Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
1
От какого лица ведется повествование в повести Карамзина «Бедная Лиза»?
Какого эффекта автор добивается?
2 ответа:
2
0
Повесть «Бедная Лиза» написана в жанре рассказ в рассказе. Автор ведет повествование от своего имени, но выступает пересказчиком истории, которую услышал от другого. Он рассказывает историю трагической любви молодой красавицы Лизы и молодого непутевого дворянина Эраста.
Используя такую форму построения повествования, автор получает возможность вставлять в него свои комментарии и пометки. Например он отвлекается на описание того, что представляла собой жизнь Эраста до встречи с Лизой, рассказывает факты, которые мы не смогли бы узнать из другого источника — о том, как Эраст был в армии и почему он вынужден был жениться на другой.
И наконец еще один важный момент, Карамзин использует речь от первого лица чтобы усилить трагический финал — он высказывает собственное мнение об Эрасте и его поступке, словно подсказывая читателю как к этому относиться:
1
0
Повесть ведётся от имени автора, выступающего в роли «пересказчика» истории, которую ему рассказал сам участник событий при знакомстве: «…Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могилке..».
Так Карамзин подчеркивает, что автор в данном случае не может быть судьей поступков героев истории, что с точки зрения чувств можно оправдать Эраста, он сам оказался не только виновником своей слабости, но и жертвой, навсегда потеряв любимую.
Поэтому автор не оценивает, не даёт советов , не морализирует, а просто рассказывает, то, что слышал сам.
Читайте также
В повести «Бедная Лиза» никаких особых занятий у Эраста не было. Он был богат,был дворянином, он мог позволить себе просто вести светскую жизнь не занимаясь никакими иными делами. Автор описывает его как умного и доброго, но ветряного человека. Эраст ищет от жизни только удовольствий но в обычных светских забавах того времени не находит его. Поэтому его часто гложет скука. Эраст много читает и обладая богатым воображением часто переносится мысленно в те места, о которых прочитал. ему по душе античная идиллия и свобода.
Впрочем, далее мы читаем, что Эраст отправился в армию, но провел там время играя в карты и проиграв свое имение — достойное занятие для скучающего идеалиста.
Повесть «Бедная Лиза» написал Николай Михайлович Карамзин в 1792 году.
Немного сюжета: Лиза поехала в Москву продавать ландыши, там ей встречается Эраст — молодой дворянин. Как сам Карамзин описывает Эраста,
это описание позволяет читателю понять, что Лиза нужна ему лишь для развлечения. Но, к большому несчастью девушки, она влюбляется в него чистой безответной любовью.
После всех их романтических приключений, Эраст уезжает. Позднее Лиза встречает молодого человека в городе, но он ее прогоняет, и уже помолвлен на другой, старой вдове. Бедная Лиза… она не могла простить, жить и осознавать, что любовь обманула её.. Лиза бросилась в воду.Потому что слишком сильно полюбила Эраста, настолько сильно, что не представляла без него жизни.
Сентиментализм в «Бедной Лизе» очень необычен, не свойственен тому времени, той эпохе дидактизма и классицизма. Повесть пропитана чувственным восприятием, эмоциями. Карамзин наделил героиню богатым внутренним миром. Она может мечтать!
В повести раскрывается натура героев не только посредством поступков, их оценки, но благодаря описанию их сиюминутных чувств и желаний.
И нет того воспитательного момента. Автор дал право читателю самому осмыслить сюжетную линию, действия героев и сам итог…
Повесть «Бедная Лиза» была написана Карамзиным в 1792 году, в конце восемнадцатого века, но не смотря на это, его произведение остается актуальным и востребованным в наши дни, у современного читателя.
Причин этому несколько. Прежде всего отметим тему повести — любовь, причем любовь между людьми разных слоев общества. В наши дни разделение общества на слои никуда не делось. И если сейчас мы не обращаем внимания на знатность рода, но есть разделение по уровню доходов, месту жительства и даже интеллектуальному развитию. А потому страдания главных героев повести близки и понятны многим читателям.
Отметим трагичный финал повести, который последовал за известием о предательстве любимого. Это тоже болезненная тема, которая всегда останется актуальной, пока люди не разучатся любить. Многие невольно сравнивают события своей жизни с событиями в жизни главной героини и думают о том, как бы они поступили на месте Лизы.
Конечно, за пролетевшие годы изменилось многое как в образе жизни, так и в морали человека, но главное осталось неизменным. И это — способность любить, потребность быть любимым. А значит и сама повесть не устарела.
В смерти Лизы виноват дворянин Эрест. Лиза была влюблена в этого светского льва. Ее богатый избранник имел пристрастие к азартным и играм. Фортуна отвернулась от него, после чего Эрест проиграл все свое имущество. И после этого сказав Лизе, что уезжает- стал жить с богатой женщиной. Эта ситуация и довела главную героиню до трагического конца.
