жители птичьего двора, которые оценивают и не принимают утенка из-за его внешнего вида. В этом абзаце мы можем увидеть нравственную проблему. Можно ли унижать и отвергать человека, лишь из-за его непохожести на других? Для этого в начальной школе учитель может побеседовать с детьми на тему толерантности, рассказать детям про людей другой нации, которые по каким та внешним признакам отличаются от нас. Также после прочтения этих строк у читателя возникает сочувствие к утенку, он ведь не виноват, что родился не таким как все.

«Бедный утенок просто не знал, что ему делать, куда деваться. И надо же было ему уродиться таким гадким, что весь птичий двор смеется над ним!» здесь мы снова видим оценку автора утенка. Мы видим, что он сочувствует утенку «бедный утенок». В последующих абзацах мы можем заметить, что даже сложившаяся положительная оценка мамы утки о своем необычном утенке, со временем, под давлением общественного мнения, тоже меняется, и в не лучшую сторону «Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры сердито говорили ему: «Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!» А мать прибавляла: “Глаза б мои на тебя не глядели!” Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, отталкивала его ногою». Проблема неприятия утенка продолжается и в этих абзацах, но из общественного неприятия эта проблема перерастает уже и в личную, ведь даже сестры и братья и даже сама мама не хотели принимать теперь утенка. И не выдержав всех издевательств, утенок сбегает с птичьего двора.

В этих абзацах мы впервые встречаемся с главной проблемой, задействованной в теме сказки, а именно с проблемой противостояния мира мечты и мира реальности. И мы можем установить, какие персонажи, будут принадлежать к какому миру. Как уже было сказано, читатель понимает, что ни утенок является гадким существом, он лишь маленький детеныш, который никому не желает зла, а представители птичьего двора, которые хотят наказать утенка за его непохожесть на всех остальных, они и являются на самом деле гадкими. То есть утенок будет относиться к миру мечты (прекрасному), а птичий двор – к миру реальности (гадкому). Так ли это будет на всем протяжении сказки, мы узнаем только при дальнейшем анализе сказки.

После описания некоторых персонажей птичьего двора, можно дать им характеристику. Утка-мать в этой сказке обладает несколькими качествами: она одновременно олицетворяет амбивалентную мать, мать-неудачницу и мать-сироту. Амбивалентность заключается в том, что она отрезана от материнских инстинктов, лишена их. Эмоционально она разрывается на части и потому прислушивается к мнению окружающих, и лишает в итоге ребенка-чужака своей опеки. Хотя поначалу она пытается стоять на своем, непохожесть утенка на других начинает угрожать ее безопасности в собственном обществе и она сдается. Также мы видим, что утка сообщает утятам, что мир “тянется далеко-далеко”.

Образ животных со двора – можно охарактеризовать всех животных, находящихся во дворе, как единое целое. Автор использует такой прием как антропоморфизм животных в людей, то есть наделяет животных человеческими качествами.

Мы можем сделать вывод, что жители птичьего двора, в том числе и мама-утка являются представителями конформизма — термин, обозначающий приспособленчество, отсутствие собственной позиции, принятие мнения большинства или признанного авторитета. И таким авторитетом для всех является в данном случае уважаемая утка на хозяйском дворе, об этом говорит красная ленточка на её лапке, она испанской породы, и именно поэтому такая жирная. Эта птица представляет наибольшую ценность для хозяев, и наличие такого красного лоскутка считается наивысшей мерой значимости. И поэтому она решала, как всем нужно жить и что делать.

В дальнейших абзацах мы видим зародившуюся надежду о счастье утенка, а именно во встрече утенка с двумя дикими гусаками, которым было все равно, как выглядит утенок, и которые даже приняли его образ забавным «– Ты такой чудной, что на тебя смотреть весело. Хочешь дружить с нами? Ты так забавен…». По толковому словарю Ожегова «гусак — самец гуся» [3, 149c]. Но надежда быстро оборвалась, так же, как и зародилась «Пиф! Паф! – раздалось вдруг над болотом, и оба гусака упали в камыши мертвыми, а вода покраснела от крови. Пиф! Паф! – раздалось опять, и целая стая диких гусей поднялась над болотом. Выстрел гремел за выстрелом. Охотники окружили болото со всех сторон; некоторые из них забрались на деревья и вели стрельбу сверху». И снова жизнь возвращает утенка в реальность, в которой ему предстоит ещё много что пережить, чтобы выжить в этом мире.

