Жанр: народная волшебная сказка
Читайте краткое содержание других похожих сказок:
«Сказка о серебряном соколе»
«Окаменелое царство»
Главные герои сказки «Заколдованная королевна» и их характеристика
- Солдат. Находчивый, смелый, упрямый.
- Королевна. Красивая, верная, горячая.
План пересказа сказки «Заколдованная королевна»
- Отставка
- Заколдованная медведица
- Мешок семечек
- Купцы-черти
- Волшебный сон
- Опрометчивые слова
- На море
- Черти и смола
- Три бабы-яги
- Южный ветер
- Женихи
- Иголка с ниткой
Кратчайшее содержание сказки «Заколдованная королевна» для читательского дневника в 6 предложений
- Вышел солдат в отставку и по дороге домой нашел заколдованный замок.
- Расколдовал солдат королевну-медведицу и женился на ней.
- Черти усыпили солдата и унесло его за тридевять земель.
- Обманул солдат чертей и прикарманил волшебные вещи.
- Отнес его южный ветер домой, а там женихи собрались.
- Узнала королевна солдата и выгнала женихов.
Главная мысль сказки «Заколдованная королевна»
С любимыми не расставайтесь.
Чему учит сказка «Заколдованная королевна»
Сказка учит смелости и решительности, находчивости и хитрости. Учит не говорить ничего сгоряча. Учит жить в мире и согласии. Учит преодолевать трудности и всегда возвращаться домой.
Отзыв на сказку «Заколдованная королевна»
Мне понравились приключения бравого солдата, который нашел себе жену-красавицу с богатым приданным, да сумел ее отстоять. Он много раз встречался с чертями, и иногда черти брали верх, иногда побеждал солдат. Но в итоге солдат оказался с прибылью, сумел найти дорогу домой и зажил счастливо. Это замечательный финал замечательной истории.
Пословицы к сказке «Заколдованная королевна»
Муж и жена — одна сатана.
Не спехом дело спорится, а толком.
На что и клад, когда в семье лад.
Дорогу осилит идущий.
Конец — делу венец.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Заколдованная королевна»
Отслужил солдат 25 лет и отпустили его домой. А в награду за службу оставили лошадь и форму, в которой он служил.
Долго ехал солдат, проголодался, и увидел большой замок. Вошел солдат в замок, а там пусто. Только еда на столах дымится. Покушал солдат, хотел отдохнуть, но тут в замок вбегает медведица и говорит человеческим голосом, что не медведица она, а заколдованная королевна. И просит солдата три ночи в замке переночевать, чтобы ее расколдовать.
Согласился солдат, остался ночевать, и такая тоска на него навалилась, что хоть беги. Но стерпел солдат, переночевал три ночи и расколдовалась королевна. Поженились они и зажили в свое удовольствие.
Долго ли коротко ли, захотелось солдату на родину съездить. Не хотела королевна отпускать мужа, но тот был настойчив. Тогда дала она ему мешочек с волшебными семечками и сказала, чтобы солдат по пути семечки разбрасывал. И поднимались следом высокие деревья, в которых пели птицы и гуляли коты.
Поехал солдат домой, разбрасывал всюду семечки, росли следом леса.
Доехал до горки, на которой купцы еду варили. И были то не купцы, а настоящие черти. И кипело варево в котелке у них безо всякого огня.
Подивился солдат на такое чудо, свое чудо с деревьями показал. Узнали его черти, и решили отомстить за расколдованную королевну. Напустили на солдата волшебный сон и упал тот без памяти.
Увидела королевна, что сохнут верхушки деревьев, поняла, что беда случилась. Поехала по следам солдата и нашла его спящим. Сильно рассердилась и в сердцах пожелала, чтобы унесло солдата куда подальше. И унесло солдата за тридевять земель, на берег моря.
Прошло полгода. Проснулся солдат, видит море кругом, понять не может куда его занесло. Поднялся в гору, а там черти ругаются, спорят кому достанутся шапка-невидимка, ковер-самолет и скатерть-самобранка. Научил их солдат растопить смолы, вылить на гору, скинуть вниз большой камень и наперегонки за ним побежать. Подмял камень чертей, в смолу вогнал, и прилипли черти намертво. А солдат взял волшебные гаджеты, сел на ковер-самолет и полетел жену искать.
Прилетел к бабе-яге. Стал про жену спрашивать. Не знает о ней баба-яга, к сестре посылает. Но и сестра бабы-яги ничего не знала о королевне, к самой старшей сестре послала солдата. А самая старая баба-яга созвала ветра и южный ветер рассказал, что живет такая королевна в далеком королевстве, куда десять лет на ковре-самолете лететь, и что сватаются к ней цари и короли и разные.
Упросил солдат южный ветер доставить его домой и мигом домчал его ветер. Надел солдат шапку-невидимку. Прошел во дворец, а там женихов видимо-невидимо. Стал солдат у женихов кубки выбивать и еду опрокидывать. Дивятся гости, а королевна мигом смекнула, что муж вернулся. Загадала загадку про золотую нитку с иголкой, и никто ее отгадать не смог.
А королевна велела солдату показаться и снял тот шапку-невидимку. И сказала королевна, что они есть золотые нитка с иголкой, куда один, туда и другой.
Разъехались женихи ни с чем, а солдат с королевой зажили счастливо.
11
Написать отзыв Заколдованная королевна .русская народная сказка пожалуйста!!!
