Странно, что великолепное, хоть и несколько наивное произведение Островского в последнее время все реже упоминается в школьных программах Вот так всегда: или восторгаемся по приказу вышестоящих, да еще и не тем, чем надо, или отрицаем огульно. Книги надо рассматривать безотносительно к современному политическому климату. Ведь достоинство “Овода” вовсе не в одобрении или отрицании проблем, имевшихся на Апеннинском полуострове накануне итальянской буржуазной революции 1848—1849 годов.
А книга “Целина”, если поставить на обложке имя настоящего автора, вовсе не слабая публицистика, отражающая конкретные события конкретного времени.
Биографический роман Николая Островского — произведение страстное и честное. Вот эпизод, когда Павка Корчагин близок к самоубийству и проводит ревизию своей жизни: “Перед глазами пробежала вся его жизнь, с детства и до последних дней. Хорошо ли, плохо ли он прожил свои 24 года?
Он перебрал в памяти год за годом и пришел к выводу, что, несмотря на ошибки, сделанные по молодости и дури, а больше всего — по незнанию, он не проспал горячих дней, нашел свое место в железной схватке за власть, и на багряном знамени революции есть и его несколько капель крови”.
Рассуждая дальше, Павел вспоминает эпизод боев под Варшавой. Тогда они наскоро перевязывали раненых и оставляли их, а сами мчались дальше: “Эскадрон не останавливает свой бег из-за потери бойца”. И хотя он видел безногих пулеметчиков на тачанках, это все же было исключением.
“Для чего жить, у6гр,а он уже потерял самое дорогое — способность бороться? Чем оправдать свою жизнь сейчас и в безотрадном завтра? Чем заполнить ее? Просто есть, пить и дышать?..”
Действительно, “кто осудит бойца, не желающего агонизировать”? Добровольная смерть обреченных больных в чем-то гуманнее, чем предсмертные мучения.
Когда-то школьники учили наизусть абзац о том, что “жизнь дается человеку один раз”. Сейчас кое-кто употребляет слова Островского в ироническом смысле А зря’ Ведь это действительно так, это действительно высокая цель — “прожить жизнь так, чтобы не жег позор стыда за подлое и мелкое существование”.
В романе есть еще один пронзительный эпизод: Корчагин встречается с Ритой Устинович, которая могла бы стать его женой, не сочти она его погибшим. Он спрашивает девушку: “Не потому ли жаль, Рита, что я никогда не стал бы для тебя больше чем товарищем? — Нет, Павел, мог стать и больше — Это можно исправить? — Немного поздно, товарищ Овод”. Ирония судьбы: “схоронив” друга, Рита вышла замуж, у нее дочка И Павел смотрит на нее с нежностью и говорит: “Все же у меня остается несравненно больше, чем я только что потерял”.
Действительно, жизнь Корчагина, как и жизнь Островского, — сплошной подвиг И тогда, когда воевал за дело, которое считал правым, и когда строил узкоколейку, чтобы спасти город от гибели, и потом, когда слелой, парализованный человек станет писателем
“Дуло презрительно глянуло ему в глаза. Павел положил револьвер на колени и злобно выругался. Все это бумажный героизм, братишка1 Шлепнуть себя каждый дурак сумеет. Это самый трусливый и легкий выход из положения. А ты попробовал эту жизнь победить?… Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай ее полезной”.
Корчагин во многом подражал своему любимому герою — Оводу. Это придавало ему мужества, учило умению терпеть Но если бы у него не было цели, если бы он не считал, что жизнь — это прежде всего борьба, то не помог бы и пример Овода Островский был уверен, что, умирая, он должен сказать: “Вся жизнь и все силы отданы самому дорогому на свете — борьбе за освобождение человечества” И это спасло его от самоубийства, когда в минуту он пережил сознанием больше, чем за целые годы, и тогда, когда были потеряны первые главы единственного экземпляра рукописи, и тогда, когда “в безграничной ярости на жизнь, отнявшую у него глаза, ломал карандаш, а на прикушенных губах выступали капли крови”…
“Как закалялась сталь” — роман, с удивительной точностью отразивший свою эпоху, свой исторический момент: революцию, гражданскую войну, энтузиазм социалистического строительства. Корчагин — один из ярчайших представителей своего поколения. Он и эпоха — одно, они создают друг друга.
Предшественником Корчагина можно назвать его тезку — Павла Власова. Во времени их разделяют десять лет, но в истории они объединены тем, что являются детьми революционной эпохи, воплощением революционной народной страсти, бунтарской стихии масс, воплощением революционной борьбы вообще. Оба они как исторический тип возникают в тот момент, когда вечные поиски правильной “идеи” соединяются с реальным движением масс. Таким образом, корни появления Павла Корчагина следует искать и в народном гневе, и в свойственных прошлому веку исканиях главной идеи.
Как же складывается характер Корчагина? Его детство проходит под знакбм’ “отшвыривания”.
В это время характер Павки уже построен на желании, ощущении всеобщей конечной справедливости, которой нет. К этому надо добавить и желание достичь целостности. У Павки, по сути, нет корней, нет нормального быта, его жизнь – постоянное кочевье. В жизни нет цели, которая объединила бы его всего. Переломными для Павки становятся слова Жухрая: “Как ты, братишка, насчет большевистской партии и коммунистической идеи рассматриваешь?” Важнейшее слово — идея — найдено. Павка мог бы тогда ответить словами Маяковского: “Принимать или не принимать, такого вопроса не было. Моя революция. Пошел и работал. Все, что приходилось”. В момент, когда найдена идея, объединяющая всю сущность Павки воедино, формирование героя завершается.
В судьбе Корчагина воплощается не путь капли в потоке, а сам поток, сама буря. Павлу присуща серьезность, чувство осмысленности каждого шага.
В нем соединяются характерность и ее философский смысл. Чрезвычайно цельно герой решает все вопросы поколения. Если для старших коммунистов существует вопрос о цели и средствах (в сцене угона паровоза Артемом и старшим Брузжаком возникает необходимость убить солдата, и Артем говорит: “У меня это не выйдет. Рука как-то не поднимается”), то Сережа Брузжак, не думая, идет убивать, чтобы приблизить день, когда на земле вообще убийств не будет. Автор не зря ставит Корчагина в любовную ситуацию. Секрет корчагинского отношения к любви — в фразе, сказанной Тоне Тумановой: “У тебя нашлась смелость полюбить рабочего, а полюбить идею не можешь”. Узнав о невозможности продолжения отношений с Ритой Устинович, он говорит правдиво, без жеста: “Все же у меня осталось несравненно больше, чем я только что потерял”. Корчагин не может любить в ущерб идее, не может жертвовать идеей.
Павел отдается любви к Тае Кюцам, найдя в ней товарища и опору, только тогда, когда идее ничто не уфожает.
Поколение Павла Корчагина тем не менее нельзя назвать аскетическим. Они ощущают полноту жизни, их подвиги нельзя назвать жертвенными: они чувствуют свое место в жизни, а отсюда — их уверенность в себе и убежденность, что они делают великое дело.
В книге есть много эпизодов, в которых любой из его собратьев по поколению мог бы вести себя подобно Павлу. Но есть моменты, когда нужен именно он. Это те ситуации, когда сильная, единая воля должна победить пошлость. Только Корчагин мог после рассказа о том, как белополяки замучили ше-петовских комсомольцев, сказать: “За жестокое отношение к безоружным пленным будем расстреливать. Мы не белые!” Ключевой эпизод книги — строительство узкоколейки, где энергия духа Павла совершает действительно невозможное.
Один из важнейших мотивов повести — борьба со смертью. Корчагин мог погибнуть неоднократно, но его воля к жизни побеждает. Павка мечтает о судьбе Овода, ищет случая умереть за идею. Но человеческий дух бросает вызов самой смерти, так как вера в беспредельность человеческих возможностей заложена в основе идеи коммунизма. И сама книга заканчивается мотивом победы. “Самое дорогое у человека — это жизнь, и прожить ее надо так, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за идею коммунизма” — так кончалась в черновиках к произведению эта знаменитая фраза. Жизнь Павла проходит в стремительном движении. Самое ужасное для него — бездействие, наступившее после героической жизни. И во время болезни Павел ищет дело, полезное для людей. “Как закалялась сталь” — книга о том, как борется до конца героическое поколение Павки Корчагина.
. К сожалению, героика этого поколения соединена с трагизмом. Люди верили в идею безоглядно, готовы были идти за нее на смерть, но они не видели обратную сторону этой идеи. Имеем ли мы право их обвинять? Думаю, нет. Сама история расставила все точки над i, ибо такие преданные делу коммунизма люди, как Павка, стали жертвами репрессий и убийств в тридцатые годы
Читая сейчас роман Николая Островского «Как закалялась сталь», поймут его не многие, а если и поймут, то не все. Это роман о далёком прошлом времени и современной молодёжи многое из прочитанного покажется странным, неинтересным в какой-то степени смешным.
Этот роман – это не просто книга, это биографические воспоминания и мысли самого автора. Рассуждая наедине с читателем, автор вспоминает былые времена, интересные события и прекрасные моменты, которые навсегда остались в его сердце.
Автор анализирует каждый год своей жизни и, хотя,
где-то он поступал не совсем правильно, его нельзя осудить за это. Прост он был молод и горяч, теперь в более зрелом возрасте его мучают угрызения совести, ему стыдно, но меж тем, он нашёл своё место в мире, не спрятался от войны.
Читая роман «Как закалялась сталь» нельзя остаться равнодушным. Во время описания сен боя или мук раненых солдат, по спине пробегает дрожь. Становится страшно. Страшно за тех молодых ребят, которые, не видя жизни, уже воют, умирают, становятся инвалидами. Эти сцены заставляют задуматься о том, что мы живём во время гораздо спокойнее, но не любим свою жизнь так, как ценило её воевавшее поколение.
Очень
верно и мудро Островский пишет о человеческой ценности: «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…». Наши родители раньше учили весь этот кусочек на память, я считаю, нам тоже нужно выучит его. Пусть он будет как своего рода девиз, по которому должен жить каждый человек, возможно и мир тогда был бы намного лучше, спокойнее и добрее.
Это не единственный момент, который взывает бурю эмоций. Наравне с ним, можно отметить момент встречи Корчагина с Ритой Устинович. Настоящая дружба, которая постепенно и незаметно переросла в любовь. Она могла бы иметь гораздо счастливее конец, если бы не война. Думая, что Корчагин умер, Рита вышла замуж и родила дочь. Однако момент их встречи чрезвычайно нежный и трепетный, кажется, Корчагин любит дочь Риты, как свою собственную. Это очень трогательно.
Роман «Как закалялась сталь» учит мужеству, настоящему мужеству, не показухе, а мужеству внутри себя, учит выживать даже в самой сложной ситуации, учит ценить каждый миг, который дарит тебе судьба и верить, что именно так и должно было случиться. Нам есть чему поучиться, читая этот роман, есть, что запомнить и есть над чем задуматься.
“Как закалялась сталь” — роман, с удивительной точностью отразивший свою эпоху, свой исторический момент; революцию, гражданскую войну, энтузиазм социалистического строительства. Корчагин — один из ярчайших представителей своего поколения. Он и эпоха — одно, они создают друг друга.
Предшественником Корчагина можно назвать его тезку — Павла Власова. Во времени их разделяют десять лет, но в истории они объединены тем, что являются детьми революционного времени, воплощением революционной народной страсти, бунтарской стихии масс, воплощением революционной борьбы вообще. Оба они как исторический тип возникают в тот момент, когда вечные поиски правильной “идеи” соединяются с реальным движениям масс. Таким образом, корни появления Павла Корчагина следует искать и в народном гневе, и в свойственных прошлому веку исканиях главной идеи.
Как же складывается характер Корчагина? Его детство проходит под знаком “отшвыривания”. Отсюда в душе Павки появляется ощущение постоянной отверженности, духовной ущемленности. Униженность рождает ответную злобу, которая заполняет все пустоты его души. Уязвленная , гордость концентрируется, когда возникает первая любовь к социально недоступной красавице. В это время характер Павки уже построен на желании, ощущении всеобщей конечной справедливости, которой нет. К этому надо добавить и желание достичь целостности. У Павки, по сути, нет корней, нет нормального быта, его жизнь — постоянное кочевье. В жизни нет цели, которая объединила бы его всего. Переломными для Павки становятся слова Жухрая: “Как ты, братишка, насчет большевистской партии и коммунистической идеи рассматриваешь?” Важнейшее слово — идея — найдено. Павка мог бы тогда ответить словами Маяковского: “Принимать или не принимать, такого вопроса не было. Моя революция. Пошел и работал. Все, что приходилось”. В момент, когда найдена идея, объединяющая всю сущность Павки воедино, формирование героя завершается.
В судьбе Корчагина воплощается не путь капли в потоке, а сам поток, сама буря. Павлу присуща серьезность, чувство осмысленности каждого шага. В нем соединяются характерность и ее философский смысл. Чрезвычайно цельно герой решает все вопросы поколения. Если для старших коммунистов существует вопрос о цели и средствах (в сцене угона паровоза Артемом и старшим Брузжаком возникает необходимость убить солдата, и Артем говорит: “У меня это не выйдет. Рука как-то не поднимается”), то Сережа Брузжак, не думая, идет убивать, чтобы приблизить день, когда на земле вообще убийств не будет. Автор не зря ставит Корчагина в любовную ситуацию. Секрет корчагинского отношения к любви — в фразе, сказанной Тоне Тумановой: “У тебя нашлась смелость полюбить рабочего, а полюбить идею не можешь”. Узнав о невозможности продолжения отношений с Ритой Устинович, он говорит правдиво, без жеста: “Все же у меня осталось несравненно больше, чем я только что потерял”. Корчагин не может любить в ущерб идее, не может жертвовать идеей. Павел отдается любви к Тае Кюцам, найдя в ней товарища и опору, только тогда, когда идее ничто не угрожает.
Поколение Павла Корчагина тем не менее нельзя назвать аскетическим. Они ощущают полноту жизни, их подвиги нельзя назвать жертвенными: они чувствуют свое место в жизни, а отсюда — их уверенность в себе и убежденность, что они делают великое дело.
В книге есть много эпизодов, в которых любой из его собратьев по поколению мог бы вести себя подобно Павлу. Но есть моменты, когда нужен именно он. Это те ситуации, когда сильная, единая воля должна победить пошлость. Только Корчагин мог после рассказа о том, как белополяки замучили шепетовских комсомольцев, сказать: “За жестокое отношение к безоружным пленным будем расстреливать. Мы не белые!” Ключевой эпизод книги — строительство узкоколейки, где энергия духа Павла совершает действительно невозможное.
Одна из важнейших мотивов повести — борьба со смертью. Корчагин мог погибнуть неоднократно, но его воля к жизни побеждает. Павка мечтает о судьбе Овода, ищет случая умереть за идею. Но человеческий дух бросает вызов самой смерти, так как вера в беспредельность человеческих возможностей заложена в основе самой идеи коммунизма. И сама книга заканчивается мотивом победы. “Самое дорогое у человека — это жизнь, и прожить ее надо так, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за идею коммунизма” — так кончалась в черновиках к произведению эта знаменитая фраза. Жизнь Павла проходит в стремительном движении. Самое ужасное для него — бездействие, наступившее после героической жизни. И во время болезни Павел ищет дело, полезное для людей. “Как закалялась сталь” — книга о том, как борется до конца героическое поколение Павки Корчагина.
К сожалению, героика этого поколения соединена с трагизмом. Люди верили в идею безоглядно, готовы были идти за нее на смерть, но они не видели обратную сторону этой идеи. Имеем ли мы право их обвинять? Думаю, нет. Сама история расставила все точки над “i”, ибо такие преданные делу коммунизма люди, как Павка, стали жертвами репрессий и убийств в тридцатые годы. Но мне кажется, что даже тогда они шли умирать с высоко поднятой головой.
Нужна помощь в написании сочинение?
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Цена сочинения
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/
Н. Островский Как закалялась сталь
Описанное в романе «необыкновенное время» включает первую мировую
войну, Февральскую и Октябрьскую революции, гражданскую войну, борьбу с
разрухой, бандитизмом, мелкобуржуазными элементами, отпор партийной
оппозиции, период индустриализации страны. Эти события формируют характер и
психологию героев романа, отражаются на судьбах людей, творящих новые
общественные отношения.
В романе очень много действующих лиц (около 200), и всех их можно
разделить на два противостоящих лагеря.
В этой борьбе двух враждебных сил выковывался новый человек,
формировались новые представления о жизни, новая мораль. Автор стремился
показать как закалялись характеры первого поколения коммунистической
молодёжи, проходящего через разнообразные жизненные испытания, находящегося
всегда впереди, на линии огня. Н. Островский, объясняя смысл заглавия
романа говорил: «Сталь закаляется при большом огне и сильном охлаждении.
Тогда она становится крепкой и ничего не боится. Так закалялось и наше
поколение в борьбе и страшных испытаниях и училось не падать перед жизнью».
Этой задачей, стоящей перед автором, и объясняется такой широкий охват
действительности, обилие в романе исторических событий и явлений
общественной жизни страны, строящей социализм.
В эпизодах романа действуют многочисленные персонажи, многие из
которых очерчены довольно бегло. Но и те, кто встречается довольно часто, и
те, кого мы видим в одном эпизоде, создают представление о коллективном
облике определенной социальной среды. И те и другие помогают увидеть два
лагеря: в одном из них Корчагин и его единомышленники, в другом – яростные
враги революции или люди, предавшие её идеалы. Эпизодические лица помогают
лучше представить эпоху массовых потрясений, событий, затронувших судьбы
миллионов людей. Массовость революционного движения в романе показана
именно через эту множественность параллельных человеческих судеб.
Павел Корчагин и окружающие его товарищи по борьбе, жизнь, идеалы
которых в той или иной степени повторяют его жизнь и духовный облик, как
раз и создают тот типичный «образ молодого бойца, на которого равнялась бы
молодежь». Иван Жаркий, Серёжа Брузжак, Рита Устинова, Панкратов, Гришутка
Хороводько и другие при всей своей индивидуальности несут в себе то общее,
что повторяется от характера к характеру, и в результате полно и ярко
раскрывают черты молодой гвардии большевиков.
Роль партии в революции показана через коллективный образ, включающий
такие фигуры, как Федор Жухрай, Зоя Игнатьева, слесарь Токарев, Жигирева,
Чернокозов и др. И хотя появляются они в романе эпизодически и каждый из
них очерчен двумя-тремя штрихами, все вместе они создают глубокое
представление о роли партии в революции и гражданском строительстве, о типе
коммуниста – организатора и воспитателя масс.
Страстное стремление остаться в строю борцов за идеи коммунизма
руководит Павлом Корчагиным. Начинается битва с недугами. И здесь
сказывается героизм Павла и трагизм его положения, так как он терпит одно
поражение за другим в этой битве. Но оптимизм этой трагедии в «победе духа
над телом», в найденном пути возвращения в общий строй бойцов, в слиянии
личного с общественным, в активном участи в жизни страны и воспитания
молодых коммунистов пламенным словом писателя-бойца.
Воплощая в своем герое, в его характере и поступках черты нового типа
человеческой личности, носителя героического начала, коммуниста-бойца за
идеалы народа, Островский создает образ положительного героя, духовный
строй и общественное поведение являют собой норму, могут служить образцом
для подражания.
В галерее положительных образов советской литературы Павел Корчагин
занимает особое место: в нем как бы собраны и обобщены главные черты,
присущие человеку социалистического общества. Павел Корчагин словно вбирает
в себя черты главных героев Фурманова и Кина, Гладкова и Фадеева, воплощая
целый характер современника с присущими ему душевной чистотой и
воинствующей идейностью, простой и вместе с тем необыкновенной
героичностью.
Павел Корчагин представляет собой «тип такого положительного героя,
который непосредственным примером всей своей жизни учит жить, бороться,
побеждать. И то, что художественный образ, воплотивший в себе нормы
коммунистической морали, стал нарицательным в нашем народе и выражает уже
массовое явление в жизни, свидетельствует об истинной народности этого
образа».
В книге болгарского писателя Людмила Стоянова «О литературе,
искусстве и культуре» есть следующие слова: «Самое трудное в литературе –
создать новый тип, целостный и правдивый, в котором тысячи и тысячи находят
что-то свое, от своей судьбы и от своей жизни. Павел Корчагин именно такой
новый тип, новый человек, и именно это значение почувствовали миллионы
читателей, которые его любят, как нечто свое, близкое».
Д о к л а д
Н. Островский «Как закалялась сталь»
Выполнил ученик 11 «а» класса средней школы №6
Пучкин Александр
Проверила Кисленко Татьяна Дмитриевна
Сочинение: Островский Как закалялась сталь
«Как закалялась сталь»
Корчагин Павел (Павка) – главный герой, автобиографический персонаж. Это один из основных идеальных образов – «мифов» литературы социалистического реализма. Имя «Павел» сближает персонажа с Павлом Власовым – героем повести М. Горького «Мать» (мотив самоотвержения, забвения личного ради коллективного, «телесного» ради духовного). Актуализируются и евангельские ассоциации (тип героя-«мученика», проходящего череду «умираний» и «воскрешений»). Роман построен по принципу жизнеописания-хроники. В детстве Павла выгоняют из школы за то, что он в знак протеста насыпал учителю закона Божия отцу Василию махорки в тесто. Затем Павел в течение двух лет работает в буфете на железнодорожной станции. По оплошности Павла, оставившего открытым кран, вода заливает зал ожидания и вещи пассажиров; за это официант Прохошка жестоко избивает П., а брат Павла Артем, в свою очередь, избивает Прохошку, за что проводит неделю в жандармском отделении. Артем устраивает Павла на электростанцию. 1917 год не приносит особенных перемен в жизни Павла и его друзей — Сережки Брузжака и Климки; однако весной 1918 года в город входят красные партизаны. Покидая город, они раздают оружие населению: Павел добывает винтовку, отняв ее у некоего мальчишки. Артем знакомит Павла с Федором Жухраем, который оставлен в городе для подпольной работы. Жухрай начинает работать монтером на электростанции; он воспитывает Павла, учит его драться «по-настоящему» — т. е. по правилам английского бокса. Во время рыбной ловли Павел знакомится с Тоней Тумановой, дочерью лесничего; она наблюдает его драку с сыном начальника депо Сухарько, в которой Павел применяет науку Жухрая. Через некоторое время Тоня встречается с Павлом на берегу озера; она полагает, что его можно «приручить». На работе в свободное время Павел читает роман «Джузеппе Гарибальди»; узнав о его любви к чтению, Тоня показывает ему библиотеку в их доме. Под влиянием Тони Павел начинает выглядеть по-другому даже внешне: «черномазый кочегар предстал совсем в ином свете».
Город занят петлюровцами. Жухрай, скрываясь, в течение восьми дней живет у Павла, и общение с ним оказывает на героя огромное влияние. Однажды вечером Жухрай не возвращается. На следующий день Павел видит его на улице арестованного под конвоем. Бросившись на конвоира, Павел спасает Жухрая. Вскоре по доносу арестовывают самого Павла. Сидя под замком в ожидании расстрела, Павел оказывается в одной камере с девушкой по имени Христина. Предполагая, что наутро будет изнасилована комендантом, она хочет отдаться Павлу, однако он, вспоминая о Тоне, не может выполнить просьбу Христины. Вскоре по недоразумению из тюрьмы выпускают почти всех арестованных, включая Павла. Убегая, он оказывается около усадьбы лесничего; встречает Тоню, которая прячет его. Наутро Павел с помощью Артема покидает город на паровозе. Через некоторое время Артем получает от него письмо, в котором Павел сообщает, что воюет в кавалерийской бригаде им. Котовского; был ранен в ногу, в феврале 1920 года перенес тиф. В течение года Павел воюет на тачанке в разведке. На привале он читает бойцам роман «Овод», а на следующий день говорит политруку о своем намерении «перемахнуть» в 1-ю Конную: «у них дела впереди погорячее». Летом 1920 года Павел уже в 1-й Конной. 19 августа 1920 года под Львовом он тяжело ранен в бою; тринадцать дней лежит без памяти, а затем начинается «второе рождение». Этот период его жизни описан в дневнике младшего врача госпиталя, Нины Владимировны. В середине октября Павел выписывается из госпиталя, оставшись слепым на один глаз. Он начинает заниматься комсомольской работой и пытается привлечь к ней Тоню, однако видит, что ей это неинтересно. «Дешевый индивидуализм Тони становился непереносимым Павлу. Необходимость разрыва была ясна обоим». Павел работает в Губчека под началом Жухрая, однако изнуряющая работа ему не по силам, и он становится секретарем комитета комсомола железнодорожных мастерских. Гражданская война оканчивается, и Павел приезжает к матери, а через две недели уезжает в Киев. Занимаясь политграмотой под руководством Риты Устинович, Павел чувствует, что влюбляется в нее, и решает прервать занятия, внешне мотивируя это тем, что плохо понимает объяснения Риты.
Приближается зима, и возникает угроза голода и холода: «Хлеб и дрова решали все». Чтобы обеспечить подвоз дров, необходимо в течение трех месяцев построить узкоколейку к лесоразработкам. Работа в нечеловечески тяжелых условиях усугубляется тем, что в лесах действуют бандиты. Приехавший на стройку Жухрай дарит Павлу свой маузер. Во время сильного снегопада на расчистку железнодорожного полотна привлечены пассажиры проходящего поезда. Среди них Павел встречает Тоню с мужем: «Она с трудом узнала в оборванце Корчагина в рваной, истрепанной одежде и фантастической обуви, с грязным полотенцем на шее, с давно не мытым лицом стоял перед ней Павел. Только одни глаза с таким же, как прежде, незатухающим огнем». Павел называет Тоню «замаринованной», заявляет, что от нее «нафталином запахло» и говорить с ней ему не о чем. На строительстве начинается тиф, которым заболевает и Павел. Ошибочно сообщается о его смерти, однако герой «перевалил четвертый раз смертный рубеж и возвращался к жизни». Выздоровев, Павел бродит по городу, приходит на кладбище, где похоронены его друзья, погибшие в годы гражданской войны; он думает о ценности жизни и о том, что нужно «спешить жить»: «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое».
В Киеве Павел начинает работать в мастерских помощником электромонтера: заботится о чистоте рабочих, мест, о трудовой дисциплине и т. п. Подает заявление о вступлении в партию. Вместе с другими комсомольцами Павел работает на лесосплаве, спасая дрова из ледяной воды; у него начинается острый ревматизм. Врачебная комиссия признает Павла нетрудоспособным, однако он отказывается от пенсии и просит новое дело. Получает назначение в губвоенкомат для политработы в системе всеобуча; становится военным комиссаром батальона всеобуча на польско-советской
границе, вместе с батальоном принимает участие в маневрах. Павел прилагает много усилий к созданию комсомольских ячеек в приграничных селах; вся молодежь в районе знает его: «Никогда еще гармонь не играла такой большой роли в пропаганде, как здесь, на сельских вечеринках, на улице». Павла отзывают в губком комсомола для направления на ответственную работу. Он принимает участие в дискуссиях с оппозиционерами-троцкистами. На Шестом съезде комсомола в Москве Павел встречается с Ритой Устинович, которая не знала, что он жив. На вопрос о том, зачем три года назад он прервал занятия с ней, Павел отвечает, что хотел взять пример с героя романа «Овод»: «Я за основное в «Оводе» — за его мужество, за безграничную выносливость, за этот тип человека, умеющего переносить страдания, не показывая их всем и каждому. Я за этот образ революционера, для которого личное ничто в сравнении с общим». На прощание Рита оставляет Павла письмо и две тетради своего дневника, посвященные ему.
Через два года П. требуется серьезное лечение в Крыму; он едет в санаторий. Вернувшись в Харьков, попадает в автокатастрофу: необходимо оперировать колено. Операция становится для Павлу «первым актом трагедии». В письме к брату Артему он сообщает, что стал часто бывать в госпиталях. Врачи предсказывают ему полную потерю подвижности (последствия старого ранения в спину). Находясь в санатории, Павел получает от матери письмо с просьбой заехать к живущей неподалеку от Евпатории подруге ее юности. В еврейском семействе Кюцам Павел знакомится с Таей, которая станет впоследствии его женой. Павел возвращается в Харьков и пытается приступить к работе в ЦК комсомола, однако здоровье не позволяет. Он просит подобрать ему подходящую работу: «Из строя меня выведет только смерть». Однако вскоре ему приходится выйти на пенсию по инвалидности, и он уезжает в семью Кюцам, живет в их доме, — несмотря на враждебность отца семейства. Все более явственной становится «трагедия неподвижности». Павел подумывает о самоубийстве, однако затем называет эту затею «бумажным героизмом», говоря себе: «Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай ее полез-
ной». В письме к Артему Павел применительно к себе цитирует слова Сталина: «Нет таких крепостей, которые большевики не могли бы взять». Павел женится на Тае, и они уезжают в другой приморский городок. Павел учится в заочном коммунистическом университете, занимается с партийной молодежью. Но болезнь прогрессирует: у него парализованы ноги и левая рука. Затем наступает полная слепота. Единственным окном в мир остается радио. Подвиги комсомольцев — строителей Магнитки и Днепрогэса — Павел воспринимает как продолжение деятельности его поколения. Через полтора года Павел едет в Москву, к врачам, переносит несколько операций, которые, однако, не дают положительного результата. Павел и Тая получают комнату в Москве. У П. возникает замысел написать повесть о дивизии Котовского под названием «Рожденные бурей». Таким образом, жизнь его обретает новый смысл. Последние слова романа: «Разорвано железное кольцо, и он опять — уже с новым оружием — возвращался в строй и к жизни».
Николай Алексеевич Островский
Как закалялась сталь
Роман (1932-1934)
Автобиографический роман Николая Островского разделен на две части, каждая из которых содержит по девять глав: детство, отрочество и юность; затем зрелые годы и болезнь.
За недостойный поступок (насыпал священнику махры в тесто) кухаркина сына Павку Корчагина выгоняют из школы, и он попадает “в люди”. “Заглянул мальчик в самую глубину жизни, на ее дно, в колодезь, и затхлой плесенью, болотной сыростью пахнуло на него, жадного ко всему новому, неизведанному”. Когда в его маленький городок вихрем ворвалась ошеломляющая весть “Царя скинули”, Павлу вовсе некогда было думать об учебе, он тяжело работает и по-мальчишески, не раздумывая, прячет оружие вопреки запрету со стороны шефов внезапно нахлынувшей неметчины. Когда губернию заливает лавина петлюровских банд, он становится свидетелем множества еврейских погромов, заканчивавшихся зверскими убийствами.
Гнев и возмущение часто охватывают юного смельчака, и он не может не помочь матросу Жухраю, другу своего брата Артема, работавшего в депо. Матрос не раз по-доброму беседовал с Павлом: “У тебя, Павлуша, есть все, чтобы быть хорошим бойцом за рабочее дело, только вот молод ты очень и понятие о классовой борьбе очень слабое имеешь. Я тебе, братишка, расскажу про настоящую дорогу, потому что знаю: будет из тебя толк. Тихоньких да примазанных не люблю.
Теперь на всей земле пожар начался. Восстали рабы и старую жизнь должны пустить на дно. Но для этого нужна братва отважная, не маменькины сынки, а народ крепкой породы, который перед дракой не лезет в щели, как таракан, а бьет без пощады”. Умеющий драться, крепкий и мускулистый Павка Корчагин спасает из-под конвоя Жухрая, за что его самого по доносу хватают петлюровцы.
Павке не был знаком страх обывателя, защищающего свой скарб (у него ничего не было), но обычный человеческий страх захватил его ледяной рукой, особенно когда он услышал от своего конвоира: “Чего его таскать, пане хорунжий? Пулю в спину, и кончено”. Павке стало страшно. Однако Павке удается спастись, и он прячется у знакомой девушки Тони, в которую влюблен.
К сожалению, она интеллигентка из “класса богатых”: дочь лесничего.
Пройдя первое боевое крещение в боях гражданской войны, Павел возвращается в город, где создана комсомольская организация, и становится ее активным членом. Попытка затащить в эту организацию Тоню проваливается. Девушка готова ему подчиняться, но не до конца. Слишком расфранченной она приходит на первое комсомольское собрание, и ему тяжело ее видеть среди выцветших гимнастерок и кофточек.
Дешевый индивидуализм Тони становится непереносимым Павлу. Необходимость разрыва была ясна им обоим… Непримиримость Павла приводит его в ЧК, тем более в губернии ее возглавляет Жухрай.
Однако чекистская работа действует на нервы Павла весьма разрушающе, учащаются его контузионные боли, он часто теряет сознание, и после короткой передышки в родном городе Павел едет в Киев, где тоже попадает в Особый отдел под руководство товарища Сегала.
Вторая часть романа открывается описанием поездки на губконференцию с Ритой устинович, Корчагина назначают ей в помощники и телохранители. Одолжив у Риты “кожаную куртку”, он протискивается в вагон, а потом через окно втаскивает молодую женщину. “Для него Рита была неприкосновенна. Эго был его друг и товарищ по цели, его политрук, и все же она была женщиной.
Он это впервые ощутил у моста, и вот почему его волнует так ее объятье. Павел чувствовал глубокое ровное дыхание, где-то совсем близко ее губы. От близости родилось непреодолимое желание найти эти губы.
Напрягая волю, он подавил это желание”.
Не в силах совладать со своим чувством, Павел Корчагин отказывается от встреч с Ритой устинович, обучающей его политграмоте. Мысли о личном отодвигаются в сознании юноши еще дальше, когда он принимает участие в строительстве узкоколейки. Время года трудное – зима, комсомольцы работают в четыре смены, не успевая отдыхать.
Работу задерживают бандитские налеты. Кормить комсомольцев нечем, одежды и обуви тоже нет. Работа до полного надрыва сил заканчивается тяжелой болезнью.
Павел падает, сраженный тифом. Самые близкие друзья его, Жухрай и устинович, не имея о нем сведений, думают, что он умер.
Однако после болезни Павел снова в строю. В качестве рабочего он возвращается в мастерские, где не только упорно трудится, но еще и наводит порядок, заставляя комсомольцев вымыть и почистить цех к вящему недоумению начальства. В городке и по всей Украине продолжается классовая борьба, чекисты ловят врагов революции, подавляют бандитские налеты.
Молодой комсомолец Корчагин совершает немало добрых дел, защищая на заседаниях ячейки своих товарищей, а на темных улицах – подруг по партии.
“Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь, все силы были отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить.
Ведь нелепая болезнь или какая-нибудь трагическая случайность могут прервать ее”.
Став свидетелем множества смертей и убивая сам, Павка ценил каждый прожитый день, принимая партийные приказы и уставные распоряжения как ответственные директивы своего бытия. Как пропагандист он принимает участие и в разгроме “рабочей оппозиции”, называя “мелкобуржуазным” поведение своего родного брата, и тем более в словесных атаках на троцкистов, осмелившихся выступать против партии. Его не желают слушать, а ведь товарищ Ленин указывал, что надо делать ставку на молодежь.
Когда в Шепетовке стало известно, что умер Ленин, тысячи рабочих стали большевиками. Уважение партийцев продвинуло Павла далеко вперед, и однажды он оказался в Большом театре рядом с членом ЦК Ритой устинович, с удивлением узнавшей, что Павел жив. Павел говорит, что он ее любил, как Овод, человек мужественный и безгранично выносливый.
Но у Риты уже есть друг и трехлетняя дочурка, а Павел болен, и его отправляют в санаторий ЦК, тщательно обследуют. Однако тяжелая болезнь, приведшая к полной неподвижности, прогрессирует. Никакие новые лучшие санатории и больницы не в состоянии его спасти.
С мыслью о том, что “надо остаться в строю”, Корчагин начинает писать. Рядом с ним хорошие добрые женщины: сначала Дора Родкина, потом Тая Кюцам. “Хорошо ли, плохо ли он прожил свои двадцать четыре года? Перебирая в памяти год за годом, Павел проверял свою жизнь как беспристрастный судья и с глубоким удовлетворением решил, что жизнь прожита не так уж плохо…
Самое главное, он не проспал горячих дней, нашел свое место в железной схватке за власть, и на багровом знамени революции есть и его несколько капель крови”.
О. В. Тимашева
Loading…
Автобиографический роман Николая Островского разделен на две части, каждая из которых содержит по девять глав: детство, отрочество и юность; затем зрелые годы и болезнь. За недостойный поступок (насыпал священнику махры в тесто) кухаркина сына Павку Корчагина выгоняют из школы, и он попадает «в люди». «Заглянул мальчик в самую глубину жизни, на ее дно, в колодезь, и затхлой плесенью, болотной сыростью пахнуло на него, жадного ко всему новому, неизведанному». Когда в его маленький городок вихрем ворвалась ошеломляющая весть «Царя скинули», Павлу вовсе некогда было думать об учебе, он тяжело работает и по-мальчишески, не раздумывая, прячет оружие вопреки запрету со стороны шефов внезапно нахлынувшей неметчины. Когда губернию заливает лавина петлюровских банд, он становится свидетелем множества еврейских погромов, заканчивавшихся зверскими убийствами. Гнев и возмущение часто охватывают юного смельчака, и он не может не помочь матросу Жухраю, другу своего брата Артема, работавшего в депо. Матрос не раз по-доброму беседовал с Павлом: «У тебя, Павлуша, есть все, чтобы быть хорошим бойцом за рабочее дело, только вот молод ты очень и понятие о классовой борьбе очень слабое имеешь. Я тебе, братишка, расскажу про настоящую дорогу, потому что знаю: будет из тебя толк. Тихоньких да примазанных не люблю. Теперь на всей земле пожар начался. Восстали рабы и старую жизнь должны пустить на дно. Но для этого нужна братва отважная, не маменькины сынки, а народ крепкой породы, который перед дракой не лезет в щели, как таракан, а бьет без пощады». Умеющий драться, крепкий и мускулистый Павка Корчагин спасает из-под конвоя Жухрая, за что его самого по доносу хватают петлюровцы. Павке не был знаком страх обывателя, защищающего свой скарб (у него ничего не было), но обычный человеческий страх захватил его ледяной рукой, особенно когда он услышал от своего конвоира: «Чего его таскать, пане хорунжий? Пулю в спину, и кончено». Павке стало страшно. Однако Павке удается спастись, и он прячется у знакомой девушки Тони, в которую влюблен. К сожалению, она интеллигентка из «класса богатых»: дочь лесничего. Пройдя первое боевое крещение в боях гражданской войны, Павел возвращается в город, где создана комсомольская организация, и становится ее активным членом. Попытка затащить в эту организацию Тоню проваливается. Девушка готова ему подчиняться, но не до конца. Слишком расфранченной она приходит на первое комсомольское собрание, и ему тяжело ее видеть среди выцветших гимнастерок и кофточек. Дешевый индивидуализм Тони становится непереносимым Павлу. Необходимость разрыва была ясна им обоим... Непримиримость Павла приводит его в ЧК, тем более в губернии ее возглавляет Жухрай. Однако чекистская работа действует на нервы Павла весьма разрушающе, учащаются его контузионные боли, он часто теряет сознание, и после короткой передышки в родном городе Павел едет в Киев, где тоже попадает в Особый отдел под руководство товарища Сегала. Вторая часть романа открывается описанием поездки на губконференцию с Ритой УСТИНОВИЧ, Корчагина назначают ей в помощники и телохранители. Одолжив у Риты «кожаную куртку», он протискивается в вагон, а потом через окно втаскивает молодую женщину. «Для него Рита была неприкосновенна. Эго был его друг и товарищ по цели, его политрук, и все же она была женщиной. Он это впервые ощутил у моста, и вот почему его волнует так ее объятье. Павел чувствовал глубокое ровное дыхание, где-то совсем близко ее губы. От близости родилось непреодолимое желание найти эти губы. Напрягая волю, он подавил это желание». Не в силах совладать со своим чувством, Павел Корчагин отказывается от встреч с Ритой УСТИНОВИЧ, обучающей его политграмоте. Мысли о личном отодвигаются в сознании юноши еще дальше, когда он принимает участие в строительстве узкоколейки. Время года трудное — зима, комсомольцы работают в четыре смены, не успевая отдыхать. Работу задерживают бандитские налеты. Кормить комсомольцев нечем, одежды и обуви тоже нет. Работа до полного надрыва сил заканчивается тяжелой болезнью. Павел падает, сраженный тифом. Самые близкие друзья его, Жухрай и УСТИНОВИЧ, не имея о нем сведений, думают, что он умер. Однако после болезни Павел снова в строю. В качестве рабочего он возвращается в мастерские, где не только упорно трудится, но еще и наводит порядок, заставляя комсомольцев вымыть и почистить цех к вящему недоумению начальства. В городке и по всей Украине продолжается классовая борьба, чекисты ловят врагов революции, подавляют бандитские налеты. Молодой комсомолец Корчагин совершает немало добрых дел, защищая на заседаниях ячейки своих товарищей, а на темных улицах — подруг по партии. «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь, все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-нибудь трагическая случайность могут прервать ее». Став свидетелем множества смертей и убивая сам, Павка ценил каждый прожитый день, принимая партийные приказы и уставные распоряжения как ответственные директивы своего бытия. Как пропагандист он принимает участие и в разгроме «рабочей оппозиции», называя «мелкобуржуазным» поведение своего родного брата, и тем более в словесных атаках на троцкистов, осмелившихся выступать против партии. Его не желают слушать, а ведь товарищ Ленин указывал, что надо делать ставку на молодежь. Когда в Шепетовке стало известно, что умер Ленин, тысячи рабочих стали большевиками. Уважение партийцев продвинуло Павла далеко вперед, и однажды он оказался в Большом театре рядом с членом ЦК Ритой УСТИНОВИЧ, с удивлением узнавшей, что Павел жив. Павел говорит, что он ее любил, как Овод, человек мужественный и безгранично выносливый. Но у Риты уже есть друг и трехлетняя дочурка, а Павел болен, и его отправляют в санаторий ЦК, тщательно обследуют. Однако тяжелая болезнь, приведшая к полной неподвижности, прогрессирует. Никакие новые лучшие санатории и больницы не в состоянии его спасти. С мыслью о том, что «надо остаться в строю», Корчагин начинает писать. Рядом с ним хорошие добрые женщины: сначала Дора Родкина, потом Тая Кюцам. «Хорошо ли, плохо ли он прожил свои двадцать четыре года? Перебирая в памяти год за годом, Павел проверял свою жизнь как беспристрастный судья и с глубоким удовлетворением решил, что жизнь прожита не так уж плохо... Самое главное, он не проспал горячих дней, нашел свое место в железной схватке за власть, и на багровом знамени революции есть и его несколько капель крови».
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Николай Островский «Как закалялась сталь». Поищите еще с сайта похожие.
Вопрос необходимости чтения классической литературы в современной школьной программе не является дискуссионным для настоящего человека и настоящего народа. Потому школьная программа по литературе должна включать в себя прежде всего книги, которые учат, как надо и как не надо поступать в жизни, учат думать и познавать мир. В процессе воспитания и обучения литература должна помогать формировать целостное мировоззрение, показывая примеры поведения людей и обществ. Вместе с другими предметами она должна помочь выковать из самого себя Человека.
В этой связи понятен уход классики из школьной программы. Вместо неё нам насаждаются Солженицын, Улицкая и прочие бездарности и лжецы. Советский Союз не убирал из литературной программы великих писателей. К российским дореволюционным писателям были добавлены советские. Классику сохранили и изучали.
Вот мнение Авангарда Леонтьева – актёра, педагога, народного артиста РФ, высказанное в 2014 году:
«Недавно я посещал лагерь «Орлёнок» и на берегу Чёрного моря читал детям классику. Молодёжь, затаив дыхание, внимательно слушала Горького. Представьте только, концерт длился час! А подростки ловили каждое слово, показав себя благодарными слушателями. На вопрос, знает ли кто-нибудь, кто такой Николай Островский (на территории лагеря стоит поставленный ему памятник), никто не ответил. Подумать только, никто не знает этого великого романтика. Да, Островский увлёкся революционными идеями, но он отдал себя, своё здоровье за идеалы родины и народа.
Изучение классики невозможно без таких инструментов, как изложение и сочинение. Детей нужно учить говорить. Сегодня они изъясняются жаргонными словечками, смешанными с уголовным сленгом. Вместо русского языка слышится какой-то новояз. Язык сегодняшней молодёжи скудный. Между двумя словами «блин» и «короче» втиснуто скудное изложение их мысли. Это печально. Наш богатый язык, величие которого признало мировое сообщество, загнан в угол сегодняшним уровнем образования».
Николай Алексеевич Островский родился 16 сентября 1904 года в селе Вилия Ровенской области Украины пятым ребёнком в многодетной семье. В Шепетовке учился в двухклассном, а затем высшем начальном училище. Сблизился с местными большевиками, во время немецкой оккупации участвовал в подпольной деятельности, с марта 1918 по июль 1919 года был связным Шепетовского ревкома.
В пятнадцать лет Островский ушёл добровольцем на фронт в кавалерийскую бригаду легендарного Григория Котовского, а затем сражался в 1-й Конной Армии Буденного. Меньше года ему удалось повоевать, под Львовом он получил тяжёлое ранение позвоночника шрапнелью. В шестнадцать лет он стал инвалидом, но это не сломило его.
Он потерял возможность ходить. Всего 23 года, а человек лишён всех радостей жизни. Но Островский не сдаётся. Да, он не может двигаться, но его мозг, его руки работают, память хранит имена боевых друзей и их героические подвиги. Он пробует свои силы на литературном поприще. Через год Островский теряет зрение. Кажется, жизнь становится бессмысленной. Но он сам изобретает трафарет и продолжает свою литературную деятельность.
В этот период времени он как раз работал над созданием романа «Как закалялась сталь».
Участником тех героических и трагических, в высоком смысле этого слова, событий был сам Николай Островский. Об этом времени он и написал замечательный роман «Как закалялась сталь». И хотя судьба главного героя романа – Павки Корчагина – очень схожа с судьбой автора, всё-таки Павка – собирательный образ и типичный человек своего времени.
В марте 1935 года в газете «Правда» был опубликован очерк Михаила Кольцова «Мужество». Из него миллионы читателей впервые узнали, что герой романа «Как закалялась сталь» Павел Корчагин — не плод фантазии автора. Что именно автор этого романа — и есть герой. Его роман переводился на английский, японский и чешский языки. В Нью-Йорке он печатался в газетах.
1 октября 1935 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Островского наградили орденом Ленина. В декабре 1935 года Николаю Алексеевичу была предоставлена квартира в Москве, на улице Горького и специально для него была построена дача в Сочи. Также ему было присвоено воинское звание бригадного комиссара.
Островский продолжал работать, и летом 1936 года он закончил первую часть романа «Рождённые бурей». По настоянию автора новую книгу обсудили на выездном заседании президиума правления Союза советских писателей на московской квартире автора.
Последний месяц жизни Николай Алексеевич был занят внесением поправок в роман. Он трудится «в три смены» и готовился отдохнуть. А 22 декабря 1936 года сердце Николая Алексеевича Островского остановилось. В день его торжественных похорон, 26 декабря, книга вышла в свет — рабочие типографии набрали и отпечатали её в рекордно короткие строки.
Автор всего двух романов — «Как закалялась сталь» и «Рожденные бурей», а какой литературный взрыв! Мировое признание! Искренняя любовь народа! Свою миссию в жизни Н.А. Островский выполнил на «отлично»! После выхода в свет романа он писал: «Книга издана, значит признана! Значит — есть для чего жить!»
Он всколыхнул сознание молодежи! Стал её кумиром! Мейерхольд поставил спектакль о Павке Корчагине по инсценировке романа, сделанной Евгением Габриловичем (1899—1993). За несколько лет до своей смерти Евгений Иосифович Габрилович рассказывал, какое это было грандиозное зрелище: «На просмотре зал взорвался овациями! Это было так жгуче, так потрясало! То была торжественная трагедия».
Роман «Как закалялась сталь» Островского выдержал более 200 изданий на многих языках мира. До конца 1980-х годов он занимал центральное место в школьной программе.
Вот что пишет об Островском и его произведениях автор-публицист, доктор технических наук Андрей Ведяев:
«Жизнь и творчество Николая Островского стало одной из ярчайших страниц культурно-исторического наследия советской эпохи. А исключение из школьной программы его романа «Как закалялась сталь» следует признать одной из самых позорных страниц «коррозии металла» пореформенной России».
В своём романе «Как закалялась сталь» Николай Островский создал величественной образ человека новой эпохи по силе стойкости, мужеству, верности высоким принципам, преданности идеям освобождения человечества равного своим любимым героям.
Павка Корчагин сразу стал любимым героем советской молодёжи. Сколько юношей и девушек страны Советов стремились ему подражать и повторили его подвиг на фронтах и во вражеском тылу в период Великой Отечественной войны, на стройках, заводах и колхозах в критических ситуациях.
Подвиг Корчагина осенял антифашистскую деятельность Юлиуса Фучика. Ещё в 1934 году он прочитал «Как закалялась сталь» и, размышляя об ожидающих его испытаниях, о возможной гибели, сказал друзьям: «Ничто не страшно коммунисту — вот вывод из книги, вот итог жизни автора, а какой итог будет у нашей жизни?». Книга казнённого гитлеровцами Фучика «Репортаж с петлёй на шее» сохранила для человечества итог жизни пламенного чехословацкого революционера».
Во время Великой Отечественной Войны псевдонимом «Павел Корчагин» награждались болгарские и югославские партизаны-герои. Имя Корчагина присваивалось и подпольным комсомольским группам, доблестно действовавшим во время народно-освободительной борьбы в Китае, Вьетнаме, Корее.
Подвиг Корчагина помог литературному герою «Повести о настоящем человеке» — Маресьеву –встать на ноги и вернуться к полётам. Удивительно, что Николай Островский со своим автобиографическим Павкой Корчагиным — с Западной Украины (жил в разное время в Ровенской, Хмельницкой, Тернопольской областях) — и действие романа и фильма разворачивается в тех местах. Детская колония, где из босяков, воришек, беспризорных растили «настоящих» людей, и где работал Макаренко — тоже была на Украине.
Знают ли об этом сегодняшние жители Украины, студенты и школьники, помнят ли их?
Если набрать в поисковике «украинские писатели», то в этих списках не найдётся фамилий Островского и Макаренко, как и многих других. И это несмотря на то, что они внесли огромный вклад в развитие культуры и образования не только нашей страны, но и всего мира. Просто они боролись за счастье всего человечества, а не узкой группы или конкретной нации.
Отказ от своих корней означает гибель, хаос и конец народа. Память же и уважение своего прошлого дают крепкую основу для строительства светлого будущего.
Если говорить о роде и жанре самого произведения «Как закалялась сталь», то род его — эпический, а жанр произведения — воспитательный роман. Только рассказывается здесь не о воспитании детей, а о самовоспитании человека-бойца.
На материале своей жизни Николай Островский раскрыл проблему социалистического перевоспитания людей, рождения нового человека, который до самой последней минуты своей жизни стремиться быть полезным своей стране.
Труд является одной из тем. Николай Алексеевич показывает, как человек закаляет свой характер и в бою, и в труде, и в тяжёлой схватке с болезнью. Тему романа, по-нашему, можно назвать так же, как называется сейчас музей Островского в Москве — «Преодоление».
Идея романа дана автором чётко в самых знаменитых строках произведения: «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества…».
Но для того, чтобы освобождение человечества настало, нужно было пройти через войну, через холод и голод, через тяжёлый труд. И в борьбе за освобождение погибло очень много людей, поэтому в романе Николая Островского много трагического.
Павел Корчагин на примере своей жизни доказывает, что «…сталь закаляется при большом огне и сильном охлаждении. Тогда она становится крепкой и ничего не боится». Идеал человека в 1920-30-х годах представал в образе нового героя: Чапаев, Левинсон, Павел Корчагин, Семён Давыдов, Кожух.
«Благодаря огромной силе воздействия этих и других образов советской литературы идеалы социализма стали понятнее, ближе миллионам людей на земле», — пишет Юрий Барабаш.
Сам Николай Островский так пишет о своих героях: «Главных действующих лиц я знал лично и, показывая их, желал сделать это правдиво, указав все их недостатки и положительные стороны».
Если говорить о своеобразии языка романа, то, прежде всего, хотелось бы отметить изменения в речи главного героя романа. Павел Корчагин эволюционирует как человек. «Вначале он груб и примитивен: «Душа с меня вон», «волынку подымет», «из школы выперли», «жарить в город» и т.п. Но в романе Павел не только стреляет, рубит, строит — он много читает и думает».
Вот как воспитывала молодёжь юная Советская власть! Вот как воспитывал её Комсомол!
Поколение Павла Корчагина тем не менее нельзя назвать аскетическим. Они ощущают полноту жизни, их подвиги нельзя назвать жертвенными: они чувствуют свое место в жизни, а отсюда — их уверенность в себе и убежденность, что они делают великое дело.
Особенности эпических и эстетических идеалов писателя и героя его романа таковы: они категорически против любой пошлости, честны и справедливы, требовательны сами к себе и окружающим, не любят анекдоты, связанные с вопросами пола. Николай Островский и Павка Корчагин — эти два имени неразрывно связаны в памяти людей. Миллионы людей волновали эти имена. Тысячи «мальчишек кудрявых лет семнадцати», «живших за фабричными заставами», «мало видевших света» и «добрых слов неслыхавших», но «мечтавших о весенних рассветах»- «за рабочее дело ушли воевать».
Многие из них в юношеском возрасте сложили свои головы, отдали свои жизни «самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества…»
Но благодаря их беззаветному героизму «разгромили атаманов, разогнали воевод». Оставшиеся в живых вернулись с фронта и приступили к восстановлению разрушенного хозяйства и строительства нового общества, общества социальной справедливости. И за двадцать мирных лет из разрушенной страны создали могучую державу с высокопроизводительной промышленностью и развитым сельским хозяйством, оснащённые передовой техникой мощные Вооружённые Силы.
На всю жизнь они запомнили литые строки романа: «… Всё это бумажный героизм, братишка! Шлёпнуть себя каждый дурак сумеет всегда и во всякое время. Это самый трусливый и легкий выход из положения. Трудно жить — шлёпайся. А ты попробовал эту жизнь победить? Ты всё сделал, чтобы вырваться из железного кольца? А ты забыл, как под Новоград-Волынском семнадцать раз в день в атаку ходили и взяли-таки наперекор всему? Спрячь револьвер и никому никогда об этом не рассказывай! Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай её полезной».
Только ради этих слов стоит прочитать книгу «Как закалялась сталь».
***
Я вас прошу…
Я в сотый раз читаю строго
Роман «Как закалялась сталь»
И понимаю, как убога
Вся современная мораль.
Как бесконечно приземлённы
Мечты и помыслы людей,
Бедой ещё не наделённых,
Не переживших страшных дней.
Им не понять, зачем стремился
Писатель выжить всем назло.
Зачем писал, зачем трудился,
Ведь в жизни часто не везло.
Но чтобы не было вопросов
И чтоб смотреть бесстрашно вдаль,
Я вас прошу — прочтите просто
О том, как закалялась сталь!
(Джон ЗАБИРОВ. Ученик 8-го класса школы № 665 г. Москва)
***
Роман неоднократно экранизировался в СССР. Первая экранизация книги Николая Островского — фильм «Как закалялась сталь» вышел в 1942 году, в тяжёлое время Великой Отечественной войны. Тогда главный герой романа Павел Корчагин вдохновлял на подвиги советских людей, ведущих борьбу с нацистскими захватчиками. Его образ воплотил актёр В. Перист-Петренко. Cразу же после съёмок в фильме он ушёл на фронт и в этом же году погиб.
В 1957 году вышла совместная режиссёрская работа Владимира Наумова (на днях ушедшего из жизни – прим. ред.) и Александра Алова «Павел Корчагин», в которой главного героя сыграл Василий Лановой.
В 1973 году режиссёром Николаем Мащенко был создан шестисерийный телефильм «Как закалялась сталь», в котором образ Корчагина воплотил на экране Владимир Конкин. Фильм получил две премии им. Ленинского комсомола. Павка в исполнении Конкина отличался от прежних экранных Корчагиных бо́льшим лиризмом, романтичностью и интеллигентностью. В 1975 году под тем же названием «Как закалялась сталь» вышла также киноверсия этого романа.
В 2000 году 20-серийный телевизионный фильм «Как закалялась сталь», снятый китайскими кинематографистами на Украине, был признан в Китае лучшим сериалом года. В роли Корчагина снялся украинский актёр Андрей Саминин.
Уверена в том, что роман, по праву входящий в золотой фонд мировой литературы, должен вернуться на свое место в школьной программе.
Алла Петровна ЕЛЕСИНА, г. Красноярск