Особенности сюжета сказки спящая красавица

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Спящая красавица Перро

Анализ сказки Спящая красавица Перро

Сказка о Спящей красавице учит своих читателей никогда не терять веру в лучшее, и в любой ситуации оставаться добрым человеком.

В произведении описывается любовь двух людей, которые нашли друг друга, преодолев множество испытаний и помех на своем пути.

Необходимо ценить, что дала нам судьба, ведь все плохое и хорошее всегда кончается. Каждый опрометчивый шаг, может перечеркнуть все хорошее. Месть плохая штука, нужно прощать все обиды и тогда в жизни будет все хорошо. Добро всегда побеждает зло, и в сказке именно так все и произошло.

Сюжет

Жили король с королевой, и очень хотели иметь ребенка. И вот судьба преподнесла им подарок, у них родилась прекрасная дочь.

Чтобы отметить радостное событие, родители устроили пиршество, на которое позвали всех волшебниц, но про одну они забыли.

На торжестве все добрые волшебницы желали девочке, чтобы она была хорошей мастерицей, но вдруг на праздник пожаловала старая колдунья, которую не пригласили.

Она напророчила принцессе, что в день, когда ей исполнится семнадцать лет, она будет прясть, уколется веретеном и умрет.

Король отдал приказ, чтобы по всему королевству не было ни одного острого предмета, которым можно уколоться.

Но в день, когда принцессе исполнилось семнадцать, она увидела прялку и, взяв в руки веретено, укололась и заснула непробудным сном.

Так принцесса проспала долгие сто лет, и вместе с ней все королевство. Дворец весь зарос колючими кустами терновника, и стал похож на непролазные заросли.

Спустя сто лет, мимо дворца проезжал принц, он пробрался во дворец и увидел что все обитатели королевства, включая принцессу, спят крепким сном.

Принц поцеловал принцессу, и заклятье старой колдуньи исчезло, и девушка проснулась, а вместе с ней и все королевство.

Принцесса с первого взгляда полюбила своего спасителя, и они сыграли роскошную свадьбу.

План сказки Спящая красавица

  1. Рождение наследницы
  2. Пиршество и подарки волшебниц для девочки
  3. Проклятье старой колдуньи
  4. Повзрослевшая принцесса укалывается веретеном и засыпает на сто лет.
  5. Королевство тоже засыпает
  6. Спустя сто лет принц пробирается во дворец и целует принцессу.
  7. Принцесса и все королевство просыпается.
  8. Молодые отпраздновали свадьбу

Вариант №2

В сказке Шарля Перро « Спящая Красавица» рассказывается о том, как у короля с королевой родилась дочка. На крестины маленькой принцессы было приглашено много гостей, но одну старую фею позвать забыли, точнее, не знали, что она еще жива. Однако, она заявилась сама и была очень возмущена проявленным невниманием.

Когда пришло время раздавать подарки, феи, которых пригласили, подарили много хорошего новорожденной девочке. А вот старуха, затаившая злобу, предрекла смерть принцессе из-за укола веретеном.  Горе овладело родителями девочки. Но тут появилась еще одна юная фея. Она предполагала что-то плохое со стороны старой ведьмы, поэтому подошла к колыбели последней.

Эта фея сказала, что разрушить чары старухи она не в силах, но сделает так, что принцесса не умрет – она лишь заснет на сто лет. Так и случилось. Избежать укола веретеном принцессе не удалось, несмотря на то, что все эти инструменты в стране были сожжены. Пользоваться ими было запрещено под страхом смерти. Но одно случайно уцелело, и принцесса нашла его. Предсказание свершилось, девушка укололась и заснула. Через сто лет во дворец приехал прекрасный принц. Увидев спящую принцессу, он мгновенно влюбился в нее. Когда принц поцеловал девушку, она проснулась.

Эта сказка волшебная, потому что в ней присутствуют волшебные персонажи – феи. Так же в реальной жизни невозможно уснуть на сто лет и проснуться от одного лишь поцелуя.

Злая героиня здесь – старая фея. Из-за своей мелочной обиды ей ничего не стоило лишить жизни молодую девушку, сделать несчастными родителей и всю семью принцессы. Ведь даже пока принцесса еще не уснула, король с королевой не знали покоя. Когда же девушка погрузилась в сон, родители навсегда потеряли возможность общаться с ней – проснувшись, она уже не застала родных. Анализируя поведение злой феи, читатель видит, насколько плохо быть злопамятным и мстительным. Наказывая других за небольшие промахи, сделать зла можно во сто крат больше. Просто нужно уметь прощать людей, особенно, если обида нанесена не нарочно.

Юная фея – добрая героиня. Она, как смогла, нейтрализовала деяние старой ведьмы. Так же добрым героем можно назвать принца. Влюбившись в принцессу, он так сильно хотел ее разбудить, что ему это удалось.

Главная мысль этой сказки заключается в том, что добро все равно восторжествует над злом. Но это не может произойти само собой — требуется участие добрых неравнодушных людей. Также в разрушении злых чар большую роль играет любовь.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Спящая красавица Перро

Анализ сказки Спящая красавица Перро

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Любовь в романе Преступление и наказание Достоевского

    Детективный и психологический роман «Преступление и наказание» авторства русского писателя Федора Михайловича Достоевского получил сумасшедшую популярность еще после своей первой публикации и держит эту позицию по сей день.

  • Анализ сказки Чуковского Мойдодыр

    Корней Чуковский, затронул, наверное, самую важную тему для детей — личную гигиену. Сказка появилась на свет в 1922 году и удачно мультипликацировалась, оставляя в разуме детей неизменные качества чистоплотности на всю жизнь.

  • Хронологическая таблица жизни и творчества Платонова

    1899 – Рождение будущего писателя в слободе под Воронежом.

  • Сочинение на тему Бездомные животные

    Проблема бездомных животных очень актуальна в современном мире. Очень часто мы видим сюжеты с бездомными животными в фильмах и книгах. К сожалению, это стало привычным делом.

  • Сочинение Всегда ли любовь бывает счастливой?

    Любовь – это одно из высших духовных чувств человека. Оно дарит человеку ощущение нужности, делает его счастливым. Влюблённый человек готов сделать всё ради своей второй половинки. Но всегда ли любовь бесконечна и взаимна?

БРОДЯЧИЙ СКАЗОЧНЫЙ СЮЖЕТ О «СПЯЩЕЙ КРАСАВИЦЕ» В РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ФОЛЬКЛОРЕ

Аннотация: в статье определяется понятие «бродячий сказочный сюжет», особенности сюжета о «спящей красавице», сходство и различие данного сюжета в литературе и фольклоре разных народов. Авторы используют различные методы исследования: анализа научной литературы, анкетирования, интервьюирования, анализа творческих работ учащихся.

Введение

Актуальность исследования

Сказки
сопровождают нас с самого раннего детства, чем старше мы становимся, тем интереснее
и сложнее становятся их сюжеты и герои. Однако мы часто замечаем, что в сказках
разных народов нам встречаются похожие сюжеты, ситуации, персонажи. Из научной литературы
мы знаем, что существуют так называемые бродячие сказочные сюжеты, которые так или
иначе повторяются в той или иной форме в фольклоре и литературе разных народов.
Существуют множество экранизаций этих произведений. Нам показалось интересным провести
исследование по этой теме, потому что она соответствует нашему возрасту, кругу чтения
и дает возможность для творчества.

Объект исследования – бродячий
сказочный сюжет о «спящей красавице».

Предмет исследования – русская
и зарубежная литература и фольклор.

Цель – узнать, что такое бродячий
сюжет и какие известны бродячие сказочные сюжеты; определить особенности сюжета
о «спящей красавице», сходство и различие в литературе и фольклоре разных народов.

Проблемные вопросы

Что такое
бродячий сказочный сюжет? Какие бродячие сказочные сюжеты известны в литературоведении?
Каковы особенности бродячего сюжета «спящая красавица»? Что общего в этом сюжете
у разных народов и у разных писателей? Чем отличаются произведения с данным сюжетом?

Гипотеза

Сюжет о
«спящей красавице» заключается в следующем: у некоего царя/короля долго нет детей,
и некое волшебное существо предсказываете царице/королеве рождение ребёнка; предсказание
сбывается, и рождается долгожданная дочь-красавица. На рождение или крестины дочери
царь / король собирает пир и приглашает колдуний/фей/ведуний, которые должны одарить
новорождённую чудесными подарками. Обычно забывают пригласить одну из колдуний/фей/ведуний,
которая, обидевшись, предсказывает девочке смерть. Однако последнее слово остаётся
за младшей колдуньей / феей, которая смягчает проклятие и заменяет смерть на долгий
сон, который должен быть прерван поцелуем влюблённого царевича / принца.

Однако
в некоторых сказках на этот сюжет накладываются другие события: царица-мать умирает,
и царь / король женится на другой, злой мачехе, которая узнаёт от волшебного зеркала,
что царевна / принцесса превосходит её красотой. Мачеха пытается избавиться от красавицы,
отправляя на верную гибель, и потом предпринимает три попытки убить её, используя
различные способы и отравленные предметы, в числе которых есть и яблоко. Царевна
находит приют в лесу у карликов / гномов / богатырей. В результате действий злой
мачехи царевна умирает, её хоронят в стеклянном / хрустальном гробу. Будит её опять
же поцелуй влюблённого царевича / принца.

В каждой
сказке у разных народов этот сюжет имеет свои отличительные особенности и детали.

Задачи

1. Найти информацию в научной литературе и в Интернете.

2. Проанализировать материал, выбрать главное.

3. Составить анкету, провести опрос.

4. Проанализировать анкеты, выбрать самое важное.

5. Проанализировать творческие работы учащихся.

6. Систематизировать результаты работы.

7. Подвести итоги, сделать выводы.

Методы

Анализ
научной литературы по выбранной теме, диагностика (анкетирование), изучение творческих
работ учащихся и их анализ.

I глава. Научная основа
изучения бродячего сказочного сюжета о «спящей
красавице».

«Сказка –
это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах
и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил» [7].

Существует
множество сказок со схожими, почти одинаковыми сюжетами. Такие сюжеты называют
«бродячими».

В исследовательской
литературе существует множество определений бродячих сюжетов.

Бродячие
сюжеты – устойчивые комплексы сюжетно-фабульных мотивов, составляющие основу устного
или письменного произведения, переходящие из одной страны в другую и меняющие свой
художественный облик в зависимости от новой среды своего бытования [4].

«Бродячий
сюжет» – термин, использующийся литературоведами и исследователями устного
народного творчества для обозначения сюжетов, имеющих сходство в фольклоре и литературе
разных народов. Появление «бродячего сюжета» связывают с взаимодействием народных
культур и миграцией людей.

«Бродячие
сюжеты очень устойчивы и остаются по сути неизменными на протяжении своего путешествия
между разными народами. В процессе перехода сюжетов появляются все новые и новые
их варианты, но структура их остается неизменной. В каждой стране сюжет видоизменяется
в зависимости от национальных особенностей культуры, экономики, политики, социального
строя. Основа остается прежней, и соотнести бродячие сюжеты достаточно легко. Особенно
яркие примеры бродячих сюжетов дают сказки» [4].

Выделяются
разные типы бродячих сюжетов: героические, повествующие главным образом о славных
подвигах героев, витязей, богатырей и пр.; таков, например, бродячий сюжет «бой
отца с сыном» и пр.; мифологические или волшебно-сказочные, в основу которых легли
предания о змеях, волшебных птицах, чудо-девице, скатерти-самобранке и пр. персонажах
и предметах волшебных сказок; таков, например, бродячий сюжет в сказках и былинах
о Змее Горыныче и спрятанной смерти и пр.; сказочно-бытовые, повествующие о бытовых
явлениях, нашедшие отражение в сказке; таковы бродячие сюжеты о мачехе и падчерице,
о похищении жен и девушек как отголосок обычая «умыкания» и пр.; новеллистически-бытовые
(сатирически-бытовые); таковы бродячие сюжеты в ряде анекдотов о глупцах, в новеллах
о вероломных женах и вдовах, в сказках про попа и мужика и прочие [4].

Бродячие
сюжеты делятся на группы, например, сюжет о «спящей красавице», «Снегурочке» и другие.
Мы решили более подробно рассмотреть сюжет о «спящей красавице».

В.А. Жуковский
в 1831 году написал стихотворную сказку «Спящая царевна», где рождение у царицы
дочери предсказывает рак.

С сюжетом
«Спящей красавицы» перекликается сказка про Белоснежку и 7 гномов (1812 г.,
братья Гримм) А.С. Пушкин перенёс обе фольклорные традиции на русскую почву
в собственной «Сказке о мёртвой царевне» (1833 г.).

Предшественницей
«Спящей красавицы» (1697 г.) Ш. Перро является сказка Джамбаттисты Базиле «Солнце,
Луна и Талия», впервые опубликованная в 1634 г.

Сказка
народов Восточной Африки «Волшебное зеркало» построена по сходной схеме, насыщенной
местным национальным колоритом. Вместо 7 богатырей – 10 охотников.

«Волшебное
зеркальце» – русская народная сказка [4].

Бр. Гримм,
Ш. Перро, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин – все они записали сказку о
Спящей красавице, по-своему преобразив ее.  Жуковский использовал сюжеты немецкой
сказки «Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая в лесу красавица»,
обработанной Шарлем Перро. Сюжет его сказки точно повторяет сказку Шарля Перро.
Пушкин написал свое произведение на основе народных сказок, которые собирал, находясь
в ссылке в Михайловском в 1824–1826 годах. Переодевшись в крестьянский наряд,
смешивался он на ярмарках с толпой людей, прислушиваясь к меткому народному слову,
записывая рассказы сказителей. Там он записал сказку «Самоглядное зеркало», похожую
по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой источник – волшебные сказки
Арины Родионовны. Именно о них он писал брату Льву: «Вечером слушаю сказки –
и тем вознаграждаю недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти
сказки! Каждая есть поэма!» [2]. А М.К. Азадовский указывает на западноевропейские
источники, в частности, на сказку «Белоснежка» братьев Гримм. Но это совпадение
только внешнее. Пушкинское творение более поэтичное, выражающее идеи и идеалы русского
народа.

Один из
крупнейших фольклористов ХХ века В.Я. Пропп написал книгу «Исторические корни
волшебной сказки», в которой выяснил источники волшебной сказки в исторической действительности
и, в том числе, рассказал о происхождении бродячего сюжета о «спящей красавице»
в главе «Большой дом». Часть главы, в которой описывается этот сюжет, называется
«Красавица в гробу». Возникновение сюжета исследователь связывает с обрядом посвящения:
«В сказке девушка, живущая у богатырей в лесу, иногда внезапно умирает; затем, пробыв
некоторое время мёртвой, вновь оживает, после чего вступает в брак с царевичем.
Временная смерть […] есть один из характерных и постоянных признаков обряда посвящения»
[1].

В.Я. Пропп
рассказывает, что девушка «неожиданно умирает и столь же неожиданно оживает и вступает
в брак» [1], и выделяет три группы предметов, от которых она умирает. «Одна группа
составляет предметы, вводимые под кожу: иголки, шипы, занозы. Сюда же можно отнести
шпильки и гребёнки, вводимые в волосы. Вторая группа – это средства, вводимые
внутрь: отравленные яблоки, груши, виноградинки или, реже, напитки. Третью группу
составляют предметы, которые надеваются. Здесь фигурирует одежда: рубашки, платья,
чулки, туфельки, пояса и предметы украшения: бусы, кольца, серьги. Наконец есть
случаи, когда девушка превращается в животное или птицу и вновь превращается в человека.
Средства оживления очень просты: нужно вынуть иглу или шпильку из-под кожи, нужно
потрясти труп, чтобы отрава выскочила наружу, нужно снять рубашку, колечко и т.
д.» [1].

