Особенности сказки о мертвой царевне и семи богатырях пушкина 5 класс

Литература. 5 класс.

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Противоборство добрых и злых сил в сказке.

Урок – исследование

Цели урока.

  1. Содержательная. Рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении.
  2. Деятельностная.  Помочь учащимся научиться анализировать текст сказки. Развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать умения сравнивать, обобщать. Формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты.

Планируемые результаты.

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.

Метапредметные УУД.

Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно)  необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания,, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Оборудование урока. Компьютер. Мультимедийный проектор. Презентация к уроку. Раздаточный материал. Портрет А.С.Пушкина.

Ход урока.

1-ый этап.  Самоопределение к деятельности.

Вступительное слово учителя.

Добрый день, мои дорогие друзья. Мне очень приятно находиться  в окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким сердцем.

                                                                                                                            Слайд 1.

Девиз нашего урока: « Наблюдать, слушать, думать, находить, доказывать, запоминать.»

Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы  меня слушать и слышать.

2-ой этап.  Постановка учебной задачи.

Учитель рассказывает притчу.  

— Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли  два сосуда. Один  сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть  вовнутрь и узнать, что же такое  Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое.  Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает,  так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.

— Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Ученики отвечают, что мы  будем говорить о добрых и злых героях  в сказке А.С.Пушкина, о царевне и мачехе, будем сравнивать их.

— Правильно, молодцы.  Вот вы и сформулировали цель нашей работы – раскрыть значение  терминов «добро» и «зло» на примере анализа сказки А.С.Пушкина. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

                                                                                                               Слайд 2

Работа с эпиграфом к уроку.

                                                Лишь добро одно бессмертно.

                                                 Зло подолгу не живет.

                                                                                 Шота Руставели.

— Как вы думаете, так ли это?

— Отвечают.

— Сразу тяжело ответить  на этот вопрос.  Предлагаю проверить, анализируя сказку А.С.Пушкина.

3-ий этап. Актуализация знаний и пробного учебного действия.

Нам всем хорошо знакомо выражение: «В сказках Добро  всегда  побеждает Зло».

Работа в парах. Посоветуйтесь с соседом по парте и ответьте, что же такое Добро, а что такое Зло. Слушаем ответы.

— Хорошо, ребята, молодцы.  Заглянем в словари и дадим определение этим понятиям.

                                                                                                      Слайд 3

4-ый этап.  Работа над темой урока. Построение проекта выхода из затруднения.

— Образы каких героев в сказке, по – вашему, самые яркие, самые запоминающиеся?

— Царевны и царицы.                                                                        Слайд 4.

— Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела. (Царевна, Елисей, Соколко, ветер, месяц, солнце, зеркальце). Ученики рассказывают отрывки из сказки, где они заметили проявление добрых качеств героев.

— Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Кого отнесём к отрицательным героям?  ( Царицу – мачеху).

Работа с иллюстрациями, на которых изображена царица – мать и царица – мачеха.

                                                                                                         Слайд 5.

— А кто эти героини? Почему иллюстрация с изображением царицы – матери обведена жёлтым, а царицы – мачехи – чёрным. Как вы думаете, почему?

( Царица-мать – положительный герой, она олицетворяет нежное материнское начало. Царица-мачеха – отрицательный герой, олицетворяющий злые силы).

Работа с новыми литературными понятиями: противопоставление = антитеза.

Составление небольшого монологического высказывания.

— Как  разворачиваются события дальше?

— Царица умирает. Царь женится на другой. Новая царица умна, красива, но очень злая и любит только себя. Проходит время, подрастает дочь царя. Она становится самой красивой девушкой. У неё появляется жених – Елисей.

5-ый этап. Первичное закрепление

Работа над образом царевны.                                                 Слайд 6 .

Работа в группах по заданному плану.

План.

  1. Представление сказочного персонажа.
  2. Описание внешности.
  3. Черты характера.
  4. Отношение к окружающим.
  5. Отношение окружающих к героине
  6. Кому героиня противопоставлена в сказке?

Учитель распределяет задания по группам. Учащиеся готовятся и выступают.

Работа над образом царицы-мачехи.

Ученик подготовил мини – проект по образу царицы – мачехи. Выступает только с выводами.

Составление сравнительной характеристики. Заполнение таблицы.

                                                                                                    Слайд 7.

Отмечают сходства и различия. И только про царевну молодую мы можем сказать, что она обладает ещё и душевной красотой.

Чтение по ролям эпизода, в котором волшебное зеркало сообщает царице – мачехе о том, что падчерица «милее» и «белее», чем она.

Учащиеся делают выводы.                                                      Слайд 8

Снятие утомления с глаз.                                                      Слайд 9

6-ой этап.  Самостоятельная работа с проверкой.

1.Анализ эпизода: «Царевна в тереме у семи богатырей».

Работа в парах. Составить вопросы по эпизоду и ответить на них.

2   Что предпринимает царица в очередной раз, чтобы избавиться от царевны?

Прослушивание фонограммы.  Черница дарит царевне наливное отравленное яблочко.

Учащиеся делают выводы, что зло не может победить. В сказках у добра много помощников. Добро побеждает зло. Царица умирает.

Составление КЛАСТЕРА  «Царевна и её помощники» из открыток – иллюстраций худ. Л.Присекиной.

7-ой этап.  Рефлексия деятельности.

— Какой урок мы извлекли из  «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях?

Какими нельзя быть?

Итог урока.                                                                  Слайд 10

Оцените свою работу на уроке по оценочной лестнице.  Выставляют себе оценки, учитель контролирует.

Покажите мне смайлик, соответствующий вашему настроению в конце урока.

На  «Золотых» рыбках, подаренных учителем учащимся, дети пишут добрые пожелания близким, одноклассникам, учителям … и озвучивают их.

Д/З    На выбор: 1. Написать поздравление Королевичу и Царевне.

         2  Выучить понравившийся отрывок  наизусть.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях

Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях Пушкина

Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях написал всеми нам известный русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Он на основе всей сказки показывает что красота, которая скрыта внутри человека может сотворить чудо. Также он показывает, то, что у человека внутри дороже того, что у человека снаружи.

Основная завязка сказки это ссора между царицей и царевной. И зачинщиком этой ссоры является царица. Царица начала завидовать невиданной красоте юной падчерице. Она начинает ее считать главной своей конкуренткой. Царица всегда хотела быть самой красивой в своем государстве. Ради сохранения этого титула она готова на все. Царица начинает борьбу за красоту и одновременно пытается убрать со своего пути свою падчерицу. Вступив в эту гонку, она забыло о главном, внутренней красоте. Ее внутренний мир остался без важных человеческих качеств, таких как любовь родных и сострадание. Она начала ставить себя выше всех в государстве. Все эти действия породили враждебный мир между царицей и царевной.

Это женщина была неуверенна и всегда сомневалась в себе. Из-за этого она просила у волшебного зеркала комплементы в свою сторону. Зеркало постоянно поддерживало царицу и стало ей другом, но царица все ровно его разбила. Это еще один поступок, который портит внутренние качества царицы. После этого царица и сама умирает из-за возрождения царевны. Можно сказать, что царицу погубило чужое счастье, которая она хотела испортить.

Также содержание сказки касается достоинства человека. Когда царевна, бродя по лесу зашла в дом к богатырям она сразу принялась за уборку. Богатыри оценили труд девушки и сразу же полюбили ее. Царевна признается богатырям, что влюблена в царевича Елисея и что всю жизнь будет ему верна. В это время царевич Елисей отправляется в поиски царевны. И спустя время он ее находит.

В этой сказке получился счастливый конец. Царевна вышла замуж на Царевича Елисея. И всю жизнь они прожили в любви и согласии. Пушкин смог правильно описать и выразить, через что смогли пройти царевна и царевич для того чтобы создать свою сваю семью, которая была основана на счастье и любви. Иногда, чтобы проверить свою любовь на прочность судьба преподносит нам нелегкие испытания.

Анализ 2

Александр Сергеевич Пушкин в сказочной истории о царевне и семи богатырях рассказывает нам о том, как любовь творит чудеса, а внутренняя красота важнее, чем внешняя. В этой истории говорится о том как между двумя персонажами происходит ссора. Причём главным зачинщиком конфликта является царица. Из-за того что от природы царевна была красива внешним видом царица ей очень завидовала. Царица в падчерице видела свою главную соперницу, она мечтала быть самым прекрасным человеком, среди всех людей. Но в своем стремлении быть самым красивой и уничтожением соперницы, она позабыла о таких добродетелях как милосердие, дружелюбие, кротость.

Царица очень сомневалась в себе, что ей необходима была похвала от зеркала. Зеркало было её единственным другом, которое женщина в конце сказочной истории уничтожила. После этого царица умерла, она так и не могла спокойно смотреть на счастье других людей.

В сказке также описывается благородство и преданность. Убегая от мачехи, девушка приходит в дом где живут богатыри и находит дом без хозяев. Когда богатыри вернулись, они понимают кто передними, воспитание выдает происхождение. Она им очень нравится, но царевна любит только Елисея и хранит ему верность.

В сказке почти каждый герой симпатизирует царевне, это также стало причиной для зависти царицы. Царь очень грустит по дочери. Чем не предлог для ревности мачехи?! В произведении жизненные обстоятельства тесно переплетаются со сказочным мотивом. Это мотивирует читателя задуматься над происшедшим и возможно, научит не делать таких же промашек, которые совершили герои сказки. Конечно же, сказка оканчивается счастливо, и добро победило зло.

Все произведения Пушкина учат созиданию, и показывают читателям, до чего доводят недоброжелательное обращение к людям. Зло всегда будет повержено, а добро победит. В конце этой сказки молодая царевна выходит замуж за Елисея. В своём произведении писатель показывает, через какие жизненные испытания прошли влюблённые, чтобы быть вдвоём. Ведь не каждый раз отношения людей складываются хорошо.

Бывает так, чтобы проверить чувства, судьба преподносит влюблённым нелегкие испытания. И только крепкие и настоящие взаимоотношения смогут выстоять перед натиском. В жизни людям не дается не посильных испытаний. И как бы иногда не было очень тяжело и горестно, вера, дружба и любовь смогут сотворить настоящие чудеса.

3 вариант

В одной царской семье рождается дочь, но ее мать при родах умирает, а опечаленный царь через некоторое время женится второй раз.

Новая царица, несмотря на редкую красоту, отличается эгоизмом, гордыней, завистливостью и жестокостью. Ее единственным развлечением являются беседы с волшебным зеркальцем, которое всегда подтверждает ее исключительную красоту.

Годы идут и постепенно взрослеет молодая царевна, которая к своему совершеннолетию становится восхитительной красавицей, к которой сватается королевич Елисей.

Однажды царица в очередной раз обращается к зеркальцу и узнает, что она является не единственной красавицей, поскольку появляется конкуренция в виде ее падчерицы. Тогда мачеха отдает приказ служанке заманить царевну в лес и оставить нам связанную на съедение волкам. Однако добрая служанка не выполняет приказ царицы и оставляет девушку свободной в лесной глуши.

Царевна набредает на терем, в которой проживают семь богатырей. Юноши принимают девушку в свою семью в качестве сестры.

В это время королевич Елисей предпринимает попытки поиска пропавшей возлюбленной. Он призывает на помощь силы природы в лице солнца и месяца, однако они не могут ему помочь.

Царица же вновь берет в руки зеркало, но узнает, что царевна не погибла. Мачеха переодевается в старуху и отправляется в терем, где живет девушка. Там она обманом вручает царевне отравленное яблоко, откусив которое девушка умирает. Расстроенные богатыри изготавливают для царевны хрустальный гроб, в который помещают тело девушки.

Отчаявшийся Елисей обращается в последней надежде к ветру, который находит месторасположение царевны, но сообщает юноше о смерти возлюбленной. Королевич решает проститься с любимой. Подойдя к гробу, он не сдерживается и целует девушку и в этот момент царевна оживает.

Счастливые влюбленные возвращаются в царский дворец, при этом злая мачеха, увидев живую царевну, от гнева умирает.

5 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях

Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях

Популярные сегодня темы

  • Истории героев в пьесе На дне Горького

    Любое действующее лицо сочинения «На дне» оказывается степенью развития некоторой части социума в самодержавной Российской империи, следовательно, для осмысления литературной работы жизненно необходимо знать описание любого фигурировавшего в ней героя.

  • Анализ рассказа Большой шлем Андреева

    В 1899 году Леонид Андреев создал свой замечательный рассказ «Большой шлем». Сюжет состоит в следующем: шесть лет подряд трижды в неделю: во вторник, в четверг и в субботу, играют в винт четыре игрока,

  • Мое отношение к Молчалину — сочинение (9 класс)

    Комедия Грибоедова «Горе от ума» появилась за полтора года до восстания декабристов. Главный герой Чацкий представляет новых людей и новыми идеи, владеющие передовыми умами.

  • Герои романа Обломов Гончарова (образы и характеристики, таблица)

    И. А. Гончаров в своем романе «Обломов» тщательно прорисовывает каждый образ. Все герои обладают цельными характерами. Каждый из них является носителем черт современного И. А. Гончарову общества.

  • Образ и характеристика Пирогова в рассказе Чудесный доктор Куприна сочинение

    Одним из основных персонажей произведения является Пирогов, представленный писателем в образе дружелюбного и отзывчивого доктора, прототип известного хирурга Пирогова Николая Ивановича.

Доклад по литературе «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях А.Пушкина. Фольклорные традиции и особенности литературной сказки»

dokladuМного веков тому назад жил на Руси народ-труженик, народ-богатырь. На его долю выпало много испытаний и бед, но он верил в добро и любовь и выражал свои мысли и чувства в произведениях устного народного творчества: былинах, пословицах, поговорках, загадках, песнях, частушках, которые сохранились до наших дней. Cамые любимые, знакомые каждому человеку с детства фольклорные произведения — это сказки, в которых всегда побеждает добро и происходит чудо.

Народными сказками восхищался   великий русский поэт А.С. Пушкин. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма», – восклицал он. Маленькому Саше в детстве их рассказывали бабушка Мария Алексеевна, няня Арина Родионовна. Эту любовь А. С. Пушкин сохранил на всю жизнь. Став взрослым, он сам написал замечательные сказки. Их любят и хорошо знают взрослые и дети.

Писатель С. Я. Маршак утверждал: «Пушкинская сказка – прямая наследница народной!» При изучении «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» ученики нашего класса находили в ней народные слова, выражения, волшебные числа и отметили большое сходство со сказкой «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм, которые собирали, обрабатывали народные немецкие сказки и опубликовали их в 1812-1814 г.г. Учёные предполагают, что поэт был знаком с немецким вариантом сказки и использовал его при создании своего произведения в 1833 году. На эту тему написано несколько исследований.

Хорошо известен также фрагмент народной сказки «Царевна у богатырей». Поэт записал его со слов няни в 20-ых годах XIX в. в Михайловском. Есть ли в русском фольклоре другие сказки, похожие на пушкинскую? Что в них общего? Чем они отличаются? Во втором томе сборника «Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева мы прочитали сказку «Волшебное зеркальце», о которой редко упоминается, и решили в данной работе сравнить   её   и «Царевну у богатырей» с произведением А.С. Пушкина.

Особенности русской волшебной сказки как жанра устного народного творчества

Волшебная сказка – занимательный рассказ, отличительной особенностью которого является наличие фантастики, волшебства, чуда.

Существуют различные классификации волшебных сказок.

С учётом сюжета – системы событий, происходящих в произведении, – выделяются:

– сказки о чудесной задаче;

– сказки о чудесных женихах и невестах;

– сказки о чудесных детях

– сказки о брачных испытаниях;

– сказки о детях, ведьмах и людоедах;

– сказки о невинно гонимых;

– героические сказки.

По конфликту – столкновению характеров и обстоятельств, положенному в основу действия, волшебные сказки делятся на:

– героические: герой борется с волшебной силой (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный);

–социально-классовые: герой борется с царём, барином;

–семейные: противоречие между героями возникает в семье.

Большинство волшебных народных сказок строится одинаково:

Элементы сюжета

Содержание сказки

1. Экспозиция

Знакомство с членами семьи (она состоит из двух поколений – родителей и детей) или будущим героем (солдатом). Присутствует отлучка одного из членов семьи. Усиленной формой отлучки является смерть родителей

2. Завязка сказки

Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу, нарушают какой-либо запрет. Вре -дитель выведывает или получает сведения о герое, пытается обмануть его. Начинается противодейст- вие – отправка героя из дома

3. Развитие сюжета

Герой ищет потерянное или недостающее.Обречён-ный на смерть герой отпускается

4. Кульминация

Главный герой, или героиня сражаются с противо -борствующей силой и всегда побеждают её

5. Развязка

Потеря или недостача преодолеваются. Герой (ге- роиня) воцаряются, крестьянский сын становится мужем царевны

Это сходство, по мнению русского фольклориста В.Я. Проппа, [5, с.20] связано с тем, что в русских волшебных сказках одинаковые действия (поступки) совершают различные персонажи. Таких действий немного, и всех героев можно объединить в несколько групп:

1) антагонист (вредитель);

2) даритель;

3)помощник;

4)царевна или её отец;

5)отправитель;

6) герой;  

7) ложный герой.

Герой сказки назывался жертвой, если он пострадал от действий вредителя в начале сказки, или искателем, если отправляется на поиски другого героя. Один и тот же персонаж может выполнять разные роли (Баба Яга-вредитель Баба Яга-даритель). При создании образов сказочных героев использовался приём антитезы.

Особенностями построения народной сказки также являются

– замедление действия при помощи многократных повторов;

– использование сказочных формул

Начальные

Серединные

Конечные

(концовка)

Присказка:

Начинается, починается добрая повесть от Сивка от Бурка, от вещего Каурка. Это не сказка, а присказка, сказка будет впереди.

Формулы оповещения:

добрый молодец, красная девица

Стали они жить-поживать, добра наживать

Зачин: В некотором царстве, в некотором государстве

Формулы обращения:

Избушка! Стань ко мне передом, к лесу задом

Формулы пространства и времени: долго ли коротко ль, далеко ли близко.

К языковым средствам выразительности русской народной сказки относятся:

– гиперболы (преувеличения): и рос он не по дням, а по часам;

– повторы: диво-дивное, чудо-чудное;

– постоянные эпитеты: дремучий лес, серый волк;

– уменьшительные и увеличительные суффиксы: головушка, избушка, глазищи.

–сросшиеся синонимы: грусть-тоска, путь-дорога;

– повторные приставки: затужили-загоревали, повыжжено-поломано.

Фольклорные традиции и особенности авторской сказки в произведении А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

2.1. Сходство и различие сказочных сюжетов и образов

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина по классификации русских народных волшебных сказок может быть отнесена к семейным сказкам или сказкам о невинно гонимых. Сравнение сюжетов сказки А.С. Пушкина и русских народных

Пушкинская сказка опирается на фольклорный сюжет.

А.С. Пушкин сохраняет основные элементы сюжета народных сказок:

— завязка (решение мачехи убить падчерицу);

— кульминация (убийство царевны, похороны);

— развязка (воскрешение героини, свадьба).

В то же время поэт упрощает сюжет. Он не использует некоторые сказочные ходы из «Волшебного зеркальца» (любовь к купеческой дочери и вредительство брата купца и начального генерала, служба купеческой дочери поварёнком в доме отца) и добавляет в новые (королевич Елисей ищет невесту). В его сказке действует и меньшее количество героев.

Персонажи сказок.

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Русская народная сказка «Волшебное зеркальце»

Запись народной сказки со слов Арины Родионовны (фрагмент)

Царица-мать

Царевна (пострадавший герой)

Купеческая дочь (пострадавший герой)

Царевна (пострадавший герой, защитница богатырей)

Дядя, брат купца (вредитель 1)

Царь-отец

Купец-вдовец

Царица-мачеха (вредитель)

Мачеха (вредитель 2)

Мачеха (вредитель)

Чернавка (исполнитель злой воли, щадящий главную героиню)

Брат купеческой дочери (исполнитель злой воли вредителя 1, щадящий главную героиню)

Нищая черница (исполнитель злой воли вредителя)

Старуха (исполнитель злой воли вредителя 2)

Семь богатырей

Два богатыря

Двенадцать богатырей

Соколко (собака-помощник царевны)

Королевич Елисей (герой-искатель, избавитель)

Царевич (избавитель)

Царевич (избавитель)

Солнце, Месяц, Ветер (силы природы – помощники королевича)

Свита царевича

Родители царевича

Начальный генерал (вредитель3)

Матрос

Автор не случайно вносит такие изменения. Он хочет привлечь внимание читателя к главным героям сказки и более глубоко раскрыть их характеры и прежде всего характер главной героини – царевны.

Если во фрагменте сказки, записанном со слов няни, о качествах царевны не говорится и она является не только жертвой мачехи, но и защитницей богатырей, то в «Волшебном зеркальце» и пушкинской сказках царевна и купеческая дочь являются только жертвами. Эти героини похожи.

Купеческая дочь

Царевна

А купеческая дочь была уже на возрасте и такой красоты неописанной

А царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась – и расцвела

Белолица, черноброва

…И тиха-то, и скромна.

Нраву кроткого такого

А. С. Пушкин, описывая красоту царской дочери, сравнивает её с цветком. Читатель чувствует, что автор любуется ею: называет «прекрасной невестой», «красавицей душой», «душой моей», «милой сестрицей» для братьев-богатырей. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова даётся такое толкование слова «милый»: «1. Славный, привлекательный, приятный. Милый ребёнок.2. Дорогой, любимый. Милый друг». Значит, царевна молодая любима автором не только из-за   внешней   красоты: она дорога ему.

А.С. Пушкин показывает нам душевные качества героини, её внутреннюю красоту. Царевна молодая скромна, воспитанна, у неё кроткий нрав. Именно поэтому Чернавка, «в душе её любя,/ Не убила, не связала, / Отпустила…». Служанка выполнила злую волю мачехи, но смягчила её.

Несмотря на то, что героиня – царская дочка, она трудолюбива. В тереме у богатырей «всё порядком убрала, /Засветила Богу свечку, / Затопила жарко печку». Милая девица добра и заботлива. Купеческая дочка приглашает в дом старуху, потому что скучает по дому и хочет узнать новости, а царевна жалеет нищую черницу и угощает её хлебом.

Но главные качества героини пушкинской сказки – любовь и преданность своему жениху. У дочери купца из «Волшебного зеркальца» не было жениха, как у царевны молодой, а два богатыря сразу договорились, что девица будет им «родною сестрицею». В сказке А.С. Пушкина «братья милую девицу» полюбили и предложили ей: «Одному женою будь». На что она, верная Елисею, ответила:    

Ой, вы молодцы честные,

Братцы вы мои родные,

Как мне быть? Ведь я невеста.

Для меня вы все равны,

Все удалы, все умны,

Всех я вас люблю сердечно,

Но другому я навечно

Отдана. Мне всех милей

Королевич Елисей

Царская дочь очень похожа на свою мать, любящую и тоскующую в разлуке. В народной сказке обычно ничего не говорится о характере царицы-матери, только в начале упоминается, что она умирает (отлучка родителей). Поэт в своей сказке специально показывает сходство этих героинь, но не только их:

За невестою своей

Королевич Елисей

Между тем по свету скачет.

Нет как нет! Он горько плачет…

Елисею сочувствуют силы природы: солнце, месяц, — а ветер помогает найти невесту. Этих героев в народной сказке нет. Царевну пытался спасти от смерти пёс Соколко, который стал ей верным другом и даже не захотел жить, когда она «умерла». Во фрагменте, записанном со слов няни Пушкина, «псы ходят на цепях и не подпускают мачеху», они хорошие сторожа.

Поэт описывает по-другому и пробуждение царевны. В народной сказке купеческая дочь оживает, потому что «вдруг выпал из … косы волшебный волосок» во время расчёсывания её царевичем перед похоронами. Царская дочка очнулась от сна, потому что «об гроб невесты милой он (Елисей) ударился всей силой». Автор хочет, чтобы читатель понял, как королевич любит свою невесту и горюет по ней. И в народной, и в пушкинской сказке добро торжествует над злом, но А.С. Пушкин в своём произведении утверждает, что добро – это любовь и верность.

Особенности композиции сказки А.С.Пушкина, изобразительно-выразительные средства.

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» показывает, что поэт хорошо знал особенности композиции (построения) народной сказки и изобразительно-выразительные средства, которые в ней используются. В основе сказки лежит приём антитезы (царевна-мачеха, царица-мать-царица-мачеха; купеческая дочь-брат купца, купеческая дочь-мачеха, купеческая дочь-начальный генерал). В ней есть троекратный повтор (королевич Елисей трижды обращается к силам природы, богатыри три дня ожидают, когда царевна оживёт; к купеческой дочери трижды приходит злая старуха), волшебное число семь (семь богатырей). Из сказочных формул поэт берёт только концовку:

Я там был, мёд, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

К сказочным изобразительно-выразительным средствам в его произведении можно отнести сросшиеся синонимы («путь-дорога»), повторы («ждёт-пождёт»; «росла, росла», «шла да шла»), постоянные эпитеты («красная девица», «молодцы честные», «белы руки»), уменьшительно-ласкательные суффиксы («тихонько», «хозяюшка», «яблочко», «солнышко», «дружок», «зеркальце»).

А. С. Пушкин хорошо знал и любил язык своего народа и использовал в сказке народные слова и выражения («тяжелёшенько», «белёшенька», «издалече», «тужит», «пожалую», «благодарствуй», «худо»), но в его сказке есть слова и выражения, которые могли быть употреблены только в литературной сказке («восхищенья не снесла», «свойство зеркальце имело», «погасла …жертвой злобе», «сотворив обряд печальный», «молва трезвонить стала»).

Народные сказки написаны прозой, а пушкинская стихами. Поэтическая речь очень красивая. А. С. Пушкин часто использует звукопись:

Только видит: вьётся вьюга,

Снег валится на поля,

Вдруг она, моя душа,

Пошатнулась не дыша…

В первом отрывке повторяется звук [в], он передаёт завывание вьюги. Во втором звук [ш] помогает понять, что царевне очень тяжело и автор сочувствует ей.   Рифма (созвучные окончания строк) в сказке, написанной стихами, также передаёт состояние героя, его характер:

Как царица отпрыгнёт,

Да как ручку замахнёт,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как притопнет!

Царица-мачеха «своенравна и ревнива». Её зависть и гнев подчёркивают рифмующиеся глаголы.

Заключение.

Сравнив «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина со сказками «Волшебное зеркальце», «Царевна у богатырей, созданными народом, можно сделать вывод, что поэт продолжает фольклорные традиции. Сходство с народными сказками есть в сюжете, композиции, образах героев. Автор использует изобразительно-выразительные средства народных сказок.

Вместе с тем   А.С. Пушкин создаёт оригинальное произведение, литературную сказку в стихах. Он показывает внутренний мир главной героини, выражает к ней своё отношение. Поэт любит царевну молодую за внутреннюю красоту, прославляет в сказке любовь и верность.

  • Особенности сказки крошечка хаврошечка
  • Особенности сказки которые отличают ее от других жанров литературы
  • Особенности сказки каша из топора особенности
  • Особенности сказки как жанра фольклора
  • Особенности сказки иван крестьянский сын и чудо юдо