Особенности волшебной сказки о царе салтане которые встретились в произведении 3 класс

Признаки сказки в произведении Пушкина о царе Салтане

В сказке Александра Сергеевича Пушкина о царе Салтане присутствует несколько признаков сказки.

1. Чудеса и волшебные явления

В этой сказке постоянно происходит какое-либо волшебство:

  • возникновение города на острове за одну ночь
  • волшебная белочка с драгоценными орехами
  • дружина из 33 богатырей и дядька Черномор
  • прекрасная царевна Лебедь
  • быстрый рост князя Гвидона в бочке («Не по дням, а по часам»)
  • волна слушается молодого царевича
  • чародей в обличье коршуна
  • превращение князя Гвидона в комара, мошку и шмеля

2. Зачин

В сказках обычно присутствует зачин. В данном случае он выглядит так:

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком

3. Счастливый конец (победа добра)

Отличительной чертой всех сказок является счастливый и справедливый конец, а также победа добра над злом. В сказке о царе Салтане все заканчивается благополучно: отец воссоединился с женой и сыном.

4. Присказка

Не всегда, но часто в сказках бывают присказки. Здесь она расположена в конце произведения:

Я там был; мед, пиво пил —
И усы лишь обмочил.

5. Нескрываемая вымышленность сюжета

С самого начала произведения понятно, что все происходящие события являются вымышленными и не имеют ничего общего с реальными историческими событиями.

6. Преодоление потери

Для волшебных сказок характерно преодоление какой-либо потери или препятствия. В данном случае речь идет о разлуке царя Гвидона со своей женой и сыном.

7. Два поколения

В экспозиции сказки традиционно присутствуют два поколения. В данном случае речь идет о царе Салтане с его женой и о князе Гвидоне с царевной Лебедью.

8. Троекратные повторы

В сказках часто используется троекратный повтор какого-либо события.

В данном случае мы видим, что князь Гвидон трижды обращается в насекомое, трижды летает к своему отцу, и трижды царевна Лебедь исполняет его просьбу (белочка, богатыри и ее превращение в царевну).

Кроме того, в сказке было три сестры, а потом три бабы, которые отговаривали царя Салтана.

КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» Особенности волшебной сказки.  Герои литературной сказки.

Цель:

  1. а) показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, композиции; б) отметить языковые особенности литературной сказки; в) отметить отличие литературной сказки от народной;
  2. работать над навыками выразительной речи;
  3. учить работе с текстом;
  4. закрепить литературные термины «жанр», «сюжет», «композиция»

Методы: анализ сказки по плану; работа с текстом, выразительное чтение.

Наглядность: иллюстрации по сказкам А.С.Пушкина, рисунки учащихся, музыка Глинки, инсценировка отрывка «Сказки о царе Салтане…» ,компьютер, интерактивная доска 

Планируемые результаты

       Личностные

-включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне;

-регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;                                                                

-эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках; эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;

-познавательная мотивация учения.

          Познавательные

 расширять знания учащихся о жанрах; читать произведение данного жанра с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием; добиваться понимания содержания сказки.

           Регулятивные

-определять цель учебной деятельности;

-контролировать выполнение задания

-определять степень успешности выполнения своей работы и работы других обучающихся.

              Коммуникативные

-работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

-собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;

-оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

-владеть диалогической формой речи.

Ход урока:

1.Актуализация полученных ранее знаний и умений. 

Постановка проблемного вопроса.

Сегодня займемся анализом сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», отметим языковые особенности литературной сказки, закрепим понятие литературных терминов «жанр», «сюжет», «композиция».

Назовите общие особенности волшебных сказок  (см.план)

  1. Есть волшебство
  2. Странствия, приключения героев
  3. Кто-то мешает или помогает
  4. Герой воюет с нечистой силой
  5. Эпизоды повторяются по 3раза
  6. Есть зачин, концовка
  7. Добро побеждает зло

А теперь назовите жанровые особенности сказки волшебной (см.план)

  1. Повторы
  2. Общие места
  3. Строй сказки плавный, напевный
  4. Сказочник рисует словами образы, как красками

А теперь непосредственно обратимся к сказке «О царе Салтане». Найдите памятку «Жанр». А теперь, пользуясь этим планом, расскажите все, что касается понятия «жанр» по сказке

Жанр – это вид литературы. Сказки бывают народные и литературные «Сказка о царе Салтане» — литературная, т.к. есть автор А.С.Пушкин.

Пушкин придумал характеры своим героям, побуждения, поступки

        Приведите примеры героев, где был бы показан его характер

В кухне злится повариха (злость)

Плачет у станка ткачиха,

И завидуют оне

Государевой жене (зависть)

С ободренною душой князь пошел к себе домой (спокойный)

        Определите характер героя, каким его изобразил Пушкин? (на листочке — письменно)

        Тот (коршун) уж когти распустил, клев кровавый навострил

  1. Хищный

Что еще придумывает Пушкин для своих героев?

