От чьего лица ведется рассказ история одного города

История одного города
(Иллюстрации творческого коллектива советских художников-графиков «Кукрыниксы»)

Создавая ироничную гротескную «Историю одного города» Салтыков-Щедрин рассчитывал вызвать у читателя не смех, а «горькое чувство» стыда. Идея произведения построена на изображении некой иерархии: простой народ, который не будет сопротивляться указаниям зачастую глупых правителей, и самих правителей-тиранов. В лице простого народа в данной повести выступают жители города Глупов, а их угнетатели —  градоначальники. Салтыков-Щедрин с иронией подмечает, что этому народу нужен начальник, тот, который им будет давать указания и держать в «ежовых рукавицах», иначе весь народ впадет в анархию.

Содержание:

  • История создания
  • Сюжет произведения
  • Главные герои:
  • Иван Матвеевич Великанов
  • Иван Матвеевич Баклан
  • Богдан Богданович Пфейфер
  • Дементий Варламович Брудастый
  • Семён Константинович Двоекуров
  • Василиск Семенович Бородавкин
  • Онуфрий Иванович Негодяев
  • Эраст Андреевич Грустилов
  • Угрюм-Бурчеев
  • Анализ произведения
  • Заключение

История создания

Замысел и идея романа «История одного города» формировались постепенно. В 1867 году писатель написал сказочно-фантастическое произведение «Рассказ о губернаторе с фаршированной головой», оно впоследствии легло в основу главы «Органчик». В 1868 году Салтыков-Щедрин начал работать над «Историей одного города», закончил в 1870 году. Первоначально автор хотел дать произведению название «Глуповский Летописец». Роман был опубликован в популярном в то время журнале «Отечественные записки».

Сюжет произведения

Повествование ведется от лица летописца. Он рассказывает о жителях города, которые были настолько глупы, что их городу дали имя «Глупов». Роман начинается главой  «О корени происхождения глуповцев», в которой дана история этого народа. Рассказывается в частности о племени головотяпов, которые, после победы над соседними племенами лукоедов, гущеедов, моржеедов, кособрюхих и прочих решили найти себе правителя, поскольку хотели навести порядок в племени. Решился на правление лишь один князь, да и тот вместо себя послал вора-новотора. Когда тот проворовался, князь послал ему петлю, но вор смог в каком-то смысле выкрутиться и зарезал себя огурцом. Как видим, ирония и гротеск отлично уживаются в произведении.

После нескольких неудачных кандидатур на роль заместителей князь явился в город лично. Став первым правителем, он положил отсчет «исторического времени» города. Говорится, что двадцать два правителя с их достижениями правили городом, но в «Описи» перечислены двадцать один. Судя по всему, недостающий — основатель города.

Главные герои

Каждый из градоначальников выполняет свою задачу в осуществлении идеи писателя посредством гротеска показать абсурдность  их правления. Во многих типажах просматриваются черты исторических личностей. Для большей узнаваемости Салтыков-Щедрин не только описал стиль их правления, смешно исказил фамилии, но и дал меткие характеристики, указывающие на исторический прототип. Некоторые личности градоначальников представляют собой образы, собранные из характерных черт разных лиц истории государства российского.

Иван Матвеевич Великанов

Иван Матвеевич Великанов

Так, третий правитель Иван Матвеевич Великанов, прославленный тем, что утопил директора по хозяйственным вопросам и ввел налоги по три копейки с человека, был сослан в острог за роман с Авдотьей Лопухиной, первой женой Петра I.

Иван Матвеевич Баклан

Иван Матвеевич Баклан

Бригадир Иван Матвеевич Баклан, шестой по счету градоначальник, был высокого роста и гордился тем, что является последователем линии Ивана Грозного. Читатель понимает, что имеется в виду колокольня в Москве. Смерть правитель нашел в духе того же гротескного изображения, которым наполнен роман, — бригадир был сломан пополам во время бури.

Богдан Богданович Пфейфер

Богдан Богданович Пфейфер

На личность Петра III в изображении сержанта гвардии Богдана Богдановича Пфейфера указывает данная ему характеристика  —  «голштинский выходец», стиль правления градоначальника и его исход — смещен с поста правителя «за невежество».

Дементий Варламович Брудастый

Дементий Варламович Брудастый

Дементий Варламович Брудастый прозван «Органчиком» за наличие механизма в голове. Держал город в страхе, поскольку был угрюм и замкнут. При попытке отвезти голову градоначальника для починки к столичным мастерам, она была  выброшена испуганным кучером из экипажа. После правления Органчика в городе воцарился хаос на 7 дней.

Семён Константинович Двоекуров

Семён Константинович Двоекуров

Краткий период благополучия горожан связано с именем девятого градоначальника, Семена Константиновича Двоекурова.

Штатский советник и новатор, он занялся внешним видом города, завел медо- и пивоварение. Пытался открыть академию.

Василиск Семенович Бородавкин

Василиск Семенович Бородавкин

Самым долгим правлением отметился двенадцатый градоначальник, Василиск Семенович Бородавкин, напоминающий читателю стилем правления Петра I. На связь персонажа с историческим лицом указывают и его «славные дела» — уничтожил Стрелецкую и Навозную слободы, и непростые отношения с искоренением невежества народа —  провел в Глупове четыре войны за просвещение и три — против. Решительно готовил город к сжиганию, но внезапно умер.

Онуфрий Иванович Негодяев

Онуфрий Иванович Негодяев

По происхождению бывший крестьянин Онуфрий Иванович Негодяев, до службы градоначальником топивший печи, разрушил вымощенные прежним правителем улицы и поставил на этих ресурсах монументы. Образ списан с  Павла I, на что указывают и обстоятельства его смещения: уволен за несогласие с триумвиратом насчет конституций. 

Эраст Андреевич Грустилов

Эраст Андреевич Грустилов

При статском советнике Эрасте Андреевиче Грустилове глуповский бомонд был занят балами и ночными собраниями с чтением трудов некоего господина. Как и в правление Александра I, градоначальнику не было дела до народа, который обнищал и голодал.

Угрюм-Бурчеев

Угрюм-Бурчеев

Прохвост,  идиот и «сатана» Угрюм-Бурчеев носит «говорящую» фамилию и «списан» с графа Аракчеева. Он, наконец, разрушает Глупов и решает построить на новом месте город Непреколнск. При попытке осуществления столь грандиозного проекта произошел «конец света»: солнце померкло, земля затряслась, а градоначальник исчез бесследно. Так закончилась история «одного города».

 Анализ произведения

Салтыков-Щедрин с помощью сатиры и гротеска ставит цель достучаться до человеческой души. Он хочет убедить читателя, что в основе человеческого института должны лежать христианские принципы. В противном случае жизнь человека может быть деформирована, изуродована, и в конце может привести к гибели человеческой души.

«История одного города» — произведение новаторское, преодолевшее привычные рамки художественной сатиры. Каждый образ в романе имеет ярко выраженные гротескные черты, но при этом узнаваемы. Что дало повод к шквалу критики в адрес автора. Его обвиняли в «клевете» на народ и правителей.

Действительно, история Глупова во многом списана с летописи Нестора, рассказывающей о времени начала Руси  — «Повести временных лет». Эту параллель автор намеренно подчеркнул, чтобы стало очевидным, кого он подразумевает под глуповцами, и что все эти градоначальники – отнюдь не полет фантазии, а реальные русские правители. При этом автор четко дает понять, что описывает не весь род человеческий, а именно Россию, переиначивая ее историю на свой сатирический лад. 

Заключение

Однако целью создания произведения Салтыков-Щедрин не делал насмешку над Россией. Задачей писателя стало подвигнуть общество к критическому переосмыслению своей истории для искоренения существующих пороков.  Гротеск играет огромную роль в создании художественного образа в творчестве Салтыкова-Щедрина. Главная цель писателя — показать пороки людей, которые не замечаются обществом.

Писатель высмеивал безобразие общества и был назван «великим насмешником» в ряду таких предшественников, как Грибоедов и Гоголь. Читая ироничный гротеск, читатель хотел смеяться, но в этом смехе было нечто зловещее — публика «чувствовала, как бич хлещет её самое».

Ниже приводятся примеры ответов на вопросы по содержанию произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города», которые размещены в качестве примера выполнения подобного рода заданий, не претендуют на идеальность и безошибочность, не предназначены для дословного копирования.


1. Чем характеры героев этого произведения напоминают некоторых сказочных персонажей?

Все повествование в главе «О корени происхождения глуповцев» произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» представляется пародией на былинные рассказы и летописи. Такое впечатление складывается, прежде всего, из-за употребленных автором устаревших слов и оборотов, не характерных для современного русского языка в сочетании с явной абсурдностью многих изложенных событий. Названия народов (головотяпы, моржееды, лапотники и т. п.), города (Глупов) и имена персонажей (старец Добромысл, вор-новотор и нарочито говорящие, как в народных сказках. Например, главный герой многих русских народных сказок — Иванушка-дурачок. Характеры героев максимально просты и однозначны, как у типичных сказочных персонажей. Наказание за собственную глупость или жадность — характерный сюжет сказок: сильного и злого, но глупого Волка обманывает слабая, но хитрая Лиса. Однако и на Лису находится управа. Так и вор-новотор, напоминающий сказочную плутовку Лису, «зарезался огурцом», опасаясь казни.


2. Чего хочет достичь Щедрин сатирическим изображением чиновников и градоначальников тогдашней России? Что предполагает писатель «разбудить» в обществе?

Мне кажется, что М. Е. Салтыков-Щедрин хотел, чтобы общество посмотрело на себя со стороны и задумалось, не ведет ли оно себя так же, как глуповцы. Не оказались ли народные массы по собственной глупости в подчинении у бессовестных, жадных и жестоких правителей, не считающих их за людей, достойных уважения. Вероятно, писатель хотел разбудить спящее народное самосознание, чтобы перестали люди заниматься всякой ерундой (щуку с яиц сгонять да блинами острог конопатить) да еще и гордиться подобными бесполезными делами. Наверняка М. Е. Салтыков-Щедрин написал «Историю одного города», чтобы люди узнали в глуповцах себя, как в кривом зеркале, чтобы посмеялись над собой и поняли, что следует изменить в себе и в обществе.


3. Вспомните определения гиперболы, гротеска, сравнения. Какие из этих художественных средств, т. е. тропов, используются Щедриным? Как вы думаете, с какой целью? Приведите примеры.

Гипербола — это чрезмерное преувеличение. В сатире используется для акцентирования внимания читателя на недостатках, пороках. Хорошим примером гиперболы являются слова князя, обращенные к головотяпам, которые подчеркивают его жадность: «у кого грош случится, тот разломи его начетверо: одну часть отдай мне, другую мне же, третью опять мне, а четвёртую себе оставь». Глупость гловотяпов иллюстрируют строки: «Шли они по ровному месту три года и три дня…»; «Чуть-чуть в трёх соснах не заблудилися…».

Гротеск — это предельное преувеличение, основанное на сочетании физически невозможного, фантастического и реального. Например, вор-новотор «зарезался огурцом», а головотяпы «беса в солдаты отдавали», «небо кольями подпирали» и т. п.

Сравнение — изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим. Например: князь «…таково ласково усмехнулся, словно солнышко просияло!» Ещё пример: «…пошехонец-слепород… эти три сосны как свои пять пальцев знал».

ПОКАЗАТЬ / СКРЫТЬ ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Сочинения

  • Сочинение-анализ стихотворения «Посмотри – какая мгла…»
  • Что я узнал о послевоенном детстве подростков из произведений В. П. Астафьева и В. Г. Распутина?
  • Анализ стихотворения С. А. Есенина «Пороша»
  • Каким я представляю рассказчика (по рассказу Ф. А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»)
  • Описание левши
  • Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро»
  • Сочинение «Моя будущая профессия»
  • Что можно узнать о России из сборника рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника»?
  • Сочинение «Зимний день в городе»
  • Сочинение «Могу ли я стать лидером?»
  • Сочинение «Фет — пейзажист»
  • Сравнительный анализ стихотворений «Листья» Ф. И. Тютчева и «Учись у них – у дуба, у берёзы…» А. А. Фета
  • Сочинение «Стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога»»
  • Сочинение «Рассказ о добром человеке»
  • Сочинение «Речь в защиту смелости»
  • Сочинение «Как я однажды помогал маме»
  • Сочинение ««Шинель» Н. В. Гоголя»
  • Сочинение «Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее…»
  • Сочинение «Я и моя сестра Мила» (по картине В. Хабарова «Портрет Милы»)
  • Сочинение «Похвальное слово Ломоносову – поэту, учёному, общественному деятелю»
  • Отзыв на историческую балладу А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
  • Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»
  • Сочинение «Царский суд расходится с судом народа, который поёт славу Калашникову?»
  • Сочинение-эссе «Мой Лермонтов»
  • Сочинение по картине И. Попова «Первый снег»
  • Сочинение «Товарищество в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»»
  • Сочинение «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)»
  • Сочинение «Лучше от дураков погибнуть, чем принять от них похвалу»
  • Сочинение «А. П. Чехов и И. А. Бунин»
  • Сочинение «Как наступает весна в нашем городе»
  • Анализ стихотворения А. Т. Твардовского «Снега потемнеют синие»
  • Сочинение «Образ Юшки (по рассказу А. П. Платонова «Юшка»)»
  • Отзыв по рассказу Ф. А. Абрамова «О чём плачут лошади»
  • Сочинение на тему «Книга – наш друг и советник»
  • Ответы на вопросы по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • Какие вечные проблемы поднимает А. С. Пушкин в романе «Капитанская дочка»? В чём современно звучание романа?
  • Подняться над жестоким веком, сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к живой жизни людей
  • Можно ли считать, что Пушкин мечтал, чтобы Гринев соблюдал честь дворянина, Савельич — честь крестьянина и чтобы человечность объединяла все сословия?
  • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…»)
  • Сочинение «Нравы города N» (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
  • Ответы на вопросы по повести Н. В. Гоголя «Шинель»
  • Ответы на вопросы по произведению М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
  • Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Осень»
  • Анализ стихотворения А. А. Блока «Россия»
  • Сочинение «Юмористическая книга «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом“»»
  • Сочинение «Как я понимаю фразу, которой заканчивается повествование «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история»»
  • Сочинение на тему «Что рассказывают поэты о войне, о подвигах солдат, о потерях, об ожидании встреч, о тяжести разлук и утрат?»
  • Сочинение «Как решить проблему безработицы?»
  • Сочинение «Pros and Cons of Studying Online»
  • Филология

  • Гендерная семантика англоязычного поэтического текста
  • Гендерные стереотипы в рекламном дискурсе
  • Границы предложения в англоязычном поэтическом тексте
  • Зрительно-цветовые образы в аспекте текстовой референции
  • Интерпретация как способ понимания художественного текста
  • Интерпретация понятия инварианта в современной лингвистике
  • Интерпретация языковых репрезентаций базовых эмоций человека
  • Интуиция и чувство языка
  • К вопросу о принципах взаимоотношения знаковых систем
  • Комплимент как этическая норма общения
  • Лингвистические факторы регистровой дифференциации лексики
  • Локальные индикаторы развертывания действия в тексте
  • Номинативная структура цветовой метафоры
  • О «недискриминационной» лексике в английском языке
  • Основные смысловые единицы
  • О специфике языковой региональной политики
  • Оценочно-экспрессивная лексика в устойчивых выражениях
  • Переживание времени и грамматическое время
  • Полевые структуры цветообозначающей лексики
  • Поэтический текст как явление письменного языка
  • Прагматический и семантический компоненты в структуре значения слова
  • Предметная сторона значения терминов искусств, философских и научных терминов
  • Природа символа и художественный текст
  • Просодический акцент в читаемом тексте
  • Противоречит ли принцип иронии принципу вежливости в общении?
  • Процесс демократизации современного английского языка
  • Роль междометий и местоимений в создании подтекста в диалоге
  • Самопрезентация в чате
  • Семантика числа в англоязычном поэтическом тексте
  • Семантико-грамматические особенности глаголов, обозначающих фазы действия
  • Семантико-грамматические характеристики устойчивых единиц в деловом английском
  • Семантический диапазон текстопостроения от первого лица
  • Смысловая конвергенция текстов как предмет исследования диалогики текста
  • Статус и семантика вторых компонентов фразовых глаголов
  • Суггестивные аспекты семантики текста
  • Текстовое преломление модальности
  • Теория речевых актов
  • Типология содержательных структур поэтического текста
  • Характеристика текстов общественно-политического содержания
  • Художественная деталь как маркер подтекста
  • Языковая личность: основные направления исследования
  • Языковые основы сенсорной зрительно-цветовой образности
  • Языковое сознание в условиях учебного билингвизма
  • Языковые и неязыковые параметры фатического дискурса
  • На чтение 16 мин Просмотров 10.5к. Опубликовано 12.06.2021

    ⭐⭐⭐⭐⭐ «История одного города» за 1 минуту и подробно по главам за 14 минут

    «История одного города» — роман-размышление о России, ее правителях и простом народе.

     Автор рассказывает о событиях, происходивших в городе Глупове, в период с 1731 по 1825 года, о градоначальниках, правивших населением, и о предшествовавших этому событиях – борьбе племен между собой, победе племени головотяпов и приглашении ими к себе глупого князя. Особое внимание автор уделяет образам градоначальников Глупова. 

    Очень краткий пересказ романа «История одного города».

    Роман начинается с обращения обнаружившего старинную рукопись автора к читателю. Во второй главе автор предоставляет слово летописцу, который также говорит с будущим читателем.

    Далее следуют 12 глав, где летописцы последовательно изображают историю появления Глупова, переход от родоплеменного типа правления к монархии (будущие глуповцы пригласили к себе иноплеменного князя править), каждого из наиболее значимых для горожан градоправителей, их деяния и последствия для жителей.

    Заканчивается роман тем, что последний градоначальник Угрюм-Бурчеев успевает пророчески произнести слово «Придет…» и исчезает, а на город обрушивается смерч. В качестве послесловия автор добавляет еще одну главу, названную им «Оправдательные документы», в которой размещает инструкции некоторых градоначальников, оставленные ими для назидания потомства.

    Эти инструкции призваны объяснить читателю причины странного и нелепого поведения глав города и настоящие причины страдания народа.

    Главные герои и их характеристика:

    •  Двоекуров  – один из «передовых» градоначальников, который ввел такие нововведения, как обязательное употребление в Глупове лаврового листа и горчицы. Кроме того, он пытался учредить академию.
    •  Угрюм-Бурчеев  – последний градоначальник, человек, полностью лишенный эмоций и чувств, обрисован как «серый» человек, «с деревянным лицом», «губы тонкие… с букетом готовности раздробить или перекусить пополам». Обозначается летописцем словом «идиот». Умел только заставлять подчиненных «копать от забора до обеда» и все разрушать бесцельно.
    •  Брудастый  – молчаливый и угрюмый, знавший только два слова: «Не потерплю!» и «Разорю!», в прямом смысле не имевший мозгов – вместо них в голову его был вмонтирован органчик, наигрывавший лишь два этих мотива.
    •  Прыщ  – очень «простой», внешне даже довольно лояльный, однако впоследствии оказалось, что голова его также не имела мозгов, а была начинена фаршем и в итоге оказалась съеденной городским предводителем.
    •  Летописец-архивариус  – человек, который много лет скрупулезно записывал все происходившие в Глупове события и время от времени давал им субъективную характеристику.
    •  Издатель  – человек, нашедший рукопись и собравший воедино разрозненные куски, от его лица ведется повествование.
    •  Аленка  – местная глуповская красавица, с русой косой до пят, с румяными щеками, оторванная от мужа градоначальником Фердыщенко и соблазненная им.
    •  Бородавкин  – «застегнутый на все пуговицы», «задумчиво кусающий ус свой», невысокого роста, полный энергии чиновник средних лет, пытался заниматься сочинительством, немного улучшил жизнь глуповцев, даже был у него проект академии, с него начался для глуповцев недолгий «золотой век».
    •  Фердыщенко  – престарелый бывший денщик князя Потемкина, согбенный вследствие возраста, но при этом сластолюбивый (постоянно соблазняет женщин, из-за него погибла красавица Аленка). Двуличный и лукавый.

    Второстепенные герои и их характеристика:

    •  Народ  – собирательный образ, население города Глупова, которому приходится выдерживать всех присылаемых градоначальников и терпеть их выходки. Покорный, всегда готов подставлять спину, но в случае доведения до крайности способный на жестокий бунт. Радуется каждому вновь приезжающему начальнику, надеясь на то, что наконец начнется эра справедливого правления.
    •  Беневолинский  – один из наиболее лояльных градоначальников, не сильно ущемлявший народ.
    •  Микаладзе  – градоначальник, очень любивший женский пол.
    •  Иванов  – градоначальник низкого роста, чья голова усохла от натуги, когда он не сумел усвоить начальственный указ, родоначальник микрокефалов.
    •  Грустилов  – либеральный градоначальник, однажды резко изменивший линию поведения и ударившийся в аскетизм.
    •  Домашка  – девушка «вольного поведения», красивая, храбрая, беспутная, любительница «зеленого змия».
    •  Ираида  – первая правительница Глупова в период Смуты, самозванка, высокого происхождения дама.
    •  Амалия  – пышнотелая немка, другая правительница Глупова, тоже самозванка.

    Краткое содержание роман «История одного города» подробно по главам.

    От издателя.

    Автор описывает найденный им где-то в архивах «Летописец», обнимающий период времени с 1731 по 1825 гг. Доказывает его истинную древность, ссылаясь на пожелтевшие и попорченные мухами листы.

    По признанию автора, он давно хотел написать историю какого-нибудь города, и тут обнаружил летопись Глупова, теперь этим обстоятельством спешит воспользоваться. Просит обратить особое внимание на подлинность отраженных в рукописи событий.

    Обращение к читателю.

    Летописец раскрывает будущему читателю причины, побудившие его создать такой обширный труд (передать потомству сведения исторические).Говорит о 22 правивших в Глупове начальниках и о семидневном периоде Смуты, когда город был предоставлен самому себе.

    Сравнивает Глупов с Римом, так как города построены на 7 холмах, на 3 реках, ехидно замечая при этом: разница в том, что в Риме бушевала чернь, а в Глупове – начальники.

    О корени происхождения глуповцев.

    Эта глава дает представление о появлении города Глупова и предысториии этого события. Описывается постоянная вражда между существовавшими на этой территории племенами с диковинными названиями: моржееды, кособрюхие, заугольники, головотяпы и другие.

    В итоге головотяпы, известные своей бессмысленной храбростью, всех побеждают. Однако они понимают, что сами устроить дальнейшую жизнь не могут. Им нужен князь, но поскольку они не отличаются особым умом, то и князь им требуется глупый. С трудом, но головопяты находят такого князя. С этого момента они попадают под пяту начальников и платят дань.

    Опись градоначальникам города Глупова.

    Город Глупов.В этой главе летописец дает краткое описание личностей и деяний всех 22 градоначальников Глупова. Начинается список Клементием, который умело торговал макаронами, возвысился, а затем был сослан в Березов (явная параллель с «Алексашкою» Меншиковым Петровского времени).

    Заканчивается Угрюм-Бурчеевым, разрушившим Глупов до основания. Но в списке после этого градоначальника есть еще одна фамилия (в самой летописи она не встречается, роман обрывается на исчезновении Угрюм-Бурчеева). Это Перехват-Залихватский, упразднивший науки. Значит, «обновленный» Глупов еще существовал некоторое время после Угрюм-Бурчеева.

    Органчик.

    Автор описывает правление одного из «замечательнейших» градоначальников – Дементия Брудастого. Он прискакал в город, пересек всех ямщиков, крикнул: «Не потерплю!» и уселся за написание каких-то бумаг. Вскоре выяснилось, что эти бумаги представляли собой постановления и указы, вводившие налоги и ограничения для горожан.

    Через некоторое время жизнь глуповцев стала невыносимой, они обнищали. Положение дел было тяжелым, хотя для высшего начальства Брудастый оказался находкой: он регулярно и исправно собирал дань с народа, направляя куда следует. Но однажды горожане получили возможность узнать, почему градоначальник умел говорить всего два слова: «Разорю!» и «Не потерплю!».

    Виной тому оказалась его голова: вместо мозгов в голове был встроен органчик, запрограммированный лишь на эти 2 «песни». Однажды органчик сломался. Починить его не могли долго, и тело градоправителя осело в бездействии.

    Тогда в город прислали спешно нового градоначальника, фамилия которого, в летописи не упоминается, — копию предыдущего. Головы были у обоих одинаковыми, только у одного – чистой и полированной, а у другого – побитой. Получилось, что в городе два градоначальника, и оба – самозванцы. Их увезли, чтобы не смущать народ.

    Сказание о шести градоначальницах.

     Картина глуповского междоусобия. 

    Как водится, временное безвластие вызвало волну движения различных «прохвостов», претендовавших на место главы города. В Глупове на это место рвались 6 женщин, и борьба разгорелась между ними.

    Первая претендентка – вдова Ираида Палеологова, с помощью солдат, взошла на «трон», точно Екатерина Вторая. Не успев ничего сделать, начала войну с новой претенденткой – Клементинкой.

    Затем явилась некая Амалия Штокфиш, любовница какого-то градоначальника, а потом еще две женщины – из «низов», чьи поступки наводили настоящий ужас на глуповцев.

    Результатом стала не то чтобы победа глуповцев над самозванками – скорее они поубивали друг друга в междоусобной борьбе. В процессе их драки за власть город постоянно трясло от восстаний простого народа, уставшего от сумятицы и голода, и разрушений.

    Наконец из «верхних сфер» прислали нового градоначальника – Двоекурова.

    Известие о Двоекурове.

    О Двоекурове осталось мало сведений в истории. По большому счету, архивариус пишет лишь, что он был немалого роста, что у него были попытки предпринять какие-то действия для произведения перемен в Глупове, после чего он «загрустил».

    Видимо, попытки внести новшества не увенчались особым успехом. Ему удалось лишь ввести пивоварение да медоварение, а также оставить записку о необходимости устройства в Глупове академии.

    Во всяком случае, в правление Двоекурова люди почувствовали себя лучше.

    Голодный город.

    В правление следующего начальника. Фердыщенко, глуповцы вздохнули поначалу свободно: он был довольно либерален и не вмешивался в жизнь города, предоставляя жителям самим организовывать дела, как им было удобнее.

    Однако через некоторое время ему случилось воспылать страстью к молодой красавице, замужней Аленке. Женщина стойко выдерживала натиск потерявшего голову старика (он даже розгами ее наказывал, пытаясь принудить к сожительству), но затем все-таки сломалась.

    Мужа Аленки Фердыщенко отправил на каторгу. Сам же надел мундир, стал покрикивать на глуповцев, требовать дани. Аленку он забрал к себе в дом.

    И вот природа словно воспротивилась такому противоестественному положению вещей: была засуха после нескольких лет обильных урожаев. Не родилось ничего.

    Народ терпел, терпел, наконец отправил к Фердыщенко послов, которые должны были попросить его предпринять какие-то меры против голода. Один посол сгинул в тюрьме. Другой тоже не сумел ничего сделать.

    Голод и людские смерти разъярили простой народ. Глуповцы потеряли всякую надежду на улучшение положения. Они схватили Аленку, которую посчитали виной всех своих бед, и сбросили с колокольни. Фердыщенко трусливо спрятался от разгневанной толпы.

    Соломенный город.

    Фердыщенко немного присмирел. Глуповцы стали оправляться, голод начал отступать, потому что природные катаклизмы не длятся вечно. Но тут градоначальник вновь распалилсястрастью, на этот раз к простой девке Домашке, которая была «усладой» стрельцов. Те тщательно ее оберегали. Девушка слыла вольнолюбивой и строптивой.

    Но Фердыщенко не унимался, отобрал ее у стрельцов, поселил у себя в доме. Тогда на город обрушилось новое бедствие: пожар. Предрек его юродивый Архипушко, который впоследствии в этом пожаре и сгорел.

    Пожар бушевал, пока Фердыщенко публично не покаялся и не отдал стрельцам девку Домашку обратно. А сам написал донос на глуповцев начальству.

    Фантастический путешественник.

    Фердыщенко пришла в голову новая идея: он решил отправиться в путешествие. А ехать было некуда, в распоряжении градоначальника находился лишь один выгон. Он начал ездить по выгону вдоль и поперек, заставляя горожан нести ему хлеб-соль, дани. Он объездил весь выгон, понуждая граждан праздновать что-то непонятное, резать скот и варить густые щи, и люди просто не знали, то ли плакать, то ли смеяться, и к чему все это великое путешествие было предпринято.

    В конце похода Фердыщенко умер от обжорства.

    Войны за Просвещение.

    Некий Бородавкин возглавил город. Он всегда был застегнут на все пуговицы, проявлял непонятное рвение и изображал кипучую деятельность. Кроме того, он мечтал о завоевании Византии и писал проекты преобразования российского флота и армии.

    Его амбиции простирались далеко. В Глупове он застращал всех жителей, действуя по принципу «бей своих, чтобы чужие боялись». Кроме того, он насильственно ввел употребление горчицы. Глуповцы выращивали горчицу, продавали, получая взамен драгоценные металлы.

    Но Бородавкину было неинтересно просто править городом, ему хотелось действовать. И вот он решил идти войной на слободы своего же города. Собрал войско, раздал ружья. Войско двинулось вперед. С наступлением сумерек люди начали путать друг друга и все передрались. Много было убитых, которых похоронили и справили по ним поминки, изловив обывательских кур.

    Бородавкин продолжал разорять собственную землю, но однажды случилась подмена: пленных выпустили, а часть армии заменили оловянными солдатиками.

    Бородавкин скомандовал идти походом на Стрелецкую слободу через болото. В болоте повязли пушки. Когда же пришли на место, там никого не оказалось: местные жители с испугом разбежались. Оловянные солдатики стали крушить избы.

    Бородавкин наконец нашел жителей и приступил к ним с расспросами: «Принимаете ли горчицу?». Жители уверили его, что принимают. Таким образом, Бородавкин утвердил повсеместное использование горчицы.

    Люди постоянно дрожали от ужаса. Градоначальник обвинял их в неповиновении, но они не понимали, в чем это неповиновение заключается. Они впали в апатию, постепенно процветание прекратилось, началось полуголодное существование.

    Но Бородавкину и этого было мало, он намеревался спалить весь город. Глуповцам повезло: он однажды испустил дух, не успев привести в действие свое намерение.

    Эпоха увольнения от войн за просвещение.

    Новым начальником назначен был мужчина кавказских кровей Микаладзе, красавец, охотник до женского пола. Он ничем особым не занимался, только крутил многочисленные романы. Город при нем вздохнул свободно, начал развиваться, так как не было особых помех, никто не мешал, и жители богатели.

    Просвещение и невольно связанные с ним экзекуции были временно прекращены. Сменил Микеладзе Беневолинский, тоже не мешавший глуповцам жить, однако страдавший от любви к написанию законов. Его законотворческая деятельность не препятствовала расцвету Глупова, но не понравилась начальству. К тому же его обвинили в содействии Наполеону, и Беневолинский был снят с должности.

    Ему на смену поставили градоначальника Прыща. И все вроде бы шло неплохо, по-прежнему глуповцы имели возможность распоряжаться своей жизнью, так как новый начальник не сек их чрезмерно и не вел никаких войн, не давил данями. Но тут выяснилось: у Прыща фаршированная голова. Это учуял предводитель дворянства, который в результате всю голову и съел.

    Поклонение Мамоне и покаяние.

    После смерти Прыща городом целый год управляли квартальные. И город жил хорошо, так как квартальные не успели обрести свойственную им наглость и мало требовали.

    Затем в Глупов приехал статский советник по фамилии Иванов, но недолго правил и скоро умер, так как оказался столь малого роста, что не мог вместить в свою маленькую голову всех пространных законов. Иванов скончался от натуги, пытаясь усвоить очередное постановление.

    Одно из последних знаменательных правлений Глуповым было правление Эраста Грустилова. Этот лицемер, выбившийся из низов благодаря умению ловко красть казенное имущество и завязывать нужные связи, поначалу не нарушал естественного хода дел в Глупове.

    Он изображал из себя скромника, на самом же деле был очень охоч до женского пола. Делами особо не занимался, предоставив всему идти своим чередом. Но однажды подпал под обаяние аптекарши Пфайферши, которая заставила его «раскаяться». Грустилов изменился, стал преувеличенно набожен, превратился в аскета, забросив поклонение Мамоне.

    Но никакие молитвы и покаяния не помогали делам: в Глупове вновь начались трудные времена, так как избаловавшийся народ ничего не посеял весной, а лишь покидал на землю семена. Ничего и не выросло. Глуповцы голодали.

    Занятый мистическими собраниями градоначальник вместе с цветом интеллигенции не обращали внимания на страдания голодающего простого люда. И однажды пришла расплата: его свергли, на смену ему явился ужасный Угрюм-Бурчеев.

    Подтверждение покаяния. Заключение.

    Угрюм-Бурчеев стал неким символом апокалипсиса, накрывшего Глупов. Этот неутомимый градоначальник не отличался ни умом, ни организаторскими способностями, ни умением организовать как следует быт вверенного ему поселения. Он мог только безостановочно идти куда-то, пытаясь на ходу подчинить себе все сущее. Летописец прямо называет его идиотом. Однажды он увидел реку, и ту захотел повернуть в другую сторону или убрать.

    Угрюм-Бурчеев мечтал превратить Глупов в некое подобие военного лагеря, где все будут жить одинаково в одинаковых домах, вставать в одно время и работать на полях, одновременно наклоняясь и разгибаясь во время жатвы или сбора урожая. Никто не смеет мыслить, петь песни или отмечать праздники.

    Поскольку переделать уже созданный город под такой лагерь Угрюм-Бурчеев не мог, он повелел гражданам разрушить свои дома и уйти в низину, на поле, где и создать новое поселение.

    Для начала горожане начали забрасывать реку мусором, но она не поддавалась и продолжала, словно в насмешку над новым градоправителем, весело нести свои воды куда ей хотелось.

    Тогда градоначальник приказал начать постройку новых одинаковых домов. Жители плакали, печалились, но послушно рушили свои дома и начинали работать над однотипными постройками «города будущего».

    И вдруг на горожан налетел смерч, все смешалось, а Угрюм-Бурчеев произнес непонятное: «Придет…» и умер. Видимо, глуповцев ждало новое потрясение, возможно, это должна была быть революция. Но летопись на этом оборвалась.

    Оправдательные документы.

    Летописец приводит сочинения градоначальников Бородавкина и Микеладзе о том, как нужно править, чтобы в народе царило процветание. Каждый развивает свою теорию, подкрепляя доказательствами, как следует добиваться наилучшего устройства городского управления.

    Бородавкин пишет о необходимости создания особого института, где можно было бы воспитывать истинных градоначальников, прививая им непогрешимость веры в правоту высшего руководства, а также о мерах «воспитания» народа.

    Микеладзе повествует о том, что благополучия и процветания можно добиться с помощью особ женского пола, у которых следует выведывать секреты мужей и улавливать народное настроение по настрою самих женщин.

    Кратко об истории создания произведения.

    Роман «История одного города» носит остросоциальный характер. Михаил Салтыков-Щедрин долго обдумывал его, более 10 лет, и издал в 1868 г. в «Отечественных записках».

    Произведение вызвало оживленную полемику, так как многим современникам автора показалось, что он порочит российскую историю, поливает грязью многотерпеливый русский народ: ведь история Глупова – это по сути история России, с вольными изменениями и дополнениями, сдобренная острейшей сатирой, гротеском и вкраплениями фантастики.

    В большинстве героев явственно проглядываются черты государей и высших официальных лиц дореволюционной России. Роман оригинальный, резкий, нелегкий в восприятии и подталкивает читателя к размышлениям.

  • От чьего лица ведется рассказ в стихотворении я убит подо ржевом
  • От чьего лица ведется рассказ в произведении чистый понедельник
  • От чьего лица ведется рассказ в повести капитанская дочка
  • От чьего лица ведется повествование в рассказе холодная осень и почему
  • От чьего лица ведется повествование в рассказе старуха изергиль