Особенности сказки лисичка сестричка и волк

Анализ и значение народной сказки на примере РНС «Лисичка – сестричка и серый волк» в детском чтении

Описание: данный материал адресован воспитателям детского сада, учителям начальных классов, а также может быть интересен родителям в организации детского чтения.
Значение русской народной сказки в процессе воспитания и становления личности ребенка не оспоримо, для современных детей, родившихся и растущих в городских условиях, оно еще более актуально — ребенок не знает, затрудняется ответить, что значит «гумно», «сусеки», «пуща», «рубище» и тому подобное, потому что не знаком с элементами деревенского быта. Так называемые «архаизмы» или устаревшие слова народных сказок открывают богатейший мир великого русского языка. 
Русский народный фольклор самобытен, существует вне традиций и времени, он воплощает опыт, накопленный многими поколениями наших предков и основу русского менталитета, систему ценностей нашего народа, которую нам безусловно важно передать по наследству нашим детям. Репертуар детского чтения современного ребенка бесспорно должен включать произведения устного народного творчества, наряду с потешками, пестушками, прибаутками, песенками, колыбельными и простые добрые сказки. 
Народная сказка ненавязчиво формирует у ребенка здоровое нравственное восприятие окружающей действительности, соответствующее традициям, ментальным установкам, которые приняты в данной стране. Читая и перечитывая малышу русские народные сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба» и многие другие, мы исподволь предлагаем ребенку опыт и мудрость русского народа. 
Выразительные, яркие, красноречивые, самобытные сюжеты русских народных сказок подчиняются ряду правил: множественные повторы, большое количество символики, скрытого и явного смысла, чередование «наказаний» и «поощрений» героя сказки в зависимости от его поступков. Таким образом, наши предки формировали модель правильного и неправильного поведения, закладывая понимание возможности исправить допущенную ошибку, что позволяет ребенку при чтении народной сказки самостоятельно делать доступные детскому пониманию выводы. Таким образом, у ребенка развиваются мыслительные процессы и формируются правильные жизненные, моральные установки. 
Сказки являются своеобразным нравственным кодексом народа, а поступки героев сказки являются примером модели поведения человека в реальности. 

Литературно-художественного анализа произведения (сказки)
План
1. Название произведения, жанр (вид для сказки) (автор для авторских произведений)
2. Тема (о ком, чём — по основным событиям)
3. Идея (ради чего, с какой целью)
4. Характеристика гл. героев (цитаты из текста)
5. Художественное своеобразие произведения (особенности композиции, приёмы и способы изображения, характеристика языка — примеры из текста)
6. Выводы — значение в работе с детьми

Анализ РНС «Лисичка – сестричка и серый волк».

По жанру: «Лисичка – сестричка и серый волк» — русская народная сказка о диких животных.
Тема сказки: В этой сказке рассказывается об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о доброте и жадности.
Идея сказки: Сказка учит отличать добро от зла, говорит о том, что далеко не все красивые и льстивые речи стоит слушать. Сказка говорит о том, что как бы вам не хотелось без особых усилий получить желаемое, не всегда самый быстрый и легкий путь – самый правильный. Для достижения хороших результатов не стоит обманывать, нужно стараться и трудиться для достижения своей цели.
Главные герои сказки — это лисичка – сестричка и серый волк.
Лисичка-сестричка:
— хитрая плутовка, обманщица: 1). «лежит себе как мертвая»; 2). «Эх, братец, — говорит лисичка-сестричка, — у тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили; я насилу плетусь.»;
— умная, ловкая, воровка: «…лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Перевыбросила всю рыбу, и сама ушла.»;
— жадная, безжалостная: 1). «А лиса: «Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!»;
2). Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит: «Битый небитого везёт, битый небитого везёт».
Волк:
— доверчивый, глупый: 1). «Волк пошёл на реку, опустил хвост в прорубь и сидит»; 2). «Надоело волку сидеть. Хочет он вытянуть хвост из проруби, а лиса говорит: «Погоди, волчок, ещё мало наловил!» И опять начали приговаривать каждый своё. А мороз всё сильней да сильней. Волчий хвост и приморозило. Волк потянул, да не тут-то было.;
— добрый: «И то правда, — говорит волк, — где уж тебе, сестрица, идти; садись на меня, я тебя довезу. Лисичка села ему на спину, он её и понёс.)
Художественное своеобразие произведения:
Композиция:
Присказка («Жили себе дед да баба»), экспозиция («Дед говорит бабе: «Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, да поеду за рыбой». Наловил рыбы и везет домой целый воз»), завязка («А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Перевыбросила всю рыбу, и сама ушла.»), развитие действия (в данной сказке — это соединение нескольких эпизодов, расположенных по нарастающей: В сказке три эпизода (три сюжетных мотива) – “Лиса крадет рыбу из саней”, “Волк у проруби”, “Битый небитого везет».), кульминация («Наступило утро. Пошли бабы на прорубь за водой, увидели волка и кричат: «Волк, волк! Бейте его! Бейте его!» Прибежали и начали колотить: кто коромыслом, кто ведром, кто чем попало. Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать») и развязка («…Так, сестрица, так!»).
Приёмы:
Анимизм (животное выглядит и ведёт себя как животное, но оно как бы мыслит, думает, переживает), например, 1. «А лисичка бегает вокруг волка да приговаривает: «Ясни, ясни на небе звёзды! Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!»; 2. ««Вот сколько рыбы привалило! — думает волк. — И не вытащишь!»
Антропоморфизм (очеловечивание), например, «Что ты там, лисонька, говоришь? — спрашивает волк. «Это я тебе, волчок, помогаю, — говорю: ловись, рыбка, да ещё побольше!»
Сказка написана повествовательно с короткими диалогами героев. Используются старые русские слова: полно, поживится, рогожа, эка, коромысло, кадка.
Используются приговоры: «Ловись рыбка мала и велика», «Битый небитого везёт…» Вывод сказки: Через эту сказку хорошо прослеживается быт деревенской жизни. А так же на занятиях по сказке можно затронуть мысль о различных ситуациях, в которых нужно прислушаться и поступить, как нам говорят, а где надо подумать, можно ли так поступать. Можно разобрать ситуации вместе с детьми: Лиса и дед, лиса и волк и т.д.

1. Организационный момент.

2.
Актуализация знаний.

Открытие нового материала.

3. Инсценирование сценки заранее
подготовленными детьми.

4. Физминутка.

Работа в группах.

5. Иллюстрирование героев сказки.

Выставка рисунков.

6. Обобщающий этап.

7. Домашнее задание.

— Здравствуйте, мои дорогие!
Доброго вам начала дня. Улыбнулись друг другу
пошире.

Итак, друзья, внимание
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнём скорей урок.

Я предлагаю вам прочитать пословицу.

Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам
– урок!

— Как вы её понимаете?

— Любите ли вы сказки?

— Что такое сказка?

Сказка – это вымышленное произведение. То,
что происходит в ней, на самом деле не бывает, но,
читая их, можно учиться добрым, хорошим
поступкам.

— Кто знает, почему мы называем одни сказки
авторские, а другие – русские народные?

Итак, сегодня мы будем работать со сказкой.

Все минуточку вниманья,
Сказку я хочу начать.
Этой сказочки названье
Поспешите отгадать.

Жили себе дед да баба. Дед говорит бабе:

— Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани да поеду
за рыбой.

Наловил рыбы и везёт домой целый воз. Вот едет
он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит
на дороге. Дед слез с воза, подошёл к лисичке, а
она не ворохнется, лежит себе как мёртвая.

— Правильно, сказка называется «Лисичка-сестричка
и волк». Русская народная сказка.

— Кто же главный герой этой сказки?

Посмотрите сценку, она напомнит вам о том,
каковы лиса и волк.

— Здравствуй, куманёк! – улыбнулась Лиса Волку,
сама вся рыжая, только кончик хвоста белый.

— Здравствуй, Здравствуй, — щёлкнул зубами
Волчище. – Опять что-нибудь скверное затеяла?

— Я затеяла? Да я за всю жизнь ни разу никому
плохого не сделала! – возмутилась рыжая.

— А кто брату моему посоветовал в прорубь хвост
опустить? – напомнил Волк – Еле ноги унёс.

— Так это сказка! – махнула лапой Лиса.

— А Колобка кто съел? А Петушка Золотого
гребешка кто хитростью в лес заманил? – не
унимался тот.

— И ты всему поверил? – Лисица обвила ноги своим
пушистым хвостом. – Ты больше слушай, тебе ещё и
не такого наговорят…

— Если это неправда, то вот уж в курятнике
хозяйничать ты мастерица. Только пух и перья
после тебя остаются.

— Ну и хитра же ты, рыжая, — Волк посмотрел на
Лисицу. – Да и красива ты, плутовка.

— Что верно, то верно. Вот из-за красивого меха
мне охотники с собаками покоя не дают. Спасибо,
хвост помогает, следы заметает, собак с пути
сбивает.

— Хорошо бы, если и мой мне так помогал, — Волчище
повернул голову и посмотрел на свой хвост.

— Всё у тебя не так, как у других, — проворчала
Лиса. – Хочешь, я тебе сделаю такой же хвост, как у
меня?

— Нет уж, спасибо! Опять хочешь обхитрить? Не
получится.

— Ну, как знаешь, — равнодушно сказала плутовка.

— Как называют лису? Почему?

Раз – присядка, два – прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснутся,
Любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть.
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата спину выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый,
Широко расставив лапы:
То одну, то обе вместе,
Долго топчится на месте.
А кому зарядки мало –
Начинаем всё сначала!

Я предлагаю вам поработать в группах. Каждая
группа получает задание, написанное на карточке.

— Знакомая вам сказка?

— Давайте попробуем восстановить события
сказки по иллюстрациям.

— На стр. 79 есть надписи к иллюстрациям.

— Я предлагаю рассказать сказку, используя
надписи к иллюстрациям.

— Какова же лиса?

— Кого она перехитрила?

— Докажите, что лиса умная, жестокая,
предприимчивая.

— А каков же волк?

— Сколько хитростей придумала лиса?

— Что рассмешило вас в этой сказке?

— Как обращается лиса к волку?

— А волк к лисе?

— Почему в сказке такое обращение между
животными?

— В каких ещё сказках лиса всех обхитрила?

— Какой вы представляете лису?

— А волка?

— Сегодня на уроке вы были артистами, зрителями,
а хотите побывать художниками?

— Для этого я предлагаю вновь объединиться в
группы. Каждая группа получает задание,
написанное на карточке.

— Молодцы! Вот какие получились Лиса и Волк.

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Сегодня я ещё раз убедилась в том, какие вы все
талантливые и способные.

У вас на партах лежат две картинки: улыбающаяся
Лисичка и плачущий Волк. Если вам было интересно
на уроке – поднимите картинку Лисички, а если
грустно, неинтересно, то Волка.

Я очень рада, что вы уходите с урока с хорошим
настроением.

Спасибо за работу. Урок закончен.

Я вам предлагаю вспомнить другую сказку, где
героем является лиса, и рассказать её.

Высказывания детей.

Высказывания детей.

Высказывания детей.

Высказывания детей.

Выполнение КОЗ № 1. Пересказ сказки по
иллюстрациям.

Отвечают на вопросы.

Братец.

Сестрица.

Животные говорят и действуют как люди.

Выполнение КОЗ № 2.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Лисичка-сестричка и волк

Анализ сказки Лисичка-сестричка и волк

Произведение является русской народной сказкой, повествующей о лисьей хитрости.

Однажды старик отправляется на рыбную ловлю, которая оказывается удачной, поскольку все сани заполняются рыбой. Возвращаясь домой с большим уловом, дед видит лежащую на дороге вроде бы неживую лисицу. Старик решает прихватить с собой лису с целью порадовать свою бабу возможностью справить новый меховой воротник. Он кладет лису в сани и продолжает свой путь.

Однако лисица оказывается живой и потихоньку выбрасывает весь улов деда на дорогу, а затем и сама спрыгивает с саней.

Собрав всю добытую ею рыбу, лиса усаживается под деревом и наслаждается вкусной пищей. В это время появляется волк, которого очень интересует откуда у лисы такой огромный улов. Лисица рассказывает волку, что рыбачила в проруби с помощью собственного хвоста.

Глупый волк прислушивается к словам рыжей хитрованки и решает таким же способом добыть себе пропитание. Он подходит к замерзшей проруби и отпускает в ледяную воду свой хвост, приговаривая фразу, подсказанную лисицей о том, чтобы ловилась рыбка и большая, и маленькая.

Постепенно волчий хвост на морозе примерзает к проруби, а у реки неожиданно появляются люди, которые, увидев, волка начинают его бить и гнать. Бедное животное пытается убежать от разгневанных людей, но это ему не сразу удается, поскольку хвост сильно примерз ко льду. В итоге волку удается убежать, при этом его хвост обрывается и остается в проруби.

В это время лиса залезает в крестьянский дом с целью полакомится сметаной, однако замечает бредущего по дороге избитого волка и решает измазать себе голову тестом. Волк видит лису и обвиняет ее в своих несчастьях. Однако лиса тоже прикидывается побитой людьми и показывает волку якобы вытекающие из разбитой головы мозги.

В результате простодушный волк забрасывает лису за спину и тащит ее на себе в лес, подтверждая лисью хитрость о том, что битый небитого везет.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Лисичка-сестричка и волк

Анализ сказки Лисичка-сестричка и волк

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Васнецова Богатыри Три богатыря 4, 7 класс

    Над картиной «Богатыри» художник В.М. Васнецов работал около 20 лет. Это монументальное большое полотно занимает почетное место в Третьяковской галереи. Она была куплена ее основателем почти сразу после создания.

  • План рассказа Каменный цветок Бажова 5 класс

    Жил малахитовых дел мастер Прокопьич, искусной работой славился. Но был он еже стар. И решил барин, что Прокопьичу пришла пора передать свое дело ученику. Велел барин приказчику найти смышленого мальца

  • Образ и характеристика капитана Ивана Миронова в романе Капитанская дочка Пушкина

    В романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» капитан Миронов является второстепенным персонажем. Образ этого персонажа олицетворяет собой честность и порядочность, которая должна быть у каждого сына Отечества.

  • Герои повести Олеся Куприна краткая характеристика персонажей

    Олеся – внучка колдуньи Мануйлихи, главная героиня повести А.И.Куприна. Она очень женственная, добрая и великодушная девушка. В деревне люди уверены, что они ведьмы

  • Сочинение по произведению Хемингуэя Старик и море

    Ещё в далёкие 30-е годы прошлого века Хеменгуэй написал очерк «На голоубой воде». Он написан про реальные события, о которых Хеменгуэю рассказал рыбак с острова Свободы. Он и лёг в основу будущей повести

  • Особенности сказки крошечка хаврошечка
  • Особенности сказки которые отличают ее от других жанров литературы
  • Особенности сказки каша из топора особенности
  • Особенности сказки как жанра фольклора
  • Особенности сказки иван крестьянский сын и чудо юдо