Особенности сказки иван крестьянский сын и чудо юдо

Предмет

Литература

Класс

5

Тема урока

Особенности сюжета сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Нравственное превосходство героя сказки

№ урока

9

Тип урока

 Первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Цели

Расширить представления учащихся о русских народных сказках, раскрыть особенности сюжета сказки, Познакомить с народной оценкой героев сказки.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Знать жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки;

уметь отличать виды сказок, характеризовать героев сказки, строить рассказ о герое, характеризовать его

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознаёт себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

№ этапа

Этап урока

УУД

Деятельность

учителя

учащихся

1

Мотивация

Цель : включение учащихся в деятельность

Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация;

нравственно-этическое оценивание

Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование

Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевоговысказывания

Вступит. слово:

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы на урок всем нам

Захотелось вновь прийти!

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте

2

Актуализация субъективного опыта

Цель:

актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

актуализировать мыслительные операции

Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль, рефлексия

Познавательные УУДпоиск информации, установление формулирование идеи, построение речевого высказывания.

Задаёт вопросы:

-К какому виду сказок относится прочитанная сказка?

-Как вы объясните название сказки? Почему речь идёт только об одном герое и чудо-юде?

В это же время выбирает эксперта для работы с «Толковым словарём».

Задание: найти значения слова герой.

Спрашивает детей:-_Как вы понимаете значение слова «герой»? Сколько значений имеет это слово?

Далее предлагает выступить эксперту и соотнести высказывания ребят с мнением специалиста.

Спрашивает у детей: -Почему сказку «Иван- крестьянский сын и чудо-юдо» называют героической?

— Чему посвящена эта сказка? Что она прославляет?

Учащиеся слушают учителя. Отвечают на вопросы. Слушают  мнение эксперта, соотносят свои версии с материалом «Толкового словаря».

3

Восприятие и осмысление учащимися нового материала

Цель:

-развитие умения анализировать, делать вывод;

— развитие мышления и грамотной речи учащихся;

Физминутка

Познавательные – понимание и осмысление прочитанной информации, систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение,

Личностные – осознание необходимости пополнения своих знаний и совершенствование своей речи.

Регулятивные УУД: прогнозир-ие, рефлексия, оценка.

Организует беседу по вопросам учебника-хрестоматии, предлагает просмотр презентации

-Чем занимались старик и старуха – родители трёх братьев? Почему братьям пришлось уехать? Как об это говорится в сказке?

Предлагает прочитать эпизод.

-Кого встретили братья в сожжённой деревне? Что их убедило в том, что они не напрасно покинули родной дом?

Отвечают на вопросы, оценивают ответы одноклассников,сопоставляют эпизоды со слайдами презентации, выразительно читают эпизод

4

Первичная проверка понимания

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи

Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация.

Регулятивные УУД: прогнозир-ие

Познавательные УУД: выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждения, установление причинно-следственных связей, сравнение, моделирование.

Коммуникативные УУД: умение ясно, точно выражать свои мысли,  регуляция речевого поведения, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группы сверстников, владение монологической и диалогической формами речи.

Организует работу по составлению кластера «Образ Ивана».

Организует групповую работу, предлагает найти в тексте слова, над которыми Иван в первый раз заставляет задуматься братьев об опасности их положения. Даёт задание: прочитать, как описывается появление чуда-юда о шести головах, о девяти головах, о двенадцати головах.

-Испугался, дрогнул Иван от увиденного? Почему?

— Как ведёт себя Иван при каждой встрече с чудом-юдом?

-А как ведут себя братья? Зачем нужны бесполезные помощники?

Обобщает высказывания детей, говорит о том, что с помощью противопоставления Ивана и братьев достигается следующее: на фоне спесивых бездельников ярко показан простой и скромный победитель.

Характеризует врага.

Работают в группе, выразительно читают эпизоды, отвечают на вопросы, сопоставляют поведение Ивана и братьев, делают выводы, слушают учителя, оценивают ответы друг друга.

5

Первичное закрепление

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи

Регулятивные – выделение следствия из предложенной для чтения и осмысления информации

Познавательные – понимание и осмысление прочитанной информации.

