Особенности языка произведения пушкина сказка о рыбаке и рыбке 2 класс презентация

Слайд 1

От сказки народной к сказке авторской Презентация учителя начальных классов высшей категории МАОУ «Гимназия №3» г. Саратова Трофименко О.В.

Слайд 2

1. Проверка домашнего задания План – это заглавия частей текста, расположенные последовательно Цитата – дословная выдержка (предложения) из текста Ц итатный план

Слайд 3

Определим п оследовательность развития событий в сказке, взяв нужные строчки из текста . 1-я часть сказки. О чём в ней рассказывает автор? Знакомит с двумя девочками I часть — «… жили две девочки – Рукодельница да Ленивица»

Слайд 4

II часть – «Будешь умна, тебе же лучше; будешь ленива, тебе же хуже». III часть – «Я у тебя в дому не останусь». IV часть – «Поди-ка к старичку да послужи ему». V часть – «Какова твоя работа, такова будет тебе и награда». – «… жили две девочки – Рукодельница да Ленивица» . I часть Цитатный план

Слайд 5

Сопоставление сказки Одоевского с народной сказкой

Слайд 6

Сегодня мы с вами сравним сказку Владимира Одоевского с народной сказкой и ещё раз понаблюдаем, как на основе народной сказки родилась сказка авторская.

Слайд 7

– Вспомните, какую народную сказку мы прочитали недавно – А почему она народная ? — Есть ли у неё автор? – А какие авторские сказки мы уже читали? — Как родились сказки Пушкина, сказка Ершова

Слайд 8

«Братья сеяли пшеницу Да возили в град-столицу: Знать, столица та была …» Определи сказку и автора «Жил старик со своею старухой у самого синего моря …»

Слайд 9

Мороз Красный Нос Мороз Синий Нос Трескун Мороз Морозко Мороз Иванович

Слайд 10

Р усская народная сказка « Морозко ».

Слайд 11

– Какое настроение вызвала сказка? Беседа о героях сказки, приметах народной сказки – Назовите положительных, отрицательных, нейтральных героев сказки.

Слайд 12

– Кто в сказке волшебный герой?

Слайд 13

Во многих сказках есть герой, который предсказывает то, что случится позже. Много лет назад люди поклонялись силам природы и животным, наделяли их особыми возможностями. П о народному поверию , ворона каркает не к добру, а вот собака может предупредить о беде или радости. Если в сказке есть собака, значит, сказка очень древняя.

Слайд 14

– Можно ли на основе речи Рукодельницы и Ленивицы судить об их характерах? Мороз спрашивает Рукодельницу: «Тепло ли тебе девица?» А та ему в ответ: «Тепло, Морозушко , тепло, батюшка», хотя ей и холодно. А Ленивица в ответ на такой же вопрос Мороза отвечает: «Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко !» ) Ленивица – грубая, Рукодельница – ласковая, добрая

Слайд 15

А чем отличаются сказки? В сказке Одоевского разговаривают пирожок, яблочки, зато нет говорящей собаки; Мороз Иванович совсем не страшный, не пытается заморозить девочек В сказке Одоевского девочки имеют говорящие имена, ярче описаны их дела по дому. Сказка Одоевского поучительна, в отличие от народной сказки в ней есть интересный поучительный диалог Мороза Ивановича и Рукодельницы

Слайд 16

Вывод . В очередной раз мы увидели, что настоящий писатель, используя известный сюжет, пересказывает сказку по-своему, делает её неповторимой.

Слайд 17

Что мы делали? Какое умение формировали? « Какой чудесный старик!» – написал об авторе книжки «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея » один из литературных критиков. А старика на самом деле не было. Дедушка Ириней – вымышленное имя, под которым выпустил сборник сказок Владимир Фёдорович Одоевский. Он был необыкновенным человеком: знал философию и математику, физику и химию. Был музыкальным критиком и сам писал музыку. Собирал и изучал русские народные песни. Изобретал музыкальные инструменты. А ещё очень любил детей. Написал много рассказов и сказок для детей. Свои сказки он всегда заканчивает словами: «А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставление».

Слайд 18

Почему же и сказка Одоевского, и народные сказки о Морозке по-прежнему современны? Во все времена ценились в людях трудолюбие, ум, скромность… Лень в сказках наказана прилюдно, чтобы все увидели: только труд создаёт истинные ценности. В сказке Одоевского нет чудес, когда за ночь вырастают дворцы и города. Он стремился, чтобы все увидели: всё в жизни создаётся человеком, нелёгким повседневным трудом, а лень губительна, с ней надо бороться

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведением нашего любимого писателя Александра Сергеевича Пушкина. Встретимся с героями «Сказки о рыбаке и рыбке».

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведением нашего любимого писателя Александра Сергеевича Пушкина. Встретимся с героями «Сказки о рыбаке и рыбке».

Пушкин Александр Сергеевич

Пушкин

Александр Сергеевич

Что такое сказки? Какие бывают сказки? Что объединяет все сказки? С какой целью мы читаем сказки?  Как вы думаете, что мы сегодня будем делать по отношению к этому произведению: знакомиться с ним, продолжим работу или обобщим по нему свои знания?

Что такое сказки?

Какие бывают сказки?

Что объединяет все сказки?

С какой целью мы читаем сказки?

Как вы думаете, что мы сегодня будем делать по отношению к этому произведению: знакомиться с ним, продолжим работу или обобщим по нему свои знания?

Сказки А.С. Пушкина - это тайна, где каждая строчка хранит частицу души поэта. Читая его произведения, мы с вами становимся богаче душой, щедрее, счастливее.  Удивительные сказки писал Пушкин: добрые, весёлые, они полны красоты и вдохновения, не похожи одна на другую.

Сказки А.С. Пушкина — это тайна, где каждая строчка хранит частицу души поэта. Читая его произведения, мы с вами становимся богаче душой, щедрее, счастливее. Удивительные сказки писал Пушкин: добрые, весёлые, они полны красоты и вдохновения, не похожи одна на другую.

 Учись читать правильно:   1.Следи, чтобы глаза двигались по строчке. 2.Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его. 3.При чтении будь внимательным к каждому слову. 4.Старайся понять, о чем читаешь. 5.Читай ежедневно вслух и про себя.

Учись читать правильно:

1.Следи, чтобы глаза двигались по строчке.

2.Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.

3.При чтении будь внимательным к каждому слову.

4.Старайся понять, о чем читаешь.

5.Читай ежедневно вслух и про себя.

Прочитайте название произведения Что можно узнать из заголовка? Перелистайте страницы, посмотрите какая большая сказка. Она не написана сплошным текстом, а поделена на части. Каждая часть – это новая картина или рассказ о новых событиях.

Прочитайте название произведения

Что можно узнать из заголовка?

Перелистайте страницы, посмотрите какая большая сказка.

Она не написана сплошным текстом, а поделена на части.

Каждая часть – это новая картина или рассказ о новых событиях.

Палата – царские палаты, дворец. Боярин – знатный человек в Древней Руси, который служил царю. Печатный пряник – пряник с рисунком, буквой. Ветхая землянка  - дом, вырытый в земле, очень старый.  Невод - сеть рыболовная.  Откуп - плата.  Простофиля - глупый, несообразительный человек.  Кликать  – звать.  Пуще - больше.  Корысть  - выгода.

Палата – царские палаты, дворец.

Боярин – знатный человек в Древней Руси, который служил царю.

Печатный пряник – пряник с рисунком, буквой.

Ветхая землянка  — дом, вырытый в земле, очень старый. Невод — сеть рыболовная. Откуп — плата. Простофиля — глупый, несообразительный человек. 

Кликать  – звать. Пуще — больше. Корысть  — выгода.

Невод - большая рыболовная сеть.

Невод — большая рыболовная сеть.

Корыто  — открытая продолговатая ёмкость

Корыто  — открытая продолговатая ёмкость

Назовите предметы. землянка  невод корыто

Назовите предметы.

землянка

невод

корыто

Светёлка (помещение) — небольшая комната, обычно в верхней части жилья.

Светёлка (помещение) — небольшая комната, обычно в верхней части жилья.

Столбовое дворянство  — в дореволюционной России представители дворянских родов, относившиеся к древним потомственным дворянским родам. Название происходит от так называемых Столбцов — средневековых списков о предоставлении представителям служилого сословия поместий на время их службы. Столбовые дворяне - потомственные дворяне знатных родов , в XVI-XVII вв. занесены в столбцы - родословные книги (в отличие от дворян более позднего происхождения). Столбцы - документы в виде склеенных свитков.

Столбовое дворянство  — в дореволюционной России представители дворянских родов, относившиеся к древним потомственным дворянским родам. Название происходит от так называемых Столбцов — средневековых списков о предоставлении представителям служилого сословия поместий на время их службы.

Столбовые дворяне — потомственные дворяне знатных родов , в XVI-XVII вв. занесены в столбцы — родословные книги (в отличие от дворян более позднего происхождения). Столбцы — документы в виде склеенных свитков.

Кто герои этой сказки? Кто волшебный помощник? Почему рыбка золотая? Из какого она мира?

Кто герои этой сказки?

Кто волшебный помощник?

Почему рыбка золотая?

Из какого она мира?

Назовите черты народной сказки, которые вы обнаружили в сказке Пушкина. 1.Зачин, концовка. 2.Магическое число «3», троекратные повторы. 3.Волшебный помощник – золотая рыбка – помогает слабому герою выполнить трудное задание. 4.Повтор эпизода. 5.Справедливый конец.

Назовите черты народной сказки, которые вы обнаружили в сказке Пушкина.

1.Зачин, концовка.

2.Магическое число «3», троекратные повторы.

3.Волшебный помощник – золотая рыбка – помогает слабому герою выполнить трудное задание.

4.Повтор эпизода.

5.Справедливый конец.

- Где жили старик со своею старухой? -Как жили? - Сколько лет? -Чем занимался старик? А старуха? -Найдите, ребята сказочную примету.  -Что просила старуха в первый раз? - Что второй раз захотелось старухе? Что происходило с морем?  Почему?

— Где жили старик со своею старухой?

-Как жили?

— Сколько лет?

-Чем занимался старик? А старуха?

-Найдите, ребята сказочную примету.

-Что просила старуха в первый раз?

— Что второй раз захотелось старухе?

  • Что происходило с морем?
  • Почему?

  Как характер героев отразится на их голосе, интонациях? - Где в ее словах обращение? Найдите. - Определите тон чтения. -Как разговаривает старик? - А как он рассказывает о чуде старухе? -Как отнеслась старуха к рассказу старика? - Какими словами обращается старик к рыбке? - Как отзывается старик о своей старухе в первый раз, во второй раз? 

  Как характер героев отразится на их голосе, интонациях?

— Где в ее словах обращение? Найдите.

— Определите тон чтения.

-Как разговаривает старик?

— А как он рассказывает о чуде старухе?

-Как отнеслась старуха к рассказу старика?

— Какими словами обращается старик к рыбке?

— Как отзывается старик о своей старухе в первый раз, во второй раз? 

  Дайте характеристику старику и старухе по плану: «5 вопросов герою» 1. Что делал герой?   (действия) 2. Каков герой?  (характер) 3. Зачем он это делал?  (цель) 4. Добился ли герой того, чего хотел?  (результат) 5. Мораль.  Кто ...  (характер) , тот  ...  (результат).

  Дайте характеристику старику и старухе по плану:

«5 вопросов герою»

1. Что делал герой?   (действия)

2. Каков герой?  (характер)

3. Зачем он это делал?  (цель)

4. Добился ли герой того, чего хотел?  (результат)

5. Мораль.

Кто …  (характер) , тот

…  (результат).

Характер старика: мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный. Назовите черты характера старика.

Характер старика: мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный.

Назовите черты характера старика.

Назовите черты характера старухи. Характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный. Почему вам не нравится характер старухи?

Назовите черты характера старухи.

Характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый,

требовательный,

неблагодарный.

Почему вам не нравится характер старухи?

Действия старика:  отпустил рыбку, ничего не попросил; сказал ласковое слово рыбке; уважительно разговаривает со старухой; рассказал старухе о рыбке; подчинился старухе; возмутился, сказал старухе правду; долго ждал ответа рыбки.

Действия старика: 

отпустил рыбку,

ничего не попросил;

сказал ласковое слово рыбке;

уважительно разговаривает со старухой;

рассказал старухе о рыбке;

подчинился старухе;

возмутился, сказал старухе правду;

долго ждал ответа рыбки.

Цель старика:  избежать гнева, брани старухи; освободиться от зависимости старухи; остановить старуху, когда она потребовала невозможного.

Цель старика: 

  • избежать гнева, брани старухи;
  • освободиться от зависимости старухи;
  • остановить старуху, когда она потребовала невозможного.

Результат (смотрим на цель): стал зависимым, «слугой»; не добился справедливости; рыбка помогла восстановить справедливость.

Результат (смотрим на цель):

стал зависимым, «слугой»;

не добился справедливости;

рыбка помогла восстановить справедливость.

Мораль: Кто честный, терпеливый, но слабый характером, тот не добьётся справедливости. Кто доверчивый и покорный, тот станет зависимым. Кто добрый, бескорыстный и искренний, тому всегда придут на помощь.

Мораль:

  • Кто честный, терпеливый, но слабый характером, тот не добьётся справедливости.
  • Кто доверчивый и покорный, тот станет зависимым.
  • Кто добрый, бескорыстный и искренний, тому всегда придут на помощь.

Какая из пословиц, по-вашему мнению, подойдёт к сказке А.С. Пушкина, которую мы читали?  Много захочешь—последнее потеряешь.  Много желать—добра не видать.  Жадность всякому горю начало.

Какая из пословиц, по-вашему мнению, подойдёт к сказке А.С. Пушкина, которую мы читали? 

Много захочешь—последнее потеряешь. Много желать—добра не видать. Жадность всякому горю начало.

Подбери отрывки из сказки к иллюстрациям.

Подбери отрывки из сказки к иллюстрациям.

Какой же урок преподал нам великий поэт?  Выберите наиболее точную формулировку:  Как здорово поймать волшебную рыбку!   Как плохо быть сварливым и жадным.    Если ты сварливый и жадный, ты можешь потерять своё счастье.    Есть ситуации, когда необходимо проявить твёрдость характера, иначе ты можешь пострадать.

Какой же урок преподал нам великий поэт? Выберите наиболее точную формулировку:

Как здорово поймать волшебную рыбку! Как плохо быть сварливым и жадным. Если ты сварливый и жадный, ты можешь потерять своё счастье. Есть ситуации, когда необходимо проявить твёрдость характера, иначе ты можешь пострадать.

Что нового и интересного вы узнали на уроке? Что в сказке сказочное, а что реальное, такое, что могло быть в настоящей жизни? Что общего у этого произведения с русскими народными сказками?  Какие чувства у вас остались после прочтения сказки?  Было ли жалко кого-нибудь?  Хорошо или плохо закончилась сказка?

Что нового и интересного вы узнали на уроке?

Что в сказке сказочное, а что реальное, такое, что могло быть в настоящей жизни?

Что общего у этого произведения с русскими народными сказками?

Какие чувства у вас остались после прочтения сказки? Было ли жалко кого-нибудь? Хорошо или плохо закончилась сказка?

В сказке А. Пушкин высмеивает богатых и бедных. В образе старика показан народ. Старик вынужден покоряться воле жадной старухи, но не испытывает к ней почтении, как бы высоко она не вознеслась. Но, как и во всех сказках, добро наказывает зло, так и здесь сказка завершается поучительной картиной превращения старухи из царицы снова в крестьянку. Это ей наказание за жадность и зависть.

В сказке А. Пушкин высмеивает богатых и бедных. В образе старика показан народ. Старик вынужден покоряться воле жадной старухи, но не испытывает к ней почтении, как бы высоко она не вознеслась. Но, как и во всех сказках, добро наказывает зло, так и здесь сказка завершается поучительной картиной превращения старухи из царицы снова в крестьянку. Это ей наказание за жадность и зависть.

Оцените свою работу. Закончите предложение и поднимите руки в знак согласия.  На уроке я работал: с интересом / без интереса 2. Материал урока мне был: полезен / бесполезен

Оцените свою работу.

Закончите предложение и поднимите руки в знак согласия.

  • На уроке я работал:

с интересом / без интереса

2. Материал урока мне был:

полезен / бесполезен

http://www.youtube.com/watch?v=JM-14m6PZfs Смотреть сказку в интернете: http://www.youtube.com/watch?v=9Tzy3A_F0KE

http://www.youtube.com/watch?v=JM-14m6PZfs

Смотреть сказку в интернете:

http://www.youtube.com/watch?v=9Tzy3A_F0KE

http://doc4web.ru/literatura/plankonspekt-uroka-a-s-pushkin-skazka-o-ribake-i-ribke-klass.html Интересный конспект в таблице:

http://doc4web.ru/literatura/plankonspekt-uroka-a-s-pushkin-skazka-o-ribake-i-ribke-klass.html

Интересный конспект в таблице:

А.С. Пушкин. «Что за прелесть эти сказки!» Давиденко Наталья Николаевна учитель начальных классов МАОУ СОШ № 1 им.Н.И.Кондратенко ст. Кущевской Краснодарского края

А.С. Пушкин.

«Что за прелесть эти сказки!»

Давиденко Наталья Николаевна

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 1 им.Н.И.Кондратенко

ст. Кущевской Краснодарского края

Землянка Землянка - углублённое в землю жилище

Землянка

Землянка углублённое в землю жилище

Невод Невод - большая рыболовная сеть

Невод

Невод — большая рыболовная сеть

Корыто Корыто  — открытая продолговатая ёмкость.

Корыто

Корыто  — открытая продолговатая ёмкость.

Светёлка Светёлка (помещение) — небольшая комната, обычно в верхней части жилья.

Светёлка

Светёлка (помещение) — небольшая комната, обычно в верхней части жилья.

Столбовое дворянство  — в дореволюци-онной России представители дворянских родов, относившиеся к древним потомственным дворянским родам. Название происходит от так называемых Столбцов — средневековых списков о предоставлении представителям служилого сословия поместий на время их службы. Столбовые дворяне - потомственные дворяне знатных родов , в XVI-XVII вв. занесены в столбцы - родословные книги (в отличие от дворян более позднего происхождения). Столбцы - документы в виде склеенных свитков.

Столбовое дворянство  — в дореволюци-онной России представители дворянских родов, относившиеся к древним потомственным дворянским родам. Название происходит от так называемых Столбцов — средневековых списков о предоставлении представителям служилого сословия поместий на время их службы.

Столбовые дворяне — потомственные дворяне знатных родов , в XVI-XVII вв. занесены в столбцы — родословные книги (в отличие от дворян более позднего происхождения). Столбцы — документы в виде склеенных свитков.

Найди строчки в сказке, относящиеся к иллюстрациям

Найди строчки в сказке, относящиеся к иллюстрациям

Ж ил старик со своею старухой  У самого синего моря;  Они жили в ветхой землянке  Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу. Раз он в море закинул невод, — Пришел невод с одною тиной. Он в другой раз закинул невод, — Пришел невод с травой морскою.

Ж ил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Раз он в море закинул невод, —

Пришел невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод, —

Пришел невод с травой морскою.

П ошел он ко своей землянке, А землянки нет уж и следа; Перед ним изба со светелкой, С кирпичною, беленою трубою, С дубовыми, тесовыми вороты.

П ошел он ко своей землянке,

А землянки нет уж и следа;

Перед ним изба со светелкой,

С кирпичною, беленою трубою,

С дубовыми, тесовыми вороты.

С аричок к старухе воротился,  Что ж? пред ним царские палаты,  В палатах видит свою старуху,  За столом сидит она царицей, Служат ей бояре да дворяне, Наливают ей заморские вины; Заедает она пряником печатным; Вкруг ее стоит грозная стража, На плечах топорики держат.

С аричок к старухе воротился, Что ж? пред ним царские палаты, В палатах видит свою старуху, За столом сидит она царицей,

Служат ей бояре да дворяне,

Наливают ей заморские вины;

Заедает она пряником печатным;

Вкруг ее стоит грозная стража,

На плечах топорики держат.

Г оворит старику старуха: „ Воротись, поклонися рыбке. Не хочу быть вольною царицей, Хочу быть владычицей морскою, Чтобы жить мне в Окияне море, Чтоб служила мне рыбка золотая И была б у меня на посылках.“

Г оворит старику старуха:

„ Воротись, поклонися рыбке.

Не хочу быть вольною царицей,

Хочу быть владычицей морскою,

Чтобы жить мне в Окияне море,

Чтоб служила мне рыбка золотая

И была б у меня на посылках.“

Д олго у моря ждал он ответа, Не дождался, к старухе воротился — Глядь: опять перед ним землянка; На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое корыто.

Д олго у моря ждал он ответа,

Не дождался, к старухе воротился —

Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто.

Электронные ресурсы: http://skaz-pushkina.ru/ http://slovari.yandex.ru/ http://tolkslovar.ru/n4337.html http://pedsovet.su/load/321

Электронные ресурсы:

  • http://skaz-pushkina.ru/
  • http://slovari.yandex.ru/
  • http://tolkslovar.ru/n4337.html
  • http://pedsovet.su/load/321

Презентация к уроку.

УМК:  «  Начальная школа XXI века»

Тема урока

А.С.Пушкин «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ».

Цели урока:

Предметные:

Воспринимать на слух текст в исполнении учителя и учащихся;

 осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; понимать смысл заглавия произведения; анализировать характер героев.

Личностные:
уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану в парах и группах;  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

Коммуникативные:

учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; слушать и понимать речь других;  учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.

Познавательные:

Уметь ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре;

находить  ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Задачи:

Образовательная

продолжить знакомить учащихся со сказками и произведениями А.С.Пушкина. Развивать умение выразительно читать произведение,

передавая интонацией настроение;

работать со «сказкой о рыбаке и рыбке»;

Коррекционно-развивающая:

учить  выделять главную мысль;  обогащать словарный запас детей, развивать мышление, память, внимание.

Учить читать произведения вслух.

Воспитательная:

воспитывать доброту, милосердие; учить характеризовать героев по плану, находить нужный отрывок в тексте по вопросам; научить отличать сказку от других произведений.

учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; прогнозировать содержание сказки; 

Ресурсы:

1.Учебник Л.А.Ефросинина Литературное чтение.

2. Л.А.Ефросинина Тетрадь по литературному чтению.

3.Презентация к уроку.

4. Индивидуальные карточки

Просмотр содержимого документа

«Презентация по литературному чтению на тему: «А.С.Пушкин «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ».» ( 2 класс) »

  • Особенности языка комедии а с грибоедова горе от ума сочинение
  • Оставшееся время как пишется
  • Особенности юмора в сказке умная эльза
  • Оставшегося как пишется правильно
  • Особенности экологических сказок их место в педагогическом процессе