Особенности сюжета сказки премудрый пескарь

«Премудрый пескарь». Салтыков-Щедрин. Иллюстрация
Сказка «Премудрый пескарь»: YouTube/ЛитКлуб

За что читатели так высоко ценят творчество писателя Михаила Салтыкова-Щедрина? Он обладал уникальным талантом — просто и по-детски рассуждал о сложных философских, политических, социальных проблемах. Наглядный пример — сказка «Премудрый пескарь». Кратко о сюжете произведения и его скрытом смысле расскажем далее.

«Премудрый пескарь»: краткое содержание

Общественная деятельность и политическая жизнь страны были глубоко интегрированы в судьбу писателя Салтыкова-Щедрина. Исторические события и процессы в обществе были главными мотивами его творчества. Может показаться, что в сказке «Премудрый пескарь» автор решил изменить себе и написал обычный детский рассказ.

Однако Салтыков-Щедрин мог похвастаться тонким чувством юмора и в то же время обостренным чувством справедливости. Он никогда не оставался в стороне от главных политических событий. И если копнуть глубже, становится очевидно: писатель сменил вовсе не тематику, а лишь форму повествования. Но прежде чем анализировать тайный смысл «Премудрого пескаря», предлагаем ознакомиться с кратким пересказом произведения:

Салтыков-Щедрин: «Премудрый пескарь» вкратце

Жил в реке мудрый пескарь. Его родители тоже были умны и умудрились дожить до старых лет. Перед смертью отец учил сына быть осторожным: избегать крупной рыбы и раков, а главное — людей. Старик было сам чуть не попался и не стал для них обедом. И решил мудрый пескарь: выдолбить себе крошечную нору, в которую мог бы попасть он один, и спрятаться там от всяких опасностей.

Целыми днями пескарь тихо сидел в своей норе. Выходил лишь ночью или после полудня, когда все хищники уже были сыты. Правда, и самому пескарю питаться было нечем. Но лучше уж голодная жизнь, чем смерть в сытости.

Однажды пескарю привиделся сон, будто он выиграл в лотерею. От сладких фантазий полголовы его вылезло наружу. А там то и дело подстерегала угроза — то щука, то рак. Проживая каждый новый день, пескарь премудрый радовался, что не был съеден.

Кадр из мультфильма «Премудрый пескарь»

Сказка «Премудрый пескарь»: YouTube/ЛитКлуб

Краткое содержание: премудрый пескарь и его сожаления

Живя в постоянном страхе, пескарь не завел ни семьи, ни друзей. Он вспоминал, как все было в его детстве: тогда хищники совсем мелкую рыбу не трогали, поэтому его отец еще мог позволить себе семью. А сейчас — совсем другое время.

Так пескарь прожил больше столетия:

  1. Не знал он ни любви, ни дружбы, ничего в жизни не попробовал.
  2. Перед смертью старик стал задумываться: жили бы все пескари так, как он, их род давно бы исчез.

Почувствовав себя бесполезным, старик уж было решил выйти из норы и проплыть по реке, но страх снова взял верх.

«Премудрый пескарь»: развязка истории

Рыбам, проплывающим мимо норы старика, не было до него дела. Никто не поинтересовался, как он так долго прожил, да и умным его не считали. Перед смертью пескарь снова увидел счастливый сон о лотерее. Но теперь он еще и стал больше, сам щук гоняет!

Во сне старик выпал из норы и пропал. Кто знает, что с ним произошло. Может, стал обедом для щуки. Но это вряд ли: кто захочет лакомиться стариком. Скорее всего, умер пескарь и всплыл на поверхность.

«Премудрый пескарь». Кадр из мультфильма

Сказка «Премудрый пескарь»: YouTube/Советские мультфильмы

«Премудрый пескарь»: анализ произведения

На первый взгляд, Салтыков-Щедрин создал понятную и поучительную сказку для детей. Но это не совсем так. Автор спрятал в тексте глубокий посыл для взрослых и даже намекнул на политическую ситуацию в стране.

Подтекст произведения поможет раскрыть анализ. «Премудрый пескарь» — попытка писателя высказаться на запрещенные темы. Какие именно — рассмотрим далее:

История написания

Сказка «Премудрый пескарь» была написана зимой 1882–1883 гг. Она стала реакцией автора на происходящие в то время политические события:

  • В начале 1880-х участники революционной организации «Народная воля» совершили убийство императора Александра II.
  • Усилились преследования интеллигенции, участились аресты. Вместе с тем покушение на царя не вызвало народных волнений, на которые рассчитывали члены «Народной воли».
  • Боясь за собственную безопасность и жизни, революционеры решили залечь на дно и прекратили активную деятельность.

Михаил Салтыков-Щедрин не разделял такой позиции, но и открыто осуждать «Народную волю» не мог. Свое мнение автор завуалированно высказал в новом произведении «Премудрый пескарь».

Учитывая остросоциальный сюжет сказки, ее не сразу пустили в печать:

  1. Сперва «Премудрого пескаря» опубликовали в Женеве — в газете «Общее дело», которую издавали эмигранты. Произведение поместили в раздел «Сказки для детей изрядного возраста», намекая, что именно взрослым будет интересно его прочесть.
  2. В России сказка увидела свет в 1884-м в журнале «Отечественные записки».

Салтыков-Щедрин

Портрет Салтыкова-Щедрина: Wikipedia/Н. Н. Ге

«Премудрый пескарь»: смысл

Несмотря на политический подтекст, который поймут те, кто знаком с историей России конца девятнадцатого века, сказка проста для восприятия и вполне может понравиться ребенку. Автор создал произведение таким образом, чтобы его могли по-своему интерпретировать и дети, и взрослые.

Вот какие поучительные идеи изложил писатель:

Жить — значит рисковать

В первую очередь «Премудрый пескарь» — это рассказ о жителях подводного мира. С помощью такой аллегории автор стремился донести младшему поколению мысль, что жизнь без риска и приключений скучна, и нужно смело преодолевать все препятствия, чтобы ею наслаждаться в полной мере.

Риск — форма самореализации личности

Более глубоко эта идея раскрывается в восприятии взрослого человека: отказ от полноценной жизни, своих идей и принципов из-за страха неудачи или боязни за свою безопасность может сделать человека еще более несчастным.

Вред чрезмерной родительской опеки

Помимо этого, автор раскрывает проблему отцов и детей. Небольшой эпизод, повествующий о родителях пескаря, показывает, как пагубно родительское воспитание может сказаться на будущем ребенка. Чрезмерная опека, попытки «загрузить» свой опыт в сознание нового поколения приводят не только к тому, что молодежь начинает страшиться реальной жизни, испытаний, но отказывается от полноты бытия и наслаждений.

Так, Салтыков-Щедрин коснулся философского вопроса о счастье и смысле жизни. Автор считает, что их суть не в количестве прожитых лет, а в простых человеческих вещах: дружбе, близких людях, развлечениях, любви.

Кадр из мультфильма «Премудрый пескарь»

Сказка «Премудрый пескарь»: YouTube/Советские мультфильмы

«Премудрый пескарь»: жанр и композиция

Чтобы емко выразить свои идеи, Салтыков-Щедрин выбрал для «Премудрого пескаря» необычный жанр — сатирическая сказка. На это указывают особенности произведения:

  • С одной стороны, в нем много фантастики. Автор использует аллегорические образы рыб, чтобы на их примере донести основную мысль.
  • В то же время это пародийные образы, ведь изначально созданы, чтобы высмеять реальных политических фигур.
  • Основной сатирический прием, который использует писатель, кроется в названии сказки. Салтыков-Щедрин не зря нарочито часто называет главного героя «премудрым». Этим он лишь подчеркивает его глупость и слепую самоуверенность.

Особенности композиции «Премудрого пескаря» автор подсмотрел в народных сказках. Он ведет повествование логично и последовательно:

  1. Произведение начинается с экспозиции. В ней читатель знакомится с главным героем пескарем, узнает о его родителях.
  2. Вступление плавно перетекает в завязку: отец-пескарь дает сыну наставления о том, как правильно жить.
  3. С развитием сюжета читатель узнает, как сложилась жизнь пескаря после смерти отца и матери. Постепенно герой приходит к осознанию, что жил напрасно.
  4. В развязке пескарь умирает.

Произведение заканчивается своеобразной моралью: пескарь, который более столетия вел трусливый, затворнический образ жизни, на старости лет никому не нужен, даже хищникам, которые так долго за ним охотились.

Рассказ не зря внесен в школьную программу: он поможет юным читателям задуматься о смысле жизни и выборе. Однако взрослым также удастся почерпнуть в нем мудрость. И, пожалуй, именно в этом и состоит уникальность творчества Михаила Салтыкова-Щедрина.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1885108-premudryj-peskar-kratko-soderzanie-i-analiz/

Сатира Салтыкова-Щедрина давно и прочно вошла в золотой фонд русской литературы. Он пытался описать и высмеять множество болезней общества. Его произведения позволяют нам понять, чем жила и о чём думала русская интеллигенция середины девятнадцатого века, и какие проблемы он видела перед собой. Его сказка «Премудрый пискарь» стала одним из первых произведений, деконструировавших образ маленького человека. Пожалуй, именно с этой сказки в русской литературе особое внимание стало уделяться образу мещанина, который до этого находился в тени. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор этого произведения.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Направление и жанр
  • 3 Суть: о чём сказка?
  • 4 Главные герои и их характеристика
  • 5 Темы
  • 6 Проблемы
  • 7 Смысл
  • 8 Чему учит?
  • 9 Критика

История создания

История написания сказки «Премудрый пискарь» — это череда интересных фактов: 

  1. «Премудрый пискарь» был создан в 1882 году, когда в среде русской интеллигенции царило разочарование от провала реформ и начала эпохи реакции. Российская империя превращалась в полноценное капиталистическое государство, что постепенно превращало общество в серую безликую массу, в которой есть только конкуренция, и нет места жалости и состраданию.
  2. Создавая эту сказку, Салтыков-Щедрин попытался описать человека нового времени, но прототип пескаря неизвестен.
  3. Впервые «Премудрый пискарь» был опубликован в эмигрантской газете «Общее дело» в Женеве. Ее распространяли в подполье, в России она была вне закона. Но потом сказку приняли в журнал «Отечественные записки», и все русские читатели смогли получить к ней доступ.
  4. Отсылки на это произведение М.Е. Салтыкова-Щедрина любил делать Владимир Ленин в своих выступлениях. Он называл пескарями всех тех, кого хотел укорить в трусости.

Направление и жанр

Как ни странно, сказка «Премудрый пискарь» написана в рамках литературного направления реализма. Несмотря на то, что все события, описанные в сказке, носят фантастический характер, через них проглядывают образы реальной действительности. Используя такие слова, как «умеренно-либеральный», автор ясно даёт понять, что его сказка повествует о реальных общественных проблемах. Он не зря адресовал ее «детям изрядного возраста».

Жанр данного произведения можно определить, как сатирическая сказка. Автор использует множество фантастических допущений, повествование наполнено такими свойственными для сказки словами, как «жил-был», «помаленьку да полегоньку» и другие. В то же время это используется для того, чтобы смягчить жёсткое высмеивание общества, присутствующее в произведении. А смягчить его было необходимо, иначе книгу не напечатали бы в России.

Суть: о чём сказка?

Основные события сказки «Премудрый пискарь» повествует нам о жизни одного пескаря. В детстве отец, который сам однажды чуть не попал в уху, внушил своему сыну необходимость в осторожности, привил ему чувство недоверия и страха перед окружающим миром.

Повзрослев, пескарь в первую очередь выдолбил себе маленькую норку, из которой выходил только по ночам. Днём же пескарь отсиживался в норе и постоянно дрожал перед раками, щуками и прочими обитателями водоёма.

Таким образом, пескарь прожил до ста лет, не заведя ни семьи, ни друзей, но прослыв премудрой и почтенной рыбой. Однако перед смертью он внезапно осознал, что его образ жизни губителен и бессмыслен. Будучи не способным уже что-либо изменить, исполненный тоски и сожалений, премудрый пескарь, лежал в своей норе и ждал смерти в полном одиночестве.

Уже на пороге смерти пескарю снится сон о том, как он выиграл двести тысяч и вырос на пол аршина, превратившись в самого опасного хищника в водоёме. Во сне пескарь слегка высовывается из своей норы и исчезает без следа.

А вот и краткое содержание сказки.

Главные герои и их характеристика

Система образов в сказке «Премудрый пискарь» представлена Многомудрым Литреконом в формате таблицы:

герои сказки «премудрый пискарь» характеристика
премудрый пискарь маленькая трусливая рыбка, которая больше всего в жизни ценила свою безопасность. всю свою жизнь пескарь прожил в страхе перед окружающими, однако сам всегда мечтал стать большим и опасным хищником, чтобы терроризировать и поедать других рыб. в образе пескаря автор изобразил представителей интеллигенции, которые были запуганы жандармами и обысками, поэтому мирились со своей жалкой участью и открыто не высказывали власти свое неодобрение. в либеральных кругах их уважали, но на самом деле их протест выражался только в неуверенном шепоте.
обитатели водоёма представлены в основном раками и щуками, которых так боится пескарь. несмотря на абсурдность страхов пескаря, они представляют собой реальную опасность. в их образе автор воплотил жандармов, чиновников и других людей, от которых исходила угроза в адрес инакомыслящих. они действительно страшны к гневе и голоде, могут сломать чужую жизнь, но бояться их — это значит добровольно отказываться от свободы ради жалкого рабства.

Темы

Тематика сказки «Премудрый пискарь» продолжает ряд сквозных мотивов в творчестве Салтыкова-Щедрина:

  1. Неуверенность в себе – с самого детства пескарю внушали его ничтожность и слабость пере окружающим миром. Даже спустя сто лет, он так и не смог побороть свои комплексы и начать полноценную жизнь. Таков рабский удел людей, зависимых от чужого мнения и общественных пересудов.
  2. Зона комфорта – пескарь Салтыкова-Щедрина стремится создать вокруг себя недоступное для других пространство, в котором он мог бы спрятаться от жестокости окружающего мира. В итоге его уютная норка превращается в мрачную сырую могилу.
  3. Футлярность – премудрый пискарь, движимый страхом, добровольно отрезает себя от мира, лишает себя всяких отношений с другими пескарями. Обрекает себя на вечное одиночество ради ощущения ложной безопасности.
  4. Фольклорные мотивы – в тексте сказки часто встречаются словесные обороты, свойственные народному творчеству, вроде «жил-был» и просторечия, вроде «шмыгают» Всё это нужно для того, чтобы подчеркнуть типичность и жизненность описываемых событий, а также сказочность произведения.

Проблемы

Проблематика сказки «Премудрый пискарь» знакомит нас с проблемами, которые всегда стояли перед человечеством:

  1. Трусость – основная проблема. Салтыков-Щедрин жестоко высмеивает трусость человека перед жизненными трудностями. Но подчёркивает, что именно воспитание и общественное устройство делает людей такими, какие они есть. Страхи были навязаны герою с рождения.
  2. Тщетность жизни – тщетность жизни, потраченной исключительно на создание уютного мирка только для себя, становится очевидна даже самому премудрому пискарю. Однако он уже оказывается неспособным изменить свою судьбу.
  3. Иллюзии – на протяжении всей своей жизни пескарь убеждал себя в опасности внешнего мира и собственной слабости. Многочисленные страхи, многие из которых были выдуманы им самим, вынудили его уйти в его собственный мир, где он отдался во власть другим иллюзиям – мечтам о могуществе.
  4. Заблуждения – с самого детства пескарь жил в заблуждениях, его картина мира была искажена. В конце жизни он осознал свои ошибки и умер, полным сожалений из-за не реализованных амбиций.

Смысл

Салтыков-Щедрин изобразил в своей сказке типичного либерала-мещанина, которого не интересует ничего, кроме его собственного благополучия. Такого человека не волнует даже его собственная душа и саморазвитие, если его тело пребывает в спокойствии и комфорте. Писатель видел, что вместо того, чтобы бороться с несправедливостью мира, люди пытаются сбежать от неё, запереться в своих крохотных мирках, где нет места тревогам и переживаниям. Но главная мысль сказки «Премудрый пискарь» заключается в том, что так сделать не получится: пока мы прячемся по своим норам, ситуация не меняется, а становится только хуже.

Причину такого поведения писатель видел не только в человеческой слабости, но и в самом общественном устройстве, которое делает людей раздробленными и жестокими по отношению друг к другу. Основная идея сказки «Премудрый пискарь» — это не только высмеивание пескаря, а осуждение всего того, что привело его к пожизненному самозаключению.

Чему учит?

Эта сказка осуждает инертность и трусость. Автор высмеивает стремление человека сбежать от реальной действительности, показывая, что этот путь обесценивает человеческую жизнь и ведёт лишь к одиночеству. Вывод из сказки «Премудрый пискарь» — это необходимость признать, что вся мудрость пескаря является всего лишь трусостью.

Салтыков-Щедрин пытается донести до читателя важность саморазвития, необходимость жить полной жизнью, несмотря на все трудности и неудобства, ведь только тогда жизнь человека обретает ценность. Такова мораль произведения «Премудрый пискарь».

Критика

«Премудрый пискарь» был встречен довольно положительно. Современники правильно поняли замысел писателя.

Писатель и критик Константин Арсеньев заметил, что сказка «Премудрый пискарь» перекликается с «Вечером четвертым» из «Пошехонских рассказов», появившемся в № 10 «Отечественных записок» за 1883 г., где публицист Крамольников обличает либералов, прячущихся от суровой действительности в «норы», заявляя, что таким путём им спастись всё-таки не удастся.

На сегодняшний день эта сказка «Салтыкова-Щедрина» считается классикой русской сатиры, которая отражает направление общественной мысли последней четверти девятнадцатого века.

Автор: Михаил Щепин

Анализ «Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин

Анализ «Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 757.

Обновлено 10 Июля, 2021

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 757.

Обновлено 10 Июля, 2021

Сказки М. Салтыкова-Щедрина адресованы в первую очередь взрослым, ведь под маской своих персонажей автор умело скрывал пороки общества. Тем не менее, произведения Михаила Евграфовича интересны и детям среднего школьного возраста. Они учат подростков анализировать свое поведение, подсказывают «правильный путь». Сказку «Премудрый пескарь» школьники изучают в 7 классе. Знакомясь с ней, нужно учитывать историко-культурный контекст ее создания. Предлагаем краткий анализ сказки, который облегчит поиски того, что скрыто между строк, а также станет помощником в подготовке к ЕГЭ.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Год написания – декабрь 1882 – январь 1883.

История создания – К созданию сказки М. Салтыкова-Щедрина подтолкнули общественно-политические события. Либерально настроенные интеллигенты пыталась «затаиться» от реакции властей, чтобы не рисковать своим положением, а может быть, и жизнью. Анализируемое произведение – критика такой позиции.

Тема – Воспринимать сказку можно как в прямом, так и в переносном смысле, поэтому в ней можно выделить несколько тем: жизнь премудрого пескаря; бездействие, вызванное боязнью опасности.

Композиция – Как смысловая, так и формальная организация сказки «Премудрый пескарь» несложная. Автор начинает ее традиционным «Жил-был», знакомит с рыбьим семейством и постепенно переходит к рассказу об основных событиях. Заканчивается произведение риторическим вопросом, который подталкивает читателя к размышлениям о сказанном.

Жанр – Сказка.

Направление – Реализм.

История создания

История создания произведения тесно связана с общественно-политической ситуацией второй половины XIX века. В 1881 г. члены организации «Народная воля» совершили покушение на Александра II. Смерть императора усилила гонения за интеллигентами. Интеллигенты-либералы решили занять пассивную позицию, чтобы не рисковать своей свободой и жизнью. Михаил Евграфович не разделял такого мнения, однако открыто критиковать либералов не мог. Так появилась сказка Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь». Года написания – декабрь 1882 – январь 1883.

Русская цензура долго не допускала сказку Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» к печати, поэтому впервые оно было опубликовано в 1883 г. в эмигрантской газете «Общее дело» в Женеве. «Премудрого пескаря разместили в рубрике «Сказки для детей изрядного возраста», как бы намекая, что в ней раскрываются вовсе не детские мотивы. В России женевскую газету с анализируемым произведением распространяли члены «Народной воли».

В 1884 г. сказку опубликовал журнал «Отечественные записки».

Тема

Для лучшего понимания смысла сказки «Премудрый пескарь» анализ ее следует начинать с характеристики мотивов.

В литературе есть множество произведений, в которых завуалировано развиваются запрещенные властями темы. М. Салтыков-Щедрин – один из самых известных русских писателей, работавших с аллегорическими образами. Его сказку «Премудрый пескарь» можно читать как поверхностно, не задумываясь о переносном смысле, так и учитывая аллегорическое значение, поэтому в нём развиваются две основные темы: жизнь пескаря и бездействие, причина которому – страх.

В контексте указанных тем сформировалась проблематика. В произведении поднимаются такие проблемы: родительское воспитание и его влияние на судьбу детей, страх, смысл жизни, человек и общество и др.

Для создания аллегорий автор погружает читателя в подводный мир, поэтому главные герои сказки – рыбы. Тем не менее находится место и для образов людей. Начинается произведение с рассказа о семье пескарей. Глава семейства поучал детей быть предельно осторожными, так как маленьких рыб опасность подстерегает на каждом шагу. Главный герой, наслушавшись этих наставлений, решил спрятаться от мира, чтобы дожить до старости и умереть своей смертью.

Пескарь вырыл себе нору, где прятался днём. Даже поесть он выплывал ночью. Так в одиночестве и постоянном дрожании от страха он прожил более ста лет. И действительно умер своей смертью. Герой так и не понял, что суть жизни в борьбе за свое счастье, в радости, которую ощущаешь в кругу друзей и близких, в простых забавах.

Только дочитав сказку до конца, можно понять «смысл названия». Называя пескаря премудрым, Михаил Евграфович на самом деле намекает на глупость героя. Приставка пре- в этом случае является синонимом к слову «чересчур», ведь пескарь чересчур боялся за свою жизнь и поэтому чересчур много думал, как уберечь себя.

Чтобы намекнуть читателю, что и среди людей есть такие пескари, автор вводит в рассказ о рыбе человеческие реалии: «В карты не играет, вина не пьёт, табаку не курит, за красными девушками не гоняется»; «Выиграл будто бы он двести тысяч, вырос на целых пол-аршина и сам щук глотает».

Исходя из содержания, можно определить идею сказки. Автор осуждает людей, которые боятся рисковать, проживая свою жизнь бессмысленно. Основная мысль – страх может стать серьезной преградой на пути к счастью.

Композиция

Особенности композиции произведения такие же, как у фольклорных сказок. Организация его предельно проста, начинается текст традиционным вступлением. Все элементы сюжета расположены в логической последовательности.

В экспозиции читатель знакомится с главным героем сказки и его семьей, узнает о том, какие опасности подстерегают небольших рыб. После прочтения этой части складывается первое впечатление о пескаре. Завязка – рассказы и наставления пескаря-отца. Развитие событий – рассказ о жизни пескаря-сына после смерти родителей, размышления рыбы, как сложилась бы его жизнь, живи он по-другому.

Ярко выраженной кульминации в сказке нет, однако кульминационными точками можно считать эпизоды, где рак и щука подстерегают пескаря. Развязка произведения – смерть пескаря.

Примечательно, что сказка заканчивается риторическим вопросом, который подсказывает, чему учит писатель.

Жанр

Жанр «Премудрого пескаря» Салтыкова-Щедрина – сатирическая сказка. В произведении есть реальные и фантастические события, а человеческие качества и характеры автор скрывает под образами рыб. В то же время писатель использовал сатирические приемы для разоблачения либералов. Он высмеивает пескаря посредством описания его характера и поведения, художественных средств, например, постоянного повторения эпитета «премудрый».

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Михаил Антонов

    6/10

  • Наталья Степанова

    9/10

  • Давид Микулеску

    10/10

  • Алпият Магомедова

    10/10

  • Sfdsdff Sdafds

    9/10

  • Денис Аллаяров

    10/10

  • Яна Рамазанова

    10/10

  • Марина Шитова

    10/10

  • Катя Шишкина

    10/10

  • Сергей Каштырёв

    7/10

Рейтинг анализа

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 757.


А какую оценку поставите вы?

История создания сказки

В 1882 году правила жесткая цензура, убирающая все произведения, которые обличали действующую власть. Салтыкову-Щедрину необходимо было создать такую сказку, чтобы ее опубликовали. Тогда и появляются сатиристические сказки. Тема для создания произведения появилась после покушения на Александра II людьми из “Народной воли”. Все интеллигентное общество промолчало, авторы писали “в стол”, вслух не обсуждалась власть, чтобы сохранить хоть какую-то свободу. Михаилу Евграфовичу не нравилось такое “замалчивание”, но и открыто он не мог об этом говорить. После создания сказки “Премудрый пескарь” в 1883 году в свободной газете эмигрантского происхождения “Общее дело” сказка была опубликована в разделе сказок для детей изрядного возраста.

Рис. 1. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. И. Крамской. 1879 год

Рис. 1. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. И. Крамской. 1879 год

Основные темы

Бездействие и трусость — две основных темы сказки “Премудрый пескарь”. Реакция соотечественников-либералов высмеивается Салтыковым-Щедриным в самых жестоких аллегорических сравнениях. Главный герой — пескарь. Рыба-либерал живет сам по себе, незаметно для окружающих, думая, что чем она будет менее заметна, тем лучше будет ее жизнь. Пескаря этой жизненной позиции научили родители, которые на собственном примере доказали, что залог долгой жизни — жить тихо и спокойно. Но в том обществе, в котором живет пескарь, это не удастся. Прячась в свои домики и норки, не удастся не вмешиваться в происходящее. В названии сказки присутствует сатиристическое отношение автора к пескарю. Мудрость пескаря — поверхностная, он слишком много думает, и от этого считает себя умным и мудрым. Но приставка “пре”, добавленная Салтыковым-Щедриным, указывает на значение “слишком” или “чересчур” умным. Думы пескаря ни к чему не приводят, а только лишь усиливают страх. Автор указывает нам в сказке, что могут быть такие же пескари и среди людей, которые и вино не пьют, и в карты не играют, и за девушками не ухаживают. Про таких людей и писалась сказка. Салтыков-Щедрин негативно относится к тем людям, которые боятся жить. Автором поднимается тема евангельского происхождения, где человек закапывает свой талант в землю. Михаил Евграфович предостерегает нас от пустой жизни, дает наказ не только младшему поколению, но и взрослым — необходимо продумывать свой финал жизни. И только ваш выбор — будет этот финал достойным и счастливым в кругу семьи или одиноким и унылым в сырой, не пропускающей свет норе.

Рис. 2. Премудрый пескарь. Иллюстрация художников Кукрыниксы

Рис. 2. Премудрый пескарь. Иллюстрация художников Кукрыниксы

Композиция

Произведение написано по канонам фольклорных сказок. Сказка начинается со вступления, где проводится основная идея сказки — живи так, чтобы ни в суп не попасть, ни быть съеденным щукой. Экспозиция сказки — знакомство читателя с главным героем, устоями его жизни. Завязкой произведения стали рассказы отца пескаря и жизнь главного героя после смерти своих родителей. Пескарь — хороший сын, он следует заповедям своего отца, но доводит их до апогея. Пескарь перестает выходить из своей норы ночью. Случалось так, что из-за страха он мог просидеть несколько дней без еды. Главный герой практически ни с кем не общался.

Важно! В сказке есть события, являющимися композиционными точками.  Это встречи с раком и щукой, когда пескарь испытывал наиболее высокое эмоциональное напряжение.

Кульминация — раздумья пескаря уже перед смертью. Он только сейчас понял, что весь его страх приводит к скучной и неинтересной жизни, а самое главное — при таком образе жизни у него никогда не будет потомства. Пескарь все дрожал и боялся, но теперь он хотел что-то изменить. Тем не менее слабоволие не позволило ему что-то изменить. Пескарь исчезает, и автор в такой трагической развязке подчеркивает, что никто не знает, как исчез главный герой, потому что никому не было до него дела.

Рис. 3. Иллюстрация к сказке Салтыкова-Щедрина Премудрый пескарь

Рис. 3. Иллюстрация к сказке Салтыкова-Щедрина Премудрый пескарь

Особенности жанра

Сатиристическая сказка — ответ писателей на жесткую редакцию произведений. Сатирики обличали пороки людей, вождей и целых эпох, не боясь редактуры, ведь жанр сказки подразумевал иносказательность, и именно этот факт позволял наделить животных, рыб и птиц  “волшебными” свойствами человека.

Важно! Гипербола — основная особенность сказок Салтыкова-Щедрина, он доводил пороки человека до абсурдности. Это помогало читателю понять, что более мелкие проступки могут привести к определенному исходу событий.

Таким образом, детская, с первого взгляда, сказка при детальном рассмотрении становится глубоким и сильным произведением с философской идеей и посылом будущему поколению.

Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» – краткое изложение. Как правильно: пискарь или пескарь? Анализ: тема и проблематика. О чем писать в сочинении?

«Премудрый пискарь» — сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина, высмеивающая трусливых обывателей. Главный герой — пискарь, который всю жизнь только и делал, что прятался от опасностей. Пискарь считал себя очень умным, но в итоге прожил несчастливую и бесполезную жизнь в постоянном страхе.

Произведение входит в цикл «Сказки для детей изрядного возраста». Впервые опубликовано в 1883 году за границей.

Пескарь или пискарь?

Персонаж Салтыкова-Щедрина — пискарь, через букву «и». В сочинении лучше использовать именно этот авторский вариант, чтобы показать знакомство с текстом.

Название рыбы — пескарь, пишется через «е». Поэтому нередко и название щедринской сказки искажают, пишут «Премудрый пескарь». В некоторых изданиях для детей используется именно такое написание.

Полный текст и аудиокнига

Полный текст сказки «Премудрый пискарь» доступен в «Викитеке».

Аудиоверсию можно послушать на YouTube.

Краткое изложение

Отец пискаря однажды чуть не угодил в уху и завещал сыну: хочешь жить, всегда гляди в оба! Пискарь этот был «просвещенный, умеренно-либеральный». Он хорошо понимал, что кругом опасности. Жить нужно так, чтоб никто тебя не заметил, и умереть своей смертью, размышлял пискарь.

За год он выдолбил себе носом норку, куда мог поместиться только он сам. Весь день пискарь прятался в норе и дрожал от страха. За пропитанием он ненадолго выплывал лишь около полудня, когда вся рыба уже сыта, а при любой опасности пискарь прятался обратно. Лучше голодать, чем погибнуть, признавал он.

Каждый день пискарь недосыпал, недоедал и все время беспокоился, будет ли жив завтра. Иногда ему снилось, как он выигрывает в лотерею двести тысяч.

У норы пискаря поджидали то рак, то щука, но он не вылезал, дрожа от страха. Тем и спасался. И каждый раз после очередной победы восклицал: слава богу, жив!

Пискарь не женился, не завел детей. Это ведь в отцовские времена легко было прожить, «щуки были добрее», размышлял он. А сейчас-то уж не до семьи! Так и прожил пискарь сто с лишним лет: без друзей и родных, в вечном страхе.

Под конец жизни даже щуки хвалили его за упорство: если бы все так жили, кругом была бы тишь да благодать! На самом деле, щуки надеялись с помощью этой лести выманить пискаря из норки. Но он на такие хитрости не поддался.

Наконец пришла пискарю пора помирать. Радовался он, что своей смертью умирает. Но думал о щучьих словах: а если бы и правда все жили точно так же? И понял речной житель, что в этом случае никаких пискарей бы не осталось.

Думал пискарь напоследок вылезти из норы да гордо проплыть по всей реке, но снова испугался. «Жил — дрожал, и умирал — дрожал». Да и премудрым его на самом деле никто не называл. Считали пискаря остолопом, который настоящую жизнь променял на сидение в норе.

С этими грустными мыслями пискарь заснул и снова видел сон про выигрышный билет на двести тысяч. И покуда спал, рыло его из норки высунулось. А после пискарь исчез без следа. То ли щука его схватила, то ли рак — непонятно. Вероятнее всего, он умер своей смертью. Потому что кому захочется есть старого и больного пискаря, да вдобавок еще и премудрого?

Анализ: о чем писать в сочинении

Тема сказки — страх, который делает жизнь бессмысленной и бесцельной. В сочинении можно написать о том, что автор сказки критикует своих трусливых современников и в то же время поднимает вечную проблему: зачем жить, если нет ничего, ради чего человек был бы готов рискнуть собой?

Произведение Салтыкова-Щедрина принято связывать с исторической ситуацией в России 1880-х годов. После того, как революционеры-народовольцы убили царя Александра II, власть унаследовал его сын Александр III. При новом императоре революционное подполье было разгромлено, ужесточена цензура, за любые проявления инакомыслия стали сурово наказывать. В те годы многие свободолюбивые интеллигенты решили, что лучше затаиться и не рисковать своим благополучием.

Именно таких людей Салтыков-Щедрин критикует эзоповым языком, изображая в виде «премудрой» рыбки, всю жизнь дрожащей в норе. А поскольку автор пишет, что пискарь был «умеренно-либеральный», сказку рассматривают в первую очередь как критику русских либералов: на словах они поддерживают свободу, но все время боятся и ничего не делают.

Однако нельзя сказать, что щедринская сказка — исключительно злободневные размышления о трусости русской интеллигенции. Писатель и спустя 150 лет заставляет задуматься о смысле жизни. Если жизнь — это лишь бесконечные попытки избежать смерти, то зачем жить? Умирать рано или поздно все равно придется. И тогда о каждом человеке будут судить по делам:

Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал об нем? кто об его существовании вспомнит?

Именно об этом Салтыков-Щедрин призывает читателя помнить, чтобы не прожить жизнь премудрого пискаря.

Меню статьи:

  • История создания произведения
  • Политический подтекст текста
  • Чем вдохновлялся автор?
  • Судьба сказки
  • Тематика прозы
  • Проблематика произведения
  • Характеристика действующих лиц текста
  • Образ пескаря
  • Философский смысл сказки
  • О смысле названия прозы
  • Идея произведения
  • Композиционные особенности текста
  • Экспозиция
  • Завязка
  • Кульминация
  • Развязка
  • Жанровое своеобразие произведения
  • Язык салтыковских сказок
  • Особенности сказок писателя
  • Герои салтыковских текстов
  • «Пескарь» в отзывах критиков
  • Позиция Б. Я. Бухштаба
  • Мнение Я. Эльсберга
  • Точка зрения А. С. Бушмина

Имя Михаила Салтыкова-Щедрина вошло в историю литературы под знаком сатиры. «Премудрый пескарь» – пример такого сатирического творчества русского автора. Салтыков-Щедрин – мастер-сказочник, перу которого принадлежат забавные и поучительные шедевры. Адресаты произведений писателя – взрослые люди, способные понять тонкость слога литератора.

Писатель занимался раскрытием пороков общества. Сегодня это произведение входит в школьную программу. Ученики средней школы анализируют тексты Салтыкова-Щедрина, обладающие мощным дидактическим посылом.

История создания произведения

Дата рождения сказки – зима 1882-го – 1883-го годов. Писатель остро реагировал на общественно-политическую ситуацию конца XIX столетия. История появления анализируемого текста связана с ситуацией, которую наблюдал автор. Приходит 1881 год. В это время участники «Народной воли» совершают покушение на жизнь императора. Александр Второй погибает. После смерти правители усиливается реакция, положение интеллигентов ухудшается, осложняется.

Интеллигенция – это либеральная прослойка общества того времени. В результате, интеллигенты заняли позицию пассивного созерцания, отказываясь рисковать своим положением. Люди не желали попасть в тюрьму или поставить свою жизнь под угрозу. Салтыков-Щедрин придерживался другого мнения. Писатель, однако, не критиковал интеллигентов. «Премудрый пескарь» – плод размышлений автора над этими проблемами.

Политический подтекст текста

Писатель создает анализируемое произведение не с развлекательной целью. Салтыков-Щедрин стремится выразить свои политические и социальные размышления. Автор характеризует главного героя произведения как «просвещенное, умеренно-либеральное» существо. Такое описание не слишком маскирует параллелизм реальной жизни и сюжета сказки.

«Эзопов язык» – типичный басенный прием – раскрывает литературную манеру русского гения. Писатель обращается к гиперболическим образам и гротескным ситуациям. Эти средства позволяют полноценно отобразить неприглядные стороны современного автору общества.

Под рассказом о пескаре литератор скрыл жесткую сатиру на российские реалии. 1882–1883-й годы вошли в историю как грозная реакция. Либеральные реформы погибшего правители заменились на суровую консервативную реакцию Александра Третьего. Новый император активно поощрял цензуру и ограничения свобод. Люди жили в постоянном страхе, боялись сделать необдуманное движение и получить наказание. Именно об этом и пишет Михаил Евграфович. Либерал представляется сатирику человеком-конформистом, социально и политически пассивным существом. Конформизм, приспособленчество возводится таким человеком на пьедестал философии.

Чем вдохновлялся автор?

В центре многих салтыковских творений (в том числе здесь) – грустная судьба жителей Российской империи. Автор обращается к судьбе простых людей, народа. Это протагонист щедринских текстов. Антагонист – угнетатели народа, власти. Писатель признавался, что на создание литературных шедевров его побуждает боль.

Анализируемая сказка, безусловно, переполнена революционными смыслами, опасным, бунтовским содержанием. Автор – решительный, говорит все прямо. В произведении отсутствует недосказанность. Писатель высмеивает робость чувств, гражданскую трусость российских либералов. Интеллигенты превращаются в отрицательных героев, читатель не чувствует к ним жалости. Причина такого отношения кроется в подходе к жизни таких людей: для них главная ценность – самосохранение.

Судьба сказки

Сегодня произведение Салтыкова-Щедрина – это иллюстрация к XIX веку, текст, который изучается в школе. Но в период жизни автора произведение не допускалось к печати цензурой. Целый год салтыковское творение лежало в ящике стола, пока писатель не получил добро на публикацию.

Первый выход произведения в печати произошел в 1883-м году. Сказку напечатала эмигрантская газета под красноречивым названием «Общее дело». Текст вышел в Швейцарии. Писатель сам определил аудиторию своего творения – «дети изрядного возраста». Так автор намекал, что книга затрагивает взрослые, серьезные темы. К слову сказать, на территории Российской империи это издание распространялось участниками уже известной нам «Народной воли». Наконец, в 1884-м году текст выходит и на родине автора – в «Отечественных записках».

Тематика прозы

Мотивы – то, что лучше всего раскрывает специфику тем, которые затрагивает автор в анализируемом тексте. Писатель обращается к вопросам, запрещенным цензурой. Салтыковская сказка, как и басни Крылова, в латентном, завуалированном виде выражает насущные проблемы. Итак, в «Пескаре» литератор раскрывает следующие мотивы:

  • аллегорическое изображение общественных пороков;
  • размышления о жизни пескаря;
  • бездействие главного героя, страхи пескаря.

Салтыковское творение – это многоуровневое произведение. Читатели могут выбрать, как читать текст:

  • интерпретируя произведение буквально;
  • воспринимая переносные, аллегорические смыслы.

Проблематика произведения

Темы салтыковской сказки тесно связаны с проблемами, которые анализирует автор – в художественной форме:

  • воспитание, которое родители дают своим детям;
  • влияние воспитания родителей на судьбы детей;
  • проблема страха;
  • проблема смысла человеческой жизни;
  • взаимодействие человека с обществом.

Характеристика действующих лиц текста

Особенность салтыковского произведения – главные герои. Действия сказки происходят в подводном мире, а ключевые персонажи текста – рыбы. Впрочем, в произведении присутствуют и люди – в качестве героев.

Образ пескаря

Начало текста – это рассказ о семье главного героя. В центре повествования – пескарь. Автор изображает героя главой семейства. Пескарь дает детям мудрую науку: проявлять повсеместную осторожность. Пескари – это маленькие рыбешки, которые часто попадают в опасность. Пескарь послушал напутствия родителей. В итоге, рыбка прячется от всего мира.

Премудрый пескарь

Герой хочет дожить до преклонных лет, чтобы встретить естественную смерть.
Рыба роет нору, в которой прячется днем. Герой ведет ночной образ жизни: ест ночью, выплывает на прогулку и т. д. Жизнь пескаря – это тотальное одиночество, страх. Впрочем, такой подход к жизни позволил пескарю прожить сто лет и умереть от естественных причин.

Философский смысл сказки

Салтыков-Щедрин в такой, казалось бы, фантасмагорической форме представляет на самом деле вечные вопросы – философские:

  • В чем суть жизни?
  • Что лучше: короткая жизнь в радости или долгая жизнь в постоянном страхе?
  • Правильно ли выбирать долгую жизнь и одиночество вместо жизни в кругу товарищей, родных людей?

О смысле названия прозы

Финал произведения раскрывает истинный смысл названия салтыковской сказки. «Премудрость» героя – это насмешка, ведь на самом деле писатель рассказывает о глупости пескаря. Использование приставки «пре-» отсылает к слову «чересчур», «слишком». Пескарь слишком боится жизни, слишком бережет себя, лишая радости и счастья. Главный герой вместо качества выбирает количество.

Премудрый пескарь

Писатель считает: «пескари» – это явление не только рыбьего, но и человеческого мира. Чем занимаются люди-«пескари»? Избегают азартных игр, не пьют спиртного, не употребляют табак, не интересуются женщинами. Жизнь таких людей становится пресной и скучной.

Идея произведения

Содержание текста позволяет ухватить идею произведения. Михаил Евграфович негативно относится к людям, страшащимся риска, живущим бессмысленной жизнью. В центре текста находится следующая мысль: страх перед жизнью – серьезная преграда для счастья и радости, получения удовольствия от существования.

Идея салтыковского произведения окрашивается иронией. Кроме того, идея как бы сплавляется с моралью (как в баснях). Мораль текста выражается в конце сказки. Главный герой умирает, а вместе с ним исчезает и память о нем и его жизни. Таким образом, писатель мастерски передает горечь и боль от никчемного существования.

Композиционные особенности текста

Писатель строит произведение по принципу фольклора. Народные сказки отличаются предельно простой организацией текста. В произведении присутствует традиционное вступление, а сюжетные элементы размещаются согласно логике. Все события излагаются последовательно.

Экспозиция

Вступление знакомит читателей с ключевыми действующими лицами. Писатель подробно останавливается на образе главного героя и семьи пескаря. Автор рассказывает о принципах воспитания среди рыб, о подходе героев к жизни. Читатели формируют первые впечатления о пескаре.

Завязка

В этой части произведения излагаются советы, наставления, которые отец дает своим детям-рыбам. Далее автор повествует о смерти старших пескарей. Маленькие рыбешки вырастают, наследуя науку родителей. Пескарь размышляет над тем, как могла сложиться его жизнь. Литератор приводит разные альтернативы, чтобы сравнить подходы к жизни.

Кульминация

Как таковая, кульминация в тексте отсутствует. Однако писатель вводит кульминационные точки – это сцены, когда пескаря предостерегают другие подводные жители (рак со щукой).

Развязка

Читатель узнает, что пескарь дожил до глубокой старости и умер от естественных причин. Завершение сказки – это риторический вопрос, выражающий философский смысл и центральную идею текста.

Жанровое своеобразие произведения

Для реализации задуманной идеи автор выбирает жанр сатирической сказки. Салтыков-Щедрин – настоящий мастер сатиры. Писатель умело соединяет в своем произведении реальность и фантастику, маскирует образы людей под масками рыб.

Сатира позволяет писателю разоблачать слабости либеральной интеллигенции. Описание характера, качеств рыбы, художественные средства (как слово «премудрый») – все это помогает автору высмеивать интеллигентов. Стоит отметить, что эпитеты и сам образ рыбы намекают на отсутствие у интеллигентов твердого характера. В этом контексте стоит вспомнить поговорку «ни рыба, ни мясо».

Язык салтыковских сказок

Основное средство иронично-сатирического высказывания Салтыкова-Щедрина – «эзопов язык». Писатель совмещает наследие античного автора, находки известных баснописцев и выразительный арсенал фольклора. Народное творчество – безграничный источник аллегорий. Автор использует эти общедоступные, убедительные, прозрачные иносказания для достижения личных целей в литературе.

Михаил Евграфович подробно и глубоко изучил фольклор. Народная сказка открыла автору приемы, подходящие для создания настоящих шедевров в таком жанре литературы. Главная цель писателя – не дать нравоучение, а отобразить собственные социально-политические взгляды.

Особенности сказок писателя

Салтыковская «сказка» – это особый жанр, изобретенный писателем. Автор лаконично, емко, экономно передает основные мотивы и идеи всего своего наследия. Подобный жанр – конспект салтыковского творчества. Так считают критики и исследователи творчества русского автора. Сказки вводят читателей в круг проблем, поднимаемых Михаилом Евграфовичем.

«Медведь на воеводстве» – занимательное произведение Михаила Салтыкова-Щедрина, однако, его скрытые смыслы следует читать между строк. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения

Щедрин – гениален, вотчина писателя – лаконичная, малая форма, позволяющая воплощать философию жизни автора. Фольклорная основа произведений отсылает читателей к своеобразной народной мудрости. Иносказательная форма – форма отображений суровой, горькой, отчаянной действительности. Смех, который вызывает ситуация, описанная автором, – горький.

Герои салтыковских текстов

В центре сюжета салтыковских сказок – животные. Эта особенность роднит басни и сказки. В баснях центральными действующими лицами тоже являются звери. Животные – это воплощение отрицательных образов, констелляция символа угнетателей, мучителей русского народа. Звери в текстах автора проявляют бытовую, рутинную мудрость, разбираются в социальной и политической ситуации. Впрочем, негативная черта таких персонажей – пассивность, страх, трусость, неприспособленность к борьбе за свои же интересы.

«Пескарь» в отзывах критиков

Позиция Б. Я. Бухштаба

Критик называет главного героя щедринского текста «самым типичным» «сказочным обывателем». В образе пескаря воплощается ключевая характеристика обывателей салтыковской эпохи. Автор обрисовывает момент трусливого бегства от жизни, что было характерно для реакции.

Премудрый пескарь

Пескарь интересуется исключительно вопросами самосохранения. Великие идеи, стремления – не для героя. Жизнь персонажа проходит в постоянной трусости, дрожи от страха и ужаса. Место существования рыбы – тесная, темная нора в глубинах речного дна. Пескарь боится всех: других подводных жителей, людей… У героя отсутствует семья и друзья. Образ пескаря – это констелляция бесцельной, убогой, никчемной, бесплодной, бессмысленной жизни. Авто презирает трусость, подхалимство, конформизм и лицемерие. В то же время, писатель явно поощряет мужество, стойкость, честность.

Мнение Я. Эльсберга

Писатель создает общественно-политические типажи, которые воплощают собой последствия реакционного времени:

  • либеральная трусость;
  • покорность угнетателям и властям;
  • безыдейное отношение к жизни;
  • духовная бедность;
  • ограниченное мировоззрение.

В образе главного героя повествования – убогого и трусливого обывателя, который вечно дрожит и ноет – изображен либерал. Конформист отгораживает себя от социума, от общественных и политических проблем. Человек-«пескарь» отказывается от борьбы. Рыба, которая полностью сосредоточилась на спасении своей шкуры, живет пустой жизнью. Такой личности неведомы высокие, страстные чувства, светлые мысли, высшие духовные ценности.

Сказки – это жанр, где наиболее ярко проявился сатирический дар Салтыкова-Щедрина.  О чем они рассказывают, можно узнать, ознакомившись с публикацией на нашем сайте

Человек выбирает комфорт и безопасность, а не борьбу за свободу и права.
Критик отмечает злободневность и актуальность салтыковских произведений. Автор не первый раз создает такого яркого и насыщенного смыслами героя. Эльсберг сравнивает пескаря с другими персонажами Салтыкова-Щедрина: вяленой воблой, карасем-идеалистом и т. д. Под сатирическое перо писателя попадали, прежде всего, конформисты и обыватели: работники канцелярий, банков, контор, газет.

Точка зрения А. С. Бушмина

Критик подчеркивает изображение автором малодушия интеллигентов. Речь идет о либералах, которые в реакционное время поддались постыдной панике. Видно, что писатель презирает такую слабовольную позицию интеллигенции, неспособной постоять за свои идеалы. Инстинкт самосохранения заставил таких людей спрятаться в узком мире личных интересов, покинуть активную общественную борьбу.

Салтыков-Щедрин Михаил Евгеньевич «Премудрый пескарь» — анализ сказки

Содержание:

  • «Премудрый пескарь» — описание, кто автор
  • Сюжет сказки
  • Описание главных героев
  • Темы произведения
  • Проблематика произведения
  • Чему учит автор в сказке «Премудрый пескарь»

«Премудрый пескарь» — описание, кто автор

«Премудрый пескарь» (или «Премудрый пискарь», как было обозначено самим автором по общепринятым правилам грамматики XIX в.) – это сатирическая сказка, принадлежащая перу Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.

Чтобы произвести анализ сказки, нужно обязательно учитывать исторический контекст. Создание данного произведения явилось ответом на общественно-политическую ситуацию в стране во второй половине XIX века. В 1881 г. народовольцами был убит российский император Александр II, что привело к усилению гонений на представителей интеллигенции. Сказка Салтыкова-Щедрина, написанная в 1883 году, представляла собой скрытую критику интеллигентов-либералов, которые заняли нейтральную позицию, не желая рисковать жизнью и свободой.

Впервые опубликована эта сказка была в 1883 году в Женеве, в эмигрантской газете «Общее дело». Она попала в рубрику под названием «Сказки для детей изрядного возраста» — иными словами, вовсе не для детей. В России же ее опубликовал журнал «Отечественные записки» в 1884 году – отечественная цензура не допускала ее к публикации.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Одна из особенностей произведения – его жанровая принадлежность. Автор определяет его как сказку, и оно действительно включает в себя элементы плана фольклорного произведения (например, зачин), а также фольклорные клише: «жил-был», «ни в сказке сообщить, ни пером описать», «стал жить-поживать» и т.д. Тем не менее, эта сказка написана в рамках литературного направления реализма. Это мы можем понять, например, по использованному автором слову «умеренно-либеральный» – явная аллюзия на реально существующие в мире проблемы.

Сюжет сказки

Основной сюжет – рассказ о маленькой рыбке, пескаре, который живет в реке. Его родители умерли, но перед смертью отец наставлял его быть осторожным, а особенно сторониться удочки. Понимая, что опасность может подстерегать абсолютно везде, пескарь решает изолироваться от мира в маленькой норе, выбираясь из нее только по ночам, вдали от чужих глаз.

Сто лет он прожил, зарывшись в песок, радуясь, что умирает своей смертью. Однако его мучают сомнения: он уже совсем старый и больной, почти ослеп, но так и не обзавелся собственной семьей и не нашел себе друзей. «Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал о нём? кто об его существовании вспомнит?» — думает он. Во сне пескарь видит, будто выиграл двести тысяч рублей и глотает щук, которых так боялся в жизни. Но пока он спит, его рыло случайно показывается из норы, после чего он вдруг исчезает – то ли его проглотила щука, то ли перешиб клешней рак, а может, он умер своей смертью и всплыл на поверхность? «Скорее всего – сам умер, потому что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще и премудрого?» — предполагает рассказчик в конце.

Описание главных героев

Главный герой произведения – это сам премудрый пескарь. Он представляет собой образ маленькой трусливой рыбки, мечтающей стать большим и опасным хищником, поедающим других рыб. Однако вместо этого он выбирает спрятаться в норке и отказаться от нормальной жизни ради собственной безопасности.

Для проведения параллели с реальным миром автор использует прием олицетворения – он очеловечивает пескаря, помещая его в человеческие реалии: «В карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется»; «Выиграл будто бы он двести тысяч, вырос на целых поларшина и сам щук глотает». Пескарь – это собирательный образ, он олицетворяет интеллигенцию, представители которой заняли пассивную общественно-политическую позицию, и вместо того, чтобы открыто выступить против власти, смирились со своим положением и предпочли жить в страхе.

Обитатели водоема – хищные рыбы и речные животные (преимущественно раки и щуки), которых опасается премудрый пескарь. Их образы являются воплощением жандармов, чиновников и прочих представителей «государственной машины», которые представляли собой угрозу для либеральной интеллигенции. Для пескаря щуки и раки действительно опасны, но постоянно прятаться в песке – значит, добровольно отказаться от нормальной, полноценной жизни.

Темы произведения

Основными темами произведения являются:

  1. Неуверенность в себе. Пескарь считал, что он не сможет противостоять окружающим его жителям водоема, и потому выбрал не пересекаться с ними вообще. До самой смерти он был уверен в своей ничтожности и слабости перед миром, и полноценно жить мог только в мечтах или во сне. Он отказался от свободы и нормальной жизни, добровольно принеся себя в рабство, лишь бы умереть собственной смертью.
  2. Зона комфорта. Пескарь вырыл маленькую норку, в которой мог уместиться только он – это было его безопасное место. И хотя она была тесной и ограничивала его движения, он продолжал жить так на протяжении ста лет, прячась от жестокости внешнего мира.
  3. «Футлярность» или изоляция, отрешение от мира. Руководствуясь страхом за свою жизнь, пескарь собственноручно отрезает себя от окружающего мира и от прочих обитателей водоема. Таким образом, он закрылся в своей норе – «футляре» — не только от предполагаемых опасностей, но и от тех, кто мог бы стать его другом или создать с ним семью. Только в конце жизни он осознает, что таким затворническим образом жизни он всего-навсего обрек себя на вечное одиночество.

Проблематика произведения

Одна из основных проблем этой сказки – страх. Автор высмеивает человеческую трусость перед трудностями, без которых жизнь невозможна. Избегая предполагаемой опасности, пескарь фактически избегает и самой жизни. При этом в произведении подчеркивается, что причиной такого отношения стали родители – то есть, такие взгляды люди перенимают благодаря воспитанию и общественному устройству.

Красной нитью через произведение также проходит проблема бесполезности, тщетности жизни. Больше ста лет пескарь прожил в норке вместо того, чтобы наполнить свою жизнь смыслом. Однако это осознание приходит к нему лишь перед смертью, когда он уже не в силах ничего изменить.

Всю жизнь пескарь жил в заблуждении касательно внешнего мира. Это еще одна проблема, освещенная писателем в сказке. Он никогда не встречался со своими страхами лицом к лицу, ему их внушили с детства, и всю жизнь он прожил, убеждая себя, что встреча с одним из «опасных» обитателей водоема обязательно станет роковой. В конце концов он выстраивает для себя собственный безопасный мир, состоящий из маленькой норки и мечтаний о непрожитой, но наполненной смыслом жизни.

Чему учит автор в сказке «Премудрый пескарь»

Салтыков-Щедрин в своем произведении осуждает стремление к физическому благополучию и игнорирование при этом душевных, эмоциональных нужд. Главной идеей сказки является то, что люди предпочитают бежать от несправедливости мира в собственный изолированный мирок, а не бороться с ней. Опасность такого выбора заключается в том, что пока каждый прячется в своем «футляре», ситуация снаружи лишь усугубляется. В конечном счете, это не приносит пользы никому. В итоге получается, что пескарь вовсе не премудрый, а всего лишь трусливый – в этом состоит смысл названия.

Сказка «Премудрый пескарь» высмеивает и критикует не только самого пескаря, но и то, что привело к его «трагедии». Причиной добровольной изоляции, абстрагирования от трудностей становится общественное устройство, которое делает людей разрозненными и жестокими. Таким образом, автор осуждает трусость перед жизнью, пассивность и инертность, показывая, что такой подход приводит к обесцениванию человеческой жизни. Он учит бороться за счастье, за свою ценность как личности.

Автор статьи

Светлана Владимировна Томченко

Эксперт по предмету «Литература»

Задать вопрос автору статьи

История написания сказки «Премудрый пескарь»

Прежде, чем приступить к основным аспектам анализа данного произведения, нам следует рассмотреть историю его создания.

История создания «Премудрого пескаря» довольно тесно граничит с политической и социальной ситуацией конца девятнадцатого века. В этот период появляется много подпольных организаций и революционных народных течений, совершаются первые покушения на Александра Освободителя. Михаил Евграфьевич Салтыков-Щедрин не относил себя к либералам, но и не мог их открыто критиковать. Все это легло в основу замысла «Премудрого пескаря», написанного в 1882-1883 годах.

Замечание 1

Впервые опубликована данная сказка в городе Женеве, в газете для эмигрантов «Общее дело» в тысяча восемьсот восемьдесят третьем году. В тысяча восемьсот восемьдесят четвертом году сказка была опубликована под редакцией самого писателя в журнале «Отечественные записки».

Основные аспекты сказки «Премудрый пескарь»

Итак, к основным аспектам анализа данной сказки можно отнести следующие.

Тема и мотивы. Мотивом данной сказки можно назвать бездействие, неспособность что-либо изменить, обусловленную страхом и боязнью. На основе этого мотива формируется тема произведения: жизнь пескаря, его бездействие, страх. Сказку «Премудрый пескарь» можно читать как поверхностно, не вникая глубоко в смысл, так и понимая аллегорию, приведенную автором. Вообще, можно сказать, что аллегория является фактически главным средством выразительности в данном произведении, помогающим раскрыть идейный замысел.

Проблематика. К главной проблеме данного произведения относятся плоды родительского воспитания, его влияния, судьбы детей, зависящих от него. В основе сказки можно разглядеть конфликт: человек и общество; родители и дети. Также в произведении поднимаются достаточно философские темы.

Средства выразительности и их значение. Как уже говорилось выше, одним из главных средств выразительности, определяющим жанр произведения, является аллегория. Главные герои произведения — рыбы, которые символизируют людей. Обычное семейство рыб, аналогичное семейству людей, где старшое поколение учит младшее быть осторожным в жизни, чтобы не попасть в беду. Главный герой воспринял этот совет буквально и вырыл себе норку, в которой прятался всю жизнь. Так, в одиночестве, он прожил до старости, не в силах что-либо изменить. Он так спешил всеми силами сохранить свою жизнь, что она потеряла всякий смысл для него.

«Анализ «Премудрый пескарь» Салтыкова-Щедрина» 👇

Смысл произведения. Название «Премудрый пескарь» можно расценивать как иронию, сарказм. Салтыков-Щедрин называет его премудрым, намекая на его глупость, страх перед жизнью и неспособность постоять за себя. Так, аллегорично, беззащитным и бессильным представлен весь русский народ, который не способен был в эпоху перемен изменить свою судьбу. Автор в своем произведении осуждает и презирает людей, не способных изменить свою жизнь, людей скучных, ничем не рискующих, считающих свою жизнь надежной и стабильной, когда она на самом деле — болото, затягивающее все глубже и глубже. Все это определяет идейный замысел произведения, его глубинный смысл.

Жанровая уникальность произведения. «Премудрый пескарь» по своему жанру является сказкой, в традиционном понимании этого определения, а также сатирой, включающей в себя аллегорическую и поучительную функции. Все это, безусловно, определяет саму сказку как выдающееся явление. Однако, подобное произведение далеко не единственное в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина. Оно входит в целый цикл подобных значимых произведений – сатирических сказок, главным элементом которых является аллегория.

Композиция данного произведения включает в себя основы русского фольклора. В частности, это хорошо заметно в начале произведения, а также в его финале. Композицию этой сказки можно назвать линейной, то есть последовательно развивающейся. В произведении пролёживается четкая логическая цепочка, одни события сменяют другие последовательно.

Жанр «Премудрого пескаря» можно определить, как сатиру и как сказку одновременно. В произведении есть как реальные события, так и фантастические. А также присутствует аллегория, благодаря которой образы рыб соединяются с человеческими чертами. Автор в своем произведении высмеивает жизнь без риска, без изменений, что подчеркивает постоянным ироническим повторением эпитета «премудрый». Употребление столь характерного эпитета в непрямом его значении и создает ироническую часть аллегории. Это является чуть ли не главным элементом самой сказки.

Значение произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина следующее:

  1. Сочетание реальности и фантастики породило так называемую сатирическую сказку, в основе которой одновременно лежит ирония и философский замысел. Все это обуславливает ее жанровую уникальность.
  2. «Премудрый пескарь» занимает достаточно большое место в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина. Это произведение-сатира характеризует людей того времени, эпохи перемен и первых революционных народных течений.
  3. Сказка по своему значению также несет поучительно-философскую функцию, затрагивая достаточно важную остросоциальную тему: что лучше – риск или стабильность? Ответ на этот вопрос можно найти в этой сказке.
  4. «Премудрый пескарь сочетает в себе также и исторический подтекст – достаточно вспомнить хотя бы историю ее написания.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что сказка «Премудрый пескарь» имеет достаточно большое значение в творчестве Михаила Евграфьевича, а также во всей русской литературе в целом, включая в себя поучительную, философскую, историческую, политическую, а также социальные функции. Недаром эта сказка не относится к обычному «сказочному» разделу – детского в ней нет.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

  • Оставели или оставили как пишется
  • Особенности сюжета сказки коняга
  • Особенности сюжета сказки карась идеалист
  • Оставалась как правильно пишется
  • Особенности сюжета как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки как один мужик