1 ответ:
0
0
Заколдованная королевна — волшебная русская народная сказка. Солдат спас прекрасную королевну от проклятия и женился на ней. Только вот счастье их длилось недолго, повстречались солдату на пути черти, усыпившие его зельем. Чтобы вернуться к своей королевне, придется бедняге снова повстречать чертей, Бабу-Ягу и просить помощи у южного ветра.
Читайте также
Потому что оно создано приятными оттенками
9 прилагательных , чистое , золотой , прозрачно — румяный , узкой — переносное значение , остольные прилагательные в прямом
Скоро каникулы,я этому очень рад.
Ведь каникулы это море,игры,поездки на отдых. И на каникулах можно навестить своих родных. На этих каникулах я собираюсь навестить свою тетю и сестру мамы( имя). Они очень добрые и заботливые. Само слово каникулы означает отдых,веселье,праздники! Я думаю что этим летом никто ни за скучает, ведь все-же каникулы это праздник каждого человека!
Первый печатный рассказ Чехова «Письмо донского помещика Степана Владимировича N к ученому соседу д-ру Фридриху» появился в № 10 журнала «Стрекоза» за 1880 год. В нем начинающий писатель безобидно смеется над невежеством и дикостью донских помещиков-степняков.
В первые три года творчества Чехов создает такие образцы юмористики, как «Жалобная книга», «С женой поссорился», «Хирургия», «Налим», «Экзамен на чин», «Не в духе» и др.
<span>В конце 80-х годов у Чехова созревает решение поехать в «места невыносимых страданий» — на остров Сахалин. Написанные очерки он отсылал в газету «Новое время», где они печатались под заглавием «Из Сибири».
</span>
<span>В 90-е годы Чехов — зрелый художник с европейской известностью. Он печатает в это десятилетие такие шедевры, как «Палата №6», «Попрыгунья», «Рассказ неизвестного человека», «Черный монах», «Студент», » Три года», «Человек в футляре», «Крыжовник», «Ионыч», «Случай из практики», «Мужики», «Новая дача», «По делам службы», «Дама с собачкой», пьесы «Чайка» и «Дядя Ваня» и др.</span>
Талантливый писатель должен иметь воображение, чувство юмора, видеть мир совсем по другому, он пишет свои произведения с любовью и самое главное ему это нравится!)
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МАОУ СОШ №41 г. Улан-Удэ
Волшебные предметы в русских народных сказках
Выполнил: Бурлакова Алина,
ученица 5 в класса МАОУ СОШ №41
Руководитель: Михайлова Мария Александровна,
учитель русского языка и литературы
Улан-Удэ,2019
Содержание
Введение ………………………………………………………3
Глава 1. Общее представление о волшебных предметах……5
Глава 2. «Русские народные» волшебные предметы ……….6
Заключение……………………………………………………10
Список использованных источников………………………..11
Введение
Сказки любят все, потому что в них происходит многое, что невозможно в реальной жизни. То есть волшебство.
Сказка – один из древнейших жанров устного народного творчества, который до появления письма долгое время существовал в устной форме, передаваясь из поколения в поколение.
Сказки бывают бытовые, волшебные и о животных. В нашей работе мы рассмотрим сказки волшебные.
Основные черты волшебной сказки:
— противопоставление добра и зла, где добро всегда побеждает;
— сочетание реальных и фантастических событий;
— говорящие животные, волшебные предметы, фантастические герои.
Цель нашего исследования – познакомиться с волшебными предметами из сказок.
Объект исследования – русские народные волшебные сказки.
Предмет исследования — волшебные предметы в русских народных сказках.
Гипотеза: волшебные предметы помогают положительным героям в борьбе со злом.
Задачи исследования:
-
Изучить русские народные волшебные сказки.
-
Найти в них волшебные предметы, которые помогали героям.
-
Выявить с помощью анкетирования, какие волшебные предметы знают ученики 5-х классов.
Методы исследования:
— проведение анкетирования;
— изучение литературы и сбор информации по данной теме;
— метод сравнения.
Результаты исследования можно использовать на уроках литературы при изучении фольклорных произведений.
Глава 1. Общее представление о волшебных предметах
Проанализировав множество русских волшебных сказок, мы разделили все встречающиеся волшебные предметы на несколько групп:
-
Предметы, характеризующиеся быстротой передвижения. (Ковёр – самолёт, сапоги – скороходы, волшебные башмачки, печь, ступа, летучий корабль).
-
Предметы, помогающие найти верный путь и показывающие, что творится на свете. (Волшебный клубок, серебряное блюдечко, волшебная книга, зеркало).
-
Предметы, помогающие в быту. (Скатерть – самобранка, горшочек, куколка, шапка – невидимка, гребешок, волшебное кольцо).
-
Предметы, возвращающие здоровье. (Живая вода, молодильные яблочки).
В русских народных сказках чаще всего из вышеперечисленных встречаются:
-
Волшебный клубок.
-
Скатерть – самобранка.
-
Сапоги – скороходы.
-
Шапка – невидимка.
-
Волшебный горшочек.
-
Волшебное говорящее зеркало.
-
Живая вода.
-
Молодильные яблоки.
В нашей работе мы рассмотрим первые четыре предмета. Остановимся подробнее на каждом из них.
Глава 2. «Русские народные» волшебные предметы
Волшебными свойствами в сказках чаще всего наделяются обычные, бытовые предметы.
Первый волшебный предмет, который мы рассмотрим – ковёр-самолёт. Это предмет, который помогает героям быстро передвигаться. Встречается как в русских, так и в сказках других народов.
Сапоги – скороходы – обладают большой скоростью, их называют семимильными. «Шагнул да семь вёрст разом и отмахал…» (Сказка «Крестьянский сын Иван да царь Иван».
Шапка – невидимка – головной убор, который делает своего обладателя невидимым.
Есть сказки, в которых встречаются вместе эти три волшебных предмета.
Это такие сказки, как «Вещий сон», «Заколдованная королевна».
В сказке «Вещий сон» благодаря волшебным предметам Ивану – купеческому сыну удаётся подслушать во дворце и исполнить желания Елены Прекрасной, что помогает выдать её замуж за Ивана – царевича: «Царевич лег спать, а Иван — купеческий сын надел шапку-невидимку да сапоги-скороходы — и марш во дворец к Елене Прекрасной; вошел прямо в почивальню и слушает.»
В сказке «Заколдованная королевна» солдат, оказавшись далеко от своей жены, обманом забирает у чертей волшебные предметы, чтобы вернуться домой: «Солдат сел на ковер-самолет и полетел; долго пришлось ему по белу свету странствовать. Захочется ли ему есть-пить, сейчас наденет на себя шапку-невидимку, спустится в какой-нибудь город, зайдет в лавки, наберет — чего только душа пожелает, на ковер — и летит дальше.»
Волшебный клубок – сказочный путеводитель, навигатор, который указывает верную дорогу.
«Брось клубок перед собой – куда он покатится, туда и иди» — указывает путь к городу под названием Ничто (Сказка «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что…»).
В сказке «Царевна- лягушка» клубок указывает путь Ивану царевичу к Василисе Премудрой: «Вот тебе клубочек: куда он покатится, туда и ты иди. Иван-царевич поблагодарил старика и пошел за клубочком. Катится клубочек по высоким горам, катится по темным лесам, катится по зеленым лугам, катится по топким болотам, катится по глухим местам, а Иван-царевич все идет да идет за ним — не остановится на отдых ни на часок.»
В сказке «Иван-Царевич и белый полянин» старец даёт Ивану-Царевичу клубок, который укажет путь к брату старца: «На, возьми клубочек, пусти перед собою: куда клубочек покатится, туда и коня направляй.
Иван-царевич сел на своего доброго коня, покатил клубочек и поехал вслед за ним, а лес все темней да темней.»
В сказке «Звериное молоко» Баба Яга дарит клубок царевичу: « куда клубок катится, туда и идут.»
Скатерть – самобранка – волшебная сказка, которую стоит расстелить, как она становится полна различными яствами.
«А молодец утром проснулся, видит — перед ним скатерть из шёлковой ткани лежит. Расстелил он её на траве, и появились на ней разные кушанья.» (Сказка «Скатерть – самобранка»).
«…стоит только развернуть скатерть, тотчас выпрыгнут из нее двенадцать добрых молодцев да двенадцать красных девиц, принесут разных кушаньев и напитков и начнут потчевать.» («Сказка о сильном и храбром непобедимом богатыре Иване-царевиче и о прекрасной его супружнице Царь-девице»).
«…развернул скатерть — чего хочешь, того просишь: и питье и еда!» (Сказка «Королевич и его дядька»).
В ходе исследование мы провели анкетирование среди учащихся пятых классов, чтобы узнать, насколько хорошо ученики знакомы с темой исследования. В анкетировании приняли участие 28 учеников. Им было предложено ответить на следующие вопросы:
-
Какие волшебные сказки вы знаете?
-
Встречались ли в этих сказках волшебные предметы?
-
Для чего в сказках нужны волшебные предметы?
Обработав анкеты, мы получили следующие результаты:
-
Ребята знают много волшебных сказок, самые популярные из которых – это сказки «Гуси – лебеди» — 27 человек, «Царевна – лягушка» — 26 человек, «По щучьему велению» — 17 человек, «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» — 11 человек.
-
Из волшебных предметов дети отметили: волшебное зеркало – 23 человека, клубок – 23 человека, ковёр – самолёт – 17 человек, волшебная палочка – 16 человек, шапка – невидимка – 14 человек, сапоги – скороходы – 13 человек.
-
Учащиеся считают, что волшебные предметы:
— помогают победить зло – 76 % учащихся;
— делают жизнь героев легче – 58 %;
— чтобы сказка была интересной – 36 %.
Таким образом, мы выявили, что ученики пятых классов хорошо знакомы со сказками, знают их названия, сюжет и героев. Опрошенные имеют хорошее представление о том, что подразумевается под волшебными предметами, могут назвать, в основном те, которые встречаются в русских сказках.
Заключение
Сказки являются сокровищницей народной мудрости, содержат в себе представление о культуре, людях, окружающем мире, о радостях, печалях, мечтах народа той или иной эпохи.
Волшебные предметы в сказках – это плод фантазии народа. Это мечты людей о том, что бы они хотели иметь в своём распоряжении.
Волшебные предметы в сказках выполняю важную роль в достижении героям своей цели.
Они бывают получены двумя способами: добыты через испытание либо в бою с врагом или получены в дар (от Бабы – Яги, старца).
Они не только помогают справиться со злом, но и помогают героям преодолеть трудности, препятствия, превзойти необыкновенную силу, которая обычному человеку поддаться не может.
Наша гипотеза подтвердилась не полностью.
Список использованных источников
-
Народные русские сказки. Из сборника А.Н.Афанасьева. — Москва, Азбука, 2008г.
-
Аникин В. П. Теория фольклора: Курс лекций. — М.: КДУ, 2004. С. 228 — 278.
-
Еремина В. И. Ритуал и фольклор. — Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1991. С. 69 — 87.
-
Современный словарь -справочник по литературе/ Сост.С.И. Кормилов. М, 2000.
9
1. Заколдованная королевна
Подготовила
Зверева Л. И.
2.
• В некоем королевстве
служил у короля солдат в
конной гвардии,
прослужил двадцать пять
лет верою и правдою; за
его верную службу
приказал король
отпустить его в чистую
отставку и отдать ему в
награду ту самую лошадь,
на которой в полку ездил,
с седлом и со всею
сбруею.
3.
• Простился солдат с своими
товарищами и поехал на
родину; день едет, и другой,
и третий… вот и вся неделя
прошла, и другая, и третья
— не хватает у солдата
денег, нечем кормить ни
себя, ни лошади, а до дому
далеко-далеко! Видит, что
дело-то больно плохо,
сильно есть хочется; стал по
сторонам глазеть и увидел в
стороне большой замок.
«Ну-ка, — думает, — не
заехать ли туда; авось хоть
на время в службу возьмут
— что-нибудь да
заработаю».
4.
• Поворотил к замку,
въехал во двор, лошадь
на конюшню поставил и
задал ей корму, а сам в
палаты пошел. В
палатах стол накрыт, на
столе и вина, и еда,
чего только душа хочет!
Солдат наелся-напился.
«Теперь, — думает, — и
соснуть можно!»
5.
• Вдруг входит медведица:
— Не бойся меня, добрый
молодец, ты на добро
сюда попал: я не лютая
медведица, а красная
девица — заколдованная
королевна. Если ты
устоишь да переночуешь
здесь три ночи, то
колдовство разрушится —
я сделаюсь по-прежнему
королевною и выйду за
тебя замуж.
6.
• Солдат согласился;
медведица ушла, и
остался он один. Тут
напала на него такая
тоска, что на свет бы
не смотрел, а чем
дальше — тем
сильнее.
7.
• На третьи сутки до
того дошло, что
решился солдат
бросить все и бежать
из замка; только как
ни бился, как ни
старался — не нашел
выхода. Нечего
делать, поневоле
пришлось оставаться.
8.
• Переночевал и третью
ночь; поутру является
к нему королевна
красоты неописанной,
благодарит его за
услуги и велит к венцу
снаряжаться. Тотчас
они свадьбу сыграли
и стали вместе жить,
ни о чем не тужить.
9.
• Через сколько-то
времени вздумал
солдат об своей
родной стороне,
захотел туда
побывать; королевна
стала его
отговаривать:
• — Оставайся, друг, не
езди; чего тебе здесь
не хватает?
10.
• Нет, не могла отговорить.
Прощается она с мужем,
дает ему мешочек —
сполна семечком
насыпан — и говорит:
• — По какой дороге
поедешь, по обеим
сторонам кидай это семя:
где оно упадет, там в ту
же минуту деревья
повырастут; на деревьях
станут дорогие плоды
красоваться, разные
птицы песни петь, а
заморские коты сказки
сказывать.
11.
• Сел добрый молодец
на своего
заслуженного коня и
поехал в дорогу; где
ни едет, по обеим
сторонам семя
бросает, и следом за
ним леса
поднимаются, так и
ползут из сырой
земли!
12.
• Едет день, другой,
третий и увидал: в
чистом поле караван
стоит, на травке, на
муравке купцы сидят,
карты поигрывают, а
возле них котел висит;
хоть огня нет под
котлом, а варево
ключом кипит.
13.
• «Экое диво! — подумал
солдат, — Огня не
видать, а варево в котле
так и бьет ключом; дай
поближе взгляну».
Своротил коня в
сторону, подъезжает к
купцам:
• — Здравствуйте,
господа честные!
• А того и невдомек, что
это не купцы, а все
черти.
14.
• — Хороша ваша штука:
котел без огня кипит! Да у
меня лучше есть.
• Вынул из мешка одно
зернышко и бросил
наземь — в ту ж минуту
выросло вековое дерево,
на том дереве дорогие
плоды красуются, разные
птицы песни поют,
заморские коты сказки
сказывают.
• Тотчас узнали его черти.
15.
• — Ах, — говорят меж
собой, — да ведь это тот
самый, что королевну
избавил. Давайте-ка,
братцы, опоим его за то
зельем, и пусть он
полгода спит.
• Принялись его угощать и
опоили волшебным
зельем. Солдат упал на
траву и заснул крепким,
беспробудным сном, а
купцы, караван и котел
вмиг исчезли.
16.
• Вскоре после того
вышла королевна в сад
погулять; смотрит — на
всех деревьях стали
верхушки сохнуть. «Не к
добру! — думает. —
Видно, с мужем что
худо приключилося!
Три месяца прошло,
пора бы ему и назад
вернуться, а его нет как
нету!»
17.
• Собралась королевна
и поехала его
разыскивать. Едет по
той дороге, по какой и
солдат путь держал,
по обеим сторонам
леса растут, и птицы
поют, и заморские
коты сказки
мурлыкают.
18.
• Доезжает до того места,
что деревьев не стало
больше — извивается
дорога по чистому
полю, и думает: «Куда
ж он девался? Не
сквозь землю же
провалился!» Глядь —
стоит в сторонке такое
же чудное дерево и
лежит под ним ее
милый друг.
19.
• Подбежала к нему и ну
толкать-будить — нет, не
просыпается; принялась
щипать его, колоть под бока
булавками, колола, колола
— он и боли не чувствует,
точно мертвый лежит, не
ворохнется. Рассердилась
королевна и с сердцов
проклятье промолвила:
• — Чтоб тебя, соню
негодного, буйным ветром
подхватило, в безвестные
страны занесло!
20.
• Только успела вымолвить,
как вдруг засвистализашумели ветры, и в один
миг подхватило солдата
буйным вихрем и унесло
из глаз королевны.
• Поздно одумалась
королевна, что сказала
слово нехорошее,
заплакала горькими
слезами, воротилась
домой и стала жить однаодинехонька.
21.
• А бедного солдата
занесло вихрем далекодалеко, за тридевять
земель, в тридесятое
государство, и бросило
на косе промеж двух
морей; упал он на
самый узенький
клинышек: направо ли
сонный оборотится,
налево ли повернется
— тотчас в море
свалится, и поминай
как звали!
22.
• Полгода проспал добрый
молодец, ни пальцем не
шевельнул; а как
проснулся, сразу вскочил
прямо на ноги, смотрит —
с обеих сторон волны
подымаются, и конца не
видать морю широкому;
стоит да в раздумье сам
себя спрашивает: «Каким
чудом я сюда попал? Кто
меня затащил?»
23.
• Пошел по косе и вышел
на остров; на том
острове — гора высокая
да крутая, верхушкою
до облаков хватает, а на
горе лежит большой
камень.
• Подходит к этой горе и
видит — три черта
дерутся, клочья так и
летят.
24.
• — Стойте, окаянные! За что вы
деретесь?
• — Да, вишь, третьего дня
помер у нас отец, и остались
после него три чудные вещи:
ковер-самолет, сапогискороходы да шапканевидимка, так мы поделить
не можем.
• — Эх, вы! Из таких пустяков
бой затеяли. Хотите, я вас
разделю? Все будете
довольны, никого не обижу.
• — А ну, земляк, раздели,
пожалуйста!
• — Ладно! Бегите скорей по
сосновым лесам, наберите
смолы по сто пудов и несите
сюда.
25.
• Черти бросились по
сосновым лесам,
набрали смолы триста
пудов и принесли к
солдату.
• — Теперь притащите из
пекла самый большой
котел.
• Черти приволокли
большущий котел —
бочек сорок войдет! —
и поклали в него всю
смолу.
26.
• Солдат развел огонь и, как
только смола растаяла,
приказал чертям тащить
котел на гору и поливать ее
сверху донизу. Черти мигом
и это исполнили.
• — Ну-ка, — говорит солдат,
— пихните теперь вон тот
камень; пусть он с горы
катится, а вы трое за ним
вдогонку приударьте. Кто
прежде всех догонит, тот
выбирай себе любую из
трех диковинок; кто второй
догонит, тот из двух
остальных бери, какая
покажется; а затем
последняя диковинка пусть
достанется третьему.
27.
• Черти пихнули камень,
и покатился он с горы
шибко-шибко;
бросились все трое
вдогонку. Вот один черт
нагнал, ухватился за
камень — камень
тотчас повернулся,
подворотил его под
себя и вогнал в смолу.
Нагнал другой черт, а
потом и третий, и с
ними то же самое!
Прилипли крепконакрепко к смоле.
28.
• Солдат взял под
мышку сапогискороходы да шапкуневидимку, сел на
ковер-самолет и
полетел искать свое
царство.
29.
• Долго ли, коротко ли —
прилетает к избушке; входит —
в избушке сидит баба-яга —
костяная нога, старая,
беззубая.
• — Здравствуй, бабушка!
Скажи, как бы мне отыскать
мою прекрасную королевну?
• — Не знаю, голубчик! Видом
ее не видала, слыхом про нее
не слыхала. Ступай ты за
столько-то морей, за столькото земель — там живет моя
средняя сестра, она знает
больше моего; может, она тебе
скажет.
30.
• Солдат сел на коверсамолет и полетел;
долго пришлось ему по
белу свету
странствовать.
Захочется ли ему естьпить, сейчас наденет на
себя шапку-невидимку,
пустится в какой-нибудь
город, зайдет в лавки,
наберет — чего только
душа пожелает, на
ковер — и летит
дальше.
31.
• Прилетает к другой
избушке, входит — там
сидит баба-яга — костяная
нога, старая, беззубая.
• — Здравствуй, бабушка! Не
знаешь ли, где найти мне
прекрасную королевну?
• — Нет, голубчик, не знаю.
Поезжай-ка ты за столько-то
морей, за столько-то земель
— там живет моя старшая
сестра; может, она ведает.
• — Эх ты, старая! Сколько лет
на свете живешь, а доброго
ничего не знаешь.
• Сел на ковер-самолет и
полетел к старшей сестре.
32.
• Долго-долго
странствовал, много
земель и много морей
видел, наконец
прилетел на край света;
стоит избушка, а
дальше никакого ходу
нет — одна тьма
кромешная, ничего не
видать! «Ну, — думает,
— коли здесь не
добьюсь толку, больше
летать некуда!»
• Входит в избушку —
там сидит баба-яга —
костяная нога, седая,
беззубая.
33.
• — Здравствуй, бабушка!
Скажи, где мне искать мою
королевну?
• — Подожди немножко. Вот я
созову всех своих ветров и у
них спрошу. Ведь они по всему
свету дуют, так должны знать,
где она теперь проживает.
• Вышла старуха на крыльцо,
крикнула громким голосом,
свистнула молодецким
посвистом; вдруг со всех
сторон поднялись-повеяли
ветры буйные, только изба
трясется!
• — Тише, тише! — кричит бабаяга.
34.
• И как только собрались
ветры, начала их
спрашивать:
• — Ветры мои буйные, по
всему свету вы дуете, не
видали ль где
прекрасную королевну?
• — Нет, нигде не видали!
— отвечают ветры в один
голос.
• — Да все ли вы налицо?
• — Все, только южного
ветра нет.
35.
• Немного погодя прилетает южный ветер. Спрашивает его
старуха:
• — Где пропадал до сих пор? Еле дождалась тебя!
• — Виноват, бабушка! Я зашел в новое царство, где живет
прекрасная королевна; муж у нее без вести пропал, так
теперь сватают ее разные цари и царевичи, короли и
королевичи.
• — А сколь далеко до нового царства?
• — Пешему тридцать лет идти, на крыльях десять лет нестись;
а я повею — в три часа доставлю.
36.
• Солдат начал просить,
чтобы южный ветер взял
его донес в новое
царство.
• — Пожалуй, — говорит
южный ветер, — я тебя
донесу, коли дашь мне
волю погулять в твоем
царстве три дня и три
ночи.
• — Гуляй хоть три недели!
• — Ну хорошо; вот я
отдохну денька два-три,
соберусь с силами, да
тогда и в путь.
37.
• Отдохнул южный ветер,
собрался с силами и говорит
солдату:
• — Ну, брат, собирайся,
сейчас отправимся, да
смотри не бойся, цел
будешь!
• Вдруг зашумел-засвистал
сильный вяхорь,
подхватило солдата на
воздух и понесло через
горы и моря под самыми
облаками, и ровно через
три часа был он в новом
царстве, где жила его
прекрасная королевна.
38.
• Говорит ему южный ветер:
• — Прощай, добрый
молодец! Жалеючи тебя, не
хочу гулять в твоем царстве.
• — Что так?
• — Потому, если я загуляю,
ни одного дома в городе, ни
одного дерева в садах не
останется: все вверх дном
поставлю!
• — Ну прощай. Спасибо тебе!
— сказал солдат, надел
шапку-невидимку и пошел
в белокаменные палаты.
39.
• Вот пока его не было
в царстве, в саду все
деревья стояли с
сухими верхушками, а
как он явился, тотчас
ожили и начали
цвесть.
40.
• Входит он в большую
комнату, а там сидят за
столом разные цари и
царевичи, короли и
королевичи, что приехали
за прекрасную королевну
свататься, сидят да
сладкими винами
угощаются. Какой жених ни
нальет стакан, только к
губам поднесет — солдат
тотчас хватит кулаком по
стакану и сразу вышибет.
Все гости тому удивляются,
а прекрасная королевна в ту
ж минуту догадалася.
«Верно, — думает, — мои
друг воротился!»
41.
• Посмотрела в окно — в
саду на деревьях все
верхушки ожили, и
стала она своим гостям
загадку загадывать:
• — Была у меня золотая
нитка с золотой
иголкой; я ту иглу
потеряла и найти не
чаяла, а теперь та игла
нашлась. Кто отгадает
эту загадку, за того
замуж пойду.
42.
• Цари и царевичи,
короли и королевичи
долго над тою
загадкою ломали
свои мудрые головы,
а разгадать никак не
могли. Говорит
королевна:
• — Покажись, мой
милый друг!
43.
• Солдат снял с себя
шапку-невидимку, взял
королевну за белые
руки и стал целовать в
уста сахарные.
• — Вот вам и разгадка!
— сказала прекрасная
королевна. — Золотая
нитка — это я, а золотая
иголка — это мой
верный муж. Куда
иголочка — туда и
ниточка.
44.
• Пришлось женихам
оглобли
поворачивать,
разъехались они по
своим дворам, а
королевна стала со
своим мужем житьпоживать да добра
наживать.
ticom132
Вопрос по литературе:
Написать отзыв на сказку Заколдованная королевна помогите пожалуйста
Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?
Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!
Ответы и объяснения 1
ychistirmo426
Волшебная сказка Заколдованная королевна повествует ребятам о бравом солдате, который освободил от колдовских чар прекрасную королевну и женился на ней. Им бы жить-поживать, да вздумал солдат на родной стороне побывать. Вот тут то и начались у солдата несчастья. Вначале черти его волшебным зельем опоили, потом королевна в сердцах в безвестные страны отправила, потом снова черти и баба-яга на его пути повстречались. Через многие испытания пройдет солдат пока к любимой жене вернется. Сказка учит ценить и беречь свое счастье и, если потребуется, пройти ради него через все испытания и невзгоды. Слушать аудио сказку Заколдованная королевна онлайн с огромным удовольствием будут дети всех возрастов.
Знаете ответ? Поделитесь им!
Гость ?
Как написать хороший ответ?
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
правильный ответ; - Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
побуждал на дополнительные вопросы к нему; - Писать без грамматических, орфографических и
пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
- Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
уникальные и личные объяснения; - Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
знаю» и так далее; - Использовать мат — это неуважительно по отношению к
пользователям; - Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Литература.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!
Литература — в широком смысле слова совокупность любых письменных текстов.
Библиографическое описание:
Кантомирова, Б. И. Семантика образа леса в русской солдатской сказке / Б. И. Кантомирова, М. В. Салолыкина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2015. — № 1 (1). — С. 135-137. — URL: https://moluch.ru/young/archive/1/33/ (дата обращения: 12.01.2023).
Немало исследований русских фольклористов содержат выводы авторов об уникальной функции леса в сказочном повествовании. Это неудивительно: лес возникает во многих русских сказках независимо от их принадлежности к тому или иному сюжетно-жанровому подвиду (согласно наиболее распространенной классификации, предложенной А. Н. Афанасьевым). Присутствие его гораздо заметнее в волшебных сказках. «Лес в сказке вообще играет роль задерживающей преграды. Лес, в который попадает герой, непроницаем. Это своего рода сеть, улавливающая пришельцев», — так определяет В. Я. Пропп художественную функцию леса [4, с. 151].
Е. Неёлов в работе «Волшебно-сказочные корни научной фантастики» выделяет такие облики леса в волшебной сказке:
1. Лес «хозяйственный» (он наиболее близок к лесу реальному). Сказочные персонажи в лесу охотятся, заготавливают дрова и т. д.
2. Таинственный, дремучий лес. Он может быть добрым (в лесу герой встречает помощника, лес задерживает врага) и очень часто злым (особенно ярко это видно в известном эпизоде превращения злых существ в лужайку, мураву-траву, ягоды, и т. д. с целью погубить сказочного героя)» [3] (курсив автора. — Б.К.).
В любом случае лес в сказке сохраняет свою опасную сущность. Его грозная таинственность противопоставлена своему, домашнему, обжитому месту и соотносится с ним по типу «чужое / свое», «периферийное / сакральное» (Топоров). Это место испытания героя (встречи с незнакомцами — старичок, старушка, лесовик, леший), обиталище Бабы Яги (часто — проводника в иной мир, в царство мертвых) и т. д. В то же время лес (при удачном прохождении испытания героем) становится местом, где герой приобретает новое умение, получает чудесные дары, новое знание, необходимое для того, чтобы его сказочная история приобрела счастливую концовку. Очень ярко иллюстрирует это положение вещей сказка «Василиса Прекрасная», в которой героине по воле злой мачехи приходится отправиться в лес к Бабе Яге за огнем [5, с. 199–206].
Богатый литературоведческий материал позволил мне предположить возможность опереться на него при исследовании функции образа леса в одной из жанровых разновидностей русской сказки — солдатской сказке. Этот фольклорный материал показался мне наиболее интересным в виду его недостаточной изученности. Кроме того, солдатская сказка удивительным образом вписалась в разные подразделы жанровой классификации: сказки о главном герое — солдате встречаем мы и среди волшебных, и среди социально-бытовых. Еще одна характерная особенность солдатских сказок заключена в том, что они, среди других народных сказок, — почти самые поздние. Анализ многих из них позволяет делать выводы о времени их появления. Так, некоторые цитаты («Он верой и правдой отслужил-отвоевал в царской армии двадцать пять годков» [2, с. 38]; «В некоем королевстве служил у короля солдат в конной гвардии, прослужил двадцать пять лет верою и правдою» [6, с. 336]; «Собрался солдат и пошел, а сам думает: «Прослужил я царю двадцать пять лет, а не выслужил и двадцати пяти реп» [1, с 168]) определенно отсылают ко времени рекрутчины, введенной царем Петром I — (XVIII век), да и сами сказки нередко содержат упоминания о Петровой эпохе (описание солдатской одежды, оружия), а иногда включают и самого Петра в число сказочных персонажей («Про солдата и Петра Первого», «Петр Первый и находчивый солдат», «Беззаботный монастырь», «Каша из топора», «Чья одежда лучше?», «Двое молодцов из солдатского ранца»). Таким образом, солдатская сказка вобрала в себя все элементы существовавшей до нее народной сказки, развила, преобразовала взаимоотношения сказочных героев в новые с учетом иных (более поздних, неархаических) представлений русского народа о жизни, о системе народных духовных ценностей. Уже не с иноземной ратью чаще всего приходится встречаться в бою русскому солдату, а бороться с злой царевной, самодуром-фельдфебелем. Солдат побеждает уже не только при помощи чудесных помощников и даров, а большей частью, собственной смекалкой, силою (отголосок героических сказок) да почти безграничным терпением.
Лес в контексте солдатских сказок должен, на мой взгляд, представляться с учетом каждой составляющей самого названия: лес солдатский и лес сказочный. Именно солдатский потому, что для солдата лес — не «чужое» пространство изначально. Лес всегда являлся (да и сейчас остается) важнейшим объектом фортификации. Это естественное препятствие для врага, место, где удобно держать оборону. Таким образом, неслучайно солдат, бежавший от невыносимой службы, скрывается в лесу: «Солдат осердился и бежал в темный лес» [7]. В лесу же он, освободившись от службы, и передохнуть присаживается — так, в сказке «Про солдата и Петра Первого» заблудившийся в лесу Государь солдата встречает: «У обочины на камне солдат сидит и заунывную песню поет» [2 с. 6].
Лес сказочный в солдатских сказках потому, что сохраняет принадлежность к классической системе сказочных координат, где лес — пространство испытания героя. Обратимся к одному из эпизодов сказки «Двое молодцов из солдатского ранца»: возвращающийся со службы солдат идет через лес. «Видит солдат: опрокинулся воз с дровами. Лошадь в постромках запуталась, на дорогу выбраться не может. Мужичок-старичок вожжи дёргает — да что толку! <…>
— Одному тебе, дед, вовек на дорогу не выбраться! — сказал солдат, подошел к возу, подпёр плечом — раз, два, три! — и поставил его на колёса. Потом подтолкнул воз — раз, два, взяли! — и выпихнул его на дорогу.
Помог мужичку-старичку дрова собрать, на воз уложить» [2, с. 67–68].
Встреча с лесным дарителем (а это несомненно, был он: после разговора с солдатом мужичок-старичок растаял, исчез), традиционная для русской сказки, в данном случае получает несколько иную развязку: самого подарка солдат не получает — зато получает совет — попросить у царя, если доведется ему солдату в чем-то угодить, старый солдатский ранец. Ранец солдат потом действительно получает, одолев самого царя в честном кулачном бою. Тут можно отметить не только очевидное сходство с традиционно-волшебной сказкой, в которой лес становится местом получения дара, умения или знания, но и обозначившееся существенное различие — дар просто так в руки герою не дается: право на его обладание надо многократно доказать.