Также В.Я. Пропп
объясняет, почему гроб именно стеклянный. «Почему гроб часто бывает стеклянным –
на этот вопрос можно дать ответ только в связи с изучением «хрустальной горы»,
«стеклянной горы», «стеклянного дома» и всей той роли, которую в религиозных представлениях
играли хрусталь и кварц, а позже – стекло, вплоть до магических кристаллов
средневековья и более поздних времен. Хрусталю приписываются особые магические свойства,
он играл некоторую роль в обрядах посвящения, и хрустальный гроб есть только частный
случай более общего явления» [1].

Выводы по I главе

Как показали
работы исследователей, бродячие сказочные сюжеты уходят корнями в глубокую древность
и связаны с взаимодействием народных культур и миграцией народов. Они делятся на
тематические группы, в одну из которых входят сказки с сюжетом о «спящей красавице».
Учёные определили источники данного сюжета в исторической действительности, выделили
ряд отличительных особенностей, характерных для данного бродячего сюжета: группы
предметов, от которых умирает красавица, средства её оживления, особенности гроба
и др.

Таким образом,
обзор исследовательской литературы по теме позволяет нам сказать, что данный сюжет
давно привлёк внимание учёных, которые проанализировали его основные особенности.

II глава. Представления современных
читателей о бродячем сказочном сюжете о
«спящей красавице».

Результаты анкетирования.

Мы провели
анкетирование среди учащихся 5–6-х и 11 классов, а также их родителей (35 анкет).
По результатам опроса нам удалось выяснить, что 3% опрошенных не читали сказки в
детстве, 97% – читали. При этом 89% из них любят читать сказки; остальные –
нет.

На вопрос
анкеты «Знаете ли Вы, что такое бродячий сказочный сюжет?» утвердительно ответили
51% опрошенных, слышали о «бродячем» сюжете, но не знают, что это такое – 23%,
никогда не слышали о «бродячем» сюжете – 26% (см. рисунок 1).

Рис. 1

На вопрос «Читали ли вы сказки с похожими сюжетами?»
91% опрошенных ответили «да», и только 9% – «нет».

При этом смогли назвать сказки с похожими сюжетами 60%, не смогли –
40% (см. рисунок 2).

Рис. 2

Знают, откуда берутся сказки с бродячими сюжетами
54% опрошенных, не знают – 46% (см. рисунок 3).

Рис. 3

Большинство (97%) видит отличия в сказках с
бродячим сюжетом, а 3% – нет (см. рисунок 4).

Рис. 4

При этом читали сказку с сюжетом о спящей красавице
100% анкетируемых.

Таблица 1

Сравнительный
анализ сказок с сюжетом о «спящей красавице»

Братья Гримм «Шиповничек»

Ш. Перро «Спящая красавица»

В.А. Жуковский «Спящая царевна»

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой
царевне и о семи богатырях»

Братья Гримм «Снегурочка»

У царя долго нет детей.

Волшебное существо предсказывает
царевне рождение ребенка.

Царица должна родить ребёнка.

Королева мечтала о ребёнке.

Предсказание сбывается, рождается
дочь. Мать остаётся жива.

Ребёнок рождается, мать умирает.

Царь собирает пир, приглашает
колдуний, которые одаривают девочку подарками.

Сюжетная линия отсутствует.

Отец забывает пригласить одну
колдунью, которая обижается на это и предсказывает новорожденной смерть.

Сюжетная линия отсутствует.

Младшая колдунья заменяет смерть
на долгий сон, который должен прервать царевич.

Сюжетная линия отсутствует.

Царь остается со своей женой,
матерью царевны.

Царь женится на другой.

Сюжетная линия отсутствует.

У мачехи есть волшебное говорящее
зеркальце.

Сюжетная линия отсутствует.

Мачеха пытается избавится от
падчерицы, приказывает убить ее.

Сюжетная линия отсутствует.

3 раза пытается убить ее с помощью
волшебных предметов.

Сюжетная линия отсутствует.

Царевна находит приют у карликов/богатырей.

Сюжетная линия отсутствует.

Царевна умирает, ее хоронят в
стеклянном / хрустальном гробу.

Царевич будит спящую красавицу
поцелуем.

Царевич разбивает гроб и тем
самым будит царевну.

Царевна просыпается от того,
что слуги, несущие гроб, спотыкаются и кусок отравленного яблока выпадает из горла.

Для анализа мы взяли сказки братьев Гримм
«Шиповничек» и «Снегурочка», Ш. Перро «Спящая красавица», В.А. Жуковского
«Спящая царевна» и А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Во всех сказках начало похоже: у некоего царя
/ короля нет детей. А дальше начинаются незначительные расхождения в сюжете: в
«Шиповничке» братьев Гримм, у Ш. Перро и у В.А. Жуковского рождение ребёнка
предсказывает некое волшебное существо, в остальных ребёнок рождается без предсказания.
В дальнейшем сходство и различия сказок позволяют нам разделить их на две группы,
выделенные выше. В первую мы относим «Шиповничек» братьев Гримм и сказки Ш. Перро
и В.А. Жуковского, у которых много совпадений в сюжетах, а во вторую –
«Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина и «Снегурочку» братьев
Гримм.

Далее в сказках 1 группы рождается дочь и мать
остаётся жива, а в сказках 2 группы мать умирает после рождения дочери.

Далее в сказках 1 группы развивается сюжетная
линия, которая отсутствует во 2 группе: царь / король собирает пир, на который приглашает
колдуний / ведуний/фей, которые одаривают девочку подарками, но забывает
по разным причинам пригласить одну из колдуний, на что та обижается и предсказывает
новорождённой смерть. Далее вмешивается последняя колдунья, которая ещё не успела
одарить девочку, и смягчает проклятье, заменив смерть на долгий сон, который должен
прервать поцелуй влюблённого царевича / королевича / принца.

Иное развитие сюжета мы находим в сказках 2
группы. Начинается всё с того, что царь женится на другой после смерти царицы-матери.
У мачехи есть волшебное зеркальце, которое говорит ей о том, что она самая красивая.
Мачеха пытается избавиться от падчерицы, которая стала слишком красива, и трижды
пытается её убить.

Анализ творческих
работ учащихся

Анализ
творческих работ учащихся (26 сочинений) позволил нам сделать вывод о том, что практически
все ученики знают сюжет о «спящей красавице» после изучения этой темы в классе.
Все необходимые элементы сюжета (см. сравнительную таблицу) сохраняются в творческих
работах.

Однако
учащиеся придумывают новые сюжетные линии, вводят дополнительных героев, придумывают
новые имена действующим лицам, переносят действие сказки в современный мир, наделяют
персонажей новыми чертами характера, своеобразной речевой характеристикой и мировосприятием
современного человека. Всё это говорит о том, что данная работа привела к развитию
творческих способностей учеников.

Выводы

1. Cюжет о «спящей красавице» получил широкое распространение
в фольклоре и литературе разных народов: итальянцев, французов, немцев, русских,
народов Восточной Африки и др.

2. В сюжете о спящей красавице у разных народов много совпадений, также
совпадения наблюдаются и в деталях некоторых сказок (см. таблицу).

3. Отличия в сюжете связаны с включением дополнительных сюжетных линий
у некоторых писателей, а также в деталях сюжета и в национальных особенностях героев
(см. таблицу).

4. Работа по изучению особенностей сюжета о «спящей красавице» привела
к полному усвоению особенностей данного сюжета и развитию творческих способностей
учеников 5 классов.

Приложение

Примеры творческих
работ учащихся 5 классов

Б. Варвара,
5А класс.

Условие феи

Много веков
назад в маленьком королевстве жили король с королевой. Правили они мудро и были
добры и справедливы. Но было у них одно горе: у них не было детей. Король с королевой
очень грустили и обращались ко всем знахарям и волшебникам, но никто не мог им помочь.

Однажды
в ворота замка постучалась старая фея. Она сказала, что даст им ребёнка, прекрасную
девочку с золотыми волосами и голубыми, как небо, глазами, но с одним условием.
Как только кожи малышки коснётся солнечный свет, та упадёт замертво. Король с королевой
согласились, и через год у них родилась дочь. Они назвали её Элайн, что на шотландском
значит «мерцающий свет». На радостях они забыли об условии старой феи.

Настал
день крестин. Множество гостей собралось во дворце, чтобы поздравить короля и королеву.
Среди них была и старая фея. Увидев её, король с королевой помрачнели, вспомнив
условие договора, и быстро приказали слугам отнести дочь подальше в тень. Заметив
грусть на их лицах, к королю с королевой подошла другая, более молодая и неопытная
фея. Узнав, что так печалит короля с королевой, она сказала: «Я не могу отменить
заклятие старой феи, я могу смягчить его. Ваша дочь не умрёт от прикосновения солнечного
света, а заснёт долгим сном и будет спать, молода и прекрасна, пока не разбудит
её поцелуй любви».

Король
и королева поблагодарили фею и немного утешились, но твёрдо решили не дать своей
дочери заснуть и днём держали её в замке, и лишь по ночам давали ей выходить наружу.

Шли годы,
Элайн росла и хорошела за стенами замка, лишь ночью выходя на воздух. Но вот в день
своего шестнадцатилетия Элайн решила посмотреть на рассвет. Она ведь не знала, что
случится, как только солнечный свет коснётся её.

В ту же
ночь Элайн отделилась от группы гуляющих с ней служанок и убежала в лес. Было темно
и страшно, ветки деревьев хлестали её по лицу и рвали изысканную одежду, но она
не останавливалась и бежала всё дальше и дальше в лес. Наконец, она выбежала из
леса и остановилась, достигнув своей цели: прямо перед ней стоял высокий холм. Падая
от усталости, Элайн взобралась на холм и упала в изнеможении. И вот уже из-за горизонта
показались первые лучики солнца, и как только один из них дотронулся до нежной кожи
девушки, она заснула вечным сном. Долго оплакивали король с королевой свою дочь,
но было слишком поздно. Её тело отнесли в замок и уложили на кровать в высокой башне.

Прошли
века, король с королевой умерли, а замок стоял в руинах. И только Элайн, всё так
же прекрасна и мила, лежала в башне.

Но однажды
один принц во время охоты заметил старый замок вдали и направился к нему. Пройдя
сквозь огромные ворота, принц понял, что замок давно заброшен. Он шёл сквозь бесконечные
залы и коридоры, пока наконец не увидел лестницу, ведущую в башню. Он взошёл наверх
и ахнул от удивления. Перед ним на кровати лежала, без сомнения, самая красивая
девушка в мире. И он, не сдержавшись, подбежал и поцеловал е алые губы.

Но что
это? Лицо принцессы стало стремительно меняться, словно она проживала целые годы
за секунды. Её белоснежная кожа потемнела и покрылась морщинами, глаза ввалились,
а её прекрасные золотые волосы превратились в седую паклю. Нежные руки стали руками
древней старухи: безобразные синие вены проступили сквозь пергаментную кожу. Принц
в ужасе отпрянул от кровати: вместо принцессы там лежала отвратительная старуха.
Ещё секунда – и старуха рассыпалась, превратившись в горстку праха.

Смертельный
ужас обуял принца. С диким воплем он бросился прочь из замка, но страшное видение
не отпускало его. Рассудок его помутился, ему казалось, что ужасная старуха тянет
к нему свои костлявые руки, пытаясь поцеловать. Бедный принц так и остался в этом
лесу. Иногда охотники, случайно оказавшиеся в окрестностях замка, встречали странное
существо: оно передвигалось на двух ногах, но только этим и напоминало человека.
С диким воем оно бросалось прочь, завидев людей, и никому не удавалось приблизиться
к нему, чтобы рассмотреть.

Вы, конечно,
догадались, почему принцесса постарела: ведь никому ещё не удавалось изменить условие
договора с феей, они всегда выполняются, рано или поздно.

Г. Алина,
5А класс.

Сказка о спящей принцессе

Давным-давно
было два королевства. В одном королевстве жили добрые феи. Однако среди них была
злая колдунья, у которой не было ни души, ни сердца, и любой цветок при виде неё
увядал.

Ну, в другом
королевстве жили такие же обычные люди, как и мы, и правил ими король, у которого
была красивая любящая жена, но детей у них долгое время не было.

Однажды
королева гуляла по своему саду, и вдруг увидела птицу. У не был прекрасный голос.
Королева никогда не слышала столь бесподобного пения. И эта птичка предсказала ей,
что ровно через год у неё родится замечательная дочь. И вправду, ровно через год
у королевы родилась красивая девочка с роскошными волосами.

Король
устроил роскошный пир в соседнем королевстве, где жили феи. На пир были приглашены
все магические существа, но король не пригласил злую колдунью, от которой увядали
все цветы, так как он знал, что доброго слова от неё не получишь. Однако она пришла
сама, когда феи одаривали принцессу лучшими дарами. Месть злой колдуньи была ужасна.
Она заморозила всех магических существ и погрузила оба королевства в вечный холод
и стужу. Злая колдунья тоже решила преподнести маленькой принцессе подарок. Королева
и король пришли в ужас от такого подарка, ведь колдунья пожелала девочке, что в
её шестнадцатилетие она будет гулять по холодному снежному саду. Холод и лёд заморозят
её сердце, и она уснёт вечным сном.

Долго король
был неутешен и приказал запереть принцессу в самой высокой башне, которая была в
их замке, чтобы уберечь свою единственную дочку от беды.

Шли годы,
а бедная принцесса росла в своей башне. Много раз она пыталась выбраться оттуда,
но всё было безуспешно. Дверь была заперта, и за ней стояли стражники. Родители
только раз в полгода навещали дочку. По предсказанию фей девочка выросла очень красивой
и доброй. У неё был ангельский голосок. Пение и другие её таланты спасали девочку
от скуки.

Вот и исполнилось
принцессе 16 лет. Девочка смотрела в окно, и словно волшебная сила поманил её на
улицу. Дверь сама открылась, стражники уснули, и девочка стала потихоньку спускаться
вниз по лестнице. Она спустилась, открыла дверь и вышла на улицу. Принцесса долго
ходила по заледенелым дорожкам. Вдруг она увидела дверь. Девочка с трудом её открыла.
За дверью был заледенелый сад. Вдруг принцесса упала. Это сбылось предсказанье злой
колдуньи. Лёд заморозил сердце девочки, и она уснула вечным сном, а вместе с ней
и всё королевство, и все люди, которые жили в нём.

Шли годы.
Про это королевство все забыли. Туда нельзя было пройти из-за льда.

Однажды
по лесу гулял принц, который жаждал подвигов и славы. Он смог пробраться между льдами,
ведь он был ловок и силён. Принцу удалось найти дверь, которая вела в заледенелый
сад. В нём он увидел девушку великолепной красоты. Принц долго смотрел на неё, не
сдержался и поцеловал.

Принцесса проснулась, а вместе с ней и всё
королевство освободилось от вечной стужи. Принцесса с принцем сыграли свадьбу, и
жили они долго и счастливо.

Волшебная сказка о зачарованной красавице-принцессе, которую должен пробудить от зачарованного сна принц, известна несколько веков. Эта история встречается в народных сказках, позднее ее записали Шарль Перро и братья Гримм. Разобраться в вариантах сюжета для анализа произведения можно, прочитав краткое содержание «Спящей красавицы». Это поможет составить изложение истории и описание характеров героев в сокращении.

Сказка «Спящая красавица»

Главные герои

По названию сказки можно предположить, что главным действующим лицом является девушка — сама Спящая красавица. Но она не единственная героиня — в рассказе есть и другие персонажи, роль которых не менее важна.

Главными героями являются:

Главные герои «Спящая красавица»

  1. Спящая красавица — молодая принцесса, единственная дочь старых короля и королевы. В начале истории она только родилась, крестные феи одарили ее многими добродетелями, сделав самой красивой, доброй, талантливой и умной. К сожалению, из-за оплошности родителей попала под действие заклятия и заснула на 100 лет вместе со всем замком и слугами. Ее разбудил поцелуем отважный принц.
  2. Принц — отважный юноша, сын царствующего короля. Во время охоты он увидел заколдованный замок и узнал легенду о зачарованной принцессе. Заинтересовавшись, он проложил себе путь сквозь заросли и нашел девушку. Очарованный ее красотой, он поцеловал принцессу и разбудил.
  3. 7 добрых фей — крестные принцессы. Они были приглашены на праздник по случаю рождения принцессы и подарили ей много чудесных даров: красоту, доброе сердце, пытливый ум, прекрасный голос, умение танцевать и играть на всех музыкальных инструментах. Одна из фей, седьмая, уменьшила действие злого заклятия и почти смогла спасти принцессу.
  4. Злая колдунья — старая волшебница, которую не пригласили на праздник. Она наложила на принцессу заклятие, только счастливый случай помог снять его.
  5. Король и королева — пожилые родители принцессы, заботливые и любящие. Не пригласив на праздник злую фею, они вызвали ее гнев и невольно стали причиной проклятия.
  6. Старый крестьянин — житель соседней деревни. Он рассказал принцу историю заколдованного замка и принцессы, после чего юноша решил испытать удачу.

Кроме того, в тексте упоминаются слуги короля и королевы, свита принца. В некоторых вариантах сказки встречается женщина с веретеном — это старушка, которая сидела в башне замка (по другим версиям, переодетая злая фея). Она протянула принцессе веретено и уколола ее.

Сюжет сказки

«Спящая красавица» — это классическая европейская сказка, сюжет которой построен на наличии у героя родственников со сверхъестественными силами (крестные феи). В разных странах варианты отличались в деталях, но основа оставалась общей.

Любопытно, что определить автора сказки невозможно, так как истории рассказывали во многих странах. Сегодня существует несколько «претендентов»:

Джамбаттисты Базиле

  1. Шарль Перро, чей текст был опубликован в 1697 году.
  2. Братья Гримм. Они записали народную немецкую сказку «Царевна-шиповник» в XVIII веке.
  3. Джамбаттисты Базиле. Это наиболее ранняя из известных версий: она была напечатана в 1634 году под названием «Солнце, Луна и Талия». Эта версия предназначалась для взрослой публики, через несколько лет Базиле написал более детскую версию. В ней фея так спешила на праздник к маленькой Лизе, что подвернула ногу. Рассердившись, она прокляла ребенка: через 7 лет мать забудет в волосах девочки гребень, и та заснет. Когда предсказание сбылось, родители положили Лизу в хрустальный гроб.
  4. В России первым был Жуковский. В 1831 году он написал сказку в стихах «Спящая царевна», которая почти не отличалась от европейского оригинала — только добрых волшебниц было 11, а сон длился 300 лет.

Сюжет «Спящей красавицы» встречается в сказке «Белоснежка» и у Пушкина в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях».

Рождение принцессы

Краткое содержание сказки «Спящая красавица» — это пересказ основных сюжетных линий. История началась за несколько лет до рождения героини. У короля и королевы долго не было детей, и это сильно огорчало их. Они долго молились и почти утратили надежду, когда внезапно королева забеременела и родила прекрасную дочь.

Рождение принцессы

Радостный король созвал гостей со всего королевства. Не забыл он пригласить и 7 добрых волшебниц, которым предложил стать крестными. По традиции последние должны щедро одарить крестника, и отец рассчитывал, что волшебницы не обидят его дочку.

Однако в королевстве жило не 7, а 8 фей.

Далее сюжет в разных версиях немного отличается:

  1. Восьмая фея была очень старой, ее несколько лет никто не видел. Король решил, что она умерла, и не позвал на праздник.
  2. Приглашение затерялось у гонца, и фея подумала, что о ней забыли.

Когда гости собрались и сели за стол, все увидели, что отец позаботился о волшебницах: перед ними стояли лучшие тарелки и бокалы, а также искусно украшенные ящички, в которых хранились золотые вилка, нож и ложка.

Внезапно дверь зала распахнулась, и вошла восьмая фея. Король тут же приказал усадить ее на лучшее место и принести приборы, но ящичка с вилкой, ножом и ложкой ей не достался — их было всего 7 штук. В некоторых вариантах место незваной гостье тоже досталось плохое, с самого края.

Старая фея сильно обиделась. Она нахмурилась, отодвинула тарелку и пробормотала что-то угрожающее. Это услышала одна из фей и поспешила в детскую. Она незаметно спряталась за колыбелькой.

Пришло время подарков. Феи окружили кроватку и наперебой начали одаривать крестницу: одна подарила ей красоту, вторая — легкую походку, третья — прекрасный голос, четвертая — способность играть на музыкальных инструментах и так далее.

Наконец дошла очередь и до восьмой феи. Наклонившись над принцессой, она пообещала, что в 16 лет та уколет палец веретеном и умрет. Все замерли от ужаса, и тут вышла седьмая фея. Она пообещала, что девушка просто заснет на 100 лет, и ее разбудит принц. Конечно, сон лучше смерти, но король решил попробовать обмануть судьбу. Он приказал уничтожить все прялки и веретена.

Окончание истории

Прошло 16 лет, принцесса выросла и стала самой прекрасной, доброй и талантливой девушкой в округе. В день своего рождения она бродила по замку и внезапно обнаружила проход на башню, которого раньше не замечала.

Девушка поднялась туда. Далее сюжет вновь расходится:

Принцесса уколола палец о веретено

  1. Она нашла там старое веретено, подняла его и уколола палец.
  2. На самом верху башни сидела и пряла старуха, которая и не слышала об указе короля. Принцесса заинтересовалась, захотела попробовать, но укололась.
  3. Старая фея превратилась в старую женщину и уговорила девушку попробовать прясть — это очень весело и интересно.

Проклятие сбылось. Принцесса заснула так крепко, что разбудить ее не удавалось никому. Как только она закрыла глаза, замок начал погружаться в сон. Люди, животные, предметы, даже огонь — все застыли в своих позах. Снаружи замок обвила колючая лоза, чтобы никто не потревожил покой обитателей. По другой версии крестная фея погрузила всех в сон, чтобы принцесса не чувствовала себя одиноко, когда проснется.

Прошло 100 лет. В лесах охотился принц соседнего королевства. Он забрался в самую глушь и увидел старый замок, который обвивали колючие кусты.

Юноша заинтересовался, но в деревнях никто ничего не знал. Лишь один старый крестьянин вспомнил рассказ своего отца о прекрасной зачарованной принцессе, которая спит в замке и ждет спасения.

Принц разбудил спящую красавицу

Принц тут же отправился обратно. Он с трудом прорубил дорогу сквозь колючие кусты, вошел в замок и увидел крепко спящих людей. Они выглядели живыми, но растолкать никого не удалось. Юноша поднялся в башню, открыл дверь и замер в изумлении — принцесса спала и была так красива, что затмевала все золото и цветки вокруг.

Принц опустился на колено перед кроватью, и тут принцесса проснулась, а вместе с ней и весь замок. Она тут же влюбилась в красивого юношу, и уже через несколько дней в честь молодых устроили роскошный свадебный пир. На нем подавали блюда по старым рецептам, а музыканты играли забытые мелодии.

Книжка «Спящая красавица» известна и детям, и взрослым. Ее сюжет лег в основу фильмов и мультфильмов, оперы, либретто и балета, многие художники использовали его суть в своих произведениях.

Волшебная сказка о зачарованной красавице-принцессе, которую должен пробудить от зачарованного сна принц, известна несколько веков. Эта история встречается в народных сказках, позднее ее записали Шарль Перро и братья Гримм. Разобраться в вариантах сюжета для анализа произведения можно, прочитав краткое содержание «Спящей красавицы». Это поможет составить изложение истории и описание характеров героев в сокращении.

Сказка «Спящая красавица»

Главные герои

По названию сказки можно предположить, что главным действующим лицом является девушка — сама Спящая красавица. Но она не единственная героиня — в рассказе есть и другие персонажи, роль которых не менее важна.

Главными героями являются:

Главные герои «Спящая красавица»

  1. Спящая красавица — молодая принцесса, единственная дочь старых короля и королевы. В начале истории она только родилась, крестные феи одарили ее многими добродетелями, сделав самой красивой, доброй, талантливой и умной. К сожалению, из-за оплошности родителей попала под действие заклятия и заснула на 100 лет вместе со всем замком и слугами. Ее разбудил поцелуем отважный принц.
  2. Принц — отважный юноша, сын царствующего короля. Во время охоты он увидел заколдованный замок и узнал легенду о зачарованной принцессе. Заинтересовавшись, он проложил себе путь сквозь заросли и нашел девушку. Очарованный ее красотой, он поцеловал принцессу и разбудил.
  3. 7 добрых фей — крестные принцессы. Они были приглашены на праздник по случаю рождения принцессы и подарили ей много чудесных даров: красоту, доброе сердце, пытливый ум, прекрасный голос, умение танцевать и играть на всех музыкальных инструментах. Одна из фей, седьмая, уменьшила действие злого заклятия и почти смогла спасти принцессу.
  4. Злая колдунья — старая волшебница, которую не пригласили на праздник. Она наложила на принцессу заклятие, только счастливый случай помог снять его.
  5. Король и королева — пожилые родители принцессы, заботливые и любящие. Не пригласив на праздник злую фею, они вызвали ее гнев и невольно стали причиной проклятия.
  6. Старый крестьянин — житель соседней деревни. Он рассказал принцу историю заколдованного замка и принцессы, после чего юноша решил испытать удачу.

Кроме того, в тексте упоминаются слуги короля и королевы, свита принца. В некоторых вариантах сказки встречается женщина с веретеном — это старушка, которая сидела в башне замка (по другим версиям, переодетая злая фея). Она протянула принцессе веретено и уколола ее.

Сюжет сказки

«Спящая красавица» — это классическая европейская сказка, сюжет которой построен на наличии у героя родственников со сверхъестественными силами (крестные феи). В разных странах варианты отличались в деталях, но основа оставалась общей.

Любопытно, что определить автора сказки невозможно, так как истории рассказывали во многих странах. Сегодня существует несколько «претендентов»:

Джамбаттисты Базиле

  1. Шарль Перро, чей текст был опубликован в 1697 году.
  2. Братья Гримм. Они записали народную немецкую сказку «Царевна-шиповник» в XVIII веке.
  3. Джамбаттисты Базиле. Это наиболее ранняя из известных версий: она была напечатана в 1634 году под названием «Солнце, Луна и Талия». Эта версия предназначалась для взрослой публики, через несколько лет Базиле написал более детскую версию. В ней фея так спешила на праздник к маленькой Лизе, что подвернула ногу. Рассердившись, она прокляла ребенка: через 7 лет мать забудет в волосах девочки гребень, и та заснет. Когда предсказание сбылось, родители положили Лизу в хрустальный гроб.
  4. В России первым был Жуковский. В 1831 году он написал сказку в стихах «Спящая царевна», которая почти не отличалась от европейского оригинала — только добрых волшебниц было 11, а сон длился 300 лет.

Сюжет «Спящей красавицы» встречается в сказке «Белоснежка» и у Пушкина в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях».

Рождение принцессы

Краткое содержание сказки «Спящая красавица» — это пересказ основных сюжетных линий. История началась за несколько лет до рождения героини. У короля и королевы долго не было детей, и это сильно огорчало их. Они долго молились и почти утратили надежду, когда внезапно королева забеременела и родила прекрасную дочь.

Рождение принцессы

Радостный король созвал гостей со всего королевства. Не забыл он пригласить и 7 добрых волшебниц, которым предложил стать крестными. По традиции последние должны щедро одарить крестника, и отец рассчитывал, что волшебницы не обидят его дочку.

Однако в королевстве жило не 7, а 8 фей.

Далее сюжет в разных версиях немного отличается:

  1. Восьмая фея была очень старой, ее несколько лет никто не видел. Король решил, что она умерла, и не позвал на праздник.
  2. Приглашение затерялось у гонца, и фея подумала, что о ней забыли.

Когда гости собрались и сели за стол, все увидели, что отец позаботился о волшебницах: перед ними стояли лучшие тарелки и бокалы, а также искусно украшенные ящички, в которых хранились золотые вилка, нож и ложка.

Внезапно дверь зала распахнулась, и вошла восьмая фея. Король тут же приказал усадить ее на лучшее место и принести приборы, но ящичка с вилкой, ножом и ложкой ей не достался — их было всего 7 штук. В некоторых вариантах место незваной гостье тоже досталось плохое, с самого края.

Старая фея сильно обиделась. Она нахмурилась, отодвинула тарелку и пробормотала что-то угрожающее. Это услышала одна из фей и поспешила в детскую. Она незаметно спряталась за колыбелькой.

Пришло время подарков. Феи окружили кроватку и наперебой начали одаривать крестницу: одна подарила ей красоту, вторая — легкую походку, третья — прекрасный голос, четвертая — способность играть на музыкальных инструментах и так далее.

Наконец дошла очередь и до восьмой феи. Наклонившись над принцессой, она пообещала, что в 16 лет та уколет палец веретеном и умрет. Все замерли от ужаса, и тут вышла седьмая фея. Она пообещала, что девушка просто заснет на 100 лет, и ее разбудит принц. Конечно, сон лучше смерти, но король решил попробовать обмануть судьбу. Он приказал уничтожить все прялки и веретена.

Окончание истории

Прошло 16 лет, принцесса выросла и стала самой прекрасной, доброй и талантливой девушкой в округе. В день своего рождения она бродила по замку и внезапно обнаружила проход на башню, которого раньше не замечала.

Девушка поднялась туда. Далее сюжет вновь расходится:

Принцесса уколола палец о веретено

  1. Она нашла там старое веретено, подняла его и уколола палец.
  2. На самом верху башни сидела и пряла старуха, которая и не слышала об указе короля. Принцесса заинтересовалась, захотела попробовать, но укололась.
  3. Старая фея превратилась в старую женщину и уговорила девушку попробовать прясть — это очень весело и интересно.

Проклятие сбылось. Принцесса заснула так крепко, что разбудить ее не удавалось никому. Как только она закрыла глаза, замок начал погружаться в сон. Люди, животные, предметы, даже огонь — все застыли в своих позах. Снаружи замок обвила колючая лоза, чтобы никто не потревожил покой обитателей. По другой версии крестная фея погрузила всех в сон, чтобы принцесса не чувствовала себя одиноко, когда проснется.

Прошло 100 лет. В лесах охотился принц соседнего королевства. Он забрался в самую глушь и увидел старый замок, который обвивали колючие кусты.

Юноша заинтересовался, но в деревнях никто ничего не знал. Лишь один старый крестьянин вспомнил рассказ своего отца о прекрасной зачарованной принцессе, которая спит в замке и ждет спасения.

Принц разбудил спящую красавицу

Принц тут же отправился обратно. Он с трудом прорубил дорогу сквозь колючие кусты, вошел в замок и увидел крепко спящих людей. Они выглядели живыми, но растолкать никого не удалось. Юноша поднялся в башню, открыл дверь и замер в изумлении — принцесса спала и была так красива, что затмевала все золото и цветки вокруг.

Принц опустился на колено перед кроватью, и тут принцесса проснулась, а вместе с ней и весь замок. Она тут же влюбилась в красивого юношу, и уже через несколько дней в честь молодых устроили роскошный свадебный пир. На нем подавали блюда по старым рецептам, а музыканты играли забытые мелодии.

Книжка «Спящая красавица» известна и детям, и взрослым. Ее сюжет лег в основу фильмов и мультфильмов, оперы, либретто и балета, многие художники использовали его суть в своих произведениях.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Перро
  4. Анализ сказки Спящая красавица

Анализ сказки Перро Спящая красавица

В сказке Шарля Перро Спящая красавица рассказывается о принцессе, на которую наложила проклятье смертью от укола веретеном злая колдунья. Но другая колдунья изменила это проклятье и принцесса просто заснула.

Отрицательный герой этой сказки – колдунья, просто обиженная женщина, не приглашенный гость на празднование в честь рождения дочери короля. Так как она являлась волшебницей, а соответственно в некотором смысле авторитетом в королевстве, ее самолюбие было очень сильно уязвлено. Но родители маленькой принцессы не подумали об этом и получили свое наказание.

Они вынуждены были растить дочь до совершеннолетия, зная, что больше никогда ее не увидят.

Несчастная девочка пострадала за грехи родителей. Но, благодаря помощи доброй волшебницы и хороших людей, история получила счастливый конец.

Принцессу пробудил ото сна прекрасный принц, ставший ее мужем.

Сказка учит думать, прежде чем совершать поступки. Анализировать, не отразятся ли последствия этих поступков на близких и не виновных людях.

Учит добру, прощению и пониманию. Молодая принцесса была добрым, светлым и отзывчивым человеком, не заслуживающим такой страшной судьбы. Поэтому рядом оказалась добрая фея.

Это появление добра и волшебное и счастливое избавление от проблемы произошло не просто так. Автор хотел намекнуть, что каждый поступок имеет свои последствия, что победа добра неизбежна для того, кто терпеливо умеет ждать как маленькая принцесса, для того, кто не опускает руки и ищет свое счастье, как ее суженый принц.

Добрая волшебница в этой сказке явилась стимулом непоколебимой веры в счастливый финал. Ради веры, героям приходится проходить немало испытаний. Это научило их терпимости, вере в добро, вере в свою победу ради семьи, ради будущего.

Шарль Перро не заостряет главную мысль сказки на том, что зло, и наложенное проклятье, в том числе, является чем-то незыблемым, неизменным. Наоборот, автор, описывает маленькую деталь, что принцесса была девушкой легкомысленной и ветреной. А читатель делает вывод, что при должной внимательности и серьезном отношении к происходящему, укола веретеном можно было избежать вовсе.

Хотя во многих интерпретациях сказки Спящая красавица, эта маленькая деталь опускается, несколько изменяя тем самым отношение читателя к проблемам. Показывая, что существуют такие ситуации, изменить которые невозможно.

Но, конечно же, это не так. Выход найдется из любой ситуации, нужно просто посмотреть на нее под правильным углом.

Вариант 2

Сказочное повествование Шарля Перо под названием «Спящая красавица» является популярным и востребованным сюжетом, который стал основой для различного рода постановок, а также других произведений искусства. Любого творческого человека всегда привлекает идея того, как двое влюбленных, которых разделяет целый век, могли рано или поздно соединиться.

Подобная тема поднимается в философии индуизма, она говорит о том, что если пара была разлучена в одной из жизней не по своей вине, то в следующей они должны воссоединиться.

Европейские философы склоняются к другой точке зрения, они уверены, что девушка является олицетворением того, что она никогда ранее не любила, пока не встретила свою единственную любовь, которая смогла пробудить ее сердце. Это говорит о том, что ее сердце проснулось для любви и готово открыться для приключений.

В современной реальности подобные девушки встречаются достаточно редко, да и людей, которые общество считает однолюбами встречаются тоже достаточно редко. Хотя есть и люди, готовые и способные менять партнеров как перчатки, хотя требуют от своего спутника исключительной преданности.

Спящая красавица – это история о том, что долгая и счастливая супружеская жизнь возможна только между людьми, которые прошли множество трудностей, перебороли все трудности и интриги.

Принц является олицетворением мужества и смелости, он решился пойти против трудностей, он готов идти за спящей красавицей, чтобы завоевать его сердце. Это показывает читателю то, что только мудрый и храбрый человек способен на такие подвиги, поэтому он отправляется за любимой.

С другой стороны, он знал о девушке только по рассказам других людей, никогда ее не видел, но решил отправиться на подвиги, потому что ему нужна невинная девушка, которая до этого никого и никогда не любила.

В современном мире встретить подобное фактически невозможно, поэтому многие очарованные сказкой находится в поисках идеала, но так и не находит его. Поэтому многие не смогут найти идеал, откажутся от отношений в целом и разочаруются в жизни.

Сказка, которая предназначена для взрослых, а не для детей.

Анализ сказки Спящая красавица

Анализ сказки Спящая красавица

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Чем отличается Николенька от его сегодняшних сверстников?

    Во-первых, наш герой — маленький Николенька трепетно относится к учителям. Если что-то его раздражает, то он пытается понять и простить. Он воспитан, умеет вести себя в обществе.

  • Разоблачение пороков чиновничества в комедии Ревизор Гоголя

    Николай Васильевич Гоголь, всем сердцем любя Россию, не мог быть слеп к тому, что она потопает в трясине коррумпированного чиновничества, и поэтому пишет два творения, передающие всю реальность состояния державы

  • Сочинение Ответственный человек (что значит быть ответственным человеком)

    Ответственность — важная черта характера человека, способность отвечать за свои деяния, осознавать с какими последствиями будут наши действия. Я думаю , что ответственность является особенным достоинством личности

  • Сочинение на тему История света: от угольной лампочки до высоких световых технологий

    Первобытные люди, как и животные, боялись огня. Но процесс эволюции привел к тому, что они поняли: греться у костра хорошо и запеченное на нем мясо вкуснее

  • Анализ рассказа Бунина Господин из Сан-Франциско сочинение 11 класс

    Это произведение Бунин написал за четыре дня. Практически все события являются вымышленными. Весь рассказ наполняют философские размышления, автор рассуждает над смыслом существования

Традиционно считающаяся европейской сказка «Спящая красавица» до сих пор является объектом горячих споров, и поныне нет четкого и категоричного ответа на вопрос о том, кто написал «Спящую красавицу».

Три основных претендента

Хрестоматийным считается вариант развития сюжета авторской сказки Шарля Перо, который опубликовал ее в 1697 году.
Также существует несколько иная версия под литературной редакцией знаменитых братьев Гримм.
Самым раннем вариантом признано произведение Джамбаттисты Базиле под названием «Солнце, Луна и Талия», которая была опубликована ранее более известных последователей в 1634 году.

Как тут однозначно можно определить, кто написал «Спящую красавицу»? Дело в том, что сюжет, положенный в основу сказки, был весьма популярен, согласно классификации Аарне-Томпсона, он имеет № 410 и относится к категории «Взаимоотношения со сверхъестественными родственниками». Однако следует учесть, что международный реестр абсолютно всех видов фольклорных жанров и всемирного эпоса неидеален, да и невозможен.

Из Европы в Россию

Проводя разбирательства о том, кто написал «Спящую красавицу», следует упомянуть и похожие авторские отечественные литературные творения.

Вот, например, В. А. Жуковский создал сказку в стихах «Спящая царевна», которая также перекликается в сюжетных поворотах с заявленными ранее европейскими версиями.

Также довольно тесно с сюжетом данной сказки связано повествование о Белоснежке и семи гномах.

Позаимствовал некоторые фольклорные традиции европейцев и адаптировал под русский менталитет А. С. Пушкин. Спящая красавица в умелых руках автора превратилась в мертвую царевну, гномы – в семь богатырей, а весь мир узнал авторскую сказку великого русского поэта – «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

О первой версии

Не стоит терзать себя сомнениями, рассуждая над тем, кто написал «Спящую красавицу», дело в том, что самый первый признанный вариант сказки обнаружен в XIV веке во французском романе «Персефорест». Он практически не известен широкой публике, в отличие от творения Джамбаттисты Базиле.

В сказке Базиле также главные герои – король и его малышка дочь Талия, однако ей несет погибель лен.

Проходят годы, и, несмотря на запрет короля, подросшей красавице встречается старуха, прядущая лен. Девушка загоняет занозу и впадает в смертельный сон. Убитые горем родители распоряжаются оставить тело в загородном замке.

Через некоторое время отправившийся на охоту король находит замок соседнего государства, видит там прекрасную девушку и вступает с ней в половую связь.

Далее у Талии рождаются близнецы Луна и Солнце, и, несмотря на проделки любовницы короля, в результате все живут долго и счастливо. Вот такая у Базиле «Спящая красавица», автор не стал утруждать себя романтикой в отношениях главных героев.

Удачный вариант

Джамбаттиста предпринял еще одну попытку использования интригующей идеи в своем творении «Юная рабыня», в которой фея, спеша на празднование рождения малышки Лизы, подвернула ногу, разгневалась и предсказала, что через 7 лет мать забудет гребень в волосах дочери и та впадет в смертельную дрему. Ее предсказание сбылось, девочку кладут в хрустальный гроб.

Позже хрустальный саркофаг будет фигурировать и в сказках братьев Гримм: «Стеклянный гроб» и «Белоснежка».

Красавица Шарля Перро и братьев Гримм

Пребывая в процессе создания авторской версии, Шарль Перро несколько смягчил текст сказки, он не только убрал сцену плотской любви со спящей принцессой, но и заменил короля на принца, а его любовницу — на мать.

И причиной летаргического сна сделал проклятие разгневанной и обиженной феи. Кроме этого, в его творении поцелуем, пробуждением и бракосочетанием дело не заканчивается, так как молодой паре предстояло испытание в лице свекрови-людоедки, которая собралась съесть своих внучат. А вот родители девушки до хеппи-энда не доживают.

У братьев Гримм мало того, что все заканчивается в момент пробуждающего лобзания, у них вместе с принцессой засыпает все королевство. Вот такие различия между французскими и немецкими канонами.

Защитник девичьей чести Шарль Перро, конечно, сказку сильно изменил, но не удержался от «морали» в конце истории. Его напутствие гласит:

Немножко обождать,
Чтоб подвернулся муж,
Красавец и богач к тому ж,
Вполне возможно и понятно.
Но сотню долгих лет,
В постели лежа, ждать
Для дам настолько неприятно,
Что ни одна не сможет спать…

Путаница

Собираясь прочесть волшебную сказку ребенку перед сном, не стоит волноваться о ее смысловой и эмоциональной нагрузке, скорее всего, это будет не оригинальный Шарль Перро, а адаптированные для детей пересказы Н. Касаткиной, Т. Габбе, А. Любарской и других.

Если же являетесь приверженцами русского менталитета, выбирайте произведение, которое написал А. С. Пушкин. Спящая красавица в его интерпретации не омрачит сон малыша.

Впрочем, и все пересказы намеренно «облегчены», т. е. неизменно избавлены от второстепенных подробностей и предназначенной для взрослых морали. Ведь, по сути, и Перро, и братья Гримм сами были своеобразными пересказчиками, и их творения имеют увлекательную предысторию, не исключение и «Спящая красавица». Автор сказки, будь то Шарль Перро или братья Гримм, канонизировали одни и те же фольклорные сюжеты, поэтому в разбирательстве относительно авторства порой случается путаница…

Считающаяся традиционной европейской сказка «Спящая красавица» до сих пор является объектом горячих споров, и поныне нет четкого и категоричного ответа на вопрос о том, кто написал «Спящую красавицу».

Три основных претендента

Хрестоматийным считается вариант развития сюжета авторской сказки Шарля Перо, который опубликовал ее в 1697 году.

Также существует несколько иная версия под литературной редакцией знаменитых братьев Гримм.

Самым раннем вариантом признано произведение Джамбаттисты Базиле под названием «Солнце, Луна и Талия», которая была опубликована ранее более известных последователей в 1634 году.

Как тут однозначно можно определить, кто написал «Спящую красавицу»? Дело в том, что сюжет, положенный в основу сказки, был весьма популярен, согласно классификации Аарне-Томпсона, он имеет № 410 и относится к категории «Взаимоотношения со сверхъестественными родственниками». Однако следует учесть, что международный реестр абсолютно всех видов фольклорных жанров и всемирного эпоса неидеален, да и невозможен.

Из Европы в Россию

Проводя разбирательства о том, кто написал «Спящую красавицу», следует упомянуть и похожие авторские отечественные литературные творения.

Вот, например, В. А. Жуковский создал сказку в стихах «Спящая царевна», которая также перекликается в сюжетных поворотах с заявленными ранее европейскими версиями.

Также довольно тесно с сюжетом данной сказки связано повествование о Белоснежке и семи гномах.

Позаимствовал некоторые фольклорные традиции европейцев и адаптировал под русский менталитет А. С. Пушкин. Спящая красавица с умелой руки автора превратилась в мертвую царевну, гномы – в семь богатырей, а весь мир узнал авторскую сказку великого русского поэта – «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

О первой версии

Не стоит терзать себя сомнениями, рассуждая над тем, кто написал «Спящую красавицу», дело в том, что самый первый признанный вариант сказки обнаружен в XIV веке во французском романе «Персефорест». Он практически не известен широкой публике, в отличии от творения Джамбаттисты Базиле.

В сказке Базиле также главные герои – король и его малышка дочь Талия, однако ей несет погибель лен.

Проходят годы, и, несмотря на запрет короля, подросшей красавице встречается старуха, прядущая лен. Девушка загоняет занозу и впадает в смертельный сон. Убитые горем родители распоряжаются оставить тело в загородном замке.

Через некоторое время отправившийся на охоту король находит замок соседнего государства, видит там прекрасную девушку и вступает с ней в половую связь.

Далее у Талии рождаются близнецы Луна и Солнце, и, несмотря на проделки любовницы короля, в результате все живут долго и счастливо. Вот такая у Базиле «Спящая красавица», автор не стал утруждать себя романтикой в отношениях главных героев.

Удачный вариант

Джамбаттиста предпринял еще одну попытку использования интригующей идеи в своем творении «Юная рабыня», в которой фея, спеша на празднование рождения малышки Лизы, подвернула ногу, разгневалась и предсказала, что через 7 лет мать забудет гребень в волосах дочери и та впадет в смертельную дрему. Ее предсказание сбылось, девочку кладут в хрустальный гроб.

Позже хрустальный саркофаг будет фигурировать и в сказках братьев Гримм: «Стеклянный гроб» и «Белоснежка».

Красавица Шарля Перро и братьев Гримм

Пребывая в процессе создания авторской версии, Шарль Перро несколько смягчил текст сказки, он не только убрал сцену плотской любви со спящей принцессой, но и заменил короля на принца, а его любовницу — на мать.

И причиной летаргического сна сделал проклятие разгневанной и обиженной феи. Кроме этого, в его творении поцелуем, пробуждением и бракосочетанием дело не заканчивается, так как молодой паре предстояло испытание в лице свекрови-людоедки, которая собралась съесть своих внучат. А вот родители девушки до хеппи-энда не доживают.

У братьев Гримм мало того, что все заканчивается в момент пробуждающего лобзания, у них вместе с принцессой засыпает все королевство. Вот такие различия между французскими и немецкими канонами.

Защитник девичьей чести Шарль Перро, конечно, сказку сильно изменил, но не удержался от «морали» в конце истории. Его напутствие гласит:

Немножко обождать,
Чтоб подвернулся муж,
Красавец и богач к тому ж,
Вполне возможно и понятно.
Но сотню долгих лет,
В постели лежа, ждать
Для дам настолько неприятно,
Что ни одна не сможет спать…

Путаница

Собираясь прочесть волшебную сказку ребенку перед сном, не стоит волноваться о ее смысловой и эмоциональной нагрузке, скорее всего, это будет не оригинальный Шарль Перро, а адаптированные для детей пересказы Н. Касаткиной, Т. Габбе, А. Любарской и других.

Если же являетесь приверженцами русского менталитета, выбирайте произведение, которое написал А. С. Пушкин. Спящая красавица в его интерпретации не омрачит сон малыша.

Впрочем, и все пересказы намеренно «облегчены», т. е. неизменно избавлены от второстепенных подробностей и предназначенной для взрослых морали. Ведь, по сути, и Перро, и братья Гримм сами были своеобразными пересказчиками, и их творения имеют увлекательную предысторию, не исключение и «Спящая красавица». Автор сказки, будь то Шарль Перро или Гримм, канонизировал одни и те же фольклорные сюжеты, поэтому в разбирательстве относительно авторства порой случается путаница…

  • Особенности сюжета сказки премудрый пескарь
  • Оставить в покое как пишется
  • Особенности сюжета сказки медведь на воеводстве
  • Оставить в живых как пишется
  • Оставели или оставили как пишется