Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 155
Размышляем о прочитанном
Ответы на вопросы разделов «Учимся читать выразительно» и «Фонохрестоматия» можно посмотреть, перейдя по ссылке.
1. Какому событию посвящено стихотворение Лермонтова «Бородино»?
Стихотворение посвящено Бородинской битве, важнейшему сражению Отечественной войны 1812 года.
2. Какой мыслью и каким настроением оно пронизано?
Стихотворение очень торжественное, оно проникнуто гордостью за свой народ.
Главная мысль стихотворения в том, что русский народ невозможно победить, он сплошь состоит из богатырей.
3. От чьего лица ведётся рассказ? Что этим достигается?
Рассказ ведётся от лица старого артиллериста, участника битвы. Этим достигается эффект присутствия на поле сражения.
4. О чём сожалеет поэт и что его радует?
Поэт сожалеет, что нынешнее племя, его современники уже не являются такими богатырями, как герои той войны.
Но его радует сила народа, его ум, смелость, патриотизм. Радует славная история Родины.
5. Как вы понимаете строки?
Не будь на то господня воля, не отдали б Москвы.
Это значит, что французам Москву не удалось взять силой, она была оставлена по решению полководцев. Так было суждено высшими силами.
Уж мы пойдём ломить стеною, уж постоим мы головою, за Родину свою.
В этих строках выражена уверенность в своих силах, стремление отстоять Родину даже ценой жизни, дать решительный бой.
Полковник наш рождён был хватом, слуга царю, отец солдатам.
Полковник был умным и находчивым — хватом. Он верно служил Родине — царю, а для простого солдата был отцом, хорошо к нему относился.
6. Перечитайте текст и расскажите, какие картины природы и картины боя проходят перед мысленным взором читателя.
Сперва перед глазами читателя появляется большое поле, окружённое лесом. Наступает рассвет.
Потом началась битва. Герой находился на редуте. На него двигались тучи французов — уланы, драгуны, всё заволокло дымом и все люди смешались в кучу. Слышались постоянные взрывы.
7. Кого объединяет слово наш в таком тексте?
Это слово объединяет весь народ.
9. Критик Белинский отмечает простодушие и благородство солдата. Какие черты характера солдата заметили вы? Подтвердите ответ примерами из текста.
Я заметила:
Простодушие и прямота — «богатыри — не вы!»
Смелость, мужество, отвагу — «есть разгуляться где на воле» говорит он о предстоящем сражении.
Верность слову, присяге — «и клятву верности сдержали».
Гордость за своих товарищей, за страну, за народ — «наш рукопашный бой!».
ТЕМА:
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ текста.
Проблема.
Что составляет предмет национальной гордости русского народа? Современно ли это
произведение?
ТИП: Урок
усвоения новых знаний ( УУНЗ)
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: групповая работа.
ЦЕЛЬ: познакомить учеников с произведением М. Ю.Лермонтова
«Бородино».
ЗАДАЧИ:
Учебный аспект:
—
показать историческое значение события,
изображенного в произведении;
—
научить анализировать литературное произведение,
отвечать на вопросы, создавать монологическое высказывание на заданную тему;
—
научить сопоставлять историческую и художественную литературу с точки зрения
содержания и языковых особенностей
—
научить формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы
и давать им собственную интерпретацию.
Развивающий аспект:
— развивать логическое мышление,
коммуникативные умения,
познавательный
интерес
обучающихся;
— расширять активный запас слов учащихся;
развивать речь;
— развивать умение
анализировать, сопоставлять, обобщать.
Воспитательный аспект:
—
воспитывать
культуру речи, умение слушать, работать в сотрудничестве;
—
совершенствовать духовно-нравственные качества личности;
— воспитывать уважение к великому прошлому России, к ее
народу, помочь почувствовать чувство гордости за свою Родину.
—
воспитывать уважительное отношение к русской литературе.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор,
Москва,
Москва!.. люблю тебя, как сын,
Как
русский, — сильно, пламенно и нежно.
М.Ю. Лермонтов
Ход
урока:
- Мотивация.
Актуализация знаний.
Беседа
по вопросам:
В жизни каждого
человека есть события, которые он помнит. Как вы думаете, в жизни страны есть
такие события? А какие это события?
Осенью 2012 года
по всей России прошли массовые мероприятия, посвященные 200-летию битвы под
Бородино. Не просто битвы, а великой битвы, переломного момента во всей
отечественной войне 1812 года. Откройте оглавление учебника и скажите,
пожалуйста, какое произведение отражает события этой войны? (Правильно,
стихотворение «Бородино».)
1. Определение
цели и задач урока.
— Как вы
думаете, о чем мы сегодня будем говорить на нашем уроке? (Запись темы,
эпиграфа)
— Как вы думаете,
что является предметом гордости нашего народа?
(Исторические
события, в которых русский народ проявил патриотизм, героизм, смелость: боевые
сражения, победы в многочисленных войнах).
— Какие героические
исторические события нашли отражение в произведениях художественной литературы?
(Великая Отечественная война, война 1812 года).
– Какая, по
вашему мнению, проблема поднимается в этих произведениях? (Проблема
патриотизма, храбрости, мужества, воинской доблести, чести).
2.
Организация и самоорганизация.
Действительно,
проблема патриотизма, мужества, чести, служения людям — это важная тема,
находившая отражение в творчестве многих поэтов и писателей во все времена
Россия и русский народ пережили на своем веку множество войн. О
каждой из них со скрупулезной точностью рассказывают историки, а писатели и
поэты помогают увидеть страдание и слезы, предательство и преданность, счастье
и горе.
Русское государство часто становилось участником
великих сражений, известных всему миру, таких как Куликовская битва, битва под
Полтавой.
Лермонтов всегда
живо интересовался историей России, историей русского народа. С детских лет он
слышал рассказы об Отечественной войне 1812 года, о знаменитом Бородинском сражении,
когда на защиту своей Родины встал весь русский народ перед лицом не только
Франции, но и всей Европы. Вот почему войну 1812г. называют Отечественной
(кстати, дядя поэта, Афанасий Алексеевич Столыпин, был участником Бородинского
сражения).
М.Ю.Лермонтова
восхищался героями битвы, их мужеством и самоотверженностью. За свою жизнь он
создал немало замечательных произведений. К числу самых знаменитых его стихотворений
относится и «Бородино”.
Может ли битва при Бородино
считаться великим событием?
Главный вопрос, на который мы сегодня постараемся
ответить: «Почему вся Россия «помнит про день Бородина»?»
Какое же историческое
событие легло в основу данного произведения?
Ваш одноклассник
заранее получил задание и подготовил для вас сообщение о Бородинском сражении.
Давайте послушаем его.
Сообщение:
Бородино — это название небольшой деревни, находящейся недалеко от Москвы, на
старой Смоленской дороге. Оно стало известным всему миру после того, как 26
августа там произошла великая битва: русские войска под командованием
фельдмаршала М.И. Кутузова разбили французскую армию, которую возглавлял
император Наполеон. В этой битве решалась судьба всего русского народа.
12
июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца
продолжалось отступление русских войск. 7 сентября 1812 года под деревней
Бородино (это в 124 км к западу от Москвы) произошло генеральное сражение
Отечественной войны. Перед сражением французским войскам зачитали приказ
Наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую
добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы. В русской
армии, которой командовал М. Кутузов, отслужили торжественный молебен и понесли
вдоль линии войск считавшуюся чудотворной икону Смоленской Божьей Матери.
Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит –
России.
Семь
раз бросались в атаку плотные колонны французской пехоты и отряды французской
конницы. Семь раз огнем и штыком русские воины отбрасывали врага. Бородино
стало началом поражения великой и до того времени непобедимой армии Наполеона.
Потери обеих армий были огромны: с русской стороны они составили 40 000
человек, французы потеряли от 50 до 58 тыс. человек. Сломить русское войско
врагам не удалось, но оно было обескровлено.
Бородинское
сражение – генеральное сражение, которое повлияло на исход войны, закончилось
победой русских войск и изгнанием французов с русской земли.
История героического
сражения 1812 года под Бородино и легла в основу стихотворения М.Ю. Лермонтова,
написанного в честь 25-й годовщины Отечественной войны 1812 года.
(Выразительное чтение стихотворения
учителем)
—
Первое
впечатление: Какие чувства вы испытали, слушая стихотворение?
Беседа
по вопросам:
От
чьего лица ведется повествование? (На презентации – репродукция картины В. А.
Тропинина «Старый солдат»). (От лица старого
солдата, который был участником героического сражения, “дядя” — старый солдат,
выступающий в роли рассказчика. Это портрет ветерана войны 1812 года, старого
воина. Он храбрый, бравый воин, о чем говорят ордена на груди. Солдат-рассказчик
– артиллерист, т. к. имеет дело с пушками.
Старый солдат не отделяет себя от своих
товарищей, таких же простых солдат. Он не называет их даже по именам, потому
что их было много, сотни, тысячи. Себя и всех своих товарищей он называет
словом «Мы». Он говорит от имени всех участников Бородинского сражения, всего
русского народа. Солдат находился в гуще событий, видел все своими глазами,
пережил все, и это делает повествование достоверным и более интересным. Мы как
будто сами присутствуем на поле боя.
Впервые в русской поэзии появилось стихотворение, в котором
повествование о великом событии ведет рядовой участник сражения, солдат, и он
же дает ему историческую оценку
—
Почему русские войска отступали? (Вынуждены
отступать, чтобы сохранить силы, армию для дальнейшего наступления, обескровить
противника, сделав дальнейшее наступление невозможным)
—
Какие чувства испытывали русские воины?
(Безграничную любовь к своей Родине, самоотверженность, готовность русских
солдат вступить в сражение, умереть за свою Родину, защищая свою землю. Воины
были полны доблести, силы, сохраняли крепкий моральный дух).
—
Как ведут себя солдаты перед Бородинской битвой? (Все
русские солдаты готовятся к великому бою, все возлагают надежды на третий день,
когда, возможно, начнется битва. Каждый занят своим делом: кто-то чистит кивер,
кто-то точит штык. Солдаты находятся в ожидании боя, ворчат, что командиры не
дают команды начинать сражение, говорят друг другу: «Пора добраться до
картечи». Воины достойно, по-деловому, без страха и
суеты готовятся к бою).
—
А как ведут себя французы и почему? (Французы ликуют.
Они тоже знают, что предстоит великая битва, но они чувствуют себя
победителями. Они не рассчитывают на серьезное сопротивление русских армий).
-Как
повлияло на исход войны 1812 года Бородинское сражение?
(Бородинское
сражение – генеральное сражение, которое повлияло на исход войны, которая
закончилась победой русских войск и изгнанием французов с русской земли).
— А имеет ли отношение
пламенное высказывание поэта о Москве к теме нашего сегодняшнего разговора?
(Да, ведь Москва – столица нашей Родины, символ ее свободы,
независимости, могущества, сражаясь под Бородино, наши воины защищали Москву –
сердце страны.)
Итак, мы выяснили с вами, что в основу
произведения «Бородино» легло историческое событие – Бородинское сражение
отечественной войны 1812 года.
А сейчас пришло время нам с вами
выступить в роли исследователей литературного произведения. Для этого мы с
вами разделились на 3 группы: (напомнить правила работы в группе, остановить
внимание на Листы взаимооценивания и самооценивания, котроые дети должны будут
заполнить после выполнения и защиты работы)
1 группа
— Лексическое исследование.
Цель: познакомить учащихся с устаревшими словами, понять их
роль в тексте. Задание: При прослушивании
стихотворения вам встретились малознакомые слова, найдите и зачитайте их, объясните
лексическое значение незнакомых или малопонятных устаревших слов (используя
информацию из сносок и «Толкового словаря»). Подумать и ответить на вопрос: с
какой целью Лермонтов использует эти слова в своем стихотворении? (оформление
стенда)
2группа – Историко
– литературное исследование
Цель : выяснить,
как отразились исторические факты в стихотворении. Задание: соотнесите
исторические данные с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова, выделите в
стихотворении нужные части, подберите цитаты, заполните таблицу.
3
группа – литературоведческое исследование — Анализ
художественных средств стихотворения.
Цель: найти в
тексте средства художественной выразительности, объяснить их роль. Задание: в
своём стихотворении М.Ю.Лермонтов использует различные средства художественной
выразительности для создания художественной картины жизни, речь Лермонтова
богата сравнениями, метафорами. Выпишите их
_____________________________________________________________________________
Приложение
1
Цитаты из исторической справки |
Цитаты из стихотворения |
Я участник |
3 строфа: Мы долго |
Да , и вот наш главнокомандующий |
4 строфа: И вот нашли большое поле: |
До главного |
Строфа 6: Два дня мы |
В |
Строфа 7 Прилег |
На рассвете 7 |
Строфа 8: И только небо |
Решающие бои |
Строфа 13: Вот смерклось. Были все |
Вывод:
Основные эпизоды Бородинского сражения, описанные в стихотворении, полностью
совпадают с исторической справкой. Следовательно, поэт в основу стихотворения
положил реальные исторические факты. Лермонтов представил битву глазами
простого солдата. До Лермонтова таких описаний в русской поэзии не было.
Приложение 2
Анализ
художественных средств стихотворения.
—
Но
чем отличаются исторический рассказ от стихотворного? (в стихотворении нет дат,
названий, фамилий; речь в стихотворении выразительная, образная).
Средства художественной |
Примеры из текста |
Роль в тексте |
Метафоры |
Звучал |
Метафоры |
Сравнения |
Французы |
Помогают |
Риторическое восклицание |
Ну ж был денек! Вам не видать таких сражений! Наш рукопашный бой! |
Ярко передают воспоминания старого солдата о тяжести |
Инверсия |
Носились знамена, смешались в кучу кони, |
Подчеркивает смысловую значимость данных |
Вывод:
использование в стихотворении метафор, сравнений помогает ярче, образнее
передать картину боя.
_______________________________________________________________
Народная идея стихотворения
находит свое воплощение в языке и стиле: в «Бородино» соединились элементы
сказа, баллады, оды, лирического монолога
— Что важнее
для автора передать правду истории или прославить подвиг солдат, сражавшихся на
поле битвы?
—
Что
он хотел донести до читателя, до будущих поколений? (Ответы детей).
—
Какие
чувства испытали вы после прочтения стихотворения? (Чувство гордости
за свой народ и за свою Родину).
Проверка
полученных результатов — Тест по стихотворению «Бородино» с использованием «Системы
оценки и мониторинга качества знаний «Maimio Vote»
4.
Рефлексия.
—
Актуально ли это произведение сегодня? Почему мы до сих пор «помним про день
Бородина»? (Произведения актуальны, потому что тема
защиты Родины — всегда актуальна тема).
— Какими
событиями, произошедшими в современной истории, вы можете это подтвердить?
(События в Афганистане, Чечне, Северной Осетии, Украине).
Нас и
сегодня волнует это произведение и событие, в нем описанное. Война не может
восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не
пощадивших жизни ради спасения Отечества, будет жить вечно, и этот подвиг
«недаром помнит” и будет помнить «вся Россия”. Есть
в истории нашей Родины немало событий, о которых мы помним всегда. Они — наша
гордость и честь.
5.
Взаимооценивание и самооценивание.
Видеоролик
1 группа. Эпитеты: боевые схватки, синие
верхушки, грозная сечь, открытый бивак, избитый кивер, протяжный вой.
2 группа. Метафоры: ушки на макушке, ломить
стеною, постоим головою, сражен булатом, гора кровавых тел, считать мы стали
раны.
3 группа. Сравнения: умремте ж под Москвой,
как наши братья умирали; французы двинулись, как тучи; земля тряслась-как наши
груди.
-
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
jalenobrien455
-
Создано:
3 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Алгебра16 минут назад
Помогите пожалуйста решить
-
Геометрия16 минут назад
Вы отвечаете на вопросы о решении геометрических задач тут?
-
Геометрия21 минут назад
Помогите пожалуйста с геометрией :(((
-
География31 минут назад
Пищевая и лёгкая промышленность
-
Физика31 минут назад
Сила давления в жизни растений
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Математика1 час назад
Дана последовательность букв фавыдовлыдяюфлчлиоыдсоыжф найдите в этой последовательности частоту
А) буквы Д;Б)буквы Ф;В)буквы Ы;Г)буквы С
-
Другие предметы1 час назад
Что такое с болталкой случилось? Актива нет с 19:37, подозреваю, что так у всех. Инфы вкиньте
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20604
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
zlatikaziatik
2620
-
dobriykaban
2374
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Проверьте себя (страница 151)
2. В чем состояли занятия литературного общества в пансионе?
Занятия литературного общества в пансионе состояли в чтении его участниками собственных сочинений, переводов и обсуждении прочитанного.
3. В ресурсах Интернета найдите дополнительные материалы о биографии поэта. Подготовьте сообщение для одноклассников.
Пример готового сообщения
Размышляем о прочитанном (страница 155)
- Какому событию посвящено стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»?
Это стихотворение посвящено Бородинской битве, произошедшей во время войны с Наполеоном в 1812 году.
