Анализ и значение народной сказки на примере РНС «Лисичка – сестричка и серый волк» в детском чтении
Описание: данный материал адресован воспитателям детского сада, учителям начальных классов, а также может быть интересен родителям в организации детского чтения.
Значение русской народной сказки в процессе воспитания и становления личности ребенка не оспоримо, для современных детей, родившихся и растущих в городских условиях, оно еще более актуально — ребенок не знает, затрудняется ответить, что значит «гумно», «сусеки», «пуща», «рубище» и тому подобное, потому что не знаком с элементами деревенского быта. Так называемые «архаизмы» или устаревшие слова народных сказок открывают богатейший мир великого русского языка.
Русский народный фольклор самобытен, существует вне традиций и времени, он воплощает опыт, накопленный многими поколениями наших предков и основу русского менталитета, систему ценностей нашего народа, которую нам безусловно важно передать по наследству нашим детям. Репертуар детского чтения современного ребенка бесспорно должен включать произведения устного народного творчества, наряду с потешками, пестушками, прибаутками, песенками, колыбельными и простые добрые сказки.
Народная сказка ненавязчиво формирует у ребенка здоровое нравственное восприятие окружающей действительности, соответствующее традициям, ментальным установкам, которые приняты в данной стране. Читая и перечитывая малышу русские народные сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба» и многие другие, мы исподволь предлагаем ребенку опыт и мудрость русского народа.
Выразительные, яркие, красноречивые, самобытные сюжеты русских народных сказок подчиняются ряду правил: множественные повторы, большое количество символики, скрытого и явного смысла, чередование «наказаний» и «поощрений» героя сказки в зависимости от его поступков. Таким образом, наши предки формировали модель правильного и неправильного поведения, закладывая понимание возможности исправить допущенную ошибку, что позволяет ребенку при чтении народной сказки самостоятельно делать доступные детскому пониманию выводы. Таким образом, у ребенка развиваются мыслительные процессы и формируются правильные жизненные, моральные установки.
Сказки являются своеобразным нравственным кодексом народа, а поступки героев сказки являются примером модели поведения человека в реальности.
Литературно-художественного анализа произведения (сказки)
План
1. Название произведения, жанр (вид для сказки) (автор для авторских произведений)
2. Тема (о ком, чём — по основным событиям)
3. Идея (ради чего, с какой целью)
4. Характеристика гл. героев (цитаты из текста)
5. Художественное своеобразие произведения (особенности композиции, приёмы и способы изображения, характеристика языка — примеры из текста)
6. Выводы — значение в работе с детьми
Анализ РНС «Лисичка – сестричка и серый волк».
По жанру: «Лисичка – сестричка и серый волк» — русская народная сказка о диких животных.
Тема сказки: В этой сказке рассказывается об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о доброте и жадности.
Идея сказки: Сказка учит отличать добро от зла, говорит о том, что далеко не все красивые и льстивые речи стоит слушать. Сказка говорит о том, что как бы вам не хотелось без особых усилий получить желаемое, не всегда самый быстрый и легкий путь – самый правильный. Для достижения хороших результатов не стоит обманывать, нужно стараться и трудиться для достижения своей цели.
Главные герои сказки — это лисичка – сестричка и серый волк.
Лисичка-сестричка:
— хитрая плутовка, обманщица: 1). «лежит себе как мертвая»; 2). «Эх, братец, — говорит лисичка-сестричка, — у тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили; я насилу плетусь.»;
— умная, ловкая, воровка: «…лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Перевыбросила всю рыбу, и сама ушла.»;
— жадная, безжалостная: 1). «А лиса: «Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!»;
2). Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит: «Битый небитого везёт, битый небитого везёт».
Волк:
— доверчивый, глупый: 1). «Волк пошёл на реку, опустил хвост в прорубь и сидит»; 2). «Надоело волку сидеть. Хочет он вытянуть хвост из проруби, а лиса говорит: «Погоди, волчок, ещё мало наловил!» И опять начали приговаривать каждый своё. А мороз всё сильней да сильней. Волчий хвост и приморозило. Волк потянул, да не тут-то было.;
— добрый: «И то правда, — говорит волк, — где уж тебе, сестрица, идти; садись на меня, я тебя довезу. Лисичка села ему на спину, он её и понёс.)
Художественное своеобразие произведения:
Композиция:
Присказка («Жили себе дед да баба»), экспозиция («Дед говорит бабе: «Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, да поеду за рыбой». Наловил рыбы и везет домой целый воз»), завязка («А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Перевыбросила всю рыбу, и сама ушла.»), развитие действия (в данной сказке — это соединение нескольких эпизодов, расположенных по нарастающей: В сказке три эпизода (три сюжетных мотива) – “Лиса крадет рыбу из саней”, “Волк у проруби”, “Битый небитого везет».), кульминация («Наступило утро. Пошли бабы на прорубь за водой, увидели волка и кричат: «Волк, волк! Бейте его! Бейте его!» Прибежали и начали колотить: кто коромыслом, кто ведром, кто чем попало. Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать») и развязка («…Так, сестрица, так!»).
