От чьего имени ведется рассказ золотые слова

Страница 38 из 46

Ответы к странице 119. М. Зощенко. Золотые слова

1. От чьего имени ведётся рассказ?

Ответ:

Рассказ «Золотые слова» его автор, писатель Михаил Зощенко, написал от первого лица. Ведь рассказ этот является автобиографическим, а мальчик Минька в нем − это сам будущий писатель.

2. Какие эпизоды рассказа заставили тебя улыбнуться? Перечитай их. Запиши слова и выражения, которые делают текст смешным, в «Рабочую тетрадь»

Ответ:

Мне понравились эпизоды: про пожарного, угоревшего на пожаре, и про масло, упавшее в чай.
«Но потом вот что произошло на одном ужине. Папин начальник начал рассказывать какую−то невероятную историю о том, как он спас пожарного. Этот пожарный угорел на пожаре. И папин начальник вытащил его из огня. Нет, возможно, что это был факт, но только нам с Лёлей этот рассказ не особенно понравился.»
«Между тем нож согрелся над чаем. Масло немножко подтаяло. Я хотел его намазать на булку и уже стал отводить руку от стакана. Но тут моё масло неожиданно соскользнуло с ножа и упало прямо в чай. … Между тем папин начальник поднёс стакан к своему рту и сделал большой глоток. Но тут глаза его стали круглые от удивления. Он охнул, подпрыгнул на своём стуле, открыл рот и, схватив салфетку, стал кашлять и плеваться.»
Слова и выражения, которые делают текст смешным:
1. «Тараторила без конца»
2. «гости видят такой наш ум и такое наше развитие»
3. «И Лёля сидела как на иголках.»
4. «мама на неё шикнула»
5. «И вот я теперь потерял нить моего рассказа.»
6. «Они бредят. И говорят, сами не зная что.»
7. «Они мне буквально пикнуть не дают»
8. «Они меня забивают до того, что пища на ум не идёт.»
9. «Вытаращенными глазами я смотрел на масло, которое плюхнулось в горячий чай.»
10. «глотнёт эту бурду,»
11. «эти дети доведут меня до сумасшествия»

3. Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своём сердце»? Как вы их понимаете? Обсудите с другом.

Ответ:

Папа назвал золотыми словами свой совет всё делать с учётом изменившейся обстановки. Это значит, что любой приказ, любая инструкция или указание могут быть нарушены, если события развиваются не так, как это было предусмотрено.

4. Объясни название рассказа. Помогает ли оно понять основную мысль произведения? В чём она заключается? Только ли о вежливости и хорошем поведении здесь идёт речь?

Ответ:

Название рассказа не помогает понять основную мысль произведения. Из него мы узнаём лишь тему, о чём будет рассказ. К какому выводу он приведёт читателя из названия не ясно.
Название говорит о том, что в рассказе будут фигурировать золотые слова, некий важный совет, которому нужно следовать.

5. Как «золотые слова» помогли автору стать счастливым человеком?

Ответ:

Автор пользовался золотыми словами отца, когда стал взрослым. Он учился писать у великих мастеров прошлого и ему хотелось им подражать. Но он понял, что обстановка изменилась, и писать, как писали в прошлом, уже нельзя. Такие произведения никто не станет читать.
Поэтому М.Зощенко нашёл свой стиль, добился признания и любви читателя и был счастлив.

6. Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Объясни почему.

Ответ:

Это несомненно юмористический рассказ, но с наставлениями. В нём описан смешной случай из жизни, он короткий, он заставляет нас смеяться. Это основные признаки юмористического рассказа.

7. Прочитайте по ролям понравившийся эпизод. Обсудите с друзьями, как темп и интонация речи помогают передать характер героев, их чувства и настроение.

Ответ:

Выберем для прочтения эпизод с пожарным.
«Но потом вот что произошло на одном ужине. Папин начальник начал рассказывать какую−то невероятную историю о том, как он спас пожарного. Этот пожарный угорел на пожаре. И папин начальник вытащил его из огня. Нет, возможно, что это был факт, но только нам с Лёлей этот рассказ не особенно понравился.
И Лёля сидела как на иголках. Она вдобавок вспомнила одну историю вроде этой, но только ещё более интересную. И ей поскорее хотелось рассказать эту историю, чтоб её не забыть. Но папин начальник, как назло, рассказывал крайне медленно.
И Лёля не могла более терпеть.Махнув рукой в его сторону, она сказала:
— Это что! Вот у нас во дворе одна девочка… —
Лёля не закончила свою мысль, потому что мама на неё шикнула. И папа на неё строго посмотрел.
Папин начальник покраснел. Ему неприятно стало, что про его рассказ Лёля сказала «это что».
Обратившись к нашим родителям, он сказал:
— Я не понимаю, зачем вы сажаете детей со взрослыми. Они меня перебивают. И вот я теперь потерял нить моего рассказа. На чём я остановился?
Лёля, желая загладить происшествие, сказала:
— Вы остановились на том, как угоревший пожарный сказал вам «мерси». Но только странно, что он вообще что−нибудь мог сказать, раз он был угоревший и лежал, наверное, без сознания… Вот у нас одна девочка во дворе…»
Лёля очень бойкая и разговорчивая девочка. Она говорит торопливо, смело, громко. Когда её одёрнули, она обиделась и стала говорить себе под нос.
Начальник солидный и немолодой. Он говорит спокойно, со значением, он уверен в своей правоте. Он не повышает голоса, говорит неторопливо. Когда дети вывели его из себя, начальник повысил голос и заговорил гневно.
Минька ещё мал, наивен, но не хочет скандала и желает всех примирить. Он пытается говорить убедительно, в среднем темпе.
Папа в семье большой авторитет. Он говорит уверенно, спокойно, не тихо и не громко. Он строг и его боятся дети.

8. Выбери одну из комичеcких ситуаций рассказа. Перечитай её. Перескажи по плану.

Ответ:

План комической ситуации:
1. Через два месяца их все−таки приглашают за общий стол.
2. Минька не может намазать масло − оно как каменное.
3. Он решил погреть масло над чаем папиного начальника.
4. Масло падает в чай, начальник размешивает его и собирается пить.
5. Преступление детей − видели, что масло упало, но ничего не сказали.
1. А спустя два месяца мы с Лёлей стали уговаривать нашего отца, чтоб он нам снова разрешил ужинать со взрослыми. И он разрешил.
2. Я взял булку и отрезал кусочек масла. А масло было совершенно замёрзшее — его только что вынули из−за окна. Это замёрзшее масло я хотел намазать на булку. Но мне это не удалось сделать. Оно было как каменное.
3. Я стал греть это масло над стаканом папиного начальника, с которым сидел рядом. Масло немножко подтаяло. Я хотел его намазать на булку и уже стал отводить руку от стакана. Но тут масло неожиданно соскользнуло с ножа и упало прямо в чай.
Вытаращенными глазами я смотрел на масло, которое плюхнулось в горячий чай. Только одна Лёля увидела, что случилось. Она стала хихикать, поглядывая то на меня, то на стакан с чаем. Но она ещё больше засмеялась, когда папин начальник, что−то рассказывая, стал ложечкой помешивать свой чай. Чай был похож на куриный бульон.
4. Папин начальник взял стакан в руку и стал подносить его к своему рту. Я только взмахнул руками и, не отрываясь, стал смотреть в рот папиному начальнику. Между тем папин начальник поднёс стакан к своему рту и сделал большой глоток. Он стал кашлять и плеваться.
Наши родители спросили его:
— Что с вами произошло?
Папин начальник от испуга не мог ничего произнести. Он показывал пальцами на свой рот, мычал и не без страха поглядывал на свой стакан.Тут все присутствующие стали с интересом рассматривать чай, оставшийся в стакане.
5.Один из гостей сказал:
— Меня другое интересует. Дети видели, что масло упало в чай. Тем не менее, они никому не сказали об этом. И допустили выпить такой чай. И вот в чём их главное преступление.

9. Вспомни эпизод с чаем. Перескажи его от лица начальника. Используй слова из текста.

Ответ:

Пересказать рассказ Зощенко «Золотые слова» от лица папиного начальника можно так:
Я люблю ходить в гости, и довольно часто меня приглашает на ужин мой сотрудник. В тот раз я даже не подозревал, что настроение мое будет испорчено детьми хозяина дома.
Мы мило сидели за столом, и я делился воспоминаниями о случае, который некогда произошел со мной. Однажды мне довелось спасти пожарного, который угорел при пожаре. Вдруг мой рассказ был прерван девочкой Лёлей, которая перебила меня и стала что−то тарахтеть про девочку из её двора.
Мама остановила дочь, да и отец внушительно посмотрел на неё, но меня возмутило её поведение. Я высказал родителям свое возмущение, и заявил, что напрасно дети присутствуют за столом вместе со взрослыми. А затем я хотел было продолжить рассказ, но Лёля вновь вмешалась и усомнилась в том, что пожарный мог произносить слова.
Я рассердился, а в это время её братишка Минька стал дополнять речь сестры ненужными подробностями. Тогда я не выдержал и объявил родителям, что их дети плохо воспитаны и не умеют себя вести в обществе. А тут еще Лёля подлила масла в огонь, заявив, что на сердитых воду возят. Я вспыхнул и заявил хозяину дома, что из−за поведения детей мне не хочется приходить к ним в гости.
После этого сотрудник отправил своих несносных детей в комнату и запретил им участвовать во взрослых посиделках в течение двух месяцев. Через два месяца я снова увидел Лёлю и Миньку за общим столом. Но сначала ничего не предвещало осложнений – дети мирно ели и не вступали в разговоры.
Мы мило беседовали, а затем я решил испить чай, но вместо чая я отхлебнул отвратительный напиток, от которого я даже закашлялся. Хозяева бросились ко мне и стали спрашивать о случившемся, а я указал на стакан, поскольку не мог вымолвить ни слова. В ситуации разобралась хозяйка, которая выяснила, что в чае оказалось растопленное сливочное масло.
Родители заподозрили детей в проделке и заставили их сказать правду. Тогда Лёля сказала, что Минька случайно уронил масло в мой чай, поскольку решил его согреть, а оно неожиданно соскользнуло. Дети рассмеялись, а другие гости на всякий случай рассмотрели свои стаканы.
Я заявил, что хорошо, что мне не подложили в чай деготь – дело обошлось всего лишь маслом. А потом я добавил, что эти дети сведут меня с ума, после чего спросил у них, почему они меня не предупредили о происшествии.
Оказалось, что отец запретил детям говорить, поэтому они боялись произнести хотя бы слово. Сотруднику пришлось оправдываться за поведение детей, и он пытался смягчить ситуацию, пояснив, что дети просто глупые. А затем он им растолковал, что действовать надо, исходя из складывающихся обстоятельств, а слепо выполнять приказы нельзя.
Все гости засмеялись, а я понял, что дети виноваты лишь в том, что пока еще глупы. Надеюсь, что вскоре они научатся уважительно относиться к старшим и не будут воспринимать приказы родителей буквально.


0

От чьего имени ведется рассказ в произведении «Золотые слова» Зощенко?

Задание по литературе для 3 класса 1. От чьего имени ведется рассказ?

2 ответа:



2



0

Как правило рассказы пишутся авторами от третьего лица или от первого лица. Рассказ «Золотые слова» его автор, писатель Михаил Зощенко написал от первого лица, ведь рассказ этот оказывается автобиографическим, а мальчик Минька в нем — это сам будущий писатель. Писатель Зощенко рассказывает каким он был мальчиком, и какие забавные и поучительные истории постоянно с ним встречались. Право же у Зощенко было очень насыщенное детство.



1



0

Очень просто определить от чьего имени ведется повествование в рассказе Зощенко «Золотые слова» если прочитать первое же предложение рассказа:

V0MVUAbomlpV8tfx3DYHINTAJxt0sb5.png

Сразу становится ясным, что рассказ ведется от первого лица, от имени мальчика Миньки. Мало того, этот мальчик Минька оказывается еще и самим автором рассказа — писателем Михаилом Зощенко, который вырос, стал писателем и вспомнив свои детские впечатления и приключения, решил поделиться ими с читателями, чтобы заставить их улыбнуться и может быть извлечь для себя что-то полезное.

Читайте также

Рассказ «Великие путешественники» относится к автобиографическим рассказам и видимо действительно Михаил Зощенко в детстве как-то пытался отправится в кругосветное путешествие.

В рассказе трое ребят решили обойти землю, узнав, что она круглая. Примерно такие же путешествия совершали настоящие великие путешественники, но конечно они были лучше подготовлены к путешествию и представляли с какими сложностями им предстоит столкнуться.

Дети же отправились в путешествие ничего не зная о предстоящих трудностях. Они взяли немного еды, много ненужных вещей и три рубля денег. Понятно, что далеко уйти они не смогли.

Автор называет детей великими путешественниками с легкой иронией, но тем не менее эти слов звучат гордо — все-таки дети прошли большой отрезок пути и даже ночевали в лесу.

В рассказе «Великие путешественники» описана ситуация, когда маленькие дети, тайком от родителей отправились в кругосветное путешествие. Конечно, сразу было ясно, что дети далеко уйти не смогут, но тем не менее, даже такое путешествие могло представлять опасность — дети могли заблудиться, когда Минька свалился в канаву, он мог сломать ногу или руку, детей кусали осы. Стремление детей узнать и открыть что-то новое понятно, но автор хотел нам сказать, что нельзя делать опрометчивые поступки. И нельзя уходить из дома без разрешения взрослых. Поэтому главную мысль рассказа легко обнаружить в словах папы, который тот сказал, когда узнал, куда отправились его дети:

ZlN21OJUz3j6XaIlV16UvHG2K3xQCeU.png

В рассказе «Великие путешественники» к сожалению не указан возраст Степки, но видимо он немного старше Миньки, которому на тот момент было 6 лет.

Степка, сын хозяев дачи, был подвижным и живым мальчиком, которому хотелось приключений. Он был в какой-то мере практичным, именно он организовал путешествие и занимался сборами. Среди детей он оказался лидером, которого слушались и даже боялись прекословить. Если бы не хитрость Ляли, неизвестно, куда бы Степка ушел.

Минька был также не прочь поиграть, но как ребенок быстро уставал и ему надоедало то, что связано с большими трудностями. Он подчинялся Степке, и под конец похода был уже не рад, что в него отправился. Минька был немного наивным, например, чтобы пойти в поход подарил Степке ножик, хотя его и так бы взяли.

Ляля была сестрой Миньки и старше его на два года. Поэтому Ляля была самой разумной в этой компании и во многом благодаря ей все кончилось благополучно.

Рассказ «Главне реки» Драгунского ведется от лица главного героя рассказа — Дениски Кораблева.

Именно он нам повествует почему он не выучил уроки и что он чувствовал при этом, когда его вызвали к доске первого, что он не успел даже немножко подготовится.

Добрый день, я слон и у меня есть имя — меня зовут Томми. Я живу и выступаю в зверинце, куда приходит много народу. Но вот однажды, мой хозяин немец, пришел ко мне и взял меня с собой ночью на прогулку. Мы шли по темным улицам города и подошли к одному дому. Двери дома были раскрыты настежь. Хозяин протянул мне фисташковый торт и мы стали подниматься по лестнице в дом. Там была большая комната, на полу была солома. Мне одели на ногу кольцо и привинтили его к полу. Передо мной положили овощи, а потом все легли спать.

Рано утром, когда все проснулись и позавтракали я увидел маленькую девочку в коляске. Девочка поздоровалась со мной и протянула мне свою руку. Потом мы с ней немного поиграли. Девочку звали Надя, ей исполнилось шесть лет, она угостила меня булкой и познакомила со своими куклами.Так я провел с Надей весь день, а вечером вернулся в зверинец и когда лег спать, то ночью мне снилась Надя, ласковая и добрая девочка.

👉 Ответы к странице 119. Литературное чтение 3 класс учебник Климанова 2 часть. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий.

Задание 1

От чьего имени ведётся рассказ?

Ответ:

Рассказ ведется от лица мальчика Миньки. Писатель Михаил Зощенко рассказывает в нем эпизод из своего детства.

Задание 2

Какие эпизоды рассказа заставили тебя улыбнуться? Перечитай их. Запиши слова и выражения, которые делают текст смешным, в «Рабочую тетрадь».

Задание 3

Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своём сердце»? Как вы их понимаете? Обсудите с другом.

Ответ:

«Всё надо делать с учётом изменившейся обстановки». Это значит, что поведение и поступки должны соответствовать обстоятельствам. Взрослых нужно слушаться, но обстоятельства могут сложиться так, что какой-нибудь запрет можно и нужно нарушить.

Например, родители не разрешили гулять.Нужно слушаться и сидеть дома. Но если вдруг начался пожар, необходимо срочно покинуть квартиру, несмотря на запрет.

Задание 4

Объясни название рассказа. Помогает ли оно понять основную мысль произведения? В чём она заключается? Только ли о вежливости и хорошем поведении здесь идёт речь?

Ответ:

«Золотые слова» — это эпитет. Он означает важные слова с глубоким смыслом.

Это название помогает понять тему рассказа, а не его основную мысль. Оно дает представление о том, что речь пойдет о каких-то важных словах. Что именно писатель хочет донести до читателей, по названию определить нельзя.

В рассказе речь идет не только о вежливости и хорошем поведении. «Золотыми словами» стал совет отца детей «всё делать с учётом изменившейся обстановки».

Задание 5

Как «золотые слова» помогли автору стать счастливым человеком?

Ответ:

Автор говорит, что папиных «золотых слов» он придерживался и в личных делах, и на войне, и в работе. Писатель учился писать у старых мастеров.

Ему очень хотелось следовать их правилам, но жизнь вокруг изменилась. Читатели, для которых писал М. Зощенко — это его современники. Он не стал подражать писателям прежних времен, а решил идти своим творческим путем, писать по-новому.

Поэтому личная и творческая жизнь писателя сложилась, и он стал счастливым человеком.

Задание 6

Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Объясни почему.

Ответ:

Да, это юмористический рассказ. По своим признакам он соответствует данному жанру. Это произведение небольшое по объему, в нем описана смешная ситуация. В тексте встречается много смешных выражений и фраз. Например, «Вытаращенными глазами я смотрел на масло, которое плюхнулось в горячий чай».

Задание 7

Прочитайте по ролям понравившийся эпизод. Обсудите с друзьями, как темп и интонация речи помогают передать характер героев, их чувства и настроение.

Ответ:

Прочитайте эпизод с чаем от слов «Мама, попробовав этот чай, сказала…» и до слов «Ну, а за глупость наказывать не полагается». Слова от автора читайте спокойно, с повествовательными интонациями. Слова папы должны звучать веско, строго, авторитетно. Интонации у него уверенные. Голос мамы мягче, с примиряющими нотками в голосе: «Не бойтесь, тут плавает обыкновенное сливочное масло».

Тон детей — оправдывающийся, виноватый, испуганный. Их огорчило это происшествие, и они сами не поняли, почему так получилось.

Начальник рассержен и недоволен, он ворчит и ругается. Темп его возмущенной речи должен быть немного быстрее, чем у остальных персонажей.

Слова одного из гостей: «Меня другое интересует…» звучат осуждающе. Гость дает отрицательную оценку поступку детей.

Реплика бабушки: «Или, например, я всем налила по второму стакану чаю…» звучит с мягким юмором. Она как бы дополняет предыдущую реплику мамы и хочет сгладить неприятную ситуацию.

Задание 8

Выбери одну из комичеcких ситуаций рассказа. Перечитай её. Перескажи по плану.

Ответ:

Перечитай первый эпизод с рассказом о пожарном от слов «Но потом вот что произошло на одном ужине» до слов «И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».

ПЛАН:

  1. Рассказ начальника о пожарном.
  2. Лёля перебивает начальника.
  3. Взрослые делают замечания Лёле.
  4. Девочка пытается загладить вину.
  5. Минька приходит на помощь сестре.
  6. Бабушка упрекает Лёлю.
  7. Начальник возмущен словами Лёли
  8. Наказание

Однажды, когда в доме были гости, Лёля и Минька сидели за столом вместе со взрослыми. Папин начальник рассказывал о том, как он спас пожарного. По его словам, он вытащил его из огня во время пожара. Детям эта история не очень понравилась. А Лёля вспомнила похожую историю и тоже очень хотела ее рассказать поскорее, чтобы не забыть. Она ерзала на стуле от нетерпения, а начальник, как назло, рассказывал очень медленно. Наконец девочка не выдержала и встряла в разговор со словами: «Это что! У нас во дворе одна девочка…» Закончить ей не удалось, потому что мама шикнула на нее, а папа бросил строгий взгляд.

Начальника обидели слова «это что», высказанные Лёлей о его рассказе. Он сердито сказал родителям, что не понимает, зачем сажать детей за стол со взрослыми. Он потерял нить рассказа и забыл, на чем остановился.

Лёля решила исправить ситуацию. Она подсказала рассерженному взрослому, что он остановился на том, как угоревший пожарный поблагодарил своего спасителя. При этом девочка добавила, что ей кажется странным, что пожарный смог что-то сказать. По ее мнению, он должен был быть без сознания. Тут ей захотелось воспользоваться моментом, чтобы продолжить свой собственный рассказ, и она опять произнесла: «У нас во дворе одна девочка…».

На этот раз мама шлепнула ее. Папин начальник стал красным от гнева. Маленький Минька, который до сих пор молчал, решил выручить сестру и спасти ситуацию. Он сказал, что нет ничего удивительного в том, что угоревший пожарный произнес «мерси». Мальчик предположил, что пожарный бредил и не понимал, что он говорит. А на самом деле он хотел сказать «караул» вместо «мерси».

Все гости засмеялись, а начальник разозлился еще больше. Он упрекнул родителей в том, что дети плохо воспитаны и постоянно перебивают его. В это время бабушка сердито упрекнула Лёлю в том, что она ест как ни в чем не бывало и не раскаивается в своем поведении. Обиженная девочка ничего не ответила, но прошептала себе под нос: «На сердитых воду возят».

Бабушка не слышала, что пробубнила Лёля. Зато это услышал сидящий рядом начальник. И поскольку он был рассержен, решил, что девочка говорит о нем. Он начал гневно говорить родителям, что ему не хочется идти к ним в гости, как только он вспоминает про детей и их ужасную невоспитанность.

Папа согласился со своим начальником и объявил, что с этого дня Лёле и Миньке запрещается ужинать вместе со взрослыми. Закончив есть, дети ушли к себе. После этого случая они в наказание целых два месяца не ужинали за одним столом с гостями.

Задание 9

Вспомни эпизод с чаем. Перескажи его от лица начальника. Используй слова из текста.

Ответ:

В гостях дети хозяина, моего подчиненного, опять сидели рядом со мной. Они, как всегда, раздражали своей невоспитанностью, но я старался не обращать на них внимания.

Я беседовал с хозяевами и другими гостями, помешивая ложечкой чай в стакане. Затем я поднёс стакан ко рту и сделал большой глоток. В первый момент я даже не понял, что со мной произошло, а только почувствовал, что проглотил что-то несъедобное.

Я испугался, охнул, схватил салфетку и, не в силах сдерживаться, стал кашлять и плеваться. Хозяева перепугались, стали спрашивать, что случилось, но я не мог произнести ни слова и только показывал пальцами на свой рот.

Наконец хозяйка, попробовав жидкость из моего стакана, сказала, что это обыкновенное сливочное масло, растопленное в горячем чае. Мой подчиненный сразу понял, что это проделки его «милых детишек» и начал расспрашивать их. Оказалось, что мальчишка грел масло над стаканом, и оно упало.

Я бы мог поверить, что это случайно, но гадкие дети начали хихикать. И даже некоторые гости посмеивались. Разумеется, я был очень зол на этих невоспитанных детей.

Уж сколько раз я говорил своему сотруднику, что им не место за столом вместе с нами! Остается только «поблагодарить» за то, что это было масло, а не деготь. Нет, эти дети доведут меня до сумасшествия, теперь мне это ясно.

Выяснилось, что отец запретил им говорить без спросу, и поэтому они промолчали. Остается надеяться, что с возрастом глупые дети научатся поступать с учётом изменившейся обстановки и не доводить всё до абсурда.

Конспект урока: М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники»

Великие русские писатели


М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники»

Цели урока

  • познакомимся с произведением М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники»
  • продолжим формировать умение анализировать поступки героев
  • будем учиться находить комичные ситуации
  • узнаем, что такое ирония

Словарь


Прельщала
– привлекать, увлекать. 


Абсурд
– нечто нелепое.


Космография
– научная и учебная дисциплина, изучающая устройство Вселенной в целом.


О произведении

Михаил Зощенко – писатель, сценарист, драматург, переводчик. Признан классиком русской литературы. Его рассказы легли в основу комедии «Не может быть!», режиссера Леонида Гайдая. Конек Михаила Зощенко – короткие юмористические рассказы, которым характерны точность выражений, высокий стиль и тонкая ирония. Рассказ Зощенко «Золотые слова» – это забавная и поучительная история о правильном воспитании детей. В центр повествования автор поставил детей Миньку и Лелю, они и являются главными героями произведения. 


Вопросы к тексту

Прочитайте рассказ М. Зощенко «Золотые слова». От чьего имени ведется рассказ?

Рассказ ведется от первого лица, от имени мальчика Миньки. Мало того, Минька оказывается еще и автором рассказа — писателем Михаилом Зощенко, который вырос, стал писателем и, вспомнив свои детские впечатления и приключения, решил поделиться ими с читателями, чтобы заставить их улыбнуться и, может быть, извлечь для себя что-то полезное.


Как изменилось поведение Лели и Миньки? Почему это произошло?

В начале рассказа дети постоянно влезали в разговоры взрослых, перебивали, пытались сами что-то рассказать. После выговора от папы они стали молчаливыми и тихими, ведь папа строго запретил им говорить за столом.


Можно ли назвать произведение “Золотые слова” юмористическим? Почему? Какая комичная ситуация произошла в рассказе?

“Золотые слова” — юмористический рассказ, так как в нем встречаются смешные, комичные ситуации. Самая яркая комичная ситуация — это момент, когда Минька уронил в чай папиного начальника масло, ничего при этом не сказав. А начальник чай этот отпил.


Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своем сердце»? Как вы их понимаете? 

В рассказе «Золотые слова» папа Миньки и Лели сказал детям, что, конечно, это замечательно, что они такие послушные и исполнительные. Но думать при этом головой также надо. Ситуация может сложиться таким образом, что молчать или следовать иным указаниям станет не просто глупо, но даже опасно. В заключение этой речи папа попросил детей запомнить следующие золотые слова: «всегда действовать сообразно меняющейся обстановке и с умом». 


Какова главная мысль рассказа?

Главная мысль рассказа заключается в том, что любой приказ или правило хороши для определенного случая, но не могут предусмотреть все нюансы.


Прочитайте рассказ М. Зощенко «Великие путешественники. Опишите главных героев рассказа.

Степка — сын хозяев, у которых Минька и Леля жили на даче. Мальчик — заводила в компании ребят, любит всеми командовать, раздавать подзатыльники, всезнайка. Среди детей он оказался лидером, которого слушались. 

Минька — 6-летний мальчуган, пока не такой сильный, как его друзья. Минька более робкий и трусливый, он признавал лидерство Степки, робко задавал вопросы и помогал собирать вещи. Минька был немного наивным, например, чтобы пойти в поход подарил Степке ножик, хотя его и так бы взяли.

Леля — сестра Мини. Ей 8 лет. Это умная и отважная девочка, веселая и азартная. Девочка умеет принимать самостоятельные решения. Она не испугалась и отправиться в путешествие. Именно благодаря Леле это путешествие благополучно закончилось.


Как каждый из героев проявил себя в путешествии?

В начале путешествия, которое описано в рассказе «Великие путешественники», дети были веселыми и довольными жизнью. Все им нравилось и казалось интересным. Однако по мере того, как они начали уставать, их настроение поменялось. Только Степка упрямо шел вперед, а вот, например Минька стал уже хныкать, Леля просто мечтала вернуться домой, говоря, что дома тоже хорошо.

Именно Леля повела себя лучше всех, потому что придумала развернуть Степке ноги, чтобы, проснувшись тот направился в обратную сторону.


Какова главная мысль рассказа?

В этом рассказе главные герои собираются обогнуть земли и направляются в кругосветное путешествие. После серии смешных и забавных приключений они возвращаются домой. 

Главной мыслью юмористического рассказа Зощенко «Великие путешественники» является то, что для успеха какого-либо мероприятия нужно быть подготовленным, необходимо основательно и продуманно предусмотреть все возможные проблемы. Как сказал папа Миньки: «Мало знать географию и таблицу умножения. Чтоб идти в путешествие, надо иметь высшее образование».


Что является особенностью юмористического произведения? Что такое ирония? Верно ли, что автор считает главных героев великими путешественниками?

Особенностью юмористического произведения являются не только комичные ситуации, но и ирония.
Ирония
— художественный приём, фраза, слово, в которых преднамеренно утверждается противоположное тому, что думают о лице или предмете. Иронические высказывания читают притворным тоном и с насмешкой. Именно с иронией говорит автор о Миньке, Леле и Степе, называя их великими путешественниками. На самом деле ребята великими путешественниками не являются.


Подберите к рассказам М. Зощенко по три пословицы. Обсудите их значение с родителями или друзьями.


Выбери смайлик, который подходит вашему настроению после урока!


Предыдущий урок

Л. Н. Толстой «Акула», «Прыжок»

Великие русские писатели

Следующий урок

Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»

Великие русские писатели

От чьего имени ведется рассказ?

Рассказ ведется от лица мальчика Миньки.

Это прототип маленького Зощенко.

Писатель решил поделиться с читателем своими детскими воспоминаниями, ведь из них можно извлечь много всего полезного.

Какие эпизоды рассказа заставили тебя улыбнуться? Перечитай их.

Впервые я улыбнулся, когда читал, как Ляля вмешивается во взрослый разговор.

В результате, начальник был очень обижен.

Все попытки исправить ситуацию только усугубляли ее.

Затем смешным является история с маслом, которое оказалось в стакане того же начальника.

Реакция мужчины на столь необычный чай была очень смешной, и отговорка детей тоже.

Как изменилось поведение Лели и Миньки? Почему это произошло?

Из-за плохой привычки детей вмешиваться в чужие разговоры, им запретили 2 месяца сидеть вместе с взрослыми за столом.

Когда Леле и Мине уже разрешили это, они ели, молча, ведь знали, что в ином случае папа разозлится.

Но расстроились ребята не сильно, так как еда пришлась им по вкусу.

Случилось так, что Минька уронил масло.

Он очень сильно начал переживать.

А Лельку в это время переполнял смех.

Когда масло было обнаружено начальником, дети смеялись.

Гости начали сильно возмущаться и требовали объяснений.

Тогда улыбка покинула Лелю и Миньку.

Дети назвали причину, по которой они не предупредили про масло – запрет говорить.

Папа ответил, что глупость не наказывается.

Тогда дети успокоились.

Они постоянно меняли свое поведение: могли веселиться, а могли быть серьезными.

Все зависело от ситуации.

Какие слова папа посоветовал “золотыми” буквами записать в своем сердце?
Как вы их понимаете? Обсудите с другом.

Папа дал детям такой совет:

Всё надо делать с учетом изменившейся обстановки. И эти слова вам надо

Я считаю, это значит, что каждая жизненная ситуация имеет свои особенности и их нельзя упускать из внимания.

Нужно ориентироваться на то, как сложилась ситуация и действовать соответственно, даже если придется нарушить какие-то правила.

В ином случае, можешь выглядеть просто глупо, что и произошло с Лелей и Минькой.

Объясни название рассказа. Помогает ли оно понять основную мысль произведения? В чем она заключается?

Рассказ был так озаглавлен, ведь его главная мысль заключается в словах папы, который учит детей тому, что нужно записать в своем сердце золотыми буквами.

Назвав так свое произведения, автор подчеркивает, что смысл рассказа именно в этом, и даже заранее подсказывает, о чем будет идти речь в произведении.

То есть, основная мысль – нужно всегда ориентироваться на сложившуюся ситуацию, и кроме указанных правил, пользоваться своим умом.

Это поможет избежать неприятных и глупых ситуаций.

Как “золотые слова” помогли автору стать счастливым человеком?

Прочитанный рассказ является автобиографическим. Автор признается, что понял всю ценность папиных слов уже с возрастом. Они помогли ему достичь успеха в работе, личной жизни и даже на войне. Писатель не следовал слепо правилам, которым его учили. Он задействовал свой разум. Это и помогло Зощенко стать счастливым.

Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Объясни почему.

Я считаю, что произведение является юмористическим. Ведь автор очень смешно и с иронией рассказывает о своих детских происшествиях. Многие моменты рассказа вызывают искренний смех и добрую улыбку. Наличие таких эпизодов и является причиной, чтоб рассказ отнести к юмористическим произведениям. Но стоит отметить, что за смешными ситуациями, скрывается ценная мораль, которая помогает читателю готовиться к взрослой жизни.

  • От чьего имени ведется рассказ в стихотворении я ли в поле да не травушка была
  • От чьего имени ведется рассказ в великом гэтсби
  • От чего это лекарство от гриппа как пишется слитно или раздельно
  • От чего у гиены задние ноги короткие африканская сказка читать
  • От чего проснулась царевна в сказке о мертвой царевне и семи богатырях