Коммуникативные – умение отвечать на поставленные вопросы, ясно и полно выражать свои мысли.

Личностные – осознание необходимости пополнения своих знаний и совершенствование своей речи.

Проводит работу по композиции сказки

-Есть ли в сказке зачин? Концовка?

-Соблюдается ли тройственное повторение действия?

-Какие словосочетани замедляют действие?

-Приведите примеры постоянных эпитетов.

-В чем мораль сказки?

Вспомните пословицы о родной стороне.

Отвечают на вопросы, делают выводы, слушают учителя, оценивают ответы друг друга.

6

Рефлексия

Цель:

оценить

результаты

собственной

деятельности

Личностные; формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Спрашивает: -Какие трудности появились в ходе работы над сказкой? Как вы их преодолевали? Понравился ли вам урок? Дайте оценку своему настроению. Поднимите карточки со смайликами.

Информация по домашнему заданию, инструктаж по его выполнению. (описать устно или нарисовать один из боёв Ивана)

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия,

записывают домашнее задание

Сегодня
на уроке мы:

·    
разберём
сказку «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»;

·    
рассмотрим
её особенности как волшебной сказки.

А
чтобы нам не было скучно, давайте наведаемся к нашим старым знакомым:

дедушке
и Косте!


Может быть, сыграем партию в шахматы? – предложил Костя дедушке.


Давай, – согласился тот, – вот сейчас дочитаю, и сыграем.


А что ты читаешь? – спросил внук. – Очередной исторический роман?


Почти, – ответил дед.

Витя
посмотрел на обложку книги и рассмеялся.


«Русские народные сказки», – прочитал Костя вслух. – С каких это пор сказки
стали историческими произведениями?


На самом деле, сказки – это своеобразные исторические романы, – заметил
дедушка, – Только, конечно, очень сжатые.

У
нашей страны во все времена было огромное множество врагов. И все эти змеи, и
драконы, чудища и идолища, изображённые в сказках – это опоэтизированные
народом реальные враги русской земли.


Неужели это всё враги? – Костя был озадачен.


Да, – продолжал дедушка. – Ты можешь убедиться в этом сам, если прочтёшь сказку
внимательно и вдумчиво. Вот я сейчас как раз дочитываю сказку
«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Давай порассуждаем о ней вместе.


Какая это сказка? – спросил Василий Петрович.


Волшебная, конечно, – ответил Костя.


Почему?


Так в ней сплошное волшебство: многоголовые змеи, один даже с оживляющим
огненным пальцем; кони с железными гривами и хвостами, и медной шерстью;
одежда, способная разрушить избушку; непробудный сон; волшебные ловушки…


Правильно, – одобрительно кивнул дедушка. – Это сказка волшебная. Но ведь и
«Царевна-лягушка» – тоже волшебная сказка. А схожи ли они?


Не совсем. В сказке «Царевна-лягушка» чудеса мирные, там даже сражения между
Иваном-царевичем и Кащеем Бессмертным нет. А в сказке «Иван-крестьянский сын и
чудо-юдо» − постоянные сражения, и с каждым разом всё опаснее!

Дело
в том, что сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» не просто волшебная, но волшебная
героическая
. Так называют сказки, в которых герою приходится сражаться за
родную землю с теми существами, которые хотят русскую землю захватить, а
русских людей уничтожить или покорить.

Сказка
«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» отвечает всем требованиям героической
волшебной сказки. В ней есть зачин, есть развитие сюжета, есть счастливая
концовка.

Есть
в ней волшебные превращения, существа, предметы… И, конечно, в героической
сказке должны быть герои.

Давайте
же посмотрим на героев этой сказки!

Главный
герой – это Иван-крестьянский сын.

Он
не только силён и отважен, но также решителен, умён, ловок. Иван умеет видеть
опасность реальную и предвидеть возможную. Побеждает он не только силой и
умением, но и хитростью

Иван
– образец русского богатыря. Он не сидит без дела в мирное время, а в час беды
все силы отдаёт на борьбу с напастью. Он суров с врагами и незлобив с обычными
людьми. Иван не осуждает братьев за их лень и беспечность, а просто всё делает
сам.

Положительными
героями сказки являются также братья Ивана.