Опубликовано 2 года назад по предмету
Литература
от opi10
-
Ответ
Ответ дан
gelabelobrova72Ответ:
1 от автора 2она занималася 3 он относится к ней хорошо
Не тот ответ, который вам нужен?
Найди нужный
Самые новые вопросы
Математика — 2 года назад
Сколько здесь прямоугольников
История — 3 года назад
Какое управление было в древнейшем риме? как звали первого и последнего из царей рима?
Литература — 3 года назад
Уроки французского ответе на вопрос : расскажите о герое по следующему примерному плану: 1.почему мальчик оказался в райцентре ? 2.как он чувствовал себя на новом месте? 3.почему он не убежал в деревню? 4.какие отношения сложились у него с товарищами? 5.почему он ввязался в игру за деньги? 6.как характеризуют его отношения с учительницей ? ответе на эти вопросы пожалуйста ! сочините сочинение пожалуйста
Русский язык — 3 года назад
Помогите решить тест по русскому языку тест по русскому языку «местоимение. разряды местоимений» для 6 класса
1. укажите личное местоимение:
1) некто
2) вас
3) ни с кем
4) собой
2. укажите относительное местоимение:
1) кто-либо
2) некоторый
3) кто
4) нам
3. укажите вопросительное местоимение:
1) кем-нибудь
2) кем
3) себе
4) никакой
4. укажите определительное местоимение:
1) наш
2) который
3) некий
4) каждый
5. укажите возвратное местоимение:
1) свой
2) чей
3) сам
4) себя
6. найдите указательное местоимение:
1) твой
2) какой
3) тот
4) их
7. найдите притяжательное местоимение:
1) самый
2) моего
3) иной
4) ничей
8. укажите неопределённое местоимение:
1) весь
2) какой-нибудь
3) любой
4) этот
9. укажите вопросительное местоимение:
1) сколько
2) кое-что
3) она
4) нами
10. в каком варианте ответа выделенное слово является притяжательным местоимением?
1) увидел их
2) её нет дома
3) её тетрадь
4) их не спросили
Русский язык — 3 года назад
Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.
1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.
2. множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя
3. поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума
Русский язык — 3 года назад
помогите прошу!перепиши предложения, расставляя недостающие знаки препинания. объясни, что соединяет союз и. если в предложении один союз и, то во втором выпадающем списке отметь «прочерк».пример:«я шёл пешком и,/поражённый прелестью природы/, часто останавливался».союз и соединяет однородные члены.ночь уже ложилась на горы (1) и туман сырой (2) и холодный начал бродить по ущельям.союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) однородные членычасти сложного предложения—.поэт — трубач зовущий войско в битву (1) и прежде всех идущий в битву сам (ю. янонис).союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2)
Физика — 3 года назад
Вокруг прямого проводника с током (смотри рисунок) существует магнитное поле. определи направление линий этого магнитного поля в точках a и b.обрати внимание, что точки a и b находятся с разных сторон от проводника (точка a — снизу, а точка b — сверху). рисунок ниже выбери и отметь правильный ответ среди предложенных.1. в точке a — «от нас», в точке b — «к нам» 2. в точке a — «к нам», в точке b — «от нас» 3. в обеих точках «от нас»4. в обеих точках «к нам»контрольная работа по физике.прошу,не наугад важно
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Что ты хочешь узнать на сайте Знания ком?
Задай вопрос
Все предметы
Математика
Литература
Алгебра
Русский язык
Геометрия
Английский язык
Химия
Физика
Биология
История
Обществознание
Окружающий мир
География
Українська мова
Информатика
Українська література
Қазақ тiлi
Экономика
Музыка
Право
Беларуская мова
Французский язык
Немецкий язык
МХК
ОБЖ
Психология
Оʻzbek tili
Кыргыз тили
Астрономия
Физкультура и спорт
Другие предметы
История создания
Автор повести «Бедная Лиза», Николай Михайлович Карамзин, был одним из образованнейших людей своего времени. Год написания повести «Бедная Лиза» — 1792. Её автору было тогда 25 лет. Произведение принесло до этого никому не известному писателю настоящую славу. «Бедная Лиза» — первая и самая талантливая сентиментальная повесть в русской литературе.
По воспоминаниям современников Карамзина, в 1790-х годах он жил на даче под Симоновым монастырём. Окружающая обстановка сыграла в замысле повести определяющую роль.
Карамзин назвал свою повесть «Бедная Лиза», потому что на долю главной героини, чистой и невинной девушки, выпали непомерные испытания. Автор показывает трагичность судьбы героини (слово «бедная» в этом случае означает «несчастная, попавшая в беду»).
Литературное направление, род и жанр
Произведение «Бедная Лиза» относится к эпосу (этот род литературы отражает жизнь объективно и подробно) и принадлежит к литературному жанру повести.
«Бедная Лиза» относится к сентиментализму, литературному направлению. Черты сентиментализма в этой повести:
- На первый план выходят чувства героев, а не разум. Автор описывает чувствительность Эраста, Лизы и её матери, говорит и о своих чувствах в лирических отступлениях.
- Искренность и нравственная чистота в отношениях главных героев.
- В обрисовке характеров нет прямолинейности. Автор обращает внимание на неоднозначность характера Эраста, наделяет его не только положительными, но и отрицательными качествами.
- Изображение богатого духовного мира представителей низших сословий. Лиза и её мать наделены богатым внутренним миром. Они по-доброму относятся к людям, восхищаются природой, способны сильно любить. Рассказывая о матери девушки, автор замечает: «…и крестьянки любить умеют!» Эта фраза, ставшая крылатой, относится и к главной героине повести.
- Описание красоты природы.
Все перечисленные признаки сентиментализма свидетельствуют о том, что повесть «Бедная Лиза» относится к сентиментализму, а имя Николая Михайловича Карамзина для читателей неразрывно связано с понятием «русский сентиментализм».
Тематика, проблематика
Главную тему повести «Бедная Лиза» можно обозначить как сохранение в крестьянской среде патриархальных представлений о нравственных ценностях. Именно такова главная героиня: она любит и почитает родителей, верна своему любимому.
С этой темой перекликается тема нравственного отличия людей разных сословий. Если характер Лизы и её матери, принадлежащих к крестьянскому сословию, отличается положительными чертами и цельностью, то характер Эраста, молодого дворянина, имеет не только положительные черты. Эрасту присущ эгоизм, потакание своим страстям.
В небольшом по объёму произведении Карамзин сумел обозначить и другие темы:
- Противопоставление города и деревни (автор показал беззащитность деревенского человека, попавшего в город, где действуют законы, отличные от законов естественных, природных.
- Социальное неравенство.
- «Маленький человек».
- Предательство.
- Природа и человек.
В повести «Бедная Лиза» поставлены нравственные проблемы:
- Проблема любви (любовь бывает не только счастьем, но и горем для любящего человека).
- Проблема уважительного отношения к чувствам других людей, сострадания к людям.
- Проблема ответственности человека за свои поступки.
- Проблема искоренения сословного эгоизма.
Идея
Основная мысль повести «Бедная Лиза» заключена в крылатой фразе. «…И крестьянки любить умеют!» — так впервые в русской литературе сказал в своей повести Карамзин. Вывод из того, что высокое чувство любви доступно и крестьянам, состоит в том, что все люди равны. Автор показал, что крестьянка Лиза душевно не уступает дворянину Эрасту и даже превосходит его. Эта гуманистическая идея повести «Бедная Лиза» оказалась созвучна веяниям конца 18 века. Тогда литература перешла от гражданской тематики к теме личной жизни человека. Главная мысль повести «Бедная Лиза» чётко обозначена не только крылатой фразой, но и тем, что писатель изобразил внутренний мир главной героини с её переживаниями и стремлением сделать своего любимого счастливым.
Характер конфликта
В произведении Карамзина конфликт сложный, так как он и социальный, и нравственный. Писатель создал повесть на классический сюжет о любви людей разных сословий. Пропасть между социальными условиями жизни главных героев — дворянина и крестьянки — очень велика. Но не только поэтому они не могут быть счастливы вместе. Карамзин показывает и нравственный конфликт бедной поселянки, «прекрасной душою и телом», и «богатого дворянина с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». Конфликт в повести «Бедная Лиза» разрешается гибелью героини, то есть так, как скорее всего он разрешился бы в реальных условиях русской жизни того времени. Такую развязку конфликта в произведении о неравной любви Карамзин решился сделать первым из русских писателей.
Основные герои
Образ главной героини повести Карамзина «Бедная Лиза» автором идеализирован, но внутренне целен. А образ Эраста довольно сложен, так как характер этого героя противоречив и неоднозначен.
Сюжет, композиция
Начинается повесть «Бедная Лиза» описанием той окрестности Москвы, где находится Си…нов монастырь. Туда часто привлекает автора-рассказчика «воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы».
Далее следует повествование о трагической судьбе главной героини повести, молодой крестьянки, о её любви к дворянину Эрасту и о его измене. Завершается повесть «Бедная Лиза» гибелью героини. Затем рассказчик отметил, что Эраст считал, что он виновен в гибели девушки, и до самой смерти этот герой был несчастен. Таким образом, рассказчик показывает не только драму главной героини, но и драму этого дворянина, и надеется, что в ином мире Лиза и Эраст «уже помирились».
Повествование основано на внешнем и внутреннем конфликтах. Первый представляет собой социальное противоречие: героиня — крестьянка, а герой — дворянин. Второй, внутренний, конфликт происходит в душе Эраста, возник он из-за сложившихся жизненных обстоятельств героя.
