Особенности юмора в сказке умная эльза

Сказки — это особенный продукт народного творчества. В них тонко подмечаются особенности природы человека, описываются проблемы, с которыми люди сталкиваются. О проблеме обсессий тоже наверняка написали не одну сказку. И одна из них здесь. Умная Эльза. Братья Гримм.

, Сказки об ОКР. Умная ЭльзаЖил-был человек, и была у него дочь, звали ее Умной Эльзой. Вот выросла она, а отец и говорит:

— Пора бы отдать ее замуж.

— Да, — сказала мать, — если только найдется такой человек, что захочет ее взять.

И вот пришел, наконец, из дальних мест человек, звали его Ганс; стал он к ней свататься, но поставил условие, чтобы Умная Эльза была к тому же и весьма рассудительной.

— О, — сказал отец, — смекалка у нее в голове имеется.

А мать добавила:

— Ах, да уж что и говорить-то: она все понимает, видит даже, как ветер по улице гуляет, и слышит, как мухи кашляют.

— Ну, — сказал Ганс, — а если она окажется не очень смышленой, то я на ней не женюсь.

Вот сидят они за столом, обедают, а мать и говорит:

— Эльза, сходи-ка в погреб да принеси нам пива.

Взяла Умная Эльза с полки кувшин и спустилась в погреб, весело постукивая крышкой, чтобы время шло побыстрей. Пришла она в погреб, поставила перед пивной бочкой скамейку, чтобы не надо было нагибаться, и спина чтоб не заболела, и чтоб не слишком устать. Поставила она перед собой кувшин, отвернула кран и, чтобы глаза не оставались без дела, пока пиво нальется, стала она стену разглядывать; вот смотрит она да разглядывает и заметила вдруг над собой кирку на стене, что забыли там по ошибке каменщики.

И вот начала Умная Эльза плакать и причитать: «Коли выйду я замуж за Ганса, и родится у нас ребенок, и вырастет он, и пошлем мы его в погреб пива нацедить, вдруг упадет ему на голову кирка и убьет его насмерть». Вот сидит она и плачет, изо всех сил причитает по поводу предстоящего несчастья. А в доме наверху ждут в это время пива, а Умная Эльза все не возвращается. Хозяйка и говорит работнице:

— Сходи-ка ты в погреб да погляди, что там с Эльзой случилось.

Пошла работница, видит — сидит Эльза перед бочкой и плачет-заливается.

— Эльза, чего ты плачешь? — спрашивает работница.

— Ох, — отвечает она, — да как же мне не плакать? Коли выйду я замуж за Ганса, и родится у нас ребенок, вырастет он большой, и придется ему пойти в погреб пива нацедить, то вдруг невзначай может упасть ему на голову кирка и убить его насмерть…

И сказала работница:

— Вот какая у нас Эльза умная!

Подсела она к ней и начала тоже горе оплакивать. А в доме все пива ждут не дождутся, а работница не возвращается. Тогда отец и говорит работнику:

— Сходи-ка ты в погреб да погляди, что там Эльза с работницей делают.

Спустился работник в погреб, видит — сидит Умная Эльза с работницей, и обе плачут. Спрашивает он у них:

— Чего вы плачете?

— Ох, — отвечает Эльза, — да как же мне не плакать? Коли выйду я замуж за Ганса, и родится у нас ребенок, вырастет он большой, и придется ему пойти в погреб пива нацедить, то вдруг упадет ему на голову кирка и убьет его насмерть…

Работник и говорит:

— Вон какая у нас Эльза умная! — подсел к ней и тоже заплакал. А в доме ждут работника, а он все не возвращается. Тогда отец говорит матери:

— Сходи-ка ты сама в погреб да погляди, что там с Эльзой случилось.

Спустилась мать в погреб, видит — все трое плачут. Спрашивает она у них, чего это они плачут; и рассказала ей Эльза, что ее будущего ребенка, когда он подрастет, может убить кирка, — будет он наливать пиво, а кирка вдруг и упадет ему на голову. И сказала мать:

— Ох, какая же у нас умная Эльза! — и подсела к ним и тоже заплакала.

Подождал отец немного, видит — мать тоже не возвращается, а выпить пиво все больше, и больше хочется. Вот и говорит он:

— Надо будет мне самому в погреб сходить да посмотреть, что это там с Эльзой случилось.

Спустился он в погреб, видит — сидят все рядышком и горько плачут; узнал он, что причиной тому Эльзин ребенок, которого она, пожалуй, когда-нибудь родит, и что может его убить кирка, если, нацеживая пиво, он будет сидеть как раз под киркой, а в это время она может упасть, и он воскликнул:

— Какая же у нас, однако, умная Эльза! — сел и тоже вместе с ними заплакал.

, Сказки об ОКР. Умная Эльза

Долго дожидался жених в доме один, но никто не возвращался, и подумал он: «Пожалуй, они меня внизу дожидаются, надо будет и мне тоже туда сходить да поглядеть, что они там делают». Спустился он вниз, видит — сидят они все впятером и плачут-рыдают, да так жалобно — один пуще другого.

— Что у вас за беда случилась? — спрашивает он.

— Ах, милый Ганс, — ответила Эльза, — когда мы с тобой поженимся и будет у нас ребенок, вырастет он большой, то может случиться, что пошлем мы его в погреб пива нацедить, а кирка, что торчит на стене, может, чего доброго, упасть и разбить его голову и убить его насмерть. Ну, как же нам не плакать об этом.

— Ну, — сказал Ганс, — большего ума для моего хозяйства и не надо.

Эльза, ты такая умная, что я на тебе женюсь, — и взял ее за руку, повел наверх и отпраздновал с ней свадьбу.

Пожила она с Гансом немного, а он и говорит:

— Жена, я пойду на заработки. Надо нам деньгами разжиться, а ты ступай на поле жать пшеницу, чтоб был у нас в доме хлеб.

— Хорошо, милый Ганс, я так и сделаю.

, Сказки об ОКР. Умная Эльза

Ушел Ганс, наварила она себе вкусной каши и взяла с собой на поле. Пришла туда и сама себя спрашивает:

— Что мне делать? Жать ли сначала, или сперва поесть? Э, пожалуй, поем я сначала.

Съела она целый горшок каши, наелась до отвала и опять спрашивает:

— Что мне делать? Жать ли, или, может, сперва поспать? Пожалуй, посплю я сперва. — Легла она в пшеницу и уснула.

А Ганс в это время давно уже домой воротился, а Эльзы все нету и нету. Вот он и говорит:

— Какая у меня умная Эльза, она такая прилежная — и домой не возвращается, и ничего не ест.

, Сказки об ОКР. Умная Эльза

А ее все нету и нету. Вот уже и вечер наступил, вышел Ганс в поле поглядеть, сколько она пшеницы нажала; видит, что ничего не сжато и лежит Эльза в пшенице и спит. Побежал Ганс поскорей домой, принес с собой птицеловную сеть с бубенцами и накинул ее на Эльзу; а она все продолжает спать. Побежал он домой, запер двери, уселся на лавку и принялся за работу.

Наконец совсем уж смерклось, проснулась Умная Эльза, и только она поднялась, а бубенцы на ней и зазвенели, и что ни сделает она шаг, а бубенцы всё звенят и звенят. Испугалась она и призадумалась: а вправду ли она Умная Эльза? И стала сама себя спрашивать: «Я ли это, или не я?» И сама не знала, как ей на это ответить, и стояла она некоторое время в сомнении; наконец она подумала: «Пойду-ка я домой да спрошу, я ли это, или не я, — они уж наверное знают».

Прибежала она домой, а двери заперты. Постучала она в окошко и спрашивает:

— Ганс, дома ли Эльза?

— Да, — ответил Ганс, — она дома.

Испугалась она и говорит:

— Ах, боже мой, значит это не я! — и кинулась к другим дверям. А люди услыхали звон бубенцов и не захотели ей отпирать, и нигде не нашлось ей приюта. И убежала она тогда из деревни; и никто ее с той поры больше не видел.

, Сказки об ОКР. Умная Эльза

Хорошо, что сейчас можно не убегать из деревни, Москвы или другого города. Проблемы подобного характера успешно решаются :) Во времена Братьев Гримм это было сложно. А сейчас — гораздо оптимистичнее.

«Умная Эльза» (нем. Die kluge Else) — сказка братьев Гримм, представляющая собой фарс о молодой девушке, которая, прослыв «умной», делала массу глупостей, видела будущее в мрачном свете и заражала своими необоснованными страхами остальных. По системе классификации сказочных сюжетов Aарне-Томпсона, имеет номера 1450 и 1383.

Сюжет

В родительском доме живёт умная Эльза, которую мать считает весьма рассудительной, поскольку та слышит, как «ветер по улице гуляет», и «мухи кашляют».

За Эльзу приходит свататься Ганс. Чтобы отметить сватовство, её посылают в погреб за пивом. Девушка видит на стене кирку, случайно забытую каменщиками. Она предполагает, что кирка в будущем может убить её ребёнка, если вдруг упадёт со стены.

Эльза забывает про пиво, и начинает плакать. В поисках пропавшей Эльзы в погреб последовательно спускаются служанка, слуга, мать, отец. Все они, узнав причину горя, тоже заливаются слезами. Наконец, устав от ожидания, в погреб спускается и будущий жених. Ганс решает проблему весьма просто: он снимает кирку со стены. Все поднимаются наверх и тут же справляют свадьбу.

Пожив немного с молодой женой, Ганс отправляется на заработки. Эльза идет в поле жать пшеницу. Но она сначала решила поесть, а затем поспать. Поздно вечером Ганс вернулся домой и не застал жену. Он подумал, что та ещё работает в поле. Отправившись за ней, он увидел несжатое поле. Тогда он набросил на спящую Эльзу рыболовную сеть с бубенчиками.

Когда Эльза проснулась, то впала в замешательство от звона бубенчиков. Она задаётся вопросом: «Я ли это, или не я?» Решив выяснить этот вопрос у мужа, она стучит в дверь и спрашивает: «Дома ли Эльза»? Ганс отвечает, что дома. «Ах, боже мой, значит это не я!» — пугается Эльза. Она стучится в другие двери, но ей никто не отпирает. Тогда она насовсем убегает из деревни.

Интерпретации

Литературовед Эрика Альма Мецгер рассматривает родство имени «Эльза» с ундиной Ильзе, владеющей бездной, видя в её образе процесс развития параноидной шизофрении. Теолог, автор работ по психоанализу Ойген Древерманн считает, что в Эльзе явлен пример разрушения личности через неправильное воспитание. Писатель Хайнц-Петер Рёр диагностирует у Эльзы истерическое расстройство личности.

«Синдром Умной Эльзы»

«Синдромом Умной Эльзы» или «синдромом бедной Эльзы» в психиатрии называется состояние навязчивой тревоги человека касательно своего будущего, которое видится в мрачных тонах. Описан Джоном Флюгелем в 1945 году. Этот синдром нередко проявляется среди молодых матерей, которым постоянно кажется, что их детям со всех сторон угрожает опасность. В крайних проявлениях синдром может вылиться в навязчивый невроз полностью контролировать жизнь подросшего ребёнка и любой ценой удерживать его рядом с собой.

Синдром также усугубляет состояние детей, предрасположенных к обсессивно-компульсивным расстройствам. Чрезмерное потакание страхам и желаниям ребёнка близких ему людей отрицательно влияет на его психику.

Смотрю на Евроньюс новости. Ученые доказали что среди собак есть гении — некоторые, очень немногие собаки могут понимать человеческую речь значительно лучше, чем другие. То есть уже не на уровне команд — «Сядь», «Встань», «Голос», а на уровне сопоставления предметов и понятий. Такую собаку можно попросить принести тапок — и она принесет именно тапок. Или отправить за миской — и она принесет миску. 

«Ничего нового! — скажете вы, —   мы знали о существовании таких собак». Но суть открытия ученых не в этом. А в том, что они доказали, что остальных собак этому трюку не выучить. Понимаете? Их бесполезно учить. При этом в обычных бытовых условиях эти собаки ничем практически не отличаются от других собак.

Ученые могли бы пойти дальше и поставить подобный эксперимент на людях. Подтвердить то, что мы и так все прекрасно знаем — у людей равные права, но не равные возможности. Люди не равны не только в физическом, но и интеллектуальном плане. И это неравенство не выправить никакими тренировками. Невысокий человек никогда не будет играть в баскетбол на равных с дылдами. Ровно как и дылда не сможет победить невысокого гимнаста в упражнениях на турнике. 

На практике этот набор различий постоянно приводит к непониманию. Ты вроде бы нормально, хорошо, правильно объяснил. Но тебя не понимают. Не потому что не хотят, а потому что не могут. Тебя не понимают потому что у них просто нет механизмов в мозгу, необходимых, для того, чтоб понять. 

Особенно часто я замечаю подобное при манипуляциях с дробями. Казалось бы, что может быть проще перемножения в уме двух дробных величин? Интуитивно понятно, что если одну крохотную долю умножить на другую крохотную долю — то получится вообще что-то околонулевое, верно? 

Но это очевидно не всем. Множество людей физически не способны представить дроби в уме. Отсюда и растут затупы вроде классического «Или встречу или не встречу». 

Какова вероятность того что вы выйдете на Невский проспект и встретите динозавра?

Правильный ответ: Один к миллиарду. 

Традиционный ответ: Пятьдесят на пятьдесят. Или встречу, или не встречу…

Думаете это безобидно? Но давайте рассмотрим, как это работает на практике. Помните сказку «Умная Эльза»? 

Жила была девушка и звали её Эльза. Как то раз послали Эльзу за пивом, а она взяла и пропала… Пошла работница её искать, видит — сидит Эльза перед бочкой и плачет-заливается.
— Эльза, чего ты плачешь? — спрашивает работница.
— Ох, — отвечает она, — да как же мне не плакать? Коли выйду я замуж за Ганса, и родится у нас ребенок, вырастет он большой, и придется ему пойти в погреб пива нацедить, то вдруг невзначай может упасть ему на голову кирка и убить его насмерть…

И сказала работница: Вот какая у нас Эльза умная!
Подсела она к ней и начала тоже горе оплакивать. А в доме все пива ждут не дождутся, а работница не возвращается. Тогда отец и говорит работнику:
— Сходи-ка ты в погреб да погляди, что там Эльза с работницей делают.

Спустился работник в погреб, видит — сидит Умная Эльза с работницей, и обе плачут. Спрашивает он у них

— Чего вы плачете?

— Ох, — отвечает Эльза, — да как же мне не плакать? Коли выйду я замуж за Ганса, и родится у нас ребенок, вырастет он большой, и придется ему пойти в погреб пива нацедить, то вдруг упадет ему на голову кирка и убьет его насмерть…

Понимаете что произошло? Умная Эльза не справилась с перемножением крохотных вероятностей. Она их округлила до «Встречу или не встречу» и испугалася. Вероятность того, что её ребенок родится и убьется сразу стала пугающе высокой. Как тут не зарыдать? 

И это не какой-то вымышленный или взятый с потолка тренд. Я постоянно слышу отголоски подобных рассуждений в спорах о эффективности вакцины. Люди пытаются сравнить процентные величины отличающиеся на пару порядков, не справляются, округляют и вуаля — убеждают себя, что вакцина не работает, потому что вероятность заболеть после вакцинации точно такая же как и без неё. После округления они обе — пятьдесят на пятьдесят. 

Вот поэтому мы и живем как живем. 


0

Чему учит сказка «Умная Эльза»?

2 ответа:



1



0

Я бы сказал так, что здесь на лицо психическое заболевание. И эта сказка показывает, когда человек думает о плохом, то его мысли как бы материализуются и в конце концов такие люди плохо кончают. Так что надо думать не о плохом, а о хорошем. А то как Эльза можно и за придурка сойти.



0



0

Сказка повествует о том, что нельзя зацикливаться на плохих мыслях и нужно стараться думать о хорошем. В сказке показано, что все мысли материальны, поэтому человек сам определяет свою дальнейшую судьбу. Проще говоря, сказка учит оптимизму.

Читайте также

Что происходило в сказке «Сивка-бурка»?

Иванушка-дурачок поймал на поле замечательного коня, который пообещал во всем помогать ему. И потом на этом коне допрыгнул до окна царевны, поцеловал красавицу и снял у нее перстень с пальца. Ну и конечно царевна потом находит Иванушку и играется веселая свадьба.

Какая в этой сказке может быть мораль?

Прежде всего отметим, что хотя Иванушка и слыл дураком, дураком он никак не был. Свою выгоду он понимал, умел схитрить, умел посмеяться — история с плеточкой и братьями в городе. Поэтому одна мораль этой сказки в том, что не следует вещать на людей ярлыки, иначе они могут в один момент неприятно вас удивить.

Вторая мораль — лентяю в этой жизни ничего не светит. Проспали старшие братья свое счастье.

Ну а третья мораль — молодцу любое дело по плечу, лишь бы конь был рядом.

Эта сказка учит радоваться жизни, что например светит солнышко , что ты еужен кому-то и тебя окружают друзья и родственники. Но мне кажется что самое главное, чему учит эта сказка, что жизнь коротка и надо жить здесь и сегодня. И вот именно это надо взять на вооружения всем славянским народам и не растрачивать время на выяснение отношений, а просто жить и добра наживать.

Сказка «Ночь перед рождеством» — это прежде всего развлекательное чтиво, сказка для взрослых, которую приятно читать, она также много чего рассказывает о жизни людей и о нравах людей собственно малороссии. Это произведение гениального писателя Н.В.Гоголя, ставшее классикой, которое изучают в школах, и уже этим оно для нас ценно. А еще там есть особая мораль. Эта мораль заключается в том, что если сильно кого-то любишь, то для такого человека можно совершить невероятные подвиги, и черта оседлать, и к самой царице на прием напроситься. И все это под силу простому человеку, было бы желание и немного везения.

В первую очередь эта сказка учит тому, что надо быть по жизни добрым человеком.

Семен пошел в город за отца пенсию получать, ему дали всего лишь 1 копейку, а он ее отдал за собаку, которую хозяин удавить хотел, на следующий месяц дал 2 копейки за кошку, а потом 3 копейки за змею.

Он отдал все деньги и привел животных домой несмотря на то, что им и самим с матерью порой есть нечего было.

Доброта юноше сторицей вернулась в виде подарка змеиного короля.

Еще в этом произведении Платонова есть мысль, что невест надо выбирать себе равных, а не царевен всяких, которые и предать могут.

Верными тут оказались и кошка с собакой которых Семен от гибели спас, они его вытащили с тюрьмы и добыли ему кольцо волшебное.

Учит сказка верности, доброте, трудолюбию, усердию, благодарности.

Сказка Аркадия Гайдара «Горячий камень» учит людей быть менее прижимистым, воспринимающими и ставящими на первое место не силу и власть денег, а простые человеческие ужценности, которые человек может сохранить в своей памяти, в своём сердце до тех пор, пока у него есть такая возможность. Произведение учит быть великодушным к человеческим слабостям, а стремлении человека научить других людей ценить истинные ценности достойно уважения. Мудрый старик не пытается ругать мальчика Ивашку за то, что он забрался в сад,а действует иначе. Мальчик Ивашка осознает свою вину, и найдя камень с надписью, он предлагает вернуть молодость доброму старику, но старику этого не надо, он живёт своими воспоминаниями, которые ему дороги, ценны для него.

  • Особенности чтения сказок о животных консультация для родителей
  • Оставшаяся сумма как пишется
  • Особенности чтения волшебных сказок бытовых сказок о животных
  • Оставшаяся как пишется правильно
  • Особенности художественного чтения народных сказок