Особенности сказки одоевского мороз иванович


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Владимир Фёдорович Одоевский — знаменитый русский писатель эпохи романтизма, основоположник русского музыкознания. Владимир родился 13 августа в 1803 году. Владимир стал последним представителем рода Одоевских, предков знаменитых Рюриковичей. Он считал народное просвещение одной из важнейших задач современности. [1] Хочу подчеркнуть, что Одоевский является основоположником сельской начальной школы в России.

Вклад Одоевского в детскую литературу очень значительный. В. Одоевский создал сборник прекрасных «Сказок дедушки Иринея» (дедушка Ириней — это его псевдоним, как писателя), которые заслужили большую популярность среди детей.

Одна из сказок, которая с успехом вошла в авторский сборник “Сказки дедушки Иринея” это сказка «Мороз Иванович». Она является замечательным образцом русской авторской сказки. Эта сказка считается одним из самых лучших его произведений. Хоть сказка и написана практически 200 лет назад, она и по сей день приходится по нраву юным читателям.

Сказка « Мороз Иванович » впервые была опубликована в сборнике сказок В. Ф. Одоевского « Сказки дедушки Иринея » в 1841 г. Она написана на основе русской народной сказки «Морозко». Ее создатель сочинил для детей добрую и волшебную историю. Также можно сказать, что сказка понравилась народу, потому что её повествование соответствует крестьянским традициям. В то время в трудовых семьях детям поручалось выполнять разнообразную работу по дому. Эта сказка создает для детей яркие образы, которые могут их мотивировать. Автор, сочиняя эту сказку, вложил самого себя в этот труд. Автору удалось добиться, чтобы читатель воспринял его “Мороза” как волшебную историю. [4]

Темой данного произведения является противопоставление между Рукодельницей и Ленивицей. В данной сказке повествователь поднимает одну из важных проблем, проблему человеческой жадности и зависти, а так же в произведении говорится о том, как важно быть трудолюбивым и добрым человеком. Основная идея этого произведения «Зло и лень должны быть наказаны, а трудолюбие, скромность, доброта награждены». [3]

Автор при написании своей сказки использует известный приём жанра – принцип художественного противопоставления. [4] Все в этой сказке держится на нём. Имена главных героев и их действия, также их поступки и речь – проще говоря вся их жизнь.

По своей композиции сказка написана по традициям устного народного эпоса. Этот стиль повествования довольно мистичен. Эпос задевает самые скрытые уголки души. Сказка «Мороз Иванович» начинается с присказки: доброй и поучительной пословицы. Одоевский таким образом доносит до своих читателей мысль, которая гласит: «Даром нам, без труда, не дается ничего». [3]

Внимание читателя, увидевшего присказку, далее привлекает следующий элемент композиции — зачин: говорится, что в доме живут две девочки — Рукодельница, да Ленивица, и при них нянюшка. Таким образом создается видимость событий, которые уже произошли. Также читателя сразу понимает, что основой повествования станет противопоставление. [3]

Далее происходит завязка сказки: в жизни сестёр происходит необычный случай. Пошла однажды Рукодельница к колодцу за водой, а веревка возьми да оборвись. [3] А нянюшка у сестёр была строгая: «Сама беду сделала, – говорит, – сама и поправляй, сама ведерко утопила, сама и доставай».

Развитие событий начинается с того момента, как Рукодельница спустилась по веревке на дно колодца, а там перед ней открылся чудесный мир. Где она с лёгкостью преодолела некоторые испытания и встретилась с Морозом Ивановичем. Ему она также хорошо услужила и за это старик её награждает. Рукодельница возвращается домой. [3]

Кульминация сказки: Нянюшка, после рассказа девочки стала посылать к Морозу Ивановичу Ленивицу, может и она в дом что-нибудь принесет.

Развязка происходит когда ситуация повторяется: Спустилась Ленивица в колодец, с испытаниями она не справилась. Явилась она с пустыми руками к Морозу Ивановичу, но, чтобы получить подарки, от работы она не стала отказываться. Правда, выполнять её у Ленивицы не получалось. Но когда прошли три дня, она стала домой проситься и чтобы старик наградил её. Мороз Иванович в одну руку положил ей большой серебряный слиток, а в другую – крупный бриллиант. «Кукареку-кукарекулька, у Ленивицы в руках ледяная сосулька!» – закричал петух, чтобы все знали, с какими подарками вернулась Ленивица. Не зря Мороз Иванович сказал ей на прощанье: «Какова работа, такова и награда». Лень была наказана прилюдно, для того чтобы все увидели: только труд создает истинные ценности.

Одним из главных персонажей является Рукодельница. Она маленького роста, голубоглазая, светловолосая и стройная. Приветливая, добрая, уважительная и умная девочка. Также её можно охарактеризовать, как самостоятельную и трудолюбивую девочку,она уделяет внимание окружающим и заботится о них, почтительна к взрослым. Девочка очень позитивна и удачлива. И даже когда в её жизни появляются сложные испытания, она добивается того, что весь мир готов ей помогать и сочувствовать. Необычные волшебные предметы становятся ее союзниками, это показывает детям, что нужно себя вести также, как Рукодельница. Она становится для них примером. Так как встреча девочки с волшебными предметами помогает раскрыть её доброжелательность и трудолюбие. Успешное выполнение испытаний Мороза Ивановича гарантирует ей заслуженную награду. У Рукодельницы мелодичный и тихий голос, она произносит слова отчетливо.

Ленивица же наоборот любила поспать и ничего не делать. Характер: ленивая, наглая, неуважительная, капризная, злая, грубая и высокомерная. Голос у неё: резкий, неприятный, крикливый, говорит невнятно, может шепелявить. Ленивица завидует Рукодельнице («…не по вкусу было идти к старику работать. Но пятачки ей…получить хотелось…»). Также она неряшливая, невнимательная, себялюбивая и слишком самоуверенная. Взрослых она не уважает, вежливых слов Ленивица не знает и очень грубо отвечает Морозу Ивановичу, пирожку и наливным яблочкам. Ленивица по сравнению с сестрой проявляет в доме Мороза Ивановича леность, неаккуратность, капризность и глупость. И в конце получает по заслугам.