Художественное своеобразие
В повести «Бедная Лиза» открытием для русской литературы стал образ сентиментального повествователя, так как раньше автор-повествователь был «за кадром», а отношение его к героям и описываемым событиям было нейтральным. Отношение автора «Бедной Лизы» к героям повести сочувственное. Само заглавие повести, построенное на соединении имени героини с эпитетом «бедная», свидетельствует о сочувственном отношении к ней автора.
В «Бедной Лизе» повествование ведётся от первого лица. Автор периодически обращается к читателю («Читатель легко может вообразить себе…», «Теперь читатель должен знать…»). Этим Карамзин добился того, что в прозе появился такой же эмоциональный контакт между автором, героями и читателем, как в поэзии.
В произведении Карамзина немало лирических отступлений, при каждом драматическом повороте сюжета читатель слышит голос автора: «Сердце моё обливается кровью…», «…слеза катится по лицу моему».
Для этой повести характерна «приятность» слога. Слова в этом произведении сплетаются таким образом, что создаётся впечатление ритмической музыки. Хотя главная героиня крестьянка, автор не использовал народную речь. Современному читателю может показаться язык повести излишне красивым: «хижина» — вместо избы, «зелёный покров натуры» — вместо листвы, «разрешение земных оков» — вместо смерти и т. п.
Роль пейзажа в повести «Бедная Лиза» велика. Описание природы создаёт у читателя определённое настроение и созвучно переживаниям героини. Например, восхищение Лизы природой в раннее утро передаёт её радость от сознания, что Эраст её любит, а описание природы во время грозы и бури подчёркивает смятение и страх героини и подсказывает читателю, что впереди — трагический поворот событий. Роль природы в произведении Карамзина состоит в показе тесной связи души человека с тем, что его окружает.
Значение произведения
Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» после её издания читали не только дворяне, но и мастеровые, ремесленники, крестьяне. Она привлекала утверждением, что главные ценности человека — не его богатство и знатность, а душевные качества, способность к глубокому чувству. Эта повесть открыла в русской литературе тему «маленького человека», к которой впоследствии обратились крупнейшие русские писатели-реалисты: А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский.
Карамзин в своей повести показал образ Эраста — «лишнего человека», которому свойственна неприспособленность к жизни. Писатель образом этого героя начал длинную череду «лишних людей» в русской литературе.
Чему учит повесть «Бедная Лиза»
Своей повестью Карамзин даёт читателям нравственные уроки. Трагическая история любви Лизы и Эраста учит:
- доброте и состраданию;
- ответственности за свои поступки;
- бережному отношению к чувствам других людей;
- изживанию в себе эгоизма;
- осторожности в любви.
Повесть «Бедная Лиза» заставляет задуматься над тем, всегда ли, любя человека, нужно жить только этой любовью, полностью отдаваться этому чувству. После прочтения повести может возникнуть вопрос: что главнее — чувства или разум? Возможно, слова Шиллера помогут ответить на этот вопрос: «Просвещённый разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитывать сердце».
Учительница Косточка задаёт прочитать:
Скачать обзор:
Произведение включено в программу по русской литературе за 9 класс средней школы.
Время и место действия
Действие произведения происходит в 60-х годах XVIII века в Москве и ее окрестностях, на что указывают Симонов и Данилов монастыри и Воробьевы горы. В начале повествования — весна, судя по ландышам, которые продает героиня. В конце — начало осени.
Содержание повести очень коротко
Отец Лизы, «зажиточный поселянин», умер, когда ей было 15 лет. С этих пор девушка неустанно трудилась, зарабатывая на пропитание себе и матери. Однажды весенним днем она продавала ландыши и познакомилась с молодым красивым дворянином Эрастом. Между ними вспыхивает чувство. Эраст и Лиза проводят все вечера вместе. Поначалу Эраст готов был оставить свет ради Лизы, но когда она утратила невинность, интерес к ней был уже не тот.
Однажды он известил ее, что должен отправиться на войну, им придется разлучиться. Эраст уезжает. Месяца через два Лиза случайно увидела его в роскошной карете. Она узнала, что любимый Эраст помолвлен с другой. Герой проиграл в карты все свое состояние и, чтобы поправить дела, женится на богатой вдове. Лиза не в силах пережить измену — и бросилась в пруд, на берегу которого она была счастлива с Эрастом.
Герои повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» и их характеристика
Количество задействованных лиц в произведении ограничено. Главных героев двое — влюбленные Лиза и Эраст.
Бедная Лиза
Лиза — прелестная юная поселянка (крестьянка). Она заботится о своей больной матери, здоровье которой пошатнулось со смертью мужа. Лиза работает по мере своих сил, чтобы они с матушкой могли прокормиться. Она тоже скорбит по отцу, но не поддается унынию и старается подбодрить родительницу. Лиза честная, щепетильна в отношении денег: не берет лишнего за свою работу.
Героиня понимает, что Эраст ей не пара и жениться на крестьянке он не может. Однако заверения любимого в его вечной преданности дают девушке надежду. Здравый смысл уступил место чувству: Лиза отказывается выйти замуж за богатого крестьянина, человека своего круга. Даже слезы и мольбы матери не поколебали ее решения.
Девушка полюбила впервые, эта любовь захватила ее всецело. Она живет и дышит Эрастом, поэтому предательство его стало для нее страшным ударом. Лизу поразил поступок любимого, когда он в утешение дал ей сто рублей. За кого принимал он ее? Что ей деньги, когда жизнь для Лизы обесценилась без Эраста.
Карамзин изобразил простолюдинку в ключе сентиментализма. Героиня слишком чувствительна. Речь тоже не характерна для крестьянки, так могла бы говорить городская мещанка, умеющая читать и писать. Лиза не умела ни того, ни другого.
Эраст
Эраст — молодой дворянин, хорош собой, богат. Герой неглуп, добр, способен к искреннему чувству, но слаб характером. Образованный Эраст читал европейские идиллические романы и Лизу воспринимал как героиню такого романа — молоденькую пейзанку. Свежесть и невинность девушки привлекли искушенного ветреника Эраста. Новая, чистая любовь увлекла его.
Герой даже мечтал жить с Лизой в каком-нибудь удаленном месте как брат и сестра. Но молодой человек не знал своего сердца. Сначала в отношениях влюбленных не было ничего плотского, и они были счастливы своей целомудренной любовью. Но потом наступил момент, когда Эраст не смог устоять. Дальнейшие отношения потеряли для него былую прелесть. Герой охладел к Лизе, стал появляться реже. Он не думал, что на нем лежит ответственность за девушку.
Эраст ушел на войну, но провел ее не на полях сражений, а за игрой в карты. Все свое имение герой проиграл. Чтобы исправить положение дел, он решил жениться на богатой вдове. Лизу при этом вспомнил и вздохнул. Встретив ее в городе, он, как принято было поступать с простолюдинками, дал денег за моральный ущерб.
В дворянской среде нередко случались у молодых людей «истории» с крестьянками, и значения этому не придавали. Так отнесся к своему любовному приключению и Эраст. Рассуждал и действовал, как принято: всучил сто рублей и успокоил совесть. Дворянин не подумал даже, какая трагедия происходит в душе крестьянской девушки.
Эраст человек слабый, легкомысленный, эгоистичный, но назвать его негодяем нельзя. Известие о судьбе Лизы поразило его, он глубоко раскаивался, считал себя убийцей.
Второстепенные герои
Мать Лизы — добрая и чувствительная женщина. Она непрестанно оплакивает покойного мужа, на что Карамзин заметил: «…и крестьянки любить умеют!». Единственная радость старушки после смерти любимого супруга — дочь. Мать Лизы до крайности наивна, не замечает очевидного — влюбленности дочери и доброго барина друг в друга. Гибель дочери стала еще одним ударом для женщины, и пережить его она не смогла.
Рассказчик — от его лица ведется повествование. Рассказчик был знаком с Эрастом, от него и узнал эту историю. Он сожалеет о судьбе Лизы, навещает ее могилу. Повествователь сердечный, чувствительный человек. Момент, когда Эраст отправил Лизу со двора, вызывает в нем бурю эмоций: «Сердце мое обливается кровью в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте — готов проклинать его — но язык мой не движется — смотрю на небо, и слеза катится по лицу моему». И все же рассказчик не становится обвинителем, он сочувствует раскаянью героя.
Эпизодический персонаж
Анюта — соседская девушка 15 лет. Лиза называет ее подружкой. Анюта видела последние минуты жизни несчастной и гибель. Ей Лиза поручила передать деньги для матушки и просьбу о прощении.
Краткое содержание повести «Бедная Лиза»
Повествователь хорошо знал и любил окрестности Москвы, часто бродил в этих местах. Больше всего его привлекал холм с развалинами монастыря, по правую сторону которого раскинулась Москва, текла светлая река, за ней зеленела дубовая роща, красовался золотыми куполами Данилов монастырь. По левую сторону — хлебные поля с двумя-тремя деревеньками и село Коломенское.
У развалин Симонова монастыря рассказчик воображал монахов, некогда живших здесь, думал о их судьбах, рассматривал врата храма с изображением чудес. Но более всего вспоминал он о бедной Лизе.
Эта юная девушка жила вместе со своей старой матерью в бедной хижине недалеко от монастырских ворот. Отец Лизы умер, когда ей было 15 лет. Он был зажиточным крестьянином, жизнь вел трезвую, много работал. Без него Лиза с матерью не справлялись с хозяйством и быстро обеднели. За небольшую плату они сдали землю внаем.
