От чего лица ведется повествование в рассказе морские сигналы

Какими повествовательными приемами в рассказе постоянно нагнетается напряжение морские сигналы

Первый класс для писателей запись закреплена

ПРИЕМЫ НАГНЕТАНИЯ НАПРЯЖЕНИЯ:

Автор заставляет читателя сильно желать наступления какого-то события и тут же вводит ряд препятствий для его отдаления.
Например, герой никак не может признаться героине в любви – то мама войдет, то телефон зазвонит, то пожар начнется.

Возможен и микс, когда автор соединяет приемы беспокойства и задержки.
Герой ставится в опасное положение и одновременно создается возможность его спасения. Читатель будет усиленно желать, чтобы все обошлось одновременно бояться. Напряжение сцены можно усилить до невозможности, если очень быстро приближать опасность и одновременно ставить на пути к спасению новые препятствия.
Приемы нагнетания напряжения:

1. Обманутое ожидание
Повествование строится таким образом, что читатель вполне уверен, что вот-вот наступит какое-то событие, тогда как автор неожиданно (но оправданно) поворачивает действие на другой путь, и вместо ожидаемого события наступает другое.

2. Тупики
Автор заводит персонаж в положение, из которого, казалось бы, нет никакого выхода, а затем неожиданно (но опять-таки оправданно) дает какой-нибудь выход.

3. Узнавание
Персонаж стремится узнать что-либо (что — обычно уже известно читателю). Если от узнавания существенным образом зависит судьба действующего лица, то благодаря этому может возникнуть драматическая напряженность.

Источник

Отзыв: Аудиокнига «Морские сигналы» — Надежда Тэффи — Как складно все получилось, все живы и здоровы.

После прослушивания этого рассказА, я даже как то про фильм вспомнил, «Полосатый рейс» называется. Не знаю, так вот смешно было и вспомнил, такая вот трагедия случилась на судне. Конечно знания морских сигналов это хорошо, если знать их всегда поможет узнать что творится на судне. Так и в этом рассказе, знает моряк знаки и переводит значения этих знаков для пассажиров другого судна.

Рассказ нужно прочитать, чтобы понять о чем тут написано, о каких сигналах идет речь. Вот к примеру существует азбука морзе, об этом многие знают, так вот помимо этого у моряков существуют и морские сигналы. А вот кто и как прочитал эти сигналы об этом и говорится в этом рассказе, что из этого получилось и почему нужно смеяться, узнаете после того как прочитаете или прослушаете рассказ.

Мне понравился рассказ, хотя прочитала рассказ не удачно, нужно как нибудь в другом варианте поискать. Не знаю, что бы я почувствовал на месте этих пассажиров, но точно какой нибудь дискомфорт. Хорошо что все хорошо заканчивается, все живы и здоровы, на прогулку ходят и даже стираются. Моя оценка пять звезд, считаю что это заслуженная оценка произведению и писательнице.

Рекомендовать рассказ буду, он не длительный, но можно получить хорошее впечатление и посмеяться.
Все что написано в этом отзыве, это только мое личное мнение, которое может не совпадать с мнением других людей. Но это не значит что я не считаюсь с ними, мне всегда интересно будет узнать и другие взгляды, так что буду ждать комментарии.

Выбор у читателей и слушателей просто огромный, каждый сам выбирает что ему читать или слушать.

Всем хорошего настроения и всего наилучшего.

Источник

каким повествовательными приёмами в рассказе постоянно нагнетается напряжение, тревожное ожидание надвигающейся беды

Ответы 2

я познакомился с геннадием несколько лет назад в крыму, на берегу коктебельской бухты, что недалеко от феодосии. в парке уже заиграла музыка, уже зажглись фонари и всякого рода мошкара повела вокруг них свой бессмысленный, но красивый танец, а скала хамелеон на восточном берегу бухты все еще была освещена закатным солнцем. в свою очередь молодой месяц уже висел в зеленоватом небе над горой сюрюккая. гора эта на первый взгляд кажется осколком луны или какой-нибудь другой безжизненной планеты, но, приглядевшись, можно заметить, что она напоминает и тот профиль, который великий пушкин часто рисовал на полях своих рукописей.

в тот год море съело коктебельские пляжи почти до самой бетонной стены, и для отдыхающих были устроены над водой дощатые . вот по такому я и разгуливал почти в полном одиночестве, размышляя о морских животных, о горных цветах и минералах, о почтовых марках, автомобилях и о спортивных соревнованиях, потрясавших тогда все цивилизованное человечество.

кроме меня, на находился лишь один человек — рослый плечистый мальчик с умным и привлекательным лицом. опершись на перила, он задумчиво смотрел в море, где по гребням бойких, беспорядочно прыгающих волн еще скользили розоватые блики заката, где иногда мелькали острые плавники дельфинов да кто-то мощно плавал стилем баттерфляй.

пловец этот привлек мое внимание. из воды ритмично вырывалась могучая спина. взмахнув огромными руками, пловец бросался грудью на очередную волну и двигался вперед с удивительной скоростью.

— не знаете, кто это там так здорово плавает? — спросил я мальчика.

— это моя бабушка, — тихо ответил он.

— бабушка? ! — вскричал я. — это удивительно.

— ничего удивительного, — возразил мальчик. — до великой отечественной войны она была чемпионом осоавиахима в плавании на сто метров баттерфляем. и по прыжкам с трамплина, — , добавил он.

едва справившись с изумлением, я осторожно спросил:

— во время войны ей пришлось, как и многим другим летчицам, служить в бомбардировочной авиации…

бабушка тем временем совсем исчезла в быстро темнеющем море. я покосился на мальчика. он смотрел прямо перед собой за еще различимую черту горизонта. отблеск молодого месяца стоял в его глазах. на груди его я заметил висящий на толстой цепочке якорек с припаянной к нему старинной монетой, похожей на испанский дублон xvi века.

— а вы почему не плаваете со своей бабушкой? — спросил я.

он быстро взглянул на меня и усмехнулся:

— просто мне надоело плавать. за последний год мне это занятие немного прискучило.

что-то таинственное послышалось мне в его голосе, когда он произнес эту довольно странную для мальчика фразу. еще раз я посмотрел на него, и мне показалось, что он сейчас находится не на коктебельском пляже, а где-то в другом месте, где-то далеко, далеко, …

— а вы, я вижу, писатель, — проговорил он.

— как вы догадались? — вновь поразился я.

— а вон у вас мозоль на указательном пальце правой руки. такие мозоли есть у всех писателей. конечно, у тех, кто пишет.

удивлению моему не было конца.

— позвольте, но как вы увидели эту мозоль в такой темноте?

— у меня довольно острое зрение.

— ну хорошо, а если бы я писал на пишущей

— тогда я догадался бы по другим признакам.

— фантастика! — воскликнул я. — вы меня не

— геннадий, — назвал он свое имя. я тоже представился.

— я достаточно хорошо воспитан, василий павлович, — сказал геннадий, — чтобы не разыгрывать взрослых. — он глянул в ночное уже море. — бабушка возвращается.

в темноте слышались только музыка и голоса из парка да плеск волн.

— все-таки разыгрываете меня, геннадий…

— да нет. она уже в десяти метрах… плывет под водой.

Источник

какие приемы использует Н. Теффи для создания комического эффекта? плиз помогите срочно

Приёмы и языковые средства создания комического
эффекта, используемые H.A. Тэффи,
в частности каламбуры, ирония, гротеск, аллюзии;
сочетанием комизма сюжета и персонажей с лиризмом
повествования и трагическим подтекстом.

*Используется языковая игра для иронических
характеристик персонажей.
. Он был, так сказать, охотник навыворот.
Не преследовал, а удирал;
заячий спорт, но если в него вживешься – довольно
завлекательный.
/Н. Тэффи. Житие Петра Иваныча/.

*несоответствия между фактом и предшествующей
информацией:
. Английский язык оказался всем нужен:
для дипломатических и торговых сношений,
для изучения литературы и быта союзной нации и,
наконец, просто для того, чтобы Анна Петровна
не слишком много «воображала».
/Н. Тэффи. Северные люди/.

*Комический эффект при использовании
вводных конструкций:
. Учатся дети, дамы, купцы, чиновники и личности без
*определенного положения*,- вероятно, именно для того,
чтобы *положение определилось*.
/Н. Тэффи. Северные люди/.

*Комический эффект может быть связан и с нестандартной
детализацией сообщения.
. Известно, отцовское сердце, детей своих жалеет –
кого за волосы, кому- подзатыльник.
/Н. Тэффи. Сладкие воспоминания/.

*Приемами создания комического эффекта в ряде
рассказов Тэффи становятся олицетворение и
персонификация (как пример-рассказы
«Курортные типы» и «Жизнь и воротник»).

*Комическое в доэмигрантских произведениях касается,
прежде всего, объекта изображения — обывателя,
особенностей его психологии.

В эмигрантских рассказах Тэффи появляется новый
тип героя -русский эмигрант.
Ирония является не просто формой комического,
но и способом мышления, восприятия действительности.
Комически обрисованы не смешные случаи из жизни
обывателя, которые становились предметом изображения
в доэмигрантских рассказах,
комически изображена трагедия жизни русских эмигрантов.

Основным объектом изображения в рассказах
о детях становится трагическая судьба ребёнка
во взрослом мире. Комический эффект основан
на противопоставлении крылатой детской фантазии
и приземлённой, бытовой рассудительности взрослого.

Комическое, трагическое, лирическое переплетаются
в художественном мире Тэффи, представляя органичный
синтез и определяя всю поэтику комического.

Тэффи редко прибегает к резкому преувеличению к
явной карикатуре. Её рассказы предельно достоверны.
Писательница не стремится выдумать комическую
ситуацию она умеет найти смешное в обыденном
внешне серьёзном.

Источник

Как писатели заставляют нас дрожать от волнения: 5 приемов коварного автора

Какими приемами авторы создают у читателя чувство гнетущей неопределенности и острое желание перелистнуть очередную страницу? Почему некоторые книги почти невозможно отложить до самого финала?

Зловещие намеки

Это крутой прием для вступления. Автор в 1-3 предложениях сообщает, что скоро в этой истории произойдет что-то ужасное, шокирующее или необыкновенное. Читатель не узнает почти ничего конкретного, но его внимание уже захвачено: он ждет фееричных или пугающих событий, хотя еще понятия не имеет, каких именно.

Красная селедка

Такой рецепт действительно существует, но сейчас мы используем этот термин в значении «ложная улика». Это подсказка, которая пускает читателя по ложному следу. Ему уже кажется, что он играючи разгадал загадку всей истории. Потом бац – все радикально меняется, герои, события и факты открываются в новом свете.

Авторы вводят читателя в заблуждение ложными намеками и предсказаниями или побочными сюжетными линиями. Еще можно показать на вид значимое событие и придать ему неверное значение.

На грани возможного

Целям создания напряжения хорошо служат ограничения. Они могут быть:

  • временными. Простой пример – бомба с таймером, который отсчитывает 3 минуты до взрыва, который разнесет в щепки пол квартал;
  • психологические. Скажем, герою срочно нужно прыгнуть с парашютом, но страх высоты доводит его почти до обморочного состояния;
  • физические. Персонаж травмирован, связан, заперт в бункере, застрял ногой в капкане, а ему надо быстренько куда-то добежать.

Показать, но не объяснять

Автор преподносит читателю что-нибудь странное, но явно очень важное, а объяснение откладывает на потом. Пусть помучается. Это может быть загадочный набор чисел, необычный диалог, непонятные действия персонажей.

Короткие предложения

Такая мелочь, а работает. По мере наращивания напряжения писатель уменьшает размер предложений. Так у читателя появится ощущение увеличения темпа повествования и приближения важных событий. Эту мелкую хитрость обычно используют в наиболее драматичных сценах.

О других писательских фичах читайте в статьях:

Источник

Морские сигналы

Прочитала рассказ Надежды Теффи. Сила в диалогах! Блеск.
Морские сигналы .

Нева – это огромная река, которая впадает сразу в две стороны – в Ладожское озеро и в Балтийское море. Поэтому плавать по ней очень трудно. Но с нами был Нырялов, бывший моряк, который справлялся и не с такими задачами. Он греб все время один и болтал веслами в разные стороны. Таким образом, лодка стояла на одном месте и было скучно, но у моряков, кажется, это очень ценится. Называется это у них «зашкваривать» или что-то в этом роде.

Пели по обычаю «Вниз по матушке по Волге». На воде всегда поют «Вниз по матушке по Волге». Но едва затянули «На носу сидит хозяин», как увидели большое судно, стоящее у берега.

– Это оно отшвартовалось, – сказал бывший моряк.

Мне не хотелось показать, что я не поняла слова, и я только заметила:

– Само собой разумеется! Но как вы это узнаете?

– Да что это с ним произошло. Именно это, а не другое?

Но моряк уже не слушал меня, а всматривался в какие-то белые лоскутки, развевавшиеся на мачтах.

– Эге! – сказал он. – Любопытно! Ведь они сигнализируют. В море сигналы всегда делаются посредством небольших флагов.

– А что же значит этот сигнал? – спросили мы.

– Это? Гм… Два слева… один выше… Это значит: «Мы на мели».

– Что же делать? Мы, во всяком случае, помочь им не можем. Придется подождать. Скоро другие суда заметят и придут на помощь.

Мы остановились, причалили к берегу и стали наблюдать. Через несколько минут на корабле появились еще два флага. На этот раз оба были цветные.

– Это что же? Моряк заволновался.

– Два пестрых… два белых… «Голодаем».

– Три пестрых, два белых… «Нет воды».

– Позвольте! Не кричите! Дайте разобраться. Вы думаете, это так просто? Теперь уже девять флагов. Может быть, я и ошибаюсь, но мне кажется, что это значит «сдаемся без боя».

– Значит, это иностранное судно?

– А кто его разберет! Очень близко подойти опасно. Они могут дать залп.

– Как чего ради! Люди в таком опасном положении. Нервы напряжены до крайности! Каждая минута дорога, и все кажется зловещим. Вы не понимаете психологии гибнущего в море. Да они вас в клочки разорвут!

А количество страшных флагов все увеличивалось.

Моряк уже не объяснял нам значение каждого сигнала. Он только безнадежно махал руками и лишь изредка бросал отдельные слова:

Мы молча предавались ужасу.

– Какая величественная картина, – шепнул кто-то из нас. – Точно громадный зверь погибает.

– «Идем ко дну!» – завопил вдруг моряк. – Все кончено – они идут ко дну! Мы должны немедленно отплыть подальше! Иначе нас затянет в воронку, и мы утонем вместе с ними. Гребите скорее!

Мы схватились за весла. Моряк уже не греб, а только дирижировал. Он даже забыл про то, что Нева сразу впадает в два конца, и не препятствовал нам болтать веслами в одну сторону.

Отплыли, завернули за берег.

– Посмотрите, виден ли он еще. Я сам не могу, мне слишком тяжело…

– Несчастные! Как они медленно погружаются! Отъехали еще немножко.

Вдруг, смотрим, идут по берегу два матроса. Так что-то в сердце и ёкнуло…

– А из городу. Идем на энтот самый.

Тычут большими пальцами прямо в сторону гибнущего корабля.

– Да что вы! Да вы посмотрите, что там делается-то! Али вам с берега не видать?

– А что на мачтах-то висит? А? Несчастные вы!

– А ничего! Пущай себе висит! Это наша команда рубахи стирала, так вот повесила. Не извольте пужаться. Оно к вечеру подсохнет.

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

От чьего лица ведётся повествование в рассказе? Почему, несмотря на мно- гократное использование местоимения «мы», читателю так и не будут по- казаны остальные участники разговора? Надежда теффи Морские сигналы

Похожие вопросы:

Иконка предмета

Литература, 07.03.2019 17:00

Написать сочинение на тему: для чего нужна вежливость

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 08.03.2019 00:20

Сочинение на тему грибы в осенним лесу

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 08.03.2019 05:00

Скульпторы и художники краснодарского края!

Ответов: 4

Иконка предмета

Литература, 08.03.2019 06:00

Стихотворный размер стихотворения блока «летний вечер».

Ответов: 4

Иконка предмета

Литература, 08.03.2019 09:00

Надо из рассказа максима горького детство влияние бабушки на алешу пешкова

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 08.03.2019 17:50

Как патефон петуха от смерти спас. о чём этот рассказ? как объяснить его название?

Ответов: 4

Иконка предмета

Литература, 08.03.2019 19:30

Скаким православным праздником совпадает рождение и смерть шарикова? (повесть собачье сердце)

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 09.03.2019 01:50

На какие темы были написаны стихотворения, включённые в вашу хрестоматию? какие стихи ты учил наизусть? (название и автор)

Ответов: 4

Иконка предмета

Литература, 09.03.2019 04:00

Как васютка выжил в тайге (по рассказу в. астафьева «

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 09.03.2019 08:30

Нужно написать сочинение на тему»понимать человека»

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 09.03.2019 11:50

Иллюстрацию к стих. маяковского «хорошее отношение к лошадям»,

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 10.03.2019 01:00

Напишите мини сочинение на тему приход весны типа описание

Ответов: 4

Вопросы по другим предметам:

Категория

География, 23.03.2020 09:41

Категория

Математика, 23.03.2020 09:41

Категория

Категория

Категория

Обществознание, 23.03.2020 09:41

Категория

Английский язык, 23.03.2020 09:40

Категория

Математика, 23.03.2020 09:39

Категория

Алгебра, 23.03.2020 09:39

Категория

Математика, 23.03.2020 09:39

Категория

Литература, 23.03.2020 09:39

LiveInternetLiveInternet

Когда начинаешь новое произведение, одним из определяющих моментов его стиля обычно является именно выбор манеры повествования: либо от первого лица (я), либо от третьего (он, она, они). Иногда начнешь, скажем, от первого — и чувствуешь: что-то не то, тяжело идет, не раскрывается текст. Сменишь лицо — и вот оно, пошло! Но как, собственно, определить, от кого и где лучше писать?

Личность повествователя очень мало зависит от жанра: детектив, фантастика, реалистическая проза — все это пишется от любого лица. С другой стороны, роман в полноценном смысле этого слова от «я» написать почти невозможно. Связано это с классическим определением жанра: по нему «роман» — это произведение, где повествование перескакивает с одной сюжетной линии на другую, и в каждой линии там есть свой главный герой. Вспомните «Войну и мир» — это и есть классический роман. У романов часто еще и всевидящий, как бог, автор: он знает больше героев и явственно это показывает.

Если же «камера» повествования приклеена к одному герою и следует только за ним, причем впритык, без божественного взгляда сверху, то такой жанр называется «повесть». Соответственно, многочисленные романы в стиле фэнтези, которые публикуют большущими сериями и в которых в 90 процентах повествование прилеплено к одной главной героине — это по сути повести. Поэтому неудивительно, что в них повествование чаще всего и идет от «я».

Ну и по пунктам, когда и от какого лица лучше писать.

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА (Я)

1) Если у вас одна сюжетная линия и один главный герой.

2) Если вы не предполагаете авторских отступлений и прочих философствований, то есть образ автора в вашем произведении затушеван и слит с самим героем.

3) Если сюжет ваш сильно завязан на чувствах и впечатлениях, которые испытывает герой: так они будут казаться достовернее и ближе читателю.

4) Если герой по ходу дела испытывает сильные личностные изменения: по той же причине. Читателю приятнее будет ловить оттенки его меняющихся мыслей.

5) Если одной из фишек повествования является оригинальная манера героя выражаться: то есть все происходящее написано как бы его языком.

ОТ ТРЕТЬЕГО ЛИЦА (ОН, ОНА, ОНИ)

1) Если у вас много сюжетных линий и много героев.

2) Если вы любите авторские отступления, философские рассуждения и комментарии.

3) Если ваш сюжет связан с большим количеством событийных поворотов, и эти события должны быть описаны не только с субъективной точки зрения одного героя, а как бы «сверху». Пример: большие битвы, расстановки политических сил и прочие глобальные вещи.

4) Если вы предпочитаете писать с точки зрения бога, то есть видеть больше, чем собственные герои.

Объем произведения при этом не важен совершенно. Например, моя повесть «Король и спасительница» потому и повесть, что написана от «я» и четко следует за героиней, хотя в ней без малого 400 страниц. А вот «Гостиница «Камелия» или отель «Водяной тычиночник» — это наоборот, роман: там несколько главных героев, а автор парит над ними и видит больше, чем они — и при этом в самом произведении около 300 страниц.

В целом, я следую для себя правилу: чем больше сложных событий и сюжетных поворотов, тем вероятнее третье лицо повествования. От «я» я пишу более простые и линейные сюжеты, где события не перекручиваются, не перескакивают и следуют одно за другим.

В то же время, есть еще один вид повествования: то от первого лица, то от третьего, посменно. Таким стилем написана, например, «Дама в очках в автомобиле и с ружьем» Жапризо. А у меня — «Нейронная сеть «Колин». Такая манера позволяет то погружаться в восприятие героя, то «взмывать» над ним и видеть картину шире. Если правильно использовать, может очень обогатить повествование.

И что бы вы ни выбрали, не забывайте: манера повествовании не должна вас стеснять и «подрезать». Если вы чувствуете, что, хоть убей, не можете в выбранных условиях выразить все, что хотите — меняйте условия.

От чьего лица ведётся повествование? Почему?

ЗАДАНИЯ

Познакомиться с творческой деятельностью Н.Носова. Прочитать рассказы «Огурцы», «На горке», «Живая шляпа», «Мишкина каша», «Фантазеры», «Приключения Незнайки» и др.

Коротко написать, чему эти рассказы (каждый по отдельности) учат детей. Записать: особенности стиля и манеры Н.Носова.

“Огурцы”

Рассказ учит отвечать за свои поступки, потому что за правду не наказывают, как бы страшно не было, но за свои дела нужно отвечать, подумай сначала, что ты делаешь, а потом делай.

«На горке»

Рассказ учит нескольким вещам. Прежде всего не отрываться от коллектива и не лениться. Если бы Котька с самого начала работал вместе с ребятами, которые его звали, то глупая идея засыпать горку песком не пришла ему в голову. Второй урок заключается в том, что прежде чем что-то делать, надо подумать, а так ли хорошо это придумано. Ну и урок о физическом труде, который может приносить радость и моральное удовлетворение, забывать не следует.

«Живая шляпа»

Рассказ учит нас быть смелыми, решительными, не верить в необъяснимые, сверхъестественные явления, а всему стараться найти рациональное объяснение. И еще этот рассказ учит держаться подальше от дураков, которые верят в живые шляпы, а то может и картошкой прилететь.

«Мишкина каша»

Рассказ учит не хвастать, думать, прежде чем что-то делать. Учит быть самостоятельными и ответственными. Учит прежде учиться, а потом делать.

«Фантазеры»

Рассказ учит доброте, справедливости, отзывчивости. Учит никогда не сваливать свою вину на другого человека. Учит фантазировать, развивать воображение. Учит тому, что все хорошее должно быть хорошо для всех.

«Приключения Незнайки»

Учит, что надо к чему-то стремиться и что-либо уметь, потому что сила заключена в знаниях. Надо, также, уважать знания других людей. Не стоит никого обманывать, потому что правда потом проявится и все могут отвернуться. Но надо уметь признавать свои ошибки, как их признал Незнайка и другие герои его простили, он помирился с Гунькой. Это, также, история о дружбе. Надо уметь думать не только о себе, а также об остальных. Не надо хвастаться, не надо придумывать ничего о себе и стараться выглядеть лучше, чем есть на самом деле, чтобы не выглядеть потом в худшем свете.

Особенности стиля и манеры Н.Носова.

Носов в своих рассказах умеет разговаривать с детьми, умеет понимать самые сокровенные мысли. Читая рассказы Носова, видишь перед собой реальных ребят — точно таких, каких мы встречаем в повседневной жизни, с их достоинствами и слабостями, глубокомыслием и наивностью. Писатель смело прибегает в своем творчестве к фантазии, озорной выдумке. В основе каждого его рассказа или повести лежит случай, который произошел или мог произойти в жизни, описываются характеры ребят, каких мы часто встречаем в окружающей действительности.

Сила его рассказов и повестей — в правдивом, бесхитростном показе своеобразного и веселого детского характера.

Все творчество Николая Носова пронизано неподдельной, умной любовью к детворе. Какой бы из рассказов Носова мы ни начали читать, сразу же, с первой страницы испытываем радость. И чем дальше читаем, тем веселее делается.

В веселых рассказах всегда таится что-то такое, что заставляет всерьез задуматься. Задуматься над тем, как необходимо с ранних лет готовить себя к самостоятельной жизни: учиться варить кашу, жарить пескарей на сковороде, сажать рассаду в огороде и ремонтировать телефон, зажигать бенгальские огни и соблюдать правила уличного движения. Это надо знать и уметь каждому. Рассказы эти помогают избавляться от дурных свойств характера — от рассеянности, трусости, чрезмерного любопытства, грубости и зазнайства, лени и равнодушия.

Художественное слово всегда эмоциональнее выражает повседневные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги, родители и дети. Оно намного эффективнее скучного нравоучения, указания, объяснения. И живое обсуждение рассказов Носова — это не только увлекательное путешествие вместе с героями его книг по стране детства, это еще накопление жизненного опыта, нравственных понятий, что такое «хорошо», что такое «плохо», как поступить правильно, как научиться быть сильным, смелым.

Общее задание для детской литературы и выразительного чтения.

Используя алгоритм, проанализировать 2 рассказа

Н.Носов «Мишкина каша»

1. Название произведения и его смысл;

«Мишкина каша». Смысл кроется в названии, каша, которую приготовил Мишка.

От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование этого рассказа идет от мальчика, в гости к которому приехал друг Мишка.

3. Тема (о чем произведение);

Два друга Миша и Коля остаются вдвоём на даче, при чем Мишка хвастливо заявляет, что он умеет варить кашу. На деле получилось обратное каши было много, но она была не вкусной, так как Мишка постоянно подливал воды и вычерпывал в тарелки кашу, которая убегала из кастрюли. Если б не соседка мальчишки были бы голодными.

4. Основная мысль (над чем автор хочет заставить задуматься, какое воспитательное значение для маленьких читателей имеет данное произведение);

Любое, даже самое простое дело, требует подготовки и определенных знаний и навыков. Поэтому нельзя браться за что-либо, не умея это что-то делать.

5. Сюжет (сюжетные линии) произведения;

Однажды к мальчику Коле приехал в гости его друг Миша. Мама Коли как раз собралась по делам в город и спросила мальчиков, смогут ли они сами приготовить себе вечером еду. Мишка заверил, что он «в этом деле мастер», а Коля доверился своему другу, в результате чего прослушав мамины инструкции. В итоге, мальчишки отправилась в обед на речку, наловив там ведро пескарей, и к вечеру очень проголодались. Но когда они стали варить кашу, Мишка насыпал очень много крупы, и каша стала вылезать из кастрюли. Ребята все подливали и подливали в кастрюлю воды, разливая лишнюю кашу по тарелкам. пока все емкости не были полны недоваренной каши, а в доме не кончилась вода. Мишка побежал за водой к колодцу, но умудрился в темноте потерять в колодце ведро. Тогда Коля и Миша решили пожарить выловленных в обед пескарей, но и тут их ожидала неудача: рыбки прилипли к сковородке, и друзья чуть не спалили дом. Уставшие ребята легли спать, а утром попросили соседку тетю Наташу накормить их, в обмен пообещав ей помочь с сорняками на огороде. Наевшись «от пуза» у тети Наташи, довольные и усталые Коля и Мишка пришли к обоюдному мнению, что варить кашу куда сложнее, чем выдергивать сорняки.

6. Конфликт;

Ребята начинают ссориться у колодца, когда хотят налить в кастрюлю воды. Коля случайно чуть не столкнул кастрюлю в колодец.

7. Ключевые цитаты (не пересказ!!!) произведения, разделенные элементами композиции.

«Это всегда так бывает. Когда пить хочется, так кажется, что целое море выпьешь, а когда станешь пить, так одну кружку выпьешь и больше уже не хочется, потому что люди от природы жадные…»

«Замечательно нам с Мишкой жилось на даче! Вот где было раздолье! Делай что хочешь, иди куда хочешь. Можешь в лес за грибами ходить или за ягодами или купаться в реке, а не хочешь купаться — так лови рыбу, и никто тебе слова не скажет.»

8. Система образов.

Главные герои: Мишка и его друг. Главный герой (друг Мишки) доверчивый (он доверяет другу приготовить обед), он не очень внимательный (не слушал маму, когда она рассказывала о способе приготовления каши), придирчивый (критикует друга, когда тот варит кашу), находчивый (догадался, что нужно отложить часть крупы и залить водой), сообразительный (понял, что трудно готовить обед и запретил другу дальше что-то готовить). Мишка сообразительный, находчивый, веселый. Он сам варит кашу, он догадался приделать якорек к веревке, чтобы вытащить посуду из колодца. Мишка удивительно активен, он постоянно в действии: «насыпал в кастрюлю крупы», «схватил ложку и стал кашу обратно в кастрюлю запихивать», «взял кружку, полез в ведро», «выхватил сковородку из печки». Но он и совершает много ошибок: каша у него все время вылезает из кастрюли, он роняет ведро в колодец, жарит пескарей без масла. Мишка — фантазер и искатель; он не просто выпутывается из затруднительных обстоятельств, а увлеченно и энергично борется с ними.

Второстепенные: мама Коли и тетя Наташа.

Мама Коли – добрая, заботливая женщина, которая вынужденно оставила мальчиков одних дома. Тетя Наташа – соседка Коли по даче, добрая женщина, накормившая мальчиков завтраком.

9. Композиция: деление текста произведения на части, смысл такого деления; озаглавьте каждую часть;

1. Встреча друзей на даче.

2. Мама Коли уезжает в город.

3. Рыбалка.

4. Приготовление каши и пригоревшие пескари.

5. Варенье на ужин.

6. Завтрак у тети Наташи.

10. Приемы образности (тропы — использование слов в переносном значении) — простейшие (эпитет и сравнение) и сложные (метафора, олицетворение, аллегория, литота, перифраз);

Весь сюжет рассказа насыщен юмористическими положениями, смена которых держит читателя в постоянном веселом напряжении.Использование разговорных элементов как средств имитации разговорной речи характерно для рассказа «Мишкина каша». Особенно широко при этом используются разговорные слова.Описывая процесс приготовления каши, автор использует различные художественные средства:- просторечные слова и выражения: «Ну,

сварите суп и кашу» «И пить
до зарезу
хочется»
«Ну,
мы её
вылизали
и легли спать».
«Тащи
лучше кастрюлю с кашей сюда, мы прямо в неё воды натаскаем, чтоб не бегать
двадцать раз
с кружкой». За счёт употребления просторечных и неодобрительных слов создаётся повышенная эмоциональность разговорной речи:

— Ах ты, растяпа

! — говорю.

Тьфу

! Что это за каша! Горькая, несолёная и воняет гарью.

Умник!

— говорю.

Ах, чтоб тебя!

— говорит Мишка. — Куда же ты лезешь?

— пословицы и поговорки: «Сыт будешь, не помрёшь с голоду

. Я такую кашу сварю, что
пальцы оближешь
!» —
Шут её знает
куда! Из кастрюли лезет! —
Ах ты
, — говорю, —
размазня
! Ты что ж, нас
уморить голодом
хочешь? —
С ума,
— говорю, —
сошёл!
Ты посмотри на часы: соседи спят давно. Тут, как нарочно, обоим нам пить захотелось; кажется,
сто рублей за кружку воды отдал бы
! — юмористические сравнения «Весь стол уставил тарелками,
как в ресторане,
и всё время воды подливает». «Это всегда так бывает: когда нет воды, так ещё больше пить хочется. Поэтому
в пустыне всегда пить хочется, потому что там нет воды».
«Что у нас, — говорю, — по-твоему,
кастрюльный магазин?»
«Когда пить хочется, так, кажется, что
целое море выпьешь
, а когда станешь пить, так одну кружку выпьешь и больше уже не хочется, потому что
люди от природы жадные…»

Комментированное чтение 1 главы повести И.С. Тургенева «Ася»

Выразительное чтение I главы и обсуждение.

(Читает учитель.)

— От чьего имени ведётся повествование? Какое значение это имеет?

Повествование идёт от первого лица, от лица уже немолодого человека, вспоминающего свою молодость. Рассказ от имени героя-повествователя придаёт повести искренность, достоверность.

— Как проявляет себя в повествовании автор?

Слов автора практически нет, кроме вставки «начал Н.Н.», обозначающей героя. Авторское отношение проявляется в другом: в сюжете, в изображении характеров, чувств, мыслей, переживаний героев.

— Где и когда происходит действие?

Основное действие происходит в Германии, в маленьком городке на Рейне. Герой, русский человек, оказывается в чужой стране, в некоторой изоляции. Автор помещает героев в чуждую им среду, с тем чтобы яснее выявить их характеры.

Время действия можно определить довольно точно. Герой говорит, что ему было «лет двадцать пять», что рассказывает он о событиях, произошедших «Лет двадцать тому назад». Повесть написана в 1857 году, Тургенев пишет преимущественно о современности. Значит, действие повести относится примерно к 1837 году. Речь идёт о лермонтовском поколении, эпохе безвременья, эпохе длительной реакции после общественного подъёма Отечественной войны 1812, времени разочарования, безверия, ощущения бесцельности жизни.

— Как вы понимаете слова «я жил без оглядки…»?

Герой «здоров, молод, весел», богат, беззаботен – кажется, что ещё надо для счастья? Он и сам говорит: «процветал»: «Мне тогда и в голову не приходило, что человек не растение и процветать ему долго нельзя». Это суждение уже не живущего «без оглядки», а помудревшего человека.

— Какова была цель путешествия молодого человека?

Герой «путешествовал без всякой цели, без плана», ему захотелось «просто… посмотреть на мир Божий», его «занимали исключительно одни люди», «живые человеческие лица», он любил «толпу»: «мне было весело идти, куда шли другие, кричать, когда другие кричали…» Повествователь говорит о бесцельном любопытстве молодости без осуждения, но с долей иронии, сожаления.

— Что привело героя в маленький городок З.?

Герой был влюблён, как это свойственно молодости. Он искал уединения, чтобы залечить «сердечные раны».

— Можем ли мы судить о том, была ли это настоящая любовь, настоящие страдания?

Рассказчик выбирает намеренно напыщенные, стандартные выражения для описания своих чувств: «был поражён в сердце», «жестоко уязвила», «коварная вдова», «рана сердца». Это говорит о поверхностности, неискренности чувств. Желание любви было больше самой любви. О переживаниях, тоже несколько искусственных, пишется с иронией: «я почёл долгом предаться на некоторое время печали и одиночеству».

— Дайте комментарий к пейзажным зарисовкам 1-й главы.

Вечерний пейзаж показывает искренние чувства, жизнь души героя. Он написан взволнованно, искренне. Романтические приметы и слова: луна, готическая колокольня, виноградные лозы – таинственно сочетаются с реалистическими деталями и замечаниями: свисток ночного сторожа, добродушная собака, «немец бережлив!». Пейзажная зарисовка пронизана «тихо душу волнующим светом». Важную роль играет цвет: «Петух на высокой готической колокольне блестел бледным золотом, таким же золотом переливались струйки по чёрному глянцу речки». О контрасте бледного золота и чёрного глянца напоминает нам описание глаз Аси. Звукопись довершает картину таинственности, умиротворения и в то же время взволнованности. Аллитерации на «л» создают впечатление мягкости, ласки: «А воздух так и ластился к лицу. И липы пахли так сладко…»

Описание пейзажа подводит к слову, которое возникает само собой, значение которого герой ещё не понимает, но которое является ключевым: «Гретхен». Это символ любви, верности, молодости, красоты. Душа героя жива, жаждет счастья, предчувствует его. Но это пока «не то восклицание, не то вопрос».

За первой пейзажной зарисовкой сразу следует вторая. Здесь важен образ мадонны, намёк на образ Аси: «Маленькая статуя мадонны с почти детским лицом и красным сердцем на груди, пронзённым мечами, печально выглядывала… из ветвей».

Гретхен, мадонна – знаки настоящей любви, противовес надуманным любовным страданиям героя по «коварной вдове».

В описании пейзажа применён приём психологического параллелизма: состояние природы соответствует состоянию души героя.

— Каково значение звуков музыки?

Музыка нарушает умиротворение. Характер звуков подсказывает лексика: «контрабас гудел отрывисто, скрипка неясно заливалась, флейта свистала бойко».

Таблица лиц

Рассказы могут быть трех типов:

  1. От первого лица.
  2. От второго лица.
  3. От третьего лица.

В каждом меняется только стиль повествования. Для определения лица, в котором написано произведение, стоит выделить наиболее часто встречающиеся личные местоимения: я, мы, ты, они и прочие.

от первого лица это как

Затем можно воспользоваться таблицей лиц:

Единственное число Множественное число
Первое лицо я мы
Второе лицо ты вы
Третье лицо он, она, оно они

Определив наиболее часто встречающиеся личные местоимения, необходимо выделить главного героя повествования. Это определенный персонаж? Это вы? Это сам автор?

  1. Если сам автор и является рассказчиком, то повествование ведется от первого лица. Это как будто автор сидит рядом с вами и рассказывает все в приватной беседе: я пошел, я сделала, я смогла и все в этом духе.
  2. Рассказы от второго лица не обрели популярность, хотя и весьма интересны. В этом случае автор обращается к аудитории и представляет все так, будто это читатель совершает действия: вы сделали, ты идешь, ты смотришь, ты видишь.
  3. Рассказ от третьего лица наиболее популярен и встречается чаще всего: она смогла, он рассказал, они ушли.

Типы рассказов

Литература может быть художественной и не художественной. В основном рассказы от первого лица характерны для художественной литературы, где повествование идет от имени героя.

от первого лица понятие

Нон-фикш от первого лица также встречается, хоть и намного реже. Чаще всего написание от первого лица в этом случае ведется во множественном числе: не «я», а «мы». Примером такого рассказа может быть лабораторный журнал, в котором встречаются отрывки типа «…мы провели эксперимент…», «…я сделал замеры…» и тому подобные.

Не стоит путать их с отрывками вроде «…наша группа сделала открытие…», поскольку в этом случае рассказ будет вестись от третьего лица. «Наша группа» может быть заменена на «группа», а затем на «она». «Наша» не должна вас путать. В рассказах от первого лица значение имеют только личные местоимения без предлогов.

  • От чего лица ведется повествование в рассказе в прекрасном и яростном мире
  • От чего имени ведется рассказ в этом стихотворении какой вы представляете себе его героиню
  • От чего зависит характер человека на примере митрофана сочинение
  • От чего зависит уровень преступности итоговое сочинение
  • От чего зависит уровень преступности аргументы к сочинению