Но
это уже люди совсем другого склада. Братья – недалёкие, ленивые, самолюбивые.
Они настолько уверены в себе, что сначала даже не хотят брать Ивана с собой.

Беспечность
братьев поразительна. Они не только проспали «своих» змеев, но из-за них едва
не погиб и сам Иван.

Братья
ругают Ивана даже после того, как он дважды уничтожил смертельные ловушки. Они
совершенно не чувствуют себя виноватыми перед младшим братом.

Но
когда они прибегают на помощь брату, то сила их оказывается в сражении
решающей: последнего змея братья одолевают втроём.

К
положительным героям относятся также родители братьев и старушка,
приютившая их на ночь в своём доме. Они являют собой именно тот народ, который
добрые молодцы и хотят защитить. А старушка ещё как свидетель злодейств чудища
поощряет братьев на бой.

Говоря
о братьях Ивана, мы отметили несхожесть их характеров с характером младшего
брата. Но при всех своих недостатках они всё же положительные герои. Они
покинули родной дом, чтобы спасти родину от опасности, они помогают Ивану в
трудную минуту.

А
недостатки их для того и описывает сказка, чтобы дать «добрым молодцам урок».


Вот интересно, – заметил Костя. – В сказке «Царевна-лягушка» главные герои –
люди знатные. Царевич, Василиса, Царь… но получается, что волшебная сказка
может рассказывать и о подвигах простых людей?


Верно, – кивнул дедушка. – В этой волшебной героической сказке действуют
обычные крестьяне. Так тоже бывает.

С
кем же сражаются наши герои?

Ивану
и его братьям противостоят чудища, их мать и их жёны.

Обратим
внимание: в сказках враг всегда назван «поганым». Этим подчёркивалось,
что захватчики были иных верований и иной культуры, не признавали никаких
правил поведения. Старики и дети становились их добычей, потому что легче было
с ними справиться. Таковы и чудища сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».

Мы
уже говорили, что каждое следующее чудище было страшнее и сильнее предыдущего.
Больше становится голов, больше ловкости в бою, меньше уязвимости: у последнего
чудовища животворящий огненный палец. С первым Иван справился сравнительно
легко. Со вторым ему уже пришлось применить хитрость. А третье чудо-юдо
погубило бы богатыря при всей его отваге и силе, если бы не братья.

Этот
общий бой и общая победа в сказке описаны не зря. Героические сказки
создавались в те времена, когда раздоры между князьями дробили силы русского
войска. Врага приходилось встречать одному или двум-трём княжествам. А враг шёл
единым огромным войском. И победить его можно было только сообща.

Казалось
бы, после победы можно отдыхать, праздновать и вообще расслабиться. Но это
далеко не так. Никогда у настоящих богатырей, искренне любящих свою родину, не
было покоя. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» показывает это в полной
мере. Побеждены змеи, но остались змеихи. И опасность
едва ли стала меньше.

Зло
открытое и зло тайное – что страшнее? Змеи-чудища шли напролом, грозной силой
оружия. Змеихи используют колдовство и готовы
погубить исподволь, соблазнив приятной приманкой. Но планы-то одинаковы:
погубить богатырей.

Сказка
учит своих читателей, что даже после боя нужно всё равно быть осторожным и не
поддаваться на вражеские хитрости. Враг хитёр и коварен. Самые заманчивые вещи
могут выглядеть вполне правдоподобно, но быть ловушками и нести гибель. Откуда
в колодце посреди степи серебряный ковшик? Почему растёт одна, без сада, яблоня
с румяными яблочками?

Тут
явно какое-то волшебство!

А
волшебства в этой сказке – действительно предостаточно. Давайте вспомним
несколько моментов…

Братья
спят во время боя Ивана с чудищами и ничего не слышат.

Рукавицы
и шапка – пусть себе даже латные – способны избу разрушить.

Огненный
палец змея приставляет на место отрубленные головы.

Змеихи
превращаются по своему желанию в любой предмет.

Змеиха
пролизывает 12 железных дверей.

Братья
свободно бросают в змеиху по пуду соли (а ведь пуд –
это около 16 килограммов). Соль братья достают из заплечных котомок.


