Слайд 1
От сказки народной к сказке авторской Презентация учителя начальных классов высшей категории МАОУ «Гимназия №3» г. Саратова Трофименко О.В.
Слайд 2
1. Проверка домашнего задания План – это заглавия частей текста, расположенные последовательно Цитата – дословная выдержка (предложения) из текста Ц итатный план
Слайд 3
Определим п оследовательность развития событий в сказке, взяв нужные строчки из текста . 1-я часть сказки. О чём в ней рассказывает автор? Знакомит с двумя девочками I часть — «… жили две девочки – Рукодельница да Ленивица»
Слайд 4
II часть – «Будешь умна, тебе же лучше; будешь ленива, тебе же хуже». III часть – «Я у тебя в дому не останусь». IV часть – «Поди-ка к старичку да послужи ему». V часть – «Какова твоя работа, такова будет тебе и награда». – «… жили две девочки – Рукодельница да Ленивица» . I часть Цитатный план
Слайд 5
Сопоставление сказки Одоевского с народной сказкой
Слайд 6
Сегодня мы с вами сравним сказку Владимира Одоевского с народной сказкой и ещё раз понаблюдаем, как на основе народной сказки родилась сказка авторская.
Слайд 7
– Вспомните, какую народную сказку мы прочитали недавно – А почему она народная ? — Есть ли у неё автор? – А какие авторские сказки мы уже читали? — Как родились сказки Пушкина, сказка Ершова
Слайд 8
«Братья сеяли пшеницу Да возили в град-столицу: Знать, столица та была …» Определи сказку и автора «Жил старик со своею старухой у самого синего моря …»
Слайд 9
Мороз Красный Нос Мороз Синий Нос Трескун Мороз Морозко Мороз Иванович
Слайд 10
Р усская народная сказка « Морозко ».
Слайд 11
– Какое настроение вызвала сказка? Беседа о героях сказки, приметах народной сказки – Назовите положительных, отрицательных, нейтральных героев сказки.
Слайд 12
– Кто в сказке волшебный герой?
Слайд 13
Во многих сказках есть герой, который предсказывает то, что случится позже. Много лет назад люди поклонялись силам природы и животным, наделяли их особыми возможностями. П о народному поверию , ворона каркает не к добру, а вот собака может предупредить о беде или радости. Если в сказке есть собака, значит, сказка очень древняя.
Слайд 14
– Можно ли на основе речи Рукодельницы и Ленивицы судить об их характерах? Мороз спрашивает Рукодельницу: «Тепло ли тебе девица?» А та ему в ответ: «Тепло, Морозушко , тепло, батюшка», хотя ей и холодно. А Ленивица в ответ на такой же вопрос Мороза отвечает: «Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко !» ) Ленивица – грубая, Рукодельница – ласковая, добрая
Слайд 15
А чем отличаются сказки? В сказке Одоевского разговаривают пирожок, яблочки, зато нет говорящей собаки; Мороз Иванович совсем не страшный, не пытается заморозить девочек В сказке Одоевского девочки имеют говорящие имена, ярче описаны их дела по дому. Сказка Одоевского поучительна, в отличие от народной сказки в ней есть интересный поучительный диалог Мороза Ивановича и Рукодельницы
Слайд 16
Вывод . В очередной раз мы увидели, что настоящий писатель, используя известный сюжет, пересказывает сказку по-своему, делает её неповторимой.
Слайд 17
Что мы делали? Какое умение формировали? « Какой чудесный старик!» – написал об авторе книжки «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея » один из литературных критиков. А старика на самом деле не было. Дедушка Ириней – вымышленное имя, под которым выпустил сборник сказок Владимир Фёдорович Одоевский. Он был необыкновенным человеком: знал философию и математику, физику и химию. Был музыкальным критиком и сам писал музыку. Собирал и изучал русские народные песни. Изобретал музыкальные инструменты. А ещё очень любил детей. Написал много рассказов и сказок для детей. Свои сказки он всегда заканчивает словами: «А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставление».
Слайд 18
Почему же и сказка Одоевского, и народные сказки о Морозке по-прежнему современны? Во все времена ценились в людях трудолюбие, ум, скромность… Лень в сказках наказана прилюдно, чтобы все увидели: только труд создаёт истинные ценности. В сказке Одоевского нет чудес, когда за ночь вырастают дворцы и города. Он стремился, чтобы все увидели: всё в жизни создаётся человеком, нелёгким повседневным трудом, а лень губительна, с ней надо бороться
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведением нашего любимого писателя Александра Сергеевича Пушкина. Встретимся с героями «Сказки о рыбаке и рыбке».
Пушкин
Александр Сергеевич
Что такое сказки?
Какие бывают сказки?
Что объединяет все сказки?
С какой целью мы читаем сказки?
Как вы думаете, что мы сегодня будем делать по отношению к этому произведению: знакомиться с ним, продолжим работу или обобщим по нему свои знания?
Сказки А.С. Пушкина — это тайна, где каждая строчка хранит частицу души поэта. Читая его произведения, мы с вами становимся богаче душой, щедрее, счастливее. Удивительные сказки писал Пушкин: добрые, весёлые, они полны красоты и вдохновения, не похожи одна на другую.
Учись читать правильно:
1.Следи, чтобы глаза двигались по строчке.
2.Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.
3.При чтении будь внимательным к каждому слову.
4.Старайся понять, о чем читаешь.
5.Читай ежедневно вслух и про себя.
Прочитайте название произведения
Что можно узнать из заголовка?
Перелистайте страницы, посмотрите какая большая сказка.
Она не написана сплошным текстом, а поделена на части.
Каждая часть – это новая картина или рассказ о новых событиях.
Палата – царские палаты, дворец.
Боярин – знатный человек в Древней Руси, который служил царю.
Печатный пряник – пряник с рисунком, буквой.
Ветхая землянка — дом, вырытый в земле, очень старый. Невод — сеть рыболовная. Откуп — плата. Простофиля — глупый, несообразительный человек.
Кликать – звать. Пуще — больше. Корысть — выгода.
Невод — большая рыболовная сеть.
Корыто — открытая продолговатая ёмкость
Назовите предметы.
землянка
невод
корыто
Светёлка (помещение) — небольшая комната, обычно в верхней части жилья.
Столбовое дворянство — в дореволюционной России представители дворянских родов, относившиеся к древним потомственным дворянским родам. Название происходит от так называемых Столбцов — средневековых списков о предоставлении представителям служилого сословия поместий на время их службы.
Столбовые дворяне — потомственные дворяне знатных родов , в XVI-XVII вв. занесены в столбцы — родословные книги (в отличие от дворян более позднего происхождения). Столбцы — документы в виде склеенных свитков.
Кто герои этой сказки?
Кто волшебный помощник?
Почему рыбка золотая?
Из какого она мира?
Назовите черты народной сказки, которые вы обнаружили в сказке Пушкина.
1.Зачин, концовка.
2.Магическое число «3», троекратные повторы.
3.Волшебный помощник – золотая рыбка – помогает слабому герою выполнить трудное задание.
4.Повтор эпизода.
5.Справедливый конец.
— Где жили старик со своею старухой?
-Как жили?
— Сколько лет?
-Чем занимался старик? А старуха?
-Найдите, ребята сказочную примету.
-Что просила старуха в первый раз?
— Что второй раз захотелось старухе?
- Что происходило с морем?
- Почему?
Как характер героев отразится на их голосе, интонациях?
— Где в ее словах обращение? Найдите.
— Определите тон чтения.
-Как разговаривает старик?
— А как он рассказывает о чуде старухе?
-Как отнеслась старуха к рассказу старика?
— Какими словами обращается старик к рыбке?
— Как отзывается старик о своей старухе в первый раз, во второй раз?
Дайте характеристику старику и старухе по плану:
«5 вопросов герою»
1. Что делал герой? (действия)
2. Каков герой? (характер)
3. Зачем он это делал? (цель)
4. Добился ли герой того, чего хотел? (результат)
5. Мораль.
Кто … (характер) , тот
… (результат).
Характер старика: мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный.
Назовите черты характера старика.
Назовите черты характера старухи.
Характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый,
требовательный,
неблагодарный.
Почему вам не нравится характер старухи?
Действия старика:
отпустил рыбку,
ничего не попросил;
сказал ласковое слово рыбке;
уважительно разговаривает со старухой;
рассказал старухе о рыбке;
подчинился старухе;
возмутился, сказал старухе правду;
долго ждал ответа рыбки.
Цель старика:
- избежать гнева, брани старухи;
- освободиться от зависимости старухи;
- остановить старуху, когда она потребовала невозможного.
Результат (смотрим на цель):
стал зависимым, «слугой»;
не добился справедливости;
рыбка помогла восстановить справедливость.
Мораль:
- Кто честный, терпеливый, но слабый характером, тот не добьётся справедливости.
- Кто доверчивый и покорный, тот станет зависимым.
- Кто добрый, бескорыстный и искренний, тому всегда придут на помощь.
Какая из пословиц, по-вашему мнению, подойдёт к сказке А.С. Пушкина, которую мы читали?
Много захочешь—последнее потеряешь. Много желать—добра не видать. Жадность всякому горю начало.
Подбери отрывки из сказки к иллюстрациям.
Какой же урок преподал нам великий поэт? Выберите наиболее точную формулировку:
Как здорово поймать волшебную рыбку! Как плохо быть сварливым и жадным. Если ты сварливый и жадный, ты можешь потерять своё счастье. Есть ситуации, когда необходимо проявить твёрдость характера, иначе ты можешь пострадать.
Что нового и интересного вы узнали на уроке?
Что в сказке сказочное, а что реальное, такое, что могло быть в настоящей жизни?
Что общего у этого произведения с русскими народными сказками?
Какие чувства у вас остались после прочтения сказки? Было ли жалко кого-нибудь? Хорошо или плохо закончилась сказка?
В сказке А. Пушкин высмеивает богатых и бедных. В образе старика показан народ. Старик вынужден покоряться воле жадной старухи, но не испытывает к ней почтении, как бы высоко она не вознеслась. Но, как и во всех сказках, добро наказывает зло, так и здесь сказка завершается поучительной картиной превращения старухи из царицы снова в крестьянку. Это ей наказание за жадность и зависть.
Оцените свою работу.
Закончите предложение и поднимите руки в знак согласия.
- На уроке я работал:
с интересом / без интереса
2. Материал урока мне был:
полезен / бесполезен
http://www.youtube.com/watch?v=JM-14m6PZfs
Смотреть сказку в интернете:
http://www.youtube.com/watch?v=9Tzy3A_F0KE
http://doc4web.ru/literatura/plankonspekt-uroka-a-s-pushkin-skazka-o-ribake-i-ribke-klass.html
Интересный конспект в таблице:
А.С. Пушкин.
«Что за прелесть эти сказки!»
Давиденко Наталья Николаевна
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 1 им.Н.И.Кондратенко
ст. Кущевской Краснодарского края
Землянка
Землянка — углублённое в землю жилище
Невод
Невод — большая рыболовная сеть
Корыто
Корыто — открытая продолговатая ёмкость.
Светёлка
Светёлка (помещение) — небольшая комната, обычно в верхней части жилья.
Столбовое дворянство — в дореволюци-онной России представители дворянских родов, относившиеся к древним потомственным дворянским родам. Название происходит от так называемых Столбцов — средневековых списков о предоставлении представителям служилого сословия поместий на время их службы.
Столбовые дворяне — потомственные дворяне знатных родов , в XVI-XVII вв. занесены в столбцы — родословные книги (в отличие от дворян более позднего происхождения). Столбцы — документы в виде склеенных свитков.
Найди строчки в сказке, относящиеся к иллюстрациям
Ж ил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод, —
Пришел невод с травой морскою.
П ошел он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
С аричок к старухе воротился, Что ж? пред ним царские палаты, В палатах видит свою старуху, За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;
Заедает она пряником печатным;
Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.
Г оворит старику старуха:
„ Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках.“
Д олго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.
Электронные ресурсы:
- http://skaz-pushkina.ru/
- http://slovari.yandex.ru/
- http://tolkslovar.ru/n4337.html
- http://pedsovet.su/load/321
Презентация к уроку.
УМК: « Начальная школа XXI века»
Тема урока
А.С.Пушкин «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ».
Цели урока:
Предметные:
Воспринимать на слух текст в исполнении учителя и учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; понимать смысл заглавия произведения; анализировать характер героев.
Личностные:
уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
Коммуникативные:
учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; слушать и понимать речь других; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.
Познавательные:
Уметь ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре;
находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Задачи:
Образовательная
продолжить знакомить учащихся со сказками и произведениями А.С.Пушкина. Развивать умение выразительно читать произведение,
передавая интонацией настроение;
работать со «сказкой о рыбаке и рыбке»;
Коррекционно-развивающая:
учить выделять главную мысль; обогащать словарный запас детей, развивать мышление, память, внимание.
Учить читать произведения вслух.
Воспитательная:
воспитывать доброту, милосердие; учить характеризовать героев по плану, находить нужный отрывок в тексте по вопросам; научить отличать сказку от других произведений.
учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; прогнозировать содержание сказки;
Ресурсы:
1.Учебник Л.А.Ефросинина Литературное чтение.
2. Л.А.Ефросинина Тетрадь по литературному чтению.
3.Презентация к уроку.
4. Индивидуальные карточки