Далее развития действий переносится к избушке. Где утенок повстречал старушку, живущую с курицей и котом (Рис. 6). Увидев утенка, старушка сначала обрадовалась ему «– Вот так находка! – сказала старушка. – Теперь у меня будут утиные яйца. И она решила оставить бездомную птицу у себя». Мы видим, что старушке было все равно как выглядит утенок, и она вовсе не посчитала его гадким. Но как в дальнейшем показывает автор, настоящими хозяевами избушки была не старушка, а кот с курицей «Настоящим хозяином в доме был кот, а хозяйкой – курица. Оба они всегда говорили: “Мы и весь свет!”». Из этих строк мы видим крайне завышенную самооценку кота и курицы, которую они пытались подтверждать при каждом общении с утенком «– Умеешь ты нести яйца? – спросила она утенка. – Нет! – Так и держи язык на привязи! А кот спросил: – Умеешь ты выгибать спину, сыпать искрами и мурлыкать? – Нет! – Так и не суйся со своим мнением, когда говорят умные люди! И утенок сидел в углу, нахохлившись». Слово«нахохлившись» в данном значении обозначает – «ежиться, взъерошивая перья и втягивая голову (о птицах)», то есть показывает, что утенок боялся курицы и кота. [3, 298c]. Но если разобраться по подробней, то мы можем увидеть, что вся самоуверенность, отображаемая словами «мы и весь свет», «умные люди», кота и курицы, отображают их узкий кругозор и глупость. Ведь они даже не ведают, что избушка ещё чуть-чуть — и развалится, что старушка немощна, что вовсе не долгий срок отпущен для их самодовольной жизни «Избушка до того обветшала, что готова была упасть, да не знала, на какой бок, потому и держалась…дверь избушки соскочила с одной петли и так перекосилась, что сквозь щель можно легко пробраться внутрь». И вновь мы видим, что сказочность сказки состоит именно в том, что животные умеют говорить, но на самом деле отображают собой образы людей.

Вскоре у утенка появляется одно желание, он захотел выйти на волю, и поплавать. Но коту с курицей эта идея показалась глупой «Ну, что еще выдумал? – напустилась на него курица. – Бездельничаешь, вот тебе в голову и лезет всякая чепуха! Неси-ка яйца или мурлычь, дурь-то и пройдет!». И, несмотря на все доводы утенка, кот с курицей ни как не хотели его понимать, не хотели разделять его интересов. Здесь мы можем заменить, что кот с курицей не привыкли видеть что-либо дальше своего величия, и поэтому не видят смысла в путешествии, открытии чего-то нового для себя, и тем более смысла покидать избушку. И утенку пришлось снова покинуть прижитое место, уйти из избушки, чтобы попробовать осуществить свое желание. Автор показывает тем самым, стремление утенка к чему-то новому, ему наскучила все время сидеть в избушке и ничего не делать, и, несмотря на его заниженную самооценку и неспособность противостоять другим, он все равно старается видеть в окружающих вещах, что-то прекрасное.

После знакомства с этой частью сказки можно охарактеризовать образы встречающихся персонажей.

Кот и Курица – они описываются автором, как самодовольные, хвастливыми я персонажи, которые считали себя главными не только в доме, но и называли себя самих «половиной всего света, притом – лучшею его половиной», хотя, на самом деле, ничего особенного из себя и не представляли. Такое тоже может вполне встречаться и в реальной жизни. Кот и курица также являются представителями реального мира, которые смеются над теми, у кого есть мечты.

Дальнейшие события приводят нас к следующей сюжетной линии. С наступлением осени пришли холода «Листья на деревьях пожелтели и побурели. Они так и сыпались с ветвей, а ветер подхватывал их и кружил по воздуху. Стало очень холодно… Плохо приходилось бедному утенку». И здесь мы видим, что утенку приходится теперь переживать не только издевательское отношение к себе, но и природные условия.

Но вскоре утенок замечает прекрасных лебедей, которые пролетали над ним. И снова утенок начинает испытывать маленькое счастье, ведь ничего прекраснее он в жизни ещё не видел «Раз под вечер, когда солнышко еще сияло на небе, из-за леса поднялась целая стая чудесных, больших птиц. Таких красивых птиц утенок никогда еще не видел – все белые как снег, с длинными гибкими шеями…Это были лебеди» (Рис. 7). Автор использует самые разнообразные эпитеты, сравнительные обороты для описания красоты лебедей: «красивых птиц», «чудесных», «с длинными гибкими шеями», тем самым, показывая насколько прекрасны, грациозны и чисты эти птицы «белые как снег». Также автор посредством такого описания показывает и свою оценку к лебедям, он не считает их злыми, не описывает их самодовольными, в отличие от жителей птичьего двора. Лебеди будут, является противоположностью образам жителей птичьего двора, то есть будут относиться больше к прекрасному миру. И можем пока предположить, что, возможно, именно они смогут принять утенка таким, какой он есть.

Утенок не знал, как зовут этих птиц, не знал, куда они летят, но полюбил их, как не любил до сих пор никого на свете. Красоте их он не завидовал. Ему и в голову не приходило, что он может быть таким же красивым, как они. Он был рад-радехонек, если бы хоть утки не отталкивали его от себя. Бедный гадкий утенок!» в этих строках мы видим, что посредством всех издевательств и оскорблений, утенок и сам уже верил, что он настолько ужасен, что и рад был бы довольствоваться простым общением с любым, кто не стал бы его отвергать. А также с помощью слов «был рад-радехонек», то есть в очень радостном настроении [3, 639c], «полюбил их, как не любил до сих пор никого на свете», мы видим, что, несмотря на отношение птичьего двора к утенку, он их вовсе ни ненавидел, но и не любил, так, как полюбил лебедей с первого взгляда, потому что увидел в них луч надежды и счастья.

С наступлением зимы жизнь для утенка стала ещё более невыносимой «Зима настала холодная-прехолодная. Утенок должен был плавать по озеру без отдыха, чтобы не дать воде замерзнуть совсем, но с каждой ночью полынья, в которой он плавал, становилась все меньше и меньше. Мороз был такой, что даже лед потрескивал. Утенок без устали работал лапками. Под конец он совсем выбился из сил, растянулся и примерз ко льду». Примерзшего утенка нашел крестьянин, который по доброте душевной спас его и отнес к себе домой. Но утенок, уже не надеясь, на то, что его кто-то может принять и полюбить, отогревшись в домике, и увидев детей, которые хотели с ним поиграть, подумал, что они тоже хотят его обидеть и тут же убежал из домика. Также в этом абзаце мы видим, что, несмотря на все жизненные трудности, утенок старается изо всех сил выжить «Утенок без устали работал лапками».

С наступлением весны события приводят нас к кульминации развития сказки «Утенок выбрался из камышей, где он прятался всю зиму, взмахнул крыльями и полетел. Крылья его теперь были куда крепче прежнего, они зашумели и подняли его над землей. Не успел он опомниться, как долетел уже до большого сада». В этом абзаце у читателя возникают подозрения, что утенок как-то преобразился, что-то с ним случилось за зиму «крылья крепче прежнего», «полетел», но что именно автор пока не раскрывает, а дает лишь возможность нам самим пофантазировать. Да и сам утенок пока что не понимает, что с ним произошло.

Дальнейшие действия намечают разрешение конфликта, утенок вновь видит лебедей «Полечу к ним, к этим величавым птицам. Они, наверно, заклюют меня насмерть за то, что я, такой гадкий, осмелился приблизиться к ним. Но все равно! Лучше погибнуть от их ударов, чем сносить щипки уток и кур, пинки птичницы да терпеть холод и голод зимою!” И он опустился на воду и поплыл навстречу прекрасным лебедям, а лебеди, завидев его, замахали крыльями и поплыли прямо к нему. – Убейте меня! – сказал гадкий утенок и низко опустил голову». Этот абзац показывает, что для утенка даже получить смерть от лебедей будет небольшой платой, за то, чтобы, хотя бы приблизиться к ним. Но и даже это будет для утенка лучше, чем было терпеть все издевательства от птичьего двора и претерпевать природные условия. Также мы видим, что утенок уже отчаялся, что его может кто-то полюбить и принять таким, какой он есть, и он даже уже совсем поверил в свою безобразность, и решает напоследок осуществить свою мечту, встретиться с этими прекрасными птицами, как описывает их автор «величавые птицы», даже если те, его за это заклюют (Рис. 8).

Следующий абзац полностью раскрывает конфликт ситуации «И вдруг в чистой, как зеркало, воде он увидел свое собственное отражение. Он был уже не гадким темно-серым утенком, а красивым белым лебедем!». Мы видим, что автор при описании утенка использует уже антонимичные слова, первоначальным словам «гадкий, безобразный», такие как «красивый белый лебедь». И тут читатель понимает, что произошло с утенком, и кем на самом деле изначально он был, вовсе не «гадким утенком», которым его все считали, а «красивым лебедем», и что, произошел естественный путь превращение утенка в прекрасного лебедя. Также, если вспомнить первоначальное описание автором утенка, то мы можем заметить, что тогда утенок сторонился своего отражения, из-за того, что считал себя безобразным и недостойным любоваться на себя, а сейчас он случайно увидел себя, и не просто в воде, а «в чистой как зеркало» воде. В данном случае автор сравнивает прилагательное чистый с зеркалом, в котором «чистый – это честный, правдивый, совершенный, самый настоящий (разг.)» [3, 886c], а слово «зеркало – обозначает предмет, предназначенный для отображения того, что находится перед ним» [3, 229c], то есть новый образ утенка, мы видим через самое правдивое и искреннее отражение.

В последних абзацах наступает долгожданная развязка сказки «Теперь утенок был даже рад, что перенес столько горя и бед. Он много вытерпел и поэтому мог лучше оценить свое счастье. А большие лебеди плавали вокруг и гладили его своими клювами… И дети, и взрослые говорили: – Новый лебедь лучше всех! Он такой красивый и молодой!». Мы видим, что, наконец-то, тяжелый, тернистый пусть «утенка» закончился, и мечта утенка осуществилась, его полюбили, приняли, и ему больше не придется страдать от одиночества. Также автор снова использует оценочные слова для отображения образа утенка «такой красивый и молодой», но которые противоположны первоначальному описанию утенка: «гадкий», «безобразный», «урод». С помощью слов «рад», «счастье», которые обозначают «чувство радости, удовольствия по какому-нибудь поводу» и «чувство и состояние полного, высшего удовлетворения» (которые являются и антонимичными словам: «горе», «беды»), автор показывает тем самым, что утенок наконец-то обрел, то, что так долго искал «И вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик: – Нет, о таком счастье я и не мечтал, когда был еще гадким утенком!» (Рис. 9).

После проведенного анализа мы можем ответить на вопрос и сделать вывод «Являлся ли утенок гадким?» и, к какому миру, в конечном счете, он относится. И тут читатель однозначно понимает, что утенок не был безобразным и в самом начале сказки, а как раз-таки были гадкими представители птичьего двора, кот с курицей и другие животные, с их предвзятым отношением к утенку и взглядами на мир. И представителями реального мира, то есть гадкого, будут именно они, а к миру мечты – миру прекрасного будут относиться утенок и лебеди, которые несли в себя чистоту и любовь.

Образ главного героя произведения – утенка, автор описывает на протяжении всей сказки. Про утенка мы можем сказать, что он является искренним, чистым в своих намерениях, и, несмотря на все нападки, на него, он не озлобился и не стал таким же, как представители птичьего двора, а наоборот хотел, чтобы они его полюбили. Также он представляется нам как, упорным «Мороз был такой, что даже лед потрескивал. Утенок без устали работал лапками» и чувственным, умеющим любить. И мы видим, что перед тем, кто остаётся чистым в душе, судьба обязательно не останется в долгу.

После тщательного анализа, можно сделать общие выводы по сказке. Гадкого утёнка оценивали по его наружности и манерам «Больно велик», «не удался», «несносный урод» — судят о нём. Прежде чем увидеть мир глазами прекрасного лебедя, Гадкому утёнку предстояло совершить два маленьких сказочных подвига — и так обрести веру в себя. Первый он совершил, когда перемахнул через изгородь и пустился, куда глаза глядят по белу свету. Так он породнился с героями народной сказки: ведь сказочное счастье обретается только в конце пути. На птичьем дворе, на болоте, в избушке ему внушают, в чём смысл жизни. На птичьем дворе говорят «в том, чтобы хорошо плавать, не упустить утиную головку и держать лапки врозь». На болоте говорят «в том, чтобы летать к барышням-гусыням». В избушке говорят «в том, чтобы нести яйца, мурлыкать и выгибать спинку». При этом все уверены, что их птичий двор, болото, избушка и есть центр мира: «Вот какие дела идут на белом свете!», «Мы и весь свет!». И утёнок осознаёт: все говорят по-разному, потому что видят только своё. Отказаться от корма и убежища на зиму, но всё же попытаться приблизиться к своей мечте — это и есть второй подвиг Гадкого утёнка, ведь утёнок готов был даже умереть за счастье побыть с прекрасными птицами. И за это ему награда — прозрение. Андерсен указывает: внешнее неотделимо от внутреннего. Если смотрят на мир сквозь призму ограниченных представлений, то всё новое кажется уродливым. У тех, кто считает утёнка гадким, просто плохое зрение. Не утёнок безобразен — нелепы взгляды на мир.

Как можно было заметить на протяжении всей сказки, важную роль в сказке играет автор-рассказчик с его симпатиями и антипатиями, с характерной оценочной интонацией и определённостью суждения. Огромная лирическая волна авторского сочувствия как бы поднимает скромного героя, наполняет его образ светом и благородством.

Таким образом, в «Гадком утенке», четко прослеживается противостояние двух сторон: утенка и лебедей, с одной стороны, и всего остального мира, с другой. Именно в этом и заключается главная идея Андерсена: он хотел донести до читателя свою мысль: зачастую в нашем мире людям, выделяющимся из окружающегося общества, приходится очень тяжело, и, чтобы чего-либо достигнуть, приходится пройти весьма нелёгкий и тернистый путь. Тем самым автор показывает посредством этого произведения вечную истину: любой человек прекрасен такой, какой он есть, и не нужно подстраивать под мнение окружающих. А этому «особенному» человеку просто нужно оставаться самим собой и продолжать двигаться к намеченным целям.

Список литературы

1.«Родная речь»: учебник для 3 класса: в 2 ч. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. — М.: Просвещение, 2010.

2.Андерсен Г. Х. Гадкий утенок — М.: Детская литература, 1977.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М.: Высшая школа, 1993.

4.Литературный глоссарий [Электронный ресурс]: режим доступа: http://www.bukinistu.ru/biografiya-gans-hristian-andersen.html.

5.APHORISMS.SU [Электронный ресурс]: режим доступа: http://aphorisms.su/skazki/gans_hristian_andersen/index.html.

Рис.1. Ганс Христиан Андерсен (1805 –1875 г.)

Рис. 2. Описание природы

Рис. 3. Мама утка

Рис. 4. Вылупление утенка

Рис. 5. Птичий двор издевается над утенком

Рис. 6. Утенок в избушке у кота с курицей

Рис. 7. Лебеди

Рис. 8. Встреча с лебедями

Рис. 9. Перевоплощение утенка

22

Жанровая направленность произведения представляет собой авторскую литературную сказку, в которой повествование ведется от имени представителей животного мира.

Основной тематикой сказки является образ счастливого спасения главного персонажа произведения утенка, ставшего впоследствии прекрасным лебедем.

В качестве проблемы произведения автор рассматривает борьбу противоположностей, представляющихся счастьем, бедой, добром, злом, самопожертвованием, эгоизмом, верностью и предательством.

Отличительной особенностью сказки является применение писателем композиционно-языковых элементов, заключающихся в живом и эмоциональном языке, близким к разговорному, а также ведение повествования от имени рассказчика, выражающего свои антипатии и симпатии в сочетании с характерной оценочной интонацией и определенным стилем суждения.

Художественные приемы, используемые в произведении, представляют собой иносказание, иронию, подтекст.

Сюжетная линия сказки разворачивается в период взросления маленького Гадкого утенка, постепенно превращающегося в гордую и величественную птицу, совершившего в это время три небольших собственных сказочных подвига. Первый из них заключается в обретении веры в собственные силы, второй — в умении доказывать и выражать свою точку зрения, а третьим подвигом является самопожертвование ради красоты, выразившийся в готовности главного героя отдать собственную жизнь только за несколько минут, проведенных с прекрасными лебедями.

Сюжет произведения имеет в своей основы мифологические сказания, которые повествуют об изгнаннике, испытывающем невероятные чувства. Автор талантливо передает психологическое состояние главного героя, который оказывается в положении отвергнутого окружающим миром по причине своего неприглядного вида, тем самым демонстрируя разницу в отношении внешнего и внутреннего мира, а также желание изменений в жизни и стремление это осуществить.

Авторский смысл сказки состоит в изображении волшебного и жизненного в тесном сочетании, а также необходимости взгляда на внутренний мир окружающих людей.

Сказка имеет оттенок автобиографичности, поскольку автору в своей жизни также пришлось преодолевать неприятие его обществом, терпя насмешки, издевательства, предательство и даже ненависть.

2 вариант

Андерсен в жизни написал много удивительных сказок, оставляющий в сердцах детей веру в светлое будущее.

Одним из этих чудесных сказок является «Гадкий утёнок», чем-то определённая с чудной внешностью Андерсена в жизни. Люди, считавшие его странным, относились к нему не доверием и насмешками, причиной не привычного состояния души и натуры.

Жизнь Христиана была полна трудностями,  испытаниями и унижениями, однако упорства, как и у «Гадкого утёнка» было не занимать. Он супротивился всем невзгодам и решился на путешествие вопреки всем злым языкам. В дороге встречались разные персонажи, которым порой доказывал своё мнение  во вред наличию еды и крыши над головой.

Самое главное он мог пожертвовать самим собой лишь бы стать привлекательным и обрести истинную красоту, что дала встреча с прелестными лебедями.

Смысл рассказа дает понять людям оценивающую красоту по внешнему виду, не видя внутренних достоинств и возможностей. В сказке автор учит детей раскрывать в людях моральные качества, внутреннюю содержимость и другие личные достоинства, скрывающиеся за бедной одеждой и неприглядной внешностью.

Гадкий утёнок не скрывал свой вид и признавал недостатки внешности, терпя испытания и трудные минуты жизни, чем был отблагодарён судьбой и риском, на который он пошёл.

Произведение богато фантазией, источником которой является сама жизнь, где есть гадкие, но умные; пошлые, но смелые, и мире, где нет уникальных во всем, но уникальны друг от друга.

Сюжет сказки основан на мифологии, повествующий образ изгнанника, где герой произведения впадает в истории не по своей воле и испытывает не ведомые ему чувства. Дикость натуры утёнка даёт выжить в нелёгкой участи, в жизни, где мало таких как он, не схожих с другими.

В сказке повествуется психологическое состояние утёнка с внутренним содержанием монолога, где  каждый читатель испытывает его переживания на себе. Даже когда собака на охоте пыталась на него напасть, он не посмел от его безобразного вида, подумал Гадкий утёнок. И решил полететь к самым красивым птицам с риском, или примут или убьют и так для него будет справедливо.

Автор указывает разницу внешности и внутреннего мира, желанием измениться к лучшему и добиться высот, вопреки всем преград.

  • Особенности русской литературы первой половины 19 века сочинение
  • Особенности русской литературной сказки 20 века
  • Особенности русских народных сказок виды сказок
  • Осталось по прежнему как пишется
  • Осталось немного как пишется