От чьего имени ведется рассказ в стихотворении я ли в поле да не травушка была

УЧЕБНИК Родная русская литература 7 класс УМК Александрова. Раздел «ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ». Часть 2. Старая песня на новый лад: А. С. Пушкин. Песни о Стеньке Разине; И. 3. Суриков «Я ли в поле да не травушка была…»; А. К. Толстой «Моя душа летит приветом…». Цитаты из пособия использованы в учебных целях.

О Г Л А В Л Е Н И Е

Литература (УМК Александрова)
«ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ»

Старая песня на новый лад

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
А. С. Пушкин

Из первых уст

Русские народные песни близки и понятны всем, кто наделён «русскою душою». Народная культура — это живой источник вдохновения, вот почему так часто русские писатели и поэты создавали свои произведения, основываясь на традициях народной поэзии.

В первой половине XIX века интерес к изучению народного творчества захватил многих литераторов и учёных. Особый вклад в научное изучение фольклора внёс Пётр Васильевич Киреевский. Он начал поистине новаторский для своего времени проект по собиранию и изданию народных песен и привлёк к нему своих современников, включая А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя.

Для Киреевского это стало делом всей его жизни. В приобщении образованной части общества к народным песням, былинам, духовным стихам он видел основу для сохранения русскими людьми своего национального характера.

П. В. Киреевский бережно отбирал в своё собрание только подлинные тексты народных песен, отбрасывая иные варианты, искажённые, с его точки зрения, городской песенной модой. Тем временем в русской литературе началось творческое освоение народной песенной культуры, которое продолжается и в наши дни. Одним из первых, кто обратился к этому живительному источнику, был Александр Сергеевич Пушкин. На основе фольклора он создаёт авторские стихотворения-песни, проникнутые истинно народным духом; в ряде его произведений появляются подлинные народные песни, исполняемые героями.

Особое внимание А. С. Пушкина привлекает любимый герой народных исторических песен — Стенька Разин, которого он характеризует как «единственное поэтическое лицо русской истории». Находясь в Михайловской ссылке, Пушкин внимательно изучает исторические документы, связанные с Разиным и восстанием под его предводительством. Но главное — именно в Михайловском поэт погружается в атмосферу русского народного творчества, слушая и записывая исполняемые местными крестьянами песни и сказки. Из услышанного Пушкин тщательно отбирает всё, что связано с именем Степана Разина, и в 1824— 1826 годах создаёт цикл «Песни о Стеньке Разине», состоящий из трёх стихотворений. В первом стихотворении цикла Пушкин использовал сюжет о Стеньке Разине и персидской княжне, который со временем стал самым популярным в народных песнях о мятежном атамане.

Вслед за Пушкиным многие русские поэты стали уделять всё больше внимания песенному творчеству народа. Среди них были и поэты-самоучки, выходцы из народной среды, которые с детства впитывали живую фольклорную традицию, хорошо знали народную русскую песню. Наиболее талантливыми представителями крестьянской поэзии были Алексей Васильевич Кольцов, Иван Саввич Никитин и Иван Захарович Суриков, оказавшие большое влияние на развитие песенного жанра в русской литературе. Песни на их стихи нередко лишались авторства, становясь частью фольклорного наследия. Среди таких «безымянных» творцов можно выделить Ивана Сурикова — автора популярных в народе песен «Степь да степь кругом…», «Что шумишь, качаясь, тонкая рябина…». Стихи Ивана Сурикова, основанные на старинных народных песнях, настолько близки и созвучны мыслям и чувствам русского человека, привлекательны своей простотой и мелодичностью, что буквально «ушли в народ». Став частью фольклорного наследия, они исполнялись без упоминания автора и со временем видоизменялись, обретая разные варианты. Одно из таких стихотворений Сурикова «Я ли в поле да не травушка была…» вы прочитаете далее.

Влияние фольклора на литературу не ограничивается прямым заимствованием образных средств, сюжетов или героев народных песен. В стихотворении Алексея Константиновича Толстого «Моя душа летит приветом…» (с. 23) нет фольклорных приёмов, но это не мешает автору передать дух народной песни, её исконную связь с родной природой и всем тем, что дорого и близко любому русскому человеку.

Вопросы и задания
  1. Как в творчестве А. С. Пушкина отразилась его любовь к русским народным песням?
  2. В чём особенность песенного творчества русских поэтов, вышедших из народной среды?
  3. Какое впечатление производят на вас русские народные песни? Какие из них вам нравятся больше всего и почему?

Александр Сергеевич Пушкин

► В творчестве Александра Сергеевича Пушкина (1799—1837) поэтический цикл «Песни о Стеньке Разине» занимает особое место. Образ удалого разбойника и заступника обездоленных привлекал поэта не только своей мощью и выразительностью, но и тем, что в нём отразились самые важные черты русского национального характера.

Создавая цикл о Степане Разине, Пушкин изучил историческую литературу и документальные свидетельства очевидцев народного восстания, а также собрал песни, услышанные от окрестных крестьян-сказителей.

Именно из них он почерпнул сюжет первой песни о принесении в жертву красавицы персиянки. Поэт увидел в этой легенде подлинную связь русского человека с матерью-природой, во имя которой он готов пожертвовать самым дорогим для него.

В дальнейшем этот сюжет получил широкое распространение в народе. В 1883 году поэт и собиратель русского фольклора Дмитрий Николаевич Садовников написал на его основе стихотворение «Из-за острова на стрежень…», в котором ему удалось ярко и драматично представить русский национальный характер вольнолюбивый и порой безудержный в своих проявлениях.

Вскоре стихотворение Садовникова легло в основу популярной в народе песни о Стеньке Разине, которая исполняется и сейчас. ◄

Из первых уст

Не книжные впечатления, а непосредственное восприятие народных русских сказок, песен, преданий дало импульс, приведший к рождению у Пушкина разинского цикла. <…> В своём песенном цикле Пушкин постарался передать любовь народа к Стеньке Разину. Создавая его, поэт, видимо, стремился заполнить пробелы в репертуаре народных песен о нём, при этом он выверял написанные им песни определённым историческим источником.
С. В. Березкина ◄

Прочитайте стихотворение А. С. Пушкина из цикла «Песни о Стеньке Разине» и подумайте, похож ли пушкинский персонаж на героя народных песен.

Песни о Стеньке Разине

Песни о Стеньке Разине

Работаем со словом
Корма — задняя часть судна, противоположная носу судна.
Полонить (народно-поэт. и трад.-поэт.) — пленить.
Гой еси (народно-поэт. и трад.-поэт.) — приветственно-величальная формула в значении «будь жив» или «будь здоров».

Размышляем над прочитанным
  1. Каким предстаёт Стенька Разин в стихотворении? Какие черты выделяет в нём поэт?
  2. Прослушайте песню «Из-за острова на стрежень…». Выявите различия в описании поступка Стеньки Разина в песне и стихотворении А. С. Пушкина.
  3. Какие традиционные для русского фольклора образы и приёмы использует поэт? Приведите примеры из текста.
  4. Найдите в стихотворении А. С. Пушкина традиционное для русского фольклора обращение героя к природе. В каких ещё произведениях вы встречались с таким приёмом? Объясните, что выражает этот литературный приём в стихотворении.
  5. Сопоставьте образы Степана Разина из стихотворения А. С. Пушкина и народной песни «На заре то было, братцы, на утренней…». Как вы думаете, какой из этих образов обладает большей исторической достоверностью? В каком из произведений более точно воссоздан образ народного героя — мятежного атамана Стеньки Разина? Аргументируйте свой ответ с опорой на тексты.
  6. Сравните репродукции первого этюда к картине В. И. Сурикова «Степан Разин» и её окончательного варианта. Какая из них более точно отражает идею прочитанного вами стихотворения?

Иван Захарович Суриков

► Иван Захарович Суриков (1841—1880) — русский поэт-самоучка, яркий представитель крестьянской поэзии в русской литературе. Родился Иван Суриков в деревне Новосёлово недалеко от Углича в семье оброчных крестьян графа Шереметева. До 8 лет он жил в деревне под опекой бабушки и матери, и воспоминания об этом времени послужили основой для одного из самых его известных стихотворений «Детство» («Вот моя деревня…»).

Девятилетним мальчиком Иван Суриков переехал с матерью в Москву, где начал работать в лавке отца и на собственном опыте узнал все тяготы жизни городской бедноты. Грамоте мальчика выучили, но отец не поощрял его тяги к учению, поэтому все своп знания он получал из книг, которые читал в свободное от работы в лавке время. Это были произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова, И. С. Никитина, Н. А. Некрасова.

Творчество Сурикова началось с обработки народных песен и создания стихов в подражание песням Кольцова и стихотворениям Никитина — признанных поэтов из народа, которых считали хранителями традиций классического фольклора. Иван Суриков жил в то время, когда устное народное творчество менялось под воздействием новых мотивов и новых героев. Суриков положил начало такой литературной форме, как «городской романс», за рождавшийся в среде разночинных обитателей городов.

Главные темы поэзии И. 3. Сурикова — русская деревня с её природой и патриархальным крестьянским бытом, жизнь бедняков в «душных городах», о которой он знал не понаслышке. Многие произведения И. 3. Сурикова стали народными песнями и романсами: в них выражены сильные душевные переживания городских бедняков и крестьян, что отличает истинно фольклорные произведения.

Стихотворение И. 3. Сурикова «Я ли в поле да не травушка была…», написанное в 1870 году на основе фольклорной пес ни, точно раскрывает типичную для русского народного творчества тему нелёгкой женской доли, подневольного замужества с характерной для таких произведений грустно-лирической интонацией. В стихотворении рефреном звучит жалоба на горькую долю, злую судьбу, но в нём нет социального протеста, как и во всей лирике И. 3. Сурикова.

Во многих своих лирических стихотворениях поэт показывал силу духа человека, способного достойно принять страдание, пережить удары судьбы, всё перетерпеть и смириться с неизбежным. Вероятно, поэтому его поэзия по-прежнему находит отклик в русской душе. ◄

Из первых уст

Суриков. Наши песни не забава

«Я ли в поле да не травушка была…»

Прочитайте стихотворение И. 3. Сурикова «Я ли в поле да не травушка была…» и подумайте, чем оно похоже на народную лирическую песню.

Суриков «Я ли в поле да не травушка была...»

Содружество муз

► Многие произведения И. 3. Сурикова стали народными песнями, среди них «Рябина», «В зелёном саду соловушко…», «Эх ты, ветер, ветер!..», «Что не жгучая крапивушка…», «Что не реченька…». Они до сих пор исполняются фольклорными коллективами.

Простота, искренность и особая мелодичность стихотворения И. 3. Сурикова «Я ли в поле да не травушка была…» привлекла внимание знаменитого русского композитора П. И. Чайковского, который в 1881 году написал на эти стихи романс, звучащий как подлинно народная песня.

Впоследствии Чайковский создал ещё три романса на стихи Ивана Сурикова: «Солнце утомилось…», «Занялася заря…», «В огороде возле броду…». К стихотворениям поэта писали музыку и другие известные русские композиторы, среди них Ц. А. Кюи («Засветилась вдали, загорелась заря…») и А. Т. Гречанинов («В зареве огнистом…»). Эти романсы на стихи И. 3. Сурикова составляют репертуар ведущих русских и зарубежных исполнителей и неизменно пользуются любовью слушателей. ^

Размышляем над прочитанным
  1. Каким настроением проникнуто стихотворение «Я ли в поле да не травушка была…»? Какова его главная тема?
  2. От чьего имени ведётся рассказ в этом стихотворении? Какой вы представляете себе его героиню?
  3. Какие художественные средства, использованные поэтом в стихотворении, роднят его с народной поэзией? Приведите примеры из текста.
  4. Какую роль в стихотворении И. 3. Сурикова играет традиционный для народных песен приём параллелизма в описании чувств человека и явлений природы? Приведите примеры из текста.
  5. Сопоставьте героинь стихотворения И. 3. Сурикова и народной песни «Ах вы, ветры, ветры буйные…». Можно ли говорить о сходстве их характеров и судеб? Аргументируйте свой ответ с опорой на текст.

Алексей Константинович Толстой

Алексей Константинович Толстой (1817—1875) — русский драматург, сатирик, прозаик, поэт, блистательный переводчик с нескольких европейских языков. Творческий диапазон Алексея Толстого обширен. Он писал фантастические повести, первая из которых — «Упырь» (1841) — понравилась и читателям, и литературным критикам. Толстой прославился как автор исторического романа «Князь Серебряный» (1866) и драматической трилогии: «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Фёдор Иоаннович» (1868), «Царь Борис» (1870). Его исторические драмы ставили ведущие театры России.

Полюбилась читателям и созданная им совместно с братьями Жемчужниковыми литературная маска Козьма Прутков — коллективный псевдоним четырёх авторов, под которым они писали сатирические стихи и создавали афоризмы. Значительный след А. К. Толстой оставил и в русской поэзии как проникновенный лирик, произведения которого отличаются особой музыкальностью.

Алексей Константинович долгие годы жил в усадьбе, которая находилась в селе Красный Рог на Брянщине. Одной из лучших черт русского национального характера он считал почитание памяти предков. Его тревожил наметившийся в середине XIX век; отток молодёжи из деревенских поместий в города или за границу. Брошенные усадьбы приходили в упадок, но хуже того был; забвение молодёжью своих корней, утрата связи с родиной.

Сейчас в селе Красный Рог на месте усадьбы Алексея Толстого создан мемориальный музей, связанный с жизнью и творчеством писателя. В 1997 году была учреждена премия им. А. К. Толстого, которая с 2003 года стала называться «Серебряная лира». Премия присуждается как за популяризацию творчества Толстого, так и за создание высокохудожественных) литературно-исторических, драматических и музыкальных произведений, отражающих жизнь и историю России, Брянской края. ◄

Из первых уст

Покажи мне, как ты веруешь и молишься; как просыпаются у тебя доброта, геройство, чувство чести и долга; как ты поёшь пляшешь и читаешь, скажи мне всё это, а я скажу тебе, какой нации ты сын.
И. А. Ильин

Ещё доселе загадка — этот необъяснимый разгул, который слышится в наших песнях, несётся куды-то мимо жизни и самой песни, как бы сгораемый желаньем лучшей отчизны, по которой тоскует со дня созданья своего человек.
Н. В. Гоголь◄

Содружество муз

► Своим творчеством А. К. Толстой внёс значительный вклад i русское музыкальное искусство. Более 130 его стихотворений бы ли положены на музыку. К лирике поэта обращались П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, А. Т. Гречанинов и др. Наибольшую популярность приобрели романсы «Средь шумного бала, случайно…», «То было раннею весною…» (муз. П. И. Чайковского), «Колокольчики мои…» (муз. П. П. Булахова), входящие в список самых исполняемых русских романсов. ◄

«Моя душа летит приветом…»

Прочитайте стихотворение А. К. Толстого «Моя душа летит приветом…» и подумайте, чем поэту особенно близки русские народные песни.

Толстой «Моя душа летит приветом...»

Работаем со словом
Гремушки — то же, что бубенцы: полые металлические шарики с кусочками металла внутри, позванивающими при встряхивании; используются для украшения конской упряжи.

Сбруя — конская упряжь, предметы и принадлежности для запряжки или седлания лошади.
Дуга — здесь: часть конской упряжи из согнутого тонкого ствола дерева.

Размышляем над прочитанным

  1. Какое настроение преобладает в стихотворении А. К. Толстого? С чем оно связано? Какими средствами выражается?
  2. Как в стихотворении «Моя душа летит приветом…» описание русской природы обретает звучание русской песни?
  3. Какое описание русской песни даётся в стихотворении, какие сравнения используются? Приведите примеры из текста.
  4. В стихотворении А. К. Толстого нет стилизации под фольклорное произведение, но созданный в нём образ русской песни отражает народные представления. Какие художественные средства помогают этого достичь? Аргументируйте свой ответ с опорой на текст.
  5. Слово «тройка» стало русизмом, то есть вошло в словари другие языков без перевода. Благодаря русской литературе тройка стала национальным символом. В стихотворении А. К. Толстого создан хрестоматийный образ русской тройки. Что она символизирует? Как автор связывает её с русской песней?
  6. Найдите среди материалов раздела информацию, из которой еле дует, что А. К. Толстого тревожит ослабление в русских людях национальных устоев. С чем он это связывал? Как вы думаете, насколько оправдались опасения писателя?
  7. Прочитайте высказывание Н. В. Гоголя о русских народных песнях в рубрике «Из первых уст». Как вы думаете, совпадает ли гоголевская характеристика русских песен с образом русской песни и стихотворения А. К. Толстого?
  8. Прочитайте высказывание известного педагога середины прошлого века Виктора Николаевича Сороки-Росинского (ниже), который обосновывал принцип воспитания школьников на традициях устного на родного творчества. Обсудите в классе, насколько для вас интересны и важны народное творчество, русская народная песня. Насколько полезно было для вас изучение этого раздела, что нового для себя вы узнали, о чём вспомнили?

Из первых уст

Диалог культур. Кузебай Герд «Белый снег»

Удмуртский поэт, прозаик, драматург, лингвист и критик Кузебай Герд (1898—1937) перевёл на русский язык немало удмуртских народных песен. Герд интересовался народной поэзией как фольклорист и этнограф, он был инициатором создания первого общества по изучению удмуртской культуры, считая родной язык основным орудием просвещения народа.

Подумайте, как соотносится название песни «Белый снег» с образом лирической героини. Каким настроением проникнута песня? О чём поёт героиня? Составьте словесный портрет героини. С помощью каких выразительных средств создаётся её образ? Обратите внимание на цветопись. Какие краски присутствуют в описании природы, а какие — в описании героини? Как они соотносятся? Подумайте, что сближает данную удмуртскую песню с русскими народными песнями и в чём заключается её отличие.

Кузебай Герд "Белый снег"

Круг чтения

► В. П. Аникин. Русский фольклор. Песни, сказки, былины, прибаутки, загадки, игры, гадания, сценки, причитания, пословицы и присловья.
В. С. Бахтин. От былины до считалки: рассказы о фольклоре. А. С. Пушкин. Песни о Стеньке Разине.
И. 3. Суриков. Стихи детям.
А. К. Толстой. Стихотворения и поэмы. ◄


Вы смотрели: УЧЕБНИК Родная русская литература 7 класс УМК Александрова. Раздел «ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ». 1) Старая песня на новый лад.

Вернуться в Оглавление учебника:

О Г Л А В Л Е Н И Е

Обновлено: 10.01.2023

Я ли в поле да не травушка была, Я ли в поле не зеленая росла; Взяли меня, травушку, скосили, На солнышке в поле иссушили. Ох ты, горе мое, горюшко! Знать, такая моя долюшка!

Я ли в поле не пшеничушка была, Я ли в поле не высокая росла; Взяли меня срезали серпами, Склали меня на поле снопами. Ох ты, горе мое… и т. д.

Я ли в поле не калинушка была, Я ли в поле да не красная росла; Взяли калинушку поломали И в жгутики меня посвязали. Ох ты, горе мое… а т. д.

Я ль у батюшки не доченька была, У родимой не цветочек я росла; Неволей меня, бедную, взяли И с немилым седым повенчали. Ох ты, горе мое… и т. д.

— содействовать воспитанию любви к русской культуре через народную песню;

— пробудить чувство коллективизма.

— развить начальное чувство ритма и чистоты интонирования;

— содействовать формированию навыков хорового пения.

Материалы и оборудование

Два стола (для аппаратуры). Баян, синтезатор, гусли. 13 стульев, расставленных полукругом.

  1. Организация (приветствие, знакомство, вступительное слово)
  1. Основная часть:
  1. Введение в тему занятия.
  2. Общее понятие о русской народной песне (теоретическое и практическое осмысление).

— Исторические и культурные традиции русской песенности.

— Многообразие русской народной песни:

былина (песенная иллюстрация в сопровождении гуслей),

историческая песня (песенная иллюстрация),

лирическая песня (песенная иллюстрация),

плясовая (песенная иллюстрация),

обрядовая — интонационная связь с народной песенностью (иллюстрация — П.И. Чайковский. Романсы «Я ли в

  1. Использование народно-песенной интонации в современном песенном творчестве:

— сравнение классической русской народной песни с современной эстрадной песней,

  1. Анализ продуктивности занятия. Подведение итогов.

Основная деятельность педагога

Прогнозируемая деятельность обучающихся

1. Организационное начало занятия.

Познакомиться с детьми и настроить их на активное восприятие материала.

Здравствуйте, ребята! Проходите, рассаживайтесь.

Меня зовут Людмила Ивановна.

А теперь ещё раз:

— Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы!

— непривычное в наше время приветствие, правда? А ведь в старину такое обращение к молодым людям было обычным. Про стародавние времена у нас и пойдёт сегодня речь.

Я приготовила, как вы видите, музыкальные инструменты. Значит, мы поговорим о чём? . – О музыке!

Прошу вас быть смелее в нашем общении. Если вам понравятся номера, которые будут исполняться на нашем занятии, вы смело, как на концерте, можете аплодировать.

2. Основная часть

2.1. Введение в тему занятия.

Настроить ребят на предстоящее занятие

Ответьте мне, пожалуйста, добры молодцы и красны девицы, любите ли вы петь?

… Конечно, кто ж из нас не пел хоть раз в жизни?

А почему мы поём? Какие чувства мы испытываем, когда поём?

— Радость, необыкновенный душевный подъём (педагог вторит детям).

— А наши предки любили петь?

— А какие песни они пели? Наверное, не песни Земфиры, Димы Билана или Потапа и Насти Каменских?

— Да… Наши предшественники пели народные песни.

Мы поговорим о том, какое важное место занимает народная песня в русской музыкальной культуре.

Дети сидят полукругом и отвечают на поставленные вопросы.

2.2. Общее понятие о русской народной песне.

Познакомить ребят с возникновением народной песни.

— Откуда же взялась народная песня?

— Русская народная песня сложилась в ходе исторического развития нашей страны как часть русской культуры. Чаще всего у народной песни нет определённого автора, или автор не известен.

Дети отвечают на вопросы.

— Исторические и культурные традиции русской песенности .

— Многообразие русской народной песни

Познакомить с различными видами русской песни.

Народная песня сопровождала человека всю жизнь.

Ведь когда-то давно не было ни радио, ни телевидения, ни, тем более, интернета.

Своеобразными СМИ (средствами массовой информации) и артистами древности были гусляры и скоморохи. Героями их песен становились князья, торговые люди и, конечно, богатыри.

— Давайте вспомним самые известные имена:

— Добрыня Никитич, Алёша Попович, Илья Муромец.

Исполнялись былины в сопровождении гуслей.

Гусли – древнейший музыкальный инструмент. Не так давно на археологических раскопках в Великом Новгороде были найдены гусли, относящиеся к XI-XIV векам. Среди них были 4, 5, 6, 9-ти струнные гусли. Различались гусли и размерами. Самые большие имели в длину 85 см, а самые маленькие 35 см.

А у нашей исполнительницы современные, профессиональные гусли.

Исполняется отрывок из былины в сопровождении гуслей.

После того, как татаро-монгольское иго было сброшено, возникла историческая песня – о славной битве Дмитрия Донского на поле Куликовом, о Степане Разине, Емельяне Пугачеве, о Ермаке; позже – о битве на Бородинском поле и т. д.

Вот такую память о себе оставил в народе казачий атаман Степан Тимофеевич Разин.

Наши предки много работали, и свой тяжелый труд сопровождали песнями. Так возникли песни трудовые.

сначала я пою фразу, потом вы повторяете.

Исполняем 3-4 куплета (а в песне 12 куплетов!).

На первую долю (сильную) будем хлопать – показываю.

Исполняем с движениями.

Но не хлебом единым жив человек!

Послушайте русскую народную песню о безответной любви

Давайте представим тёплый летний вечер. За околицей деревни собираются девушки и парни – добры молодцы да красны девицы.

— А зачем собираются?

— Хороводы водить да песни петь, знакомиться. Дискотек-то не было в те времена.

И одну из таких хороводных песен мы с вами выучим.

А вот пример плясовой песни, которую вы все знаете с малых лет:

Читаю отрывок из сказки А. С. Пушкина:

С ободренною душой

Князь пошел себе домой;

Лишь ступил на двор широкий —

Что ж? под ёлкою высокой,

Видит, белочка при всех

Золотой грызет орех,

А скорлупку собирает,

Кучки равные кладет,

И с присвисточкой поет

При честном при всем народе:

Во саду ли, в огороде. ( Пою один куплет)

А были ещё так называемые обрядовые песни.

Каждое событие в жизни человека сопровождал обряд. Родился человек – его необходимо покрестить, чтобы жив-здоров был и ангела-хранителя имел. Пришло время жениться – без свадебного обряда не обойтись. И так далее всю жизнь.

Обряды и, соответственно, песни разделялись на календарные и бытовые. Календарные были связаны с сельскохозяйственными работами, со сменой времён года.

А бытовые — с семейными праздниками.

— Какой семейный праздник в жизни добра молодца и красной девицы вы знаете?

Свадьба в те времена не всегда была радостью, т. к. молодые люди до этого могли друг друга и не видеть.

Об этом поётся в произведениях, отрывки из которых я вам сейчас исполню.

— Как вы думаете, это народные песни?

— Да, очень похожи. Интонацией народно-песенной: протяжностью, грустью.

А сочинил эти песни, вернее сказать, романсы великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. Как он тонко чувствовал душу народа!

В дошедших до нас произведениях древнерусской литературы образы людей близки фольклорным – даже тогда, когда речь идет о реально существовавших исторических личностях (например, княгине Ольге или святых Петре и Февронии). Прототипом былинного богатыря Алеши Поповича был ростовский боярин, погибший в битве на реке Калке, Ильи Муромца – монах Илия Печерский, Добрыни Никитича – один из воевод князя Владимира.

В период становления национальной русской литературы, фольклорные сюжеты и мотивы нередко находили свое место в прозе и поэзии.

Фольклорные элементы:

1)постоянные эпитеты («добрый молодец», «синее море»);

2)символическое значение цвета(черные думы, черный ворон, красное крыльцо,белая береза, палаты белокаменные, синие молнии) –часто постоянные эпитеты и цветовые определения взаимосвязаны, т.е.имеют двойное значение.

3)троекратные повторения (три попытки, три условия, три испытания)

5)синтаксический )параллелизм («пройдет стар человек — перекрестится, / пройдет молодец — приосанится, / пройдет девица — пригорюнится»);

6)просторечия («нониче», «супротив») и т.д.

7) сказочные зачины («жили да были. «, «в некотором царстве, в некотором государстве. «);

8)присказки («по щучьему велению», «ни в сказке сказать, ни пером описать»);

9)обращение к силам и явлениям природы(солнцу, ветру, воде, растениям ..)

10) анафора –одинаковое начало строк.(«люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий стройный вид..)

Домашнее задание.

1.Внимательно прочитайте тексты, найдите в них фольклорные элементы и мотивы.

2.Выпишите в тетрадь из каждого текста 2-3 фольклорных элемента.

Иван Суриков

Я ли в поле да не травушка была,

Я ли в поле не зеленая росла;

Взяли меня, травушку, скосили,

На солнышке в поле иссушили.

Ох ты, горе мое, горюшко!

Знать, такая моя долюшка!

Я ли в поле не пшеничушка была,

Я ли в поле не высокая росла;

Взяли меня, срезали серпами,

Склали меня на поле снопами.

Ох ты, горе мое, горюшко!

Знать, такая моя долюшка!

Я ли в поле не калинушка была,

Я ли в поле да не красная росла;

Взяли калинушку, поломали

И в жгутики меня посвязали.

Ох ты, горе мое, горюшко!

Знать, такая моя долюшка!

Я ль у батюшки не доченька была,

У родимой не цветочек я росла;

Неволей меня, бедную, взяли

И с немилым, седым, повенчали.

Ох ты, горе мое, горюшко!

Знать, такая моя долюшка.

Моя душа летит приветом
Навстречу вьюге снеговой,
Люблю я тройку удалую
И свист саней на всем бегу,
Гремушки, кованую сбрую
И золоченую дугу.

Люблю тот край, где зимы долги,
Но где весна так молода,
Где вниз по матушке по Волге
Идут бурлацкие суда.

Люблю пустынные дубравы,
Колоколов призывный гул,
И нашей песни величавой
Тоску, свободу и разгул.

Она, как Волга, отражает
Родные степи и леса,
Стесненья мелкого не знает,
Длинна, как девичья коса.

Как синий вал, звучит глубоко,
Как белый лебедь, хороша,
И с ней уносится далеко
Моя славянская душа.

Я ли в поле да не травушка была,
Я ли в поле не зеленая росла;
Взяли меня, травушку, скосили,
На солнышке в поле иссушили.
Ох ты, горе мое, горюшко!
Знать, такая моя долюшка!

Я ли в поле не пшеничушка была,
Я ли в поле не высокая росла;
Взяли меня срезали серпами,
Склали меня на поле снопами.
Ох ты, горе мое… и т. д.

Я ли в поле не калинушка была,
Я ли в поле да не красная росла;
Взяли калинушку поломали
И в жгутики меня посвязали.
Ох ты, горе мое… а т. д.

Я ль у батюшки не доченька была,
У родимой не цветочек я росла;
Неволей меня, бедную, взяли
И с немилым седым повенчали.
Ох ты, горе мое… и т. д.

Всепрославлен Казбек: на большой он дороге.
До вершины добраться не всякий бы мог.
А вот горы другие неведомы многим.
Лишь туристам известен гигант Адий-хох.
Незабытые песни забытых поэтов.
Самоцветные камни различных пород.
Песни сотен и тысяч Кольцовых и Фетов.
Величайший поэт и редактор — народ.
(И. Р.)

Эти стихи можно адресовать и И. З. Сурикову, поскольку в сборнике есть и его песни.

Ох, бедна я, бедна.
Плохо я одета,—
Никто замуж меня
И не взял за это!

Слишком далеки это стихотворение и песни поэта друг от друга по стилю, по поэтической традиции, в первом случае — чисто литературной, во втором — народной.

Очень выразительны у Сурикова простодушные картины сельской жизни:

И особенно — стихи о степи, чувство которой у Сурикова было очень острым:

Но главное — поэтическое преображение мира, окружающего простого человека. Мир этот узок и одновременно бесконечен у Сурикова, ибо он поэт. В его песнях — строй чувств, и характер, и уклад этого человека, его органическая связь с природой, продолжением которой он себя ощущает. Отсюда — поэтика суриковского олицетворения природы. Рябина у него не только тонкая, шумит, качается, но и говорит, чувствует, желает, мечтает. Крона ее названа головою, а доля ее — сиротство. И, хотя все это человеческие черты, по-человечески рябина сознает свою обреченность, как дерево, прикованное (в отличие от человека) к одному месту на земле:

Лирический голос в песенной поэзии Сурикова полифоничен: он вмещает в себя и голос крестьянского дитяти, и голос девушки-крестьянки, и замужней бабы, и молодого мужика, и деревенского деда, и старухи-крестьянки, и голос измученного городским трудом бывшего крестьянина, и голос бедной городской белошвейки Песни Сурикова народны по языку, но не тождественны народным песням в их диалектных записях: в целом это голос народа в литературном, а не в просторечном звучании. Эти песни диалогичны и многоголосы.

Ох ты, горе мое, горюшко!
Знать, такая моя долюшка!

и одинаковостью повторяющихся зачинов: Я ль не . была.

Голосит она,
В степи сгон стоит.
Та же песня в ней
Ямщика звучит.

Эти голоса не даны в прямой речи. Как прямая речь оформлены только слова замерзшего ямщика. О голосе вьюги и голосе живого ямщика говорится в повествовании рассказчика.

Перспектива стихотворения Сурикова глубже перспективы ныне известной песни, в нем 15, а не 7, как в песне, строф. Народ сократил их количество (слишком большое для лирической ямщицкой песни) и сделал перспективу менее глубокой, чего требовал жанр песни.

Суриковские песни удивительно музыкальны. Оттого их поет народ, пишут к ним музыку лучшие композиторы.

Читайте также:

      

  • Единицы времени час минута конспект урока 2 класс
  •   

  • Врожденные и приобретенные программы поведения конспект кратко
  •   

  • Конспект урока по русскому языку если в корне две безударные гласные
  •   

  • Эйдос конспект по мцыри
  •   

  • Тестирование уровня физической подготовки конспект

                                                                                Тридцатое сентября

                                                                                    Классная работа


                                             Иван Захарович Суриков. «Я ли в поле да не травушка была»

1.      Мотивация и целеполагание.

   Устное народное творчество всегда было для И.З. Сурикова одним из благотворных источников не только сюжетов, но и образно-художественных средств. Сохраняя народную песенную основу, Суриков в каждом конкретном случае как бы создавал «литературный вариант» народной песни.

   Во многих своих лирических стихотворениях поэт показывает силу духа человека, способного достойно принять страдания, пережить удары судьбы, смириться с неизбежным и всё перетерпеть.

   2.   Первичное усвоение новых знаний.

Ива́н Заха́рович Су́риков (25 марта [6 апреля] 1841— 24 апреля [6 мая] 1880) — русский поэт-самоучка, представитель «крестьянского» направления в русской литературе, автор хрестоматийного стихотворения «Детство». Другое его стихотворение, «В степи», в народной переработке стало популярнейшей песней «Степь да степь кругом». На его стихи П. И. Чайковский написал романс «Я ли в поле да ни травушка была».

Некоторое время жил в деревне, затем весной 1849 года (в 8 лет) вместе с матерью, Фёклой Григорьевной Суриковой, переехал в Москву, где его отец работал приказчиком в мелочной лавке. Мальчик помогал отцу в работе, параллельно обучился грамоте, много читал — поначалу в основном жития святых (по которым его учили). Очень рано начал писать стихи, но его первые поэтические опыты не дошли до нас — автор уничтожил их.

В начале 1860-х годов поэт А. Н. Плещеев помог молодому Сурикову опубликовать стихи в журнале «Развлечение», затем последовали публикации в таких изданиях, как «Воскресный досуг», «Иллюстрированная газета», «Дело», «Отечественные записки», «Семья и школа», «Воспитание и обучение».

В 1860 году Суриков женился на бедной девушке-сироте Марии Николаевне Ермаковой.

В середине 1860-х годов Суриков порывает с работой в лавке отца, который к тому времени вступил во второй брак. Молодой поэт начинает работать переписчиком бумаг и типографским наборщиком, но не добивается успеха и оказывается вынужденным вернуться к отцу, чтобы снова заняться торговлей.

В 1871 году у Сурикова выходит первый собственный поэтический сборник. В 1875 и 1877 годах еще два. Тогда же его избирают членом московского Общества любителей российской словесности.

В эти же годы Суриков организует литературно-музыкальный кружок, цель которого — помогать писателям и поэтам из народа, прежде всего крестьянам. В 1872 году они выпустили альманах «Рассвет».

Лечился от туберкулеза кумысом в Самарских степях, затем в Крыму. Умер в Москве от туберкулеза 24 апреля [6 мая] 1880, в бедности. Похоронен на Пятницком кладбище.

                                                                https://ppt-online.org/898573

1.     Изучите с. 18 – 19 учебника.

2.     Выразительно прочитайте стихотворение на с. 19 – 20.

Прослушайте романс П. И. Чайковского «Я ли в поле да ни травушка была» https://youtu.be/yqXC20h1lt8.

3.     Работа над идейно-художественным содержанием произведения.

Стихотворение «Я ли в поле да ни травушка была…» написано на основе народной песни в 1870 году. Точно раскрывает типичную для русского народного творчества тему нелёгкой женской доли, подневольного замужества.

   Поэт широко использует постоянные эпитеты, характеризующие внешность героини, ее социальную обреченность, обстановку действия, есть в  стихотворении и слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Приближена к стилю устной поэзии также ритмика стиха, основанная на «обязательной» для всех строк «системе ударений» на третьем, седьмом, одиннадцатом (если есть) слогах.

— Определите тему и основную мысль произведения. Запишите в тетрадь.

4.     Беседа.

-Каким настроением проникнуто стихотворение «Я л в поле да не травушка была…»?

— От чьего имени ведется рассказ в этом стихотворении? Какой вы представляете героиню?

— Устное народное творчество всегда было для поэта одним из благотворных источников не только сюжетов, но и образно-художественных средств. Уже в первых своих поэтических опытах («В зеленом саду соловушка…») Суриков умело применяет параллелизм, основанный на традиционном противопоставлении независимой природы угнетённой человеческой личности. Какую роль в этом стихотворении играет традиционный для народных песен приём параллелизма в описании чувств человека и явлений природы? Приведите примеры из текста.

5.     Домашнее задание:

Выразительно читать стихотворение.

Дайте развернутый ответ на вопрос: «Какие художественные средства, использованные автором, роднят это произведение с народной поэзией?»

  • Анализ стихотворений
  • Суриков
  • Рябина

Анализ стихотворения Сурикова Рябина



Иван Захарович Суриков родился в глухой деревушке Новосёловке, Угличского уезда, Ярославской губернии. Отец его был крепостным графа Шереметева, жившим в Москве на оброке, где у него была небольшая лавочка. Восьми лет будущего поэта привезли в Москву. Мальчик помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте у соседей.

В конце 50-х годов, начитавшись Пушкина. Суриков начал складывать стихи. У его родственников и знакомых это вызывало лишь раздражение, над юношей жестоко глумились. Жизнь Сурикова, проводившего целые дни в мелочной лавке отца или дяди, была очень тяжёлой; однажды он едва не утопился.

Пример

В 1862 Суриков свёл знакомство с поэтом А. Н. Плещеевым. Плещеев оценил талант юноши и помог ему выступить со стихами в печати. Это было в 1862, а в 1871 Суриков издал первый сборник своих стихотворений. Его печатали уже не только мелкие журналы, но и такие издания, как «Вестник Европы», «Дело».

В 1875 поэт был избран членом «Общества любителей российской словесности», его кандидатуру поддержал Лев Толстой. Собирая вокруг себя писателей из народа, живших в разных городах России, в 1872 г. Суриков подготовил и напечатал сборник их произведений под названием «Рассвет». Группа поэтов — «суриковцев» впоследствии издавала газету «Доля бедняка» и объединилась в «Суриковский литературно-музыкальный кружок», существовавший вплоть до Октябрьской революции.

Суриков преимущественно лирик. Он с гордостью сознавал себя демократом и считал свою поэзию наследницей музы Кольцова и Никитина. Горестные стихи Сурикова о народной нужде, о жизни крестьянской бедноты и ремесленного люда близки по духу к народной песне. Его «Рябина». «В степи». «Доля бедняка». «Казнь Стеньки Разина» стали песенным достоянием народа. На слова Сурикова писали музыку Чайковский и Кюи.

Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьём и угольём; умер он от чахотки в расцвете своего незаурядного таланта.

СУРИКОВ, Иван Захарович [25. III (6. IV). 1841, деревня Новосёлово Угличского уезда Ярославской губернии, — 24. IV (6. V). 1880, Москва] — русский поэт. В 1849 был привезён родителями в Москву, где помогал отцу, работавшему в мелочной лавке. С детства, научившись грамоте, стал писать стихи. В 1862 познакомился с А. Н. Плещеевым. который способствовал формированию поэтического таланта Сурикова. Начал печататься в 1864. Выпустил три сборника стихов (1871, 1875, 1877). Основные темы поэзии Сурикова — жизнь крестьянства, городской бедноты, изнурительный труд, тяжёлое положение женщины (стихотворения «Доля бедняка». «Что не жгучая крапивушка». «Два образа». «На мосту». «В могиле». «Умирающая швейка» и другие). С любовью рисовал Суриков крестьянский труд (стихотворения «Утро». «Косари» и др.), русскую природу ( «Весна». «Летом». «Осенью». «Зима» ). Особое место занимают в его творчестве стихи о детях: «Детство» («Вот моя деревня. »), «В ночном». «На реке». «Клад». В произведениях на исторические темы ярко сказалась связь его поэзии с фольклором (поэмы «Канут Великий». «Богатырская жена». «Василько» ). Глубокое сочувствие человеку из народа, стойко переносящему невзгоды, не желающему мириться с тяжкой долей, звучит в поэмах «Казнь Стеньки Разина». «Садко» (на её основе создана одноимённая опера Н. А. Римского-Корсакова) и др. Бунтарскими настроениями отмечена поэзия Сурикова периода революционного подъёма 70-х гг. (стихотворения «Дубинушка». «Трудящемуся брату» ).

Творчество Сурикова впитало демократические традиции русской литературы и некоторыми сторонами перекликается с поэзией А. В. Кольцова. Т. Г. Шевченко, Н. А. Некрасова. Многие его стихи стали народными песнями: «Рябина» («Что шумишь, качаясь»), «Малороссийская песня» («Я ли в поле да не травушка была»), «В степи» (в народной обработке — «Степь да степь кругом») и др. Сурикова основал объединение писателей из народа (Суриковский литературно-музыкальный кружок).

Соч. Стихотворения. [Вступ. ст. Н. А. Соловьева-Несмелова], М. 1884; Песни. Былины. Лирика. Письма. [Вступ. ст. Г. Д. Деева-Хомяковского], М. 1927; Собр. стихотворений. [Вступ. ст. А. Дымшица], Л. 1951; в кн. И. З. Суриков и поэты-суриковцы. [Вступ. ст. Е. С. Калмановского], М. — Л. 1966.

Лит. «Друг народа», 1916, № 1 [статьи о И. З. Сурикове]; Ерзинкян Е. В. Худож. мастерство И. З. Сурикова, «Тр. Кутаисского пед. ин-та», 1957, т. 17; Лосев П. Песни поэта. И. З. Суриков. [Вступ. ст. Н. Рыленкова ], Ярославль, 1966; Щуров И. Поэт из народа, «В мире книг», 1966, № 4; История рус. лит-ры XIX в. Библиографич. указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М. — Л. 1962.

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. — Т. 7. — М. Советская энциклопедия, 1972

СУРИКОВ Иван Захарович [1841-1880] — поэт. Родился в деревне Новосёловке, Угличского уезда, Ярославской губернии. Отец Сурикова был крепостным графа Шереметьева и служил в Москве «по торговой части», пока не сделался самостоятельным торговцем. Восьми лет Суриков был взят отцом из деревни в Москву, а десяти лет его отдали для обучения грамоте к двум купеческим вдовам. Суриков помогал в торговле, но его тянуло к книге. Урывками, не зная правил стихосложения, Суриков начал писать стихи. В 1862 Суриков познакомился с поэтом А. Н. Плещеевым ; поэт одобрил его стихотворные опыты, и в 1863 в журнале «Развлечение» появилось первое стихотворение Сурикова. В 1864 Суриков после ссоры с отцом покинул его и, не имея ни средств к существованию, ни профессии, впал в отчаяние. Ища забвения от жизненных испытаний, Суриков пристрастился к водке; был близок к самоубийству. О своих переживаниях этого времени он говорит в стихотворениях: «На мосту». «На могиле матери». «Шум и гам в кабаке». После примирения с отцом Суриков вновь стал помогать ему в торговле. В 1871 вышел из печати первый сборник стихов Сурикова, и с этого года его стихи начали появляться не только в мелких журнальчиках, но и в журнале «Дело», а затем в «Вестнике Европы», где печатались его поэмы на исторические и легендарные сюжеты ( «Садко». «Богатырская жена» и др.).

Стремясь объединить поэтов-самоучек, Суриков совместно с ними выпустил в 1872 коллективный сборник «Рассвет». В 1875 меценат Солдатенков напечатал второе дополненное издание стихов Сурикова. В 1875 Суриков был избран в члены Общества любителей российской словесности. К этому времени здоровье поэта расшаталось окончательно; тяжёлые материальные условия и крайне неблагоприятные условия работы привели Сурикова к туберкулёзу.

В стихах Сурикова показана горькая доля бедняков: умирающая от тяжких родов жена крестьянина, оставившая мужу пятерых сирот; пьяница-сапожник и его горемычная умирающая жена; десятник трудовой артели, придавленный рухнувшей балкой и умирающий с прощальным завещанием жене; тягостная доля фабричного рабочего, сделавшегося жертвой несчастного случая на фабрике, — таковы характерные образы Сурикова. Но, показывая картину страданий городской бедноты, стихи Сурикова были лишены действенного гнева. «Грустны песни мои, как осенние дни», говорит Суриков в одном из своих стихотворений; «Мой стон больной звучит тяжёлою тоской», — повторяет он в другом. Суриков чужд настроений революционного крестьянства, нашедших выражение в стихах Некрасова и Курочкина. Суриков считал себя преемником и продолжателем Кольцова и Никитина. Влияние Кольцова на Сурикова носит более формальный характер, к Никитину же он близок органически. Ко второй половине 70-х гг. Суриков дал несколько более оптимистических стихотворений, как «Ой, дубинушка, ты ухни» и «Казнь Стеньки Разина». Но суриковская «Дубинушка» носит слишком отвлечённый характер, а стихотворение о Стеньке Разине лишено каких-либо намёков, позволяющих перекинуть мост от далёкого прошлого к революционным событиям 70-х гг.

Несмотря на все эти недостатки, в ряде своих оригинальных стихотворений Суриков выразил с достаточной силой стоны и скорбь придавленной городской бедноты. Популярность произведений Сурикова сказалась в том, что многие его стихи распевались этой беднотой и сделались достоянием народных песенников ( «Эх, ты, доля, моя доля». «Сиротою я росла». «Толокно». «Казнь Разина» и др.).

Библиография: I. Стихотворения И. З. Сурикова (Полное собрание с портретом автора и биографич. очерком Н. А. Соловьёва-Несмелова), 4 изд. М. 1884; И. З. Суриков, Его жизнь и песни. Сост. И. Белоусовым, М. 1923; Песни, былины, лирика, письма к самородкам-писателям, М. 1927.

II. Марков В. Навстречу (Очерки и стихотворения), СПБ, 1878 [см. гл. Новейшая поэзия]; Н-в Н. И. З. Суриков, «Живописное обозрение», СПБ, 1900, № 19 от 7 мая; Козырев М. А. Воспоминания об И. З. Сурикове, «Историч. вестник», 1903, сентябрь; Яцимирский А. И. Из жизни народного певца, «Образование», 1905, № 4; Его же, И. З. Суриков (1841-1880) в семье своих литературных преемников (по неиздан. материалам), «Русская старина», 1905, апрель; Скабичевский А. М. История новейшей русской литературы (1848-1908), 7 изд. СПБ, 1909; Суриков И. З. в кн. Русский биографич. словарь, том Суворова — Ткачёв, СПБ, 1912; Брусянин В. Поэты-крестьяне Суриков и Дрожжин. 3 изд. М. 1915; Иванов А. Поэт печали, «Ежемесячный журнал», 1916, № 5; Золотарёв С. Писатели-ярославцы [вып. I], Ярославль, 1920; Кубиков И. И. Суриков и Ф. Решетников, «Дело», 1916, № 3; И. З. Суриков, «Лит. учёба», 1936, № 4.

Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929-1939

LiveInternet LiveInternet

Картинка Анализ стихотворения Сурикова Рябина № 1

Иван Захарович Суриков русский поэт и автор очень известной песни «Что шумишь, качаясь, тонкая рябина. «.

Картинка Анализ стихотворения Сурикова Рябина № 2

Что шумишь, качаясь, тонкая рябина.

Застольные песни. у каждого из нас есть наверняка свои любимые. Одной из таких, особенно у женщин, стала песня «Тонкая рябина», песня о грустной любви рябины к дубу. Когда представляют эту песню на концертах, то говорят о ней, как о русской народной. Отчасти это так, скорее всего сам мотив, мелодия песни, рождены самим народом, а вот слова принадлежат вполне конкретному человеку — русскому поэту-крестьянину Ивану Захаровичу Сурикову. Прожил он на свете всего 39 лет и особого признания при жизни за свои поэтические труды не получил. Тяга к знаниям у крестьянского мальчишки, была очень большая: читал, пытался учиться, не зная правил «стихоплетства» пытался все же самостоятельно писать стихотворения. Попав в Москву на службу по торговой части, Суриков познакомился с поэтом Н.Плещеевым и тот помог ему опубликовать свои первые поэтические труды. Стихи Сурикова грустны, лиричны, отчасти сказочны, передают страдания русского народа. И эти стихи многим знакомы уже с детства, просто мы не часто обращаем внимание на имя автора.

«Что шумишь, качаясь,
Тонкая рябина,
Низко наклоняясь
Головою к тыну?»

— «С ветром речь веду я
О своей невзгоде,
Что одна расту я
В этом огороде.

Грустно, сиротинка,
Я стою, качаюсь,
Что к земле былинка,
К тыну нагибаюсь.

Там, за тыном, в поле,
Над рекой глубокой,
На просторе, в воле,
Дуб растет высокий.

Как бы я желала
К дубу перебраться;
Я б тогда не стала
Гнуться да качаться.

Близко бы ветвями
Я к нему прижалась
И с его листами
День и ночь шепталась.

Нет, нельзя рябинке
К дубу перебраться!
Знать, мне, сиротинке,
Век одной качаться».

Иван Захарович Суриков

Иван Захарович Суриков считал себя преемником и продолжателем творчества писателей А.Кольцова и И.Никитина. Но проклятая русская нужда сделала свое дело: поэт до конца жизни был вынужден торговать железным старьем и углем; и как результат, умер он от чахотки 6 мая по новому стилю 1880 года и нашел свое пристанище на Пятницком кладбище в Москве, где до сих пор стоит ему скромный памятник с надписью «Поэт-крестьянин. И.З.Суриков». А его стихи ушли в народ и появились такие народные теперь песни, как «Тонкая рябина», «Степь да степь кругом», «Я ли в поле да не травушка была», а на тему поэмы «Садко» Римским-Корсаковым была написана знаменитая опера. Вот такая история народной песни.

Еще несколько стихотворений И.З.Сурикова

Ночь тиха, сад объят полутьмою,
Дремлют липы над сонным прудом;
Воздух дышит цветущей весною;
Мы сидим пред раскрытым окном.

Светят яркие звезды над нами;
Кротко месяц глядит с высоты,
И его голубыми лучами
Облитая, задумалась ты.

Очарован твоей красотою,
Я любуюсь тобою без слов.
В нашу комнату тихой струею
Льется запах душистых цветов.

И прощу в этот час я не много:
Чтобы дни твои тихо текли,
Чтобы жизни печаль и тревога
В твое сердце пути не нашли.

Ой, дубинушка, ты ухни!
Дружно мы за труд взялись.
Ты, плечо мое, не пухни!
Грудь моя, не надорвись!

Ну-ко, ну, товарищ, в ногу!
Налегай плечом сильней!
И тяжелую дорогу
Мы пройдем с тобой скорей.

Ой, зеленая, подернем! —
Друг мой! помни об одном:
Нашу силу вырвем с корнем
Или многих сбережем.

Тех борцов, кому сначала
Легок труд, кто делу рад, —
Вскоре ж — глядь! — все дело стало
Перед множеством преград.

Тем помочь нам скоро надо,
Кто не видит, где исход, —
И разрушатся преграды, —
И пойдут они вперед.

Друг! трудящемуся брату
Будем смело помогать,
Чтоб за помогу в уплату
Слово доброе принять.

За добро добром помянут
Люди нас когда-нибудь
И судить за то не станут,
Что избрали честный путь.

Злоба с дочкою покорной,
Стоязычной клеветой,
Станут нас следить упорно, —
Но не страшен злобы вой.

Прочь от нас! на мертвых рухни, —
Твой живых не сломит гнет.
Ой, дубинушка, ты ухни!
Ой, зеленая, пойдет!

Загорелась над степью заря,
На траве засверкала роса.
Поднялись степняки-косари, —
Загуляла по степи коса!

Что ни взмах, то и сена копна.
Здесь трава высока и густа,
И гуляй, где ты знаешь, с косой, —
Всюду гладь — без конца широта!

Здесь и дух степняка-косаря
Необъятно могуч и силен —
Не положит он рук от тоски,
Не опустит и голову он.

Если горе за сердце возьмет,
Навалится злодейка нужда,
Он кудрями лишь только тряхнет —
И кручины уж нет и следа.

И поет он про матушку-степь,
Про родные равнины-луга.
И сверкает, сверкает коса —
И встают, точно горы, стога.

Я за то тебя, вольную степь,
Полюбил всей душой глубоко,
Что сама ты собой широка
И в тебе все сильней, широко.

Вот моя деревня,

Что стоишь, качаясь, тонкая рябина. nickfilin September 9th, 2016

Не все знают, что у стихов известной песни о тонкой рябине, мечтающей «перебраться к дубу» есть автор. Слова написаны в 1864 г. русским поэтом Иваном Захаровичем Суриковым (1841-1880).

В процессе исполнения в народе немного изменились слова, сократилось количество куплетов. В результате напев стал чище, а песня стала по настоящему народной. Народной еще и потому, что авторство музыки не установлено. Ниже для сравнения печатный вариант И.В. Сурикова и песня в народной обработке.

А еще Иван Захарович известен как автор хрестоматийного стихотворения, начинающегося словами: » Вот моя деревня, вот мой дом родной, вот качусь я в санках по горе крутой. «, а также автор слов другой не менее известной народной песни » Степь да степь кругом «.

Стихотворение И. Сурикова

«Что шумишь, качаясь,
Тонкая рябина,
Низко наклоняясь
Головою к тыну?» —

«С ветром речь веду я
О своей невзгоде,
Что одна расту я
В этом огороде.

Грустно, сиротинка,
Я стою, качаюсь,
Что к земле былинка,
К тыну нагибаюсь.

Там, за тыном, в поле,
Над рекой глубокой,
На просторе, в воле,
Дуб растёт высокий.

Как бы я желала
К дубу перебраться;
Я б тогда не стала
Гнуться и качаться.

Близко бы ветвями
Я к нему прижалась
И с его листами
День и ночь шепталась.

Нет, нельзя рябинке
К дубу перебраться!
Знать, мне, сиротинке,
Век одной качаться».

Что стоишь, качаясь,
Тонкая рябина,
Головой склоняясь
До самого тына.

А через дорогу,
За рекой широкой,
Так же одиноко
Дуб стоит высокий.

Как бы мне, рябине,
К дубу перебраться.
Я б тогда не стала
Гнуться и качаться.

Тонкими ветвями
Я б к нему прижалась
И с его листами
День и ночь шепталась.
Но нельзя рябине
К дубу перебраться,
Знать, ей, сиротине,
Век одной качаться.

Справка о И. З. Сурикове из Литературной энциклопедии
Суриков Иван Захарович [1841-1880] — поэт. Родился в деревне Новосёловке, Угличского уезда, Ярославской губернии. Отец Сурикова был крепостным графа Шереметьева и служил в Москве «по торговой части», пока не сделался самостоятельным торговцем.

Восьми лет Суриков был взят отцом из деревни в Москву, а десяти лет его отдали для обучения грамоте к двум купеческим вдовам. Суриков помогал в торговле, но его тянуло к книге. Урывками, не зная правил стихосложения, Суриков начал писать стихи.

В 1862 Суриков познакомился с поэтом А. Н. Плещеевым; поэт одобрил его стихотворные опыты, и в 1863 в журнале «Развлечение» появилось первое стихотворение Сурикова. В 1864 Суриков после ссоры с отцом покинул его и, не имея ни средств к существованию, ни профессии, впал в отчаяние. Ища забвения от жизненных испытаний, Суриков пристрастился к водке; был близок к самоубийству. О своих переживаниях этого времени он говорит в стихотворениях: «На мосту», «На могиле матери», «Шум и гам в кабаке».

После примирения с отцом Суриков вновь стал помогать ему в торговле. В 1871 вышел из печати первый сборник стихов Сурикова, и с этого года его стихи начали появляться не только в мелких журнальчиках, но и в журнале «Дело», а затем в «Вестнике Европы», где печатались его поэмы на исторические и легендарные сюжеты («Садко», «Богатырская жена» и др.).

Стремясь объединить поэтов-самоучек, Суриков совместно с ними выпустил в 1872 коллективный сборник «Рассвет». В 1875 меценат Солдатенков напечатал второе дополненное издание стихов Сурикова. В 1875 Суриков был избран в члены Общества любителей российской словесности. К этому времени здоровье поэта расшаталось окончательно; тяжёлые материальные условия и крайне неблагоприятные условия работы привели Сурикова к туберкулёзу.

вся

Картинка Анализ стихотворения Сурикова Рябина № 3

РЯБИНА — стихотворение Суриков И. З.

Картинка Анализ стихотворения Сурикова Рябина № 4

«С ветром речь веду я
О своей невзгоде,
Что одна расту я
В этом огороде.

Грустно, сиротинка,
Я стою, качаюсь,
Что к земле былинка,
К тыну нагибаюсь.

Там, за тыном, в поле,
Над рекой глубокой,
На просторе, в воле,
Дуб растёт высокий.

Как бы я желала
К дубу перебраться;
Я б тогда не стала
Гнуться и качаться.

Близко бы ветвями
Я к нему прижалась
И с его листами
День и ночь шепталась.

Нет, нельзя рябинке
К дубу перебраться!
Знать, мне, сиротинке,
Век одной качаться».

слушать, скачать аудио стихотворение
РЯБИНА Суриков И. З.
к общему сожалению, пока аудио нет

анализ, сочинение или реферат о стихотворении
РЯБИНА:

Но. Если вы не нашли нужного сочинения или анализа и Вам пришлось таки написать его самому, так не будьте жмотами! Опубликуйте его здесь, а если лень регистрироваться, так пришлите Ваш анализ или сочинение на и это облегчит жизнь будущим поколениям, к тому же Вы реально ощутите себя выполнившим долг перед школой. Мы опубликуем его с указанием Ваших ФИО и школы, где Вы учитесь. Поделись знанием с миром!

Иван Суриков — Стихотворения

Первые же публикации показали близость Сурикова к устному народному творчеству. Поэт смело развивает песенные и фольклорные традиции, иногда пишет по мотивам русских и украинских народных песен. В свою очередь многие его произведения расходятся по стране в виде новых народных песен, проникнутых щемящей тоской или просветленной грустью:

Что шумишь, качаясь.
Тонкая рябина,
Низко наклоняясь
Головою к тыну?

Народность этой поэзии была действительно неподдельной. «Что, удалый молодец, опустил ты буйную и сидишь за чаркою с невеселой думою?» Или: «Как простор степной широко-велик; как в степи глухой умирал ямщик». Чтобы писать с такой трогательностью и задушевностью, нужно было самому много выстрадать. Важно и то, что изображение горькой бедняцкой судьбы, показ народного горя обусловили созвучную содержанию и основанную на фольклорной поэтике песенную форму. Под пером молодого автора правда житейского наблюдения становилась правдой художественного обобщения.

Не твои ли это слезы
На пиру текут?
Не твои ли это песни
Грустью сердце жгут.

И звучит в тех песнях горе,
Горе да тоска…
Эх ты, доля, эх ты, доля.
Доля бедняка!

Песенная направленность Суриковского творчества, особенно на первом его этапе, совсем не случайна. Она в не меньшей степени, чем избранная автором тематика или поэтика, выразила крестьянскую сущность его мировосприятия. Как справедливо заметил видный русский этнограф и фольклорист П.Н. Рыбников, посредством своих песнопений «крестьяне могут отзываться на каждое событие в жизни, на каждое движение в сердце». [2]

Известный народник Г. Д. Деев-Хомяковский называл песни И. 3. Сурикова «коллективными песнями», настолько глубоко и органично выражали они народную психологию, настолько отчетливо звучал в них трагический голос всех обездоленных.

Я ли в поле да не травушка была,
Я ли в поле не зеленая росла;
Взяли меня, травушку, скосили.
На солнышке в поле иссушили.
Ох ты горе мое, горюшко!
Знать, такая моя долюшка!

Но в литературных кругах искренние, задушевные и полные горечи стихи молодого поэта успеха не имели. Одни критики замалчивали его. Другие — считали эпигоном А. Кольцова и И. Никитина. Господствовавшие в обществе предрассудки мешали правильно воспринять и оценить «мужицкую» поэзию поэта-самоучки [3]. Даже такой чуткий и прогрессивный литератор, как В. Г. Короленко, счел Сурикова всего лишь «средним поэтом». По-настоящему признали Сурикова, да и то с оговорками, только через десятилетие, незадолго до его смерти. А пока за свой литературный труд он получал крохотные гонорары и продолжал бедствовать.

Начало творческого пути И. 3. Сурикова совпало с целой цепью жизненных невзгод Первым ударом стало разорение отца. Строительство железных дорог подорвало ямщицкий промысел, а вместе с ним захирела и торговля у Суриковых, так как ямщики составляли основную массу покупателей в их овощных лавках. Отец запил, и его пришлось отправить в деревню. Мать была вынуждена пойти в кухарки к своему шурину Ивану Андреановичу. Не найдя лучшего места, стал работать у дяди-самодура приказчиком и сам Суриков. Некоторое облегчение наступило, когда ему вместе с вернувшимся В Москву отцом удалось снять небольшое помещение и открыть торговлю старым железом и углем. Но вскоре умерла горячо любимая мать Сурикова, человек, много значивший в ею жизни. Спустя три месяца, после очередного запоя, ею отец снова женится, на этот раз на сумасбродной женщине из раскольниц. Совместная жизнь с мачехой, превратившей дом в настоящий ад, оказалась невыносимой. Вместе с женой (Суриков женился в 1860 году на доброй и скромной девушке-сиротке Марусе Ермаковой, ставшей для него на всю жизнь любящей и заботливой спутницей) он уходит из дома.

Начинается еще более трудная кочевая жизнь. Суриков часто оказывается без крова и работы Попробовал он поработать в типографии, но из-за своей близорукости не смог. Лишения и моральные страдания оказываются настолько тяжелыми, что однажды, отчаявшись найти работу. Суриков чуть не бросился с моста в реку. Какая-то внутренняя сила удержала его, но он кажется окончательно сломленным. Непосильная нужда и отсутствие надежд на лучшее будущее вызывают у него такое чувство безысходности, что он начинает топить горе в вине. Однако «искра божия» не могла погаснуть так легко. Иван Суриков находит в себе силы уйти с кабацкого дна, и не малую роль в этом сыграла его писательская страсть. Он решает вернуться в угольную лавку к своему отцу, от которого к тому времени, предварительно обобрав, уже ушла новая жена.

С той поры продажа древесного угля и железного лома становится пожизненной профессией Ивана Сурикова. Трудности, которые ему пришлось испытать вместе со своим классом в бурный пореформенный период капиталистического развития России, сопровождавшегося болезненным разрушением прежнего уклада жизни, отягчались гнетущей семейной! обстановкой. Невозможно без душевной боли читать горестные признания поэта: «Отец убивает во мне всю энергию к литературному труду». Или: «Сколько я вынес от него горя, это ведомо Богу одному». Поэтому так понятен его «крик души»:

Не проси от меня
Светлых песен любви;
Грустны песни мои,
Как осенние дни.

Большинство стихотворений И. 3. Сурикова пессимистичны. Это и не удивительно. Как его собственная судьба, так и наблюдаемая им жизнь обездоленной городской бедноты предопределили господство в его лирике мотивов социального разочарования и безысходности. Лирический герой Сурикова, потеряв веру в справедливость, не видит выхода из «житейской тьмы»:

«У тебя ума палата, —
Говорили люди мне.
Одарен судьбой богато,
В жизни счастлив ты вполне».

Отчего ж с палатой этой,
С этой умственной казной,
Я хожу почти раздетый,
Без пристанища порой!?

Вслед за Кольцовым поэт развивает фольклорные традиции, отступая при этом от романтической манеры своего предшественника. Именно тяготение Сурикова к более реалистическому и критическому изображению действительности позволило ему создать картины народной нищеты, до той поры не виданные в русской поэзии: «В работе выбившись из сил, не мог от холода заснуть я, — суровый ветер шевелил на теле ветхие лоскутья». Лишенные крова и живущие впроголодь, оборванные И разутые бедняки из Суриковских стихотворений — это настоящие парии российского самодержавного общества, это отверженные, настолько придавленные непомерной тяжестью нужды, что даже смерть они принимают как избавленье.

И была, мол, смелость бойкая,
Да затоптана судьбой;
И была, мол, воля стойкая,
Да разбита злой нуждой.

И была, мол, сила-силушка.
Да сожгла ее тоска…
Так спасибо же, могилушка.
Что взяла ты бедняка

В дореволюционном литературоведении И 3. Сурикова старались представить асоциальным писателем, отвлеченным морализатором и «не замечали» созвучное; и демократизма суриковской поэзии некрасовской КМ узе мести и печаля». Конечно, Суриков не звал на борьбу за социальное освобождение, но, посвятив свое творчество теме нищеты и народных страданий, он фактически выступил обвинителем существовавшего в Россиистроя Только как критика социального неравенства и жестокой эксплуатации народа могли восприниматься такие его стихотворения, как «Труженик», посвященное памяти Л. Кольцова, или «Швейка»:

Билась с горькой нуждой, но развратом
Не пятнала я чистой души
И трудясь через силу, богатым
Продавала свой труд за гроши…

Да и сам Суриков порой так страдал от нужды, что вынужден был писать стихи в трактире, потому что дома не было чернил, и это уже в то время, когда имя его было известно читающей России и он был автором отдельного сборника. Интересно, что поэт, не связанный с революционно-демократическим движением, изолированный социальным порядком вещей и условиями быта от интенсивной общественной жизни, тем не менее осознавал критическую направленность своего творчества. Так в письме к писателю и издателю А. Шеллер-Михайлову, он высказал опасение за судьбу своего стихотворения «У пруда»: «Не знаю, пройдет ли оно в «цензурные врата» Действующее лицо в том стихотворении крестьянская девочка, но мысль в этом стихотворении социальная» [4] .

Слушать стихотворение Сурикова Рябина

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Рябина

Анализ стихотворения Сурикова Рябина

Настроение произведения Рябина

Рябина

  • От чьего имени ведется рассказ в великом гэтсби
  • От чего это лекарство от гриппа как пишется слитно или раздельно
  • От чего у гиены задние ноги короткие африканская сказка читать
  • От чего проснулась царевна в сказке о мертвой царевне и семи богатырях
  • От чего проснулась царевна в сказке жуковского спящая царевна