Особенности волшебной сказки царевна лягушка 5 класс

Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Герои сказки как воплощение лучших качеств человека: верности, стойкости, мужества, скромности.

Цели урока: обучать анализу сказки как художественного произведения; показать особенности жанра волшебной сказки на примере сказки «Царевна-лягушка»; составить план сказки;

развивать связную речь на основе пересказа сказки, формировать умение использовать в речи языковые особенности волшебной сказки; показать характер отражения реальной жизни в волшебной сказке; формировать представления о добре и зле на основе народного идеала.

Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Актуализация знаний

Встреча со сказкой – это радость для каждого человека, особенно для ребёнка. Вы уже

опытные читатели сказок и знаете их довольно много. Какие русские народные сказки вы

вспомнили? А что нас привлекает в сказках? Конечно же, чудеса, превращения, волшебные

сказочные предметы и сказочные персонажи. Какие волшебные предметы встречаются в

русских народных сказках? Какие сказочные персонажи действуют?

Вспомните, ребята, о чём шла речь на прошлом уроке. Какие виды сказок вы знаете? Что вы

запомнили об особенностях жанра волшебной сказки?

Назовите элементы композиции волшебной сказки

  1. Знакомство с «Примерным планом анализа художественного произведения». (Распечатки с планом имеются на каждой парте).

Примерный план анализа художественного произведения
1. Определить жанр произведения.
2. Выявить композицию.
3. Элементы сюжета.
4. Система образов.
5. Особенности языка.
6. Основные проблемы.
7. Позиция автора.

  1. Определение жанра произведения

По каким признакам можно отнести прочитанную сказку к волшебным сказкам?

  1. Композиция сказки. Аналитическая беседа по вопросам:
    — Уточните жанр сказки «Царевна – лягушка». К какому виду сказок она относится? Ответ обосновать.
    — Какие части можно выделить в композиции этой сказки?
    — Найдите и прочитайте зачин сказки, концовку.
    — А что представляет собой основная часть сказки? (Рассказ о событиях, происходящих с героями).

— Назовите элементы композиции волшебной сказки в прочитанном произведении

  1. Составление плана сказки и запись в тетради.
    Примерный план

  1. Наказ царя сыновьям о сватовстве.

  2. Сватовство старших братьев.

  3. Встреча Ивана-царевича с лягушкой.

  4. Первый приказ царя невесткам: испечь мягкие белые хлебы.

  1. Второй приказ царя невесткам: соткать ковры.

  2. Третий приказ царя невесткам: явиться на пир.

  3. Василиса Премудрая на пиру у царя.

  4. Иван-царевич сжигает лягушечью кожу.

  5. Встреча Ивана-царевича со «старым старичком».

  1. Встречи Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем и щукой.

  2. Иван-царевич у Бабы-яги.

  3. Иван-царевич у Кощеева дуба.

  4. Возвращение Ивана-царевича с Василисой Премудрой домой.

  1. Характеристика системы образов сказки.

Мы говорили о том, что в волшебной сказке реальность тесно связана с вымыслом, что вымысел делает сказку интересной, занимательной. Недаром говорится: «Сказка ложь, да в ней намек». Вымысел оттеняет то, что народ считает нужным передать другим поколениям — свои представления о добре и зле, о красоте и уродстве, о милосердии и жестокости, т. е. свои идеалы. В сказках утверждаются идеалы добра, красоты, справедливости.
Посмотрим, как это происходит в сказке «Царевна-лягушка», какие герои являются носителями народных идеалов.

  • Какие поступки Ивана-царевича вызывают у вас уважение?

  • Почему Иван-царевич сжег лягушечью кожу?

  • Какие черты характера присущи этому герою?

  • Почему, хотя двигают ход событий поступки Ивана-царевича, сказка названа «Царевна-лягушка»?

  • Какие черты характера Василисы Премудрой вам нравятся и почему?

  • О чем говорит прозвище Василисы?

  • Как изображены отрицательные герои? Кто они?

  • Является ли в этой сказке Баба-яга отрицательной героиней?

  • Как вы можете охарактеризовать братьев Ивана-царевича и их жен?

Выводы.
Иван-царевич порой действует необдуманно, рубит сплеча: он сжигает лягушечью кожу, не догадываясь о последствиях. Когда он понимает, что потерял Василису Премудрую, он не просто горюет, а отправляется на ее поиски — «куда глаза глядят». В пути ему помогает старичок, давший волшебный клубок, и Баба-яга. Сам Иван-царевич преодолевает все трудности, побеждает все житейские невзгоды. Он помогает животным, проявляет мило­сердие, жалеет их, действует бескорыстно, не думая о награде. Эти качества особенно ценит народ.
Образ Василисы Премудрой — один из вариантов сказочного образа невесты-волшебницы. Эта героиня любима народом за трудолюбие, доброту, мудрость, любовь и заботу. О духовных данных Василисы Премудрой так писал А. М. Горький: «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты».
Сказка «Царевна-лягушка» учит судить человека не по внешности, а по делам, учит оценивать внутренние качества человека, которые могут скрываться «под лягушечьей кожей».