Мысли

        Приведите примеры

Кабы я была царица, —

Говорит одна девица, —

То на весь крещенный мир

Приготовила б я пир…

Кабы я была царица, —

Третья молвила сестрица, —

Я б для батюшки царя

Родила б богатыря

        А какие человеческие чувства вы знаете?

Любовь, ненависть, зависть, печаль, благодарность…

        А теперь определите, какое чувство изобразил Пушкин в данном отрывке.(работа с интерактивной доской)

 (Отметить на листе под цифрой 2 — письменно)

        Век тебя я не забуду:

        Отплачу тебе добром,

        Сослужу тебе потом!

  1. Благодарность

Какая еще особенность литературной сказки отмечается?

Пушкин придумывает ход событий

        Назовите основные события сказки «О царе Салтане…»

Разговор 3 девиц подслушан царем; свадьба; война; родился сын; зависть сестер и тетки; бочку бросили в море; Гвидон вырос; убил коршуна; избавил царевну-лебедь;

Та подарила Гвидону город; белку; 33 богатыря стали дозором город обходить. Гвидон женился на царевне. Встречи с корабельщиками; приезжает царь Салтан. Завистницы прощены. Радость.

        Жуковский, прочитав две сказки Пушкина «О попе и его работнике Балде» и «Сказку о царе Салтане», написал «У Пушкина … сказки русские народные, …совершенно русские… Прелесть невообразимая» (слова написаны на доске)

Докажите, что Пушкин некоторыми элементами русских народных сказок воспользовался. Что взято автором из русских народных сказок?

Имена (Бабариха, царевна-лебедь, коршун-чародей, белка-искусница, завистливые сестры)

Костюмы (В чешуе, как жар горя, 33 богатыря; под косой луна блестит…)

        Узнайте по костюму героя сказки (показ на ИД) и запишите на листе под цифрой 3 (письменно)

        Весь сияя в злате он сидит в палате на престоле и в венце

  1. Салтан

Продолжаем работать над тем, что еще использовано А.С.Пушкиным из народных сказок

Приключения, странствия героев:

Бочка по морю плывет…

А ткачиха с поварихой, с сватьей  бабой Бабарихой извести ее хотят…

        Как вы понимаете эту шутку?

        А ткачиха с поварихой

        С сватьей бабой Бабарихой

Около царя сидят –

Четырьмя все три глядят

Двух сестер укусил Гвидон около глаза, когда оборотился в насекомых.

А комар-то злится, злится

И впился комар как раз

Тетке прямо в правый глаз.

Повариха побледнела, обмерла и окривела!

Зажужжал он и как раз

Тетке сел на левый глаз,

И ткачиха побледнела:

«Ай!» — и тут же окривела.

        Мы не случайно говорили о шутках, т.к. в русских сказках они часто встречаются.

        Что вы можете сказать о времени и месте действия?

Сказка на вечные времена: «Каждый день идет там диво». Место действия: царство славного Салтана, город на острове Буян, море. Корабельщики объехали весь свет: За морем житье не худо…

        Что общим является для сказки литературной и народной?

Мораль

        Какую мораль можно извлечь из этих слов?

        А ткачиха с поварихой

        С сватьей бабой Бабарихой

        Разбежались по углам:

        Их нашли насилу там.

        Тут они во всем признались,

Повинились, разрыдались

Не надо совершать злые поступки, не надо завидовать

        Докажите, что в сказке есть жизненная правда

Царь для радости такой отпустил всех трех домой…

Ветер по морю гуляет…

        Чему учит сказка?

Учит справедливости , добру, правде

II. Анализ сказки по плану «Сюжет». 

Что такое сюжет?

Это последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют младшей, которая становится царицей. Конфликт углубляется, когда рождается сын.

В сказке всегда кто-то помогает или мешает. Помогает царевна-лебедь. Мешает царевне коршун. Мешают царице сестры и Бабариха. Сказка имеет волшебство. Н-р, сын растет не по дням, а по часам. Гвидон превращался в насекомых… В сказке есть странствия героев: корабельщики объехали весь свет

        Помогаем приводить примеры

Гвидон летает к царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами. Гвидон убивает коршуна-чародея, мстит теткам и Бабарихе (кусает их). Добро побеждает зло. Сказка заканчивается счастливым  концом: радостной встречей Салтана с женой и сыном. Завистницы прощены.

        III. Рассмотрим план под названием «Композиция».

Что такое композиция?

Композиция – это построение произведения. Сказка обычно начинается с зачина: (царя с царицею)

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…

        В сказке есть концовка:

Я там был, мед, пиво пил

Да усы лишь обмочил.

        В сказке эпизоды повторяются по 3 раза: н-р, 3 сестры пряли

        Цифра 3 волшебная, характерная для многих сказок. Приводим примеры.

3 раза Гвидон превращался в насекомых и летал к Салтану. 3 Раза обращался к царевне-лебеди за помощью. Она его 3 раза спрашивала: «Что ты тих, как день ненастный, опечалился чему?» 3 раза заезжают корабельщики, 3 раза угощают их Гвидон и Салтан; они рассказывают о том, что видели на белом свет. Строй сказки плавный, напевный.

IV.Физкультминутка.        (Аудиозапись)        Демонстрация презентации для физкультминутки, включение аудиозаписи.        Учащиеся проговаривают слова и выполняют движения.

V. А теперь обратимся к особенностям языка сказки.

Перечислим их (см.план на ИД)

  1. Синонимы
  2. Сравнения
  3. Эпитеты
  4. Противопоставления
  5. Ондокоренные слова
  6. Сложные слова
  7. Славянизмы
  8. Определение после определяемого слова стоит
  9. Уменьшительно-ласкательные суффиксы
  10. Усилительные частицы, обращения и т.д.

Назовите мне те выражения, которые можно считать пословицами, фразеологизмами, крылатыми выражениями

Словно реченька журчит. Выступает будто пава. Жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь

        Какую особенность языка вы отметите в этой фразе (в этих фразах)?

        Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

        Бог вас, дети, наградит

Обращение

        Удалец, Диковинка, орешки – слова из сказки. Какую языковую особенность вы заметили?

Уменьшительно-ласкательные суффиксы

        Грусть-тоска, Гости-господа – Какую особенность языка характеризуют эти слова?

Сложные слова

        Найдите в тексте эпитеты

Синее море, божий свет, тугой лук, добрый путь

        На листке поставьте цифру 5. Отметьте особенность языка: «Что я царь или дитя? Или К нам он в гости собирался, а доселе не собрался»

  1. Противопоставление

VI. Давайте проведем маленькую викторину по знанию текста( викторина  на ИД)

1. Почему Салтан расстался с женой после свадьбы?

В те поры война была

2. Родила царица в ночь не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а (кого?)

Неведому зверушку

3. Царь велит своим боярам,

Времени не тратя даром,

И царицу, и приплод … (что сделать?)

Тайно бросить в бездну вод

4. Какую песенку пела белка?

Во саду ли, в огороде

5.Разом  пушки запалили,

В колокольнях зазвонили,

К морю сам идет Гвидон…

Кого он встречает?

Царя Салтана

VII.Рефлексия.

 Давайте подведем итоги.Вы обратили внимание на то, как долго писал сказку Пушкин. На экране  следующие цифры:

Краткая запись «Сказки о царе Салтане» в  Кишиневе – 1822г.

Подробная запись в Михайловском – в 1824г.

14 стихов, остальное проза – 1828г.

Написал полностью в 1831г., устроив творческое соревнование с Жуковским.

А легко ли и интересно вам было читать сказку?

Да

        Все гениальное просто. А теперь вы видите, сколько трудов на сказку было положено автором.

        А теперь подведем итоги нашему уроку.

Жанр – сюжет – композиция – три этих литературных термина крепко между собой связаны.  Что такое жанр? Что такое сюжет? Что такое композиция?

Вид литературы. Последовательность событий. Построение произведения

        На этом урок закончен

👉 Ответы к странице 103. Литературное чтение 3 класс учебник Климанова 1 часть. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий.

Задание 11

Назови особенности волшебной сказки, которые ты встретил в произведении.

Ответ:

В «Сказке о царе Салтане…» встречаются троекратные повторы: три сестры говорят о своих желаниях, князь Гвидон трижды превращается в насекомых и три раза летает в царство Салтана, узнает о трех чудесах и получает их (белка, 33 богатыря, царевна-лебедь).

В сказке происходят чудеса: рост младенца «не по дням, а по часам», появление города на пустынном острове. Есть волшебные персонажи: царевна-лебедь, морские богатыри, чародей-коршун.

Гвидону помогает птица лебедь, которая в конце превращается в царевну.

В сказке есть положительные и отрицательные персонажи.

Князь Гвидон и царица были награждены за свою доброту, умение прощать, любовь к близким и готовность прийти на помощь.

В конце сказки добро одерживает победу над злом.

В сказке А. С. Пушкина такая же концовка, как в русских народных сказках:

«Я там был; мёд-пиво пил —
И усы лишь обмочил».

Задание 12

Рассмотри иллюстрации И. Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.

Ответ:

Иллюстрации И. Я. Билибина отличаются красочностью, своеобразностью и большим количеством мелких и точных деталей. На стр. 79 изображено море. По нему к острову князя Гвидона плывет купеческий корабль. Море ярко-синее, на нем видны легкие веселые волны с белой пеной. Вдалеке зеленый остров, на котором издали виднеется большой город, обнесенный стеной.

На стр. 100 изображен большой пир во дворце князя Гвидона. В центре иллюстрации за праздничным столом беседуют Гвидон и Салтан. Рядом с ними сидят царица и царевна-лебедь. Перед столами стоят стражники в красных кафтанах. Один из гостей-бояр выпил лишнего и свалился со скамьи. Он сидит на узорчатом полу и разговаривает с любопытной кошкой. Позы главных героев подсказывают, что они рады долгожданной встрече, им есть, о чем поговорить.

Яркие краски, большие пятна красного и белого цветов добавляют изображению праздничность и передают ощущение оживления и радости на княжеском пиру.

Задание 13

Найди средства художественной выразительности, которые использует поэт. Запиши в «Рабочую тетрадь».

Литературное чтение

3 класс

Тема: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Особенности волшебной сказки.

Автор: Проценко Н.Л., учитель начальных классов,

МБОУ СОШ №5 пгт Печенга Мурманской области

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели: работать с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»; формировать нравственные ценности, отраженные в поэтической сказке А.С. Пушкина (нравственный урок сватье Бабарихе, поварихе, ткачихе); учить работать с текстом сказки в поэтической форме; учить определять тему, основную мысль, характеризовать героев произведения, находить средства художественной выразительности, анализировать произведение живописи, соотносить текст сказки с произведением живописи, работать в паре, группе.

Педагогические задачи: показать разнообразные виды работы, используемые на уроках чтения; учить детей работать со сказкой; развивать умение интонацией передавать настроение; развивать навыки выразительного чтения и пересказа; учить анализировать поступки героев, давать характеристику героям по плану, работать по картинному плану; развивать внимание, память, речь; воспитывать положительные качества

Планируемые результаты

Предметные: научатся анализировать художественное произведение, видеть особенности жанра сказки

Метапредметные: познавательные: замечают в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализируют их назначение в тексте, используют авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах; регулятивные: формулируют учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворенность своей работой на уроке; коммуникативные: оценивают достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям

Личностные: проявляют

доброжелательность по отношению к одноклассникам в дискуссиях, интерес к чтению сказок А. С. Пушкина.

Воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения. Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения поставленных задач.

Образовательные ресурсы: книги А. С. Пушкина для организации книжной выставки, иллюстрации к сказке, выполненные детьми, костюмы для инсценировки отрывка из сказки (три девицы), карточки для индивидуальной работы, тест, маршрутный лист.

Ход урока (организационная структура урока)

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося

(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

I.

Организация начала урока

Прозвенел уже звонок, начинается урок.

Будем все внимательны, активны и старательны.

Показывают готовность к уроку. Приветствуют учителя.

Владеют навыками психологической

  • Улыбнитесь друг другу, новому дню. Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока. Желаю всем вам успеха. И вы пожелайте друг другу и себе удачи в работе на уроке. Если возникнут затруднения, то вам помогут одноклассники. Я тоже всегда готова прийти к вам на помощь.

  • У вас на столах есть карта успехов. Это ларец знаний. В течение урока вы будете наполнять его «орешками» (раскрашивать кружки). После выполнения каждого задания вы сами оцените свою работу. Если вы считаете, что справились с заданием, то раскрашиваете кружок. Чем больше раскрашенных «орешков», тем выше отметка.

подготовки к уроку, организации рабочего места, вежливого общения

II. Постановка темы и учебной цели

  • Чтобы узнать тему урока, восстановите последовательность слов в высказывании и дополните недостающее слово (о чём идёт речь?). Предлагает слова для составления высказывания.

  • Как понимаете их смысл? Кто автор этих слов?

Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Прошло больше ста семидесяти лет, как погиб поэт, а наша любовь к нем

у все так же крепка, стихи его становятся нам все ближе, дороже и нужнее.

Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льется свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и все же не переставал изучать его всю жизнь.

Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, Царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу белку. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр.

Каждый, кто прочтет сказки впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. Имя Пушкина никогда не забудется.

  • Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

  • А. С. Пушкин

Аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания

III. Проверка домашнего задания

  1. Прочитайте название сказки.

  2. Докажите, что прочитанное произведение – сказка.

  3. Какие устойчивые эпитеты и сравнения встречаются в сказке Пушкина?

  4. Где в сказке встречаются троекратные повторы? Приведите примеры.

На доске – иллюстрации: картинный план сказки.

На сколько частей разделили сказку? Прочтите названия частей.

1-я часть: 2-я часть:

  1. Выбор невесты. 1) Первая встреча с отцом.

  2. Обман царя. 2) Первое чудо.

  3. Чудесное спасение. 3) Гости у князя Гвидона.

  4. Встреча с лебедью. 4) Вторая встреча с отцом.

  5. Корабельщики на острове. 5) Второе чудо.

  6. Третья встреча с отцом.

3-я часть:

  1. Женитьба Гвидона.

  2. Встреча гостей.

  3. В гостях у Салтана.

  4. Счастливая встреча.

– Представьте, что вы в театре. Прочитаем 1-ю часть сказки «Выбор невесты» по ролям. При чтении постарайтесь отразить характер героя, выразить свое отношение к нему, обратите внимание на интонацию

Выполняют выборочное чтение.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.

Читают наиболее подготовленные ученики.

1-я группа инсценирует

1-ю часть до слов «В те поры война была…».

2-я группа пересказывает 2-ю часть до слов «В синем море звёзды блещут…».

3-я группа читает выразительно 3-ю часть до слов «И нарёкся: князь Гвидон…».

4-я группа работает по карточкам (см. ресурсный материал). Осуществляют самопроверку

Осуществляют логические действия.

Адекватно воспринимают информацию. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Дополняют, уточняют высказанные мнения. Владеют навыками самостоятельной работы, самопроверки

IV. Работа над сказкой. Беседа с элементами выборочного чтения с опорой на картинный план

  • Какие чувства остались у вас после прочтения сказки?

  • Хороший ли конец у сказки? Почему?

  • Давайте ещё раз более подробно разберём сказку. Но отвечать на мои вопросы нужно словами из текста, зачитывая их.

  • Какое желание появилось у Гвидона после посещения его корабельщиками? (Он захотел увидеть отца)

  • Каким увидел князь Гвидон своего отца?

  • О каком первом чуде услышал Гвидон?

  • В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу?

  • О каком чуде узнал князь на этот раз?

  • Как оказался князь Гвидон у царя в третий раз?

  • О каком чуде он узнал на этот раз?

  • О чём Гвидон не забывает напомнить корабельщикам, когда они его посетили в последний раз?

  • Кто и как был наказан в этой сказке?

У сказки хороший конец, ведь в сказке всегда добро побеждает зло.

Выборочно находят ответы на вопросы.

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют навыком выразительного чтения.

Ориентируются в тексте произведения. Принимают и

сохраняют учебные задачи.

Фи з к у л ь т м и н у т к а

(Имитирование движений под музыку Н. А. Римского-Корсакова.)

  • Изобразите волны, набегающие на берег.

  • Изобразите летящую царевну Лебедь.

  • Изобразите Гвидона, натягивающего лук.

  • Изобразите танцующую белку, поющую песенки.

  • Изобразите богатырей, выходящих из моря.

Кто из вас знает, что за музыка звучала?

Это отрывок «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане». Написал её русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков в честь 100-летия со дня рождения А. С. Пушкина

Выполняют физкультминутку согласно заданиям

.

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

V.

Закрепление

материала

Словарная работа

Сюжет – это последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют младшей, которая становится царицей.

Конфликт углубляется, когда рождается сын. В сказке всегда кто-то или что-то помогает, или мешает. Помогает царевна Лебедь. Мешает царевне коршун. Мешают царице сестры и Бабариха. В сказке есть волшебство. Например, сын растет не по дням, а по часам. Гвидон превращался в насекомых… В сказке встречаются странствия героев: корабельщики объехали весь свет.

— Гвидон летает к царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами. Гвидон убивает коршуна-чародея, мстит теткам и Бабарихе (кусает их). Добро побеждает зло. Сказка заканчивается счастливым концом: радостной встречей

Работа в группе

Подведение итогов работы в группе.

Демонстрация творческих работ каждой группы

Маршрутный лист

Группа 1.

1. Выполнить тест.

2. Карточка.

3. Творческое задание (15минут)

а) проиллюстрировать сказку «О царе Салтане …»;

б) к каждой иллюстрации найти и зачитать отрывок.

4. Выступление с творческим заданием.

Маршрутный лист

Группа 2.

1. Выполнить тест.

2. Карточка.

3. Творческое задание (15 минут)

а) нарисовать окно;

б) прочитать по ролям отрывок с. 92-93

4. Выступление с творческим заданием.

Маршрутный лист

Группа 3.

1. Выполнить тест.

2. Карточка.

3. Творческое задание (15 минут)

а) найти в сказке отрывок, который вам понравился, запомнился;

б) инсценировать его (выступить в роли героев сказки).

4. Выступление с творческим заданием.

— Ребята выходят к доске и показывают всему классу свою работу, анализируют её, подводят итоги.

— Жуковский, прочитав две сказки Пушкина «О попе и о работнике его Балде» и «Сказку о царе Салтане», написал: «У Пушкина… сказки русские народные… совершенно русские… Прелесть невообразимая» (слова записаны на доске). Докажите, что Пушкин некоторыми элементами русских народных сказок воспользовался. Что взято автором из русских народных сказок?

  • Как вы понимаете эти строки, вызывающие улыбку?

А ткачиха с поварихой

А комар-то злится, злится…

С сватьей бабой Бабарихой

И впился комар как раз

Около царя сидят –

Тетке прямо в правый глаз.

Четырьмя все три глядят.

Повариха побледнела, обмерла и окривела!

Зажужжал он и как раз

Тетке сел на левый глаз,

И ткачиха побледнела:

«Ай!» – и тут же окривела.

  • Мы не случайно говорили о шутках, так как в русских сказках они часто встречаются.

  • Что вы можете сказать о времени и месте действия?

  • Что является общим для сказки литературной и народной?

  • Какую мораль можно извлечь из этих слов?

А ткачиха с поварихой

Их нашли насилу там.

С сватьей бабой Бабарихой

Тут они во всем признались,

Разбежались по углам:

Повинились, разрыдались.

Докажите, что в сказке есть жизненная правда.

Работая в группе, соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества,

аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания.

Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.

Владеют навыками самостоятельной работы.

Формулируют ответы на вопросы. Владеют навыками самоанализа.

VII. Домашнее задание

Выучить понравившийся отрывок

сказки А. С. Пушкина наизусть.

Составить характеристику других героев сказки.

К нам приходят пушкинские сказки,

Яркие и добрые, как сны.

Сыплются слова, слова-алмазы,

На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы,

Всё скорей нам хочется узнать.

Вздрагивают детские ресницы,

Верят в чудо детские глаза!

VI. Итог урока.

Рефлексия

Чему учит сказка? Давайте подведем итоги. Вы обратили внимание на то, как долго писал сказку Пушкин?

На доске написаны следующие сведения:

Краткая запись «Сказки о царе Салтане» в Кишиневе – 1822 г.

Подробная запись в Михайловском – в 1824 г.

14 стихов, остальное проза – 1828 г.

Написал полностью в 1831 г., устроив творческое соревнование с Жуковским

  • В сказках добро побеждает зло. Простил ли автор сестер в сказке?

  • А вы бы простили или вам хочется изменить конец сказки?

  • Сохранилась ли у царя любовь к жене, к сыну? Почему вы так считаете?

  • Чему научила нас эта сказка?

Наш урок подошёл к своему завершению. Каждый урок ваше маленькое открытие, познание чего-то нового, ранее неизвестного вам. Я желаю вам ещё много новых открытий и приключений в мире литературных произведений.

Спасибо за работу, урок закончен.

– «Царь для радости такой отпустил всех трех домой…», «Ветер по морю гуляет…». – Не надо совершать злые поступки, не надо завидовать. Учит справедливости, добру, правде

Да, простил.

Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению

Ресурсный материал к уроку

КАРТОЧКИ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Карточка 1

  1. Как звали няню А. С. Пушкина?

  2. Восстанови стихи:

Ветер на море … (гуляет)

И кораблик … (подгоняет).

Он бежит себе … (в волнах)

На раздутых … (парусах)

Карточка 2

  1. Когда и где родился А. С. Пушкин?

  2. Запиши, как звали героев сказки:

Царь … Салтан

Князь … Гвидон

Дядька … Черномор

Царевна … Лебедь

Сватья баба … Бабариха

Карточка 3

  1. Как назывался лицей, в котором учился А. С. Пушкин с 12 лет?

  2. Найди и подчеркни «лишнюю» пару:

Царь Салтан и 33 богатыря

Князь Гвидон и царевна Лебедь

Белка и сватья баба Бабариха

Повариха и злой коршун

Ткачиха и золотая рыбка

ТЕСТ

Вариант 1

  1. Что хотела сделать первая девица, если станет царицей?

а) На весь мир наткать полотна;

б) устроить пир на весь крещёный мир;

в) во всём слушаться царя;

г) родить богатыря.

  1. Кем стала младшая сестра?

а) Царицей;

б) поварихой;

в) ткачихой;

г) нянькой.

  1. Куда уехал царь Салтан?

а) На охоту;

б) в путешествие;

в) на войну.

  1. О чём хотела царица сообщить мужу в своём письме?

а) что у нее все по-прежнему;

б) что она родила богатыря;

в) что она родила неведому зверюшку;

г) что ее обижают сестры.

  1. Каким посланием было заменено её письмо?

а) что царица болеет;

б) что у царицы всё хорошо;

в) что царица родила неведому зверюшку;

г) что царица злая и неблагодарная.

  1. Какой ответ отправил царь Салтан?

а) Бросить царицу и ребёнка в воду;

б) ждать его возвращения;

в) наказать ткачиху и повариху.

  1. Что произошло с царским посланием?

а) Оно было заменено на другое;

б) вообще не было доставлено никакого послания;

в) оно было доставлено по назначению.

  1. Куда волна вынесла царицу и сына?

а) На берег соседней страны;

б) принесла обратно;

в) на необитаемый остров;

г) на остров, где был большой город.

  1. Кого увидел юноша на острове?

а) Чайку и ворона;

б) лебедь и ястреба;

в) лебедь и коршуна;

г) утку и орла.

  1. Что сказала царевичу Лебедь?

а) что зря он убил чародея;

б) что он убил чародея и спас девицу;

в) что он убил очень злую птицу.

Вариант 2

  1. Как начинается «Сказка о царе Салтане»?

а) «Три девушки под окном…»;

б) «Три девицы под окном…»;

в) «Три тётушки под окном…».

  1. Расставь по порядку превращения царя Гвидона, вписав цифры:

а) муха; б) комар; в) шмель.

  1. Что подгонял ветер на море?

а) Корабль; б) лодку; в) кораблик.

  1. Какие орешки грызла белочка?

а) Бронзовые; б) золотые; в) железные.

  1. Сколько богатырей вышло на берег?

а) 23; б) 33; в) 43.

  1. В кого превращалась царевна?

а) в лягушку; б) лебедь; в) журавушку.

  1. Какими словами закончилась сказка: «И я там был, мед-пиво пил…»:

а) «И лишь ноги промочил…»; б) «и усы лишь обмочил…»; в) «по усам текло, а в рот не попало…».

Маршрутный лист

Группа 1

1. Выполнить тест.

2. Карточка.

3. Творческое задание (15 минут)

а) проиллюстрировать сказку «О царе Салтане …»;

б) к каждой иллюстрации найти и зачитать отрывок …

4. Выступление с творческим заданием.

——————————————————————————————————

Маршрутный лист

Группа 2

1. Выполнить тест.

2. Карточка.

3. Творческое задание (15 минут)

а) нарисовать окно;

б) прочитать по ролям отрывок …….

4. Выступление с творческим заданием.

———————————————————————————————————

Маршрутный лист

Группа 3.

1.Выполнить тест.

2.Карточка.

3.Творческое задание (15 минут)

а) найти в сказке отрывок, который вам понравился, запомнился;

б) инсценировать его (выступить в роли героев сказки).

4.Выступление с творческим заданием.

2


0

Что волшебного есть в сказке «О царе Салтане»?

<h2>Какие признаки волшебной сказки есть в сказке «О царе Салтане»?</h2>

<h2>Признаки волшебной сказки «О царе Салтане», какие?</h2>

1 ответ:



2



0

Сказка «о Царе Салтане» — это авторское произведение Александра Сергеевича Пушкина. Сюжет сказки знаком как взрослым так и детям. В ней читатель узнает историю сына Царя Салтана, князя Гвидона. Он вместе с матерью попал по морю на остров Буян благодаря обману своих тетушек. На острове он спас Царевну Лебедь от Коршуна чародея и она отблагодарила его. Царевна Лебедь превращала князя Гвидона в разных насекомых и он летал к своему отцу. Она привозила на остров разные чудеса и Царь Салтан приехал в гости к князю Гвидону посмотреть на них. Он узнает, что случилось, а ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху наказывают. Теперь выясним почему сказка «о Царе Салтане» волшебная.

<hr />

Признаки волшебной сказки в сказке «О царе Салтане»:

  1. Наличие зачина и концовки. Они характеры для русских народных сказок и определяют место и время, где и когда происходят события самой сказки;
  2. Троекратные повторы. Три девицы. Князь Гвидон три раза превращается в насекомое и три раза летает к Царю Салтану. Три чуда Царевна Лебедь сделала для князя Гвидона. 33 богатыря.
  3. Волшебные превращения. Князь Гвидон превращается в комара, муху, шмеля. Царевна Лебедь превращается в птицу, и чародей превращается в коршуна;
  4. Главный герой проходит испытание.
  5. В сказке есть волшебные существа. Например, белочка, Царевна Лебедь.
  6. В конце сказки добро побеждает зло.

<hr />

Читайте также

Если написать совсем краткое содержание данной сказки, то получится примерно вот что:

hcxEInNYrJXt45wnI2ZRx0qNHcQ3flPu.png

Если же говорить о волшебстве в этой сказке, то в ней его предостаточно. Она буквально пронизана волшебством. Сами подарки, заказанные сестрами уже являются волшебными:

ZpbjBlkUAT7jhr5gmLTqDkwl8Sn0XqUI.png

Далее купец попадает во дворец к чудищу, там с ними происходят чудеса:

5lwnjDuNALe3pUTys8ZtSGTmwp5gXAnJ.png

К волшебным предметам можно отнести и перстень, который получает купец от хозяина дворца, способный переносить человека куда он только захочет:

0bdWhjyzKMc2DPbEDOcVe2kBk4xL7R2p.png

Такие же чудеса происходят и с младшей дочерью купца, когда она попадает во дворец чудища: ей прислуживают невидимые слуги, она разговаривает с чудищем своим голосом, а он ей отвечает огненными надписями на стене, затем невидимым голосом.

Наконец, самое главное волшебство в сказке:

6Nj9AH3tLJ348wBru9WbwkIPcVntLag.png

Произведение А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» является волшебной авторской (или литературной) сказкой:

  • известен конкретный автор,
  • в сказке много волшебства, в частности — волшебные предметы (зеркало, яблоко), явления природы уподобляются живым существам (Солнце, Ветер, Месяц), волшебные действия (сон-смерть, поцелуй-оживление).

«Морозко» — это русская народная сказка. Чтобы ответить на вопрос почему сказка «Морозко волшебная, вспомним ее краткое содержание. Жил дед с новой женой и у них было две дочери, одна была родной мачехе, а другая приемной. Мачеха не любила приемную дочь и решила ее со свету сжить, сказав старику, чтобы он ее в лесу оставил. Старик отвез родную дочку и оставил ее под елкой. Она сидит на снегу и мерзнет. Тут пришел к ней Морозко и спросил: «Тепло ли тебе, девица» и она ответила, что тепло. Тогда Морозко стал морозить еще сильней, а девица оставалась вежливой. Это понравилось Морозко и он за это наградил девицу.

Тем временем мачеха сказала старику вернуться за костями падчерицы. А он вернулся с дочкой в золоте и серебре и с богатыми дарами. Тогда мачеха велела ему в лес увезти родную дочь и там ее оставить, так он и сделал. Когда пришел Морозко и начал дочку морозить она стала обзываться и ругаться. Тогда он ее вконец заморозил и старик привез дочку домой мертвой.

<hr />

Признаки волшебной сказки в сказке «Морозко»:

1) Зачин — начало сказки:

g9oLmPiHwY5pJaLgfWFzYTfLKAwAPpA.png

2) Волшебные существа. Волшебный персонаж в сказке — Морозко, говорящая собака.

lVqB090Wfibbvre8uwsCkDjO3bjGn3wF.png

3) Волшебные превращения двух девушек.

4) Концовка сказки: добро побеждает зло.

<hr />

В сказке у купца и купчихи была дочь по имени Василиса. Когда умерла мать, она оставил Василисе в подарок куколку. Это была волшебная куколка, которая помогала девушке. Вскоре купец женился на вдове у который были две дочери. Мачеха невзлюбила Василису и стала загружать ее работой. Когда отец уехал девушки перебрались в дом в лесу. Они пряли при свечи и когда она догорела, то отправили Василису к Бабе-Яге. Когда Василиса пришла к Бабе-Яге они выполняла все задания, которой она ей поручала, Василисе помогала куколка. Когда Василиса вернулась домой она принесла череп со светящимися глазами, который испепелил мачеху и ее дочерей. Потом Василиса поселилась у старушки и пряла пряжу. Полотно и сорочки, которые изготовила девушка старушка отнесла царю. Когда царь увидел Василису, то он влюбился и они сыграли пышную свадьбу.

<hr />

В сказке «Василиса прекрасная» есть следующие признаки волшебной сказки:

  1. Троекратные повторы: в семье было три дочери, по пути к Бабе-Яге Василиса встречает трех всадников, зажигает лучину от трех черепов и у Бабы Яги было три пары рук — ее помощницы;
  2. В сказке есть волшебные предметы и волшебные помощники: куколка, которую мать подарила Василисе и череп;
  3. Волшебные существа: всадники;
  4. Волшебное место действия: заколдованный лес;
  5. Добро побеждает зло.

<hr />

Сказка «Летучий корабль» — это народная волшебная сказка. В ней повествуется история о том, как царь дает указ построить летучий корабль и обещает выдать дочь за муж за умельца. С этим заданием смог справиться простой Дурень, которому помог старичок. Когда он прилетел, царь задает ему другие задачи. И Дурень благодаря помощникам справляется с ними: достает живую воду, съедает быков, выпивает пиво, парится в бане. Царь не хочет выполнять свое обещание и задает еще задание: собрать полк солдат и Дурень снова справляется. Он разбивает царское войско, прогоняет царя и жениться на царевне.

Приметы волшебной сказки в сказке «Летучий корабль»:

  1. Волшебные предметы: сам летучий корабль, который мог подниматься в воздух и летать. Хворост, который превращался в войско, солома, которая дарила холод. А так же живая и мертвая вода.
  2. Троекратные повторы: в самом начале сказки говорится, что у старика было три сына. Три дня топили баню, чтобы зажарить Дурня и на долю Дурня выпало три испытания Царя.
  3. Волшебные превращения: хворост превратился в войско, а черствый хлеб стал караваем.
  4. Волшебные помощники: старичок, который помог Дурню построить летучий корабль и попутчики, которые помогали справиться с заданиями.
  5. Концовка сказки: добро побеждает зло.

<hr />

  • Основные события сказки о мертвой царевне и семи богатырях 4 класс кратко
  • Основные события сказки иван царевич и серый волк
  • Основные события сказки белоснежка и семь гномов кратко
  • Основные события сказки белоснежка и семь гномов 4 класс
  • Основные события сказки ашик кериб