Мать Лизы доживала шестой десяток, смерть мужа подорвала ее здоровье. Вдова каждый день проливала слезы и ослабела так, что работать уже не могла. Лиза взяла на себя заботы о содержании их маленькой семьи: ткала, вязала, собирала на продажу в Москве цветы и ягоды. Девушка говорила матери, что пришел ее черед заботиться о ней, как мать когда-то кормила ее и ходила за ней.
Лиза тоже скучала по отцу, но старалась быть веселой ради своей родительницы. Заветной мечтой вдовы было выдать дочь за хорошего человека.
Прошло два года после смерти отца. Весенним днем Лиза отправилась продавать ландыши в Москву. На одной из улиц ей повстречался молодой барин. Он пожелал купить у нее букетик, но вместо пяти копеек предложил за него рубль. Во столько оценил он «прекрасные ландыши, сорванные руками прекрасной девушки». Лиза не польстилась на рубль и взяла за цветы положенную цену.
Молодой дворянин выказал желание всегда покупать у Лизы цветы, спросил, где ее дом. На другой день Лиза вновь пошла в Москву с цветами, целый день она ждала появления вчерашнего незнакомца и никому больше не хотела продавать цветы. В конце дня она выбросила их в реку. На следующий день вечером незнакомец пришел к дому Лизы.
Он представился Эрастом, был любезен с матерью девушки. Добрый барин пришелся по душе старушке. Эраст предложил матери, чтобы Лиза продавала свою работу только ему, не ходила бы в город, он сам наведывался бы к ним. Мать Лизы с радостью согласилась на такое предложение. После его ухода мать говорила, как добр, как хорош Эраст, вот бы жених Лизы был таков. Но Лиза с горечью воскликнула, что это невозможно, ведь он барин.
Лиза с ее красотой и добродетелями произвела большое впечатление на Эраста. До сей поры ветреный молодой человек искал только развлечений и удовольствий, вел жизнь рассеянную, что ему наскучило. В девушке-поселянке, как ему казалось, он нашел «то, чего сердце его давно искало». И Эраст решил хотя бы на время оставить большой свет.
Лиза после прихода Эраста не могла спать ночью. Она встала на рассвете и пошла к реке, на которой поднимался туман. По берегу реки гнал стадо молодой пастух, и Лиза пригорюнилась, сожалея, что это не Эраст. Тогда не было бы между ними никаких препятствий.
Неожиданно она услышала плеск весел. К несказанной радости Лизы в лодке подплыл к берегу Эраст. Молодой человек подошел к ней, поцеловал и признался, что любит ее. Счастливые сидели они на траве, глядя друг другу в глаза, «и два часа казались им мигом». Эраст, однако, попросил Лизу ничего не сказывать матери о их любви, чтобы не вызвать дурных подозрений. Девушка согласилась с ним.
Каждый вечер, после того как мать Лизы ложилась спать, влюбленные встречались то на берегу реки, то в роще, но чаще всего под сенью столетних дубов на берегу пруда. Их радость была еще чиста, в объятиях не было ничего порочного. Эраст был в восхищении от своей пастушки Лизы. Все забавы большого света казались ему «ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его». Сладострастие, которым герой когда-то упивался, теперь было ему отвратительно. Эраст собирался жить с Лизой по-братски и верил, что они будут счастливы.
Девушка настаивала, чтобы он заходил к ее матери, так как старушка искренне радовалась появлению доброго, прекрасного барина. Она рассказывала ему о минувшей молодости, о муже. Эраст покупал у нее рукоделье Лизы, а вдова никогда не брала переплаты.
Так прошло несколько недель, и однажды Лиза пришла на свидание расстроенной. Оказывается, ее сватали за сына богатого крестьянина. Девушка наотрез отказала, несмотря на слезы матушки. Эраст стал уверять любимую, что после смерти ее матери он возьмет ее к себе, и они будут жить где-нибудь в лесу, как в раю. На вздох девушки, что он не может быть мужем крестьянки, Эраст возразил: «Ты обижаешь меня. Для твоего друга важнее всего душа, чувствительная, невинная душа, — и Лиза будет всегда ближайшая к моему сердцу».
Обнадеженная, она бросилась к нему — «и в сей час надлежало погибнуть непорочности!». Тотчас за этим событием разбушевалась гроза с дождем, будто природа стенала о грехопадении героини. Эраст простился с Лизой до завтра, уверяя ее в своей любви.
Свидания по вечерам продолжались, но Эраст больше не довольствовался невинными объятиями, Лиза перестала восхищать его непорочностью ангела. На смену платонической любви пришли чувства, которыми герой не мог гордиться. Они были ему знакомы. Лиза же, как агнец, повиновалась Эрасту во всем, полагая в его удовольствии свое счастье. Она видела, что любимый переменился, и боялась, что он разлюбит ее.
Однажды Эраст не появлялся пять дней. Когда он пришел наконец, то объявил Лизе, что ему необходимо ехать на войну. Того требуют долг и честь. Эраст простился с Лизиной матерью, которая сокрушалась о добром, пригожем барине, отправляющемся на войну. Вдова благословила Эраста с надеждой, что он вернется к свадьбе Лизы и будет крестным отцом ее детям.
Любовники расстались ранним утром, мир для Лизы померк, она плакала в лесу, скрывая свое горе от матери.
Прошло около двух месяцев. Лиза пошла в Москву за лекарством для матушки и на одной из улиц внезапно увидела Эраста в богатой карете. Лиза бросилась за ним. Карета завернула во двор. Когда Эраст вышел, то оказался в объятиях Лизы. Он испугался, провел ее в кабинет, где известил о своей помолвке с другой. Эраст сказал, что Лизу любит и теперь, то есть желает ей добра. С этими словами сунул ей сто рублей в карман и велел слуге проводить девушку со двора.
Герой не обманул Лизу, он, действительно, был в армии, но не в боях участвовал, а играл в карты, проигрыш его был велик — почти все имение. После заключения мира Эраст вернулся в Москву обремененный долгами. Чтобы поправить дела, он решает «жениться на пожилой богатой вдове, которая давно была влюблена в него».
Оказавшись на улице, Лиза упала в обморок. Ей помогла прийти в чувство добрая женщина, шедшая мимо. Оглушенная горем девушка пошла, сама не зная куда. Ноги привели ее к старому пруду, где она провела с Эрастом много счастливых вечеров. Лиза осмотрелась кругом и увидела Анюту, соседскую девочку. Она попросила ее передать матушке деньги и бросилась в воду.
Лизина мать умерла тотчас после известия о страшной смерти дочери. С тех пор в опустевшей хижине воет ветер, наводя ужас на суеверных поселян. Эраст, узнав о гибели Лизы, был безутешен, почитал себя убийцей, и не было ему счастья.
За год до смерти Эраст познакомился с рассказчиком, поведал ему свою историю и привел на могилу бедной Лизы. «Теперь, может быть, они уже примирились!» — такими словами заканчивается повествование.
История создания повести
1789–1790 гг. — период путешествия по Европе в жизни Н. М. Карамзина. По возвращении на родину он написал «Письма русского путешественника», благодаря которым стал известен. Карамзин поселился в Москве, занялся писательским трудом и начал издавать «Московский журнал».
В 1972 году Николай Михайлович написал «Бедную Лизу», в этом же году состоялась публикация произведения в «Московском журнале». Идея создания повести возникла у писателя в результате изучения иностранной литературы. Как человек прогрессивный, он решил ввести в русскую литературу новый жанр. Впервые в отечественной литературе произведение заканчивалось гибелью героини, не было счастливого финала, и образы героев не были всецело положительными или отрицательными.
«Бедная Лиза» завоевала необычайную популярность в читательской среде.
Анализ произведения
Тема
Главная тема повести — любовь бедной крестьянки к богатому дворянину.
Идея
Идея произведения была новаторской в русской литературе: «…и крестьянки любить умеют», то есть представители низших сословий тоже способны к чувствам глубоким, и, быть может, более сильным, чем у иных дворян. Сословная принадлежность не принципиальна в сфере чувств, разума, человеческого достоинства. В крестьянской девушке Карамзин показал личность, по благородству натуры превосходящую дворянина.
Проблематика
В повести поставлены проблемы социального и психологического характера:
Взаимоотношения влюбленных в условиях социального неравенства
Любовь Лизы и Эраста не имела будущего, так как бросить вызов сословным предрассудкам общества и вступить в брак с крестьянкой способен далеко не каждый дворянин, уж никак не слабохарактерный Эраст.
Противопоставление сельской и городской жизни
Город несет в себе развитие, культуру, прогресс, и вместе с тем праздная жизнь богачей, жесткие, часто порочные, товарно-денежные отношения в во всех сферах жизни вносят в сознание и в души людей порчу. Эраст удалился от светского общества на время, когда любил Лизу, он понимал, что светские забавы пусты. Деревенская жизнь с ее трудом и близостью к природе помогает людям хранить душевную чистоту. Простыми, чистосердечными людьми были Лиза и ее матушка.
Проблема нравственности
Эраст до знакомства с Лизой был уже очень искушенным молодцом, светская жизнь с ее культом удовольствий развратила его. В таком нравственном состоянии любить по-настоящему он и хотел бы, да не мог. Пока он видел в Лизе идеал, иллюзия любви еще поддерживалась в нем. Как только идеальный образ померк, он охладел. Лиза, напротив, любит со всей силой и верностью благородной, чистой натуры.
Нравственное превосходство Лизы очевидно, если сравнить отношение героев к деньгам. Эраст ради решения материальных проблем готов на брак по расчету и отказывается от Лизы, подавив искренний вздох о ней. Не такова героиня: ни лишние деньги за работу, ни богатый жених не прельстили ее. Что уж говорить об оскорбительных ста рублях… Любовь для нее важнее всего.
Композиция
Построение сюжета традиционное:
- завязка — встреча Лизы и Эраста;
- развитие действия — приход Эраста в дом Лизы, возникшие чувства между ними, встречи влюбленных;
- кульминация — падение Лизы и охлаждение Эраста;
- развязка — самоубийство Лизы, не смогшей перенести предательство любимого.
Жанр и направление
Карамзин стал основоположником небольших по объему художественных произведений, одно из них — психологическая повесть «Бедная Лиза».
Повесть как жанр занимает промежуточное положение между романом и рассказом по объему, сюжет выстраивается в хронологической последовательности, воспроизводит естественное течение жизни.
Сосредоточенность автора на изображении душевных состояний героев дает право называть повесть психологической.
Литературное направление повести — сентиментализм. Произведение с трагической развязкой открыло новую страницу в отечественной литературе, многие писатели в своем творчестве стали брать повесть Карамзина за образец.
В противовес классицизму с его четкими правилами и рамками жанра для сентиментализма характерны чувственность, психологизм, простота изложения, приближенная к обыденной речи.
Язык
Заслуга Н. М. Карамзина в началах преобразования русского литературного языка, в приближении его к жизни. Он убрал из речи героев церковную лексику, излишнюю высокопарность, разговоры их становятся проще и понятнее. Упущение писателя в том, что речь дворянина и крестьянки не различается, хотя в жизни отличие было заметным.
Для раскрытия чувств, образов, передачи сентиментальности натуры героини писатель применяет разнообразные средства выразительности:
- сравнения (щеки, как заря в ясный летний вечер);
- метафоры (ангел непорочности, новый гость души ее);
- эпитеты (животворные лучи, мрачный дуб, трогательная картина);
- олицетворение (цветы подняли головы, мрак питал желания);
- фразеологизмы (сердце обливается кровью, воспалять воображение);
- превосходная степень прилагательных (страшнейшее, величайшее, самое опасное);
- лексический повтор (Прежде бывал ты веселее, прежде бывали мы покойнее и счастливее, и прежде я не так боялась потерять любовь твою!);
- риторические вопросы (Где ангел-хранитель твой? Где – твоя невинность?);
- прием градации (Он томится, вянет, сохнет…).
Язык повести задает особый ритм произведению, придает взволнованность повествованию, готовя читателя к трагической развязке.
Критика
Критические отзывы на повесть «Бедная Лиза» были разными. Некоторые современники не видели правдоподобности в характерах героев, но большинство восприняло новое в русской литературе психологическое произведение доброжелательно. Критики отмечали новаторство Карамзина. Оно было не только в чувствительности героев, но и в трагическом конце.
Литературовед В. В. Сиповский:
Русская публика, привыкшая в старых романах к утешительным развязкам в виде свадеб, поверившая, что добродетель всегда награждается, а порок наказывается, впервые в этой повести встретилась с горькой правдой жизни.
Советский литературовед Г. А. Гуковский предъявлял к Карамзину претензии в отсутствии антифеодальной мысли в повести, что было свойственно подобным европейским сюжетам. У Карамзина нет акцента на сословном неравенстве, писатель будто говорит, что и в крепостничестве можно чувствовать себя счастливым.
«Человечность демократического сентиментализма, требовавшая свободы для всякого человека, превратилась у него в формулу “и крестьянки любить умеют”», — писал исследователь.
Карамзина и в самом деле не увлекала идея отмены крепостного права. Его прогрессивная мысль сводилась к ограничению самоуправства помещиков. Однако личное убеждение не умаляет заслугу писателя в призыве дворян к гуманности и отзывчивости.
Доктор филологических наук В. Н. Торопов считает повесть Карамзина корнем, из которого выросло «древо русской классической прозы»:
…«Бедная Лиза» стоит у самых истоков новой русской прозы, следующими шагами которой, после освоения уроков карамзинской повести (и, конечно, не только ее), будут «Пиковая дама» и «Капитанская дочка», «Герой нашего времени», «Петербургские повести» и «Мертвые души», с чего, собственно, и начинается непрерывная линия большой русской прозы.
Экранизации
Первая экранизация повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» состоялась в 1967 году. Это был одноименный телеспектакль режиссера Натальи Бариновой. В ролях: Анастасия Вознесенская и Андрей Мягков.
В 1967 году на киностудии «Союзмультфильм» Ида Гаранина создала кукольный мультфильм «Бедная Лиза», в котором звучит музыка композитора Алексея Рыбникова. Фильм без слов, но проникновенный, передает атмосферу повести.
В 1998 году режиссер Слава Цукерман снял фильм «Бедная Лиза» при участии актеров Ирины Купченко и Михаила Ульянова. Это драма с элементами мистики: бесплотный дух писателя следит за созданными им героями, их переживаниями.
Скачать обзор: