Ответ:
Объяснение:
1.Существует две версии происхождения названия повести «Ася» И. С. Тургенева. Первая основана на том, что название – это сокращенное имя главной героини произведения – Анны. Ася – уменьшительно-ласкательная версия, уже с самого начала располагающая читателя к ключевому персонажу.
Вторая версия была описана Тургеневым в личных письмах. Там он утверждал, что ему нравится звучание слова «Ася», поэтому оно на него и пал выбор.
2.анна
3.Н.Н
4.он устал от великосветского общества России и начал путешествовать по миру, в поисках лучшей жизни.
5.Герой «не любил так называемых красот» природы,
«не любил, чтобы она навязывалась», «мешала» сосредоточить
внимание на человеке.
А вот городок З. привлекает его простотой, своей
умиротворенностью.
Герою городок близок по ритму.
Здесь NN чувствует себя комфортно, а пейзаж помогает
понять внутреннее состояние человека, его характер.
( лунный свет «безмятежный», лучи — «неподвижные»,
свисток звучит «сонно», собака ворчит «вполголоса».
В то же время все «живет» и «дышит», покой лишь видимость,
статика таит в себе пульс идущей чередом жизни) .
Но действие переносится в городок Л, на другой стороне Рейна.
Они не похожи эти два городка.
В городке Л. жизнь бьет ключом. Здесь «праздник жизни».
Звучит музыка.
Здесь происходит знакомство Н. Н. с Асей. И Ася как будто
освещает все вокруг, с ней мир оживает, человек становится счастливее.
И автор сравнивает два городка в том смысле, что повесть
оказывается повестью о выборе жизненной позиции героем,
который предпочел
спокойствие»бескрылого»существования беспокойному и
переменчивому потоку полноправного человеческого бытия.
А Асю Тургенев рисует романтической девушкой, тонко
чувствующей красоту и поэзию окружающего мира.
6.в городок Л, на другой стороне Рейна.Не похожи. В городке Л. жизнь бьет ключом. Здесь «праздник жизни». Звучит музыка).
7.НН услышал русскую речь на карнавале и познакомился с Асейи ее братом
8.нет, но обаятельна, мила.
9. Н.Н. весь разнежен сладким томлением и ожиданием счастья.
-
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
kaitlynnoliver871
-
Создано:
3 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Литература2 минуты назад
Преступление и наказание
-
Литература2 минуты назад
Сочинение по теме:»Почему Мцыри бежал из монастыря»
-
Русский язык7 минут назад
Помогите с русским
-
Химия12 минут назад
Задача по химии
-
Қазақ тiлi12 минут назад
Помогите
1. Мына сөздермен сөйлем құрастырыңдар. (составьте предложение со словами.)
ауа райы, жаңбыр, жылы, суық,аяз, бұлтты.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Другие предметы27 минут назад
че с чатом админы помагите или вы его выключили?
-
Математика1 час назад
пж помогите.Найти объём фигуры из прикреплённого файла
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20739
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
zlatikaziatik
2620
-
dobriykaban
2374
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
0
От чьего имени ведется повествование в повести «Ася» Тургенева?
От чьего имени ведется повествование в повести «Ася»
Как зовут героя?
Почему Тургенев отказывает ему в имени?
1 ответ:
1
0
На протяжении всей повести Тургенев так ни разу и не назвал имени своего героя, который, к тому же, является еще и рассказчиком. Просто господин Н.Н. Этот самый господин рассказывает незримому собеседнику историю, случившуюся с ним уже давно, когда ему было «лет двадцать пять». Автор не сообщает о герое никаких сведений. Из коротких авторских штрихов читатель сам делает вывод о том, что Господин Н.Н. по всей видимости дворянин, не слишком обремененный государственной службой или иным каким-либо видом деятельности — иначе бы он не слонялся по германским городкам «без всякой цели, без плана». И вот в такой обстановке ему посчастливилось повстречать возможно самую большую и чистую любовь на свете в лице Аси, от которой он малодушно отказался. Подобно многим современникам, Тургенев в образе Н.Н. воплотил обобщенный образ молодых повес, вырвавшихся из родительских гнезд на волю, но еще не умеющих толком определять истинные ценности и не путать их с ложными. Поэтому у героя-рассказчика нет конкретного имени — он просто усредненный образ. Более конкретно сказал в его адрес Чернышевский в своей критической заметке к повести
А у симптома не может быть имени.
Читайте также
Рассказчика с первого взгляда поражают манеры и поведение Аси, несвойственные для барышни дворянского происхождения тех времен.
Затем она еще больше озадачивает его — с одной стороны, своей полудетской непосредственностью, чрезмерной и оттого пугающей его открытостью и искренностью, с другой — резкой сменой настроения и тем, что в наши дни назвали бы эксцентричностью.
Дитя любви помещика и простолюдинки, Ася ведет себя с ним то как благовоспитанная барышня, то как дикарка, сбивая его с толку, и тем самым то привлекая, то отталкивая его от себя.
Не зная, как вести себя с этой странной девушкой, расказчик одновременно удивляется и отчасти даже восхищается ее непохожестью на других, но в то же время, испытывает к ней неприязнь и раздражение.
Непонятная для него, Ася напоминает дикий шиповник — влекущий неповторимым ароматом своих лепестков и отпугивающий многочисленными колючками.
Видимо, потому что он сам был влюблён в молодые годы в такую девушку. Не хватило решимости признаться ей в своём чувстве и остался один. Ведь господин N.любил же Асю, но почему-то не решился ей признаться, о чём потом жалел. Хотя считают предметом его страсти Полину Виардо. Может она и есть та самая Ася?
Асю окружает тайна её происхождения. Конечно, для неё самой, как и для её брата Гагина, эта тайна уже давно открыта и осмыслена. Оба смирились с тем, что они родные(по отцу) брат и сестра. Однако для окружающих, в том числе и для рассказчика, особенно на первых порах после знакомства, в родство Аси и Гагина поверить было непросто. Как могли брат и сестра быть настолько разными!? Интеллигентность, понимание прекрасного и желание отобразить его в картинах, манеры поведения воспитанного человека в Гагине никак не вязались с чудачествами Аси, её непредвиденным поведением и неумением владеть собой. И только узнав о тайне происхождения Аси, можно понять как ей самой трудно соответствовать во всём своему брату, чтобы не вызывать недоумения окружающих.
Что за хамелеон эта девушка? Этой фразой рассказчик, как бы подчёркивает многогранность характера Аси. Он восторгается её способности к быстрой смене образа, тем что она может быть почти одновременно и смешной, и бесстрашной, и артистичной, и своенравной, и искренней, и честолюбивой. То есть, её состояние постоянно меняется, как цвет кожи хамелеона.
В произведении Ивана Сергеевича Тургенева «Ася», которое считают жемчужиной творчества известного писателя, содержится 22 главы и количество страниц с учётом примечаний, составляет 94. Жанр произведения- лирика. Это необыкновенная повесть о любви.
Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!
/ Сочинения / Тургенев И.С. / Ася / Субъектная организация в рассказе И.С. Тургенева «Ася»
Субъектная организация в рассказе И.С. Тургенева «Ася»
В литературоведении художественный текст является объектом организации, а субъектом — тот, от чьего лица ведется повествование, кто «представляет» читателям все, что происходит в произведении.
В повести Тургенева «Ася» таким лицом является сам герой – Н.Н., будучи уже в пожилом возрасте, вспоминает и рассказывает свою историю, случившуюся с ним в молодости.
Мы видим, Тургенев вводит в повесть образ рассказчика, что позволяет автору максимально полно раскрыть внутренний мир этого героя, рассказать о его мыслях и переживаниях от «первого лица». Это позволяет достоверно «представить», раскрыть образ персонажа. Вернее, он сам раскрывается перед своими собеседниками в повести и перед читателями.
Лишь одной фразой, введя прямую речь в самое начало повести, автор обозначает, что ведущим в произведении будет рассказчик: «Мне было тогда лет двадцать пять, — начал Н.Н….» Далее автор «удаляется», предоставляя говорить только рассказчику.
Ретроспективная композиция позволяет Тургеневу как бы больше не появляться в тексте, не делать своих замечаний, не производить никаких оценок – проживший долгую жизнь и осмысливший происшедшую с ним историю рассказчик все делает «за автора». Он сам оценивает свое поведение, чувство к Асе, последствия своего трусливого поступка: «Я знавал других женщин — но чувство, возбужденное во мне Асей, то жгучее, нежное, глубокое чувство, уже не повторилось». Н.Н. сам подводит итог своей жизни, обусловленный его характером, его образом мысли и жизни: «Осужденный на одиночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы, но я храню, как святыню, ее записочки и высохший цветок гераниума…»
Однако, на мой взгляд, отсутствие автора в тексте лишь видимость. На протяжении всего повествования автор незримо присутствует в повести. Это проявляется, в первую очередь, в диалогах героев – они изложены не как это обычно бывает в прямой речи (посредством косвенно-прямой речи, передается лишь общий смысл разговора), а подробно, с воспроизведением всех реплик, чувств и мыслей героев, сопровождающих их, как это бывает при авторском повествовании от 3-го лица:
«- Скажите, — заговорил вдруг Гагин, со своей обычной улыбкой, — какого вы мнения об Асе? Не правда ли, она должна казаться вам немного странной?
— Да, — ответил я не без некоторого недоумения. Я не ожидал, что он заговорит о ней».
То же самое относится и к передаче внутренних монологов, описаний действий героев и т.д.: «Какие предрассудки? — вскричал я, как будто он мог меня слышать, — что за вздор! Кто дал право похитить ее у меня…» Я схватил себя за голову…»
Таким образом, субъектная организация в повести Тургенева «Ася» довольно сложна. Она включает в себя 2 субъекта – «видимого» рассказчика, дающего более общий анализ всего происходящего, и «невидимого» автора, который помогает создать более полную картину происходящего, в основном, за счет мелких деталей, подробностей и т.д.
0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Тургенев И.С. / Ася / Субъектная организация в рассказе И.С. Тургенева «Ася»
Смотрите также по
произведению «Ася»:
- Краткое содержание
- Полное содержание
- Характеристика героев
От чьего лица ведётся повествование и как это влияет на вос-приятие повести? Кто из героев вызывает ваши симпатии и почему?
Как вы восприняли развязку отношений Аси и Н. Н.?
Рассказ господина Н.Н., это воспоминания о днях давно ушедших. Анонимность дает возможность предположить, что в этом герое будет много личностного от самого Тургенева. Отсутствие имени и фамилии, возможно, заставило Тургенева донести до читателя мысль, что герой очень близок к нему, что и сам писатель, возможно, является прообразом своего героя.
Это помогает читателю максимально близко ощутить эмоции и переживания повествователя.
Из героев вызывают симпатию Гигин, Ася. Он искренние, открытые, добрые личности.
Развязка отношений вызвала грусть от того, что герой упустил свое счастье.
*** Дополнительные вопросы ***
I. Пересмотрите содержание повести по главам, отмечая основные события, эпизоды, обратите внимание на её построение и поду¬майте:
1.Что создаёт поэтическую атмосферу этой повести, почему «от неё веет душевной молодостью» (Н. А. Некрасов)?
Поэтическую атмосферу повести создают:
Повесть очень музыкальна, близка по тональности к стихотворению в прозе.
Высохший цветок гераниума — это символ “увядшей” любви, которая могла бы принести счастье герою повести, но эта любовь не состоялась, хотя он не забыл о ней.
Прекрасные описания природы, и портретов героев, которые помогают лучше понять состояние героев.
2.Как и под влиянием каких условий развиваются отношения между тремя молодыми людьми?
Молодые люди встречаются во время отдыха в Германии. Услышав русскую речь автор повествования знакомится с Гигиным и его спутницей Асей, которую он представляет своей сестрой. Они быстро сближаются, так как Гигин вызывает симпатию у рассказчика — он не похож на остальных русских на отдыхе, и вместе проводят время, гуляют, изучают красоты немецкого Рейна.
3.Чем Ася выделяется из окружающей среды? Как её «странности» воспринимают брат и Н. Н.?
В начале повести героиня – загадка для рассказчика и читателей. Но постепенно мы видим причины ее внутреннего беспокойства, желания «рисоваться». Господин Н. с любопытством наблюдает за шалостями Аси. Он убедился, что она довольно хорошо говорит по-французски и по-немецки. Делает вывод, что «она с детства не была в женских руках и воспитание получила странное, необычное, не имевшее ничего общего с воспитанием Гагина».
Характер Аси глубоко национальный, истинно русский. Лиричность, нежность Аси раскрывает эпизод около виноградника. Здесь перед нами раскрывается не только «полудикая прелесть» Аси, но и ее душа. Девушка сливается с синевой неба, всем своим существом стремиться ввысь.
Ася глубоко переживает охватившее ее чувство. Внутренняя борьба, смятение сказываются в ее стремительных переменах настроения, противоречивых словах. Она раскрывает господину Н. свои самые сокровенные мысли, свое сердце: «Вы вперед всегда верите тому, что я вам говорить буду, только и вы будьте со мной откровенны», «я вам всегда буду говорить правду». Но с горечью героиня осознает, что крылья у нее выросли да лететь некуда.
С первого взгляда рассказчик увидел в чертах этой девушки что-то особенное: «Было что-то свое, особенное в сказке ее смугловатого, круглого лица с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными светлыми глазами». В начале повести ее образ создан с помощью романтичных красок. Ася являет перед нами загадку, тайну, противоречие. Она представляется то храброй, неуязвимой, прямой, то внезапно становится скромной, застенчивой, «совершенно русской девушкой, чуть не горничной».
Сначала, кажется, что героиня чудит: она способна «расхохотаться без всякого повода» и тут же убежать. Между тем, все ее неожиданные поступки легко объяснимы. Так внешне проявляется глубокое первое чувство девушки. Она смущена, пуглива и полна надежд одновременно.
Гагин относится к своей сестре очень внимательно, заботливо, терпимо переносит ее странности и прощает ей все ее причуды. Гагин —мягок, добродушен и мил. По замечанию Н. Н., это «русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая, без цепкости и внутреннего жара»: Душевная аморфность обрекает Г. на роль вечного дилетанта в искусстве. То же качество предопределяет его отношение к увлечению Аси в сущности, Гагин выбирает путь наименьшего сопротивления и тем самым способствует несчастной развязке.
4.Как возникает и проявляется у Аси чувство к Н. Н.? Чем он мог привлекать эту необычную девушку? Оправдалось ли мнение Га-гина: «У ней ни одно чувство не бывает вполовину»?
Рассказывая историю пробуждения в душе этой девуш¬ки сильного и глубокого чувства любви, Тургенев с боль¬шим мастерством художника-психолога раскрывает само¬бытную натуру Аси. «Асе нужен герой, необыкновенный человек», — говорит о ней Ганин. Она наивно признается, что «хотела бы быть Татьяной», образ которой привлекает ее своей нравственной силой и цельностью; она не хочет, чтобы ее жизнь протекала скучно и бесцветно: ее манит мысль о каком-то «трудном подвиге», о смелом и вольном полете в неизведанную высь. «Если бы мы с вами были птицы, — как бы мы взвились, как бы полетели»… — говорит Ася человеку, которого она полюбила. Она влюбляется в Н.Н. с первого взгляда.Сама Ася впервые сталкивается с таким чувством и, поэтому Н.Н. кажется ей необыкновенным человеком. Анна думала, что встретила любовь всей своей жизни и была готова посвятить ему свою судьбу. Но Н.Н. оказывается нерешительным человеком и не может ответить на чувства девушки, тем самым, оставляя в ее душе разочарование в любви.
Мнение брата о девушке оправдалась – Ася полюбила пылко и преданно, впервые охватывает такое чувство, как любовь. Она полностью отдается этому ощущению. Любовь окрыляет ее, и полету нет преград. Ася не умеет скрывать свои чувства или притворяться, и поэтому она первая, подобно пушкинской Татьяне, признается в любви Н. Н. Но его эти вести пугают и он не осмеливается связать свою жизнь с такой необычайной девушкой: «Я досадовал на откровенность Гагина, я досадовал на Асю, ее любовь меня и радовала и смущала. Я не мог понять, что заставило ее все высказать брату; неизбежность скорого, почти мгновенного решения терзала меня… «Жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!»
5.В чём причина столь неожиданной развязки отношений Аси и
Н.Н.? Кто, по-вашему, виновен в несостоявшейся любви?
Импульсивная и искренняя любовь Аси разбивается о робкую симпатию Н. Н., его нерешительность и боязнь противостоять общественному мнению. Любовь давала шанс герою обрести крылья, но он проявил малодушие, обманул лучшие надежды героини, испугался будущего. В кульминационной сцене объяснения тонко описаны душевные переживания Аси, ее «глаза, которые молили, доверялись, вопрошали». Она отдавала свою судьбу, готова была посвятить жизнь любимому: «Ваша, — прошептала она едва слышно».
Поняв слабость героя, его эгоизм, Ася немедленно порвала все нити с ним, исчезла из его жизни. Потеряв ее, герой лишил себя счастья, истинного смысла жизни. Судьба героини нам неизвестна, но ее нежный облик и сильный стойкий характер оставляют глубокий след в душе героя и читателя: «Я знавал других женщин,- но чувство, возбужденное во мне Асей, то жгучее, нежное, глубокое чувство, уже не повторилось. Осужденный на одиночество безсемейного бобыля…, я храню, как святыню, ее записочки и высохший цветок гераниума, тот самый цветок, который она некогда бросила мне из окна».
6.Почему Н. Н., который «не слишком долго грустил» по Асе, как он сам признаётся, спустя и 20 лет бережно хранит её записочки и высохший цветок? Что в его поведении и судьбе объясняет фраза: «У счастья нет завтрашнего дня»?
Н. Н. запомнил прекрасное ощущение, которое подарила ему Ася — что тебя кто-то любит: «ни я одни глаза не заменили мне тех, когда-то с любовию устремленных на меня глаз, ни на чье сердце, припавшее к моей груди, не отвечало мое сердце таким радостным и сладким замиранием!», ведь он так и остался холостяком: «Осужденный на одиночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы».
«У счастья нет завтрашнего дня» — за свою любовь нужно было бороться здесь и сейчас, ведь это чувство может быть погублено неверным словом или поступком. Герой сам виновен в том, что упустил свою настоящую любовь, он слишком поздно это понял. Он должен был войти в дом Гагина в тот вечер и объяснится с Асей, но он этого не сделал.
II. Внимание к тексту!
1.Объясните роль некоторых художественных деталей, встреча¬ющихся в нём: статуя печальной мадонны под одиноким ясенем; звуки вальса; ветка гераниума; крылья — на крыльях — кры-латые.
Высохший цветок гераниума — это символ “увядшей” любви, которая могла бы принести счастье герою повести, но эта любовь не состоялась, хотя он не забыл о ней.
Звуки вальса – символизируют зарождающееся чувство любви.
Статуя печальной мадонны под одиноким ясенем — Тургенев открывает и завершает символом католической мадонны «с почти детским лицом и красным сердцем на груди, пронзенным мечами» . всю любовную историю, и он является для него одним из ключевых. Своим выражения лица мадонна схожа с Асей (что придает и образу героини вневременное измерение) . Красное сердце, навечно пронзенное стрелами, – знак того, что любовь неотделима от страданий. Лик мадонны всегда «печально выглядывает» «из ветвей» или «из темной зелени старого ясеня» . Таким образом, этот образ может быть понят один из ликов природы. В готических храмах на порталах и капителях лики и фигуры святых окружались растительным орнаментом — выточенными из камня листьями и цветами, Образ Мадонны подчёркивает непредсказуемость Аси, она часто поступает несообразно собственным чувствам и желаниям: «Иногда мне хочется плакать, а я смеюсь. Вы не должны судить меня.. . по тому, что я делаю» ; «Я сама не знаю иногда, что у меня в голове. <…> Я иногда самой себя боюсь, ей-богу» .
Крылья – на крыльях – крылатые — символ любви.
2.Какие ассоциации вызывают у Н. Н. эпизоды: служанка Ганхен и её жених (главы XV и XXI)?
Вначале автор видит ее плачущей, так как любимый парень девушки уходит в солдаты. Ее горе действует на Н.Н. он думает о предстоящем свидании и эти мысли заботливые и невеселые.
Второй раз он увидел девушку у берега, она сидела рядом с молодым человеком с бледным лицом, но не грустным. Возможно, она нашла уже себе другого парня, взамен того, уехавшего. «А на другой стророне Рейн маленькая моя мадонна все так же печально выглядывала из темной зелени старого ясеня…»
3.Какая особенность натуры Аси открывается в её признании при виде богомольцев: «Пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг, — продолжала она. — А то дни уходят, жизнь уйдёт, а что мы сделали?»
Жизнь Аси складывалась трагическим образом: она дочь помещика и крепостной. Поэтому она застенчива и не умеет вести себя в светском обществе. Рано потеряла мать, а через несколько лет еще и отца. Все это заставило ее рано задуматься о смысле жизни и разочароваться в некоторых вещах, но от этого она не разлюбила жизнь, более того, она хотела оставить свой след в истории. «Дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?» — говорит она. Ася стремится к чему-то особенному, к деятельной жизни, к совершению подвига. Она тонкая, романтическая натура, которой чуждо все обыденное и суетное. Не зря она хочет летать, как птица: «Да, хорошо!— так же тихо отвечала она, не смотря на меня. — Если бы мы с вами были птицы, — как бы мы взвились, как бы полетели… Так бы и утонули в этой синеве … Но мы не птицы». Ей нравятся романтические рассказы и легенды. А своим кумиром она считает Татьяну, героиню романа «Евгений Онегин».
4.Какие основания есть у Гагина думать, что «Асе нужен герой, необыкновенный человек — или живописный пастух в горном ущелье»? Случайно ли к концу повести (глава XIV) он говорит Н.Н.: «Вы очень милый человек, но почему она вас так полю¬била — этого я, признаюсь, не понимаю»?
Возможно, потому как она сама по себе – девушка необыкновенная, романтичная, с нелегким характером и образом мыслей, требующим романтического в своей жизни.
5.Раскройте подтекст следующих фраз: Гагин несколько раз прого¬варивает Н. Н.: «Ведь вы на Асе не женитесь». И в прощальном письме: «Есть предрассудки, которые я уважаю; я понимаю, что вам нельзя жениться на Асе»; Ася говорит Н. Н.: «Крылья у меня выросли — да лететь некуда».
«Ведь вы на Асе не женитесь». И в прощальном письме: «Есть предрассудки, которые я уважаю; я понимаю, что вам нельзя жениться на Асе»; — Гагин – человек мягкий, добродушный и дружелюбный, этакая настоящая русская душа. Ему также свойственны прямодушие и честность. Однако Гагину не хватает в характере цепкости и силы воли. Его этюды посредственны и он сам это понимает. Тем самым он обрекает себя на вечное дилетантство в искусстве. Он часто не доводит свои работы до конца. И даже в отношении к увлечению Аси он выбирает путь наименьшего сопротивления, что приводит к несчастной развязке.
Ася говорит Н. Н.: «Крылья у меня выросли — да лететь некуда».
Ася понимает, что влюблена, но чувствует, что ее чувство по-настоящему не взаимно.
6.Перечитайте размышления Гагина о живописи, об искусстве. По¬думайте, как они могут быть связаны с душевным кризисом са¬мого И. С. Тургенева.
Гагин, «владея порядочным состоянием», уехал с сестрою за границу, чтобы серьезно заняться живописью. В его одежде заметно стремление подражать бедным и независимым европейским художникам. Отправляясь рисовать, он «надел круглую шляпу a la Van Duck, блузу…». Любопытный психологический штрих: увлеченный художник пуще всего «просил <…> позаботиться о том, чтобы суп был не слишком жидок» к его возвращению. Избрав для картины «старый дуплистый дуб», Гагин и его новый друг «довольно умно и тонко рассуждали, о том, как именно должно работать, чего следует избегать<…> и какое собственно значение художника в наш век». Этим завершилось творческое утро: «Наболтавшись досыта и наполнившись чувством удовлетворения, словно мы что-то сделали, вернулись мы домой». После такого эпизода читателя не удивляет, что хотя «в его (Гагина) этюдах было много жизни и правды, что свободное и широкое; но ни один из них не был окончен». Гагин сам в минуту просветления горько сетует на «проклятую <…> распущенность». Он сознает, что настоящим художником сможет стать, «коли хватит терпенья». История художнических попыток Гагина и размышления о причинах их крушения близки злоключениям Райского в «Обрыве». «Без горького, постоянного труда не бывает художников… нет! трудиться ты не будешь, сжаться ты не сумеешь», – к такому убеждению пришел Н. в первый же день знакомства с Гагиным.
Возможно Тургенев так же переживал свой душевный кризис, когда не мог полностью отдаться творчеству, по-настоящему работать, а не говорить об этом. Поэтому он и предпринял поездку за новыми впечатлениями.
*** Дополнительные вопросы ***
Воссоздайте в воображении всю историю жизни Аси, начиная с детства. Объясните психологию ее поведения во время свидания с Н.Н.
В повести она предстает открытой, самолюбивой, благородной, непосредственной девушкой с необычной внешностью. Ася была воспитана в семье крепостной крестьянки. Этим объясняется ее застенчивость и неумение вести себя в обществе.
Ну, так что же хочет сказать Ася. Читатель в нетерпении, что привело ее в столь укромное место, какую «страшную» тайну хочет она поверить молодому человеку? Вот она уже почти готова сказать… но не может решиться… слова застывают на ее губах… она не может произнести роковые слова.
Н. Н. сурово обращается к ней по имени и отчеству. Он полон решимости выполнить данное Гагину обещание, но весь вид Аси его покоряет, в нем с новой силой вспыхивает любовь, сердце его тает, и он больше не в силах выдерживать официальный тон своего разговора. Он опять называет девушку по имени.
«Послышался трепетный звук, похожий на прерывистый вздох, и я почувствовал на моих волосах прикосновение слабой, как лист, дрожавшей руки. Я поднял голову и увидал ее лицо. Как оно вдруг преобразилось! Выражение страха исчезло с него, — взор ушел куда-то далеко и увлекал меня за собою, губы слегка раскрылись, лоб побледнел как мрамор, и кудри отодвинулись назад как будто ветер их откинул. Я забыл все, я потянул ее к себе — покорно повиновалась ее рука, все ее тело повлеклось вслед за рукою, шаль покатилась с плеч, и голова ее тихо легла на мою грудь, легла под мои загоревшиеся губы…
— Ваша… — прошептала она едва слышно. Уже руки мои скользили вокруг ее стана… Но вдруг воспоминание о Гагине, как молния, меня озарило.
— Что мы делаем!..— воскликнул я и судорожно отодвинулся назад—Ваш брат… ведь он все знает… Он знает, что я вижусь с вами.
Ася опустилась на стул.
— Да, — продолжал я, вставая и отходя на другой угол комнаты. — Ваш брат все знает… Я должен был ему сказать.
— Должны? — проговорила она невнятно. Она, видимо, не могла еще прийти в себя и плохо меня понимала.
— Да, да, — повторил я с каким-то ожесточением, — и в этом вы одни виноваты, вы одни. Зачем вы сами выдали вашу тайну? Кто заставлял вас все высказать вашему брату? Он сегодня был сам у меня и передал мне ваш разговор с ним. — Я старался не глядеть на Асю и ходил большими шагами по комнате. — Теперь все пропало, все, все».
Ася с нежно-трепетной любовью вверяет себя в руки Н. Н. Она поверила ему. Она говорит «ваша», она первая переходит черту признания как Пушкинская Татьяна. В это короткое мгновение она верит, что свершилась все ее мечты. И тем жестоко прозвучали слова Н. Н. Его поразило воспоминание о Гагине. В такую решительную минуту, когда могла решиться его судьба, появляется призрак Гагина. Н. Н. и сам понимает ложность своих обвинений и «старается не глядеть на Асю». Он боится прочесть укор, он боится, что он снова растает.
Н. Н. считает, что тайна Аси, которую она «выдала» брату заключается в том, что она любит. Однако он ошибается. Ни для брата, ни для него это не было тайной. Другой вопрос, что это нашло подтверждении в признании Гагину. Тайна заключается в другом и пока Н. Н. не может понять этого.
Асю взволновала угроза разрушить их отношения, которая исходила от Гагина, никогда так реально она не нависала над русскими Ромео и Джульеттой. Ася не знает, она не уверена, готов ли Н. Н. принять всю правду и остаться с ней и вообще любит ли он ее. Поэтому она и назначила для окончательного объяснения встречу.
А Н. Н продолжает обвинять девушку. И здесь Ася задает простой вопрос, который раскрывает всю ложность высказываемых Н. Н. обвинений: «Но зачем же вы сказали брату?» Действительно зачем? Конечно, ложное понимание честности заставило его это сделать, но этим самым он бесчестно поступил по отношению к Асе. Теперь выяснилось, что ей такой поступок неприятен, что она не хотела вмешательства брата в их отношения. И призналась она Гагину, потому что он застал ее врасплох, в момент, когда она не управляла своими чувствами.
Асе показалось, что она встретила “необыкновенного человека”, “героя”, и она была готова подчинить его судьбе свою собственную. Но она ошиблась. Тот, кого она приняла за героя, на деле не был им. И это означало, что поиски и ожидания ее были напрасны, что соединение подвига и личного счастья неосуществимо, что подвиг для нее мыслим лишь как следование каким-то принятым для себя правилам, как самоотречение.
Охарактеризуйте особенность композиции повести, её роль в раскрытии замысла автора.
Автор выбрал кольцевую композицию, потому что 25-летний Н.Н. не мог до конца осознавать произошедшее. Все оценки в повести дает 45-летний Н.Н. Любовь к Асе – прекрасное воспоминание. Такого в его жизни больше не было.. В произведении нет развязки. То есть сюжет повести закончился кульминацией. Почему? (гл. XX. “У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день – а мгновенье.”
Объясните, как мотивируются поступки героев повести, смена их настроения (психологизм).
Иван Сергеевич Тургенев обладал способностью ясно видеть и глубоко анализировать противоречия той психологии и той системы взглядов, которая была близка ему самому, а именно — либеральной. Эти качества Тургенева — художника и психолога — проявились в повести Ася, которая была напечатана в первом номере Современника» за 1858 год.
Тургенев говорил, что писал эту вещь горячо, чуть не со слезами.
Ася — это повесть о любви. Герой полюбил девушку очень самобытную и смелую, с чистой душой, без тени искусственного жеманства светских барышень. Его любовь не осталась без ответа. Но в минуту, когда Ася ждала от него решительного слова, он стушевался, чего-то испугался, отступил.
На момент создания повести «Ася» (1859 год) И.С. Тургенева уже считали автором, оказывающим существенное влияние на общественную жизнь в России. Общественная значимость творчества Тургенева объясняется тем, что автор облачал даром усматривать в заурядных событиях актуальные общественные и нравственные проблемы. Такие проблемы затронуты писателем и в повести «Ася». Повесть «Ася» писалась около пяти месяцев.
Сюжет «Аси» крайне прост. Некий господин знакомится с девушкой, влюбляется в неё, грезит о счастье, но сразу не решается предложить ей руку, а, решившись, узнает, что девушка уехала, навсегда исчезнув из его жизни.
Описанная в «Асе» история несостоявшейся любви начинается в Германии. Н.Н. — молодой человек лет двадцати пяти, дворянин, привлекательный и богатый, путешествует по Европе «без всякой цели, без плана», и в одном из германских городов он случайно слышит русскую речь на празднике. Он знакомится с симпатичной молодой парой — Гагиным и его сестрой Асей, милой девушкой, лет семнадцати. Ася пленяет рассказчика своей детской непосредственностью, эмоциональностью.
В дальнейшем он становится частым гостем у Гагиных. Брат Аси вызывает у него симпатию: «Это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая. «. Он пытается заниматься живописью, однако ни один из его этюдов не закончен (хотя в них «много жизни и правды») — Гагин объясняет это отсутствием дисциплины, «проклятой славянской распущенностью». Но, подсказывает автор, возможно, причина в другом — в неспособности доводить начатое до конца, в некоторой лености, в склонности подменять дела разговорами.
Ася не похожа на Гагина. В отличие от брата, которому, по замечанию рассказчика, не хватало «цепкости и внутреннего жара», у нее ни одно чувство не было «вполовину». Характер девушки во многом объясняется се судьбой. Ася — побочная дочь Гагина-старшего от горничной. После смерти матери девочка жила с отцом, а когда умер и он, перешла на попечение брата. Ася болезненно воспринимает свое ложное положение. Она очень нервна, ранима, особенно в том, что может задеть ее гордость.
Если Ася, но характеру отличается от брата, то в рассказчике, напротив, есть черты сходства с Гагиным. В любви Н.Н. к Асе, с его колебаниями, сомнениями, страхом ответственности, как в незаконченных этюдах Гагина, видятся какие-то узнаваемые признаки «славянского» внутреннего хаоса. Вначале героя, очарованного Асей, мучит подозрение, что она не сестра Гагину. Затем, когда он узнает историю Аси, ее образ озаряется для него «пленительным светом». Однако его смущает и приводит в замешательство прямой вопрос Асиного брата: «Но. ведь вы не женитесь на ней?». Героя пугает «неизбежность. решения», к тому же он не уверен в том, что готов связать с этой девушкой свою жизнь.
Кульминационный момент в повествовании — сцена свидания Н.Н. с Асей. Здравый смысл не позволяет г-ну Н.Н. сказать слова, которых ждет от него влюбленная девушка. Узнав наутро, что брат с сестрой покинули город 3., герой чувствует себя обманутым.
В решающий момент своей жизни герой оказался неспособным на нравственное усилие, обнаружил свою человеческую несостоятельность. В повести автор прямо не говорит об упадке русского дворянства, его неспособности взять па себя ответственность за будущее страны, но современники писателя почувствовали в рассказе звучание этой темы.
Однако содержание «Аси» не исчерпывается психологическим исследованием определенного социального явления. В повести затронуты также проблемы, имеющие вневременной, внесоциальный характер, и, прежде всего — проблема истинных и ложных ценностей.
Воспитание Аси имеет корни в русских традициях. Она мечтает пойти «куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг». Образ Аси очень поэтичен. Некрасов после прочтения «Аси» написал Тургеневу: «…она прелесть как хороша. От нее веет душевной молодостью, вся она — чистое золото поэзии. Без натяжки пришлась эта прекрасная обстановка к поэтическому сюжету, и вышло что-то небывалое у нас по красоте и чистоте».
«Ася» могла бы быть названа повестью о первой любви. Эта любовь закончена для Аси печально.
Тургенева увлекла тема о том, как важно не пройти мимо своего счастья. Тургенев показывает, как зарождается прекрасная любовь у семнадцатилетней девушки, гордой, искренней и страстной. Показывает, как все оборвалось в одно мгновение. Ася сомневается, за что ее можно полюбить, достойна ли она такого прекрасного юноши. Ася стремится подавить в себе зародившееся чувство. Она переживает, что дорогого ей брата любит меньше, меньше, чем человека, которого и видела-то всего один раз. Причину несостоявшегося счастья Тургенев объясняет безволие дворянина, который в решительный момент пасует в любви.
Подумайте, что сближает тургеневское произведение с рассказом Л. Н. Толстого «После бала».
Сближает форма повествования – своими воспоминаниями молодости делится пожилой человек. Он описывает событие, которое повлияло на него дальнейшую жизнь.
Какие нравственные принципы И. С. Тургенева воплотились в по вести «Ася»?
В решающий момент своей жизни герой оказался неспособным на нравственное усилие, обнаружил свою человеческую несостоятельность. В повести автор прямо не говорит об упадке русского дворянства, его неспособности взять па себя ответственность за будущее страны, но современники писателя почувствовали в рассказе звучание этой темы.
Однако содержание «Аси» не исчерпывается психологическим исследованием определенного социального явления. В повести затронуты также проблемы, имеющие вневременной, внесоциальный характер, и, прежде всего — проблема истинных и ложных ценностей.
Повесть С. Тургенева «Ася» затрагивает любовно-психологические вопросы, которые волнуют читателей. Произведение позволит также узнать о таких важнейших нравственных ценностях, как честность, порядочность, ответственность за свои поступки, о цели и смысле жизни, о выборе жизненного пути, о формировании личности, о взаимосвязи человека и природы.
Татьяна Захарова
Эксперт по предмету «Литература»
Задать вопрос автору статьи
Повесть «Ася» написана Тургеневым во второй половине 1857 года, в Германии, на берегу Рейна. Иначе говоря, произведение создавалось в том месте, где разворачивались действия произведения. Повесть была создана в сложный для Тургенева период выхода из творческого и душевного кризиса. Само произведение сразу после выхода получило многочисленные лестные отзывы со стороны критиков и широкой публики:
- И. И. Панаев назвал повесть «прелестью».
- Н. Некрасов отмечал, что повесть привела в восторг даже Чернышевского.
- сам же Некрасов видел в ней «чистое золото поэзии».
- Даже Д. Мережковский, который обвинял всю русскую литературу послепушкинского периода в том, что она с каждым шагом отдаляется от классических, «золотых» канонов, признал, что Тургенев в некоторой степени может считаться законным наследником пушкинской прозы.
Замечание 1
Иначе говоря, сразу после публикации повести критиками было много написано о ее грациозности, поэтичности, лиричности.
Сюжет повести
Повествование ведется от первого лица, от имени анонимного рассказчика, который вспоминает свою молодость. Однажды на берегу Рейна он услышал музыку и перебрался на другой берег. Здесь он познакомился с молодым человеком по имени Гагин и его сестрой Асей. Постепенно между главным героем и Асей возникает привязанность. Гагин, зная о чувствах сестры, требует от героя жениться на Асе. Герой, не уверенный в своих чувствах отказывается. Отвергнутая Ася убегает. В этот момент герой осознает, что действительно любит Асю, готов на ней жениться.
Больше герои не встречались. И на пороге смерти герой осознает, что на протяжении всей жизнь любил лишь Асю.
Особенности повествования
Как уже отмечалось, повествование ведется от первого лица, однако герой не просто рассказывает, не просто вспоминает события своей молодости. Он оценивает, судит участников истории и, прежде всего, себя самого, рассматривает свои поступки сквозь призму жизненного и духовного опыта.
«Тургенев И.С., «Ася», краткий анализ» 👇
Уже в начале произведения автор акцентирует внимание на том, что речь пойдет о далеком прошлом, возникает щемящая нота, которая настраивает реципиента на грустную волну, на ожидание печального финала. Сама история начинается со слов:
«Я путешествовал без всякой цели, без плана…»
Уже в начале произведения Тургенев акцентирует внимание читателя на том, что главный герой путешествует без определенной цели, находится в состоянии «свободного парения в пространстве». В этом состоянии свободного парения и влюбленности в некоторую коварную вдову герой входит в повесть. Завязка сюжета начинается с традиционного для русской литературы «вдруг»:
«Вдруг донеслись до меня звуки музыки…»
На это «вдруг» отреагировал герой также традиционно:
«Я отыскал перевозчика и отправился на другую сторону…»
Герой отправляется на другой берег Рейна и на встречу с собственной судьбой – знакомством с соотечественниками.
Портреты Гагиных, созданные Тургеневым, отражают симпатию, которой проникся главный герой при первой встрече. Важно добавить, что портреты брата и сестры представлены в оценке главного героя, соответственно, через описание внешности Гагиных раскрывается образ главного героя, поскольку доброта, искренность, приветливость, как правило, притягивают лишь того, кто способен разглядеть и распознать эти качества в других.
Встречная симпатия Гагиных, их заинтересованность в продолжении общения, знакомства, исповедальная искренность героев – все это привлекает главного героя. Более того, в результате особенностей вербализации Тургенев создает ярко выраженные позитивные образы: все герои повести представлены высокообразованными, интеллигентными, проникнутыми благороднейшим образом мыслей. Казалось бы, как могут люди, столь похожие, столь благородные не остаться вместе.
Замечание 2
Однако в русской классической литературе, начиная с пушкинских времен, над героями тяготеет роковое «но». Тяготеет оно и над героями тургеневской повести.
Уже в первый вечер после знакомства с Асей в душе героя происходит слом, для него все преображается: и маленький уютный городок становится лишь частью необъятного пространства, и музыка кажется «слаще и нежнее», в его душе затеплились «беспредметные и бесконечные ожидания», он ощущает непонятное счастье:
«Но отчего я был счастлив?»
В процессе раскрытия образа Аси Тургенев подчеркивает ее «инаковость», ее отличия от других, особенности души ребенка, рожденного от барина и горничной. Асей любуется не только рассказчик, но и сам автор:
- Тургенев отображает, что спорное социальное положение Аси становится для нее серьезной проблемой, психологической драмой, которая вынуждает Гагина увезти ее из России.
- Ася тяжело переживает свое «ложное положение», она хочет быть не «хуже других барышень», стремится к невозможному.
- Узнав о своем происхождении Ася хотела:
«…заставить целый мир забыть ее происхождение; она и стыдилась своей матери, и стыдилась своего стыда, и гордилась ею…»
Ася тяготится своей странностью, оправдывается перед главным героем.
Осознание собственной влюбленности, переживание первого сильного чувства делает Асю бледной, печальной, озабоченной. Сильное чувство толкает Асю на объяснение с главным героем, однако в ответ она слышит лишь упреки. Обрести счастье взаимной любви ей не суждено.
Причина несчастной любви молодых людей кроется преимущественно в характере главного героя. Несмотря на ощущение счастья, которое охватило его после первой встречи с Гагиными, он продолжает сомневаться в Асе, не способен полностью принять и понять ее. За что и расплачивается в конце своего жизненного пути.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что произведение Тургенева повествует о любви как главной ценности человеческой жизни, о чувстве, которое придает человеческой жизни смысл. Само повествование характеризуется определенным философским пессимизмом, тональностью, которая позволяет рассматривать произведение как один из лучших образцов русской литературы.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме