Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
0
От чьего имени ведётся повествование в стихотворении Детство?
Задание по литературе для 3 класса От чьего имени ведётся повествование?
2 ответа:
1
0
В первых строчках стихотворения Сурикова «Детство» мы читаем:
Сразу становится ясно, что повествование ведется от первого лица, от имени самого поэта Ивана Сурикова. Поэт вспоминает свои детские годы, описывает детские забавы и даже вспоминает яркий сон, который ему приснился в то время.
0
0
Стихотворение «Детство» написано автором от первого лица. В нем он вспоминает с нежностью и любовью свои детские годы, беззаботное детство, про которое поэт прямо говорит, что:
Несколько раз в стихотворении мы встречаем местоимение Я, поэт упоминает свою бабушку, описывает сон, который ему приснился.
Таким образом делаем вывод, что повествование в этом стихотворении ведется от лица автора, поэта Ивана Сурикова.
Читайте также
Говорят, что докучную сказку можно рассказывать бесконечно, все время возвращаясь на ее начало и повторяя ее снова и снова. Также говорят, что таким способом можно легко переключить внимание ребенка, хотя в прошлом докучные сказки могли рассказываться и с иными целями, например чтобы избавиться от слишком назойливого, докучного соседа.
Попробую и я сочинить что-то вроде докучной сказки:
Жил на свете добрый кот
Без хлопот и без забот
Мышек он не обижал
На окошке вечно спал
Если мышка не устала
Начинай мечтать с начала.
Посмотрим, какие же признаки волшебной сказки можно обнаружить в сказке «Сестрица Аленушка».
Волшебные превращение есть в этой сказке? Конечно есть. Братец Иванушка становится козленочком, когда попил из копытца. Потом обратно превращается в мальчика. Сестрица Аленушка тонет, и оживает.
Что еще здесь волшебного? Присутствие злой ведьмы несомненно. Потому что для волшебных сказок обязательным условием оказывается борьба добра со злом, а зло здесь как раз ведьмой и представлено. причем добро обязательно побеждает и ведьма сурово наказана.
Козленок в сказке разговаривает, а его утонувшая сестра отвечает из воды — это тоже признак волшебной сказки, потому что такого просто не может быть.
Несмотря на то, что именно иван Царевич главный положительный герой сказки, его образ далеко не идеальный. Он любопытный, он непослушный, он даже слегка жадный. Эти его качества едва не погубили героя, когда он забыв про наказ серого волка сперва хотел прихватить с собой золотую клетку, а потом уздечку. Вроде бы и царевич, что ему это золото, так нет ведь, взыграло в Иване скопидомство.
Однако серый волк оказался верным другом. Раз уж взялся помогать герою, то делал это до конца, хотя конечно не сильно он был рад иметь в кредиторах такого царевича. Волк добыл Елену Прекрасную, а потом помог Ивану не отдавать трофеи другим царям.
В стихотворении Тютчева «Листья» листья называют себя Легким племенем и с некоторым презрением отзываются об иголках хвойных деревьев. Листья рассказывают нам, как весело им было летом, какие они были красивые и зеленые и как радовались солнцу, дождю и росе.
Когда пришла осень, листья увидели, что птицы отпели свои песни и вместе с теплыми ветрами, зефирами, улетели, и также не захотели просто так висеть на деревьях и медленно желтеть. Они обращаются к буйным ветрам с просьбой скорее сорвать их с веток, чтобы лететь вместе с ветром и радоваться переменам.
Листья в этом стихотворении показаны не просто как легкое племя, но как племя молодое, которому не хочется медленно стареть на ветках.
Сестрица Аленушка главная героиня сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Это очень хорошая и добрая девушка, на плечи которой очень рано легла забота о маленьком брате.
Аленушка очень красивая, ведь не просто так ее сразу полюбил купец, только увидев в поле и даже согласился, чтобы козленок жил с ними. Конечно Аленушка также и добрая и ласковая, ведь злых не любят.
Аленушка очень доверчивая, она почему-то поверила незнакомой женщине, которая ласково звала ее купаться, а оказалась ведьмой.
Аленушка очень страдала под водой, когда слышала, как жалуется козленок Иванушка на то, что его хотят убить, но ничем не могла ему помочь.
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страница 75.
УКМ «Школа России»
1. Похожи ли забавы крестьянских детей на ваши игры?
Крестьянские дети любили кататься на санках с горок. Эта забава сохранилась и до наших дней.
Я тоже люблю кататься на сноуборде или тюбинге. Это очень весело.
И если кто-то падает, всё также будет звучать смех друзей над неудачником. Но никто не обижается.
2. От чьего имени ведётся повествование?
Повествование ведётся от имени мальчика, простого деревенского паренька в ветхой шубке, который любит играть с товарищами и любит слушать бабушкины сказки.
3. В каких строках выражена главная мысль? Почему по ходу повествования меняется настроение?
Главная мысль заключена в последней строфе: «Весело текли вы детские года».
Эту фразу можно сказать понятней: Детство самое весёлое и беззаботное время для любого человека.
Стихотворение начинается весело. Так описываются забавы детей.
Потом настроение меняется. Мальчик возвращается домой, ему грустно и скучно.
Но вот он начинает слушать сказки и снова настроение поднимается. Он воодушевлён, он мечтает, представляет себя царевичем.
Конец стихотворение наполнен сожалением о минувшем детстве. Настроение вновь падает.
4. Найди строки, которые говорят о большой любви мальчика к сказкам. А ты любишь сказки? Назови самые любимые. Перечитай строки, где мальчик рассказывает о своих любимых сказках. Как ты прочтёшь эти строки: спокойно, медленно или с волнением, ожиданием волшебства?
О любви к сказкам говорят строки: «Слушаю я сказку — сердце так мрёт».
Я тоже люблю сказки, как любят их все люди.
Моими любимыми сказками являются: «Приключения Незнайки», «Крокодил Гена и его друзья», «Приключения Буратино».
Мальчик любил сказку «Иван-царевич и Серый волк». Строчки про эту сказку я прочитаю с волнением и ожиданием волшебства. Ведь любая сказка — это чудо. А мечтая о чуде, ты ожидаешь, что оно случится. Это волнительно.
Иван Суриков «Детство», читать текст
Вот моя деревня:
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;
Вот свернулись санки,
И я на бок — хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.
И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
Всё лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!
Но меж тем уж село
Солнышко давно;
Поднялася вьюга,
На небе темно.
Весь ты перезябнешь, —
Руки не согнёшь, —
И домой тихонько,
Нехотя бредёшь.
Ветхую шубёнку
Скинешь с плеч долой;
Заберёшься на печь
К бабушке седой.
И сидишь, ни слова…
Тихо всё кругом;
Только слышишь: воет
Вьюга за окном.
В уголке, согнувшись,
Лапти дед плетёт;
Матушка за прялкой
Молча лён прядёт.
Избу освещает
Огонёк светца;
Зимний вечер длится,
Длится без конца…
И начну у бабки
Сказки я просить;
И начнёт мне бабка
Сказку говорить:
Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал,
Как ему невесту
Серый волк достал.
Слушаю я сказку —
Сердце так и мрёт;
А в трубе сердито
Ветер злой поёт.
Я прижмусь к старушке…
Тихо речь журчит,
И глаза мне крепко
Сладкий сон смежит.
И во сне мне снятся
Чудные края.
И Иван-царевич —
Это будто я.
Вот передо мною
Чудный сад цветёт;
В том саду большое
Дерево растёт.
Золотая клетка
На сучке висит;
В этой клетке птица
Точно жар горит;
Прыгает в той клетке,
Весело поёт,
Ярким, чудным светом
Сад весь обдаёт.
Вот я к ней подкрался
И за клетку — хвать!
И хотел из сада
С птицею бежать.
Но не тут-то было!
Поднялся шум-звон;
Набежала стража
В сад со всех сторон.
Руки мне скрутили
И ведут меня…
И, дрожа от страха,
Просыпаюсь я.
Уж в избу, в окошко,
Солнышко глядит;
Пред иконой бабка
Молится, стоит.
Весело текли вы,
Детские года!
Вас не омрачали
Горе и беда.
Решить тесты по произведению Н.М. Карамзина «История государства Российского»
1. Чем занимался Н.М. Карамзин до начала работы над «Историей государства Российского»?
А) Интересовался летописями, старинными актами, редкими манускриптами
Б) Литературным трудом, издавал журналы
В) Оба варианта верны
2. Какое событие побудило Карамзина начать работу по составлению этого труда?
А) Друзья Карамзина видели его интерес к истории и убедили его попробовать себя в составлении исторического труда
Б) Царь Александр I официально назначил Карамзина историографом и дал ему пенсию.
В) Последние литературные опыты не привели к такому же успеху, как первые опыты, и он задумался над сменой деятельности
3. Какие привилегии давала должность историографа?
А) Право бесплатного проезда по территории России
Б) Право свободного доступа во все российские музеи
В) Право свободного доступа во все российские архивы и библиотеки
4. Какие исторические события Карамзин описывает в своём труде?
А) Историю России с основания российского государства до современных событий (с 862 по 1810-е гг.)
Б) Историю России с основания российского государства до периода Смутного времени (с 862 по 1611 гг.)
В) Историю России с основания российского государства до воцарения Михаила Фёдоровича Романова (с 862 по 1613 гг.)
5. Что в целом представляет из себя «История государства Российского»?
А) Оба варианта верны
Б) Оценку Карамзиным описываемых событий
В) Компиляцию трудов других историков
6.При составлении «Истории…» Карамзин столкнулся с проблемой: Иван IV Грозный описывался в летописях противоположно тому, как в сочинениях князя Курбского и свидетельствах иностранцев. Как он решил эту проблему?
А) Не поместил никакого материала
Б) Поместил две статьи об Иване Грозном
В) Поместил материал, больший по объёму
7. Какую цель историк поставил перед собой при написании этого труда?
А) Оба варианта верны
Б) Написать наиболее полное научное повествование, кропотливо рассматривая каждую эпоху
В) Написать труд, который не требовал бы для своего понимания специальной подготовки
8. Как сам автор однажды назвал свой труд?
А) Литературная история
Б) Историческая поэма
В) История в прозе
9. В чём состояло главное достоинство «Истории государства Российского»?
А) Впервые была предпринята попытка в одном сочинении обозреть такой огромный период истории России
Б) Впервые были собрана воедино информация из летописных списков и исторических документов, ранее разбросанных по архивам и частным коллекциям
В) Впервые исторический труд был составлен не историком, однако вызвал огромный интерес читателей, также не специалистов
10.Чем больше всего был недоволен сам автор?
А) Примечания, в которые он поместил множество выписок и цитат, были, по его мнению, недостаточно объёмны, так как большой объём информации в них так и не вошёл.
Б) Примечания, в которые он поместил множество выписок и цитат, были неудобно расположены (в конце каждого тома), и потому теряли своё значение.
В) Примечания, в которые он поместил множество выписок и цитат, по объёму были равны основному тексту.
11. Кто оказал помощь автору при издании этого многотомника?
А) Именитые историки
Б) Правительство России
В) Друзья и соратники по перу
12. Сколько по времени заняла работа над этим трудом?
А) 15 лет
Б) 23 года
В) 4 года
УЧЕБНИК Родная русская литература 7 класс УМК Александрова. Раздел «ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ». Часть 2. Старая песня на новый лад: А. С. Пушкин. Песни о Стеньке Разине; И. 3. Суриков «Я ли в поле да не травушка была…»; А. К. Толстой «Моя душа летит приветом…». Цитаты из пособия использованы в учебных целях.
О Г Л А В Л Е Н И Е
Литература (УМК Александрова)
«ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ»
Старая песня на новый лад
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
А. С. Пушкин
Из первых уст
Русские народные песни близки и понятны всем, кто наделён «русскою душою». Народная культура — это живой источник вдохновения, вот почему так часто русские писатели и поэты создавали свои произведения, основываясь на традициях народной поэзии.
В первой половине XIX века интерес к изучению народного творчества захватил многих литераторов и учёных. Особый вклад в научное изучение фольклора внёс Пётр Васильевич Киреевский. Он начал поистине новаторский для своего времени проект по собиранию и изданию народных песен и привлёк к нему своих современников, включая А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя.
Для Киреевского это стало делом всей его жизни. В приобщении образованной части общества к народным песням, былинам, духовным стихам он видел основу для сохранения русскими людьми своего национального характера.
П. В. Киреевский бережно отбирал в своё собрание только подлинные тексты народных песен, отбрасывая иные варианты, искажённые, с его точки зрения, городской песенной модой. Тем временем в русской литературе началось творческое освоение народной песенной культуры, которое продолжается и в наши дни. Одним из первых, кто обратился к этому живительному источнику, был Александр Сергеевич Пушкин. На основе фольклора он создаёт авторские стихотворения-песни, проникнутые истинно народным духом; в ряде его произведений появляются подлинные народные песни, исполняемые героями.
Особое внимание А. С. Пушкина привлекает любимый герой народных исторических песен — Стенька Разин, которого он характеризует как «единственное поэтическое лицо русской истории». Находясь в Михайловской ссылке, Пушкин внимательно изучает исторические документы, связанные с Разиным и восстанием под его предводительством. Но главное — именно в Михайловском поэт погружается в атмосферу русского народного творчества, слушая и записывая исполняемые местными крестьянами песни и сказки. Из услышанного Пушкин тщательно отбирает всё, что связано с именем Степана Разина, и в 1824— 1826 годах создаёт цикл «Песни о Стеньке Разине», состоящий из трёх стихотворений. В первом стихотворении цикла Пушкин использовал сюжет о Стеньке Разине и персидской княжне, который со временем стал самым популярным в народных песнях о мятежном атамане.
Вслед за Пушкиным многие русские поэты стали уделять всё больше внимания песенному творчеству народа. Среди них были и поэты-самоучки, выходцы из народной среды, которые с детства впитывали живую фольклорную традицию, хорошо знали народную русскую песню. Наиболее талантливыми представителями крестьянской поэзии были Алексей Васильевич Кольцов, Иван Саввич Никитин и Иван Захарович Суриков, оказавшие большое влияние на развитие песенного жанра в русской литературе. Песни на их стихи нередко лишались авторства, становясь частью фольклорного наследия. Среди таких «безымянных» творцов можно выделить Ивана Сурикова — автора популярных в народе песен «Степь да степь кругом…», «Что шумишь, качаясь, тонкая рябина…». Стихи Ивана Сурикова, основанные на старинных народных песнях, настолько близки и созвучны мыслям и чувствам русского человека, привлекательны своей простотой и мелодичностью, что буквально «ушли в народ». Став частью фольклорного наследия, они исполнялись без упоминания автора и со временем видоизменялись, обретая разные варианты. Одно из таких стихотворений Сурикова «Я ли в поле да не травушка была…» вы прочитаете далее.
Влияние фольклора на литературу не ограничивается прямым заимствованием образных средств, сюжетов или героев народных песен. В стихотворении Алексея Константиновича Толстого «Моя душа летит приветом…» (с. 23) нет фольклорных приёмов, но это не мешает автору передать дух народной песни, её исконную связь с родной природой и всем тем, что дорого и близко любому русскому человеку.
Вопросы и задания
- Как в творчестве А. С. Пушкина отразилась его любовь к русским народным песням?
- В чём особенность песенного творчества русских поэтов, вышедших из народной среды?
- Какое впечатление производят на вас русские народные песни? Какие из них вам нравятся больше всего и почему?
Александр Сергеевич Пушкин
► В творчестве Александра Сергеевича Пушкина (1799—1837) поэтический цикл «Песни о Стеньке Разине» занимает особое место. Образ удалого разбойника и заступника обездоленных привлекал поэта не только своей мощью и выразительностью, но и тем, что в нём отразились самые важные черты русского национального характера.
Создавая цикл о Степане Разине, Пушкин изучил историческую литературу и документальные свидетельства очевидцев народного восстания, а также собрал песни, услышанные от окрестных крестьян-сказителей.
Именно из них он почерпнул сюжет первой песни о принесении в жертву красавицы персиянки. Поэт увидел в этой легенде подлинную связь русского человека с матерью-природой, во имя которой он готов пожертвовать самым дорогим для него.
В дальнейшем этот сюжет получил широкое распространение в народе. В 1883 году поэт и собиратель русского фольклора Дмитрий Николаевич Садовников написал на его основе стихотворение «Из-за острова на стрежень…», в котором ему удалось ярко и драматично представить русский национальный характер вольнолюбивый и порой безудержный в своих проявлениях.
Вскоре стихотворение Садовникова легло в основу популярной в народе песни о Стеньке Разине, которая исполняется и сейчас. ◄
Из первых уст
► Не книжные впечатления, а непосредственное восприятие народных русских сказок, песен, преданий дало импульс, приведший к рождению у Пушкина разинского цикла. <…> В своём песенном цикле Пушкин постарался передать любовь народа к Стеньке Разину. Создавая его, поэт, видимо, стремился заполнить пробелы в репертуаре народных песен о нём, при этом он выверял написанные им песни определённым историческим источником.
С. В. Березкина ◄
Прочитайте стихотворение А. С. Пушкина из цикла «Песни о Стеньке Разине» и подумайте, похож ли пушкинский персонаж на героя народных песен.
Песни о Стеньке Разине
Работаем со словом
Корма — задняя часть судна, противоположная носу судна.
Полонить (народно-поэт. и трад.-поэт.) — пленить.
Гой еси (народно-поэт. и трад.-поэт.) — приветственно-величальная формула в значении «будь жив» или «будь здоров».
Размышляем над прочитанным
- Каким предстаёт Стенька Разин в стихотворении? Какие черты выделяет в нём поэт?
- Прослушайте песню «Из-за острова на стрежень…». Выявите различия в описании поступка Стеньки Разина в песне и стихотворении А. С. Пушкина.
- Какие традиционные для русского фольклора образы и приёмы использует поэт? Приведите примеры из текста.
- Найдите в стихотворении А. С. Пушкина традиционное для русского фольклора обращение героя к природе. В каких ещё произведениях вы встречались с таким приёмом? Объясните, что выражает этот литературный приём в стихотворении.
- Сопоставьте образы Степана Разина из стихотворения А. С. Пушкина и народной песни «На заре то было, братцы, на утренней…». Как вы думаете, какой из этих образов обладает большей исторической достоверностью? В каком из произведений более точно воссоздан образ народного героя — мятежного атамана Стеньки Разина? Аргументируйте свой ответ с опорой на тексты.
- Сравните репродукции первого этюда к картине В. И. Сурикова «Степан Разин» и её окончательного варианта. Какая из них более точно отражает идею прочитанного вами стихотворения?
Иван Захарович Суриков
► Иван Захарович Суриков (1841—1880) — русский поэт-самоучка, яркий представитель крестьянской поэзии в русской литературе. Родился Иван Суриков в деревне Новосёлово недалеко от Углича в семье оброчных крестьян графа Шереметева. До 8 лет он жил в деревне под опекой бабушки и матери, и воспоминания об этом времени послужили основой для одного из самых его известных стихотворений «Детство» («Вот моя деревня…»).
Девятилетним мальчиком Иван Суриков переехал с матерью в Москву, где начал работать в лавке отца и на собственном опыте узнал все тяготы жизни городской бедноты. Грамоте мальчика выучили, но отец не поощрял его тяги к учению, поэтому все своп знания он получал из книг, которые читал в свободное от работы в лавке время. Это были произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова, И. С. Никитина, Н. А. Некрасова.
Творчество Сурикова началось с обработки народных песен и создания стихов в подражание песням Кольцова и стихотворениям Никитина — признанных поэтов из народа, которых считали хранителями традиций классического фольклора. Иван Суриков жил в то время, когда устное народное творчество менялось под воздействием новых мотивов и новых героев. Суриков положил начало такой литературной форме, как «городской романс», за рождавшийся в среде разночинных обитателей городов.
Главные темы поэзии И. 3. Сурикова — русская деревня с её природой и патриархальным крестьянским бытом, жизнь бедняков в «душных городах», о которой он знал не понаслышке. Многие произведения И. 3. Сурикова стали народными песнями и романсами: в них выражены сильные душевные переживания городских бедняков и крестьян, что отличает истинно фольклорные произведения.
Стихотворение И. 3. Сурикова «Я ли в поле да не травушка была…», написанное в 1870 году на основе фольклорной пес ни, точно раскрывает типичную для русского народного творчества тему нелёгкой женской доли, подневольного замужества с характерной для таких произведений грустно-лирической интонацией. В стихотворении рефреном звучит жалоба на горькую долю, злую судьбу, но в нём нет социального протеста, как и во всей лирике И. 3. Сурикова.
Во многих своих лирических стихотворениях поэт показывал силу духа человека, способного достойно принять страдание, пережить удары судьбы, всё перетерпеть и смириться с неизбежным. Вероятно, поэтому его поэзия по-прежнему находит отклик в русской душе. ◄
Из первых уст
«Я ли в поле да не травушка была…»
Прочитайте стихотворение И. 3. Сурикова «Я ли в поле да не травушка была…» и подумайте, чем оно похоже на народную лирическую песню.
Содружество муз
► Многие произведения И. 3. Сурикова стали народными песнями, среди них «Рябина», «В зелёном саду соловушко…», «Эх ты, ветер, ветер!..», «Что не жгучая крапивушка…», «Что не реченька…». Они до сих пор исполняются фольклорными коллективами.
Простота, искренность и особая мелодичность стихотворения И. 3. Сурикова «Я ли в поле да не травушка была…» привлекла внимание знаменитого русского композитора П. И. Чайковского, который в 1881 году написал на эти стихи романс, звучащий как подлинно народная песня.
Впоследствии Чайковский создал ещё три романса на стихи Ивана Сурикова: «Солнце утомилось…», «Занялася заря…», «В огороде возле броду…». К стихотворениям поэта писали музыку и другие известные русские композиторы, среди них Ц. А. Кюи («Засветилась вдали, загорелась заря…») и А. Т. Гречанинов («В зареве огнистом…»). Эти романсы на стихи И. 3. Сурикова составляют репертуар ведущих русских и зарубежных исполнителей и неизменно пользуются любовью слушателей. ^
Размышляем над прочитанным
- Каким настроением проникнуто стихотворение «Я ли в поле да не травушка была…»? Какова его главная тема?
- От чьего имени ведётся рассказ в этом стихотворении? Какой вы представляете себе его героиню?
- Какие художественные средства, использованные поэтом в стихотворении, роднят его с народной поэзией? Приведите примеры из текста.
- Какую роль в стихотворении И. 3. Сурикова играет традиционный для народных песен приём параллелизма в описании чувств человека и явлений природы? Приведите примеры из текста.
- Сопоставьте героинь стихотворения И. 3. Сурикова и народной песни «Ах вы, ветры, ветры буйные…». Можно ли говорить о сходстве их характеров и судеб? Аргументируйте свой ответ с опорой на текст.
Алексей Константинович Толстой
► Алексей Константинович Толстой (1817—1875) — русский драматург, сатирик, прозаик, поэт, блистательный переводчик с нескольких европейских языков. Творческий диапазон Алексея Толстого обширен. Он писал фантастические повести, первая из которых — «Упырь» (1841) — понравилась и читателям, и литературным критикам. Толстой прославился как автор исторического романа «Князь Серебряный» (1866) и драматической трилогии: «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Фёдор Иоаннович» (1868), «Царь Борис» (1870). Его исторические драмы ставили ведущие театры России.
Полюбилась читателям и созданная им совместно с братьями Жемчужниковыми литературная маска Козьма Прутков — коллективный псевдоним четырёх авторов, под которым они писали сатирические стихи и создавали афоризмы. Значительный след А. К. Толстой оставил и в русской поэзии как проникновенный лирик, произведения которого отличаются особой музыкальностью.
Алексей Константинович долгие годы жил в усадьбе, которая находилась в селе Красный Рог на Брянщине. Одной из лучших черт русского национального характера он считал почитание памяти предков. Его тревожил наметившийся в середине XIX век; отток молодёжи из деревенских поместий в города или за границу. Брошенные усадьбы приходили в упадок, но хуже того был; забвение молодёжью своих корней, утрата связи с родиной.
Сейчас в селе Красный Рог на месте усадьбы Алексея Толстого создан мемориальный музей, связанный с жизнью и творчеством писателя. В 1997 году была учреждена премия им. А. К. Толстого, которая с 2003 года стала называться «Серебряная лира». Премия присуждается как за популяризацию творчества Толстого, так и за создание высокохудожественных) литературно-исторических, драматических и музыкальных произведений, отражающих жизнь и историю России, Брянской края. ◄
Из первых уст
► Покажи мне, как ты веруешь и молишься; как просыпаются у тебя доброта, геройство, чувство чести и долга; как ты поёшь пляшешь и читаешь, скажи мне всё это, а я скажу тебе, какой нации ты сын.
И. А. Ильин
Ещё доселе загадка — этот необъяснимый разгул, который слышится в наших песнях, несётся куды-то мимо жизни и самой песни, как бы сгораемый желаньем лучшей отчизны, по которой тоскует со дня созданья своего человек.
Н. В. Гоголь◄
Содружество муз
► Своим творчеством А. К. Толстой внёс значительный вклад i русское музыкальное искусство. Более 130 его стихотворений бы ли положены на музыку. К лирике поэта обращались П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, А. Т. Гречанинов и др. Наибольшую популярность приобрели романсы «Средь шумного бала, случайно…», «То было раннею весною…» (муз. П. И. Чайковского), «Колокольчики мои…» (муз. П. П. Булахова), входящие в список самых исполняемых русских романсов. ◄
«Моя душа летит приветом…»
Прочитайте стихотворение А. К. Толстого «Моя душа летит приветом…» и подумайте, чем поэту особенно близки русские народные песни.
Работаем со словом
Гремушки — то же, что бубенцы: полые металлические шарики с кусочками металла внутри, позванивающими при встряхивании; используются для украшения конской упряжи.
Сбруя — конская упряжь, предметы и принадлежности для запряжки или седлания лошади.
Дуга — здесь: часть конской упряжи из согнутого тонкого ствола дерева.
Размышляем над прочитанным
- Какое настроение преобладает в стихотворении А. К. Толстого? С чем оно связано? Какими средствами выражается?
- Как в стихотворении «Моя душа летит приветом…» описание русской природы обретает звучание русской песни?
- Какое описание русской песни даётся в стихотворении, какие сравнения используются? Приведите примеры из текста.
- В стихотворении А. К. Толстого нет стилизации под фольклорное произведение, но созданный в нём образ русской песни отражает народные представления. Какие художественные средства помогают этого достичь? Аргументируйте свой ответ с опорой на текст.
- Слово «тройка» стало русизмом, то есть вошло в словари другие языков без перевода. Благодаря русской литературе тройка стала национальным символом. В стихотворении А. К. Толстого создан хрестоматийный образ русской тройки. Что она символизирует? Как автор связывает её с русской песней?
- Найдите среди материалов раздела информацию, из которой еле дует, что А. К. Толстого тревожит ослабление в русских людях национальных устоев. С чем он это связывал? Как вы думаете, насколько оправдались опасения писателя?
- Прочитайте высказывание Н. В. Гоголя о русских народных песнях в рубрике «Из первых уст». Как вы думаете, совпадает ли гоголевская характеристика русских песен с образом русской песни и стихотворения А. К. Толстого?
- Прочитайте высказывание известного педагога середины прошлого века Виктора Николаевича Сороки-Росинского (ниже), который обосновывал принцип воспитания школьников на традициях устного на родного творчества. Обсудите в классе, насколько для вас интересны и важны народное творчество, русская народная песня. Насколько полезно было для вас изучение этого раздела, что нового для себя вы узнали, о чём вспомнили?
Из первых уст
Диалог культур. Кузебай Герд «Белый снег»
Удмуртский поэт, прозаик, драматург, лингвист и критик Кузебай Герд (1898—1937) перевёл на русский язык немало удмуртских народных песен. Герд интересовался народной поэзией как фольклорист и этнограф, он был инициатором создания первого общества по изучению удмуртской культуры, считая родной язык основным орудием просвещения народа.
Подумайте, как соотносится название песни «Белый снег» с образом лирической героини. Каким настроением проникнута песня? О чём поёт героиня? Составьте словесный портрет героини. С помощью каких выразительных средств создаётся её образ? Обратите внимание на цветопись. Какие краски присутствуют в описании природы, а какие — в описании героини? Как они соотносятся? Подумайте, что сближает данную удмуртскую песню с русскими народными песнями и в чём заключается её отличие.
Круг чтения
► В. П. Аникин. Русский фольклор. Песни, сказки, былины, прибаутки, загадки, игры, гадания, сценки, причитания, пословицы и присловья.
В. С. Бахтин. От былины до считалки: рассказы о фольклоре. А. С. Пушкин. Песни о Стеньке Разине.
И. 3. Суриков. Стихи детям.
А. К. Толстой. Стихотворения и поэмы. ◄
Вы смотрели: УЧЕБНИК Родная русская литература 7 класс УМК Александрова. Раздел «ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ». 1) Старая песня на новый лад.
Вернуться в Оглавление учебника:
О Г Л А В Л Е Н И Е