Особенности сказки никита кожемяка

На чтение 4 мин. Опубликовано 20.05.2020

Произведение «Никита Кожемяка» — русская народная сказка, в которой повествуется про смелого и сильного богатыря. Главный герой смог одолеть врага благодаря своей смекалке, силе и уму. Краткое содержание «Никиты Кожемяки» для читательского дневника поможет определить главную идею произведения и понять его суть.

Содержание

  1. Анализ произведения
  2. Краткое содержание
  3. План пересказа
  4. Основная мысль и характеристика героев
  5. Отзывы читателей

Анализ произведения

На примере главного героя показано, что сила в человеке хоть важное качество, но не главное. Должны быть еще ум, сообразительность и находчивость. Но даже имея такие качества, нельзя зазнаваться.

Краткое содержание

С давних пор на прекрасный город Киев совершает налеты страшный Змей. Он загубил много людей, а недавно схватил царскую дочь. Есть ее не стал, а оставил в своем убежище. Девушке повезло, к ней привязалась маленькая собачка, которая в дальнейшем сыграла добрую службу для царевны.

Когда Змей покинул берлогу, девица написала записку своим родителям, привязала ее к собаке. Та отнесла в царские покои весточку и вернулась с ответом. Отец дал наказ дочери, чтобы та узнала у своего похитителя, кто сильнее его на всем белом свете. Девушка хитростью получила информацию. Оказалось, что только Никите Кожемяке под силу справиться со Змеем.

Никита кожемяка краткое содержание

В следующую отлучку похитителя царевна вновь отправила послание с собачкой. Она молила отца найти в городе Никиту Кожемяку, чтобы он вытащил ее из змеиного логова.

Родители лично отправились на поиски силача. Они его застали, когда тот мял одновременно 12 воловьих кож. Никита растерялся при виде царских особ настолько, что порвал разом все изделия. Это рассердило богатыря, он отказался идти к Змею.

Царь решил отправить всех осиротевших деток к Кожемяке с просьбой убить чудовище. Ребята остались без родителей из-за Змея, поэтому Никита не смог им отказать. Он пришел к берлоге врага, вызвал его на честный бой. Кожемяка схватил недруга и стал душить.

Змей молил о пощаде, предложил богатырю разделить пополам всю землю. Никита решил схитрить. Он согласился, а сам тем временем утопил врага в море и спас царевну.

План пересказа

По краткому содержанию можно составить кратко план пересказа. Он включает в себя следующие пункты:

Подвиг юноши кожемяки

  1. Змей одолевает Киев.
  2. Похищение царской дочки.
  3. Собачка и записки.
  4. Кто сильнее Змея.
  5. Родители царевны отправились за Кожемякой.
  6. Отказ.
  7. Осиротевшие дети уговорили богатыря.
  8. Победа над Змеем.

Основная мысль и характеристика героев

В сказке представлены основные и второстепенные персонажи. К ним относятся следующие герои:

  1. Никита Кожемяка — добродушный, ответственный, справедливый, отзывчивый и храбрый богатырь.
  2. Змей — чудовище, которое загубило много душ, враг главного героя.
  3. Царевна — прекрасная девушка, оказавшаяся в плену.

Главная мысль «Никиты Кожемяки» в том, что добро всегда побеждает зло.

На примере героя видно, что настоящий богатырь славится не только своей физической силой, но и умом.

Ему не страшны никакие препятствия, он делает свое дело и сможет справиться с любым заданием.

Произведение учит:

Никита кожемяка кратко

  • смелости;
  • смекалке;
  • помогать людям, не отказывать им в помощи;
  • быть справедливым и находчивым человеком;
  • уметь постоять за себя;
  • верить в добро.

К этой сказке прекрасно подходят пословицы «Не родом славен богатырь, а подвигом» и «Славна богатырями земля русская».

Отзывы читателей

Я люблю рассказы про богатырей, а также истории про Русь, когда добро побеждает зло. В этой сказке главный герой выглядит сильным, благородным и смелым. Змей уступает ему, он слабее. Богатырь олицетворяет добро, а его противник — зло. Главный герой совершил подвиг, спас людей от душегуба, тем самым прославился. В этом произведении показано, что не всегда можно одолеть врага силой, порой необходимы ум и хитрость. Мне понравился эпизод, когда царевна передавала сообщения своим родителям. Девушка тоже оказалась смекалистой.

Галина

Я когда-то давно читал былину про богатыря Никиту Кожемяку. Автор — народ. В этом произведении затронута очень важная тема — помощь ближним. Человек должен помогать тем, кому это необходимо. В классе по предмету ОДНКНР мы изучали сказание о Кожемяке. Краткое содержание отличается от былины. Юноша пришел на испытание, где сражался с быком, и победил. В ту же ночь его отправили на бой с печенегом, над которым он одержал победу с помощью смекалки.

Анатолий

По этому произведению в школе делали доклад, писали сочинение и рисовали рисунок. Я очень люблю читать сказания, легенды, былины, биографии. Особенно мне нравится изучать описание героев, интересных людей, поэтому рекомендую, таким же, как я, прочесть сказку «Никита Кожемяка». Она существует в разных интерпретациях, но смысл один: твори добро, помогай людям и будь справедливым человеком.

Алена

История о Никите Кожемяке относится к самому древнему пласту сказок и былин. Она упомянута еще в «Летописи Временных лет». Этот исторический источник передает рассказ о Никите Кожемяке, который сумел победить печенежского вождя в единоборстве. При этом дружинники князя Владимира не осмеливались выйти с печенегом биться один на один.

Почему эта сказка является богатырской

Данный рассказ отнесен к богатырскому циклу сказок. На это прямо указывает ее сюжет. Чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо более подробно описать сюжет сказки:

  • князь Владимир ищет бойца, который смог бы победить печенежского вождя в бою один на один. К князю подходит старик и предлагает своего сына, указывая на его огромную силу. Старик рассказывает, что когда Никита мял бычьи кожи, он начал его ругать. И Никита со злости разорвал все кожи;
  • князь решает испытать Кожемяку. Он приказывает разозлить сильного быка каленым железом и выпустить его на Кожемяку. Никита не испугался быка и выхватил у него из бока голой рукой кусок кожи с мясом. Это стало достаточным подтверждением богатырской силы Кожемяки;
  • в бою он победил печенежского вождя, и угроза для Киева миновала.

Указанные признаки свидетельствуют о правильности отнесения данной сказки к богатырскому циклу. Ведь в ней указывается на огромную силу Никиты Кожемяки. В сказке есть упоминание об испытаниях богатыря, и рассказывается о единоборстве с врагом. Поэтому, ее можно обоснованно назвать богатырской.

Другой сюжет сказки

Указанный выше сюжет, очевидно, имеет исторические истоки. В более поздние времена, былина превратилась в сказку, будучи дополненной совершенно сказочными деталями. Ее сюжет изменился до неузнаваемости. В сказочной интерпретации Кожемяка спасает киевскую княжну из плена Змея. Змей держит княжну в плену и не отпускает. Только Кожемяка способен его победить. Он повергает Змея и тот предлагает ему разделить землю поровну. Тогда Кожемяка делает огромный плуг и на Змее вспахивает землю. При этом Змей тонет в море, а царевну удается спасти.

«Никита Кожемяка» читательский дневник

«Никита Кожемяка» читательский дневник

«Никита Кожемяка» – народная сказка о сильном, отважном богатыре, которому удалось при помощи своей силы и хитрости одолеть страшного змея.

Краткое содержание «Никита Кожемяка» для читательского дневника

ФИО автора: Народная сказка

Название: Никита Кожемяка

Число страниц: 4. «Никита Кожемяка. Русские народные сказки». Издательство «Лабиринт». 2014 год

Жанр: Сказка

Год написания: –

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Главные герои

Никита Кожемяка – богатырь, добрый, отзывчивый, широкой души человек.

Змей – душегуб, страшное чудовище, погубившее немало людей.

Царевна – прекрасная девушка, которая попала в плен к Змею.

Царь – правитель Киева, любящий отец, умный, мудрый человек.

Сюжет

Давным-давно повадился страшный змей совершать налёты на славный город Киев. Много людей он погубил. Утащил змей и царскую дочку, но не съел ее, как остальных, а запер в своем убежище. Царевне повезло, что за ней увязалась маленькая собачонка. Когда змей улетал на свой страшный промысел, она писала записочку родителям, привязывала её к собачке. Собачка относила весточку в царские покои, а после возвращалась с ответом.

Царь велел дочери узнать у змея, кто на всём свете сильней его. Царевне хитростью удалось узнать у душегубца, что одолеть его под силу только Никите Кожемяке. Девушка, воспользовавшись отлучкой змея, тут же написала родителям записочку, в которой умоляла отыскать в Киеве Никиту Кожемяку и дать ему задание вызволить её из плена.

Царь с царицей лично отправились к Никите, который в это время мял одновременно двенадцать воловьих кож. Увидев перед собой царя-батюшку, он от неожиданности порвал разом все кожи. Рассердился не на шутку Никита от такого убытка и наотрез отказался идти к змею.

Тогда царь собрал всех осиротевших из-за лютого змея деток и отправил их к Никите с просьбой убить проклятое чудовище. Не смог отказать детям Никитушка. Отправился он к логову змея, вызвал его на честный бой и принялся что есть силы душить. Взмолился змей о пощаде и предложил Никите поделить пополам всю землю. Тот согласился, а сам утопил змея в Чёрном море. Спас Никита Кожемяка царевну и вернулся домой мять кожи.

План пересказа

  1. Лютый змей
  2. Похищение царевны.
  3. Связь с домом.
  4. Змей боится лишь Никиту Кожемяку.
  5. Царь просит Никиту справиться со змеем.
  6. Битва.
  7. Честная победа Кожемяки.

Главная мысль

Настоящий богатырь славится не только своей физической силой, но также умом и смекалкой.

Чему учит

Сказка учит быть сильным, смелым, никогда не отказывать тем, кто нуждается в помощи. Кроме того, учит проявлять в нужное время хитрость и находчивость.

Отзыв

Никита Кожемяка – настоящий русский богатырь, которого боится даже змей. Ему по плечу справиться с любой работой, с любым заданием, однако он никогда не зазнаётся и просто выполняет свое дело.

Рисунок-иллюстрация к сказке Никита Кожемяка.

Пословицы

  • Не родом славен богатырь, а подвигом.
  • Богатырская рука однажды бьёт.
  • Славна богатырями земля Русская.

Что понравилось

Понравилось, как царевна вела переписку с родителями с помощью своей маленькой собачки. Это ещё раз доказывает, что собака, пусть даже самая крошечная – настоящий друг человека.

Рейтинг читательского дневника

А какую оценку поставите вы?

Сопроводительный  материал к уроку
литературного чтения по теме «
Русская народная сказка
«Никита Кожемяка»

Тема урока

Русская народная сказка «Никита Кожемяка»

Предмет

Литературное чтение

Класс

4 «А» класс, УМК «РС им. Л.
Занкова»

Учитель

Капустина Ольга
Юрьевна, учитель начальных классов

Образовательное
учреждение

МАОУ «СОШ №1», г.
Соликамск

Тип урока

Урок  «открытия»
нового знания (технология деятельностного
метода)

Цель урока

Воспитание
у учащихся чувства патриотизма, приобщение к фактам исторической
действительности; углубление знаний учащихся о богатырских сказках

Задачи урока

·        
сформировать
представление о  богатырской сказке;

·        
развивать
познавательную активность детей, работать над развитием речи;

·        
формировать
умение анализировать, проводить обобщения, делать выводы
создать условия для организации самостоятельной работы младших школьников в
парах;

·        
способствовать
воспитанию качеств,  творчески думающей личности, воспитанию
коммуникативной культуры.

Планируемые
результаты

Личностные
результаты

приобщение
к литературе как искусству слова; эмоциональное отношение к прочитанному
произведению.

Регулятивные
УУД:

Формировать
умение принимать и сохранять учебную задачу, умение контролировать, корректировать,
оценивать.

Познавательные
УУД:

Извлекать
информацию из текста, находить объяснение незнакомых слов в словаре,
анализировать, делать выводы, находить книги в библиотеке заданной тематики

Коммуникативные
УУД:

Оформлять
свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; вести
диалог: выслушивать мнение оппонента, формулировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (работа
в паре и в группе).

Предметные
результаты:

самостоятельно
формулировать главную мысль текста; находить в тексте материал для
характеристики героя;

определять 
жанр произведений; подбирать эпитеты, синонимы и антонимы.

Роль и место урока в
данной теме

Урок составлен в
соответствии с календарно-тематическим планированием Рабочей программы по
литературному чтению для 4 класса на основе
на основе авторской программы В.Ю.Свиридовой

Результативность
урока

В
ходе урока  акцентирую внимание учащихся на основных понятиях,
подчеркивая ведущую идею темы. При объяснении материала опираюсь на жизненные
представления, потребности и интересы учащихся. Содержание урока
 формирует навыки самостоятельного мышления, активной учебной
деятельности, развивает логическое мышление школьников, повышает интерес к
предмету. Оптимальная работоспособность учащихся на уроке достигается путём
чередования видов учебной деятельности на различных этапах урока, спокойной
доброжелательной обстановкой. Всё это обеспечивает предупреждение перегрузки
учащихся. Использую различные формы учебной деятельности: фронтальная,
индивидуальная, работа в парах, группах, дифференцированная; технологии:
игровая, проблемное обучение.

Время реализации урока

45 минут

Необходимое
оборудование

Ноутбук,
экран, проектор.   

Дидактическое
обеспечение урока и материалы

Свиридова
В.Ю. Литературное чтение. Учебник для 4 класса: В 2 частях. – Самара:
Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012.

Самоанализ
по уроку

Поставленная цель и конкретные образовательные,
развивающие и воспитывающие задачи реализовывались посредством 
актуализации знаний, побуждение интереса к новому,
формированию универсальных учебных действий:  целеполагание, умение анализировать,
сравнивать, делать выводы, вступать в диалог, работа в паре, группе,  уважение
к чужому мнению, осмысленное чтение, адекватная самооценка, навык чтения.
Сочетание
и смена разных видов деятельности: фронтальная работа, индивидуальная, работа в
парах, творческие задания способствовали работоспособности детей на протяжении
всего урока. В процессе урока  обращалась к уже имеющимся у детей знаниям и
умениям, работала над созданием атмосферы взаимной заинтересованности учеников
в работе друг друга, когда они работали в группах. Для эмоциональной разрядки и
снятия физического напряжения провела физминутку. Старалась создать
ситуацию успеха для каждого ученика. Урок прошел успешно, интересно и
плодотворно.  Все поставленные цели и задачи достигнуты.

Ход урока:

 Организация класса.

Актуализация  «Узнай по описанию»

Илья Муромец

Местом
рождения защитника Руси считается село Карачарово, что под Муромом. Известно,
что родители его были крестьянами преклонного возраста.

Микула  Селянинович

Был
пахарем, наделенным недюжинной силой и, согласно былинам, он был единственным,
кто мог поднять «тягу земную». 

Добрыня Никитич

Второй
по популярности после Ильи
Муромца
 богатырь русского народного эпоса.

Он
часто изображается служилым богатырём
при князе Владимире. Жена — Настасья,
дочь Микулы
Селяниновича
.

Алеша Попович

младший
входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней
Никитичем. Он сын ростовского попа Леонтия.

-Из каких жанров
устного народного творчества вы узнаете про богатырей? (Былин.)

-Что такое былина?
(Ответы детей.)

— Почему былины написаны в стихотворной
форме?

(Былины сочинялись как стихи, чтобы их
исполняли особые люди – сказители нараспев, играя на гуслях).

— Богатыри – это только герои былин?

Каких людей в настоящей жизни можно назвать
богатырями? (рассуждения учеников)

Целеполагание

О ком будем читать
на уроке? (О богатырях)

Сегодня хочу познакомить вас с новым
произведением о богатыре?

Откройте
учебник. Стр 56

Прочитайте название произведения.

Рассмотрите иллюстрацию к тексту.

 Можно ли этого человека назвать богатырём?

Сделайте прогноз по заглавию и иллюстрации,
о чём пойдёт речь.

Словарная работа. Найти толкование слов

Поборы – сборы.

Промыслы – охота

Сыскал – нашёл

Лютый – злой

Авось – может быть

Берлогу размечу – разнесу

Межа – граница

Пуд пеньки – 16 кг грубых нитей

Соха в триста пуд – соха весом в 4800 кг

— Послушайте текст  и ответьте на вопрос:

 «Чем Никита Кожемяка был похож на героев
былин?»

Аудиозапись «Никита Кожемяка»

Проверка первичного восприятия сказки.

— Похож ли Никита на русского богатыря?

-Откуда появилось название Кожемяка?

-Для чего мнут кожу?

Чтение по абзацам

-Почему никто не сражался со змеем, а все
отдавали ему девушек на съедение?

-Почему змей не съел царевну, а запер ее в
своей берлоге?

-кто мог ее спасти?

Как об этом узнала царевна?

-Почему Никита отказался спасти царевну?

-Почему он потом согласился?

-Чем закончилась битва Никиты со змеем?

-Что осталось от змея?

Физминутка под музыку

То не грозное небо хмурится,

Не сверкают в степи клинки –

Это батюшки Ильи Муромца

Вышли биться ученики.

Характеристика героя

— Как вы думаете, герой сказки
отрицательный или положительный персонаж?

 Почему вы так считаете?

— Прочитайте план, который записан
на доске.

Характеристика героя по плану;

1) Где живет герой сказки?

2) Чем занимается герой сказки?

3) Какой характер у героя?

4) Какие поступки совершает герой?

5) Ваше отношение к герою сказки

Работа в парах

Охарактеризуйте  Никиту Кожемяку,
используя этот план.

Характеристика
героя по плану

1) Где живет герой
сказки?………………………………………………………………

2) Чем занимается герой
сказки?……………………………………………………….

3) Какой характер у
героя?…………………………………………………….

4) Какие поступки совершает
герой?…………………………………………………

5) Ваше отношение к герою сказки
………………………………………..

Храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый,
ласковый, отважный, мужественный, сильный, молчаливый, впечатлительный,
простой, веселый, черствый, жадный, грубый.

Можно ли назвать это произведение былиной?

Применение новых знаний в
нестандартных ситуациях
.

Сравним сказки с баснями. Заполним таблицу.
Работа в группах

былина 

сказка

форма построения текста

особый песенный литературный
жанр,

Сюжет подобных литературных
произведений является вымыслом и носит развлекательный характер.

былины рассказывают о реально
происходивших событиях

Сказочные персонажи утратили
всякую связь с реальностью.

воспевая героизм, отвагу и силу
персонажей

Действие любой сказки
разворачивается вокруг противостояния добра и зла.

прочтение сопровождается
аккомпанементом из народных струнных инструментов, обычно гуслей.

Реальная жизнь трансформируется
в чудесный образ, наполненный мистическими представлениями о мире и
волшебными превращениями.  

Сказка, имеет повествовательный
характер, близкий к разговорной речи.

средства

художественной выразительности

для сохранения сюжета и
придания торжественности применяются гиперболы, эпитеты, антитезы,
многочисленные синонимы и устойчивые обороты.

Сказки, как литературные
произведения, отличаются манерой произнесения – поучительной и
развлекательной одновременно.

Выводы:

  • Былина – особый песенный жанр,
    сказка – малое эпическое произведение.
  • Отличительной чертой былин
    является историческая основа.
  • Былины посвящены конкретным
    героям, существовавшим в реальности. Сказка основана на вымышленных
    персонажах.
  • Былина носит торжественный
    характер, сказка – поучительно-развлекательный.
  • Былина – песенный жанр, сопровождающийся
    аккомпанементом. Сказка имеет повествовательный характер.
  • Разницу между былиной и
    сказкой можно также проследить в средствах художественной выразительности.
  • Сказки рассказывались в
    домашних условиях, былины – на площади, при большом скоплении народа.

Текст «Никита Кожемяка» это
былина или сказка? (Это богатырская сказка)

Итог урока

— Победило ли добро в сказке «Никита
Кожемяка»?

Какие черты
русского характера прославляет сказка?

(Смелость,
мудрость, храбрость, трудолюбие, отвагу, широту души, бескорыстие, доблесть,
доброту)

Рефлексия

Домашнее задание

Разделить текст на части и составить план к
богатырской сказке

Фотоматериалы с урока

 Найти толкование слов

Работа в парах


3 декабря 2013 г.

Мне нравится

Сообщение нравится 1 участнику



Все мы знаем, что одна и та же сказка может иметь несколько версий, несколько вариантов начала и конца! Интересно сравнить эти варианты! Молодой и перспективный исследователь-филолог Сергей Сергеевич Шилин в своей студенческой работе так и сделал на примере двух версий сказки «Никита Кожемяка» и любезно предложил опубликовать свою статью на страничке нашего блога! Вот она!

Сравнение версий сказок

«Никита Кожемяка»

ПЕРВАЯ ВЕРСИЯ

Никита Кожемяка

А. Афанасьева «Народные русские сказки»

Около Киева проявился змей, брал он с народа поборы немалые: с каждого двора по красной девке; возьмет девку, да и съест ее.

Пришел черед идти к тому змею царской дочери. Схватил змей царевну и потащил ее к себе в берлогу, а есть ее не стал: красавица собой была, так за жену себе взял.

Полетит змей на свои промыслы, а царевну завалит бревнами, чтоб не ушла. У той царевны была собачка, увязалась с нею из дому. Напишет, бывало, царевна записочку к батюшке с матушкой, навяжет собачке на шею; а та побежит, куда надо, да и ответ еще принесет.

Вот раз царь с царицею и пишут к царевне: узнай, кто сильнее змея?

Царевна стала приветливей к своему змею, стала у него допытываться, кто его сильнее. Тот долго не говорил, да раз и проболтался, что живет в городе Киеве Кожемяка — тот и его сильнее.

Услыхала про то царевна, написала к батюшке: сыщите в городе Киеве Никиту Кожемяку да пошлите его меня из неволи выручать.

Царь, получивши такую весть, сыскал Никиту Кожемяку да сам пошел просить его, чтобы освободил его землю от лютого змея и выручил царевну.

В ту пору Никита кожи мял, держал он в руках двенадцать кож; как увидал он, что к нему пришел сам царь, задрожал со страху, руки у него затряслись — и разорвал он те двенадцать кож;. Да сколько ни упрашивал царь с царицею Кожемяку, тот не пошел супротив змея.

Вот и придумали собрать пять тысяч детей малолетних, да и заставили их просить Кожемяку; авось на их слезы сжалобится!

Пришли к Никите малолетние, стали со слезами просить, чтоб шел он супротив змея. Прослезился и сам Никита Кожемяка, на их слезы глядя. Взял триста пуд пеньки, насмолил смолою и весь-таки обмотался, чтобы змей не съел, да и пошел на него.

Подходит Никита к берлоге змеиной, а змей заперся и не выходит к нему.

Выходи лучше в чистое поле, а то и берлогу размечу!—сказал Кожемяка и стал уже двери ломать.

Змей, видя беду неминучую, вышел к нему в чистое поле.

Долго ли, коротко ли бился с змеем Никита Кожемяка, только повалил змея. Тут змей стал молить Никиту:

Не бей меня до смерти, Никита Кожемяка! Сильней нас с тобой в свете нет; разделим всю землю, весь свет поровну: ты будешь жить в одной половине, а я в другой.

Хорошо,— сказал Кожемяка,— надо межу проложить.

Сделал Никита соху в триста пуд, запряг в нее змея, да и стал от Киева межу пропахивать; Никита провел борозду от Киева до моря Кавстрийского.

Ну,— говорит змей,— теперь мы всю землю разделили!

Землю разделили,—проговорил Никита,— давай море делить, а то ты скажешь, что твою воду берут.

Взъехал змей на середину моря. Никита Кожемяка убил и утопил его в море. Эта борозда и теперь видна; вышиною та борозда двух сажен. Кругом ее пашут, а борозды не трогают; а кто не знает, от чего эта борозда,—называет ее валом.

Никита Кожемяка, сделавши святое дело, не взял за работу ничего, пошел опять кожи мять.

ВТОРАЯ ВЕРСИЯ

Никита кожемяка

М.Булатова «Русские волшебные сказки»

В старые годы появился невдалеке от Киева страшный змей. Много народа из Киева потаскал в свою берлогу, потаскал и поел. Утащил змей и царскую дочь, но не съел ее, а крепко-накрепко запер в своей берлоге.

Увязалась за царевной из дому маленькая собачонка. Как улетит змей на промысел, царевна напишет записочку к отцу, к матери, привяжет записочку собачонке на шею и пошлет ее домой. Собачонка записочку отнесет и ответ

принесет.

Вот раз царь и царица пишут царевне: узнай-де от змея, кто его сильней. Стала царевна от змея допытываться и допыталась.

— Есть, — говорит змей, — в Киеве Никита Кожемяка — тот меня сильней.

Как ушел змей на промысел, царевна и написала к отцу, к матери записочку: есть-де в Киеве Никита Кожемяка, он один сильнее змея. Пошлите Никиту меня из неволи выручить.

Сыскал царь Никиту и сам с царицею пошел его просить выручить их дочку из тяжелой неволи. В ту пору мял Кожемяка разом двенадцать воловьих кож. Как увидел Никита царя — испугался: руки у Никиты задрожали, и разорвал он разом все двенадцать кож. Рассердился тут Никита, что его испугали и ему убытку наделали, и, сколько ни упрашивали его царь и царевна пойти выручить царевну, не пошел.

Вот и придумал царь с царицей собрать пять тысяч малолетних сирот — осиротил их лютый змей, — и послали их просить Кожемяку освободить всю русскую землю от великой беды. Сжалился Кожемяка на сиротские слезы, сам прослезился. Взял он триста пудов пеньки, насмолил ее смолою, весь пенькою обмотался и пошел.

Подходит Никита к змеиной берлоге, а змей заперся, бревнами завалился и к нему не выходит.

— Выходи лучше на чистое поле, а не то я всю твою берлогу размечу! — сказал Кожемяка и стал уже бревна руками разбрасывать.

Видит змей беду неминучую, некуда ему от Никиты спрятаться, вышел в чистое поле.

Долго ли, коротко ли они билися, только Никита повалил змея на землю и хотел его душить. Стал тут змей молить Никиту:

— Не бей меня, Никитушка, до смерти! Сильнее нас с тобой никого на свете нет. Разделим весь свет поровну: ты будешь владеть в одной половине, а я — в другой.

— Хорошо, — сказал Никита. — Надо же прежде межу проложить, чтобы потом спору промеж нас не было.

Сделал Никита соху в триста пудов, запряг в нее змея и стал от Киева межу прокладывать, борозду пропахивать. Глубиной та борозда в две сажени с четвертью. Провел Никита борозду от Киева до самого Черного моря и говорит змею:

— Землю мы разделили — теперь давай море делить, чтобы о воде промеж нас спору не вышло. Стали воду делить — вогнал Никита змея в Черное море, да там его и утопил.

Сделавши святое дело, воротился Никита в Киев стал опять кожи мять, не взял за свой труд ничего! Царевна же воротилась к отцу, к матери. Борозда Никитина, говорят, и теперь кое-где по степи видна, стоит она валом сажени на две высотою Кругом мужички пашут, а борозды не распахивают: оставляют ее на память о Никите Кожемяке.

Волшебная сказка «Никита Кожемяка» относится к киевскому циклу волшебных русских народных сказок.

Судя по всему, это не самая распространенная сказка необъемлемого русского фольклора, поэтому мне удалось найти лишь два варианта.

Итак, отыскал я это произведение в книге А. Афанасьева «Народные русские сказки» и в сборнике М.Булатова «Русские волшебные сказки».

Начнем с конца

«Никита Кожемяка» несомненно волшебная сказка. Текст, представленный на рассмотрение, описывает события и по содержанию и по стилю (в обоих вариантах) сразу дающие понять: все это – вымысел русского народа, стремящегося, как и всегда, заставить читателя «на ус намотать», да «урок преподать добрым молодцам».

Но проблема именно в этом донесении. Во варианте Булатова последние строки указывают непосредственно на то, что сказка придумана в качестве урока людям «…И сложил народ про Никиту эту сказку, — всем добрым людям на размышление». В отличие от этого, вариант Афанасьевского сборника намного более скуп на излишества. Он заканчивается простым «…не взял за работу ничего, пошел опять кожи мять».

Думаю это различие указывает на то, что два варианта сказки рассчитаны на разный возрастной состав аудитории. Скорее всего, вариант в сборнике Афанасьева рассчитан на более взрослый пласт, пусть и детей. Он и в принципе то более скуп на излишества, доносит до нас самое, что ни на есть важное (об этом чуть позже). Вариант же Булатова гораздо обширнее. Здесь сказка имеет вид более развернутого произведения, скорее где то записанного, чем передаваемого исключительно из уст в уста…

***

Время и место записи мне, к великому сожалению, найти так и не удалось, но, полагаю, это где-то 20-е годы.

Объем текста в двух видах сказки различен по уже оговоренным мной причинам – схематичность Афанасьевского варианта и развернутость Булатовского.

Сама суть сказки – далеко не Змей, Красна Девица и Богатырь. Основная мысль – сделать бескорыстное и доброе дело. Никита не знал, что Змей его боится и на уговоры «властей» не поддался. Но сердце его тот час же растопилось, когда он понял, что нужен своему народу, близким ему (более менее близким) людям. Это ведь горожане так просили его придти к ним на помощь. Кожемяка пришел и не взял за это ни пенни!

К слову говоря

К слову говоря, когда читал сказку, думал что Никита и Дочь Царя как и в других подобных произведениях в финале поженятся и будут «жить пожевать», а автор будет на свадьбе их «мед пиво пить»… Не тут-то было! Кожемяка сделал дело и просто вернулся к своим обязанностям.… Здесь мне и пришла мысль. А что если у сказки своеобразное двойное дно? Что если автор не только заложил смысл бескорыстной доброты, но и донес до народа некое расхождение со сказочными устоями? Если она Дочь Царя, значит, в конце непременно Главный герой получает ее в жены! Так просто она и не посмотрела бы на него, но сделав что то, она становится его супругой! А не это ли и есть, пусть косвенная, но плата за его героизм?

Вот и приходит на ум немного осмыслить, почему же все закончилось именно так, без пира в конце?

Вот оно, это самое двойное дно. С одной стороны — твердая стойкость своих убеждений. (Кожемяка пошел на Змея не ради денег и даже не ради Девицы Красной, да еще и Дочери Царя, а просто ради своего народа!) С другой стороны – то самое отрицание сказочных канонов. И суть даже не в том, что даром Царевне простолюдин не нужен, а в том, что это Царевна, может, и не нужна то вовсе простому кожемяке! Вот он уже и не только политический («не за царя, за Народ») но и моральный подтекст.

Вернемся к анализу

Содержание вариантов в корне не расходится. Змей поедает девушек Киев-града раз в месяц. Скормив всех, очередь доходит до дочери царя. Змей ее не ест, считая писаной красавицей, и просто относит в свою пещеру…. И так далее до самого наказания Змея Храбрым Молодцем!

Если есть расхождения, то они очень малы. Кроме двух. В варианте Афанасьева помогала Царевне передавать записки собачка, а в Булатовском это была голубушка.

Признаться честно, собачка вызвала легкое удивление! Думаю больше похоже на элементы каких-то западных сказок, чем исконно русских народных. Голубь в этом плане как то…более к месту, что ли…

Вторым расхождением является эпизод с сожжением Змея. В варианте Афанасьевского сборника он отсутствует. После того как утоп Змей в море, выловил его Кожемяка со словами, — «не хочу, что бы воды ясные твоим телом поганить…» И сжег Змея, разнеся по миру пепел от его тела, дабы и памяти о нем не осталось!

На первый взгляд, образы героев довольно линейны и схожи с другими подобными по смыслу сказками. Злобный огнедышащий Тварь-Змей, Прекрасна Девица красна, отец ее, царь, да и всесильно широкоплечий Герой…

Но, с другой стороны, Герой и не подозревает о своей силе, не знает, что боится его Змей, красна девица не столь наивна и второстепенна, как это бывает, а царь вообще, оказывается, умеет во благо народа и хитроумные идейки выдавать (чего стоит мысль о собраний маленьких девочек ко двору Кожемяки)…

Все это вновь и вновь указывает на отвержение канонов сказки!

Змей давно на русской земле – олицетворение зла и горя. Три головы, огонь, похищение девиц… Фантастические мотивы не блещут оригинальностью и какой либо логичностью действий основного злого Существа…

И все-таки вариант в сборнике Булатова намного лучше. Он, как говорится, обладает душой. Не просто там «прилетел…увел…позвали…победил», как у Афанасьева. Имеется и описание самого змея, людей, обычаев, времяпровождения…

Сказка интересна (и вдвое интересна в трактовке сборника Булатова)… И героизм в ней, и смысл, и подтекст… То есть сочиненное и записанное русским народом!

Использованы материалы: сайта http://narodnye-russkie-skazki.gatchina3000.ru для варианта Афанасьева (http://narodnye-russkie-skazki.gatchina3000.ru/skazka_66.htm)

И книги «Русские волшебные сказки». Гос. Издат. Детск. Лит-ры Мин-ва просвещения РСФСР Ленинград 1958 год. Сборник М. Булатова. Стр. 14-19

Читательский дневник по русской народной сказке «Никита Кожемяка»

Автор народ.

Название: «Никита Кожемяка».

Число страниц 2.

Жанр произведения: богатырская сказка.

Главные герои: Никита Кожемяка, змей.

Второстепенные герои: царь, царевна.

Характеристика главных героев:

Никита Кожемяка — добрый и сильный.

Сумел хитростью и смекалкой победить страшного и ненасытного злодея.

Змей — страшный и злой.

Струсил перед появлением молодца, но принял бой.

Был убит за все свои лихие дела.

Характеристика второстепенных героев:

Царь — хитрый, умный.

Царевна — находчивая.

Краткое содержание сказки «Никита Кожемяка»

Однажды змей похитил царевну.

Не знал царь, как спасти дочь.

Но царевна узнала, что боится змей Никиту Кожемяку.

Начал царь уговаривать богатыря выйти против змея.

Долго отказывал богатырь, но перед сиротами не устоял.

Обмотался пенькой и вызвал змея на бой.

Повалил богатырь змея и начал душить.

А тот о пощаде молит, просит мир поделить.

Стали они мир делить, а как до моря дошли, тут и утоп змей.

План сказки:

  1. Похищение царевны.
  2. Уговоры царя.
  3. Сироты.
  4. Пенька.
  5. Бой со змеем.
  6. Раздел мира.
  7. Море.

Основная мысль сказки «Никита Кожемяка»

Главная мысль сказки заключается в том, что добро всегда побеждает зло.

Основная идея произведения в том, что Родину надо защищать.

Чему учит сказка

Сказка учит верить в добро.

Учит защищать слабых, свою землю.

Учит смелости, находчивости, упорству.

Краткий отзыв по сказке «Никита Кожемяка» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что много на Руси богатырей славных.

И даже простой кожемяка может оказаться легендарным героем, если ему придётся защищать свою землю и народ.

Это интересная богатырская сказка.

В ней говорится о том, как богатырь Никита победил могучего змея и утопил его в море.

Мне понравился простой и очень сильный Никита.

Он много трудился и потому стал очень сильным.

Но у него было доброе сердце и он не мог смотреть на обиженных сирот.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что героем может стать каждый.

Надо лишь верить в свои силы и бороться за правое дело.

Пословицы к сказке

  • Кто кого согнёт, тот того и бьёт.
  • Сила солому ломит.
  • Смекнёшь да схитришь — врагов победишь.
  • Один мигнёт, а другой уже смекнёт.
  • У сметливого солдата и рукавица — граната.

Словарь неизвестных слов

  • Воловьи — бычьи.
  • Пенька — волокно из конопли.
  • Борозда — канавка на поверхности земли.
  • Промеж — между.
  • Сажень — старинная мера длины.

Отрывок, поразивший больше всего:

 Провёл Никита борозду от Киева до самого Чёрного моря и говорит змею:

— Землю мы разделили — теперь давай море делить, чтобы о воде промеж нас спору не вышло.

Стали воду делить — вогнал Никита змея в Чёрное море, да там его и утопил.

Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:

  • Сборник «Русские народные сказки» Афанасьева
  • «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»
  • «Вольга Всеславьевич»
  • «Святогор-богатырь»
  • «Микула Селянович»
  • «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»
  • «Про прекрасную Василису Микулишну»
  • «Летучий корабль»
  • «Каша из топора»
  • «Сивка-Бурка»
  • «Баба Яга»
  • «Белая уточка»
  • «Бой на Калиновом мосту»

Библиотека русских народных сказок пополняется.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Особенности сатиры гоголя сочинение
  • Особенности русской народной сказки в сказке жуковского
  • Особенности перевода английских сказок на русский язык
  • Особенности русских народных и литературных сказок
  • Особенности образов сказки премудрый пескарь своеобразие животных

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии