От текста к смыслу сочинение рассуждение

  • Главная
  • Даты
  • ОГЭ. Теория
  • ОГЭ. Задание 15.1. Сочинение – рассуждение по раскрытию смысла высказывания. Рекомендации
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

Задание 15.1. может звучать примерно следующим образом.

Как написать сочинение — рассуждение по предложенной цитате

(рекомендации)

Рекомендации сопровождаются примерами сочинения по цитате Лихачёва Д.С.

«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
Дмитрий Сергеевич Лихачёв

  1. Внимательно вдумайтесь в смысл предложенной фразы. Нужно понять каждое слово в ней, не упустить основную мысль. Помните, что за правильное объяснение смысла фразы вы получаете на экзамене 2 балла.
  2. Во вступлении объясните, как вы поняли смысл высказывания. Выскажите свою точку зрения, отметьте, что приведёте примеры для её доказательства  из текста.

Пример

В высказывании Лихачёва Д.С. подчёркнута мысль о том, что легко узнать о человеке, о его умственном развитии, характере, моральных качествах по его речи, по тому, как он говорит. Я полностью согласна с автором, тоже считаю, что по речи человека,  по его умению общаться, высказывать свои мысли, доказывать точку зрения легко понять, каков человек. Докажу это, приводя примеры из предложенного текста  (далее называется автор текста).

  1. Следующий этап — написание основной части сочинения. Она состоит из двух абзацев. В каждом нужно привести по одному аргументу. Имейте в виду, что аргументы должны пояснять разные стороны проблемы.

Пример (по тексту из демоверсии 2016 года)

1 пример. В нём даём характеристику Анны Фёдоровны по её речи.

В отрывке из произведения Б.Л.Васильева несколько героев — пожилая женщина Анна Фёдоровна, потерявшая на войне сына, её внучка Татьяна и ученики школы, пришедшие к ней за материалами для создающегося в школе музея. Всего несколько фраз произнесли герои, а как по ним легко понять, что это за люди. Анна Фёдоровна – добрая, отзывчивая и гостеприимная женщина, приглашает детей в дом, выслушивает их, хочет им помочь (предложения № 3, 9).Её речь приветливая, спокойная. Несмотря на горе, она сохранила чистоту души и даже с юмором говорит с детьми (№21).Легко общаться  с ней, женщина располагает к себе детей.

2 пример. По речи характеризуются дети.

Совершенно иначе говорят с ней ребята,  особенно мальчик. Его речь даже несколько высокомерная. Тон мальчика Анне Фёдоровне  не понравился  (№ 14).Желание получить оригиналы писем любой ценой приводят к тому, что дети несколько грубы с женщиной, не могут понять, как ей дороги письма, и речь их – официальная (№ 19). В ней – безразличие  к судьбе героини. И читатель не удивился, когда понял, что дети просто украли эти письма. Речь – отражение сухости, чёрствости и эгоизма детей.

Комментарий.

Как видно из примеров, они посвящены не одной героине, а нескольким.  По речи героев можно понять  о доброте и порядочности Анны Фёдоровны и о безразличии и душевной чёрствости детей.

  1. Заключение

В последней части сочинения делается вывод по поднятой проблеме, по основной мысли предложенной цитаты. Необходимо ещё раз высказать свою точку зрения,  предположения по поводу того, как можно решить проблему .

Пример

Таким образом, прав был Лихачёв Д.С., высказывая мысль о том, что речь человека во многом характеризует его как личность. Поэтому необходимо развивать свою речь, учиться, пополнять свой словарный запас, много читать, чтобы говорить красиво и убедительно. А ещё нужно помнить, что надо следить за тем, что и как мы говорим, чтобы не обидеть собеседника. Пусть язык, наша  речь будут друзьями, а не врагами.

Комментарий

  • Не забывайте о критериях оценки сочинения. Целых 2 балла вы можете получить за последовательность изложения, связность . И хотя план писать не требуется, вы должны для себя его составить или хотя бы мысленно представлять, о чём и как будете писать. Нельзя перескакивать от одной мысли к другой. Сочинение — это связный текст, а не разрозненные предложения, пусть и написанные на одну тему.
  • Продумайте композицию сочинения. За композиционную стройность тоже можно получить 2 балла. Чётко делите текст за абзацы, не пишите единым большим абзацем. Не забывайте, что каждая часть сочинения (вступление, основная часть, заключение) имеет свои особенности и задачи.
  • И, конечно, хорошо проверяйте своё сочинение. Оно должно быть написано грамотно.

Критерии оценивания задания 15-1.

Наличие обоснованного ответа — 2б.

Наличие примеров-аргументов – 3 б.

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения – 2 б.

Композиционная стройность работы – 2 б.

Максимальное количество баллов за сочинение 15.1.

по критериям К1–К4 – 9 б.

Критерии оценивания грамотности и фактической точности

Имейте в виду, что баллы ставятся общие — за изложение и сочинение.

Соблюдение норм орфографии — 2 б.

Соблюдение норм пунктуации – 2 б.

Соблюдение грамматических норм – 2 б.

Соблюдение речевых норм – 2 б.

Фактическая точность – 2 б.

Максимальное количество баллов – 10

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

E-mail

Структура сочинения

Композиционные части сочинения-рассуждения Цель
1. Вступление. Тезис. Формулировка тезиса о смысле фразы текста. Развертывание тезиса с помощью комментария к нему. Тезисно объяснить смысл цитаты, указывая, кто из героев произносит эту фразу и о чем он хочет сказать. Желательно цитату переписать целиком.
2. Основная часть. Аргументация тезиса. (+ Роль примеров в тексте) Примеры должны соответствовать тезису; иллюстрировать мнение о смысле цитаты.
3. Заключение. Вывод. Заключение и вступление не должны превышать по объёму основную часть сочинения. Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.

Алгоритм написания сочинения 9.2.

1.Вдумчиво и не спеша прочитайте текст, с которого начинается часть 2 экзаменационной работы.

2.Прочитайте задание 15.2 и поработайте с предложением (фрагментом) текста, вынесенным в задание. Подчеркните в нем ключевые слова. Какая мысль заключена в этом предложении (фрагменте)?

3.Найдите в тексте это предложение (фрагмент) и подчеркните его.

Определите:

а) в какой части текста находится это предложение (фрагмент) – в начале, середине или конце;

б) кому принадлежит это высказывание – герою произведения или самому автору;

в) какова позиция автора произведения – что он хотел сказать, какую мысль передать читателю (какова идея произведения);

г) выражает ли автор свою позицию непосредственно (в каких-либо предложениях) или опосредованно;

д) если в тексте не выражена словесно мысль или нет прямой оценки автора, которую он дает герою и его поступкам, то определите, при помощи каких средств автор выражает свое мнение (при помощи сюжета, композиции, образа положительного героя, портрета героя, его речевой характеристики и т. п.).

4. Сформулируйте идею текста (основную мысль) и определите, соответствует ли авторская позиция вашему пониманию, вашему мнению по поводу анализируемого фрагмента.

5. Объясните, как вы поняли предложение (фрагмент) текста: дайте свое видение, свою трактовку смысла цитаты. Помните, что вы должны выразить свое мнение о фрагменте в контексте всего рассказа в целом.

6. Найдите в тексте два примера, которыми вы сможете подтвердить свое мнение, свои рассуждения о фрагменте. Помните, что вы аргументируете (доказываете) свою оценку, свое мнение о цитате.

7. Соотнесите ваш вывод, которым вы завершаете свои рассуждения, с вашим объяснением смысла фрагмента.

8. Напишите сочинение, соблюдая структуру сочинения-рассуждения. Проверьте его.

Клише для сочинения 9.2.

Вступление (формулирование тезиса)

Действительно…

Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

Автор текста приглашает читателя к размышлению над вопросом…

Смысл финала текста говорит нам о том, что…

Я думаю, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста:…

В этом отрывке автор хочет сказать нам о том…

Этим отрывком автор хочет нам показать…

Текст заканчивается словами: «…». Полагаю, речь идёт о том, что…

В этом фрагменте автор говорит о том, что…

Смысл данного отрывка я понимаю так:…

В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…

На мой взгляд, данный отрывок показывает/объясняет/раскрывает…

По моему мнению, в этом отрывке показано…

Мне кажется, в этом отрывке содержится главная мысль текста:…

Я считаю, что…

Текст (автора) заставил меня задуматься….

Основная (аргументация)

Попробую доказать эту мысль примерами из текста.

Докажу своё суждение примерами из текста (автора).

Попробую доказать справедливость своего суждения, обратившись к тексту (автора).

Проиллюстрировать это мнение можно на примере текста (автора).

Примером может стать аргумент из текста, в котором…

Обратимся к тексту (фамилия автора в род.падеже) …

Предложение №… подтверждает мысль о том, что…

Автор говорит (подчеркивает, обращает/акцентирует наше внимание, выделяет, замечает, указывает, размышляет, высказывает интересное мнение / предположение по поводу, особо останавливается на…, возвращается к….)

Этот пример ярко демонстрирует основную мысль текста…

Прекрасным подтверждением этой мысли является текст…

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № … Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения .. .

Пример можно найти в предложении № …

Рассмотрим предложение… В нём использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как…

Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует…

Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…

Заключение (вывод)

Таким образом, мы пришли к выводу…

Итак,

В заключение,

Как видим…

Подводя итог моим рассуждениям, могу сказать…

Делая выводы,…

Исходя из сказанного…

Итак, можно увидеть, что…

Нам удалось доказать, что…

В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…

Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…

Текст (автора) помог понять…

Как написать сочинение-рассуждение на любую тему?

Сочинение — как многим может казаться — это одна из самых сложных письменных работ в школе. Ведь при её подготовке школьнику необходимо не только написать грамотный текст, но и подойти к нему творчески. И всё это за один или два урока! Звучит и правда страшно, но на самом деле всё совсем не так. Рассказываем, как запросто написать сочинение-рассуждение на любую тему.

Что представляет собой сочинение-рассуждение?

Не будем давать тебе определение из словаря терминов, ведь из названия и так всё ясно: в нём нужно рассуждать. К слову, в сочинении-описании — описывать всё до малейших деталей, в сочинении-повествовании — делать акцент на развитии событий. Соответственно, в сочинении-рассуждении — объяснять свою точку зрения, подкрепляя её аргументами.

Другой вопрос — что значит «рассуждать»? Как правило, тема сочинения, которая тебе даётся, — это тезис, который нужно либо доказать, либо опровергнуть. И в первом, и во втором случае тебе необходимо привести аргументы, которые убедили бы читателя в правильности твоей точки зрения.

Как писать сочинение-рассуждение?

В написании любых текстов, где тебе нужно отстоять свою точку зрения, мы советуем придерживаться «правила трёх». Этот метод часто используют различные коучи, спикеры и бизнесмены в своих выступлениях, когда им нужно убедить свою аудитории в чём-либо.

По «правилу трёх» можно строить и сочинение:

1) Вступление = твоя оценка (согласен либо нет) тезиса.

2) Основная часть = доказательства твоей точки зрения (аргументы).

3) Заключение = обобщение всего вышесказанного и конечные выводы.

Кстати, если ты пишешь сочинение-рассуждение по произведению, то следуй схеме на инфографике:

Итак, ты получаешь задание: написать сочинение-рассуждение на тему «Мир держится на ласке матерей». Что делать дальше? Разбираемся детально.

Вступление в сочинении-рассуждении

Во вступлении нужно подвести читателя к основной мысли. В начале своего сочинения тебе необходимо дать оценку тезису: согласен ты с ним или нет. Для большей убедительности обратись к «методу Сократа». То есть тебе нужно привести три утверждения или задать три вопроса (снова работает «правило трёх», заметил?), с которыми читатель бы согласился.

Например: «Какое первое слово чаще произносит ребёнок? К кому мы бежим с радостью или с горем? Кто на всю жизнь остаётся самым близким другом для нас? Конечно, мама».

Согласись, по этим трём строкам уже понятна наша позиция: мы согласны с тезисом «Мир держится на ласке матерей».

Кстати, ещё один приём, который можно использовать — эпиграф. Это фраза известного человека, отрывок из художественного произведения, пословицы или поговорки, подходящие под тему. К примеру, в нашем сочинении в качестве эпиграфа можно было бы взять слова Виктора Гюго «Руки матерей сотканы из нежности — дети спят на них спокойным сном».

Во вступлении ты также можешь упомянуть о важности и актуальности данного тезиса, сделать небольшой экскурс в историю или поделиться своим мнением по данной теме.

Основная часть в сочинении-рассуждении

Самая важная и самая объёмная — основная часть сочинения. Здесь тебе необходимо привести аргументы и убедить читателя в верности твоего мнения. И мы снова вспоминаем про «правило трёх»: приводим три аргумента. Желательно, чтобы аргументы были разноплановыми. Универсальная «схема» аргументирования — это наука, искусство и личный опыт (не воспринимай это очень буквально, мы говорим в общих чертах).

В нашей теме о маме в качестве научного тезиса можно было бы упомянуть, что, согласно исследованиям, более психологически устойчивыми и успешными становятся те люди, которые в детстве получали от мамы достаточное количество любви и ласки. Далее можешь обратиться к литературе, вспомнить стихи и прозу, посвящённую маме.

Например: «К теме материнства обращались и многие русские поэты и писатели. Сергей Есенин посвятил маме многие свои стихотворения, например, „Письмо к матери“. Образ матери присутствует и в стихотворении Николая Некрасова „Внимая ужасам войны“, где автор пишет о боли и бесконечной любви тех матерей, чьи сыновья погибли на войне. Однако моё любимое произведение о маме — это стихотворение Расула Гамзатова „Мама“, которое пропитано искренной нежностью и любовью лирического героя к своей маме…»

В качестве третьего аргумента используй личный опыт, историю, связанную с мамой. Возможно, был какой-то особый случай, когда мама была рядом? Или расскажи о том, как мама всегда поддерживает тебя и поэтому ты не боишься пробовать новое и ошибаться. Такая история из жизни добавит в сочинения «живости» и искренности.

Так как это сочинение-рассуждение, важно, чтобы прослеживался ход твоих мыслей, рассуждений. Используй маркеры, которые помогут структурировать текст: допустим, например, во-первых, во-вторых, так как, поэтому, ведь. Также не забывай использовать следующие конструкции: «Я считаю, что…», «Но если посмотреть с другой стороны…», «По статистике…», «На мой взгляд…», «Как мне кажется…» и так далее.

Погрузившись в рассуждения, не забывай про орфографию и пунктуацию. Сочинение должно быть не только интересным, но и написанным грамотно

Погрузившись в рассуждения, не забывай про орфографию и пунктуацию. Сочинение должно быть написано не только интересно, но и грамотно

Заключение в сочинении-рассуждении

Наверняка ты замечал: когда читаешь большой текст, забываешь, что было в начале. Именно поэтому в заключении важно, во-первых, кратко пройтись по всему вышесказанному, а во-вторых, сделать выводы. Посмотри структуру своего сочинения и выдели самое важное, что вынесешь в заключительную часть.

Например: «Мама — это не просто первое слово. Мама — это первый человек в нашей жизни. Она всегда рядом и всегда поддержит. Психологи утверждают, что отношения с мамой в детстве напрямую влияют на нашу дальнейшую жизнь. Поэты и писатели восхваляют матерей в своих произведениях. Я же хочу сказать, что мама — самый важный человек для меня, ведь без неё я бы никогда не справился с трудностями. Именно поэтому я считаю, что не только я, но и весь мир держится на ласке наших матерей…»

Надеемся, наши советы помогли разобраться тебе в том, как правильно выстраивать сочинения такого плана. Конечно, рассуждать на различные темы не так-то просто, именно поэтому важна твоя эрудированность: больше читай, изучай, интересуйся различными сферами. И тогда никакое сочинение-рассуждение не будет для тебя «страшным сном».

Cпасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Каталог учебных заведений Адукар

Курсы подготовки к ЦТ и ЦЭ 2023

ЦТ онлайн

Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, Вконтакте, Instagram, Facebook, Telegram, TikTok, уведомления на adukar.ru.

***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

Хочешь быть в курсе новостей ЦТ?
Подписывайся на Адукар в соцсетях!

Начни подготовку к ЦТ и ЦЭ прямо сейчас!

Адукар обещает крутых преподавателей, индивидуальный подход и много полезной практики.

Привет! Ты уже записался на наши

итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра
научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой!
Регистрируйся,
если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!

В. 1 Напишите сочинение-рассуждение,
раскрывая смысл высказывания русского
филолога Л. В. Успенского: «В языке есть…
слова. В языке есть… грамматика. Это –
те способы, которыми язык пользуется,
чтобы строить предложения».  

 Л.В.Успенский, на мой взгляд, говорит
о единстве содержания и формы языка.
Слова называют предмет, его признак или
действие, а грамматика позволяет создать
связное высказывание, текст. Приведу
примеры из рассказа А.Алексина.

 Так, предложение 16 состоит из десяти
отдельных слов, называющих или указывающих
на субъект («я», «приезжий») и
его действия. Каждое пятое слово в
предложении относится к высокой лексике
(«отважился», «вторгаться»), позволяя
представить нам незнакомца как человека
интеллигентного, обладающего правильной
литературной речью. Если мы все эти
слова напишем через запятую и в начальной
форме, то получится бессмыслица. Но
стоит употребить  все глаголы в
необходимой форме, а местоимение «вы»
поставить в дательный падеж — слова
получат единый смысл, превратившись в
предложение. 

Играют свою роль в превращении набора
слов в синтаксическую конструкцию и
знаки препинания. Так, три тире, имеющиеся
в этом предложении, указывают на наличие
реплики в диалоге, представляющем собой
законченную мысль.

Таким образом, можем сделать вывод, что
прав был русский филолог Л.В.Успенский,
утверждавший, что язык, чтобы строить
предложение, использует лексику и
грамматику.

В.2. Напишите сочинение-рассуждение,
раскрывая смысл высказывания русского
филолога Л. В. Успенского: «Один словарный
состав без грамматики ещё не составляет
языка. Лишь поступив в распоряжение
грамматики, он получает величайшее
значение».

Л.В.Успенский, на мой взгляд, говорит о
единстве содержания и формы языка. Слова
называют предмет, его признак, действие
предмета. И только! Лишь при помощи
грамматики можно из набора слов  создать
связное высказывание, текст.

Так, предложение 25 состоит из восьми
отдельных слов, называющих предмет, его
действие и признак этого действия.
Интересно использует автор в этой
синтаксической конструкции антонимы
« много и мало», которые придают
 художественной  речи  особую
 остроту и эмоциональность. Придают
при условии, если мы  указанные слова
передадим «в распоряжение грамматики».

Например, поставим слово «человек» в
дательный, а слово «счастье» — в родительный
падежи, создадим словосочетание с
подчинительной связью управление:
«нужно для счастья». Для выражения
эмоций автора в конце предложения
поставим восклицательный знак. И тогда
предложение, по словам Л.В. Успенского,
получит «величайшее значение».

В.3. Напишите сочинение-рассуждение,
раскрывая смысл высказывания писателя
К. А. Федина: «Точность слова является
не только требованием стиля, требованием
вкуса, но, прежде всего, требованием
смысла».

«Точность слова
является не только требованием стиля,
требованием вкуса, но, прежде всего,
требованием смысла», -утверждал
писатель К.А. Федин.

Действительно, чем точнее писатель
выбирает слова для раскрытия своего
замысла, тем легче читателю понять не
только то, о чем говорит автор, но и то,
что именно он хочет сказать.
Так,
например, А. Алексин, рассказывая о маме
главного героя, использует не стилистически
нейтральное слово «звали», а
устаревшее «величали» (предложение
1), показывая тем самым уважительное
отношение окружающих к матери Кольки.

Если отец Кольки был незаменимым судьёй
во время дворовых волейбольных матчей,
то мама оказывалась «судьёй» дома
(предложение 15). Используя слово «судья»
в переносном значении, А.Алексин
показывает, насколько справедливой
была Лёля, Колькина мать, в быту, насколько
зависела от её решений гармония в семье.

Таким образом, точный подбор слов
позволил А. Алексину предельно ясно
рассказать о своей героине. Читатель
же, в свою очередь, получил возможность
понять, почему Колька гордился своей
мамой.

В. 4 Напишите сочинение-рассуждение,
раскрывая смысл высказывания выдающегося
русского лингвиста Александра Афанасьевича
Потебни: «Сходство между наклонением
условным и повелительным состоит в том,
что оба они… выражают не действительное
событие, а идеальное, то есть представляемое
существующим только в мысли говорящего».

Смысл высказывания известного лингвиста
понимаю так: если глаголы в изъявительном
наклонении обозначают действия, которые
реально происходили, происходят или
будут происходить, то глаголы в условном
и повелительном наклонении обозначают
действия, желаемые или возможные при
определенных условиях.

 Так, в предложении 11 нахожу глагол
повелительного наклонения, вошедший
во фразеологизм «имейте в виду». Он
обозначает побуждение к действию того,
к кому обращаются с речью.

А в предложениях 13 и 26 встречаю глаголы
условного наклонения «пожалели бы» и
«видел бы», которые, на мой взгляд,
употребляются в значении повелительного
наклонения. Собеседники дают друг другу
советы, которые, на их взгляд, полезны.

Таким образом, условное и повелительное
наклонение очень сходны, так как выражают
действия желаемые, а не действительные.

В. 5. Напишите сочинение-рассуждение,
раскрывая смысл высказывания выдающегося
русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина:
«Мысль формирует себя без утайки, во
всей полноте; поэтому-то она легко
находит и ясное для себя выражение. И
синтаксис, и грамматика, и знаки препинания
охотно ей повинуются».

Я согласен с высказыванием Михаила
Евграфовича Салтыкова-Щедрина: «Мысль
формирует себя без утайки, во всей
полноте; поэтому-то она легко находит
и ясное для себя выражение. И синтаксис,
и грамматика, и знаки препинания охотно
ей повинуются.» Действительно,
синтаксис, грамматика и знаки препинания
помогают мысли быстрее и доходчивее
дойти до читателя. Докажу это на примере
текста Т. Устиновой.

 В предложении 6 автор использует
фразеологизм «видеть в розовом свете»,
это устойчивое сочетание нам понятно:
не замечать плохого, видеть только
хорошее. С помощью этого средства
выразительности Устинова смогла донести
до нас свою мысль: Тимофею рядом с Машей
так хорошо, что плохого он не замечает.

В тексте много эпитетов, образных
определений. С их помощью нам становится
понятнее те образы, о которых пишет
автор. В предложении 41 есть эпитет
«равнодушное» небо. С помощью этого
средства выразительности Т.Устинова,
сопоставив состояние героя и природы,
передала настроение Тимофея, которому
одиноко, которого некому пожалеть.

Вот она, мысль, сформированная «без
утайки, во всей полноте» не без помощи
синтаксиса, грамматики и знаков
препинания!

В. 6. Напишите сочинение-рассуждение,
раскрывая смысл высказывания, взятого
из Литературной энциклопедии: «Заставляя
героев говорить друг с другом, вместо
того чтобы передать их разговор от себя,
автор может внести соответствующие
оттенки в такой диалог. Тематикой и
манерой речи он характеризует своих
героев».

Вы представляете художественное
произведение, где все герои молчат?
Конечно, нет. Разговаривая, они словно
рассказывают о себе. Приведу примеры.

Весь текст, предложенный для анализа,
есть диалог, из которого мы составляем
представление о героях. Так, Лис, на мой
взгляд, — существо мудрое. Не случайно
ему принадлежат выражения, ставшие
афоризмами: «Зорко одно лишь сердце»
(предложение 47) и «…ты навсегда в ответе
за всех, кого приручил» (предложение
52).

Другой персонаж, Маленький принц, очень
одинок и неопытен. Но он хочет всему
научиться. Об этом говорит его реплика
из их диалога: «А что для этого надо
делать?»

Таким образом, могу сделать вывод, что
высказывание из Литературной энциклопедии
справедливо. Действительно, автор
«…тематикой и манерой речи…характеризует
своих героев».

В.7. Напишите сочинение-рассуждение,
раскрывая смысл высказывания русского
писателя К.Г Паустовского: «Нет таких
звуков, красок, образов и мыслей, для
которых не нашлось бы в нашем языке
точного выражения».

Слова К. Г. Паустовского понимаю так:
нет во Вселенной предмета, для которого
не придумал  человек точных слов.
Особенно богат на выражения русский
язык, потому что многие слова в нем
используются в прямом и переносном
значении, огромно количество синонимов
и антонимов, паронимов и фразеологизмов,
сравнений и метафор. Обратимся к тексту.

Так, в предложении 52 говорится о том,
что «…погасшее небо плотно прижалось…к
волнам». Перед нами метафора, с помощью
которой автор передает сонливость
вечерней природы, окружающей Косту, и
навевает грустное настроение.

В предложении 33, 53 и 54 нахожу слова и
словосочетания, которые ярко характеризуют
преданного пса. Так, фразеологизм «не
отрывала глаз» помогает писателю
показать, как верно ждет своего погибшего
хозяина  собака. А эпитеты в
словосочетаниях «бессменный пост» и
«вечное ожидание» придают тексту особую
выразительность, обостряют трагичность
описанной ситуации.

Следовательно, прав был русский писатель
К. Г. Паустовский, утверждавший, что
«…нет таких звуков, красок, образов и
мыслей, для которых не нашлось бы в нашем
языке точного выражения».

В. 8. Напишите сочинение-рассуждение,
раскрывая смысл высказывания русского
лингвиста   Бориса Николаевича
Головина: «К оценке достоинств речи мы
должны подходить с вопросом: насколько
же удачно отобраны из языка и использованы
для выражения мыслей и чувств различные
языковые единицы?»

Какие языковые единицы я знаю? Это слово,
словосочетание, предложение…Именно
они, удачно подобранные, позволяют
сделать вывод о достоинствах речи.
Приведу примеры из текста, где главного
героя Косту мы видим глазами его
учительницы Евгении Ивановны.

В начале повествования мальчик вызывал
у учительницы раздражение, потому что
постоянно зевал на уроках. Как образно
при помощи удачно отобранных слов и
словосочетаний в предложении 1 автор
рисует этот процесс зевания! Мальчик
«зажмуривал глаза», «морщил нос» и «
«широко разевал рот»… И это на уроке!
Согласитесь, картина не из приятных.

В финале рассказа Коста раскроется
перед учительницей как человек добрый
и милосердный. И автор скажет, что на
глазах Евгении Ивановны мальчик «менялся,
как веточка багульника». Как удачно
использует Ю.Я. Яковлев это сравнение!

 Могу сделать вывод, что прав был
русский лингвист Б.Н. Головин, утверждавший,
что «… к оценке достоинств речи мы
должны подходить с вопросом: насколько
же удачно отобраны из языка и использованы
для выражения мыслей и чувств различные
языковые единицы?»

В. 9.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая
смысл высказывания русского филолога
Л. В. Успенского: «Грамматика позволяет
нам связать между собой любые слова,
чтобы выразить любую мысль о любом
предмете».

Смысл высказывания Л. В. Успенского
понимаю так: грамматика позволяет
словам, собранным в предложении, обрести
единый смысл, чтобы выразить любую
мысль. Приведу примеры на основе
предложения 2.

Оно состоит из тринадцати отдельных
слов.  Если все эти слова мы напишем
через запятую и в начальной форме, то
получится бессмыслица. Но стоит употребить
их в нужной форме, как они получают
единый смысл и становятся предложением,
повествующим о белогрудой кунице.

Играют свою роль в превращении набора
слов в синтаксическую конструкцию и
знаки препинания. Две запятые, стоящие
в этом предложении, выделяют вводное
слово «пожалуй», при помощи которого
говорящий выражает свое отношение к
тому, о чем он говорит. В данном предложении
вводное слово помогает рассказчику
выразить свою  неуверенность,
предположение о том, что говорит.

Таким образом, прав был русский филолог
Л. В. Успенский, утверждающий, что
«…грамматика позволяет нам связать
между собою любые слова, чтобы выразить
любую мысль о любом предмете».

В. 10. Напишите
сочинение-рассуждение, раскрывая смысл
высказывания русского писателя И. А.
Гончарова: «Язык не есть только говор,
речь: язык есть образ всего внутреннего
человека, всех сил, умственных и
нравственных».

Эту фразу я понимаю так. При помощи языка
мы можем не только общаться, но и
представлять образ всякого человека.
Приведу примеры.

Предложение 49 «Что же ты наделал, юный
натуралист!», которое плача прокричал
Толик, помогает нам представить и
 волнение, которое пережил мальчик
во время пожара, и его восхищение
поступком друга, обгоревшим, но спасшим
маленьких цыплят. Толик с уважением
смотрел на него, завидовал Темке …

А завидовал он зря! В предложениях 35 –
38 рассказывается о том, что Толя — тоже
герой. Все свои физические и нравственные
силы он направил на спасение друга. И
об этом мы узнаем из текста, написанного
доступным и эмоциональным языком.

Таким образом, можно сделать вывод, что
прав  был русский писатель И. А.
Гончаров, утверждавший, что «…язык не
есть только говор, речь: язык есть образ
всего внутреннего человека, всех сил,
умственных и нравственных».

В.11. Напишите сочинение-рассуждение,
раскрывая смысл высказывания русского
лингвиста А.А. Зеленецкого: «Придание
образности словам постоянно совершенствуется
в современной речи посредством эпитетов».

Несомненно, эпитеты придают образность
и эмоциональность современной речи.
Остановлюсь на ряде примеров.

Во-первых, в предложениях 2,10,26 при помощи
эпитетов «гигантский», «величественный»,
«прекрасное» (животное)  Э. Сетон-Томпсон
рисует нам необыкновенного оленя
Песчаных холмов. Все эти красочные
определения помогают живо и наглядно
описать оленя-красавца и дают нам
возможность увидеть его таким, каким
он предстал в то утро перед охотником.

Во-вторых, в предложениях 6,16,25 нахожу
эпитеты, выраженные качественными
наречиями: «передвигаться бесшумно»,
«звучал неуверенно, слабо», «заговорило
властно и громко» Эти эпитеты помогают
живописно описать действие.

Могу сделать вывод, что прав был лингвист
А.А. Зеленецкий: эпитеты позволяют
сделать нашу речь ярче, эмоциональнее,
придать образность словам.

В. 12. Напишите сочинение-рассуждение,
раскрывая смысл высказывания лингвиста
М.Н.Кожиной: «Читатель проникает в мир
образов художественного произведения
через его речевую ткань».

Высказывание М. Н. Кожиной подтолкнуло
меня на следующие размышления… Читая
слова и предложения, положенные в основу
речевой ткани произведения, мы воссоздаем
в своем воображении тот мир, который
рожден пером писателя. Одним персонажам
мы всей душой сочувствуем, даже любим
их, поступки других нас возмущают,
скверные черты характера вызывают
неприятие. Обратимся к предложенному
тексту.

 Из слов Таборки о собаке мы можем
сделать вывод, что это очень добрый,
отзывчивый мальчик. Только великодушный
человек может сказать: «От собаки одна
радость» (предложение 35). А с какой
уверенностью в предложении 59 герой
говорит о том, что будет делать, когда
станет взрослым: «Я буду защищать собак!»

В предложениях 31,38-39,являющихся репликами
героя в диалоге, воссоздается отрицательный
образ отца Таборки и отношение мальчика
к нему. Он, ни разу не назвав отца «папой»,
только задает себе или собеседнику
риторический вопрос: «Чем ему помешала
собака?» Одной только фразой в предложении
46 (« А теперь у меня нет собаки») мальчишка
высказывает свое горе и непримиримость
по отношению к отцу, выгнавшему из дома
собаку.

Таким образом, могу сделать вывод, что
права была лингвист М. Н. Кожина,
утверждавшая, что «…читатель проникает
в мир образов художественного произведения
через его речевую ткань». 

В. 13. Напишите сочинение-рассуждение,
раскрывая смысл высказывания лингвиста
Ираиды Ивановны Постниковой:«Обладая
и лексическим, и грамматическим значением,
слово способно объединяться с другими
словами, включаться в предложение».

Слово
может включаться в предложение, только
объединившись с другими словами,
обладающими лексическим и грамматическим
значением. Приведу примеры.

Во-первых, в предложении 8 текста К.
Осипова нахожу среди слов: «библиотека»,
«книги», «ум», казалось бы, не подходящее
по смыслу слово «пища». Но, употребленное
автором в переносном значении («то, что
является источником для чего-либо», в
данном случае «источником» для обогащения
знаний), оно очень подходит для этого
словесного набора и на полных правах
«включается» в предложение.

Во-вторых, предложение 25 текста, состоящее
из десяти слов, только тогда становится
синтаксической единицей, когда автор
прилагательное согласует с существительным
в роде, числе и падеже, три глагола ставит
в прошедшее время и единственное число,
фразеологизм «ловил на лету», являющийся
сказуемым, согласует с подлежащим.

Таким образом, могу сделать вывод: права
была И. И.Постникова, утверждавшая, что
только « обладая и лексическим, и
грамматическим значением, слово способно
объединяться с другими словами, включаться
в предложение».

В. 14. Напишите сочинение-рассуждение,
раскрывая смысл высказывания известного
лингвиста А. А. Реформатского: «Местоименные
слова – слова вторичные, слова-заместители.
Золотым фондом для местоимений являются
знаменательные слова, без наличия
которых существование местоимений
«обесценено».

Термин «местоимение» произошел от
латинского « pronomen», что означает «вместо
имени», то есть вместо существительного,
прилагательного и числительного. Прав
был лингвист  А.А.Реформатский в том,
что «Золотым фондом для местоимений
являются знаменательные слова». Без их
существование местоимений бессмысленно.
Обратимся к тексту.

Так, в предложениях 7-8, 19-20 вместо слова
«Демосфен» употребляется личное
местоимение «он». Эта замена позволяет
авторам книги избежать лексического
повтора, делая речь более краткой и
выразительной.

В предложении 20 нахожу относительное
местоимение «которой», заменяющее
существительное «выразительность» и
используемое для связи частей сложного
предложения друг с другом. 

Таким образом, могу сделать вывод, что
«…местоименные слова – слова
вторичные,..заместители» знаменательным
словам, без наличия которых существование
местоимений «обесценено»

В. 15. Напишите сочинение-рассуждение,
раскрывая смысл высказывания лингвиста
Александра Александровича Реформатского:
«Что же в языке позволяет ему выполнять
его главную роль – функцию общения? Это
синтаксис».

Синтаксис изучает строй связной речи,
а значит, именно этот раздел языка
помогает решать функцию общения.

Важным синтаксическим приёмом является
диалог (форма речи, при которой и
происходит общение), представленный в
тексте Л. Пантелеева очень широко.
Приведу примеры.

Предложения 39 – 40(«-Я – сержант…- А я –
майор…»), являющиеся репликами диалога,
отличаются краткостью высказывания,
свойственной разговорной речи.
В
репликах диалога нахожу несколько
обращений, помогающих в процессе общения
обозначить лицо, которому адресована
речь. Например, в предложении 37:

Товарищ караульный, — сказал командир.

Таким образом, могу сделать вывод, что
прав был лингвист А. А. Реформатский:
синтаксис, представленный в этом тексте
в форме диалога, обращений, позволяет
выполнить коммуникативную функцию
языка.

В. 16. Напишите сочинение-рассуждение,
раскрывая смысл высказывания современного
ученого С. И. Львовой: «Пунктуационные
знаки имеют своё определённое назначение
в письменной речи. Как и каждая нота,
пунктуационный знак имеет своё
определённое место в системе письма,
имеет свой неповторимый   «характер»».

№1 Знаки препинания, по выражению А. П.
Чехова, — это «ноты при чтении», которые
помогают  в восприятии текста, ведут
нашу мысль в заданном автором направлении.
В предложенном отрывке нахожу практически
все существующие знаки препинания:
точку и вопросительный знак, восклицательный
знак и запятую, тире и двоеточие,
многоточие и кавычки. 

Самым распространенным знаком в тексте
является запятая. Она встречается и в
сложном предложении, и в простом
осложненном, и при диалоге… Интересным
мне показалось предложение 18, где
запятая, во-первых, разделяет повторяющиеся
слова «..спасибо, спасибо…», во-вторых,
она выделяет слово-обращение «старик»,
в-третьих, этот знак присутствует на
стыке прямой речи и слов автора.

Вторым знаком, на который я обратила
внимание, стал восклицательный знак. В
предложении 11 «Как тяжело после этого
просыпаться!» он помогает автору выразить
ту гамму отрицательных чувств, которые
испытывает Мересьев после сна, в котором
видел себя здоровым.

Таким образом, можно сделать вывод, что
каждый знак препинания «имеет своё
определённое место в системе письма,
имеет свой неповторимый   «характер».

№2 Смысл высказывания лингвиста Светланы
Ивановны Львовой понимаю так: каждый
пунктуационный знак имеет свое
определенное место, свой «характер» и
свое назначение в тексте. Приведу примеры
из текста Б.Полевого.

Так, в бессоюзном сложном предложении
(2) встречаю такой пунктуационный знак,
как двоеточие, который не только разделяет
два простых предложения в составе
сложного, но и указывает на то, что одно
из них поясняет другое.
Предложение
11 текста с восклицательным знаком
подчеркивает душевные переживания
героя.
Таким образом, права была С.И.
Львова, утверждавшая, что «…как и каждая
нота, пунктуационный знак имеет свое
определенное место в системе письма,
имеет свой неповторимый «характер».

В. 17. Напишите сочинение-рассуждение,
раскрывая смысл высказывания французского
писателя Н. Шамфора: «Автор идёт от мысли
к словам, а читатель — от слов к мысли».

По мнению французского писателя
Николя де Шамфора: «Автор идёт от мысли
к словам, а читатель — от слов к мысли».
Я согласна с этим высказыванием.
Действительно, и автор, и читатель –
это два звена одной цепи. И вы, и я, и
каждый из нас – все мы постоянно думаем.
А можно ли думать без слов?

По тому, какие слова человек употребляет
в речи, как выстраивает предложения,
можно много сказать о нем. Чтобы выразить
особое эмоциональное состояние
говорящего, в данном случае
женщины-начальницы, автор употребляет
в 14-22 предложениях парцелляцию.

Предложение 42 подтверждает мысль о
том, что автор тщательно подбирал слова,
чтобы вложить их в уста медсестры,
циничной, жёсткой, оценивающей маленьких
брошенных детишек как товар. Как не
возмутиться, ведь она говорит о них:
«Наши-то беленькие, крепенькие, правда,
больных много…»
Таким образом, могу
сделать вывод, что прав был Н. Шамфор.
Ведь автор словами рисует образы,
картины, мысли, поступки, действия для
того, чтобы дать возможность нам,
читателям, представить описываемые
события, передать свои эмоции, вызвать
ответные чувства и переживания.

В. 18. Напишите сочинение-рассуждение,
раскрывая смысл высказывания лингвиста
Александра Ивановича Горшкова:
«Выразительность – это свойство
сказанного или написанного своей
смысловой формой привлекать особое
внимание читателя, производить на него
сильное впечатление».

 В русском
языке существует множество средств
выразительности. Это метафоры, эпитеты,
гиперболы … Авторы используют данные
художественные приемы, чтобы «…
привлекать особое внимание читателя,
производить на него сильное впечатление».
Приведу примеры из текста.

Так, в предложениях 4,6,7 встречаю
лексические повторы: «приговаривая,
приговаривая», «приговаривала,
приговаривала», «гладила… и гладила»,
— помогающие А.А. Лиханову рассказать,
как долго и упорно ухаживала вахтерша
за Пряхиным.

В предложении 5 нахожу метафору
«расширенные болью зрачки», которая
позволяет читателям ярче представить
болезненное состояние Алексея.

Таким образом, я согласна со словами
лингвиста А. И. Горшкова: образность,
эмоциональность и выразительность речи
усиливают ее эффективность, способствуют
лучшему пониманию, восприятию и
запоминанию, доставляют эстетическое
удовольствие. 

В. 19. Напишите сочинение-рассуждение,
раскрывая смысл высказывания русского
писателя Бориса Викторовича Шергина:
«Устная фраза, перенесённая на бумагу,
всегда подвергается некоторой обработке,
хотя бы по части синтаксиса».

Несомненно,
«устная фраза, перенесенная на бумагу,
всегда подвергается некоторой обработке»,
ведь устная речь — первичная, а письменная
— отредактированная и усовершенствованная.
В письменной речи преобладает книжная
лексика, сложные развернутые предложения,
причастные и деепричастные обороты. В
устной же речи наблюдаются повторы,
неполные, простые предложения, разговорные
слова и выражения.

Например, в предложении 1 нахожу
деепричастный оборот «примостившись
на заборе», который говорит о том, что
перед нами письменная речь, а не
устная. 
Таким образом, приведенные
выше примеры и рассуждения показывают,
что устная речь очень меняется под пером
писателя.

В.Осеева активно использует в тексте
такой синтаксический прием, как
многоточие. Так, в предложении 18
(«Подожди…я ей устрою штуку!») этот знак
после слов Левки может обозначать
многое! Возможно, в разговоре мальчик
в тот момент что-то показал или изобразил
жестом. Автор же, обработав фразу,
поставил многоточие.

Синтаксис, считаю, значительно помогает
писателю обработать « устную фразу,
перенесенную на бумагу».

В. 20. Напишите сочинение-рассуждение,
раскрывая смысл высказывания лингвиста
И.И. Постниковой:«Способность слова
связываться с другими словами проявляется
в словосочетании».

Слова имеют
способность соединяться по смыслу и
грамматически в составе словосочетания.
Приведу примеры из текста А.Лиханова.

В предложении 1 слова «плескаться» и
«соцветия», соединившись по смыслу и
грамматически при помощи предлога «в»
и окончания -ях зависимого существительного,
создали словосочетание «плещется в
соцветиях», которое более четко определяет
действие предмета, поскольку зависимое
слово уточняет смысл главного.

В предложении 9 нахожу словосочетание
«непонимающие глаза», где два слова
проявили способность, соединившись в
составе словосочетания при помощи
окончания -ие зависимого причастия,
точнее определять признак предмета.

Таким образом, могу сделать вывод, что
права была лингвист И.И. Постникова,
утверждавшая, что «…способность слова
связываться с другими словами проявляется
в словосочетании».

В. 21. Напишите сочинение-рассуждение,
раскрывая смысл высказывания немецкого
языковеда Георга фон Габеленца: «Языком
человек не только выражает что-либо, но
им выражает также и самого себя».

Лучший
способ узнать человека – послушать,
как он говорит, потому что речь отражает
его внутреннее состояние, чувства,
культуру поведения. Приведу примеры из
текста В. Осеевой.

Так, в предложении 2 вижу реплику Павлика
«…подвиньтесь!», обращенную к старику.
Мальчик говорит жестко и сухо, не
используя ни уважительного обращения,
ни «волшебного слова». Речь показывает,
какой перед нами невоспитанный ребенок.
Но
Павлик, овладев «волшебным словом»,
подаренным стариком, преображается на
глазах! В обращении ребенка к
бабушке(предложение 53)  меняется все:
он использует не только волшебное
«пожалуйста», но и слова с
уменьшительно-ласкательными суффиксами
«кусочек пирожка». Всего несколько
слов! А перед нами уже совсем другой
человек!
Таким образом, могу сделать
вывод, что прав был немецкий языковед
Георг фон Габеленц: «…языком человек
не только выражает что-либо, но им
выражает также и самого себя».

  • От судьбы не спрятаться рассказ на дзен
  • От стоимости непоставленного товара как пишется
  • От скуки дело бери в руки пословица как пишется
  • От сказки к научному открытию
  • От роду как пишется слитно или раздельно