Особенности сюжета сказки карась идеалист

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина – аллегорическое отображение современного писателю общества. Михаил Евграфович разоблачал пороки актуальные и в наше время. Свидетельством этого является и сказка «Карась-идеалист». Она адресована, в первую очередь, взрослым, но и школьники найдут ее полезной. Изучают сказку в 10 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, ознакомившись с кратким анализом произведения.

Анализ «Карась-идеалист» Салтыков-Щедрин

Краткий анализ

Год написания – 1884
История создания – Сказка была создана в то время, когда писатель уже более 10 лет работал над циклом подобных произведений. Толчком к написанию произведения стали наблюдения за укладом общества.

Тема – В сказке можно выделить несколько тем: жизнь в подводном царстве; позиция либералов и истинное значение либеральных взглядов.

Композиция – Как смысловая, так и формальная организация сказки «Карась-идеалист» несложная. Традиционного фольклорного начала в ней нет. Автор сразу начинает рассказ с главного – споров карася и ерша. Элементы сюжета расположены в правильной последовательности.

Жанр – Сказка.

Направление – Сатира.

«Карась-идеалист»: краткое содержание. Рассуждения о социальной справедливости

карась идеалист краткое содержание

В процессе беседы карася и ерша затрагивается много болезненных тем как для России, так и для всего мира. Например, вопрос о социальной справедливости. Кто из нас не мечтал об обществе равных возможностей, вот и карась тоже мечтает, а ерш его одергивает и говорит, что, мол, все это хорошо, но щуки никогда на такое не пойдут, потому что в реке всегда будет существовать иерархия. И пока угнетенные будут «спать в тине», верхушка станет наслаждаться жизнью. Карась же пытается убедить ерша, что щуки сразу же, как только услышат об идее социальной справедливости, тут же обратятся в верных ее адептов. Ерш же только насмехается (и не зря). Салтыков-Щедрин в сказке «Карась-идеалист», краткое содержание которой мы рассматриваем, проблемы социального неравенства описал. Мысли, высказанные Михаилом Евграфовичем за 5 лет до смерти, остаются актуальными и для России 21-го века.

История создания

Сказка была написана в период, когда писатель трудился над циклом подобных произведений. Некоторые из них уже были опубликованы. История создания произведения тесно связана с особенностями общественного уклада второй половины XIX века. Либералы продолжали отстаивать идею равноправия, справедливого распределения трудовых обязанностей. Тем не менее, к интеллигентам, поддерживающие подобные взгляды, не относились серьезно, так как они красиво говорить умели, а реализовать свои идеи не могли.

Впервые произведение увидело мир на страницах сборника «ХХV лет».

Особенности сюжета

«Карась-идеалист» сюжета как такового не имеет. Он простроен на диалоге карася и ерша. Карась начитан, умен книжной мудростью, но совершенно не знает жизни, однако это не мешает ему быть опьяненным социалистическими идеями. Он грезит о том, что все будут жить в равенстве и братстве. Щуки перестанут есть карасей, а монахи — уху.

Ерш же слушает все это, только ухмыляется и всячески ругает своего визави. Но при этом их беседы снова и снова случаются. Ерш признает, что хоть карась и олух, но ни с кем в реке, кроме него, на такие возвышенные темы не поговоришь. Поэтому рыбы снова встречаются и снова спорят. Карась взирает на все сквозь оптимизма, а ерш критикует взгляды карася с позиций здравого смысла. И вот так, страница за страницей, они перетягивают канат диспута туда-сюда. Таким образом, ясно, что специфика сказки «Карась-идеалист» в том, что отсутствует какая-либо динамика. Все движение и напряженность упрятаны в диалогах ерша и карася.

И вот наступает ответственный момент: теперь карасю надо убедить в справедливости своих взглядов щуку. Непосредственный корм (карась) пытается убедить своего потребителя (щуку) в том, что ему надо изменить своим привычкам и перейти на другой рацион ради идей равенства и братства. Нетрудно догадаться, что все заканчивается съедением щукой карася. Это происходит словно случайно в процессе беседы, и все присутствующие сразу осведомляются у щуки, хороший ли был карась на вкус.

Тема

Для сказки «Карась-идеалист» анализ следует начинать с характеристики мотивов.

В русской литературе ХIХ-ХХ века немало образцов аллегорических сюжетов, образов. М. Салтыков-Щедрин активно использовал такие приемы, чтобы обойти цензуру. Если учитывать прямой и аллегорический смысл сказки «Карась-идеалист», в ней можно выделить минимум две темы: жизнь в подводном царстве; позиция либералов и истинное значение либеральных взглядов.

В контексте указанных тем сформировалась проблематика. Основные проблемы такие: диспуты, слабые и сильные мира сего, лукавство, социальное равенство, взгляды либералов и реальность и др.

Для создания аллегорий писатель перемещает нас в речное царство, поэтому главные герои сказки – рыбы. Человеческие образы играют второстепенную роль. Начинается произведение с рассказа о споре ерша и карася. Карась чист душой, верит, что прожить в этом мире можно только правдой. Он не знает о существовании щук, рассказы о том, что рыбу едят монахи, считает неправдой. Герой наивно верит в равенство. О характере карася М. Салтыков-Щедрин говорит лаконично, акцентируя внимание на его «смирном» нраве. С иронией писатель замечает: «недаром его монахи любят». Лежа в тине, карась любит думать о современном обществе, иногда его мысли очень даже смелые.

Противник карася в спорах– ерш. Эта рыба умеет вколоть не только плавниками, но и словами. Ерш тоже либерал, только в отличие от карася, он умеет воспринимать реальность трезво. Он прекрасно понимает, что такие рыбы как карась постоянно подвержены опасности: их и щука может съесть, и человек. Это ерш пытается доказать самому карасю, но попытки его тщетны.

О вольнодумном карасе узнает щука и приплывает к нему на диспут. Трижды карась вступает с ней в спор. В первый раз со встречи с хищницей он возвращается живым и невредимым, во второй – искалеченным, в третий щука его глотает. В последней сцене автор показывает, что щука никогда не станет доброй, ведь она хищник от природы. Никакие либеральные лозунги не смогут изменить ее натуру. К тому же щуку боятся, поэтому она всегда считает себя хозяином положения. Увидев, как хищница проглотила карася, никто не посмел осудить или упрекнуть, наоборот, рыбы справились о том, вкусно ли ей было.

Исходя из содержания, можно определить идею сказки. Автор осуждает людей, которые слепо верят в свои идеи, не учитывая реального положения вещей.

Основные аспекты сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист»

Итак, приступим к анализу данной сказки. Основными аспектами, на которых следует акцентировать внимание, в этой сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина являются:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Анализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист» 440 руб.
  • Реферат Анализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист» 240 руб.
  • Контрольная работа Анализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист» 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  1. Тема и мотивы. Основным мотивом данной сказки можно назвать аллегорический образ, аналогичный образу в сказке «Премудрый пескарь». Так, как и в этой сказке присутствует аллегория, то выделить можно не одну, а сразу несколько тем: позиция либеральных взглядов; жизнь «подводного общества».
  2. Проблемы данной сказки. Основными проблемами данной сказки можно назвать: идею социального равенства, разделение людей на «слабых» и «сильных», лицемерие, реализм и многие другие.
  3. Герои сказки «Карась-идеалист». По названию сказки читатель может предположить, что главные герои этой сказки — рыбы. Образы рыб аллегоричны и соответствуют образам людей; рыбы у Салтыкова-Щедрина носят некоторые человеческие черты характера. Главных героев трое: карась, ерш и щука. Карась чист, наивен, много размышляет о либеральном обществе, слепо верит в либерализм и равенство, забывая о действительности. Карася можно назвать идеалистом и максималистом, потому что он не принимает реальность такой, какая она есть, наивно полагая, что его взгляды что-нибудь изменят. Ерш — также либерал, однако, в отличии от карася, он трезво смотрит на вещи. Он понимает, что пустые слова ничем не помогут обществу и никого не изменят. Он пытается открыть глаза карасю на полный опасностей мир, но безуспешно. Щука — это хищник, так называемая «сильная мира сего». Она — хозяйка положения в подводном царстве, ее все боятся и уважают. Щуке наплевать на взгляды карася, ее не трогают либеральные идеи. Спор щуки и карася длился три «этапа»: в первый карася пожалели, во второй он ушел искалеченным, а в третий щука его проглотила. Так карась и поплатился за слепую веру в свои идеалы и полное отрицание действительности. Второстепенными образами в этой сказке являются человеческие образы, а также образы других рыб.
  4. Идея и смысл. Идейный замысел произведения заключается в том, что любые взгляды хороши, если они учитывают реальное положение вещей. Салтыков-Щедрин в своей сказке осуждает карася за то, что тот не видит реальности, опасности, а доверяет только придуманному.

Необходимо подобрать материал для учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Композиция данной сказки проста, последовательна и логична. Элементом фольклора в ней является прием трехкратности: карась трижды приходил спорить с щукой. В завязке читатель знакомится с главными героями: карасем и ершом, а также узнает о щуке — хозяйке подводного царства.

Дальше идет развитие действия сказки — карась спорит с щукой. Кульминации, как таковой, в этой сказке нет. Развязка проста: щука проглатывает карася. Аллегорически, это может означать полную провальность либеральных взглядов без учета реальности, которая совсем не так проста. Общество (то есть остальные жители подводного царства) не хотят менять привычный уклад вещей: им не жалко карася, напротив, они интересуются у щуки, вкусно ли ей было. Это означает нежелание общества меняться, вестись лишь на одни лозунги — людям, народу нужна стабильность.

Данное произведение имеет место быть в целом ряду подобных произведений Салтыкова-Щедрина. Его жанр — это сатирическая сказка, так как произведение содержит в себе как элементы фольклора, фантазийности, так и вполне реальный, хоть и аллегорически представленный, смысл.

Замечание 1

Сказку никак нельзя назвать «детской» — в ней содержатся вовсе недетские темы и проблемы.

Композиция

Смысловая и формальная организация сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист» предельно проста. Все элементы сюжета расположены в логической последовательности. Из фольклорных сказок писатель заимствовал прием трехкратности: карась трижды приходил к хищнице на диспут.

В экспозиции читатель знакомится с главными героям сказки, узнает об их характерах и взглядах. Завязка – разговор о щуке, желание хищника посетить смелого, вольнодумного карася. Развитие событий – беседы карася и щуки. Ярко выраженной кульминации в сказке нет. Развязка – щука случайно заглатывает карася.

Анализ «Карась-идеалист» Салтыков-Щедрин

Анализ

«Карась-идеалист» Салтыков-Щедрин

«Карась-идеалист» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Как и в других сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина, герой произведения «Карась-идеалист» имеет социальную окрашен­ность. В образе отразилось мировоззрение самого писателя и вообще передовой чести русской интеллигенции того време­ни, полагавшей, что счастье для всех не утопия, а реально дос­тижимое и естественное состояние общественного устройства. Идеалистом М. Е. Салтыков-Щедрин называет карася потому, что тот убежден в действенности пропаганды социалистиче­ских взглядов. Писатель не случайно подчеркивает, что карася монахи любят, тем самым усматривая родственные связи хри­стианских и социалистических воззрений: и та, и другая идео­логии проповедуют всеобщее равенство. В христианстве оно выступает под так называемой категорией соборности.

М. Е. Салтыков-Щедрин так умело переключает читатель­ское внимание из иносказательного социально-политического плана в бытовой, что мы понимаем, что под рыбной ловлей писатель имеет в виду социальные репрессии: «Лежит он [ка­рась] больше на самом дне речной заводи (где потише) или пруда, зарывшись в ил, и выбирает оттуда микроскопических ракушек для своего продовольствия. Ну, натурально, полежит- полежит, да что-нибудь и выдумает. Иногда даже и очень вольное. Но так как караси ни в цензуру своих мыслей не представляют, ни в участке не прописывают, то в политиче­ской неблагонадежности их никто не подозревает. Если же иногда и видим, что от времени до времени на карасей уст­раивается облава, то отнюдь не за вольнодумство, а за то, что они вкусны».

Символично, что карась легко отзывается на шумиху в обществе («снимается со дна»), тем самым способствует своей поимке. Чтобы усилить лексику, обозначающую виды рыб (караси, ерши, плотва-белобрюшка), и названия социально- классовых групп и должностей (дворянство, губернаторы), а также просто политически окрашенную лексику.

В центре сюжета сказки оказывается спор карася и ерша, который постепенно становится для них необходимым: рыбы входят во вкус и даже начинают назначать друг другу свидания.

Карась развивает в полемике свои либеральные взгляды, говорит о возможности достижения всеобщего счастья. А скептически настроенный ерш иронизирует над его теорией, припоминает накопившиеся у него обиды. Считая карася блаженненьким, он в то же время полагает, что с ним можно ду­шу отводить.

В произведении возникает традиционная по своей символи­ке антитеза: тьма (социальное зло) — свет (чаемое будущее).

Камнем преткновения в этом споре становится вопрос о щуках, под которыми имеются в виду сильные мира сего.

Высказывания карася афористичны и на первый взгляд кажутся прописными истинами: «Зло — это так, по недоразу­мению допущено, а главная жизненная сила все-таки в добре замыкается», «Зло душило, давило, опустошало, предавало мечу и огню, а зиждущей силой являлось только добро», «Ис­тория — это повесть освобождения, это рассказ о торжестве добра и разума над злом и безумием».

Однако на горизонте событий вдруг появляется щука, ко­торая выясняет, что в данной местности водятся караси. Узнав об этом, ерш предлагает карасю самому залезть щуке в пасть. Карась же желает со щукой прежде объясниться.

Одним из средств типизации образов является обращение автора к языку народных пословиц и поговорок («А ты не вся­кое слово выговаривай, какое тебе на ум взбредет!», «С тобой, видно, гороху наевшись, говорить надо!»).

Ерш пытается остановить карася, так как в душе жалеет его. Герой указывает своему собеседнику на четкую и давно сложившуюся в обществе социальную иерархию: «Ракушками караси лакомятся, а карасями — щуки». Карась же ставит за­дачу взывать к голосу правды и хочет уговорить щуку изме­ниться. При этом аргументами в предстоящем разговоре со щукой должны, по мнению идеалиста, стать лишь слова о добродетели и обязанностях по отношению к близким. Суть этих рассуждений сводится к тому, что рыбы не должны ры­бами питаться. Для пищи есть другие виды: мухи, черви, пау­ки, водные блохи и т.д.

Наконец долгожданная встреча со щукой состоялась. Сперва та действительно проявила к карасю интерес, но как только щука понимает, что тогда ей придется работать, то сра­зу же называет его речи бунтовскими. Не сразу проглотила щука карася. Очевидно, была сыта от вчерашнего обжорства, как тонко отмечает автор. Когда же тот высказал свое самое заветное слово «добродетель», которое, по мнению карася, должно было произвести магическое воздействие и перевос­питать щуку, та от удивления открыла рот и проглотила его совершенно случайно, на что автор ехидно замечает, что, оче­видно, она не знала этого слова совсем. Символично поведе­ние остальных рыб, наблюдавших эту сцену: они с подобост­растием спешат узнать, хорошо ли щука поужинать изволила, показывая тем самым свою социально-классовую лояльность.

Моралью данной сказки является авторское желание доне­сти до читателя мысль о безрезультатности морализаторских бесед и диспутов либеральной интеллигенции, ибо истина для каждой категории общества своя и добродетель высшим сфе­рам власти не свойственна.

Полезные материалы:

  • Краткое содержание «Карась-идеалист» Салтыков-Щедрин
  • Михаил Салтыков-Щедрин — Карась-идеалист

Другие материалы по творчеству автора:

  • Краткое содержание по главам «История одного города» Салтыков-Щедрин
  • Анализ «История одного города» Салтыков-Щедрин
  • Краткое содержание «Господа Головлевы» Салтыков-Щедрин
  • Анализ «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин
  • Михаил Салтыков-Щедрин — Господа Головлевы
  • Хронологическая таблица жизни и творчества М. Е. Салтыков-Щедрин
  • Михаил Салтыков-Щедрин — История одного города
  • Анализ «Медведь на воеводстве» Салтыков-Щедрин
  • Михаил Салтыков-Щедрин — Вяленая вобла
  • Михаил Салтыков-Щедрин — Господа ташкентцы

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году М. Е. Салтыков-Щедрин написал произведение «Карась-идеалист»?

Начать тест(новая вкладка)

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    

  • Даврон Кабулов

    10/10

  • Валентина Воронцова

    10/10

  • Егор Леванович

    10/10

Салтыков-Щедрин и его сказка «Карась-идеалист» — анализ

Содержание:

  • Произведение Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист»
  • История создания, особенности сюжета
  • Краткое содержание, проведение анализа

    • Общественно-политическая интерпретация
    • Оторванность идеалистов от жизни
  • В чем смысл, для кого написана сказка

Произведение Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист»

«Карась-идеалист» — это сатирическое произведение. Короткий рассказ, в котором на примере речных жителей показана утопичность либеральных взглядов в России второй трети XIX века. М.Е. Салтыков-Щедрин описал интеллигента-карася, реалиста-ерша и щуку, олицетворяющую власть, чтобы проиллюстрировать недостатки современной ему политической полемики.

История создания, особенности сюжета

Салтыков-Щедрин написал сказку в 1884 году. «Карася-идеалиста» впервые опубликовали в сборнике «XXV лет». Сатирик в то время работал над серией произведений, в которых использовал образы животных, чтобы избежать цензуры.

В том же году были написаны «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и «Вяленая вобла».

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

У сказки простой сюжет: сначала мнениями обмениваются ерш и карась, затем, услышав об их разговорах, приплывает щука. Карась трижды вступает с ней в спор — традиционная для сказки композиция. Затем наступает драматическая развязка.

Краткое содержание, проведение анализа

Карась и ерш спорят друг с другом. Один «смирный и склонный к идеализму», а второй «тронутый скептицизмом и колючий». Персонажи не сходятся во взглядах, потому что карась считает, что жить надо только правдой, а ерш не представляет жизнь без необходимости «слукавить».

Идеалист не верит в то, что щуки могут есть других рыб не за провинность, а потому что голодны. Уху, которую варят люди, считает недоказанным вымыслом. Все споры начинает карась. У него всегда есть доводы в ответ на скептицизм ерша.

  1. История — это торжество добра и разума над злом и безумием.
  2. Тьма существует, но этим доказывает, что свет победит.
  3. Главная жизненная сила в добре.
  4. Рыбы должны объединиться и жить на благо друг друга. А питаться надо насекомыми, ракушками и прочими существами, у которых вместо души «пар».

Скептик-ерш во всем видит конфликт, вместо прогресса — деградацию. Порой не находя аргументов, переходит к оскорблениям, называя карася глупцом и фофаном. Но продолжает общение, покупаясь на наивную искренность оппонента. И даже готов прислушаться к его идеалам.

Персонажи регулярно встречаются, чтобы поспорить, пока речи о всеобщем равенстве не доходят до щуки. Хищная рыба олицетворяет в сказке власть. Она приплывает, чтобы вступить с карасем в диспут.

Идеалист уверенно отвечает на вопросы в первый день, говорит, что надо жить по справедливости и помогать друг другу. Щука советует ему проспаться и спор переносится на следующий день.

Вторую часть диспута карась продолжает речь о том, что все должны трудиться на благо общества. Не желающая работать и с кем-либо делиться щука обвиняет его в вольнодумстве. Карася берут под стражу.

На следующий день он потрепан, но готов выложить свой главный аргумент: рассказать хищнице про добродетель. Услышав «магическое слово», щука от удивления распахивает пасть и случайно глотает карася. Остальные рыбы желают ей приятного аппетита, а ерш убеждается в своей правоте.

Общественно-политическая интерпретация

Салтыков-Щедрин описывает бессмысленность морализаторских диспутов, не опирающихся на реальные действия. Он не осуждает желание добиться равенства и справедливости, но не указывает путь, как это сделать. На примере рыбного царства понятно, что «сильные мира сего» добровольно от власти не откажутся.

Щука говорит, что «люди не склонны бросать то, что им кажется вкусным».

Ерш жалеет карася и не отказывается от бесед с ним, ведь мало кто говорит правду, пусть и однобокую. Но ерш труслив, хоть и колюч, и громко поддержать собеседника не может.

Оторванность идеалистов от жизни

Карася вначале сказки автор осуждает не только за наивный идеализм, но и за бездействие — лежит себе на дне и размышляет, не опасаясь цензуры. Но в итоге главный герой даже после прямых сигналов, что его вот-вот съедят, придерживается плана раскрыть глаза щуке на смысл добродетели. И умирает он по случайности, автор не дает хищнице услышать главные аргументы диспута. Финал можно трактовать по-разному:

  • удел идеалистов — пасть жертвой столкновения с реальностью;
  • спорить с «социальным злом» бессмысленно — оно бездумно как стихия;
  • власть не готова принимать либеральные взгляды, она будет слушать, пока сыта, но все равно расправится с вольнодумцами.

В чем смысл, для кого написана сказка

Сатиру Салтыкова-Щедрина исторически толковали двумя способами. Первый, традиционный, со времен литературной критики XIX века, видел в произведениях классика только обличение пороков общества. Его литературным приемам придавалось излишнее социальное значение. Другой критический подход находил в сказках автора глубокие мировоззренческие наблюдения, которые выходили далеко за рамки сиюминутной политической ситуации.

Это не детская сказка, среди персонажей нет положительных героев. Ерш любит спорить, но все время боится, как бы чего не вышло. Карась упрямо отрицает очевидные вещи в угоду идеалам. А щука любопытна и неглупа, хотя с точки зрения своей системы ценностей никогда не будет прислушиваться к тому, кого ест.

Автор статьи

Светлана Владимировна Томченко

Эксперт по предмету «Литература»

Задать вопрос автору статьи

Прежде чем приступить к анализу данной сказки, следует разобраться в истории ее создания и написания. Она была написана в период социальных и политических изменений в конце девятнадцатого века. Сказку «Карась-идеалист» можно отнести к целому ряду подобных произведений в творчестве писателя. История написания данной сказки связана также с общественно-политической жизнью России в то время, с возникновением первых народных течений и подпольных организаций. Либералы в то время отстаивали идеи равноправия, равного труда и равной способности к обучению.

Впервые опубликована данная сказка была в сборнике «XXV лет».

Основные аспекты сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист»

Итак, приступим к анализу данной сказки. Основными аспектами, на которых следует акцентировать внимание, в этой сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина являются:

  1. Тема и мотивы. Основным мотивом данной сказки можно назвать аллегорический образ, аналогичный образу в сказке «Премудрый пескарь». Так, как и в этой сказке присутствует аллегория, то выделить можно не одну, а сразу несколько тем: позиция либеральных взглядов; жизнь «подводного общества».
  2. Проблемы данной сказки. Основными проблемами данной сказки можно назвать: идею социального равенства, разделение людей на «слабых» и «сильных», лицемерие, реализм и многие другие.
  3. Герои сказки «Карась-идеалист». По названию сказки читатель может предположить, что главные герои этой сказки — рыбы. Образы рыб аллегоричны и соответствуют образам людей; рыбы у Салтыкова-Щедрина носят некоторые человеческие черты характера. Главных героев трое: карась, ерш и щука. Карась чист, наивен, много размышляет о либеральном обществе, слепо верит в либерализм и равенство, забывая о действительности. Карася можно назвать идеалистом и максималистом, потому что он не принимает реальность такой, какая она есть, наивно полагая, что его взгляды что-нибудь изменят. Ерш — также либерал, однако, в отличии от карася, он трезво смотрит на вещи. Он понимает, что пустые слова ничем не помогут обществу и никого не изменят. Он пытается открыть глаза карасю на полный опасностей мир, но безуспешно. Щука — это хищник, так называемая «сильная мира сего». Она — хозяйка положения в подводном царстве, ее все боятся и уважают. Щуке наплевать на взгляды карася, ее не трогают либеральные идеи. Спор щуки и карася длился три «этапа»: в первый карася пожалели, во второй он ушел искалеченным, а в третий щука его проглотила. Так карась и поплатился за слепую веру в свои идеалы и полное отрицание действительности. Второстепенными образами в этой сказке являются человеческие образы, а также образы других рыб.
  4. Идея и смысл. Идейный замысел произведения заключается в том, что любые взгляды хороши, если они учитывают реальное положение вещей. Салтыков-Щедрин в своей сказке осуждает карася за то, что тот не видит реальности, опасности, а доверяет только придуманному.

«Анализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист»» 👇

Композиция данной сказки проста, последовательна и логична. Элементом фольклора в ней является прием трехкратности: карась трижды приходил спорить с щукой. В завязке читатель знакомится с главными героями: карасем и ершом, а также узнает о щуке — хозяйке подводного царства.

Дальше идет развитие действия сказки — карась спорит с щукой. Кульминации, как таковой, в этой сказке нет. Развязка проста: щука проглатывает карася. Аллегорически, это может означать полную провальность либеральных взглядов без учета реальности, которая совсем не так проста. Общество (то есть остальные жители подводного царства) не хотят менять привычный уклад вещей: им не жалко карася, напротив, они интересуются у щуки, вкусно ли ей было. Это означает нежелание общества меняться, вестись лишь на одни лозунги — людям, народу нужна стабильность.

Данное произведение имеет место быть в целом ряду подобных произведений Салтыкова-Щедрина. Его жанр — это сатирическая сказка, так как произведение содержит в себе как элементы фольклора, фантазийности, так и вполне реальный, хоть и аллегорически представленный, смысл.

Замечание 1

Сказку никак нельзя назвать «детской» — в ней содержатся вовсе недетские темы и проблемы.

Функции сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист»

Поучительная функция. Автор данной сказки учит читателя принимать реальность такой, какая она есть, не верить слепо в равенство и прочие громкие лозунги. Слова, если за ними нет движущей силы — пустышки, не способные ничего изменить. Именно об этом и пишет М. Е. Салтыков-Щедрин.

Философская функция. В данном сатирическом произведении автор осуждает либеральные взгляды и позицию тех людей, которые не умеют ничего, кроме как красиво говорить. Салтыкова-Щедрина это задевает, вследствие чего, он отражает осуждение либерализма аллегорически, в, казалось бы, детской сказке.

Историческая и социальная функция. Сказка заставляет читателя задуматься над происходящим, над нашей действительностью. Также она учит прежде всего думать самим, не опираться на чьи-то взгляды, даже если они и кажутся правильными. Историческая функция этого произведения заключается в том, что оно отражает взгляды, а в целом, и поведение либералов в конце девятнадцатого века. В своей сказке Салтыков-Щедрин осуждает их: потому что они неспособны ни на что, кроме красивых слов и слепой веры в придуманный мир.

Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, мы можем прийти к выводу о том, что сказка «Карась-идеалист» вовсе не детская, а наоборот — содержит в себе достаточно смелые «взрослые» взгляды. Салтыков-Щедрин использует прием аллегории в целом ряду подобных произведений. Это происходит оттого, что автор идет в обход цензуры: если он будет выражать свои взгляды напрямую, то его осудят. Это подтверждает сказка «Карась-идеалист», а также «Премудрый пескарь».

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Сатирическая сказка «Карась-идеалист» М. Салтыков-Щедрин написал в 1884 году. В своем произведении автор с изрядной долей сатиры отобразил особенности социального уклада второй половину XIX века. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Карась-идеалист» для читательского дневника.  Пересказ будет полезен также для подготовки к уроку литературы.

Содержание

  1. Основные персонажи сказки
  2. «Карась-идеалист» очень краткое содержание
  3. Короткий пересказ «Карась-идеалист» с цитатами
  4. Сюжет сказки «Карась-идеалист» Салтыков-Щедрин
  5. Видео краткое содержание Карась-идеалист

Основные персонажи сказки

Главные герои:

  • Карась – честный, идейный, пламенный борец за равноправие, мир и свободу.
  • Ерш – колючий, прагматичный, трезво глядящий на жизнь.

Другие персонажи:

  • Щука – владычица речного дна, сильная, уверенная в себе хищница.

«Карась-идеалист» очень краткое содержание

М. Е. Салтыков-Щедрин «Карась идеалист» краткое содержание для читательского дневника:

Карась живет в тихой заводи, на самом дне, реальной жизни не знает, а потому верит в сказки: в торжество закона, справедливости, добра, в общем, идеалов. Есть у Карася друг, Ерш, и если Карась – идеалист, далекий от жизни, то Ерш, плавающий выше, жизнь реальную видевший, ‑реалист, знающий законы жизни: где надо – лукавить, закон – на стороне сильных и хитрых и т.д.

Сказка построена как некий спор между Карасем и Ершом, между идеалистом и реалистом. Карасю практически удается убедить Ерша в верности своих идеалов, и Ерш, в общем-то готов поверить в светлое идеальное будущее, как Карась решается принять участие в реальной жизни и показать, как действует его философия (торжество закона, справедливости, добра), пытаясь урезонить Щуку.

Карась уходит от Щуки в первый раз, потому что та принимает его за пьяного (“Пойди проспись”), Карась уходит от Окуня, правда, изрядно покусанный – его заподозрили в “сицилизме” (социализме), в третий раз он успевает произнести лишь одну фразу, как Щука его съедает – не желая того, просто удивившись невиданной фразе (“Знаешь ли ты, что такое добродетель?”).

Вывод:

Как всегда, герои “зоологической” сказки Салтыкова-щедрина – воплощения. Карась – воплощение интеллигента, не знающего жизнь, проповедующего правильные ценности, но не соизмеряющего методы “проповеди” с реальностью. Карась – цензор. Ерш – реалист, отлично знающий правила жизни, готовый поменяться. Щука – власть, причиняющая зло не всегда по собственному желанию, а просто она так устроена (смерть Карася), таковы ее законы.

Сказка «Коняга» Салтыков-Щедрина была написана в 1885 году. Краткое содержание «Коняга» для читательского дневника сравнивает тяжелую жизнь работящего Коняги и беззаботную жизнь его родного брата Пустопляса.

Короткий пересказ «Карась-идеалист» с цитатами

Краткое содержание «Карась идеалист» Салтыков-Щедрин:

Произошёл спор между карасём и ершом. Ёрш доказывал, что нельзя всю жизнь прожить и не обманывать.

Карась-идеалист – главный герой рассказа. Проживает в тихом месте и ведёт дискуссии по поводу того, что рыбы не могут, есть друг друга. Никогда не слышал про то, что из карасей уху варят. Его главным желанием было: согласие между рыбами. Но, при том спокойно ел ракушки, жуков и червяков. Никогда не видывал страшной щуки, но беседы о мире между рыбами проводил.

Ёрш – рыба, пережившая много бед, считает карася «не от мира сего», но любит с ним беседовать, иногда, даже приходит к мысли, а что, если карась прав? Его раздражает простота и неопытность карася, который и «щуки ни разу не видывал».

Вольные изречения произносятся им без страха.

Беседы доходят до того, что карась не понимает: за что их род едят?

А ёрш интересуется, а почему ты ракушки ешь? За что казнишь?

Он считал, что карасей есть нельзя. А ёрш интересуется: «Куда подевались твои сородичи, которые в невод угодили?» На что карась отвечал: « Может, живут они, и не тужат на монастырской еде!»

Хотел карась закон издать, что для всех рыб хватит мелкого корма: червяков, пауков.

Всё больше распылялся карась и дошли речи до верхов. Пришёл головень, и приглашает карася прибыть в назначенное место, где завтра придёт слушать его щука. Карась не испугался, а даже обрадовался, в надежде увидеть рыбу и произнести «волшебные слова»! Первая встреча началась с того, что карась хотел, чтобы все рыбы были счастливы! Свободно плавали. Что никто никого не будет есть. Богатые и бедными уравняются.

И что и работать я буду? – поинтересовалась щука.

Он ответил: «Как все!» Не понравилось щуке, приказала проспаться и прийти в обед. А он ни понял и снова своё. На, что щука сказала, что он бунтарь. И выразительно на него посмотрела, что карась понял сейчас съест, но она видно сыта была и зевнув, уплыла.

На третий раз карась пришёл к щуке, повреждённый: с покусанным хвостом и спиной, увлёкшимся окунем.

Приободрял себя волшебным словом.

— Начинай! – промолвила щука. 

— Известно, ли вам, слово «добродетель»? – пламенно произнёс он.

Открыв от удивления рот, не планируя проглатывания, съела «идеалиста»!

— Как пообедали? Удачно! – произнесли рыбы, опомнившись.

Вот до чего диспуты доводят! – торжественно произнёс ёрш.

В произведение идут обсуждения между либералами и социалистами (подчёркивая связь между христианством и идеалистами – представителями интеллигенции).

Сказка Салтыкова-Щедрина «Вяленая вобла», написанная в 1884 году, — поучительная история о жизни рыбы, оставшейся без внутренностей. Для подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Вяленая вобла» для читательского дневника. Это острая сатирическая сказка, написана в форме животного эпоса, впервые вышла в сборнике «Новые сказки для детей изрядного возраста».

Сюжет сказки «Карась-идеалист» Салтыков-Щедрин

«Карась идеалист» Салтыков-Щедрин краткое содержание произведения:

Однажды между карасем и ершом приключился спор. Карась искренне считал, что «можно на свете одною правдою прожить», в то время как ерш не сомневался, что без лукавства далеко не уйдешь.

Карась – спокойная, смирная рыба, склонная к идеализму. Вроде и живет себе в каком-нибудь тихом месте, заботясь лишь о пропитании, а нет-нет, да и выкинете что-нибудь необычное, «иногда даже и очень вольное». Главным же желанием карася был мир и спокойствие промеж всеми рыбами.

«Что касается до ершей», то это рыба – знатный скептик, к тому же и колючий. Странное дело, но каким-то образом сошлись две столь не похожие друг на друга рыбы. Они поспорили раз, другой, а потом и вовсе взяли за привычку встречаться, чтобы вдосталь поразглагольствовать.

Будучи нервным и обидчивым, ерш «спорил отрывисто и неспокойно». Он повсюду видел лишь распри и всеобщую одичалость.  Карася он считал «блаженненьким», хотя только с ним и мог отвести душу. Ерша смешили рассуждения карася о том, что «главная жизненная сила все-таки в добре замыкается». Он по-своему жалел доверчивого правдолюба, который мог стать легкой добычей более сильных и пронырливых рыб.

Однажды ерш огорошил своего собеседника вопросом, почему тот ест ракушки, они ведь те ни чем перед ним не виноваты. Вопрос был так прямо поставлен, «что карась сконфузился». Ерш, в свою очередь продолжил, что так природой устроено, что «ракушками караси лакомятся, а карасями — щуки», и никто из них ни в чем не виноват.

В свое оправдание карась ответил, что ракушки предназначены для еды, к тому же «у ракушки не душа, а пар», и она ничего не понимает. Он искренне считал, что может быть съеден щукой только в случае какого-то большого своего преступления.

Однажды к карасю приплыла щука, до которой дошли смелые его речи. Тот обрадовался и предложил ввести такой закон, согласно которому рыбы не питались бы друг другом. Ободренный вниманием щуки, карась принялся мечтать о том времени, когда «сильные не будут теснить слабых, богатые — бедных». Услышав, что ей придется работать наравне со всеми, щука разозлилась. Карась был уверен, что она его съест, но в этот раз обошлось.

Однако встреча со щукой ничему не научила карася, который решил при случае обязательно сказать ей «магическое слово» – «добродетель». Услышав его, «щука разинула рот от удивления» и, сама того не желая, проглотила карася. Узнав об этом, ерш торжественно произнес: «Вот они, диспуты-то наши, каковы!».

Заключение

В своем произведении автор показал взаимодействие высших и низших слоев, каждый из которых имеет свою правду. Идеальные представления об обществе зачастую бывают весьма далеки от реальной жизни.

Сказка «Медведь на воеводстве» Салтыкова-Щедрина была написана в 1884 году. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Медведь на воеводстве» по главам. Это остроумное, резко сатирическое произведение, обличающее пороки окружающей действительности.

Видео краткое содержание Карась-идеалист

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина – аллегорическое отображение современного писателю общества. Михаил Евграфович разоблачал пороки актуальные и в наше время. Свидетельством этого является и сказка «Карась-идеалист». Она адресована, в первую очередь, взрослым, но и школьники найдут ее полезной. Изучают сказку в 10 классе.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Карась-идеалист

Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Карась-идеалист

Сказки Салтыкова-Щедрина отражают действительность пореформенной России. Используя эзопов язык (язык метафор и аллегорий), автор не только нашел блестящий способ обойти цензуру, но и подарил произведения интересные для детского, а больше взрослого чтения. «Карась-идеалист» яркий пример сказки для «взрослых».

История создания.

Сказка написана в 1884 году. К этому времени Салтыковым написано множество подобных произведений, которые он публикует в ОЗ (Отечественных записках). Сказка является откликом писателя на новые либеральные веяния, в том числе идеи марксистов (Марксизм – это общественное и политическое движение, выступающее за свержения капиталистического строя по средствам гражданской революции и перехода к коммунистическому обществу).

Тема.

Первая и очевидная тема сказки, которую бы отыскал ребенок, но едва ли взрослый обратил на неё внимание – жизнь в реке. Автор кратко описывает жизнь рыб, выстраивая иерархию: рачки – карась – щука. Люди участвуют в сказке пассивно: они где-то есть и ловят рыбу.

Менее очевидные, скрытые темы – это равное общество, без различий в статусе, честность, и стремление к идеализации жизни, чтобы всем было хорошо. Этими мыслями бредит карась, бесхитростная смирная рыба, которая больше  лежит в тихом иле и ест рачков, не доумевая об опасностях, а его оппонентом в спорах является ерш, рыба колючая, «тертый калач», который лучше приспособлен к жизни и не понаслышке знает о щуке и о людях, любящих вкусно поесть. Обе рыбы склонны к либеральным идеям, но карась оказывается радикальнее в суждениях, так как не знает никакой опасности и мыслит, что одними словами способен вразумить щуку и изменить несправедливый уклад жизни.

Идея.

Карась так громко кричит об идеалах равенства, что однажды щука приплывает к нему на диспут. Три раза карась ходит к ней беседовать (Салтыков таким образом стилизует троекратным повтором сказку под народную), но щука не меняется и съедает его.

Закончив так сказку, Салтыков-Щедрин критикует подобных карасю людей-идеалистов, которые, вдохновившись идеями марксистов о равенстве, спешат перекроить общество, тем самым попадая в зубы «щукам». Они не знают о существующих проблемах, мало понимают в устройстве государства, а всё туда же: социализм!

Жанр.

Так как люди занимают второй план их роли играют рыбы. Подобный приём – аллегория, характерен для сказки. Кроме этого автор пользуется приемами сатиры, чтобы изобличить карася, поэтому сказка не простая, а сатирическая.

Вариант №2

Произведение под названием «Карась-идеалист» написано русским писателем-сатириком Михаилом Евграфовичем Салтыковым-Щедриным в 1884 году. Сказка увидела свет, когда ее автор работал над серией похожего рода сказок. Многие из них уже тогда опубликовались. История появления произведения неразрывно связано с отличиями законов, принятых в обществе, в котором жил писатель в второй половине 19 века. Либералы боролись за равноправие, справедливое распределение обязанностей и труда. При этом интеллигенты не были в почете. Они умели разбрасываться красивыми словами, но на деле не могли реализоваться.

В очередной раз Салтыков-Щедрин прибег к использованию аллегории с целью обмануть цензуру. В сказке имеется две достаточно четко прослеживаемых темы: проживание в мире подводного царства, положение либералов и настоящее назначение их взглядов.

В результате этих тем сформировались проблемы текста. Ими являются сильные и слабые люди мира, диспуты, взгляды либерализма и настоящее.

Для того, чтобы создать аллегории, писатель пустил читателя в подводный мир. Главными героями произведения являются рыбешки, которые имеют в своей основе человеческие образы, которые играют не самые главные роли.

Ерш и карась спорят. Карась надеется, что прожить в этом мире правдивому человеку сложно, но возможно. Он верит в равноправие и свободу слова. Не знает, что существуют щуки и что монахи тоже питаются рыбой. Карась о нынешнем обществе и является иногда смело мыслящим.

Всецело противоположным карасю является ерш. Он четко уверен, что живется в этом мире трудно и опасно. Необходимо постоянного быть начеку, как бы тебя не съели. Он пытается доказать это карасю, но все тщетно.

Данное произведение можно с легкостью отнести к сатирической сказке.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Карась-идеалист

Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Карась-идеалист

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Дейнеки Будущие летчики 6 класс

    Картина была написана накануне Великой отечественной войны в Севастополе. Сам автор, наверняка, был влюблён в самолёты и мечтал стать лётчиком. В то время почти все мальчишки мечтали стать лётчиками.

  • Сочинение Моя формула счастья

    Каждый человек вне зависимости от пола, возраста или характера хочет быть счастливым. Все мы в той или иной степени стремимся испытать это незабываемое ощущение. Но что именно делает нас счастливыми людьми?

  • Суть комедии Ревизор Гоголя сочинение

    Конечно комедия Николая Васильевича Гоголя «ревизор», это произведение на все времена. Именно поэтому до сих пор ее ставят в театрах и задают в общеобразовательных учреждениях до сих пор.

  • План рассказа Храбрый утенок Житкова 2 класс

    Каждое утро хозяйка приносила своим утятам на завтрак рубленых яиц. Как только птенцы собирались покушать к ним прилетала большая и страшная стрекоза

  • Анализ произведения Шемякин суд

    «Шемякин суд» является произведением демократической литературы. В 17 веке такой жанр получил всеобщее распространение и признание, так как именно в нем отражались идеалы и мнения народа насчет происходящих событий

У Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина есть сказка, отображающая нравы времени, в которое жил писатель. В ней показаны пороки общества, а главный герой — рыба. В сатирическом творении показал противостояние либералов, интеллигентов и правящей верхушки. Анализ произведения «Карась-идеалист» учащиеся выполняют в 9 классе.

Оглавление:

  • Краткий обзор
  • История создания
  • Темы и мотивы
  • Пересказ сюжета
  • Композиция и жанр

Анализ сказки карась идеалист

Краткий обзор

Салтыков-Щедрин написал сказку «Карась-идеалист» в 1841 году, за 20 лет до отмены крепостного права. В то время он уже несколько лет работал над подобными творениями, и впоследствии вышел сборник. Автор наблюдал за жизнью простых людей, анализировал мотивы их поступков и сравнивал последствия того или иного образа жизни. Так появилось произведение «Карась-идеалист». Анализ сказки Салтыкова-Щедрина о либералах позволяет выявить основные темы:

Анализ произведения карась идеалист

  • жизнь под водой;
  • политические взгляды общества;
  • значение либеральной позиции для развития.

Композиция сказки — последовательная. Повествование развивается логично, сюжет выстроен последовательно, элементы следуют один за другим. В отличие от фольклорных произведений, здесь нет традиционного начала. Однако жанр определяется именно как сказка. Литературное направление, выбранное писателем для раскрытия образов и тем, — сатира.

Салтыков-Щедрин считался признанным сатириком: его творения одних смешили, других злили, а третьих заставляли задуматься, при этом почти никто не оставался равнодушным к творчеству писателя.

История создания

В творческой биографии писателя это не первая сатирическая сказка. К тому времени, когда был написан «Карась-идеалист», Михаил Евграфович уже создал и опубликовал несколько творений, выдержанных в таком же духе. Он показывал обществу самые ужасные пороки, причём делал это в язвительной форме. Указывать на недостатки прямо было нельзя, поэтому героями произведений часто становились животные и фантастические существа.

Салтыков-щедрин

Идея сказки возникла в результате наблюдений за либерально настроенной прослойкой. Эти люди считали, что трудиться должны все, а распределение благ нужно осуществлять по справедливости. Тема нашла продолжение ещё в одном произведении, которое написал Салтыков-Щедрин, — «Либерал». Анализ сюжета показывает, что писатель был непримирим к тем, кто маскирует трусость и пассивность за громкими словами.

Прослойка общества, состоящая из образованных людей, тяготела к красивым рассуждениям, но не хотела предпринимать активных действий, чтобы что-то изменить в лучшую сторону. На самом деле интеллигенты плохо представляли себе, как обстоят дела в реальности.

Впервые сатирическая сказка была опубликована в составе сборника под названием «XXV лет».

Темы и мотивы

Главный мотив, которым руководствовался автор при создании сказки, — необходимость обойти цензуру. Ещё один заключался в том, что нужно было донести свою позицию до прогрессивно настроенного общества: либеральные взгляды — это хорошо, но без учёта реалий они ничего не стоят. В сказке 3 основных темы:

  • жизнь в подводном царстве;
  • взгляды либеральной прослойки;
  • пассивность.

Карась идеалист анализ

Автор постарался подчеркнуть, что ценность либеральных воззрений ничтожна, если человек не принимает во внимание ту обстановку, что есть. Чтобы соблюсти ограничения, налагаемые цензурой, писатель вводит в произведение жителей подводного мира. Всё действие разворачивается под водой. В сказке несколько героев:

  1. Щука. Сильная рыба, которая уверена в себе и никого не боится.
  2. Ёрш. Нервный персонаж, скептично относится к жизни, разочарован и недоволен ею.
  3. Карась. Задумчивый, тихий. Рассуждает о равенстве и справедливости, думает, как было бы хорошо, если бы общество стало мудрым и начало жить в соответствии с идеалами.

Пересказ сюжета

Произведение начинается с того, что ёрш и карась вступают в спор. Главный герой говорит, что правда помогает прожить. Он наивен и не верит, что в мире есть зло. У карася чистая душа, и он уверен, что у других тоже. Ему рассказывают, что есть монахи, которые употребляют в пищу рыбу, но герой думает, будто это неправда.

Автор недаром обращает внимание читателей на то, что таких, как карась, люди особенно любят за смирный нрав. Ведь спокойную рыбу можно ловить, и она не сопротивляется. Однако взгляды у героя довольно смелые, ведь легко рассуждать, лёжа в тине.

Карась идеалист

Ёрш — главный оппонент карася в спорах, предмет которых — равенство, справедливость и всеобщее благоденствие. Писатель ввёл в произведение этот вид рыбы, чтобы показать способность укалывать словами, как плавниками. Сходство между ершом и карасём в том, что они оба придерживаются либеральных взглядов, только ёрш смотрит на вещи здраво. Он понимает, что рыбы постоянно находятся в опасности: на них охотятся и другие жители подводного мира, и люди. Однако карась непробиваем: он не верит ершу или не хочет сознаться себе, что тот прав.

Скоро о смелом и наивном карасе узнаёт щука. Она приглашает его поучаствовать в беседе. Первый диспут заканчивается для героя благополучно, после второго он оказывается искалеченным. В третий раз щука проглатывает карася. Жители подводного царства не осуждают хищницу. Они понимают, что такова её натура. Некоторые спрашивают, понравился ли ей ужин.

Карася никто не пожалел, хотя в первое мгновение все остолбенели, а щука и сама не поняла, как так вышло, что на его проглотила. Смысл заключается в том, что рассуждать, не учитывая реального положения, не только глупо, но и опасно для жизни.

Композиция и жанр

У сказки предельно простая композиция. Элементы расположены последовательно, сюжет развивается от начала до конца. Сходство с фольклорными произведениями обусловлено тем, что животные обладают способностями, которым в реальном мире им не присущи:

  • разговаривают;
  • думают;
  • имеют чины;
  • исполняют обязанности (голавли выступают в роли стражников, а окунь допрашивает карася).

Карась идеалист кратко

Второй признак, благодаря которому произведение можно отнести к жанру сказки, — приём трёхкратности. Щука трижды ведёт диспут с карасём. Но если в фольклорных произведениях обычно бывает хороший конец, здесь, напротив, драматизм нарастает в каждой последующей беседе. Структура произведения:

  1. Экспозиция. Автор рассказывает о характерах главных героев.
  2. Завязка. Ёрш и карась ведут беседы о своих взглядах, потом речь заходит о щуке.
  3. Развитие событий. Щука знакомится с карасём и трижды приглашает его на диспуты.
  4. Развязка. Хищница проглатывает наивного главного героя, причём это происходит неожиданно для неё самой.

Ярко выраженная кульминация отсутствует. На принадлежность к сатирической сказке указывает то, что автор прибегает к сатире, чтобы ясно и просто донести до современников свою точку зрения на взгляды либералов. Конечная цель — разоблачить несостоятельность их убеждений.

Хорошо ли быть идеалистом? Этот вопрос ставится Салтыковым-Щедриным в его сказке «Карась-идеалист» с практических позиций. Философский идеализм русским классиком даже не рассматривается. Итак, не откладывая дела в долгий ящик, перейдем к произведению «Карась-идеалист», краткое содержание которого представлено в статье. Салтыков-Щедрин написал его в 1824 году.

Особенности сюжета

салтыков щедрин карась идеалист

«Карась-идеалист» сюжета как такового не имеет. Он простроен на диалоге карася и ерша. Карась начитан, умен книжной мудростью, но совершенно не знает жизни, однако это не мешает ему быть опьяненным социалистическими идеями. Он грезит о том, что все будут жить в равенстве и братстве. Щуки перестанут есть карасей, а монахи — уху.

Ерш же слушает все это, только ухмыляется и всячески ругает своего визави. Но при этом их беседы снова и снова случаются. Ерш признает, что хоть карась и олух, но ни с кем в реке, кроме него, на такие возвышенные темы не поговоришь. Поэтому рыбы снова встречаются и снова спорят. Карась взирает на все сквозь очки розового оптимизма, а ерш критикует взгляды карася с позиций здравого смысла. И вот так, страница за страницей, они перетягивают канат диспута туда-сюда. Таким образом, ясно, что специфика сказки «Карась-идеалист» в том, что отсутствует какая-либо динамика. Все движение и напряженность упрятаны в диалогах ерша и карася.

особенности сюжета карась идеалист

И вот наступает ответственный момент: теперь карасю надо убедить в справедливости своих взглядов щуку. Непосредственный корм (карась) пытается убедить своего потребителя (щуку) в том, что ему надо изменить своим привычкам и перейти на другой рацион ради идей равенства и братства. Нетрудно догадаться, что все заканчивается съедением щукой карася. Это происходит словно случайно в процессе беседы, и все присутствующие сразу осведомляются у щуки, хороший ли был карась на вкус.

«Карась-идеалист»: краткое содержание. Рассуждения о социальной справедливости

карась идеалист краткое содержание

В процессе беседы карася и ерша затрагивается много болезненных тем как для России, так и для всего мира. Например, вопрос о социальной справедливости. Кто из нас не мечтал об обществе равных возможностей, вот и карась тоже мечтает, а ерш его одергивает и говорит, что, мол, все это хорошо, но щуки никогда на такое не пойдут, потому что в реке всегда будет существовать иерархия. И пока угнетенные будут «спать в тине», верхушка станет наслаждаться жизнью. Карась же пытается убедить ерша, что щуки сразу же, как только услышат об идее социальной справедливости, тут же обратятся в верных ее адептов. Ерш же только насмехается (и не зря). Салтыков-Щедрин в сказке «Карась-идеалист», краткое содержание которой мы рассматриваем, проблемы социального неравенства описал. Мысли, высказанные Михаилом Евграфовичем за 5 лет до смерти, остаются актуальными и для России 21-го века.

Об оторванности идеалистов от жизни

Показательным моментом является и то, что карась совершенно не знает, о чем говорит. Здесь под обстрел критики автора попадают, видимо, знакомые ему мечтатели, которые хотят перестроить жизнь в России. Для карася щука была мифическим персонажем, пока он с ней не повстречался. Он ничего не знал и о том, что делают монахи с пойманными карасями. Рыба-идеалист не знала, как вкусны ее собратья в сметане.

То, что позволено юнцу, не к лицу взрослому человеку. Все люди в юности идеалисты и мечтатели, но когда жизнь берет в руки свой кнут, то людские убеждения подвергаются проверке, и выживают только те, которые наиболее отвечают здравому смыслу. Такова общая мораль, которой наделена сказка Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист».

Общественно-политическая интерпретация

анализ сказки карась идеалист

Диалог между героями строится весьма своеобразно: карась-бедолага надрывается, пытается щуке что-то доказать, и только он заикается о добродетели, сразу же щука «нечаянно» его глотает. Другими словами, с властью можно разговаривать, только если ты стоишь на коленях в просительной позе, на равных общаться с ней чревато.

Возможно, Салтыкова-Щедрина очень впечатлила судьба П.Я. Чаадаева. Напомним, что Петр Яковлевич позволил себе попытку критики социального устройства России 19-го века, а его объявили сумасшедшим и приказали провести медицинское освидетельствование.

Правда, при всем этом карась — все же фигура нелепая, но текст произведения «Карась-идеалист» (краткое содержание не дает возможности подробно осветить все подобные моменты) вольно или невольно наталкивает на такие параллели.

Хорошо ли быть идеалистом?

сказка салтыкова щедрина карась идеалист

Вопрос сложный и неоднозначный. Если ставить знак равенства между оптимизмом, мечтательностью и идеализмом, то вера в доброе и светлое необходима, чтобы вырасти нормальным человеком. Но по мере взросления человек должен отказываться от тех устремлений и ценностей, которые морально устарели и тянут его вниз. При этом не следует думать, что из такой позиции вытекает моральное приспособленчество. Базовые нравственные ценности так или иначе должны регулировать поведение человека. Правда, если бы спросить у автора сказки, то сам Салтыков-Щедрин («Карась-идеалист» подтверждает эту мысль) сказал бы читателю, что не одобряет ни идеализма, ни бестолкового оптимизма, оторванного от жизненных реалий.

Для кого написана сказка русского классика?

Произведение не будет понятно школьникам, оно написано уже для взрослых людей. Вообще кажется, что когда создавал свое произведение Салтыков-Щедрин («Карась-идеалист»), то у него уже максимально кристаллизовались убеждения и взгляды на русскую современную ему реальность. Классик добавлял щедро эти «кристаллы» в свои поздние сочинения, а они приобретали неповторимый притчево-философский привкус.

Таков анализ сказки «Карась идеалист» Салтыкова-Щедрина. Возможно, он неполон, может быть, из этого многомерного и бездонного по значению произведения русского писателя можно было извлечь еще что-то, но, как говорил Н.В. Гоголь, «нашего человека стоит уважать хотя бы за попытку».

На чтение 4 мин. Опубликовано 30.03.2020

Мир увидел притчу под названием «Карась-идеалист» в 1884 году. Ее автором выступил русский писатель М. Е. Салтыков-Щедрин. Все его творения отображают общество, в котором находился и жил писатель. Однако они не теряют своей актуальности и сегодня. Примером выступает притча «Карась-идеалист». Анализ сказки проводится в школе в старших классах.

Содержание

  1. История творения
  2. Тема и литературный жанр
  3. Композиция притчи

История творения

Притча была написана в то время, когда автор трудился над серией произведений сатирического направления. Многие из них так и не прочитали читатели, так как сказки не подлежали публикации. Это было время общественных перемен XIX века. Общественно-политическое движение под либералистическими лозунгами начало отстаивать свои интересы, добиваться равенства.

Но к таким идейным представителям относились с долей юмора. Те, кто пропагандировал идеи либерализма, были хорошими ораторами, но на деле период реализации озвученного так и не наступал. «Карась-идеалист» впервые появился в стихотворном собрании с названием «ХХV лет».

Салтыков-Щедрин

Тема и литературный жанр

Произведение «Карась-идеалист» литераторы называют «сатирической сказкой». В притче переплетаются выдуманные и реальные происшествия. Все образы произведения — аллегорические. Для разоблачения представителей либерализма автор пользовался различными методами обличающей иронии.

Чтобы верно определить тему произведения необходимо провести анализ сказки «Карась-идеалист», правильно определив мотивы персонажей.

М. Салтыков-Щедрин часто применял аллегорические образы и сюжеты для обхода цензуры. В русских литературных произведениях ХIХ-ХХ века есть много подобных примеров. Есть два смысла сказки. Первый «аллегорический» — это «жизнь в царстве под водой», а второй, более прямой посыл, — отстаивание либералами своих идей.

Анализ сказки карась идеалист

В двух этих темах находится проблематика. Среди проблем в сказке рассматриваются:

  • либеральные идеи и окружающая представителей этого общественно-политического движения действительность;
  • публичные споры и выступления;
  • равноправие для социальных групп;
  • высшие и низшие слои населения;
  • хитрость.

Действие сатирической повести происходит в речном царстве. Вместо людей в произведении выступают рыбы. Образы людей второстепенны. Вначале происходит спор между карасем и ершом. Первый персонаж верит в то, что только правдой можно выжить в мире. Он чист душой и не делает зла.

Он не знает, что в речном царстве существуют щуки. Он думает, что монахи не едят рыбу, считает это вымыслом, верит в равенство. Его характер Салтыков-Щедрин описывает как «смирной». Иронично автор подмечает, что «недаром его монахи любят». Рыба лежит в тине и размышляет о современном обществе. В некоторых моментах мысли его являются довольно смелыми.

Карась идеалист анализ

Ерш же является противником карася. Рыба колет и словами, и плавниками. Мудрый ерш также относит себя к либералам, но трезво воспринимает реальность. Ерш замечает, что подобных рыб, таких как карась, легко съесть как щуке, так и человеку. Это и является предметом спора. Он пытается предупредить карася, но его попытки не увенчались успехом.

Щука замечает смелую рыбу и плывет к ней на диспут. Три раза он вступает с опасной рыбой в спор. В первый раз он возвращается невредимым, во второй — уже подбитым, а в третий — не возвращается. В итоге щука его съела.

Этой сценкой автор пытался показать, что щуке не дано стать доброй. Эта рыба является хищником и никакие лозунги либералов не смогут изменить это. Щуку нужно остерегаться, она всегда считала себя главной. Все видели, как она проглотила карася, но никто не упрекнул и не осудил. Напротив, все спрашивали, вкусно ли ей.

Из этого эпизода следует выделить краткую идею. Салтыков-Щедрин осуждает тех, кто, не учитывая реальности, слеп и верит в свои идеи, несмотря на их нереалистичность.

Композиция притчи

Формальная структура и смысл произведения — просты. Все действия происходят друг за другом. Для этого автор позаимствовал у сказок фольклора прием так называемой трехкратности: карась три раза приходит на диспут к опасной рыбе.

В экспозиции читатель узнает о взглядах и характерах главных героев. Завязка в произведении — это спор о щуке, ее приход к либералу-правдорубу. Этап развития событий — это беседы щуки и вольнодумной рыбы. Кульминации сказка не имеет, а развязка — это когда щука захватывает добычу.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин работал более 10 лет над серией подобных повестей и создал сатирическую повесть «Карась-идеалист». Анализ сказки позволяет лучше ее понять. Она довольно просто воспринимается, так как все сюжетные элементы расположены в логической последовательности.

  • Осоргин рассказ кама читать
  • Особенности русских народных сказок 5 класс
  • Особенности русских басен сочинение
  • Особенности речи павлуши из рассказа бежин луг
  • Особенности реализма гоголя сочинение