Таблица лиц
Рассказы могут быть трех типов:
- От первого лица.
- От второго лица.
- От третьего лица.
В каждом меняется только стиль повествования. Для определения лица, в котором написано произведение, стоит выделить наиболее часто встречающиеся личные местоимения: я, мы, ты, они и прочие.
Затем можно воспользоваться таблицей лиц:
Единственное число | Множественное число | |
Первое лицо | я | мы |
Второе лицо | ты | вы |
Третье лицо | он, она, оно | они |
Определив наиболее часто встречающиеся личные местоимения, необходимо выделить главного героя повествования. Это определенный персонаж? Это вы? Это сам автор?
- Если сам автор и является рассказчиком, то повествование ведется от первого лица. Это как будто автор сидит рядом с вами и рассказывает все в приватной беседе: я пошел, я сделала, я смогла и все в этом духе.
- Рассказы от второго лица не обрели популярность, хотя и весьма интересны. В этом случае автор обращается к аудитории и представляет все так, будто это читатель совершает действия: вы сделали, ты идешь, ты смотришь, ты видишь.
- Рассказ от третьего лица наиболее популярен и встречается чаще всего: она смогла, он рассказал, они ушли.
Зачем писать сочинение
Сочинение — письменная самостоятельная работа, которая демонстрирует умение автора излагать мысли по заданной теме. Как правило, сочинения пишутся только от руки.
Написание сочинений развивает:
- логическое мышление;
- умение критически мыслить;
- навык поиска необходимой информации;
- творческое начало;
- навык грамотно формулировать мысли.
Сочинение отличается от эссе по литературе, истории или английскому языку по структуре и целям.
Типы рассказов
Литература может быть художественной и не художественной. В основном рассказы от первого лица характерны для художественной литературы, где повествование идет от имени героя.
Нон-фикш от первого лица также встречается, хоть и намного реже. Чаще всего написание от первого лица в этом случае ведется во множественном числе: не «я», а «мы». Примером такого рассказа может быть лабораторный журнал, в котором встречаются отрывки типа «…мы провели эксперимент…», «…я сделал замеры…» и тому подобные.
Не стоит путать их с отрывками вроде «…наша группа сделала открытие…», поскольку в этом случае рассказ будет вестись от третьего лица. «Наша группа» может быть заменена на «группа», а затем на «она». «Наша» не должна вас путать. В рассказах от первого лица значение имеют только личные местоимения без предлогов.
Человек должен быть интеллигентным
Человек должен быть интеллигентным! А если его профессия не нуждается в интеллигентности? А если он не смог получить образование: так сложились обстоятельства? А если эта интеллигентность сделала его “белой вороной” среди сотрудников, друзей, родных, становится помехой сближения с другими людьми? Нет, нет и еще раз нет! Интеллигентность нужна при любых обстоятельствах. Она нужна вам и тем, кто вас окружает. Это очень и очень важно, прежде всего, для того, чтобы жить счастливо и долго: именно так, долго!
Подробнее…
Плюсы рассказов от разных лиц
- Если автор хочет показать максимальный накал эмоций, то он будет использовать рассказ от первого лица. Это как будто герой сам повествует о своих похождениях и переживаниях, читатель проникается его историей и начинает сопереживать. Гораздо легче сочувствовать тому, кто, пусть и в вашем воображении, сидит перед вами и рассказывает что-то.
- Рассказы от второго лица не снискали особой популярности. Дело в том, что они слишком узкоспециализированы: мужчине, к примеру, вряд ли понравится читать книгу, в которой пестрит женский род: ты сделала, ты посмотрела, ты услышала. И даже если рассказ читает барышня, то она может быть несогласна с действиями главной героини. Из-за этого пойдет отторжение от истории, появится неприязнь к ней, и в итоге книга будет забыта на самой пыльной полке.
- Рассказы от третьего лица позволяют автору рассматривать историю не только с позиции главного героя, но и от других персонажей. Благодаря этому можно увидеть картину происходящего целиком, не оставаясь прикованным к одному человеку.
Факторы доверия блогеру
Способ подачи информации от своего лица имеет ряд преимуществ. Главное – это возможность завоевать доверие читателя. Общение от своего лица – это общение реального человека со своими принципами, опытом и взглядами. Получить совет из рук в руки намного приятней, чем просто почитать сухую энциклопедическую выдержку. И как для подростка приоритетным является мнение друзей, так и для любого человека мнение реального человека, испробовавшего на себе то, о чем пишет, тоже важнее книжных истин.
Существенной является и позиция автора блога. Особенно для того, кто это мнение разделяет. Если автор со знанием дела говорит об объекте или явлении, к нему, как и к любому профессионалу, невольно проникаешься доверием и уважением – человек знает, о чем рассуждает. Такому блогеру следует остерегаться только одного – менторства. Идеализация своего мнения и возвышение его над мнениями других, излишняя поучительность могут оттолкнуть читателей блога.
Пример рассказов по лицам
Если у вас все еще остается вопрос «От первого лица — это как?», то далее вы найдете несколько примеров рассказов по разным лицам. Они помогут вам научиться определять, в каком ключе составлен текст.
- «Сестра кинула на меня взгляд, полыхающий недовольством. Я не знал, чем оно вызвано, а потому попытался сгладить его слабой улыбкой. Что мне оставалось? Только смотреть на сестру и ждать развязки».
Несмотря на то что есть несколько личных местоимений, рассказ написан от первого лица. Как это определили? Главный герой — мужчина, который рассказывает о себе и своих переживаниях. Эмоции его сестры для него непонятны.
- «Ты посмотрела на брата, стараясь сдержаться от ругани. Вот как так? Почему? Как вы вообще оказались в этой ситуации? Ты не знала, и злые взгляды — это единственное, что тебе осталось».
Та же ситуация, только рассказ написан от второго лица. Возможно, он даже показался вам странным, поскольку подобные формы повествования для нас непривычны.
- «Она сцепила зубы и бросила недовольный взгляд на брата. Тот ответил ей извиняющейся улыбкой в попытке успокоить. Было странно смотреть друг на друга в такой ситуации, но им ничего не оставалось».
Рассказ от третьего лица. Теряется эмоциональность произведения, однако затронуты обе стороны конфликта.
Примеры сочинений
Библиография
- (фр.) Баргийе Ф.
Роман XVIII века = Le Roman au XVIIIe siecle. — Париж: PUF Litteratures, 1981. — ISBN 2-13-036855-7. - (фр.) Бенвенист Э.
Общая лингвистика. — М.: Прогресс, 1974. - (фр.) Каннон Б.
Повесть о внутренней жизни = Narrations de la vie interieure. — Париж: Klincksieck, 1998. — ISBN 2-911285-15-8. - (фр.) Démoris, René.
Le temps du vertige // Le Roman à la première personne: du classicisme aux lumières (фр.). — Geneva, Switzerland: Librairie Droz S. A., 2002. — 506 p. — (Titre courant). — ISBN 2-600-00525-0. - (фр.) Pierre Deshaies, Le Paysan parvenu comme roman a la premiere personne
, [s.l. : s.n.], 1975 ; - (фр.) Beatrice Didier, La Voix de Marianne. Essai sur Marivaux
, Paris: Corti, 1987, ISBN 2-7143-0229-7 ; - (фр.) Philippe Forest, Le Roman, le je
, Nantes: Pleins feux, 2001, ISBN 2-912567-83-1 ; - R. A. Francis, The Abbe Prevost’s first-person narrators
, Oxford: Voltaire Foundation, 1993, ISBN 0-7294-0448-X ; - (фр.) Jean-Luc Jaccard, Manon Lescaut. Le Personage-romancier
, Paris: Nizet, 1975, ISBN 2-7078-0450-9 ; - (фр.) Annick Jugan, Les Variations du recit dans
La Vie de Marianne
de Marivaux
, Paris: Klincksieck, 1978, ISBN 2-252-02088-1 ; - Marie-Paule Laden, Self-Imitation in the Eighteenth-Century Novel
, Princeton, N. J.: Princeton University Press, 1987, ISBN 0-691-06705-8 ; - (фр.) Georges May, Le Dilemme du roman au XVIIIe siecle, 1715-1761
, New Haven: Yale University Press, 1963 ; - (фр.) Ulla Musarra-Schroder, Le Roman-memories moderne : pour une typologie du recit a la premiere personne, precede d’un modele narratologique et d’une etude du roman-memoires traditionnel de Daniel Defoe a Gottfried Keller
, Amsterdam: APA, Holland University Press, 1981, ISBN 90-302-1236-5 ; - (фр.) Vivienne Mylne, The Eighteenth-Century French Novel, Techniques of illusion
, Cambridge: Cambridge University Press, 1965, ISBN 0-521-23864-1 ; - (фр.) Valerie Raoul, Le Journal fictif dans le roman francais
, Paris: Presses universitaires de France, 1999, ISBN 2-13-049632-6 ; - (фр.) Michael Riffaterre, Essais de stylistique structurale
, Paris: Flammarion, 1992, ISBN 2-08-210168-1 ; - (фр.) Jean Rousset, Forme et signification
, Paris: Corti, 1962, ISBN 2-7143-0356-0 ; - (фр.) Jean Rousset, Narcisse romancier : essai sur la premiere personne dans le roman
, Paris: J. Corti, 1986, ISBN 2-7143-0139-8 ; - English Showalter, Jr., The Evolution of the French Novel (1641–1782)
, Princeton, N. J. : Princeton University Press, 1972, ISBN 0-691-06229-3 ; - Philip R. Stewart, Imitation and Illusion in the French Memoir-Novel, 1700-1750. The Art of Make-Believe
, New Haven & London: Yale University Press, 1969, ISBN 0-300-01149-0 ; - (фр.) Jean Sgard, L’Abbe Prevost : Labyrinthes de la memoire
, Paris: PUF, 1986, ISBN 2-13-039282-2 ; - (фр.) Loic Thommeret, La Memoire creatrice. Essai sur l’ecriture de soi au XVIIIe siecle
, Paris: L’Harmattan, 2006, ISBN 978-2-296-00826-7 ; - Martin Turnell, The Rise of the French novel
, New York: New Directions, 1978, ISBN 0-241-10181-6 ; - Ira O. Wade, The Structure and Form of the French Enlightenment
, Princeton, N. J.: Princeton University Press, 1977, ISBN 0-691-05256-5 ; - Ian Watt, The Rise of the Novel
, Berkeley & Los Angeles: University of California Press, 1965, ISBN 0-520-01317-4 ; - Arnold L. Weinstein, Fictions of the self, 1550-1800
, Princeton, N.J. : Princeton University Press, 1981, ISBN 0-691-06448-2 ; - (фр.) Agnes Jane Whitfield, La Problematique de la narration dans le roman quebecois a la premiere personne depuis 1960
, Ottawa: The National Library of Canada, 1983, ISBN 0-315-08327-1.
О войне — от первого лица. Михаил Честнейший
Warspot открывает цикл материалов, посвящённых ветеранам Великой Отечественной войны. В этом цикле воспоминания ветеранов будут публиковаться практически без редакционных вставок — только прямая речь людей, прошедших войну и доживших до наших дней. Наш первый герой — Михаил Петрович Честнейший. Он родился в 1926 году в селе Высокое Прилукского района Черниговской области. Служил радистом в 308-й стрелковой Латышской Краснознамённой дивизии. Последние пятнадцать лет живёт в Минске. Михаил Петрович рассказывает о том, что подтолкнуло его стать добровольцем в 17 лет и как накануне Победы сдавались гитлеровцы.
У меня трагедия получилась: мама меня родила и умерла. Медицина в то время слабая была. Но имя она мне дала — так мне рассказывали. Отец позднее женился, а меня дедушка и бабушка по отцу забрали в Прилуки. Потом через некоторое время и Колю, моего старшего брата: как же нас разлучать.
1941 год. Меня утром послали за хлебом. Я пришёл — в магазине небольшая очередь, женщины стоят, хлеб ещё не привезли. Идёт разговор, и одна женщина говорит: «Война началась». На неё начали шипеть: не говори никому, этого не может быть! Ведь тогда пакты были заключены между Германией и Советским Союзом. Но никто этому, между прочим, не верил — люди говорили, что война будет. Мужчины зрелого возраста стояли в очередях у киосков, где продавали газеты, чтобы почитать, что пишут.
У нас в городе Прилуки была центральная улица Ленина. Каждое воскресенье по этому кварталу гуляла молодёжь. Дальше — сад, там проводились танцы. Началась война, и всё это движение по улице прекратилось сразу же. Улицы стали пустые — как вымерли, только ветер гонял обрывки газет и афиш.
Утром рано стук в ставни. Мы открыли — там тётя Нина, сестра отца. Она жила в Чернигове, её муж был областным специалистом по геодезии. Тётя приехала из Чернигова и пришла к нам: «Что вы сидите, там немцы!» В тот же день она отправилась в военкомат и вернулась с документами: формировался эшелон на эвакуацию. Мы сложили вещи в узлы и поехали на погрузочную станцию.
У нас были проездные документы до Фрунзе: там жил наш дядя, туда мы и стремились. Во Фрунзе нас встретили. Красивый новый город, улицы широкие, дубовый парк, аллеи, белый хлеб продают. А через месяц всё свернулось и всех на карточки посадили. Нам, иждивенцам, 400 граммов хлеба давали.
Колю в армию забрали прямо из школы в марте 1943 года и повезли в военное миномётно-пулемётное училище. И вот мы получаем от него письмо, датированное 25 августа: «Едем на [цензура зачеркнула] фронт». А в сентябре мы получаем похоронку: 29 августа Коля был убит… Это стало для меня страшным ударом.
В тот день мне приснился сон. Я держу три бумажки: похоронки на отца, Колю и дядю Юру, брата отца. Одна отпадает, и вторая отпадает, остаётся в руках Колина. Я сплю, это сон. И в это время крик. Я вскочил — тётя Ира держит эту похоронку в руках и кричит.
Я окончил Школу фабрично-заводского обучения и уже работал мастером по ремонту линий связи во Фрунзе. Но после этой трагедии я отправился в военкомат и написал заявление о добровольном вступлении в армию. Мне шёл 17-й год. В октябре 1943 года меня вызвали на медкомиссию. Когда спросили, куда хочу, в какие войска, я лихо ответил: «В кавалерию!».
Я получил повестку, собрал котомочку и поехал в Ташкент. Там были военные курсы, где учили радистов. Мне вдолбили азбуку Морзе так, что я до сих пор сижу и лозунги, слоганы проигрываю на азбуке Морзе: сначала всё по порядку, потом назад, потом через слово. На занятиях азбуку Морзе учили, а на перерыве выйдешь — из репродуктора тоже азбука Морзе стучит. Хотя были и обычные передачи, конечно. Но нам напоминали: ты — радист, слушай внимательно.
Когда нас отправляли на фронт в 1944 году, всё выдали новое, с иголочки. Только оружия не дали. Отправили нас в Мытищи — это районный центр под Москвой, где делали и делают вагоны метро. А тогда там изготавливали самоходные артиллерийские установки. Там мы оказались в школе старших радистов. Я как раз сидел на занятиях, когда приехали «купцы» — мы так называли тех, кто приезжал забирать радистов в воинские части. Есть такие знаменитые Раковецкие лагеря между Москвой и Горьким. Там формировалась 308-я латышская стрелковая дивизия, где и началась моя боевая жизнь.
Работы было полно. Только встали — лопаты в руки, копаем накаты, блиндажи, чтобы хоть от какого-то снаряда укрыться. Обстреливали нас миномётами, артиллерия, авиация бомбила. Я как-то попал под пулемётную очередь. Шёл в сторону тыла с переднего края фронта. С опушки леса дали очередь по мне. Так вот, пули не просвистели — они прожужжали. До этого на той же дороге был убит молодой офицер.
7 мая 1945 года шёл бой под хутором Лукни. Я даже не слышал — понял только, что меня что-то ударило. Я глянул — осколок торчит, тонкий, как спица. Я его взял — а он горячий. Как вытащил — кровь обильно пошла. Хлопцы намотали мне американский пакет и косынку. Я походил — мне неудобно. Снял это к чёртовой матери. Но от своего аппарата не отходил.
И трусов видел. Вот был паренёк — кем он был, я не знаю. Но такой, возле кухни первый. И вот мы наступаем. Идём вместе с пехотой. Хутор проходим, а немцы по нам бьют оттуда из миномётов. И лежат старые, давно высохшие навозные кучи. Так он эту кучу разгребает и туда головой. Ну сволочь, все ребята идут, а ты что? Но ничего не сделаешь: человек есть человек.
8 мая 1945 года мы идём дорогой, а впереди населённый пункт. Там два или три двухэтажных деревянных дома. Смотрим — и не можем понять, что там происходит: дом весь в белом. Мы ещё подумали: стирка, что ли, коллективная? Стали присматриваться. В это время выходят со стороны сада немцы — у толмача белый флажок. Мы стали — и они стоят. Командир взял переводчика и пошёл к немцам — и те тоже навстречу пошли. Оказалось, это немецкий артиллерийский полк снялся с позиций и сдаётся.
9 мая под утро я дежурил. Нас осталось несколько человек. Приезжает замполит полка и объявляет: победа. По радио передали, что в Берлине к этому моменту уже подписали документы. Мы стреляли, радовались. Наши товарищи командиры — молодцы: они где-то прихватили винца хорошего на складах у немцев, закуски, и мы все, невзирая на чины и ранги, под вечер поужинали.
Шёл 1947 год — уже четыре года мы служим, и не видно, когда увольнение. Служить было некому. Мы призваны с 17 лет, хотя призывали в армию с 19. Так ещё нужно, чтоб подросли эти 19-летние. В итоге мой 1926 год увольнялся в 1950-м году — семь лет отслужили.
Рекомендовали меня на учёбу в город Иваново, в военно-политическое училище. Деваться некуда. Чтобы поступить, писали сочинение, сдавали экзамены по географии и истории.
На первом курсе учёбы, в 1949 году, первый раз нам дали отпуск, и я приехал на родину, в Прилуки. Приехал вечерним поездом и пошёл по городу пешком, прямо посередине улицы. Мои родные из эвакуации вернулись, но нашу квартиру какая-то организация уже заняла под контору. Хорошо, что там бабушкина сестра жила, и у неё остался дом. Нашёл их дом, постучал в окошко — моя тётя Ира бросилась обнимать меня от радости, что я вернулся.
Навестил родных Васи — это был близкий друг моего брата Коли, погиб в Чехословакии. Я пришёл — там плач страшный. Вот, говорю, я выжил. Коля погиб, Вася погиб, а я живой. В школьные годы они оба отличниками были. Убили тех, кто потом мог бы двигать науку.
Моя жена тоже участница войны. Она операционная сестра, простояла возле операционного стола до 1949 года. А уже в 1949 году попала к нам в училище. Наш начальник дружил с её начальником, заведующим отделением хирургии окружного госпиталя в Иваново. Так вот, мой начальник пришёл — а она там в канцелярии сидит, документы оформляет. Он говорит: пиши заявление, что ты увольняешься и поступаешь к нам в училище в санчасть. А её начальнику, своему другу, сказал: что вы себе думаете, она тут всю жизнь просидит и никогда замуж не выйдет среди вас, стариков. Надежда в тот же день была уволена из госпиталя и принята к нам в санчасть — вот как мужики сработали.
Двадцать с лишним лет я проработал в народном образовании, из них — двадцать лет в школе. Заслужил там звание «Отличник народного образования БССР». Так что не халтурил, а работал на совесть.
Простое объяснение правил русского языка. Что значит писать от первого и от третьего лица?
Содержание
- Что значит писать от первого лица?
- Что значит писать от третьего лица?
- Видео: Что значит писать от первого, третьего лица: объяснение, примеры
Рассказ от первого лица — это повествование, которое излагается персонажем или повествователем, являющимся главным участником сюжетного действия.
Что значит писать от первого лица?
Рассказ от первого лица — это рассказ от «Я» или от «Мы». Например:
- Я полетел на Марс.
- Я любил эту женщину.
- Я спустился на дно Марианской впадины.
- Мы исследовали потухший вулкан.
Если вы пишете рассказ от первого лица, используйте в нем местоимения в различных падежах.
Каким может быть рассказ с предложениями, которые вы прочитали выше?
- Постскриптум о любви.
Я любил эту женщину. Я знал, что никогда я и она не будем вместе. Она была красивой и веселой, а я был обычным и невзрачным парнем. Я издалека наблюдал, как она веселится с подругами и как за ней ухаживают красивые мужчины. Я видел, когда она влюбилась в одного из них и вскоре вышла за него замуж. Я радовался, когда у нее родился малыш, и веселая она катала его в коляске. Теперь срок моей любви истек и я рад, что я любил эту женщину. Любовь не может быть несчастной, и я благодарю за нее эту женщину.
- Как мы исследовали потухший вулкан.
На вершине потухшего вулкана мы обнаружили кратер, который порос деревьями и травой. Поскольку глубина кратера была большой, а стены практически отвесными, нами было принято решение спускаться на его дно с помощью альпинистского снаряжения. Спустившись на самое дно, мы обнаружили небольшой водопад и пещеру. Исследовать пещеру мы решили в следующий раз. Красота дикой природы, необычных цветов и деревьев поразила наше воображение.
Что значит писать от третьего лица?
Рассказ от третьего лица — это рассказ от «он», «она», «оно» или «они». Например:
- Он полетел на Марс.
- Она исследовала потухший вулкан.
- Оно прилетело сегодня с Марса.
- Они спустились на дно Марианской впадины.
При написании сочинения от третьего лица, склоняйте местоимения «Он», «Она», «Оно» и «Они» по падежам.
Каким может быть рассказ с предложениями, которые вы прочитали выше?
- Путешествие на Марс.
Сегодня на сверхмощной ракете Иван Иванов полетел на Марс. На космическое путешествие уйдет 2 года. Он совершит посадку на поверхность красной планеты. На Марсе он проведет 2 земных дня, возьмет пробы грунта и вернется на Землю. Также он оставит на красной планете капсулу, в которой будет послание для инопланетян.
- Исследование Марианской впадины.
Самая глубокая точка мирового океана находится на дне Марианской впадины. В 1960 году американский военный Дон Уолш и океанограф Жак Пикар спустились в батискафе на дно впадины. Они установили, что в грунте есть живые бактерии, а на дне живут некоторые рыбы, ранее неизвестные ученым.
Читайте больше статей о русском языке на нашем сайте:
- Как пишется НЕ с причастиями
- НЕВЫПОЛНЕНИЕ или НЕ ВЫПОЛНЕНИЕ, как пишется слитно или раздельно?
- ПОСЕРЕДИНЕ или ПО СЕРЕДИНЕ — как писать?
- НЕМНОГО или НЕ МНОГО — как пишется?
- НЕПРАВДА: как пишется слитно или раздельно?
- Как определить род, число и падеж прилагательного?
- Предметы, названия которых всегда во множественном числе.
- «Все-таки» как правильно пишется?
- Как правильно пишется слово «акклиматизация»?
Видео: Что значит писать от первого, третьего лица: объяснение, примеры
Цель: совершенствовать навыки
литературно-художественного творчества
учащихся старших классов в рамках их работы над
сочинением.
Задачи:
- Ознакомление учащихся с основными требованиями
по содержанию и оформлению школьных творческих
работ. - Формирование у учащихся системного подхода к
различным видам работ с художественными,
научным, публицистическими текстами. - Развитие у учащихся литературно-творческих
способностей письменной и устной речи.
МОДЕЛИРОВАНИЕ СОЧИНЕНИЯ.
- Выберите тему.
- Из научно-популярной и критической литературы
отберите цитаты, которые кажутся вам наиболее
удачными для включения в данное сочинение. - Каждый пункт плана оформите в виде тезиса –
суждения, требующего доказательства. - К каждому тезису подберите аргументы.
- Напишите заключение.
СПОСОБЫ ВЫДЕЛЕНИЯ В ТЕКСТЕ СОЧИНЕНИЯ
ЧУЖОЙ РЕЧИ.
Сочинение как жанр требует умения использовать
различные формы введения чужой речи в тексте
работы. К основным из них относятся:
- Цитирование через прямую речь.
- Цитирование путем использования косвенной
речи. - Конспектирование изложения точки зрения
критика, литературоведа. - Использование слов не в своем обычном значении,
в ироническом смысле (подобные слова и выражения
заключаются в кавычки).
Помните о тех речевых формах, с помощью которых
выражается ваше согласие с точкой зрения автора,
критика и т.д.:
- Я согласен с В.Г.Белинским в том, что …;
- Я принимаю точку зрения В.Г.Белинского на то, что
…; - Я полностью разделяю мысль критика на то, что …;
- Мне хотелось бы вернуться к мысли критика о том,
что …; - Раскрывая тему сочинения, попытаюсь
оттолкнуться от мысли В.Г.Белинского…
Если цитата передается путем использования
косвенной речи, помните о правильном
использовании косвенной речи, личных и
притяжательных местоимений и личных форм
глаголов. При изложении чужой мысли через
косвенную речь местоимения и глаголы
употребляются от лица пишущего, а не от лица,
которому принадлежит высказывание. Например.
В.Д.Цыбин пишет: “Пушкин моей юности совсем иной,
чем Пушкин моего детства”. Иногда при написании
сочинений возникает необходимость в сжатой,
конспективной форме передать точку зрения
критика или литературоведа на предмет вашего
анализа. Пример конспективного изложения
отрывка из статьи В.Г.Белинского: “Великий
критик считал поэму А.С.Пушкина “Евгений
Онегин” самым задушевным произведением, в
котором личность поэта отразилась наиболее
полно и разнообразно. Белинский характеризовал
“Евгения Онегина” как поэму историческую,
прежде всего потому, что в произведении дана
картина жизни широких слоев русского общества
начала XIX века. Оценивая творение Пушкина как
“оригинальное и национально-русское
произведение”, критик считал, что роман положил
начало новой русской литературе”.
ВВЕДЕНИЕ.
Начиная писать сочинение, прежде всего,
обдумываем от какого лица излагается содержание
работы. Наиболее приемлемыми представляются два
варианта: автор употребляет личную конструкцию,
используя местоимение Я; автор применяет
безличные конструкции, употребляя личные
глаголы в значении безличных в форме настоящего
и прошедшего времени. Самым простым вариантом
введения является начало работы, содержащее
указание на материал, который будет
служить базой для основной части работы.
Пример.
“Мне хотелось бы раскрыть предложенную тему на
материале моего любимого произведения —
романа-эпопеи “Вона и мир”. “Окружающая
человека природа живет словно бы второй жизнью в
произведениях искусства. Русские пейзажи, широко
представленные в прозе Тургенева, Чехова,
Пришвина и Паустовского воспитывают в нашей душе
светлые чувства, учат видеть и чувствовать
красоту нерукотворного мира. Это не так прост, и
этому надо учиться. Для меня таким учителем стала
книга В.А.Паустовского “Царь-Рыба”, которую сам
автор определил как повествование в рассказах.
Возможно и другое начало сочинения – цитата,
желательно новая, неизбитая, показывающая наше
отношение к тому, о чем пишется в основной части
сочинения. Такая цитата вполне может заменить
эпиграф. Это может быть стихотворная цитата.
Существует много вариантов вступления к теме.
Можно начать сочинение с наиболее общей
характеристики творчества писателя. Например: “
А.Солженицын пришел в русскую прозу со своей
темой и со своими героями: это лагерный мир и
узники сталинских тюрем и лагерей”. Во введении
можно кратко изложить тот круг событий и фактов,
которые послужат материалом для основной части
работы. Можно также кратко охарактеризовать круг
авторов, посвятивших свои произведения заданной
теме. Наконец, можно начать сочинение
непосредственно с общей характеристики заданных
темой героев. Это рекомендуется тогда, когда
формулировка темы предполагает анализ образа
литературного героя и выражения вашего и
авторского отношения к нему. Сочинение как жанр
предполагает авторскую оценку (в данном случае
вашу), выраженную под углом постановки заданной
темы. Поэтому после нескольких вступительных
фраз, вводящих в круг анализируемых проблем,
рекомендуется привести мотивировку выбора темы,
показать личностное отношение к книге,
являющейся объектом анализа, к героям и событиям,
изображенным в ней, к авторской оценке
изображаемой действительности. Речевым
представлением мотивировки выбора темы можно
избрать вопрос или риторический вопрос. Например:
“События, описанные в повести А.Приставкина
“Ночевала тучка золотая”, не посвящены военным
событиям. Почему же у меня после прочтения книги
возникло ощущение трагичности и
безысходности?”. Мотивировать выбор темы можно и
с помощью разновидностей восклицательного
предложения: восклицательн-побудительного и
восклицательно-оценочного. “Каждое поколение
писателей по-своему воспринимает природу,
учитывая потребности времени. Как сильна в
современной литературе тревога за судьбу земли и
воды, животных и растений!”
СОЧИНЕНИЕ – СРАВНИТЕЛЬНАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА. КАКИЕ РЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА
ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В ПОДОБНЫХ СЛУЧАЯХ?
Проиллюстрируем это на примере материала темы
“В чем смысл противопоставления Печорина и
Грушницкого?” Проследим за тем, по каким
параметрам Лермонтов, а вслед за ним и мы
противопоставляет двух героев. Можем сравнить:
- Внешность Печорина и Грушницкого.
- Их прошлое.
- Мировоззрение и жизненные цели героев.
- Моральные качества и склад ума.
- Поведение во время дуэли.
- Аристократизм Печорина и плебея Грушницкого и
т. д.
В сочинениях сравнительного типа необходимо
использовать многообразные способы выражения
сравнения, сопоставления и противопоставления.
Однотипность и повторяемость сравнений ,
например, Печорин – аристократ, а Грушницкий –
плебей; Печорин на самом деле необычный и
странный человек, а Грушницкий только стремится
произвести эффект – снижает стилистическую
ценность работы, подчеркивает бедность речи
пишущего. Какие речевые средства надо
использовать для передачи подобного смысла?
Можно начать работу с указания на
противоречивость внутреннего облика Печорина,
на контрасты, присутствующие в характере одного
человека. Подобное описание требует в речи не
прямого противопоставления, а, скорее,
сопоставления, которое передается при помощи
союзов НО, ОДНАКО. “ Печорин – натура деятельная,
но часто ему бывает скучно; он жадно стремится к
счастью, однако обретает только разочарование;
он добр, но постоянно приносит несчастье людям”.
Для передачи подобных сопоставительных моментов
уместны вводные словосочетания типа: “С одной
стороны…, с другой стороны…”
РАЗЛИЧНЫЕ СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ СРАВНИТЕЛЬНЫХ И
СОПОСТАВИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Они передаются:
- При помощи союза а.
- При помощи речевых конструкций, включающих
слова контраст, противопоставление и противопоставлять,
противоположный, противоположность. - С помощью союза же, выражающего в
тексте противительно-сопоставительные
отношения. - С помощью вводных слов: напротив, наоборот,
иначе говоря. - С помощью антонимических пар.
- При помощи безличных предложений с главным
членом — словом нет. (“Это не отвлеченная
мысль, стремящаяся украсится цветами поэзии, – нет,
размышления Лермонтова – это его поэзия, его
мученья, его сила”). - С помощью отрицательных конструкций, создающих
в контексте антонимические противопоставления. - При предложениях одинаковой синтаксической
структуры, где и подлежащее, и сказуемое выражены
существительными в именительном падеже, но не
передающие противоположный смысл.
СИНОНИМЫ, ИХ УПОРЕБЛЕНИЕ В ЖАНРЕ СОЧИНЕНИЯ.
Умелое использование синонимов придает речи
выразительность, красочность, повышает
стилистические качества работы, помогает
избежать такой речевой ошибки, как неуместный
повтор одного и того же однокоренного слова.
Синонимы способствуют уточнению мысли, более
четкому ее выражению, усилению и выделению ,
употребляются как средства разнообразных
оценок.
Ознакомьтесь с синонимическим рядом и к часто
употребляющимся в сочинении словами:
- Имя собственное – писатель, (поэт), литератор,
автор, беллетрист, творец, художник. - Имя собственное – герой, персонаж, образ,
фигура, лицо. - Писать – сочинять, слагать и складывать (по
отношению к стихам и песням), творить. - Изобразить – показать, представить.
- Выразить – отразить, отобразить, высказать,
сформулировать. - Будущий – грядущий, наступающий, следующий.
- Вдохновлять – воодушевлять, окрылять,
воспламенять. - Взгляд – воззрение, убеждение, мнение,
суждение, точка зрения. - Жизнь – существование, бытие.
- Мысль – дума, идея.
- Период – эра, эпоха, время, век, пора.
- Правда – истина.
- Проблема – вопрос.
- Прошлое – прошедшее, минувшее, былое.
- Работа – труд, дело, занятие, служба.
- Работать – трудиться, заниматься.
- Разнообразный – настоящий, действительный.
- Родина – отечество, отчизна.
- Сравнить – сличать, сопоставлять, проводить
аналогию. - Судьба – доля, удел, жребий, участь,
предопределение. - Ум – рассудок, интеллект.
- Учитель – преподаватель, педагог, наставник.
- Фантазия – воображение, вымысел, греза, мечта.
- Хотеть – стремиться, жаждать, желать.
ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ.
Однородными являются
определения, характеризующие предмет с одной или
близких сторон. Между ними, как правило, можно
поставить союз и. (Все, о чем они
мечтают, – у них чуждое, наносное). Определение
в обособленном положении. (Он падал от
толчков, охлаждался, заснул, наконец, убитый,
разочарованный, потеряв силу жить). В роли однородных
членов выступают обычно имя
прилагательное и следующий за ним причастный
оборот: (Натуры гениальные, не подозревающие
своей гениальности, они безжалостно убиваются
бессознательным обществом, как очистительная
жертва за свои грехи). Те определения,
в ряду которых есть хоть одна метафора: (Она не
открывала им внутреннего мира своей души; какое
– то темное, инстинктивное чувство говорило
ей, что они – люди другого мира, что они не поймут
ее). Неоднородные определения
характеризуют предмет с разных сторон, между
ними, как правило, невозможна постановка союза и;
на письме они не разделяются запятой. (Для них
общие принципы, чем простая жизненная правда).
КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СОЮЗАМИ И СОЮЗНЫМИ СЛОВАМИ.
Сочинение – это жанр, в котором сочетаются
элементы научного и публицистического стиля в
разном соотношении. К ЭЛЕМЕНТАМ НАУЧНОГО СТИЛЯ
относится использование большого количества
сложных предложений, части которого связаны
союзами и союзными словами. Чаще всего
употребляются причинные союзы (так
как, потому что, вследствие того, что); целевые
союзы (чтобы, для того чтобы); условные
союзы (если…то);
уступительные союзы (хотя, несмотря на то,
что); а также союзы и союзные слова,
присоединяющие придаточные определительное и
изъяснительные. Как правило, союз употребляется
в начале придаточного предложения, и перед ним
ставится запятая, отделяющая придаточное
предложение от главного.
ТРУДНЫМ для пунктуации является случай, КОГДА
РЯДОМ ОКАЗЫВАЮТСЯ ДВА СОЮЗА: СОЧИНИТЕЛЬНЫЙ И
ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЙ или ДВА ПОДЧИНИТЕЛЬНЫХ. Запятая
между союзами ставится, если после придаточных
нет второй части союза то, так,
реже но (Собственно говоря,
загадочный приезд Петеньки не особенно волнует
его, ибо, что бы ни случилось, Иудушка уже ко
всему готов). Если же вторая часть союза стоит
после придаточного, ТО ЗАПЯТАЯ СТАВИТСЯ. (Когда
читаешь поэму “Княгиня М.Н.Волконская”, то
вместе с героиней спускаешься в темное,
каторжное подземелье рудника, ждешь вместе с ней
мужа, за которым уже пошли, и он вот-вот должен
выйти из мрака, и когда ей объясняют
задержку мужа, то слова эти бьют прямо по сердцу).
ПРАВИЛА, СВЯЗАННЫЕ С УПОТРЕБЛЕНИЕМ СОЮЗОВ В
РЕЧЕВЫХ И ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЯХ, КОТОРЫЕ
ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В СОЧИНЕНИЯХ.
Если придаточное предложение присоединяется к
главному при помощи составного союза (потому
что, для того чтобы, в то время, как и др.),
запятая ставится один раз – только перед союзом,
или перед второй его частью. (Творчество Есенина
особенно дорого нам сегодня, потому что по его
книгам мы с документальной точностью узнаем, как
жил, радовался, страдал, любил и ненавидел
человек первой четверти ХХ века. Такое
совпадение закономерно потому, что речь идет об
одной и той же судьбе, лишь в разное время).
ПОМНИТЕ, что ряд грамматических структур:
вводные слова и словосочетания, обстоятельства,
выраженные деепричастием и деепричастными
оборотами – отделяются запятой от любого союза,
кроме союза а. (Мы любим сегодня
Есенина и за то, что, будучи поэтом
крестьянским, он был вместе с тем поэтом
широких и национальных и общечеловеческих
интересов).
ПОМНИТЕ, что обычно не разделяется на части
запятой сложный подчинительный союз
(преимущественно временной), если придаточное
предложение, начинающееся таким союзом, стоит
перед главным. (Его крестьянка – натуральная. Прежде
чем нарисовать ее самый возвышенный и гордый
образ, он душевно пережил многие женские судьбы
– в их терпении, в их самоотверженности и
горестном падении).
ПУНКТУАЦИЯ ПРИ СОЮЗЕ КАК.
Запятая ставится:
- Перед придаточным предложением, присоединяемым
союзом КАК. (Давайте посмотрим, как и чем
добыто это посмертное есенинское счастье). - В сравнительных оборотах с союзом как
(словно, будто, как будто, точно, что, чем, нежели).
(Поэзия Есенина органична, как сама природа,
познание которой растет с ростом нашего опыта). - Перед сочетанием как и в
конструкциях так (такой),
как… (Для такого поэта, как Сергей
Есенин, огромное значение имело то, что, учась в земской
школе, он учился еще в школе реки, в школе леса, в
школе звездного неба). - При вводных предложениях, присоединяемых
союзом как (И это не формальный
поэтический прием, как утверждали некоторые
критики, а мироощущение, вынесенное из школы
природы).
ЗАПЯТАЯ НЕ СТАВИТСЯ:
- Перед предложением, присоединенным союзом как,
если последний равен по значению “в качестве”.
(Талант Есенина самоутверждался как талант крестьянский
и русский). - Если союз как образует именную
часть составного именного сказуемого или тесно
связан с ним по смыслу. (Она (комедия “Горе от
ума”) как столетний старик, около
которого все, отжив по очереди свою пору, умирают
и валятся, а он ходит бодрый и свежий между
могилами старых и новых людей). - Во фразеологических оборотах: холодный как
лед, улыбнулся как ни в чем ни бывало.
ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ПРИ СОЮЗЕ КАК.
К ним относятся:
- Обороты внешне похожие на сравнительные, но на
первый план в них выступает не сравнительное
значение, а обстоятельственное (обычно образа
действия). (“Как дым рассеялись мечты”, “как
град посыпалась картечь”). - Приложения, присоединяемые союзом как
и имеющие значение причинности, на письме
обособляются. (Как истинный художник, Пушкин не
нуждался в выборе поэтических предметов для
своих произведений).
УПОТРЕБЛЕНИЕ В ЖАНРЕ СОЧИНЕНИЯ НЕКОТОРЫХ
СОЮЗОВ.
Речь пойдет о союзах и (в
присоединительном значении), но, однако.
Союз и употребляется для связи
однородных членов предложения, простых
предложений в составе сложного, а также
однородных придаточных предложений. Вместе с тем
союз и может начинать новое
предложение. В таком случае его значение
присоединительное, он служит как средство связи
предложений внутри абзаца или сложного
синтаксического целого. БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ,
употребляя этот союз в начале предложения,
ДУМАЙТЕ: выражает ли он присоединительные
значения к предыдущему предложению, вытекает ли
смысл одного предложения из смысла другого.
(Тентетников…скоро постарался…раззнакомиться
со всеми соседями… И наш Илья Ильич не
уступит в презрении к людям: оно ведь так легко,
для него даже усилий никаких не нужно).
Союз но (однако)
употребляется для выражения отношений
противопоставления и сопоставления, иногда с
уступительным оттенком. (Ясно, что Обломов не
тупая, апатическая натура, без стремлений и
чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей
жизни, о чем-то думающий. Но гнусная привычка
получать удовлетворение своих желаний не от
собственных усилий, а от других, – развила в нем
апатическую неподвижность и повергла его в
жалкое состояние нравственного рабства).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Традиционно заключение принято писать в форме
краткого резюме или расчлененных выводов (вывода
– итога, суммирующего сказанное, или вывода
перспективного характера. Возможны и выводы
сравнительного характера. Или конец работы,
содержащий рассуждение о значимости
анализируемой книги для читателя. Украсит
сочинение удачно подобранная цитата,
приведенная в конце.
Литература:
- В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А.Чешко. Пособие
для занятий по русскому языку в старших классах
средней школы. - Д.Э. Розенталь. Сборник упражнений по
русскому языку для подготовительных отделений
вузов. - В.Г.Белинский. Сочинения А.С.Пушкина. Статья
8–9. М., Библиотека учителя. 1999. - В. Дружинин. “Обломов”. Роман И.А.
Гончарова. Библиотека учителя. М., 1999. - В. Федоров. Вехи русской поэзии. “Слово о
Сергее Есенине”. Сборник в 3-х т. М.,.1976.