2. Какой мыслью и какими настроениями оно пронизано?
Стихотворение пронизано настроением о победе над врагом, силе и несгибаемости русского народа, патриотическим духом.
3. От чьего лица ведется рассказ? Что этим достигается?
Рассказ ведется от лица человека, который непосредственно участвовал в Бородинской битве – он был артиллеристом. Благодаря такому приему читатель словно сам оказывается на поле боя.
4. О чем сожалеет поэт и что его радует?
Лермонтов в стихотворении сожалеет, что представители «нынешнего племени» не обладают теми качествами, которые были у победителей Наполеона. В стихотворении он говорит: «Богатыри не вы».
И все же поэта радует, что в истории России были такие люди, которые совершили настоящий подвиг – остановили непобедимую французскую армию, под натиском которой пало несколько стран.
5. Как вы понимаете строки?
Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!..
Москва бы не была сожжена, если бы того не требовал тактический маневр.
- Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!..
Русский народ никому не отдаст своей родины даже ценой собственной жизни.
- Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Полковник был искусным полководцем, поскольку умел выполнять приказы царя, помня при этом о простых солдатах, которых любил, как родных детей.
6. Прочитайте внимательно текст и расскажите, какие картины природы и картины боя проходят перед мысленным взором читателя.
Артиллерист описывает большое поле, в котором «есть разгуляться где на воле». Перед читателем встает картина большого пустого поля, к которому стягиваются русские и французские войска.
Потом, когда начинается битва, читатель представляет себе огромную свалку людей, которые сошлись в бою. Бесчисленное множество солдат, слившихся в «гору кровавых тел».
7. Кого объединяет слово «наш» в таком тексте?
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Слово «наш» в этом тексте объединяет весь русский народ.
8. Какие черты характера солдата заметили вы? Подтвердите свой ответ примерами из текста.
В характере солдата я заметил неподдельную преданность, верность царю и отечеству в строках: «И умереть мы обещали, и клятву верности сдержали мы в Бородинский бой». Также я заметил огромную выдержку и силу воли: «Были все готовы заутра бой затеять новый и до конца стоять…».
Учимся читать выразительно (страница 156)
3. Сравните чтение ваших товарищей с чтением актера. Что вам понравилось, а что нет? Как бы вы прочитали это стихотворение?
Я бы прочитал это стихотворение очень вдумчиво, повышая интонацию в определенных местах. Я прочитал бы его негромко, как бы вспоминая и восстанавливая картину боя в своей памяти.
Фонохрестоматия (страница 156)
- Стихотворение построено в форме диалога юноши и воина-ветерана. Вы прослушали этот диалог в исполнении актеров. Какими вы представили участников разговора? Опишите их внешность, манеру говорить. Что вы можете сказать об их характерах?
Я представил себе молодого парня, который гордится подвигом своих предков. Его глаза выдают мужество и чувство благодарности. Он хочет стать таким же достойным человеком, как воин-ветеран.
Воин представился мне седым и невысоким человеком. Несмотря на возраст, его телосложение еще сохранило черты крепкого и сильного мужчины. Он горд тем, что принимал участие в Бородинской битве, поэтому несколько превозносит себя над юношей. Воин рассказывает историю с желанием, умеет передать напряжение с помощью интонации.
2. Проследите, как меняется тональность речи старого воина от описания отступления до подготовки к бою «…за родину свою».
Во время описания отступления голос рассказчика осторожно выражает сожаление. Воину не хочется отступать. Однако затем в его голосе слышится насмешливая интонация, которая показывает, что отступление было не бегством, а лишь подготовкой к решающему удару.
4. Какие чувства переживает рассказчик, вспоминая о своем погибшем командире? Как эти чувства передают автор и актер?
Интонация рассказчика снижается в то время, как он начинает говорить о своем командире. Голос становится немного тише. В стихотворении говорится: «Жаль его, сражен булатом». Воину жалко своего командира, он искренне его любил и верил в него.
5. Какие чувства старого воина выразил актер в заключительных строках стихотворения?
В заключительных строках актер выразил грусть и сожаление о плохой доле людей, не вернувшихся с поля. Ему также грустно от того, что пришлось уступить французам Москву. При этом в голосе слышатся и ноты счастья о том, что враг все-таки был побежден.
ЛИТЕРАТУРА. 5 КЛАСС. КОРОВИНА. УЧЕБНИК ОТВЕТЫ