Цель урока:
- обобщить и расширить знания о нескольких страницах жизни и творчества
писателя; - углубить знания о романтизме и романтических произведениях Н.В. Гоголя;
- формировать устойчивый интерес к русской литературе, умение делать
самостоятельные выводы.
Тип урока: комбинированный.
Структура урока:
- Слово учителя.
- Очерк жизни и творчества Н.В. Гоголя (сообщение ученика).
- Повторение знаний о романтизме и его основных чертах.
- Беседа по произведениям из сборника “Вечера на хуторе близ Диканьки”.
- Вывод по беседе.
- Компьютерное тестирование.
- Вывод по теме урока.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
- Выставление оценок за урок.
Методы и виды учебной деятельности, приемы:
- метод творческого чтения (приемы: беседа, выразительное чтение; виды
деятельности: слушание, рассматривание иллюстраций); - эвристический метод (приемы: построение системы вопросов для самостоятельного
добывания знаний, постановка проблемного вопроса; виды деятельности: подбор
материала из художественного произведения, пересказ с элементами анализа текста,
анализ эпизода; - репродуктивный метод (виды деятельности: запись основных понятий,
тестирование).
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: презентация “Н.В. Гоголь. “Вечера на хуторе близ
Диканьки”; сборник Н.В.Гоголя “Вечера на хуторе близ Диканьки”; компьютерное
тестирование.
Ход урока
1. Слово учителя (ознакомление с темой урока, постановка целей).
– Сегодня мы говорим, пожалуй, об одном из самых известных и загадочных
писателей России, 200-летие которого мы отмечали в 2009 году – о Николае
Васильевиче Гоголе.
Цель урока:
– обобщить и расширить знания о нескольких страницах жизни и творчества
писателя;
– углубить знания о романтизме и романтических произведениях Н.В. Гоголя;
– формировать устойчивый интерес к русской литературе, умение делать
самостоятельные выводы. (Слайды 1,
2, 3. Ученики записывают тему урока в тетрадях.)
– У каждого человека есть свои любимые книги, писатели. Для меня одним из таких
писателей является Николай Васильевич Гоголь: пожалуй, самый необычный и
загадочный писатель, человек с трагической судьбой, до конца своих дней горячо
влюбленный в Россию, веривший в своё великое предназначение, мечтавший все свое
творчество посвятить служению народу и отечеству. Гоголь – один из самых
противоречивых писателей русской литературы. Будучи когда-то веселым и
жизнелюбивым, он к сорока годам превратился в черного меланхолика, а ведь А.С.
Пушкин, прочитав в 1831 году его повести из “Вечеров на хуторе близ Диканьки”,
оценил: писатели с таким чувством юмора редко появляются на свет.
– В чем же необычность и драматизм Н.В.Гоголя? На этот вопрос мы попытаемся
ответить, обратившись к некоторым страницам его жизни. К концу урока попытайтесь
ответить на вопрос: почему жизнерадостный, жизнелюбивый писатель превратился в
угрюмого, черного меланхолика?
– Вспомним некоторые страницы жизни Н.В. Гоголя, отразив жизнелюбие и
противоречивость писателя.
2. Реализация индивидуального домашнего задания: сообщение ученика о
жизни и творчестве Н.В. Гоголя. (Слайды 4–15).
Учитель: Как видим, жизнь Н.В. Гоголя с конца 30-х годов была трагична. Но сегодня
мы говорим о самых ранних произведениях писателя, когда Гоголь молод, полон сил
и творческих замыслов. Это веселые и страшные истории, рассказанные пасечником
Рудым Панько. В его уста писатель вкладывает мысль о том, что истинная поэзия
создается народом. В мире “Вечеров…” добро торжествует над злом, любовь – над
ненавистью, красивое – над безобразным.
3. Повторение знаний о романтизме и его основных чертах.
– Ранний Гоголь – романтик. Вспомним, что такое романтизм, каковы основные черты
романтизма. (Определение дано в презентации, Слайд 19):
Учитель: Что же привлекает романтиков?
(Ответы учеников.) (Слайд 20).
Учитель: С произведениями романтизма мы уже встречались. Вспомните и назовите
произведения романтизма.
Ответы учеников: Ранняя лирика М.Ю. Лермонтова, его поэмы “Мцыри”, “Демон”, баллады В.А.
Жуковского “Светлана”, “Людмила” и т.д.
4. Беседа по произведениям из сборника “Вечера на хуторе близ
Диканьки”.
Учитель: Гоголь – романтик хорошо знает, что светлый мир, нарисованный им, – это
сказка, красивая мечта народа, воплощенная далеко не так прекрасно, как она
изображена в книге. В действительности талантливый народ угнетен, лишен свободы.
Писатель видит своих врагов посрамленными только в мечте, но не в
действительности. Вот почему в приподнятый тон “Вечеров…” врываются грустные
ноты.
В каждой повести Гоголь дает почувствовать, что над народом стоит темная и
страшная сила власти. Примером этому являются слова:
“ …заседатель с дьявольски сплетенною плетью, от которого ни одна ведьма
на свете не ускользнет, он знает наперечет, сколько у каждой бабы свинья мечет
поросенков и сколько лежит полотна…” (Слайд 21).
– А в “Майской ночи, или Утопленнице” каждый из чиновников может простого
человека “заковать в кандалы и наказать примерно. Пусть знают, что значит
власть. От кого же и голова поставлен, как не от царя?” (Слайд 21).
– Таковы реальные условия жизни народа. Но в “Вечерах…” Гоголь говорит об
этом глухо, намеками. Пока он творит поэтическую сказку, уводя читателей в мир
прекрасной мечты, показывая, что такой должна быть жизнь человека. В этом
проявляется ещё одна черта романтизма: двоемирие (Слайд 22):
Двоемирие – разрыв между мирами: один мир, лучший, неземной, истинное
духовное царство – в душе героя, другой – эмпирическая действительность – вокруг
него (учащиеся записывают определение в тетрадях).
– В сборник “Вечера на хуторе близ Диканьки” включено несколько повестей.
(Слайды 23, 24). Ученики записывают названия повестей.
Учитель: Со сборником “Вечера на хуторе близ Диканьки” вы познакомились ещё в
среднем звене. Посмотрите иллюстрации к повестям из сборника “Вечера на хуторе
близ Диканьки”, узнайте героев Н.В. Гоголя. (Слайды 16, 17, 25–28). (Ответы
учеников.)
Наша задача – вспомнить сюжеты повестей и особенности некоторых из них и
рассмотреть эти повести как романтические произведения, на их примере
рассмотреть и романтизм Гоголя.
– По группам вы получили задание прочесть повести и подготовить ответы на
вопросы.
Вопросы 1-й группы:
– Расскажите о замысле и истории создания “Вечеров на хуторе близ Диканьки”.
– От чьего имени ведется рассказ в повестях, включенных в сборник “Вечеров…”.
Почему такой прием использовал Н.В. Гоголь? (Охарактеризовать Рудого Панька.)
– Как фантастика переплетается с реальностью в повести “Сорочинская ярмарка”?
– Какая народная легенда находит отражение в повести “Вечер накануне Ивана
Купала”?
Вопросы 2-й группы:
– Как проявилось мастерство писателя при описании украинской ночи?
– С помощью каких языковых средств Гоголю удалось опоэтизировать майскую ночь?
– Легенда, рассказанная Левко своей возлюбленной Ганне, чудесным образом
переплетается с реальной жизнью героев и имеет свое продолжение. Как Левко
удалось получить разрешение на свадьбу с Ганной?
(Демонстрация фрагмента из фильма “Майская ночь, или Утопленница”.)
– Какая картина русского художника перекликается с эпизодом, просмотренным
вами из фильма “Майская ночь, или Утопленница”? Расскажите об истории создания
картины. (Картина И.Н. Крамского “Русалки”. Слайд 18,
Приложение 2).
Вопросы 3-й группы:
– Одним из самых замечательных произведений является повесть “Ночь перед
Рождеством”, запечатлевшая удивительное, особое состояние человеческого духа в
эти праздничные дни, передающая национальный колорит.
Как фантастическое в повести переплетается с реальным?
– Парубки и дивчины в ночь перед Рождеством колядовали. Известно ли вам
происхождение слов “коляда”, “колядовать”?
– Посмотрите, как люди в старину праздновали Рождество, колядовали.
(Демонстрация фрагмента из фильма “Ночь перед Рождеством.)
– В сборнике “Вечера на хуторе близ Диканьки” есть не только веселые,
брызжущие юмором истории, но более и серьезные по своему содержанию
произведения, в которых затрагиваются острые социальные и политические вопросы.
Одно из таких произведений – повесть “Страшная месть”.
Какие реальные исторические события нашли отражение в повести “Страшная месть”?
– В своей повести Гоголь дает прекрасные картины Днепра. С какой целью писатель
включил описание Днепра в повесть “Страшная месть”?
Вопросы 4-й группы:
– Каково идейно-тематическое содержание повести “Иван Федорович Шпонька и его
тетушка”?
– В чем состоит комизм повести “Заколдованное место”?
– Мы рассмотрели сюжеты и некоторые особенности повестей из сборника “Вечера на
хуторе близ Диканьки”. Как вы думаете, на чем основывается романтизм Гоголя?
– Чем объясняется интерес Гоголя к народным обычаям и легендам?
5. Вывод по беседе.
– Вернемся к началу нашего урока и вспомним основные черты романтизма.
(Слайд 29).
– Докажите, что повести из “Вечеров на хуторе близ Диканьки” – романтические
произведения.
– В качестве закрепления и проверки своих знаний вам предлагается компьютерное
тестирование.
6. Компьютерное тестирование (8 минут)
(Приложение 1).
(Тестирование выполняется по 4 вариантам.)
7. Вывод по теме урока.
Учитель: Сегодня мы вспомнили несколько страниц из жизни Н.В. Гоголя, говорили об
особенностях его романтических произведений. В начале урока я озадачила вас
вопросом: почему жизнерадостный писатель, создавший прекрасные картины
украинской жизни, изобразивший смелых, благородных, красивых жителей Диканьки,
превратился в угрюмого, черного меланхолика?
Ответ ученика: Гоголь в “ Вечерах…” нарисовал прекрасную сказку о том, какой должна быть
жизнь и какими должны быть люди, он верил в свое высокое предназначение, в свою
великую миссию: с помощью своего творчества исправить общество, сделать жизнь
лучше, но реальность груба, уродлива. Гоголь понял, что ему не удастся исправить
этот мир, он стал замкнутым, изводил себя религиозными постами, впал в уныние и,
действительно, превратился в черного меланхолика.
8. Рефлексия:
– Что нового вы сегодня узнали? (Слайд 30).
– Каким вы видите Н.В. Гоголя после нашего сегодняшнего разговора?
Учитель: Каким бы противоречивым ни было творчество Н.В. Гоголя, для нас он
останется великим писателем, своим талантом прославившим Россию, в которую до
конца своих дней был горячо и пламенно влюблен. Для меня он один из самых
значимых, любимых писателей. Я хочу, чтобы и вы так же любили и понимали его
творчество.
9. Домашнее задание. На следующем уроке мы продолжим работу по творчеству Н.В. Гоголя. Вы должны
прочитать к следующему уроку повести из сборника “Миргород”.
10. Выставление оценок за урок.
Тема: Н.В. Гоголь . Романтические произведения. «Вечера на уторе близ Диканьки»
Цель: обобщить и расширить знания учащихся о жизни и творчестве Н.В. Гоголя, о романтических произведениях писателя рассмотреть сюжеты и художественно- языковые особенности повестей из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Оборудование: учебник, портрет писателя, презентация, иллстрации, выставка книг Н.В. Гоголя, видеоролики.
На доске эпиграф:
«Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился…
А. С. Пушкин.
I. Актуализация опорных знаний
—Какие произведения Н.В. Гоголя вам знакомы?
-Каких его литературных героев помните?
-Чем они привлекли ваше внимание?
II.Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
Слово учителя:
-Н.В.Гоголь-«Самый необычный поэт и прозаик каких только рождала Россия. И эта необычность, загадочность наиболее всего интересна мне.» «Дорого русскому сердцу имя Гоголя. Никто лучше его не понимал всех оттенков русской жизни и русского характера, никто так поразительно верно не изображал русского общества.» Эти слова Писарева особенно точно передают значение Гоголя как великого национального и народного русского писателя. Сегодня на уроке речь пойдет об одном из самых известных и загадочных писателей России — о Николае Васильевиче Гоголе.
(Сообщается тема и цель урока Слайд 1,2,3);
III. Работа над темой урока
1.Слово учителя:
(Слайд 4)
Гоголь -великий русский писатель, автор бессмертных произведений: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба», «Вий», «Ревизор», «Мёртвые души». Удивительный талант Гоголя проявляется в этих столь непохожих друг на друга произведениях: по –разному – то поражая читателя богатством языка и колоритность украинской темы и эпическим размахом («Тарас Бульба»), то увлекая фантастикой петербургских повестей, то вызывая смех («Ревизор», «Мёртвые души»).
Жизненный и творческий путь Гоголя и его трагическая судьба до сих пор представляет собой загадку, которую разгадывает не одно поколение исследователей. Гениальный художник, изумительный мастер слова, гоголь был и христианским писателем и учителем нравственности. На протяжении всей своей жизни гоголь чувствовал себя одиноким. В нём все видели писателя-сатирика, обличителя общественных и человечески пороков, но скрытые духовные корни, которые питали его дарование, современники склонны были не замечать. «Это истинный мученик высокой мысли, мученик нашего времени,»-писал после смерти Гоголя Сергей Тимофеевич Аксаков.
Николай Васильевич Гоголь долгое время оставался «неизвестным», недоступным в полной мере, не только широкому кругу читателей, но и многочисленным исследователям его творчества, которые в силу идеологических ограничений не могли по-настоящему осмыслить ни его судьбу ,ни его произведения. И только сейчас совершается открытие этого классика русской литературы как глубоко христианского писателя. Давайте же приоткроем завесу «Гоголевской тайны».
2.Реализация индивидуального задания.
Ученик представляет презентацию о жизни и творчестве Н.В. Гоголя.
(Учащиеся делают записи в тетрадях, составляют хронологическую таблицу жизни и творчества Н.В. Гоголя.)
3.Объяснение учителя.
(Слайд 5)
-Литературную известность Гоголю принес сборник произведений «Вечера на хуторе близ Диканьки»(1831-1832г.), насыщенный украинским этнографическим и фольклорным материалом, отмеченный романтическими настроениями, лиризмом и юмором. Это весёлые и страшные истории, рассказанные пасечником Рудым Панько. В его уста писатель вкладывает мысль о том, что истинная поэзия создается народом. В мире «Вечеров» добро торжествует над злом, любовь над ненавистью, красивое – над безобразным.
4.Повторение знаний о романтизме и его основных чертах.
-Ранний Гоголь – романтик. Вспомним, что такое романтизм, каковы основные черты романтизма? ( Слайд 6)
— Что же привлекает романтиков? (Слайд 7)
— С произведениями романтизма мы уже встречались. Вспомните и назовите произведения романтизма.( Ответы учеников: ранняя лирика М.. Лермонтова, его поэмы «Мцыри», «Демон», баллады В.А. Жуковского «Светлана», «Людмила».)
Слово учителя.
-Книга Гоголя получила высокую оценку А.С. Пушкина, что повлияло на первые критические отзывы о «Вечерах».
В сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» включено несколько повестей.(Слайд 8,9)
(Ученики записывают названия повестей).
5.Викторина.
— Со сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки» вы познакомились ещё в среднем звене. Сейчас мы проведем небольшую викторину. Вам надо узнать героев Н.В.Гоголя. (Проводится викторина).
6.Беседа по произведениям из сборника “Вечера на хуторе близ Диканьки”.
— А теперь наша задача — вспомнить сюжеты повестей и особенности некоторых из них, рассмотреть эти повести как романтические произведения, на их примере рассмотреть и романтизм Гоголя.
— Вы получили задание прочесть повести и подготовить ответы на вопросы.
1 ученик
– Расскажите о замысле и истории создания “Вечеров на хуторе близ Диканьки”.
– От чьего имени ведется рассказ в повестях, включенных в сборник “Вечеров…”. Почему такой прием использовал Н.В. Гоголь?
– Какая народная легенда находит отражение в повести “Вечер накануне Ивана Купала”?
2 ученик
-Прочитайте выразительно описание природы из повести «Майская ночь, или утопленница»
– С помощью каких языковых средств Гоголю удалось опоэтизировать майскую ночь?
– Легенда, рассказанная Левко своей возлюбленной Ганне, чудесным образом переплетается с реальной жизнью героев и имеет свое продолжение. Как Левко удалось получить разрешение на свадьбу с Ганной?
(Демонстрация фрагмента из фильма “Майская ночь, или Утопленница”.)
– Какая картина русского художника перекликается с эпизодом, просмотренным вами из фильма “Майская ночь, или Утопленница”? Расскажите об истории создания картины. (Картина И.Н. Крамского “Русалки”.) (Слайд 10)
3 ученик
– Одним из самых замечательных произведений является повесть “Ночь перед Рождеством”, запечатлевшая удивительное, особое состояние человеческого духа в эти праздничные дни, передающая национальный колорит.
-Как фантастическое в повести переплетается с реальным?
– Парубки и дивчины в ночь перед Рождеством колядовали. Известно ли вам происхождение слов “коляда”, “колядовать”?
– Посмотрите, как люди в старину праздновали Рождество, колядовали.
(Демонстрация фрагмента из фильма “Ночь перед Рождеством.)
– В сборнике “Вечера на хуторе близ Диканьки” есть не только веселые, брызжущие юмором истории, но более и серьезные по своему содержанию произведения, в которых затрагиваются острые социальные и политические вопросы. Одно из таких произведений – повесть “Страшная месть”.
-Какие реальные исторические события нашли отражение в повести “Страшная месть”?
– В своей повести Гоголь дает прекрасные картины Днепра. С какой целью писатель включил описание Днепра в повесть “Страшная месть”?
7. Вывод
– Вернемся к началу нашего урока и вспомним основные черты романтизма.
(Слайд 6).
– Докажите, что повести из “Вечеров на хуторе близ Диканьки” – романтические произведения.
IV. Рефлексия. (Раздаточный материал)
Продолжи предложения:
-Мне больше всего удалось…..
-За что я могу себя похвалить…
— За что я могу себя похвалить своих одноклассников…
-Что на мой взгляд не удалось?. Почему?
-Что меня удивило?
9. Заключительное слово учителя.
Каким бы противоречивым ни было творчество Н.В. Гоголя, для нас он останется великим писателем, своим талантом прославившим Россию, в которую до конца своих дней был горячо и пламенно влюблен. Для меня он один из самых значимых, любимых писателей. Я хочу, чтобы и вы так же любили и понимали его творчество.
V. Домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение (миниатюру).
-
«В чём тайна нашей любви к Гоголю? Что притягивает нас к сюжетам гоголевских произведений? (на выбор).
-
Прочитать повести и сборника «Миргород».
Комментарии преподавателя
Тема занятия: Реалистическое и фантастическое в повести «Ночь перед Рождеством». Сцены придворной жизни.
Введение
Н. В. Гоголь стал широко известен читателям после выхода в свет книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии!» Как упоительны как роскошны, как необыкновенно притягательны повести неведомого в Санкт-Петербурге пасечника Рудого Панька.
Свободный, живой разговор, великолепно драматически построенные диалоги, богатство народных преданий – все это сделало книгу занимательной одухотворенной. Добрый юмор, оригинальные для российской словесности герои, смешение лирики, сказки и жутковатой мистики, колдовства. Это книга романтика, художника, поэта в прозе.
Со страниц этих повестей повеяло дыханием подлинной народной жизни. Все они основаны на украинском народном творчестве, народных поверьях, сказках, песнях, а также личных воспоминаниях Н. В. Гоголя об Украине.
1. Особенности повести.
— Повести Н. В. Гоголя читаются легко и интересно. Как вы думаете почему?
(много юмора, веселья, реальная жизнь сочетается с фантастическим вымыслом и т. д. )
— Давайте вспомним, от чьего имени ведётся рассказ? Что вы о нём можете сказать?
(Рудый Панько (рыжий) — весёлый, гостеприимный, любит собирать молодёжь, слушать их шутки-прибаутки, страшные рассказы)
Таким образом, Н. В. Гоголь в своих повестях сумел в шутливой форме рассказать об обычаях украинского народа, в то же время умело вписал настоящих исторических лиц. Поэтому и воспринимается фантастика за реальность.
За всем этим стоит литературный герой. Со своими проблемами, положительными и отрицательными чертами характера, в обыкновенной жизни.
2. Характеристика главных героев.
Вакула умеет ценить прекрасное |
Солоха летает на метле |
Оксана красавица |
Чёрт хитрый |
3. Каковы реалистические и фантастические элементы в повести?
Реальность и фантастика причудливо переплетаются в представлениях народа о прошлом и настоящем, о добре и зле. Фантастика в «Вечерах…» этнографически достоверна. Герои и рассказчики невероятных историй верят, что вся область непознанного населена нечистью, а сами «демонологические» персонажи показаны Гоголем в сниженном, бытовом обличье. Они тоже «малороссияне», только живут на своей «территории», время от времени дурача обычных людей. Вмешиваясь в их быт, празднуя и играя вместе с ними. Народная фантастика переплетается с реальностью, проясняя отношения между людьми, разделяя добро и зло.
Давайте сравним два противоположных мира: небо и землю. Что происходит на земле, а что в небе?
В повести Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки
На земле соединяются влюблённые |
В небе летают на мётлах ведьмы и черти |
4. Придворная знать
Характерная особенность «Ночи перед Рождеством» состоит в том, что наряду с образами, взятыми из народной среды, здесь показаны столичные верхи, рядом с фантастикой нарисованы реальные исторические фигуры. Включение в повесть картин, изображающих Петербург, несомненно, содержит в себе определенное сопоставление их со сценами и образами народной жизни. Вакулу более всего поразило в Петербурге обилие «панства». «Господ, в крытых сукном шубах, он увидел так много, что не знал, кому шапку снимать. «Боже ты мои, сколько тут панства!- подумал кузнец.- Я думаю, каждый, кто ни пройдет по улице в шубе, то и заседатель, то и заседатель! а те, что катаются в таких чудных бричках со стеклами, те, когда не городничие, то верно комиссары, а может еще и больше». В первоначальной редакции «Ночи перед Рождеством» впечатление Вакулы от Петербурга было выражено несколько острее: «и в друг увидел в крытых сукном тубах, что не знал, кому шапку снимать. «Боже ты мой! Сколько (чиновничества) панства тут»,- подумал кузнец».
Иронический тон Гоголь сохраняет и при описании придворной знати, подчеркивая то соединение надменности и раболепия, высокомерия и трусливого заискивания, которое характерно для знатных особ. «Минуту спустя, вошел в сопровождении немой свиты количественного росту довольно плотный человек в гетманском мундире, в желтых сапожках. Волосы на нем были растрепаны, один глаз немного крив, па лице изображалась какая-то надменная величавость, во всех движениях видна была привычка повелевать. Все генералы, которые расхаживали довольно спесиво в золотых мундирах, засуетились и с низкими поклонами, казалось, ловили его слово и даже малейшее движение, чтобы сейчас лететь выполнять его».
http://radmuseumart.ru/images/for-the-news/2014-05-08a-03.jpg
Потемкин нарисован в «Ночи перед Рождеством» властным и хитрым сановником, лукавым царедворцем. Заранее дав «наставления» запорожцам о том, как и что им говорить на приеме у царицы, он зорко следит за исполнением своего «режиссерского» плана. В повести содержится ясное указание на то, что приезд запорожцев в столицу связан с уничтожением Запорожской Сечи, прежних казацких вольностей. Это придает образу Потемкина, так же как и образу Екатерины II, отнюдь не «благостный» облик. Вместе с тем очевидно, что писатель не стремился нарисовать портрет Екатерины II в обличительном духе.
http://mp3fon.kz/img.php?aHR0cDovL3BpYy5ydXR1YmUucnUvdmlkZW8vOWMvNmYvOWM2ZjUwYjRhY2ZhOWEzN2IxNWQ2MzQ4MDUyZDU2NzQuanBn.jpg
Сопоставление картин народной жизни и картин сановного Петербурга в «Ночи перед Рождеством» широко не развернуто, и тем не менее оно весьма существенно как выражение общей направленности «Вечеров». Тут мы видим развитие тех идей, которые высказаны от имени Рудого Панька в его «предисловии» к «Вечерам», когда «издатель» повестей сравнивал народный быт с бытом и жизнью знати.
ИСТОЧНИК
http://pandia.ru/text/77/450/20182.php
http://soch-russ.narod.ru/index-2351.htm
http://www.auradoma.ru/articles/a_1607/
http://download.myshared.ru/N0_yPasskmrsFHe_SR3iOA/1457122332/551824.ppt