От чего имени ведется рассказ в этом стихотворении какой вы представляете себе его героиню

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


0

От чьего имени ведётся повествование в стихотворении Детство?

Задание по литературе для 3 класса От чьего имени ведётся повествование?

2 ответа:



1



0

В первых строчках стихотворения Сурикова «Детство» мы читаем:

yB9vj9DWgEW1rS6Nx2Wpu8kP9l2kwz.png

Сразу становится ясно, что повествование ведется от первого лица, от имени самого поэта Ивана Сурикова. Поэт вспоминает свои детские годы, описывает детские забавы и даже вспоминает яркий сон, который ему приснился в то время.



0



0

Стихотворение «Детство» написано автором от первого лица. В нем он вспоминает с нежностью и любовью свои детские годы, беззаботное детство, про которое поэт прямо говорит, что:

Al2XRUw9KbP2l5emfgw3j9htNlwF3.png

Несколько раз в стихотворении мы встречаем местоимение Я, поэт упоминает свою бабушку, описывает сон, который ему приснился.

Таким образом делаем вывод, что повествование в этом стихотворении ведется от лица автора, поэта Ивана Сурикова.

Читайте также

Говорят, что докучную сказку можно рассказывать бесконечно, все время возвращаясь на ее начало и повторяя ее снова и снова. Также говорят, что таким способом можно легко переключить внимание ребенка, хотя в прошлом докучные сказки могли рассказываться и с иными целями, например чтобы избавиться от слишком назойливого, докучного соседа.

Попробую и я сочинить что-то вроде докучной сказки:

Жил на свете добрый кот

Без хлопот и без забот

Мышек он не обижал

На окошке вечно спал

Если мышка не устала

Начинай мечтать с начала.

Посмотрим, какие же признаки волшебной сказки можно обнаружить в сказке «Сестрица Аленушка».

Волшебные превращение есть в этой сказке? Конечно есть. Братец Иванушка становится козленочком, когда попил из копытца. Потом обратно превращается в мальчика. Сестрица Аленушка тонет, и оживает.

Что еще здесь волшебного? Присутствие злой ведьмы несомненно. Потому что для волшебных сказок обязательным условием оказывается борьба добра со злом, а зло здесь как раз ведьмой и представлено. причем добро обязательно побеждает и ведьма сурово наказана.

Козленок в сказке разговаривает, а его утонувшая сестра отвечает из воды — это тоже признак волшебной сказки, потому что такого просто не может быть.

Несмотря на то, что именно иван Царевич главный положительный герой сказки, его образ далеко не идеальный. Он любопытный, он непослушный, он даже слегка жадный. Эти его качества едва не погубили героя, когда он забыв про наказ серого волка сперва хотел прихватить с собой золотую клетку, а потом уздечку. Вроде бы и царевич, что ему это золото, так нет ведь, взыграло в Иване скопидомство.

Однако серый волк оказался верным другом. Раз уж взялся помогать герою, то делал это до конца, хотя конечно не сильно он был рад иметь в кредиторах такого царевича. Волк добыл Елену Прекрасную, а потом помог Ивану не отдавать трофеи другим царям.

В стихотворении Тютчева «Листья» листья называют себя Легким племенем и с некоторым презрением отзываются об иголках хвойных деревьев. Листья рассказывают нам, как весело им было летом, какие они были красивые и зеленые и как радовались солнцу, дождю и росе.

Когда пришла осень, листья увидели, что птицы отпели свои песни и вместе с теплыми ветрами, зефирами, улетели, и также не захотели просто так висеть на деревьях и медленно желтеть. Они обращаются к буйным ветрам с просьбой скорее сорвать их с веток, чтобы лететь вместе с ветром и радоваться переменам.

Листья в этом стихотворении показаны не просто как легкое племя, но как племя молодое, которому не хочется медленно стареть на ветках.

Сестрица Аленушка главная героиня сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Это очень хорошая и добрая девушка, на плечи которой очень рано легла забота о маленьком брате.

Аленушка очень красивая, ведь не просто так ее сразу полюбил купец, только увидев в поле и даже согласился, чтобы козленок жил с ними. Конечно Аленушка также и добрая и ласковая, ведь злых не любят.

Аленушка очень доверчивая, она почему-то поверила незнакомой женщине, которая ласково звала ее купаться, а оказалась ведьмой.

Аленушка очень страдала под водой, когда слышала, как жалуется козленок Иванушка на то, что его хотят убить, но ничем не могла ему помочь.

УЧЕБНИК Родная русская литература 7 класс УМК Александрова. Раздел «ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ». Часть 2. Старая песня на новый лад: А. С. Пушкин. Песни о Стеньке Разине; И. 3. Суриков «Я ли в поле да не травушка была…»; А. К. Толстой «Моя душа летит приветом…». Цитаты из пособия использованы в учебных целях.

О Г Л А В Л Е Н И Е

Литература (УМК Александрова)
«ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ»

Старая песня на новый лад

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
А. С. Пушкин

Из первых уст

Русские народные песни близки и понятны всем, кто наделён «русскою душою». Народная культура — это живой источник вдохновения, вот почему так часто русские писатели и поэты создавали свои произведения, основываясь на традициях народной поэзии.

В первой половине XIX века интерес к изучению народного творчества захватил многих литераторов и учёных. Особый вклад в научное изучение фольклора внёс Пётр Васильевич Киреевский. Он начал поистине новаторский для своего времени проект по собиранию и изданию народных песен и привлёк к нему своих современников, включая А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя.

Для Киреевского это стало делом всей его жизни. В приобщении образованной части общества к народным песням, былинам, духовным стихам он видел основу для сохранения русскими людьми своего национального характера.

П. В. Киреевский бережно отбирал в своё собрание только подлинные тексты народных песен, отбрасывая иные варианты, искажённые, с его точки зрения, городской песенной модой. Тем временем в русской литературе началось творческое освоение народной песенной культуры, которое продолжается и в наши дни. Одним из первых, кто обратился к этому живительному источнику, был Александр Сергеевич Пушкин. На основе фольклора он создаёт авторские стихотворения-песни, проникнутые истинно народным духом; в ряде его произведений появляются подлинные народные песни, исполняемые героями.

Особое внимание А. С. Пушкина привлекает любимый герой народных исторических песен — Стенька Разин, которого он характеризует как «единственное поэтическое лицо русской истории». Находясь в Михайловской ссылке, Пушкин внимательно изучает исторические документы, связанные с Разиным и восстанием под его предводительством. Но главное — именно в Михайловском поэт погружается в атмосферу русского народного творчества, слушая и записывая исполняемые местными крестьянами песни и сказки. Из услышанного Пушкин тщательно отбирает всё, что связано с именем Степана Разина, и в 1824— 1826 годах создаёт цикл «Песни о Стеньке Разине», состоящий из трёх стихотворений. В первом стихотворении цикла Пушкин использовал сюжет о Стеньке Разине и персидской княжне, который со временем стал самым популярным в народных песнях о мятежном атамане.

Вслед за Пушкиным многие русские поэты стали уделять всё больше внимания песенному творчеству народа. Среди них были и поэты-самоучки, выходцы из народной среды, которые с детства впитывали живую фольклорную традицию, хорошо знали народную русскую песню. Наиболее талантливыми представителями крестьянской поэзии были Алексей Васильевич Кольцов, Иван Саввич Никитин и Иван Захарович Суриков, оказавшие большое влияние на развитие песенного жанра в русской литературе. Песни на их стихи нередко лишались авторства, становясь частью фольклорного наследия. Среди таких «безымянных» творцов можно выделить Ивана Сурикова — автора популярных в народе песен «Степь да степь кругом…», «Что шумишь, качаясь, тонкая рябина…». Стихи Ивана Сурикова, основанные на старинных народных песнях, настолько близки и созвучны мыслям и чувствам русского человека, привлекательны своей простотой и мелодичностью, что буквально «ушли в народ». Став частью фольклорного наследия, они исполнялись без упоминания автора и со временем видоизменялись, обретая разные варианты. Одно из таких стихотворений Сурикова «Я ли в поле да не травушка была…» вы прочитаете далее.

Влияние фольклора на литературу не ограничивается прямым заимствованием образных средств, сюжетов или героев народных песен. В стихотворении Алексея Константиновича Толстого «Моя душа летит приветом…» (с. 23) нет фольклорных приёмов, но это не мешает автору передать дух народной песни, её исконную связь с родной природой и всем тем, что дорого и близко любому русскому человеку.

Вопросы и задания
  1. Как в творчестве А. С. Пушкина отразилась его любовь к русским народным песням?
  2. В чём особенность песенного творчества русских поэтов, вышедших из народной среды?
  3. Какое впечатление производят на вас русские народные песни? Какие из них вам нравятся больше всего и почему?

Александр Сергеевич Пушкин

► В творчестве Александра Сергеевича Пушкина (1799—1837) поэтический цикл «Песни о Стеньке Разине» занимает особое место. Образ удалого разбойника и заступника обездоленных привлекал поэта не только своей мощью и выразительностью, но и тем, что в нём отразились самые важные черты русского национального характера.

Создавая цикл о Степане Разине, Пушкин изучил историческую литературу и документальные свидетельства очевидцев народного восстания, а также собрал песни, услышанные от окрестных крестьян-сказителей.

Именно из них он почерпнул сюжет первой песни о принесении в жертву красавицы персиянки. Поэт увидел в этой легенде подлинную связь русского человека с матерью-природой, во имя которой он готов пожертвовать самым дорогим для него.

В дальнейшем этот сюжет получил широкое распространение в народе. В 1883 году поэт и собиратель русского фольклора Дмитрий Николаевич Садовников написал на его основе стихотворение «Из-за острова на стрежень…», в котором ему удалось ярко и драматично представить русский национальный характер вольнолюбивый и порой безудержный в своих проявлениях.

Вскоре стихотворение Садовникова легло в основу популярной в народе песни о Стеньке Разине, которая исполняется и сейчас. ◄

Из первых уст

Не книжные впечатления, а непосредственное восприятие народных русских сказок, песен, преданий дало импульс, приведший к рождению у Пушкина разинского цикла. <…> В своём песенном цикле Пушкин постарался передать любовь народа к Стеньке Разину. Создавая его, поэт, видимо, стремился заполнить пробелы в репертуаре народных песен о нём, при этом он выверял написанные им песни определённым историческим источником.
С. В. Березкина ◄

Прочитайте стихотворение А. С. Пушкина из цикла «Песни о Стеньке Разине» и подумайте, похож ли пушкинский персонаж на героя народных песен.

Песни о Стеньке Разине

Песни о Стеньке Разине

Работаем со словом
Корма — задняя часть судна, противоположная носу судна.
Полонить (народно-поэт. и трад.-поэт.) — пленить.
Гой еси (народно-поэт. и трад.-поэт.) — приветственно-величальная формула в значении «будь жив» или «будь здоров».

Размышляем над прочитанным
  1. Каким предстаёт Стенька Разин в стихотворении? Какие черты выделяет в нём поэт?
  2. Прослушайте песню «Из-за острова на стрежень…». Выявите различия в описании поступка Стеньки Разина в песне и стихотворении А. С. Пушкина.
  3. Какие традиционные для русского фольклора образы и приёмы использует поэт? Приведите примеры из текста.
  4. Найдите в стихотворении А. С. Пушкина традиционное для русского фольклора обращение героя к природе. В каких ещё произведениях вы встречались с таким приёмом? Объясните, что выражает этот литературный приём в стихотворении.
  5. Сопоставьте образы Степана Разина из стихотворения А. С. Пушкина и народной песни «На заре то было, братцы, на утренней…». Как вы думаете, какой из этих образов обладает большей исторической достоверностью? В каком из произведений более точно воссоздан образ народного героя — мятежного атамана Стеньки Разина? Аргументируйте свой ответ с опорой на тексты.
  6. Сравните репродукции первого этюда к картине В. И. Сурикова «Степан Разин» и её окончательного варианта. Какая из них более точно отражает идею прочитанного вами стихотворения?

Иван Захарович Суриков

► Иван Захарович Суриков (1841—1880) — русский поэт-самоучка, яркий представитель крестьянской поэзии в русской литературе. Родился Иван Суриков в деревне Новосёлово недалеко от Углича в семье оброчных крестьян графа Шереметева. До 8 лет он жил в деревне под опекой бабушки и матери, и воспоминания об этом времени послужили основой для одного из самых его известных стихотворений «Детство» («Вот моя деревня…»).

Девятилетним мальчиком Иван Суриков переехал с матерью в Москву, где начал работать в лавке отца и на собственном опыте узнал все тяготы жизни городской бедноты. Грамоте мальчика выучили, но отец не поощрял его тяги к учению, поэтому все своп знания он получал из книг, которые читал в свободное от работы в лавке время. Это были произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова, И. С. Никитина, Н. А. Некрасова.

Творчество Сурикова началось с обработки народных песен и создания стихов в подражание песням Кольцова и стихотворениям Никитина — признанных поэтов из народа, которых считали хранителями традиций классического фольклора. Иван Суриков жил в то время, когда устное народное творчество менялось под воздействием новых мотивов и новых героев. Суриков положил начало такой литературной форме, как «городской романс», за рождавшийся в среде разночинных обитателей городов.

Главные темы поэзии И. 3. Сурикова — русская деревня с её природой и патриархальным крестьянским бытом, жизнь бедняков в «душных городах», о которой он знал не понаслышке. Многие произведения И. 3. Сурикова стали народными песнями и романсами: в них выражены сильные душевные переживания городских бедняков и крестьян, что отличает истинно фольклорные произведения.

Стихотворение И. 3. Сурикова «Я ли в поле да не травушка была…», написанное в 1870 году на основе фольклорной пес ни, точно раскрывает типичную для русского народного творчества тему нелёгкой женской доли, подневольного замужества с характерной для таких произведений грустно-лирической интонацией. В стихотворении рефреном звучит жалоба на горькую долю, злую судьбу, но в нём нет социального протеста, как и во всей лирике И. 3. Сурикова.

Во многих своих лирических стихотворениях поэт показывал силу духа человека, способного достойно принять страдание, пережить удары судьбы, всё перетерпеть и смириться с неизбежным. Вероятно, поэтому его поэзия по-прежнему находит отклик в русской душе. ◄

Из первых уст

Суриков. Наши песни не забава

«Я ли в поле да не травушка была…»

Прочитайте стихотворение И. 3. Сурикова «Я ли в поле да не травушка была…» и подумайте, чем оно похоже на народную лирическую песню.

Суриков «Я ли в поле да не травушка была...»

Содружество муз

► Многие произведения И. 3. Сурикова стали народными песнями, среди них «Рябина», «В зелёном саду соловушко…», «Эх ты, ветер, ветер!..», «Что не жгучая крапивушка…», «Что не реченька…». Они до сих пор исполняются фольклорными коллективами.

Простота, искренность и особая мелодичность стихотворения И. 3. Сурикова «Я ли в поле да не травушка была…» привлекла внимание знаменитого русского композитора П. И. Чайковского, который в 1881 году написал на эти стихи романс, звучащий как подлинно народная песня.

Впоследствии Чайковский создал ещё три романса на стихи Ивана Сурикова: «Солнце утомилось…», «Занялася заря…», «В огороде возле броду…». К стихотворениям поэта писали музыку и другие известные русские композиторы, среди них Ц. А. Кюи («Засветилась вдали, загорелась заря…») и А. Т. Гречанинов («В зареве огнистом…»). Эти романсы на стихи И. 3. Сурикова составляют репертуар ведущих русских и зарубежных исполнителей и неизменно пользуются любовью слушателей. ^

Размышляем над прочитанным
  1. Каким настроением проникнуто стихотворение «Я ли в поле да не травушка была…»? Какова его главная тема?
  2. От чьего имени ведётся рассказ в этом стихотворении? Какой вы представляете себе его героиню?
  3. Какие художественные средства, использованные поэтом в стихотворении, роднят его с народной поэзией? Приведите примеры из текста.
  4. Какую роль в стихотворении И. 3. Сурикова играет традиционный для народных песен приём параллелизма в описании чувств человека и явлений природы? Приведите примеры из текста.
  5. Сопоставьте героинь стихотворения И. 3. Сурикова и народной песни «Ах вы, ветры, ветры буйные…». Можно ли говорить о сходстве их характеров и судеб? Аргументируйте свой ответ с опорой на текст.

Алексей Константинович Толстой

Алексей Константинович Толстой (1817—1875) — русский драматург, сатирик, прозаик, поэт, блистательный переводчик с нескольких европейских языков. Творческий диапазон Алексея Толстого обширен. Он писал фантастические повести, первая из которых — «Упырь» (1841) — понравилась и читателям, и литературным критикам. Толстой прославился как автор исторического романа «Князь Серебряный» (1866) и драматической трилогии: «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Фёдор Иоаннович» (1868), «Царь Борис» (1870). Его исторические драмы ставили ведущие театры России.

Полюбилась читателям и созданная им совместно с братьями Жемчужниковыми литературная маска Козьма Прутков — коллективный псевдоним четырёх авторов, под которым они писали сатирические стихи и создавали афоризмы. Значительный след А. К. Толстой оставил и в русской поэзии как проникновенный лирик, произведения которого отличаются особой музыкальностью.

Алексей Константинович долгие годы жил в усадьбе, которая находилась в селе Красный Рог на Брянщине. Одной из лучших черт русского национального характера он считал почитание памяти предков. Его тревожил наметившийся в середине XIX век; отток молодёжи из деревенских поместий в города или за границу. Брошенные усадьбы приходили в упадок, но хуже того был; забвение молодёжью своих корней, утрата связи с родиной.

Сейчас в селе Красный Рог на месте усадьбы Алексея Толстого создан мемориальный музей, связанный с жизнью и творчеством писателя. В 1997 году была учреждена премия им. А. К. Толстого, которая с 2003 года стала называться «Серебряная лира». Премия присуждается как за популяризацию творчества Толстого, так и за создание высокохудожественных) литературно-исторических, драматических и музыкальных произведений, отражающих жизнь и историю России, Брянской края. ◄

Из первых уст

Покажи мне, как ты веруешь и молишься; как просыпаются у тебя доброта, геройство, чувство чести и долга; как ты поёшь пляшешь и читаешь, скажи мне всё это, а я скажу тебе, какой нации ты сын.
И. А. Ильин

Ещё доселе загадка — этот необъяснимый разгул, который слышится в наших песнях, несётся куды-то мимо жизни и самой песни, как бы сгораемый желаньем лучшей отчизны, по которой тоскует со дня созданья своего человек.
Н. В. Гоголь◄

Содружество муз

► Своим творчеством А. К. Толстой внёс значительный вклад i русское музыкальное искусство. Более 130 его стихотворений бы ли положены на музыку. К лирике поэта обращались П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, А. Т. Гречанинов и др. Наибольшую популярность приобрели романсы «Средь шумного бала, случайно…», «То было раннею весною…» (муз. П. И. Чайковского), «Колокольчики мои…» (муз. П. П. Булахова), входящие в список самых исполняемых русских романсов. ◄

«Моя душа летит приветом…»

Прочитайте стихотворение А. К. Толстого «Моя душа летит приветом…» и подумайте, чем поэту особенно близки русские народные песни.

Толстой «Моя душа летит приветом...»

Работаем со словом
Гремушки — то же, что бубенцы: полые металлические шарики с кусочками металла внутри, позванивающими при встряхивании; используются для украшения конской упряжи.

Сбруя — конская упряжь, предметы и принадлежности для запряжки или седлания лошади.
Дуга — здесь: часть конской упряжи из согнутого тонкого ствола дерева.

Размышляем над прочитанным

  1. Какое настроение преобладает в стихотворении А. К. Толстого? С чем оно связано? Какими средствами выражается?
  2. Как в стихотворении «Моя душа летит приветом…» описание русской природы обретает звучание русской песни?
  3. Какое описание русской песни даётся в стихотворении, какие сравнения используются? Приведите примеры из текста.
  4. В стихотворении А. К. Толстого нет стилизации под фольклорное произведение, но созданный в нём образ русской песни отражает народные представления. Какие художественные средства помогают этого достичь? Аргументируйте свой ответ с опорой на текст.
  5. Слово «тройка» стало русизмом, то есть вошло в словари другие языков без перевода. Благодаря русской литературе тройка стала национальным символом. В стихотворении А. К. Толстого создан хрестоматийный образ русской тройки. Что она символизирует? Как автор связывает её с русской песней?
  6. Найдите среди материалов раздела информацию, из которой еле дует, что А. К. Толстого тревожит ослабление в русских людях национальных устоев. С чем он это связывал? Как вы думаете, насколько оправдались опасения писателя?
  7. Прочитайте высказывание Н. В. Гоголя о русских народных песнях в рубрике «Из первых уст». Как вы думаете, совпадает ли гоголевская характеристика русских песен с образом русской песни и стихотворения А. К. Толстого?
  8. Прочитайте высказывание известного педагога середины прошлого века Виктора Николаевича Сороки-Росинского (ниже), который обосновывал принцип воспитания школьников на традициях устного на родного творчества. Обсудите в классе, насколько для вас интересны и важны народное творчество, русская народная песня. Насколько полезно было для вас изучение этого раздела, что нового для себя вы узнали, о чём вспомнили?

Из первых уст

Диалог культур. Кузебай Герд «Белый снег»

Удмуртский поэт, прозаик, драматург, лингвист и критик Кузебай Герд (1898—1937) перевёл на русский язык немало удмуртских народных песен. Герд интересовался народной поэзией как фольклорист и этнограф, он был инициатором создания первого общества по изучению удмуртской культуры, считая родной язык основным орудием просвещения народа.

Подумайте, как соотносится название песни «Белый снег» с образом лирической героини. Каким настроением проникнута песня? О чём поёт героиня? Составьте словесный портрет героини. С помощью каких выразительных средств создаётся её образ? Обратите внимание на цветопись. Какие краски присутствуют в описании природы, а какие — в описании героини? Как они соотносятся? Подумайте, что сближает данную удмуртскую песню с русскими народными песнями и в чём заключается её отличие.

Кузебай Герд "Белый снег"

Круг чтения

► В. П. Аникин. Русский фольклор. Песни, сказки, былины, прибаутки, загадки, игры, гадания, сценки, причитания, пословицы и присловья.
В. С. Бахтин. От былины до считалки: рассказы о фольклоре. А. С. Пушкин. Песни о Стеньке Разине.
И. 3. Суриков. Стихи детям.
А. К. Толстой. Стихотворения и поэмы. ◄


Вы смотрели: УЧЕБНИК Родная русская литература 7 класс УМК Александрова. Раздел «ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ». 1) Старая песня на новый лад.

Вернуться в Оглавление учебника:

О Г Л А В Л Е Н И Е

Страница 25 из 29

Николай Алексеевич Некрасов «Русские женщины»

Творческое задание (с. 233)

А. Т. Твардовский писал о книге стихотворений Некрасова, попавшей к нему в детские годы, как о самой дорогой, «заветной книге». Есть ли у вас «заветное» стихотворение Некрасова? Расскажите об этом.

У меня есть «заветное» стихотворение Некрасова. Я услышал его от своей прабабушки. Стихотворение называется «В полном разгаре страда деревенская» и рассказывает о тяжёлой судьбе русских женщин на селе.

Размышляем о прочитанном (с. 249)

1. Прошло почти два столетия после восстания декабристов 1825 года. Как сегодня воспринимаем мы подвиг декабристов и их жен? 

Известно, что толчком к формированию взглядов декабристов стала Отечественная война 1812 года и заграничные походы русской армии. В движении декабристов принимали участие наиболее образованные, деятельные представители дворянского сословия.
В концентрированном виде взгляды декабристов были изложены в двух программных документах — «Русской правде» П.И. Пестеля и конституции Н.М. Муравьева. Общие черты, объединяющие программы, были таковы: отмена крепостного права, наделение крестьян землей, введение гражданских прав и свобод, ликвидация неограниченного самодержавия, создание новой системы государственного управления.
В 1825 году после смерти Александра I сложилась уникальная система междуцарствия в связи с отречением Константина от престола. Декабристы решили воспользоваться случаем-и назначили выступление на 14 декабря. Они планировали заставить Сенат, не присягавший Николаю, подписать документ об отмене неограниченного самодержавия и проведении серии реформ.
Но восстание закончилось неудачно. Заговорщики были арестованы и после суда руководители движения (К. Рылеев, Н. Муравьев, П. Пестель, Н. Бестужев-Рюмин, С. Муравьев-Апостол) были казнены в Петропавловской крепости, а 120 рядовых участников были отправлены в ссылку и на каторгу.

2. Каким вы представляли себе тяжкий путь жен декабристов в Сибирь?

Вслед за своими мужьями в Сибирь последовали их жены (Е.И. Трубецкая, МН. Волконская, А.Г. Муравьева). Это был поистине героический поступок, который заставил говорить о декабристах и их женах все общество.
Путь в Сибирь в те времена был очень трудным. Железных дорог не было. Женщины должны были проехать в очень тяжелых условиях около 7000 километров.

Какие чувства поэма Некрасова вызвала у вас? Постарайтесь сформулировать тему и идею этого произведения.

Поэма H.A. Некрасова «Русские женщины» вызывает сочувствие к тем, кто поплатился за стремление улучшить жизнь Отчизны, но одновременно с этим вызывает чувство гордости за то, что дух людей оказался крепким, его не удалось сломать. Также восхищает любовь русских женщин к своим мужьям, доказывающая, что любовь сильнее всего и она сможет преодолеть любые препятствия.
Тема произведения — судьба жен декабристов. Идея такова: их решение поехать в Сибирь, поддержать мужей — подвиг, достойный восхищения.

3. Найдите в тексте авторские определения «почтенного генерала». Как они характеризуют отношение поэта к этому литературному персонажу?

Автор по-разному называет губернатора Иркутска: «начальник городской», «почтенный бригадир», «генерал», «упрямый старичок», «почтенный генерал», «старик», «старый генерал». Автор хочет сказать, что в душе этого человека борются чувство долга и человеческое чувство сострадания.
Он исполняет предписание, тогда он «генерал», он принимает решение отправить княгиню дальше в путь, тогда он «старый генерал». Опыт жизни подсказал ему, что те чувства, которые движут княгиней, высоки и прекрасны, человеческое побеждает в душе пожилого человека.

4. Что говорит княгиня о светском обществе и своем долге? В чем пафос ее доводов в разговоров с генералом и какие из них нам кажутся особенно убедительными? В чем их сила?

Княгиня откровенно говорит генералу о светском обществе следующее (с. 250): оно занимается пустыми делами, клевета о продажность — норма жизни, торжествует в нем «нахальная дрянь», а лучшие люди уничтожены («где были дубы до небес, /А нынче пни торчат…» ). А её долг — поддержать мужа:

Нет, я не жалкая раба,
Я женщина, жена!

Она готова разделить с мужем, как и положено женщине, все тяготы жизни.
Пафос (ведущее настроение) её доводов очень высокий, можно даже сказать героический. Княгиня отстаивает право своего выбора, утверждает святость супружеского долга. Для неё поддержка близкого человека — самое важное в жизни, и это вызывает восхищение читателя. Княгиня поступок мужа объясняет любовью к Родине, и поэтому его судьбу она готова разделить. Пустота светской жизни противопоставляется её уверенности в правоте своего решения и решимости идти дальше.
Сила доводов в её убежденности, она не колеблется, переубедить и напугать её невозможно.

4. Как словарь героини Некрасова («я не жалкая раба», «гордость», «мой долг» и пр.) характеризует ее? Что вы можете сказать об отношении автора к ней? 

Словарь героини говорит о том, что перед нами человек с высоко развитым чувством собственного достоинства, она применяет по отношению к себе самые высокие понятия и следует своим убеждениям.
В начале поэмы княгиня Трубецкая показана в разговоре с отцом. Она очень любящая дочь, но жалость к отцу не может помешать ей ехать. «Не плачу я», — говорит княгиня, прощаясь о отцом. Это говорит о её стойкости, уверенности в своей правоте.
Княгиня считает, что отец может гордиться такой дочерью, она понимает, что её поступок — дело долга.
По пути в Иркутск спутник княгини заболел, а она продолжила путь одна. Необычайная жизненная стойкость рождена силой духа, устремленностью героини вперед.
В Иркутске ей пришлось задержаться из-за того, что генерал получил предписание не пропускать её дальше.
В диалоге генерала и. княгини раскрывается её мировоззрение: она настоящая русская женщина, уважающая себя, любящая мужа. Свой долг она видит в том, чтобы разделить участь мужа, даже если он считается преступником. Княгиня обличает жизнь светского общества, пренебрегает комфортом и удобством.
Сила её убеждения такова, что губернатор Иркутска проникся к ней уважением и состраданием. Он отправил её, вопреки предписанию, дальше.

Мой долг, — я слез не принесу
В проклятую тюрьму —
Я гордость, гордость в нем спасу,
Я силы дам ему!
Презренье к нашим палачам,
Сознанье правоты
Опорой верной будет нам.

Так считает княгиня. И с этими высокими мыслями она продолжает свой путь.

Творческое задание (с. 250) «Русские женщины»

Считаете ли вы поступок княгини Е. И. Трубецкой подвигом? Дайте развёрнутый письменный ответ на этот вопрос. Прочитайте самостоятельно стихотворение Н. А. Некрасова. Подумайте, в чём его главная мысль. Какие чувства вызывает оно у вас?

Поступок княгини Е.И. Трубецкой можно считать подвигом. Она бросила всё, что любила: дом, знакомых и поехала в ссылку к мужу – декабристу. Княгиня променяла уютную, роскошную жизнь на жизнь, полную лишений и страданий. Я восхищаюсь её подвигом.
Стихотворение Н.А. Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом…» рассказывает нам о женщине – крестьянке, которую наказывали кнутом. Это стихотворение вызывает смешанные чувства. С одной стороны, это гордость за русских женщин сильных духом. С другой стороны, это возмущение, потому что наказывают её несправедливо.

Фонохрестоматия. Русские женщины. Некрасов

1.  В первой части поэмы автор воссоздаёт картину прощания княгини Трубецкой с отцом. Старый граф молчит, поэт не говорит о его чувствах, но нам понятно состояние графа, мы догадываемся о его мыслях. Как поэту удалось показать переживания отца, провожающего дочь в страшные каторжные края? Как актриса помогает нам понять мысли и чувства графа?

Поэту удалось показать переживания отца с помощью его поведения:
«Сам граф подушки поправлял,
Медвежью полость в ноги стлал,
Творя молитву, образок
Повесил в правый уголок
И – зарыдал…Княгиня – дочь…
Куда – то едет в эту ночь…»
Актриса передает чувства графа с помощью интонации.

2.  Как вы считаете, почему княгиня в сцене прощания спокойна, непоколебимо уверена в верности выбранного решения? Может быть, период терзаний, сомнений уже пережит? Даёт ли основания для таких предположений своим чтением актриса?

Княгиня спокойна, потому что она пережила период терзаний, сомнений и твёрдо уверена в своём решении. Актриса ясно даёт понять, что княгиня настроена решительно.

3.  Вторая часть поэмы — долгий, многодневный диалог губернатора и княгини. Актёру удалось создать психологически сложный образ старого генерала. В чём противоречивость ситуации, в которой оказался генерал? Долг или сострадание заставляют его отговаривать, убеждать княгиню вернуться?

Противоречивость ситуации, в которой оказался генерал заключается в том, что с одной стороны, он относится к княгине, как отец, а с другой стороны он понимает чувства княгини.

4.  Как актёр средствами художественного чтения сумел передать борьбу, развитие чувств, переживаемых генералом в ходе диалога с княгиней?

С помощью интонации и пауз актёр передает борьбу, развитие чувств, переживаемых генералом.

«Несжатая полоса». Некрасов

Размышляем о прочитанном (с. 252)

1.  Что означает выражение «несжатая полоса»? Какую «полосу» имеет в виду Некрасов?

Несжатая полоса — часть поля, с которого не собран урожай. Исследователи считают, что образ несжатой полосы поэт мог заимствовать из народной песни «Полоса ль моя, да полосонька».

2.  От чьего лица поэт ведёт рассказ?

Повествование ведется от третьего лица, но в стихотворении основную часть занимает диалог пшеницы и ветра, они говорят от первого лица.

3.  Каким стихотворным размером написано стихотворение? Какие признаки этого размера вы можете назвать? Убедительно ли в нём выражается содержание стихотворения?

Трёхстопный дактиль, рифмовка парная ААВВ.

Творческое задание

Прочитайте самостоятельно стихотворение А. А. Фета «Музе» («Пришла и села. Счастлив и тревожен…»). Сопоставьте его со стихотворением Н. А. Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом…». Насколько различны образы Музы у двух поэтов? Почему?

Муза Фета «На облаке, незримая земле, / В венце из звезд, нетленная богиня, / С задумчивой улыбкой на челе», в то время как у Некрасова это «родная сестра» обычной крестьянки. Они очень отличаются, поскольку Некрасова вдохновляла жизнь обычных крестьян, а поэзия Фета больше лирическая.

«Размышления у парадного подъезда»

Размышляем о прочитанном (с. 257)

1. Против кого направлен гнев поэта? Какие чувства хочет разбудить и читателе Некрасов?

Гнев поэта направлен против такой особенности русской жизни: чиновник, живущий в доме с «парадным подъездом», должен служить людям. Но он этого не делает. Особенно возмущает автора то, что от парадного подъезда прогнали мужиков, которых Некрасов называет русскими людьми. «И пошли они, солнцем палимы…» Образ жизни «владельца роскошных палат» тоже вызывает гнев автора.
В читателе автор хочет разбудить чувство протеста, желание бороться с установленным порядком.

2. Как меняется интонация в стихотворении (от рассказа к негодованию, к ораторской, декламационной речи, а затем к жалобному стону и, наконец, к недоумённому вопросу)? Как эти изменения связаны со стилем?

Интонации меняются в соответствии с тем, какие чувства хочет вызвать поэт.

3. О сцене у парадного подъезда рассказала поэту Панаева, его жена. Как вы думаете, только ли этот эпизод изображен поэтом? Подготовьте устный ответ, подкрепив его цитатами из текста.

Частный случай, о котором рассказала поэту, послужил поводом для глубокого обобщения, сделанного H.A. Некрасовым при создании стихотворения.
В произведении противопоставляются два мира (с одной стороны — «владелец роскошных палат, а с другой — обозленные бедняки»).
В начале стихотворения говорится о том, что к некоторому парадному подъезду приходят разные люди, так что нет ничего странного в том, что «раз… сюда мужики подошли» результате они уходят «солнцем палимы», — значит, да взошло солнце, а вельможа еще объят сном.
Ситуация, показанная в стихотворении, типичная: швейцар прогнал мужиков, не дожидаясь пробуждения вельможи, значит, так бывает всегда.
Центральный мотив, пронизывающий описание вельможи, — мотив сна. Он и в прямом смысле спит, и в переносном — он не понимает смысла жизни, не осознает, что живет ради этих мужиков. Что в них его спасение.
Мотив сна связан и с судьбой народа:

Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил,
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?…

Заканчивая жизнеописание вельможи, автор предсказывает: «Ты уснешь». Заключая свое обращение к народу, и спрашивает: «Ты проснешься ль?» Так это стихотворенье является размышлением о судьбе всего русского народа который стонет под бременем невыносимой жизни, о котором не беспокоятся сильные мира сего.
Иллюстрации к стихотворению создал художник Д. Шмаринов. Они помогают представить ту печальную картину, которую увидела А .Я. Панаева: украшенный фонарями и фигурами львов подъезд и плохо одетые мужики, снявшие шапки, напрасно пришедшие сюда.

  • От чего зависит уровень преступности итоговое сочинение
  • От чего зависит уровень преступности аргументы к сочинению
  • От чего зависит счастье сочинение рассуждение
  • От чего зависит способность человека быть другом сочинение рассуждение
  • От чего зависит композиционная стройность сочинения рассуждения