1
2 класс
2
Сказки А.С.Пушкина
3
1. Где родился А.С.Пушкин? (В Москве) 2. Когда он родился? (6 июня 1799г.) 3. От кого маленький Саша узнал русские народные сказки? (От няни Арины Родионовны) 4. Сколько всего сказок написал А. С. Пушкин? (5) 5. Какие? («Сказка о царе Салтане, и о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
4
1. Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, Говорит одна девица, То на весь крещёный мир Приготовила б я пир».
5
«Кабы я была царица, Говорит её сестрица, То на весь бы мир одна Наткала я полотна».
6
«Кабы я была царица, Третья молвила сестрица, Я б для батюшки-царя Родила богатыря».
7
2. Жил старик со своей старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу.
8
3. «Свет мой, зеркальце! Скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?»
9
Навстречу ему Балда Идёт, сам не зная куда. «Что, батька, так рано поднялся? Чего ты взыскался?» Поп ему в ответ: «Нужен мне работник: Повар, конюх и плотник. А где найти мне такого Служителя не слишком дорогого?»
10
1. Как звали сына царя Салтана? (Князь Гвидон) 2. В кого и в какой последовательности превращался князь Гвидон ? (Комар – муха – шмель.) 3. Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку? (3 раза) 4. Что поймал старик в первый и во второй раз? (1-й раз – тину, 2-й раз – морскую траву) 5. Помогла ли рыбка старику и как? 6. Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны? (Солнце, месяц, ветер.) 7. За какую плату согласился работать Балда? (За 3 щелчка)
11
Путь – дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба. Путь – дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба. «Сказка о мёртвой царевне» Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто. Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто. «Сказка о рыбаке и рыбке» Корыто. Корыто. «Сказка о рыбаке и рыбке» Яблоко. «Сказка о мёртвой царевне» Зайчонок. Зайчонок. «Сказка о попе и работнике его Балде» Месяц. Месяц. «Сказка о мёртвой царевне» Лебедь. Лебедь. «Сказка о царе Салтане»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №10
Викторина
«Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»
для учащихся 2 класса
Самарина Т.Т.
учитель начальных классов
МБОУ лицея №10 г. Ставрополя
Ставрополь,
2017-2018 учебный год
Путешествие по сказкам А.С. Пушкина
Цели и задачи:
Образовательные
- Повторить и обобщить знания о творчестве А.С. Пушкина: систематизировать виды сказок, уметь узнавать сказку по её характерным особенностям
- Знать содержание основных сказок писателя.
Развивающие
- Развивать внимание, память, логическое мышление.
- Прививать интерес к чтению
- Расширять читательский кругозор читателя
- Развивать эмоционально-образную сферу
- Развивать зрительное восприятие
Воспитательные
- Формирование коммуникативных умений
- Работа в группах, парах
- Слушать ответы товарищей
- Слушать и воспринимать речь учителя
Ход мероприятия
Звучит музыка «В мире много сказок»
— Ребята, проверьте готовность к уроку.
-Прочтите эти строки «Что за прелесть эти сказки!»
-Кому они принадлежат? (А. С. Пушкину)
-Как понимаете их?
-На что намекал поэт? (Да, сказки прелестны, они учат мудрости, любви, доброте. В сказках добро всегда побеждает зло. Я не случайно начала урок с этих строк.)
Кто догадался какова тема урока.
-Узнали портрет?
И так, тема нашего урока-викторины «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»
А значит чему будем учиться? Какие учебные задачи поставим?
1 Повторить содержание сказок А.С.Пушкина
2 Вспомнить имена главных героев.
3 Читать выразительно и наизусть отрывки из сказок.
4 Кратко пересказывать их.
Решим эти задачи, если будем какими?
(Внимательными, вежливыми, активными, дружными).
Викторина — это соревнование эрудиции, знаниях, находчивости, смекалки.
Разрешите представить соревнующиеся команды, почётных гостей, жюри.
Первый конкурс «Разминка»
- Где родился А.. Пушкин? (в Москве)
- Когда он родился? (6 июня 1799 г)
- От кого маленький Саша узнал русские народные сказки? (от няни Арины Родионовны)
- Сколько всего написал сказок А.С. Пушкин? (6; 5 и 1 – не закончил)
- Какие? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде»)
ОЦЕНКА ЖЮРИ
Второй конкурс «Узнайте сказку» :
ПЕРВЫЙ ЭТАП
- Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,
То на весь крещеный мир приготовила б я пир»
«Кабы я была царица,-
Говорит ее сестрица,-
То на весь бы мир одна наткала я полотна
«Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки царя родила богатыря
- Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно………………………..
(тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу)
- «Свет мой, зеркальце! Скажи
……………………………………………..
(Да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?)
- Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
«Что батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?
Поп ему в ответ:……….
(«Нужен мне работник: повар, конюх и плотник. А где найти мне такого служителя не слишком дорогого?)
ОЦЕНКА ЖЮРИ
ВТОРОЙ ЭТАП
- Как звали сына царя Салтана? (Князь Гвидон)
- В кого и в какой последовательности превращался князь Гвидон? (Комар-муха-шмель)
- Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку? (3 раза)
- Что поймал старик в первый и во второй раз? (1 раз-тину, 2 раз-морскую траву)
- Помогла ли рыбка старику и как?
- Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны? (Солнце, месяц, ветер)
- За какую плату согласился работать Балда? (Буду служить тебе славно, усердно и очень исправно, в год за три щелчка тебе на лбу, есть же мне давай вареную палбу)
ОЦЕНКА ЖЮРИ
ТРЕТИЙ ЭТАП
Узнайте сказку по следующим словам:
- Путь- дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, втер, свадьба. (Сказка о мертвой царевне)
- Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто.(Сказка о рыбаке и рыбке)
- Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, веревка, наказание. (Сказка о попе и о работнике его Балде)
- Рать, воеводы, царь, мудрец, шатер, шамаханская царица, звездочет, петушок. ( Сказка о золотом петушке)
ОЦЕНКА ЖЮРИ
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП
Узнай сказку по рисунку. (Детям показываются рисунки)
- Кораблик. (Сказка о царе Салтане)
- Зеркало. (Сказка о мертвой царевне)
- Корыто. (Сказка о рыбаке и рыбке)
- Яблоко. (Сказка о мертвой царевне)
- Зайчонок. (Сказка о попе и о работнике его Балде)
- Месяц. (Сказка о мертвой царевне)
- Лебедь. (Сказка о царе Салтане)
ОЦЕНКА ЖЮРИ
ФИЗМИНУТКА
III Выразительное чтение
первая команда «Сказка о рыбаке и рыбке» вторая команда «Сказка о мертвой царевне»
ОЦЕНКА ЖЮРИ
IV Чтение наизусть: первая команда «Сказка о царе Салтане», вторая команда «Сказка о золотом петушке».
ОЦЕНКА ЖЮРИ
V Пантомима. Первая команда «Работник Балда», вторая команда «Золотой петушок».
ОЦЕНКА ЖЮРИ.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ КОМАНД
VI ИТОГ
-Какую задачу решили?(повторили сказки, которые написал А.С. Пушкин)
-Спасибо, ребята за работу на уроке. Все вы молодцы! Знаете много сказок.
Викторина по теме «Волшебный мир сказок А.С. Пушкина».
Тема: Урок-викторина по сказкам А.С.Пушкина. ( Сл.1,2 )
Цели урока: 1. Закрепить у учащихся знание сказок А.С.Пушкина.
2. Развивать образное мышление, речь, память.
3. Прививать интерес к предмету.
Оборудование: презентация к уроку, картинки.
Ход урока:
1.Организационный момент.
II. Сообщение темы, целей урока.
— Ребята, сегодня у нас викторина по сказкам вашего любимого поэта А.С.Пушкина.
На доске — портрет А.С. Пушкина, иллюстрации к его сказкам.
В игре участвует весь класс, который был заранее предупрежден о теме конкурса. Дети отвечают на вопросы и зарабатывают себе баллы.
Ход мероприятия
Здравствуйте! Я рада вас приветствовать на нашей сегодняшней викторине, посвященной великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. Начнем мы с небольшой биографической справки.
Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая (6 июня) 1799 ( Сл.3) года. Отец его, Сергей Львович, происходил из старинного, обедневшего дворянского рода,
оставившего яркий след в истории России. Мать, Надежда Осиповна, была внучкой
«арапа Петра Великого» — Ибрагима Ганнибала.
Раннему увлечению Александра Пушкина литературой способствовала прекрасная домашняя библиотека.
А сейчас у нас разминка.
1. От кого маленький Саша узнал русские народные сказки? (от няни Арины Родионовны.)
2. Сколько всего сказок написал АС.Пушкин? (6; 5 и 1 не закончил.)
3. Какие? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде».)
Начнём нашу игру с вопросов. За каждый правильный ответ вам присваивается 1 балл.
-
Какую плату назначил Балда за свою работу у попа? («. . . в год за три щелчка по лбу. . .» ( Сл.4)
-
.) В кого превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана?
(В комара, муху, шмеля ) (Сл.5)
-
Какими словами встречала царевна-лебедь князя Гвидона у моря? («Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?») ( Сл.6)
-
Кем приходится сватья баба Бобориха царю Гвидону? ( Родной бабушкой.
(«А царевич хоть и злится, Старой бабушки своей».) (Сл.7)
-
От кого князь Гвидон спас царевну Лебедь? ( От чародея) (Сл.8)
-
Как назывался остров на пути в царство славного Салтана? (Остров Буян ) (Сл.9)
-
.За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей? «Лучшего б не надобно дохода, Да есть на них недоимки за три года» (Сл.10)
-
Как попадья учила попа Балду без расплаты отправить? «Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь: А требуй, чтоб он её исполнил точь-в-точь». (Сл.11)
-
С каких слов начинается «Сказка о попе и работнике его Балде»? (Жил-был поп, толоконный лоб) (Сл.12)
-
Сколько времени никто не беспокоил царство Дадона? «Год, другой проходит мирно; Петушок сидит всё смирно». (2 года. ) (Сл.13)
-
Сколько сыновей было у царя Дадона? «Что за страшная картина. Перед ним его оба сына Без шеломов и без лат Оба мертвые лежат». (Сл.14)
-
Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»?«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок». (Сл.15)
Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности возле его царства нет? «Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!» (Сл.16)
-
От чего умерла мачеха? «Тут тоска её взяла. (Сл.17)
-
К кому и как обращался королевич Елисей с просьбой о помощи? «Свет наш солнышко. . .», «Месяц, месяц, мой дружок. . .», «Ветер, ветер! Ты могуч. . .» (Сл.18)
-
Почему братьев, ведь она была единственной дочерью царя? Потому, что семь богатырей сами назвали ее сестрицей:
«Коли красная девица, Будь нам милая сестрица». (Сл.19)
-
Какое приданое приготовил царь своей дочери? (Семь торговых городов, Да сто сорок теремов…) (Сл.20)
-
Как звали жениха молодой царевны? (Елисей) (Сл.21)
-
Сколько времени была старуха царицей? (Две недели) (Сл.22)
-
Душегрейка старухи, ставшей столбовой дворянкой, была сшита из … (Из соболя) (Сл.23)
20.Сколько и какие желания исполняла Золотая рыбка? (5 желаний.
Исполнила 4: корыто, изба, столбовая дворянка, вольная царица.) (Сл.24)
21. Сколько лет жили старик и старуха у самого синего моря? (Тридцать лет и три года) (Сл.25)
22. Где жили старик со старухой? (У синего моря) (Сл.26)
23. На чем спал Балда в поповом доме? (На соломе.) (Сл.27)
Продолжи строчки ( Сл.28)
— Жил старик со своею старухой……. ( у самого синего моря)
-
Отпустил он рыбку золотую и сказал ей……(ласковое слово)
-
Приплыла к нему рыбка спросила……(чего тебе надобно старче)
-
Старик ловил неводом рыбу. Старуха…..(пряла свою пряжу)
-
Он рыбачил тридцать лет и три года и не слыхивал….(чтоб рыба говорила)
-
Не хочу быть черною крестьянкой, хочу быть….(столбовою дворянкой)
Узнайте сказку по следующим словам: ( Сл.29)
-
Путь-дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба.
( Сл.30) («Сказка о мертвой царевне».)
-
Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто.
( Сл.31,32,33) («Сказка о рыбаке и рыбке».)
-
Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, веревка, наказание. («Сказка о попе и о работнике Балде».) ( Сл.34,35,36)
-
Рать, воеводы, царь, мудрец, шатер, шамаханская царица, звездочек, петушок. («Сказка о золотом петушке». ( Сл.37,38)
Каждому участнику задается, один вопрос, на который нужно ответить, используя подсказку
1Как звали няню поэта? (Арина.)
2.Имя жениха молодой царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях». (Елисей.)
3.Чудо-предмет, говорящий всю правду. (Зеркальце.)
4.Фрукт, которым отравилась молодая царевна. (Яблоко.)
5.Имя царя в одной из сказок А.С. Пушкина. (Салтан.)
6.Исполнительница песни «Во саду ли, в огороде». (Белка.)
7.Жилище старика со старухой. (Землянка.)
8.Как звали находчивого, трудолюбивого работника в одной из сказок Пушкина? (Балда.)
9.Сказочный персонаж, исполнявший желания. (Рыбка.)
-
Пернатый сторож, извещавший об опасности. (Петушок.)
-
Название острова, мимо которого проплывали корабли. (Буян:)
-
Насекомое, в которое превратился князь Гвидон в третий раз. (Шмель.)
-
Непременный атрибут старухи. (Корыто.)
-
Сколько раз закидывал старик невод в море? (Три.)
-
Имя царя в «Сказке о золотом петушке». (Дадон.)
Следующее задание. Для вас приготовлены отрывки из произведений, по которым вы должны определить, из каких сказок они взяты.
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке».)
Царь к востоку войско шлет,
Старший сын его ведет.
Петушок угомонился,
Шум утих, и царь забылся. («Сказка о золотом петушке».)
Пошел, сел у берега моря;
Там он стал веревку крутить
Да конец ее в море мочить. («Сказка о попе и его работнике Балде».)
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
Следующее задание. Расшифруйте слова. В первом квадрате слова, во втором ключ к разгадыванию. Расшифруйте слова и запишите их на листочке. За правильные ответы добавляются баллы. ( Сл.39)
1 |
8 |
2 |
12 |
9 |
7 |
10 |
4 |
5 |
11 |
3 |
6 |
д |
а |
в |
е |
м |
к |
о |
р |
я |
р |
о |
н |
Проверяем (дворянка, море) (Сл.40)
Как замечательно, что вы так хорошо знаете сказки А.С. Пушкина
Сейчас вам предстоит определить, о каком предмете, упоминающемся в произведениях Пушкина, идет речь.
Деталь предмета, которую князь Гвидон получил при крещении. Умело используя ее, он сумел погубить Чародея и освободить царевну Лебедь. (Шнурок от нательного креста.)
1.Ребята, а какие слова говорила злая царица из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»?
(читает правильный ответ).
Свет мой, зеркальце! скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?
2. Кем стали три девицы из «Сказки о царе Салтане…»? (Ткачихой, поварихой, царицей.)
3.Кто из героинь А.С. Пушкина самая жадная? (Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке».)
Читает учитель.
Про кого же этот стих?
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело,
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить;
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя. (Дадон из «Сказки о зо-
лотом петушке».)
А как Балда перехитрил бесенка во второй раз?
(читает правильный ответ).
Да жду вон этой тучки;
З ашвырну туда твою палку
Да и начну с вами, чертями, свалку.
Узнайте сказку по рисунку. (Показ слайдов.) ( Сл.41)
-
Корыто («Сказка о рыбаке и рыбке».) ( Сл.42,43)
-
Яблоко («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».) ( Сл.44)
-
Месяц («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».) ( Сл.45)
-
Зеркало («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».) ( Сл.46,47,48)
-
Кораблик («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди») ( Сл.49)
-
Лебедь («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди») ( Сл.50,51)
-
Зайчонок ( «Сказка о попе и о работнике его Балде».) ( Сл.52,53)
-
Петушок («Сказка о золотом петушке».) ( Сл.54,55)
Вот и подошла к концу наша викторина, посвященная прекрасному поэту Александру Сергеевичу Пушкину.
Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен —Непоколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросала судьбина И счастье куда бы ни повеяло, Все те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село.
Раздала трафареты героев сказок и дети оформляют рисунок , по ним подвела итог урока.