Особенности сказок пушкина 5 класс литература

Художественные особенности сказок Пушкина

Среди русских писателей есть немало авторов прекрасных сказок. И всё-таки сказки А.С. Пушкина особенные: они не только увлекательны по содержанию, но и самобытны по своему творческому воплощению.

Русский писатель-фольклорист П.П. Бажов называл сказки Пушкина «сплавом народного творчества и личного творчества поэта».

Положивший в основу своих произведений народные сказки, предания, сохранивший в них мысли и чувства народа А.С. Пушкин мастерски изменил их, дополнил новыми образами, сделал более выразительными – и они получили совершенно новое звучание.

Поэт расширил круг народной фантазии, придал своим сказкам особенную художественную выразительность.

Как настоящий народный сказитель, мудрый, лукавый и насмешливый, Пушкин выразил в сказках свои взгляды на жизнь, общество и человека.

Многие его герои – это персонажи, взятые из фольклора (царь и царица, царевна и царевич, богатыри и т.д.).

Обращение к народному творчеству, богатство творческого воображения поэта отразились на своеобразии языка сказок. Он поражает точностью, правдивостью, живым проявлением чувств и настроений автора.

В языке пушкинских сказок слились простая непринуждённая речь с просторечными словами и выражениями и литературный язык пушкинской эпохи, но главной в нём является устная народная речь.

Большое значение А.С. Пушкин придавал слову.

В его сказках особенную роль играют глаголы: через действие автору удалось показать движения человеческой души.

Например, в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» с помощью глаголов переданы досада, переходящий в ярость гнев царицы-мачехи:

Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!..

В пушкинских сказках много восходящих к народной речи афоризмов, выражения из этих произведений стали крылатыми.

И сейчас можно услышать, как группу беседующих подружек называют «три девицы под окном», коварную красавицу – «шамаханской царицей»; о поведении бесхозяйственного человека, рассчитывающего на счастливую случайность, говорят, что он «понадеялся на русский авось»; и тот «поймал золотую рыбку», чьи желания неожиданным образом осуществились.

Многообразие художественно-изобразительных средств (сравнения, метафоры, эпитеты, постоянные эпитеты, олицетворения, гиперболы) приближает язык Пушкина к народно-поэтическому.

Придаёт особую задушевность повествованию обилие слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Лаконичным, но живописным представлен в сказках пейзаж:

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах…

Поэт использовал в своих сказках разные стихотворные размеры, рифмы и интонации.

Для автора была важна и звуковая организация стиха: с помощью звуков он сумел передать и тоску ожидания, и плеск морской волны, и жужжание комара.

В сказках широко применяются характерные для произведений народного творчества повторы. Приём повторов можно увидеть и в действиях персонажей: например, вызов стариком золотой рыбки и постоянное недовольство его старухи.

В трёх сказках Пушкина имеется традиционный для народных сказок зачин: «Жил-был поп, толоконный лоб», «Жил старик со своею старухой», «Негде, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве,
жил-был славный царь Дадон».

Яркие, задорные, предельно ясные по содержанию, созданные талантливым пером А.С. Пушкина сказки на протяжении почти двух столетий остаются привлекательными для детей и взрослых.

Этому занятию предшествует текстуальное
изучение нескольких сказок на уроках (сюжет,
основные образы, конфликт персонажей, мораль
(“урок”) сказок, языковых средства и поэтическая
форма) и внеклассное знакомство с теми сказками,
которые не были охвачены вниманием на уроках

1 часть занятия (семинар)

Цель семинара: создать условия для
рождения в сознании пятиклассников целостной
картины пушкинского сказочного мира,
способствовать обобщению знаний о сказках
А.С.Пушкина и осознанию их связи с фольклором.

Семинар походит в виде беседы с учениками о
сказках Пушкина с анализом эпизодов, приведением
конкретных примеров из текста. Для подготовки
беседы за основу взяты исследования сказок
А.С.Пушкина, В.Коровиной[1] и В.Непомнящего[3].

План семинарской беседы

  1. Чем сказки Пушкина похожи на народные, а чем
    отличаются? Какие сказочные элементы поэт создал
    сам, а какие позаимствовал из УНТ? (Первичные
    впечатления пятиклассников)
  2. Каких героев народных сказок напомнили вам
    герои сказок пушкинских? Докажите, что герои
    Пушкина — психологические характеры,
    изменяющиеся, “живые”, а герои народных сказок —
    застывшие типы. (Пушкин пытается изобразить
    движение души героя через физическое действие.
    В.Непомнящий пишет: “В “предполагаемых
    обстоятельствах” сказки-обстоятельствах, в
    основе своей фантастических, неправдоподобных,
    условных, — Пушкин создал реалистические
    характеры, наделенные “безусловной” истиной
    страстей, правдоподобием чувствований». Т.е.
    фольклорная сказка стала у Пушкина сказкой
    психологической. )
  3. Как изображаются действия в сказках?(В народных
    сказках- “общий план” без деталей, действие
    является условно-сказочным, у Пушкина- “крупный
    план”, множество деталей, подробностей, мелочей,
    действие реальное, зримое.)
  4. В чем стилистическое своеобразие народных
    сказок и сказок Пушкина? (Использование
    устойчивых повторяющихся формул в УНТ и у
    Пушкина, употребление экспрессивной лексики и
    оценочных эпитетов, обилие глаголов, интонация
    как способ передачи авторской оценки у Пушкина.)
  5. Каковы сказочные идеалы, положительные герои? (В
    фольклорных сказках – это народные идеалы,
    передающие не индивидуальные, а коллективные
    представления о добре и зле, справедливости и
    правде. В сказках Пушкина присутствует уже
    авторская оценка героев, индивидуальная точка
    зрения на сказочные события. Где-то поэт ироничен
    по отношению к своим персонажам, где-то искренне
    им сочувствует, а бесенка (отрицательного
    персонажа!) в “Сказке о попе и работнике его
    Балде” он даже жалеет, что видно благодаря
    использованию уменьшительно-ласкательных
    суффиксов)

Вывод: Пушкин, обратясь к народным
сказкам, творчески переработал в своей
художественной системе фольклорные элементы,
соединил народные сказочные традиции и
литературное новаторство. В.Непомнящий отмечал
[3], что “в пушкинских “Сказках” широта, размах,
простодушная мудрость, яркая определенность
красок, ребяческая непосредственность
высказывания – все качества, изначально
присущие народному творчеству как творчеству
коллективному, предстали в форме личных качеств
этого рассказчика. Народный дух как бы
воплотился в Пушкине, в его лирическом “я”.”

2 часть занятия (практическая, игровая)

Командная игра “Путешествие с Ученым Котом по
Лукоморью”

Игра может быть использована как внеклассное
мероприятие, она даёт школьникам возможность
продемонстрировать не только свои познания, но и
смекалку, находчивость, ощутить радость и азарт
командного соревнования.

Цель игры: способствовать развитию
коммуникативных умений, памяти, мышления,
воображения, помочь реализации творческих
навыков и актерского мастерства.

Оформление игры: репродукции к
сказкам Пушкина разных художников (А.Куркин,
Б.Дехтерев, Т.Маврина, В. Конашевич, И. Билибин),
макет сказочного дуба; звуковое оформление
(запись актерского чтения “Лукоморья”); маска
Ученого Кота у ведущего.

Дз к игре — написать окончание “Сказки о
Медведихе”

Вступление

Звучит актерское чтение “Пролога” к поэме
А.С.Пушкина “Руслан и Людмила” (“Лукоморье”) в
записи. Целесообразно начать игру с
прослушивания именно этого фрагмента, т.к., как
писала В.Коровина[1], “вступление к поэме “Руслан
и Людмила” представляет собой “собирательную”
картину сказочных мотивов, изобилующую
необыкновенным, волшебным”.

Ведущий в это время надевает маску Ученого
Кота.

Я – Ученый Кот и поведу вас, ребята, в страну
сказок, в Лукоморье. И, как любого сказочного
героя, вас ждут сказочные испытания. Вам
предстоит показать, как вы знаете пушкинские
сказки и насколько быстро можете
ориентироваться в тексте, умеете ли вести
командную игру, слушать друг друга и выбирать
правильный ответ, как умеете фантазировать и
даже перевоплощаться в сказочные образы. А
сейчас я хочу поближе познакомиться с вами и
немного больше рассказать о себе.

Приветствие команд. Ученый Кот дает
мифологический комментарий о себе (см. статью КОТ
в энциклопедии “Мифы народов мира”[2] или другие
источники по выбору учителя.) Благодаря
мифологическим комментариям во время игры
вводится новая информация.

“Волшебные испытания” (конкурсы)

1. “Внимательный читатель”

Ученый Кот задает участникам вопросы по
содержанию и предлагает найти ответы на них в
текстах сказок.

  • Какое приданое было у молодой царевны из
    “Сказки о мертвой царевне…”?(7торговых городов
    да 140 теремов)
  • Благодаря какому приспособлению сын и отец в
    “Сказке о царе Салтане… ” впервые увидели друг
    друга? (подзорная труба)
  • Какую песню поет белка, живущая в хрустальном
    домике, из “Сказки о царе Салтане… ”? (“Во саду
    ли в огороде…”)
  • Какова мораль в “Сказке о попе и работнике его
    Балде”? (“Не гонялся бы ты поп за дешевизной!”)
  • Чем угощали богатыри свою гостью в “Сказке о
    мертвой царевне…”? (Вином и пирогом)
  • Мы часто говорим: “Сказка – ложь, да в ней намек,
    добрым молодцам урок!” Это цитата из одной
    Пушкинской сказки, из какой? (“Сказка о золотом
    петушке”)
  • Перечислите сказки, в которых одним из
    действующих “лиц” является Окиян (вода).
    (“Сказка о попе и работнике его Балде”, “Сказка
    о рыбаке и рыбке”, “Сказка о царе Салтане”).
    После ответа на этот вопрос один из учеников дает
    мифологический комментарий образу Окияна (океан
    жизни), воде как первородной стихии [2]
  • В какой сказке герой впадает в сон? (“ Сказка о
    мертвой царевне…”)
  • Кто (что за герой, как его зовут) пытается
    царевну из “Сказки о мертвой царевне…”
    предупредить об опасности? (Пес богатырей по
    кличке Соколко)
  • В какой пушкинской сказке обладает даром речи
    животное, которое традиционно в УНТ считается
    символом немоты? (“Сказка о рыбаке и рыбке”,
    золотая рыбка говорит, хотя существует поговорка
    “молчит как рыба”) После ответа на этот вопрос
    один из учеников дает мифологический
    комментарий образу рыбы (см. “Мифы народов
    мира”).
  • Три – священное сказочное число. Назовите
    сказки Пушкина, в которых используется число 33.
    (“Сказка о рыбаке и рыбке”- 33 года, “Сказка о
    царе Салтане” — 33 богатыря) После ответа на этот
    вопрос один из учеников дает мифологический
    комментарий числу три [2].

Ученый Кот в этом конкурсе оценивает скорость,
точность, полноту ответа.

2. “Точный комментатор”

Ученый Кот предлагает командам объяснить
значения взятых из сказок Пушкина слов и
выражений: толоконный, полба, супостат, под
спудом, будто пава, понадеяться на авось,
столбовая дворянка, белены объелась.

Ученый Кот в этом конкурсе оценивает скорость,
точность и грамотность ответа.

Ключ к заданию

Толоконный (лоб) — от толокно (овсяная мука),
перен. “соломенная голова”, т.е. глупый человек.

Полба — особый вид пшеницы, вареная полба-каша.

Простофиля — образовано от “просто” и “Филя”
(распространенное имя у крепостных крестьян),
глуповатый, малосообразительный человек, разиня.

Супостат — противник, недруг.

Под спудом — в скрытном месте.

Словно пава — величественно (пава-самка
павлина).

Понадеяться на авось — понадеяться на случайную
удачу, “авось” — может быть.

Столбовая дворянка — дворянка, относящаяся к
древнему потомственному дворянскому роду, в 16
веке заносившемуся в специальные столбцы
(родословные книги).

Объесться белены — обезуметь, одуреть. Белена —
ядовитое растение, вызывающее помутнение
рассудка.

3. “Художник- сказочник”

Ученый Кот раздает командам репродукции c
картин художников В.М.Конашевича<рисунок 1><рисунок 2><рисунок 3><рисунок 4><рисунок 5> и Т.А.Мавриной
<рисунок 6><рисунок 7> к сказкам
Пушкина и задает по ним вопросы:

  • Найдите фрагменты текстов, соответствующие
    рисунку.
  • Почему лес, изображенный на иллюстрации,
    вызывает впечатление сказочного, таинственного?
    Какими средствами художник добивается у нас
    такого ощущения?
  • Какие детали обстановки терема 7 богатырей
    подсказаны художнику текстом, а какие придуманы?
  • Нарисуйте словесную картину, соответствующую
    фразе “И молва трезвонить стала: “Дочка царская
    пропала!”” (Какая команда догадается, что у
    слова “трезвонить” два значения: “говорить” и
    “звонить в колокола”, и отразит это в своем
    словесном рисунке?)

Ученый Кот в этом конкурсе оценивает скорость
ответа, его полноту, творческий подход, фантазию.

После подведения итогов конкурса один из
учеников рассказывает о художнике И.Билибине,
иллюстрировавшем сказки Пушкина, демонстрирует
репродукции картин<рисунок
8
> <рисунок 9>.

4. “Сказочные фантазии”

Ученый Кот предлагает командам представить
написанные заранее (дз к игре) окончание “Сказки
о Медведихе”. В этом конкурсе оценивается логика
сюжета, словесно-стилевое оформление
продолжения сказки и качество его презентации.

5. “Ожившие сказки”

Команды представляют инсценировки выбранных
фрагментов сказок. Ученый Кот в этом конкурсе
оценивает актерскую игру, костюмы и оформление
выступления команды.

Итоги урока

Ученый Кот подводит итоги путешествия по
сказочной стране, благодарит участников за то,
что с честью выдержали все испытания, награждает
команды. Каждый ученик получает оценку за
какой-то вид деятельности, в котором он особенно
преуспел.

Рефлексия над своей деятельностью
(проходит в форме коллективного обсуждения)

  • Что запомнилось больше всего на уроке?
  • Что было самым интересным?
  • Что нового вы узнали о своих одноклассниках?
  • Что нового открыли для себя?
  • Что показалось особенно сложным?
  • Что было слишком простым? Неинтересным?
  • Понравилось ли работать в группе?
  • Как вы оцениваете работу всего коллектива?

Литература

  1. Коровина В. Изучение сказок Пушкина в
    школе//Пушкин в школе. — М.,1999
  2. Мифы народов мира.-энциклопедия в 2-х томах/гл.
    ред.С.А. Токарев- М., Советская энциклопедия, 1991-1992
  3. Непомнящий В. О сказках Пушкина //Пушкин А.С.
    Сказки.- М..,1966


У каждого народа есть своя культура, которую он бережет, как зеницу ока, и, когда приходит время, передаёт его следующему поколению. При этом он привносит в неё что-то от себя, от того времени, в котором он жил. Неотъемлемой частью этой культуры является литература.

Она может быть фольклорной, классической или современной, и у каждого литературного произведения или жанра всегда найдутся свои поклонники и почитатели. И конечно же, свои писатели и поэты — «труженики пера», в совершенстве овладевшие искусством и мастерством изящного слова. Земля русская издревле была богата на литературные таланты. Их имена у всех на слуху. Их произведения переведены на многие языки мира, и эти стихи, поэмы, рассказы и романы с удовольствием читают во многих уголках земного шара. Один из таких талантов — это конечно поэт Александр Сергеевич Пушкин. Про его величие, огромный талант и произведения написано немало статей, проведено неисчислимое количество научных исследований. Да, его можно назвать литературным гением.

А. С. Пушкин не писал в одном направлений. Его стихи эпиграммы, элегии, рассказы и поэмы — многогранны. Как нам известно, поэта, по существующему тогда обычаю, воспитывала няня, Арина Радионовна Яковлева. И она внесла огромный вклад в расширение кругозора поэта, познакомив его с русским народным творчеством. Когда Пушкин был два года в ссылке, верная няня была с ним. По вечерам она, искусная рассказчица, рассказывала ему сказки, пела песни, скрашивая ему тем самым серую ссыльную жизнь.

«Сказка о рыбаке и рыбке», «Казка о медведихе», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «У лукоморья дуб зелёный». Это список его сказочных произведений. Как видим, он невелик. Но каждой из них сокрыта кладезь народной мудрости. Например, читая «Сказку о рыбаке и рыбке», можно вынести основную мораль: довольствуйся тем, что у тебя есть. Сюжет сказки незамысловат: старик ловит сетью рыбку и неё попадает золотая рыбка, которая в обмен на свободу обещает рыбаку выполнить любое его желание. Великодушный старик отпускает золотую рыбку, ничего не попросив взамен. Вернувшись домой, он рассказывает своей старухе эту историю. Она начинает его ругать требовать, чтобы старик вернулся к морю, вызвал рыбку и попросил ту хотя бы подарить новое корыто. Рыбак вызывает золотую рыбку и она выполняет пожелание старухи. Та, увидев такой поворот, начинает выдавить новые желания, одно грандиознее другого. Доходит до того, что зарвавшаяся старуха уже требует, чтобы золотая рыбка сделала её владычицей морской и сама была в её услужении. Это последнее требование переполняет чашу терпения золотой рыбки и она возвращает всё на свои места. Вернувшейся с моря рыбак видит всю ту же свою старую землянку и старуху перед дырявым корытом.

Читая эту сказку, читатель не жалеет алчную старуху и в конце отдает должное наказанию, которое она получила от золотой рыбки.

Другая – «Сказка о золотом петушке» тоже рассказывает волшебную, с элементами, можно сказать, мистики, историю царя Дадона. Он, на старости лет получает от мага в подарок золотого петушка, который предупреждает царя от надвигающейся опасности на границе. На радостях царь обещает магу, который его принёс, выполнить любое желание. Некоторое время всё проходит хорошо: петушок заранее предупреждает Дадона о надвигающейся опасности, он помощью войска устраняет. Однажды петушок начинает петь, указывая на восток. Царь Дадон посылает туда свое войска во главе со своим сыном. Они уходят и не возвращается. Прождав восемь дней, царь посылает туда ещё войска вместе с другим. Они тоже исчезают без вести. Так как золотой петушок всё ещё поёт об опасности, а посланное войско всё не возвращается. Дадон отправляется туда сам. Они доходят до одинокого шатра, где видят страшную картину: погибшее войско и два царевича, тоже мёртвые, с воткнутыми друг друга мечами. Тут из шатра входят прекрасная женщина — Шамаханская царица, увидев которую царь забывает обо всём на свете. Попировав с ней несколько дней, он везёт её в свой дворец. Но когда они выезжают во двор. Дадон видит в толпе мага, которому он обещал выполнить любое желание. Маг просит в награду Шамаханскую царицу. Тут золотой петушок, слетев со спицы, подлетает к Дадону и клюёт того в темя, отчего он умирает на месте. А таинственная царица исчезает.

− Сказка ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцом урок — так выводит автор мораль данного произведения — выжившей в стольких битвах царь Дадон оказался не в силах противостоять коварству женщины, которая овладела его разумом настолько, что он позабыл о смерти своих сыновей и о данном царском слове.

Тема женского коварства присутствует и в другой сказке в «Сказке о царе Салтане». В ней царь Салтан однажды волею случая оказывается у окошка деревенской избы. Он видит трёх девиц — сестёр, которые пряли пряху и разговаривали. И они говорили о своих мечтах. Старшая сестра сказала, что если бы стала царицей, то на радостях наткала бы полотна на весь народ. Средняя в ответ говорит ей, что она бы накормила всех людей в государстве. А младшая сестра рассказывает, своей очередь, что родила бы царю наследника. Услышав эти разговоры, царь Салтан забирает их всех с собой, женится на младшей, определив старшую в ткачихе, а среднюю в поварихи. Они затаивают обиду на младшую сестру.

Через некоторое время царь уезжает на войну, и через определенных промежуток царица рожает царевича. Домочадцы царя шлют ему письмо с этой повестью, но сестры царицы перехватывают письмо и пишут ему другое, оклеветав и молодую мать и новорождённого царевича. Царь, получив письмо, страшно гневается, но велит подождать его возвращения. Но сестры подменивают и это письмо. В результате молодую царицу с ребёнком заключают в бочку и бросают в море. Бочку волны прибивают к острову. Царица с сыном, который вырос за время заключения очень быстро, выбираются из неё. Царевич Гвидон решает поохотится. У берега моря он видит, как лебедь борется с коршуном и из лука убивает хишную птицу. Лебедь, из благодарности за спасения, делает его князем этого острова, проявляя чудеса волшебства. Весть об дивных вещах этого острова доходит до Салтана, и он решает поехать туда, чтобы всё увидеть своими глазами. Ткачиха с поварихой, а также коварная Бабка Бабариха всячески препятствуют этому, но Салтан всё же настаивает на своём. Там, на острове он и узнает всю скрываемую от него правду.

В сказах А. С. Пушкина всегда добро побеждает зло, как бы последнее не старалось склонить чащу весов в свою сторону.

Поэт в своих произведениях часто описывает находчивость и острословие представителей простого народа, его смекалку и изворотливость, умение находить выход из любой ситуации. К таким произведениям с полным правом можно отнести «Сказку о попе и о работнике его Балде». В ней рассказывается о хитром и жадном старике и его работнике. Нанявшись к попу за очень дешёвую плату — три щелчка в лоб, Балда делает всю работу по дому — он и повар, и конюх, и плотник, усердно выполняющий все свои обязанности. Все в доме им довольны, кроме, конечно, попа, который не хочет по истечение года платить Балде оговорённую плату. Его жена дает совет — дать слуге задание, которую невозможно выполнить. Поп отправляет Балду к морю, чтобы он собрал с чертей оброк за последние три года. Хитрый слуга вызывает бесов, которые предлагают ему состязаться с одним из них. Балда, конечно же, при помощи своего ума и находчивости выходит победителем. Бесы собирают оброк за три года, и слуга возвращается к своему хозяину. Тому не остаётся ничего другого, как подставить свой лоб для трёх щелчков. Дальнейшее развитие событий Пушкин описывает так:

С первого щёлка

Прыгнул поп до потолка;

Со второго шёлка

Лишился поп языка.

А с третьего щёлка

Вышибло ум у старика.

Мораль этой сказки выводится в самом конце: А Балда приговаривал с укоризной

− Не гонялся бы, ты, поп за дешевизной.

И так, можно разобрать и другие произведения — сказки и народные песни. Конечно, он слышал их не в таком формате, может сюжет был немного другим. Пушкин обработал их, перевёл на литературный язык, добавил новые сюжеты и героев, отсекая всё лишнее, и вернул народу переработанные произведения, которые стали истинным достоянием литературы русского народа, а многие изречения героев этих сказок стали крылатыми. Они и сейчас популярны, их читают и дети, и взрослые, находя в них каждый своё, сокровенное. И поневоле соглашаются с поэтом, который писал в письме своему другу: «Что за прелесть эти сказки, каждая есть поэма».

Литература:

  1. А. С. Пушкин. «Собрания сочинений в трёх томах». Т. 1. – Москва: Художественная литература, 1964.
  2. А. С. Пушкин. «Избранные произведения» – Москва: Детская Литература, 1969.
  3. Детская Литература. Под редакцией Е. Ё. Зубаревой.

Основные термины (генерируются автоматически): золотая рыбка, пушкин, золотой петушок, сказка, царь, произведение, Балда, младшая сестра, надвигающаяся опасность, письмо.

Сказки
А.С. Пушкина

появились в период наивысше­го расцвета
его творчества. Они не
предназначались для детей, но почти
сразу вошли в детское чтение.

Румяной зарею

Покрылся восток.

В селе за рекою

Потух огонек.

Росой окропились

Цветы на полях,

Стада пробудились

На мягких лугах.

«…Дети, к которым
и не думал обращаться поэт, когда писал
своего «Салтана», «Золотого петушка»
и «Царевну», ввели их в свой духовный
обиход и этим лишний раз доказали, что
народная поэзия в высших своих достижениях
часто бывает поэзией дет­ской»,—
писал К. И. Чуковский.

В 1830
г. Пушкин начинает работу над сказкой
о медведихе «Как весенней теплою порой»,
которая осталась незавершенной. В 1831
г. закончены «Сказка
о царе Салтане
»
и «Сказка
о попе и о ра­ботнике его Балде
».
В 1833 г. написаны две сказки: «Сказка
о рыбаке и рыбке
»
и «Сказка
о мертвой царевне и о семи богатырях
».
В 1834 г. появилась «Сказка
о золотом петушке
».

А.С.
Пушкин создает свои сказки на
фольклорном материале
.
«Сказка о попе и о работнике его Балде»
близка
по сюжету к народ­ной сказке

«Батрак Шабарша». Сюжет «Сказки о рыбаке
и рыбке» связан
истоками со сказкой

«Жадная старуха» и был подарен Пуш­кину
собирателем фольклора писателем В.И.
Далем. «Сказка о царе Салтане» перекликается
с
народной сказкой

«О чудесных де­тях». «Сказка о мертвой
царевне и о семи богатырях» близка
к сю­жету народной сказки

«Волшебное зеркальце». Обращаясь к
уст­ному
народному творчеству
,
А.С. Пушкин видит в нем неисчер­паемые
возможности для обновления литературы.

Поэт
искал свой
путь освоения большой поэтической
формы
.
Он пересматривает все современные
эстетические теории, считавшиеся
неизменными. Так, сказку
Пушкин
рассматривает как
большой эпический жанр литературы
в
отличие от многих со­временных ему
писателей, считавших, что это жанр
незначитель­ным, мелким. Сказки
А.С. Пушкина

сюжетные
произведения
,
в которых показан резкий
конфликт между светлым и темным миром
.

При­мером
может служить «Сказка
о царе Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче
и о прекрасной царевне Лебеди
».
Это произведение — не
подражание и не переложе­ние народной
сказки
,
а прямой
ее наследник

не только по
внеш­ним признакам
,
но и
по
реалистической основе и глубокому
соци­альному содержанию
.
В нем с самого начала дается тонкое
сатирическое снижение образа царя: «Во
все время разговора он стоял позадь
забора…». По цензурным условиям А.С.
Пушкин не мог откровеннее вы­смеять
высокородного любителя подслушивать.

В
сказке отражены многообразные
оттенки человеческих чувств
:

В кухне злится
повариха,

Плачет у станка
ткачиха,

И завидуют оне

Государевой жене

(«Сказка о царе
Салтане»)

и
раскрываются сложные
взаимоотношения между людьми

(«А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой
Бабарихой извести ее хо­тят…»).

Действие
развертывается динамично,
без длительных описа­ний
.
Пушкин-сказочник выступил против
монотонности поэзии, против стертых
ритмико-синтаксических оборотов
.
Его стих подвижен, передает ритм движения
и напряженность событий:

Едет с грамотой
гонец,

И приехал наконец.

А ткачиха с
поварихой,

С сватьей бабой
Бабарихой

Обобрать его велят;

Д

41

опьяна гонца поят

И в суму его пустую

Суют грамоту
другую…

(«Сказка о царе
Салтане»)

Динамизм
и быстрота смены событий

свободно и легко уживают­ся
с пейзажными картинами
,
лаконичными
и зримо-красочными
:

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит.

В синем небе звезды
блещут,

В синем море волны
хлещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю
плывет.

Ветер на море
гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в
волнах

На раздутых парусах.

(«Сказка о царе
Салтане»)

Энергична
и действенна

у Пушкина-сказочника звуковая
ор­ганизация стиха
.
Значимостью у него обладает каждый
звук, то пе­редающий плеск морской
волны, то воспроизводящий полет ко­мара
или шмеля:

Море вздуется
бурливо.

Закипит, подымет
вой,

Хлынет на берег
пустой,

Разольется в шумном
беге…

Тут он в точку
уменьшился,

Комаром оборотился,

Полетел и запищал…

{«Сказка о царе
Салтане»)

Пушкин
выступает в «Сказке о царе Салтане» как
борец
за на­родность языка, или «просторечье»,

как тогда говорили. Мягко, задушевно
звучит речь героев, полная слов с
ласкатель­ными суффиксами, характерными
для устного народного творчест­ва:

…белочка при всех
Золотой грызет орех,

Изумрудец вынимает,

А скорлупку
собирает…

(«Сказка о царе
Салтане»)

«Сказка
о царе Салтане» завершается
не моралистическим вы­водом
,
как было у многих других писателей-сказочников,
а
весе­лым пиром
,
славящим
торжество добра
.
Положительные персонажи в длительной
борьбе побеждают: князь Гвидон встречается
с отцом; ткачиха, повариха и сватья баба
Бабариха посрамлены. Читатели всем
сердцем на стороне «светло­го мира»
сказки, олицетворенного в образах
царицы-матери, кня­зя Гвидона, царевны
Лебеди. Только образ царя Салтана
вызывает сомнения и раздумья.

Чуковский в книге
«От двух до пяти»: «Мальчишка с большим
увлечением слу­шал сказку о царе
Салтане. Но все время его тревожил
вопрос: «Что же такое этот самый Салтан?
С одной стороны, он как будто человек
симпатичный, а с другой стороны, он уж
слишком подда­ется влиянию злой
Бабарихи и ее коварных подруг. Поэтому
все время он перебивал рассказчика
вопросами об этом непостижи­мом царе:

— А что он —
правильный?

— А он хороший?»

Подобные сомнения
и раздумья — начало активной работы
творческого сознания маленького
слушателя. Это свидетельство большого
воспитательного значения подобных
произведений.

«Сказка
о попе и о работнике его Балде»

сатира
на обманы­вающих народ недобросовестных
служителей православной церк­ви.

В ней высмеиваются человеческая
жадность
,
глупость
и лице­мерие
.
Поп собирается нанять слугу, который
будет за гроши вы­полнять обязанности
повара, конюха и плотника. Глупость и
жад­ность заставляют его согласиться
получать щелчки от Балды, которого он
взял в работники. Но поп не только жаден,
но коварен и зол, он пытается погубить
Балду, давая ему невыполнимые пору­чения,
например, собрать оброк с чертей. «Сказка
о попе и о работнике его Балде» при жизни
поэта не была напечатана.

«

42

Сказка о попе» самая
«простонародная
» у
Пушкина. Она написана стихом
раешника, родственным «складной» речи
ярмарочных балагуров, скоморошинам и
прибауткам
. Язык сочный,
выразительный, много остроумных
устойчивых вы­ражений: «экого послали
супостата», «ум у бабы догадлив, на
всякие хитрости повадлив». Имя Балда
вызывает ассоциацию с Иванушкой-дурачком.
Кроме того, по Далю, «балда» — молот,
колотушка, кулак, в Нижегородской
губернии — па­лица, дубина. Таким
образом, в «Сказке о попе и о работни­ке
его Балде» «народность содержания и
народность формы приходят едва ли не в
максимально возможное для сказки в
стихах гармонические соответствие»

У
Пушкина сказочные
персонажи психологически и художест­венно
совершенны
;
в процессе работы над сказкой он
постоянно оттачивал ее стих, приближая
его к народному
,
заостряя
сатиру
.
Художественные средства пушкинской
сказки неразрывно связаны с его
поэтическим мировосприятием. Поэт
выступил про­тив
вычурности и заумности стиха
;
он стремился приблизиться
к народной поговорке с ее афористичностью.
Так
в концовке сказки ясно выражено
насмешливое отношение к попу: «А Балда
приговаривал с укоризною: Не гонялся
бы ты, поп, за дешевизною».

Каждая из
пушкинских сказок неповторима
.
У каждой свой
стих, свои образы, свое настроение
.
«Сказка о
рыбаке и рыб­ке
»
по содержанию, по смыслу ближе к
философским,
это сказка-притча.
Неторопливо, раздумчиво, словно волны
мор­ские, течет поэтическая речь. В
конце стихов нет рифмы:

Отпустил он рыбку
золотую

И сказал ей ласковое
слово:

Бог с тобой, золотая
рыбка!

Сказка
Пушкина представляет собой философское
по замыслу размышление о
противостоянии терпеливого добра и
агрессивно­го зла
.
Не чужд поэт и социальных
мотивов
.
Это подчеркивается резким противопоставлением
старика и старухи: он остается
кре­стьянином, а она поднимается все
выше по социальной лестнице. В образе
старика

олицетворяется народное
начало сказки
.
Он вынужден покоряться воле жадной
старухи, но не
испытывает к ней почтения
,
как бы высоко ни вознеслась она. Об этом
свиде­тельствует его обращение к ней,
когда она захотела стать царицей: «Что
ты, баба, белены объелась?» Образ
старухи
,
постепенно выходит за рамки изображения
жадности и становится
символом социального гнета.

В
«Сказке о рыбаке и рыбке» отразилось
народное отношение к тиранам
.
Добро не столько побеждает зло в открытом
противо­стоянии, сколько пережидает
его. Терпение в данном случае ока­зывается
более действенным средством борьбы,
чем открытый протест. Не знающая удержу
и границ агрессивность в конце кон­цов
оказывается самоуничтожающей. Сказка
завершается поучи­тельной картиной
наказанного по законам высшей
справедливо­сти (их выразителем
является золотая рыбка) самодурства:

Глядь: опять перед
ним землянка;

На пороге сидит
его старуха,

А пред нею разбитое
корыто.

«Сказка
о мертвой царевне и о семи богатырях»
написана в 1833 г. В «Сказке
о мертвой царевне
»
особенно четко отразилась гуманистическая
на­правленность пушкинских сказок
.
В ней положительные персонажи наделены
такими чертами характера, которые
ценятся людьми труда: добротой,
великодушием, храбро­стью, преданностью
в дружбе.

Царица-мать верно
ждет своего мужа, отправившегося в
даль­ний поход. Пушкин рассказывает
об этом в ярких сценах, близких по стилю
к устному народному творчеству:

Смотрит в поле,
инда очи

Разболелись,
глядючи

С белой зори до
ночи;

Не видать милого
друга.

Только видит:
вьется вьюга,

Снег валится на
поля,

Вся белешенька
земля.

(«Сказка о мертвой
царевне и о семи богатырях»)

В

43

образе царевны-дочери преобладают
романтические
моти­вы
.
Она вызывает любовь девушки Чернавки
и семерых богатырей и тем, что «всех
милее, всех румяней и белее», и, главное,
своей добротой, отзывчивостью, готовностью
прийти на помощь.

Образ
королевича Елисея дан в
былинных тонах
.
Герой «от­правляется в дорогу за
красавицей душой, за невестой молодой».
Он близок к природе. Лирические обращения
Елисея к солнцу и месяцу, и наконец, к
ветру поэтически окрашивают его образ,
придают ему особое обаяние:

Елисей, не унывая.

К ветру кинулся,
взывая:

«Ветер, ветер! Ты
могуч,

Ты гоняешь стаи
туч,

Ты волнуешь сине
море,

Всюду веешь на
просторе,

Не боишься никого,

Кроме Бога одного.

Аль откажешь мне
в ответе?

Не видал ли где на
свете

Ты царевны молодой?

Я жених ее.

{«Сказка о мертвой
царевне и о семи богатырях»)

Эти
обращения представляют собой своеобразные
лирические
отступления
,
в которых ощущается синтез
поэтических элементов устного народного
творчества
.
Так Пушкин выступил как
новатор
в
самой
композиции сказки, развернув народные
обращения-за­клинания в поэтическую
картину.

«Сказка
о мертвой царевне» написана поэтом в
творческом со­стязании с Жуковским.
Но в отличие от него Пушкин не
ограни­чивается романтическим
изображением героев, он вводит
реали­стические
картины жизни царского двора, создает
и сатирические персонажи в своей сказке.

Таков в какой-то мере царь-отец,
по­спешивший
жениться
,
едва истек положенный срок вдовства.
Пушкин иронически говорит о нем:

Долго царь был
неутешен,

Но как быть? и он
был грешен;

Год прошел как сон
пустой,

Царь женился на
другой.

(«Сказка о мертвой
царевне и о семи богатырях»)

Основная
же сила сатиры Пушкина направлена против
цари­цы-мачехи
,
олицетворяющей «темный
мир»

в сказке. Мачеха «черной зависти полна»,
«горда, ломлива, своенравна и ревнива».
Зависть и злость ко всему светлому и
доброму приводят ее в конце концов к
смерти: «Тут ее тоска взяла, и царица
умерла». Так в сказ­ке победа добра
символизирует гибель зла.

Сказки
помогли поэту обогатить
русскую литературу новым поэтическим
жанром, развить идеи народности и
демократизма, создать в сказочных
персонажах и конфликтах образцы глубоко
народной философии жизни и социальной
сатиры.

В
«Сказке о золотом петушке», которая
написана в 1834 г., создан сатирический
образ царя Дадона
,
который предпочитает царствовать без
забот, «лежа на боку». Именно поэтому
бездумно соглашается царь выполнить
первую просьбу звездочета, подарив­шего
ему золотого петушка. Царь Дадон изображен
как человек,
не способный любить не только страну,
которой управляет, но и соб­ственных
сыновей.

Слезы, вызванные их гибелью, легко
уступают место сластолюбивому восторгу
перед шамаханской царицей. В то же время
царь показан далеко
не безобидным: он самодур, способ­ный
из-за прихоти погубить старика, в свое
время пришедшего ему на помощь
:
«Царь хватил его жезлом по лбу; тот упал
ничком, да и дух вон».

Положительные
герои всех сказок

А.С. Пушкина — люди
из народа
:
трудолюбивый, на­ходчивый и веселый
работник Балда («Сказка о попе и о
работнике его Балде»); бескорыстный,
добрый, невзыскательный труже­ник-старик
(«Сказка о рыбаке и рыбке»).

Для
сказок Пушкина, как и для народных,
характерна
вера в светлые силы и чувства
.
Сказки Пушкина оптимистичны,
в них добро
всегда побеждает тьму и злобу
.
Находчивость и трудолюбие Балды помогают
ему победить попа; любовь и верность
Елисея воскрешают его невесту; сыновняя
преданность Гвидона, его борьба с
завистью и клеветой способствуют
торжеству правды.

Ч


44


ертами народности отмечена и
поэтическая речь в сказках Пушкина.

В них широко применяются народные
поговорки, по­словицы, слова и выражения,
суффиксы
:

Но жена не рукавица:

С белой ручки не
стряхнешь

Да за пояс не
заткнешь.

(«Сказка о царе
Салтане».)

Впредь тебе, невежа,
наука:

Не садися не в свои
сани!»

(«Сказка о рыбаке
и рыбке».)

В
сказках Пушкина много
слов разговорного, иногда просто­речного
языка

(«и молва трезвонить стала», «не
кручинься», «он стоял позадь забора»,
«инда плакал царь Дадон»),

Пушкин
использует изобразительные
средства народной поэ­зии: сравнения,
метафоры, гиперболы, постоянные эпитеты:

В чешуе, как жар
горя,

Тридцать три
богатыря…

(«Сказка о царе
Салтане».)

Но царевна молодая,

Тихомолком
расцветая,

Между тем росла,
росла,

Поднялась — и
расцвела…

И к царевне наливное,

Молодое, золотое

Прямо яблочко
летит

Отвечает месяц
ясный…

(«Сказка о мертвой
царевне».)

В его
сказках широко применяется
народно-поэтическая
речь с ее своеобразной ритмикой и
повторами

(«в путь-дорогу снаря­дился»; «свет
наш солнышко»; «по морю, по океану к
славному царю Салтану»).

Сказки
Пушкина отличаются богатством
творческой фанта­зии
.
В них гармонично
уживаются реалистические картины быта
и нравов

различных сословий русского общества
с
чудесами вол­шебного мира
,
возникшего под пером поэта. Таков целый
город на острове Буяне — столица князя
Гвидона:

…Город новый
златоглавый… …

Стены с частыми
зубцами,

И за белыми стенами

Блещут маковки
церквей

И святых монастырей.

В колымагах золотых

Пышный двор
встречает их…

(«Сказка о царе
Салтане»)

Поэтически
совершенны такие персонажи, как царевна
Ле­бедь, Золотая рыбка, Золотой петушок,
тридцать три богатыря, белка-чудесница.

Для
сказок Пушкина, как и для народных,
характерны
чудес­ные превращения
:
старухи крестьянки — в царицу; лебедя
— в прекрасную девушку; князя Гвидона
— в комара, шмеля, муху. Волшебные
превращения

не только увлекательны, они помо­гают
раскрыть гуманистические идеи сказок.

Превращение стару­хи снова из царицы
в крестьянку связано с наказанием ее
за само­дурство и алчность. Превращение
лебедя в прекрасную девушку выражает
победу любви над волшебными чарами.

Сказки
Пушкина пробуждают
симпатии и антипатии читате­лей
,
формируют
активное отношение к героям
.
Они помогают
ре­шать задачи эстетического и
нравственного воспитания детей
.

Произведения
А.С. Пушкина указали
детской литературе но­вый путь
.
Они дали классические образцы детской
литературы. Произведения Пушкина
пробуждают
чувство любви к родине и являются лучшим
средством приобщения детей к истинной
по­эзии.
Творчество
великого поэта повлияло на последующее
разви­тие детской литературы.

  • Особенности сказок о животных кратко
  • Особенности сказок братьев гримм
  • Особенности сказки спящая царевна жуковский 5 класс
  • Особенности сказки снежная королева
  • Особенности сказки по щучьему велению