На чтение 5 мин Просмотров 19.9к. Опубликовано 02.04.2020
⭐⭐⭐⭐⭐ «Юшка» за 1 минуту и подробно за 2 минуты.
Очень краткий пересказ рассказа «Юшка»
Главный герой произведения – Ефим Дмитриевич, прозванный Юшкой. Мужчина был болен и выглядел как старик, однако исправно работал в кузнице и получал небольшое жалованье. Окружающие издевались над мужчиной: взрослые могли избить, а дети кинуть камень.
Но Юшка никогда не злился на них, продолжал работать и каждое лето куда-то уезжать. Соседи не знали куда, а Юшка не рассказывал.
Однажды над Ефимом начал издеваться, проходящий мимо, пьяный мужчина. В этот раз Юшка решил попытаться сказать что-то в свою защиту, однако пьянице это не понравилось. Он сильно толкнул Ефима, и больной старик упал на землю и умер.
На похороны Юшки собрались даже те, кто над ним издевался. Через несколько месяцев в этот город приехала молодая девушка, которую местные жители посчитали дочерью Юшки. Однако выяснилось, что она сирота, а Юшка заботился о ней и отдавал всё накопленное жалованье, чтобы девушки могла нормально жить и учиться.
Главный герой и его характеристика:
- Ефим Дмитриевич (Юшка) — больной крестьянин, работающий помощником кузнеца. Терпел издевательства соседей, заботился о девочке-сироте.
Второстепенные герои и их характеристика:
- Девочка — сирота, о которой Юшка заботился и материально помогал.
- Кузнец — мужчина, у которого Ефим работал. Кормил Юшку и платил небольшое жалованье.
Краткое содержание рассказа «Юшка» подробно
Рассказ повествует о жизни Ефима Дмитриевича по прозвищу Юшка. Ему 40 лет, однако из-за туберкулеза и тяжелого труда в кузнице, где мужчина работает уже 25 лет, он выглядит как старик.
Юшка спокойный и молчаливый, однако это не мешает местным жителям без повода издеваться на ним, избивать и кидаться камнями. Юшка стойко сносит все обиды, не поддается на провокации и считает, что жители на самом деле относятся к нему хорошо и просто не умеют выражать свою любовь.
Небольшое жалованье, которое мужчина получает на кузнице, Юшка не тратит, многого себе не позволяет ни в еде, ни в одежде. Каждое лето Ефим уезжает, однако на расспросы всегда отвечает по-разному.
Туберкулез, которым Юшка давно болеет, заставляет мужчину страдать физически, но не морально. Он не жалуется на жизнь. Ефим часто выбирается на природу, где он может наслаждаться запахами леса, цветов, природы. В эти моменты болезнь оставляет мужчину.
Годом позже Юшка не может уехать – чахотка не позволяет. Одним из вечеров Ефиму встречается пьяный мужчина, который также начинает над ним издеваться, интересуясь, когда Ефим наконец-то умрет.
В ответ Юшка возражает, что если он живет, значит так нужно. Мужчине не нравятся эти слова и он с силой толкает Юшку в грудь. Из-за обострившегося туберкулеза Ефим падает на землю и больше не встает. Его труп находит столяр.
После смерти местные жители становятся еще озлобленнее, ведь они лишаются того, на ком многие годы срывались.
Осенью в поисках Ефима Дмитриевича в кузницу приходит молодая девушка. Как оказывается, она – сирота, а Юшка помогал ей деньгами и заботился. Он отдавал все свои сбережения, чтобы девочка смогла жить в нормальной семье, а затем и пойти в школу с пансионом.
Девушка получила медицинское образование и приехала к Ефиму, чтобы его вылечить. Узнав о смерти мужчины, девушка остается и, как и ее названный отец, начинает бесплатно помогать нуждающимся, работая в больнице для больных туберкулезом.
Кратко об истории создания произведения
Рассказ был написан Андреем Платоновым в 1935 году, и также преисполнен общей темой всех произведений автора – русским космизмом.
Платонов в большинстве своих творений поднимает темы вселенской гармонии, любви и всепрощения, а также беспричинной злобы, алчности и человеческой агрессии. Этот рассказ не стал исключением.
Его опубликовали лишь в 1966 году, и критики отзывались о рассказе вполне положительно.
Цель: создать условия для формирования у
учащихся целостного видения творчества
А.П.Платонова в русской литературе и его рассказа
“Юшка”
Задачи:
- Углубить знания учащихся о личности и
творчестве А.П.Платонова; - Раскрыть емкость и философичность содержания
платоновского рассказа “Юшка”; - Рассмотреть образ главного героя со стороны
главных законов человеческого бытия; - Пробудить в учащихся чувства сострадания,
уважения к “маленькому” человеку, воспитывать
доброту, взаимопонимание.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя о А.Платонове.
Андрей Платонович Платонов был необыкновенным
человеком: он одновременно был инженером,
влюблённым в своё дело, и очень ярким писателем
(Слайд 1). Платонов умел по-своему видеть людей,
природу, вещи и даже самого себя. Посмотрите на
его портрет (Слайд 2), он и сейчас как будто
всматривается в вас. Что вы за люди? Его книги
пробуждают и делают острее добрые чувства в
человеке. Главная цель писателя: открыть людям
истинный смысл и правду жизни, показать, какая
радость это, понять мир и помочь ему стать на деле
лучше…
— Давайте вспомним, что вам известно об этом
писателе? (Слайды 3-8)
Андрей Платонов писал и жил тихо, скромно, не
пробуя никого вокруг себя перекричать, оглушить,
пробиться на более освещенное место, повторить
чужую удачу. Он был просто человеком, писателем,
стремившимся понять самые сокровенные движения
человеческих душ, глубинные законы народных
судеб. А начал размышлять он об этом еще в ранних
своих произведениях – сказках. Это любимый жанр
детей. Кроме того, мы знаем, что “сказка – ложь,
да в ней намек, добрым молодцам урок”. Вспомните,
какая борьба отражается в сказке. (Борьба между
добром и злом).
— А что побеждает, как правило, в сказке? (Добро).
— А всегда ли так бывает в жизни?
Платонов был талантливым человеком. Он хорошо
рисовал. (Слайд 9)
II. Викторина “Угадай, о каком произведении
А.Платонова идёт речь” (Слайд 10).
— Ребята, посмотрев на иллюстрации,
изображённые на слайдах, вспомните названия
произведений А.П.Платонова.
— “ В прекрасном и яростном мире” (слайд 11).
— “Корова” (слайд 12).
— “Неизвестный цветок” (слайд 13).
— “Никита” (слайд 14).
— “Волшебное кольцо” (слайд 15).
— “Юшка” (слайд 16).
III. Беседа по рассказу А.П.Платонова “Юшка”.
А сейчас обратимся к рассказу “Юшка”.
— Интересно ли было читать рассказ Платонова?
— Какие чувства вызвало у вас это произведение? (Рассказ
вызывает чувства грусти, жалости, сочувствия к
главному герою. Жалко не только Юшку, но и людей,
которые не поняли его. Для окружающих оказались
недоступными такие чувства, как сострадание,
сочувствие, доброта, любовь, милосердие.)
Библия учит нас не мстить, а делать добро и
любить врагов, так поступает и Юшка. “Побеждай
зло добром”, — сказано в Библии. То же самое
делает Юшка.
— Считаете ли вы, ребята, себя нравственными,
человечными людьми?
— Согласно Поучению Владимира Мономаха,
“Нравственный человек должен почитать отца
своего и мать свою. Дети должны любить своих
родителей, не перечить им, не обижать их, помогать
им. Надо быть добрым”.
— Какое чувство вызывает Юшка? (сочувствие,
сострадание).
IV. Словарная работа.
— Выясните значения и уточните написание
следующих слов: сострадание, милосердие,
гуманизм.
- Сострадание — жалость, сочувствие, вызываемое
чьим-нибудь несчастьем, горем (Слайд 17). - Милосердие — готовность помочь кому-нибудь или
простить кого-нибудь из сострадания, милосердия
(Слайд 18). - Гуманизм — человечность в отношении к людям
(Слайд 19).
Именно эти понятия пронизывают все
произведения писателя, а также отражены в
рассказе “Юшка”.
V. Обращение к рассказу “Юшка”.
Многие исследователи творчества Платонова
обратили внимание на исключительную точность в
выборе названий произведений, имен героев и т.п. А
ведь мы знаем, что имя определяет многое в
характере и судьбе человека.
Читая рассказ, вспоминаешь известную формулу
Ф.М. Достоевского: «Человек есть тайна».
Откровенно понятным в своей “нагой простоте”
кажется Юшка людям, рядом с которыми он живет. И
мысли, и душу которого они так и не смогли постичь
— это оказалось для них тайной, и вот эту тайну мы
попытались с вами постичь.
— Обратимся к тексту рассказа:
“Увидев Юшку, взрослый человек говорил ему:
— Да что ты “блажной”, непохожий ходишь тут?”
— Что значит блажной? Назовите однокоренные
слова:
— блаженный
— благополучный
— благодарный
— благовоспитанный
— благонравный.
Блаженный – 1) в высшей степени
счастливый; 2) юродивый — помешанный или безумец,
обладающий даром прорицания (Слайд 20).
— Почему так приниженно слово “благо” в грубое
“блажной”? От жестокости сердца? Найдите, что
Юшка говорит о людских сердцах? Он где-нибудь
называет сердце жестоким?
(“Народ меня без понятия любит, сердце в людях
бывает слепое”). Проводится параллель
(сравнение): зрячие со слепым сердцем и слепые со
зрячим сердцем.
— Что значит слепое?
В Нагорной проповеди Христа говорится: “…любите
врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и
молитесь за обижающих и гонящих вас”, — Евангелие
от Матфея. Значит, Юшка живет, соблюдая заповеди
божеские.
Рассматривая рассказ Платонова, мы часто
употребляли слова: сострадание, сочувствие,
милосердие, гуманизм, блаженный, сокровенный,
кроткий, смиренный.
— Есть ли среди данных слов синонимы? (Слайд 21).
VI. Беседа по тексту рассказа “Юшка”.
— Чем помешал Юшка веселому прохожему? (“Чего
ты землю топчешь, божье чучело?”)
— Как назвал прохожий Юшку? (“Юродом”,
“юродивым”).
На Руси юродивый – это блаженный, то есть
удостоившийся блаженства у Бога. За что? За то,
что, отказавшись от дома, имущества, от вида
разумного человека, они отказались и от
человеческой гордыни, обрекая себя на жизнь в
лишениях. Часто им нечего было есть, негде было
переночевать. Своим образом жизни они напоминали
о том, что есть бедные и обездоленные и что жить
нужно в любви к ближнему. За отказ от земных благ
они считались близкими к Богу. Поэтому часто их
изречения становились пророческими. А за это их
почитали и даже немного побаивались. Боялись в их
лице прогневать Бога.
Один из самых известных в истории блаженных был
Василий. За отречение от земных благ, за правду и
любовь к людям его полюбил даже царь Иван
Грозный. Когда блаженный умер, царь сам нес его
гроб до могилы. Хоронили его всей Москвой. Вот как
почитали его.
После его смерти Московский Покровский собор
стал называться собором Василия Блаженного. Этот
храм и сейчас считается символом и гордостью
православной России. Великую память заслужил
Василий блаженный.
— Почему в первый раз осерчал Юшка? (Он такой же
как и все. В нем заговорило чувство собственного
достоинства.)
— Почему прохожий с сильной злобой толкнул Юшку
в грудь? (Потому что тот впервые высказался в
защиту себя.)
— Переживает ли прохожий за содеянное? (Нет, он
со спокойной душой ушел домой пить чай.)
— “Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более
не пошевелился и не поднялся…” Почему Юшка
повернулся вниз лицом? (Связать с любовью к
земле, к природе.)
— Все ли бездушны в деревне? (Нет, потому что
столяр, живший в деревне, вытер уста Юшки
ладонью.)
— “Помер, — вздохнул столяр. – Прощай, Юшка, и нас
всех прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе
судья!..”
VII. Викторина по рассказу “Юшка”
Викторина поможет нам выяснить, насколько
внимательны вы были при чтении рассказа (слайды 22
– 27).
— Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
— Назовите имя главного героя, не прозвище
(Слайд 22).
— Сколько лет главному герою? (Слайд 23)
— Где работал Юшка? (Слайд 24)
— Узнайте героя :
“…глаза же у него были белые, как у слепца, и в
них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы”
(Слайд 25).
“…большие серые глаза глядели так грустно,
словно они готовы были вот-вот наполниться
слезами…” (Слайд 26).
— Закончите фразы:
“Сердце в людях бывает … слепое” (Слайд 27)
“Я жить родителями поставлен… я тоже всему …
свету нужен” (Слайд 27).
— Давайте вместе определим жизненную формулу
Юшки. Из чего же она будет состоять? (Слайд 28). В
сердце Юшки жила огромная любовь ко всему, что
его окружало. И идея повести в том, что любовь
порождает добро, а зло не может породить ничего. У
нас получилась жизненная формула Юшки. Сердце
Юшки: любовь к людям, любовь к природе, любовь ко
всему живому, любовь к Родине (Слайд 29).
— Какова же жизненная формула Юшки?
(Нужно жить, храня в сердце любовь.)
Итак, лишь бедному, доброму Юшке было известно
то неведомое и прекрасное, что никогда в этой
жизни не откроется грешным людям, творящим зло и
считающим это нормой.
Сегодня, ребята, ваши души прикоснулись к
сердцу прекрасного человека. Хорошо и отрадно
становится у нас на душе, оттого что до сих пор
живут на нашей земле удивительные люди,
согревающие нас своей теплотой и любовью. Но
горько и обидно другое: мы перестали их замечать,
мы разучились им сострадать, мы привыкли над ними
смеяться, и это, может быть, самое страшное. И
все-таки, пока такие люди еще есть в нашей жизни,
для нас еще не все потеряно.
Закончим урок словами, начертанными на могиле
другого доброго человека — доктора Ф.П.Гааза:
“Спешите делать добро, пока не стало поздно!”
(слайд 30).
— Из чего же состоит формула счастья?
Мне кажется, что “Слово материально. Осталось
понять, какие слова и как нужно произнести, чтобы
стать счастливым… Отдай миру лучшее, что есть в
тебе, и к тебе вернётся лучшее, что есть в мире”
(слайд 31).
— Предложите вашу формулу счастья.
Заканчивая разговор, мне хотелось бы, чтобы
в ваших душах были всегда доброта, искренность,
милосердие, доброжелательность, бескорыстие,
великодушие…
VII. Составление синквейна.
— Ребята, вы знаете, что такое синквейн?
Слово “синквейн” происходит от французского
слова “пять” и означает “стихотворение,
состоящее из пяти строк” (Слайды 32-34).
1 слово — заголовок. Это существительное или
местоимение. (Кто? Что?)
2 слова — это прилагательные. (Какой? Какая?
Какое? Какие?)
3 слова — это глаголы. (Что делает? Что делают?)
4 слова — это фраза, в которой выражается личное
мнение к предмету разговора.
1 слово — вывод, итог. Это существительное. (Кто?
Что?)
Давайте посмотрим на образцы (Слайды 35-39).
Составьте, пожалуйста свой синквейн.
IX. Вывод по уроку.
У такого человека, как Юшка, в сердце жила
всеобъемлющая любовь ко всему живому. Она
породила в душе героя убеждение в том, что его
любят. Он не видел мир иначе. Черты характера
главного героя были присущи и автору.
X. Домашнее задание.
Представьте А.П.Платонова нашим современником
и напишите ему небольшое письмо – эссе.
Расскажите писателю:
- об уроке, который состоялся в классе;
- о его героях;
- о своём отношении к его произведениям.
Рассказ А. П. Платонова «Юшка» – поучительная история о мягком, добром, безобидном человеке, который искренне любил людей и видел свое предназначение в служении им. Главная мысль произведения – сила человека не в крепких мышцах и грубом слове, а в добром, милосердном сердце.
Содержание
- Анализ рассказа «Юшка» Платонова
- А. Платонов «Юшка» – сочинение
- Художественное своеобразие Юшки
- Сочинение про Юшку Платонова
Анализ рассказа «Юшка» Платонова
История создания
История создания рассказа «Юшка» подробно неизвестна. В черновиках автора это произведение как цельная работа появилось в 1935 году, а публикация рассказа произошла уже после смерти автора, в 1966 году в сборнике «Избранное».
Объяснить это можно тем фактом, что творчество Платонова не одобрялось советской властью, поэтому многие его произведения вышли в свет только во время «Оттепели».
Жанр
Жанр произведения — рассказ. На принадлежность к малому эпическому жанру указывает небольшой объем, одна сюжетная линия, неразветвленная система персонажей. Произведение отличается интригой, которая удерживает читателя до последней страницы. Такая напряженность и динамичность позволяет сблизить «Юшку» с новеллой.
Тема
Для творчества Платонова характерна приверженность к моральным темам, что делает его произведения актуальными в любое время для каждого человека. Одной из главных тем «Юшки» является проблема жестокости и милосердия. Почему люди бывают злы? Нужно ли проявлять великодушие по отношению к обидчику?
Все эти темы раскрываются автором в произведении. Платонов приходит к мысли, что необходимо всегда оставаться человеком и быть добрым. Нужно помогать тем, кому повезло меньше. Это показано на примере Юшки, который не тратил свое скромное жалованье, а копил его и выучил на него девочку-сироту в университете. В этом поступке раскрывается тема великодушия.
Композиция
Композиция рассказа типична для этого жанра. Мысленно произведение можно разделить на пять частей.
Первая — это нечто вроде экспозиции в виде рассказа о Юшке, его положении в деревне.
Вторая — это диалог Юшки и Дарьи, в котором раскрывается мировосприятие главного героя.
Третья — это повествование о необычной традиции персонажа.
Четвертая — смерть Юшки.
Пятая — приезд сироты в деревню, где жил Юшка. Эта часть чем-то похожа на притчу, так как приводит читателя к нравственному выводу.
Главные герои
В рассказе несколько главных героев: Юшка, кузнец, его жена, приемная дочь Юшки. Юшка работает помощником кузнеца. Он живет небогато. Герой не тратит деньги на новую одежду или пищу, а пользуется скудной едой работодателя и копит деньги.
Юшка ведет себя скрытно. Никто не знает, зачем ему накопления. У героя есть необычная традиция — каждый год он уезжает куда-то. Герой отличается своей целеустремленностью, увлеченностью своим делом.
Юшка хрупкого телосложения, так как он страдает от туберкулеза. Намек на это можно найти в его имени, ведь «юшка» на некоторых диалектах означает кровь, а больные чахоткой страдают от кровохарканья. Кроме того, героя часто избивали сельчане до крови, хотя повода для агрессии у них не было.
Юшка очень добр и милосерден. В разговоре с Дарьей, женой кузнеца, он говорит, что люди любят его, просто не понимают этого. На что женщина говорит, что Юшка ошибается, ведь не может быть такой любви.
Позднее выясняется, что герой не ошибался. Его действительно любили, но понятно это стало только тогда, когда приехала его приемная дочь. Она стала врачом и теперь помогает всем больным. Юшку никто не помнит, но все знают о девушке, которую он выучил, воспитал и подарил ей свое доброе, мягкое и сильное сердце.
А. Платонов «Юшка» – сочинение
Рассказ А. П. Платонова «Юшка» — трогательная история о жизни преждевременно состарившегося от продолжительной болезни мужчины по прозвищу Юшка. Выполняя поручения подручного помощника кузнеца с утра до вечера, он откладывал оставшиеся деньги, и в середине лета уходил в неизвестном направлении.
Каждый встречный не мог пройти мимо Юшки спокойно. Дети старались попасть в него чем-нибудь потяжелее. А взрослые свою обиду и злобу вымещали на нем не только словесно, но и применяя физическую силу. На любое насилие он отвечал добрым словом, радовался этому, считая, что нужен людям на земле.
Однажды случайный прохожий, желая смерти, нечаянно убил его. Юшку похоронили и забыли о нем. Однако вскоре все о нем вспомнили. В городе появился врач – сирота, которой Ефим Дмитриевич оплачивал образование.
До самого преклонного возраста она безвозмездно отдавала свои силы на лечение людей. А между местными жителями поселилась злоба и ожесточение, так как не на ком больше было вымещать зло.
Образ главного героя рассказа вызывает двоякое отношение к себе. С одной стороны, описывая, как бессердечно относятся к нему местные жители, автор наделяет его терпением, что вызывает огромную жалость. Обида и насилие со стороны нескончаемым потоком ежедневно льются на него.
С другой стороны, этот человек чувствует себя счастливым, так как видит, что нужен людям. Череда оскорблений воспринимается им как своеобразное проявление любви к себе окружающих людей. Поэтому читатель радуется за Юшку, чувствуя его необыкновенное восприятие действительности, уважая за мудрость и понимание.
На фоне постоянной борьбы в рассказе добра и зла, агрессии и доброжелательности, оскорблений и приветствий, на первый взгляд, произведение заканчивается трагически. Однако, смертельный исход раскрывает людям глаза и на свои поступки, и на истинное понимание сострадания.
Юшка был настолько открыт миру и всему живому, что природа иногда помогала ему забыть на некоторое время о недуге, так как «в его грудь входил сладкий запах цветов». Несмотря на то, что посторонние называли его терпение «безответной глупостью», он веселел, распрямлялся, а их раздражение от бездействия юродивого заканчивается плохо для самих себя.
Авторская позиция понятна читателю на протяжении всего произведения. Он заставляет чаще задумываться о людях, чьи поступки и поведение достойны похвалы, а в сердцах живет настоящая любовь. Юшка стал примером того, насколько безгранична душа человека. При желании в ней можно найти место и для сострадания, и для милосердия.
Мир вокруг таких людей особенный. Сам герой терпит мучения, но воспринимает зло как неумение людей раскрыть свою любовь. Мысль о том, что люди нуждались в нем, подтверждается в каждом эпизоде.
Сам Юшка уединялся на природе, где ощущал себя по-настоящему счастливым. Он радовался и испытывал грусть вместе представителями мира животных и растений, так как любил природу, страну и всех, кто населяет ее.
Таким образом, сюжет рассказа показывает, что в мире не только жестокие, эгоистичные люди. Есть те, которые остаются предаными лучшим моральным качествам до конца своих дней.
Художественное своеобразие Юшки
Произведения А. Платонова учат читателей быть добрыми друг к другу, милосердными. Автор осуждает человеческую жестокость и черствость, помогая сделать правильные выводы. Ярким образцом этого пласта его творчества является рассказ «Юшка».
Сюжет и герои его незамысловаты, но благодаря вечным мотивам доброты, сострадания произведение заняло почетное место в литературном наследии русских авторов. Школьники изучают «Юшку» в 7 классе. В статье представлен анализ рассказа, который поможет быстро и качественно подготовиться к уроку и ЕГЭ.
История создания
История создания произведения практически не исследована. Но определенные выводы можно сделать, если учесть биографию писателя. Год написания «Юшки» – 1935. К этому времени А. Платонов уже сформировался как писатель, успел поработать в редакциях. Но Сталин запретил их публиковать, считая, что они опасными для режима. В тот период А. Платонов практически не печатался.
Рассказ «Юшка» увидел мир в 1966 г. в сборнике «Избранное». Критика положительно отзывалась о произведении.
Тема
В рассказе «Юшка» анализ следует начинать с характеристики тем и образов.
В русской литературе первой половины ХХ века активно развивались мотивы революций, войны, однако, некоторые писатели даже в таких условиях отдавали предпочтение моральной проблематике. Не исключение и А. Платонов.
Основные темы «Юшки» – милосердие и доброта, а также жестокость. Для их реализации автор создал оригинальную систему образов.
В центре произведения Ефим, которому деревенские жители дали прозвище Юшка. С ним мы знакомимся в начале. А. Платонов создает детальный портрет мужчины. Ему сорок лет, но выглядит он, как старик. Организм Юшки изнурен чахоткой и тяжелой работой.
Ефим был помощником кузнеца. К работе относился очень ответственно. В начале произведения автор держит интригу: читателю интересно, зачем Ефим копил деньги. Далее оказывается, весь свой заработок мужчина отдавал приемной дочери, жившей в городе.
В деревне мужчину недолюбливали. Односельчане сгоняли на беззащитном мужчине злость, хоть он ничего худого им не делал, наоборот, всегда готов был прийти на помощь. Как-то Юшку побили. За ним ухаживала хозяйская дочь. Диалог между этими героями как нельзя лучше демонстрирует внутренний мир Юшки.
Девушка приговаривала, что лучше бы Ефим умер. Она не понимала, зачем так жить. Ответ работника удивил ее: «Меня, Даша, народ любит!». Поступки односельчан мужчина оправдывал со свойственным ему простодушием: «Сердце в людях бывает слепое».
Судьба Юшки сложилась трагически. Мужчину убил односельчанин. В деревню приехала его приемная дочь. Оказалось, девушка училась на врача и очень хотела вылечить отца. Кажется, ей передалась доброта Юшки. Девушка осталась в деревне, чтобы бескорыстно помогать людям.
Смысл названия можно толковать по-разному. При помощи него автор концентрирует внимание на главном герое. Кроме того, просторечное значение слова «юшка» – кровь, а мы знаем, что героя не раз избивали до крови.
Идея произведения – воспевание лучших моральных качеств человека. Автор показывает, что без таких людей, как Юшка, мир стал бы жестоким.
Основная мысль: нужно учиться видеть в людях хорошее, даже если прекрасные качества скрыты под непривлекательной внешностью. Это то, чему учит читателя А. Платонов.
Композиция
Организация рассказа отличается простотой. Сюжет развивается последовательно. Условно его можно разделить на несколько частей: рассказ о внешности Юшки и его взаимоотношениях с односельчанами, разговор Юшки и Даши, рассказ о ежегодном отъезде Юшки, смерть героя, приезд приемной дочери Ефима в деревню. С каждой частью автор все больше углубляется в главные проблемы.
Важную роль в раскрытии заявленных тем играют портреты Юшки и его приемной дочери.
Жанр
Жанровая характеристика – обязательный пункт плана литературного разбора. «Юшка» А. Платонова – это рассказ.
В нем можно заметить такие признаки малого литературного жанра: небольшой объем, внимание автора сконцентрировано на одной сюжетной линии, система образов не очень разветвленная. Направление произведения – реализм, так как автор правдиво описывает человеческую жизнь.
В «Юшке» герои не понимают индивидуальности отличного от них человека, все хорошее и светлое – выше их понимания, и, чувствуя свою нравственную неполноценность по сравнению с этим человеком, они стараются унизить его физически.
Сочинение про Юшку Платонова
Андрей Платонов, замечательный писатель, который может так явно и глубоко раскрыть тему доброты человеческой души. Все его произведения пронизаны искренними и дружелюбными чувствами, силой милосердия и сострадания.
Автор категорически осуждает любое проявление жестокости и агрессии, как к животным, так и к человеку. Так и в своей небольшой новелле под названием «Юшка» Платонов учит людей не быть грубыми и злыми и из каждого своего отрицательного поступка уметь делать правильный вывод.
Главного героя произведения носит то же имя, что и сам рассказ – Юшка. Большинство читателей считают, что Юшка – это прозвище героя. На самом деле полное и настоящее имя мужчины Ефим. Юшкой его звали по-простому деревенские люди, так как оно звучит более мягко и ласково.
Юшка работает в кузнице, ходит в помощниках у кузнеца. Сегодня бы его назвали чернорабочим, но в те времена такая профессия не считалась чем-то постыдным. Поначалу всем казалось, что он не мужчина средних лет, а уже старик.
И все это из-за его больного и худого вида. По ходу развития сюжета оказалось, что Юшке было не больше 40. А слабый и изможденный вид был из-за серьезного заболевания.
Особенно примечательным во внешности Юшки были его глаза – белые, словно пустые и, казалось, будто в них всегда стоят слезы. Несмотря на тяжелую судьбу и злость большинства людей, Юшка старается во всем видеть только хорошее, воспринимать мир таким, каков он есть на самом деле. Он постоянно переживает за других, печалится об их нуждах.
Для окружающих же Юшка – это негодный, блажной и юродивый человек, ведь он не такой, как все. Его постоянно бьют, стараются задеть и словесно обидеть. Они хотят, что мужчина был похожим на них, грубым, жестоким и безжалостным.
Юшка погибает от руки односельчанина, который осмелился приравнять себя к нему. На злость и агрессию, он, как и Христос не отвечал ни чего, просто терпел и дальше продолжал верить и заботиться о людях искренне и от чистого сердца.
Юшка полагал, что в нем и его помощи нуждаются как взрослые, так и дети. Только спустя время, стало понятно, что его действительно любили окружающие, только неправильно выражали хорошее отношение к нему.
Юшка вел себя, как и все блаженные, не растрачиваясь по пустякам. Он довольствовался малым как в еде, так и в одежде. Люди же, виноватые сами в собственном бессилии и глупости, срывали на нем свою агрессию.
Только Даша, дочь кузнеца, дававшего ему бесплатный хлеб и кашу, искренне и по-доброму относилась к Юшке. Она старалась объяснить ему, что в нем никто не нуждается. Что не нужно не для кого стараться ничего делать. Но он продолжал думать по-своему.
Юшка часто уходил в безлюдное место и наслаждался природой. Именно она давала ему силы и исцеляла душевные раны. Он был настолько сердечен, что переживал даже смерть жучка или маленькой букашки.
После гибели Юшки тело, которого нашел столяр, хоронить мужчину собралось все село. Постепенно о нем стали забывать, как забывают обо всех добродушных, блаженных людях. Но дух его возродился в маленькой девочке-сиротке, которую Юшка вырастил и на собственные средства помог выучиться на врача. Ее стали называть дочкой Юшки, но про него так и не вспоминали.
Читайте также: Характеристика и образ Гриши Добросклонова – сочинение.
В своем произведении Платонов поднимает нравственные проблемы, касающиеся всех поколений. Герои рассказа Платонова, обычные люди, в которых отсутствует чувство милосердия и сострадания. В его рассказе, главный герой Юшка, является укором человеческих пороков и недостатков общества.