От чьего лица ведется рассказ в стихотворении я убит подо ржевом


0

От чьего лица ведется рассказ в стихотворении «Я убит подо Ржевом»?

От чьего лица ведется рассказ в стихотворении «Я убит подо Ржевом»?

От лица потомка солдата

От первого лица

От лица ребенка военных лет

От лица Маршала Советского союза

1 ответ:



5



0

У думаю, уместно будет рассказать предысторию этого произведения. Посвящено оно Александром Трифоновичем Твардовским кровопролитной битве за Ржев ( 1942 год ), одной из решающих в ходе Великой Отечественной войны.

Стихотворение родилось после разговора поэта с одним из солдат, участвовавшем в этом сражении. Он был тяжело ранен в бою и обнаружен санитарами не сразу после окончания сражения. Солдат многое передумал о ходе боя, простился с жизнью, … Все это нашло отражение в стихотворении, написанном уже после войны, в 1946 году.

Повествование ведется от лица солдата ( от первого лица ), погибшего в бою подо Ржевом от разрыва снаряда. Произведение представляет собой монолог убитого бойца. Ответ: от первого лица.

Читайте также

Для написания фельетона нужно выбрать злободневную тему (бюрократия, алкоголизм, безработица, например), ну и облачить свои мысли в сатирический текст. Для фельетона необходим комический эффект, которого можно достичь каламбуром, гиперболизацией, интересным сравнением (Два не очень трезвых мужика отплсывали канкан у забора заброшенного дома. Весело, задиристо поднимали они ноги, аки балерины Большого театра, показывающие свое мастерство худруку). Можете использовать прием сквозной иронии и косвенной похвалы, когда идет одобрение порока (Хороша, вкусна водочка утром, это вам не какой-нибудь заграничный кофе да жидкие чаи хлебать). Автор может выбрать себе как роль рассказчика, так и участника событий или стороннего наблюдателя.

Для написания фельетона нужно видеть смешное в несмешном и даже трагическом.

Для меня основная мысль этого рассказа Голявкина заключена в том, что скука на того нападает, кому заняться нечем, или точнее на кого лень навалилась. Вот мальчик, о котором повествует автор, не только прогуливает школу, где ему надо ума-разума набираться, он еще и праздно шатается по улицам, проявляя даже не любознательность, а любопытство, прося, например, прокатить его в экскаваторе.

Если в самом начале рассказа у мальчика еще возникает желание чем-то помочь людям, например, починить с дядей машину, однако отсутствие нужных знаний не позволяет ему поучаствовать в процессе, т.е. мальчик становится только наблюдателем. А только смотреть и не делать — скукотища/не интересно. Гораздо веселей участвовать в процессе.

Послонявшись так по городу, у героя даже улыбка становится глупой, потому что он не знает как спрятать за ней растерянность своего незнания. Он наполняется скукой, и еще полностью не осознает, что … приводим пословицы:

a5kwMvjNAJMaCrYmtzkjYW6Nt0aFnSAq.png

«Листы и корни» — еще одна басня великого писателя, в которой поднимается тема хвастовства. Только теперь в роли хвастунишек выступают гордящиеся своей красой зеленые листья. Когда в их беседу с ветром вклиниваются корни, листья их возмущенно обрывают — как вы мол смеете влезать, копающиеся в грязи. Но корни за словом в карман не лезут и сообщают зарвавшейся листве, что не только питают ее, но и в отличии от нее не облетают на зиму, а если погибают, то и все дерево гибнет. Мораль же этой истории в том, что вся красота этого мира построена на труде и чтобы хвастать этой красотой надо иметь на то право, которое дает только труд создателя. Неплохо бы помнить об этом тем, кто делает кучу пластических операций и подтяжек и считает, что становится красивее всех.

Дочь Эммы и Шарля Бовари из романа Гюстава Флобера «Госпожа Бовари» звали Берта. Эмма мечтала о сыне, но родила дочь и решила назвать ее Бертой, т.к. ей очень понравилось имя незнакомой женщины, которую она видела в Вобьесарском замке на приеме, который героиня очень долго вспоминает.

В финале романа Берта остается сиротой. И лично у меня при упоминании данного романа в памяти встает маленькая девочка в грязном платье и рваной одежде. Именно в таком виде Берта предстает перед нами в конце.

Можно придумать такое продолжение рассказа «Вертел» со счастливым концом. Прошка очень долго болел, но продолжал работать. Алексей Иванович стал бережнее относиться к Прошке и отдавал часть своего обеда. А однажды в мастерскую забежал Володя и принес целую корзинку пирожков и немножко конфет. Володя со слезами стал уговаривать Прошку поесть, он сказала, что мама не знает о том, что он убежал из дома. Прошка , видя переживания мальчика, который от всей души хотел ему помочь, съел два пирожка, а Алексей Иванович отпустил мальчиков погулять. Володя и Прошка долго разговаривали и когда Прошка вернулся в мастерскую, его щеки горели, а глаза блестели. У него появился друг и это грело сердце бедного мальчика.

С каждым днем Прошке становилось легче, а Володя прибегал каждый день. Анна ивановна больше не ругалась на сына и давала ему монетки для Прошки.

Меню статьи:

  • Текст стихотворения
  • История создания
  • Тема стиха
  • Композиция
  • Главный герой
  • Второстепенные герои
  • Главная идея стиха
  • Жанр
  • Средства выразительности
  • Особенности стиха
  • Философия произведения
  • Отзывы критиков

Текст стихотворения

Я убит подо Ржевом,
В безыменном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете.
Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки,—
Точно в пропасть с обрыва —
И ни дна ни покрышки.
И во всем этом мире,
До конца его дней,
Ни петлички, ни лычки
С гимнастерки моей.
Я — где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я — где с облачком пыли
Ходит рожь на холме;
Я — где крик петушиный
На заре по росе;
Я — где ваши машины
Воздух рвут на шоссе;
Где травинку к травинке
Речка травы прядет, —
Там, куда на поминки
Даже мать не придет.
Летом горького года
Я убит. Для меня —
Ни известий, ни сводок
После этого дня.
Подсчитайте, живые,
Сколько сроку назад
Был на фронте впервые
Назван вдруг Сталинград.
Фронт горел, не стихая,
Как на теле рубец.
Я убит и не знаю,
Наш ли Ржев наконец?
Удержались ли наши
Там, на Среднем Дону?..
Этот месяц был страшен,
Было все на кону.
Неужели до осени
Был за ним уже Дон
И хотя бы колесами
К Волге вырвался он?
Нет, неправда. Задачи
Той не выиграл враг!
Нет же, нет! А иначе
Даже мертвому — как?
И у мертвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за родину пали,
Но она — спасена.
Наши очи померкли,
Пламень сердца погас,
На земле на поверке
Выкликают не нас.
Мы — что кочка, что камень,
Даже глуше, темней.
Наша вечная память —
Кто завидует ей?
Нашим прахом по праву
Овладел чернозем.
Наша вечная слава —
Невеселый резон.
Нам свои боевые
Не носить ордена.
Вам — все это, живые.
Нам — отрада одна:
Что недаром боролись
Мы за родину-мать.
Пусть не слышен наш голос, —
Вы должны его знать.
Вы должны были, братья,
Устоять, как стена,
Ибо мертвых проклятье —
Эта кара страшна.
Это грозное право
Нам навеки дано, —
И за нами оно —
Это горькое право.
Летом, в сорок втором,
Я зарыт без могилы.
Всем, что было потом,
Смерть меня обделила.
Всем, что, может, давно
Вам привычно и ясно,
Но да будет оно
С нашей верой согласно.
Братья, может быть, вы
И не Дон потеряли,
И в тылу у Москвы
За нее умирали.
И в заволжской дали
Спешно рыли окопы,
И с боями дошли
До предела Европы.
Нам достаточно знать,
Что была, несомненно,
Та последняя пядь
На дороге военной.
Та последняя пядь,
Что уж если оставить,
То шагнувшую вспять
Ногу некуда ставить.
Та черта глубины,
За которой вставало
Из-за вашей спины
Пламя кузниц Урала.
И врага обратили
Вы на запад, назад.
Может быть, побратимы,
И Смоленск уже взят?
И врага вы громите
На ином рубеже,
Может быть, вы к границе
Подступили уже!
Может быть… Да исполнится
Слово клятвы святой! —
Ведь Берлин, если помните,
Назван был под Москвой.
Братья, ныне поправшие
Крепость вражьей земли,
Если б мертвые, павшие
Хоть бы плакать могли!
Если б залпы победные
Нас, немых и глухих,
Нас, что вечности преданы,
Воскрешали на миг, —
О, товарищи верные,
Лишь тогда б на воине
Ваше счастье безмерное
Вы постигли вполне.
В нем, том счастье, бесспорная
Наша кровная часть,
Наша, смертью оборванная,
Вера, ненависть, страсть.
Наше все! Не слукавили
Мы в суровой борьбе,
Все отдав, не оставили
Ничего при себе.
Все на вас перечислено
Навсегда, не на срок.
И живым не в упрек
Этот голос ваш мыслимый.
Братья, в этой войне
Мы различья не знали:
Те, что живы, что пали, —
Были мы наравне.
И никто перед нами
Из живых не в долгу,
Кто из рук наших знамя
Подхватил на бегу,
Чтоб за дело святое,
За Советскую власть
Так же, может быть, точно
Шагом дальше упасть.
Я убит подо Ржевом,
Тот еще под Москвой.
Где-то, воины, где вы,
Кто остался живой?
В городах миллионных,
В селах, дома в семье?
В боевых гарнизонах
На не нашей земле?
Ах, своя ли. чужая,
Вся в цветах иль в снегу…
Я вам жизнь завещаю, —
Что я больше могу?
Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой отчизне
С честью дальше служить.
Горевать — горделиво,
Не клонясь головой,
Ликовать — не хвастливо
В час победы самой.
И беречь ее свято,
Братья, счастье свое —
В память воина-брата,
Что погиб за нее.

История создания

У Александра Трифоновича Твардовского многие стихи посвящены войне. Он сам был участником финской войны и Великой Отечественной, поэтому его творчество – это взгляд «изнутри». Строки о войне не теоретические, не слова стороннего наблюдателя. Автор знает, о чем пишет. Он бывал в сражениях и знает смерть «в лицо».

Вначале Твардовский озаглавил свой стих но позже изменил на название Автор писал, что произведение было продиктовано двумя событиями, которые запали в его память. В 1942 году он был под Ржевом, где проходили тяжелые бои. Даже бывалые солдаты поражались глобальностью операции. Бездорожье сильно осложняло положение войск, люди гибли сотнями тысяч.

“Впечатления этой поездки, – писал Твардовский, – были за всю войну из самых удручающих и горьких до физической боли в сердце”.

Впечатления от увиденного навсегда осталось в памяти поэта. Но не только это событие легло в основу стихотворения.

В госпитале поэт встретил Василия Бросалова, рядового солдата, который был тяжело ранен в этом бою. Долгое время Бросалов находился между жизнью и смертью, и уже смирился с мыслью, что не выживет. Когда приходил в себя, солдат рассказывал о сражении, в котором был ранен. Твардовский слушал его воспоминания и обещал написать об этом стих. Бросалову домой отправили похоронку и его мать некоторое время считала его мертвым, но боец выжил.

Запомнилась Твардовскому также встреча в трамвае в Москве. Он пообщался с офицером, который приехал в Москву на короткое время, чтобы похоронить жену и должен был отправляться обратно на фронт. Эта встреча оставила глубокий след в памяти поэта. По словам Твардовского, офицер был “такой выкрученный, перемятый, как его потемневшая от многих потов гимнастёрка”.

Стих написан в 1945-1946 годах, и в нем отражены впечатления и мысли военных лет.

Автор рассказал историю создания стихотворения «Я убит подо Ржевом» в опубликованной в 1969 году заметке.

Тема стиха

Основная тема произведения – оставаться настоящим человеком – долг перед собой и Родиной, и вечная память погибшим за мир и свободу. Его можно отнести к области национально-патриотической лирики.

Воин, отдавший свою жизнь ради счастливого будущего своей страны, завещает оставшимся, жить не только за себя, но и за всех, кто не дошел до победы. Он просит их жить полной и счастливой жизнью, ценить право оставаться живым, чтобы жертва павших в бою была не напрасна.

Солдат погиб и от него ничего не осталось на память близким,

«…Ни петлички, ни лычки
С гимнастерки моей…»

но он верит, что победа, ради которой он сражался все же придет. Воин хотел бы на мгновение вернуть себе жизнь, чтобы услышать весть о победе, ощутить ее вкус.

я убит подо Ржевом

Также мы видим философское направление произведения. Автор напоминает, что наша жизнь – только порог к вечности. Все, кто ушел из нее, всегда будут рядом с живыми. Они будут направлять к правде и поддерживать живых в трудные минуты.

Погибшие завещают жизнь тем, кто остался, и они дарят им свой подвиг. Жизнь побеждает смерть и погибший в бою говорит с живыми, обещая свою поддержку, готовый помочь из другого измерения, куда вынужден был уйти.

Он словно передает жизнь следующему поколению, надеясь, что потомки сохранят эту ценность.

Композиция

Стих написан от лица погибшего солдата, хотя тот, чей образ послужил прототипом для произведения, выжил.

Произведение можно разделить по смыслу на две части. Но они не идут последовательно, а тесно переплетаются между собой, чередуются. В первой части стиха герой рассказывает о себе. Солдат повествует о том, как именно и где погиб. Он рассказывает о безымянном болоте, где его тело было взорвано и от него не осталось ничего на память. Он не слышал взрыва бомбы, не ощутил боли, его просто вдруг не стало на земле живых. Даже кусочка гимнастерки или лычки не осталось. Но все же он здесь, на земле и говорит к оставшимся.

Во второй части боец передает послание к тем, кто выжил. Он призывает сослуживцев защитить Родину любой ценой. А тем, кто доживет до победы, ценить жизнь и стать счастливыми ради тех, кто не получил этой возможности. Речь героя пламенная, сильная. Он сообщает, что его душа остается рядом с сослуживцами. От имени всех, кто покинул мир, герой просит товарищей дойти до победы, чтобы их жертва была не напрасной. Он верит в победу, считает, что иначе не может быть. Душа погибшего солдата завещает жизнь и счастье всем оставшимся на земле.

Стих состоит из сорока двух четверостиший (катренов). В строфах стиха темы раскрываются последовательно, одна за другой.

Главный герой

Герой произведения – солдат, погибший в сражении. Повествование от первого лица. Он погиб, но говорит.

Твардовский не первый поэт, использовавший этот условный прием. М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Сон» также употребляет этот прием «В полдневный жар в долине Дагестана с свинцом в груди лежал недвижим я».

В начале произведения герой сообщает, что погиб в «безымянном болоте» и ничего не оставил после себя на земле. И все же он теперь во всем, что окружает живых, словно растворившись и оказавшись везде

«…Я — где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я — где с облачком пыли
Ходит рожь на холме;
Я — где крик петушиный
На заре по росе;
Я — где ваши машины
Воздух рвут на шоссе
Где травинку к травинке
Речка травы прядет,…»

Герой стиха рассказал свою историю о том, где погиб, когда упавшая бомба не оставила от него даже «лычки» от гимнастерки на память родственникам. Он исчез, погиб, как и миллионы других людей в этой жестокой войне, в кровавой бойне.

Основная забота и боль солдата не в том, что никто не сообщит в новостях о его гибели и не отправит его личные вещи родным, а в том, что теперь он не может ничем помочь соратникам приблизить победу. Лирический герой считает, что единственное, что может оправдать его смерть – это победа и счастливая жизнь тех, кто остался после его гибели.

Он не может сделать ничего для достижения этой цели и поэтому завещает живым закончить его дело. Как и во всем творчестве Твардовского тема памяти о погибших плотно переплетается с ответственностью живых и нравственным долгом перед своим народом и Родиной.

Второстепенные герои

Лирический герой обращается к таким же как он солдатам, которые, возможно, погибнут через шаг после него. А также он обращается с речью ко всем, кто погиб на различных участках фронта – ко всем, кто отдал жизнь ради победы.

Также герой обращает свою речь к тем, кто доживет до победы, кто возьмет Берлин, откинув врага туда, откуда он пришел. Его завещание касается и тех, кто будет жить после того, когда враг будет отброшен, кто продолжит жить в мире после войны. Герой желает им счастья.

Главная идея стиха

Главная мысль стиха звучит в конце произведения-завещания: «Я вам жить завещаю — Что я больше могу?».

Герой завещает не просто прожигать жизнь, но помнить о своей стране и о тех, кто погиб, защищая право потомков жить свободно, не порабощенными завоевателями.

Герой не может себе представить, что враги завоюют его страну. Задача врага – покорить родину героя. И мысль о том, что они достигнут своей цели, для героя, даже умершего, невыносима.

«…Нет, неправда. Задачи
Той не выиграл враг!
Нет же, нет! А иначе
Даже мертвому — как?…»

Отрада погибшего в том, что его жертва не напрасна и враг отброшен до самой Германии. Он заклинает живых победить и даже намекает на то, что мертвые могут проклясть тех, кто уступит родную землю врагу. Говоря о проклятии мертвых, герой говорит, что это единственное право, оставшееся у них.

Я убит подо Ржевом

Мысль о том, что смерть всех погибших за свободу, напрасна – невыносима для героя и поэтому он использует все возможные способы убедить живых не отдавать страну врагам от уговоров до угрозы проклятия.

Героя греет мысль, что выжившие соратники победят, что у потомков останется память о тех, кто отдал жизнь за их будущее. Он надеется на то, что враг будет отброшен до самого Берлина и Советский Союз продолжит жить свободно. Потомкам тех, кто погиб в этой страшной войне лирический герой завещает достойную и счастливую жизнь, не забывая о солдатах, павших в бою.

Память о павших, ответственность за свою жизнь и почтение к прошлому – вот завещание для потомков от тех, кто погиб в боях за Родину, кто уже никогда не вернется домой.

Жанр

В произведении объединены черты нескольких жанров: «лирика другого человека», черты исторической песни, рассказ и монолог, послание, а также исповедь главного героя.

В произведении мы видим также части сюжетной лирики. Герой повествует об освобождении земель от захватчиков и о собственной гибели.

Произведение Александра Твардовского “По праву памяти” – поэма грустная и эмоционально тяжелая, потому что автор обращается к горестным воспоминаниям и сложным темам. Предлагаем читателям ознакомиться с её описанием

Александр Твардовский использует двухстопный анапест в основном с женскими окончаниями. Иногда используется и мужская рифма. В основном автор использует перекрестную рифмовку АВАВ. В трех строфах мы видим кольцевую рифму.

Средства выразительности

Для передачи глубины трагедии, произошедшей с главным героем, поэт прибегает к использованию экспрессивной лексики «ни дна, ни покрышки», «точно в пропасть с обрыва».

Синтаксис (частые умолчания и неполные предложения) передает нам силу переживаний героя, трагедию его жизни и смерти.

В стихотворении также встречаются эпитеты, с помощью которых автор изображает сражение за свободу «горькое право», «при жестоком налете», «горький год», «фронт горел», эпитеты позволяют воспринимать размышления целостно, а эмоции становятся более выразительными. Метафора и сравнение для изображения картины страшного боя, унесшего сотни тысяч человеческих жизней: «Фронт горел, не стихая, Как на теле рубец…», анафора (1, 2, 3, 4, 5-я строфы), фразеологизм, с помощью которого поэт изображает понимание героя того, что он переживал «было все на кону», инверсия «Нам свои боевые Не носить ордена». Для изображения места, где находится солдат после смерти, автор использует сильную метафору: «корни слепые ищут корма во тьме», а также метафоры: «Пламень сердца погас» «машины воздух рвут», «речка травы прядет». Риторическое восклицание изображает силу стремления главного героя к победе, его жажду увидеть, как советские войска войдут в Берлин: «Если б мертвые, павшие Хоть бы плакать могли!» однородные члены и бессоюзие «Вера, ненависть, страсть» помогает поэту показать трагедию оборвавшейся жизни, «недопетость» песни, внезапно оборванной взорвавшейся бомбой.

Для выражения сильных эмоций автор также использует большое количество вопросительных и восклицательных предложений.

Употребление воинской лексики и терминов подтверждают, что повествователь принадлежит к армии и не понаслышке знает мысли солдата: «На земле на поверке», «Задачи той не выполнил враг».

Когда автор нарушает последовательность слов, это усиливает внимание к сказанному: «На дороге военной», «Товарищи верные», «Счастье безмерное», «Дело святое»

Особенности стиха

Синтаксический строй стиха своеобразен. Из-за большого количества вопросительных и восклицательных предложений в речи героя, читатель видит взволнованность и эмоциональность говорящего. Частые обращение «живые», «бра¬тья», «товарищи верные», «воины» также способствуют тому, что читатель ощущает волнение главного героя, его переживание и веру в огромную важность того, о чем он говорит.

Это завещание, в котором главный герой стремится высказать то, что для него наиболее важно. Автор от лица воина, павшего на поле боя, и тысяч других таких же солдат, обращается ко всем, кто остался в живых.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - YA-ubit-podo-rzhevom.jpg

В стихотворении используются оригинальные языковые средства, посредством которых автору удалось передать состояние лирического героя, ужас войны и атмосферу его завещания для всех живущих.

В некоторых четверостишьях автор передает эмоции с помощью аллитерации согласных «ч», «с» и «ш» «Наши очи померкли, пламень сердца погас».

Твардовский талантливо передал чувства солдата, сражавшегося за Родину. Он сумел воплотить мысли и стремления многих, кому пришлось отдать жизнь за свободу своих детей и будущее страны.

Данное стихотворение является завершающим в линии лиризма Твардовского эпохи Великой Отечественной войны, продолжением которой был стих «В тот день, когда окон¬чилась война…» и ряд послевоенных стихов поэта.

Философия произведения

Большая часть произведений Твардовского являются гуманистическими, антивоенными. И все же одно из самых известных его произведений «Я убит подо Ржевом», в котором наряду со скорбью и болью о всех, кто был убит на войне, идет призыв к битве за победу. В этом произведении автор словно призывает броситься в бой, пожертвовать своей жизнью. И эта идея была воспринята советскими детьми с энтузиазмом. К сожалению счастье и смерть вряд ли когда-то смогут встать вместе как созидание и разрушение.

Талант поэта, его умение вызвать отклик в душах людей помогли ему нарисовать даже смерть красивой. Многие дети Советского Союза, читая стих пропитывались мыслью, что броситься под пули и отдать свою жизнь ради идеи – это прекрасно, хотя это ложный посыл. Жизнь – наибольшая ценность и никакая идея не должна быть ценнее жизни.

Отзывы критиков

Стихотворение «Я убит подо Ржевом» раскрывает один из трагических моментов истории Советского Союза – битвы, в которой погибли сотни тысяч советских солдат. Невозможно не проникнуться скорбью момента потери тысяч жизней и их надеждой, что принесенная жертва будет не напрасной.

Сам Твардовский писал о написании стихотворения так:

“Стихи эти продиктованы мыслью и чувством, которые на протяжение всей войны и в послевоенные годы более всего заполняли душу. Навечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвенья, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе, – так приблизительно можно определить эту мысль и чувство».

«Это – настоящий реквием, простой, величавый и скорбный».

С. Я. Маршак

Перед нами действительно шедевр русской поэзии, в основе которого высокое чувство, глубокая мысль и высочайшее мастерство автора.

Современники

Анализ стихотворения «Я убит подо Ржевом» Твардовского

Анализ стихотворения «Я убит подо Ржевом» Твардовского

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 124.

Обновлено 17 Марта, 2021

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 124.

Обновлено 17 Марта, 2021

Стихотворение Александра Твардовского «Я убит подо Ржевом» – стихотворение о войне, написанное под впечатлением реального случая. В стихотворении отражена личная история лирического героя, которая перерастает в историю целой страны во время войны. Предлагаем облегчить подготовку к уроку в 11 классе, используя краткий анализ «Я убит подо Ржевом» по плану.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано спустя год после окончания Великой Отечественной войны – в 1946 г.

Тема стихотворения – тема исторической памяти, умение жертвовать собой ради счастья следующих поколений.

Композиция – Стихотворение А. Твардовского – монолог лирического героя, в котором можно выделить воспоминания о собственной гибели и обращение к живым соотечественникам. Формальная его организация – 42 катрена.

Жанр – послание.

Стихотворный размер – двустопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«Фронт горел», «машины воздух рвут на шоссе», «нашим прахом по праву овладел чернозем».

Эпитеты«родимая отчизна», «безымянное болото».

Сравнения«фронт горел, не стихая, как на теле рубец».

Олицетворения«корни слепые ищут корма во тьме», «ходит рожь на холме».

История создания

Военная литература часто была продиктована писателям самыми кровавыми событиями и реальными человеческими историями. Не исключение и анализируемое стихотворение. Историю его создания поведал сам автор в специальной заметке, опубликованной в 1969 г.

В конце лета 1942 под Ржевом вспыхнул бой, очевидцы сравнивали его с адом. В это время в госпитале А. Твардовский увидел Василия Бросалова – бойца, которого тяжело ранили в упомянутом сражении. Он находился между жизнью и смертью, когда же на короткое время приходил в чувство, рассказывал о немецко-русском столкновении. Матери Бросалова отправили похоронку, но мужчине удалось выжить.

Анализируемое стихотворение было создано в 1946 году. Несмотря на то, что прототип лирического героя выжил, стихотворение написано от имени погибшего солдата.

Тема

Темой произведения автор выбрал тему долга перед Родиной и вечной памяти о тех, кто отдал жизнь за счастливое будущее народа. Главная проблема подсказывает, что стихотворение относится к национально-патриотической лирике. Впрочем, в нём можно выделить и философскую составляющую. Автор подчёркивает, что земная жизнь – это лишь этап на пути к вечному бытию. Ушедшие в мир иной всегда находятся рядом с живыми, поддерживая их и направляя на истинный путь.

Проблема стихотворения раскрывается в пламенных речах лирического героя. В первых строчках солдат рассказывает об обстоятельствах своей гибели. Он говорит, что был убит на «безымянном болоте», намекая, что понимает: его тело здесь не найдут. Это подтверждают и следующие строчки: «И во всём этом мире до конца его дней — ни петлички, ни лычки с гимнастерки моей». Смерть настигла героя неожиданно, он даже не услышал взрыва и не почувствовал боли.

Далее оказывается, что тленное только тело, душа же остаётся на родной земле. Она всюду следует за сослуживцами, напоминая им о долге перед Отечеством. Душа мёртвого товарища пытается подбодрить солдат, чтобы те не сдавались. Она желает тем, кто остались на земле, быть счастливыми.

В какой-то момент погибший боец обращается к живым от имени всех, кто теперь не с ними. Погибшие хотят знать, что «врага обратили назад». В последних строках лирический герой обращается ко всем соотечественникам с завещанием, в котором раскрывает высшие жизненные ценности.

Композиция

Стих по смыслу можно разделить на две части, которые, однако, не идут одна за другой, а чередуются, тесно переплетаясь между собой. В одной из частей лирический герой рассказывает, как он погиб и где его похоронили. Вторая часть – послание сослуживцам и соотечественникам, которое призывает защищать Родину и быть счастливыми в новой жизни.

Формально произведение состоит из 42 катренов (четверостиший). Строфы логической цепочкой раскрывают заявленные темы.

Жанр

Жанр стихотворения – послание, так как его основу составляет обращение к другим людям. Есть в стихотворении и элементы сюжетной лирики – рассказ героя о гибели и освобождении территорий от захватчиков. Стихотворный размер – двустопный анапест. А. Твардовский использует перекрестную рифмовку АВАВ, мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

В тексте произведения автор использует средства выразительности. Это основные инструменты для раскрытия темы и реализации идеи. Также при помощи них создаётся образ лирического героя, воспроизводятся его чувства и эмоции.

Ключевую роль играет метафора: «машины воздух рвут на шоссе», «нашим прахом по праву овладел чернозем», «нас, что вечности преданы». Эпитеты придают раздумьям целостность, а чувствам и эмоциям – выразительность: «родимая отчизна», «безымянное болото», «суровая борьба».
Ту же роль играют и олицетворения–: «корни слепые ищут корма во тьме», «ходит рожь на холме».

Языковые средства, использованные в тексте, отличаются оригинальностью, помогают передать настроение лирического героя и атмосферу стихотворения в общем. В некоторых строфах эмоциональный фон создаётся при помощи аллите­рации например, согласных «ш», «ч», «с»: «Наши очи померкли, пламень сердца погас».

Тест по стихотворению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Амридин Назаров

    7/7

  • Василий Нефанов

    7/7

  • Ольга Васильченко

    5/7

  • Тамара Туленкова

    6/7

  • Наталья Сёмина

    7/7

  • Elena Vnukova

    6/7

  • Ольга Кульпина

    7/7

  • Олег Королев

    7/7

  • Елизавета Друбецкая

    7/7

  • Вадим Вадимов

    7/7

Рейтинг анализа

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 124.


А какую оценку поставите вы?

  • От чьего лица ведется рассказ в повести капитанская дочка
  • От чьего лица ведется повествование в рассказе холодная осень и почему
  • От чьего лица ведется повествование в рассказе старуха изергиль
  • От чьего лица ведется повествование в рассказе выстрел
  • От чьего лица ведется повествование в рассказе бунина господин из сан франциско