Приёмы:
Анимизм (животное выглядит и ведёт себя как животное, но оно как бы мыслит, думает, переживает), например, 1. «А лисичка бегает вокруг волка да приговаривает: «Ясни, ясни на небе звёзды! Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!»; 2. ««Вот сколько рыбы привалило! — думает волк. — И не вытащишь!»
Антропоморфизм (очеловечивание), например, «Что ты там, лисонька, говоришь? — спрашивает волк. «Это я тебе, волчок, помогаю, — говорю: ловись, рыбка, да ещё побольше!»
Сказка написана повествовательно с короткими диалогами героев. Используются старые русские слова: полно, поживится, рогожа, эка, коромысло, кадка.
Используются приговоры: «Ловись рыбка мала и велика», «Битый небитого везёт…» Вывод сказки: Через эту сказку хорошо прослеживается быт деревенской жизни. А так же на занятиях по сказке можно затронуть мысль о различных ситуациях, в которых нужно прислушаться и поступить, как нам говорят, а где надо подумать, можно ли так поступать. Можно разобрать ситуации вместе с детьми: Лиса и дед, лиса и волк и т.д.
2.
Актуализация знаний.
Открытие нового материала.
3. Инсценирование сценки заранее
подготовленными детьми.
4. Физминутка.
Работа в группах.
5. Иллюстрирование героев сказки.
Выставка рисунков.
6. Обобщающий этап.
7. Домашнее задание.
Доброго вам начала дня. Улыбнулись друг другу
пошире.
Итак, друзья, внимание
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнём скорей урок.
Я предлагаю вам прочитать пословицу.
Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам
– урок!
— Как вы её понимаете?
— Любите ли вы сказки?
— Что такое сказка?
Сказка – это вымышленное произведение. То,
что происходит в ней, на самом деле не бывает, но,
читая их, можно учиться добрым, хорошим
поступкам.
— Кто знает, почему мы называем одни сказки
авторские, а другие – русские народные?
Итак, сегодня мы будем работать со сказкой.
Все минуточку вниманья,
Сказку я хочу начать.
Этой сказочки названье
Поспешите отгадать.
Жили себе дед да баба. Дед говорит бабе:
— Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани да поеду
за рыбой.
Наловил рыбы и везёт домой целый воз. Вот едет
он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит
на дороге. Дед слез с воза, подошёл к лисичке, а
она не ворохнется, лежит себе как мёртвая.
— Правильно, сказка называется «Лисичка-сестричка
и волк». Русская народная сказка.
— Кто же главный герой этой сказки?
Посмотрите сценку, она напомнит вам о том,
каковы лиса и волк.
— Здравствуй, куманёк! – улыбнулась Лиса Волку,
сама вся рыжая, только кончик хвоста белый.
— Здравствуй, Здравствуй, — щёлкнул зубами
Волчище. – Опять что-нибудь скверное затеяла?
— Я затеяла? Да я за всю жизнь ни разу никому
плохого не сделала! – возмутилась рыжая.
— А кто брату моему посоветовал в прорубь хвост
опустить? – напомнил Волк – Еле ноги унёс.
— Так это сказка! – махнула лапой Лиса.
— А Колобка кто съел? А Петушка Золотого
гребешка кто хитростью в лес заманил? – не
унимался тот.
— И ты всему поверил? – Лисица обвила ноги своим
пушистым хвостом. – Ты больше слушай, тебе ещё и
не такого наговорят…
— Если это неправда, то вот уж в курятнике
хозяйничать ты мастерица. Только пух и перья
после тебя остаются.
— Ну и хитра же ты, рыжая, — Волк посмотрел на
Лисицу. – Да и красива ты, плутовка.
— Что верно, то верно. Вот из-за красивого меха
мне охотники с собаками покоя не дают. Спасибо,
хвост помогает, следы заметает, собак с пути
сбивает.
— Хорошо бы, если и мой мне так помогал, — Волчище
повернул голову и посмотрел на свой хвост.
— Всё у тебя не так, как у других, — проворчала
Лиса. – Хочешь, я тебе сделаю такой же хвост, как у
меня?
— Нет уж, спасибо! Опять хочешь обхитрить? Не
получится.
— Ну, как знаешь, — равнодушно сказала плутовка.
— Как называют лису? Почему?
Раз – присядка, два – прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснутся,
Любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть.
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата спину выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый,
Широко расставив лапы:
То одну, то обе вместе,
Долго топчится на месте.
А кому зарядки мало –
Начинаем всё сначала!
Я предлагаю вам поработать в группах. Каждая
группа получает задание, написанное на карточке.
— Знакомая вам сказка?
— Давайте попробуем восстановить события
сказки по иллюстрациям.
— На стр. 79 есть надписи к иллюстрациям.
— Я предлагаю рассказать сказку, используя
надписи к иллюстрациям.
— Какова же лиса?
— Кого она перехитрила?
— Докажите, что лиса умная, жестокая,
предприимчивая.
— А каков же волк?
— Сколько хитростей придумала лиса?
— Что рассмешило вас в этой сказке?
— Как обращается лиса к волку?
— А волк к лисе?
— Почему в сказке такое обращение между
животными?
— В каких ещё сказках лиса всех обхитрила?
— Какой вы представляете лису?
— А волка?
— Сегодня на уроке вы были артистами, зрителями,
а хотите побывать художниками?
— Для этого я предлагаю вновь объединиться в
группы. Каждая группа получает задание,
написанное на карточке.
— Молодцы! Вот какие получились Лиса и Волк.
В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Сегодня я ещё раз убедилась в том, какие вы все
талантливые и способные.
У вас на партах лежат две картинки: улыбающаяся
Лисичка и плачущий Волк. Если вам было интересно
на уроке – поднимите картинку Лисички, а если
грустно, неинтересно, то Волка.
Я очень рада, что вы уходите с урока с хорошим
настроением.
Спасибо за работу. Урок закончен.
Я вам предлагаю вспомнить другую сказку, где
героем является лиса, и рассказать её.
Высказывания детей.
Высказывания детей.
Высказывания детей.
Выполнение КОЗ № 1. Пересказ сказки по
иллюстрациям.
Отвечают на вопросы.
Братец.
Сестрица.
Животные говорят и действуют как люди.
Выполнение КОЗ № 2.
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ сказки Лисичка-сестричка и волк
Анализ сказки Лисичка-сестричка и волк
Произведение является русской народной сказкой, повествующей о лисьей хитрости.
Однажды старик отправляется на рыбную ловлю, которая оказывается удачной, поскольку все сани заполняются рыбой. Возвращаясь домой с большим уловом, дед видит лежащую на дороге вроде бы неживую лисицу. Старик решает прихватить с собой лису с целью порадовать свою бабу возможностью справить новый меховой воротник. Он кладет лису в сани и продолжает свой путь.
Однако лисица оказывается живой и потихоньку выбрасывает весь улов деда на дорогу, а затем и сама спрыгивает с саней.
Собрав всю добытую ею рыбу, лиса усаживается под деревом и наслаждается вкусной пищей. В это время появляется волк, которого очень интересует откуда у лисы такой огромный улов. Лисица рассказывает волку, что рыбачила в проруби с помощью собственного хвоста.
Глупый волк прислушивается к словам рыжей хитрованки и решает таким же способом добыть себе пропитание. Он подходит к замерзшей проруби и отпускает в ледяную воду свой хвост, приговаривая фразу, подсказанную лисицей о том, чтобы ловилась рыбка и большая, и маленькая.
Постепенно волчий хвост на морозе примерзает к проруби, а у реки неожиданно появляются люди, которые, увидев, волка начинают его бить и гнать. Бедное животное пытается убежать от разгневанных людей, но это ему не сразу удается, поскольку хвост сильно примерз ко льду. В итоге волку удается убежать, при этом его хвост обрывается и остается в проруби.
В это время лиса залезает в крестьянский дом с целью полакомится сметаной, однако замечает бредущего по дороге избитого волка и решает измазать себе голову тестом. Волк видит лису и обвиняет ее в своих несчастьях. Однако лиса тоже прикидывается побитой людьми и показывает волку якобы вытекающие из разбитой головы мозги.
В результате простодушный волк забрасывает лису за спину и тащит ее на себе в лес, подтверждая лисью хитрость о том, что битый небитого везет.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ сказки Лисичка-сестричка и волк
Популярные сегодня темы
- Сочинение по картине Васнецова Богатыри Три богатыря 4, 7 класс
Над картиной «Богатыри» художник В.М. Васнецов работал около 20 лет. Это монументальное большое полотно занимает почетное место в Третьяковской галереи. Она была куплена ее основателем почти сразу после создания.
- План рассказа Каменный цветок Бажова 5 класс
Жил малахитовых дел мастер Прокопьич, искусной работой славился. Но был он еже стар. И решил барин, что Прокопьичу пришла пора передать свое дело ученику. Велел барин приказчику найти смышленого мальца
- Образ и характеристика капитана Ивана Миронова в романе Капитанская дочка Пушкина
В романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» капитан Миронов является второстепенным персонажем. Образ этого персонажа олицетворяет собой честность и порядочность, которая должна быть у каждого сына Отечества.
- Герои повести Олеся Куприна краткая характеристика персонажей
Олеся – внучка колдуньи Мануйлихи, главная героиня повести А.И.Куприна. Она очень женственная, добрая и великодушная девушка. В деревне люди уверены, что они ведьмы
- Сочинение по произведению Хемингуэя Старик и море
Ещё в далёкие 30-е годы прошлого века Хеменгуэй написал очерк «На голоубой воде». Он написан про реальные события, о которых Хеменгуэю рассказал рыбак с острова Свободы. Он и лёг в основу будущей повести