Тест по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», 8 класс
1.От чьего имени ведется повествование в повести «Капитанская дочка»?
А. от лица автора в форме полевых записок
Б. от лица Емельяна Пугачева
В. от лица Гринева в форме дневниковых записей
Г. от лица Марьи, которая рассказывает эту историю своей дочери
2. Петр старался следовать наказу отца – поступать в жизни честно. Укажи первый случай, когда он проявил требовательность к слуге и сохранил свою честь:
А) когда подарил бродяге, спасшему его во время бурана, свой заячий тулуп
Б) когда отдал деньги, проигранные им в бильярд
В) когда отругал Савельича за то, что тот не хотел дать денег
3.Почему Гринев был разочарован направлением на службу в Оренбургскую губернию?
А. Петру хотелось служить в столице
Б. Гринев не хотел покидать отчий дом
В. Петр не был готов к военной службе, его влекло искусство
Г. Гринев собирался поступить в университет, а не становиться военным
4. С какой целью в повесть вводится сон Гринёва?
А) характеризует Гринёва
Б) предвещает развитие отношений двух персонажей
В) характеризует Пугачёва
Г) подчёркивает кровожадность Пугачёва
5.О ком из героев идет речь в цитате: «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали»?
А. о Савельче
Б. о Петре Гриневе
В. об Емельяне Пугачеве
Г. об Алексее Швабрине
6. Почему Швабрин относился к Гриневу с неприязнью?
А. Гринев получил должность, которую должны были дать Швабрину
Б. Алексей считал Петра своим соперником в борьбе за руку и сердце Маши
В. Гринев, напившись, оскорбил Швабрина
Г. Алексей и Петр имели противоположные политические взгляды
7. Из-за чего Гринев и Швабрин встретились на дуэли?
А. Швабрин оскорбил Машу, сказав, что она падкая на материальные подношения
Б. Алексей оскорбил Петра, сказав, что он бездарный поэт
В. Швабрин и Гринев повздорили, обсуждая политические вопросы
Г. Алексей подставил Петра на службе
8. Как в дуэли проявились характеры героев:
А) Швабрин проявил честность и признал свою клевету
Б) Гринев попросил прощения у Швабрина
В) Швабрин подло уколол шпагой Гринева в спину, когда тот обернулся на оклик
Г) Гринев оскорбил Швабрина бранными словами и убил его
9.Какое известие получил капитан Белогорской крепости из Оренбурга?
А. О предстоящем нападении киргизцев
Б. О возможном нападении мятежников под руководством самозванца Е.Пугачёва
В. О предстоящем сражении с башкирцами
10. Захватив Белогорскую крепость и казнив офицеров, Пугачев вечером вызвал к себе Гринева. За ужином они разговаривают о прошедшем штурме крепости. Пугачев предлагает Гриневу перейти в его войско или дать обещание не воевать против него. Что ответил на это Гринев:
А) с радостью согласился примкнуть к войску Пугачева
Б) умолял отпустить его
В) отвечает искренне, что не может нарушить воинского долга и даже не обещает не воевать против него
Г) просить заступиться за Машу, и тогда он будет ему служить
11. Как реагирует на эти слова Пугачев:
А) осерчал и приказал казнить Гринева
Б) тронут искренностью Гринева и отпускает его на все 4 стороны со словами:
«Казнить – так казнить, миловать – так миловать»…
В) приказал хорошенько высечь Гринева
Г) дарит ему лошадь, шубу и день
12. Почему Пугачев отпустил Гринева, не казнив его вместе с капитаном и поручиком?
А. Пугачев так отблагодарил Гринева за то, что Петр когда-то подарил Емельяну заячий тулуп
Б. Пугачев хотел, чтобы Гринев рассказал офицерам о том, на что способны народные силы
В. Пугачев узнал в Гриневе дальнего родственника
Г. Пугачев узнал в Гриневе бывшего барина, который был к нему всегда добр
13. Каким хитрым способом Гриневу удалось освободить Машу из плена Швабрина:
А) он вызвал Швабрина на дуэль и расстрелял его из пистолета
Б) он обратился к Пугачеву с просьбой помочь освободить сироту, которую
держит в неволе Швабрин
В) Гринев переоделся в разбойника и выкрал Машу
14. Какую сказку рассказал Пугачев Гриневу при очередной встрече, когда они ехали в крепость освобождать Машу:
А) о курице и петухе
Б) об овце и баране
В) о вороне, который живет 300 лет (он ест падаль) и об орле, который живет 30 лет (питается живой кровью)
15. Кто из героев отверг предложение служить Пугачеву словами: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу»?
А. Алексей Швабрин
Б. Петр Гринев
В. Иван Миронов
Г. Архип Савельич
16. За что Гриневу грозило повешение, а в итоге — пожизненная ссылка в Сибирь?
А. за связь с бунтовщиком
Б. за предательство капитана крепости
В. за убийство человека
Г за то, что Петр похитил Машу
17. Пройдя много испытаний, возмужал ли и сохранил ли Петр Гринев верность долгу и свое честное имя:
А) нет, так как он общался с Пугачевым
Б) да, так как во всех ситуациях и встречах с Пугачевым он открыто говорил о своем воинском долге и не уронил своей чести
В) не всегда, иногда он поступал против совести
18. Каким изобразил А.С.Пушкин Емельяна Пугачева, руководителя крестьянской войны:
А) только злодеем, жестоким разбойником
Б) только добрым, милосердным человеком
В) жестоким злодеем, который проливал кровь людей, и добрым человеком
19. Чей это портрет? «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую…»
А. Марии Мироновой
Б. Василисы Егоровны
В. Екатерины II
Г. Авдотьи Васильевны
20. Как удалось спасти Петра Гринева от ссылки?
А. Маша разыскала свидетеля, который подтвердил на суде невиновность Гринева
Б. Маша лично попросила у императрицы освободить возлюбленного
В. Гринев в последний момент позвал на суд Машу для дачи показаний
Г. Савельич предоставил доказательства того, что Швабрин оболгал Гринева
21. В чём заключается смысл названия повести? Маша Миронова — …
А) единственный женский персонаж повести
Б) стоит в центре сюжета
В носительница высокой нравственности и чести
Г) дочь погибшего русского офицера
22. Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета (соедините)
А) экспозиция 1) сцена дуэли со Швабриным, письмо отца
Б) завязка 2) освобождение Гринёва, женитьба на Маше
В) кульминация 3) детство Петруши в родовом имении
Г) развязка 4)знакомство Гринёва с главной героиней повести
23. Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка»?
А)проблема любви
Б)проблема чести, долга и милосердия
В)проблема роли народа в развитии общества
Г)проблема сопоставления родового и служивого дворянства
1-в
2-б
3-а
4-б
5-в
6-б
7-а
8-в
9-б
10-в
11-б
12-а
13-б
14-в
15-б
16-а
17-б
18-в
19-в
20-б
21-в
22- а-3;б-4;в-1;г-2..
23-б
«5» — 22-23 балла
«4» — 14-21 балл
«3» — 11-13 баллов
«2» — менее 11 баллов
1
Почему рассказ «Капитанская дочка» ведётся от имени Гринёва?
2 ответа:
2
0
А.С.Пушкин сделал приписку к последней главе «Капитанской дочки»:
Таким образом, вся повесть является как будто бы изложением записок или дневника Петра Гринёва, подаётся от его имени, что даёт А.С.Пушкину много преимуществ:
- Для читателей форма подачи повести в виде дневниковых записей являются как бы подтверждением достоверности событий, описанных в повести.
- Сам Пушкин избегает необходимости точного соответствия повествования историческим реалиям. Он пишет не научный исторический документ, а художественное произведение.
- Повесть, написанная от лица Петра Гринёва, позволяет точнее передать мысли, чувства главного героя, его переживания, отношения к другим героям произведения (в том числе, и к Пугачеву).
1
0
Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» написана в форме мемуаров, что позволяет взглянуть на описанные в произведении события глазами свидетеля той эпохи, более того, непосредственного участника Пугачевского бунта. Это придает повести правдоподобность, психологизм, вызывает большее сопереживание, нежели при повествовании от третьего лица. Кроме этого, повествование от первого лица носит явно субъективный характер, поэтому автору проще склонить читателя на свою сторону, вложив идею в уста рассказчика-мемуарис<wbr />та.
Читайте также
Молодой дворянин Петр Гринев (или, как его зовут домашние, Петруша), от лица которого ведется повествование в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», по его собственным словам до 16 лет
в родовом поместье отца в Симбирской губернии. Образование в то время дворянские дети получали в основном дома посредством нанятых учителей-гувернеров. Однако Петруша с немалой долей самоиронии сообщает:
В принципе, этот факт уже может считаться ответом на вопрос. Но справедливости ради следует отметить и следующий факт:
То есть, именно француз был по статусу учителем Петруши, хотя в большей степени уму-разуму в житейском аспекте мальчика научил Савельич. Так что ответ может быть двойным: 3. француз мосье Бопре 4. слуга Савельич
Петр Андреевич Гринев не только главное действующее лицо повести, но и фактически рассказчик этой истории, которая в его изложении больше напоминает семейное предание, нежели историческое повествование. То есть Гринев не только определяет сюжет, но и жанр повести. По семейному положению Гринева можно сказать, что в начале истории он холост, в силу возраста — ведь ему всего 17, но как рассказчик он уже давно женат на Маше. Общественное положение Гринева было самым хорошим — сын отставного генерала, дворянин и наследник богатого имения с 200 душами, то есть он принадлежал к элите того времени и был завидным женихом.
В самом начале повествования Петруша Гринев сообщает о себе такие сведения:
Перемены в судьбе недоросля Петруши выразились в том, что его отец, отставной офицер Андрей Петрович Гринев, решил
Юноша немедленно был собран в дорогу и с сопроводительным письмом отца отправлен в Оренбург под командование старинного приятеля отца в чине генерала. А генерал направил Петра для прохождения службы в Белогорскую крепость. Срок между отъездом Петруши из отцовского дома под Симбирском и прибытием в Белогорскую крепость в 40 километрах от Оренбурга вряд ли составил больше недели, поэтому возраст юноши не изменился.
Ответ: 1. 16 лет
Гринев, будучи в Оренбурге, получил долгожданную весточку от невесты из рук урядника, который и передал ему письмо от Маши. В письме девушка написала о своей незавидной судьбе, ведь Швабрин, комендант Белогорской крепости, держал её в заточении. Он принуждал несчастную к замужеству, и Маша просила Петра вызволить её из лап Швабрина.
Гринев, возмущенный поведением Швабрина, намерен возвратиться в крепость. Он даже бросается к генералу, и просит его выделить солдат, дабы освободить укрепление. Но тот не смог оказать ему помощь, поскольку в это время Оренбург был в осаде.
Гринев не опускает руки и решает действовать самостоятельно, даже если это будет ему стоить карьеры или жизни. Он выезжает из города и попадает к разбойникам, которые приводят его к Пугачеву. Гринев рассказывает ему все, и бунтовщик оказывает ему милость – отправляется вместе с ним спасать Машу. Через время Пугачев вызволяет невесту, и возлюбленные наконец-то встречаются.
Ответить на вопрос следует так:
Следует признать, что Белогорская крепость своим внешним видом произвела на Петра Гринева весьма удручающее впечатление. Ожидая увидеть хотя бы низкие, но все же стены, бастионы и смотровые вышки, юноша ничего не увидел
С самым гнетущим настроением приступил он к службе в этом захолустном местечке. Настроение это весьма дополнил своими высказываниями и Швабрин, находящийся здесь уже пятый год
Не мудрено, что в борьбе с гнетущей скукой и беспросветностью крепостное жизнью Гринев отчаянно цеплялся хоть за какое-нибудь увлечение, которое возможно было в таком Богом забытом месте. Оно вскоре нашлось:
Парадоксально, что это увлечение, косвенным источником которого стал Швабрин, стало позднее причиной разлада между ним и Гриневым, закончившегося дуэлью.
Ответ: 1. литературой
Конечно, известную роль в решении писателя сыграли цензурные соображения: укрывшись за личностью рассказчика, автор избавлял себя от излишней ответственности за нарисованные картины. Семейные мемуары требовали рассказа лишь о том, что видел и знал повествователь; это в известной мере ограничивало возможности писателя, но, с другой стороны, позволяло не воспроизводить сложной картины восстания, не давать прямую оценку борющимся социальным силам. Главная же причина обращения Пушкина к форме мемуаров коренится в его взглядах на художественные произведения исторического жанра. Он считал, что, в отличие от ученого, писатель должен рисовать историю «домашним образом», показывать героев в буднях жизни и тем самым делать их близкими, доступными и понятными читателям.
Простым, человечным, хотя и не лишенным сложности и даже таинственности, встает Пугачев со страниц книги мемуариста, связанного с ним когда-то своеобразной дружбой.
Выбор фигуры повествователя не случаен. Известна длительная работа Пушкина над вариантами повести, связанная, между прочим, и с определением угла зрения на действительность. Стремясь к достоверности и объективности повествования, поэт в конце концов остановился на фигуре среднего дворянина, у которого под влиянием исторических событий понятие чести расширяется до границ двух прекрасных качеств;—доброты и благородства. Передать повествование явному реакционеру значило исказить истинный смысл событий; сделать рассказчиком человека, чьи взгляды адекватны взглядам писателя, значило опять-таки погрешить против исторической правды, модернизировать прошлое и вызвать недоверие читателя, не говоря уже о трудностях, обусловленных цензурой.
Каким видит Гринев Пугачева или, точнее, что понимает, чего не понимает в его характере и деятельности (вопрос 2-й ко всей повести)? Как уже выяснено, рассказчик подметил удаль, широту души, человечность, ум, практическую сметку, народную основу характера Пугачева (обратим внимание нас на широкое использование в повести, особенно в главах о Пугачеве, при обрисовке Пугачева, фольклорных мотивов, песен и сказаний). Не обо всем мемуарист говорит одинаково подробно. Почти не освещена военная и государственная деятельность Пугачева. Гринев повествует лишь о том, чему сам был свидетелем. Но черты личности Пугачева, изображенные им, столь значительны, что читатель легко домысливает образ и без труда представляет себе Пугачева в иных ситуациях, отношениях, конфликтах.
Гринев обратил внимание и на некоторые факты, связанные с исторической ограниченностью пугачевщины, хотя в полной мере не отдал себе отчета в сущности этих фактов («царистские» стремления Пугачева; попытки внушить народу мысль о божественном предопределении своей власти; известное одиночество Пугачева среди его приближенных; иногда бесчинства восставших и т. д.). Гринев показал и маленькие личные слабости Пугачева: напускную важность при посторонних; желание прихвастнуть (слова “о «Федоре Федоровиче»); наивное покушение на роскошь (описание избы в Бердской слободе). Эти наблюдения Гринева передаются с тонким юмором. Но объективно, в контексте, как правильно отмечает С. М. Петров, «мягкий юмор не снижает образа, а делает его еще более человечески близким, вызывая не столько смех, сколько симпатию и сочувствие, с которыми относился поэт к своему герою» .
Многого в Пугачеве рассказчик не понял. Автор корректирует записки с помощью фактов, о которых рассказчик, как добросовестный летописец, естественно, не мог умолчать. Так, Гринев не увидел народного характера и истинных причин восстания, он объяснял восстание лишь недовольством казаков строгими мерами царской администрации. Но он показывает отношение народа к Пугачеву, несколько раз говорит о быстром росте войска мятежников, об их сравнительно легких победах, и это заставляет читателя делать более глубокие выводы.
Гринев неоднократно упоминает о жестокости пугачевцев. Но в повести показаны всего три смерти: Ивана Кузьмича, Ивана Игнатьича и Василисы Егоровны. Первые две смерти во многом объясняются логикой борьбы (о чем сказано выше). Василиса Егоровна была наказана за публичное оскорбление «государя». Зато Пугачев милует Гринева, Савельича, прощает по-» падью, освобождает Марью Ивановну, резко осуждает Швабрина за обман и беззаконие. Он добр к людям из народа.
Таким образом, факты, о которых сообщает Гринев, приходят в противоречие с его словами о жестокости Пугачева.