Эта же сказка иллюстрирует еще одну возможность оригинальной вариации рассмотрения образа леса в солдатских сказках: лес — это место, где социальные различия устраняются, это место неузнавания друг друга, «маскирования» — солдат не признаёт в мужичке-старичке хозяина леса. Еще интереснее оказывается эпизод из сказки «Про солдата и Петра Первого», в котором герои вместе блуждают по лесу в поисках жилья и разговаривают как равные, причем Пётр расспрашивает солдата о его житье, о солдатской службе. «– А ты-то царя видал? — Пётр спрашивает.
— Нет, не привелось, а слышал, будто он нашим братом, солдатом, не гнушается. Справедливый, говорят, ну и крутенёк: за провинность и генерала палкой отлупит, как рассказывают» [2, с. 8–9].
Сказка «С того свету выходец» полна доброго народного юмора. Солдата, обхитрившего глупую деревенскую бабу, в лесу настигает ее муж:
«Стой, — говорит, — солдат! Ты мою хозяйку обманул. Я пойду лыка надеру да тебя свяжу и к уряднику свезу. Держи лошадей!» — “Иди, иди, батюшка! Я покараулю”.
Он ушел в лес, солдат снял котомочку, положил в тарантас и поехал своей дорогой. Мужик пришел — лошадей не видать. И солдат пропал. “Вот я дурак, прости господи! Хозяйку солдат обманул на двадцать рублей, а я лошадей отдал со всей рухлядью!”» [5, с. 286]. Муж хозяйки, хоть и узнаёт обманщика, но продолжает оставаться во власти необъяснимого доверия к солдату, которого желает наказать.
Необходимо упомянуть о редко встречающейся в сказках вариации перевоплощения леса в сад. Многие исследователи русской сказки отмечали смысловую противоположность образов леса и сада. «Лес связан с миром мертвых, сад — с миром живых (недаром в нем часто находятся молодильные яблоки и живая вода). Вместе с тем сад — это освоенный лес. <…> Сад оказывается как бы зеркальным отражением леса» [3] (курсив автора. — Б.К.).
Такую оригинальную вариацию находим мы в сказке «Заколдованная королевна». Прощаясь с мужем, королевна дает мешочек с семенами и просит их бросать по обеим сторонам дороги: «там в ту же минуту деревья повырастут; на деревьях станут дорогие плоды красоваться, разные птицы песни петь, а заморские коты сказки сказывать» [6, с. 337].
Так оставляет за собой солдат «дорожку», по которой должна найти его королевна: «следом за ним леса подымаются, так и ползут из сырой земли!» [Там же]. Мы наблюдаем, как обычный эпизод поиска пути с помощью чудесного клубочка развивается с точностью до наоборот: герой не счастье, не искомый выход находит, а беду на свою голову: по дороге встречает он чертей, те его обманывают, зельем опаивают, чтобы он полгода спал. Не может королевна добудиться мужа, найдя его по лесному следу (о беде она узнала, увидев, как верхушки деревьев сохнуть начали) и в сердцах выкрикивает проклятье. Следует долгая разлука героев, поиски солдатом пути домой после пробуждения, наконец, счастливая встреча. О присутствии мужа во дворце догадывается королевна по тем же верхушкам: «Посмотрела в окно — в саду на деревьях все верхушки ожили» [6, с. 342]. Только теперь те же деревья названы садом.
Сказка «Заколдованная королевна» по всем признакам относится к волшебным, однако пристальное внимание к отдельным деталям и образам, в частности, к образу леса позволяет сделать вывод о неклассической волшебной природе: максимально большой «набор» сказочных компонентов смешивается в произведении народного творчества подобно коктейлю. Причудливое соединение таких компонентов дает в итоге оригинальное произведение.
Таким образом, описания леса, упоминание о лесе в солдатских сказках получает совсем иную смысловую окраску, нежели в других сказках — волшебных и социально-бытовых. Итак, вниманию читателя предлагаются следующие вариации:
— лес — место защищенности героя — солдата, в нем можно найти временное пристанище, получить передышку;
— лес — место испытания героя;
— лес — пространство неузнавания героями друг друга, «маскирования», пространство, в котором не действуют социальные ограничения, все равны;
— лес — маркер уникальности, компонент обновления традиционного сюжета.
Литература:
1. Иван Меньшой — разумом большой: Русские сказки. — М.: Дет. лит., 1979.
2. Находчивый солдат: Солдатские сказки. — М.: Малыш, 1978. — 96 с.
3. Неёлов Е. Волшебно-сказочные корни научной фантастики [Электронный ресурс]. URL: http://proxy.coollib.net/b/237369/read (дата обращения 06.01.2015).
4. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. — М.: Лабиринт, 1998. — 512 с.
5. Русские народные сказки. — М.: Просвещение, 1983. — 320 с.
6. Русские народные сказки. М.: Дет. лит., 1985. — 544 с.
7. Чудесная рубашка (вариант сказки 1) // Русские народные сказки Афанасьева Александра Николаевича. [Электронный ресурс]. URL: http://hobbitaniya.ru/afanasyev/afanasyev123.php (дата обращения: 08.01.2015).
Основные термины (генерируются автоматически): лес, сказка, солдат, солдатская сказка, герой, русская сказка, солдатский ранец, друг друга, курсив автора, место испытания героя.