Особенности языка удивительного рассказа о полесье

Технологий и предназМинистерство науки и образования Самарской области

ГБОУ СПО Безенчукский аграрный техникум

Методическая разработка

по дисциплине: литературе

Тема любви в творчестве А.И.Куприна

(на примере повести «Олеся»)

Автор:

Михайлова О.П.

Безенчук 2013

Аннотация

Данная методическая разработка содержит описание урока литературы по творчеству А.И.Куприна с применением современных информационных технологий и предназначена для преподавателей русского языка и литературы.

Цель написания методической разработки – привитие обучающимся интереса к русской классической литературе, в частности, к творчеству А.И.Куприна.

Оглавление

Аннотация ______________________________________________ с.

Введение ________________________________________________ с.

Основная часть __________________________________________ с.

Заключение _____________________________________________ с.

Приложения _____________________________________________ с.

Приложение 1; Биография Куприна _____________________ с.

Приложение 2: Образ Олеси ___________________________ с.

Приложение 3: Образ Ивана Тимофеевича _______________ с.

Приложение 4: Вопросы тестов ________________________ с.

Литература ______________________________________________ с.

Введение

Изучению творчества А.И.Куприна уделяется недостаточно учебного времени. Между тем произведения этого писателя заслуживают более внимательного отношения, так как проблемы, поднимаемые им, особенно актуальны сейчас: это нравственность, внимание к внутреннему миру человека, и, конечно, любовь как чувство, возвышающее и облагораживающее человека.

Именно поэтому произведения А.И.Куприна будут интересны юношам и девушкам.

Преподавателю стоит обратить внимание на творчество этого писателя, чтобы использовать урок не только как средство изучения новой темы, но и как метод воспитания чувств у подростков.

Основная часть

Тема урока: Тема любви в творчестве А.И.Куприна (на примере повести «Олеся»).

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование:

— Компьютерный класс, оснащенный современной техникой (обязательное наличие мультимедийного проектора и экрана) и лицензированным программным обеспечением. На компьютерах установлена операционная система Windows XP, пакет прикладных программ фирмы Microsoft Office, программа «Тестирующая программа».

— Уроки литературы в 11 кл. на диске (обучающая программа «Кирилл и Мефодий»).

— Компьютерные слайды с фотографиями по биографии А.И.Куприна, иллюстрациями к повести «Олеся», пейзажами русских художников.

— Портрет А.И.Куприна.

— Плакаты с высказываниями А.И.Куприна.

— Тексты повести А.И.Куприна «Олеся».

Цель урока: анализ повести А.И.Куприна «Олеся» в соответствии с темой урока.

Задачи урока:

Образовательная:

— Сообщения учащимся необходимых сведений по творчеству А.И.Куприна.

— Усвоение учащимися знаний по данной теме.

— Выработка умения работать с текстом, производить анализ художественного произведения.

— Выработка умения пользования ПК.

Воспитательная:

— Воспитание у учащихся самостоятельности, ответственности.

— Воспитание эстетических чувств при прочтении произведения классической литературы.

— Воспитание нравственности, чуткости, внимательности к внутреннему миру другого человека.

Развивающая:

— Развитие памяти и внимания учащихся.

— Активизация мыслительной деятельности учащихся.

— Привитие опыта публичных выступлений.

— Стимулирование интереса к предмету литературы, к русской литературе и, в частности, к творчеству Куприна.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  1. Сообщение цели урока.

— Все вы, готовясь к уроку, ознакомились с повестью Куприна «Олеся». И сегодня нашей целью будет провести анализ этой повести и выяснить, какое место занимает тема любви в творчестве этого писателя, каковы особенности раскрытия этой темы, и чем является это чувство для героев его произведений и для самого автора.

— На уроке мы познакомимся с биографией писателя, дадим характеристику главным героям повести, раскроем их взаимоотношения, а также рассмотрим стилевое своеобразие повести, особенности поэтического языка писателя.

  1. Основная часть.

— Творчество Куприна своеобразно и интересно. В нем поражает наблюдательность и удивительное правдолюбие, с которым он описывает жизнь людей. Биография писателя тоже достаточно необычна. Давайте послушаем сообщение о жизни этого замечательного писателя. Одновременно обратите внимание на слайды с фотографиями.

Ученик рассказывает биографию Куприна (см. Приложение 1)

На экране показываются слайды с фотографиями по биографии Куприна.

— Основная тема творчества Куприна – это чистая, непорочная, великодушная любовь. Это любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды, та, ради которой можно совершить любой подвиг и даже умереть. Вместе с тем писатель ясно видел трагический исход любви, оказавшейся среди тупости и равнодушия, привычек и условностей.

— Обратите внимание на эпиграфы к уроку, записанные на доске:

«Человек рожден для великой радости, для беспрестанного творчества, в котором он – бог, для широкой, свободной, ничем не стесненной любви ко всему…»

«Любовь – это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в голосе, не в красках, не в походке, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви. Ибо вся вышеперечисленная бутафория только и служит что оперением любви».

— Понимание любви как высшего мерила человеческой личности, облагораживающей человека и возвышающей его над обстоятельствами с большим мастерством раскрыто Куприным в повести «Олеся».

— Когда Куприна спросили, какой свой рассказ он считает лучшим, писатель ответил: «Их два: «Олеся» и «Река жизни». Здесь жизнь, свежесть, борьба со старым, отжившим, порывы к новому, лучшему».

Повесть «Олеся» была особенно дорога Куприну, так как написана по впечатлениям от его поездки в Полесье. Но главным увлечением Куприна там явилась охота. Целые дни он проводил с крестьянами-охотниками, скитаясь среди безбрежных полесских лесов и болот. Охотничьи впечатления, местные байки и легенды дали богатую пищу сердцу и уму наблюдательного писателя.

Как и во многих других рассказах Куприна, слепая ярость вершит судьбы людей – озлобленные, фанатичные женщины расправляются с героиней. Но не это определяет тональность произведения. Художник стремится преодолеть тяжелое впечатление. Его повесть — это элегия по утраченному счастью, гимн красоте, молодости, щедрости душевных сил человека, которые не находят своего проявления.

В повести Куприн поэтизирует здоровые человеческие чувства – любовь, благородство души, близость к природе, умение наслаждаться ее гармонией и красотой. Именно природа, щедро и любовно описанная в повести, придает светлый, мажорный тон рассказу о судьбе Олеси и Ивана Тимофеевича.

Современная Куприну критика увидела и оценила этот поэтический колорит повести. Вот что сообщала читателю газета (показ слайда):

«Олеся» — удивительный рассказ о Полесье – молчаливой стране, затопленной бором; о тайне этого еще никем не исследованного бора – красавице девушке – «ведьме», «ведьме» любящей, великодушной… Речи «ведьмы» полны такой нежной ласки, такой волнующей тайны, что некоторые страницы производят впечатление музыкального произведения – лесной симфонии».

— Эта лесная симфония особенно ощутима в пейзажных картинах повести. Вот, к примеру, его один из самых чистых поэтических пейзажей – картина весеннего пробуждения, сотканная из настроений влюбленного человека.

Читается отрывок «Весна наступила в этом году ранняя…»

— Это описание созвучно и картинам русских художников –пейзажистов.

Показ слайдов с репродукциями картин.

— Художники любят делать иллюстрации к произведениям Куприна, потому что его повести и рассказы очень выразительны. Вот, например, иллюстрации художника Е.М. Дробязина к повести «Олеся».

Показываются слайды с иллюстрациями, одновременно делаются комментарии.

— С удивительным чувством такта заставляет Куприн пережить нас и тревожный период зарождения любви: и смутную тоску, и счастливые секунды восторга, и долгие радостные встречи влюбленных в дремучем сосновом лесу. Мир весенней ликующей природы — таинственной и прекрасной — сливается с не менее прекрасным разливом человеческих чувств.

Показ отрывка из кинофильма (Олеся колдует).

— Что же представляет собой главная героиня повести? Послушаем сообщение.

Ученик делает сообщение об Олесе (см. Приложение 2), одновременно показывается слайд с портретом героини.

— Писатель дает еще несколько характеристик Олеси в тексте.

Учащиеся зачитывают характеристики Олеси из текста.

— Итак, прекрасная полесская ведьма полюбила. Кто же её избранник?

Ученик делает сообщение об Иване Тимофеевиче (см. Приложение 3), одновременно показывается слайд с портретом героя.

Показ отрывка из кинофильма (избиение Олеси).

— Иван Тимофеевич хотя и любил Олесю, но в то же время боялся этой любви. Именно эта боязнь помешала ему жениться на ней.

— Что Иван Тимофеевич боялся даже воображать себе?

(«Одно лишь обстоятельство пугало и останавливало меня: я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в людское платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса».)

— Ему не хватает тонкости, душевного такта, бережного и чуткого отношения к другому. Эти особенности его характера сразу разгадала Олеся.

Читается сцена гадания Олеси.

— Это лишь оттеняет врожденное благородство простой крестьянской девушки. Не проклятие обидчику, а прощальное прости любимому человеку – вот ее последнее слово. Высказано оно поэтично.

Читается последний абзац повести.

Такой финал – это торжество любви и полнокровной, радостной жизни. Светлая, сказочная атмосфера повести не меркнет даже после трагической развязки. Над всем ничтожным, мелким и злым одерживает победу настоящая, большая земная любовь.

— Кто из героев: Олеся или Иван Тимофеевич – более высок нравственно?

— Изменила ли любовь Олеси Ивана Тимофеевича? Как?

(Он стал более чуток, внимателен к чувствам другого, менее эгоистичен)

  1. Итог урока.

Тема любви проступает ясным подтекстом почти во всех повестях и рассказах Куприна, несмотря на разнообразие их тем и сюжетов. Он понимал любовь как высшее мерило человеческой личности, не зависящее ни от положения человека в обществе, ни от сословной принадлежности, как чувство, возвышающее и облагораживающее человека, делающее его лучше. Это чистая, непорочная, великодушная любовь. Это любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды, та, ради которой можно совершить любой подвиг и даже умереть.

А мне осталось поблагодарить вас за работу и внимание и пожелать вам, чтобы и на вашем пути встретилась такая же озаряющая жизнь любовь, и чтобы вы могли за нее бороться.

А теперь мы переходим к компьютерному тестированию, с помощью которого проверим, как вы усвоили материал урока.

  1. Компьютерное тестирование. (см. Приложение 4)

  1. Подведение результатов теста, выставление оценок.

Заключение

Предполагаемым результатом применения методической разработки должно стать проявление интереса учащихся к творчеству А.И.Куприна. Логическим продолжением данной темы будет методическая разработка на примере повести Куприна «Гранатовый браслет».

Приложения

Приложение1: Биография А.И.Куприна

«Александр Иванович Куприн родился 26 августа 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии. Его отец, мелкий чиновник, умер от холеры, когда сыну шел второй год, оставив семью без средств к существованию. Мать вынуждена была переехать в Москву, устроить двух дочерей в сиротский пансион и поселиться с двухлетним сыном во Вдовьем доме. Когда Александру исполнилось 6 дет, мать отдала его в сиротское училище для малолетних. Казенная обстановка, злобные старые девы-воспитательницы, бесшабашные сверстники – все это причиняло мальчику жестокие страдания. Затем была военная гимназия, кадетский корпус, где царили тупость начальства и всеобщий культ кулака.

Но несмотря на мрачность быта, именно в кадетском корпусе зародилась любовь будущего писателя к литературе. Среди бездарных, опустившихся педагогов счастливым исключением оказался литератор Цуханов, замечательно читавший воспитанникам Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Тургенева.

Юнкерское училище, куда поступает Куприн, приняло в свои стены уже не неуклюжего подростка, а крепкого и ловкого юношу, дорожащего честью мундира, неутомимого танцора, пылко влюбляющегося в каждую хорошенькую партнершу по вальсу.

Окончив училище, 20-летний поручик Куприн был направлен в пехотный полк. Там он столкнулся с изнанкой офицерской жизни: отупевшие от муштры бесправные солдаты, жестокие опустившиеся офицеры, убогий провинциальный быт. Не поступив в Академию Генштаба (этому помешал скандал, связанный с буйным, особенно во хмелю, нравом юнкера, сбросившего в воду полицейского), в 24 года Куприн подал в отставку. Он сидел без денег, на одном черном хлебе, скрывая свою свирепую нищету. Иногда он отправлялся в лавочку и любезно обращался к продавщице:

— Опять моя тетушка просила меня купить обрезков для её кошки. Уж вы, пожалуйста, выберите кусочки получше, чтобы тетушка на меня не ворчала.

Получив пакетик, Куприн шел в ближайший трактир, где, устроившись в уголке, уничтожал кошачий обед.

Впечатления о детстве и юности позднее лягут в основу многих его произведений. Например, роман «Юнкера», повести «Кадеты», «Поединок», рассказы «Святая ложь», «Храбрые беглецы».

Куприн был очень колоритной личностью. Жадный до впечатлений, он вел страннический образ жизни, пробуя разные профессии – от грузчика до дантиста. Он пел в хоре, был ювелиром, коневодом, репортером, землемером, управляющим имением, работал на заводе, в цирке, в театре, собирая впечатления для своих будущих произведений, таких, как повести «Молох», «Листригоны», рассказы «По заказу», «Алле» и другие. О его бурной жизни ходили легенды. Обладая большой физической силой и взрывным темпераментом, Куприн жадно устремлялся навстречу любому новому жизненному опыту: спускался под воду в водолазном костюме, летал на аэроплане (полет этот закончился катастрофой, едва не стоившей писателю жизни), организовывал атлетическое общество. Куприн участвовал в Первой мировой войне, командовал ротой и демобилизовался по болезни. В его доме им и его женой был устроен частный лазарет. Писателя интересовали люди самых разных профессий: инженеры, шарманщики, рыбаки, карточные шулеры, нищие, монахи, коммерсанты… К жизни он подходил как настоящий исследователь. Куприн много разъезжал, то в Москве, то под Рязанью, то в Балаклаве, то в Гатчине.

Первый свой рассказ Куприн написал в 19 лет. Он назывался «Последний дебют». В этом, несовершенном еще, рассказе проявилось то, что станет характерным для творчества писателя: пристальное внимание к прекрасному чувству любви, к «маленькому человеку», к простым и благородным людям, к тихой красоте природы. Проза Куприна сразу вызвала интерес, а скоро и восхищение читателей. Сам Лев Толстой сказал о молодом авторе: «Настоящий прекрасный талант». Теперь позади годы скитаний, неустроенности.

К Октябрьской революции и к власти большевиков писатель отнесся резко негативно, считая её стихией разрушения и вражды. Поначалу он все-таки пытался сотрудничать с большевистской властью и даже собирался издавать крестьянскую газету, для чего встречался с Лениным. Но газета запрещена, сам Куприн едва не арестован за статью в защиту братьев царя, великих князей. Он переходит на сторону Белого движения, а после его поражения уезжает в Париж.

Живя в эмиграции, писатель страшно бедствовал, страдая как от невостребованности, так и от тоски по Родине. «Мне надо родное. Всякое – хорошее, плохое – только родное», — говорил он. Один из его знакомых, писатель Рощин, вспоминал: «Знаменитый русский писатель жил в великой бедности, питаясь подачками от тщеславных меценатов, жалкими грошами, которые платили ему за его бесценные произведения, да не очень прикрытым нищенством в форме ежегодных благотворительных вечеров в его пользу».

Незадолго до смерти, поверив советской пропаганде, в мае 1937 года Куприн возвратился вместе с женой в Россию. Перед самым отъездом он сказал дочери, что готов был бы пойти в Москву пешком, лишь бы туда вернуться. Возвратился в Россию совсем не тот писатель, каким его помнили. Уехал он крепким и сильным, а вернулся больным и беспомощным. Писатель умер от рака в Ленинграде в 1938 году».

Приложение 2: Образ Олеси

«Олеся – художественное открытие Куприна. Вот её портрет:

«Высокая брюнетка лет около двадцати – двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала её молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту её лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом».

Писатель раскрывает красоту человеческой личности. Наивность и властность, женственность и гордая независимость, гибкий, подвижный ум, трогательная смелость, деликатность и врожденный такт, причастность к сокровенным тайнам природы и душевная щедрость – эти качества выделяет писатель, рисуя обаятельный облик лесной красавицы.

Олеся не знакома с цивилизацией, с детства живет среди дремучих лесов Полесья. Она убеждена в таинственной связи её семьи с дьяволом.

Олеся – самобытная, свободная натура, которая редким самоцветом блеснула в окружающей тьме и невежестве. В разладе с людскими судьбами и в полном согласии с могучей, властной и ласковой природой живет Олеся. По мнению Куприна, только естественная жизнь на лоне природы способна сохранить человеческую душу незамутненной и прекрасной. Как раз такой и является дочь лесов – Олеся».

Приложение 3: Образ Ивана Тимофеевича

«Герой повести Иван Тимофеевич – неунывающий жизнелюбец, праздный, мечтательный и, по существу, безответственный человек, который, не желая того, легко может принести горе и страдание любящим его и дорогим людям. Куприн не комментирует поведения своего героя, однако в тоне повествования можно уловить тонкую, едва уловимую насмешку. Куприн вовсе не стремится к разоблачению своего героя. У Ивана Тимофеевича есть свое оправдание – его молодость, он так еще неопытен в чувствах, он виноват перед Олесей, но и сам глубоко страдает. Да и повесть написана совсем молодым писателем, в ней ощутимы настроения юношеской романтики. Действительно, в интересе Ивана Тимофеевича к народному быту и обычаям, в самом его увлечении гордой и самобытной красотой «настоящей полесской колдуньи» — во всем этом много привлекательного, молодого, здорового, свободного и широкого отношения к жизни.

Но увы! Все эти прекрасные качества остаются нереализованными, больше того – оказываются чем-то совершенно противоположным. «Доброта ваша – не хорошая, не сердечная», — говорит Олеся своему будущему возлюбленному. Происходящее подтверждает справедливость её слов.

Стремясь поколебать суеверие Олеси, он толкнул её к неосторожному шагу – пойти в церковь и вызвать гнев темных деревенских женщин. Иван Тимофеевич знал, что может случиться, если Олеся пойдет в церковь, но не сделал ничего, чтобы остановить её. «Вдруг внезапно ужас предчувствия охватил меня. Мне неудержимо захотелось побежать вслед за Олесей, догнать ее и просить, умолять, даже требовать, если нужно, чтобы она не шла в церковь. Но я сдержал свой неожиданный порыв…»

О благе ли Олеси он заботился? Восхищаясь самобытностью Олеси, герой инстинктивно пытается сломать ее независимость, оригинальность, подвести под общий ранжир. В нашем «тихом и смирном» герое просыпается какой-то инстинкт деспотизма, отсутствие подлинного уважения к любимой».

Приложение 4: Вопросы тестов

  1. Какое произведение А.И.Куприна является автобиографическим?

А) «Кадеты»

Б) «Молох»

В) «Аllez!»

Г) «Белый пудель»

  1. Какой писатель отметил творчество Куприна, сказав о нем: «Настоящий прекрасный талант»?

А) А.П.Чехов

Б) А.М.Горький

В) А.А.Блок

Г) Л.Н.Толстой

  1. Своими лучшими рассказами Куприн считал два произведения: «Олеся» и …

А) «Последний дебют»

Б) «Поединок»

В) «Юнкера»

Г) «Река жизни»

  1. О какой повести Куприна можно сказать, что она производит впечатление музыкального произведения?

А) «Гранатовый браслет»

Б) «Олеся»

В) «Святая ложь»

Г) «Храбрые беглецы»

  1. Чей это портрет: «Худые щеки, втянутые внутрь, переходили внизу в острый, длинный дряблый подбородок, почти соприкасавшийся с висящим вниз носом…»

А) Ярмола В) Мануйлиха

Б) Олеся Г) Иван Тимофеевич

6. Какому герою повести «Олеся» принадлежит реплика: «Чтоб я пошел до ведьмачьего кубла? Да пусть меня бог боронит. И вам не советую, паныч».

А) Ярмола

Б) Олеся

В) Мануйлиха

Г) Иван Тимофеевич

  1. Вставьте в монолог Олеси нужные слова: «Как расстанемся мы с тобой, тяжело тебе в первое время будет, ох как тяжело. Плакать будешь, места себе не найдешь нигде. …»

А) «А потом все пройдет, все изгладится. И уж без горя будешь обо мне думать»

Б) «Так и проживешь всю жизнь, по мне тоскуя»

В) «А потом забудешь меня и заживешь, ни о чем не печалясь»

Г) «Не будет тебе без меня жизни, так и знай»

  1. Выделите основные черты характера Олеси:

А) Робость, неуверенность в себе, боязливость.

Б) Врожденное благородство, такт, женственность и независимость.

В) Нахальство, грубость, бескультурье.

Г) Равнодушие, апатия, безразличие к жизни.

  1. Что помешало Ивану Тимофеевичу жениться на Олесе?

А) Внешние, не зависящие от него обстоятельства.

Б) Запрет родителей.

В) Нелюбовь Олеси.

Г) Внутренняя слабость, безответственность, боязнь.

  1. Любовь в творчестве Куприна – это:

А) Тяжелое испытание, требующее напряжения нравственных сил.

Б) Награда за честную, искреннюю жизнь.

В) Великое и светлое чувство, возвышающее и облагораживающее человека.

Г) Не освещал эту тему в своем творчестве.

Литература

  1. Куприн А.И. «Олеся»

  2. Михайлов О. «А.И.Куприн»

  3. Русская литература XX века. Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений. – М., 1997

  4. «Кирилл и Мефодий». Уроки литературы в 11 кл. на электронном носителе

19

Полешуки и их жизнь своей неповторимостью уже давно притягивают туристов. За десятилетия у Полесья сложился интригующий и романтический образ. Древний Туров, «Люди на болоте», «исчезающие» Кудричи и харизма Пинска — все это фрагменты известного нам Полесья. Но если говорить о регионе в целом, что именно делает его таким уникальным и непохожим на другие места Беларуси?

Полесский говор

Сами полешуки во весь голос заявляют, что Полесье — особенный регион. Полесские говоры, а если официально, западнополесский микроязык, покажется непонятным белорусу из других регионов. На протяжении веков он формировался из белорусского, украинского, польского языков, но особенно трансформировался из-за обособленной жизни его носителей.

Многие полесские деревни были отрезаны болотами от других местечек.

2013-05-05_i13_0190.jpg

Вот почему на сравнительно небольшой территории белорусского Полесья даже не один говор, их много. И сегодня, по словам научного сотрудника Музея белорусского Полесья Анны Садовской, совершенно легко определить, перед вами человек из Иваново, Ганцевич, Столина или Дрогичина.

В 1980-1990-е годы, когда поднимался вопрос об автономии Полесья, шло создание литературного полесского языка, на нем даже издавались вкладыши для газет. Но с тех пор, как молодые полешуки стали активно перебираться в большие города, носителей диалекта остается все меньше.

Чтобы сохранить родной говор, некоторые полешуки готовы на подвиги. Так ученый Федор Климчук 15 лет потратил на то, чтобы перевести на язык родной деревни Симоновичи Библию. А Дунин-Марцинкевич еще полтора столетия назад написал «Пинскую шляхту» не только на белорусском языке, но отдельно и на полесском диалекте. Сегодня в театре Пинска ставят оба варианта.

Туристическое прошлое

Самобытность привлекает туристов. А полешуки за счет слабых связей с другим миром всегда были самобытны. Особенно много туристов оказалось в регионе, когда Западная Беларусь вошла в состав Польши. В польских магазинах появились буклеты на польском и английском языках с информацией о крае, где деревни разделяют километры воды, где люди по-другому одеваются и говорят на непонятном языке.

Туристы, которые не боялись слабой инфраструктуры, поехали в Пинск. Кто-то отважился уехать и вглубь Полесья, например, богатая американка Луиза Бойд, которая любила приключенческие экспедиции, добралась даже до Кудрич, сделала множество впечатляющих фотографий и позже написала, что в таких своеобразных краях еще не бывала.

polesie2.jpg Перевозка дров на Полесье. Фото Луизы Бойд

Не менее живо запечатлела на снимках Полесье фотограф Софья Хоментовская из Пинска. Ее кадры до сих пор выставляются и привлекают зрителей.

polesie.jpg Софья Хоментовская на Полесье

polesie1.jpg Завтрак во время рыбалки. Фото Софьи Хоментовской

Возможно, благодаря таким снимкам и историям путешественников уже тогда начал формироваться образ Полесья, уникального края. Но ностальгия по прошлому затягивает не меньше самого коварного полесского болота, поэтому лучше с уверенностью смотреть в туристическое будущее региона.

Болота

Даже сегодня самая высокая концентрация болот в Беларуси приходится на территорию Полесской низменности, а до мелиорации Полесье практически полностью состояло из лесов и болот.

2013-04-12_q7_9504.jpg

Полешуки относились к болотам с гораздо меньшим вдохновением, чем экологи сегодня. Из-за болотистой местности на Полесье регулярно случались паводки, причем не только весной, а в любое время города. И тогда многие деревни оказывались отрезанными от остального мира, а к соседнему дому приходилось добираться на лодке. Но это были мелкие неприятности по сравнению с тем, что от паводков сильно страдал урожай. К тому же заболоченный регион способствовал появлению специфических болезней.

В начале прошлого столетия на Полесье побывал Александр Блок и написал: «Полюби эту вечность болот. Никогда не иссякнет их мощь». Но отчасти это случилось. Масштабная мелиорация на Полесье проводилась в 1960-1970-х годах, тогда было осушено два миллиона гектаров заболоченных земель. Это привело как к положительным, так и негативным результатам. Однако и сегодня Полесье считается самым большим болотным комплексом в Европе. Там даже стал развиваться особый вид туризма — болотинг. Экотропы и труднопроходимые маршруты можно найти, например, на Ольманских болотах.

А еще за счет ландшафта Полесье просто уникальный регион для бердвотчинга. Чего стоит один Туровский луг.

Туровский-луг.jpg

И таких мест на Полесской низменности множество.

Промыслы

Заболоченная местность требовала от полешуков новых решений, так отдельные ремесла совершенствовались, исходя из условий жизни. Например, особо популярным на Полесье стало бортничество. Паводки не так сильно влияли на пчел, а значит, мед всегда можно было достать. Для этого в толстых и высоких деревьях делали дупла или же выбивали их в отдельных колодках. Они становились домиками для диких пчел, в которых позже  собирался мед.

Профессия и ее секреты зачастую передавались из поколения в поколение. На Полесье много пчеловодов, которые уверяют, что бортничеством в их роду занимались на протяжении нескольких веков. Сейчас найдется не так много бортников, которые расставляют борти по лесу, но пасечников с привычными домиками для ульев на Полесье огромное количество.

Постоянные паводки научили полешуков искусно ловить рыбу и с легкостью передвигаться по воде. Для этого из цельного ствола дуба рубили челны. Они были обязательными в каждом хозяйстве. На быстрых и легких челнах домой с поля привозили сено и картошку, рыбачили, плавали на базар. Для устойчивости к лодке крепили даже «крылья», и управляли такими челнами полешуки с особым мастерством. Больше о полесских промыслах и ремеслах можно узнать в Музее белорусского Полесья в Пинске.

Деревянная архитектура

Во многих полесских деревнях и городах встречаются небольшие деревянные церкви, памятники полесского зодчества. Некоторые из них старинные, построенные в XVI-XVII, некоторые удивят архитектурной формой. Несмотря на то, что на неопытный взгляд полесские храмы покажутся достаточно похожими, среди них сложно найти две совершенно одинаковые церкви.

В деревне Доброславке, например, сохранился самый узкий храм в Беларуси.

Троицкая-церковь.jpg

Также в регионе много святынь, построенных без гвоздей.

Десятки таких полесских храмов претендуют на включение в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Но даже без этого признания, церкви Полесья являются уникальной особенностью региона. Красивые храмы можно увидеть в Турове, Кожан-Городке, Давид-Городке, Здитово и других местечках.

Церковь-Туров.jpg

Церковь-Давид-городок.jpg

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 32» Городского округа «Город Якутск» Урок-презентация по повести А. И. Куприна «Олеся» Учитель русского языка и литературы Кармолина А. М., Отличник образования РС(Я), Почетный работник общего образования РФ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 32»

Городского округа «Город Якутск»

Урок-презентация по повести А. И. Куприна «Олеся»

Учитель русского языка и литературы Кармолина А. М.,

Отличник образования РС(Я),

Почетный работник общего образования РФ

История о “нежной и великодушной любви”

История

о “нежной и великодушной

любви”

 ...Может быть, твой жизненный путь пересекла настоящая, самоотверженная, истинная любовь.  А. И. Куприн

…Может быть, твой жизненный путь пересекла настоящая, самоотверженная, истинная любовь.

А. И. Куприн

Цель работы: Показать мастерство А. И. Куприна в изображении мира человеческих чувств. Как писатель изображает влияние любви на человека.

Цель работы:

  • Показать мастерство А. И. Куприна в изображении мира человеческих чувств.
  • Как писатель изображает влияние любви на человека.

Актуальность: Тема любви относится к одной из главных и вечных тем в литературе. Любовь… Что она? Где она? Есть ли она? Какой она должна быть? Ответить на эти вопросы очень трудно, может быть, даже невозможно.

Актуальность:

  • Тема любви относится к одной из главных и вечных тем в литературе. Любовь… Что она? Где она? Есть ли она? Какой она должна быть? Ответить на эти вопросы очень трудно, может быть, даже невозможно.

Актуальность: В своей работе мы попытались на примере повести А. И. Куприна «Олеся» показать чистую, непорочную, великодушную любовь, которая должна быть, на наш взгляд, в жизни каждого человека.

Актуальность:

  • В своей работе мы попытались на примере повести А. И. Куприна «Олеся» показать чистую, непорочную, великодушную любовь, которая должна быть, на наш взгляд, в жизни каждого человека.

 А. И. Куприн – певец возвышенной любви, подаривший читателям повести «Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь».  Несовершенство мира убивает любовь, а без любви невозможно совершенство мира. Так считал писатель, создавая сказку о прекрасной Олесе и её любви.

А. И. Куприн – певец возвышенной любви, подаривший читателям повести «Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь».

Несовершенство мира убивает любовь, а без любви невозможно совершенство мира. Так считал писатель, создавая сказку о прекрасной Олесе и её любви.

 Протестуя против пошлости и цинизма, против мракобесия буржуазного общества, говоря о продажности любви, писатель создаёт удивительный по силе и красоте образ идеальной, всепоглощающей любви. Л. Чурсина в роли Олеси

Протестуя против пошлости и цинизма, против мракобесия буржуазного общества, говоря о продажности любви, писатель создаёт удивительный по силе и красоте образ идеальной, всепоглощающей любви.

Л. Чурсина в роли Олеси

 История Олеси - пример самоотверженной любви.

История Олеси — пример самоотверженной любви.

 Для этого А. И. Куприн забирается в лесную глушь Волынской губернии и знакомится с историей Олеси.

Для этого А. И. Куприн забирается в лесную глушь Волынской губернии и знакомится с историей Олеси.

Основная тема повести А. И. Куприна «Олеся» – это чистая, непорочная, великодушная любовь. Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды, та, ради которой можно пойти на мучения и даже умереть.

  • Основная тема повести А. И. Куприна «Олеся» – это чистая, непорочная, великодушная любовь. Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды, та, ради которой можно пойти на мучения и даже умереть.

Так кто же она, Олеся?  Чтобы понять героиню, нужно сопоставить её с окружающими.  Какими мы увидели жителей Полесья?

Так кто же она, Олеся?

Чтобы понять героиню, нужно сопоставить её с окружающими.

Какими мы увидели жителей Полесья?

 Что–то таинственное слышится в сочетании звуков, но от самого слова веет добротой и нежностью.  Мы ещё не знаем, как будут разворачиваться события повести, но чувствуем напевность названия, имени героини. Кем считают Олесю в деревне?

Что–то таинственное слышится в сочетании звуков, но от самого слова веет добротой и нежностью.

Мы ещё не знаем, как будут разворачиваться события повести, но чувствуем напевность названия, имени героини.

Кем считают Олесю в деревне?

Если девушка и её бабушка для местных крестьян являются чужими людьми, ведьмаками, то по - иному складываются отношения Олеси с Иваном Тимофеевичем. Сцена из оперы «Алеся» Е.К. Тикоцкого

Если девушка и её бабушка для местных крестьян являются чужими людьми, ведьмаками, то по — иному складываются отношения Олеси с Иваном Тимофеевичем.

Сцена из оперы «Алеся» Е.К. Тикоцкого

Расскажите, кто такой Иван Тимофеевич и как произошло его знакомство с Олесей.  Выросший в обществе жестоких, порой подлых и циничных людей, где правит жизнью насилие, деньги, невежество, Иван Тимофеевич не смог принять образ жизни и чувства Олеси. Мягкость, искренность его характера покорили сердце девушки, но щедрость чувства её он не понял и не оценил.

Расскажите, кто такой Иван Тимофеевич и как произошло его знакомство с Олесей.

Выросший в обществе жестоких, порой подлых и циничных людей, где правит жизнью насилие, деньги, невежество, Иван Тимофеевич не смог принять образ жизни и чувства Олеси. Мягкость, искренность его характера покорили сердце девушки, но щедрость чувства её он не понял и не оценил.

Заезжий паныч, который много охотится, отдыхает здесь, в Полесье.  Мечтает стать писателем, изучает и наблюдает нравы местных жителей.

Заезжий паныч, который много охотится, отдыхает здесь, в Полесье.

Мечтает стать писателем, изучает и наблюдает нравы местных жителей.

Жизнь ваша будет невесёлая. Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем , которые вас  будут любить, вы много горя принесёте…» Согласны ли вы с этими словами? Художник Пинкисевич

Жизнь ваша будет невесёлая. Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем , которые вас будут любить, вы много горя принесёте…»

Согласны ли вы с этими словами?

Художник Пинкисевич

Л. Чурсина в роли Олеси

Л. Чурсина в роли Олеси

 «Люблю, Олеся. Давно люблю и крепко люблю...» «Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви…» -вспоминает герой. Худ. Пинкисевич

«Люблю, Олеся. Давно люблю и крепко люблю…»

«Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви…» -вспоминает герой.

Худ. Пинкисевич

Мало кто знает, что колдунья – это не только ведьма, но и кудесница, волшебница, чаровница.

Мало кто знает, что колдунья – это не только ведьма, но и кудесница, волшебница, чаровница.

 «Смутное предчувствие близкой беды вдруг внезапным холодом заползло в мою душу» - так вспоминает герой много позднее.  Откуда у героев предчувствие беды?

«Смутное предчувствие близкой беды вдруг внезапным холодом заползло в мою душу» — так вспоминает герой много позднее.

Откуда у героев предчувствие беды?

 Что пришлось пережить  Олесе ради любимого?   Счастливая любовь молодых, красивых героев не состоялась.

Что пришлось пережить Олесе ради любимого?

Счастливая любовь молодых, красивых героев не состоялась.

Кто виноват в этом? Л. Чурсина в роли Олеси

Кто виноват в этом?

Л. Чурсина в роли Олеси

 «Холодное, ленивое сердце» Ивана Тимофеевича, невежественные поселяне – вот виновники гибели красивой любви.

«Холодное, ленивое сердце» Ивана Тимофеевича, невежественные поселяне – вот виновники гибели красивой любви.

Жизнь научила Ивана Тимофеевича контролировать свои душевные порывы. Чтобы постоянно чувствовать внутреннее равновесие, он не слушается своего сердца, в решающие минуты жизни он не доводит дело до конца, недоговаривает, недодумывает.

Жизнь научила Ивана Тимофеевича контролировать свои душевные порывы. Чтобы постоянно чувствовать внутреннее равновесие, он не слушается своего сердца, в решающие минуты жизни он не доводит дело до конца, недоговаривает, недодумывает.

 Подленькое опасение, нерешительность приводят к беде. Теперь он чувствует отчаяние, но оно не способно вернуть любовь.

Подленькое опасение, нерешительность приводят к беде.

Теперь он чувствует отчаяние, но оно не способно вернуть любовь.

 Всей повестью автор предупреждает, как печальна жизнь, если пренебречь любовью…

Всей повестью автор предупреждает, как печальна жизнь, если пренебречь любовью…

Повесть заканчивается яркой деталью – Иван Тимофеевич находит нитку красных бус. Это не столько память «о нежной, великодушной любви» Олеси, сколько символ ее чистого чувства, символ ее неугаснувшей любви. Не только нитка коралловых бус останется после Олеси, но и мучительные раздумья, которым раньше не было места в жизни человека с «холодным и ленивым» сердцем.

  • Повесть заканчивается яркой деталью – Иван Тимофеевич находит нитку красных бус. Это не столько память «о нежной, великодушной любви» Олеси, сколько символ ее чистого чувства, символ ее неугаснувшей любви. Не только нитка коралловых бус останется после Олеси, но и мучительные раздумья, которым раньше не было места в жизни человека с «холодным и ленивым» сердцем.

Подлинной любви присуща бережливая нежность  (Л.Н. Толстой)

Подлинной любви присуща бережливая нежность

(Л.Н. Толстой)

Повесть «Олеся» стала апофеозом торжествующей любви и полнокровной радостной жизни. Светлая, сказочная атмосфера повести не меркнет даже после трагической развязки. Над всем ничтожным, мелким и злым одерживает победу настоящая, большая земная любовь.

  • Повесть «Олеся» стала апофеозом торжествующей любви и полнокровной радостной жизни. Светлая, сказочная атмосфера повести не меркнет даже после трагической развязки. Над всем ничтожным, мелким и злым одерживает победу настоящая, большая земная любовь.

«Олеся» – удивительный рассказ о Полесье, это «лесная симфония», это элегия по утраченному счастью, гимн красоте, молодости, щедрости душевных сил человека. Именно природа, любовно описанная в повести, придает светлый тон рассказу о судьбе Олеси и Ивана Тимофеевича.

  • «Олеся» – удивительный рассказ о Полесье, это «лесная симфония», это элегия по утраченному счастью, гимн красоте, молодости, щедрости душевных сил человека. Именно природа, любовно описанная в повести, придает светлый тон рассказу о судьбе Олеси и Ивана Тимофеевича.

Описание работы: Учебная презентация для урока литературы в 11 классе по повести А. И. Куприна «Олеся». В работе использованы: иллюстрации П. Пинкисевича, кадры экранизаций повести «Олеся», фрагменты из фильма «Олеся» режиссера Б. Ивченко, фонограмма песни «Олеся» в исполнении ансамбля «Сябры». Предложены вопросы и задания для обсуждения.

Описание работы:

  • Учебная презентация для урока литературы в 11 классе по повести А. И. Куприна «Олеся». В работе использованы:
  • иллюстрации П. Пинкисевича,
  • кадры экранизаций повести «Олеся»,
  • фрагменты из фильма «Олеся» режиссера Б. Ивченко,
  • фонограмма песни «Олеся» в исполнении ансамбля «Сябры».

Предложены вопросы и задания для обсуждения.

В годы нарастания революционных настроений, когда общество находилось в постоянном поиске прозрения и правды жизни, формировалось творчество А.И.Куприна. В основе его многочисленных произведений как раз и лежала сложная психологическая тематика познания. Читателей он притягивал емким, доступным и динамичным содержанием своих произведений. Самое известное из них — повесть «Олеся». Разбор этой книги и предлагает Вам Многомудрый Литрекон.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр, направление
  • 3 Композиция и конфликт
  • 4 Суть: о чем повесть?
  • 5 Главные герои и их характеристика
  • 6 Темы
  • 7 Проблемы
  • 8 Детали
  • 9 Смысл
  • 10 Критика

История создания

Интересно то, что в само творчество А.И. Куприна можно разделить на два периода, черта между которыми ярко прослеживается по тематике и стилистике написания произведений. 

  1. В начале своего творческого пути писатель уделял много внимания чисто бытовой тематике. Скорее всего, это было связано с богатым жизненным опытом А.И. Куприна, который опробовал себя во многих сферах деятельности. Ощутив все тяготы жизни и познав особенности жизни бедняков, писатель создавал жизненные тексты, основанные на увиденном, услышанном и прочувствованном.
  2. Второй период его творчества берет начало с февральской революции. Именно тогда его произведения были пронизаны желанием демократических перемен. Кроме того сменилась и тематика текстов: в основном А.И.Куприн описывал нищенствующую и опустошенную жизнь русского эмигранта. 

К раннему периоду творчества писателя относится знаменитая повесть «Олеся», которая впервые была опубликована в 1898 году в газете «Киевлянин» с подзаголовком «Из воспоминаний о Волыни». Позже, в 1905 году, Куприн дописал вступление к повести, в котором описал историю создания самого произведения. Вот интересные факты о написании «Олеси»:

  1. В основу повести «Олеся» легла реальная история из жизни помещика Ивана Тимофеевича Порошина, у которого в своё время гостил писатель. Он поведал свою собственную историю любви с полесской колдуньей. 
  2. Произведение содержит и автобиографические детали: главный герой — литератор, как и сам писатель, он провел в Полесье 6 месяцев, что тоже совпадает с реальными фактами.
  3. Изначально А.И. Куприн хотел опубликовать повесть в журнале «Русское богатство» как продолжение ‘полесского цикла’. Но редакторы журнала отказали писателю, поэтому судьба произведения слегка изменилась. Их смутила антирелигиозная подоплека произведения: верующие были отрицательными героями, в отличие от «слуг дьявола».

Жанр, направление

На рубеже 19-20 веков в литературной среде разгорались споры между представителями двух ведущих направлений литературной мысли: реализм и модернизм. Реалистической традиции придерживался Александр Иванович, поэтому и его повесть «Олеся» собрала в себе черты этого направления. Так, например, любовь главных героев Олеси и Ивана Тимофеевича была обречена на гибель в реальности, поэтому автор не смог променять правду жизни на красивые и несбыточные мечты. И все же есть в творчестве Куприна место романтизму: цивилизация  представлена в мрачных красках, природа играет самостоятельную роль в произведении, а главная героиня имеет все черты, характерные для романтизма.

По жанру произведение представляет собой повесть. Основные черты: хроникальный сюжет, небольшое количество персонажей и оценка автором событий, пережитых в реальной жизни. Кроме того, мы видим и другие черты, характерные для повести: весь сюжет закручен вокруг одного героя — Ивана Тимофеевича, характер которого проявляется на фоне происходящего.

Композиция и конфликт

Композиция произведения представляет собой ретроспективу, так как автор углубляется в воспоминания из прошлого, когда судьба занесла его в Полесье. Там он и познакомился с удивительной историей интеллигента Ивана Тимофеевича.

Кроме ретроспективы, основу композиции составляют и многочисленные противопоставления. Можно сказать, что вся повесть — это совокупность разнообразных конфликтов. Даже в самом начале мы видим борьбу между техническим прогрессом и тихой, мирной жизнью в языческом Полессье. Читатель видит яркое противостояние цивилизации и дикой природы, которые живут по разным законам. Природа и цивилизация — основной конфликт в повести «Олеся». Автор видит в городе и людях порочность, пошлость и глупость, а вот в природе — благородство, красоту и подлинное великодушие.

Помимо этого, в основе сюжета лежит один из главных конфликтов: Олеся и люди (деревенские жители). Становится ясно, что это противостояние настолько сильно, что устранить его невозможно. Старания Олеси (поход в церковь) привели лишь к трагическим последствиям как для нее самой, так и для деревни, пострадавшей от ведьминых чар.

Суть: о чем повесть?

Суть произведения «Олеся» очень проста. В небольшой деревне Переброд на окраине Полесья молодой писатель Иван Тимофеевич по воле судьбы забредает во время очередного лесного похода к дому местной ведьмы Мануйлихи. На тот момент герой даже не мог себе представить, к чему приведет эта случайная встреча.

Там он знакомится с красавицей Олесей, которая очаровывает его. С этого момента и начинается их фантастическая история любви. Молодая колдунья пытается всячески избегать встреч с Иваном, ведь карты пророчили ей погибель от нежданного гостя. Судьба Олеси была предрешена.

Однако Олесе не удалось обмануть судьбу, любовь оказалась сильнее. Ради возлюбленного она была готова на самые отважные поступки, за один из которых она и поплатилась. Пойдя в церковь, героиня столкнулась с жестокостью и агрессией местных жителей, которые закидали ее камнями и прогнали из деревни. Иван Тимофеевич не смог спасти свою любимую от разъяренной толпы. Она вместе с Мануйлихой бежала из деревни, наслав на жителей проклятье. От короткой, но такой настоящей любви у главного героя остались лишь красные бусы, оставшиеся после бегства девушки. Подробнее в кратком содержании по главам.

Главные герои и их характеристика

Главные герои повести — это молодая колдунья Олеся и писатель-дворянин Иван Тимофеевич. Главная героиня — молодая деревенская девушка 25 лет, которая живет в лесу со своей бабушкой Мануйлихой. Олеся безграмотна, но при этом очень умна. Она любит природу и тихую жизнь вдали от людей. Иван Тимофеевич, центральный персонаж повести, напротив очень грамотный и начитанный человек по роду своих занятий. Он приехал в Полесье по служебным делам, но по воле судьбы влюбился в юную колдунью.

герои характеристика
олеся 25-летняя девушка, живущая вдали от людей. она обладает магическими талантами и редкой усидчивостью. все свои знания о жизни она получила от бабушки, которая была родом не из этих мест, поэтому олесе чужды нравы полесья: местные обычаи кажутся ей жестокими, а люди — грубыми. девушка умна и горда, сильна и благородна. ее отличает любовь ко всему живому, даже лесные птицы стали у нее ручными. олеся не боится спорить и доказывать свою правоту: не раз она защищала свою веру в магию перед иваном. несмотря на необразованность, она побеждала его доводы своими талантами. ей удавалось лечить раны и даже управлять человеком на расстоянии. сообразительность сочеталась в ней с предрассудками: она верила, что дьявол дает ей дар волшебства. олеся верит в судьбу и считает, что с ней невозможно спорить. ее знания, полученные опытным путем, надолго опередили науку в то время, поэтому иван не мог их объяснить. также девушка гуманна и великодушна: она не хочет неволить ивана, зная, что он не сможет быть всегда ей верен.
иван иван тимофеевич — небогатый интеллигент и начинающий писатель. олеся увидела в нем слабость духа и непостоянство, но полюбила в нем доброту и образованность. иван действительно был начитан, но лесная дикарка своей убежденностью превосходила его умения трактовать увиденное и услышанное. иван не смог переубедить ее, хоть и не верил в волшебство и даже стремился доказать это. он рассудителен и разумен, умеет наблюдать и анализировать. в глубине души иван справедлив и добр, поэтому даже жалеет своего прислужника, не увольняя его из-за бедности его семьи. но любовь не возвысила его, а унизила. он не смог сделать решительный шаг и увезти олесю с собой. его нерешительность лишь подтвердила предсказания олеси: ивану суждено любить много девушек, но сердце у него ленивое, и никакая страсть не будет настоящей.
мануйлиха бабушка олеси. старая знахарка с внешностью колдуньи много повидала на своем веку: и гонения в деревне, и коррупцию среди местных властей, и уединенную лесную жизнь без помощи и надежды на нее. она с трудом подняла и воспитала внучку, нередко жертвуя своими интересами ради нее. она насквозь видит людей, поэтому с самого начала не любила ивана. она сделала все, чтобы спасти внучку. она — ее единственный любимый человек. другие люди внушали ей вполне обоснованное презрение.
урядник урядник евпсихий африканович — комический персонаж. его имя экзотическое и нереальное, но образ вполне жизнеспособный. это отражение всей местной власти полесья — безнравственных казнокрадов и взяточников, которые всячески скрывали от народа свое воровство.
ярмола это отражение всех жителей полесья: немногословный и грубый пьяница, который держит семью впроголодь и все равно пьет дальше. он удивительно глуп и неразвит, ведет жизнь хищника, рыская по лесу браконьером. он с самого начала не одобряет связи барина, а потом и вовсе отдаляется от него, мотивируя это «грешностью» общения с ведьмами.

Читатель видит, что для крестьян ведьмино логово — это запретное место, куда не должна вступать нога человека, однако отношение Куприна к Олесе и ее бабушке совсем иное. Мы не видим негативных оценок в описании. Он, напротив, выставляет главную героиню в более выгодном свете, ведь даже ее безграмотность не выглядит плохо на фоне доброты и скромности.

Темы

Тематика книги «Олеся» романтична и реалистична одновременно:

  1. Основная тема повести «Олеся» — любовная линия Олеси и Ивана Тимофеевича. В центре — чистое и настоящее чувство, ради которого главная героиня готова на любые жертвы. Ради избранника она идет на позор, заранее зная о боли, которую придется пережить.
  2. Несмотря на то, что тема любви занимает центральное место, в произведении ярко видна и тема взаимоотношений природы и человека, которая начинает раскрываться с самого начала произведения. Автор показывает нам противостояние цивилизации и дикой природы. 
  3. На фоне природы раскрывается и тема естественного человека, воспитанного колыбелью природы. Такими были Олеся и Мануйлиха — открытые и свободные от предрассудков и клише. Можно сказать, что главная героиня воплощает в себе тот самый нравственный идеал, ведь ее отличает доброта, отзывчивость и сила духа. Она не стремится овладеть избранником, а дарит ему свободу.
  4. Тема мечты также прослеживается в тексте. В отличие от деревенских жителей, мышление которых погрязло в предрассудках, Олеся живет мечтой, а не стандартами.

Проблемы

Проблематика повести «Олеся» разнообразна и интересна даже сегодня:

  • На первом месте, конечно же, трагическая любовь главных героев. История их любви была изначально обречена на трагический финал, ведь жестокость этого мира не позволяет нарушать стандарты и правила. Общество не готово принимать тех, кто не хочет жить по шаблонам, именно поэтому Олеся вынуждена покинуть родные леса.
  • Проблема жестокости пронизывает весь текст: жители деревни ходят в церковь, но не учатся прощать и любить. Они пытают и убивают себе подобных (например, конокрада, которому забили гвозди в пятки), но при этом сохраняют видимость пристойности и благочестия.
  • Автор ярко раскрывает мир человеческих чувств на фоне любовной линии. В его повести не все так однозначно, как хотелось бы. Любовь Ивана искренняя, но в то же время он не способен за нее постоять. Куприн описывает его колебания, смешные для настоящего чувства: как будет Олеся смотреться в платье среди его знакомых? Должна ли она ходить в церковь? А вот героиня открыто признается, что не будет ревновать и неволить избранника: он свободен, и пусть не берет ее в свой мир, достаточно просто подарить ей любовь здесь и сейчас.
  • Проблема судьбы тоже занимает важное место в повести. Писатель показывает, как жестоко судьба может играть жизнями людей. Это не столько предопределение гадания, сколько логическая расстановка сил и обстоятельств: Олеся — не пара барину. Ведь даже большое и чистое чувство не может преодолеть то, что было ранее предрешено судьбой.

Детали

Детали в повести «Олеся» играют особенную роль. Так, например, даже воплощение любви имеет свои новаторские грани: в начале зарождения чистых и искренних чувств мы видим, как природа радуется и изливается солнечным светом, но в конце произведения с гибелью любви погибает и природа: ледяной град поражает всходы поселян.

Язык повести достаточно простой. А.И. Куприн старался сделать произведение максимально доступным для простого обывателя, который стремится постичь правду жизни. Автор старался не перегружать текст сообразительно-выразительными средствами, чтобы донести до читателей свои основные размышления.

Смысл

Основная идея повести «Олеся» заключается в том, что за «цивилизованным» обществом по сути ничего не стоит, ведь люди, которые выросли вдали от цивилизации, могут оказаться гораздо умнее и благоразумнее. Естественный человек вне толпы не теряет свою индивидуальность и не подчиняется стереотипному мышлению. Толпа покорна и неразборчива, и зачастую верх над ней берут худшие ее представители, а не лучшие. 

В связи с этим можно выделить главную мысль — необходимость обращения людей к природе для восстановления гармонии. Олеся стала тем самым образцом чистого и открытого человека, живущего во взаимосвязи с окружающей средой.

Критика

Повесть «Олеся» – знаменитое произведений А.И. Куприна, которое по достоинству было оценено еще современниками писателя. К. Бархин называл произведение «лесной симфонией», отмечая литературную прелесть языка произведения. 

«Эта вещь нравится мне тем, что она вся проникнута настроением молодости. Ведь если бы вы писали ее теперь, то написали бы даже лучше, но той непосредственности в ней бы уже не было…» (M. Горький – А. Куприну по воспоминаниям Куприной-Иорданской, «Годы молодости», 1960 г.) 

Повесть была оценена очень высоко советскими критиками, которые видели в ней протест против буржуазного общества:

С протестом против внутреннего порабощения человека связаны у Куприна мотивы известной неуспокоенности, непристроенности на лоне капиталистического общества, бродяжничества в духе Гамсуна… интерес к люмпенпролетариям, стоящим «вне общества», любование цельными, нетронутыми «детьми природы» («Листригоны», «Олеся», «Лесная глушь» и др.).» (статья «Русская литература» в «Литературной энциклопедии в 11 томах», Москва, 1929 —1939, том 10 (1937 г.))

Таким образом, повесть «Олеся» занимает важное место, как в творчестве самого А.И. Куприна, так и в истории русской классической литературы.

Автор: Алёна Бурдина

  • Оставшиеся часть как пишется
  • Особенности языка сказок о животных
  • Оставшиеся сумму как пишется
  • Особенности языка сказки о золотом петушке
  • Оставшиеся деньги как пишется