Третьим главным и в то же время волшебным героем является Мороз Иванович. Он олицетворяет зимние явления. Мороз Иванович похож на строгого и справедливого учителя. Внешне он выглядит как седой дедушка с бородой. Под его присмотром находится природа. Он заботится об урожае. В общении он прости вежлив. Грубого слова от него никогда не услышишь. Мороз Иванович щедр, но и вполне справедлив. Это мудрый человек с чувством юмора, добрый и сам ценит добро. Живёт Мороз Иванович в доме изо льда, спит на перине из снега. Под этой периной у него зелёная травка. Которую он до весны бережёт. Зимой Мороз Иванович в окна домов стучится, чтобы люди не забывали печей топить, трубы вовремя закрывать, и самое главное другим помогать. Рукодельница видит Мороза Ивановича как доброго и приветливого старичка. А Ленивица видит его как злого и сердитого старика. Он награждает за труд и прилежание, наказывает за лень и грубость.

Художественное время и пространство замкнуто, все действие происходит в пределах сюжета. Волшебное место действия: дом Мороза Ивановича.

Сказка «Мороз Иванович» очень поэтична, в ней прослеживается особый ритм. Она напевна. Здесь заметно отношение автора к происходящим событиям. Например: при рассказе приключений Рукодельницы звучит симпатия и сочувствие, а при похождениях Ленивицы — незлая ирония и осуждение. Автор удивляет нас своим живописным описанием мест действия. Он показывает читателям красочный ледяной дом, где работница должна была три дня пробыть в услужении у Повелителя Зимы. [3]

В сказке выдержан народный стиль устного повествования: много запоминающихся приговорок (думайте-гадайте, шутки ради); она усыпана пословицами (сама сделала — сама поправляй, работа работе рознь); в ней выделяется уникальность простонародных слов (отзнобишь, горемычная, студенец); часто используются имена существительные в уменьшительно-ласкательной форме (старичок, травка, угольки, нянюшка.). [3]

Я считаю, что автор сказки “Мороз Иванович” сумел красочно показать, пользуясь яркой народной лексикой, читателям, что труд украшает человека. И в то же время Одоевским в этой сказке развенчана лень. Общительной, доброй, скромной, пользующейся поддержкой людей Рукодельнице противопоставляется эгоистичная и злая Ленивица. Автор показывает, что такой она стала, именно потакая своей лени.

Список литературы:

1. Владимир Федорович Одоевский [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/5837452/page:12/.

2. Владимир Одоевский, Сказка «Мороз Иванович» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ejjjka.livejournal.com/143474.html.

3. Народная сказка «Мороз Иванович»: цитатный план, описание, герои. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://fb.ru/article/218185/narodnaya-skazka-moroz-ivanovich-tsitatnyiy-plan-opisanie-geroi.

4. Мороз Иванович [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://nsc.1september.ru/1999/47/no47_1.htm.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Мороз Иванович Одоевского

«Мороз Иванович» была напечатана в 1841 году. Одна из известнейших сказок Владимира Одоевского. Являясь писателем эпохи романтизма, он выпустил множества сказок, которые актуальны по сегодняшний день. Основу данной сказки Одоевский черпал в сказке «Морозко». Сказка полна доброты и волшебства и по этому, считается эталоном для многих поколений, ее любят как взрослые, так и дети.

Основной сюжет сказки построен на борьбе между добром и злом. В лице зла выступает ленивая и злая сестра. А добро олицетворяет добрая и трудолюбивая красавица. И как итог добро вознаграждается по делам своим, а зло так и остается у разбитого корыта.

Начинается наша сказка с того что трудолюбивая красавица занята хлопотами по дому. И когда она идет за колодезной водой, веревка с единственным ведром обрывается и падает. Но так как в доме к ней относились с презрением, ее заставляют спуститься на дно колодца за ведром. Что она в итоге делает и попадает в сказочный мир.

В этом сказочном мире она встречается с некими трудностями, к которым она была готова и проходит их с легкостью. И после этого знакомится с главным волшебником этого сказочно мира. Который ее просит выполнить пару его поручений, в основном по хозяйству. Она отлично справляется с поставленной задачей, и Мороз Иванович вознаграждает трудолюбивую девушку. И возвращается домой с драгоценностями, не виданной красоты.

Но ленивая девушка тоже хочет драгоценностей и спустилась в колодец. Встречает тоже трудности, но справиться с ними у нее не выходит. Она также встречает главного волшебника, который ей поручает дела по хозяйству. Но выполняет их на скорую руку и очень не качественно. И как сам Мороз Иванович сказал «По труду и оплата» дарит ей драгоценности. Но как только она поднимается из колодца, все драгоценности начинаю таить, и превращаются в воду.

Данная сказка нас учит быть добрым и трудолюбивым и только тогда можно добиться высоких результатов во всех сферах жизни. А вот ленивым быть не стоит потому-то все что вы будете иметь это лень, а лень главный порок человечества который делает душу человека гнилой и порождает пороки жадности и зависти которые не помогают жить, а только существовать.

3 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Мороз Иванович Одоевского

Анализ сказки Мороз Иванович Одоевского

Популярные сегодня темы

  • Сочинение на тему Забота о людях

    Понятие «забота» сопровождает нас с самого детства. О нас заботятся родители, дедушки и бабушки. Когда мы взрослеем, то понимаем, что и сами должны заботиться о других. Так забота входит в нашу жизнь.

  • Характеристика и образ Андрея Болконского в романе Война и мир Толстого сочинение

    Андрей Болконский является одним из главных героев романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Личность Болконского очень сложная и интересная

  • Сочинение на тему Дело мастера боится 7 класс рассуждение по пословице

    Понятно, что тут имеется ввиду то, что у настоящего мастера его дело быстро делается. Там, где новичок бы по неопытности потратил много часов, мастер, благодаря опыту, справится за несколько минут!

  • Обобщающий смысл образа Хлестакова, его актуальность в наши дни

    Центральным образом данной замечательной комедии явился персонаж по фамилии Хлестаков, который был раскрыт автором очень ярко, удачно и реалистично. В его образе раскрывается вся суть петербургского чиновничества в те времена

  • Сочинение на тему Первый снег

    Первый снег – это самая настоящая сказка для меня. Он выпадает всегда неожиданно и несет с собой особый уют, спокойствие и доброту. Когда я вижу первые снежинки за окном, мне сразу хочется

  • 4 февраля 2021

Последние исследования психологов, педагогов и методистов показали, что квалифицированный читатель должен обладать особыми читательскими умениями, без которых невозможно адекватное восприятие и понимание художественного текста.

Необходимым читательским умением является умение анализировать художественный текст исходя из принципа единства формы и содержания. Сложносоставное умение анализировать текст предполагает,  в частности, умение вести сопоставительный анализ текстов, выявляя общие черты художественных произведений и их индивидуальные особенности.

Именно в таком виде анализа кроются возможности дальнейшего эстетического развития ребенка-читателя, а также огромный потенциал для развития логического мышления и всех его операций, включая операции сравнения, анализа, обобщения и т.д.

Сопоставительный анализ целесообразнее вести на материале классических произведений, которые хорошо знакомы и интересны учащимся, вошли в золотой фонд литературы для детей. Они дают богатейший материал для анализа, способствуют формированию эстетических и нравственных представлений учащихся, развивает их интерес к чтению, литературный кругозор, культуру аналитической работы с художественным текстом.

Можно порекомендовать в первую очередь обратиться к сопоставительному анализу русских литературных сказок, выявляя фольклорные традиции, которые использовали писатели-классики в своих произведениях.

Работа со сказками В.Ф. Одоевского, которого В.Г. Белинский в своих статьях назвал «детским праздником», дает читателю возможность углубить представления о народных корнях литературной сказки: о фольклорных сюжетных мотивах; о традиционных образах-персонажах; о народных средствах поэтической речи. Обращение к фольклорным истокам позволяет яснее увидеть специфику литературной сказки.

Так, в сказке Одоевского «Мороз Иванович» в отличие от народной сказки «Морозко»:

  • сильнее выражена изобразительность
  • образы-персонажи представляют собой неповторимые индивидуальные характеры
  • ярко выражена авторская позиция
  • в сравнительно-сопоставительном анализе наиболее очевидным предстает такая специфическая черта сказок русского писателя-просветителя как познавательная направленность

Обязательным условием при организации такого вида анализа является наличие на уроке текстов обоих произведений, знание их детьми. Рассмотрим подробнее, как можно организовать такую работу на уроках в начальной школе при изучении сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович».

Задачи урока:

  1. Раскрыть особенности литературной сказки В. Ф. Одоевского в сопоставлении с народной сказкой «Морозко».
  2. Развивать читательское умение сравнивать произведения, близкие по жанру, теме.
  3. Совершенствовать умение выборочно читать и выборочно пересказывать текст для доказательства своих мыслей.

Ход работы на уроке

За несколько дней до проведения этого урока учитель дает задание учащимся прочитать народную сказку «Морозко». На самом уроке на партах учащихся лежат экземпляры этой сказки. Дети делятся впечатлениями о народной сказке.

После этого учитель может провести викторину по русским народным сказкам с целью актуализировать представления учащихся о разновидностях народной сказки.

Педагог зачитывает фрагменты известных сказок или описания их героев, а учащиеся должны вспомнить название сказки. Учитель записывает названия сказок на доске или прикрепляет к ней заранее подготовленные аншлаги с названиями сказок в три столбика. После викторины учитель спрашивает:

► Почему названия сказок  размещены в три колонки? Учащиеся должны вспомнить три основных вида народных сказок. После этого учитель вывешивает на доску аншлаги с названиями видов народной сказки. План доски может быть следующим.

Сказки о животных

Волшебные сказки

Бытовые сказки

«Лиса и тетерев»

«Теремок» 

«Сивка-бурка»

«Иван-царевич и серый волк»

«Хаврошечка» 

«Как мужик гусей делил»

«Каша из топора» 

Далее педагог задает вопрос, обобщающий представления учащихся о признаках народной волшебной сказки:

► Какие приметы волшебной сказки вы знаете? Дети называют следующие признаки (при необходимости учитель подсказывает им):

  • волшебные герои (баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Серый волк, Сивка-бурка и др.)
  • волшебное место действия («В тридевятом царстве..», вподводном царстве, в дремучем лесу и т. д.)
  • волшебные превращения (Василиса Прекрасная может обернуться голубкой или бросить через плечо полотенце, и потечет река; Иван-царевич может быть оживлен живой и мертвой водой и т. д.)
  • волшебные предметы (скатерть-самобранка, ковер-самолет, избушка на курьих ножках, ступа и др.).

После этого обсуждается сказка «Морозко» по следующим вопросам.

► К какому виду народных сказок можно отнести сказку «Морозко»? Учащиеся называют признаки волшебной сказки в этом произведении: волшебные персонажи – Морозко, разговаривающая собака; волшебные превращения девушек; противопоставление двух героинь, главная героиня – сирота.

► Как заканчивается сказка «Морозко»? Падчерица вознаграждается богатством, что характерно для народной сказки, старухина дочь погибает.

► Почему так трагически заканчивается народная сказка? Народ жестоко осуждает зависть, злобу и угнетение слабого и беззащитного, какой была падчерица.

Перед чтением сказки «Мороз Иванович» учитель дает задание: «Послушайте, как называется сказка Владимира Федоровича Одоевского, и подумайте, о чем она может быть» (прием антиципации). Предварительное обсуждение этого вопроса.

Далее следует комбинированное чтение сказки учителем и хорошо читающими детьми. После чтения – проверка первичного восприятия.

Постановка учебной задачи:

► Писатель Одоевский пересказал народную сказку или сочинил авторскую сказку?

Вторичное перечитывание текста с целью найти признаки народной волшебной сказки. Дети читают «про себя» и подчеркивают карандашом следующие признаки:

  • чудесные предметы: пирожок и яблочки. При проверке нужно вспомнить, из какой народной сказки «перекочевали» эти предметы («Гуси-лебеди»)
  • сказочный персонаж: Мороз Иванович, говорящий петух
  • волшебное место действия: дом Мороза Ивановича.

Каждый указанный признак подтверждается выборочным чтением вслух с устными доказательствами.

После этого учитель предлагает учащимся ответить на сложный аналитический вопрос:

►  Что общего между двумя волшебными сказками: «Морозко» и «Мороз Иванович»? В ходе его обсуждения ведется работа на доске. После коллективного обсуждения учащиеся приходят к выводу, что в сказках много общего, а на доске появляется следующая запись:

  • волшебный персонаж – Морозко и Мороз Иванович
  • героини – резко противопоставляются по характеру
  • финал – одна из героинь наказывается, а другая вознаграждается.

«Мороз Иванович» с илл. В.М. Конашевича

Сказка «Мороз Иванович» с илл. В.М. Конашевича

В продолжение аналитической работы учитель предлагает вопрос:

►  Чем различаются эти сказки? Работа с таблицей. Над первыми 2-3 пунктами идет коллективная работа, над следующими – самостоятельная работа или работа в парах (в зависимости от уровня подготовленности класса). Каждый ответ подтверждается кратким пересказом или выборочным перечитыванием текста обеих сказок, поэтому на партах обязательно должны быть их тексты. Таблица в результате обсуждения может выглядеть следующим образом.

«Морозко»

«Мороз Иванович»

 1. Падчерица и родная дочь

 1. Рукодельница и Ленивица. У них нет матери  (мачехи), а есть нянюшка Прасковья

 2. Падчерицу отправляет в лес мачеха, чтобы погубить ее

 2. Рукодельницу отправляет на поиски упавшего ведра няня, потому что Рукодельница потеряла его сама

 3. На пути героиням не встретились препятствия, они сразу оказались в лесу

 3. Героини по пути к дому Мороза Ивановича встречают печку и яблоню и проявляют свои качества: трудолюбие и леность

 4. В лесу падчерица ведет себя скромно, приветливо

 4. В доме Мороза Ивановича Рукодельница проявляет трудолюбие, доброту и любознательность

 5. Родная дочь ведет себя грубо, невежливо

 5. Ленивица в доме Мороза Ивановича проявляет леность, неаккуратность, капризность и глупость

 6. Морозко награждает падчерицу и жестоко наказывает родную дочь: она умирает.

 6. Сказка заканчивается награждением Рукодельницы и Ленивицы, но у Ленивицы подарки растаяли. Таким образом она наказана.

В результате анализа сказки учащиеся приходят к выводу: писатель Одоевский использовал элементы разных народных сказок, но все же придумал свою, авторскую сказку. Она отличается от народной сказки следующими особенностями:

  1. Сюжетом (писатель включил сюжетные мотивы из другой сказки, а также подробно описал пребывание девочек в доме Мороза Ивановича).
  2. Местом действия (в сказке Одоевского подробно изображен сказочный дом Мороза Ивановича).
  3. Характерами героинь. Их характеры более подробно раскрыты благодаря поступкам, речи, взаимоотношениям с Морозом Ивановичем.
  4. Волшебным персонажем; Мороз Иванович в отличие от мифического Морозко похож на строгого и справедливого учителя.
  5. Концовкой, гуманной и нравоучительной.

► А чем еще сказка Одоевского отличается от народной? Для того чтобы ответить на этот вопрос, учитель может предложить детям игровое задание: ответить на вопросы викторины «Проверь свою внимательность!» Педагог или заранее подготовленный ученик задает вопросы по содержанию сказки, а учащиеся должны дать ответ, а затем подтвердить его словами из текста.

Вопросы викторины:

  • «Зачем Мороз Иванович держит под снежной периной зеленую травку?»
  • «Почему вода в колодце и летом студеная?»
  • «Что будет, если печку истопить, а трубу вовремя не закрыть?»
  • «Как Мороз Иванович напоминает о бедных людях?»

После работы с викториной учащиеся приходят ко второму выводу: сказка Одоевского в отличие от народной еще и познавательная.

На этапе обобщения учитель может рассказать детям об истории создания сказки, в частности: В. Ф. Одоевский писал свою сказку в начале ХIХ века для дворянских детей, поэтому он ввел в нее познавательные сведения (хорошо известные крестьянскому слушателю, но мало знакомые дворянским отпрыскам, далеким от народного быта), смягчил концовку, сделал сказку нравоучительной (учитель может напомнить эпиграф и концовку сказки).

Автор: Е.В.Посашкова,
кандидат филологических наук

Перейти на сайт автора

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.

Тема: В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». (Сравнительный анализ с русской народной сказкой «Морозко», жанровое своеобразие литературной сказки.)

Упражнение в употреблении имен прилагательных при составлении характеристик главных героев сказки. Составление описания.

Цели:

1) познакомить с творчеством В.Ф. Одоевского;

совершенствовать умение анализировать художественное произведение;

выявить жанровое своеобразие литературной сказки «Мороз Иванович»;

учить создавать словесные картины к прочитанному;

2) развивать устную речь учащихся, творческое воображение, внимание, память;

обогащать словарный запас;

отрабатывать орфографические знания:  родовые окончания имен прилагательных, проверяемая безударная гласная в корне слова, мягкий знак для обозначения мягкости согласных, разделительный мягкий знак, парные согласные;

3) воспитывать читателя, понимающего и любящего книгу;

Ход урока.

  1. Организационный момент (психологический тренинг)

— «Солнце воскликнуло: «Здравствуйте все!»-

«Здравствуйте все!»- прозвучало с небес.

В мире так много откроешь чудес,

Если сумеешь пораньше проснуться!»

— Я рада вас всех видеть.

— Доброе утро, ребята!

     II. Упражнение, направленное на развитие правильности восприятия и понимания текста. 

(Отрывок из русской народной сказки «Морозко»).

— Перед вами лежит текст (отдельные буквы, окончания, части слов закрашены белым цветом).

— Воспроизведите текст полностью

— Прочитайте текст глазами. Прочитайте вполголоса своему товарищу (у учащихся на столах карточки с текстом).

(Поехал старик в лес, доезжает до того места, — под большою елью сидит его дочь, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около — короб с богатыми подарками.

Старик обрадовался, положил все добро в сани, посадил дочь, повез домой).

Поехал старик … лес, доезжа.. до того места, — … большою ел…ю сидит его дочь, весел…, румян…, в собольей шубе, вся в золоте, .. серебре, и около — коро… с богатыми п…дарками.

Ст..рик обрадова…, положил все добро в сани, посадил дочь, пове.. домой.

— Кто догадался, из какого произведения этот отрывок? (Из русской народной сказки «Морозко»).

— Объясните, почему сказка называется народной? (Сочинил народ, передавал из уст в уста).

— Какие виды сказок вы знаете? Заполните схему.

(На доске появляется схема:

СКАЗКИ

                                                        НАРОДНЫЕ

                        ВОЛШЕБНЫЕ                БЫТОВЫЕ                О ЖИВОТНЫХ

— К какому виду сказок относится сказка «Морозко»? (волшебная сказка)

— Давайте вспомним, что характерно для волшебных сказок?

  • Присказка
  • Наличие чудес, волшебства
  • Троекратное повторение
  • Конец: Добро побеждает зло.

— Какие черты волшебной сказки можно обнаружить в этом фрагменте?

(чудо: падчерица сидела под большою елью вся в золоте, в серебре и около короб с богатыми подарками).

III. Сообщение темы и цели урока.

— Откройте учебники на странице 169.

— Прочитайте название раздела. (Литературные сказки).

-Просмотрите сказки, которые мы будем изучать в этом разделе?

— Как вы думаете, чем отличается литературная сказка от народной? (Литературными сказки называются так, потому что они написаны писателями. Иногда писатели обрабатывают народные сказки и они становятся литературными).

— Так произошло и со сказкой «Мороз Иванович», которую писатель В.Ф. Одоевский написал на основе русской народной сказки «Морозко».

Цель урока: вот сегодня, ребята, мы начнем читать сказку «Мороз Иванович» и попробуем ее сравнить с русской народной сказкой «Морозко»: что общего? Чем они отличаются? Что нового открыла сказка, обработанная В.Ф. Одоевским?

IV. Работа над новым материалом.

1.

— Можно ли сразу определить вид сказки?

— Прежде чем начать читать, я хотела бы обратить ваше внимание на иллюстрацию, которая дана на странице 173.

— Рассмотрите иллюстрацию.  (работа по иллюстрации)

— Для работы над сказками нам пригодится схема- план:

«Морозко»

«Мороз Иванович»

1. Главные герои

2. Какие персонажи помогают главным героям?

3. Волшебные предметы

4. Чудеса, превращения.

5. Троекратность (повторы)

6. Автор сказки

7. Твой любимый герой

2. Работа над сказкой.

2.1. Чтение первой части.

(Учитель читает часть сказки, дети глазами следят).

— Подумайте, как можно озаглавить данную часть.(Жизнь Рукодельницы и Ленивицы. В одном доме жили. Знакомство с Ленивицей и Рукодельницей).

В одном доме жили Рукодельница да Ленивица.

В одном доме жили две девочки Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка. Рукодельница была умная девочка: рано вставала, сама, без нянюшки, одевалась, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила.

 А Ленивица меж тем в постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась, уж разве наскучит лежать, так скажет спросонья: «Нянюшка ,надень мне чулочки, нянюшка, завяжи башмачки», а потом заговорит: «Нянюшка, нет ли булочки?» Встанет, попрыгает, да и сядет к окошку мух считать; сколько прилетело да сколько улетело; Как всех пересчитает Ленивица, так ужи не знает, за что приняться и чем бы заняться; ей бы в постельку да спать не хочется; ей бы покушать да есть не хочется; ей бы к окошку мух считать да и то надоело. Сидит, горемычная, и плачет да жалуется на всех, что ей скучно, как будто в том другие виноваты.

 Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальет; да еще какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в нее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды, а вода-то знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная; а потом Рукодельница примется чулки вязать или платки рубить, а не то и рубашки шить да кроить, да еще рукодельную песенку затянет; и не было никогда ей скучно, потому что и скучать-то было ей некогда: то за тем, то за другим делом, а тут, смотришь, и вечер день прошел.

— Что вы заметили в этих сказках? (в сказке «Мороз Иванович» у девочек есть имена, которые характеризуют самих девочек).

3. Класс делится на 2 группы.

1 группа. Представьте Рукодельницу, ее внешний облик. Подберите слова, характеризующие девушку. Докажите словами из текста. Найдите в тексте описание. Подготовьте чтение.

Сравнить с падчерицей.

2 группа. Представьте Ленивицу, ее внешний облик. Подберите слова, характеризующие девушку. Докажите словами из текста. Найдите в тексте описание. Подготовьте чтение.

Сравнить с родной дочерью.

4. Заполнение таблицы (работа в паре).

«Морозко»

«Мороз Иванович»

1. Главные герои

Падчерица- неродная дочь

Рукодельница- добрая, умная, внимательная, трудолюбивая, любознательная

Родная дочь

Ленивица- злая, глупая, ленивая, ничем не интересуется.

2.2. Чтение второй части.

(Читают подготовленные дети).

В колодце.

Однажды с Рукодельницей беда приключилась: пошла она на колодец за водой, опустила ведро на веревке, а веревка-то и оборвись; упало ведро в колодец. Как тут быть? Расплакалась бедная Рукодельница, да и пошла к нянюшке рассказывать про свою беду и несчастье; а нянюшка Прасковья была такая строгая и сердитая, говорит:

— Сама беду сделала, сама и поправляй; сама ведерко утопила, сама и доставай.

Нечего было делать: пошла бедная Рукодельница опять к колодцу, ухватилась за веревку и спустилась по ней к самому дну. Только тут с ней чудо случилось. Едва спустилась, смотрит: перед ней печка, а в печке сидит пирожок, такой румяный, поджаристый; сидит, поглядывает да приговаривает:

— Я совсем готов, подрумянился, сахаром да изюмом обжарился; кто меня из печки возьмет, тот со мной и пойдет!

Рукодельница, нимало не мешкая, схватила лопатку, вынула пирожок и положила его за пазуху.

Идет она дальше. Перед нею сад, а в саду стоит дерево, а на дереве золотые яблочки; яблочки листьями шевелят и промеж себя говорят:

— Мы, яблочки наливные, созрелые; корнем дерева питалися, студеной росой обмывалися; кто нас с дерева стрясет, тот нас себе и возьмет.

Рукодельница подошла к дереву, потрясла его за сучок, и золотые яблочки так и посыпались к ней в передник.

Рукодельница идет дальше. Смотрит: перед ней сидит старик Мороз Иванович, седой-седой; сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнет головой от волос иней сыплется, духом дохнет — валит густой пар.

— А! сказал он. Здорово, Рукодельница! Спасибо, что ты мне пирожок принесла; давным-давно уж я ничего горяченького не ел.

Тут он посадил Рукодельницу возле себя, и они вместе пирожком позавтракали, а золотыми яблочками закусили.

Знаю я, зачем ты пришла, говорит Мороз Иванович, ты ведерко в мой студенец (колодец) опустила; отдать тебе ведерко отдам, только ты мне за то три дня прослужи; будешь умна, тебе ж лучше; будешь ленива, тебе ж хуже. А теперь, прибавил Мороз Иванович, мне, старику, и отдохнуть пора; поди-ка приготовь мне постель, да смотри взбей хорошенько перину.

2.3. Работа над второй частью, анализ.

— Как можно озаглавить вторую часть? Ваши варианты.

— А теперь подумайте, какой пункт нашей таблицы мы сейчас можем заполнить?

«Морозко»

«Мороз Иванович»

1. Главные герои

Падчерица- неродная дочь

Рукодельница- добрая, умная, внимательная, трудолюбивая, любознательная

Родная дочь

Ленивица- злая, глупая, ленивая, ничем не интересуется.

2. Какие персонажи помогают главным героям?

3. Волшебные предметы

1. Морозко.

  1. Студенец.
  2. Печка.
  3. Дерево с золотыми яблоками.
  4. Мороз Иванович.

V. Итог урока.

-Можно ли сейчас определить вид данной сказки?

— Вот об этом мы с вами узнаем на следующем уроке.

— Сегодня вы все хорошо потрудились.

VI. Домашнее задание.

Изобразить любой эпизод (из прочитанного) сказки.

Подготовить описание Рукодельницы и Ленивицы от своего лица (творческая работа: войти в образ).

Урок литературного чтения (2 урок)

Тема: В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». (Сравнительный анализ с русской народной сказкой «Морозко», жанровое своеобразие литературной сказки.) Упражнение в употреблении имен прилагательных при составлении характеристик главных героев сказки. Составление описания.

Цели:

познакомить с творчеством В.Ф. Одоевского;

совершенствовать умение анализировать художественное произведение;

выявить жанровое своеобразие литературной сказки «Мороз Иванович»;

учить создавать словесные картины к прочитанному;

развивать устную речь учащихся, творческое воображение, внимание, память;

обогащать словарный запас;

повторить орфографические знания:  родовые окончания имен прилагательных, проверяемая безударная гласная в корне слова, мягкий знак для обозначения мягкости согласных, разделительный мягкий знак, парные согласные;

воспитывать читателя, понимающего и любящего книгу;

Ход урока.

  1. Организационный момент (психологический тренинг).

— «Солнце воскликнуло: «Здравствуйте все!»-

«Здравствуйте все!»- прозвучало с небес.

В мире так много откроешь чудес,

Если сумеешь пораньше проснуться!»

— Я рада вас всех видеть.

— Доброе утро, ребята!

II. Проверка домашнего задания.

(Дети выступаю в образе Рукодельницы и Ленивицы).

— Ребята, а какой образ вам больше хотелось «примерить» на себя? (Рукодельницы)

III. Постановка темы и цели урока.

— Давайте поставим вопросы, на которые мы сегодня должны найти ответы?

1. К какому виду сказок относится сказка «Мороз Иванович»?

2. Что нового открыла сказка, обработанная В.Ф. Одоевским?

Цель урока: вот сегодня, ребята, мы закончим чтение сказки «Мороз Иванович» и ее сравнение с русской народной сказкой «Морозко»; выясним, что же такого нового и интересного открыл нам В.Ф. Одоевский.

IV. Работа над новым материалом.

  1. Чтение 3-й части сказки учителем (дети следят глазами).

— Подумайте, как можно озаглавить данную часть.

Рукодельница послушалась… Пошли они в дом. Дом у Мороза Ивановича сделал был весь изо льда: и двери, и окошки, и пол ледяные, а по стенам убрано снежными звездочками; солнышко на них сияло, и все в доме блестело, как брильянты. На постели у Мороза Ивановича вместо перины лежал снег пушистый; холодно, а делать было нечего. Рукодельница принялась взбивать снег, чтобы старику было мягче спать, а между тем у ней, бедной, руки     окостенели и пальчики побелели, как у бедных людей, что зимой в проруби белье полощут: и холодно, и ветер в лицо, и белье замерзает, колом стоит, а делать нечего работают бедные люди.

Дом Мороз Ивановича.

  1. Работа над 4 частью.

— Подумайте, как можно озаглавить эту часть?

Диковинки Мороз Ивановича.

Ничего, сказал Мороз Иванович, только снегом пальцы потри, так и отойдут, не от знобишь. Я ведь старик добрый; посмотри-ка, что у меня за диковинки.

Тут он приподнял свою снежную перину с одеялом, и Рукодельница увидела, что под периною пробивается зеленая травка. Рукодельнице стало жалко бедной травки.

— Вот ты говоришь, сказала она, что ты старик добрый, а зачем ты зеленую травку под снежной периной держишь, на свет Божий не выпускаешь?

— Не выпускаю потому, что еще не время, еще трава в силу не вошла Осенью крестьяне ее посеяли, она и взошла, и кабы вытянулась уже, то зима бы ее захватила, и к лету травка бы не вызрела. Вот я и прикрыл молодую зелень моею снежною периной, да еще сам прилег на нее, чтобы снег ветром не разнесло, а вот придет весна, снежная перина растает, травка заколосится, а там, смотришь, выглянет и зерно, а зерно крестьянин соберет да на мельницу отвезет; мельник зерно смелет, и будет мука, а из муки ты, Рукодельница, хлеб испечешь.

— Ну, а скажи мне, Мороз Иванович, сказала Рукодельница, зачем ты в колодце-то сидишь?

— Я затем в колодце сижу, что весна подходит, сказал Мороз Иванович. Мне жарко становится; а ты знаешь, что и летом в колодце холодно бывает, оттого и вода в колодце студеная, хоть посреди самого жаркого лета.

— А зачем ты, Мороз Иванович, спросила Рукодельница, зимой по улицам ходишь да в окошки стучишься?

— А я затем в окошки стучусь, отвечал Мороз Иванович, чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать; а не то, ведь я знаю, есть такие неряхи, что печку истопить истопят, а трубу закрыть не закроют или и закрыть закроют, да не вовремя, когда еще не все угольки прогорели, а от того в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно. А затем еще я в окошко стучусь, чтобы никто не забывал, что есть на свете люди, которым зимою холодно, у которых нету шубки, да и дров купить не на что; вот я затем в окошко стучусь, чтобы им помогать не забывали.

— Ребята, что вы заметили в этой части? (Рукодельница три раза задает вопросы).

— Давайте попробуем заполнить таблицу.

«Морозко»

«Мороз Иванович»

1. Главные герои

Падчерица- неродная дочь

Рукодельница- добрая, умная, внимательная, трудолюбивая, любознательная

Родная дочь

Ленивица- злая, глупая, ленивая, ничем не интересуется.

2. Какие персонажи помогают главным героям?

3. Волшебные предметы

1. Морозко.

  1. Студенец.
  2. Печка.
  3. Дерево с золотыми яблоками.
  4. Мороз Иванович.

4. Чудеса, превращения.

5. Троекратность (повторы)

Морозко три раза задавал вопросы.

  1. Три дня послужи.
  2. Диковинки Мороза Ивановича.

— Ребята, а какие вопросы задает Рукодельница?

— Прочитаем первый вопрос.

-Как Мороз Иванович отвечает?

— Имеет ли это место в нашей жизни? То есть что можно сказать, это не вымысел, то научный факт.

— Читаем второй вопрос.

— Как Мороз Иванович отвечает? Это тоже научный факт.

— Читаем третий вопрос.

— Как Мороз Иванович отвечает? Это тоже научный факт.

— Какую информацию сообщает нам автор сказки? (научную).

— В какой части нам встретилась еще научная информация? (в первой: фильтрование воды).

  1. Работа над 5 частью.

(Чтение хорошо подготовленных детей).

— Подумайте, о чем идет речь в этой части? (Служба у Мороз Ивановича. Награда для Рукодельницы).

Награда для Рукодельницы.

Тут добрый Мороз Иванович погладил Рукодельницу по головке, да и лег почивать на свою снежную постель.

Рукодельница меж тем всё в доме прибрала, пошла на кухню, кушанье изготовила, платье у старика починила и белье выштопала.

Старичок проснулся; был всем очень доволен и поблагодарил Рукодельницу. Потом сели они обедать; обед был прекрасный, и особенно хорошо было мороженое, которое старик сам изготовил.

 Так прожила Рукодельница у Мороза Ивановича целых три дня.

На третий день Мороз Иванович сказал Рукодельнице:

— Спасибо тебе, умная ты девочка, хорошо ты меня, старика, утешила, и я у тебя в долгу не останусь. Ты знаешь: люди за рукоделье деньги получают, так вот тебе твое ведерко, а в ведерко я всыпал целую горсть серебряных пятачков; да, сверх того, вот тебе на память брильянтик косыночку закалывать.

Рукодельница поблагодарила, приколола брильянтик, взяла ведерко, пошла опять к колодцу, ухватилась за веревку и вышла на свет Божий.

4. Работа над 6 частью.

— Подумайте, о чем идет речь?

— Как можно озаглавить эту часть? (Возвращение домой).

Возвращение домой.

Только что она стала подходить к дому, как петух, ф которого она всегда кормила, увидел ее, обрадовался, взлетел на забор и закричал:

 Кукареку, кукарекИ! У Рукодельницы в ведерке пятаки!

Когда Рукодельница пришла домой и рассказала всё, что с ней было, нянюшка очень дивовалась, а потом примолвила:

— Вот видишь ты, Ленивица, что люди за рукоделье получают! Поди-ка к старичку да послужи ему, поработай; в комнате у него прибирай, на кухне готовь, платье чини да белье штопай, так и ты горсть пятачков заработаешь, а оно будет кстати: у нас к празднику денег мало.

V. Обобщение.

— Что нового внес в сказку В.Ф. Одоевский?

— Какую информацию несет эта сказка? (научную)

— Давайте попробуем определить вид этой сказки.

— Так как это сказка художественная и несет научную информацию, если объединить эти два слова , то получится: научно- художественная сказка.

— Заполнение таблицы:

«Морозко»

«Мороз Иванович»

1. Главные герои

Падчерица- неродная дочь

Рукодельница- добрая, умная, внимательная, трудолюбивая, любознательная

Родная дочь

Ленивица- злая, глупая, ленивая, ничем не интересуется.

Морозко

Мороз Иванович

2. Какие персонажи помогают главным героям?

Морозко

Мороз Иванович

3. Волшебные предметы

1. Морозко.

  1. Студенец.
  2. Печка.
  3. Дерево с золотыми яблоками.
  4. Мороз Иванович.

4. Чудеса, превращения.

Падчерица- панья

Пирожок говорит

Яблоня говорит.

5. Троекратность (повторы)

Морозко три раза задавал вопросы.

  1. Три дня послужи.
  2. Диковинки Мороза Ивановича.

6. Автор сказки

Народ

В.Ф. Одоевский

7. Твой любимый герой

***

Дочь и падчерица – героини сказки. Главный герой – Морозко.

 Падчерицу Мачеха заставляла все делать.

 Морозко одарил девочку сундуком с богатством.

Героини – рукодельница да ленивица.

 Главный герой – Мороз Иванович.

 Есть героиня – нянюшка. Автор много говорит о трудолюбии девочки-рукодельницы. Ее никто не заставлял работать, она сама искала дело. Девочка много беседует с Морозом Ивановичем.

 Он одарил девочку ведерком с серебром и бриллиантиком. М.И. в речи употребляет пословицы, поговорки.

Вывод: В.Ф. Одоевский у твердил в литературе для детей новый вид научно- художественной сказки.

VI. Подведение итога урока.

— Заполните схему:

                                СКАЗКИ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ                                        НАРОДНЫЕ

НАУЧНО- ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СКАЗКА                    ВОЛШЕБНАЯ         БЫТОВАЯ          О ЖИВОТНЫХ

VII. Домашнее задание.

Закончить чтение сказки самостоятельно, подумать, на какие части можно разделить. Подобрать пословицы о труде.

Литературное чтение, 3 класс

Урок 30 В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович» 1 часть

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Народная и литературная сказки
  2. Биография В.Ф. Одоевского
  3. Творчество В. Ф. Одоевского

Глоссарий

Сказка – это повествовательное, обычно народно — поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Присказка – это разновидность прибаутки, добавляя-мой рассказчиком в начале, в середине и в конце сказки

Тема – предмет изображения в произведении

Идея – это главная мысль, лежащая в основе литературного произведения

Проблема – вопрос, который ставит писатель перед читателем в произведении

Ключевые слова

Народная сказка, литературная сказка; тема; идея; проблема произведения

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс– М.: Просвещение, 2017.

Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : « Просвещение», 2013

А.Н. Николюкин Литературная энциклопедия терминов и понятий – М: НПК «Интелвак», 2001

Мы узнаем об особенностях народной и литературной сказок

Научимся определять нравственный смысл сказок

Сможем дать характеристики героям сказок

Основное содержание урока

Сказки делят на авторские и народные. Уже из названий понятно, что авторские – сказки, которые были написаны конкретным писателем-сказочником, а народные – те, которые не имеют одного автора. Народные сказки переда-ютясь из уст в уста от поколения к поколению, и первоначальный автор никому не известен.

Значит, сказка «Морозко» — народная, а «Мороз Иванович» — литературная, которую написал В.Ф. Одоевский

Владимир Фёдорович Одоевский – русский писатель, философ и музыкальный критик.

Родился Владимир 13 августа 1803 года. Он был последним потомком княжеского рода. Отец Фёдор Сергеевич был внуком князя Одоевского. Мать, Екатерина Алексеевна происходила из крепостной семьи.

Интерес к литературе появился у Владимира ещё в раннем детстве. Уже тогда мальчик твёрдо знал, что его истинное призвание – писатель.

В 1822 году Владимир Фёдорович успешно окончил Московский университетский пансион.

Одоевский свободно владел французским, немецким, итальянским, английским, испанским языками.

Владимир Фёдорович дружил с Пушкиным, Крыловым, Жуковским, Лермонтовым, Гоголем.

Уже в 1820 году публикует свои первые произведения в журнале «Вестник Европы».

Современным читателям Одоевский известен прежде всего, как автор сказок «Городок в табакерке» и «Мороз Иванович». Одоевский был одним из первых, кто начал писать специально для детей.

Сказка «Мороз Иванович» впервые была опубликована в сборнике сказок В. Ф. Одоевского «Сказки дедушки Иринея » в 1841 г. Она написана на основе русской народной сказки «Морозко». Ее создатель сочинил для детей добрую и волшебную историю. Также можно сказать, что сказка понравилась народу, потому что её повествование соответствует крестьянским традициям. В то время в трудовых семьях детям поручалось выполнять разнообразную работу по дому. 

Темой данного произведения является противопоставление между Рукодельницей и Ленивицей. В данной сказке повествователь поднимает одну из важных проблем, проблему человеческой жадности и зависти, а так же в произведении говорится о том, как важно быть трудолюбивым и добрым человеком. Основная идея этого произведения «Зло и лень должны быть наказаны, а трудолюбие, скромность, доброта награждены.»

Внимание читателя, увидевшего присказку, далее привлекает следующий элемент композиции — зачин: говорится, что в доме живут две девочки — Рукодельница, да Ленивица, и при них нянюшка. Таким образом, читатель сразу понимает, что основой повествования станет противопоставление.

Далее завязка сказки: в жизни сестёр происходит необычный случай. Пошла однажды Рукодельница к колодцу за водой, а веревка возьми да оборвись. «А нянюшка у сестёр была строгая: «Сама беду сделала», – говорит, – сама и поправляй, сама ведерко утопила, сама и доставай».

Развитие событий начинается с того момента, как Рукодельница спустилась по веревке на дно колодца, а там перед ней открылся чудесный мир. Где она с лёгкостью преодолела некоторые испытания и встретилась с Морозом Ивановичем. Ему она хорошо услужила и за это старик её награждает. Рукодельница возвращается домой.

Кульминация сказки: Нянюшка, после рассказа девочки стала посылать к Морозу Ивановичу Ленивицу, может и она в дом что-нибудь принесет.

Развязка происходит, когда ситуация повторяется: Спустилась Ленивица в колодец, с испытаниями она не справилась. Явилась она с пустыми руками к Морозу Ивановичу, но, чтобы получить подарки, от работы она не стала отказываться. Правда, выполнять её у Ленивицы не получалось. Но когда прошли три дня, она стала домой проситься, и чтобы старик наградил её. Мороз Иванович в одну руку положил ей большой серебряный слиток, а в другую – крупный бриллиант. «Кукареку-кукарекулька, у Ленивицы в руках ледяная сосулька!» – закричал петух, чтобы все знали, с какими подарками вернулась Ленивица. Не зря Мороз Иванович сказал ей на прощанье: «Какова работа, такова и награда». Лень была наказана прилюдно, для того чтобы все увидели: только труд создает истинные ценности.

Рукодельница представляется читателю маленького роста, голубоглазая, светловолосая и стройная. По характеру -приветливая, добрая, уважительная и умная девочка. Также её можно охарактеризовать, как самостоятельную и трудолюбивую, она уделяет внимание окружающим и заботится о них, почтительна к взрослым. Девочка очень позитивна и удачлива. И даже когда в её жизни появляются сложные испытания, она добивается того, что весь мир готов ей помогать и сочувствовать. Так встреча девочки с волшебными предметами помогает раскрыть её доброжелательность и трудолюбие. Успешное выполнение испытаний Мороза Ивановича гарантирует ей заслуженную награду. Юля передала мелодичный и тихий голос Рукодельницы.

Ленивица же, наоборот, любила поспать и ничего не делать. Характер: ленивая, наглая, неуважительная, капризная, злая, грубая и высокомерная. Голос у неё: резкий, неприятный, крикливый. Ленивица завидует Рукодельнице («…не по вкусу было идти к старику работать. Но пятачки ей…получить хотелось…»). Также она неряшливая, невнимательная, самолюбивая и слишком самоуверенная. Взрослых она не уважает, вежливых слов Ленивица не знает и очень грубо отвечает Морозу Ивановичу и волшебным предметам сказки. Ленивица по сравнению с сестрой проявляет в доме Мороза Ивановича леность, неаккуратность, капризность и глупость. И в конце получает по заслугам.

Третьим главным и в то же время волшебным героем является Мороз Иванович. Он олицетворяет зимние явления. Мороз Иванович похож на строгого и справедливого учителя. Внешне он выглядит как седой дедушка с бородой. Под его присмотром находится природа. Он заботится об урожае. В общении он прости вежлив. Грубого слова от него никогда не услышишь. Мороз Иванович щедр, но и вполне справедлив. Это мудрый человек с чувством юмора, добрый и сам ценит добро. Живёт Мороз Иванович в доме изо льда, спит на перине из снега. Под этой периной у него зелёная травка. Которую он до весны бережёт. Зимой Мороз Иванович в окна домов стучится, чтобы люди не забывали печей топить, трубы вовремя закрывать, и самое главное другим помогать. Рукодельница видит Мороза Ивановича как доброго и приветливого старичка. А Ленивица видит его как злого и сердитого старика. Он награждает за труд и прилежание, наказывает за лень и грубость.

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса: Расположите на ленте времени последовательно части сказки «Мороз Иванович»

Упавшее ведёрко

Перина Мороза Ивановича

Ленивица спускается в колодец

Награда Ленивице

Две девочки

Награда Рукодельнице

Работа Рукодельницы

Проказы Ленивицы

Встреча Рукодельницы и Мороза Ивановича

Встреча Ленивицы и Мороза Ивановича

Правильный ответ:

Части располагаются в последовательности:

Две девочки

Упавшее ведёрко

Встреча Рукодельницы и Мороза Ивановича

Перина Мороза Ивановича

Работа Рукодельницы

Награда Рукодельнице

Ленивица спускается в колодец

Проказы Ленивицы

Награда Ленивице

Разбор типового контрольного задания

1 вариант

Текст вопроса: Выделите соответствие термина и определения одним цветом.

Тема

это повествовательное, обычно народно — поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Сказка

предмет изображения в произведении.

2 вариант

Текст вопроса: Выдели соответствие термина и определения одним цветом.

Идея

вопрос, который ставит писатель перед читателем в произведении.

Проблема

это главная мысль, лежащая в основе литературного произведения

Ответ

1 вариант

Тема

это повествовательное, обычно народно – поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях

Сказка

предмет изображения в произведении

2 вариант

Идея

вопрос, который ставит писатель перед читателем в произведении

Проблема

это главная мысль, лежащая в основе литературного произведения

  • Особенности сказки о мертвой царевне и семи богатырях пушкина 5 класс
  • Особенности сказки лисичка сестричка и волк
  • Особенности сказки крошечка хаврошечка
  • Особенности сказки которые отличают ее от других жанров литературы
  • Особенности сказки каша из топора особенности