-
- 0
-
-
- 0
-
1- От чьего лица ведётся повествование?
-от лица Мальцева
-от лица помощника Мальцева
-от лица Федора Драбонова
Ответ: от лица помощника Мальцева.
2-Кем по профессии является Мальцев?
-инженером
-истопником
-паровозным машинистом
Ответ: паровозным машинистом.
3-Что происходит во время рейса?
-буря
-поломка машины
-столкновение с другим поездом
Ответ: буря
4-Что происходит с Мальцевым во время бури?
-у него случается сердечный приступ
-его ослепляет вспышка молнии
-он засыпает
Ответ: Его ослепляет вспышка молнии.
5-С каким опозданием Мальцев и Константин берут машину в последний рейс Мальцева?
-4 часа
-2 часа
-час
Ответ: 4 часа
6-В какой день приходит время последней поездки Мальцева?
-5 июля
-5 мая
-6 июля
Ответ: 5 июля
7-В чем Константин видит причину равнодушия Мальцева к коллегам?
-в чувстве превосходства Мальцева над с воими коллегами
-в его скромном и замкнутом характере
-в его нежелании отвлекаться на нерабочие отношения
Ответ: в чувстве превосходства Мальцева над своими коллегами
8-За что Мальцева садят в тюрьму?
-за то что чуть не стал причиной крушения поезда
-за то что он вел состав слепым
-за кражу
Ответ: за то что он чуть не стал причиной крушения поезда
9-Почему Мальцева выпускают из тюрьмы?
-Мальцеву удается доказать свою невинность
-Константин доказывает его невинность
-Константин постоянно пишет жалобы
Ответ: Константин доказывает его невинность
10-Когда к мальцеву возвращается зрения
— во время поездки с Константином
-на след. день
-оно так и не вернулось
Ответ во время поездки с Константином
-
Комментариев (0)
Ваш ответ
Вопросы к рассказу А. П. Платонова «В
прекрасном и яростном мире»
№ 1. Назовите героев рассказа А. Платонова «В
прекрасном и яростном мире».
В рассказе А. Платонова «В прекрасном и яростном мире»
действуют следующие герои:
— Мальцев Александр Васильевич – лучший
паровозный машинист в Толубеевском депо;
— Драбанов Федор Петрович — помощник
Мальцева, пожилой человек из деповских слесарей (вскоре выдержал экзамен на
машиниста и перешел работать на другую машину);
— Костя, новый помощник Мальцева.
№ 2. От чьего лица ведется повествование?
— Повествование в рассказе ведется от лица Кости,
помощника Мальцева.
№ 3. Охарактеризуйте степень профессионального мастерства
Мальцева.
— Мальцеву было тридцать лет, но он уже имел
квалификацию машиниста первого класса и давно водил скорые поезда. Именно ему
доверили управление первым мощным пассажирским паровозом серии «ИС» («Иосиф
Сталин»).
№ 4. Опишите отношения Мальцева со своими
подчиненными.
— Мальцев принял назначение рассказчика в его бригаду спокойно
и равнодушно.
— Мальцев не доверял своему помощнику и после
него перепроверял работу.
— Стр. 125: «…механик по-прежнему
относился ко мне, равно как и к смазчику-кочегару, отчужденно…».
— Стр. 125: «Он чувствовал свое превосходство
перед нами, потому что понимал машину точнее, чем мы, и он не верил, что я или
кто другой может научиться тайне его таланта, тайне видеть одновременно и попутного
воробья, и сигнал впереди, ощущая в тот же момент путь, вес состава и усилие
машины».
— Мальцев думал, что лучше, чем он, никто не может
водить паровоз.
— «Он скучал от своего таланта, как от одиночества».
— Стр. 135: «Я не был другом
Мальцева, и он ко мне всегда относился без внимания и заботы».
№ 5. Как Мальцев управлял паровозом?
Стр. 124: «Он вел состав с
отважной уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного
артиста… Его глаза глядели вперед, точно пустые, но он видел ими всю дорогу
впереди и всю природу, несущуюся навстречу. Даже воробей привлекал внимание
мастера».
№ 6. Сколько времени рассказчик работал помощником у
Мальцева?
— Рассказчик работал помощником у Мальцева около года
– до того момента, пока с Мальцевым не случилось несчастье 5 июля.
№ 7. Какое несчастье случилось с Мальцевым?
— 5 июля – последний день, когда Мальцев работал
машинистом курьерского поезда. Во время движения поезда очень близко прошла
молния, и Мальцев ослеп на некоторое время. Из-за этого пассажирский поезд едва
не врезался в товарный состав, который стоял впереди.
№ 8. Как следователь отнесся к несчастью Мальцева?
— Следователь не поверил тому, что Мальцев ослеп во
время движения поезда от близкого удара молнии. Его отдали под суд и посадили в
тюрьму.
№ 9. Почему Мальцев, будучи слепым, всё-таки мог
управлять поездом?
— Стр. 132: Мальцев привык видеть свет,
он думал, что видит его, а на самом деле видел его только в своем уме,
воображении. В действительности же он был слепой, но не понимал этого.
№ 10. Кто и как решил помочь Мальцеву выйти из
тюремного заключения?
— У Константина, рассказчика, брат учился в
университете, где в физической лаборатории была установка Тесла. Прибор мог
искусственно создавать молнию. Рассказчик попросил следователя провести эксперимент:
если Мальцев ослепнет от молнии, значит, тогда, на паровозе, он действительно
был слепым, и поэтому невиновен.
Опыт подтвердил невиновность Мальцева, но он снова ослеп.
№ 11. Охарактеризуйте художественное время рассказа (в
течение какого периода происходят события?)
— События в рассказе происходят в течение двух лет.
№ 12. Какова судьба Мальцева? Каким он предстает в
финале рассказа?
— Через год после несчастья Мальцев сильно внешне
изменился: похудел, хотя жил в достатке, получал хорошую пенсию, «ему
скучно беседовать о пустяках».
— Рассказчик взял Мальцева с собой на паровоз и
разрешил ему управлять машиной под своим присмотром. Мальцев снова прозрел.
№ 13. Какая черта личности рассказчика является, по-вашему, главной?
— Главной чертой личности рассказчика, Константина, является
сострадание, умение прочувствовать чужую боль.
№ 14. Хотели бы вы работать с человеком, похожим на Мальцева? Обоснуйте
ваше мнение.
— С человеком, похожим на Мальцева, работать, с одной стороны, почетно,
потому что он мастер своего дела и у него можно поучиться качественной работе;
с другой стороны, Мальцев не доверял своим подчиненным, переделывал после них
работу, даже если она была выполнена хорошо, а это неприятно и может вызвать
обиду.
№ 15. Как вы понимаете заголовок рассказа? Почему мир назван
одновременно и «прекрасным», и «яростным»?
— Мир прекрасен потому, что в нем есть радость
творчества (работы), человеческое понимание, сочувствие. Яростен потому, что мир
может быть враждебен человеку, может сокрушить его силы.
№ 16. Составьте краткий план рассказа.
1). Первоклассный машинист Мальцев.
2). Несчастье с Мальцевым во время пути.
3). Мальцева отдали под суд.
4). Эксперимент над героем.
5). Мальцев снова увидел свет.
№ 17. Выпишите из текста слова-профессионализмы,
характеризующие работу железной дороги и поезда.
— Депо, паровоз серии «ИС», машинист, скоростной
поезд, слесарь, механик, машина, бригада, узлы машины, балластный откос,
промежуточная станция, котел, смазчик-кочегар, пресс-маслёнки, затяжка болтов,
дышловые узлы, буксы на ведущих осях, рабочая трущаяся часть, крейцкопф, сигнал,
курьерский поезд, состав, диспетчер, порожняк, давление пара, пол-атмосферы,
скорость, горизонтали, малые уклоны, шуровка, стокерная машина, реверс,
отсечка, турбодинамо, лобовой прожектор, инжектор, дышловой механизм, расчетный
оборот, напряжение, паропровод, циферблат, прибор, петарда, бандаж, тендер,
тахометр, экстренное торможение, реверс, толкач товарного состава, светофор,
путевой обходчик, станционная платформа, запах гари и смазочного масла,
тормозной автомат, рейс, перегон, регулятор, рукоятка.
№ 18. Подумайте, случайно ли из троих героев рассказа,
переживших ужасную грозу, ослеп именно Мальцев?
— Мальцев – герой, выделяющийся из толпы, мастер
своего дела, который не боится никаких препятствий на жизненном пути. Молнией
он снова как бы отличен от остальных.
№ 19. Как вы понимаете эпиграф к рассказу: «К людям
надо относиться по-отечески»?
— В конце рассказа Костя, пораженный внезапным
прозрением Мальцева, пошел к нему на квартиру и просидел с ним всю ночь: «Я
боялся оставить его одного, как родного сына, без защиты против действия внезапных
и враждебных сил нашего прекрасного и яростного мира». К людям надо относиться
по-отечески, ведь каждую минуту в душе каждого из нас происходит битва, о
котором знаем только мы, и никто больше. Вот почему к людям нужно проявлять милосердие.
Вопросы
к рассказу А. П. Платонова «В прекрасном и яростном мире»
1. Назовите героев рассказа
А. Платонова «В прекрасном и яростном мире». 2. От чьего лица ведется
повествование? 3. Охарактеризуйте степень профессионального мастерства
Мальцева. 4. Опишите отношения Мальцева со своими подчиненными. 5.
Как Мальцев управлял паровозом? 6. Сколько времени рассказчик работал
помощником у Мальцева? 7. Какое несчастье случилось с Мальцевым? 8.
Как следователь отнесся к несчастью Мальцева? 9. Почему Мальцев, будучи
слепым, всё-таки мог управлять поездом? 10. Кто и как решил помочь
Мальцеву выйти из тюремного заключения? 11. Охарактеризуйте
художественное время рассказа (в течение какого периода происходят события?)
12. Какова судьба Мальцева? Каким он предстает в финале рассказа? 13.
Какая черта личности рассказчика является, по-вашему, главной? 14.
Хотели бы вы работать с человеком, похожим на Мальцева? Обоснуйте ваше мнение.
15. Как вы понимаете заголовок рассказа? Почему мир назван одновременно и
«прекрасным», и «яростным»? 16. Составьте краткий план рассказа. 17.
Выпишите из текста слова-профессионализмы, характеризующие работу железной
дороги и поезда. 18. Подумайте, случайно ли из троих героев рассказа,
переживших ужасную грозу, ослеп именно Мальцев? 19. Как вы понимаете
эпиграф к рассказу: «К людям надо относиться по-отечески»?
——————————————————————————————————————————————————————————————————————
Вопросы
к рассказу А. П. Платонова «В прекрасном и яростном мире»
1. Назовите героев рассказа
А. Платонова «В прекрасном и яростном мире». 2. От чьего лица ведется
повествование? 3. Охарактеризуйте степень профессионального мастерства
Мальцева. 4. Опишите отношения Мальцева со своими подчиненными. 5.
Как Мальцев управлял паровозом? 6. Сколько времени рассказчик работал
помощником у Мальцева? 7. Какое несчастье случилось с Мальцевым? 8.
Как следователь отнесся к несчастью Мальцева? 9. Почему Мальцев, будучи
слепым, всё-таки мог управлять поездом? 10. Кто и как решил помочь
Мальцеву выйти из тюремного заключения? 11. Охарактеризуйте
художественное время рассказа (в течение какого периода происходят события?)
12. Какова судьба Мальцева? Каким он предстает в финале рассказа? 13.
Какая черта личности рассказчика является, по-вашему, главной? 14.
Хотели бы вы работать с человеком, похожим на Мальцева? Обоснуйте ваше мнение.
15. Как вы понимаете заголовок рассказа? Почему мир назван одновременно и
«прекрасным», и «яростным»? 16. Составьте краткий план рассказа. 17.
Выпишите из текста слова-профессионализмы, характеризующие работу железной
дороги и поезда. 18. Подумайте, случайно ли из троих героев рассказа,
переживших ужасную грозу, ослеп именно Мальцев? 19. Как вы понимаете
эпиграф к рассказу: «К людям надо относиться по-отечески»?
——————————————————————————————————————————————————————————————————————
Вопросы
к рассказу А. П. Платонова «В прекрасном и яростном мире»
1. Назовите героев рассказа
А. Платонова «В прекрасном и яростном мире». 2. От чьего лица ведется
повествование? 3. Охарактеризуйте степень профессионального мастерства
Мальцева. 4. Опишите отношения Мальцева со своими подчиненными. 5.
Как Мальцев управлял паровозом? 6. Сколько времени рассказчик работал
помощником у Мальцева? 7. Какое несчастье случилось с Мальцевым? 8.
Как следователь отнесся к несчастью Мальцева? 9. Почему Мальцев, будучи
слепым, всё-таки мог управлять поездом? 10. Кто и как решил помочь
Мальцеву выйти из тюремного заключения? 11. Охарактеризуйте
художественное время рассказа (в течение какого периода происходят события?)
12. Какова судьба Мальцева? Каким он предстает в финале рассказа? 13.
Какая черта личности рассказчика является, по-вашему, главной? 14.
Хотели бы вы работать с человеком, похожим на Мальцева? Обоснуйте ваше мнение.
15. Как вы понимаете заголовок рассказа? Почему мир назван одновременно и
«прекрасным», и «яростным»? 16. Составьте краткий план рассказа. 17.
Выпишите из текста слова-профессионализмы, характеризующие работу железной
дороги и поезда. 18. Подумайте, случайно ли из троих героев рассказа,
переживших ужасную грозу, ослеп именно Мальцев? 19. Как вы понимаете
эпиграф к рассказу: «К людям надо относиться по-отечески»?
——————————————————————————————————————————————————————————————————————
Вопросы
к рассказу А. П. Платонова «В прекрасном и яростном мире»
1. Назовите героев рассказа
А. Платонова «В прекрасном и яростном мире». 2. От чьего лица ведется
повествование? 3. Охарактеризуйте степень профессионального мастерства
Мальцева. 4. Опишите отношения Мальцева со своими подчиненными. 5.
Как Мальцев управлял паровозом? 6. Сколько времени рассказчик работал
помощником у Мальцева? 7. Какое несчастье случилось с Мальцевым? 8.
Как следователь отнесся к несчастью Мальцева? 9. Почему Мальцев, будучи
слепым, всё-таки мог управлять поездом? 10. Кто и как решил помочь
Мальцеву выйти из тюремного заключения? 11. Охарактеризуйте
художественное время рассказа (в течение какого периода происходят события?)
12. Какова судьба Мальцева? Каким он предстает в финале рассказа? 13.
Какая черта личности рассказчика является, по-вашему, главной? 14.
Хотели бы вы работать с человеком, похожим на Мальцева? Обоснуйте ваше мнение.
15. Как вы понимаете заголовок рассказа? Почему мир назван одновременно и
«прекрасным», и «яростным»? 16. Составьте краткий план рассказа. 17.
Выпишите из текста слова-профессионализмы, характеризующие работу железной
дороги и поезда. 18. Подумайте, случайно ли из троих героев рассказа,
переживших ужасную грозу, ослеп именно Мальцев? 19. Как вы понимаете
эпиграф к рассказу: «К людям надо относиться по-отечески»?
——————————————————————————————————————————————————————————————————————
метки: Прекрасный, Яростный, Произведение, Рассказ, Мальцев, Рассказчик, Вновь, Повествование
1. История создания произведения.
Рассказ «В прекрасном и яростном мире» создавался в предвоенные годы, когда требовался ответ на вопрос: готов ли русский народ отобразить атаку врага? В своем произведении А.П. Платонов смог отразить свой опыт работы машинистом 1915-1917 гг.
Работа над рассказом завершилась в 1938 году. Первоначальное название произведения было связано с именем главного героя и его профессией – «Машинист Мальцев». Именно с таким заглавием рассказ был напечатан в 1941 году в журнале «30 дней».
Под названием «Воображаемый свет» рассказ А.П. Платонова был также опубликован журналом «Дружные ребята» в том же 1941 году. Затем автор решает сменить название на «В прекрасном и яростном мире».
2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).
По жанровой принадлежности произведение А.П. Платонова относится к рассказу, который имеет черты философского романа.
Известно, что в каких-то изданиях данный рассказ был напечатан с подзаголовком, раскрывающим суть сюжета – «Фантастический рассказ». Однако в авторском понимании фантастические элементы не являлись главными в произведении, особое внимание писатель уделяет реалистическим компонентам.
3. Название произведения и его смысл.
Название рассказа, которое не раз в творческой истории изменялось, основано на финальных словах рассказчика, который хочет уберечь главного героя от враждебных сил «прекрасного и яростного мира».
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
Рассказ А.П. Платонова написан от первого лица, в повествовании присутствует образ рассказчика, который лично знаком с главным героем.
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
Рассказ «В прекрасном и яростном мире» повествует не столько об испытаниях, которые пришлось пройти Мальцеву, сколько о том, как он эти испытания преодолевал.
А.П. Платонов в своем произведении поднимает проблему одиночества. Главный герой – человек талантливый, востребованный специалист. Однако он очень одинок. Автор показывает, что талантливому человеку приходится жить в полном одиночестве. Часто мастерство приводит к человеческому пороку – гордыне, за которую приходится расплачиваться. Так поднимается проблема наказания и награды, проблема вины и проблема ответственности.
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
В основе сюжета рассказа «В прекрасном и яростном мире» лежит судьба машиниста Мальцева, в которого ударила молния во время грозы, в результате чего он потерял зрение, что чуть не стало причиной крушения поезда, на котором герой работал. Мальцев, зрение которого загадочно возвращается, был осужден, но позже в ходе эксперимента, в котором машинист вновь теряет зрение, была доказана невиновность главного героя, после чего к Мальцеву вновь возвращается зрение.
10 стр., 4532 слов
Прекрасный и яростный мир героев платонова. Смысл названия рассказа …
Рассказ А. Платонова. «В прекрасном и яростном мире» В своей учительской практике я обращаюсь к рассказу «В прекрасном и яростном мире» примерно с конца 80-х годов; как показывает опыт, произведение это вполне доступно пониманию шестиклассников. На его изучение, по моему …
7. Система образов произведения.
Главные герои рассказа А.П. Платонова – машинист Мальцев и рассказчик по имени Костя. Первоначально эти два персонажа не близки друг другу, однако в ходе повествования они сближаются и становятся настоящими друзьями.
Мальцев – профессиональный машинист. Его образ описывается двояко: с одной стороны, он мастер своего дела, с другой стороны, он абсолютно равнодушен к людям, ему нет дела до своих сослуживцев, потому что Мальцев считал себя выше всех остальных.
Именно эта гордыня и чувство превосходства становятся причиной жизненных испытаний Мальцева. Только после того как главный герой смирился со своим новым положением после выхода из тюрьмы, он стал возрождаться. В этом ему помог рассказчик.
Рассказчик очень любит свою работу, он старателен и внимателен ко всем деталям. Но внимателен он не только к своей деятельности, но и к людям. Он справедлив, поэтому старается помочь Мальцеву избежать тюремного наказания. После для рассказчика становится важным оберегать главного героя, быть ему настоящим другом.
Делая центральным персонажем не только Мальцева, но и рассказчика, А.П. Платонов рисует не одну судьбу, а несколько, которые тесно переплетены друг с другом.
8. Композиция произведения.
Рассказ «В прекрасном и яростном мире» состоит из пяти частей, каждая из которых рисует определенный эпизод судьбы Мальцева. Первая глава повествует о том, как рассказчик становится помощником главного героя. Вторая рассказывает о поездке, в которой Мальцев лишился зрения. Третья глава повествует о том, как Мальцева осуждают и он оказывается в тюрьме. Четвертая глава рассказывает об установлении невиновности главного героя. В пятой части говорится о том, что рассказчик помогает Мальцеву, который вскоре вновь обретает зрение. Всего повествование зацепляет два года жизни Мальцева и рассказчика.
9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
А.П. Платонов в произведении, посвященном жизни машиниста, использует профессиональную лексику, которая, однако, не мешает пониманию основной идеи.
Особенностью рассказа является также его метафорический характер. Реальность смешивается с фантастическим. Особое внимание автор уделяет детальным описаниям.
10. Отзыв о произведении.
А.П. Платонову в своем рассказе «В прекрасном и яростном мире» удалось показать один из человеческих пороков – гордыню. Сделал писатель это необычно, не разоблачая героя, насмехаясь над ним, а помогая герою обрести себя и понять смысл своего существования.
15 стр., 7315 слов
Дети подземелья короленко: сюжет повести, краткий пересказ содержания по главам
… относились настороженно, но без явного страха. Также в первой главе сочинения «Дети подземелья» (краткое содержание, к сожалению, не может вместить в себя всех фактов) … разворачивается дальнейшее повествование. Вторая глава произведения «Дети подземелья» (краткое содержание, надеемся, это демонстрирует) посвящена фактически психологическому портрету главного героя. Глава 3. Вася, Валек, Маруся …
Понравилось сочинение? А вот еще:
Тест онлайн
Нашли ошибку? Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter
Выбрав правильный на ваш взгляд вариант ответа, жмите на кнопку «Проверить». Если хотите сразу увидеть правильные ответы, ищите под вопросами ссылку «Посмотреть правильные ответы»
1.
От чьего лица ведётся повествование рассказа?
От лица Александра Мальцева
От лица помощника машиниста
От лица кочегара
2.
Кем по профессии является Александр Мальцев?
Инженером
Паровозным машинистом
Кочегаром
3.
Сколько лет было Мальцеву на момент начала повествования?
Больше пятидесяти
Около сорока
Лет тридцать
4.
В чем рассказчик видит причину равнодушия и значение грусти Мальцева?
В его скромном и замкнутом характере
В его нежелании отвлекаться на нерабочие отношения
В чувстве превосходства Мальцева над своими коллегами
5.
На сколько часов опаздывал в пути состав, который берёт команда Мальцева в роковой для машиниста рейс?
На час
На 2 часа
На 4 часа
6.
Что происходит во время рейса?
Буря
Поломка машины
Столкновение с другим поездом
7.
Почему, видя молнию, рассказчик и кочегар не услышали грома?
Это была не молния
Паровоз успел проехать гром
Он оглох от слишком громкого звука
8.
От чего внезапно слепнет машинист поезда?
От разряда тока
От вспышки молнии
От взрыва петард
9.
Что делает машинист, когда понимает что он ослеп?
Продолжает вести поезд
Передаёт управление помощнику
Останавливает поезд
10.
По какой причине Мальцев оказывается в тюрьме?
То, что с ним произошло едва не стало причиной крушения поезда
Его паровоз на всём ходу врезался в другой поезд
У него украли важнейшие документы
11.
Что предложил рассказчик чтобы оправдать ослепшего машиниста?
Проверить его на детекторе лжи
Провести эксперимент с аппаратом Теслы
Пригласить для консультации именитого врача из Москвы
12.
Возвращается ли к Мальцеву зрение в конце рассказа?
Нет
Да
Нет, но появляется надежда на его возвращение
Проверить
посмотреть правильные ответы
рестарт
Подпишитесь на нас в ВКонтакте, чтобы не пропускать наши новинки.
Закончили отгадывать?
случайная викторина
Случайная викторина
Предложить тему
Создать викторину
Оставьте ваш комментарий
Рассказ «В прекрасном и яростном мире», краткий пересказ которого представлен в статье, — пронзительное, печальное и трогательное произведение советского прозаика Андрея Платонова. Впервые оно было опубликовано в 1937 году.
Об авторе
Прежде чем приступить к краткому пересказу рассказа «В прекрасном и яростном мире», стоит несколько слов посвятить его создателю. Андрей Платонов родился в 1989 году. Отец его был машинистом. Многие герои произведений писателя — труженики железной дороги. Машинистом работает и персонаж произведения «В прекрасном и яростном мире».
Краткий пересказ книги Платонова не дает представления о необыкновенном таланте этого прозаика. Его дар заключался не столько в способности подобрать нужное слово, сколько в умении показать страдания человека на примере каких-то бытовых, казалось бы, незначительных ситуаций. Быть может, все дело в том, что о страданиях он знал не понаслышке.
Во время Гражданской войны начинающий писатель работал фронтовым корреспондентом. В 1922 году опубликовал первую книгу. Спустя 10 лет Платонов написал рассказ «Впрок», вызвавший гнев Сталина. Начались репрессии. В 1938 году арестовали сына писателя, спустя два года освободили, но прожил он, больной туберкулезом, всего несколько месяцев.
Андрей Платонов прошел и ВОВ. В звании капитана он опять же работал корреспондентом, но рисковал жизнью на передовой наряду с обычными солдатами. После окончания войны опубликовал «Возвращение домой», после чего подвергся новым, более ожесточенным нападкам. До конца своих дней талантливый прозаик был лишен права зарабатывать писательством.
«В прекрасном и яростном мире»: пересказ
Платонов создавал произведения, аналогов которым в литературе, по мнению критиков, нет. Все дело в уникальном самобытном стиле. Оценить его невозможно, прочитав пересказ. «В прекрасном и яростном мире» — это все же произведение, в основе которого — удивительная история. Автор поведал о событиях, которые едва ли могут произойти в реальной жизни. А потому даже поверхностное знакомство с сюжетом будет небезынтересным.
Ниже приведен план краткого пересказа. «В прекрасном и яростном мире» проще изложить по следующей схеме:
- Мальцев.
- Константин.
- Внезапная вспышка.
- Арест.
- Установка Тесла.
- Эксперимент.
- Жизнь во тьме.
Александр Мальцев
О чем рассказ «В прекрасном и яростном мире»? Краткое содержание необходимо начать с характеристики главного героя.
Александр Васильевич Мальцев работает в Толубеевском депо. И здесь он лучший машинист. Ему около тридцати. Водит состав он с высоким мастерством, с какой-то отстраненностью. И в эти моменты кажется, что он не видит больше ничего вокруг.
Александр Васильевич малословен. Он лишь в крайних случаях обращается к своему помощнику – Константину, от лица которого и ведется повествование в рассказе «В прекрасном и яростном мире».
Краткая характеристика Мальцева дана в начале произведения. Трудолюбие, страстная любовь к своей работе, даже некоторое чувство превосходства перед коллегами – вот особенности и качества главного героя. «В прекрасном и яростном мире» — произведение автора, из-под пера которого нередко рождались подобные образы. Человек, живущий работой, не способный существовать без нее, – типичный герой Платонова.
Константин
Повествование ведется от молодого человека, восхищающегося талантом машиниста. Сколько бы он ни пытался понять, в чем секрет необыкновенного дара Мальцева, ему это не удавалось. Константин проработал помощником у него около полугода. А затем произошло событие, которое можно назвать кульминационным в произведении «В прекрасном и яростном мире». Краткий пересказ истории, свидетелем и участником которой стал помощник Мальцева, представлен ниже.
Внезапная вспышка
Произошло это в пути. Все шло, как обычно. Ничего не предвещало беды. Но вдруг прогремел гром и блеснула яркая молния. Яркая настолько, что Константин немного испугался, а затем поинтересовался у кочегара о том, что же это было.
Это был резкий синий свет, вспыхнувший на мгновение. Неудивительно, что Константин не распознал вполне обычное природное явление. Мальцев при этом вел состав спокойно, невозмутимо. Когда же он услышал от кочегара слово «молния», сказал, что ничего не видел. Но как можно было не заметить пронзительную, мгновенную вспышку?
Спустя некоторое время Константин стал замечать, что машинист хуже ведет машину. Но это можно было объяснить усталостью. Когда же они прошли желтый, а затем и красный светофор, помощник Мальцев испугался, заподозрил неладное. А потом машинист остановил состав и произнес: «Костя, дальше ты поведешь. Я ослеп».
Арест
Зрение к Мальцеву вернулось на следующий день. Но в ту злополучную ночь он совершил несколько серьезных нарушений. Машиниста отдали под суд, и никто не верил Константину, когда тот рассказывал о временной слепоте. Но даже если б следователь поверил, машиниста бы не освободили. Ведь он, потеряв зрение, продолжал вести поезд, тем самым рискуя жизнями пассажиров.
Мальцев же признался Константину, что, даже когда ослеп, видел и линию, и сигналы, и пшеницу в степи. Но видел он это в своем воображении. Он не сразу поверил в свою слепоту. Поверил только тогда, когда услышал петарды.
Установка Тесла
Мальцева посадили в тюрьму. Константин продолжал работать, но уже помощником другого машиниста. Он скучал по Мальцеву. А однажды услышал об установке Тесла, использование которой, как он наделся, может доказать невиновность машиниста.
С помощью этой установки можно было проверить подверженность человека действию электрических разрядов. Константин написал письмо следователю, который вел дело Мальцева, с просьбой провести испытания. Кроме того, он указал, где находится установка и как следует производить опыт. Несколько недель помощник машиниста ожидал ответа.
Экспертиза
Не зря Константин написал письмо следователю. Спустя какое-то время тот вызвал его к себе. Экспертиза с применением установки Тесла была проведена. Мальцев снова утратил способность видеть. Его невиновность была доказана. Он вышел на свободу. Однако следователь еще долго чувствовал вину за то, что послушался совета Константина. Ведь машинист на этот раз ослеп навсегда.
Жизнь во тьме
Надежды на выздоровление не было. Мальцев в действительности был легко подвержен действию электрических разрядов. И если в первый раз, когда он вел состав, зрение вернулось, то в ходе эксперимента пострадали глаза, ранее уже подвергшиеся травме. Мальцеву суждено было всю жизнь провести во тьме. Не видеть ни линии, ни светофоров, ни полей. Не видеть всего того, без чего он ранее не представлял своего существования.
Такова печальная история героя рассказа «В прекрасном и яростном мире». Краткое содержание изложено. Но Платонов не поставил на этом точку.
Константин сдал экзамены, стал машинистом. Теперь он самостоятельно водил поезд. Мальцев же каждый день приходил на платформу, садился на крашеную скамейку и смотрел невидящим взором в сторону отправляющегося состава. Его лицо было чутким, страстным. Он жадно вдыхал запах смазочного масла и гари. Помочь ему Константин ничем не мог. Он уезжал. Мальцев оставался.
Но однажды Константин взял Мальцева с собой. Он посадил Александра Васильевича на свое место, положил его руку на реверс. На спокойных участках Константин садился на место помощника и наблюдал над тем, как бывший машинист ведет состав, забыв свое горе. А на подходе к Толубееву к Мальцеву снова вернулось зрение. Он увидел желтый светофор, приказал Константину перекрыть пар, а затем повернулся к нему лицом, посмотрел зрячим взором и заплакал.
После работы они пошли к Мальцеву домой и проговорили до утра. Константин боялся оставить Александра Васильевича наедине с враждебной силой этого прекрасного, но яростного мира.
Пересказ художественного произведения позволяет сэкономить время. Для того чтобы узнать содержание повести или рассказа, достаточно потратить всего лишь 2-3 минуты. Но все же читать книги таких мастеров слова, как Андрей Платонов, следует в оригинале.
Из-за советской цензуры А. П. Платонова как писателя узнали гораздо лучше уже после его смерти. Самобытность, своеобразие сочинений нашли отклик у многих читателей, поэтому творчество автора остается актуальным и на сегодняшний день. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом рассказа “В прекрасном и яростном мире” по плану.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Жанр, направление
- 3 Смысл названия
- 4 Суть: о чем?
- 5 Главные герои и их характеристика
- 6 Темы
- 7 Проблемы
- 8 Основная идея
- 9 Художественные особенности
- 10 Критика
История создания
В основу произведения лег личный опыт писателя. Он сам был помощником машиниста с 1915 по 1917 год, поэтому смог добиться точности в изображении деталей. История написания рассказа «В прекрасном и яростном мире» началась еще тогда. Чтобы понять произведение лучше, нужно знать больше о биографии Платонова.
Работа над рассказом велась в предвоенные годы — непростой период для Платонова и других деятелей. Это было время политических репрессий, гонений и страха. Многие революционные деятели, которые заслужили устойчивый авторитет во власти, стали жертвами ничем не мотивированных преследований. Вот и Платонов столкнулся с той же непостижимой проблемой. Он происходил из семьи рабочих и партийных людей. Его отец был убежденным социалистом. Сам Платонов был старшим из 12 детей и с малолетства работал, причем не в кабинете сидел, а трудился на производстве и на железной дороге. После революции 1917 года он присоединился к большевикам, поверил щедрым посулам и красивым лозунгам. Платонов даже добровольно отправился на Гражданскую войну в роли корреспондента и освещал успехи рабочего движения и красной армии. Ему и повоевать пришлось — была стычка с казаками, когда он стал работать по специальности на фронте — железнодорожником. Затем Платонов вступил в большевистскую партию и начал самозабвенно трудиться: строить электро и гидростанции, делать инфраструктуру для отставшей в техническом отношении деревни. Но из-за разногласий с ячейкой он был исключен из партии. Его окружали все те же кумовство и блат, безделье и демагогия, которых он насмотрелся при царской власти. Все попытки протестовать и убеждать были тщетными: молодой и горячий Платонов хотел заниматься реальным делом, а не ходить на собрания и митинги, где лишь «плохо комментируются статьи „Правды“». За это его невзлюбили. В партии его так и не восстановили, несмотря на неоднократные заявления.
Разочарование в попранных идеалах не могло не отразиться в книгах. Писатель создал повесть «Впрок», где высмеял репрессивные методы достижения целей пятилеток и колхозное движение. Это заметили читатели и партийные деятели. Сам Сталин требовал наказать «агента наших врагов». В 30-е годы Платонова перестали печатать и издавать. Бойкот означал для него безденежье. Фактически ему перекрыли кислород и ждали, чтобы он сдался — оставил литературу. Платонов работал и ожидал расплаты за это. Но не такой. Автора впереди ждало потрясение — арест сына. Юного Платона приговорили к 10 годам заключения по ложному доносу. Это было в 1938 году. И рассказ, о котором мы ведем речь, был в 1938 году и носил название “Машинист Мальцев”. Безысходная печаль, непонимание, бессилие — вот основные мотивы, произведения, которое было откликом души на происходящее в мире.
Сын Платонова вернулся домой раньше срока, но неизлечимо больным туберкулезом. Заразив и отца, он умер в 1943 году. Как и А.А. Ахматова, как и многие другие люди, Платонов расплатился за инакомыслие тем, что было для него наиболее дорого.
Однако война стерла многие противоречия и вновь сблизила Платонова с властью. Ему доверили работу военного корреспондента. Он много писал о войне и не раз рисковал жизнью на передовой. Возможно, поэтому его рассказ в 1941 был опубликован в журнале “30 дней”. Вскоре появился другой заголовок “Воображаемый свет”, под которым работу напечатали в том же году в журнале “Дружные ребята”. Вариант “В прекрасном и яростном мире”, под которым произведение знают сейчас, был самым последним.
После войны туберкулез Платонова обострился. Условия передовой подорвали здоровье. Он лечился, боролся, не прекращал трудиться. Однако новые его работы (например, «Возвращение») вновь породили волну критики и осуждения. Писатель скончался в 1951 году. И многие его произведения не публиковались вплоть до 1989 года.
Жанр, направление
Благодаря небольшому объему и одной сюжетной линии, которая развивается короткий период времени, можно отнести произведение «В прекрасном и яростном мире» к жанру рассказа.
По направлению же ближе реализм. Герои — обычные рабочие люди, которые находятся в типичных обстоятельствах. Для понимания персонажей важны портретные детали и психологизм, помогающий узнать мотивы поступков.
Тем не менее, есть и элемент фантастики: реальных случаев, когда у кого-то пропадало зрение, а затем возвращалось из-за эмоционального всплеска, не было. Интересно, что из-за этого в отдельных изданиях иногда добавляли подзаголовок “фантастический рассказ”.
Смысл названия
Название «В прекрасном и яростном мире» менялось трижды, и последнее оказалось наименее привязанным к конкретной личности. Зато новый заголовок отображал то, как автор (и вместе с ним его герои) воспринимает окружающий мир. С одной стороны, действительность, в которой находятся персонажи, кажется им прекрасной — можно вспомнить очарованность Мальцева своей работой. С другой — тут происходят непредвиденные вещи, изменить которые сложно (почти случившаяся авария, арест, отстранение от любимого дела). Все эти случайности могут сильно повлиять на дальнейшую жизнь и даже разрушить ее.
Также эти слова звучат у рассказчика в финале.
“Я боялся оставить его одного, как родного сына, без защиты против действия внезапных и враждебных сил нашего прекрасного и яростного мира”
Мотивы Константина тоже обусловили название рассказа. С одной стороны, герой хочет добиться справедливости и спасти наставника путем эксперимента. С другой стороны, эта попытка не прекрасна, а именно «яростна», ведь человек лишается зрения и смысла жизни ради этой самой справедливости.
Суть: о чем?
Рассказчика по имени Константин определяют в бригаду к лучшему машинисту депо — Александру Васильевичу Мальцеву. Тот, несмотря на молодой возраст (30 лет), не имеет себе равных в этом деле, и начальство даже доверяет ему скоростной поезд. Мальцев относится к помощникам недоверчиво, постоянно проверяя сделанную работу. Повествователю он кажется очень равнодушным человеком.
Через год бригадира отстраняют от службы после того, как тот чуть не попадает в аварию, ненадолго потеряв зрение из-за молнии. Затем он прозревает, и поэтому следователи считают его лжецом. Бывшего машиниста сажают в тюрьму.
Вдруг рассказчик узнает о том, что в одном университете есть устройство Теслы, которое можно воспроизводить молнии самостоятельно. Он предлагает провести эксперимент. Мальцев вновь перестает видеть и его отпускают. Вскоре Константин сам становится во главе поезда и решает дать возможность Александру Васильевичу, для которого жизнь потеряла всякий смысл, прокатиться с ним. В финале он вновь обретает зрение, и герои становятся друзьями. Вот более подробное краткое содержание.
Главные герои и их характеристика
Главные герои рассказа «В прекрасном и яростном мире» объединены в одной таблице:
Константин | рассказчик, помощник Мальцева, который впоследствии становится самостоятельным машинистом. Именно его глазами читатель видит события, так как повествование ведется от первого лица. Он достаточно хорошо разбирается в собственной работе, ибо является помощником требовательного Мальцева. Описывает своего бригадира как человека безразличного, холодного, отчужденного, но преданного делу. Пытается спасти наставника от наказания за чуть не случившуюся аварию. Но несмотря на благую цель, действует довольно спорно: предлагает повторно создать молнию, чтобы проверить возможность появления слепоты у человека. В результате Александр Васильевич теряет зрение во второй раз. Но рассказчик исправляет затем свою ошибку, и товарищи мирятся. В отличие от руководителя, более открыт людям, умеет сочувствовать и старается помогать так, как может. Эмоционален — злится на Мальцева, но при этом сопереживает ему, в конце искренне радуется хорошему исходу. |
Александр Васильевич Мальцев | лучший машинист Толубеевского депо. Умеет находить выход из любой опасной ситуации; на станциях его специально задерживают, чтобы не опережал график — так быстро добирается до места назначения. Ему 30 лет, но начальство уже направляет его на первый мощный пассажирский поезд, так как знает, что никто больше не сможет вести его с таким профессионализмом. Понимает, что замены ему пока нет. Вся его жизнь сосредоточена вокруг работы. В ней он находит вдохновение и удовольствие. Поэтому, когда теряет возможность находиться на месте, практически лишается смысла существования. Более закрытый эмоционально, чем Константин. Выглядит отрешенным от мира, безразличным. |
Темы
Темы, рассматриваемые автором в рассказе «В прекрасном и яростном мире», связаны с личностью, ее местом в мире и отношениями с другими. Это и одиночество, и человеческая гордыня, выраженные в лице Мальцева, и взаимопомощь, и ошибочные поступки, совершаемые людьми под влиянием эмоций.
- Тема таланта. Автор показал человека, для которого работа значила все. Он был одержим ею, поэтому в его исполнении профессия стала мастерством. Однако гений из-за своей полной вовлеченности в процесс начисто лишен эмпатии. Писатель демонстрирует, что тот, кто добивается наивысшего успеха в деле, закладывает все самое дорогое, что есть у других людей, и этот залог не возвращается. Жизнь гения — не сияющая оптимизмом история успеха для мотивации. Это драма, в которой главный герой нам не понравится. Он слишком далек от нас, зато слишком близок к идеалу. Такова цена таланта.
- Тема личности и общества. Автор развенчивает миф о том, что только тот, кто вопит о своем служении людям и об общественном благе, действует на пользу народа. Мальцев хоть и не был борцом за народные права и нужды, но делал гораздо больше тех, кто мнил себя таковыми. Да, он не был «винтиком в системе» и не скромничал, но его вклад в общее дело был огромным и действительно бескорыстным. Мальцев был индивидуалистом, шел против пролетарской морали, но по духу был ближе к рабочему классу и его целям, чем многие демагоги-партийцы.
- Тема дружбы. Закрытому человеку сложно найти подлинную дружбу и научиться проявлять себя. Однако рассказчику удалось доказать Мальцеву искренность своих намерений и ценность своей дружбы. И Мальцев, пережив ряд испытаний и полное опустошение, смог открыться навстречу новым чувствам и проявить благодарность.
- Тема труда. Глядя на увлеченность машиниста, на его высокое предназначение, мы осознаем ценность труда. Все люди связаны друг с другом именно трудом, и чем лучше будет наш профессиональный результат, тем больше будет оснований для уважения и поддержки со стороны других людей. Герои преклоняются перед трудом и возводят его в статус меры, которой следует оценивать человека.
- Тема совести. Следователь, который внял просьбе Константина и организовал эксперимент, чувствовал укор совести, несмотря на то, что винил во всем инициатора дела — помощника машиниста. Этот пример учит нас тому, что даже если мы не являемся инициаторами несправедливости, а лишь ее участниками, это не освобождает нас от моральной ответственности.
Если тематика рассказа «В прекрасном и яростном мире» представлена не полностью, напишите об этом в комментариях, и мы все добавим.
Проблемы
Проблемы, поднимаемые в тексте «В прекрасном и яростном мире», очень жизненные, и столкнуться с ними может любой. Если этот список мал, если его нужно дополнить, напишите в комментариях, и Многомудрый Литрекон это сделает.
- Проблема одиночества. Будучи лучшим машинистом, Александр Васильевич не только смотрит на помощников свысока, но и в целом относится к ним очень холодно. Из-за этой черствости и гордости он обречен на одиночество. И впоследствии вынужден расплачиваться за это: его никто не поддерживает, кроме рассказчика.
- Проблема нравственного выбора. А Константин попадает в ситуацию, где от его решения зависит судьба другого. Думая, что спасает бригадира от срока в тюрьме, он проводит эксперимент с катушкой Теслы, которая может искусственно создавать молнии. В результате эксперимента Мальцев теряет зрение повторно, зато освобождается от наказания. Также его отстраняют от поездов, и он лишается смысла жизни. Так, благие намерения приводят к еще более плохому результату.
- Проблема справедливости. Константин стремится к справедливости и ради нее организовывает жестокий эксперимент, который лишает машиниста зрения. Его намерения правильны, но средства с ними расходятся. Почему так? Дело не в Константине и его ошибке, а в искажении всего мира. Люди охотнее идут на жестокость, чем на разумное умозаключение о том, что преданный делу профессионал не мог спровоцировать аварию по своей воле. Поэтому добиться справедливости подчас можно только с помощью жестокости.
- Проблема конфликта личности и толпы. Люди, у которых нет таланта, не могут понять тех, у кого он есть: «И Мальцеву поэтому было грустно с нами; он скучал от своего таланта, как от одиночества, не зная, как нам высказать его, чтобы мы поняли». Противопоставляя двух героев: открытого людям повествователя и замкнутого надменного Мальцева, писатель показывает трагедию человека, который существует отдельно от общества. Но даже это можно изменить, если попробовать довериться кому-то рядом.
- Проблема невежества и безответственности. Никто не стал задаваться вопросом, что случилось с Мальцевым на самом деле (кроме Константина). Следователь, например, не вникал в показания помощника машиниста и не подвергал сомнению позицию обвинения, потому что это было проще, чем думать самому и искать реальные ответы. Когда Константин настоял, следователь пошел и у него на поводу, опять же избегая ответственности думать своей головой.
Основная идея
В чем же заключается смысл рассказа «В прекрасном и яростном мире»? Ключ к пониманию лежит в самом названии. Прекрасное стремление к идеалу обретает в нашем мире форму ярости — равнодушия и презрения Мальцева ко всем остальным. Благородный порыв к справедливости становится преднамеренной жестокостью — лишению человека зрения. Этот мир полон контрастов, и все, что является прекрасным, требует своей цены — большей, чем нам хотелось бы, но посильной для тех, кто готов нести ответственность за свои действия и думать. Только такие люди делают мир лучше — через боль, через страдания, но иначе никак.
Вот и Константин сформулировал нравственную дилемму человечества так: «Что лучше — свободный слепой человек или зрячий, но невинно заключенный?». Если вы готовы взять на себя ответственность за ответ, выбирайте. И он выбрал, доказав свою правоту. Он вернул человеку свободу, а затем и зрение, снова рискнув, снова взяв ответственность на себя. Это и есть главная мысль рассказа «В прекрасном и яростном мире»: важно брать на себя ответственность за сложные решения и преодолевать проблемы силой разума. На таких людях держится мир — безжалостный, но прекрасный!
Художественные особенности
Из-за глубокого понимания профессии автор часто использует профессиональную лексику: пресс-масленка, смазчик-кочегар, дышловые узлы, крейцкопф и др. Тем не менее, речь героев проста. Встречаются восклицательные предложения: “Закрой пар!”, “Прочь!”, “Но ведь он и сам бы погиб!”. Это приближает персонажей к читателям и работает на создание реалистичности.
Важны пейзажи и портреты, которые рисует Платонов с помощью эпитетов: “Паровоз с воем пробивался вперед, в смутный, душный мрак”, “Он сосредоточился, забыл свое горе слепца, и кроткая радость осветила изможденное лицо”.
Критика
Критики часто называли произведения писателя странными, необычными, с непредсказуемым развитием событий. Однако мало кто оспаривал его талант и умение передавать мысли словом. Даже Сталин во время его опалы спросил на собрании лучших литераторов страны: «А Платонов будет?».
Один из основателей русского постмодернизма А. Г. Битов считал, что литературный язык Платонова “соответствует революционной эпохе”. Проявилось это и в рассказе “В прекрасном и яростном мире”.
Автор: Инна Колокольникова