Островский бесприданница аргументы к итоговому сочинению

Анализ пьесы «Бесприданница» (А.Н. Островский)

Литература — это наглядный пример развития природы человеческих отношений, предоставленная возможность осмысления жизненных ситуаций со стороны. «Бесприданница» — это то, что происходит в обществе каждый день. Александр Николаевич Островский, безусловно, является одним из самых значимых русских драматургов XIX века, ведь в его пьесах отражаются социальные проблемы современной реальности.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр, направление, конфликт
  • 3 Суть
  • 4 Главные герои и их характеристика
  • 5 Темы и проблемы
  • 6 Основная идея
  • 7 Критика

История создания

Идеи своих произведений Александр Николаевич Островский черпал из судебных дел — в 1843 году по желанию отца он устроился писцом в Московский совестный суд. Затем ему на некоторое время пришлось быть в роли мирового судьи Кинешемского уезда. Наблюдая за различными судебными разбирательствами, Александр Николаевич вдохновлялся самыми острыми бытовыми и социальными конфликтами.

Александр Островский был театральным драматургом, поэтому все пьесы писал в относительно короткие сроки. Однако пьеса «Бесприданница», идею которой автор задумал 4 ноября в 1874 году, была полностью готова только к 17 октября 1878 года. Параллельно с «Бесприданницей» А.Н. Островский написал еще несколько пьес: «Волки и овцы», «Богатые невесты», «Правда хорошо, а счастье лучше», «Последняя жертва».

Смысл названия пьесы очевиден. Лариса Огудалова — девушка, произошедшая из дворянской, но небогатой семьи. Лариса совсем не имеет приданого, чтобы найти себе «достойного» и богатого жениха. Однако таланты Ларисы выделяют ее среди остальных, поэтому представители «высшего общества» не против познакомиться с главной героиней.

Автор считал свою сороковую, юбилейную, пьесу лучшим произведением, которое он когда-либо написал. Но «Бесприданницу» встретили весьма холодно. Критики и давние поклонники Александра Островского были довольно разочарованы пьесой — её сочли заурядной и скучноватой, к тому же с банальным сюжетом. На многие годы о «Бесприданнице» забыли.

Жанр, направление, конфликт

Пьеса «Бесприданница» написана в жанре психологической драмы. Главные герои произведения изображены в действиях, столкновениях. В пьесе присутствует острый конфликт, изображенный на фоне общества.

«Бесприданница» относится к такому литературному направлению, как реализм. Пьеса отражает действительность, происходит социальная детерминация личности — характер героев обуславливается общественной средой. В драме присутствует глубокий психологизм, Островский вводит в произведение тип «маленького человека» (Карандышев), тип «лишнего человека» (Лариса Огудалова).

В пьесе можно рассмотреть несколько столкновений. Юлий Капитонович Карандышев и Лариса Огудалова выступают в пьесе как герои, находящиеся в противостоянии с обществом. Только Лариса находится в роли «лишнего человека», которому тяжело существовать в эпоху буржуазного общества в силу своей уникальной, глубокой личности. В то время как Юлий Карандышев принимает роль «маленького человека», который безнадежно пытается доказать свою значимость и важность перед обществом, которое лишь насмехается над ним. Безвыходность положения является одной из причин, по которой он решает взять Ларису замуж. Бедность не позволяет обоим героям реализовать себя — конфликт материального и духовного прослеживается на протяжении всей пьесы.

Суть

Пьеса «Бесприданница» рассказывает о судьбе молодой девушки — Ларисы Огудаловой. Она выросла с матерью Харитой Игнатьевной Огудаловой. Ее мать была гостеприимной, «легкой», хитрой женщиной, которая проводила обеды в честь Ларисы. На шумных вечерах проворная она устраивала смотрины своей утонченной, талантливой дочери, таким образом «вытягивая» деньги со всех потенциальных женихов, которые приходили посмотреть на девушку и насладиться ее пением.

Однако Лариса была противоположностью своей матери — ей не нравились постоянные вечера, притворство, с которым она была обязана всем улыбаться, пристальные оценки со стороны. Ей не нужны были роскошь и богатство, она хотела мирной спокойной жизни где-нибудь в глухой деревне. Зато Харита Игнатьевна желала себе «достойной», беспечной жизни, поэтому пользовалась внешней и внутренней красотой дочери, постоянно выискивай ей богатого жениха.

Единственной причиной, из-за которой Ларисе пришлось страдать и, впоследствии, погибнуть, было то, что она — бесприданница. Общество восхищалось ей, но в то же время отталкивало от себя. Никто не хотел брать в жены бесприданницу. В те времена женщины не работали, а только могли вести хозяйство, следовательно, они не могли финансово помочь своей будущей семье.

Главные герои и их характеристика

  • Образ города и горожан. В пьесе представлена буржуазная эпоха. Действие происходит в городе Бряхимове, расположенном на Волге. Основной тип горожан — это привилегированный слой, который представляют купцы, облаченные в европейские костюмы, ведущие светский образ жизни. Однако у каждого героя пьесы сложились «конфликтные» отношения с городом — каждого он гнетет, удручает. Например, Вожеватов и Кнуров всю пьесу грезят о Париже и мечтают уехать, Лариса хочет сбежать в глухую деревню, подальше от всех.
  • Образ и характеристика Ларисы. Островский изобразил главную героиню как утонченную, интеллигентную девушку, с богатым внутренним миром и разнообразными талантами. Лариса выросла в совсем не богатой семье, но «высшее общество» воспринимает ее как равную себе: Кнуров считает, что она достойна роскошной жизни, а Важеватов преподносит ей подарки. Но, несмотря на свой ум и благородство, Лариса предстает совершенно бесхитростной и открытой. Она не скрывает того, что к кому-то расположена, не носит масок. В отношении Паратова Лариса была совершенно искренна, доверчиво пошла за ним, будучи связанной с Карандышевым.
  • Образ и характеристика Хариты Игнатьевны. Мать Ларисы предстает перед читателем как совершенная противоположность дочери. Харита Игнатьевна не чурается брать деньги у молодых людей, которые приходят посмотреть на Ларису, постоянно устраивает в честь дочери вечера. Вожеватов описывает Хариту Огудалову как не лишенную хитрости, проворную женщину, которая из всего сможет извлечь выгоду. Однако потенциальных «женихов» не отталкивает то, что они должны платить деньги и дарить подарки семье Огудаловых — всем нравится общество Хариты Игнатьевны, с ней они чувствуют себя легко и непринужденно. Женские образы в пьесе позволяют понять, что буржуазное общество портит прекрасный пол, постоянно заставляя его продавать себя подороже. Либо барышня сдается и становится хитрой и беспринципной Харитой, либо становится жертвой трагических обстоятельств – Ларисой.
  • Образ Паратова. Это типичный барин с замашками богатого и веселого помещика. В его венах течет кровь родовитых дворян, привыкших к жизни на широкую ногу. Однако сам герой унаследовал не самое крупное состояние. Привыкший к праздности, воспитанный в лени и барстве, он тоже переживает личную трагедию, ставшую в ту пору общественной. Дворянство сменяло купечество, потому что люди с благородным происхождением только кутили и тратили деньги, но не умели их зарабатывать, в отличие от тех же купцов. Так и Паратов все промотал и вынужден был жениться по расчету, продавать себя не хуже Ларисы.
  • Образ Карандышева. Как уже было сказано, это маленький человек, который стремится самоутвердиться в буржуазном обществе, где мерилом значимости являются только деньги. Для мужчины нет других достоинств, и Юлий Капитоныч страдает от осознания своей ничтожности. У него болезненное самомнение, которое он всячески пытается утвердить в обществе у Огудаловых. Все его реплики, так или иначе, призывают других героев обратить на него внимание. На женитьбу его толкает больше эгоизм, чем любовь. Он опять хочет самоутвердиться, показывая, что прекрасная женщина, желанная для всех, выбрала именно его. Это и губит его брак.
  • Кнуров – образец новой аристократии, богатый купец. Он женат, но постоянно ищет наслаждений в компании дам. Все, по его мнению, покупается и продается, иных отношений и ценностей он не знает и не видит, потому что прекрасно осознает, что его люди воспринимают денежным мешком, не более, но и не менее. Это очень трезвый и приземленный человек, который живет ради удовольствий.
  • Вожеватов – выходец из простой семьи. Его предки служили у Огудаловых, но теперь мир перевернулся, и уже дворянка заискивает перед безродным купцом. Василий стал богачом, но помнил и цену успеха, поэтому был расчётливым и прижимистым человеком. Он очень ценил свое положение и боялся потерять его.

Темы и проблемы

  1. Основная тема пьесы — деформированные отношения в обществе. У людей складываются отношения, основанные на торговле: если «товар» имеет достойный вид, то его покупают, если же нет, то исключают из общества. Так поступили и с Ларисой: все воспринимали ее как высококачественный «товар», поэтому были готовы платить за нее и одаривать подарками. Кнуров и Вожеватов «съездили бы с ней в Париж», Харита Огудалова берет за смотрины дочери деньги, Карандышев использует Ларису как способ возвыситься в обществе и обзавестись полезными связями.
  2. Любовь в таком мире не существует. Когда Лариса влюбляется в Сергея Паратова, ее ждет разочарование. Сергей Сергеич навряд ли испытывал к девушке взаимные чувства: он покинул ее, не предупредив об отъезде, и не дав ни малейших обещаний. В свою очередь Лариса была готова броситься вслед за Паратовым, она сохраняла свои чувства к мужчине целый год. Девушка настолько сильно любит Паратова, что называет «мужеством» то, что он, не дрогнув, стрелял в нее из пистолета.
  3. Бесчестие становится нормой. Паратов сумел выгодно обручиться и получить «полмиллиона» приданого. Сергей Сергеич Паратов представляет тот тип человека, который комфортно чувствует себя в данном типе общества. Он торгует собой, ищет состоятельных невест, сравнивает лучшие варианты. Он не побоялся солгать Ларисе, пообещав ей взаимную любовь, только чтобы унизить Карандышева.
  4. Нравственные проблемы присутствуют у каждого героя «Бесприданницы». Несмотря на все положительные характеристики Ларисы Огудаловой, героиня дает себе право сбежать от Карандышева, своего жениха. Такой поступок можно объяснить любовью к Сергею Паратову, но он не оправдывает ее действий. Как уже упоминалось раньше, Карандышев радуется выгодному браку, Харита Игнатьевна буквально живет за счет дочери, а Вожеватов с Кнуровым подкидывают монету для того, чтобы выбрать, кому достанется Лариса. Цинизм и равнодушие стали основой межличностных отношений, где деньги вытеснили людей. Это и есть проблематика драмы.

Основная идея

Александр Николаевич Островский показал, насколько преувеличено значение денег и богатства в обществе. Материальное «выедает» все духовное, все человеческое, что должно присутствовать в людях. Неверно расставленные приоритеты общества приводят к неисправимым трагедиям. Лариса страдает из-за своей бедности, из-за общества, которое вознесло деньги как главную ценность. Это и есть смысл ее трагедии. Героиня не имеет права на искренность — ее тут же используют, она не имеет права любить — без приданного она никому не нужна. Девушка существует в таком обществе только за счет внешних и внутренних качеств. Здесь Лариса Огудалова как красивая игрушка — все делают ей подарки, предлагают свое покровительство. Однако жениться на ней никто не спешит.

Обстоятельства вынуждают Ларису выйти замуж за смешного, жалкого Карандышева, который не замечает своей комичности. Это заставляет Ларису чувствовать себя еще более униженной, она не может смириться с ролью материальной вещи. В финале пьесы отчаянная Лариса соглашается быть куклой, жить ради материальных благ, развлекать своей личностью высшее общество. Несчастный случай избавляет ее от такой жизни — она благодарна Карандышеву, что он, в порыве ревности, стреляет в Огудалову. Лариса умирает счастливой, она чувствует избавление от гнета обстоятельств, от унижения и фальши. Главная мысль финала – радость избавления от унизительной сделки, на которую девушку вынуждали сильные мира сего.

Критика

Александр Николаевич Островский считал свою сороковую пьесу лучшей. Но как отзывались о «Бесприданнице» его современники?

Когда пьеса вышла в свет, автор получил не так много хвалебных отзывов, как изначально надеялся. Как известно из его дневников, он читал пьесу в Москве пять раз, в кругу слушателей находились и те люди, которые были «враждебно настроены» к Островскому. Но, к великой радости писателя, слушатели оценили пьесу и похвалили ее.

Островский был настроен на успех, поставив «Бесприданницу» в театре. Однако после театральных постановок на Александра Николаевича обрушился шквал критики. Русский историк театра Сергей Васильевич Флёров назвал пьесу «банальной, старой, неинтересной историей», а Ларису окрестил «глупенькой, обольщенной девицей», на которую не стоило тратить времени.

Для театрального и литературного критика В.П. Буренина «Бесприданница» вызвала «серьезный интерес», по его словам, пьеса «задевает одну из самых жгучих ран».

Автор: Маргарита Старкина

Метки: 10 класс11 классАлександр Островскийпьеса Бесприданницаразбор

Читайте также:

1.

ЕГЭ 2018
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ (декабрь 2017)
Все направления
в одном произведении
«Бесприданница» А.Н. Островского

2.

Сюжет и композиция пьесы
Кульминация
Лариса следует за Паратовым
Развитие конфликта
Ссора Паратова с Карандышевым
Завязка
Встреча Паратова
и Ларисы
Паратов узнаёт о свадьбе
Ларисы и решается
отомстить за «измену»
Развязка
Карандышев убивает Ларису
На фото кадры из фильма «Жестокий романс» Э. Рязанова 1984 г.

3.

Лариса Огудалова. Трагедия бедной девушки
Фамилия порядочная… Барышня хорошенькая, играет на разных
инструментах, поёт, обращение свободное… …состояние небольшое,
давать приданое не из чего,…
…бывать у них в доме – большое удовольствие – Приятно с ней
одной почаще видеться, без помехи – Не таких правил люди… хоть за
Карандышева, да замуж
Не глупа, а хитрости нет… скажет, что не надо – …а бесприданницам
так нельзя
…положение её незавидное… не видите…, эта женщина создана для
роскоши? Дорогой бриллиант дорогой оправы требует
Я любви искала и не нашла. На меня смотрели… как на забаву.
Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не
видела сочувствия, не слыхала тёплого, сердечного слова.
На фото кадры из фильма «Жестокий романс» Э. Рязанова 1984 г.

4.

Сергей Сергеич Паратов – «блестящий барин»
Жизненная философия
На одном потеряю, на
другом выиграю
У меня ничего заветного нет.
Найду выгоду, всё продам.
Плакать в любви должны
только женщины, потому
что если мужчина заплачет,
его бабой назовут.
У меня есть правило –
никому ничего не прощать!
(…) Если я кого хочу
поучить, так на неделю дома
запираюсь и казнь
выдумываю
Лариса считает его идеалом,
потому что
выделяется
безрассудной
смелостью,
дерзостью, широтой
натуры
умеет ценить
красоту и талант
умён и воспитан,
умеет достойно и
эффектно держать
себя в обществе
Главное – деньги,
богатство, удовольствие,
веселье и положение в
обществе. Ради денег он
жертвует своей любовью,
готов продать свою свободу.
При этом «мотоват», на
себя средств не жалеет.
Все поступки
мотивируются стремлением
поддержать впечатление
успеха и неповторимости.
Ради этой цели готов на всё.
→ Самовлюблённый,
торжествующий эгоист, несёт
страдание и даже смерть
любимой женщине.
На фото кадры из фильма «Жестокий романс» Э. Рязанова 1984 г.

5.

Юлий Капитоныч Карандышев
…рад-то, сияет, как апельсин. … Ему бы жениться поскорей
да уехать в свое именьишко, пока разговоры утихнут, – так и
Огудаловым хотелось, – а он таскает Ларису на бульвар, ходит
с ней под руку, голову так высоко поднял, что, того и гляди,
наткнется на кого-нибудь. Да еще очки надел зачем-то, а
никогда их не носил. Кланяется – едва кивает; тон какой взял:
прежде и не слыхать его было, а теперь все «я да я, я хочу, я
желаю».
…человек самолюбивый, завистливый (Вожеватов)
…я рискнул. Я вообще всегда был выше предрассудков
(Карандышев)
Поедемте скорей в деревню! … Уедемте, уедемте отсюда! …
(Лариса Огудалова)
Лариса Дмитриевна, три года я терпел унижения, три года я
сносил насмешки… надо же и мне… посмеяться над ними.
…талантов у неё действительно много. Но не за них я хочу
похвалить её. Главное, неоценённое достоинство Ларисы
Дмитриевны…, что она умеет ценить людей. (…) Она искала
для себя человека не блестящего, а достойного…
(Карандышев)
На фото кадры из фильма «Жестокий романс» Э. Рязанова 1984 г.

6.

События пьесы
происходят в
течение одного
дня, все
персонажи прямо
связаны с
историей главной
героини
Лариса –
красивая, умная и
гордая девушка,
при этом чуткая и
отзывчивая.
Героиня гибнет в
неравной борьбе с
бесчеловечным
миром, в которым
царствуют
деньги, выгода,
расчёт.
Судьба Ларисы
предопределена
её жалким
положением в
обществе с
извращённой
моралью и
надуманными
ценностями.
Конфликты
Кнуров и Вожеватов
Социальный
Лариса и Паратов
Любовный
Харита Игнатьевна
Огудалова
Окружение
повлияло и на
чистую, чуткую
Ларису: в ней
чувствуется ранняя
усталость от жизни,
разочарованность,
внутренняя
опустошённость.
В её душе
происходит
постепенное
крушение надежд,
утрата веры в
любовь, дружбу,
семью.
Карандышев и Лариса
На фото кадры из фильма «Жестокий романс» Э. Рязанова 1984 г.
К концу пьесы она
осознаёт себя
вещью и от
отчаяния решается
«продаться»
подороже, поэтому
выстрел
Карандышева
принимает как
избавление от
ожидавшего её
неминуемого
позора.

7.

Направление «ВЕРНОСТЬ и ИЗМЕНА»
Лариса любит всем сердцем,
несмотря на разлуку и
неблаговидные поступки
своего возлюбленного. Она понастоящему верна любимому и
своему чувству.
Вожеватов. …как она его
любила, чуть не умерла с
горя.
Лариса . Разумеется, если б
явился Сергей Сергеич и
был свободен, так довольно
одного его взгляда…
Успокойтесь, он не явился, а
теперь хоть и явится, так уж
поздно…
Неверный Паратов упрекает
верную Ларису в том, что она
быстро его забыла и собралась
замуж, заставляя её признаться,
что она всё ещё любит его. Это
признание тешит его
самолюбие. Вместо ответного
признания Паратов говорит:
«Уступить вас я могу… но
любовь вашу уступить было бы
тяжело».
Впечатляющий,
эффектный прожигатель
жизни красавец Паратов
в финале пьесы
оказалсяся обычным
искателем приданого
богатых купчих.
Лариса мечтает о «равной
любви с обеих сторон» без
слёз, Паратов же со смехом
замечает, что тогда б это было
«кондитерское пирожное».
На фото кадры из фильма «Жестокий романс» Э. Рязанова 1984 г.

8.

Направление «РАВНОДУШИЕ и ОТЗЫВЧИВОСТЬ»
Лариса. Если б я не искала тишины, уединения, не захотела бежать от людей –
разве бы я пошла за вас? Так умейте это понять и не приписывайте моего выбора
своим достоинствам, я их еще не вижу. Я еще только хочу полюбить вас; меня
манит скромная семейная жизнь… поддержите меня, мне нужно ободрение,
сочувствие; отнеситесь ко мне нежно, с лаской! Ловите эти минуты, не пропустите
их! (…) Вы не понимаете, что в ваших словах обида, так, что ли?
Карандышев . Конечно, я без умыслу.
Лариса . Так это еще хуже. Надо думать, о чем говоришь.
Вожеватов главной ценностью признаёт деньги. Говорит, что способности к любви
в себе не чувствует, денег лишних не передаст, о любви Ларисы к Паратову
рассказывает Кнурову со смехом, в конце пьесы разыгрывает Ларису, а проиграв,
усмехаясь, отмечает, что расходов будет меньше.
Кнуров вроде бы сопереживает красивой девушке в сложном материальном
положении и даже готов обеспечить ей пожизненное содержание, но ждёт от неё
благосклонности взамен.
Паратов, узнав, что Лариса всё ещё любит его, услышав её проникновенное пение,
убеждает её уехать от жениха, с его обеда, давая ложную надежду на любовь,
намекая, что бросит всё. Влюблённая и ослеплённая надеждами, Лариса уезжает с
Паратовым.
Кнуров . Не весела наша прогулка будет без Ларисы Дмитриевны. Вот если бы…
Дорого можно заплатить за такое удовольствие.
Вожеватов . Если бы Лариса Дмитриевна поехала, я бы, с радости, всех гребцов по
рублю серебром оделил.
Паратов . Представьте, господа, я и сам о том же думаю; вот как мы сошлись.
Кнуров . Да есть ли возможность?
Паратов . На свете нет ничего невозможного, говорят философы.
На фото кадры из фильма «Жестокий романс» Э. Рязанова 1984 г.

9.

Направление «ЦЕЛИ и СРЕДСТВА»
Лариса – жертва мира, в котором всё продаётся, даже
любовь. Все равнодушны к её переживаниям, потому что
сами не способны на глубокие чувства.
Преследуя свои цели, каждый из окружения Ларисы
Огудаловой причиняет ей боль, делая её жизнь
невыносимой и бессмысленной.
Разные цели, Лариса – средство достижения:
• самоутвердиться (Карандышев)
• потешить самолюбие, поддержать образ блестящего
барина и насладиться обществом и любовью Ларисы
(Паратов)
• убедить воспользоваться покровительством (Кнуров)
• раздобыть денег, улучшить материальное положение,
сбыть дочь в «хорошие руки» (Харита Игнатьевна)
На фото кадры из фильма «Жестокий романс» Э. Рязанова 1984 г.

10.

Направление «СМЕЛОСТЬ и ТРУСОСТЬ»
Случай с кавказским офицером
Лариса. Проезжал здесь один кавказский офицер, знакомый
Сергея Сергеича, отличный стрелок; были они у нас. Сергей
Сергеич и говорит: «Я слышал, вы хорошо стреляете». –
«Да, недурно», – говорит офицер. Сергей Сергеич дает ему
пистолет, ставит себе стакан на голову и отходит в другую
комнату, шагов на двенадцать. «Стреляйте», – говорит.
Карандышев. И он стрелял?
Лариса. Стрелял и, разумеется, сшиб стакан, но только
побледнел немного. Сергей Сергеич говорит: «Вы прекрасно
стреляете, но вы побледнели, стреляя в мужчину и человека
вам не близкого. Смотрите, я буду стрелять в девушку,
которая для меня дороже всего на свете, и не побледнею».
Дает мне держать какую-то монету, равнодушно, с улыбкой,
стреляет на таком же расстоянии и выбивает ее.
Карандышев. И вы послушали его?
Лариса. Да разве можно его не послушать?
Карандышев. Разве уж вы были так уверены в нем?
Лариса. Что вы! Да разве можно быть в нем неуверенной?
Карандышев. Сердца нет, оттого он так и смел.
Лариса. Нет, и сердце есть. Я сама видела, как он помогал
бедным, как отдавал все деньги, которые были с ним.
Паратов . …Я думал нынче рано
утром приехать, мне хотелось
обогнать «Самолет»; да трус
машинист. Кричу кочегарам:
«Шуруй!», а он у них дрова
отнимает. Вылез из своей мурьи:
«Если вы, – говорит, – хоть
полено еще подкинете, я за борт
выброшусь». Боялся, что котел
не выдержит, цифры мне какието на бумажке выводил, давление
рассчитывал. Иностранец,
голландец он, душа коротка; у
них арифметика вместо души-то.
На фото кадр из фильма «Жестокий романс» Э. Рязанова 1984 г.

11.

Аргументы к направлению «ЧЕЛОВЕК и ОБЩЕСТВО»
Лариса, красивая, умная, гордая, чуткая и отзывчива девушка,
гибнет в неравной борьбе с бесчеловечным миром, в которым
царствуют деньги, выгода, расчёт.
Судьба Ларисы предопределена её бедностью.
Окружение повлияло и на чистую, чуткую Ларису: в ней
чувствуется ранняя усталость от жизни и внутренняя
опустошённость. Она перестаёт надеяться, утрачивает веру в
любовь, дружбу, семью, возможность счастливого будущего.
К концу пьесы она осознаёт себя вещью, но жить в положении
содержанки она не может и не хочет, поэтому выстрел
Карандышева принимает как избавление от ожидавшего её
неминуемого позора.
На фото кадры из фильма «Жестокий романс» Э. Рязанова 1984 г.

12.

1. Верность и измена
1.1. Важна ли верность на расстоянии?
1.2. «Верность – это достойная
плата за любовь» (Сергей Ясинский)
1.3. «Верная любовь помогает переносить
все тяготы» (Шиллер)
2. Равнодушие и отзывчивость
2.1. Отзывчивость ближних — это зачастую
лучший психолог или психиатр. (Л. Виилма)
2.2. «Величайший грех против ближнего – не
ненависть, а равнодушие. Это самое
нечеловеческое из всех человеческих чувств».
(Бернард Шоу)
2.3. Всегда ли отзывчивым человеком движут добрые намерения?
3. Цели и средства
3.1. Всегда ли цель оправдывает средства?
3.2. Можно ли добиться цели, если преграды кажутся непреодолимыми?
3.3. «Ценить людей надо по тем целям, которые они
перед собой ставят». (Н. Н. Миклухо-Маклай)
4. Смелость и трусость
4.1. Всегда ли трусость – удел слабых?
4.2. Мужество и смелость – одно и то же?
4.3. Как отличить трусость от благоразумия, а смелость от безрассудства?
5. Человек и общество
5.1. Как формируется общественное мнение?
5.2. «Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк,
а блуждающие огни». (А. Моруа)
5.3. К чему приводит неравенство в обществе?

8 примеров итогового сочинения 2022-2023 на тему почему любовь не всегда приносит счастье? С аргументами из литературы, каждое сочинение с вступлением и выводом для допуска к ЕГЭ 2023.

В данных сочинениях использованы аргументы из литературы: А.И. Куприна «Гранатовый браслет», А.И. Куприна «Олеся», Джона Грина «Виноваты звезды», Л.Н. Толстого «Анна Каренина», А.Н. Островского «Бесприданница» , И.А. Гончарова «Обломов»

Пример итогового сочинения ЕГЭ 2022-2023

К сожалению, любовь не всегда приносит счастье. Но почему? Это же светлое чувство, которое воспевают все поэты и писатели. Однако оно, как и все в мире, многогранно и сложно устроено. Не каждая привязанность взаимна, не каждый союз складывается беспрепятственно, не все влюбленные умирают в один день. На пути к гармонии мы встречаем не только розы, но и шипы. Об этом писали многие авторы, к чьему мнению стоит прислушаться.

Пострадал от трагической любви герой повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Желтков выбрал женщину, которая была очень далека от него. Вера была дворянкой, а он — мелким чиновником. Она вышла замуж за другого мужчину и полюбила его, их брак был счастливым. Желткову не было места в ее жизни. Сначала он писал ей пылкие письма, но со временем остепенился и сменил тон на более смиренный. Герой понимал, что Вера не будет с ним, но все же не мог не писать ей о своих чувствах. Он жил этой привязанностью, она была единственным смыслом его бытия. Как только он лишился права докучать княгине, он наложил на себя руки. Он убедился, что Вере его послания не приносят никакого удовольствия, и больше не стал обременять ее ненужной корреспонденцией. Любовь не принесла ему счастья, потому что не была взаимна.

Более сложной была история Олеси и Ивана, описанная А.И. Куприным в повести «Олеся». Герои любили друг друга, но не смогли сохранить отношения из-за давления общества. Иван был городским господином, у него были определенные взгляды на брак и семью. Он не мог привести в свою среду дикарку из леса, ее бы там не приняли. Да и сама Олеся не хотела жить в четырех стенах и стеснять любимого штампом в паспорте. Она выступала за свободный союз, в котором каждый сохраняет право беспрепятственного выхода из него. Олесе были чужды религиозные и социальные предрассудки Ивана, а ему не нравилась жизнь в лесу. Он не мог отказаться от цивилизации и ее щедрых даров. Пока он медлил и колебался, героиня все решила за двоих: оставила Полесье навсегда. Этот роман не принес персонажам долгосрочного счастья и оставил после себя болезненный след, потому что люди изначально не подходили друг другу и не могли жить вместе. Их разделяло и общество, которое не приемлет мезальянса.

Таким образом, любовь не всегда приносит счастье, потому что она может быть без взаимности и без продолжения. Ее легко оборвать неосторожным обращением или вмешательством со стороны. А разрыв никого не делает радостным и веселым. Кроме того, люди не вечны, а потеря любимого всегда больно бьет того, кто не может его забыть. Все эти обстоятельства напоминают нам о том, как важно ценить отношения, которые нам все-таки удалось построить.

Пример №2 итогового сочинения ЕГЭ 2022-2023

Мы с детства читаем красивые сказки о любви, где влюблённые находят счастье друг в друге. Возникает заблуждение о том, что любовь априори приносит счастье, но что мы можем сказать о несчастной любви? Почему любовь не всегда приносит только счастье?

Мне кажется, что большое заблуждение — думать о любви, как об исключительно счастливом явлении. Любовь может быть и трагичной, это часть нашего существования, которая может стать хорошим жизненным опытом. Чаще всего несчастная любовь связана с тем, что люди не предначертаны друг другу судьбой, а встретились лишь на какой-то период времени. Или когда двое влюблённых искренне и сильно хотят быть вместе, однако другие люди или внешние обстоятельства могут препятствовать их союзу. Также любовь приносит горе, когда один из влюблённых умирает, а второй вынужден смириться с потерей.

В качестве подтверждения своей точки зрения я хочу вспомнить роман Джона Грина «Виноваты звезды». Главными героями становятся молодые люди, смертельно больные раком. Они влюбляются, осознавая однако, что не смогут долго быть вместе. Так и происходит — болезнь Августа обостряется, и он умирает. Их любовь закончилась несчастливо, но будучи вместе, они подарили друг другу много светлых моментов.

Еще один пример несчастливой любви мы наблюдаем в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Женщина верила, что ее семья крепкая и счастливая, до того момента, пока не встретила настоящую любовь. Встреча с Вронским переворачивает её мир с ног на голову, и Анна вдруг осознает, что не может дальше оставаться рядом с нелюбимым супругом. Мы можем сказать, что их брак не принес счастья, потому что в конечном итоге Анна поняла, что такое настоящая любовь. Все это время она пыталась построить семейное счастье, но любовь там была только со стороны супруга, потому и не принесла счастья.

Данными примерами я подтвердила тот факт, что любовь может и не приносить счастья, или же только кратковременное. Однако это не значит, что люди должны опасаться данного чувства и избегать отношений. Любовь, которая заканчивается несчастливо, может стать хорошим и необходимым жизненным уроком, который подскажет, в каком направлении двигаться дальше и на что обратить внимание в следующих отношениях.

Пример №3 итогового сочинения ЕГЭ 2022-2023

Любовь – это одно из самых величественных чувств, которое только может возникать между людьми. Это некое влечение, желание, стремление быть с тем, кого любишь. Но никто точно не знает, что скрывает это влечение. Многие считают «любовь» и «счастье» понятиями синонимичными. Чувство любви настолько канонизировано, что никто не замечает «обратной стороны медали». Она способна не только воскресить человека, но и погубить – мучительно и разрушающе.

Любовь многолика. Родительская любовь самая искренняя и бескорыстная их всех, что существует. Родители являются некими альтруистами, любящие вне зависимости от обстоятельств и качеств ребенка. Ярким примером является любовь родителей Евгения Базарова – Василия Ивановича и Арины Васильевны. Они испытывают огромную любовь к своему сыну, стараясь во всем соответствовать его ожиданиям и мыслям. Данное чувство взаимно, ведь Евгений тоже любит своих родителей. Особенно это проявляется в последние недели его жизни – заботясь о них, он скрывает причину своего лихорадочного состояния. Базаров умирает, и смерть единственного сына становится огромным ударом для его родителей. Они часто приходят на его могилу, молятся, плачут: «Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О, нет!» Но смерть Базарова стала концом еще одной любви.

Умный, рассудительный, живущий головой, а не сердцем, он не оставлял в своей жизни места для чувств, поскольку считал их чепухой, выдумкой, неспособностью следовать своим убеждениям. Именно поэтому любовь к Одинцовой застала его врасплох, заставила его совершать необдуманные поступки, но в тоже время сделала его человечнее. Нигилистский образ Базарова пошатнулся – он усомнился в своих установках и убеждениях, сумел признать любовь и жить с безответными чувствами. Базарову досталось самое сложное испытание в любви, и его смерть – результат внутренней борьбы с самим собой. «Умереть так, как умер Базаров, — все равно что сделать великий подвиг…», — писал критик Д. И. Писарев.

К сожалению, существуют обстоятельства, которые намного сильнее чувств, и противостоять им сложно. Именно тогда любая история приобретает трагический окрас. Несчастливая любовь встречается часто, она несёт с собой множество бед и отчаяния, которые невозможно преодолеть. В заключении я хотела бы сказать, что любовь – это, несомненно, сильнейшее чувство, но чем больше сила, тем сложнее управлять ею.

Пример №4 итогового сочинения ЕГЭ 2022-2023

Нередко говорят о том, что чувство любви вдохновляет человека, воодушевляет его, делает счастливее, однако это не всегда так. Любовь может приносить не только счастье, но и боль и страдания. Часто люди тяготятся чувством любви, если оно оказывается невзаимным. Нередко бывает, что человек чувствует себя дискомфортно, находясь в любовных отношениях, так происходит, когда возлюбленные не подходят друг другу, имея разные взгляды на жизнь.

На вопрос «Почему любовь не всегда приносит счастье?» отвечали многие отечественные писатели в своих художественных произведениях

В драме А.Н. Островского «Бесприданница» главная героиня Лариса Огудалова раскрывается как девушка, способная на искреннюю любовь. Чувство Ларисы к Сергею Паратову настолько велико, что она готова простить ему предательство. Героине больно от того, что Паратов бросил ее, уехав из города Бряхимова, однако она готова дать любимому человеку второй шанс. Лариса Огудалова воодушевляется, когда Сергей вновь приезжает в Бряхимов, безысходность, рожденная мыслью о браке с нелюбимым Карандышевым, сменяется на надежду на счастливое будущее рядом с Паратовым. Но, как показывает автор, любовь приносит не только радость, но и страдания. Узнав о том, что Паратов женится на богатой женщине, Лариса Огудалова испытывает настоящие муки. То светлое чувство, которое она испытывала к Паратову, не только было невзаимным, но и было растоптанным им. Лариса ощутила настоящую боль, поняв, что Паратов поигрался с нею, как с игрушкой. Невзаимное любовное чувство и повторное предательство Паратова стали одной из значимых причин, по которой Лариса Огудалова стала желать смерти, которую в итоге и получила.

Несколько по-другому не приносящее счастье чувство любви описывается в романе И.А. Гончарова «Обломов». Илья Ильич Обломов влюбляется в Ольгу Сергеевну Ильинскую, и внезапные чувства к ней заставляет его изменить образ жизни: отказавшись от лежания на диване, Обломов начинает активничать, посещать светские мероприятия. Автор показывает, что Обломов подстраивается под желания Ильинской, которую не устраивал его тихий, спокойный и апатичный образ жизни и которая поставила перед собой цель изменить Обломова. Сначала главный герой, окрыленный любовным чувством, не видит ничего плохого в тех изменениях, которые происходили в его жизни, однако, когда страсть начала утихать и он начал смотреть на отношения более трезво, Обломов начал осознавать, что новый образ жизни не приносит ему удовольствие, а лишь тяготит его. Обломов любит Ольгу Сергеевну, однако он не готов совершать те «подвиги», которые от него требует Ильинская. Находиться в отношениях с Ольгой Сергеевной для Обломова становится некомфортно, он воспринимает это как службу. Такой дискомфорт в любви не может приносить Обломову истинного счастья.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что любовь не всегда приносит счастье, невзаимное чувство или ощущение дискомфорта в отношениях может рождать боль и страдания.

Пример №5 итогового сочинения ЕГЭ 2022-2023

Любовь. Что это такое? Это слово содержит в себе много значений. Любовь- это возвышенное чувство человека, которое свойственно любому, оно выражается в желании заботиться о ком-то, приносить радость кому-то. Но не всегда она ассоциируется с хорошим, не редко, любовь вносит в жизнь влюблённых обиды, разочарования и душевные страдания. Я считаю, что это благородное чувство, как любовь, не всегда приносит людям счастье, порой за мимолетными моментами радости следует глубочайшая душевная боль.

Ярким примером того, когда любовь оборачивается предательством, служит повесть русского писателя Николая Михайловича Карамзина “Бедная Лиза”. Главная героиня- молодая бедная крестьянка Лиза, которая живет со своей больной матерью. Чтобы раздобыть хоть немного денег, Лизе приходиться продавать цветы на рынке.

В один из таких дней, её замечает молодой дворянин-Эраст. Они влюбляются в друг друга, и с этим событием в их жизни наступает счастливая пора, но всё рано или поздно должно заканчиваться. Эраст покидает бедную девушку, уезжает на фронт. Проходит время, и Лиза узнает, что её возлюбленный собирается жениться на другой. Это известие шокирует девушку. Она принимает решение встретиться с ним и узнать, почему он её забыл и променял на другую. При встрече Эраст ведёт себя холодно с ней, уже нет прежней любви, он пытается побыстрее закончить неприятный для него разговор, даже даёт ей деньги, чтобы откупиться от бедной девушки. Оскорбленная и обиженная Лиза уходит прочь от дома своего возлюбленного. Вскоре девушка в порыве переживаний совершает самоубийство. Чувства горечи, обиды, разочарования в когда-то близком ей человеке, вызванные сильной любовью, приводят её к необдуманному поступку.

Таким образом, с одной стороны, такое благородное слово, как любовь, несет в себе прекрасные, самые лучшие чувства, свойственные человеку, но совсем с другой стороны, оно приносит в жизни людей и негативные моменты, которые в свою очередь влияют на поступки и действия влюбленных.

Пример №6 итогового сочинения ЕГЭ 2022-2023

Любовь — это одно из самых прекрасных, чистых, окрыляющих чувств, что может быть в человеке. Этому высокому чувству уделяется огромное внимание: поэты пишут произведения на эту тему, про это снимают кинофильмы, пишут песни, часто эта тема затрагивается в повседневной жизни. Она может возвысить, дать надежду, изменить, но также способна погубить, отобрать все силы на жизнь, морально убить человека. Таким образом, любовь не всегда приносит счастье.

Несчастливую любовь мы можем видеть в произведении «Отцы и дети». Примером такой любви становится Евгений Базаров и Анна Одинцова. Главный герой-нигилист. Он безоговорочно отвергает все устоявшиеся традиции, презирает все чувства, даже малейшие проявления нежности, больше всего ему ненавистен «романтизм».

Но влюбленность в Одинцову меняет его поведение, хотя сразу он не может признаться себе в этом. Но все же Анне Сергеевне удается вывести Базарова на откровенный разговор и он признается ей, что влюблен в нее: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились». Но Одинцова решает, что «спокойствие все-таки лучше всего на свете», и отказывается от любви Базарова. Герой остается один, с тяжёлым чувством неразделённой любви на сердце, но за счет своего характера он не сдался, продолжил жить. Но в конце, на смертном одре, последним человеком, которого он хочет видеть и слышать, оказывается Одинцова. Так и умирает герой с неразделенной любовью в сердце.

Еще одну грустную историю любви мы можем видеть на примере Павла Петровича и княгини Р. Павел Петрович, привыкший к победам, быстро завоевал ее. Он подарил ей кольцо со сфинксом, сказав, что сфинкс это она. Впоследствии княгиня Р. разлюбила Павла Кирсанова и уехала за границу. Он вышел в отставку и последовал за ней. Снова возникла любовь, но также быстро прошла. Павел вернулся в Россию, но не мог зажить нормальной жизнью. Княгиня Р скончалась. После ее смерти ему возвратили подаренное им же кольцо, где сфинкс зачеркнут, и написано, что это разгадка.

Несчастная любовь Базарова к Одинцовой, по сути дела, есть повторение любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р. Именно любовь выявляет истинную сущность героев, придает им смысл жизни или делает несчастными.

Выше приведенные примеры доказывают, что любовь не всегда приносит радость. Она может сломать жизнь, принесть боль и страдания любящему человеку.

Пример №7 итогового сочинения ЕГЭ 2022-2023

Счастливая любовь кажется легко объяснимой: пара дорожит друг другом, наслаждается каждой минутой общения. Но порой некоторые люди собственным видением искренней любви могут поставить в тупик. Каждый человек понимает ее по-своему: кому-то непременно требуется ответное чувство, а кто-то довольствуется мимолетными встречами с дорогим сердцу человеком.

Любовь вдохновляет человека на подвиги и свершения, но способна и погубить, сделать несчастным до конца дней. Чувство без взаимности вряд ли можно назвать счастливой любовью, даже если ты искренне радуешься за любимого человека, жизнь которого складывается наилучшим образом.

Классики русской литературы описывали трагическую любовь не реже, чем взаимные чувства. Она способна заставить страдать не только самого влюбленного, но и человека, который в силу обстоятельств не может ответить на чувства.

А.С.Пушкин в «Евгении Онегине» описал именно такое развитие событий. Влюбленная Татьяна решается открыть Евгению свои чувства и пишет письмо. В те времена за такой поступок она могла навсегда потерять репутацию, ведь воспитанные девушки не признаются в любви первыми. Онегина не тронули чувства поклонницы, столичный франт остался холоден. Лишь много лет спустя сам Онегин воспылал искренней страстью к Татьяне. Она не забыла его, в душе продолжала теплиться любовь, но изменились обстоятельства. Будучи замужней дамой, Татьяна нашла в себе силы отвергнуть тайный предмет страсти: «Но я другому отдана и буду век ему верна».

Другой пример несчастной любви описан М.Ю.Лермонтовым в романе «Герой нашего времени». Казалось бы, Печорин нашел счастье, искренне полюбив Веру. Она единственная растопила его очерствевшее сердце. Но взаимные чувства не принесли влюбленным радости. Им суждено было встретиться через несколько лет, но теперь Вера сама покидает любимого из-за его эгоизма и холодности. Годы разлуки не изменили Григория, он сам признается, что «ничем не жертвовал для тех, кого любил». Оба героя страдают: Вера — от глубокого чувства, погубившего ее личную жизнь, Печорин — от нежелания поступиться свободой и принципами ради любимой женщины.

Драматурги всех веков описывали муки любви, таких примеров много в литературе. Каждая история проникновенна, вызывает эмоции и дает повод к размышлению. Но лучше сопереживать героям, чем испытать на личном опыте. Надо ценить любовь и помнить, что сердце дано каждому человеку.

Пример №8 итогового сочинения ЕГЭ 2022-2023

Любовь играет важную роль для людей на протяжении всей их жизни. Под этим чувством мы понимаем и заботу матери о ребёнке, и тёплые чувства членов семьи друг к другу, и влюбленность молодых людей, и даже наслаждение человека окружающим его миром. К сожалению, любовь не всегда приносит людям только радость, известны и случаи трагической любви.

Бывает, внешние обстоятельства препятствуют любви, обрекают любовь на трагический исход.

Пожалуй, самым известным примером этого явления из литературы можно назвать судьбу героев трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». Влюбленности молодых людей препятствует родовая вражда между семьями Монтекки и Капулетти, членами которых являются персонажи. Герои оказываются бессильны перед борьбой родов, и любовь приводит их к гибели. Этот пример показывает, что любовь бывает трагической, когда выше чувств возлюбленных стоят угнетающие обстоятельства. Любовь в таких условиях, к сожалению, не только не приносит никому радости, но и обременяет и разрушает все прекрасное.

Невзаимные чувства — другой пример несчастной любви. Примеры такой любви мы находим в рассказе «Бедная Лиза» Карамзина, романе «Евгений Онегин» Пушкина и других не менее известных литературных произведениях отечественных и зарубежных авторов. Так, в рассказе Бунина «Кавказ» главный герой не может продолжать нормальную жить, зная об измене жены, но продолжает любить её и не мешает её счастью, поэтому находит единственное утешение в собственной смерти. Автор показывает, насколько лишенная взаимных чувств любовь бывает трагична.

Рассмотрев истории главных героев пьесы «Ромео и Джульетта» и рассказа «Кавказ», мы можем сделать вывод о том, что любовь может приносить несчастье людям по нескольким причинам: в жизни бывают препятствующие любви и разрушающие ее обстоятельства, а безответная любовь может приводить к трагическому концу.

  • Аргументы для итогового сочинения 2022-2023 по каждому разделу ФИПИ
  • Темы итогового сочинения 2022-2023 по всем разделам банка ФИПИ

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ

Что становится главной трагедией героини пьесы «Беспри­данница» и судьбы каких героинь русской литературы склады­ваются трагически по тем же причинам?

Лариса Огудалова в пьесе А.Н. Островского «Беспридан­ница» — натура возвышенная и утончённая. Красивая и талант­ливая, она привлекает мужские сердца. В маленьком провин­циальном городе, там, где нет ярких событий и шумной жизни, дом Огудаловых пользуется некоторой известностью. Как говорят посещающие этот дом многочисленные мужчины, по­клонники Ларисы, в этом доме много музыки, вольные нравы, а «барышня хорошенькая».

Девушка верит в чистую любовь и страстно влюблена в ба­рина Сергея Сергеевича Паратова, видя в нём идеал мужчины и героя.

Но в прагматичный век, когда правят власть денег и жажда наживы, она становится предметом нечистых помыслов и аван­тюрных планов «хозяев жизни» — местных богачей, купцов Кнурова и Вожеватова, и своего избранника — эгоиста и об­манщика Паратова. И даже сделавший предложение Ларисе жалкий чиновник Карандышев готов жениться на ней, беспри­даннице, лишь из тщеславия. Ему так хочется «повеличаться» и погордиться красивой женой перед более удачливыми со­перниками.

В конце концов всеми обманутая и униженная Лариса пони­мает: её назначение — быть «вещью». Что может быть оскорби­тельнее для порядочной девушки, чем тот факт, что её разыгры­вают в «орёл-решку» и открытым текстом предлагают «громад­ное содержание»? Она счастлива тем, что умирает, смертельно раненная своим женихом. Она «любви искала и не нашла».

Тема несчастливой женской судьбы изображена также в творчестве других русских писателей-классиков. В стихот­ворении Н.А. Некрасова «В дороге» автор рисует загубленную жизнь молодой крестьянки. Её ради забавы берёт в свой дом прежний барин и воспитывает вместе с молодой барышней, помещичьей дочерью. Но новому владельцу усадьбы кре­стьянка, получившая дворянское воспитание, пришлась не по сердцу. Он своей барской волей выдаёт её замуж за молодого крепостного крестьянина, и героиня стихотворения попадает в грубую и бедную, чуждую среду, где и гибнет. И она, как и Ла­риса Огудалова, становится жертвой произвола и обречена на смерть из-за того, что ей нет защиты, у неё нет прав и нет места в этом мире.

Ущемлённый в правах человек несчастен в мире социального неравенства. Слабая женщина в этом мире вдвойне несчастна: ведь у неё нет надёжной защиты, устойчивого положения в се­мье. Гнёт, имущественный, социальный и семейный, довлеет над ней и делает её жертвой сильных и агрессивных людей и не­предсказуемых обстоятельств.

В преступлении виновато общество — аргументы к итоговому сочинению ЕГЭ. Сочинения, анализ и мораль басен. Русский язык и литература школьнику

Мы подготовили для наших читателей несколько аргументов из произведений русской литературы по направлению — В преступлении виновато общество. Используйте этот материал для подготовки к ЕГЭ и написания сочинений на урок литературы в школе.

Ф.М. Достоевский — «Преступление и наказание»

Так, Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» наглядно показал, что общество порой вынуждает человека переступить закон. Люди, которые кичатся своей благовоспитанностью, безразлично проходят мимо чужих бед и оставляют людей с нуждой один на один, а потом удивляются, как это они решились нарушить общие правила? Может, из-за того, что им нечего есть? Именно это произошло в семье Мармеладовых: чтобы спасти детей, мачеху и отца от голодной смерти, Соня стала торговать своим телом. Она вошла в криминальную среду и стала ее частью не потому, что сама имела порочные наклонности и хотела легких денег. Ее главным и единственным мотивом стало спасение близких. А где было общество в тот момент, когда они умирали от голода? Почему никто не помог? И можно ли после этого сказать, что другие люди не виноваты в произошедшем? Ведь толпа безразлично взирала на горе семьи. Прохожие и соседи были равнодушны и смирялись с тем, что происходило у них на глазах, поэтому весь Петербург был полон преступников, на которых никто не обращал внимания, пока они сами не заявляли о себе.

Л.Н. Толстой — «Анна Каренина»

Не менее убедительный пример мы встречаем на страницах романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Многие люди обвиняли Анну в том, что она совершила преступное деяние, когда покинула ребенка и мужа. С ней отказывались общаться даже те, кто раньше приглашал ее к себе. В людных местах она получала оскорбления и насмешки. Но автор не стал скрывать, что в поступке Анны большая доля ответственности лежит именно на аморальном и лицемерном обществе. Немало жен из самых высших сфер годами встречались с любовниками, но не уходили к ним открыто. И этого никто не замечал, порок не считался таковым, пока о нем шептались или молчали. Почти все мужчины изменяли женам, как это делал Стива Облонский, но этот факт тоже все обходили стороной. Наконец, все люди единодушно настаивали на разводе Анны и Алексея, не оставляя им шанса спасти брак. Не само ли дворянское общество разрушило их семью? Не оно ли узаконило адюльтер? К сожалению, именно оно создало все условия для многочисленных преступлений.

М. Горький — «Старуха Изергиль»

Вспомним рассказ М. Горького «Старуха Изергиль». Ларра жил вдали от людей. Его отцом был гордый орел, выкравший земную женщину для продолжения рода. После его гибели Ларра присоединился к племени своей матери. И сразу же совершил преступление. Не успев получить никакого влияния от общества, герой убил девушку за отказ от сближения с ним. Ларру тут же задержали и связали. Старейшины пытались узнать, почему он так поступил? Они дали ему шанс оправдаться. Но Ларра так и не понял, что совершил нечто плохое. По его мнению, можно брать все, до чего рука дотянется, а платить совсем не обязательно, как и спрашивать согласия. Это убеждение было продиктовано его природным высокомерием, а не дурным воздействием социальной среды. Ларра изначально был безнравственным и эгоистичным человеком, который был равнодушен к судьбе людей. Племя никак не повлияло на него, а значит, оно не виновато в его преступлении. Кара за него легла на плечи одного Ларры.

И.А. Бунин — «Легкое дыхание»

Столь же неразумно винить общество в тех преступлениях, которые оно всячески отвергает и порицает, начиная с незапамятных времен. Вспомним рассказ И.А. Бунина «Легкое дыхание», где описывается ужасное убийство, совершенное казачьим офицером. Мужчина застрелил юную гимназистку за то, что она посмеялась над его чувствами и сказала, что не выйдет за него замуж. Этого смехотворного повода оказалось достаточно, по его мнению, хотя у каждого в жизни происходило нечто подобное. И все же далеко не все мстили ветреным красавицам за отказ, да еще и таким чудовищным способом. Его поступок, по всей видимости, продиктован психическим расстройством или другими проблемами такого рода, но общество в данном случае совершенно не имеет оснований винить себя в этом инциденте. Подобное поведение осуждается и не является нормой, а обстоятельства, побудившие офицера расправиться с Олей, относятся к обыденным и общеизвестным. Его реакция — следствие аномалии, на которую никто не в силах повлиять, кроме разве что психиатра.

А.Н. Островский — «Бесприданница»

Нередко мы слышим о сочувствии к преступникам, но очень трудно проявить его, если они не пожалели свою жертву и не раскаялись в содеянном. Вот жертва преступления, Лариса Огудалова, героиня драмы А. Н. Островского «Бесприданница», заслуживает сострадания. Внешне ее жизнь неплоха: поклонники, интересные знакомства, скорая свадьба. Однако на самом деле мать практически продает девушку каждому обеспеченному человеку, потому что Лариса — бесприданница. Девушка влюбилась в Паратова, а он лишь поиграл с ней. Она готова выйти за нелюбимого Карандышева, лишь бы скорее уехать и начать скромную жизнь. Но и тот использует Ларису как способ самоутверждения. Девушка ни у кого не находит понимания и сочувствия, человека в ней не видят, лишь игрушку. Даже Вожеватов и Кнуров разыгрывают ее в орлянку и рассматривают только в качестве содержанки. Она вновь верит Паратову, но он предает ее. А жених убивает Ларису, не простив пренебрежения.

А.Н. Островский — «Гроза»

Общество часто бывает жестоко по отношению к отдельному человеку. У него слишком много силы и власти, которыми оно распоряжается далеко не всегда справедливо и не всегда на благо людей. Вспомним бедную Катерину из пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза». Обществом небольшого городка Калинова управляли два жестоких самодура – купец Савел Прокофьевич Дикой и купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова (по прозвищу «Кабаниха»). Они держали в страхе не только собственных родственников, но и всех жителей маленького города. Проблема заключалась в том, что общество согласилось с тем, что на верхушке его стоят столь грубые и глупые люди. Они стали лидерами мнений, и никто не стремился что-либо изменить. Так что Катерина, которая чувствовала давление со стороны Кабанихи, поняла, что она не в силах поменять окружение, увязшее в предрассудках. Ведь большинство просто приспособилось и лицемерно приняло ханжеские «нормы». Например, Варвара – дочь Кабанихи – часто обманывала мать. Это казалось ей более лёгким решением, чем бороться за свои права, за свою свободу, за свои убеждения. Катерина была совсем не способна так же влиться в общество, принять множество нелепых и жестоких «правил» – словом, подчиниться окружению, забыв о собственном мнении. Это привело к настоящей трагедии – смерти девушки. Таким образом, общество колоссально влияет на человека – и не щадит тех, кто идёт ему наперекор, кто выбирает не то, как «удобнее», а справедливость и свободу.

Все сочинения

  • Сочинения
  • По литературе
  • Островский
  • По пьесе Бесприданница

Сочинение по пьесе Бесприданница Островского

Произведение рисует картину жизни купцов в период бурного экономического роста, начавшегося в России после отмены крепостного права.

Островский показывает крушение прежнего, устоявшегося веками, жизненного уклада. Вместе с бытом уходят в прошлое и идеалы прежней жизни. Происходит рождение нового делового мира, не сдерживаемого уздой традиций.

С целью более ярко показать рождающееся общество и его новые идеалы, основа которых деньги и успех, он делает главной героиней бедную женщину, которая не смирилась со своим прозябанием на обочине жизни.  На корень всех бед в новом мире намекает название пьесы – «Бесприданница».

Драматург показывает две противоположные натуры, стремящиеся добиться успеха в жизни. Карандышев лишь стремится подражать сильным и богатым, поэтому он производит жалкое впечатление и является объектом насмешек для всех. Однако Островский показывает, что не только Лариса является вещью в этом мире. Самый сильный из героев произведения – Паратов тоже оказывается в положении, близком к тому, что предлагал Кнуров Ларисе. Он вынужден жениться ради денег и его новые родственники не дадут ему больше прежней воли. Вожеватов тоже уступает Ларису более богатому Кнурову, а тот же не смеет мешать Паратову поиграть с ней в последний раз.

Напротив, Лариса Огудалова не стремиться жить по правилам, хотя она тоже не относится к сильных мира сего, как и Карандышев. Проиграв, поставив на Паратова, она гордо отбрасывает мещанское счастье и сохранение репутации в браке с человеком, которого она презирает. Смертельно раненая своим несостоявшимся мужем, Лариса чувствует себя освобожденной и счастливой. Ее душа просит праздника, цыганской песни.

Согласие главной героини стать содержанкой Вожеватова и кровь в конце пьесы показывает силу нового мира и его грядущую победу. Лариса признает, что она вещь. Гибель Ларисы позволяет Островскому показать контраст двух мировоззрений. Драматурга, несомненно, ближе образ главной героини, которую он наделил живым восприятием реальности, артистичной натурой (для контраста поставив рядом ее прагматичную мать).

Смерть Ларисы, давшая ей свободу, знаменует торжество новой жизни, которая больше похожа на бездушный механизм, равнодушно перемалывающий винтики с их чувствами и стремлениями. Однако в этом произведении Островский не только хотел отразить социальные моменты и трагедию «маленького человека», он показывает не опереточных героев, а образы живых людей с их вневременным эгоизмом, амбициями и разочарованиями.

2 вариант

«Бесприданница» по праву считается лучшим драматическим творением Островского. С одной стороны, сюжет чем-то схож с «Грозой», однако он куда более широк и современен. Вместе невеж, Диких и Кабановых приходят негоцианты и промышленники. Они управляют предприятиями, торговыми домами.

Песен бурлаков на Волге становится все меньше и меньше. Торжествует буржуазия. Можно сказать, что в сравнении с «Грозою» герои обрели более европеизированное мышление. Однако напыщенный лоск «высшего мира» вовсе не означает отсутствия пороков. Люди все так же расчетливы, пошлы, низки, имеют корыстные стремления, обладают бессовестным цинизмом.

Лариса Огудалова представляется девушкой чуткой, даже ранимой. Ее впечатлительная натура страдает в продажном мире, где все разговоры лишь о деньгах и собственной выгоде. Многие люди готовы покупать или продаваться. Это очень тяготит героиню.

Истинная любовь важна для нее. Ведь двоих сестер мать буквально «продала». Лариса стремится сохранить девичью честь и человеческое достоинство. Она соглашается стать женой Карандышева, поскольку он добрый, хороший человек, уважает ее, любит и ценит. Тем не менее, цинизм присутствует и в нем.

Можно сказать, что герой самоутверждается за счет ее любви. К слову, это можно заметить по тому, что он позвал на прием всех ее бывших фаворитов.

Героиня стремится уйти от повседневности. Ее душа богата и трепетна.

Не лишним будет сказать, что Ларисе свойственная музыкальная лиричность, он не приемлет «товарно-рыночных» отношений, которые так популярны  вокруг.

Как и  Борис для Катерины, для Ларисы Паратов представляется идеалом мужчины, настоящим спасителем. Однако результат один и тот же. Девушка ошибается, а все недостатки избранника становятся видны невооруженным глазом.

Как и в случае с «Грозой», прозрение трагично.

Лариса устает от того, что никто не видит в ней личность, что ее чувствами пользуются, расценивают ее только лишь как вещь, и ее терпению наступает конец.

Можно сказать, что в пьесе раскрывается трагизм женщин с незаурядной натурой, отвергнувшей несправедливость мира. Смерть в данном случае служит освобождением от неволи и разного рода мытарств. Лариса не только безропотно принимает ее. Но, кажется, она ждала кончины. Ведь это средство облегчения.

К слову, многие из вопросов и проблем, которые поднимает автор, остаются актуальными и спустя столетия, что, безусловно, делает творение гениальным.

Сочинение 3

Пьеса «Бесприданница» является одним из лучших произведений А.Н. Островского. В нем он описывает буржуазное время с модой на искусство, театры и выставки. Однако если заглянуть в глубь самой человеческой личности того времени, то там можно увидеть присутствие все той же подлости и жадности, описанных и в других произведениях автора. За мнимым спокойствием скрываются корыстные денежные расчеты и небывалый цинизм. Люди готовы покупать то, что не имеет цены. Они сами являются распространителями продажности и лжи.

Основной сюжет пьесы закручен на трагедии человеческой души. Главной героиней произведения «Бесприданница» является Лариса Огудалова – девушка ранимая и добрая. Она талантлива и умна, но главная ее проблема в том, что она – бесприданница. Бесприданницами называли девушек, не имеющих денег и приданного. У таких девушек есть только одна возможность добиться успеха в жизни – это выйти замуж за богатого ухажера. Лариса с самого рождения была малообеспеченной девушкой. И ее женихи просто использовали ее чистую душу.

 Ларисе не комфортно в этом мире продажных людей, готовых променять настоящие жизненные ценности на материальные блага. Мать девушки заботиться лишь о том, как бы выгоднее отдать замуж дочерей. Но Лариса не хочет себе такой судьбы. Будучи наивной и искренней девушкой, она верит во взаимность Сергея Паратова, уважаемого и богатого человека в городе. Однако все его чувство было наполнено ложью и корыстными расчетами.

А.Н. Островский в «Бесприданнице» подробно описывает обесценивание человеческой души и то время, когда за деньги можно купить практически все. Перед читателем разворачивается настоящая драма, оканчивающаяся гибелью человека. Лариса Огудалова сама идет на эту гибель от безысходности, от постоянного ощущения того, что она просто марионетка в руках общества. Девушка погибает, не найдя понимания и искренности.

В своем произведении «Бесприданница» автор пытается донести убеждение в том, что за деньги можно купить многое, в том числе любовь и друзей, но это все будет не искренним и настоящим. И если сделать хоть один неверный шаг, то эти самые друзья, любовь, власть, купленные за деньги перейдут к тому, у кого полнее кошелек.

Также читают:

Картинка к сочинению По пьесе Бесприданница

По пьесе Бесприданница

Популярные сегодня темы

  • Анализ сказки Федорино горе Чуковского

    Начало повествования – это достаточно странная картина, по полю разбежалась домашняя утварь, которая больше не хочет жить со своей хозяйкой.

  • Сочинение на тему Музыка

    Музыку можно отнести к древнейшему искусству на нашей планете. Она зародилась из звуков, издаваемых первобытными людьми. Свою эволюцию она прошла сквозь долгие столетия

  • Сочинение Я — личность 6 класс

    Я – личность. Период первых лет жизни, когда ребёнок ещё совсем не понимает, что происходит вокруг, находится в полной зависимости от родителей, не может предсказать к каким последствиям приведут его действия называется детством

  • Характеристика полковника на балу и после бала сочинение

    Петр Анисимович – герой, который представлен в двух «вариантах» – до праздника и после. Конечно, дело не в том, что на вечере он красиво выглядит, хорошо себя показывает, а после такой дома в халате. Нет, он на отдыхе (в обществе) и на работе.

  • Анализ сказки Золотой ключик, или Приключения Буратино Толстого

    Одним из главных героев сказки является мальчик по имени Буратино, которого вырезал из полена папа Карло. Кукла изначально вышла очень красивой и интересной, только нос был очень длинный.

Главная>Сочинения по произведениям

Темы сочинений:

В чём причина драмы героини пьесы?

А. Н. Островский написал пьесу «Бесприданница» в 1879 году, в период резкого скачка торговли и индустрии в стране. Многие заурядные купцы превращались в миллионеров, стремились получить европейское образование, одеваться и выглядеть как европейцы. Полное сочинение>>>

В чём трагедия Ларисы Огудаловой?

Драма Александра Островского «Бесприданница» (1879) — это очень непростое философское произведение. Многогранность пьесы прежде всего связана со сложностью образа главной героини — Ларисы Огудаловой и её трагической судьбой. В чём же трагедия Ларисы Дмитриевны? Полное сочинение>>>

Возможна ли такая трагедия в наше время?

Драма Александра Островского «Бесприданница» (1879) — это произведение, которое по-прежнему не утратило своей актуальности. Несмотря на то что мы живём в XXI веке и современное общество во многом отличается от общества времён написания пьесы, в нём по-прежнему остро стоит проблема денег и проблема отсутствия нравственности. Полное сочинение>>>

Всегда ли любовь делает человека счастливым?

Любовь — это, бесспорно, великое чувство. Оно окрыляет человека и делает его способным на великие подвиги. Но лишь тогда, когда любовь взаимна и оба партнёра в ней равны, то есть с уважением относятся друг к другу. В противоположном случае — нет ничего страшнее несчастной любви. Полное сочинение>>>

Как противостоять ударам судьбы

Судьба нередко бывает жестока по отношению к людям, и для того чтобы достойно противостоять её ударам, порой необходимо иметь сильный характер. Поддержка близких также играет важную роль на пути преодоления жизненных трудностей, и если человек лишается её, то рискует погибнуть, потонув в пучине лжи и несправедливости. Полное сочинение>>>

Кто виноват в смерти Ларисы?

Пьеса Александра Островского «Бесприданница» (1879) — это произведение, повествующее о несчастной любви, человеческом отчаянии и одиночестве. Именно оно (одиночество) и стало основной причиной гибели главной героини — Ларисы Огудаловой, а виноватыми в том, что такое трагическое событие произошло, можно назвать всё окружение девушки. Полное сочинение>>>

Любовь

Целых четыре года посвятил созданию своей пьесы «Бесприданница» Александр Николаевич Островский. Сегодня, благодаря нашумевшей кинокартине, она более известна, как «Жестокий романс». Премьерные спектакли по пьесе состоялись осенью 1878 года, но не имели большого успеха. Полное сочинение>>>

Несчастная любовь

Несчастная любовь в силу своей трагичности нередко становилась двигателем сюжета художественных произведений. Одной из наиболее ярких книг, посвящённых данной теме, можно назвать пьесу Александра Островского «Бесприданница» (1879). На её примере легко прослеживаются все оттенки этого печального чувства. Полное сочинение>>>

Отчаяние

Драма Александра Островского «Бесприданница» (1879) — это произведение о несчастной любви, жестокости общественных нравов и человеческом отчаянии. Последнее в пьесе имеет множество оттенков. Для того чтобы человек ощутил себя на грани отчаяния, как это произошло с главной героиней произведения Ларисой Огудаловой, необходимы острые причины. Полное сочинение>>>

Право на счастье и любовь

Право на счастье и любовь священно для каждого человека, но порой он волей судьбы оказывается заложником гнетущих обстоятельств, вырваться из которых не представляется возможным. Так произошло с главной героиней пьесы Александра Островского «Бесприданница» (1879) Ларисой Огудаловой. Полное сочинение>>>

Разум и чувства

Чем стоит руководствоваться в жизни — разумом или чувствами? Этот вопрос, безусловно, относится к категории философских, то есть не имеющих однозначного ответа, поскольку для каждого человека ответ будет свой, так как многое порой зависит от обстоятельств. Полное сочинение>>>

Я вещь, а не человек

Каждый из нас заслуживает человеческого отношения. Оно выражается в проявлении интереса к нашему внутреннему миру, уважении наших стремлении, умении в нужный момент произнести слова поддержки и выразить своё сочувствие. Полное сочинение>>>

см. также:
Характеристики главных героев произведения Бесприданница, Островский

Краткое содержание Бесприданница, Островский

Краткая биография Александра Островского

  • Островский бесприданница аргумент к сочинению
  • Остров сокровищ сказка читать
  • Остров сокровищ музыкальная рассказ бена ганна
  • Остров сокровищ как пишется
  • Остров семи ветров рассказ все части