Особенности выразительного чтения сказок

Особенности выразительного чтения сказки

Сказка – своеобразное произведение, поскольку она является одновременно и устным народным творчеством и литературным жанром.

Сказка – это устный рассказ о каком-то особенном событии. Ей присуща внутренняя установка на вымысел. Она принадлежит к эпическому жанру, поскольку имеет один из главных признаков – сюжетность. Но своеобразие сказки обусловливается и наличием выдумки, фантазии, хотя в основе своей она имеет элементы реализма в изображении той эпохи и того народа, которым была создана.

Сказки дошли до нас через века с определенными устоявшимися традиционными нормами: строятся они на контрастном изображении добра и зла, порядочности и подлости и т. п. Отсюда и развитие сюжета по определенной композиции: лаконичная завязка, развитие действия, кульминация и развязка. В сказке своеобразен зачин, она всегда имеет определенную нравственную направленность.

Мораль сказки не всегда лежит на поверхности. Иногда эту мораль можно увидеть, лишь проанализировав отдельные поступки персонажей (например, «Царевна-лягушка» и др.). Для исполнителя сказки эта деталь является существенной, поскольку правильное понимание нравственной направленности сказки является основой правильного определения подтекста.

Аллегорические образы в сказках достаточно традиционны. Читатель должен четко представлять себе, о ком идет речь, так как в сказках почти не дается портретная характеристика персонажей, их внутренняя сущность распознается только через поступки сказочных героев. Познавая определенный художественный тип, читатель познает и определенный человеческий характер: Иван – борец за справедливость, Марья – воплощение работоспособности и человеческого достоинства, конь – добрый помощник и т. п.

Как отмечал Г. Артоболевский, у нас, к сожалению, нет выработанных норм исполнения произведений народного творчества. Поэтому особенность исполнения сказки часто зависит от индивидуальности рассказчика, хотя, конечно, нельзя игнорировать и определенные закономерности чтения сказки.

Особенности выразительного чтения драматических произведений.

При чтении драматического произведения исполнитель передает подтексты, т. е. намерения, чувства героев, выражающиеся в интонациях, а также характерные особенности его речи.

Важно учитывать специфику драматического произведения , а именно, это драма, трагедия, комедия или водевиль. От этого и будет зависеть интонация чтеца.

При чтении основное внимание исполнителя сосредотачивается на передаче разговора персонажей. Чтец при помощи разных интонационных оттенков передает характеры героев (без приема перевоплощения).

Чтец должен помнить, что он не исполнитель роли, а рассказчик «чужого» диалога или монолога.

Текст должен быть направлен только к аудитории, даже если читается монолог.

Предлагаются следующие элементы исполнительского анализа драматического произведения:

— ознакомление с личностью автора;

— изучение истории создания пьесы;

— выстраивание событийного ряда пьесы, выяснение основной мысли (идеи) драматического произведения и «сверхзадачи» (цели) драматурга, режиссера и исполнителя;

— выявление подтекста произведения и каждой роли;

— прослеживание конфликта – сквозного действия;

— обнаружение взаимоотношений – симпатий и антипатий – персонажей в драме;

— выстраивание линии поведения персонажей в соответствии с их действенными задачами;

— выявление идейной сути каждого персонажа;

— постижение драматургом образа через сценическое воплощение (прием мизансценирования, этюдов и творческого исполнения).

Друзья, чтение сказок детям – это очень ответственное занятие, и его надо выполнять, осознавая это. В предыдущей статье Особенности художественного чтения сказок (часть 1) я начала рассказывать вам, как читать сказки детям. Приглашаю вас начать изучать вопрос именно с первой части, так как там освещено немало важных моментов.

чтение сказок детям

Теперь продолжим:..

Особенности художественного чтения сказок или Как читать сказки детям и с детьми?

Подготовка детей к художественному чтению сказок состоит из двух этапов. Первый этап – подготовительный. Он включает:

1)      Ознакомление с содержанием сказки;

2)      Внимательное повторное чтение;

3)      Определение основных черт характеров героев и направлений развития сказочного сюжета;

4)      Разработку партитуры чтения.

Второй этап – исполнительский. Он представляет собой непосредственный процесс художественного чтения сказки вместе с детьми.

После первоначального ознакомления с текстом в процессе повторного чтения выполняется идейно-тематический анализ: уточняются идея сказки, ее тема, структура сюжета, цель (сверхзадача) исполнения.

Учитель может рассказать сказку, отчетливо выделяя различным тональным окрашиванием фрагменты текста, чтобы интонационной динамикой тона речи раскрыть чувства, переживаемые героями.

Приведем примерное содержание работы с детьми, направленной на их подготовку к выразительному чтению сказки:

1) Обобщающая беседа с целью проверки первичного восприятия сказки и ее подготовки к выразительному чтению.
2) Чтение учащимися текста по частям и анализ каждой части. Это поможет детям лучше понять содержание и художественные образы произведения. Разработка выразительных средств и характеристика литературного языка сказки. Составление партитуры чтения.
3) Подготовка детей к чтению и рассказыванию сказки: составление плана, подбор заглавий к каждой части, определение цели и основной мысли к каждой части.
4) Чтение сказки по ролям: выявление и исполнение слов автора и слов героев для развития у детей первоначальных умений передачи повествовательного тона чтения и прямой речи.
5) Выразительное чтение сказки учащимися.

После художественного чтения или рассказывания сказки учитель может выяснить, чем сказка понравилась детям, какие фрагменты ее содержания близки их жизненному опыту, известны ли им еще сказки с подобным содержанием и смыслом.

6) Подбор пословиц и поговорок к содержанию сказки.

Интонация при чтении сказки детям

Особенности художественного чтения сказок заключаются и в том, что при чтении сказки детям следует использовать словесные описания действий, основные интонационные формы, голосом выделять ключевые слова с помощью изменения их регистра, привлекать внимание слушателей при помощи замедления или ускорения темпа речи, постановки пауз, повышения или понижения тона и силы голоса. Большое значение имеет оправданное применение жестов и мимики.

В ходе исполнения зачина («Жили-были…», «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…» и т.д.) рекомендуется замедлить темп речи и увеличить силу звучания голоса для привлечения внимания слушателей к началу действия. Интонация при этом должна носить оттенок таинственности и загадочности, что способствует активизации интереса детей к содержанию сказки.

При чтении завязки – начала развития действия в фабуле сказки – увеличивается громкость голоса, интонационно подчеркиваются ключевые слова и, в зависимости от контекста, замедляется или ускоряется темп речи.

Исполнение повторов сопровождается ярко выраженным ускорением темпа речи и уменьшением силы звучания голоса, так как на этих элементах нецелесообразно фиксировать внимание слушателей, отвлекая их от восприятия основной линии сюжета. В ходе чтения последнего повтора сказки, предшествующего контрастной идее, за которой следует развязка действия, возможно замедление темпа речи и незначительное усиление силы звучания голоса.

Интонационное воспроизведение кульминации отличается повышением голоса и замедление темпа речи, что говорит ребятам о том, что логика развития действия в сюжете достигла апогея, после чего следует развязка или завершение.

Как правило, исполнению развязки свойственны замедление темпа речи и ее эмоциональное тонирование, а также понижение громкости звучания голоса в соответствии со смыслом текста.

Последние фразы сказки, финал, произносятся в замедленном темпе, их исполнение может приобретать характер таинственности, мягкости, сострадания, иронии в зависимости от смысловой нагрузки концовки сказки.

Для того чтобы дети поняли смысл сказки, необходимо раскрыть все противопоставления (контрасты), представленные в ее содержании. Так, сказочные герои часто группируются по принципу антитезы (Золушка – добрая и трудолюбивая, а мачеха ее – злая и ленивая и т.д.). Это дает учителю возможность в самом начале знакомства с текстом обучить ребят приемам создания характеристики действующих лиц и воспроизведения ее особенностей в звучащей речи, то есть тонирования.

Высказывания положительных сказочных героев передаются в звучащей речи посредством повышения тона, отрицательных – понижения; звучание голоса в высоких регистрах применяется для воспроизведения речи небольших животных, анимистических существ и предметов (мыши, лягушки, муравья и др.), использование низких звуковых регистров – для передачи слов сказочных персонажей значительной величины (слона, медведя, великана, богатыря и др.). Воплощение характеров действующих лиц сказки посредством голосового воспроизведения их высказываний в процессе чтения способствует развитию у детей навыков восприятия и передачи темпоральных и ритмических особенностей устной речи.

Характеристика всех героев сказок, разработанная на основе анализа действий, поведения, высказываний и поступков персонажей, способствует установлению в детском сознании логических и ассоциативных взаимосвязей между словами и называемыми ими понятиями, а следовательно, и формированию первичных представлений детей о номинативной (назывной) функции слова.

Как видите, чтение сказок детям и с детьми заслуживает особого внимания. И я думаю, если изначально начинать с ребенком вот такое осознанное и правильное чтение, то у вас даже не будет возникать вопрос: почему ребенок не любит читать.

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон

Скажите спасибо, поделитесь с друзьями —

И моя благодарность останется с вами!

Особенности выразительного чтения драматических произведений.

При
чтении драматического произведения
исполнитель передает подтексты, т. е.
намерения, чувства героев, выражающиеся
в интонациях, а также характерные
особенности его речи.

Важно
учитывать специфику драматического
произведения , а именно, это драма,
трагедия, комедия или водевиль. От этого
и будет зависеть интонация чтеца.

При
чтении основное внимание исполнителя
сосредотачивается на передаче разговора
персонажей. Чтец при помощи разных
интонационных оттенков передает
характеры героев (без приема перевоплощения).

Чтец
должен помнить, что он не исполнитель
роли, а рассказчик «чужого» диалога или
монолога.

Текст
должен быть направлен только к аудитории,
даже если читается монолог.

Предлагаются
следующие элементы исполнительского
анализа драматического произведения:


ознакомление с личностью автора;


изучение истории создания пьесы;


выстраивание событийного ряда пьесы,
выяснение основной мысли (идеи)
драматического произведения и
«сверхзадачи» (цели) драматурга, режиссера
и исполнителя;


выявление подтекста произведения и
каждой роли;


прослеживание конфликта – сквозного
действия;


обнаружение взаимоотношений – симпатий
и антипатий – персонажей в драме;


выстраивание линии поведения персонажей
в соответствии с их действенными
задачами;


выявление идейной сути каждого персонажа;


постижение драматургом образа через
сценическое воплощение (прием
мизансценирования, этюдов и творческого
исполнения).

Особенности выразительного чтения сказки

Сказка
– своеобразное произведение, поскольку
она является одновременно и устным
народным творчеством и литературным
жанром.

Сказка
– это устный рассказ о каком-то особенном
событии. Ей присуща внутренняя установка
на вымысел. Она принадлежит к эпическому
жанру, поскольку имеет один из главных
признаков – сюжетность. Но своеобразие
сказки обусловливается и наличием
выдумки, фантазии, хотя в основе своей
она имеет элементы реализма в изображении
той эпохи и того народа, которым была
создана.

Сказки
дошли до нас через века с определенными
устоявшимися традиционными нормами:
строятся они на контрастном изображении
добра и зла, порядочности и подлости и
т. п. Отсюда и развитие сюжета по
определенной композиции: лаконичная
завязка, развитие действия, кульминация
и развязка. В сказке своеобразен зачин,
она всегда имеет определенную нравственную
направленность.

Мораль
сказки не всегда лежит на поверхности.
Иногда эту мораль можно увидеть, лишь
проанализировав отдельные поступки
персонажей (например, «Царевна-лягушка»
и др.). Для исполнителя сказки эта деталь
является существенной, поскольку
правильное понимание нравственной
направленности сказки является основой
правильного определения подтекста.

Аллегорические
образы в сказках достаточно традиционны.
Читатель должен четко представлять
себе, о ком идет речь, так как в сказках
почти не дается портретная характеристика
персонажей, их внутренняя сущность
распознается только через поступки
сказочных героев. Познавая определенный
художественный тип, читатель познает
и определенный человеческий характер:
Иван – борец за справедливость, Марья
– воплощение работоспособности и
человеческого достоинства, конь –
добрый помощник и т. п.

Как
отмечал Г. Артоболевский, у нас, к
сожалению, нет выработанных норм
исполнения произведений народного
творчества. Поэтому особенность
исполнения сказки часто зависит от
индивидуальности рассказчика, хотя,
конечно, нельзя игнорировать и определенные
закономерности чтения сказки.

В
исполнении сказки наметились несколько
тенденций
:

— игровая
(сказка превращается в диалог, материал
для рассказа максимально сокращается,
диалог подается разными голосами,
имитирующими персонажей);

— «этнографически»-рассказывающая(требует глубокого изучения особенностей
фонетики и говора того или иного народа,
поскольку при чтении используются
голосовые свойства, интонационный
рисунок языка определенного народа);


эпически-рассказывающая
(чтец не превращается в персонажей, а
рассказывает слушателям о них, то
«где-то», «когда-то» случилось с ними
то или иное приключение);


драматизирующая

(характеры персонажей передаются разными
голосами и одновременно проигрываются
перед слушателями даже с использованием
вспомогательных предметов для лучшего
изображения персонажа).

Исполнение сказки
отличается от исполнения других
прозаических

произведений
тем, что чтец должен постоянно передавать
таинственность, особенность событий,
фантастических преобразований. И эта
таинственность и фантастичность
усиливаются с раскрытием каждого нового
эпизода или поступка персонажа.

Сказка
требует определенного темпа исполнения:
рассказ
ведется

замедленно,
активно используются психологические
паузы. Если действие закончилось,
интонационно надо дать понять это
слушателям. Читатель должен с первого
предложения дать понять, на чьей он
стороне, за кого он переживает, кому
сочувствует, над кем смеется. Необходимо
сразу разбудить у слушателя конкретное
восприятие персонажа, подвести его до
понимания сущности поступков героев.
Как отмечал К. Чуковский, «…цель
сказочников состоит в том, чтобы любой
ценой воспитать в ребенке человечность
– это чудесное свойство человека
волноваться из-за чужого несчастья,
радоваться радости другого, переживать
чужую судьбу, как свою». Вот это и будет
основной задачей чтеца сказки.

Исполнение
сказки требует выработки своего
собственного стиля, а главное — выработки
навыков убеждать, сочувствовать героям,
увлекаться, смеяться. Только в «словесном
действии» читатель может проявить свою
инициативу, непосредственность,
индивидуальную особенность, природность
в передаче правдиво «выдуманной»
истории.

Если
обучение выразительному чтению не
является задачей урока, а проводится
попутно с решением других задач, тогда
нет необходимости проводить исполнительский
анализ как таковой, а можно использовать
только некоторые его элементы.

Выразительное
чтение является показателем уровня
знаний и понимания учащимися текста
(В. Острогорский, Д. Коровяков и др.). В
свою очередь, умение выразительно читать
углубляет, по мнению педагогов, понимание
и знание текста.

Важно
систематически работать над ошибками
при чтении. Характер работы над ошибками
во многом зависит от того, какое место
на уроке занимает чтение учеников. Если
основная задача – проверка умение
выразительно читать текст, то следует
детально поработать над совершенствованием
исполнения. Если же чтение ученика
преследует иные цели, можно ограничиться
указанием на главные недостатки и
наметить пути их исправления. Чрезвычайно
важно подчеркивать успехи, фиксировать
то новое, чего добился ученик. Порядок
анализа недостатков и достоинств ученика
может быть любым, важно, чтобы не унижалось
человеческое достоинство школьника,
который имеет право на ошибку.

Разнообразны формы устного »режиссерского»
рецензирования. Весьма продуктивно
коллективное обсуждение чтения.
Высказывания одноклассников не должны
носить субъективный характер, а
подкрепляться доказательствами.
Научиться этому помогут

  • образцовый анализ исполнения, сделанный
    учителем;

  • примерные план обсуждения;

  • отработка определенных вопросов теории
    и практики чтения.

Обучение
выразительному чтению немыслимо без
индивидуальной работы

с учащимися. Индивидуальное
чтение – та форма занятий, при которой
необходимо учитывать особенности и
возможности каждого ученика, что
практически очень трудно осуществить
на уроке в 45 минут. Ведь чтение следует
выслушать, не перебивая, затем
проанализировать его, наметить пути
исправления недостатков и дать возможность
прочитать еще хотя бы раз. Поэтому
выразительному чтению необходимо
уделять должное внимание во внеурочной
работе по литературе. Чрезвычайно важно,
чтобы каждый ученик прошел индивидуальное
обучение выразительному чтению. Но при
этом важно, чтобы желание добиться
лучших результатов у учителя и учащегося
было обоюдным. Здесь с особой силой
проявляется стимул отношений, которые
складываются в учебном процессе между
учителем и учащимся (положительных
отношений, обоюдной симпатии).

После обучающего чтения,
за которое отметка не ставится, можно
перейти к чтению на отметку (к контролю
подготовленного чтения).

Требования к чтению школьников содержаться
в исследованиях Б.А.Буяльского, М.А.
Рыбниковой, М.М. Стракевич, Н.Н. Шевелева
и др.

Выводы
ученых и педагогов-практиков свидетельствуют
о том, что исходными позициями
при оценке чтения

могут быть:

  • чтение, основанное на видении, имеющем
    четко выраженную цель

исполнения,
верно и тонко передающее личное отношение
исполнителя к мыслям и чувствам,
выраженным автором в произведении,

  • чтение логически и технически правильное.

Кроме
этого, на оценку влияют:

  • общее
    впечатление от чтения (глубина и верность
    трактовки, манера

держать себя и т. д.);

  • вид
    исполнительской деятельности (чтение
    по книге, наизусть, чтение в

лицах);

  • степень самостоятельности в подготовке
    текста к воспроизведению в

звучащем
слове (отработка на уроке, дома, в кружке);

  • степень
    трудности материала (объем, доступность,
    особенности жанра и

формы изложения);

  • индивидуальные особенности исполнителя;

  • характер
    допущенных ошибок (грубые, негрубые).

Учитель
имеет право оценивать выразительное
чтение только в том

случае, если он систематически
занимается формированием навыков
выразительного чтения.

В
противном случае педагогически тактичнее
будет только похвалой

поощрять
попытки учеников самостоятельно добиться
выразительности. Оценка не должна
ставить в безвыходное положение тех,
кому выразительное чтение дается плохо
при самостоятельной работе, которая
может быть дана учащимся, начиная с
У111 класс, если ранее проводилась работа
по выразительному чтению. Подготовка
выразительного чтения не меньше, чем
любая другая самостоятельная работа,
требует объяснения, наводящих вопросов,
указания пути работы.

Как
только учение становится перед классом
и читает текст, с этой минуты он
исполнитель, а его товарищи – слушатели.
Учитель может побудить учащихся-слушателей
оценить чтение одноклассника. В этом
случае учащийся-исполнитель узнает о
впечатлении, которое произвело его
чтение на одноклассников, и получает
советы от своих сверстников. Одновременно
этот процесс служит и воспитанию
слушателей.

Первоначально
учитель направляет критику чтения путем
постановки вопросов: представлял ли
читающий в своем воображении то, о чем
говорил; старался ли передать нам мысли
автора, картины, образы, нарисованные
им; понятно ли было, как читающий относится
к героям произведения и т.д. Затем ученики
уже самостоятельно могут проанализировать
чтение товарищей.

Однако в основе критических замечаний
слушателей – чтение определенного
уровня. Чтение учащихся по уровню умений
и навыков по выразительному чтению
можно разделить примерно на четыре
группы:

  1. Механические чтение с соблюдением
    знаков препинания.

  2. Логическое чтение, передающее развитие
    мысли, с отчетливыми и в

основном
верными логическими ударениями, паузами.

  1. Эмоциональное чтение с недостаточно
    отчетливой передачей логики мысли

автора.

  1. Эмоциональное действенное чтение,
    опирающееся на видение, передающее

развитие авторской мысли.

Если ученик читает механически, его
надо учить во время чтения вникать в

смысл
текста и видеть то, что в нем отражено.

Учащихся второй группы важно увлечь
чтением. Не требуя от них проявления
эмоциональности, учитель предлагает
им активно воздействовать на слушателей
в соответствии с исполнительской
задачей. В работе с такими учениками
необходимо уделять специальное внимание
развитию их воображения.

Ученики, у которых преобладает
эмоциональная сторона, часто делают
логические ошибки и нередко плохо несут
свои видения слушателям. Чтение этих
учеников, как правило, уже является
выражением их трактовки произведения,
личного отношения к читаемому. Такое
чтение можно представить на обсуждение
одноклассников, критика которых бывает
для чтеца иногда более убедительной,
чем указания учителя.

Чтение учащихся, которых можно отнести
к четвертой группы, разное по характеру.
Удачи и неудачи их чтения носят
индивидуальный характер. Работать с
ними нужно индивидуально, предъявляя
серьезные требования, воспитывая в них
желание заниматься выразительным
чтением.

Развитие
навыков выразительного чтения невозможно
без заучивания
наизусть.
Именно заучивание наизусть является

  • важным путем развития памяти и речи
    учащихся,

  • средством развития и воспитания
    учащихся,

  • привития любви к литературе.

Необходимо
соединять анализ текста, заучивание
наизусть и

отработку выразительности
(А.Д. Алферов, Д.Д. Коровяков,

В.П.
Острогорский, В.П. Шереметевский и др.).
Важно не заниматься »зубрежкой»!

Можно использовать различные рекомендации
и приемы, способствующие

облегчению
заучивания текста наизусть. Например:

  • внимательно вчитываясь в текст,
    воссоздать в воображении нарисованные

автором
картины, закрепить видения и постараться
передать их своими словами; повторное
чтение приблизит к подлиннику, вытеснит
случайное и т.д. ( Д.Н. Журавлев);

  • начинать
    с »души слова» – с подтекста (К.С.
    Станиславский);

  • в начале работы произносить вслух
    суждения, входящие в подтекст

авторской
фразы (Н.А. Бендер- режиссер, В.Н. Яхонтов
– актер);

  • в
    процессе заучивания текста сначала
    пользоваться различными видами

пересказа;

  • переписывание
    текста от руки (К.С. Станиславский, С.А.
    Качарян);

  • самостоятельный выбор чтецом текста
    по его вкусу и т.д.

Большое значение для выработки навыков
выразительного чтения имеют

специальные занятия (С.Н.
Абакумов, В.В. Голубков, М.А. Рыбникова):

  • уроки прослушивания и обсуждения
    произведений искусства слова;

  • уроки
    отработки эмоционально-образной
    выразительности чтения текстов;

  • уроки по отработке техники, логики речи
    и т д.;

  • уроки-концерты,
    уроки-конкурсы на лучшего чтеца,
    уроки-викторины и т.д.;

  • занятия в кружке выразительного чтения;

  • литературные посиделки за чашкой чая,
    вечера поэзии, и т.д.

Важное
место в школе должна занимать работа
учителя-словесника по

развитию техники речи
учащихся
:
правильного дыхания, четкого произношения,
хорошего звучания голоса, так как задачи
эстетического воспитания требуют
усиления внимания к устной речи учащихся,
к повышению ее произносительной культуры.
Учитель-словесник, речь которого должна
быть образцом для учеников, должен сам
иметь хорошую технику речи, постоянно
совершенствовать ее и проводить в этом
направлении целенаправленную работу
с учащимися.

В
большинстве случаев надо использовать
такие упражнения, которые позволяют
одновременно тренировать все стороны
речи: дыхание, дикцию, голос.

Приведем
несколько примеров упражнений
для тренировки дыхания и голоса. Общее
правило их выполнения – вдыхать воздух
носом, выдыхать ртом.

»
После
грозы»

»
Закройте глаза. Нарисуйте в своем
воображении картину: вы находитесь в
лесу, только что отгремела гроза, прошел
дождь, блестят мокрые листья на березах,
на траве – серебристые капли… Как
хорошо пахнет в лесу. как легко дышится.
Вот ландыши. Сорвите их…Вдохните их
запах…Вдыхайте медленно, ровно,
глубоко».

»
Гудение
провода»

На
доске написано сочетание букв:
НУННОННАННЕННИНЫН.

Произнесите
непрерывно это сочетание, берите короткий
вдох, где вам удобнее, и продолжайте
упражнение. Вскоре вы заметите, что
появляется »второй» звук, непрерывный,
протяжный, напоминающий гудение проводов.
Звук »н» произносится так, как будто вы
верхним кончиком языка. как молоточком.
постукиваете о верхние зубы, легко, без
нажима, играя.

Прислушайтесь
к » гудению проводов».

Теперь
то же упражнение проделайте со звуком
»м».

Произнесение
скороговорок 4 – 5 раз.

»Проворонила
ворона вороненка.»

»
Шла лиса бесшумно по лесу.»

»
Дятел долбил долго дерево клювом –
долотом».

» По
Чите течет Читинка» и др.

Одним
из условий совершенствования устной
речи является создание в школе режима
культуры устной речи.
В кабинете зарубежной литературы
целесообразно вывесить » Правила устной
речи и чтения»:

1.
Не произноси слова скороговоркой.

2.
Ясно выговаривай звуки в словах.

3.
Говори вразумительно, членораздельно,
чтобы тебя могли хорошо слышать и
понимать те, к кому ты обращаешься с
речью.

4.
Говори ровно, не повышай голос без нужды,
не кричи.

5.
Соблюдай паузы между предложениями и
между отдельными смысловыми частями
предложения.

6.
Старайся говорить и читать так, чтобы
заинтересовать слушателей.

В
сложной и важной работе по развитию у
учащихся навыков выразительного чтения
учителю большую помощь могут оказать
»говорящие» пособия. В распоряжении
современного учителя имеются разнообразные
технические средства: магнитофоны,
электропроигрыватели, кино — и
диапроекторы, радио, телевидение,
компьютеры.

Поскольку
каждый исполнитель по-своему трактует
литературное произведение и делится
со слушателем именно своим понимание
текста, то интересно прослушать запись
чтения произведения каким-либо актером
и после этого обсудить, сумел ли чтец
передать авторский замысел. Конечно,
перед прослушиванием грамзаписи текст
произведения должен быть прочтен
учащимися и самостоятельно обдуман. И
тогда обсуждение прослушанного чтения
может быть увлекательным и плодотворным
путем анализа исполненного текста.
Чтение, конечно, должно быть профессиональным.

