Особенности сюжетики сказок о животных

Сказки
о жив. восприняли формы вымсла из
анимистических и антропоморфных
представлений и понятий людей,
приписывающих жив. способность думать,
говорить и разумно действовать. Их
основной признак:
главные герои — животные. Животное
сичталосьродоночальником – тотемом.
Тотем нельзя было убивать. В
сказках о животных сохранились следы
периода, когда
человек еще
не научился воспроизво­дить
продукты природы. Основным источником
жизни людей в то время была охо­та,
а хитрость, умение обмануть зверя играло
важную роль в борьбе
за выживание. Поэтому заметным
композиционным при­емом
животного эпоса является обман в его
разных видах: ко­варный совет,
неожиданный испуг, изменение голоса и
другие притворства.
Умеющий
перехитрить, обмануть — побеждает и
получает выгоду для себя (это качество
закрепилось за лисой). В сказках часто
фигурируют представители дикой фауны.
Это лиса,
медведь, волк, дикий ка­бан,
заяц, еж, лягушка, мышь. Представлены
пти­цы,
встре­чаются
насекомые, редко рыбы.
По
мере исторического развития стали
возникать сказки и о прирученных
домашних жив. и птицах. В
сказки вошел и сам человек
как равноправный участник событий.

Русские
сказки о жив. связаны со смехом и даже
с нату­ралистическими подробностями.
Позже под влиянием в
русском животном
эпосе заметно усилилась сатирическая
струя, появилась тема
социального обличения, подсказываемая
самой жизнью. В
целом сказки о животных широко отражают
человеч. жизнь.
В них запечатлен крестьянский быт,
люд­ские
качества, человеч. идеалы. Этим сказкам
свойственна несложная композиция. В
повеств-е часто включаются песенки .
В структурном отношении произведения
живот. эпоса разнообразны. Встречаются
одномотивные сказки, но они редки, т.к.
очень развит принцип повторяемости.
Известны сюжеты с многократной линией
повторяемости. Но чаще всего кумулятивные
сюжеты представлены как многократно
(до 7 раз) возрастающая или убывающая
повторяемость. Разрешающую возможность
имеет последнее звено.

Для
композиции сказок о жив. большое значение
имеет контаминация (комбинация эпизодов
разных произ-ий и введение в рассказ
событий из другого литер. произ-ия).
Контаминации этих мотивов могут быть
как свободными,
так и закрепленными традицией,
устойчивыми.

21.Исторические корни волшебной сказки. «Реликты» архаического сознания в волшебной сказке.

Волшебная
сказка – нарочитая фикция, она возникла
позже сказки о животных. Главные
действующие лица – дети предбрачного
возраста (т.к часто В.С. связана с обрядом
инициации). В В.С. существуют сюжеты,
нехарактерные, для других сказок
(Царевна-лягушка, Финист-ясный сокол).
Сюжет – разворачивание действия в опр.
последовательности. Мотив – действие,
происх. в рамках сюжета. По В.Я. Проппу,
действия, кот. имеют значения для
развития сюжета – функции.

В.С.
начинается с завязки (чудесное рождение
ребёнка, подход детей к опр. возрасту
– инициации). Далее следует действие
(начинается с несчастья, беды, кот.
пришли внезапно. Отлучка либо старших
от младших, либо сильных от слабых.
Отлучки часто сопровожд. запретами,
которые обязательно нарушаются. Запрет
и его нарушение – парные функции.)
Нарушение запрета – начальная беда, в
результате кот. появляется антагонист
(Змей Горыныч, Баба-Яга, Кощей), который
творит похищение. Но иногда беде
соответствует ситуация, когда чего-либо
не хватает, недостаёт (герой отправляется
искать невесту, молод. яблочки, жив воду
и т.д.) Основная функция завязки –
отправить героя куда-либо из дома. Когда
герой отлучился из дома, его, вскоре,
должен встретить даритель, или советчик.
Часто, в этой роли выступает (если не
антагонист) Баба-Яга (она является, как
бы сторожем границы-перехода из одного
мира в другой). После встречи с дарителем
или советчиком, у героя должен появиться
волшебный помощник ( часто волк или
конь), кот. помогает герою добыть некие
волшебные средства, кот. помогут в
борьбе с антагонистом. Развязка: либо
битва героя с Антаг., либо незаметное
похищение искомого (битву или похищение
герой совершает сам, но волш. помощник
всегда учит, как надо это делать).
Похищение – не единственная, но ведущая
развязка. После похищения случается
женитьба, но не всегда, т.к после развязки
часто бывают осложнения: до осложнения
должна произойти функция клеймения,
которая нужна для дальнейшего узнавания
героя. Победа над врагом. Возвр. домой,
которое может быть бегством. Бегство
стоит в прямой зависимости от похищения,
как формы добычи. Формы погони и ухода
от неё весьма разнообразны (иногда
сопровождается последовательным
превращением героев или похитителей
в элементы природы). Когда до возвращения
остаётся всего –ничего, герой встречает
менее удачливых братьев. Он решает
отдохнуть. Братья крадут у героя добытое
и должны избавиться от него (сказка как
бы начинается заново, т.к. опять приходит
беда). Оживление убитого героя происходит
с помощью волшебного помощника.
Вернувшись в царство, герой хочет скрыть
себя функция неузнанного прибытия. Но
в это время, убийцы уже претендуют на
опр. высокое место, выдавая себя за
героев. Идёт притязание ложного героя.
В сказках, основанных на змееборстве,
второго хода быть не может. Перед самой
свадьбой, невеста ставит мотив трудной
задачи, задание, которое может выполнить
только истинный герой. Этот мотив
приводит к узнаванию ист. героя. Далее
следуют обличение ложного героя и его
наказание.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Особенности сказок о животных.

Сказки о животных имеют большое значение для воспитания дошкольников. 
Они поучительны и занимательны, поэтому их часто читают детям. Сказки о животных зародились в глубокой древности и на ранней стадии своего развития носили магический характер. С течением времени они утратили своё магическое значение и приблизились к небольшому поучительному рассказу аллегорической формы. В сказках о животных затрагиваются вопросы морали, нравственности. Они учат справедливости, воспитывают чувство коллективизма, вызывают желание помочь слабому. 

В сказках про животных обычно высмеиваются людские пороки, а поэтому животным присваиваются те или иные черты человеческого характера.
Ну, на пример:
Заяц — трус;
Лиса — хитрая, плутоватая;
Волк злой или наоборот — вернейший друг;
Медведь силён, но неуклюж и не расторопен.. . и так далее.
Со временем эти черты в сознании людском запомнились и закрепились.
И теперь, если услышите словосочетание: «Царь зверей», то всем становится ясно, что речь идет про льва. С животными происходят события, характерные для мира людей: сватовство в «Лиса и журавль»,
таким образом в этих сказках иносказательно отражается человеческое общество. Существует три основных вида русских народных сказок: волшебные, бытовые и детские сказки о животных. Но они так отличаются друг от друга,
что лучше говорить о них в отдельности. Своеобразие сказок о животных обуславливает и особенность их чтения. Само по себе название «сказка» определяет форму чтения. Читается сказка по книге или наизусть всегда в простой, разговорной манере. Воспитатель обращается к детям распространённой сказочной формой повествования. « Я там был…» « Жили – были..» . Естественный задушевный тон — одно из главных условий чтения сказки. 
Сказки о животных обычно невелики по объёму, содержание их предельно просто, близко и понятно детям. В основе их лежит реальная действительность, элемент фантастики в них незначителен. Он проявляется в очеловечивании животных, которые не только говорят человеческим языком, но и действуют, как люди. Эта особенность сказок о животных также требует чтения их с обычными для бытового общения интонациями, естественно и просто.

Как правило, сказки о животных строятся по принципу антитезы: добро противопоставляется злу («Лиса, заяц и Петух»), ум – глупости («Лиса и козёл», и.т.д. Эту особенность сказок надо также учитывать при чтении. Места, в которых делается противопоставление, следует выделять голосом (большей силы), замедлением темпа, паузами (большей силы). 
Подчёркивание этих мест усиливает впечатление от сказки, делает её более понятной для детей. Герои в сказках о животных – хорошо знакомы детям. Особенность изображения сказочных героев определяет и своеобразие передачи их образов при чтении. Воспитателю следует так читать сказки, чтобы дети сразу поняли, о каком герое идёт речь. Так, те места, где говориться о положительных героях, воспитатель читает ласково, с одобрительными интонациями, стремясь вызвать у слушателей тёплое отношение. Воспроизведению же образов отрицательных героев должны соответствовать сухие, неприязненные интонации.

Действие в сказках о животных начинается сразу: «Посадил дед репку…» и развивается непрерывно. Один эпизод сменяется другим. Возьмем, к примеру, сказку «Лиса, заяц и петух». Только что лиса выгнала зайца из избушки, как ему встречается собака, убежала собака — повстречался медведь, ушёл медведь — появился петух и.т.д.

Сюжет в сказках о животных развивается быстро. Композиция не сложная. Большую роль играют многократные повторения: например, заяц, выгнанный из своей избушки лисой, встречается с собаками, медведем, петухом и всем в совершенно одинаковых выражениях рассказывает о своём несчастье: «Как мне не плакать, была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная…» 
Многократные повторы имеют большое смысловое значение. Они передают постепенное нарастание напряжения, которое в последнем случае достигает наивысшей точки и является кульминационным моментом, после которого наступает решающий перелом в действии. Повторы волнуют детей, помогают им понять сказку и запомнить её, поэтому повторы при чтении необходимо выделять. Слова, которые передают нарастающее напряжение, лучше читать с большими паузами, следует замедленно произносить последний повтор, так как он, являясь моментом наивысшего напряжения, настораживает ребят и подготавливает их к восприятию того, что последует за ним. Сказки о животных : Колобок . Зайкина избушка .Лисичка-сестричка и волк .Лиса, заяц и петух .Звери в яме .Маша и медведь .Теремок .Мужик, медведь и лиса .Овца, лиса и волк .Волк и козлята .Лиса и журавль. Лиса и козёл .Зимовье зверей .Кот и Лиса .Кот, петух и лиса .Журавль и цапля и т.д.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/404981-osobennosti-skazok-o-zhivotnyh

Особенности содержания и художественной формы

сказок о животных

Народное поэтическое
творчество (фольклор), в отличие от литературы, представляет собой искусство
устного слова и является предметом коллективного творчества.

В фольклоре, как и в литературе,
существуют три рода произведений: эпос, лирика и драма. Народная сказка, наряду
с былиной, народной песней, преданиями, легендами и сказами, относится к
эпическим жанрам.

Сказка – это
устно-поэтический рассказ, который в той или иной мере содержит фантастический
вымысел. Зародились сказки в глубокой древности. Их создавал сам народ, когда
еще не было письменности, когда функции литературы выполнял фольклор. Переходя
из уст в уста, из одного поколения в другое, сказки, как живое искусство народа,
жили и развивались на протяжении многих веков, непрерывно изменяясь в
соответствии с общим историческим развитием.

Исчерпывающую оценку
сказкам дал Ушинский: «Это – первые и блестящие попытки русской народной
педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом
случае с педагогическим гением народа. Народная сказка читается детьми легко
уже именно потому, что во всех детских народных сказках беспрестанно
повторяются одни и те же слова и обороты; без этих беспрестанных повторений, удовлетворяющих
как нельзя более педагогическому значению рассказа, слагается нечто целое,
стройное, легко обозримое, полное движения, жизни и интереса» 

Народная сказка – вид
устных повествований с фантастическим вымыслом, содержание и формы которого
первоначально были связаны с мифами и художественно преображенные, стали частью
фольклорной прозы. Общепринято деление сказки на сказки о животных, волшебные и
бытовые, хотя такое деление условно. Сказки классифицируют так же по
особенностям поэтики (преимущественно композиции) на кумулятивные (повторение
однотипных событий), повествовательные, прибауточные. По характеру образности –
аллегорические, с персонажами – животными, людьми и т.д.. По стилю –
юмористические, сатирические, героико-патетические и другие.

Сказки о животных
выделяются по своим главным персонажам – животным, которым приписываются
свойства людей. На стадии отделения искусства от мифологии неосознанное
очеловечивание зверей, птиц, насекомых, стало литературным приемом, объектом
изображением сделались, по большей части люди и их отношения.

В.Я. Пропп относит к
сказкам о животных также сказки, где люди и животные выступают на равных
правах, в то же время, отмечая условность. Сказки о животных, как правило,
сатирические или юмористические произведения, которые носят назидательный
характер. Сказочный герой – плут, хитрец, обманщик (лиса, заяц, ворон, паук и
т.д.). У сказок о животных своя поэтика и стиль (например, часто используются
композиционные приемы неожиданной встречи животных, песенные вставки).
Условность вымысла соответствует широте художественного обобщения. Поэтому
мысль и образы многих сказок легко обобщаются в пословицы и поговорки. Так,
жадный волк перешел из сказок в пословицу: «Не клади волку пальца в рот».

Система персонажей
русской народной сказки о животных представлена, как правило, образами диких и
домашних животных. Образы диких животных явно преобладают над образами
домашних: лиса, волк, медведь, заяц, а из птиц – журавль, цапля, дрозд, дятел,
воробей, ворон и др. Домашние встречаются значительно реже, причем появляются
не как самостоятельные или ведущие персонажи, а лишь в соединении с лесными:
собака, кот, козел, баран, лошадь, свинья, бык, из домашних птиц – гусь, утка и
петух. Сказок только о домашних животных в русском фольклоре нет.

Сказки о животных выделяются в
особую группу по характеру действующих лиц. Подразделяются они по типам
животных. Сюда примыкают и сказки о растениях, неживой природе (мороз, солнце,
ветер), о предметах (пузырь, соломинка, лапоть).

В сказках о животных человек:

1) играет второстепенную роль
(старик из «Лиса крадёт рыбу из воза»);

2) занимает положение, равноценное
животному (мужик из сказки «Старая хлеб-соль забывается»).

С течением времени сказки
о животных становятся преимущественно детскими. В них учитываются особенности
возрастного восприятия вымысла: четко разграничиваются положительные и
отрицательные персонажи, резко сменяются сюжетные положения светлых, радостных
к мрачным, грустным и обратно, обязательная победа добра над злом. Сказки о
животных строятся на элементарных действиях, лежащих в основе повествования,
представляющих собой более или менее ожидаемый или неожидаемый конец, известным
образом подготовленный. Эти простейшие действия представляют собой явление
психологического порядка. Так, например, многие сказки построены на коварном
совете (лиса советует волку ловить рыбу, опустив хвост в прорубь), на мотиве
неожиданного испуга (петух выгоняет лису, распевая угрожающую песню). Сюжеты
сказок о животных часто не имеют границу, не обладают четкой отделяемостью друг
от друга, а переходят из одной сказки в другую.

Основная особенность
кумулятивных сказок состоит в каком-либо многократном, все нарастающем
повторении одних и тех же действий, пока созданная таким образом цепь не
обрывается или не расплетается в обратном порядке. Примером нарастания,
ведущего к разрыву цепи, может служить сказка «Репка». Композиция кумулятивных
сказок проста: экспозиция чаще всего состоит из какого-либо незначительного
события: дед сажает репку, бабка печет колобок, разбивается яичко и т.д. Затем
действия развиваются неожиданно и в этом, один из главных художественных
эффектов сказки.

Обладая четкой
композиционной структурой, кумулятивные сказка отличаются от других сказок
своим стилем. Один их них рассказываются эпически спокойно и могут быть названы
кумулятивными только по лежащей в их основе композиции («Мена», «За скалочку
уточку»), другие содержат в себе нагромождение повторяющихся слов, выражений,
которые нарастают («Терем-теремок, кто в теремочке живет?»). В повторении и
состоит своеобразие этих сказок. Такие сказки тяготеют к рифме, к смысловым
новообразованиям (заяц – увертый, лиса – хитрая). Эти особенности кумулятивных
сказок делают их любимыми детьми, которые любят новые словечки, скороговорки,
поэтому данный вид сказок можно назвать детским жанром.

Таким образом, сказка
представляет собой литературный жанр, соответствующий особенностям возрастного
развития дошкольников, являющийся важным средством их воспитания. Оптимизм
сказок особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие.
Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми,
не способными еще к абстрактному мышлению. Забавность сказок повышает интерес
детей к ним. Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок всех
народов мира. Эти особенности сказок и позволяют использовать их при решении
педагогических задач.

Сказка понятна и близка
ребенку, можно отметить огромное влияние сказки на общее психическое развитие
ребенка – его мышление, воображение, произвольности поведения, развитие
эмоциональной сферы, формирование опыта межличностных отношений. Но особое
влияние оказывает сказка на развитие словесного творчества дошкольников.

  • Особенности сюжета сказки спящая красавица
  • Оставить на память как пишется
  • Особенности сюжета сказки премудрый пескарь
  • Оставить в покое как пишется
  • Особенности сюжета сказки медведь на воеводстве