Особенности языка сказок о животных

Литература

5 класс

Урок № 5

Сказки о животных

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • Особенности сказок о животных;
  • Герои-животные в сказках;
  • Народное представление о справедливости.

Тезаурус

Сказка – устное повествовательное произведение волшебного, авантюрного или бытового содержания с установкой на вымысел, рассказанное в развлекательных и поучительных целях.

Присказка — шутливое вступление или концовка народной сказки, рассказа, обычно не связанные с их содержанием, иногда в виде прибаутки, поговорки.

Зачин – устойчивая формула, с которой начинаются фольклорные произведения. Служит для описания места, где будут происходить дальнейшие события, а также для того, чтобы познакомить слушателей с основными героями сюжета.

Постоянные эпитеты — красочное определение, неразрывно сочетающееся с определяемым словом и образующее при этом устойчивое образно-поэтическое выражение.

Сказочные формулы — устойчивые и ритмически организованные прозаические фразы, которые используются в фольклорных сказках.

Троичность – художественный приём, характерный для повествования в фольклорных произведениях и заключающийся в трехкратном повторении действия.

Концовка – устойчивая словесная формула, которой завершается повествование в народных сказках и былинах.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 5 кл.: Учеб. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019, стр. 304

2. Иванова Е.В., Дидактические материалы по литературе: 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112

3. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 5 кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019, стр. 80

Дополнительная литература:

1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 1996, стр. 254

2. Гороховская Л.Н. Марьина О.Б. Проверочные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 96

3. Гороховская Л.Н., Марьина О.Б. Контрольные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112

4. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400

5. Егорова Н.В. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 80

6. Карасева И.В., Пташкина В.Н. Литература. 5 кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017 – стр. 279

7. Ляшенко Е.Л. Тесты по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 80

8. Шапиро Н.А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019, стр. 64

Открытые электронные ресурсы:

  1. Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm (30.06.2019)
  2. Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору. http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm(30.06.2019)
  3. Поиск книг в электронных библиотеках Рунета http://www.eboogle.net/(30.06.2019)
  4. Все книги России, библиографический каталог http://www.biblus.ru/Default.aspx(30.06.2019)
  5. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей http://feb-web.ru/(30.06.2019)
  6. Методико-литературный Интернет-сервер «Урок литературы» http://mlis.ru/(30.06.2019)
  7. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. http://www.philosophy.ru/edu/ref/rudnev/(30.06.2019)
  8. Раздел «Литература» на проекте «Мир энциклопедий» http://www.encyclopedia.ru/literature.html(30.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Такой жанр фольклора, как сказка о животных – один из древнейших. В русской сказочной культуре он составляет немалую часть.

В сказочном мире удивительным образом переплелись и древние, языческие верования, когда многие звери считались тотемными покровителями семьи, рода, и народная хитрость, когда животным, чтобы никого не обидеть, приписывались человеческие свойства.

Отголоски обожествления и очеловечивания животных проявляются в сказках и в виде иерархической лестницы. Так, медведь в русских сказках обычно главнее зайца или ежа. Свойственны зверюшкам и человеческие черты характера: зайка — трусишка, лиса — хитрюга, сорока — болтушка…

Животные в сказках часто составляют антагонистические пары. Такой парой в сказках порой выступают лиса и волк. При этом лиса — лживая, хитрая обманщица. Надо сказать, что ее характеристики устойчивые из сказки в сказку, поэтому мы, начиная читать новую сказку с этим персонажем, уже знаем, что от неё ожидать.

Ее антагонистом становится волк. В сказках он часто выглядит глупым, простофилей, и хотя он сильнее многих героев, и той же лисы, но всегда оказывается проигравшим. Ему не помогают добиться успеха ни его сила, ни злобный вид. Его обманывают и лиса, и заяц, и семеро козлят.

А вот другой персонаж не так однозначен. Медведь, как правило, олицетворяет силу, власть, справедливый суд. Он старается быть честным и справедливым, может защитить зайца от волка, или вывести на чистую воду хитрую лису. Хотя, конечно, не все лисьи уловки ему удаётся разгадать. Для кумушки Лисы он всё-таки простоват. А вот в паре Медведь – Человек, Михайло Потапыч явно проигрывает. Даже маленькая девочка его может обмануть, как в сказке «Маша и медведь».

Заяц, лягушка, мышь, как правило, второстепенные персонажи, они слабы, и их роль зависит от обстоятельств.

И только кот и петух всегда положительные персонажи. Они верны дружбе, они честны, справедливы, хотя и не самые сильные звери. И опять же только лисе удаётся их провести.

Звери, птицы в сказках ведут себя как люди.

Идет петух в сапогах, несет на плече косу и кричит во все горло о том, чтобы шла лиса вон из заячьей избушки, иначе быть ей зарубленной («Заячья избушка»).

Волк ловит рыбу — опустил хвост в прорубь и приговаривает: «Ловись, рыбка, и мала и велика!» («Лиса и волк»).

Как и люди, персонажи в сказках о животных, несмотря на свою яркую характеристику, не являются однозначно либо положительными, либо отрицательными героями.

Рассмотрим систему персонажей на примере сказки «Журавль и цапля». Здесь оба героя также не относятся ни к положительным, ни к отрицательным. Сюжет сказки прост: журавль посватался к цапле («Журавлю стало скучно жить одному, и задумал он жениться…»), она ему отказала.

Потом цапля передумала, но уже журавль ей отказал. «Цапля заплакала со стыда и воротилась домой».

Не правда ли, это очень человеческая ситуация?

Композиция сказок о животных несложна, часто основана на повторении одной и той же ситуации: журавль и цапля ходят другу к другу, ведут диалог, а потом расходятся.

Остановимся на своеобразии языка сказок о животных

Язык сказок образен, воспроизводит бытовую речь, так как в сказке много диалогов.

«Пошёл журавль, — тяп-тяп! — семь вёрст болото месил.

Приходит и говорит:

— Дома ли цапля?

— Дома.

— Выдь за меня замуж!

— Нет, журавль, не пойду за тебя замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то тебе меня нечем! Ступай прочь, долговязый!».

Как мы видим, в тексте много просторечий, устойчивых образных выражений, характерных для народной речи. Например, «семь вёрст болото месил». Это создает своеобразную атмосферу.

Несмотря на небольшой объем, сказка «Журавль и цапля» имеет все необходимые элементы сказочного повествования.

Присказка

«Летела сова — весёлая голова. Вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела — летала, летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела и опять полетела — летала, летала…

Это присказка, а сказка вот какая».

Зачин:

Жили-были на болоте журавль да цапля. Построили они себе по концам избушки.

Интересен вопрос о кульминации сюжета сказки. Главные герои не имеют разделения на положительных и отрицательных, как в волшебной сказке. Значит, и противостояния, которое должно закончиться победой добра в кульминации, в этом сюжете нет.

Концовка

«Вот так-то и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак не женятся».

Юмор этой сказки основан на воспроизведении нелепых ситуаций, в которые попадают персонажи: журавль и цапля ходят другу к другу свататься, но договориться не могут.

Теоретический материал для углубленного изучения.

«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа» (А. Н. Толстой)

Какая же история раскрывается перед нами в сказке «Журавль и цапля»? Это вполне жизненная ситуация, когда люди не могут договориться, найти общий язык, забыть обиду и пойти навстречу другому. Смысл сказки в том, что чрезмерное самомнение и обиды может помешать дружбе, семейному счастью и так далее. Мораль сказки в том, что иногда надо прислушиваться не только к своим сиюминутным чувствам, но и делать шаги навстречу другому. Как писал исследователь русского языка Владимир Даль, который и записал для нас эту сказку: «Не может русский человек быть счастлив в одиночку, ему нужно участие окружающих, а без этого он не будет счастлив».

Примеры заданий из Тренировочного модуля:

Единичный выбор

Из предложенных вариантов выберите лишний:

Волк в сказках о животных предстает как:

Глупый

Жадный

Сильный

Смелый

Задание основывается на изученном теоретическом материале о сказках и на читательском опыте обучающихся. Прочитав задание и ознакомившись с предложенными характеристиками Волка, он вспоминает, что в сказках Волк выступает в роли отрицательного персонажа, проявляя глупость и жадность. При этом Волк — герой, характеризующийся силой в сказочном мире. Ни одного сюжета, где бы этот герой проявлял смелось, в русском фольклоре не представлено. Таким образом, учащийся приходит к выводу, что лишний вариант – «смелый».

Установление соответствий между элементами двух множеств

К словам из левого столбика найти соответствующие слова из правого

Нейду Задумался

Раздумался Не пойду

Выдь за меня Выйди за меня

Задание основывается на материале, пройденном на уроке и на тексте сказки «Журавль и цапля». Просторечные формы глаголов обучающийся должен соотнести с глаголами, отвечающими нормам современного литературного языка. Поскольку в предложенных словах сохраняется корень слова, то он делает вывод о том, что правильный вариант соответствия форм выглядит следующим образом:

Нейду Не пойду

Раздумался Задумался

Выдь за меня Выйди за меня

Происхождение
вымысла. Темы, идеи, образы. Иносказательность
сказок о животных. Поэтика и стиль: типы
композиции, контаминация, ирония, диалог,
игровые припевы. Особенности сказок о
животных как явления детского фольклора.

Сказки
о животных составляют около 10% известного
науке русского сказочного репертуара.
Главными действующими лицами в них
являются дикие или домашние животные,
птицы, рыбы, насекомые, иногда растения
и люди. В.Я. Пропп в указателе, приложенном
к третьему тому народных русских сказок
А.Н. Афанасьева (1957) выделяет шесть групп
сказок этого вида:

1)
Сказки о диких животных («Лиса и волк»,
«Лиса-повитуха», «Лиса и журавль»,
«Лисица-исповедница», «Лиса и тетерев»,
«Звери в яме» и др.)

2)
Сказки о диких и домашних животных
(«Волк в гостях у собаки», «Кот на
воеводстве», «Волк и семеро козлят»,
«Кот, лиса и петух»).

3)
Сказки о человеке и диких животных
(«Вершки и корешки», «Старая хлеб-соль
забывается», «Медведь – липовая нога»,
«Скалочку – на гусочку»).

4)
Сказки о домашних животных («Коза
лупленая», «Коза с орехами»).

5)
Сказки о птицах, рыбах и пр. («Журавль и
цапля», «Курочка-ряба», «Петушок и
бобовое зернышко»).

6)
Сказки о прочих животных, растениях и
др. («Колобок», «Пузырь, соломинка и
лапоть», «Теремок», «Война грибов»).

Специфика
вымысла этих сказок проявляется в том,
что животные думают и говорят. Это очень
древние сказки, возникшие в те времена,
когда человек обожествлял и одухотворял
природу, наделяя ее человеческими
способностями. На ранней стадии это не
были сказки в том виде, в каком они дошли
до нас, а были рассказы мифологического
характера, связанные с почитанием
тотемного зверя, родоначальника и
покровителя рода. Эти рассказы имели
магическое значение. Они давали советы,
учили людей, как надо относиться к
тотемному зверю, рассказывали об
отношениях между собой животных и
человека. Смысл этих рассказов состоял,
прежде всего, в передаче молодым людям
жизненного опыта и знаний о животном
мире. Позже, с развитием художественного
мышления, такие рассказы превратились
в сказки.

Постепенно
человек научился не только охотиться
на диких животных, но и приручать их, и
его сознание освободилось от обожествления
животных. В сказки входят сюжеты о победе
человека над животными. Наблюдения
человека над повадками животных наводили
его на мысль, что они могут общаться
друг с другом, передавать сигнал об
опасности, сведения о наличии корма,
опыт и т.д. Человек наделял животных
собственными способностями и качествами.
В сказках животные говорят и ведут себя,
как люди.

С
отмиранием культа животных в сказку
стало входить ироническое изображение
их смешных повадок. Мир животных в
сказках стал восприниматься как
иносказательное изображение человеческого
мира. В классовом обществе животные
стали олицетворять реальных носителей
тех нравов, которые осуждались народом.
Сказка превратилась в сатиру. По существу,
сказки о животных – это иносказания, в
них под звериными личинами- масками
представлены люди. Цель сказки о животных
– раскрытие человеческого характера,
человеческой психологии. Все герои
сказок о животных четко разделены на
положительных и отрицательных. Это
делает сказки более простыми для
понимания хорошего и простого, добра и
зла. Образы животных стали средством
морального поучения, а позже – социальной
сатиры. В сказках о животных осуждаются
человеческие пороки: глупость, лень,
хитрость, жадность, обман в целях наживы,
угнетение слабых. И вместе с тем
человеческие черты в сказках никогда
полностью не вытесняют свойств животного.

То,
что сказкам этого типа исторически
предшествовали рассказы о почитаемых
животных, привело к верному и точному
воспроизведению некоторых естественных
черт в поведении зверей. Сказочная лиса,
как и настоящая, любит полакомиться
рыбкой и тетеревом, она живет в норе.
Кот, поедая принесенное мясо, рвет его
когтями и урчит. В сказке тонко и умело
сочетается изображение истинных повадок
зверей с передачей аллегорического
изображения характера человека. В своих
персонажах сказка объединяет звериные
и человеческие свойства, переосмысливает
жизнь зверей как человеческую, незаметно,
с большим искусством переводит изображение
лесной жизни в аллегорическое изображение
жизни человеческой. В этом состоит
эстетическое своеобразие сказок о
животных.

Сказки
о животных давно ушли из обихода взрослых
людей, они обычно рассказываются детям,
и эта особенность бытования в детской
среде повлияла на их идейно-художественное
своеобразие. Возможно, когда-то сказки
о животных содержали глубокие идеи,
мысли, но со временем особенность детской
аудитории потребовала упрощения идеи,
низведения ее до немудреной морали, ибо
жизненный материал нужно быть подать
так ясно и просто, чтобы он легко
усваивался ребенком. Основной смысловой
аспект сказок о животных – моральный.
Дети учатся понимать, что хорошо, что
плохо. Чаще всего прославляется
товарищество, благодаря которому слабые
животные побеждают злых и сильных.
Победа слабых приносит детям моральное
удовлетворение.

Показывая
и объясняя, сказки учат, наставляют,
воспитывают ребенка, но поучение облечено
в такую совершенную художественную
форму, так тонко действует на психику,
эмоции, что позволяет вместе с занимательным
сюжетом усвоить и назидание. В то время,
когда взрослые уходили на целый день,
на покос или другие сезонные работы,
дети в деревне часто оставались одни.
Уговоры матери никуда не уходить из
дома вряд ли могли подействовать на
ребенка так, как сам собой напрашивающийся
вывод в сказке «Кот, петух и лиса».
Петушок не послушался котика-братика,
высунулся в окошко, попал в лапы хитрой
лисы, и она унесла его в свою нору.

Но
ситуации, в которые попадают сказочные
персонажи, – не главное. Они нужны лишь
для того, чтобы полнее выявить характер
героев, их взаимоотношения в критический
для них момент. Сказки о животных,
исполняемые взрослыми для детей, должны
были научить их правильно ориентироваться
в людях, понимать человеческие характеры
и узнавать опасность в поведении внешне
добрых людей. Поэтому в сказках о животных
наиболее разработаны характеры
персонажей. Если в волшебных сказках
все звери выполняют одинаковую функцию,
выступая в роли помощника героя, то в
сказках о животных каждый из образов
получает индивидуальную разработку
характера.

Показательно,
что главное действующее лицо многих
сказок – лиса. Русский народ всегда
считал, что хитрость – самое опасное
качество человека. Пословица говорит:
«Не бойся той, которая кричит, а бойся
той, которая молчит», предупреждает: «С
языка – медовый, а с нутра – ядовый
(ядовитый)». Поэтому чаще всего в сказках
о животных встречаем лису. Ее образ
раскрывается в сюжетах «лиса, притворившись
мертвой, крадет с воза рыбу». В сюжете
«лиса-повитуха» она съедает масло или
мед, притворившись, будто ее зовут на
родины или крестины. В сюжете «за скалочку
– гусочку» лиса наутро за якобы пропавшую
скалочку требует у хозяев, в доме которых
она ночевала, гусочку, за гусочку овечку
и т.д. В сюжете «ледяная и лубяная хата»
лиса, попросившись на ночлег, обманом
выгоняет зайца из его лубяной хаты. Она
всегда предстает в сказках как существо
хитрое, жадное, мстительное, коварное,
беспредельно лживое, расчетливое и
жестокое. На ее совести много проделок
и проказ. Она не только играет на слабых
струнках своих недругов, но и, пользуясь
доверчивостью своих друзей, нещадно их
обманывает ради любой корысти или просто
из коварства. Во всех сказках она всегда
выступает как притворщица, воровка. За
это она наказывается, терпит неудачу,
несмотря на все свои хитрости.

Волк
действует в сюжетах «волк у проруби»,
«волк выманивает у старика разных
животных, внучку и старуху», «волк и
козел», «волк и свинья с поросятами»,
«волк и семеро козлят». В сказках он
всегда изображается глупым, жадным, а
иногда наглым. Он все время попадает
впросак. Его обманывает не только хитрая
лиса, но и другие животные – свинья,
лошадь, овца, которых он хочет съесть.
Главное его качество в сказках –
беспредельная глупость. Вот старый
одряхлевший волк надумал съесть козла.
Тот согласился, а чтобы волку было
удобней, велел ему встать под горой и
разинуть пасть шире. Козел прыгает и
убивает волка. Как видим, сказка допускает
отклонение от реальных представлений
человека о характере того или иного
зверя. Охотники знают, что волк хитрый
и опасный зверь, в жизни он вовсе не так
глуп, каким обычно изображается в сказке.

Медведь
в реальной жизни очень ловкий, сильный
и неустрашимый зверь. В сказке он также
предстает как самый сильный зверь в
лесу. Но он глуп, потому что располагает
силой и властью – качествами, при которых
ум ни к чему. К тому же в сказках он
неуклюж, давит все, что попадет ему под
ноги. В сказках о медведе его неуклюжесть
и неповоротливость переносятся на
характер и определяют манеру его
поведения.

Из
других зверей в сказках популярен заяц
– трусливый, безобидный и всеми обижаемый.
Из домашних животных часто встречаются
кот, баран, пес, наиболее популярен
петушок. Он беззаботен, легковерен,
поддается на лесть и обман, поэтому
попадает в трудное положение, а в
некоторых сказках гибнет. Как видим, в
этих сказках нет мифологических или
фантастических животных: ни многоголового
змея, ни жар-птицы. Все персонажи – это
реальные домашние и дикие животные.

По
сравнению с другими типами сказок,
сказки о животных обычно невелики по
размеру, у них очень устойчивый и простой
сюжет, который построен таким образом,
чтобы с предельной полнотой в коротком
эпизоде передать характер и взаимоотношения
персонажей. Сюжет некоторых сказок
имеет краткую экспозицию. Например, в
сказке «Волк и семеро козлят»: «Жила-была
коза, сделала себе в лесу избушку и
нарожала деток. Часто уходила коза в
бор искать корму; как только уйдет,
козлятки запрут за нею избушку, а сами
никуда не выходят. Воротится коза,
постучится в дверь и запоет: «Козлятушки,
детятушки! Отворитеся, отопритеся!». И
козлятки отпирают дверь». Экспозиция
характеризует обстановку, предшествующую
развитию действия, дает некоторую
мотивировку определенному сюжету.
Однако уже в ней содержится вымысел:
коза и ее дети обладают человеческими
качествами.

Большинство
сказок о животных начинается сразу с
завязки. Например, в сказке «Мужик,
медведь и лиса»: «Пахал мужик ниву,
пришел к нему медведь и говорит ему:
«Мужик, я тебя сломаю». Завязка удивляет
слушателя необычной ситуацией, приковывает
внимание к ней. За завязкой следует
развитие сюжета. Однако сюжет в сказках
о животных не получил значительного
развития, он очень прост. Часто встречаются
одноэпизодные сказки: животные встречаются
с человеком или друг с другом.

Многократность
встреч – другой распространенный тип
развития сюжета. Животные последовательно
встречаются друг с другом или с человеком.
Последняя встреча с внешне безобидным,
но на самом деле смелым или коварным
животным завершает сюжетный конфликт.
Так, в сказке «Колобок» одноименный
герой благополучно уходит от дедушки
и бабушки, зайца, медведя и волка, но
попадает на зубы «ласковой» лисе. В
сказках такого типа часто варьируется
один и тот же повторяемый мотив в
прозаической или стихотворно-песенной
форме. Например, Колобок в своей хвастливой
песенке перечисляет новые «победы»,
подготавливая неожиданную развязку.
Повторяющуюся песню мы найдем и в сказках
«Коза и семеро козлят», «Медведь на
липовой ноге», «Коза лупленая» и др.

Прием
встреч дает возможность свести в сюжете
любых животных, показать их качества.
В небольшом эпизоде обыгрываются
основные черты персонажей: хитрость
лисицы, глупость волка, простодушие
петушка, беззащитность зайца и т.д.
Разновидностью одноэпизодной сказки
является сказка-диалог, построенная на
разговоре двух персонажей («Лиса и
тетерев», «Лиса и дятел», «Волк и коза»).
Сказка «Лиса и тетерев» вся построена
на диалоге, в котором через разговор
двух персонажей предельно обнажена их
суть. Речь лисы льстива. Она пытается
обмануть и сманить с дерева тетерева,
завораживает его хитрыми убаюкивающими
словами, выжидает момент, чтобы схватить
его. Внешняя простоватость и невозмутимость
тетерева переданы в его бормотании, он
повторяет сказанное лисой, добавляя
звуки «бу-бу», вроде бы с ней соглашаясь.
Но вместе с тем тетерев не так прост,
как кажется. Он и сам не прочь обмануть
лису и поставить ее перед опасностью
встречи с собакой.

Часто
две или несколько одноэпизодных сказок
об одном персонаже, на одну тему, например,
о хитрости лисы, контаминируются, т.е.
соединяются, образуя целостный сюжет.
Так, постоянно контаминируются
самостоятельные одноэпизодные сюжеты
«Лиса крадет рыбу из саней», «Волк у
проруби», «Битый небитого везет».

Особой
формой композиции, очень характерной
для сказок о животных, является
кумулятивное построение действия. Это
последовательное, как бы цепочное
соединение одинаковых эпизодов, в
котором каждый последующий элемент
значительнее предыдущего, например, в
популярной сказке «Теремок». В теремке
поочередно поселяются мышка, лягушка,
комар, заяц, лиса, волк. Последний эпизод,
появление медведя, предваряет развязку.
Медведь разрушает теремок – звери
разбегаются. Такое построение содействует
более легкому пониманию и запоминанию
сказок. К этому типу относится сказка
«Коза с орехами». Коза пошла за орехами
и не вернулась домой. Козёл посылает за
ней волков, волки отказываются, на волков
посылают людей, на людей медведей, на
медведей обух и т.д., до тех пор, пока
кто-нибудь не согласится исполнить
просьбу. Тогда «гуси пошли червей
клевать, черви пошли обух точить. Обух
пошел быков валить, быки пошли воду
пить» и т.д. В результате коза вернулась
домой с орехами.

Обстановка,
в которой происходит действие сказок
о животных, будничная и хорошо знакома
слушателям, поэтому не требует особого
описания. Сказочные персонажи тоже
знакомы и обыденны. Для их изображения
не требуется красочного описания, ибо
подробно в фольклоре описывается лишь
необычное, незнакомое. Эмоциональная
оценка сказочных персонажей достигается
следующими выразительными средствами.
Звери называются по имени-отчеству: кот
– Котофей Иванович, лиса – Лизавета
Ивановна, медведь – Михайло Потапыч,
что создает пародийный оттенок в их
изображении. Используются эпитеты,
подчеркивающие присущие животным
свойства, оттеняющие их характеристику:
лягушка-квакушка, комар-пискун, кот-коток,
серенький лобок, котишка-мурлышка,
мышка-норушка, муха-горюха, вошь-поползуха,
блоха-попрыгуха, зайка-побегайка, ножки
тоненькие, сам легонький, медведь –
лесной гнет, волк-дурень, серый дурак,
лиса – на поле краса, премудрая княгиня,
кумушка, лисица – масляная губица,
слепень-жигун. Постоянные эпитеты также
служат характеристике персонажей: волк
серый, медведь косолапый, лиса рыжая,
заяц косой, кот – шкодливый, щука
зубастая. Для характеристики персонажей
используется их речь. Важно в сказке не
только то, о чем говорят звери, но и то,
как они говорят. Речь лисы вкрадчива,
колобка – хвастлива.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    01.05.20155.99 Mб21Учебник по истории Фортунатов.docx

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Особенности сказок о животных.

Сказки о животных имеют большое значение для воспитания дошкольников. 
Они поучительны и занимательны, поэтому их часто читают детям. Сказки о животных зародились в глубокой древности и на ранней стадии своего развития носили магический характер. С течением времени они утратили своё магическое значение и приблизились к небольшому поучительному рассказу аллегорической формы. В сказках о животных затрагиваются вопросы морали, нравственности. Они учат справедливости, воспитывают чувство коллективизма, вызывают желание помочь слабому. 

В сказках про животных обычно высмеиваются людские пороки, а поэтому животным присваиваются те или иные черты человеческого характера.
Ну, на пример:
Заяц — трус;
Лиса — хитрая, плутоватая;
Волк злой или наоборот — вернейший друг;
Медведь силён, но неуклюж и не расторопен.. . и так далее.
Со временем эти черты в сознании людском запомнились и закрепились.
И теперь, если услышите словосочетание: «Царь зверей», то всем становится ясно, что речь идет про льва. С животными происходят события, характерные для мира людей: сватовство в «Лиса и журавль»,
таким образом в этих сказках иносказательно отражается человеческое общество. Существует три основных вида русских народных сказок: волшебные, бытовые и детские сказки о животных. Но они так отличаются друг от друга,
что лучше говорить о них в отдельности. Своеобразие сказок о животных обуславливает и особенность их чтения. Само по себе название «сказка» определяет форму чтения. Читается сказка по книге или наизусть всегда в простой, разговорной манере. Воспитатель обращается к детям распространённой сказочной формой повествования. « Я там был…» « Жили – были..» . Естественный задушевный тон — одно из главных условий чтения сказки. 
Сказки о животных обычно невелики по объёму, содержание их предельно просто, близко и понятно детям. В основе их лежит реальная действительность, элемент фантастики в них незначителен. Он проявляется в очеловечивании животных, которые не только говорят человеческим языком, но и действуют, как люди. Эта особенность сказок о животных также требует чтения их с обычными для бытового общения интонациями, естественно и просто.

Как правило, сказки о животных строятся по принципу антитезы: добро противопоставляется злу («Лиса, заяц и Петух»), ум – глупости («Лиса и козёл», и.т.д. Эту особенность сказок надо также учитывать при чтении. Места, в которых делается противопоставление, следует выделять голосом (большей силы), замедлением темпа, паузами (большей силы). 
Подчёркивание этих мест усиливает впечатление от сказки, делает её более понятной для детей. Герои в сказках о животных – хорошо знакомы детям. Особенность изображения сказочных героев определяет и своеобразие передачи их образов при чтении. Воспитателю следует так читать сказки, чтобы дети сразу поняли, о каком герое идёт речь. Так, те места, где говориться о положительных героях, воспитатель читает ласково, с одобрительными интонациями, стремясь вызвать у слушателей тёплое отношение. Воспроизведению же образов отрицательных героев должны соответствовать сухие, неприязненные интонации.

Действие в сказках о животных начинается сразу: «Посадил дед репку…» и развивается непрерывно. Один эпизод сменяется другим. Возьмем, к примеру, сказку «Лиса, заяц и петух». Только что лиса выгнала зайца из избушки, как ему встречается собака, убежала собака — повстречался медведь, ушёл медведь — появился петух и.т.д.

Сюжет в сказках о животных развивается быстро. Композиция не сложная. Большую роль играют многократные повторения: например, заяц, выгнанный из своей избушки лисой, встречается с собаками, медведем, петухом и всем в совершенно одинаковых выражениях рассказывает о своём несчастье: «Как мне не плакать, была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная…» 
Многократные повторы имеют большое смысловое значение. Они передают постепенное нарастание напряжения, которое в последнем случае достигает наивысшей точки и является кульминационным моментом, после которого наступает решающий перелом в действии. Повторы волнуют детей, помогают им понять сказку и запомнить её, поэтому повторы при чтении необходимо выделять. Слова, которые передают нарастающее напряжение, лучше читать с большими паузами, следует замедленно произносить последний повтор, так как он, являясь моментом наивысшего напряжения, настораживает ребят и подготавливает их к восприятию того, что последует за ним. Сказки о животных : Колобок . Зайкина избушка .Лисичка-сестричка и волк .Лиса, заяц и петух .Звери в яме .Маша и медведь .Теремок .Мужик, медведь и лиса .Овца, лиса и волк .Волк и козлята .Лиса и журавль. Лиса и козёл .Зимовье зверей .Кот и Лиса .Кот, петух и лиса .Журавль и цапля и т.д.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/404981-osobennosti-skazok-o-zhivotnyh

Особенности чтения сказок о животных

     Сказки о животных имеют большое значение для воспитания дошкольников. Они поучительны и занимательны, поэтому их часто читают детям. Сказки о животных зародились в глубокой древности и на ранней стадии своего развития носили магический характер. С течением времени они утратили свое магическое значение и приблизились к небольшому поучительному рассказу аллегорической формы. В сказках о животных затрагиваются вопросы морали, нравственности. Они учат справедливости, воспитывают чувство коллективизма, вызывают желание помочь слабому.

Своеобразие сказок о животных обуславливает и особенность их чтения. Само по себе название – «сказка» определяет форму чтения. Читается сказка всегда в простой, разговорной манере. Воспитатель обращается к детям, как бы желая воспроизвести им случай, свидетелем которого он был сам или который хорошо знает. Естественный, задушевный тон – одно из главных условий чтения сказки. Необходимость соблюдения этого условия диктуется текстом, в котором часто содержится прямое содержание к слушателям.

Сказки о животных обычно невелики по объему, содержание их предельно просто, близко и понятно детям. В основе их лежит реальная действительность, элемент фантастики в них незначителен. Он проявляется в очеловечивании животных, которые не только говорят человеческим языком, но и действуют как люди. Эта особенность сказок о животных также требует чтения их с обычными для бытового общения интонациями, естественно и просто.

Как правило, сказки о животныхстроятся по принципу антитезы: добро противопоставляется злу, ум глупости и т. д. Эту особенность сказок надо также учитывать при чтении. Места, в которых делается противопоставление, следует выделять голосом (большей силы, замедлением темпа, паузами (более длительными, чтобы заострить на них внимание детей.

Как правило, сказки о животныхстроятся по принципу антитезы: добро противопоставляется злу, ум – глупости и т. д. Эту особенность сказок надо также учитывать при чтении. Места, в которых делается противопоставление, следует выделять голосом (большей силы, замедлением темпа, паузами (более длительными, чтобы заострить на них внимание детей.

Подчеркивание этих мест усиливает впечатление от сказки, делает ее более понятной для детей и подводит их к верному восприятию вывода, который обычно следует за противопоставлением. Герои в сказках о животных – обычные люди, и хорошо знакомые детям животные,наделенные типическими чертами: лиса – хитрая, волк – злой, заяц – трусливый, кот и петух – храбрые и т. д. Герои сказок рисуются прямолинейно, развитие характеров, эволюция образов, как правило, отсутствуют. Сказочные герои – либо носители добра, наделенные различными положительными чертами (честность, храбрость, справедливость и т. д.)

Особенность изображения сказочных героев определяет и своеобразие передачи их образов при чтении. Воспитателю следует так читать сказки, чтобы дети сразу поняли,о каком герое пойдет речь и как к нему относиться: сочувствовать ему или осуждать его, возмущаться его поступкам. Так, те места, где говорится о положительных героях, воспитатель читает ласково, с одобрительными интонациями, стремясь вызвать у слушателей теплое отношение. Воспроизведению же образов отрицательных героев должны соответствовать сухие, неприязненные интонации, передающие недовольство, возмущение, желание вызвать у детей нетерпимое отношение к этим действующим лицам.

Действие в сказках о животных начинается сразу и развивается непрерывно. Один эпизод сменяется другим. Каждая картина рисует определенный случай, законченный эпизод, в котором участвуют определенные герои. При чтении следует внимательно вдуматься в эпизоды, понять их значение для общего развития действия, ясно представить себе действующих лиц, чтобы правильно словесно воспроизвести их.

Поскольку картины в сказках рисуют конкретный эпизод, каждый из них при чтении определяется от последующей паузой. Это дает возможность ребенку осознать прочитанный эпизод, пережить то, о чем в нем рассказывается, определить свое отношение к действующим лицам, которые в нем участвуют, и подготовиться к прослушиванию следующего.

Сюжет в сказках о животных развивается быстро. Композиция несложная. Большую роль играют многократные повторения. Многократные повторы имеют большое смысловое значение. Они передают постепенное нарастание напряжения, которое в последнем случае достигает наивысшей точки и является кульминационным моментом, после которого наступает решающий перелом в действии. Повторы волнуют детей, помогают им лучше понять сказку и запомнить ее. Поэтому повторы при чтении необходимо выделять: слова, которые передают нарастание напряжения, лучше читать с большими паузами, следует замедленно произносить последний повтор, так как он, являясь моментом наивысшего напряжения, настораживает ребят и подготавливает их к восприятию того, что последует за ним. Повторы придают ритмичность сказочному стилю и диктуют неторопливость чтения.

Сказки о животных большей частью строятся на мотиве встречи и имеют диалогическую форму. Такая форма обуславливает передачу ее как обычной беседы, характерной для разговорной речи. Слова каждого героя сказки прочитываются с учетом его характера и поведения. Живость рассказывания сказокобусловливается и их языком: ярким, эмоциональным, организованным по типу разговорной речи. У сказок о животных, как правило,счастливый конец: добро в них побеждает, зло наказывается. Эту особенность сказок надо помнить при чтении. Конец следует читать несколько замедленно, передавая удовлетворение, радость, чтобы дети ощутили удовольствие от счастливой развязки.

После чтения сказки необходимо сделать длительную паузу. Это даст возможность дошкольникам еще некоторое время побыть под впечатлением сказки, прочувствовать и осмыслить ее содержание.

  • Особенности языка сказки о золотом петушке
  • Оставшиеся деньги как пишется
  • Особенности языка русских народных сказок
  • Оставшемуся как правильно пишется
  • Оставшееся сумма как пишется