  1. Работа с распечаткой «Особенности языка волшебной сказки»
    — приём троекратного повторения (его роль);
    — устойчивые сказочные обороты;
    — постоянные эпитеты;
    — слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
    — гипербола (её роль в сказке);
    — обратный порядок слов (сказуемое перед подлежащим, определение после определяемого слова).
    Задание: найдите в тексте сказки примеры перечисленных особенностей языка. 

  2. Реальность и вымысел в волшебной сказке

Любое произведение искусства — народного или авторского — так или иначе отражает жизнь. Даже если речь идет о несуществующих явлениях, предметах, о фантастических путешествиях, основа этого — реальность. Другое дело, что реальность преобразуется воображением, фантазией, мечтой, творческой мыслью художника. Попробуем определить, как это происходит в волшебной сказке «Царевна-лягушка».
Что в сказке кажется вам достоверным? Что могло быть на самом деле?

  • Какие события, явления, предметы носят фантастический, нереальный характер?

  • Как связаны между собой реальность и вымысел в сказке?

Комментарии учителя
Реальны в сказке бытовые ситуации: семья царя, желание родителей найти сыновьям хороших невест; желание проверить, хорошие ли им достались хозяйки. Достоверны чувства героев: досада, любовь, раскаяние, милосердие, благодарность, горе, радость. Это главное содержание сказки, то, что волнует каждого человека.
Вымысел касается частностей, которые делают сказку занимательной: превращения Василисы Премудрой и ее чудесные творения; животные, говорящие человечьим голосом и помогающие герою; волшебные предметы — клубок, показывающий путь, избушка на курьих ножках; игла, в которой спрятана смерть Кощея.
Реальность и вымысел тесно переплетены: каждое реальное явление содержит большую или меньшую долю вымысла, фан­тазии, носит древние мифологические черты.

  1. Подведение итогов урока

В сказке прославляются лучшие качества человека — в этом нет ничего волшебного. Чудеса только подчеркивают ценность этих качеств. В сказке есть герои, чьи качества осуждаются народом. Осуждение явно чувствуется в эпизоде начала пира, когда старшие братья и их жены смеются над Иваном-царевичем из-за его жены-лягушки. В сцене пира высмеивается бездумное подражание жен старших сыновей действиям Василисы Премудрой. Чтобы подчеркнуть негативное отношение к этим героиням, в сказке преувеличиваются недостатки работы старших невесток: их хлеб царь отсылает на кухню, их ковры — к порогу, ноги вытирать.

  1. Домашнее задание

3

Анализ волшебной сказки «Царевна-Лягушка»

  1. Тип сказки: сказка является волшебной, т.к. в ней присутствуют повторные построенные элементы «Пустил брат стрелу…», «ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать.». Наличие начальной ситуации «В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею, у него было три сына — все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером написать; младшего звали Иван-царевич.». Наличие завязки, кульминации, развязки. Отлучка «Дети мои милые, возьмите себе по стрелке, натяните тугие луки и пустите в разные стороны; на чей двор стрела упадет, там и сватайтесь». Наличие испытаний «Ох, Иван-царевич! Что же ты наделал? Если б немножко ты подождал, я бы вечно была твоею; а теперь прощай! Ищи меня за тридевять земель в тридесятом царстве — у Кощея Бессмертного». Обернулась белой лебедью и улетела в окно. Иван-царевич горько заплакал, помолился богу на все на четыре стороны и пошел куда глаза глядят. Шел он близко ли, далеко ли, долго ли, коротко ли — попадается ему навстречу старый старичок. Антагонист для героя его старшие братья. Наличие волшебных помощников: мамки-няньки, чудесные говорящие звери (медведь, заяц и щука); помощник-старичок, который подарил Ивану-царевичу путеводный клубок, Баба-яга, указавшая, местонахождение Василисы Премудрой и рассказала, как победить Кощея.

Главный герой: Иван-царевич и Василиса Премудрая.

Второстепенные герои: Царь, братья, Кощей Бессмертный.

2)

3) Композиция

Зачин: в некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею, у него было три сына — все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером написать; младшего звали Иван-царевич.

Основная часть: отец даёт наказ сыновьям искать жён при помощи стрел; стрела Ивана-царевича достаётся лягушке.

Кульминация: Иван жёг лягушачью кожу, из-за этого Царевна-лягушка отправляется к Кощею Бессмертному.

Развязка: Иван достаёт и ломает иглу, в которой спрятана смерть Кощея.

Исход: После того они жили вместе и долго, и счастливо.

4)  Художественное время и пространство сказки – смешанное

Стилистические формулы: утро вечера мудренее, как ни в сказке сказать ни пером описать.

Типы героев:

Василиса Премудрая-трудолюбивая, заботливая, добрая, красивая, думает не только о себе, но и о других.

Иван-царевич- смелый, добрый

5) Язык сказки:

Устойчивые выражения: После того они жили вместе и долго, и счастливо. Вот и сказке Царевна-лягушка конец, а кто слушал — молодец! Что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать!

Устаревшие слова: Аль, Почто так кручинен стал?

6) Нравственная проблема сказки: нельзя судить о человеке по внешнему виду, надо оценивать людей по их делам, по внутренним достоинствам. Никакие плохие поступки не остаются безнаказанными, не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

1.  О чём эта сказка? Кто её герои? К каким сказкам она относится (сказкам о животных, волшебным, бытовым)? Каковы её особенности?

Царевна-лягушка – русская народная сказка, где главный герой, Иван-царевич, младший сын царя, находит себе жену лягушку. Иван не знал, что его жена-это Василиса Премудрая, обращённая Кощеем в лягушку. Поспешил Иван, сжёг лягушачью шкуру в печи и пришлось ему выручать жену из плена Кощеева. Иван пожалел диких зверей и они помогли ему справиться с Кощеем, отплатили добром, «за добро добром платят».

Сказка о доброте, мудрости и счастье, которое обретают герои, пройдя через испытания.

Главные герои: Иван-царевич, Василиса Премудрая. Герои: Царь, старшие братья и их жёны, Баба-яга, Кощёй, заяц, селезень, медведь, щука.

Царевна-лягушка-это волшебная сказка.

Признаки волшебной сказки «Царевна Лягушка»: -Зачин-» было три сына», описание сказочного государства. – Волшебные предметы: избушка Бабы-Яги, игла(смерть Кощея на конце волшебной иглы). – Сказочные слова и превращения: лягушка превращалась в Василису Премудрую, звери говорили человеческим голосом, яйцо превратилось в зайца, утку, иглу. -Троекратный повтор: три сына, три жены, три наказа царя. – Добро побеждает зло: Иван-царевич победил Кощея. – Концовка: жили долго и счастливо до глубокой старости.

Особенности сказки-в её главной мысли и чему она учит, не в каждой сказке есть мораль.

Как каждая русская народная сказка, «Царевна лягушка» учит доброте, Иван пожалел диких зверей и они помогли ему справиться с Кощеем, отплатили добром, «за добро добром платят». В сказке есть и мораль, которая учит не спешить, а подумать, прежде, чем делать – «семь раз отмерь, один раз отрежь», поспешил Иван, сжёг лягушачью кожу и обрёк себя на испытания, а Василису на страдания в плену у Кощея. Сказка учит бороться за своё счастье, не сдаваться и не отчаиваться, тогда найдёшь то, что потерял.

Смысл сказки – не суди о людях по внешности, смотри на дела, под некрасивым обличием может быть самый лучший, добрый и прекрасный человек, с красивой душой. Главное- внутренняя красота и богатство, а не внешняя оболочка. Настоящая любовь пройдёт сквозь любые испытания и обретёт счастье.

2. Как оценивал царь работу невесток? Как вы понимаете эти оценки?

Царь решил проверить, какие жёны достались сыновьям и велел каждой, сшить по рубашке, испечь по хлебу и на пиру себя показать. Рукоделие царь оценил по достоинству: рубашку от жены старшего сына-«в черной избе носить, «среднего-» только, в баню ходить», а от лягушки рубашка-«в праздник её надевать. «Хлеба двух старших жён,, царь отослал в людскую, а от Василисы премудрой-«Вот это хлеб, только, в праздник его есть. «Царь признал, что старшие жёны и рукодельницы никудышные, и хозяйки нерадивые, а жена Ивана-царевича всем хороша: и умением, и красотой, и мудростью, и потешить народ танцем умеет.

3.  Чем отличается Царевна-лягушка от других невесток? Почему её называют премудрой?

Царевна-лягушка отличает от невесток мудростью, за внешностью лягушки скрывалась красота, но важнее, что Василиса и мужу помогает, и сама всё делать умеет, за себя постоит и другим поможет

4. Кто помогает Ивану-царевичу найти Василису Премудрую?

Ивану-Царевичу помогали:

Дедушка, медведь, заяц, селезень и щука.

