От предложения к сочинению савельева зинченко тетрадь по развитию речи

Litres Baner

  • Английский язык. 2 класс

    14.08.2020

    Английский язык. 2 класс

    Основная задача пособия – наглядно объяснить основы построения английских фраз и предложений, отработать грамматические навыки, восполнить пробелы в знаниях школьной программы. Система упражнений выст… Подробнее

    01

    ОтложитьЧитал

  • Английский язык. 3 класс

    14.08.2020

    Английский язык. 3 класс

    Основная задача пособия – отработать грамматические правила и восполнить пробелы в знаниях школьной программы. В тренажёре на несколько более сложном уровне даётся повторение пройденного во 2-м классе… Подробнее

    10

    ОтложитьЧитал

  • Английский язык. 4 класс

    14.08.2020

    Английский язык. 4 класс

    Основная задача пособия – отработать грамматические навыки, восполнить пробелы в знаниях школьной программы. Система упражнений выстроена по принципу от простого к сложному. В тренажере, который послу… Подробнее

    00

    ОтложитьЧитал

  • Математика. 1 класс

    14.08.2020

    Математика. 1 класс

    Основная задача пособия, соответствующего ФГОС, закрепить полученные в школе знания по основным математическим темам: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственн… Подробнее

    00

    ОтложитьЧитал

  • Математика. 2 класс

    14.08.2020

    Математика. 2 класс

    Основная задача пособия, соответствующего ФГОС, закрепить полученные в школе знания по основным математическим темам: «Нумерация», «Сложение и вычитание в пределах 100», «Умножение и деление». Пособие… Подробнее

    00

    ОтложитьЧитал

  • Математика. 3 класс

    14.08.2020

    Математика. 3 класс

    Основная задача пособия, соответствующего ФГОС, – проверить уровень знаний и закрепить полученные в школе навыки по основным математическим темам: «Числа в пределах 1000», «Умножение и деление», «Урав… Подробнее

    00

    ОтложитьЧитал

  • Математика. 4 класс

    14.08.2020

    Математика. 4 класс

    Основная задача пособия, соответствующего ФГОС, – проверить уровень знаний и закрепить полученные в школе навыки по основным математическим темам: «Приёмы письменного умножения и деления двузначных и … Подробнее

    00

    ОтложитьЧитал

  • Русский язык. 1 класс

    14.08.2020

    Русский язык. 1 класс

    Основная задача пособия, соответствующего ФГОС, закрепить полученные в школе знания по основным темам русского языка: текст и предложение; значение слова; деление слов на слоги; ударение; перенос; гла… Подробнее

    00

    ОтложитьЧитал

  • Русский язык. 2 класс

    14.08.2020

    Русский язык. 2 класс

    Основная задача пособия, соответствующего ФГОС, закрепить полученные в школе знания по основным темам русского языка: текст и предложение; знаки препинания в конце предложения; главные и второстепенны… Подробнее

    00

    ОтложитьЧитал

  • Русский язык. 3 класс

    14.08.2020

    Русский язык. 3 класс

    Основная задача пособия, соответствующего ФГОС, закрепить полученные в школе знания по основным темам русского языка: типы текстов; виды предложений по цели высказывания и по интонации; обращение; гла… Подробнее

    00

    ОтложитьЧитал

  • Русский язык. 4 класс

    14.08.2020

    Русский язык. 4 класс

    Основная задача пособия, соответствующего ФГОС, – закрепить полученные в школе знания по основным темам русского языка: главные и второстепенные члены предложения; однородные члены предложения; просто… Подробнее

    00

    ОтложитьЧитал

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Понятие причастия

Сначала разберемся, что такое причастие и какая разница между действительными и страдательными причастиями.

Причастие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного.

Примеры причастий: покупающая конфеты мама, составленный папой план, спешащий в магазин дедушка.

Причастие характеризует предмет с точки зрения действия. Из этого следует:

  • Если действие совершает сам предмет, к которому относится причастие, то оно действительное.
  • Если предмет испытывает на себе действие другого — причастие страдательное.

Основные группы причастий:

  • Страдательные причастия настоящего времени.
  • Страдательные причастия прошедшего времени.
  • Действительные причастия настоящего времени.
  • Действительные причастия прошедшего времени.

Рассмотрим пример действительных причастий:

  • Получающий подарок именинник — это именинник, который получает подарок, то есть действие совершает сам именинник.
  • Получивший подарок именинник – это именинник, который получил подарок, то есть действие совершил сам именинник.

Рассмотрим пример страдательных причастий:

  • Подарок, получаемый именинником – это подарок, который получает именинник, то есть подарок подвергается действиям именинника, но сам подарок действие не выполняет.
  • Подарок, полученный именинником – это подарок, который получил именинник, то есть подарок был подвергнут действиям именинника.

А теперь разберемся в том, что такое причастный оборот, какие слова составляют причастный оборот и каким членом предложения он является.

Определение причастного оборота

Причастный оборот (ПО) — это причастие с зависимыми словами. Главное слово в причастном обороте — причастие.

Определяемое слово — это слово, от которого зависит причастный оборот.

Запоминаем!

Причастный оборот отвечает на вопросы: какой? что делающий? что сделавший?

Каким членом предложения является причастный оборот? В предложении причастный оборот чаще всего занимает функцию определения и подчеркивается волнистой линией.

Причастие, как неспрягаемая глагольная форма, обозначает признак предмета по действию:

В таких словосочетаниях одиночное причастие определяет существительное и является зависимым от него словом.

Вот мы и узнали, что называется причастным оборотом и как выделять причастный оборот как член предложения.

Отработать новый материал на практике помогут онлайн-курсы по русскому языку в школе Skysmart.

Границы причастного оборота

Самый сложный момент в этой теме — как найти границы причастного оборота.

Чтобы определить причастный оборот в предложении, нужно выделить причастие и все зависимые от него слова. Зададим вопрос и найдем зависимое слово на примере:

  • Пригревающее (кого?) — нас.
  • Пригревающее (как?) — нежно.

Слово «солнышко» не входит в состав причастного оборота, так как к нему мы не можем задать вопрос от причастия «пригревающее». Поэтому причастный оборот в этом предложении — это конструкция «нежно пригревающее нас».

Запоминаем!

Причастный оборот состоит только из полных причастий с зависимыми словами. Краткие причастия мы используем только в роли составного именного сказуемого.

Знаки препинания при причастном обороте

Рассмотрим, как выделяется причастный оборот на письме.

По правилам причастный оборот обособляется в трех случаях:

  1. Если причастный оборот стоит после определяемого слова, он обособляется.

    Висевшая на стене — определение, которое выражено причастным оборотом. Оно стоит после определяемого слова «картина» и поэтому обособляется.

  2. Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, он не обособляется (кроме случаев, описанных в следующем пункте).

    Висевшая на стене — определение, выраженное причастным оборотом. Оно стоит перед определяемым словом «картина» поэтому не обособляется.

  3. Причастный оборот обособляется независимо от его места в предложении, если выполняется любое из следующих условий:

    • причастный оборот относится к личному местоимению (я, ты, он, она, оно, они);
    • причастный оборот имеет добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное);
    • причастный оборот оторван от определяемого слова другими членами предложения.

Распространённые ошибки при использовании причастного оборота

При составлении предложения с причастным оборотом нужно обратить внимание на следующие правила:

  • Между ПО и определяемым словом не должно быть разрыва.

    Шум листвы наполнял всё пространство, тихо трепещущей.

    Земля пропиталась влагой от дождя, лившему всю ночь.

    Шум, тихо трепещущей листвы, наполнял все пространство.

    От дождя, лившего всю ночь, земля пропиталась влагой

  • Страдательные и действительные причастия выполняют разную функцию.

    Контрольную работу, решающуюся учениками, учитель проверит завтра.

    Контрольную работу, решаемую учениками, учитель проверит завтра.

  • Синтаксическая конструкция имеет однородный вид.

    Я хожу в школу, расположенную рядом с нашим домом и которая устраивает моих родителей.

    В школу, расположенную рядом с нашим домом, устраивающую моих родителей, я хожу.

  • Главное слово стоит до или после ПО, а не разрывает его.

    Прибывшие ученики на олимпиаду из соседней школы заняли свои места.

    Ученики, прибывшие на олимпиаду из соседней школы, заняли свои места.

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Что такое сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненное предложение (СПП) — это вид сложного предложения, в составе которого одно простое предложение по смыслу и интонации подчинено другому.

Зависимое предложение в этом случае называют придаточным, независимое — главным.

Пример сложноподчиненного предложения:

Пример сложноподчиненного предложения | skysmart.ru

Придаточное предложение в СПП может занимать разные положения: в середине главного, перед или после него.

  • Когда грузовик свернул к деревне, озеро осталось позади. — Придаточное на первом месте.

  • Озеро остались позади, когда грузовик свернул к деревне. — Придаточное после главного.

  • Сейчас, когда грузовик свернул к деревне, озеро осталось позади. — Придаточное разрывает главное предложение.

Как связаны части сложноподчиненных предложений

В сложноподчиненном предложении главная и придаточные части связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами.

Таблица типов связи в СПП | skysmart.ru

Значения сложноподчиненных предложений

В русском языке есть две группы придаточных предложений — именные и обстоятельственные. Они отличаются друг от друга по смыслу и характеру подчинительной связи с главным предложением. Рассмотрим каждую группу сложноподчиненных предложений на примерах.

Именные придаточные предложения

Эти предложения играют роль дополнений и определений по своему значению и связи с главным предложением. Их принято разделять на две подгруппы: определительные и изъяснительные.

Определительные придаточные предложения описывают существительное или местоимение в главном предложении. К ним можно задать вопрос «какой?»:

  • Хорош тот человек (какой?), который трудится над собой, а не других оценивает.

К главному предложению определительное придаточное присоединяется союзами и союзными словами который, какой, чей, кто, куда, будто и т. д.

Изъяснительные придаточные предложения поясняют глаголы и другие слова, которые означают речь, мысли и чувства. К таким придаточным можно задать вопросы косвенных падежей:

  • Отец завещал (что?), чтобы мы не забывали родину.

С главным предложением изъяснительное придаточное соединено подчинительной связью — союзами и союзными словами что, как, чтобы, где, откуда, зачем и т. д.

Отработать новый материал на практике помогут онлайн-курсы по русскому языку в школе Skysmart.

Обстоятельственные придаточные предложения

Эти предложения по подчинительной связи с главным и значению выполняют роль обстоятельств. Подгрупп придаточных здесь больше, чем в именных:

  • условные,

  • сравнительные,

  • уступительные,

  • присоединительные,

  • образа, степени, меры действия,

  • места,

  • времени,

  • причины,

  • цели,

  • следствия.

Для удобства выразим подгруппы ССП в таблице и рассмотрим их на примерах.

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях

Если придаточная часть сложноподчинительного предложения стоит перед или до главной, принято ставить запятую между ними. Если же она стоит в середине, зависимое предложение нужно обособлять с обеих сторон.

Примеры:

  • Когда грузовик свернул к деревне, озеро осталось позади.

  • Озеро остались позади, когда грузовик свернул к деревне.

  • Сейчас, когда грузовик свернул к деревне, озеро осталось позади.

Если перед составными союзами есть слова лишь, только, еще и, прежде всего, именно, очевидно, вероятно или частицы не и ни, для таких союзов характерно деление. В таком случае перед что нужно ставить запятую:

  • Он заболел лишь потому, что ходил без шарфа зимой.

Если изъяснительные и условные (с союзом ли) придаточные стоят перед главным предложением и выделены интонацией, их разделяют тире:

  • Кто хочет — тот добьется.

Иногда перед подчинительные союзом ставят двоеточие. Например, если в части перед ним есть предупреждение о том, что дальше будет разъяснение:

  • Отец понял то, что ему нужно было понять: что они говорили о нем.

То же самое может быть и в бессоюзном предложении

  • И тогда он понял: все эти разговоры бесполезны.

Типы подчинения в СПП

В некоторых сложноподчиненных предложениях бывает несколько придаточных. Про такие предложения говорят, что они многочленные.

В предложениях с несколькими придаточными бывают разные типы подчинения. Разберем каждый из них.

Последовательное подчинение

Последовательное подчинение в СПП — это когда одно придаточное зависит от главного, второе — от первого придаточного, третье — от второго и так далее.

Последовательное подчинение | skysmart.ru

Параллельное подчинение

При параллельном подчинении все придаточные зависят от главного предложения, но от разных слов в нем.

Параллельное подчинение | skysmart.ru

Однородное подчинение

При однородном подчинении все придаточные зависят от главного предложения и отвечают на одинаковый вопрос.

Однородное подчинение | skysmart.ru

Проверьте себя

Найдите в предложениях главную и придаточную части, укажите тип последней и расставьте знаки препинания.

  1. Дед завещал чтобы мы с сестрой не забывали о родном селении.

  2. Аромат луговых одуванчиков с тех пор как я уехал из села иногда чудился мне в букетах из лавки цветочника.

  3. И хотя время уже истекало о перерыве никто не задумался.

  4. На линии горизонта где заканчивалось лавандовое поле было видно городок.

  5. А маки горят алым огнем так ярко, что смотреть больно.

 12.11. Русский язык 5 — Б                                         

Цели:добиваться усвоения правильного способа действия при выборе безударного
окончания прилагательного; 
формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою
точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные
аргументированные ответы, знакомство с профессией журналиста; воспитание любви
к родному краю;
 развитие
самостоятельности.

Организационный момент

— Добрый день.  Я
рада нашей встрече на уроке русского языка.  

— «Вы – талантливые
дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и
хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и
стремиться к их достижению».

— Эти слова
принадлежат великому французскому философу Ж-Ж. Руссо.  Я желаю вам
сегодня на уроке убедиться в справедливости этого высказывания.

Но сегодня мы с вами будем в роли не просто учеников. Много разных
профессий есть на земле. Сегодня мы с вами попробуем познакомиться поближе с
профессией журналиста.

– Кто такие
журналисты? (Люди, которые пишут статьи в газеты, журналы.)

Введение в тему урока.

Прежде, чем отправиться на интервью, или начать писать статью, журналист
должен хорошо изучить тот материал, о котором он будет рассказывать. Поверим,
насколько хорошо вы владеете изученным материалом. Проведем тестовую работу
по изученному материалу по теме «Имя прилагательное»

Посмотрите на тесты,  которые у вас на столах. Выполните его
совместно, а букву правильного ответа записывайте в клеточки, начерченные
внизу.

Найди ключевое слово,
по буквам правильно угаданных ответов.

  1. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет  
     с) признак предмета          в)
действие предмета

  1. На какой вопрос отвечает имя прилагательное?

т) кто? что?  л)
что делает? что сделает?    к) какой? каков? чей?

  1. Как определить род прилагательного?

м) по вопросу  
      л) по существительному, с ним связанному.

  1. Какие окончания имеют прилагательные среднего
    рода?

а) –ая, -яя  
     о) –ое, -ее      и) –ый, -ий, -ой.

  1. Каким членом предложения чаще всего является
    прилагательное в предложении?

т) главным  
       н) второстепенным

  1. Какое прилагательное является синонимом к слову
    » старательный»?

а)вежливый  
    е)аккуратный     о)хлопотливый

  1. С чем связано прилагательное в предложении?

н) с существительным
         т) с глаголом        
  с) с наречием.

  1. Укажите слово, от которого образовалось
    прилагательное «водный».

а) проводка  
      и) вода         е) уводить

  1. Прилагательное это:

о) часть слова  
        и) член предложения        
 е) часть речи.

-Какое ключевое слово
вы получили? (Склонение)

-Что такое склонение?  (Изменение по падежам и числам)

-Какой цели достигли,
выполняя тест? (Отгадали ключевое слово
и повторили всё об имени прилагательном).

Формулировка темы и целей  урока.

Ориентируясь на ключевое слово,
сформулируйте тему нашего урока.

Какая морфема изменяется при склонении?

Сегодня мы поговорим не столько о склонении, сколько о правописании
безударных окончаний имен прилагательных. Кроме этого, будем учиться в ходе
урока быть деловым партнёрами, логически рассуждать и обоснованно выражать
свои мысли.

Словарно-орфографическая минутка.

Журналист, прежде всего, должен быть сам
очень грамотным. Насколько это удается вам — проверим.

С.ребряный, п.йзаж, Отеч.ство,
ненас.ный, р.внина, н.взрачный, г.ризонт, в.ликий, зап.ведник, р.ка,
бе.крайний, ж.вописный, т.нистый, полн.водный.

На какие две группы можно разделить
слова? ( Имена существительные и прилагательные и др. )

Запишем число, дистанционное обучение. Выпишите из этих слов только имена прилагательные через
запятую, выделите окончания. В каком роде они употреблены? (имена
прилагательные мужского рода)
.

Двенадцатое ноября

Дистанционное обучение

Словарно-орфографическая минутка

Серебряный,

Физкультминутка

Рыбки плавали в тумане,

В чистой, в светленькой воде,

То совьются, разовьются,

То закружатся в песке.

Изучение нового материала.

Как правильно написать
окончание имен прилагательных? (Окончания имен прилагательных
проверяем по вопросу.)

ОПОРА

М.Р. _________ ой, ый,
_______________ ий

Ж.Р._________ ая,
__________________яя

СР.Р.________ое,
___________________ее

Послушайте
текст: Быстрый ручей звонко журчал в зарослях молодого березняка.
Но вот он выбежал на пестрый луг. Заблестела на солнце серебристая вода.

– Определите тему
текста. (Этот текст о ручье.)

– Каждый ручей, как и
речку, озеро, море, океан нужно беречь – ведь чистая вода является богатством
природы.
 Запишите
самостоятельно в тетрадь. Выделите окончание, определите падеж.

– Проверка каждого
словосочетания. (Быстрый ручей – им. п., муж. р.,
окончание – -иймолодого березняка – р. п.,
муж. р., окончание – -огона пестрый луг – в.
п., муж. р., окончание – -ыйсеребристая вода –
им. п., жен. р., окончание – -ая.)

Рефлексия

Итак, наш урок
подходит к концу.

– С каким настроением
закончили урок?

– Мы сегодня с вами
немного узнали о работе журналиста. Кто из вас бы хотел стать журналистом,
когда вырастет?

— Я думаю, все вы убедились в справедливости слов Ж-Ж Руссо о том, что вы
действительно умные и талантливые дети. Успехов вам в достижении целей!
Спасибо вам за урок!  

Домашнее задание.

Ну что, юные журналисты, пришло время создать свою творческую работу.
Итак, журналист собирает материал, ему необходимо написать статью. Какая
часть речи нам поможет, чтобы текст получился красивым, точным и
выразительным? (Имя прилагательное) Напишите мини-сочинение (3–4 пр.) на тему “Река Кальмиус”.

Как работать, каждый определит сам: можете
воспользоваться опорными словами и сами составит текст, а можете
распространить готовый текст, используя слова для справок или подбирая свои
прилагательные, если сложно написать самостоятельно.  

– даны опорные слова:
 полноводная река,  ласковый ветер, свежий воздух, красивая
река.

– вставить
прилагательные, подходящие по смыслу.

Я могу бесконечно любоваться рекой Кальмиусом;
он все время разный: то ________ и _______ в _______ бликах ___________
солнца, то _________, в бурунах волн, а зимой — неузнаваемо _________,
покрытый снегом, скрывающим тайну. Я буду еще не раз приходить на набережную,
и  река Кальмиус не перестанет удивлять
своей ____________ красотой и силой.

Слова для справок: неповторимый, тихий, кроткий, полуденного,
суровый, ярких, пустынный. 

 Вы большие молодцы. у вас всё получиться! Для получения рекомендаций звонить по телефону указанном на блоге. Домашние задания прислать на почту sipikaalina31@gmail.com 

В теме письма указать ФИ и дату урока. Например: Шипика Алина 01.11. 

Развитая речь является не только показателем общей культуры человека, она становится инструментом познания всех наук, поэтому главную задачу уроков русского языка мы видим в том, чтобы научить школьников свободной речевой деятельности во всех ее проявлениях, а также сформировать у них коммуникативную и языковую компетенции. Эта нелегкая и многогранная задача может решаться в различных аспектах работы учителя русского языка.

Система работы по развитию монологической речи при подготовке к итоговому собеседованию.

Выполняя 3 и 4 задания, в процессе говорения учащийся должен показать степень владения всеми видами речи (описание, повествование, рассуждение), строить монологическое высказывание в соответствии с поставленной задачей, умение вести диалог. Следовательно, на уроках русского языка нужно уделять особое внимание основным видам деятельности: говорению, слушанию, письму и чтению. Именно эти виды деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации.

Тематические направления для 2 и 3 частей определены следующие: музыка, музеи, театры, кинофильмы, путешествия, города, увлечения и хобби. Я думаю, что темы соответствуют возрастным особенностям детей данного периода. Другой вопрос возникает, насколько кругозор некоторых учащихся может позволить свободно не только беседовать, но и высказать свое мнение по некоторым темам. Поэтому задача учителей – филологов усложняется, и с детьми необходимо начать подготовку к утвержденной форме экзамена. Обратить внимание детей на то, что экзаменационные задания опираются на их личный жизненный опыт и результат зависит во многом от него. Мотивируем их на овладение знаниями в области музыки, ИЗО, истории, краеведения и т.д.

Даем рекомендации к составлению монологического высказывания и беседе по монологу:
1. Определи основную мысль будущего описания. Подумай: что главное ты хочешь донести до адресата; зачем (цель выступления), для кого и что именно ты будешь говорить. 
2. Определи ключевые   слова, опираясь на которые ты будешь строить своё выступление (главное в выступлении) .

Композиция монологического высказывания:
1.Приветствие, комплимент аудитории.
2.Тезис, доказательство, вывод.
3.Заключение (обобщение). Я бы хотел, чтобы….. Спасибо за внимание…. Следить за наличием вводных слов (порядок мысли, оценка говорящего).
     Требования к речевому оформлению монологического высказывания: 
1. Обязательное использование изобразительных средств (эпитеты, сравнения, оценочная лексика, прилагательные и др.)
2. Не допускается использование говорящим односложных фраз. Предложения должны включать различные синтаксические конструкции: однородные члены, причастные, деепричастные, сравнительные обороты; вводные слова со значением порядка изложения мыслей (во-первых, во-вторых), с оценкой говорящего (конечно, к сожалению, я надеюсь и т.д.); вопросительные и восклицательные предложения, риторические вопросы и предложения.
3. Оценка говорящим обсуждаемой темы : У меня этот вопрос тоже вызывает интерес… Мне бы хотелось поразмышлять над следующей стороной вопроса.
4. В заключении высказывания выступающий подводит итог: о чём напомнила картина; какие ассоциации вызвала, какие планы возникли.
      В описании картины или фотографии нужно отметить:
Передний и задний план, перспективу, цветовой ряд: краски, оттенки, настроение, предметный ряд, персонажи и предметы. Также обратить внимание на соблюдение речевого этикета в диалоге и монологе.
      При подготовке к составлению монологического высказывания можно предложить для сравнения тексты в качестве образца и «антиобразца».

Наша гимназия – одно из старейших учебных заведений страны и имеет богатое прошлое. Она появилась в Пензе еще в 1786 году. Здесь побывали императоры Александр Первый, Николай Второй. По этим ступеням бегали юный Белинский и Тухачевский…. В гимназии преподавали лучшие учителя. Многие преподаватели имели научные труды. В 1918 году гимназии было присвоено имя ее воспитанника Виссариона Григорьевича Белинского. Среди выпускников гимназии такие известные личности, как Ф.И. Буслаев, В.Г. Белинский и другие. В годы Великой Отечественной войны в стенах нашего учебного заведения располагался военный госпиталь. В 1992 году школе вернули статус классической гимназии. Уже в этом статусе мы отмечаем в этом году 225-летие нашего учебного заведения.

 Даже не знаю, с чего начать… Ну…, наша гимназия- одна из самых старых. Образовалась гимназия в 1786 году. Ну…, еще что? …А, вспомнил! Образовалась гимназия по указу Екатерины Великой. Вот. Сначала гимназия была в литературном музее, а потом здесь. Ну, вернее, в здании литературного музея. Много раз меняла гимназия статус, а потом все-таки осталась гимназией. Я точно не помню, кажется в 1992 году. Точно… Вспомнил. Много знаменитых выпускников вышли из стен гимназии. А еще праздник скоро 225 лет. Все!

Речевые упражнения для неподготовленной монологической речи на уроках:
1.  Придумывание заголовка и его обоснование;
2.  Описание картины; 
3. Составление ситуации с опорой на жизненный опыт или прочитанное; 
4. Обоснование собственного суждения или отношения к фактам; 
5. Характеристика действующих лиц (места действия, эпохи и т.д.); 
6. Оценка прослушанного и прочитанного; 
7.  Составление кратких объявлений и текстов открыток.

Задания для неподготовленной монологической речи:
1. Ответить на вопрос, употребив образцы. 
2. Заменить в предложении выделенные слова синонимами/антонимами. 
3. Преобразовать повествовательные предложения в вопросительные. 
4. Расширить/сократить указанные предложения.
5. Описать предмет/явление двумя-тремя фразами. 
6. Восстановить в предложении/тексте пропущенные слова, опираясь на контекст. 
7.Составить ассоциограмму на указанную тему, например, «Любимая профессия», «Экология»;       
          Для формирования навыков неподготовленной речи можно использовать дискуссию, спор или совместное решение какой-то задачи. Один из приёмов — обсуждение на уроке какого-либо лаконичного высказывания: эпиграфа, пословицы, фразеологизма, афоризма, высказывания выдающихся личностей по разным проблемам.
   Обсуждение высказывания (задание для 8 кл.)
 Если у человека нет ни одного подлинного увлечения, он подобен деревянному идолу, который стоит там, где его поставили.  (Хун Цзычен)

Алгоритм выполнения: 
1. Как вы поняли высказывание китайского мыслителя?
2. Подберите синоним к слову увлечение. 
3. Чтобы точно понять смысл фразы, нужно выделить ключевые слова. Находим их и объясняем значение (подлинное увлечение; стоит там, где поставили; идол). Не забываем называть образные средства (если они присутствуют) и объяснять их роль в раскрытии смысла фразы. 
4. Строим фразу, соблюдая речевые нормы. 
5. Строим всё высказывание, соблюдая композиционную стройность (трёхчастную композицию).
         Высказывание китайского мыслителя заинтересовало меня. Конечно же, оно очень точно передаёт суть хобби. 
        Я разделяю мнение автора. Подлинное увлечение- это увлечение, которое не просто занимает время, а учит чему-то новому, развивает человека, облагораживает его. Если же человек ничем не интересуется, он останавливается на одном уровне, он равнодушен ко всему, подобно деревяшке. 
      Я думаю, что хобби может сделать жизнь человека более интересной, поэтому каждый должен найти себе занятие по душе.

После того, как ответ проговорили устно, предлагаем детям записать его в тетради, оформив как сочинение-миниатюру, обязательно выделяя абзацы и соблюдая орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые нормы.

 На первых этапах обучения неподготовленной речи можно проводить игру «Ассоциации». Учитель пишет слово, а учащиеся называют свои ассоциации, связанные с ним, при этом объясняя, почему именно такие связи.

 Таким образом, работая над заданиями такого типа, мы не только развиваем речевые навыки, но и повторяем многие разделы языкознания (лексику, изобразительно-выразительные средства, синтаксис и др.). Отрабатывая на каждом уроке составление текста, попутно готовимся к написанию сочинения. 
       Подготовка к одной из тем 2 задания. 

1. Опишите фотографию. 

2. Расскажите о своём посещении музея, которое запомнилось больше всего. Не забудьте рассказать:

—  в каком музее Вы были; 

—  когда и с кем;

—  что вы увидели; 

 —  что понравилось и запомнилось больше всего.

Одним из способов обучения монологической речи  ( видам речевой деятельности) является работа по подготовке к написанию сочинения по картине. 

Работа с картиной имеет огромное значение: развивает речь учащихся, расширяет их кругозор в области изобразительного искусства, учит детей наблюдать, а наблюдая в картине предметы и явления в их взаимосвязи, школьники приучаются логически мыслить, придавать значение деталям. Использование учителем на уроке репродукций известных картин даёт широкие  возможности для проведения словарной работы. Рассматривая и оценивая  картину, ученик невольно соединяет в своём сознании изображение со словом. В процессе работы по картине обогащается словарный запас учащихся, поскольку осмысление содержания картины сочетается с подбором необходимой лексики для выражения своих мыслей и чувств. Представляя собой источник эмоционального воздействия на человека, картина помогает усвоению эмоционально-окрашенных слов.

При проведении словарной работы учитель подталкивает учащихся к активизации пассивного словаря, чтобы школьники  понимали и умели употреблять слова, которые уже имеются в их лексическом запасе. Но всё же главной заслугой картины для филолога является то, что через рассматривание полотна учащиеся стараются понять, почему им нравится или нет то или иное изображение. Таким образом, у детей формируется собственное мнение, которое они выражают с помощью сложных синтаксических конструкций. А само высказывание – это уже не только описание картины, но и полноценное рассуждение.

Сочинения по картине пишутся во всех классах и могут быть различными по степени трудности. Перед учителем ставятся следующие задачи: научить учащихся смотреть картину, понимать содержание и видеть её художественные возможности, переводить увиденное на язык слова. Также картина даёт возможность развивать логическое мышление, поскольку при описании или передаче её сюжета необходимо уметь выделить главное и второстепенное, видеть детали и определять отношения между частями, описывать всё в нужной последовательности. То есть, работая с картиной, сюжетным рисунком или фотографией, ребёнок, сам того не подозревая, готовится к выполнению устного задания №3 ОГЭ, которое проверяет умение строить монологическое высказывание на основе описания фотографии.

Если школьники в течение учёбы в 5-9 классах научатся создавать словесные картины, то на экзамене их высказывания будут характеризоваться смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Они научатся не допускать логических ошибок и не нарушать последовательности изложения мыслей, то есть успешно выполнят поставленную перед ними коммуникативную задачу.

Используя картину на уроках развития речи, учитель должен, во-первых, научить учащихся «читать» её, понимать творческий замысел художника.  Во-вторых, педагогу необходимо помочь детям раскрыть содержание и идейный смысл картины. В связи с этим большое значение имеет отбор картин. Начинать работу целесообразно с жанровых картин, интересных по тематике, близких и доступных детям, несложных в композиционных отношениях, тем более именно фотографии, близкие к жанровым картинам, являются средством оценивания коммуникативных качеств девятиклассника.

Во время анализа картины важно не сдерживать детские эмоции, полученные от знакомства с произведением искусства. Высказывания личной точки зрения каждым из присутствующих в классе приносят неоценимую пользу развитию навыков монологической речи, приучают школьников к публичным выступлениям, вырабатывают умение излагать свои мысли в логической последовательности. Картина не только организует высказывание, но и помогает говорящему следить за собственным выражением мыслей. При этом путь развития мысли ученика может быть обеспечен выполнением различного рода упражнений по картине (вопросно-ответные, на заданную тему, по опорным словам, диалог, беседа) и сознательным выбором жанра речевого произведения (описание, повествование, рассуждение). Анализ картины – одно из действенных средств, помогающих учащимся выработать правильную оценку произведения искусства, овладеть умением образно мыслить и образно говорить.  

Сочинение по картине может быть написано в различном стиле: разговорном с элементами художественной речи (рассказ по картине, письмо о впечатлениях от выставки картин), публицистическом с элементами разговорного (отзыв, рецензия), научно-популярном (статья в газету, рассказ экскурсовода), публицистическом с элементами художественного (сочинение-описание с элементами рассуждения), художественном с элементами разговорного (сочинение-описание с элементами повествования). Таким образом, во время уроков развития речи учащиеся знакомятся с предполагаемыми формулировками экзаменационных вопросов.

Овладение монологической речью, как известно, вызывает у многих учащихся определенные трудности. Для того, чтобы говорящий мог гладко и связно строить свое высказывание, чтобы его рассказ был достаточно информативным и логичным, произносился без длительных пауз между предложениями, ученик должен уметь правильно выражать свои мысли, уметь логически правильно построить свое сообщение, выделить главное, сделать выводы или заключения. Как подтверждает практика, не всем учащимся это под силу. Поэтому на первых этапах работы над развитием и совершенствованием монологической речи, можно рекомендовать использовать следующие речевые клише:

Я думаю, что на данной фотографии запечатлена (изображена) экскурсия группы учащихся в ……………… музей. Дети очень внимательно слушают экскурсовода, который ……….и ……….. На стеллажах ( …..), под стеклом

представлены………………(документы, экспонаты, книги, предметы, фотографии …., и  т.д. Я считаю, что это …… музей (вид музея), потому что……..

Я посещал ……. музеи (музей )…… Больше всего мне понравилось (понравились)….,  т.к. …..

Чтобы данная подготовительная работа была полноценной и эффективной, считаю, что учащихся необходимо познакомить с системой оценивания данного задания, тогда ученики смогут сразу же оценить свой прозвучавший монолог и своего одноклассника.

Система работы по развитию монологической речи при подготовке к итоговому сочинению.

До начала работы над итоговым сочинением знакомлю с композицией данного вида работы, совместно с учениками составляю памятку:

Памятка для участников итогового сочинения

1. Внимательно ознакомьтесь со всеми предложенными темами итогового сочинения. Определите, к какому тематическому направлению относится каждая из них. Выберите из предложенных тем только одну.

2. Определите, какие фундаментальные понятия помогут вам раскрыть выбранную тему.

3. Выберите литературный материал, на который вы будете опираться при написании сочинения. Наряду с художественными произведениями отечественной или мировой литературы можно использовать дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники.

 4. В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию и аргументируйте её на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по вашему выбору. Количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал.

5. Напишите сочинение-рассуждение на выбранную вами тему. Рекомендуемый объём сочинения – не менее 350 слов (при подсчёте учитываются все слова, в том числе и служебные). Если в сочинении менее 250 слов, то за работу ставится «незачёт».

6. Выполняйте работу самостоятельно. Не допускается списывание сочинения или его отдельных фрагментов из любых источников (работы другого участника, чужого текста, опубликованного в бумажном или электронном виде и др.). Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то за работу в целом выставляется «незачёт».

7. Допускается использование прямых или косвенных цитат. Не забывайте ссылаться на источник цитаты (ссылка даётся в свободной форме). Следите за тем, чтобы объём цитирования не превышал ваш собственный текст.

8. Хорошо продумайте композицию сочинения и логику его построения. Выдерживайте соотношение между тезисами и доказательствами. 9. Помните, что при оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений. 10.Сочинение пишите чётко и разборчиво. Следите за соблюдением речевых и орфографических норм. Используйте разнообразную лексику. Избегайте речевых штампов. Не забывайте, что при написании итогового сочинения участникам разрешается пользоваться орфографическим словарём.

Умение писать сочинение формируется в первую очередь в процессе изучения русского языка и литературы и необходимо и для контроля уровня усвоения разных школьных предметов (прежде всего дисциплин гуманитарного цикла). Для создания развернутых письменных ответов на вопросы, написания текстов докладов и рефератов практически по всем предметам необходимо использовать общие метапредметные умения, связанные с пониманием темы (вопроса), аргументацией своих мыслей, логикокомпозиционными способами построения рассуждения, речевыми и грамматическими правилами оформления собственного текста. Обучение сочинению способствует реализации следующих важных метапредметных результатов, обозначенных в ФГОС среднего общего образования, а именно:

1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы деятельности, осуществлять и корректировать их;

 2) готовность к самостоятельному поиску решения практических задач;

3) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов;

4) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать мысли, использовать адекватные языковые средства.

При подготовке обучающегося к написанию сочинения, особое внимание следует уделить формированию умения создавать связный текст на заданную тему. Начинать нужно с многостороннего анализа готовых художественно-публицистических текстов, включающего в себя осмысление целевой установки высказывания, его назначения и предполагаемых результатов воздействия на человека. В образцовых текстах существенное значение имеет выявление смысла и способов создания речевых высказываний, прослеживание пути от мысли к ее словесному воплощению, а также определение коммуникативной задачи текста, т.е. вычленение главной информации, определение темы и микротем текста, его логического и композиционного замысла, анализ отбора лексики и сочетаемости слов, риторических приемов и др. Следует также регулярно практиковать выполнение письменных заданий на основе изучаемых литературных произведений (или их фрагментов). При этом необходима актуализация следующих важных предметных результатов обучения, сформулированных во ФГОС среднего общего образования

1) применение знаний о нормах русского литературного языка в речевой практике;

2) владение навыками самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

3) владение умением представлять тексты в виде сочинений различных жанров;

4) знание содержания произведений русской и мировой литературы;

5) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных письменных высказываниях; 

6) владение навыками анализа художественных произведений в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.

Подготовку к итоговому сочинению следует начинать в 7–8 классах основной школы, ориентируя обучающихся на реализацию следующих важных метапредметных результатов ФГОС основного общего образования:  умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение и делать выводы;  осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;  владение устной и письменной речью.

 В процессе подготовки к сочинению ученики основной школы должны научиться сравнивать и выстраивать в единый смысловой ряд события и героев произведений разных авторов и эпох в соответствии с задачей конкретного письменного высказывания, строить логическое рассуждение и делать выводы, чему помогают такие универсальные учебные действия, как:  составление плана и следование ему в процессе создания текста сочинения, формулирование и обоснование тезисов, связанных с темой;  соблюдение соразмерности и логического порядка частей высказывания, логики перехода от одного смыслового фрагмента к другому;  установление логических связей между вступлением и заключением.

Для этого при анализе текстов-образцов уже в основной школе следует предлагать ученикам задания, связанные с развитием умений смыслового чтения, например:

1) определить адресата текста-образца и целевую установку автора;

2) выявить ключевые слова в заголовке текста-образца и в нем самом;

3) сформулировать цель анализа текста-образца в зависимости от коммуникативной задачи, указать его проблему и главную мысль;

4) дать оценку его логическому и композиционному замыслу (вступление, основная часть, заключение) и выявить смысловые связи между вступлением и заключением;

5) определить границы логико-смысловых фрагментов основной части (тезис – аргумент – примеры – вывод) и дать им оценку, найдя в тексте-образце основную и второстепенную информацию;

 6) оценить отбор лексики, сочетаемость слов, роль риторических приемов.

В подготовительный период следует сориентировать школьников на выполнение различных тренировочных упражнений, предупреждающих неудачный выбор литературного материала и его неумелое включение в сочинение, например:  включить в пересказ фрагмента из произведения комментирование и оценку поступков  героев;  сформулировать несколько аргументов для доказательства своих мыслей, подкрепив их  примерами из текста;  исключить из сочинения литературные примеры, не относящиеся к теме;  заменить перечисление произведений и авторов литературными примерами, обратившись к системе персонажей, проблематике произведения и т.д.;  определить, соответствуют ли литературные примеры выдвинутым тезисам и аргументам;  аргументировать тезис примерами, используя характеристику литературного героя;  доказать свою мысль, сопоставив героев и события разных произведений;  исправить фактические ошибки (найти неточности в названиях книг, в указании имен, фамилий, инициалов писателей и литературных героев; проверить правильность указания дат, места действия, географических названий; восстановить последовательность событий; выявить ошибки в пересказе содержания и передаче авторской позиции, в указании жанра и литературоведческих терминов; найти неточности в цитировании и постановке знаков препинания в цитатах); комментированный пересказ содержания литературного произведения (пересказ ключевых эпизодов, которые необходимы для раскрытия темы, сочетание в сочинении краткого и подробного пересказов с включением необходимых для раскрытия темы описаний – портретов, пейзажей и др., актуализацией важных смысловых деталей; комментирование сведений о героях и событиях в направлении той проблемы, которая обозначена в теме сочинения); актуализация проблематики литературного произведения (привлечение литературного материала в рамках размышлений о проблемах художественного произведения, связанных с формулировкой темы, созвучных ей; обозначение частных вопросов темы и их соотнесение с проблемами, поставленными в произведении); аспектная характеристика литературного героя (выбор героя литературного произведения, жизнь и поступки которого связаны с формулировкой темы, актуализация подробностей судьбы героя, деталей его портрета, речи, связанных с ним пейзажей и интерьеров, авторского отношения к герою, динамики развития его образа, изменений в его характере и поступках);обращение к системе образов произведения (выбор главных или второстепенных героев, характеристика которых поможет обосновать позицию автора сочинения, размышления о героях в контексте темы сочинения; пересказ фрагментов, связанных с поступками героев, сопровождающийся оценками и комментариями в рамках темы); сопоставление фрагментов и героев разных произведений (сравнение по сходству или различию с пояснением оснований для сопоставления в направлении темы).

Ежеурочно ученикам можно предлагать такие типы заданий:

— анализ темы сочинения,

 — определение границ темы, ответ на вопрос: о чем пойдет речь в сочинении, осмысление каждого слова в теме через подбор синонимов; выделение ключевых слов, заключающих в себе смысл темы; формулирование смысла темы другими словами, с помощью подобранных синонимов; сравнение индивидуальных вариантов формулировок, выделение наиболее удачных;

— формулирование тезиса — главной мысли сочинения: составление краткого и полного ответа на заключенный в теме вопрос; выражение основных идей в зависимости от задач; формулирование идеи основного содержания заключительной части сочинения, ответа на вопрос, содержащийся в теме и поставленный в начале сочинения;

— структурирование сочинения – определение необходимой для данной идеи структуры; применение кольцевой композиции сочинения, в которой отражена зависимость главной мысли от темы и задачи, жанра сочинения в связи с целевой установкой, способов придания итоговому сочинению индивидуального характера (введение ассоциативности, сопоставление прочитанного и увиденного, обращение к киноэкранизациям, прием полемики, лирические отступления и др.); использование приемов на установление логических связей между главными понятиями сочинения, содержащимися в ключевых словах темы; определение количества структурных элементов сочинения и выстраивание их в логической последовательности, выделение связи между ними(риторический вопрос, внутренняя связь, прямой переход, переход-соединение, переход-сопоставление и др.);

— конструирование вступления (личностное, цитатное, историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, обществоведческое и др.); поиск оптимального для данной темы начала сочинения. Работа на этом этапе является результатом предшествующей аналитической работы — выполнение упражнений на использование словесных моделей как способов раскрытия замысла и создания содержания речи; упражнений на составление вступительных конструкций;

 — конструирование главной части сочинения — выделение содержательных компонентов, из которых будет состоять сочинение — работа по анализу литературного материала, выстраивание его в определенной последовательности с целью осмысления пути доказательства главной мысли, прослеживание логики ответа на заключенный в теме вопрос, определение кольцевой структуры каждого блока: вопрос в начале — аргументы — ответ в конце; выполнение упражнений: ответы на частные вопросы, подбор аргументов на частную задачу (примеры из 30 текста, цитаты, ссылки на авторитеты, собственные доводы), построение микровыводов, плавного перехода от главной части к заключительной;

— конструирование заключения (выводы, заключение-следствие, цитата, проблемный вопрос и др.) — моделирование различных вариантов заключений через выполнение упражнений: какие варианты заключений возможно подобрать к данной теме, какие варианты заключений не целесообразны для темы, к предложенному сочинению напишите заключение, напишите несколько возможных вариантов заключений к теме, объясните их «плюсы» и «минусы», подходят ли предложенные вам варианты заключений к сочинению и т.п.

При подготовке к итоговому сочинению концентрироваться не только на программных произведениях, но и предлагать «Списки книг для самостоятельного чтения», открытые и постоянно дополняемые в каждом конкретном классе, включающие в себя как произведения отечественной и зарубежной классики, не входящие в основные УМК по литературе.

Для предупреждения фактических ошибок следует научить учеников проверять всю фактическую информацию по справочникам и энциклопедиям, включая интернет-ресурсы, а также выполнять задания на поиск, исправление и обоснование фактических ошибок в текстах для тренировочных упражнений.

Для предупреждения логико-композиционных ошибок в подготовительный период целесообразно выполнять тренировочные упражнения следующих типов:  сформулировать главный вопрос темы (озаглавить основную часть сочинения); определить 1–2 главные проблемы, которые будут доказаны в основной части;  записать тезисы основной части и к каждому из них подобрать несколько аргументов и примеров с учетом проблем, поставленных во вступлении;  сформулировать логические «мостики» между смысловыми фрагментами основной части, найти и исправить в ней логические ошибки;  сопоставить вступление и заключение, определить их смысловые связи; исправить заключение так, чтобы оно соответствовало вступлению;  дать оценку вступлениям и заключениям к двум сочинениям на общую тему;  оценить соразмерность частей сочинения и исправить его так, чтобы части были соразмерными.

Для профилактики речевых ошибок полезно предлагать школьникам тренировочные упражнения следующих видов:

1) найти и заменить слова, употребленные в несвойственном значении, речевые штампы, канцеляризмы;

 2) обнаружить и устранить неоправданные речевые повторы, нарушения лексической сочетаемости;

3) указать и исправить необоснованные пропуски слов, удалить лишние слова во избежание плеоназма;

4) исправить порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию фразы. После того как черновик сочинения в основном написан, следует его отредактировать:  выделить все необходимые абзацы, отделив доказательство каждого тезиса, и убрать  необоснованные смысловые повторы одних и тех же мыслей;  обратить внимание на уместность логических переходов между смысловыми частями  высказывания;  исключить все сомнительные случаи, ведущие к фактическим ошибкам;  заметить и устранить речевые ошибки и недочеты.

Подготовительная работа по обучению итоговому сочинению должна проводиться систематически:

— для мониторинга умений написания итогового сочинения следует провести не менее трех контрольных сочинений в течение года;

— на уроках следует выполнять задания, связанные с формированием как конкретных умений, так и их комплекса, необходимого для написания сочинения;

 — работу над ошибками сочинений следует проводить с опорой на критерии оценки: цитировать фрагменты удачных работ; определять направления доработки текстов (находить неудачные формулировки мыслей, практиковать альтернативный подбор доказательств и примеров или способов перехода от одной мысли к другой, продумывать варианты вступления и заключения, предлагать альтернативный литературный контекст и др.);

 — для улучшения качества сочинений полезно проводить индивидуальные собеседования с учащимися по конкретным замечаниям к их работам.

Таким образом, развития умения монологической речи обучающихся способствует более успешному формированию не только предметных, но и метапредметных  умений.

Українська мова. Читання

3. Буквар стор. 85-86 — читати.

Українська мова. Письмо

Тема: Удосконалення навички письма. Вживання в словах знака м’якшення

2. Виконати завдання в зошиті за зразком

Переглянути відео до уроку (натиснути)

Четвер, 8 квітня 2021 р.

Українська мова. Читання

Тема: В’ячеслав Шахненко «Мій друг». Наталія Бабенко «Федько фокусник»

2. Виразно читати текст Буквар стор. 82-84.

Українська мова. Письмо

Тема: Удосконалення навичок письма. Формування орфографічної навичкм — апострофа

2. Виконати завдання в зошиті за зразком

08.04%2B%25281%2529

08.04%2B%25282%2529

Математика

Тема: Записуємо числа першої сотні

2. Зошит з друкованою основою стор. 41 № 1-4 — виконати письмово.

Я досліджую світ

Тема: Як ставитися до інших. Не будь жадібним. 

Середа, 7 квітня 2021 р.

Українська мова. Читання

Тема: Юрій Ярмиш «Дрібний дощик». Микола Сулима «Змалювати маму»

2. Буквар стор. 78-80 читати.

Українська мова. Письмо

Тема: Вдосконалення навички письма. Формування орфографічної навички — вживання букв я, ю, є, ї у їх звукових значеннях

2. Зошит виконати за зразком

07.04%2B%25281%2529

07.04%2B%25282%2529

Математика

Тема: Записуємо числа другого десятка

2. Зошит у клітинку виконати завдання за зразком

07.04%2B%25D0%25BC%25D0%25B0%25D1%2582%25D0%25B5%25D0%25BC.

Вівторок, 6 квітня 2021 р.

Математика

Тема: Записуємо числа другого десятка

2. Зошит з друкованою основою стор. 40 № 3, 4 — виконати.

Російська мова

Тема: Предложение. Построение предложений.

Я досліджую світ

Тема: Святковий календар весни. Великдень.

Дизайн і технології

Тема: Об’ємні вироби з паперу. Створення квітки за зразком.

Виготовити квітку за зразком відеоінструкції

Понеділок, 5 квітня 2021 р.

Українська мова. Читання

Про маму. В. Сухомлинський «Найласкавіші руки»

2. Буквар стор. 77-78 прочитати.

Українська мова. Письмо

Тема: Удосконалення навички письма. Буквосполучення дз, дж, їх звукові значення.

2. Завести зошити в косу лінію (якщо немає). Записати в зошитах за зразком:

%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%2B05.04%2B%25281%2529

%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%2B05.04%2B%25282%2529

Математика

Тема: Утворюємо числа другого десятка.

2. Зошит з друкованою основою стор. 40 № 1, 2.

Образотворче мистецтво

Тема: У світі гарної казки. Ілюстрація до казки «Колосок».

2. Намалювати півника за зразком на окремому аркуші.

%25D0%259E%25D0%25B1%25D1%2580.%2B%25D0%25BC%25D0%25B8%25D1%2581%25D1%2582.%2B05.04

Середа, 3 березня 2021 р.

Українська мова. Читання

Тема: Тарас Шевченко «Тече вода з-під явора»

1. Підручник стор. 43-44 — прочитати.

2. Стор. 44 — вивчити вірш або одну з його частин на вибір

Українська мова. Письмо

Тема: Закріплення уміння писати малі літери з овалом: о, а, б, ф. Письмо слів і речень з ними.

Прописи стор. 53 — виконати завдання.

Математика

Тема: Порівнюємо математичний вираз і число

2. Підручник стор. 101 — розібрати усно.

3. Зошит з друкованою основою стор. 30 № 3, 4 — виконати завдання

Вівторок, 2 березня 2021 р.

Математика

Тема: Віднімаємо числа другої п’ятірки

1. Підручник стор. 100 — опрацювати усно

3. Зошит з друкованою основою стор. 30 № 1, 2 — виконати.

Російська мова

Тема: Час, доба, дні тижня, пори року, місяці.

Тетрадь по развитию речи стр. 26-27 — выполнить задания.

Я досліджую світ

Тема: Оглядаю моє житло. Коли ми самі вдома

2. Підручник стор. 36-37 — опрацювати усно

Дизайн і технології

Тема: Весна. Складаємо метеликів

Понеділок, 01 березня 2021 р.

Українська мова. Читання

Тема: Зірка Мензатюк «Український прапор»

Буквар стор. 40-41 — читати

Українська мова. Письмо

Тема: Закріплення уміння писати малі літери: л, м, я, Ґ

Прописи стор. 52 — прописати

Математика

Тема: Знаходимо невідомі зменшуване і від’ємник

1. Підручник стор. 99 — усно.

3. Зошит з друкованою основою стор. 29 — виконати

Образотворче мистецтво

Тема: Краса рідної землі. Малювання фруктів та овочів. Теплі кольори

Створити малюнок за зразком

%25D0%259E%25D0%25B2%25D0%25BE%25D1%2587%25D1%2596

П’ятниця, 26 лютого 2021 р.

Українська мова. Читання

Тема: Робота з дитячою книгою. Анатолій Камінчук «Рідний край», «Наша столиця»

Буквар стор. 38-39 читати (вірш «Рідний край» вивчити напам’ять)

Українська мова. Письмо

Тема: Закріплення уміння писати малі літери: г, п, т, р.

Прописи стор. 51 — виконати.

Я досліджую світ

Тема: Дбай про свою безпеку

2. Підручник стор. 34-35 — розібрати усно.

Четвер, 25 лютого 2021 р.

Українська мова. Читання

Тема: Твоя Батьківщина — Україна

Буквар стор. 36-38 читати

Українська мова. Письмо

Тема: Закріплення уміння писати малі літери: і, ї, и, ш, й, ц, щ.

Прописи стор. 50 — виконати

Математика

Тема: Складаємо короткий запис задачі

1. Підручник стор. 98 — усно

3. Зошит з друкованою основою стор. 28 (№ 1, 2, 3, 4)

Я досліджую світ

Тема: У супермаркеті

1. Підручник стор. 32-33 — усно

Середа, 24 лютого 2021 р.

Українська мова. Читання

Тема: Узагальнення вивченого

1. Буквар стор. 35 — читати

2. Зошит з читання стор. 62 — заповнити.

Українська мова. Письмо

Тема: Повторення вивчених букв

1. Прописи стор. 48-49 — виконати.

2. Зошит шаблон стор. 45 — виконати.

Математика

Тема: Віднімаємо числа 6, 7, 8, 9.

1. Підручник стор. 97 — розглянути усно

2. Зошит з друкованою основою стор. 27 (№ 1, 2, 3, 4) — виконати.

Вівторок, 23 лютого 2021 р.

Математика

Тема: Віднімаємо числа 6, 7, 8, 9.

2. Зошит з друкованою основою стор. 26 (№ 1, 2, 3, 4)

Російська мова

Тема: Звуки [ч], [ш’]. Зуки [ц], [ж], [ш]. Звук [г].

Зошит з розвитку мовлення стор. 38-39 виконати завдання.

Я досліджую світ

Тема: Запрошуємо до театру

Дизайн і технології

Тема: Здоровий зубчик — білий зубчик

Виготовити аплікацію за зразком

%25D0%2597%25D1%2583%25D0%25B1

%25D0%2597%2B%25D0%2594%25D0%25BD%25D0%25B5%25D0%25BC%2B%25D0%25A1%25D0%25BE%25D0%25B1%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25BD%25D0%25BE%25D1%2581%25D1%2582%25D1%2596

Анімаційний фільм до свята (натиснути)

П’ятниця, 22 січня 2021 р.

Українська мова, читання

«Узагальнення знань про вивчені літери.»

Завдання: повторити всі вивчені літери за стрічкою у Букварі, 

                 Буквар стор. 110 — вивчити вірш «Школа».

Українська мова, письмо

«Письмо складів, слів, речень з вивченими буквами.»

Завдання: списати з друкованого тексту (у зошит у косу лінію)

%25D0%25A1%25D0%25BF%25D0%25B8%25D1%2581%25D1%2583%25D0%25B2%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25BD%25D1%258F

Я досліджую світ

«Я та інші. Родовідне дерево.»

Завдання: підручник стор. 12-13,

                  зошит стор. 4-5 — виконати завдання,

Четвер, 21 січня 2021 р.

Українська мова, читання

«Наша школа. Шахи. Закріплення звукових значень букви Ш, ш, читання з нею.»

Завдання: Буквар стор. 110-111  прочитати,

Українська мова, письмо

«Письмо великої букви Ш, складів і слів із нею. Запис речень, використання знаку оклику і тире.»

Завдання: прописи стор. 15 прописати все,

                 зошит-шаблон: стор. 38 прописати велику букву Ш.

Математика

«Досліджуємо таблиці додавання і віднімання числа 3.»

Завдання: підручник стор. 75 розібрати усно, 

                 переглянути презентацію до уроку, виконати завдання

                 зошит: стор. 10 завдання 4, 5 виконати за зразком.

10

Я досліджую світ

«Людина — от що найцікавіше у світі.»

Завдання: підручник стор. 10-11,

                  зошит стор. 2-3 — виконати завдання

Середа, 20 січня 2021 р.

Українська мова, читання

«Допитливі школярики. Звуки [ш], [ш’]. Буква Ш, ш.»

Завдання: Буквар стор. 108-109  прочитати, 

                 Зошит з читання: стор. 49 виконати за зразком

49

Переглянути відео:

Українська мова, письмо

«Буква Ш, ш. Письмо малої букви ш, складів і слів із нею»

Завдання: прописи стор. 14 прописати все,

Математика

«Додаємо і віднімаємо число 3»

Завдання: підручник стор. 74 розібрати усно, 

                  зошит з друкованою основою стор. 10 завдання 1, 2, 3 (виконати за зразком).

Вівторок, 19 січня 2021 р.

Математика

«Вивчаємо вирази на дві дії»

Завдання: підручник стор. 73 розібрати усно, 

                 переглянути відео-урок, виконати завдання

                 зошит: стор. 9 виконати за зразком.

9

Російська мова

«У магазині. Складання діалогу за малюнком».

Завдання: зошит стор. 22-23 виконати завдання.

Я досліджую світ

«Праця людей взимку»

Переглянути відео-урок

Дизайн і технології

«Леопардик і тигрик»

Виготовити леопардика або тигрика в техніці оригамі за зразком.

%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25BE%25D0%25BF%25D0%25B0%25D1%2580%25D0%25B4%25D0%25B8%25D0%25BA

Понеділок, 18 січня 2021 р. 

Українська мова, читання

«Бегемотик Жоржик. Казка Друзі»

                  Буквар стор. 106-107 прочитати.

«Письмо великої букви Ж, складів і слів із нею. Інтонування і списування питального речення зі звертанням»

Завдання: прописи стор. 13 виконати за зразком.

13

             Зошит-шаблон стор. 37 прописати велику букву «Ж».

Математика

«Будуємо відрізки»

Завдання: підручник стор. 72 розібрати усно, 

                 переглянути відео-урок, виконати завдання

Образотворче мистецтво

«Малювання автомобіля»

Переглянути відео, виконати завдання

П’ятниця, 15 січня 2021 р.

Навчання грамоти, читання

«Дружити треба вміти. Звуки [ж], [ж’]. Буква Ж, ж «

                  Буквар стор. 104-105 прочитати.

                  Зошит з читання стор. 48 заповнити за зразком.

48

Навчання грамоти, письмо

                  прописи стор. 12 виконати за зразком, 

12

              Зошит-шаблон стор. 37 прописати маленьку букву «ж» і речення.

Я досліджую світ

«Виготовлення сніжинки-витинанки»

Четвер, 14 січня 2021 р.

Навчання грамоти, читання

«У зоопарку»

Завдання: Буквар стор. 102-103 прочитати.

Навчання грамоти, письмо

Завдання: прописи стор. 11 виконати за зразком, 

11

                  зошит-шаблон стор. 35 обвести велику букву «Х» і речення.

Математика

«Вимірювання довжини відрізка»

Завдання: підручник стор. 71 розібрати усно, 

                  зошит з друкованою основою стор. 8 (виконати за зразком).

8

Я досліджую світ

«Сторінка дослідника. Розглядаю сніжинку. Що таке лід»

Середа, 13 січня 2021 р.

Навчання грамоти, читання

«Повторення вивченого»

Завдання: Буквар стор. 99 прочитати вірш «Дядько Грім»

Навчання грамоти, письмо

Завдання: Буквар стор. 99 списати перший куплет вірша «Дядько Грім» у звичайний зошит.

Математика

«Додавання і віднімання числа»

Завдання: підручник стор. 70 розібрати усно, 

                  зошит з друкованою основою стор. 7 (виконати за зразком).

7

Вівторок, 12 січня 2021 р.

Математика

«Називаємо компоненти та результат дії віднімання»

Завдання: підручник стор. 69; зошит на друкованій основі стор. 6 (виконати за зразком).

6

Російська мова

Вивчити колядку за власним вибором (російською мовою).

Зошит з друкованою основою: стор. 21 розфарбувати.

Я досліджую світ

«Зміни в природі взимку»

План:

I. Общие задачи преподавания русского языка в
начальной школе

II. Формирование орфографических навыков письма:

  • три составные части при выработке
    орфографического навыка;
  • упражнения на развитие орфографической
    зоркости;
  • упражнения на развитие памяти;
  • работа со словарными словами.

III. Методы преподавания русского языка.

IV. Литература.

“Берегите наш язык, наш прекрасный
русский язык, этот клад,
это достояние, переданное нам нашими
предшественниками…
Обращайтесь почтительно с этим могущественным
орудием:
в руках умелых оно в состоянии совершать
чудеса!”
И.С. Тургенев

В реализации задачи общего развития младших
школьников предмету “Русский язык” принадлежит
очень важная роль.

Начальный курс русского языка должен выполнять
специфические задачи:

  • развитие учащихся средствами языка;
  • развитие речи учащихся;
  • развитие познавательных способностей;
  • формирование грамматических понятий и
    орфографических навыков;
  • системное изучение материала;
  • развитие умения наблюдать, осмысливать и
    анализировать.

А так же быть ступенью в преподавании этого
учебного предмета на дальнейших этапах школы.

Каждого учителя волнует вопрос: “Как работать
над формированием грамотного письма?”. Я хочу
предложить некоторые конкретные учебные
материалы и рекомендации для работы над этой
проблемой. Итак, с чего же следует начать? [5]

Прежде всего нужно научить слышать звуки,
определять их количество в слогах, а затем в
словах, различать гласные и согласные звуки,
ударные и безударные.

Второй этап в этой работе – это выработка
орфографической зоркости. Учитель должен
научить ученика видеть и узнавать орфограммы. А
этот навык формируется в деятельности и является
результатом многократных действий.

И третье, что необходимо для достижения
грамотного письма – это научить детей
самоконтролю.

Выработка орфографической зоркости начинается
с периода обучения грамоте. Сначала детей учим
слуховому вниманию, а, затем зрительной зоркости
(ученик должен на слух различать гласные и
согласные звуки и соотносить их со схемами).

Когда заканчивается период обучения грамоте,
формы работы над орфографией значительно
пополняются. Это такие традиционные задания,
предложенные учебниками: списать, вставить
пропущенные буквы, подобрать проверочные слова;
найти в упражнении слова на данное правило,
подчеркнуть орфограмму, и др. Используя задания
из учебника, стараюсь дополнить материал каждого
урока упражнениями на развитие
орфографической зоркости:
[6]

1. На доске записаны слова:

зубки поляна касса
тапки трава масса

Задание: выписать слова с
проверяемой безударной гласной.

2. При изучении темы “Непроизносимые
согласные”:

  • написать по памяти 5 слов с непроизносимыми
    согласными, подчеркнуть орфограмму;
  • списать с доски слова, которые были пропущены,
    подчёркивая орфограммы.

3. Игра “Фонарики”:

  • зажги фонарик под изученными орфограммами.

4. Письмо с проговариванием:

  • ученик диктует предложение, произнося каждое
    слово орфографически.

5. Комментированное письмо: [3]

Ученик диктует предложение, объясняя
орфограммы.

6. Предупредительный диктант:

Перед диктантом, изложением, сочинением
работаем над трудными словами на предыдущих
диктанту уроках. Это — словарная работа,
творческая работа, чтение слов хором и
индивидуально, объяснение, запоминание
прочитанного, составление предложений с
трудными словами, запись этих предложений.

7. Анализ диктанта:

После проведения диктанта работаем над
словами, в которых учащиеся допустили ошибки. На
следующий день выписываю их на доску, дети
объясняют орфограммы, проговаривают их хором и
индивидуально, а затем провожу составленный из
этих слов небольшой диктант на 3-5 минут.

На следующий день вновь выписываю те слова, в
которых были допущены ошибки, дети их
анализируют устно, затем даётся новый диктант. И
так до тех пор, пока дети не усвоят все слова.

8. Диктант “Проверяю себя”:

Ученики пишут предложение под диктовку, те
слова, в написании которых сомневаются,
пропускают. После диктанта дети спрашивают
учителя, как нужно написать слова, в которых они
сомневались. Учитель напоминает правило, задаёт
наводящий вопрос или объясняет правописание
слова.

9. Диктант с обоснованием:

Я диктую слова, например, с безударной гласной,
проверяемой ударением. Ученик должен записать
проверочное слово, затем то слово, которое
диктует учитель, т.е. обосновывает орфограмму.

10. Диктант с постукиванием:

Во время диктанта постукиваю по столу в тот
момент, когда произношу слово с какой-либо
орфограммой. Это постукивание заставляет
ученика думать и вспоминать орфограмму.

11. Диктант “Найди слова”:

Диктую несколько предложений и даю задание:
подчеркнуть те слова, которые можно проверить.
Это могут быть слова с непроизносимой согласной,
со звонкими или глухими согласными, с безударной
гласной, проверяемой ударением.

Все диктанты небольшие по объёму, состоящие из 2–3
предложений.

12. Повторение ранее изученного:

Проводится ежедневно в течение 5 минут. При этом
повторяется только одна изученная ранее тема.
Например, повторяем правописание разделительных
ь и ъ знаков.

В понедельник: ученики пишут 10 слов на
данную тему с объяснением.

Во вторник: эти же слова, но под диктовку,
без объяснения, проверяю и выписываю слова, где
были допущены ошибки.

В среду: пишем слова, где были допущены
ошибки и новые слова.

В четверг: небольшой диктант, насыщенный
словами с разделительными ь и ъ
знаками. Проверяю, снова выписываю ошибки.

В пятницу: из этих слов составляю новый
диктант, который пишем.

Если ученики допускают ошибки, значит всю
следующую неделю занимаемся повторением этой
темы.

Упражнения на развитие орфографической
зоркости
лучше проводить, постепенно
увеличивая степень сложности, например, тема “безударные
гласные
”: [7]

  1. Подчеркни безударную гласную в корне
    (окончании) в указанных словах. Докажи её
    написание.
  2. Выпиши из словосочетания слова с безударной
    гласной в корне (окончании), докажи правильность
    выполнения задания.
  3. Выпиши из предложения слова с безударной
    гласной в корне (окончании), докажи правильность.
  4. Выпиши из текста слова с безударной гласной в
    корне в один столбик, в окончании – во второй
    столбик. Обоснуй правильность выполненного
    задания.
  5. Придумай и запиши три слова с безударной
    гласной в корне и три слова с безударной гласной
    в окончании. Докажи правильность выполнения
    задания.

“При формировании орфографических умений и
навыков у учащихся необходимо помнить, что
немаловажное значение имеет уровень развития
оперативной (кратковременной) памяти”. [1]
Следовательно, необходимо стремиться развивать
у детей этот вид памяти.

Упражнения для развития памяти: [1]

1. В классе провожу словарный диктант “Кто
больше запомнит”
. Данный диктант провожу по
методике И.П.Федоренко. Произношу один раз и
больше не повторяю цепочку, например, из трёх
слов, затем делаю паузу, во время которой дети
записывают то, что запомнили. Читаю новую цепочку
из трёх слов, и опять пауза. Так происходит, пока
не запишем весь диктант. После чего дети
подсчитывают количество слов, проверяют друг у
друга их написание.

Диктант целесообразно начинать с цепочки,
состоящей из 3-х слов. Далее цепочка
увеличивается.

Такая работа повышает орфографическую
грамотность, увеличивает скорость письма,
развивает самоконтроль, положительно влияет на
дисциплину.

2. Распространение предложений.

Предлагаю детям предложение, состоящее только
из основы. Каждый ученик записывает своё
предложение. Затем зачитываем их, выбираем
лучшее.

3. Восстановление деформированного текста.

Белый, живёт, севере, медведь, на

4. Зарядка с предложением.

  • прочитываю предложение с доски, чтобы дети
    поняли смысл;
  • дети читают вслух, проговаривая орфограммы;
  • читают орфографически про себя;
  • просматривают его, чтобы глаза запомнили, как
    пишутся слова, особенно трудные, коллективно
    объясняют все орфограммы;
  • закрывают глаза и, мысленно, крупно и
    разборчиво, яркими буквами “пишут” каждое слово
    ручкой в воздухе. При этом проговаривают трудные
    слова орфографически (если не уверены в
    написании какого-то слова, откройте глаза,
    посмотрите на слово);
  • запись предложения в тетрадь, доска с
    предложением закрывается;
  • предложение открывается, проверяется от
    последнего слова к первому.

5. Зрительные картинные диктанты.

Показываю лист с девятью картинками, считаю до
10, убираю. Дети пишут то, что запомнили.

6. Рифмовки на доске по темам.

Например, “непроизносимые согласные в корне”:

Солнце, чувство, праздник,
Сердце и проказник,
Лестница и звёздный,
Здравствуйте и поздний.

Сложные слова

Ледокол, дроворуб,
Землемер, книголюб,
Водопад, сенокос,
Снегопад, паровоз.

Дети читают, запоминают, пишут по памяти,
выделяя орфограммы.

В русском языке встречается очень много слов
с непроверяемой безударной гласной в корне
слова.
Работе над этой орфограммой нужно
уделить особое внимание. Освоение “словарных”
слов трудно даётся младшим школьникам. Работу по
их освоению рекомендуется строить в несколько
этапов: [4]

1) предъявление слова:

  • чтение загадки, её отгадывание;
  • прослушивание грамзаписи и определение
    предмета, о котором идёт речь;
  • рассмотрение предметной картинки;
  • описание признаков предмета или предъявление
    слова – синонима.

Дети определяют, какое слово будут изучать.

2) “слуховой” образ слова:

учащиеся проговаривают его хором, по-одному
орфоэпически, без выделения слогов, определяют
его “трудное” место (ставится орфографическая
задача). Если дети умеют определять “трудное”
место в слове до начала письма, то процесс письма
становится для них более осознанным.


3) запись слова с “окошком”:

записывают слово, пропустив орфограмму,
ставя ударение. На месте пропущенной буквы
ставится сигнал опасности, например, точка:
б.рёза. Затем, после обдумывания, вставляют
пропущенную букву, пишут слово ещё раз, теперь
уже без пропуска.

Специфическая форма записи слова с пропуском
“трудного” места – это способ, предлагаемый
детям для фиксации поставленной орфографической
задачи. Важно, чтобы учащиеся при работе со
словами с непроверяемыми написаниями учились,
прежде всего, обнаруживать орфограмму,
совершенствовали свою орфографическую зоркость.

4) “зрительный” образ слова:

Обращение к орфографическому словарю или
словарю учебника. Это способствует накоплению
опыта работы со словарём, формированию умения не
только ставить, но и решать орфографическую
задачу самостоятельно.


Ключом к грамотности написания словарных
слов является многоразовое использование одной
и той же группы слов в разных видах работы,
например: [2]

  1. Спишите слова, подчеркните выделенные
    орфограммы (можно не выделять).
  2. В этой же группе слов: спиши, вставь пропущенные
    орфограммы.
  3. Допиши слова, добавляя слог или сочетание букв.
  4. Запись этих слов под диктовку.
  5. Письмо их по памяти.

Формирование навыков грамотного письма
необходимо. Но, трудность в том, что орфография
своим содержанием малопривлекательна для детей
и в то же время усваивается она нелегко, приносит
многим детям одни лишь неприятности. Из-за боязни
ошибок школьник теряет веру в себя, орфография
вызывает отрицательные эмоции, которые
переносятся на весь предмет “Русский язык”, а
иногда и на всю школу. Чтобы избежать этого, я
убеждаю ребёнка, что в овладении грамотным
письмом нет никакой исключительности, все люди
овладевают письмом, в орфографии нет ничего
непреодолимого. При обучении опираюсь на
чувственное восприятие языка – зрительную и
слуховую наглядность: плакаты, картины, записи
цветным мелом; образцовое художественное чтение,
прослушивание записей, проговаривание слов,
звуков, и пр.

Использую интересный по содержанию
дидактический материал, подбираю его с
постепенным нарастанием трудности, умеренно
насыщенный орфограммами.

Стараюсь на уроке создать свободную атмосферу:
дети обращаются с вопросами, высказывают своё
мнение, соглашаются или спорят друг с другом или
со мной.

Оценивая умения и навыки учащихся, стараюсь не
выставлять отрицательных оценок за
правописание, т.к. они подавляют психику детей,
лишают их веры в себя.

Все эти методические приёмы позволяют
предупредить ошибки, развивают орфографическую
зоркость, навык звукобуквенного анализа,
самоконтроль, интерес к предмету. Такая система
работы над исправлением ошибок и повторением
изученного материала позволяет уменьшить число
ошибок в несколько раз. А всё вместе это
называется формированием грамотного письма.

Литература

  1. Баргамен Н.И. Развитие памяти на уроках русского
    языка. Начальная школа, 1996, № 1, с.32.
  2. Захарова Н.А. Работа со словами с непроверяемыми
    написаниями. Начальная школа, 1993, № 11, с. 53–57.
  3. Китаева Т.А. Кратковременный диктант, или
    кратковременное комментирование. Начальная
    школа, 1992, № 4, с 21–26.
  4. Репина Л.И. разнообразить задания при работе над
    словами из “Словаря”. Начальная школа, 1988, № 3, с.
    29.
  5. Савельева Н.А., Зинченко И.В. Работа над
    формированием навыков грамотного письма.
    Начальная школа, 1992, № 4, с. 26–28.
  6. Савинова А.З. Виды работ по формированию
    орфографической зоркости. Начальная школа, 1996, №
    1, с. 22–27.
  7. Цветкова И.Г. Развитие оперативной памяти и
    орфографической зоркости у учащихся. Начальная
    школа, 1996, № 1, с.31–32.

  • Остров нетландия однажды в сказке
  • Остров на котором поселился царевич из сказки о царе салтане
  • Остров на котором жили больные звери из сказки про айболита
  • Остров мечты или парк сказка что лучше
  • Остров для двоих рассказ на дзен