Это похоже на очень фантастику или фэнтези! – с горящими глазами заметил Костя.
– Во многих современных книгах и фильмах тоже есть чудовища, герои, магия…


И корни всего этого уходят в волшебную сказку, – улыбнулся дедушка. – Ведь
именно на основе волшебной сказки и появились эти жанры!


Пожалуй, перечитаю-ка я волшебные сказки на досуге, – решил Костя.

Что
же мы должны сегодня запомнить?

Волшебные
сказки, в которых герои сражаются за родную землю с какой бы то ни было
напастью, называются волшебными героическими сказками.

Волшебные
героические сказки – опоэтизированная история нашей страны.

В
сказке «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» есть все элементы волшебной сказки.

В
этой сказке есть волшебные предметы, превращения и чудеса, волшебные животные и
колдуны.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Иван крестьянский сын и Чудо-юдо — анализ сказки

Иван крестьянский сын и Чудо-юдо — анализ сказки (5 класс)

Сказка «Иван крестьянский сын и чудо-юдо» относится к волшебным сказкам: в ней изображаются необыкновенные, волшебные события, превращения, присутствуют фантастические существа. Она необычна тем, что сюжет ее не связан с любовью, женитьбой, дальними и долгими странствиями героя в поисках любимой. Тема произведения – защита родной земли от грозного и ужасного врага.

Уже в названии сказки подчеркивается происхождение героя — «крестьянский сын». Люди, живущие и трудящиеся на земле, готовы при необходимости и встать на ее защиту. Обратим внимание и на то, что на борьбу с врагом отправляются три брата, но только одного из них, младшего, древний сказитель сказки называет по имени. Он младше других, но подходит к походу со всей ответственностью: не спит в дозоре, проявляет предусмотрительность, смекалку и осторожность в тех случаях, когда остальные беспечны.

В бою с сильным и страшным чудищем он ловок, смел и мужествен. В его речи звучат пословицы, выражающие его спокойное достоинство, жизненную мудрость. В важные моменты боя он проявляет хитрость и смекалку: успевает бросить в глаза противнику горсть песка, вовремя понимает, что необходимо отрубить чудищу огненный палец.

В сказке используется традиционный прием – троекратный повтор: Ивану предстоит выдержать не одну, а три битвы с чудищем, каждая следующая при этом труднее и тяжелее предыдущей. Это усиливает значимость его победы, подчеркивает его выносливость, готовность стоять до конца. Ведь герой понимает, за что он бьется: за добро и правду, за простых русских людей.

В описании чуда-юда древний сказитель тоже использует традиционные сказочные приемы и символику: при его приближении замирает вся природа, его спутниками являются черный ворон и пес. Ворон издавна воспринимается как предвестник чего-то дурного, возможно, смерти. Ведь вороны кружат над полем боя, стремясь поживиться мертвечиной. Черный цвет в этих описаниях также служит страшным предзнаменованием.

Тем более славную победу одерживает герой сказки над противником. Важно, что в начале и конце произведения изображается крестьянский труд, мирная работа землепашца. Древний сказитель таким образом хочет подчеркнуть отсутствие всяческих воинственных намерений у героев: они исключительно мирные люди, и только опасность, грозящая родной земле, заставляет их браться за оружие.

Иван крестьянский сын и Чудо-юдо — анализ сказки

Иван крестьянский сын и Чудо-юдо - анализ сказки

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Дарьи Мелеховой в романе Тихий Дон Шолохова сочинение

    Дарья Мелехова — героиня романа Михаила Шолохова «Тихий Дон». Она не входит в число главных героев произведения, но тем не менее, образ Дарьи очень интересен.

  • Сочинение на тему Мой любимый уголок природы

    Все люди любят отдыхать на природе. Одни едут в свой выходной день в лес, другие отправляются на дачу, а кто-то с удовольствием гуляет в ближайшем парке.

  • Анализ рассказа Астафьева Конь с розовой гривой 6 класс

    Прекрасный детский автор В. Астафьев писал произведения автобиографического направления, где рассказывал о своей деревенской жизни. Рассказ Конь с розовой гривой как раз относится к этим сочинениям

  • Сочинение Сравнительная характеристика Пьера Безухова и Андрея Болконского

    В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» два главных героя мужского плана. Пьер Безухов и Андрей Болконский. Андрею 27 лет, а Пьеру 20. Они друзья. Но очень разные.

  • Сочинение Описание усадьбы Коробочки (и деревни)

    Настасья Петровна Коробочка — небогатая помещица, одна из центральных героинь поэмы Н.В.Гоголя “Мертвые души”. Овдовевшая женщина живет одна, самостоятельно ведет хозяйство в имении

Литература

5 класс

Урок № 4

Богатырская сказка «Иван крестьянский сын и Чудо-юдо»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • черты волшебной, богатырской и героической сказки;
  • нравственное превосходство главного героя;
  • герои сказки в оценке автора-народа.

Тезаурус

Сказка – устное повествовательное произведение волшебного, авантюрного или бытового содержания с установкой на вымысел, рассказанное в развлекательных и поучительных целях.

Присказка — шутливое вступление или концовка народной сказки, рассказа, обычно не связанные с их содержанием, иногда в виде прибаутки, поговорки.

Зачин – устойчивая формула, с которой начинаются фольклорные произведения. Служит для описания места, где будут происходить дальнейшие события, а также для того, чтобы познакомить слушателей с основными героями сюжета.

Постоянные эпитеты — красочное определение, неразрывно сочетающееся с определяемым словом и образующее при этом устойчивое образно-поэтическое выражение.

Сказочные формулы — устойчивые и ритмически организованные прозаические фразы, которые используются в фольклорных сказках.

Троичность – художественный прием, который характерен для повествования в фольклорных произведениях и заключающийся в трехкратном повторении действия.

Концовка – устойчивая словесная формула, которой завершается повествование в народных сказках и былинах.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 5 кл.: Учеб. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019, стр. 304
  2. Иванова Е.В., Дидактические материалы по литературе: 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112
  3. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 5 кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019, стр. 80

Дополнительная литература:

  1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 1996, стр. 254
  2. Гороховская Л.Н. Марьина О.Б. Проверочные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 96
  3. Гороховская Л.Н., Марьина О.Б. Контрольные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112
  4. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400
  5. Егорова Н.В. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 80
  6. Карасева И.В., Пташкина В.Н. Литература. 5 кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017 – стр. 279
  7. Ляшенко Е.Л. Тесты по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 80
  8. Шапиро Н.А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019, стр. 64

Открытые электронные ресурсы:

  1. Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm (30.06.2019)
  2. Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору. http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm(30.06.2019)
  3. Поиск книг в электронных библиотеках Рунета http://www.eboogle.net/(30.06.2019)
  4. Все книги России, библиографический каталог http://www.biblus.ru/Default.aspx(30.06.2019)
  5. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей http://feb-web.ru/(30.06.2019)
  6. Методико-литературный Интернет-сервер «Урок литературы» http://mlis.ru/(30.06.2019)
  7. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. http://www.philosophy.ru/edu/ref/rudnev/(30.06.2019)
  8. Раздел «Литература» на проекте «Мир энциклопедий» http://www.encyclopedia.ru/literature.html(30.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Богатырские сказки являются одной из разновидностей сказок волшебных.

В богатырских сказках главный герой – мифологизированный персонаж, обладающий исполинской силой, иначе говоря — Богатырь. Он всегда получает к своему имени прозвище, согласно его происхождению или какой-то отличительной особенности – Иван-царевич, Иван – крестьянский сын, Иван-сирота, Иван-дурак, Иван вдовий сын, Иван медвежье ушко, и так далее.

В отличие от былинных богатырей, герой богатырской сказки, не служит князю, не является, как бы мы сейчас сказали, профессиональным воином, он мирный труженик.

В богатырской сказке присутствуют все элементы волшебной сказки:

Зачин богатырской сказки – наиболее самобытный элемент сюжета: он изобилует бытовыми картинами и мало чем напоминает о волшебных обстоятельствах. В нем сообщаются обычные бытовые сведения о герое: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они — не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеб засевали…» Обращает на себя внимание то, что только младший из братьев имеет имя. Таким образом, читатель сразу обращает внимание на героя, этот персонаж выделен среди безымянных братьев.

Крестьянские сыновья сами принимают решение отправиться на бой с врагом, который разоряет русскую землю.

Вместо традиционной, для волшебной сказки, встречи с Бабой Ягой в избушке на курьих ножках, герои ведут беседу со старухой, которая и рассказывает им о бесчинствах Чуда-юда.

И вот братья у реки Смородины, у Калинова моста. Это место и в богатырских сказках, и в русских былинах является некой границей, за которой начинается царство темной силы. Именно из-за реки прибывает Чудо-юдо. Чёрный пёс и чёрный ворон на плече чудища указывают на то, что перед нами герой-злодей: «Выехал он на середину Калинова моста — конь под ним споткнулся, чёрный ворон на плече встрепенулся, позади чёрный пёс ощетинился».

Беду, которую он несет земле русской, подчёркивает тревожное состояние природы: «…сыра земля закачалась, воды в реке взволновались, буйные ветры завыли, на дубах орлы закричали».

Три ночи бьется Иван крестьянский сын у Калинова моста, и каждую ночь на три головы больше у его врага. Таким образом, приём троичности подводит сюжет сказки к кульминации – наивысшему напряжению действия. И кульминацией будет третий, самый трудный бой Ивана.

У последнего чудища появляется волшебная способность: при помощи огненного пальца он приживляет свои отрубленные головы: «Чудо-юдо подхватил эти головы, черкнул по ним своим огненным пальцем — и тотчас все головы приросли, будто и с плеч не падали».

Трижды срубает головы ему Иван крестьянский сын, трижды зовёт братьев на помощь – но, как и подобает настоящему богатырю, сокрушает врага сам.

Особе место в сказке играет – «помощник» — богатырский конь Ивана – он рвётся на помощь богатырю: Иванов конь громко ржет да с цепей рвётся. Конь старается помочь своему хозяину в бою: «Иванов конь прибежал, начал бить Чудо-юдо копытами. Засвистел Чудо-юдо, зашипел, стал искрами коня осыпать… А Иван – крестьянский сын тем временем вылез из земли, приловчился и отсек Чуду-юду огненный палец».

После гибели чудища от руки Ивана действие сказки не заканчивается, а словно начинает новый цикл. Теперь Ивану предстоит победить жён и мать чудищ. Злодейки оборачиваются тремя предметами: колодцем, яблоней и ковром, но все их хитрости знает наперед Иван крестьянский сын и спасает себя и братьев.

Спасаясь от змеихи, Иван с братьями использует не столько силу богатырскую, сколько смекалку: «Тут молодцы, не будь дурны, вытащили из своих котомок дорожных по пуду соли и бросили змеихе в пасть». Но окончательно побеждает врага все-таки силой: «поднял змеиху да со всего размаху ударил её о сыру землю. Рассыпалась она мелким прахом, а ветер тот прах во все стороны развеял».

Героев ждет возвращение домой. Свойственная волшебной сказке концовка «Стали жить да поживать и добра наживать» трансформируется в этой сказке в формулу: «стали они жить да поживать, поле пахать да хлеб собирать». Так богатырь Иван становится вновь обычным крестьянином, возвращается к повседневному труду, к обычной жизни.

В сказке неслучайно подчеркивается крестьянской происхождение героя. В этом – вера народа в свои силы, в героический потенциал простого человека, в его храбрость смекалку, силу, которую дает любовь к родной земле.

Теоретический материал для углубленного изучения

Академик Борис Александрович Рыбаков считал, что «языческая романтика придавала особую красочность русской народной культуре. Все богатырские волшебные сказки оказываются фрагментами древних исторических мифов и героического эпоса». Таким образом, можно предполагать, что, несмотря на существенные отличия сказок от былин, и в сказках есть некая историческая основа, канва, которая помогает расшифровывать исследователям долитературное прошлое русского народа. И хотя в отличие от былинных богатырей – сказочные добрые молодцы не служат конкретной исторической личности, например, князю киевскому, но посыл для подвигов у них тот же – спасти от врага родную землю.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выбор элемента из выпадающего списка

Из предложенных вариантов выберите верный для подстановки на место пропуска:

«Разнеслась вдруг в том царстве-государстве дурная весть: собирается Чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, все города-села _________».

Варианты ответов:

Разорить

Огнем спалить

Осадить

Задание опирается на сюжет изученной сказки «Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо». Читаем фрагмент текста и рассматриваем предложенный список вариантов. Вспоминаем, что одним из основных свойств чудища была его способность дышать огнем, и выбираем вариант «Огнем спалить».

Правильный ответ:

Огнем спалить

Установление соответствий между элементами двух множеств

Определите элемент сюжета сказки

Текст:

после того давай рубить ему головы – сшиб все до единой…

В некотором царстве, в некотором государстве…

И стали они жить, да поживать, поле пахать, рожь да пшеницу сеять.

Элемент сказки:

Кульминация

Зачин

Концовка

Правильный вариант:

после того давай рубить ему головы – сшиб все до единой…

Кульминация

В некотором царстве, в некотором государстве…

Зачин

И стали они жить, да поживать, поле пахать, рожь да пшеницу сеять.

Концовка

Задание опирается на изучаемый в течение нескольких уроков теоретический материал. Предложенные в задание элементы сюжета сказки характеризовались как в ходе урока, так и рассматривались в тезаурусе. Вспоминаем, что устойчивая формула, открывающая многие сказочные сюжеты, звучит как «В некотором царстве, в некотором государстве… » и является зачином. Концовка является окончанием сказочного сюжета, и ей соответствует фрагмент «И стали они жить, да поживать, поле пахать, рожь да пшеницу сеять». Кульминацией, как неоднократно повторялось на уроках, является момент наивысшего напряжения противоборствующих сил. Для кульминации выбираем фрагмент сказки: «после того давай рубить ему головы – сшиб все до единой…» и, таким образом, устанавливаем соответствие между элементами.

Урок литературы в 5 классе.

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА

«ИВАН-КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН И ЧУДО-ЮДО»

КАК ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА ГЕРОИЧЕСКОГО

СОДЕРЖАНИЯ, ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТА СКАЗКИ

Цели деятельности учителя: расширить представления учащихся о русских народных сказках; сообщить, что данная сказка относится к волшебным сказкам героического содержания; пробудить интерес и желание обращаться к фольклорным произведениям в будущем; научить отличать виды сказок, их жанровые особенности, составлять схему построения волшебной сказки.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок, характеризовать героев сказки, строить рассказ о герое.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

«Собирайте наш фольклор, учитесь на нем… — писал А. М. Горький. — Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего».

Из фольклорных произведений мы узнаем о событиях седой старины, о хозяйственной деятельности и семейной жизни наших предков, о том, как они воевали, защищая родную землю, обрабатывали ее, к чему стремились и с чем боролись.

«Я очень рекомендую для знакомства с русским языком читать сказки русские, — советовал А. М. Горький. — Вникайте в прелесть простонародной речи, строение фразы вы увидите здесь поразительное богатство образов, мягкость сравнений, простоту, чарующую силу, изумительную красоту».

Передаваясь из поколения в поколение, сказки претерпевали изменения, достигал необычайной выразительности. Народ-творец кропотливо, веками совершенствовал форму и содержание сказок. В таких произведениях нет случайных эпизодов и диалогов, лишних описаний, без нужды затягивающих действие. Добро всегда торжествует в сказке, Зло — наказывается.

Сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — сказка волшебная, содержание у нее героическое.

II. Чтение сказки учащимися.

III. Беседа, выясняющая, насколько интересна и понятна сказка учащимся.

Вопросы:

1. Понравилась ли вам сказка? Почему?

2. Назовите положительных и отрицательных героев.

3. Кто из героев понравился больше? Почему? (Кто и почему не понравился?)

4. Как народ называет главного героя на протяжении всего действия сказки?

5. Можно ли Ивана назвать героем?

6. В чем заключается его подвиг?

7. Какие особенности сюжета вы можете назвать?

Все народные сказки делятся на несколько групп: волшебные, сказки о животных и бытовые сказки. «Иван — крестьянский сын…» относится к группе волшебных сказок. Герой произведения совершает подвиг во имя Родины, значит, это волшебная сказка героического содержания.

Домашнее задание: прочитать сказку, ответить на вопросы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андронников, И. Л. Михаил Юрьевич Лермонтов [Текст] / И. Л. Андронников.—М.; Л., 1953.

2. Аникст, А. Даниель Дефо [Текст] / А. Аникст. — М. Детгиз, 1957.

3. Белинский, В. Робинзон Крузо [Текст]: роман для детей / В. Белинский. — М., 1954.

4. Беляев, А. А. Эстетика [Текст]: словарь / А. А. Беляев, Л. И. Новикова, В. И. Толстых. М. Политиздат, 1989.

5. Богословский, В. Джек Лондон [Текст] / В. Богословский. — М.: Просвещение, 1964.

6. Бородулин, В. И. Российский энциклопедический словарь [Текст] / В. И. Бородулин [и др.]. — М.: БРЭ, 2000.

7. Гоголь, Н. В. О литературе [Текст] / Н. В. Гоголь. — М., 1952.

8. Еремина, О. А. Уроки литературы в 5 классе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.prosv.ru

9. Коровина. В. Я. Литература в 5 классе [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электронном носителе: в 2 ч. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – М.: Просвещение, 2012.

10. Коровина, В. Я. Читаем, думаем, спорим… [Текст]: дидактические материалы. 5 кл. / В. Я. Коровина. — М.: Просвещение, 2011.

11. Коровина. В. Я. Литература в 5 классе [Текст]: методические советы / В. Я. Коровина, И. С. Збарский. М.: Просвещение, 2004.

12. Коровина, В. Я. На подступах к риторике [Текст] / В. Я. Коровина. — М., 1996.

13. Курдюмова, Т. К. Уроки литературы [Текст] / Т. Н. Курдюмова. — М.: Просвещение, 1970.

14. Литература. 5 класс [Текст]: поурочные планы по учебнику-хрестоматии Т. Ф. Курдюмовой / авт.-сост. Т. М. Амбушева. — Волгоград: Учитель, 2007.

15. Литература. 6 класс [Текст]: поурочные планы по учебнику Т. Ф. Курдюмовой / авт.-сост. О. А. Финтисова. — Волгоград: Учитель, 2009.

16. Литература. 5 класс [Текст]: рабочая программа по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина / авт.-сост. Г. В. Цветкова. — Волгоград: Учитель, 2012.

17. Лотман, Ю. М. А. С. Пушкин [Текст] / Ю. М. Лотман. — Л.: Просвещение, 1983.

18. Мощанская, О. Л. Зарубежная литература [Текст] / О. Мощанская [и др.]. – Нижний Новгород: Русский купец: Братья славяне, 1994.

19. Ромм А. Марк Твен и его книги о детях [Текст] / А. Ромм. — Л.: Детгиз, 1958.

20. Русский язык за рубежом [Текст]: журн. — 1983. — № 2.

21. Рыкова, Н. Писатели Франции [Текст] / Н. Рыкова. — М.: Просвещение, 1964.

22. Тимофеев, С. И. Словарь литературоведческих терминов [Текст] / С. И. Тимофеев, С. В. Тураев. — М.: Просвещение, 1974.

23. Урнов, Д. М. Робинзон и Гулливер [Текст] / Д. М. Урнов. — М.: Наука, 1973.

24. Флоринский, С. М. Русская литература [Текст] / С. М. Флоринский. — М.: Просвещение, 1967.

25. Черневич, М. Послесловие [Текст] / М. Черневич. — М., 1961.

26. Чернявская. К. С. Зарубежная детская литература [Текст] / И. С. Чернявская. — М.: Просвещение, 1982.

27.Использован материал пособия: Литература. 5 класс: поурочные планы по учебнику хрестоматии Т. Ф. Курдюмовой / авт.-сост. Т. Н. Амбушева. Волгоград: Учитель, 2007.

28. По материалам Н. В. Ефименко. URL: http://festival.1september.ru/articles/596888

  • Особенности сказки гадкий утенок
  • Особенности системы персонажей драмы горького на дне сочинение
  • Особенности русской литературы первой половины 19 века сочинение
  • Особенности русской литературной сказки 20 века
  • Особенности русских народных сказок виды сказок