5.  Найдите в сказке фрагменты, которые читаются ритмично, как стихотворение, и подумайте, зачем они введены в сказку. Например: «Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди… »

«- Избушка, избушка, стань по-старому, как мать поставила»

«ты бы меня прежде напоила, накормила, в бане выпарила, тогда бы и спрашивала. «

«в бане выпарила, напоила, накормила, в постель уложила»

» Трудно её будет достать, нелегко с Кощеем сладить: его смерть на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и тот дуб Кощей Бессмертный, как свой глаз, бережёт. «

«Долго ли, коротко ли, дошёл туда Иван-царевич, видит – стоит, шумит высокий дуб, на нем казённый сундук, а достать его трудно. «

«Сколько ни бился, ни метался Кощей, сломал Иван-царевич у иглы конец, пришлось Кощею помереть. «

«Иван-царевич пошёл в Кощеевы палаты белокаменные. Выбежала к нему Василиса Премудрая, поцеловала его в сахарные уста. «

6.  Обратите внимание на то, как начинается и завершается сказка. Есть ли у неё присказка, зачин, концовка? Есть ли повторы, эпитеты, гиперболы и какую роль они выполняют?

Сказка содержит в себе традиционные элементы. ‘Гак, сказка начинается так: «В неком королевстве. . . ». Это зачин. Л завершается так: «И стали они жить дружно, в любви и согласии». Это называется концовка.

В притче встречаются повторы. Например, ква-ква, подумал-подумал, царство- государство, кости-огрызки, мамки-няньки. Есть и эпитеты: тугие луки, буйная голова, столы дубовые, скатерти кружевные, белоснежные лебеди. Встречаются и гиперболы: махнула левым рукавом – сделалось озеро; железные сапоги и хлеба.

Все художественные средства делают повествование образнее, интереснее, ярче и конкретнее.

7. Можно ли считать незаслуженно забытыми слова: печалиться, тужить, кручиниться, слово мудрёное, молвить, дивиться, снарядиться? Подберите к ним синонимы.

Да, слова забыты

Синонимы:

  • огорчаться
  • переживать
  • сложное
  • говорить
  • удивляться
  • собраться

8.  Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?

Главные герои — Иван-царевич и Василиса Премудрая (Царевна-лягушка).

В названиях русских сказок можно заметить одну интересную закономерность. Большинство из них, особенно это касается волшебных сказок, сразу в названии указывают и главного героя и главного антигероя, с которым приходится иметь дело герою. В сказке «Царевна-лягушка» главными героями оказываются сама царевна- лягушка, она же Василиса Премудрая и Иван Царевич, который вынужден биться с Кощеем Бессмертным. Причем если в отдельных эпизодах на первое место в повествовании несомненно выходит образ царевны-лягушки, то в целом в сказке главный герой все-таки Иван Царевич.

И тем не менее, сказка не названа «Иван Царевич и Кощей Бессмертный», возможно потому, что эти образы стали уже привычными и не создают оригинальность сказки, а вот образ Царевны-лягушки почти уникален и сразу запоминается. И именно Царевна-лягушка вызывает наибольшие симпатии у читателя сказки.

9. Известно, что сказка «Царевна-лягушка» имеет 24 варианта. Один из лучших вариантов этой сказки включён в вашу хрестоматию. Знаете ли вы другие варианты? Какая между ними разница?

Действительно у сказки «Царевна лягушка» есть множество вариантов, которые отличаются в деталях, но обладают одной и той же сюжетной линией. Например чаще всего братья стреляют из луков, но есть вариант, когда используется самострел. Часто появляется в сказке старичок, который направляет Ивана подарив ему волшебный клубок, но в некоторых вариантах сказки его нет и Иван напрямую выходит к Бабе-Яге. Есть варианты сказки в которых даже нет Кощея, а есть некий таинственный жених, к которому улетает превратившись в лебедя Василиса и тогда Ивану приходится заручиться поддержкой сразу трех баб Яг, а вот помощь животных ему тогда не требуется.

10. В электронном приложении найдите сказку «Чего на свете не бывает». Прочитайте её. Определите, к какому виду сказок она относится. Над кем она «смеётся»?

Литература

5 класс

Урок № 3

Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

• сказка как вид народной прозы;

• виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных;

• сказочные формулы и приёмы сказочного повествования.

Тезаурус

Сказка – устное повествовательное произведение волшебного, авантюрного или бытового содержания с установкой на вымысел, рассказанное в развлекательных и поучительных целях.

Присказка – шутливое вступление или концовка народной сказки, рассказа, обычно не связанные с их содержанием; иногда в виде прибаутки, поговорки.

Зачин – устойчивая формула, с которой начинаются фольклорные произведения. Служит для описания места, где будут происходить дальнейшие события, а также для того, чтобы познакомить слушателей с основными героями сюжета.

Постоянные эпитеты – красочное определение, неразрывно сочетающееся с определяемым словом и образующее при этом устойчивое образно поэтическое выражение.

Сказочные формулы – устойчивые и ритмически организованные прозаические фразы, которые используются в фольклорных сказках.

Троичность – художественный приём, который характерен для повествования в фольклорных произведениях и заключающийся в трёхкратном повторении действия.

Концовка – устойчивая словесная формула, которой завершается повествование в народных сказках и былинах.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература. 5 кл.: Учебник в 2 ч. – М.: Просвещение, 2019, стр. 304

2. Иванова Е.В., Дидактические материалы по литературе: 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112

3. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 5 кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019, стр. 80

Дополнительная литература:

1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Книга для учителя. – М. Просвещение, 1996, стр. 254

2. Гороховская Л. Н., Марьина О. Б. Проверочные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 96

3. Гороховская Л. Н., Марьина О. Б. Контрольные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112

4. Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400

5. Егорова Н. В. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 80

6. Карасева И. В.,Пташкина В. Н. Литература. 5 кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017 – стр. 279

7. Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр.80

8. Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019, стр. 64

Открытые электронные ресурсы:

1. Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm (16.06.2019)

2. Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору. http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm (16.06.2019)

3. Поиск книг в электронных библиотеках Рунета http://www.eboogle.net/ (16.06.2019)

4. Все книги России, библиографический каталог http://www.biblus.ru/Default.aspx (16.06.2019)

5. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей http://feb-web.ru/ (16.06.2019)

6. Методико-литературный Интернет-сервер «Урок литературы» http://mlis.ru/ (16.06.2019)

7. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. http://www.philosophy.ru/edu/ref/rudnev/ (16.06.2019)

8. Раздел «Литература» на проекте «Мир энциклопедий» http://www.encyclopedia.ru/literature.html (16.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Что собой представляет сказка как жанр? Каковы основные признаки волшебных историй, которые исследователи относят к сказкам? Прежде всего, это один из древнейших фольклорных жанров, известных нам. Многие годы они передавались из уст в уста на деревенских посиделках, от бабушек внукам, от нянь ребятишкам. А появились они, наверное, тогда, когда древние люди после долгого дня сели у костра, и один их них рассказал не о том, как прошёл его реальный день, а удивительную историю.

Чем она была так удивительна? Может быть тем, что в ней были необычные герои, предметы стали волшебными, звери говорящими? А может быть, это была история про неведомых зверей и птиц…

С тех самых пор самым дорогим и желанным гостем на долгих зимних посиделках стали люди, обладающие очень хорошей памятью или фантазией, чтобы рассказать услышанную от кого-то историю, либо придумать свою. Таких людей называли сказителями или сказочниками.

Сказитель – рассказчик народных сказок, легенд и былин, часто под аккомпанемент гуслей. Имел исключительный статус повествователя: когда он говорил – все слушали.

Раньше, чтобы было не скучно работать и не жечь лишние лучины, ведь электричества не было, деревенские девушки, женщины собирались в одном доме и либо пряли на прялках, либо вышивали, шили одежду – занимались рукоделием. И сказительница с ними тоже занималась чем-то, так что привлечь внимание гуслями у неё не было возможности, тогда за общей беседой она начинала рассказ с присказки.

Присказка – шутливое вступление или концовка народной сказки, рассказа, обычно не связанное с их содержанием, иногда в виде прибаутки, поговорки. Например:

Жил-был царь.

У царя был двор.

На дворе был кол.

На колу – мочало. Не начать ли сказку сначала?

У многих сказочников были излюбленные сюжеты – у кого-то волшебные, у кого-то бытовые, кто-то предпочитал рассказывать о животных.

В фольклоре выделяют 3 типа сказок:

1. Сказки о животных.

2. Волшебные сказки.

3. Бытовые сказки.

Самую большую группу составляют волшебные сказки, где развитию замысловатого сюжета способствуют необыкновенные герои и чудесные существа. В волшебных сказках действуют герои тёмного мира, к которым традиционно относят Кощея Бессмертного, Змея Горыныча, Бабу Ягу и Соловья-разбойника.

Светлый мир представлен Иваном Царевичем, Василисой Премудрой и героями, не имеющими благородного происхождения – например, Емеля или Крошечка-Хаврошечка.

Рассмотрим сказку «Царевна-лягушка».

Начинается сказка со слов: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И было у него три сына. Младшего звали Иван Царевич». Это традиционное сказочное начало. Такая устойчивая формула, переходящая из сказки в сказку, называется зачином.

Зачин – это начало сказочного повествования. Он служит для описания места, где будут происходить дальнейшие события (В некотором царстве, в некотором государстве…), а также для того, чтобы познакомить слушателей с основными героями сюжета (царь и три сына).

Три – магическое число для этой сказки: три сына у Царя-батюшки, три задания от него получают невестки, три пары железных сапог износить Ивану Царевичу и так далее. Троичность – художественный приём, который характерен для повествования в фольклорных произведениях, и заключающийся в трёхкратном повторении действия.

Кульминацией, моментом наивысшего напряжения сюжетного действия, в волшебной сказке является битва тёмных и светлых сил. Обрадовался Царевич, разбил яйцо, достал иглу и отломил у неё кончик. И как только отломил – умер Кощей Бессмертный, прахом рассыпался.

После окончания приключений героев ждет возвращение домой, пир или свадьба.

Сказочник заканчивал рассказ традиционно. Например: «И я там был, мёд-пиво пил – по усам текло, да в рот не попало…».

Такие выражения, переходящие из одного сюжета в другой, называются концовкой.

Концовка – завершающие фразы сказки. Они возвращают слушателя в реальный мир или содержат поучение: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Мы уже обратили внимание, что язык сказки наполнен выражениями, знакомыми нам по другим сказкам. Такие выражения называются сказочными формулами. Они встречаются не только в зачине и концовке, но и соединяют некоторые детали сюжета: «Долго ли коротко ли». Или присутствуют в речи: «Фу-ты, ну-ты, русским духом пахнет!».

Повторяются и характеристики многих герои и предметов (красна девица, добрый молодец, золотое веретено).

Постоянный эпитет – красочное определение, неразрывно сочетающееся с определяемым словом и образующее при этом устойчивое образно-поэтическое выражение (синее море, белокаменные палаты, красна девица, ясный сокол, сахарные уста).

Каждая сказка имела мораль — добро всегда побеждало зло.

Теоретический материал для углубленного изучения

Эта сказка записана собирателем сказок А. Н. Афанасьевым под номером 104. Это одна из самых известных сказок в русском фольклоре. Исследователи считают, что её корни находятся в языческих верованиях, когда для удачной охоты мужчине надо было совершить обряд женитьбы на тотемном животном, в данном случае – лягушке. В славянской мифологии это животное обладало магией плодородия, повелевало дождями. Кроме того, в сказке есть отзвуки и матриархата. Надо сказать, что сюжет, когда невеста превосходит жениха умом и богатством – не редкость для русских сказок.

Доктор филологических наук Е. М. Мелетинский в своей книге «Герой волшебной сказки» писал: «Сказка – один из древнейших видов словесного искусства. Она уходит корнями в народное творчество доклассовой эпохи и до сего дня остается спутником человека, доставляя ему огромное художественное наслаждение. Высокие поэтические достоинства сказки в значительной мере объясняются тем, что в ней выражены накопившиеся столетиями мысли и чувства народа».

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный выбор.

Из предложенных словосочетаний выберите то, где есть постоянный эпитет:

1) Красна девица

2) Долго ли, коротко ли…

3) Жили-были….

Вспоминаем пройденный материал и делаем вывод, что постоянный эпитет – это «красна девица».

Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте.

Вставьте в текст подходящие по смыслу слова из списка ниже:

– Ах, Иван Царевич, что же ты наделал! Если бы ты еще ______ подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в _______ царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Как ______ железных сапог износишь, как _________ железных хлеба изгрызёшь – только тогда и разыщешь меня…

Слова: три дня, тридесятое, три пары, три.

Это задание на знание текста сказки, на закрепление пройденного материала – троичность в сказке. Нужно вспомнить, что такое троичность и заполнить пропуски.

Правильный ответ:

Три дня, тридесятое, три пары, три

– Ах, Иван Царевич, что же ты наделал! Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызёшь – только тогда и разыщешь меня…

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


4

Какие особенности народной сказки можно найти «Царевна Лягушка» (см)?

Какие особенности народной сказки вы обнаружили (присказка, зачин, постоянные эпитеты) в сказке «Царевна Лягушка?

Школьный вопрос.

11 ответов:



3



0

Сказка «Царевна-лягушка», где главные герои— Иван-царевич и Василиса Премудра, а при этом сказка именуется «Царевна-лягушка», — это уже говорит, что сказка волшебная. Начинается уже необычно:

oWqTTXieHdsVVsYeO38PfyvJ1BF69.png

заканчивается:

ygOu77pckQ045T0QDktj63xgxlUuXYU.png

А главными особенностями сказки являются:

Повторы: жил-был, царство-государство, подумал-подумал, костями-огрызками.

Эпитеты: животные рыскучие,птицы летучии, буйну голову (повесил), красноватая девушка, столы дубовые, скатерти кружевные, солнце ясное, белоснежные лебеди, дремучие леса, черные леса, высочайшие горы, незапятнанное поле, зеленоватые луга, топкие болота, голубое море,острая стрела, тугие луки, хороший молодец, красноватое солнце.



1



0

Сказка «Царевна-лягушка» имеет одну главную отличительную особенность. В сказке есть

постоянные эпитеты в сказке «Царевна-лягушка» — живая вода , добрый молодец , красна девица. особенность сказки заключается в отсутствии присказки, как бывает в русских народных сказках. Сказка начинается не с присказки, а с зачина, который обозначен как первые строчки сказки. В сказке есть концовка, зачин и постоянные эпитеты. В сказке «Царевна-лягушка» можно выделить несколько опорных слов Василиса Премудрая, лягушка, Бабя Яга.

Сказку нужно читать ритмично, обращая внимание на описание характеров Василисы и невесток царя.



1



0

Сказка «Царевна-лягушка» оказывается типичной волшебной сказкой, полной чудесных превращений.

Зачином в ней оказывается завязка сюжета, когда царь собирает сыновей и велит стрелять из лука, чтобы судьба нашла сыновьям невест.

Концовкой сказки оказывается заключение о том, что жили Иван-Царевич и Василиса Премудрая долго и счастливо, то есть финал сказки, как и положено, благополучный.

Обычные для любых народных сказок троекратные повторы в этой сказке также имеются:

Три сына у царя. Три дня ходил Иван Царевич по болоту. Три испытания женам от царя.

И вот цитата, в которой много этих повторов:

lqVD7IlovotI3BempjAwuUQfzUtz8Rj.png

Интерес представляют и такие повторы как Хитрей-Мудрей, Спать-почивать, Избушка-Избушка, Найти-Разыскать.

И наконец постоянные эпитеты, которые встречаются многократно и служат своего рода неотъемлемым атрибутом чего-либо:

Иван-Царевич, Лягушка-Квакушка, Красна девица, Птицы летучие, Звери рыскучие и конечно же Костяная нога.



1



0

Сказка «Царевна-Лягушка» относится к волшебным сказкам-с превращениями, говорящими животными. Итак, признаки народной сказки:

Зачин сказки:

Z1UumY3t3HbZFQWPilSruJzXl6pxBuxM.png

Герои самые обычные-царь да его 3 сына, которые пускают стрелы, чтобы найти так себе невесту: куда стрела упадет-там и невесту найдешь.

Сюжет сказки легко запоминается, его легко пересказать учащемуся.

В сказке встречаются троекратные повторы:

NBsjRzQbGHEflLLCSUB8a01fQZezE.png

Накопление героев: царь-3 сына-царевна-лягушка (Василиса)-Баба-Яга-Кощей Бессмертный.

Также встречаются постоянные эпитеты, уменьшительно-ласкательные слова: чистое поле, злато-серебро, узоры печатные, Баба-Яга-костяная нога, добрый молодец, красная девица.



1



0

Название уже говорит о том, что это волшебная сказка, обещающая чудеса и превращения.

Зачин, начинающийся с характерных для народной сказки слов: В некотором царстве, в некотором государстве — отец собирает троих (очень любимое в народе число) сыновей и они стреляют из лука, чтобы найти себе по невесте.

Эпитеты, характерные для народной сказки, мы встречаем в «Царевне Лягушке»: добрый молодец, красна девица.

Традиционная концовка тоже говорит о том, что сказка народная: «И стали они жить дружно и счастливо», это о главных героях сказки — самой Царевне Лягушке и Иване Царевиче.

Три сына, три дня, три испытания, эти троекратные повторения тоже характерны для народных сказок.



0



0

Постоянные эпитеты (красна девица, добрый молодец), троекратное повторение, конструкции типа «долго ли коротко» «за тридевять земель», определения после определяемого слова.



0



0

Царевна-лягушка. Особенности этой сказки просматриваются уже в парадоксальном названии. Зачин, на мой взгляд, не оригинален, но вполне традиционный. Некоторые эпитеты весьма хорошо рифмованные, поэтичны (животные рыскучие, птицы летучие). Хорошая образность — солнце ясное, добрый молодец. Практически к каждому слову, даются уточняющие определения.



0



0

В замечатеной сказке «Царевна-лягушка» содержится несколько эпитетов:

  • Царевна-лягушка
  • Красна девица
  • Живая вода
  • Добрый молодец.

Даная сказка, на мой взгляд, имеет хороший зачин, который начинается не с приказки, текст написан внятно, происходящие действия и смысл понятен.



0



0

Сказка » Царевна-лягушка » не исключение в плане эпитетов, зачинов, присказок. Как и большинство русских сказок она начинается со слов: »

vdBmkF16OHXdRiMJp4PR9jveYaGnccrN.png

и заканчивается тоже традиционно:

BaJkRb3gw6f7qjYy0iup1qgxPV36Wx.png

Так же наблюдаются повторы, например; жил-был, подумал-подумал, царство-государство. Эпитеты: солнце ясное, скатерти кружевные, белоснежные лебеди, дремучие леса, зеленоватые луга, топкие болота, острая стрела, голубое море, хороший молодец.



0



0

Само по себе название сказки уже является особенностью.

Если говорить о зачине, то в сказке он звучит так:

Встречаются в этой сказке и повторы:

Эпитеты тоже встречаются довольно часто: добрый молодец, красна девица, узоры печатные.

Сама сказка наполнена волшебными действиями, в ней есть волшебные персонажи (к примеру царевна-лягушка, Баба-Яга).

Если говорить о концовке, то она вполне традиционная, для главных героев все заканчивается хорошо.



0



0

На примере сказки «Царевна-лягушка» можно привести пример присказки и зачина, так же есть и эпитеты. Приведем примеры.

Зачином в сказке являются слова, начинающиеся с «В некотором царстве»:

Концовка сказки начинается со слов «И стали они жить дружно»:

5jc6vcWiN4nHHXTVOXAe6oCcWyKIjVU.png

Перечисли эпитеты сказки, которых тоже очень много: Царевна-лягушка или добрый молодец.

Троекратные повторы так же характерны для этой сказки: три сына, три желания, трое животных помогают Ивану.

Читайте также

Если речь идет о приуроченности к событию, тогда нужно говорить «поздравление ко дню рождения», «подарок ко дню…», если такого смысла нет, то нужно говорить «безразличен к дню рождения…», «относиться к дню…».

О том, что приручение и использование огня изменило жизнь первобытного человека говорить пожалуй не стоит — это и так понятно. Никто кроме человека не мог использовать огонь и это умение сразу подняло человека на недосягаемую для животных высоту. Огонь помогал человеку выживать, делал его жилище теплым, отгонял и отпугивал диких животных, позволил выживать в условиях суровых зим и следовательно позволил человеку расселиться на более обширной территории. Наверняка у первобытных людей были и свои нетрадиционные способы использования огня и наверное они лучше всех могли бы ответить на вопрос о том, чем был для них огонь.

Так давайте дадим слово этим самым первобытным людям:

5wPuPf0OZNEmCGQSTUu83epYGKf8tT9.png

Площадь обозначается заглавной буквой «S». Единицами измерения площади могут быть: миллиметры, сантиметры, метры, дециметры и километры, но обязательно квадратные. Еще площадь, например, поля можно измерить гектарами и арами.

Для каждой фигуры существует своя формула расчета площади. Вот основные из них:

текст при наведении

Бояться и боятся – слово одно и то же, глагол возвратный (есть постфикс -СЯ), но в разных формах. В произношении их концовок -ТЬСЯ / -ТСЯ нет никакой разницы ([ЦА], так они звучат), и сей факт никому не позволяет на слух распознать, где -ТЬСЯ, а где -ТСЯ.

Бояться – инфинитив, форма, называемая неопределённой, ибо в ней глагольные непостоянные признаки отсутствуют. Именно инфинитив считается начальной формой глагола.

К словам-глаголам в данной форме нас с начальных классов учат задавать вопросы что делать? (пугаться, клониться, собираться) и что сделать? (испугаться, склониться, собраться). Обратим внимание на весьма существенную деталь: вопросы инфинитива заканчиваются Ь – мягким знаком, а потому попросту частенько говорят так: «В вопросе пишем Ь – в глаголе следует о нём тоже не забыть, он оканчивается на -ТЬСЯ». Конечно, подобное объяснение чисто разговорного плана, а ответы учащихся на уроках должны быть выстроены в научном или научно-популярном стиле, поэтому корректно вот такое пояснение:

m18SgcCfHDQnD0DsjymCbc5tskuHhwuJ.png

Интересующая нас словоформа бояться как раз на вопрос что делать? отвечает, следовательно, это форма неопределённая и обойтись в ней без Ь перед постфиксом никак нельзя.

Боятся – форма иная, в ней присутствуют 4 возможных непостоянных признака (из 5), но для нас сейчас важен один – лицо, оно 3-е.

К глаголам, стоящим в сей форме, нас тоже с начальных классов учат задавать соответствующие форме вопросы – что делает? / что делают? (пугается / пугаются, клонится / клонятся, собирается / собираются) и что сделает? / что сделают? (испугается / испугаются, склонится / склонятся, соберётся / соберутся). Здесь тоже обратим внимание на важную деталь: вопросы к 3-му лицу не содержат Ь, поэтому опять же в разговорном стиле правило излагают так: «В вопросе Ь нет – нет его и в глаголе, пишем -ТСЯ». Переведём данный ответ на уровень учащихся средних классов – получится так:

AxyhS4WrPVp5FHWpttYNIoqv9sd2VVi.png

Боятся – что делают? – 3-е лицо, выбираем написание -ТСЯ.

Самый широкий пролив в мире — это пролив Дрейка. В самой узкой части он насчитывает около 820 километров.

Он находится между архипелагом Огненная Земля и Южными Шетлендскими островами, и соединяет два океана — Атлантический и Тихий.

Хотя пролив назван именем Дрейка, по факту его открыл испанец Франсиско Осис, но по каким-то обстоятельствам это осталось незамеченным.

Еще пролив Дрейка знаменит своими самыми сильными штормами на планете — волны при этом достигают 15 метров.

текст при наведении

  • Особенности волшебной сказки типология дидактизма элементы чуда сказки народов мира
  • Основные события сказки спящая царевна
  • Особенности волшебной сказки о царе салтане которые встретились в произведении 3 класс
  • Основные события сказки о царе салтане
  • Основные события сказки о мертвой царевне и семи богатырях 4 класс кратко