Иногда стоит прослушать и обсудить
исполнение, вызывающее критические
замечания. Это формирует умение отстаивать
свои мысли.

Если учитель правильно организует
прослушивание и обсуждение чтецких
выступлений, если на занятиях поможет
учащимся понять, что хорошо и что плохо,
то тем самым он разовьет стремление
обоснованно и объективно оценивать
произведения искусства, повысит
требовательность учащихся к своим
выступлениям, научит искусству слушать.

Неоценимую услугу при работе над
выразительным чтением может оказать
магнитофон. Например, ученик, зная, что
его чтение будут записывать на магнитофон,
дома подготовился. Затем он читает
текст, его чтение записывается. После
этого совместно с учителем и учащимися
обсуждается чтение исполнителя, и он
вновь читает текст, а его чтение
записывается на магнитофон. Потом
сравниваются два варианта чтения. Можно
записывать чтения одного и того же
текста двумя – тремя учащимися, после
обсуждать это чтение. Недопустимо
использовать магнитофон для формального
прослушивания того, что записано на
ленте.

Можно организовать прослушивание
радиопередач, просмотр телепередач,
которые учат выразительному чтению,
с последующим обсуждением.

Умелое использование технических
средств обучения при работе над
выразительным чтением будет способствовать
восприятию литературы как искусства
слова.

Вопросы для
самоконтроля.

  1. Что
    входит в понятие »выразительное
    чтение»?

  2. Каковы
    задачи обучения выразительному чтению
    учащихся в школе?

  3. Как
    оценивать выразительность чтения
    учащихся?

  4. Каковы
    уровни умений и навыков выразительно
    чтения текста?

  5. Как
    помочь учащимся выучить текст наизусть?

6.Что
способствует успешной работе над
выработкой у учащихся навыков
выразительного чтения?

7.
Какова конечная цель чтеца?

8.
Что включает в себя техника речи чтеца?

9.
Назовите средства эмоционально-образной
выразительности.

10.
Назовите средства логической
выразительности.

11.
Каковы этапы работы над развитием
навыков выразительного чтения?

12. В
чем особенности выразительного чтения
басни, стихотворения, прозаического и
драматического произведений?

Тестовые
задания.

  1. Читать выразительно – значит

а)
читать громко,

б)
передавать чтением смысл произведения,

в)
читать эмоционально.

  1. Способствует развитию навыков
    выразительного чтения

а)
анализ исполнительский,

б)
анализ пообразный,

в)
анализ композиционный.

  1. Обращать внимание ан выразительность
    чтения следует

а)
на каждом уроке,

б)
от случая к случаю,

в)
на специальном уроке.

  1. Отметка за выразительное чтения ставится

а)
при обучающем чтении,

б)
при контрольном чтении,

в)
при любом чтении.

  1. Заучить наизусть – значит

а)
зазубрить сразу весь текст,

б)
постараться понять текст и , выделяя
главное, выучить его наизусть,

в)
зазубрить текст по частям.

Творческие
задания.

  1. Составьте памятку для учителя «Как
    научить школьников читать

выразительно».

2.
Напишите фрагмент урока (класс, тема –
на Ваше усмотрение), в ходе которого вы
вырабатываете навыки выразительного
чтения.

3.
Подготовьте памятку для учащихся «Учись
читать выразительно».

4.
Выучите наизусть басню, стихотворение.
Прочитайте выученное и запишите на
магнитофон. Прослушайте запись и
проанализируйте свое чтение.

Особенности организации работы над выразительностью чтения произведений разных жанров на уроках литературного чтения в начальной школе.

Уроки литературного чтения в начальной школе являются одними из самых сложных, так как очень часто отличаются своей монотонностью.

К сожалению, с каждым годом интерес к чтению у детей падает. Читают учащиеся только программный материал, да и то не всегда. Говорить же о выразительном чтении все труднее. Ряд причин: все чаще встречающиеся дефекты речи, тихий природный голос, стеснительность не позволяют детям раскрыться при чтении различных произведений, донести до слушателя их красоту. Поэтому, именно проблема специфики работы над выразительностью чтения произведений работы становится очень важной для учителя начальных классов.

На первом этапе работы с текстом решается одна или несколько из следующих задач:

— оживить представления, связанные с прочитанным;

— объяснить значение тех непонятных слов, которые наиболее важны для понимания читаемого;

— организовать техническую подготовку посредством выполнения специальных упражнений, составленных на материале слов и выражений, взятых из текста, который предстоит читать;

— вызвать у детей соответствующий содержанию эмоциональный настрой.

Второй этап – первичное знакомство с произведением.

Выбор способа знакомства с текстом зависит от читательских умений учащихся. Желательно, чтобы во всех случаях, когда это посильно для детей (это определяет лишь учитель), они самостоятельно знакомились с произведением.

Безусловно, когда первичное с текстом происходят опосредованно – через педагога, – необходимо самостоятельное перечитывание учащимися произведения. При организации первичного восприятия не следует опасаться чтения текстов по частям с обсуждением каждой очередной прочитанной части. Это не нарушит целостности восприятия современного школьника, воспитанного на мультсериалах, и будет готовить его к чтению крупнообъемных произведений. Важно при этом, чтобы читаемые отрывки были относительно закончены по содержанию. Не нужно бояться давать учащимся задание дочитать текст дома, если работа над ним не завершена. Активными помощниками в этом могут стать и родители.

Тесты по своему объему различны, поэтому первичное чтение может быть от одного до двух уроков. После этого обязателен литературный разбор, так как это общение с произведением и его автором. А ученик также является собеседником. Хорошо, если выявляется личное отношение читателя к описанному (к содержанию), и к тому, как это сделано (к форме).

Вот некоторые рекомендации, которые помогут учителю успешно организовать на уроке «размышление вслух» о прочитанном:

— удачное начало беседы делает весь анализ произведения целенаправленным и внутренне необходимым для учащихся;

— вопросы, составляющие беседу, должны быть целесообразны, то есть нужно знать, зачем, для чего, с какой целью задан тот или иной вопрос;

— нужно стремиться к тому, чтобы вопросов и заданий к тексту было немного. Их назначение в том, чтобы направить на такую особенность художественной детали произведения, которая может остаться незамеченной, возбудить мысль и чувства школьников, чтобы способствовать обогащению их духовного мира, вызвать живой обмен мнениями;

— побуждая учащихся к свободному обмену мнению, не следует забывать о вопросах, выявляющих отношение к прочитанному;

— следует обучать детей обмену мнениями: они не должны перебивать друг друга, а учиться развивать мысль, высказанную товарищами, отстаивать свою позицию;

— беседа не должна состоять из одних вопросов, она должна сопровождаться интересными репликами и высказываниями учителя;

— нужно учить детей правильной постановке вопроса и как можно чаще использовать этот вид работы на уроке;

— у детей младшего школьного возраста в силу недостаточно сформированного абстрактного мышления снижена потребность в анализе прочитанного, поэтому нужно особенно стремиться к постоянному использованию разных видов синтетического характера, особенно игровых, которые опираются на конкретно-образное мышление детей.

Большое значение для полноценного восприятия детьми текста имеет выразительность чтения и рассказывания произведения учителем. Для того чтобы чтение было выразительным, нужно знать особенности исполнения литературных произведений разных жанров.

  1.  Сказка читается (а лучше «сказывается») в естественной, разговорной (сказительной) манере. Педагог как бы обращается к детям, сообщая о том, свидетелем чего он является. Ведь не случайны в сказках выражения: «И я там был…». Чтение сказок предполагает тесный контакт со слушателями, ведь сказки – это жанр устного народного творчества.

Для создания колоритного сказочного языка образные слова и выражения при чтении нужно выделять замедлением темпа речи, напевностью, усилением голоса. Контрастные места особенно ярко надо выделять, чтобы усилить впечатление от сказки и помочь детям лучше понять ее смысл.

Если сказка имеет присказку, то читать ее нужно в среднем темпе, ритмично, интонационно, выделяя образные слова и словосочетания. Последняя фраза выделяется замедленным, загадочным голосом, чтобы дети почувствовали, что сказка вот-вот начнется.

Многие сказки начинаются зачином: «Жили-были», «Давным-давно». Зачин читается замедленно, немного напевно, таинственно, чтобы вовлечь детей в атмосферу чудесного повествования.

Сказкам присущ прием трехкратного повторения эпизодов. При этом каждое повторение предполагает постепенное нарастание напряжения, которое в третьем случае достигает кульминации, после чего наступает перелом в действии. Учитывая это, при чтении сказки нужно стремиться к передаче нарастания эмоциональной напряженности, выделяя слова, усиливающие напряженность. Повторы придают сказочному стилю ритмичность и предполагают неторопливость изложения.

Концовку сказки следует читать в разговорной манере, чтобы разрядить внимание слушателей, помогая им «перейти» из сказочного мира в реальный. Последняя фраза читается медленно, с интонацией завершения повествования. Так как обычно сказки имеют счастливый конец, то при чтении концовки нужно передать удовлетворение, чтобы помочь детям пережить радость от счастливой развязки.

  1. О значении выразительного чтения басен для школьников писала М.А.Рыбникова: «Чтение басен приучает к более живым и бытовым фразировкам, к более свободной расстановке пауз, к беглой перекличке голосов в диалоге, к введению многочисленных вопросных и восклицательных интонаций».

Исполнение басни предполагает естественный, близкий к разговорной речи тон. Чтец непосредственно обращается к слушателям и сообщает о событиях, которые как будто бы действительно имели место.

По словам Е.В.Язовицкого, «исполнитель басен – не оратор, не актер, а человек, образно и эмоционально рассказывающий своим друзьям интересный и поучительный случай, из которого они должны извлечь тот или иной урок практической морали».

Если у исполнителя при чтении не получается яркого, четкого образа, то «изюминка» басни исчезает. Поэтому при изучении басен следует уделять особое внимание передаче образов, характеров персонажей. Безусловно, речь героев читается с учетом особенностей их характеров, поступков, внешнего облика. Однако нужно с особым вниманием подходить к их изображению. Следует лишь пересказать, процитировать речь басенного персонажа, но не стремиться «сыграть» его роль, перевоплотившись в образ.

Другое дело, когда басня читается по ролям. В этом случае исполнитель каждой роли перевоплощается в свой образ, обращается не к слушателям, а к партнерам, воздействуя на них. При чтении по ролям непосредственное воздействие осуществляет только тот, кто читает за автора – рассказчика. При ролевом чтении басен следует соблюдать меру, так как в практике имеют место случаи, когда исполнитель, изображая персонаж, в буквальном смысле щелкает зубами, становится на четвереньки и начинает хрюкать. Не следует переигрывать и утрировать.

Работа над басней не так проста, как кажется на первый взгляд, поэтому в этой работе следует использовать лишь те средства выразительности, которые не отвлекают от смысла басни, а помогают раскрыть его.

3.«Обучая читать стихи и мерно останавливаться, чувствовать объем строки, мы воспитываем в детях чувство ритма. Это одна из задач выразительного чтения», — писала М.А.Рыбникова.

Выразительное чтение стихотворения педагогом – одно из основных условий полноценного восприятия детьми поэтического текста. Оно помогает учащимся погрузиться в эмоциональный мир стихотворения, углубиться в его содержание, выявить отношение автора к описываемым явлениям.

Лирические произведения, тонкие по форме, небольшие по объему, концентрированные по мысли и чувству читать не просто. Форма стихотворения создает дополнительные трудности для выразительного чтения. Для начинающих чтецов (каковыми являются дети) характерны скандирование или, напротив, произнесение стихов как прозы. Потому каждому педагогу следует усвоить основные правила произнесения стиха.

  1. Чтец, исполняющий лирику, не может оставаться сторонним и равнодушным к читаемым им стихам.
  2. Поняв и усвоив все авторские пожелания, чтец через свое творческое отношение – и в результате взволновавшего его чувства – исполняет стихи как бы «своими словами».
  3. В момент исполнения слушатель «заражается» переживаниями автора через чтеца. Таким образом, чтец берет на себя всю ответственность за передачу верного образа и правильной мысли.
  4. Читать нужно искренне, оберегая каждое слово, каждый поэтический образ.
  5. Необходимо сохранить все нюансы стихотворной мелодии, ее ритмические оттенки, подчеркивающие сущность и значение слов.

Поэзия – это вдохновенное проявление мысли. Звук слова всегда направлен к раскрытию значения слова. Изучив все особенности поэтического произведения, чтец должен проникновенно и трепетно передавая каждую мысль, каждый образ, каждое слово, раскрыть его содержание посредством вдохновенной поэтической речи.

4. Пьесы предназначены для постановки на сцене. Однако в школе читаются произведения драматического жанра (чаще – отрывки из них).

 В чем же отличие чтения драматургии от исполнения прозы? Задача читающего текст пьесы – преподнести события как бы происходящими на воображаемой сцене. При чтении «в лицах» используются актерские средства (элементы перевоплощения), но сохраняется оценочное начало. Основная разница между актером и рассказчиком заключается в том, что играя персонаж, актер должен перевоплощаться в него, а рассказчику необходимо показать этого героя. Например, герой объясняется в любви. Актер театра делает это в качестве самого персонажа, а рассказчик, словно «подглядывая» за ним, показывает, как герой объясняется в любви: смешно, трогательно, наивно или глупо (это зависит от отношения к нему рассказчика).

Актер, играя толстого человека, должен быть толст, а чтец, рассказывая о нем, может быть худым. Играя хохочущего человека, актер должен действительно хохотать, а рассказчик может сказать: «он страшно хохотал» (без хохота) и сделать это так, что будет смешно.

Помимо данных приемов работы, следует использовать ряд упражнений для развития выразительности и параллельно скорочтения.

Начинаются эти упражнения с чтения скороговорок.

  1.  Для того, чтобы научиться говорить быстро и четко, люди придумали много скороговорок. Читай их так: первый раз медленно, но не по слогам, четко проговаривая звуки, второй раз – с обычной скоростью, третий раз – как можно быстрее.
  2. Управление своим дыханием. Произнесение скороговорки на максимальном выдохе. Следует сделать глубокий вдох и на спокойном выдохе произносить скороговорку до тех пор, пока  хватит воздуха.

           Например: Как на горке, на пригорке

                              Стоят тридцать три Егорки:

                               Раз Егорка,

        Два Егорка,

        Три Егорка…

        (и так до тридцати трех Егорок).

  1. Работать над мелодикой голоса помогают следующие упражнения:

игра «Маляр». Представь, что красишь забор. Вместе с рукой «поднимай и опускай» голос, говоря «и вверх, и вниз». Старайся с каждым разом поднимать голос все выше и опускать все ниже.

Представь, что шагаешь по этажам. Помогая рукой, постепенно повышай голос, а затем понижая.

И первый этаж,

И второй этаж,

И третий этаж,

И четвертый этаж…

(затем вниз).

«Катание с горки»

С горки — ууухх! (понижай голос, как будто съезжаешь с горы).

На горку – ууухх! (повышай голос, как будто поднимаешься на гору).

Педагоги должны помнить, что все рекомендации и упражнения нужно выполнять систематически. Только так можно помочь постигнуть душу произведения и найти средства, помогающие раскрыть ее детям. Результатом этого   станет выразительность чтения произведений разных жанров обучающимися.

  • Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы сказок детских произведений и т д
  • Основные сочинения для оркестра глинки
  • Особенности волшебных сказок 5 класс литература
  • Основные события сказки черная курица или подземные жители
  • Особенности волшебной сказки царевна лягушка 5 класс