Особенности сказки о царе салтане пушкина

Анализ «Сказки о царе Салтане»

Царь СалтанКто из нас в детстве не зачитывался изумительными певучими сказками А.С. Пушкина. Одна из них – «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Сказка была написана в 1831 году и через год появилась в публичной печати.

В письме брату, в ноябре 1824 года Пушкин писал:

«…Вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Делая анализ «Сказки о царе Салтане», мы видим, что она написана в жанре литературной сказки, так как у нее есть автор. К жанровым особенностям сказки можно отнести следующие.

  1. Наличие волшебства,
  2. Приключения героев ( плаванье в бочке, превращения, полеты за море в царство Салтана);
  3. Помощь со стороны. Сначала князь Гвидон помогает царевне, а потом царевна Лебедь помогает ему.
  4.  Эпизоды повторяются 3 раза. Тройственность вообще характерна для русских сказок;
  5. Победа добра над злом.

Сказка начинается тем, что три юные девушки сидели в светелке, и, занимаясь прядением, мечтали, как мечтают все девушки, о прекрасном принце. В мечтах девушки высказали свои способности. Но так случилось, что их беседу подслушал царь. Увидев младшую, говорившую, что она родила бы ему сына, он выбрал ее себе в жены, а двух других сестер забрал во дворец. Одну – в качестве ткачихи, а другую – поварихой. Эта часть повествования в композиции служит зачином.

Те девушки, которые не стали женами царя, страшно завидовали сестре и решили ее оговорить. После свадьбы царь сразу уехал на войну. А молодая царица вынашивала царевича. И когда наступило время рождения младенца, сестры и еще одна их сообщница – сватья баба Бабариха, оговорили молодую царицу, написав ему, что родила она «неведому зверушку». Они дважды подменяли письма. И в результате бояре во дворце получили приказ, написанный завистливыми сообщницами, бросить царицу с младенцем в море. В этой части сказки основа конфликта, знаменующая собой зло.

Далее следует волшебство. Судьба берегла молодую царицу. Силой материнской молитвы их выбросило на остров. Младенец рос не по дням, а по часам и наконец, он смог выдавить днище из бочки, в которой их бросили.

В поисках дичи он стал свидетелем нападения коршуна на белую лебедь. Он выстрелил в коршуна и тем самым освободил Лебедушку от гибели. Она сказала ему, что царевич убил чародея, и пообещала его отблагодарить.

Лебедь сдержала свое слово. Она подарила ему небольшое княжество с монастырями, церквями, и подчиненными, удивительную белку, которая грызла орехи с золотой скорлупой и изумрудными ядрами, и заставила служить князю своих братьев.

А потом и сама вышла замуж за князя Гвидона.

Завистливые сестрицы надеялись, каждая в глубине души, что царь обратит на одну из них внимание, и поэтому препятствовали стремлению царя Салтана навестить чудо-остров. Но когда купцы рассказали о прекрасной царевне Лебеди, а тем более, передали приглашение князя Гвидона и упрек в том, что царь не держит свое слово, он решил больше никого не слушать и распорядился снаряжать корабли чтобы отправиться в путешествие. На удивительном острове он встретился со своей женой царицей и сыном. На радостях он простил завистниц, отпустив их домой. Так добро победило зло, и справедливость восторжествовала.

С композицией сказки произведение роднит трехкратно повторение сюжета, характерное для народных сказок. Пушкин в создании произведения использовал живописный народный язык. И постарался избежать заимствований. Он гордился, тем, что в произведении использовал только одно заимствованное слово – флот.

В произведении присутствуют сказочные герои (Царевна-Лебедь, Черномор, чародей скрывавшийся под обликом коршуна). Из народной традиции заимствовано название острова – Буян. Язык стихов насыщен эпитетами (в синем, горькая, тугой лук, зеленый).

Произведение написано четырехстопным хореем, и таким образом, ритмика максимально приближена к народной. Рифмовка парная.

С годами сказки Пушкина (в том числе – о царе Салтане) не утратили своей актуальности. По ним ставят театрализованные постановки, снимаются мультфильмы, их с удовольствием читают взрослые и дети.

Особенности «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина как отражение явлений русской культуры

О.А.Реброва

МОУ СОШ №1 р.п.Колышлей им. А.С.Пушкина

Пензенская обл., р.п.Колышлей

Технологическая карта урока

Урок родной русской литературы

Класс: 5

Учитель: Реброва Оксана Александровна

Цель для ученика, или предметный результат

Цель для учителя

Показать, как в «Сказке о царе Салтане… А.С.Пушкина отражаются явления русской культуры и как эти явления проявляются через особенности сказки.

Создание условий для постижения детьми особенностей произведения как выражения явлений русской культуры

УУД, или метапредметные результаты:

Регулятивные: учиться ставить перед собой учебную задачу, находить способы решения, делать выводы, оценивать свою деятельность; учиться работать в группе и в паре.

Коммуникативные: учиться слушать, слышать и понимать учителя, одноклассников, авторов музыкальных произведений и кино; доказывать свою точку зрения, правильно выражая свои мысли.

Личностные: воспитание ценностного отношения к русской литературе как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию.

Познавательные: формирование познавательного интереса к родной русской литературе; усвоение информации, переданной в виде видеофильма, умение использовать знаково-символические средства

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Мотивация познавательной деятельности

Сказки А.С.Пушкина мы знаем с самого раннего детства, любим их. Сегодня на уроке мы обратимся к первой сказке, которую создал А.С.Пушкин, соревнуясь в творчестве со своим учителем В.А.Жуковским. Это «Сказка о царе Салтане…», литературная сказка. Интересен тот факт, что изначально сказки А.С.Пушкин писал не для детей, а для взрослых. Хотите знать почему? Тогда надо «окунуться» в художественный мир этой удивительной сказки

Использую приём интриги, чтобы привлечь внимание ребят, мотивирую на работу. 

Применяю приём активного слушания. Ребята включаются в работу.

Актуализация познавательной деятельности. Проверка домашнего задания

Работа с сюжетом сказки. Дома вы прочитали сказку и определили её основные события, выписав ключевые слова. Проверяем домашнее задание, восстанавливаем цепь событий сказки

Фронтальный опрос

Как вы думаете, сколько сюжетов народных сказок соединил писатель в своей сказке? Сюжет об оклеветанной жене, которая впоследствии обретает счастье, сюжет о чудесной деве. А.С.Пушкин придумывает сам сюжет о чудесном острове Буяне, который создала царевна Лебедь в награду за своё спасение для Гвидона. Это особенность сюжета

Приём «Выпиши ключевые слова». Разговор трёх девиц подслушан царем; свадьба; царь идёт на войну; родился сын; зависть сестер и тетки, клевета; бочку бросили в море; Гвидон вырос, убил коршуна, избавил царевну Лебедь.

Царевна Лебедь подарила Гвидону город, белку, 33 богатыря, её братья, стали дозором город обходить. Гвидон женился на царевне. Встречи с корабельщиками. Приезжает царь Салтан к Гвидону. Обман раскрыт. Завистницы прощены. Радость.

Работа с заголовком

Назовите полное название сказки о царе Салтане

В чём особенность названия сказки? Для сравнения предлагаю названия произведений древнерусской литературы: «Поучение Владимира Мономаха», «Житие Александра Невского», «Сказка о Бове королевиче», «Сказание о Мамаевом побоище». Прошу вспомнить названия русских народных сказок («Царевна-лягушка», «Баба-яга», «Заячья избушка» и др.)

Сравните названия и определите особенности названия сказки А.С.Пушкина.

— Что таким названием хотел подчеркнуть писатель?

«Сказка о царе Салта́не, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидо́не Салта́новиче и о прекрасной царевне Лебеди» А.С.Пушкина

Сравнительный анализ

В названии сказки А.С.Пушкина определены жанр, главные герои и дана их характеристика. Этим сказка Пушкина схожа с названиями древнерусских произведений. Это особенность названия сказки

Связь его сказки с духом Древней Руси

Работа с жанром.

Учитель просит ребят вспомнить определение сказки научное и образное.

Задание: соберите из отдельных слов определение сказки.

Вспомните, «сказкино выражение» о себе, о сказке.

На основании определений расскажите об особенностях жанра сказки, вспомните, какие бывают сказки.

— Название сказки А.С.Пушкина входит в противоречие с какой особенностью жанра?

Приём «Конструктор терминов»

Сказки – произведения занимательного повествовательного жанра, в основе которых лежат вымышленные события и герои, действуют волшебные силы.

(Данное определение ребята складывают из отдельных слов)

Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок

Ребята отмечают, что содержанием сказок, как правило, является борьба добра со злом. Сказки делятся на народные и литературные. В народных сказках не сохранились имена авторов.

Пушкин утверждает, что его сказка не ложь, в ней «русский дух», в ней «Русью пахнет»

Определение темы и постановка целей урока

Сформулируйте цель, вставив в формулировку пропущенные ключевые слова «Раскрыть, как в … А.С.Пушкина отражаются явления русской … и как эти явления проявляются через … сказки»

Сформулируйте тему урока, продолжив фразу «Особенности «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина как отражение …»

Ребята формулируют тему и цель урока

Анализ образной системы художественного произведения. Главные герои

А сейчас наша задача – найти особенности образов сказки

Главные образы сказки, заявленные в заголовке, — это Салтан, Гвидон и царевна Лебедь.

Даётся информация на слайдах о происхождении названий.

Слайд 1. Салтан. Происхождение его имени учёный Демин В.Н. трактует от корней «сал/сол» — Солнце и «тан» — владыка, повелитель. Получается или «солнечный правитель» или «владыка солнечной земли», что весьма логично для царя восточных земель. А владения Солнечной династии лежали на Востоке – где же ещё им быть, как не в стороне восходящего Солнца? Восточному имени царя «Салтан» (властитель) противостоит западное имя, которое получает его сын.

Слайд 2 «И нарекся князь Гвидон «. 1. др-германское (Gwidon) «лесной, живущий в лесу; широкоплечий» 2. от итальянского guidare «править, водить, управлять » Пушкин не мог не обратить внимания на значения имен. Остров Гвидона лежит не просто западнее царства Салтана; чтобы вернуться домой, гостям следует проплыть «мимо острова Буяна». Остров Буян связан не столько с народной сказкой, сколько с заговорами, в них он выступает как «центр мира». Мимо этого острова регулярно курсируют купеческие корабли, остров этот они посещают на обратном пути, возвращаясь из еще более западных стран, и каждый раз докладывают царю Салтану, что «за морем житье не худо». «Центр» делит мир на две части: Запад и Восток.

Слайд 3 Лебедь поэтический образ прекрасной девы из русского фольклора, которая возникает из глубины морских вод и белоснежной морской пены. На удивительной картине Михаила Александровича Врубеля «Царевна Лебедь» предстаёт перед нами в туманном, белокрылом одеянии утренней Царицы Зари-Зоряницы (см. славянские мифы), величаво выплывающей из тьмы ночи, или сияющей вечерней Царицы, уходящей в ночную тьму и бросающей свой прощальный взгляд, полный грусти и доброты. В прекрасном образе юной Девы воплощён символ русской девичьей красоты, величия и таинственной прелести русских сказочных красавиц. [1]

На какой образ из русских народных сказок похож образ царевны Лебеди? Что общего между этими образами? Посмотрите внимательно на картину и составьте ассоциативный ряд к образу царевны Лебедь

К слову, в скандинавской мифологии существуют лебединые девы — валькирии, владеющие способностью принимать вид лебедей.

Групповая работа (3 группы). Текстовая стратегия «Тонкие и толстые вопросы»

Ученики делятся на 3 группы и каждая группа работает с информацией одного слайда: придумывают вопросы к тексту для ребят других групп.

Парная работа (3 пары) Перевести словесный текст слайда в графический (схема, рисунок, кластер и т.д.)

После групповой и парной работы смотрим, могут ли графические тексты дать ответ на вопросы ребят. Удачные графические тексты переносим в тетради.

Учитель может задать вопрос:

— Что хотел сказать писатель, наделив такими именами своих главных героев?

(восточное и западное имена отца и сына показывают, как противоположны они в сказке и как трудно этим противоположностям встретиться. Почти невозможно. Но в сказке происходят чудеса, и противоположности притягиваются. Имена Салтан и Гвидон в сказке Александра Сергеевича Пушкина – только его собственная фантазия!)

t1617731248ab.jpg

Просмотр картины А.Врубеля «Царевна Лебедь»

Царевна Лебедь – Василиса Премудрая. Умение оборачиваться в лебедя.

Царевна Лебедь – Василиса Премудрая, Василиса Прекрасная, русская красавица и т.д.

А кто ещё в сказке мог оборачиваться в животных?

Царь Гвидон оборачивался трижды в комара, муху и шмеля, чтобы с острова Буяна попасть «в царство славного Салтана»

Анализ музыкального отрывка

Н.А.Римский-Корсаков «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане».

Задание к прослушиванию: представьте, что вы снимаете фильм по данной сказке. Вообразите, что происходит в вашей сказке под эту музыку.

После прослушивания спрашиваю, к какому эпизоду из сказки подойдет данная музыка. Говорю, что это знаменитый «Полёт шмеля» из оперы Римского-Корсакова.

Затем включаю отрывок из фильма «Сказка о царе Салтане» режиссёра А.Л.Птушко киноконцерна «Мосфильм»

Ребята слушают музыку и представляют, что под нее происходит в сказке.

Затем просматриваем фильм и сравниваем своё видение с режиссерским. Делимся впечатлениями

Анализ образной системы. Второстепенные герои

Кроме главных, заглавных героев, в сказке еще много интересных образов, на которые хочется обратить ваше внимание. Кто-то из них является помощниками героев, а кто-то – вредителями. Это следование канонам традиционной русской народной сказки. Назовите «вредителей».

Какое значение имеет суффикс -их- в словах «ткачиха» и «повариха»? А кто такая Бабариха? Предположите, как может быть образовано это слово, каково значение суффикса? Какой словарь нам может помочь выяснить значение слова?

Почему Бабариху называют сватьей. Кто такая сватья?

Работа с текстом. Приём «Конспект»

Прочитайте внимательно текст и вставьте пропущенные слова в текст-конспект.

В старые времена суффикс -их- обозначал…. В отличие от суффикса -ш-, суффикс -их- применялся для наименования жён лиц… звания. После революции 1917 года, когда женщина получила равные с мужчиной права, этот суффикс стал обозначать…. , но приобрёл …оттенок значения. Лишь небольшое количество слов в этом значении имеет нейтральный оттенок. Например, …

Итак, суффикс -их- имеет следующие значения:

1)…

2)…

3)…

4)…

Аналитическая беседа с опорой на текст

«Вредители» – ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха

Суффикс -их- в старые времена редко использовался для обозначения лица по профессии. Как и суффикс -ш(а), его применяли для обозначения жен по мужу. Однако если суффикс -ш(а) был «генеральского» пошиба, обслуживал, как сейчас говорят, элиту общества (вплоть до 1917 года он активно использовался при  наименовании жены по мужу с высоким чином и званием, например «сенатор — сенаторша», «губернатор — губернаторша»), то суффикс -их(а) был попроще, применялся для наименования жен лиц низшего звания: дворник — дворничиха, дьяк — дьячиха, мельник — мельничиха, пономарь — пономариха, староста — старостиха, столяр — столяриха, ямщик — ямщичиха, кузнец — кузнечиха, купец — купчиха. А жены дома сидели, занимались хозяйством, кухней, шитьем. Поэтому суффикс -их(а) лишь в редких случаях участвовал в образовании существительных со значением «действующего» лица: «сторожиха», «повариха», «ткачиха», «портниха». Например, слово «врачиха» стало употребляться не как «жена врача», а как обладатель конкретной профессии. В современном литературном языке закрепилось только несколько слов с суффиксом -их(а), имеющих нейтральный оттенок: «ткачиха», «портниха», «пловчиха» и некоторые другие. Все остальные подобные слова имеют сниженный стилистический оттенок значения, порой пренебрежительный. Возможно, тут сказываются и нежелательные ассоциации с названием животных (Ср.: слон — слониха, заяц — зайчиха, журавль — журавлиха, кролик — крольчиха). Да еще сохранились старые ассоциации с названиями жен по мужу с пренебрежительным оттенком. [2]

Ребята говорят, что в словах «ткачиха» и «повариха» суффикс -их- имеет значение «лицо по роду занятий». А вот что значит Бабариха непонятно сразу, так как нам неизвестно производящее слово, хотя можно предположить, что оно значит по сходной словообразовательной модели. Найти ответ можно в этимологическом словаре:

Работа с этимологическим словарём В.И Даля

Бабръ м. сиб. Зверь, равняющийся по лютости и силе льву; тигр, царский тигр.

Назовите «помощников»

— Как вы думаете, кто такие 33 богатыря? Почему именно 33? Какие ассоциации с числом 33?

— Вспомните пролог поэмы «Руслан и Людмила» «У лукоморья…» Кем там является Черномор? А в этой сказке? Почему А.С.Пушкин показывает этот образ противоречивым? (Образ Черномора – это авторский образ, навеянный, с одной стороны, сказочным старичком Сам с ноготок, голова по локоток из русской народной сказки, с другой стороны, в славянских мифах есть Белобог и Чернобог, олицетворяющих добро и зло. Нельзя пренебрегать и ассоциацией с Чёрным морем.

Белка в сказке – фантазия писателя.)

Есть в сказке образы корабельщиков. Как вы думаете, кем они являются в сказке и есть ли подобные образы в русских народных сказках?

«Помощники» – 33 богатыря и дядька Черномор, белка.

Ребята высказывают свои предположения по поводу происхождения слова «Черномор», опираясь на читательский опыт.

Индивидуальная работа со словарём.

Корабельщик – 1. Владелец корабля, моряк устар. 2. То же, что кораблестроитель разг.

Корабельщики в сказке играют роль вестников, они передают информацию, торгуя товаром.

Включение в систему знаний и умений новых знаний

Итак, что вы можете сказать об особенностях образной системы сказки? Какие образы использует А.С.Пушкин?

Очень много образов, придуманных самим А.С.Пушкиным, но они возникли под влиянием образов, в первую очередь, русских народных сказок, во-вторых, славянских мифов, в-третьих, западной литературы и мифологии

А сейчас подведем итоги урока. Какую мы ставили цель? Достигли мы цели?

Каковы особенности «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина?

Почему сказку А.С.Пушкина можно назвать сказкой для взрослых?

Ребята подводят итог урока.

Составление кластера

«Особенности «Сказки о царе Салтане…»»

Вспоминают, какие особенности сказки были выделены в ходе урока: особенности названия, сюжета, жанра, образов

Рефлексия

Назовите тот момент урока, когда, на ваш взгляд, было эмоционально; когда было познавательно; когда было удивительно

Что вам больше всего запомнилось на уроке?

Эмоционально — …

Познавательно — …

Удивительно — …

Домашнее задание

Эпизод «Царица с сыном выбираются из бочки». Начинается со слов «В синем небе звезды блещут…» до слов «Вышиб дно и вышел вон».

Вопросы:

Что помогло царице с сыном выбраться на волю из бочки?

Прочитайте обращение царицы к волне. В каких еще произведениях есть обращение человека к силам природы?

Что значит природа для русского человека? Как он к ней относится?

Задание: ответить на вопросы, отрывок наизусть по желанию

[1] https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/03/31/etimologiya-imyon-iz-skazok-a-s-pushkina

[2] http://rt-online.ru/p-rubr-kult-35616/

Литература

Родная русская литература. 5 класс: учеб. Пособие для общеобразоват. организаций/ [О.М.Александрова и др.]. – М.: Просвещение, 2021

А.С.Пушкин Сказки. – М.: Детская литература, 1986

С.И.Ожегов Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1990

В.И.Даль Толковый словарь живого великорусского языка в 4т. Т.1. – М.: Русский язык, 1989

Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М.Мелетинский. — М.: Советская энциклопедия, 1990

Самоанализ урока

Урок родной русской литературы «Особенности «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина как отражение явлений русской культуры» был проведён в 5 классе. Следует отметить, что предмет «Родная русская литература» является новым предметом, программа и учебник к которому появился лишь в этом учебном году. Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение потребности школьников в изучении русской литературы как особого, эстетического, средства познания русской национальной культуры и самореализации в ней. Творчество А.С.Пушкина, в частности сказки, является богатейшим материалом для учащихся 5-6 классов, на основе которого учитель может организовать работу по погружению в русскую национальную культуру.

Цель урока: показать, как в «Сказке о царе Салтане… А.С.Пушкина отражаются явления русской культуры и как эти явления проявляются через особенности сказки.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Формы организации урока: групповая, парная, фронтальная

Методы: анализ, синтез, наблюдение над языковыми фактами, сравнение, эвристический метод

Автор-разработчик: Реброва Оксана Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №1 р.п.Колышлей им.А.С.Пушкина

УУД, или метапредметные результаты:

Регулятивные: учиться ставить перед собой учебную задачу, находить способы решения, делать выводы, оценивать свою деятельность; учиться работать в группе и в паре.

Коммуникативные: учиться слушать, слышать и понимать учителя, одноклассников, авторов музыкальных произведений и кино; доказывать свою точку зрения, правильно выражая свои мысли.

Личностные: воспитание ценностного отношения к русской литературе как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию.

Познавательные: формирование познавательного интереса к родной русской литературе; усвоение информации, переданной в виде видеофильма, формирование умения использовать знаково-символические средства

УМК: Родная русская литература. 5 класс: учеб. Пособие для общеобразоват. организаций/ [О.М.Александрова и др.]. – М.: Просвещение, 2021

На этапе «Мотивация познавательной деятельности» применяю прием интриги: сообщаю ребятам интересный факт, что помогает мне завладеть вниманием ребят и настроить их на работу.

На этапе «Актуализация познавательной деятельности. Проверка домашнего задания» использую приём «Выпиши ключевые слова», который быстро и эффективно помогает вспомнить содержание сказки. После проверки домашнего задания работаем с заголовком текста. Здесь использую сравнительный метод. Для этого предлагаю ребятам сравнить названия древнерусских произведений и русских народных сказок. Через сравнение мы приходим к нужному нам выводу: выделяем особенность сказки, которая отражена в заглавии произведения. Далее работаем с жанром. Определить особенность жанра нам помогает приём «Конструктор терминов».

На этапе «Определение темы и цели урока» ребята вставляют пропущенные ключевые слова в название темы и формулировку цели. Такая форма работы эффективна в 5 классе, так как навык определения темы и цели только формируется у детей, тем более данный предмет детям еще не совсем привычен.

Этап «Анализ образной системы художественного произведения. Главные герои». На этом этапе использую групповую и парную работу одновременно. Использую стратегию «Тонкие и толстые вопросы» для групповой работы и приём «Кластер» для парной работы. Это позволяет эффективно совместить работу на развитие умения составлять вопросы по тексту и умение переводить словесную информацию в графическую. Данная работа стимулирует глубокое осмысление текста. В ходе работы с текстами знакомлю ребят со знаменитой картиной А.Врубеля «Царевна Лебедь», работа над которой помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление. Знакомство с произведениями разнообразных видов искусства помогает влиять на разные чувства учащихся, а это является условием крепких знаний. Далее знакомимся с музыкальным отрывком Н.А.Римского-Корсакова «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане». Это развивает музыкальный слух, ассоциативное мышление, фантазию учеников и знакомит их с сокровищницей русской культуры, что важно на данном уроке.

Следующий этап – «Анализ образной системы. Второстепенные герои». Продолжаем работать с образной системой произведения. Второстепенных героев делим на «вредителей» и «помощников». При анализе образов «вредителей» заостряем внимание на строение слов «ткачиха», «повариха» и «сватья баба Бабариха». Предлагается текст об истории происхождения суффикса -их-. На данном этапе использую приём «Конспект». Предлагаю пятиклассникам вторичный текст в форме конспекта, куда необходимо вставить пропущенные слова и выделить все значения суффикса. Этот приём учит ребят ранжировать информацию на главную и второстепенную, что является важным навыком, необходимым для жизни, и формирует познавательный интерес к русскому слову, родной литературе. Использую элемент исследовательского метода при работе со словом «Бабариха». Привлекается этимологический словарь, в котором находим значение слова «бабръ», и это помогает нам определить смысл непонятного нам слова. Кроме того, делаю акцент на словообразовательную модель предложенных для анализа слов. При работе с образами «помощников» привлекается информация русских народных сказок, славянских мифов, развиваем ассоциативное мышление, мы учимся находить сходные образы в русской литературе и фольклорных произведениях, что является необходимым навыком работы с текстом. Привлекается толковый словарь С.И.Ожегова, в котором находим значение слова «корабельщики». Таким образом, происходит воспитание ценностного отношения к русской литературе как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию.

На этапе «Включение в систему знаний и умений новых знаний» использую прием «Кластер», ключевая фраза которого «Особенности «Сказки о царе Салтане…»» Данный прием помогает подвести итог урока, свести всю информацию воедино. Ребята соглашаются с тем фактом, что данная сказка писалась А.С.Пушкиным для взрослых, ведь так много в ней особенностей, отличающих её от традиционной детской сказки.

На этапе «Рефлексия» прошу назвать тот момент урока, когда было эмоционально; когда было познавательно; когда было удивительно. В результате рефлексивного анализа мы приходим к выводу, что цель урока достигнута. 

Домашнее задание: Эпизод «Царица с сыном выбираются из бочки». Начинается со слов «В синем небе звезды блещут…» до слов «Вышиб дно и вышел вон».

Вопросы:

Что помогло царице с сыном выбраться на волю из бочки?

Прочитайте обращение царицы к волне. В каких еще произведениях есть обращение человека к силам природы?

Что значит природа для русского человека? Как он к ней относится?

Задание: ответить на вопросы, отрывок наизусть по желанию

Домашнее задание ориентировано на указание особенности русских текстов: взаимосвязи природы и человека, на одушевление природы, что является важной чертой русской литературы.

Ценность данного урока в том, что в результате работы на уроке ребята погружались в стихию русского мышления, русского языка, русского духовного мира.

Скачать обзор:

В произведении автор рассказывает историю одной семьи. Выразительный поэтический язык Пушкина создаёт яркие образы и сказочный мир, в который читатель погружается с головой. Именно эту сказку считают вершиной сказочного творчества Пушкина.

«Это самое универсальное искусство, потому что одинаково нравится шестилетнему ребёнку и культурнейшему читателю стихов шестидесяти лет. Понимания не требуется, воспринимается оно прямо, бесспорно, непосредственно», — так сказал о произведении литературный критик Д. П. Мирский.

Сказка Пушкина действительно подходит не только детям, она актуальна для всех возрастов и может рассматриваться на разных уровнях понимания. Ниже представлен краткий обзор произведения, который можно использовать для читательского дневника.

Место действия

Сюжет сказки разворачивается в волшебном мире. Основные события происходят в двух локациях: в вымышленном прибрежном государстве, которым управляет царь Салтан , и на некогда безлюдном, малопригодном для жизни острове, где возникает величественный город, ставший вотчиной князя Гвидона.

В тексте присутствует топоним — остров Буян. Это название встречается в русском фольклоре, где  есть упоминания, что на этом острове растет дуб о четырех ветвях. В сказке также фигурирует дуб — это единственное, что было на острове на момент прибытия туда героев.

Есть версия, что прообразом острова Буяна является реально существующий остров Рюген, в настоящее время принадлежащий Германии.

Морские просторы — также одно из мест действия в произведении. Море играет важную роль в повествовании. В тексте оно обозначается как Окиян, созвучно слову «океан», но пишется с большой буквы, как будто это название водоёма.

О чем произведение? Очень краткий пересказ

Царь Салтан услышал разговор трёх сестёр, каждая из которых сказала, что бы она сделала, «кабы была царицей». Он выбирает себе в жены ту, которая хотела родить ему сына. Других двух назначает при дворе ткачихой и поварихой.

Сестры строят козни новоявленной царице. Когда рождается ребенок, они перехватывают гонца с радостной вестью и отправляют другое письмо, будто бы царица родила вместо богатыря «неведому зверушку». В результате ещё одной подмены письма Царицу и  дитя сажают в бочку и отправляют в море на верную смерть.

Бочку вынесло на берег необитаемого острова, где Гвидон спасает от коршуна красивого лебедя. Птица обещает его отблагодарить и оказывает помощь: наутро на острове Буяне возникает славный город. Гвидон становится князем и хочет повидаться с отцом.

Лебедь помогает ему незаметно отправиться в царство Салтана. Трижды с помощью Лебеди Гвидон вслед за торговыми кораблями купцов, обернувшись насекомым, летает во владения отца.

Купцы рассказывают царю о чудесах, которые они во время торговых плаваний видели на острове Буяне, и каждый раз ткачиха с поварихой и старой сватьей Бабарихой спорят, что есть чудо ещё более расчудесное.

Гвидон присутствует при разговорах, пребывая в облике то комара, то мухи, то шмеля. Он наказывает своих теток за скверные характеры, нанося им болезненные укусы.

Первый раз узнает он о чудо-белке, что грызет орешки с золотой скорлупой и изумрудными ярдами. По возвращению рассказывает об этом Лебеди, и следующий день белка оказывается у него на острове, возле княжеского дворца.

На второй раз тетки говорят о тридцати трех красавцах-богатырях. Лебедь являет Гвидону и это чудо.

В третий раз речь идет о заморской девице невиданной красоты, у неё «месяц под косой блестит, и во лбу звезда горит». Гвидон захотел взять её в жены.

Выясняется, что это и есть сама Лебедь. На глазах Гвидона она превращается в девушку. Князь женится. Вскоре царь Салтан посещает чудо-остров, встречается с женой и сыном. Семья воссоединяется. Ткачиха, повариха и сватья разоблачены. Царь на радостях отпускает их домой.

Характеристика героев

Царь Салтан

Царь Салтан — правитель сказочного государства. С одной стороны, он могущественный владыка, справедливый, честный, добрый, с другой стороны, доброта и бесхитростность не позволяют ему видеть в ком-либо коварство и подлость. Царь, узнав «странную» новость о рождении ребенка, мудро велит ждать его возращения, хочет приехать и разобраться во всем сам,  однако коварные заговорщицы его обыграли.

Салтан оказывается доверчивым и простодушным, он не заподозрил своячениц — явных интриганок и злодеек. Более того, проявил слабохарактерность, дважды уступая ткачихе и поварихе с бабой Бабарихой в своём желании навестить чудный остров. А ведь сердце его рвалось туда. Однако в конце сказки Салтан показывает волю, задаваясь вопросом: «Кто я, царь или дитя?». И отправляется к Гвидону.

Считается, что в образе царя есть отсылка к правителям восточных государств, о чем говорит его имя «царь Салтан».  Формулировка, встречающаяся в дипломатических источниках в отношении монархов исламских стран, в частности, султана Османской империи — «турецкий царь салтан».

Князь Гвидон

Князь Гвидон — сын царя Салтана, вырастает богатырем, как и обещала царица. Характеристики этого персонажа Пушкин указывает в полном названии произведения: «славный и могучий». Он внешне красив и силен, а в душе добр, благороден и справедлив.  Находясь в сложной жизненной ситуации, он вступился за слабого — спас лебедя, за что и был вознагражден. Гвидон хорошо воспитан, он благодарный сын, уважает и ценит свою мать, становится для неё надежной опорой и поддержкой. Князь не знает, что их с матерью бросили в море вовсе не по приказу отца, он не ведает о происках своих тёток, но, тем не менее, зла на родителя не держит, тоскует о нём. От отца — царя Салтана — Гвидон унаследовал лучшие качества: он становится достойным правителем острова Буяна.

Царица

Жена царя Салтана, мать князя Гвидона. Она добрая и сильная женщина, стойко принявшая удары судьбы. В ней воплощён обобщенный образ матери: «…над ребёнком, как орлица над орлёнком». Царица горячо любит своего сына, верит в него, поддерживает во всем. В отличие от сестер, она не мечтала о богатстве, и  статус царицы не был её целью. Героиня хотела любить и подарить этому миру хорошего человека. Она справилась с этой миссией, отлично воспитав сына.

Ткачиха с поворихой

Ткачика и повариха — отрицательные персонажи,  сестры царицы, тетки князя Гвидона. Это коварные, эгоистичные особы, ими движет зависть и обида. Ради собственных интересов эти женщины способны обречь на страдание других, умело манипулируют мужчинами, будь это хоть сам царь.

Баба Бабариха

Баба Бабариха — пожилая женщина, именуемая сватьей. В тексте есть упоминание, что Гвидону она приходится бабушкой.

Слова сват и сватья используются как для обозначения  человека, устраивающего брак, и выступающего посредником между женихом и невестой, так и родственной связи —  родителя  одного из супругов.

Вероятно, Бабариха может быть матерью царя Салтана, в некоторых критических обзорах представлена как мать трех сестер.

Сватья Бабариха — отрицательный персонаж, заодно с ткачихой и поварихой помогает извести царицу и её сына. В тексте Пушкина три отрицательные героини часто упоминаются в связке:  «Ткачиха с поварихой с сватьей бабой Бабарихой».

Имя героини позаимствовано из фольклора. Баба Бабариха встречается в языческих заговорах.  При этом созданный Пушкиным персонаж признается исследователями оригинальным и уникальным для традиции русской сказки.

Царевна Лебедь

Царевна Лебедь — молодая, невероятно красивая девушка, обратившаяся птицей. Она обладает магическими способностями. Благодарная и бескорыстная героиня творит чудеса во благо, чтобы помочь своему спасителю — князю Гвидону. Приняв человеческое обличие, Лебедь становится любимой и любящей женой. Подробно описывается внешность и манеры царевны: «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит», «величава, выступает слово пава», «речь-то говорит, будто реченька журчит».

«Красавица-оборотень» — распространенный тип персонажа для русских сказок. В литературе и в фольклоре в разные эпохи было создано немало подобных героинь, от Царевны-лягушки до девицы-голубицы Маруси из сказки «Про Федота-стрельца» Л. А. Филатова, советского актера и поэта. Пушкинская Царевна-Лебедь — один из известнейших персонажей в этом ряду.

Корабельшики

Купцы или корабельщики — коллективное действующее лицо, путешественники и торговцы. В сюжете играют важную роль, являются связующим звеном между Салтаном и Гвидоном. Они источники новостей и слухов. Остров Буян лежит на пути их маршрута «в царство славного Салтана», Гвидона они посещают «проездом».

Тридцать три богатыря и Черномор

Тридцать три богатыря — братья Царевны Лебеди, морские витязи, живущие в Окияне, охраняют остров князя Гвидона.

Черномор — дядька и предводитель богатырей, добрый и милейший старичок, олицетворение воинского братства и безопасности.

В творчестве Пушкина персонаж с таким именем встречается дважды, колдуна в поэме Руслан и Людмила также зовут Черномором. Эти персонажи не просто разные, они противоположны друг другу. В «Руслане и Людмиле» Черномор — отрицательный персонаж, главный злодей. Почему Пушкин назвал двух совсем разных героев одним именем? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Исследователи считают, что эти герои не связаны, и даже их имена имеют разное происхождение. Имя «предводителя богатырей» из «Сказки о царе Салтане» связывают с самой очевидной ассоциацией — Черным морем – теплым водоёмом на юге России.

Коршун

Коршун — злой волшебник. Обернувшись птицей, он пытался убить лебедя — прекрасную царевну. Гибнет от рук Гвидона. «Ты не коршуна убил, чародея погубил», — говорит ему лебедь.

Подробный пересказ содержания с цитатами из сказки

«Три девицы под окном пряли поздно вечерком», — так начинается сказка. Каждая из них  говорит о том, что сделала бы, если бы стала царицей. Первая обещает наткать полотна на весь мир, вторая приготовить пир, а третья девица молвила: «Я б для батюшки царя родила богатыря». Салтан подслушал этот разговор и выбрал себе в жены третью девушку. «Здравствуй красная девица, говорит он, будь царица! И роди богатыря мне к исходу сентября».

Во всё время разговора Он стоял позадь забора

Двум оставшимся сестрам он велит ехать вместе с ним и с сестрой. «Будь одна из вас ткачиха, а другая повариха».

Свадьбу сыграли в тот же вечер:

«Царь Салтан на пир честной сел с царицей молодой».

Ткачиха плачет, повариха злится, «завидуют оне государевой жене».

«А царица молодая, дела в даль не отлагая, с первой ночи понесла».

Салтан должен ехать на войну. Он прощается с женой и велит себя поберечь. Приходит время родов. «Сына бог им дал в аршин». Царица посылает Салтану письмо с доброй вестью. А ткачиха с поварихой с сватьей бабой Бабарихой велят перехватить гонца с письмом и отправляет другого. Царю приходит послание:

«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь,
Не мышонка, не лягушку
А неведому зверушку».

Царь разгневался, чуть было не повесил гонца, но остыл и велел «ждать царева возвращения для законного решения». Сестры встречают гонца, напаивают его допьяна и в «суму его пустую суют грамоту другую».

Гонец приносит приказ, в котором велено «и царицу и приплод тайно бросить в бездну вод». Царицу с ребёнком посадили в бочку и пустили в Окиян.

Плывет бочка по морю, в ней плачет и бьется царица, а ребенок растет не по дням, а по часам. Дитя обращается к волне и просит о спасении:

«Ах волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна…
………………………………..
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!»

Бочку прибивает к берегу. Пришло спасение. Осталось выбраться из бочки.

«Сын на ножки поднялся, в дно головкой оперся, поднатужился немножко,…вышиб дно и вышел вон».

Мать и сын оказываются на пустынном острове, где растет лишь один дуб, остальное — долина, кругом — море. Сын срывает с дуба ветку и делает лук, чтоб добыть «добрый ужин».

«И пошел на край долины у моря искать дичины».

Подойдя к морю, он видит, что «бьется лебедь средь зыбей, коршун носится над ней», хищник «когти распустил, клюв кровавый навострил». Царевич запускает стрелу в шею коршуна. Тот падает в море и тонет.

Лебедь «молвит русским языком»: «Ты, царевич, мой спаситель» и просит его не тужить, что остался без еды, обещает отблагодарить и сослужить добрую службу.

«Ты не лебедь ведь избавил, девицу в живых оставил»

Лебедь улетает. Сын с матерью ложатся спать без ужина. На утро царевич просыпается и видит перед собой большой красивый город, обнесенный белой стеной, за которой «блещут маковки церквей и святых монастырей». Он будит мать подивиться чуду. Это лебедь ему так за спасение отплатила.

Сын и мать идут к городу, проходят через ограду, к ним валит народ, пышный двор встречает их. Царевича объявляют в городе правителем, с благословения матери он стал княжить «и нарекся князь Гвидон».

«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет; он бежит себе в волнах, на раздутых парусах».

Корабельщики плывут мимо острова знакомым маршрутом и очень удивляются, увидев «новый город златоглавый». Они решают пристать. Князь Гвидон встречает их, зовет в гости, кормит, поит и «ответ держать велит»: «Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?».

Корабельщики отвечают, что едут прямо на восток, «мимо острова Буяна, в царство славного Салтана». Гвидон желает им доброго пут и велит передать поклон царю.

Проводив купцов, князь опечалился, он хочет видеть отца. Вдруг видит — «средь синих вод лебедь белая плывет». Спрашивает лебедь князя, в чем причина его печали.

«Грусть-тоска меня съедает, одолела молодца, видеть я б хотел отца», — отвечает он птице.

Лебедь приходит ему на помощь, превращает князя в комара, и он летит в море вслед за кораблем, в царство Салтана, на свою родину.

Царь Салтан встречает гостей, зовет их в гости. «И за ними во дворец полетел наш удалец».

Начинает царь расспрашивать путешественников: «Ладно за морем иль худо, и какое в свете чудо?». Корабельщики рассказывают ему о чуде. Знавали они остров, который раньше был пустынный, «не привальный, не жилой». А теперь стоит на нём новый город со дворцом, и правит в этом городе князь Гвидон.

Молвит царь :

«Коль жив я буду, чудный город посещу, у Гвидона погощу».

А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой не хотят его отпускать. Город на острове — вовсе не чудо, считает повариха. Она рассказывает царю о настоящей диковинке: где-то в лесу есть ель, под елью «белка песенки поёт, да орешки все грызет, а орешки не простые, всё скорлупки золотые, ядра — чистый изумруд».

Салтан дивится чуду, а Гвидон гневается и кусает тетку-повариху прямо в правый глаз.  Повариха окривела, обмерла, сестры вместе со слугами пытаются поймать комара, но он вылетел в окошко и отправился домой.

На острове своём князь Гвидон ходит у берега опечаленный. В море появляется лебедь. Говорит ей князь, что хотел бы «чудо дивное завесть». И рассказывает про белку, о которой слышал у Салтана. А лебедь ему обещает помочь: «Рада службу оказать тебе я в дружбу».

Вернулся князь домой, только ступил на двор, а ель уже там, под елью белка «золотой грызет орех… и… поёт… при всём народе: Во саду ли, в огороде».

Вновь купцы проезжают мимо острова, гостят у князя Гвидона и видят новое чудо. Князь передает поклон царю Салтану»

В эпизодах с приездом корабельщиков на остров авторский текст повторяется рефреном.

Проводив гостей, князь опять идет к морю. Там его встречает лебедь, обрызгивает водой, князь становится мухой, «полетел и опустился между моря и небес на корабль — и в щель залез».

«Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана.
И желанная страна
Вот уж издали видна»

Царь приглашает корабельщиков в гости, за ними влетает Гвидон в образе мухи. Он видит отца, тот сидит «с грустной думой на лице». Вновь расспрашивает царь гостей о чудесах. Те ему и об острове рассказывают, и о городе, и о чудо-белке. Возле белки поставили стражу, велели «строгий счет орехам весть», а из скорлупок льют монету.

Захотел Салтан опять в гости к Гвидону, а ткачиха давай его отговаривать: «Что тут дивного, ну вот, белка камушки грызет». И рассказывает она ему про другое диво:

Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге.
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.

Царь дивится чуду, а разозленный Гвидон садится поварихе на левый глаз. Та вскрикнула и тут же окривела. Бросились все «ловить и давить» муху, а князь в окошко вылетел и вернулся в свой удел.

Вновь встречается он с лебедью и говорит ей о новом чуде, которое хотел бы «на свой остров перенесть», чтоб заманить в гости отца.

Лебедь ему отвечает:

«Не тужи душа моя, это чудо знаю я. Эти витязи морские все ведь братья мне родные».

Князь, забравшись на башню, видит, как море «расплескалось в шумном беге и оставило на бреге в чешуе как жар горя, тридцать три богатыря». Он сбегает с башни встречать гостей.

Черномор обращается к князю:

«Нас сестра к тебе прислала и наказом наказала славный город твой хранить и дозором обходить».

Богатыри обещают каждый день выходить на берег острова, после чего возвращаются в море.

Повторяется эпизод с приездом корабельщиков, следующих «мимо острова Буяна в царство славного Салтана». Их взору предстало новое чудо. Князь Гвидон, передав поклон Салтану собирается идти за ними, направляется к берегу, на этот раз лебедь обращает его шмелем. Он улетает вслед за купцами, проникает с ними в палаты отца.

Приехав к Салтану, купцы повторяют ему всё сказанное ранее и про город и про белку, добавляя, что теперь остров охраняют тридцать три богатыря под предводительством Черномора.

Засобирался царь на остров. Ткачиха с поварихой на сей раз молчат, в дело вступает Бабариха, отвлекая внимание царя новым чудом: «За морем девица есть, что не можно глаз отвесть». Гости молчат, не желая спорить с бабой. Гвидон злится, «но жалеет он очей старой бабушки своей», кружит вокруг неё, жалит в нос и улетает.

Услышанное дает князю новый повод для кручины, он задумался о создании семьи. «Все женатые, гляжу, не женат лишь я хожу», — сетует он Лебеди и рассказывает о чудо-девице.

Гвидон хочет взять в жены именно её. Лебедь советует ему подумать: есть такая девица, но характер у неё непростой. Готов ли князь жениться именно на ней? Гвидон тверд в своём решении и готов «душою страстной» за своей невестой идти хоть за «тридевять земель».

Далеко идти не придется. «Знай, близка судьба твоя, ведь царевна эта — я», — признается Лебедь.

Гвидон обнимает красавицу-царевну, прижимает к груди и ведет в палаты «к матушке своей» просить благословения на брак.  «Мать с иконой чудотворной слезы льет и говорит: Бог вас, дети, наградит». Царица одобряет выбор сына.

В очередной приезд купцов Гвидон знакомит их со своей красавицей-женой, передает поклон Салтану и напоминает, что тот «в гости обещался, а доселе не собрался». У Салтана купцы вновь твердят ему о чудесах, что видели на острове, которым правит Гвидон, говорят о его красавице-жене и передают упрек, что не едет в гости.

«Тут уж царь не утерпел, снарядить он флот велел». Салтан не стал на этот раз слушать женщин. «Нынче ж еду», — заявил он и топнул ногой.

Князь Гвидон смотрит в окно и видит, как «из лазоревой дали показались корабли», приближался флот царя Салтана.

«Матушка моя родная,
Ты, княгиня молодая,
Поглядите-ка туда —
Едет батюшка сюда».

Салтан пристает к острову, выходит на берег, с ним «ткачиха с поварихой с сватьей бабой Бабарихой, удивляются оне незнакомой стороне». Гвидон выходит их встречать и ведет в город.

Салтан видит всё, о чем ему говорили. У ворот стоят 33 богатыря, с ними дядька Черномор, во дворе ель, под елью белка песенки поёт, золотой орех грызет, и засеян двор золотою скорлупой. Встречают гости княгиню-красавицу, а она ведет с собой свекровь.

Узнал Салтан в старшей княгине-матери свою царицу, заплакал, обнял жену и сына. Ткачиха, повариха и Бабариха спрятались по углам, «их нашли насилу там». Они расплакались и повинились. Царь был рад, что встретил свою семью, простил их и отправил домой.

Закатили пир.

«Я там был; мед, пиво пил — и усы лишь обмочил».

Анализ сказки

История создания

Александр Сергеевич Пушкин очень любил русские сказки, которые ему в детстве рассказывала няня Арина Родионовна, он вдохновлялся ими.

Сочиняя свои произведения, он опирался на фольклор. Одним из главных первоисточников «Сказки о царе Салтане» принято считать русскую народную сказку «По колено ноги в золоте, по локоть руки в серебре». Однако сказка Пушкина не прямая авторская интерпретация этого фольклорного произведения, писатель добавил многое «от себя», использовал сюжеты и образы из других сказок. К тому же ряд литературоведов указывает, что у сказки могли быть и другие первоисточники, в том числе зарубежные.

Известно несколько вариантов записи сюжета будущей сказки, самый ранний датирован 1822 годом. Он считается стартовой точкой в работе над произведением. Это был период Южной ссылки, Пушкин пребывал в Кишинёве. Запись очень схематична.

Более подробное описание сюжета, сделанное в Михайловском в 1824 году, восходит к рассказам Арины Родионовны. В период с 1824 по 1826 сказка обрастает новыми подробностями, автор добавляет в неё волшебные элементы.

Вновь Пушкин возвращается к работе в 1828 году. Завершает написание сказки в 1831 году, известна точная дата — 9 августа.

В печати сказка впервые увидела свет в сборнике «Стихотворения» 1832 года.

Одним из друзей Пушкина был известный поэт В. А. Жуковский, в творческом наследии которого также немало сказочных произведений, основанных на фольклорных сюжетах и первоисточниках западных авторов. Считается, что между коллегами и приятелями возникло своеобразное соперничество в написании сказок, которое подстегивало и вдохновляло Пушкина.

Жанр

Произведения писателей-сказочников относят к жанру литературной сказки. Они бывают волшебными и поучительными.  По большому счету такое деление условно, наличие волшебства — одна из характерных особенностей сказочного жанра, и почти во всех сказках, в том числе русских народных, есть назидание — «добрым молодцам урок».

В тексте, сюжете, манере изложения, композиционном построении присутствуют жанрово-стилистические черты, присущие сказкам:

  • приключенческий элемент в сюжете: путешествие в бочке и чудесное спасение;
  • чудеса и превращения: герои произведения принимают облик животных, птиц, насекомых;
  •  борьба добра со злом, в которой побеждает добро; четкое деление персонажей на отрицательных и положительных;
  • сюжеты сказок зачастую строятся вокруг числа три: схожие события или явления повторяются именно три раза;
  • в тексте сказки присутствуют рефрены: повторение одних и тех же фрагментов текста, что также характерно для многих русских народных сказок;
  • наличие «героя-помощника», обладающего магической силой: царевна-Лебедь. В сказках женский персонаж-помощница также, как правило, является невестой или супругой главного героя.

«Я там был; мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», — типичная концовка сказки, которую в несколько измененном виде использовал Пушкин.

Сказка Пушкина написана в XIX веке на фольклорной основе. Этим определяется такая особенность произведения, как сочетание христианского и языческого. В тексте есть обращение к Богу, упоминания о храмах, монастырях, чудотворной иконе. При этом топонимы, имена позаимствованы из языческих заговоров, олицетворение и «одушевление» неживой природы — тоже языческая черта.

Язык и стиль

Размер стиха сказки — четырёхстопный хорей с парной рифмовкой, такой размер больше соответствовал народной поэзии. Стилизуя текст под фольклорную традицию, автор использует устаревшие словоформы, устойчивые выражения, встречающиеся в фольклорных текстах: гости-господа, царь-батюшка. Для усиления выразительности в сказках часто употребляют «двойные выражения», объединяя схожие по значению слова, например, «грусть-тоска».

Средства выразительности в сказке:

  • Эпитет — красочное определение. Чаще всего эпитеты выражены прилагательными, сказка Пушкина — пример использования существительных как эпитетов: голубушки-сестрицы, царь-отец и т. п.
  • Метафора — употребление слова в переносном значении.

Примеры метафор: «в бездну вод» (то есть на глубину, в глубокое море), «маковки церквей» (купола), «грезы ночи» (мечты, видения, сны), «стрела запела» (т. е. засвистела в полёте).

  • Гипербола — художественное преувеличение: «И растет ребенок там не по дням, а по часам».
  • Олицетворение — описание неодушевленных предметов через свойства и выражения, характерные для одушевленных и употребляемые в переносном значении.

Пример олицетворения: «послушалась волна».

Какие темы поднимает?

Семья и человеческие взаимоотношения

Семья и человеческие взаимоотношения — центральная тема, она положена в основу сюжета. В непринужденной сказочной форме Пушкин разворачивают семейную драму. Все центральные персонажи произведения являются родственниками друг другу, но между ними нет взаимопонимания, виной тому и слабохарактерность царя, зависть и вредительство сестер.

Преследуя свои интересы, человек в жизни часто пренебрегает чувствами и желаниями самых близких, родных людей, что приводит к печальным последствиям.

Совсем с другой стороны тему семейных ценностей, взаимоуважения и поддержки иллюстрируют отношения матери и сына — царицы и Гвидона, показывая читателю положительный, вдохновляющий пример.

Произведение Пушкина — сказка, а сказка, как известно, «ложь, да в ней намек». Если применить её сюжет к реальности, он оказывается актуальным и для современности: человеческая зависть не изжита.

Нравственные темы

Через образы и поступки героев автор поднимает нравственные темы. Он в неприглядном свете показывает низость и коварство. Доброта, честность и благородство, напротив, выглядят привлекательными. Зависть, корысть и злоба до добра не доводят, рано или поздно человек поплатится за свои неблаговидные поступки и помыслы. А доброта, бескорыстие и благородство открывают человеку путь к счастью.

Каждый человек может совершить ошибку, оказаться во власти лжи, главное — найти в себе силы исправить ситуацию и попросить прощения. К такому выводу подводит история царя Салтана.

Государство и цивилизация

Эта серьёзная и сложная тема, в простой, доступной форме представленная в пушкинском тексте. Через поэтический текст воссоздается обобщенная модель цивилизации, иллюстрируется экономическая и политическая жизнь.

  • Купцы ведут международную торговлю, являются носителями важной информации, рассказывают царю о «чудесах».
  • Царь уходит на войну — это суровая необходимость политики любого государства, тем более во времена Пушкина.
  • Чудеса символизируют важные государственные составляющие.
  • Белка — это казна, источник богатства и стабильности, 33 богатыря и Черномор — армия, обеспечивающая безопасность и благополучие.
  • Царевна Лебедь — супруга государя, его верная помощница.

Государственное и человеческое

Государственное и человеческое сочетается в фигуре правителя. Монарх представлен как обычный человек со своими слабостями, недостатками, бытовыми и семейными проблемами. Салтан в целом славный правитель, но ему не хватает жёсткости.

Именно поэтому в домашнем окружении ему осмеливаются перечить бабы. Они же, зная прекраснодушие царя, не побоялись пойти на страшный подлог и прступление. Излишняя мягкость царя стала причиной его семейной трагедии и могла привести и к государственному краху.

Гвидон — волевой правитель, хотя и добр, как отец. Он богатырь, как и задумывала его мать. Богатыри имеют характер героический. В семье князя Гвидона и в княжестве его всё благополучно.

Идея и мораль

«На чужом несчастье счастья не построишь», — гласит русская пословица, которая хорошо отражает смысл произведения Пушкина. «Сказка о царе Салтане» прививает понятие о справедливости, учит  быть благодарным, не завидовать, помогать другим, стойко преодолевать трудности, уметь слышать и слушать других, но не поддаваться чужому влиянию. Вот основные выводы,к которым приводит сказка.

Экранизации

Сюжет Пушкина трижды становился основой для произведений кинематографа и мультипликации. Первым считается черно-белый мультфильм 1943 года.

Более известен анимационный фильм режиссера И. Иванова-Вано, выпущенный студией «Союзмультфильм» в 1984 году.

В «большом кино» это произведение в 1966 году воплотил режиссер Александр Птушко.

Современная попытка экранизации была предпринята студией «Союз Навона» в 2012 году. Роль царя Салтана должен был исполнить известный комедийный актер Юрий Стоянов. Однако этот проект оказался нереализованным, фильм не завершен.

Скачать обзор:

Перейти к содержимому

Характеристика сказки Пушкина про царя Салтана

Сказка Александра Сергеевича Пушкина о царе Салтане содержит все самые лучшие качества, присущие народным сказкам.

Главное качество сказки — укрепление веры в силу добра и торжество справедливости. И данное произведение полностью подходит под этот критерий.

В сказке о царе Салтане есть отрицательные герои, которые пытаются обманом и предательством навредить положительным персонажам. Но в конце они проигрывают стремлениям добрых героев.

Все сюжетные линии произведения доведены до логического завершения, нет никакой недосказанности.

В сказке тожество добра над злом выражается также в торжестве жизни над смертью. Царевна вместе с ребенком могла утонуть в море, но спаслась. Лебедь погибала от клюва злого коршуна, но Гвидон помог ей выжить. Комара тоже пытались поймать и прихлопнуть, но не смогли этого сделать.

Произведение имеет воспитательную функцию. В нем отчетливо просматривается мысль, что плохими делами добиваться своих целей бессмысленно, так как это не приведет ни к чему хорошему.

Стихотворный размер сказки — четырехстопный хорей. Мужская и женская рифма чередуются на протяжении всего текста.

Композиция произведения следующая:

  • зачин («Три девицы под окном пряли поздно вечерком»),
  • завязка (царь женится на одной из сестер, сестры ей завидуют и бросают в море ее вместе с сыном),
  • развитие (жизнь Гвидона на острове)
  • кульминация (решение царя Салтана приехать на остров Буян)
  • развязка (воссоединение семьи)
  • концовка («Я там был; мед, пиво пил — и усы лишь обмочил»)

В сказке используется большое количество средств художественной выразительности:

  • метафоры: бездну вод, маковки церквей, по равнинам Окияна.
  • олицетворения: стрела запела, послушалась волна, кораблик бежит, тоска съедает.
  • эпитеты: пышный двор, крепкою заставой, текучих вод, златоглавыми церквами.
  • гипербола: не по дням, а по часам.

Все эти средства делают произведение ярким, живым, наполненным смыслом. Именно поэтому «Сказка о царе Салтане» прекрасное произведение, которое нравится и детям и взрослым.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Анализ Сказки о царе Салтане

Анализ Сказки о царе Салтане Пушкина

Сказка о царе Салтане появилась на свет в 1831 году. По жанру она относится к литературной сказке, тем, что заканчивается добром, в сюжете действуют волшебство и приключение князя Гвидона с царевной.

Все начинается с того, что три девицы прядут под окном и разговаривают о своих мечтах на счёт принца. В их воображении данный принц был Салтан, про которого упоминала каждая из девушек в своих высказываниях. Они описывали, как бы себя повели, если Салтан их выбрал в жёны. Интересным рассказом для царя оказался рассказ младшей девоньки из сестёр, которая так с умилением рассказывала, что родила бы сына, коли выберет её Салтан.

Таким образом, он выбрал ее, а двух других сестёр тоже забрал с собой в качестве поварихи и ткачихи.

После женитьбы царь уехал на войну, и завистливые сёстра начали клеветать новоявленную царицу, вынашивающую будущего сына.

Им помогла сватья Бабариха вместе, с которой после рождения младенца отправили  царю ложное письмо, о том, что жена его родила какую-то зверюшку.

Царь Гвидон прочитав это, издал приказ и направил обратным письмом, бросить в море бочку с женой с выродышем и утопить их.

Далее начинается волшебство сказки, с того, что царевна с ребёнком не погибают, а бочка с ними выбрасывается волной на неведомый берег. Там и растет её сын, пока не становится рослым царевичем.

Царевич, охотясь на дичь, спасает белую лебедь от коршуна, тем самым освободив её от смерти. В будущем он выбирает её в жены, когда та превращается в красивую девушку.

Лебедь в знак благодарности пообещала не забыть об этом и помогла, создав для него княжество с подчинёнными. В нём была замечательная белка, танцуя, рассказывающая сказки и удивляющая всех, когда грызла золотые орехи.

В конечном итоге Салтан получает приглашение на остров повидаться с чудо-белкой, лебедью и всем княжеством. За ним следуют завистницы сестры все еще с надёждой овладеть царём и выйти за него замуж. Однако на острове царь узнав об их заговоре, прощает потому, что встречает свою жену с сыном Гвидоном и счастье  торжествует над злом.

Пушкин в данном произведении использует народный язык и трижды повторяет сюжет. Он не повторял заимственные слова, а создавал новые образы, обогащая язык сказки эпитетами. В ритмике произведения использована парная рифмовка, по истечении годов, которая не растеряла своей актуальности.

До сей поры, сказка пользуется популярностью и интересом у детей и взрослых, доказывая  это постановками в театрах и снятием мультфильмов.

2 вариант

Произведение под названием «Сказка о царе Салтане» написано, как литературная сказка, это показывает ряд литературных особенностей, которые выделяет автор, к ним относятся следующие особенности:

  1. В сказке есть волшебство;
  2. У каждого из героев есть свое особенное приключение;
  3. У каждого есть помощь со стороны, Гвидон оказывает помощь Царевне, а сама Лебедь оказывает помощь ему в последствии;
  4. Все эпизоды повторяются три раза, вообще тройственность является характерной особенностью для русских сказок.
  5. В итоге добро победило над злом.

Начало сказки – это три юные девушки, которые сидят в светелке, они занимаются пряжей и мечтают о прекрасном принце, который в скором времени должен ворваться в их жизнь.

Их беседу подслушивает царь, он видит, что младшая девушка, которая обещает родить ему сына весьма очаровательна, поэтому он забирает ее в жены, а остальных девушек забирает во дворец.

Одна становится ткачихой, а вторая работает поваром, так начинается произведение. Девушки завидуют своей сестре, поэтому решают ее оговорить, Царь после торжества сразу отправляется на войну, а он девушка беременная от царя остается в дворце.

Но судьба оберегает молодую царицу от всяких невзгод, несмотря на то, что бояре решают бросить царицу в море, она спасается, как и ее сын, поэтому история продолжается.

Материнская молитва позволяет бочке попасть на необитаемый остров. Там мальчик растет не по дням, а по часам, поэтому он смог выдавить дно из бочки, в которую их заковали вместе с мамой.

Завистливые сестры надеялись, что они займут место сестры, но только вот у них не получилось сделать подобного. Они не привлекали внимание Гвидона, что приводило их в бешенство.

С композиционным решением роднит так же то, что сюжет повторяется трехкратно, такие приемы автор использует для народных сказок. Автор использует живописный сюжет, которые привлекает его. Во всем произведении только одно слово, пришедшее из иностранного языка – флот.

Множество сказочных героев, а само произведение насыщено тем, что автор насыщает его различными эпитетами.

Все произведение он пишет четырехстопным хореем, который позволяет создать народную ритмику, максимально приближенную к существующей. Со временем сказки Пушкина становятся еще более востребованными, автор делает их более народными, более приближенными к простому читателю, обсуждающими актуальные и социальные темы.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ Сказки о царе Салтане

Анализ Сказки о царе Салтане

Популярные сегодня темы

  • Почему Онегин обречен на одиночество? сочинение

    Во многих произведениях различных авторов есть различные персонажи, которые обречены на одиночество и не могут жить счастливой жизнью. Некоторые живут так по своей вине, некоторые стараются изо всех сил

  • Сочинение Основные темы и мотивы поэзии Брюсова

    С приходом двадцатого века, приходит, популярное в то время, течение в литературе. Это был символизм. Одним из его лидеров стал В. Я. Брюсов. Этот человек занимался поэзией

  • Анализ рассказа Царь-рыба Астафьева

    Произведение «Царь-рыба» достаточно современное. В рассказе поднимается вопрос о жестоком обращении человека с природой. Вроде бы нет голода, но многие относятся к живой природе, так как будто ее ресурсы никогда не иссякнут

  • Сочинение Характер Маши Мироновой из повести Капитанской дочки Пушкина

    Одним из важных персонажей романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» является Маша Миронова. Неспроста произведение названо именно в её честь. Это напрямую связано с образом и характером героини.

  • План поэмы Мертвые души Гоголя

    Павел Чичиков приезжает в небольшой городок, выглядит он весьма приятным мужчиной, лицо его обладает округлыми чертами. Он селится в отеле и начинает узнавать всю нужную ему информацию

  • Особенности сказки о мертвой царевне и семи богатырях пушкина 5 класс
  • Особенности сказки лисичка сестричка и волк
  • Особенности сказки крошечка хаврошечка
  • Особенности сказки которые отличают ее от других жанров литературы
  • Особенности сказки каша из топора особенности