От имени кого ведется повествование в рассказе пахарь

Урок №7 Д. В. Григорович . «Пахарь»

Цели: познакомить юных читателей с произведением, которое поможет понять участь обездоленных детей России XIX в., вынужденных ради куска хлеба заниматься непосильным трудом, рисковать жизнью.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Ход урока

1.Организационный момент

2. Работа по теме урока

Григорович Дмитрий Васильевич (1822 – 1899), прозаик, переводчик. Родился 19 марта (31 н. с.) в Симбирске в семье небогатого помещика. Рано остался без отца, воспитывался матерью, француженкой по происхождению, говорившей только по-французски, поэтому русскому языку учился у дворовых.

Образование получал в частных немецких и французских пансионах в Москве (1832 – 35).

В 1836 поступил в Петербургское Главное инженерное училище, где подружился с Ф. Достоевским. Карьера офицера его не привлекала, поэтому Григорович покидает училище

в 1840 и поступает в Академию художеств, но скоро оставляет и ее.

В 1842 определяется на службу в Дирекцию императорских театров, заводит круг знакомств среди литераторов. В 1845 сотрудничает с Н. Некрасовым в альманахе “Физиология Петербурга”, пишет очерк “Петербургские шарманщики”, отмеченный Белинским. В 1847 выходит повесть “Антон Горемыка”, принесшая Григоровичу настоящую литературную славу и единодушное одобрение читателей, писателей и критиков.

Далее следуют “Проселочные дороги” (1852), “Рыбаки” (1853), ставшие заметным явлением в литературной жизни того времени.

Следующие произведения Григоровича “Переселенцы” (1855) и “Пахарь” (1856) были встречены критически, поскольку от него ждали иного. В этот период шла острая борьба между сторонниками “чистого искусства” и революционными демократами, но Григорович стремился остаться от нее в стороне: “…Право, душу теснят статьи, исполненные ненависти… ” – писал он Некрасову.

В 1858 – 59 писатель принял приглашение Морского министерства совершить путешествие на военном корабле, о чем рассказал в путевых очерках “Корабль “Ретвизан”, в которых нашел место для описания архитектуры и искусства. Он был известен как знаток скульптуры и живописи и коллекционер.

С 1864 занял пост секретаря Общества поощрения художников, где проработал около двадцати лет, оставив литературное творчество.

В 1883 Григорович возобновляет литературную деятельность повестью “Гуттаперчевый мальчик”, названной критикой “маленьким шедевром”. В эти же годы выступает как переводчик (повесть П. Меримо “Этрусская ваза”).

В последние годы жизни работает над “Литературными воспоминаниями”, рисуя для будущих поколений портреты И. Тургенева, Л. Толстого и других. Умер Григорович 22 декабря 1899 (3 января 1900 н. с.) в Петербурге. Похоронен на Волковом кладбище.

Анализ повести «Пахарь»

Прежде ,чем мы приступим к анализу повести разберм понятие славянофилы.

(Славянофи́льство — литературно и религиозно-философское течение русской общественной и философской мысли[1], оформившееся в 30-х—40-х годах XIX века[2] и ориентированное на выявление самобытности России, её типовых отличий от Запада[3]. Представители ( т.е. славянофилы) выступали за развитие особого русского пути, отличного от западноевропейского[4]. Развиваясь по нему, по их мнению, Россия способна донести православную истину до впавших в ересь и атеизм европейских народов[5]. Славянофилы утверждали также о существовании особого типа культуры, возникшего на духовной почве православия, а также отвергали тезис представителей западничества о том, что Пётр I возвратил Россию в лоно европейских стран, и она должна пройти этот путь в политическом, экономическом и культурном развития)

В 50-е гг. Дмитрий Григорович возвращается к изображению жизни крестьян в таких повестях, как «Пахарь» (1853), «Кошка и мышка» (1857), «Пахатник и бархатник» (1860), снова показывая конфликт между тружеником и тунеядцем-барином, который его обирает. 

В повести «Пахарь» писатель также обращается к фольклору и этнографии как иллюстративному внешнему колориту для изображения и идиллических картин народной жизни, и самих крестьянских персонажей. Он стремился разглядеть поэтические начала в крестьянском труде, в занятиях крестьян: в пахоте, в уборке, обряде «обряжения» последнего снопа, мудрости крестьянина, единении его с природой и родной землей. Именно в этом укладе сельской жизни народа, по мнению Григоровича, можно увидеть «настоящее русское поле», услышать народную речь и настоящую русскую песню и ощутить причастность к народному миру: «Сладко забьется ваше сердце, если только вы любите эту песню, этот народ и эту землю»6.

Впервые повесть была опубликована в «Современнике» в 1856 году. В центре повествования, как это не необычно для художественного произведения, — изложенные в форме эссе собственные взгляды Григоровича, проиллюстрированные затем во второй части повести образами старика-крестьянина Ивана Анисимовича и его «второго Я» — сына Савелия. Такой прием – изображения отстаиваемой автором идеи с помощью двух персонажей, позволяющих представить человека в его разные возрастные периоды – перехода от молодости к зрелости (Савелию тридцать лет) и старости – дает возможность подчеркнуть непреходящую ценность и даже вечность того, с чем настойчиво предлагает нам познакомиться и в правильности чего надеется нас убедить идеолог — писатель.

Работа с текстом повести

  1. От имени кого ведется повествование?

  2. Приехав в поселок автор поселился в доме. Где находился этот дом и как автор его описывает?

  3. Чем по мнению автора отличается город от деревни. Найдите в тексте и прочитайте.

  4. Приезжая в поселок автор вместо старика-пахаря встречает его сына Савелия. Что случилось со старым пахарем ?

  5. Как автор описывает Савелия?

  6. Чем пахота была по мнению Анисимыча для пахаря.

  7. Как относится Анисимыч к деньгам?

  8. Почему народ обращается за советом к Анисимычу? Какие советы дает?

  9. Сколько лет в «полях» провел старик?

  10. Что для старика –пахаря было «целым миром»?

  11. Каких примет придерживался Анисимыч?

  12. Какое неожиданное событие произошло в жизни пахаря?

13.Как Анисимыч решил вопрос о рекрутстве своих сыновей?

14. Кто такой Карп ? Опишите его.

15.Как природа показана в день похорон старого – пахаря ?

16. Что по мнению автора заслуживает прочного воспоминания о человеке.

СЮЖЕТ  

Повесть «Пахарь», состоящая из тридцати двух небольших глав. Начинается повествование, как и водится у писателей славянофильского направления, с критики цивилизации вообще и города, в частности. «…Я страшно тяготился городом!», — с первых строк сообщает нам автор. Поэтому покидая город, с его «шумом, суматохой и возней», с физиономиями его жителей, «как бы скроенными на один лад», «я как будто воскрес душой».

ВЫВОД

Далее, как водится, и большим дорогам: ведь они — почти те же города! «Это бесконечно длинные, пыльные и пустынные улицы, которыми города соединяются между собой; местами та же суета, но уже всегда и везде убийственная скука и однообразие» Одно спасение – проселки! На них «и жизнь проще и душа спокойнее в своем задумчивом усыплении . На них впервые можно услышать народную речь, русскую песню и вообще узнать жизнь народа. Проселок окружен природой в ее первозданной прелести. Тут и стаи птиц, и река, и клин соснового бора. Отсюда начинают расстилаться поля. 

 Как полагали славянофилы, природа, согласно Григоровичу, играет в жизни человека огромную роль. Именно она способствует «опрощению» души, как идеал – ее задумчивому усыплению, освобождению от всего того, что насело на нее в городах, в разговорах со столичными умниками, кичащимися философией.

Средством, обеспечивающим «простую жизнь» человека является, естественно, сельскохозяйственный труд. «…Сельская жизнь улучшает человеческую природу». Предоставляя мало развлечений, она сосредотачивает мысли и делает их яснее, а главное – «усмиряет гордость»! Действие это совершенно противоположно действию города. В городе все заставляет человека поверить в свою силу и способности, а это, по Григоровичу, гордыня, разновидность зла.

 Изложив основы своего нового мировоззрения, Григорович переходит к его художественному оформлению. Перед нами – материализовавшийся в середине ХIХ столетия сказочный богатырь-крестьянин Микула Селянинович, называемый автором Савелием. Он красив и силен, ведет себя спокойно и достойно. «…Вся фигура его, окаймленная золотыми очертаниями, красиво рисовалась перед рощей, потопленной голубоватой тенью». Это, как мы уже сказали, как бы главный герой повести – старик — в свои зрелые годы. Сам же Иван Анисимыч, доживающий восьмой десяток, – из породы природных «первобытных пахарей», исчезновению которых неумолимо способствует наступающий на деревню город в виде «фабричного промысла», повсеместно насаждающего пьянство, гулянки, хитрость и пронырство. Это зло порождает другое – деньги. Настоящему же человеку – пахарю, как заявляет Анисимыч, деньги не нужны: был бы хлеб святой, а его всегда можно на любой товар обменять.  

Анисимыч – природный человек. Вся его жизнь с малолетства прошла в полях. Он знает все обо всем и в своей деятельности безошибочно руководствуется приметами. «…Приметы эти наполняли жизнь его, они управляли каждым его действием: не брался он ни за какое дело, не посоветовавшись сначала с знамениями, которые природа, как нежная мать, заботливо рассыпает по лицу своему в назидание человеку, отдавшему ей свое существование. Не голос ли божий слышится нам в этих знамениях?».  

Олицетворением этой правильности поведения и чистоты помыслов у писателя оказывается образ пахаря, только что мирно умершего. «Каждый из присутствовавших подходил к гробу, кланялся в землю и целовал эти честные смуглые пальцы, которые, в продолжение семидесяти лет, складывались только для труда и для крестного знамения»  

 РЕФЛЕКСИЯ

1).Что вы узнали о писателе?

2).Каким должен быть человек, чтобы заслужить всеобщее признание и уважение?

3).Можно ли сказать, что без любви к родному краю возможно создавать произведения о природе?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Написать отзыв о повести «Пахарь» ,используя памятку.

Памятка «Как написать отзыв»

Что такое отзыв и для чего он пишется.

Отзыв — это передача мыслей и чувств, вызванных прочитанным произведением. Целью отзыва является рекомендация книги другим читателям. Прочитав отзыв, дети должны подумать, какая интересная книга, нужно обязательно прочитать ее.

Отзыв о прочитанной книге — это свободное сочинение. Общая схема здесь была бы неуместна и, скорее всего, не помогла бы, а лишь навредила. Тем не менее, можно дать некоторые рекомендации в последовательности написания и содержании отзыва.

Отзыв может быть написан в виде рассуждения, которое обычно содержит:

1. Краткие сведения о книге: имя автора, название произведения, место и время событий, которые описывает автор, кто стоит в центре повествования.

2. Тезис — мнение читателя о книге.

3. Доказательства справедливости этого тезиса.

4. Вывод — общая оценка книги.

Примеры вопросов, которые могут помочь в работе над отзывом.

О чём эта книга?

Что ты знаешь об авторе книги?

Какова тема и основная мысль произведения?

Какие места в книге произвели на тебя наиболее сильное впечатление?

Как ты думаешь, почему автор выбрал именно это название для своего произведения?

Понравилась ли книга? Чем?

Кто из героев особенно понравился? Почему?

С кем из персонажей ты хотел бы подружиться? Почему?

Как ты охарактеризуешь главных героев?

Где и в какое время происходили события, описанные в книге?

Упоминается ли в книге о каком-либо важном историческом событии?

Что ты знаешь об этом историческом периоде из других книг, кинофильмов?

На какие природные особенности обращает внимание автор? Почему?

О чём ты размышлял после прочтения книги?

Что тебе запомнилось, что показалось необычным?

Чем обогатила тебя книга? Над какими вопросами она заставила задуматься?

Чему научила тебя эта книга?

:
Деревенский пахарь посвятил свою жизнь честному труду. Он был мудрым, благочестивым и всеми уважаемым человеком. Когда он умер, все жители деревни пришли проститься с ним и проводить в последний путь.

Очень краткое содержание

Рассказчик приехал в родную деревню, по дороге восхищаясь природой и рассуждая о том, что деревенская жизнь гораздо лучше городской.

👱🏻‍♂️Рассказчик — мужчина, склонный к фило­соф­ским рассуж­де­ниям, родом из деревни, вернулся в родной дом и наблю­дает за смертью самого почтен­ного пахаря, его имя в повести не упоми­на­ется.

На поле он встретил Савелия, который, в отличие от остальных, пахал в одиночестве.

👨🏼‍🦱Савелий — высокий, крепкий, смуглый мужчина лет трид­цати с правильным лицом и кудря­выми русыми воло­сами.

Оказывается, его отец Иван Анисимыч, самый опытный пахарь, был прикован к постели.

👨🏻‍🦳Иван Анисимыч — отец Савелия, самый почтенный пахарь в деревне, 80 лет, мудрый, трудо­лю­бивый, скромный..

К ним прибежала жена Савелия с криками, что Иван Анисимыч умирает. В их избе уже собралась вся деревня, чтобы проститься с мудрым пахарем.

Иван Анисимыч был одним из самых почтенных стариков в деревне: он один из немногих продолжал работать в поле, когда остальные шли на фабрики, крестьяне часто занимали у него зерно, но он никогда не брал проценты, к нему часто обращались за советами в любым делах.

Пахарь умер в окружении семьи и людей, которые искренне уважали его. Хоронили Ивана Анисимыча через два дня. Лицо старика было закрыто, виднелись только загорелые натруженные руки пахаря. Процессия проводила гроб до границы деревни, а родственники отправились на кладбище. Рассказчик смотрел на это и думал, что пахарь прожил достойную жизнь.

Подробный пересказ

Названия глав — условные.

Главы 1–12. Возвращение в деревню

Одним весенним вечером рассказчик выехал из Москвы, размышляя о том, как приятно уехать и избавиться от городской суеты. В пути он восхищался природой, её тишиной и спокойствием. Вскоре он свернул с большой дороги, которую сравнивал с городской, на просёлок. По его мнению, в просёлках выразилась душа всего русского народа. Чем дольше он ехал, тем торжественнее становилась тишина вокруг. Мужчину охватило волнение, когда он увидел с холма крышу своего дома.

Подъезжая к дому, рассказчик вспоминал своё детство, проведённое в этом доме, и представлял, что может сейчас там увидеть. Дом уже давно опустел и выглядел угрюмым и неприветливым. Однако мужчину обрадовало это спокойное одиночество — он считал, что каждому человеку в конечном счёте надоедает любое общение.

Войдя в дом, мужчина распахнул окна, чтобы полюбоваться рассветом. Он наслаждался тишиной, от которой душа его делалась спокойнее и светлее. Он размышлял о том, что, сельская жизнь улучшает человеческую природу. Человек начинает больше думать и проще переживать горе, а знакомство с бытом простого народа помогает ему смотреть на вещи здраво, без преувеличения.

Главы 13–18. Савелий

Через несколько дней вечером рассказчик отправился в поле. Издали дом и деревня казались игрушечными. Крики пахарей становились всё громче, и вскоре перед мужчиной открылось поле, оживлённое жаворонками, лошадьми и работающими пахарями. Впереди всегда шёл старик-сеятель, который рассыпал семена. За ним шёл его сын или внук с сохою и засыпал семена землёй, а дальше мальчик на лошади разравнивал почву. Крики пахарей, голоса птиц, ржание лошадей сливались в одно целое. Это оживление смягчал широкий простор полей.

На конце поля рассказчик увидел одинокого пахаря Савелия, который был из многочис­ленного семейства, но почему-то работал один.

Оказалось, что его отец Иван Анисимыч плохо себя чувствует, а брат не выехал в поле, потому что остался с больным отцом.

Уже три дня Иван Анисимыч не ел, ни пил, ни вставал. Рассказчик начал расспрашивать Савелия об его отце. Он рассказал, что недели две назад, когда старик только принялся за дела в поле, он стал жаловаться, что сила его обманула и не пахать ему нынче с сыновьями. Когда старик ушёл кормить лошадей, которых очень любил, его прихватило, и он уже три дня не встаёт и не говорит. Ему пускали кровь, но это не помогло.

Рассказывая, Савелий приставил к глазам ладонь козырьком. Вдали на дороги виднелась баба, которая бежала к ним, махая руками. Это была жена Савелия, и по мере её приближения он становился все беспокойнее.

Приближаясь, она начала кричать, чтобы Савелий скорее отправился домой. Её лицо было красным, по щекам текли крупные капли пота вместе со слезами. Оказалось, что отец Савелия умирает и ему надо скорее домой, чтобы проститься с ним. Савелий стоял с понурой головой и тяжело опущенными руками, но внешне он был спокоен. Жена же бегала вокруг и кричала. Через несколько секунд Савелий последовал за женою.

В движениях его, когда он припрягал лошадь в подводу, не было заметно малейшей суетливости: он не забыл ни одного ремешка, ни одной мелочи, хотя мысли его, очевидно, были далеки от дела.

Шумная деятельность поля начала умолкать: пахари возвращались домой, птицы улетали в рощи, тени бежали быстрее.

Главы 19–26. Пахарь Иван Анисимыч

Иван Анисимыч был одним из самых почтенных и достойных стариков деревни. Он был трудолюбивым пахарем старого поколения, которые переводятся год от года. С развитием фабрик возделывание полей приходило в упадок, и один Анисимыч продолжал жить исключительно своим полем. Ему не нравилось, что люди идут на фабрику, гонясь за деньгами. Настоящим ремеслом он считал пахоту, потому что урожай полностью зависит от трудов человека и при неудаче ругать можно только одного себя.

Живя просто и неприхотливо, соблюдая строгий порядок, Анисимыч ни в чём никогда не нуждался. Крестьяне часто занимали у него муку и зерно. Он не давал взаймы без разбора и никогда не брал проценты.

К Анисимычу часто прибегали за советом в любом деле. Глядя на то, что он делал, делали и другие. Лучше него никто не мог знать о времени жатвы и посева, потому что шестьдесят лет своей жизни он проработал в поле. Особенно много он знал примет, по которым безошибочно определял погоду.

Пахарь сродняется с природой от колыбели; он покоряется без размышления ее законам, он живет ее жизнью; его судьба, радости и горести — всё в руках её.

Анисимыч никогда не был старостой и избегал всевозможных должностей, но его всегда слушали больше чем начальников. Когда два брата делили имущество, то процесс никак не двигался. Позвали Анисимыча, который мудро поделили скот и утварь пополам, а хлеб по количеству человек в семьях братьев. Когда нужно было отправить служить одного из трёх сыновей, Анисимыч не стал отпираться, а по жребию отправил своего младшего сына, хотя был ужасно огорчен и плакал как ребёнок.

Главы 27–32. Смерть пахаря

Жена торопила Савелия, тот ничего вокруг не замечал, но по мере приближения к дому ускорял шаг. В деревне было невероятное оживление. Все стремились к одной избе, около которой уже собралась толпа. Из избы доносились вопль и крики. Савелий хотел распрячь лошадей, но эти крики отняли у него последнюю твёрдость. Он опустил руки, тоскливо замотал головой и отправился в избу.

Внутри было очень тесно, все жались друг другу, кто-то даже стоял на лавках. По народной традиции было принято спешить наполнить избу умирающего и выразить скорбными возгласами своё уважение.

В ногах пахаря сидела его жена, которая обнимал двух ревущих дочерей. Рядом стоял старший сын, закрывший ладонью лицо. Он был недвижен, и только тяжкие вздохи поднимали его могучую грудь. Напротив на коленях стоял Савелий. Анисимыч лежал на лавке, устланной соломой. Весь его образ был наполнен спокойствием в отличие от окружающей толпы.

Неожиданно в дальней части избы смолкли крики — пришёл дедушка Карп.

👴🏻Карп — брат Ивана Аниси­мыча, старше на год, но выглядит древним стариком.

Он уже давно оставил полевую работу и проводил жизнь на печке. Дедушка Карп подошёл к умирающему, с грустью сказав, что тот рано их покидает, отчего все дети Анисимыча начали ещё сильнее рыдать. И впервые эти вопли достигли пахаря и лицо его стало грустнее. А когда дедушка Карп заговорил о весне и пахотной поре, лицо Анисимыча наполнилось страшной тоской, а из глаз потекли две крупные слёзы. Жизнь невидимым путём покидала старого пахаря. Грудь поднималась всё реже, лицо становилось бледнее.

До сих пор душа всё ещё как бы носилась над чертою, разделяющею земную жизнь от загробной. Она тревожно, хотя постепенно слабее и слабее, прислушивалась к воплям и крикам; но вот стала она переходить роковую черту.

Хоронили Анисимыча через два дня. Было тихое ясное утро. Из деревни вышло погребальное шествие с гробом и отправилось к лугу. Один из древних стариков не мог идти дальше и провожал его глазами. Погребальное шествие остановилось у двух столетних тополей, которые обозначали границы деревни. Там было принято в последний раз прощаться с покойниками. Лицо старика было закрыто, видны были только его смуглые руки.

Каждый из присутствовавших подходил к гробу, кланялся в землю и целовал эти смуглые, честные пальцы, которые в продолжение семидесяти лет складывались только для труда и для крестного знамения.

Родственники отправились дальше, а толпа провожала их глазами, пока те не скрылись из виду.

В полдень рассказчик возвращался по этой же дороге один. У двух тополей он увидел разбросанную солому и черепки глиняного сосуда, которые были последними предметами, напоминающими об усопшем: солома была для него последним ложем, а из сосуда обмывали его прохладное тело. Рассказчик шёл и думал о том, что пахарь заслужил память, основанную на его душевных свойствах, потому что благочестивая жизнь его прошла в беспрерывном труде. За свою жизнь пахарь сделал всё, что мог, и всё, что должен быть сделать.


С этим файлом связано 46 файл(ов). Среди них: elibrary_22669949_81854379.docx, Ведущий.docx, Тест по пожарной безопасности 8 класс.docx, Практическая работа № 6.doc, акт по пб от 16.09.2022.docx, Титульный лист.rtf, рабочая программа по английскому языку для 5- 9 классов.docx, lab_3_avto.doc, Должностные обязанности завуча.docx, ПР5 новейшая.doc, ПР5 самая новая.doc, ПР5 нов.doc, Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение.docx, Приказ на переход к новым ФГОС 2021.docx, авпровисрви.rtf, Дорожная карта мероприятий по обеспечению перехода на новые ФГОС, Уголовный кодекс РСФСР 1926 года.1.docx, ПР_3_Боровицкий А.А..docx, ПР1_Фалькина Любовь Кузьминична.docx.doc, e7031b4a-88b6-43f3-a25d-cf0c9f32e912.pdf, 0004b2fb-e25502e9.docx, ПР3.docx, ПрактРаб11.doc, Правила внутреннего трудового распорядка обучающихся 2021.docx, Инструкция. Конструирование современного урока.docx, Практическая работа 2.docx, Практическая работа 1.docx, Вар_6_основной.doc, Практическая работа 3.docx, Животные Антарктиды.docx, Формы организации науки (исторический обзор). Историческое разви, Должностная инструкция.docx, gipodinamiya.ppt, Гигиена и санитория на кухне.pptx, Никитина Г.Н. Выпиливание лобзиком.ppt, контрольная работа №4 курсы 12.3(5) Козлова Ирина Викторовна.pdf, контрольная работа №3 курсы 12.3(5) Козлова Ирина Викторовна.pdf, контрольная работа №1 Козлова Ирина Викторовна.pdf, р № 3.docx, a26e01bd-80a8-4a25-9681-0c86777a16bc.docx, starlight_3_test.doc, контрольная работа по англ.3 класс.docx, Лекция 1. Основные понятия и определения языка SQL.docx, doklad_Litvishko_Aliny_ks_10-2-20.docx, informatika.pdf, Практ_раб2 Техническое задание.docx и ещё 36 файл(а).
Показать все связанные файлы


Подборка по базе: ПиОА. Лабораторная работа №03 (Pascal).pdf, самостоятельная работа по теме 4.1.doc, самостоятельная работа по теме 4.2.doc, ПиОА. Лабораторная работа №01 (Pascal).pdf, История экономических учений (прак. работа) (1) (1).pdf, САОД. Лабораторная работа №5.pdf, Курсовая работа металорежущие станки вариант №18.docx, САОД. Лабораторная работа №6.pdf, САОД. Лабораторная работа №2.pdf, САОД. Лабораторная работа №1.pdf


Работа с текстом повести ПАХАРЬ

  1. От имени кого ведется повествование?

  2. Приехав в поселок автор поселился в доме. Где находился этот дом и как автор его описывает?

  3. Чем по мнению автора отличается город от деревни. Найдите в тексте и прочитайте.
  4. Приезжая в поселок автор вместо старика-пахаря встречает его сына Савелия. Что случилось со старым пахарем ?

  5. Как автор описывает Савелия?

  6. Чем пахота была по мнению Анисимыча для пахаря.
  7. Как относится Анисимыч к деньгам?

  8. Почему народ обращается за советом к Анисимычу? Какие советы дает?

  9. Сколько лет в «полях» провел старик?

  10. Что для старика –пахаря было «целым миром»?

  11. Каких примет придерживался Анисимыч?

  12. Какое неожиданное событие произошло в жизни пахаря?

13.Как Анисимыч решил вопрос о рекрутстве своих сыновей?

14. Кто такой Карп ? Опишите его.

15.Как природа показана в день похорон старого – пахаря ?

16. Что по мнению автора заслуживает прочного воспоминания о человеке.
Работа с текстом повести ПАХАРЬ

  1. От имени кого ведется повествование?

  2. Приехав в поселок автор поселился в доме. Где находился этот дом и как автор его описывает?

  3. Чем по мнению автора отличается город от деревни. Найдите в тексте и прочитайте.
  4. Приезжая в поселок автор вместо старика-пахаря встречает его сына Савелия. Что случилось со старым пахарем ?

  5. Как автор описывает Савелия?

  6. Чем пахота была по мнению Анисимыча для пахаря.
  7. Как относится Анисимыч к деньгам?
  8. Почему народ обращается за советом к Анисимычу? Какие советы дает?
  9. Сколько лет в «полях» провел старик?
  10. Что для старика –пахаря было «целым миром»?
  11. Каких примет придерживался Анисимыч?
  12. Какое неожиданное событие произошло в жизни пахаря?

13.Как Анисимыч решил вопрос о рекрутстве своих сыновей?

14. Кто такой Карп ? Опишите его.

15.Как природа показана в день похорон старого – пахаря ?

16. Что по мнению автора заслуживает прочного воспоминания о человеке.
Работа с текстом повести ПАХАРЬ

  1. От имени кого ведется повествование?
  2. Приехав в поселок автор поселился в доме. Где находился этот дом и как автор его описывает?
  3. Чем по мнению автора отличается город от деревни. Найдите в тексте и прочитайте.
  4. Приезжая в поселок автор вместо старика-пахаря встречает его сына Савелия. Что случилось со старым пахарем ?
  5. Как автор описывает Савелия?
  6. Чем пахота была по мнению Анисимыча для пахаря.
  7. Как относится Анисимыч к деньгам?
  8. Почему народ обращается за советом к Анисимычу? Какие советы дает?
  9. Сколько лет в «полях» провел старик?
  10. Что для старика –пахаря было «целым миром»?
  11. Каких примет придерживался Анисимыч?
  12. Какое неожиданное событие произошло в жизни пахаря?

13.Как Анисимыч решил вопрос о рекрутстве своих сыновей?

14. Кто такой Карп ? Опишите его.

15.Как природа показана в день похорон старого – пахаря ?

16. Что по мнению автора заслуживает прочного воспоминания о человеке.
Работа с текстом повести ПАХАРЬ

  1. От имени кого ведется повествование?
  2. Приехав в поселок автор поселился в доме. Где находился этот дом и как автор его описывает?
  3. Чем по мнению автора отличается город от деревни. Найдите в тексте и прочитайте.
  4. Приезжая в поселок автор вместо старика-пахаря встречает его сына Савелия. Что случилось со старым пахарем ?
  5. Как автор описывает Савелия?
  6. Чем пахота была по мнению Анисимыча для пахаря.
  7. Как относится Анисимыч к деньгам?
  8. Почему народ обращается за советом к Анисимычу? Какие советы дает?
  9. Сколько лет в «полях» провел старик?
  10. Что для старика –пахаря было «целым миром»?
  11. Каких примет придерживался Анисимыч?
  12. Какое неожиданное событие произошло в жизни пахаря?

13.Как Анисимыч решил вопрос о рекрутстве своих сыновей?

14. Кто такой Карп ? Опишите его.

15.Как природа показана в день похорон старого – пахаря ?

16. Что по мнению автора заслуживает прочного воспоминания о человеке.

Конспект
урока №4 по родной литературе в 7 классе

Тема: Родные
просторы. Русское поле: И. С. Никитин «Поле», И. А. Гофф «Русское поле»,
Д. В. Григорович «Пахарь» ( главы из повести)

Цели урока:

Образовательная обрисовать зрительные образы при чтении поэтических
произведений; подвести к пониманию настроения, чувств поэтов; определить
способы создания образов.

Развивающая:
совершенствовать
навыки выразительного чтения стихотворных текстов,
расширить кругозор детей через знакомство с поэтическим
достоянием русской классики.

Воспитательная:
воспитывать навык восприятия и осмысления поэтической классики, познакомить юных читателей с
произведением, которое поможет понять участь обездоленных детей России XIX в.,
вынужденных ради куска хлеба заниматься непосильным трудом, рисковать жизнью.

Ход урока

1.      
Организационный этап.

2.      
Актуализация знаний: проверка домашнего
задания.

Выучить наизусть одно из
стихотворений:
Ивана
Саввича 
Никитина «Поле» или Инны Анатольевны Гофф «Русское поле».

3.      
Мотивация и целеполагание.

В произведениях многих
русских классиков звучит тема Родины. Она проходит через их творчество красной
линией. Любовь к своей Родине, к своему народу выступает источником вдохновения
для многих композиторов, художников, писателей и поэтов. На нашем уроке анализируется
образ Родины в творчестве таких поэтов, как
И. С. Никитин, И.
А. Гофф и

4.      
Сообщение учащегося об И.С.Никитине

5.      
Первичное усвоение новых знаний. Выразительное чтение стихотворения Ивана Саввича Никитина «Поле», на с.52-53. Дата создания: 1849 г.

6.      
Первичная проверка понимания стихотворения И. С. Никитина «Поле».

Стихотворение «Поле» написано в 1849 году и является
ярким образчиком раннего творчества автора, отличающегося чрезвычайной
требовательностью к себе. Произведение отражает поэтическую одаренность, яркую
творческую индивидуальность и мечтательность молодого поэта, широту
интеллектуальных запросов, филигранно владеющего техникой слова.

Небольшое по объему стихотворение включает следующие средства
художественной выразительности
:

·        
немногочисленные
эпитеты – «прозрачное небо», «золотой щит», «золотистая рожь» – создают яркую
картину погожего летнего дня, рисуют пейзаж, наполненный воздухом и светом;

·        
метафоры
– «сияет щитом», «одевает туманом», «вливает часть силы», «раскинулось тканью»,
«слилось гранью» – позволяют максимально кратко, но образно и точно отразить
свойства описанных явлений;

·        
сравнения
– «по нивам, как по морю», «меня, как младенца» – создают у читателя трогающие
душу зрительные образы;

·        
олицетворения –
«поле раскинулось и слилось», «ветер гуляет и одевает», «природа допускает,
вливает» – позволяет конкретно описать абстрактные явления, ширь горячо любимых
автором русских просторов;

·        
ряды
однородных членов предложения – «гуляет, одевает, говорит, шумит», «мать, друг
и наставник» – не перегружая текст, достоверно и полно отражают свойства
явлений и чувства поэта;

·        
умолчания
– «Один я…», «сердцу и думам свобода…» – не описывая конкретики, оформляют
желанную возможность побыть одному, освободиться от тягостных мыслей о насущном
хлебе, отвлечься от непростой семейной обстановки, вырваться из повседневности
мещанской жизни;

·        
инверсию
– «раскинулось поле», «щитом золотым», «ржи золотистой», «один я», «мать моя» –
способствуют формированию ритмической гармонии стиха;

·        
многосоюзие
– «и сердцу и думам» – отсылает читателя к чувственному и рациональному началам
бытия автора;

·        
эллипсис
– «сердцу и думам (предоставлена) свобода» – позволяет емко выразить главную
мысль, не делая акцента на частностях.

7.      
Первичное закрепление. Работа над идейно-художественным содержанием стихотворения И. С.
Никитина «Поле».

Стихотворение
является поэтическим признанием в любви своей малой родине. Оно пронизано
высоким чувством сопричастности с природой, слияния и ней, трепета перед ее
животворящей силой. Именно в природе автор находит защиту – оборот «щит
золотой» – и мощный источник вдохновения. Она ассоциируется с тем, что принято
считать самым ценным, дорогим – неслучайно присутствие в тексте эпитетов
«золотой, «золотистая».

8.      
Сообщение учащегося об И.А.Гофф

9.      
Первичное усвоение новых знаний. Выразительное чтение стихотворения Инны Анатольевны Гофф «Русское
поле»
, на с.55.

10.
Первичная проверка понимания стихотворения И. А. Гофф «Русское поле».

Анализ стихотворения «Русское поле»:

— Как
вы думаете, о чём это стихотворение? Почему оно так называется?


Какие пословицы о поле вам известны?


Почему авторы фильма дали ему такое название?


Какие образы в стихотворении привлекли ваше внимание?

— Как
вы понимаете слова «Здравствуй, русское поле, я – твой тонкий колосок»?

Найдите тропы в стихотворении:

Метафора
(поле – жизнь, судьба)

Сравнение
(я твой тонкий колосок)

Лексический
повтор (поле, русское поле)

Риторическое
обращение («Здравствуй, русское поле!»)

Чередование женской и мужской рифмы придаёт
стихотворению напевности, хорей, разбавленный дополнительными слогами, не
сбивает особой ритмичности. Неоднократное
повторение обращения «поле, русское поле» олицетворяет его,
приближает к читателю и лирическому герою.  Лирический герой определяет
себя как колосок, как частичку русского поля, русской природы. Это и его
Родина, и философское переосмысление жизни. Поле — это символическое
восприятие свободы, надежды, светлого будущего: «Верю молчанью, как обещанью,
/Пасмурным днем вижу я синеву».

11.  
Первичное закрепление. Работа над идейно-художественным содержанием стихотворения И. А. Гофф
«Русское поле».

Инна Гофф так рассказывает об истории
создания этого стихотворения: «Написала, потому что люблю поле, потому что
родилась в России. Таких нигде и нет, наверное… Как мала суша в сравнении с
такой «равниной моря», так малы города в сравнении с ширью наших полей. Полей…
Это ничем не заслоненный вид на край света, из-за которого утром всплывает
солнце и за которым оно прячется к ночи… Золотое шумящее поле налитых колосьев
было последним видением моего отрочества».

12.  
Знакомство с краткой биографией русского
писателя Д.В.Григоровича, на с.56-57

            В повести
«Пахарь» писатель также обращается к фольклору и этнографии как иллюстративному
внешнему колориту для изображения и идиллических картин народной жизни, и самих
крестьянских персонажей. Он стремился разглядеть поэтические начала в
крестьянском труде, в занятиях крестьян: в пахоте, в уборке, обряде «обряжения»
последнего снопа, мудрости крестьянина, единении его с природой и родной
землей. Именно в этом укладе сельской жизни народа, по мнению Григоровича,
можно увидеть «настоящее русское поле», услышать народную речь и настоящую
русскую песню и ощутить причастность к народному миру: «Сладко забьется ваше
сердце, если только вы любите эту песню, этот народ и эту землю»6.

            Впервые повесть
была опубликована в «Современнике» в 1856 году. В центре повествования, как это
не необычно для художественного произведения, — изложенные в форме эссе
собственные взгляды Григоровича, проиллюстрированные затем во второй части
повести образами старика-крестьянина Ивана Анисимовича и его «второго Я» — сына
Савелия. Такой прием – изображения отстаиваемой автором идеи с помощью двух
персонажей, позволяющих представить человека в его разные возрастные
периоды – перехода от молодости к зрелости
 (Савелию тридцать лет) и
старости – дает возможность подчеркнуть непреходящую ценность и даже вечность
того, с чем настойчиво предлагает нам познакомиться и в правильности чего
надеется нас убедить идеолог — писатель.

СЮЖЕТ  

Повесть «Пахарь»,
состоящая из тридцати двух небольших глав.
 Начинается повествование, как и водится у писателей
славянофильского направления, с критики цивилизации вообще и города, в частности.
«…Я страшно тяготился городом!», — с первых строк сообщает нам автор. Поэтому
покидая город, с его «шумом, суматохой и возней», с физиономиями его жителей,
«как бы скроенными на один лад», «я как будто воскрес душой». 

13.  
Информация о домашнем задании,
инструктаж по его выполнению.

Прочитать
главы из повести «Пахарь» (в сокращении) на с.58-67, подготовиться к пересказу.

14.  
Рефлексия (подведение итогов
занятия).

Подведём итог всему, о чём мы говорили.

— С какими поэтами и писателями познакомились?

— В чём особенность их творчества?

— Вместе со своими
стихами Никитин, Гофф и многие другие поэты представляют значительное
художественное явление нашего времени. Стихотворения о природе – это провод от
одной души к другой. Природа защищает человека от злобы, подлости, даёт нашей
душе свет, надежду, любовь и нежность.

Цели:
познакомить юных читателей с
произведением, которое поможет понять участь обездоленных детей России XIX в.,
вынужденных ради куска хлеба заниматься непосильным трудом, рисковать жизнью.

Ход урока

1.Организационный момент

2. Работа по теме урока

Григорович Дмитрий Васильевич (1822 – 1899), прозаик, переводчик.
Родился 19 марта (31 н. с.) в Симбирске в семье небогатого помещика. Рано
остался без отца, воспитывался матерью, француженкой по происхождению,
говорившей только по-французски, поэтому русскому языку учился у дворовых.

Образование получал в частных немецких и французских пансионах в
Москве (1832 – 35).

В 1836 поступил в Петербургское Главное инженерное училище, где
подружился с Ф. Достоевским. Карьера офицера его не привлекала, поэтому
Григорович покидает училище

в 1840 и поступает в Академию художеств, но скоро оставляет и ее.

В 1842 определяется на службу в Дирекцию императорских театров,
заводит круг знакомств среди литераторов. В 1845 сотрудничает с Н. Некрасовым в
альманахе “Физиология Петербурга”, пишет очерк “Петербургские шарманщики”,
отмеченный Белинским. В 1847 выходит повесть “Антон Горемыка”, принесшая
Григоровичу настоящую литературную славу и единодушное одобрение читателей,
писателей и критиков.

Далее следуют “Проселочные дороги” (1852), “Рыбаки” (1853),
ставшие заметным явлением в литературной жизни того времени.

Следующие произведения Григоровича “Переселенцы” (1855) и “Пахарь”
(1856) были встречены критически, поскольку от него ждали иного. В этот период
шла острая борьба между сторонниками “чистого искусства” и революционными
демократами, но Григорович стремился остаться от нее в стороне: “…Право, душу
теснят статьи, исполненные ненависти… ” – писал он Некрасову.

В 1858 – 59 писатель принял приглашение Морского министерства
совершить путешествие на военном корабле, о чем рассказал в путевых очерках
“Корабль “Ретвизан”, в которых нашел место для описания архитектуры и искусства.
Он был известен как знаток скульптуры и живописи и коллекционер.

С 1864 занял пост секретаря Общества поощрения художников, где
проработал около двадцати лет, оставив литературное творчество.

В 1883 Григорович возобновляет литературную деятельность повестью
“Гуттаперчевый мальчик”, названной критикой “маленьким шедевром”. В эти же годы
выступает как переводчик (повесть П. Меримо “Этрусская ваза”).

В последние годы жизни работает над “Литературными
воспоминаниями”, рисуя для будущих поколений портреты И. Тургенева, Л. Толстого
и других. Умер Григорович 22 декабря 1899 (3 января 1900 н. с.) в Петербурге.
Похоронен на Волковом кладбище.

Анализ повести «Пахарь»

Прежде ,чем мы приступим к анализу повести разберм понятие
славянофилы.

(Славянофи́льство — литературно и религиозно-философское течение
русской общественной и философской мысли[1], оформившееся в 30-х—40-х годах XIX
века[2] и ориентированное на выявление самобытности России, её типовых отличий
от Запада[3]. Представители ( т.е. славянофилы) выступали за развитие особого
русского пути, отличного от западноевропейского[4]. Развиваясь по нему, по их
мнению, Россия способна донести православную истину до впавших в ересь и атеизм
европейских народов[5]. Славянофилы утверждали также о существовании особого
типа культуры, возникшего на духовной почве православия, а также отвергали
тезис представителей западничества о том, что Пётр I возвратил Россию в лоно
европейских стран, и она должна пройти этот путь в политическом, экономическом
и культурном развития)

В 50-е гг. Дмитрий Григорович возвращается к изображению жизни
крестьян в таких повестях, как «Пахарь» (1853), «Кошка и мышка» (1857),
«Пахатник и бархатник» (1860), снова показывая конфликт между тружеником и
тунеядцем-барином, который его обирает. 

В повести «Пахарь» писатель также обращается к фольклору и
этнографии как иллюстративному внешнему колориту для изображения и идиллических
картин народной жизни, и самих крестьянских персонажей. Он стремился разглядеть
поэтические начала в крестьянском труде, в занятиях крестьян: в пахоте, в
уборке, обряде «обряжения» последнего снопа, мудрости крестьянина, единении его
с природой и родной землей. Именно в этом укладе сельской жизни народа, по
мнению Григоровича, можно увидеть «настоящее русское поле», услышать народную
речь и настоящую русскую песню и ощутить причастность к народному миру: «Сладко
забьется ваше сердце, если только вы любите эту песню, этот народ и эту
землю»6.

Впервые повесть была опубликована в «Современнике» в 1856 году. В
центре повествования, как это не необычно для художественного произведения, —
изложенные в форме эссе собственные взгляды Григоровича, проиллюстрированные
затем во второй части повести образами старика-крестьянина Ивана
Анисимовича и его «второго Я» — сына Савелия. Такой прием – изображения
отстаиваемой автором идеи с помощью двух персонажей, позволяющих
представить человека в его разные возрастные периоды – перехода от молодости к
зрелости
 (Савелию тридцать лет) и старости – дает возможность
подчеркнуть непреходящую ценность и даже вечность того, с чем настойчиво
предлагает нам познакомиться и в правильности чего надеется нас убедить идеолог
— писатель.

Работа с текстом повести

1.   
От имени кого ведется повествование?

2.   
Приехав в поселок автор поселился в доме. Где находился этот дом и
как автор его описывает?

3.   
Чем по мнению автора отличается город от деревни. Найдите в тексте
и прочитайте.

4.   
Приезжая в поселок автор вместо старика-пахаря встречает его сына
Савелия. Что случилось со старым пахарем ?

5.   
Как автор описывает Савелия?

6.   
Чем пахота была по мнению Анисимыча для пахаря.

7.   
Как относится Анисимыч к деньгам?

8.   
Почему народ обращается за советом к Анисимычу? Какие советы дает?

9.   
Сколько лет в «полях» провел старик?

10. 
Что для старика –пахаря было «целым миром»?

11. 
Каких примет придерживался Анисимыч?

12. 
Какое неожиданное событие произошло в жизни пахаря?

13.Как Анисимыч решил вопрос о рекрутстве своих сыновей?

14. Кто такой Карп ? Опишите его.

15.Как природа показана в день похорон старого – пахаря ?

16. Что по мнению автора заслуживает прочного воспоминания о
человеке.

СЮЖЕТ  

Повесть «Пахарь», состоящая из тридцати двух небольших глав. Начинается
повествование, как и водится у писателей славянофильского направления, с
критики цивилизации вообще и города, в частности. «…Я страшно тяготился
городом!», — с первых строк сообщает нам автор. Поэтому покидая город, с его
«шумом, суматохой и возней», с физиономиями его жителей, «как бы скроенными на
один лад», «я как будто воскрес душой».

ВЫВОД

Далее, как водится, и большим дорогам: ведь они — почти те же
города! «Это бесконечно длинные, пыльные и пустынные улицы, которыми города
соединяются между собой; местами та же суета, но уже всегда и везде
убийственная скука и однообразие» Одно спасение – проселки! На них «и жизнь
проще и душа спокойнее в своем задумчивом усыплении 
. На них
впервые можно услышать народную речь, русскую песню и вообще узнать жизнь
народа. Проселок окружен природой в ее первозданной прелести. Тут и стаи птиц,
и река, и клин соснового бора. Отсюда начинают расстилаться поля. 

 Как полагали славянофилы, природа, согласно Григоровичу,
играет в жизни человека огромную роль.
 Именно она способствует
«опрощению» души, как идеал – ее задумчивому усыплению, освобождению от всего
того, что насело на нее в городах, в разговорах со столичными умниками,
кичащимися философией.

Средством, обеспечивающим «простую жизнь» человека является,
естественно, сельскохозяйственный труд.
 «…Сельская
жизнь улучшает человеческую природу». Предоставляя мало развлечений, она сосредотачивает
мысли и делает их яснее, а главное – «усмиряет гордость»! Действие это
совершенно противоположно действию города. В городе все заставляет человека
поверить в свою силу и способности, а это, по Григоровичу, гордыня,
разновидность зла.

 Изложив основы своего нового мировоззрения, Григорович
переходит к его художественному оформлению. Перед нами –
материализовавшийся в середине ХIХ столетия сказочный богатырь-крестьянин
Микула Селянинович, называемый автором Савелием.
 Он красив и силен,
ведет себя спокойно и достойно. «…Вся фигура его, окаймленная золотыми
очертаниями, красиво рисовалась перед рощей, потопленной голубоватой тенью».
Это, как мы уже сказали, как бы главный герой повести – старик — в свои зрелые
годы. Сам же Иван Анисимыч, доживающий восьмой десяток, – из породы
природных «первобытных пахарей
», исчезновению которых неумолимо
способствует наступающий на деревню город в виде «фабричного промысла»,
повсеместно насаждающего пьянство, гулянки, хитрость и пронырство. Это зло
порождает другое – деньги. Настоящему же человеку – пахарю, как заявляет
Анисимыч, деньги не нужны: был бы хлеб святой, а его всегда можно на любой
товар обменять.  

Анисимыч – природный человек. Вся его жизнь с малолетства
прошла в полях. Он знает все обо всем и в своей деятельности безошибочно
руководствуется приметами. «…Приметы эти наполняли жизнь его, они управляли
каждым его действием: не брался он ни за какое дело, не посоветовавшись сначала
с знамениями, которые природа, как нежная мать, заботливо рассыпает по лицу
своему в назидание человеку, отдавшему ей свое существование. Не голос ли божий
слышится нам в этих знамениях?».  

Олицетворением этой правильности поведения и чистоты помыслов у
писателя оказывается образ пахаря, только что мирно умершего. «Каждый из
присутствовавших подходил к гробу, кланялся в землю и целовал эти честные
смуглые пальцы, которые, в продолжение семидесяти лет, складывались только для
труда и для крестного знамения»  

 РЕФЛЕКСИЯ

1).Что вы узнали о писателе?

2).Каким должен быть человек, чтобы заслужить всеобщее признание и
уважение?

3).Можно ли сказать, что без любви к родному краю возможно
создавать произведения о природе?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Написать отзыв о повести «Пахарь» ,используя памятку.

Я спросил о том, что произошло три дня тому назад.

– И бог знает, как сказать, что такое! – произнес Савелий, заботливо тряхнув головою, – пошел он к лошадям корму засыпать. Он ведь у нас до лошадей-то охотник: никто и не подходи окромя его! Стали это я да брат его уговаривать; видим, чуть на ногах держится, и матушка к нам пристала. Опять не послушал: «Ничего, говорит, авось, как промнусь, легче будет!…» Ничего ведь с ним не сделаешь!… Вот матушка и говорит нам, мне да брату: «Что-то, говорит, долго старик нейдет; поглядите-ка сходите, где он…» Пошли мы с братом; глянули под навес, а он там и лежит. Стали спрашивать: слова не добьешся, лежит словно мертвый; так без языка домой и принесли. С тех самых пор не вставал, трое суток без языка лежит!…

– Надо было тотчас же кровь пустить, как же вы не подумали об этом? – воскликнул я, нимало не сомневаясь, что старик остался бы жив, если бы приняты были своевременно меры.

– Брат и то два раза ездил, – сказал Савелий, – два раза кровь отворяли – не пошла только! должно быть, сильно уж она в нем запечаталась! Так уж, знать, господь уставил, что помереть ему надо! уж, видно, не топтать ему травы! – заключил он спокойным, но таким грустным голосом, что у меня екнуло на сердце.

С последними словами Савелий приложил ладонь к глазам в виде зонтика и пристально посмотрел в поле. Так как в последнее время слова его часто сопровождались этим движением, я невольно взглянул в ту сторону. На дороге, которая вилась по полю, я увидел бабу. Она быстро подвигалась вперед, иногда даже принимались бежать; она махала руками и направлялась прямо к опушке рощи.

Савелий между тем поставил наземь короб с зерном. Он не отымал ладони or глаз. По мере того, как баба приближалась, я заметил, что в чертах пахаря проступало беспокойство, брови его судорожно изгибались, ноздри вздрагивали; весь он превращался, казалось, в зрение. Немного погодя я мог различать черты приближавшейся женщины; это была жена Савелья.

XVIII

Она остановилась еще раз, чтобы перевести дух, и пустилась бежать быстрее прежнего,

– Савелий! Савелий! домой ступай! скорее ступай домой! – крикнула она, когда была еще на дороге.

Лицо ее было красно и выражало все признаки сильнейшего замешательства; крупные капли пота текли по разгоревшимся щекам вместе с слезами, которыми вымочены были ее глаза и ресницы; беспорядок в ее чертах и одежде показывал беспорядок и смущение чувств.

– Что случилось? – спросили мы.

– Батюшка отходит!… ступай прощаться!… – проговорила она, прижимая руки к груди и едва переводя одышку.

Я взглянул на Савелья. Он стоял с понурою головою и тяжело опущенными руками; с минуту стоял он, как громом пораженный. Можно было думать, что. говоря со мною за несколько минут о смерти родителя, он не верил в душе, чтобы она пришла так скоро… Heт такого очевидного горя, в котором человек не старался бы обмануть себя и не подкреплял бы себя надеждой. В простонародье существует даже поверье, что лучшее средство избавиться от несчастья заключается в том, что надо говорить о нем, как о предмете верном, несомненном. Меня поражало, однако ж, в пахаре его внешнее спокойствие: лицо его было скорее грустно-задумчиво, чем взволновано; только вздрагивающие веки и ноздри изменяли ему. Жена его между тем заламывала руки, била себя кулаком в грудь и разливалась-плакала.

– Ступай же скорей… совсем уж отходит… простись поди… чего ты стоишь? – говорила она, дергая его за рукав. – все наши в избе давно… за дядей Карпом поехали… пойдем скорей… я подсоблю с лошадьми управиться! – заключила она, поспешно направляясь к лошадям, щипавшим траву на меже.

Савелий несколько секунд оставался недвижен; наконец он медленно, как бы стараясь привести себя в память, провел ладонью по волосам, тяжко вздохнул, перекрестился и пошел за женою.

В движениях его, когда он припрягал лошадь в подводу, не было заметно малейшей суетливости: он не забыл ни одного ремешка, ни одной мелочи, хотя мысли его, очевидно, были далеки от дела. Он точно не видел и не слышал жены: во все время он слова ей не сказал, даром что она не переставала тормошить его, суетилась без толку, плакала и говорила без умолку, вычисляя, в скорбных выражениях, добродетели умирающего. Наконец воз был увязан, лошади взнузданы, соха перекинута сошником кверху, и они оставили ниву. Я пошел за ними.

Поля начинали покрываться красноватым блеском: одни межи ярко освещались солнцем, глядевшим между рощами, и тени от рощ захватывали иногда целые участки. Поля пустели. Кой-где на отдаленной пашне золотилось облако пыли, и из него выглядывала лошадь с сидевшим на ней пахарем, который возвращался с работы. Птицы несметными стаями кружились высоко в небе; но отставая постепенно друг от дружки, они опускались в рощи. Тени между тем быстрее бежали вперед, и вместе с тем с каждою минутой умолкала шумная деятельность поля.

XIX. ПАХАРЬ

Я знал отца Савелия еще в детстве. Но не одни воспоминания прошлого привязывали меня к нему и заставляли сожалеть о нем: можно сказать без преувеличения, что вместе с ним весь околоток лишался одного из самых почтенных, самых достойных стариков своих.

Иван Анисимыч, или просто Анисимыч (так звали старика), принадлежал к числу тех трудолюбивых, деловых пахарей старого века, которые, к величайшему сожалению, переводятся год от году. Особенно редко теперь встречаются в наших местах. По мере того как развивался у нас фабричный промысел, возделывание полей приходило в упадок; челнок, красная рубаха и гармония заметно сменяли соху, балалайку и лапти; вместе с тем заметно также исчезал тип настоящего, коренного, первобытного пахаря. В последние дни один Анисимыч исключительно, можно сказать, жил своим полем. Его не сокрушали даже неурожайные годы. Он продолжал пахать, боронить и сеять даже в то время, когда фабрики стали приносить очевидные выгоды против пашни. Но не упрямство управляло им, не закоснелая привычка к старому прадедовскому ремеслу; не управляли им также расчет и тонкая сметливость: старик нимало не соображал о том, что не век же продлятся неурожайные годы, не век же миткалю будет цена высокая! В уме его было меньше, может быть, хитрости и пронырства, чем у любого тридцатилетнего фабричного щеголя. Наконец, мне сказывали, он считал даже грешным делом вперед загадывать: «что будет, то все в руце господа; словесами либо думой тут не поможешь», говорил он. Старик не расставался с полями потому только, кажется, что свыкся с ними и шибко к ним привязался. Мудреного нет: он начал привыкать к ним еще в то время, когда покойная мать, отправляясь на жниво, носила его туда в люльке. А это было очень давно: Анисимыч доживал уже теперь восьмой десяток.

XX

С мыслию о смерти пахаря вся простая жизнь его, исполненная безропотного, неусыпного труда и детского простодушия, ясно представилась моему воображению; даже мелкие черты характера и ничтожные эпизоды его скромного существования, которые давным-давно были мною забыты, стали выясняться, как бы для того, чтобы в минуту смерти оставить о нем еще больше сожаления.

Меня особенно поражали в нем всегда необычайная кротость нрава, чистота помыслов и благочестие. Единственная вещь, быть может, которой не любил он, было миткалевое производство; но никогда, однако ж, не относился он с насмешкой, злобой или пренебрежением, когда речь заходила об этом предмете. Он, помнится, покручивал только седою головою и говорил: «Худое ремесло то, когда ничего не делаешь! Коли человек кормится фабриками, стало, и в них прок есть. Не хороша только жизнь фабричная – вот что похвалить нельзя; не хороши эти гулянки, да кабаки, да пищалки эти (так называл он гармонии). Что денег-то дают хозяева, – присовокуплял он обыкновенно, – за этим гнаться нечего: деньги только в соблазн вводят. Нашему брату денег не надобно; был бы хлеб святой. Есть хлеб, ни в чем, значит, недостатка не будет, потому хлеб всем надобен, всякому то есть человеку; на что хочешь можно променять его!… По-моему, пахота самое, выходит, первое дело! – заключал всегда старик, редко пропускавший случай поговорить о ремесле своем, когда был в духе, и стараясь при этом выставлять все его выгоды. – Да! пахота всякому ремеслу голова! Какое ни есть рукомесло, уж это все, значит, живешь при нем, как словно не в удовольствии: фабриканту ли какому или хозяину работаешь, им, примерно, и отвечать должон. Люди-то неравны – вот что! И хорошо сделаешь, всеми силами стараешься, да не угодишь; ну, сердце-то и кипит в тебе, все не в удовольствии… Ну, а с пахотой этого не бывает: сам себе работаешь, сам себе и отвечаешь: старался – значит, тебе же хорошо; поленился, не родилось ничего – сам, выходит, на себя и пеняй!… И живешь покойнее, потому, выходит, серчать не на кого: весь ты, как есть, во власти господней!»

  • От имени какой героини написаны многие рассказы ирины пивоваровой
  • От ивана петина ушла жена название рассказа
  • От души как пишется слитно или раздельно
  • От дружбы до любви рассказ на дзен мария ивановна
  • От дружбы до любви рассказ на дзен гл7