Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Усть – Абаканская СОШ»
Муниципальный этап Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я – исследователь»
Исследовательская работа
«Сказка ложь, да в ней намёк…»
(сравнительный анализ сказок о жадности разных народов)
Автор: Сподина Таисия,
ученица 2 А класса
МБОУ «Усть – Абакаснкая СОШ»
Руководитель:
Почекуева Г.М.,
учитель начальных классов
2022 г
Содержание
- Введение (цель, задачи, методы)……………………………….1
- Основная часть…………………………………………………1-5
2.1. Теоретическая часть
2.1.1. Три вида народных сказок……………………………….1-2
2.1.2. Сходство сказок разных народов…………………………2
2.1.3.. Жадность и корысть как один из пороков человеческой натуры……………………………………………………………2-3
2.1.4. Сравнение русских сказок со сказками других народов о жадности и корысти………………………………………………3
2.1.5. Русские пословицы и поговорки к сказкам………………4
2.1.6. «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина и русская народная сказка «Золотая рыбка»………………………………..5
2.2. Практическая часть
2.2.1.Моё творчество: сказка «Синяя ёлка»…………………….5
2.2.2.Сказки, сочинённые одноклассниками……………………6
3. Заключение Выводы……………………………………………6
Список литература
Приложение : Тексты анализируемых сказок
Анкета и её результаты
Книжка-малышка (см. Презентацию. Приложение2)
- Введение
Актуальность. С раннего детства я очень любила сказки. Помню, когда я была совсем маленькой, часто просила маму почитать мне сказку перед сном. Теперь, когда я учусь в школе, я знаю, что сказка – это жанр в фольклоре и литературе народов мира. В 4-м классе я посещаю факультатив «Путешествие в мир сказки». Здесь я ещё больше узнала о сказках и полюбила их. Мне захотелось сравнить сказки русского народа со сказками других народов. Найти в них общее, а потом самой попробовать сочинить сказку о жадности.
Гипотеза:
1) Если сказка – вымысел, мечта людей о счастливой жизни, о быстром передвижении; высмеивание человеческих недостатков, – значит, есть сказки народов мира, похожие между собой.
2) Жадность – одно из самых отрицательных человеческих качеств; есть бытовые сказки разных народов и стран, высмеивающие этот порок.
Цель: сравнить русские сказки о жадности со сказками других народов; показать, что этот порок высмеивается в сказках разных народов и стран.
Исследовательские задачи:
1) Узнать историю возникновения сказок.
2) Изучить виды народных сказок.
3) Определить сходство сказок разных народов.
4) Сравнить русские сказки со сказками других народов о жадности и корысти.
5) Подобрать русские пословицы и поговорки к сказкам.
6) Провести сравнительный анализ сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» и русской народной сказки «Золотая рыбка».
Практические задачи:
1) Провести анкетирование среди одноклассников.
2) Сочинить свою сказку, в которой высмеивается человеческий порок – жадность.
3) Создать книжку-малышку со сказками одноклассников (о жадности).
4) Сделать презентацию своей работы.
Объект исследования: сказки народов мира о жадности.
Методы исследования: 1) Изучение литературы по данному вопросу; 2) анкетирование; 3) эксперимент: изготовление книжки-малышки со сказками одноклассников и презентации работы (в условиях класса).
2. Основная часть
(2.1. Теоретическая часть)
2.1. 1. Три вида народных сказок
Сказки бывают трёх видов: волшебные, сказки о животных и бытовые.
В волшебных сказках происходят самые необыкновенные истории. Герои попадают в подземные и подводные царства, перед ними раздвигаются горы и непроходимые леса, за одну ночь на пустырях вырастают хрустальные дворцы и прекрасные замки. На помощь героям сказок приходят ковры-самолёты и сапоги-скороходы, шапки-невидимки и скатерти-самобранки.
Есть сказки о животных, в которых звери и птицы живут как люди. Строят жилища, ходят в гости друг к другу. У каждого народа свои любимцы среди зверей. У индусов – добрый, могучий и мудрый слон, у эскимосов и других северных народов – помощник рыбака и охотника собака, а у славянских народов действуют лиса, медведь, волк, кот, коза – то есть те звери, которые живут в наших лесах, и домашние животные.
А есть сказки, которые похожи на обыкновенные истории. Они происходят с людьми ежедневно. Эти сказки называются бытовые. Оказывается, что бытовые сказки – самая большая группа произведений устного народного творчества.
2.1.2. Сходство сказок разных народов
Сказки всегда прославляют ум, смелость, трудолюбие, доброту, смеются над жадностью и хвастовством, леностью и корыстью. А тот, кто не помнит добра, кто на добро отвечает злом, всегда будет наказан.
Я узнала, что сказки бывают народные (это жанр устного народного творчества) и литературные, или авторские. Многие народные сказки обработали писатели и поэты, литераторы. Так, для немецкой народной сказки много сделали братья Якоб и Вильгельм Гримм, для русской народной сказки – русский литературный исследователь А.М. Афанасьев, а белорусские народные сказки обработал Алесь Якимович.
Читая сказки народов мира, я заметила, что многие сказки похожи между собой. В них действуют одинаковые или схожие герои, в этих сказках близкие сюжеты, похожие концовки. Я задумался, почему? Но ответ простой. Ведь сказка – это вымысел; это мечта людей о счастливой жизни, о быстром передвижении; это высмеивание человеческих недостатков: глупости, жадности, лености; это воспевание любви к своему краю, к отчему дому, к своим родителям. Сказки многих народов учат быть смелыми, добрыми, не искать лёгкой удачи, не бояться любого труда – и счастье обязательно к тебе придёт. Недаром многие сказки заканчиваются свадьбой главных героев. При всей непохожести разных стран и народов есть одно общее, что их объединяет: во всём мире люди стремятся к добру и правде, а зло и ложь, в конце концов, терпят поражение.
2.1.3. Жадность и корысть как один из пороков человеческой натуры
В самом раннем детстве я больше любила слушать сказки о животных. Когда подросла, стали нравиться волшебные сказки. А сейчас меня заинтересовали бытовые сказки, в которых осуждаются и высмеиваются человеческие пороки. Я провёл анкетирование среди одноклассников (см. Приложение 2). Из всех отрицательных человеческих качеств мне больше всего не нравится жадность.
В словаре русского языка С.И. Ожегова я нашёл:
жадина (разг., презр.) – жадный человек;
жадничать (разг.) – проявлять жадность, скупиться;
жадность – 1) чрезмерное стремление удовлетворить какое-нибудь желание (Есть с жадностью.);
2) скупость, корыстолюбие;
жадный — 1) неудержимый в стремлении удовлетворить какое-нибудь желание, слишком падкий на что-нибудь (Жадность к деньгам.);
2) выражающий это стремление (Жадный взор.);
3) скупой, корыстолюбивый (Жадный человек.);
жадюга (прост., презр.) – то же, что жадина;
корыстный — 1) основанный на корысти (С корыстной целью.);
2) то же, что корыстолюбивый человек;
корыстолюбец (книжн.) – корыстолюбивый человек;
корыстолюбивый (книжн.) – стремящийся к личной выгоде, наживе, жадный;
корыстолюбие (книжн.) – стремление к личной выгоде, наживе, жадность;
корысть – выгода, материальная польза (Какая ему в этом корысть?).
2.1.4. Сравнение русских сказок со сказками других народов о жадности и корысти
Я захотел найти сказки, в которых высмеиваются жадность и корысть, и сравнить их. Я перечитал много сказок и нашёл то, что искал.
«Жадная старуха», русская народная сказка.
«Золотая рыбка», русская народная сказка.
«Жадная хозяйка», японская народная сказка.
«Бай и охотник” хакасская сказка.
(Смотри Приложение 1.)
Сказки «Жадная старуха» и «Золотая рыбка» очень похожи между собой. Я составил план этих сказок, используя слова и выражения из сказок по ходу развития сюжета.
«Жадная старуха»
1) Неожиданная находка
Дерево: «Не руби меня, мужичок. Что тебе надо, всё сделаю».
2) «Ну, сделай, чтобы я богат был».
3) «Сделай, чтобы я бурмистром был».
4) «Сделай меня барином, а старуху барыней».
5) «Сделай меня полковником, а старуху полковницей».
6) «Сделай меня генералом, а старуху генеральшею».
7) «Сделай меня царём, а старуху царицею».
Старуха: «Ступай-ка ты к дереву да проси, чтобы сделало нас богами».
9) Дерево: «Будь же ты медведем, а твоя жена медведицей».
«Золотая рыбка»
1) Нежданный улов
Рыбка: «Не бери меня, старичок! Что пожелаешь, то и сделаю».
2) «Старуха осерчала, за хлебом прислала».
3) «Старуха прислала, новое корыто просит».
4) «Построй нам новую избу; старуха ругается, не даёт мне спокою».
5) «Не даёт мне старуха спокою, совсем вздурилась: не хочет быть крестьянкою, хочет быть воеводихой».
6) «Не хочет быть воеводихой, хочет быть царицею».
7) «…уж не хочет быть царицею, хочет быть морскою владычицей, над всеми рыбами повелевать».
«Дворца как не бывало, а на его месте стоит небольшая ветхая избушка, а в избушке сидит старуха в изодранном сарафане».
В этих сказках очень похожий сюжет, схожее развитие действия, одинаковые главные герои – старик и старуха, жившие в нищете. Неожиданная находка – дерево и золотая рыбка. В обеих сказках старуха посылает старика с просьбой. Жадность и корысть старухи не имеют предела. И концовки сказок близки. Есть детская поговорка: «Много хочешь – мало получишь». Так и вышло у этих старух. Ничего они не получили. А в сказке «Жадная старуха» дерево превратило старика со старухой в медведя и медведицу. «В ту же минуту старик обратился медведем, а старуха медведицей, и побежали в лес».
Есть и некоторые отличия. Старуха из сказки «Золотая рыбка» не только жадная, но и очень злая и даже жестокая.
Много общего у японской народной сказки «Жадная хозяйка» и хакасской народной сказки «Бай и охотник».
«Жадная хозяйка»
1) Странствующий торговец.
2) Как выманить у торговца тюк?
3) Таинственная трава мёга.
4) Наказание жадной хозяйки.
«Бай и охотник»
1) Жадность бая Хара — Хана.
2) Исполнение желаний Бая.
3) Находчивая жена охотника.
4) «Наказание хана и его семьи.
В обеих сказках действуют жадные герои – хозяйка гостиницы («Жадная хозяйка») и Жадный Бай Хара — Хан с Женом («Бай и охотник»). Оба завистливые и жадные, хотят иметь больше, чем надо. А в конце приходит расплата. Жадной хозяйке торговец забыл заплатить, а завистливого и жадного Бая Хара – Хана с женой превращают в дятлов, чтобы день и ночь долбили твёрдое дерево, а жадного сына – в сороку, которая всю жизнь будет рыться в навозе.
2.1.5. Русские пословицы и поговорки к сказкам
К этим сказкам я подобрал русские пословицы и поговорки из сборников «Пословицы и поговорки русского народа. Из сборника В. И. Даля» и «Русские пословицы и поговорки» под редакцией В. П. Аникина.
К сказке «Жадная старуха»:
Как пришло, так и ушло.
Кто не богат, тот и копейке рад, а богатому и тысяч мало.
Кто много имеет, больше ещё хочет.
К сказке «Золотая рыбка»:
Как нажито, так и прожито.
Бездонной кадки водою не наполнишь.
Много желать – добра не видать.
К сказке «Жадная хозяйка»:
Краденым добром не разживёшься.
Кто другому яму роет, тот сам в неё попадёт.
На чужую кучу нечего глаза пучить.
На чужое добро и глаза разгораются.
За чужим погонишься – своё потеряешь.
К сказке «Бай и охотник»:
Жадный сам себе покою не даёт.
Корысть глаза слепит.
Кто до денег охоч, тот не спит всю ночь.
Сосед спать не даёт: хорошо живёт.
Ко всем сказкам:
Кто чужого желает, скоро своё утратит.
Чужое взять – своё потерять.
Оказывается, сравнить русские сказки со сказками других народов пробовал ещё в IXX веке русский учёный и литератор А.Н.Афанасьев. Он как раз и разделил сказки на три группы (о животных, волшебно-фантастические и бытовые). Это я узнал из книги Н.М.Ведерниковой «Русская народная сказка».
2.1.6. «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина и русская народная сказка «Золотая рыбка»
Как известно, авторская, или литературная сказка, появилась позже. А сюжеты для своих сказок многие писатели брали из народных сказок. Так «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина буквально полностью повторяет русскую народную сказку «Золотая рыбка». Сравним начало сказок: «На море на океане, на острове на Буяне стояла небольшая ветхая избушка: в той избушке жили старик да старуха. Жили они в великой бедности; старик сделал сеть и стал ходить на море да ловить рыбу: тем только и добывал себе дневное пропитание». (Русская народная сказка «Золотая рыбка»)
«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу».
(А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
А вот концовка:
«Ничего не сказала старику золотая рыбка, повернулась и ушла в глубину моря. Старик воротился назад, смотрит и глазам не верит: дворца как не бывало, а на его месте стоит небольшая ветхая избушка, а в избушке сидит старуха в изодранном сарафане».
(«Золотая рыбка»)
«Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился –
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто».
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
(2.2.Практическая часть)
2.2.1. Моё творчество: сказка «Синяя ёлка».
Я сама попробовал выступить в роли писателя-сказочника и сочинить свою бытовую сказку, в которой высмеиваются жадность и корысть. Так появилась сказка «Синяя ёлка». (Приложение
2.2.2. Сказки, сочинённые одноклассниками: «Заяц и лиса», «Жадный богач», «Чик и Чирик», «Жадная мышь», «Жадность», «Жадный медведь», «Кот Василий», «Печенье», «Находчивая тарелка», «Старуха по имени Жадность», «Два брата» (Приложение )
3. Заключение. Выводы
В ходе исследования мои гипотезы подтвердились. «Если сказка – вымысел, мечта людей о счастливой жизни, о быстром передвижении; высмеивание человеческих недостатков, значит, есть сказки народов мира, похожие между собой». «Жадность – одно из самых отрицательных человеческих качеств; существуют бытовые сказки разных народов и стран, высмеивающие этот порок». Это я установила на примере сравнительного анализа сказок «Жадная старуха» (р. н. ск.), «Золотая рыбка» (р. н. ск.), «Жадная хозяйка» (яп. н .ск.), «Бай и охотник» (хак. н. ск.).
Одноклассники заинтересовались сказками народов мира. Я выступила в роли писателя-сказочницы. Сочинила свою сказку о жадности «Синяя ёлка». Ребята из класса так же приняли участие в сочинении бытовых сказок о жадности. Совместно с учителем и родителями выпустили книжку сказок, сочиненных детьми.
Литература
- Бай и охотник», хакасская сказка. Хакасские народные сказки. На русск.яз. Перервод, предисловие и примеч. Б.И.Балтера, 144 стр., ил.
- Ведерникова Н.М. «Русская народная сказка»: М., «Дет. лит», 1983
- Народные русские сказки. А.Н. Афанасьев: Мн., «Бел. энцыклапедыя» имени Петруся Бровки, 1993
- Ожегов С.И. «Словарь русского языка»: М., «Русский язык», 1984
- Пословицы русского народа. Сборник В.Даля: Москва, «Худ. лит», 1984
- Пушкин А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке»: М., «Дет. лит», 1983
- Русские народные загадки. Пословицы. Поговорки: Москва, «Просвещение», 1990
- Сказки народов мира: Минск, «Юнацтва», 1985
- Старинные русские пословицы и поговорки: М., «Дет. лит», 1984
Тексты анализируемых сказок
Анкета и её результаты
Анкета
1. Читаешь ли ты сказки?
а) часто;
б) иногда;
в) никогда.
2. Какие сказки тебе больше нравятся?
а) о животных;
б) волшебные;
в) бытовые.
3. Как ты объяснишь слова А.С.Пушкина: «Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»?
На анкету ребята ответили так:
Вывод: Ребята читают сказки, но иногда. Больше нравятся сказки волшебные и о животных, реже – бытовые.
На третий вопрос ребята ответили, что
- сказки учат быть добрыми;
- в каждой сказке есть пословицы, которые учат правильно себя вести;
- в сказках есть поучительный смысл;
- хоть сказка и выдумка, но она многое рассказывает и учит, как нужно поступать в жизни;
- в каждой сказке есть свой смысл, свой урок жизни, главное надо его понять. Я согласна с одноклассниками.
Тип урока: обобщение изученного.
Цели урока:
образовательные: обобщение и углубление изученного по творчеству А.С.Пушкина; проверка знания текста, оценка знаний учащихся;
воспитательные: воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус;
развивающие: развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения, театральных данных; умения сравнивать, обобщать, анализировать.
Оформление:
1) стенд, посвященный жизни и творчеству А.С.Пушкина;
2) выставка различных изданий пушкинских сказок;
3) выставка иллюстраций учащихся к сказкам А.С.Пушкина (приложение 2);
4) «сказочные предметы»: яблоко, зеркало, кольцо, орех и т.п.
5) презентация (приложение 1).
Ход урока
Учитель: — Что такое «ложь с намеком» и для всех людей с «уроком»? (Сказка.)
— А что такое сказка? (Занимательный рассказ о вымышленных и фантастических событиях.)
— Какие бывают сказки? (Волшебные, бытовые, сказки о животных.)
— Правильно, ребята. А еще сказки бывают народные и литературные.
— А чем же они друг от друга отличаются? (Литературная сказка всегда имеет определенного автора, а народную сказку сочинял народ или коллективный автор.)
— Откуда авторы литературных сказок берут сюжеты для своих произведений? (Чаще всего заимствуют сюжеты из фольклора, т.е. литературная сказка — это авторская обработка сказки народной.)
— Обратимся к творчеству А.С.Пушкина. Он в детстве тоже слушал сказки, а позже использовал их сюжеты для написания собственных литературных сказок. Кто же рассказывал сказки маленькому Саше? (Сказки ему рассказывала его няня Арина Родионовна, простая русская женщина.)
— Ребята! Сегодня у нас с вами заключительный урок по теме «Сказки Александра Сергеевича Пушкина», который я решила назвать «Сказка — ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок». А вы знаете, кому принадлежат эти слова? (А.С. Пушкину.)
— Правильно. За свою недолгую жизнь Пушкиным было написано много произведений и лирических, и прозаических, с которыми у нас с вами еще будет возможность познакомиться. А сегодня нам особенно интересны его сказки. Обратите внимание, ребята, на выставку сказок Пушкина, которую приготовили для вас ваши одноклассники. Какие красивые книги издаются сегодня, неправда ли? Хочется читать их снова и снова. Я уверена, что эта история повторится и с вашими младшими братьями и сестрами, с вашими детьми, потому что сказки Пушкина читает и будет читать каждое поколение детей. А как вы думаете, почему? Чем интересны эти произведения детям 21 века? (Учащиеся отвечают.)
— Маленький Саша Пушкин тоже очень любил сказки, которые ему рассказывала его нянюшка Арина Родионовна. Заимствуя сюжеты из народных сказок, он создавал собственные литературные сказки. Им было написано (кто мне подскажет сколько?) сказок (Семь.)
— Ребята! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию необычный урок, подготовленный с вашей помощью, и провести его в форме игры — соревнования.
От вас потребуется только желание правильно отвечать на вопросы, предложенные ведущими. Внимательно слушайте задания ведущих, поднимайте руки для ответа. За ходом нашего соревнования будет следить справедливое жюри. Итак, можно начинать.
Задание 1.
Через одну минуту вы должны представить нам капитана своей команды, который будет следить за порядком в вашей команде и назначать отвечающего.
Конкурс 1. Все сказки в гости к нам.
— Какие сказки Пушкина вы знаете?
1. «Сказка о царе Салтане».
2. « Сказка о золотом петушке».
3. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
4. «Сказка о рыбаке и рыбке».
5. «Сказка о попе и о работнике его Балде».
6. «Сказка о медведихе».
7. «Жених»
Конкурс 2. Блицтурнир.
Вопросы задаются сначала одной команде, затем другой. За каждый правильный ответ – 1 балл. Если команда затрудняется, то может ответить соперник, зарабатывая тем самым дополнительные очки.
Вопросы для команды №1.
1. Кто звал Балду тятей? (Попенок)
2. Что прочитали царице и её сыну перед тем, как посадить в бочку? (Указ)
3.Назовите отчество князя Гвидона. (Салтанович)
4. Какое домашнее животное было с царевной — невестой Елисея? (Пес)
Вопросы для команды №2.
1. Кто был бесенок по отношению к старому бесу в «Сказке о попе …» (Внук)
2. Кто был Елисей, который разыскивал свою невесту? (Королевич)
3. Этот водяной вал принес на берег бочку с сыном и матерью. (Волна)
4. Где жили старик со старухой у самого синего моря? (В ветхой землянке)
Конкурс 3. «Сказка о рыбаке и рыбке».
За одну минуту перечислить по порядку все желания старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке».
(Корыто — изба — столбовая дворянка — вольная царица — владычица морская. Итог: разбитое корыто).
Конкурс «Игра со зрителями».
— Что кричал петушок в случае опасности? («Кири-ку-ку, царствуй лежа на боку»)
— Какая сказка заканчивается словами: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым
молодцам урок»? («Сказка о золотом петушке»)
— Какую песню пела белка в «Сказке о царе Салтане»? («Во саду ли, в огороде»)
— Как полностью называется «Сказка о царе Салтане»? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
Конкурс 4. Узнать героя по портрету.
Описания портретов читаются по очереди то для одной, то для другой команды. За
правильный ответ — 1 балл, за название сказки — еще 1 балл.
Вопросы для команды №1.
1. В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка.
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки. (Старуха — столбовая дворянка. «Сказка о рыбаке и рыбке».)
2. Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела.
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого. (Царевна. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
Вопросы для команды №2.
1. Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла,
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива. (Царица — мачеха. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
2. Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама — то величава,
Выступает, будто пава. (Царевна — Лебедь. «Сказка о царе Салтане».)
Конкурс 5. Сказочный предмет.
Задача команды — назвать сказку, где встречается данный предмет. За правильный ответ — 1 балл.
Яблоко — «Сказка о мертвой царевне…»
Зеркало — «Сказка о мертвой царевне…»
Кольцо — «Сказка о рыбаке и рыбке»
Жемчужное ожерелье — «Сказка о рыбаке и рыбке»
Орех — «Сказка о царе Салтане»
Веревка — «Сказка о попе и работнике его балде»
Мешок — «Сказка о золотом петушке»
Конкурс 6. Восстановить текст.
В течение 2 минут восстановить данный отрывок из «Сказки о мертвой царевне …». За каждое правильно названное слово — 1 балл.
1. Постой, —
Отвечает ветер …
Там, за речкой …
Есть … гора,
В ней … нора;
В той норе, во тьме …
2. Гроб качается…
На цепях между столбов. Не видать ничьих следов
Вкруг того … места,
В том гробу твоя невеста.
(Буйный, тихоструйной, высокая, глубокая, печальной, хрустальный, пустого.)
Конкурс « Игра со зрителями»
Кто вынул из мешка перед Дадоном золотого петушка? (Мудрец)
Вид пшеницы, которой кормил поп Балду. (Полба)
Кто носился в море над Лебедъю? (Коршун)
Кем оказался застреленный Гвидоном коршун? (Чародеем)
Дорогой мех на душегрейке старухи. (Соболь)
Как назвал Балда попа? (Поп, толоконный лоб)
Конкурс 7. Продолжить фразу.
За правильное продолжение фразы командам присуждается 1 балл и 1 балл за название сказки, из которой она взята.
1. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря
Жили они в ветхой землянке….
(Ровно тридцать лет и три года. «Сказка о рыбаке и рыбке»).
2. Жил — был поп,
Толоконный лоб,
Пошел поп по базару…
(Посмотреть кой-какого товару. «Сказка о попе и работнике его Балде»)
3. Сват приехал, царь дал слово,
А приданое готово…
(Семь торговых городов
Да сто сорок теремов.
«Сказка о мертвой царевне…»)
4. Улетела лебедь — птица,
А царевич и царица,
Целый день проведши так.
(Лечь решились натощак. «Сказка о царе Салтане»)
5. Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь…
(Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку.
«Сказка о царе Салтане»)
6. В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут..
(Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
«Сказка о царе Салтане»)
7. И соседи присмирели,
Воевать уже не смели;
Таковой им царь Дадон…
(Дал отпор со всех сторон. «Сказка о золотом петушке»).
8. И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был…
(Мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
«Сказка о мертвой царевне…»)
Конкурс 8. Законы жанра.
Назовите законы, каким подчиняется жанр «Сказка».
- Закон счастливого конца, или восхождения от несчастья к счастью.
- Закон сказочной справедливости.
- Закон превосходной степени и наибольшего контраста.
- Закон всесильного желания и слова.
Конкурс 9. Подтвердить примерами из «Сказки о мертвой царевне…» справедливость оценок, которые дает автор царице-мачехе.
1. «…молодица
Уж и впрямь была царица.
2. «злая царица».
10. Конкурс капитанов.
Приглашаются капитаны. За 2-3 минуты они должны дать ответ на вопрос: «Сказка — ложь, да в ней намек…».
Какой намек содержит:
Команда №1
— «Сказка о мертвой царевне…»?
Команда №2
— «Сказка о рыбаке и рыбке»?
11. В это время команда участвует в конкурсе «Угадай, из какой сказки рисунок?»
Ведущие показывают рисунки учащихся, команды по очереди отгадывают название сказки и эпизод, какому посвящен рисунок (приложение 2).
Конкурс 12. Приглашаются по одному представителю от команды. Доказать, что автор справедливо определил жанр своих произведений, как СКАЗКА.
«Сказка о золотом петушке» (для первой команды).
«Сказка о царе Салтане» (для второй команды).
Подведение итогов игры.
Пока жюри подводит итоги, учащиеся показывают инсценировку сказки.
Дополнительные вопросы.
1. Что кричал петушок в случае опасности? («Кири-ку-ку, царствуй лежа на боку»)
2. Какая сказка заканчивается словами: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым
молодцам урок»? («Сказка о золотом петушке»)
3. Какую песню пела белка в «Сказке о царе Салтане»? («Во саду ли, в огороде»)
4. Как полностью называется «Сказка о царе Салтане»? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
5. Кто вынул из мешка перед Дадоном золотого петушка? (Мудрец)
6. Вид пшеницы, которой кормил поп Балду. (Полба)
7. Кто носился в море над Лебедъю? (Коршун)
8. Кем оказался застреленный Гвидоном коршун? (Чародеем)
9. Дорогой мех на душегрейке старухи. (Соболь)
10. Как назвал Балда попа? (Поп, толоконный лоб)
Заключительное слово учителя.
Вот и подошел к концу наш урок. Наверное, мы не только вспомнили сказки Пушкина, но и открыли для себя что-то новое. “Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма”. Мир пушкинских сказок – это мир чудес, тайн. Уже полтора столетия критики трудятся над разгадкой, и работы еще очень много. Чем же так привлекают нас сказки этого писателя? Прежде всего, необычностью сюжетов, яркостью красок, простотой слога, напевностью стиха и большим нравоучительным смыслом. Когда мы перечитываем сказки А.С.Пушкина, мы становимся немного счастливее, благодарим автора за то, что он оставил эти сказки с нами навсегда.
Итоги урока.
Жюри подводит итоги, благодарит участников за то, что с честью выдержали все испытания, награждает команды. Каждый ученик получает оценку за какой-то вид деятельности, в котором он особенно преуспел.
Домашнее задание.
Кроссворд «А.С.Пушкин и его сказки» (приложение 3).
04.07.2019
Проектная деятельность на тему: «Сказка – ложь, да в ней намёк»
педагог дополнительного образования , г. Стерлитамак
Проект «Сказка ложь, да в ней намек» актуален, так как в наш век духовного обнищания, сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное.
Оценить
1571
Содержимое разработки
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Детский экологический центр »
городского
округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
Проектная деятельность на тему:
«Сказка – ложь, да в ней намёк»
Выполнила: педагог
Шамова Н.Н.
объединение: «Экология и театр»
при лагере дневного пребывания : «ЭКОЛОГи Я»
Содержание
1. Понятие сказки……………………………………………………………..3
2. Роль добра и зла в сказках (анализ исследуемых сказок)………….. . ….7
3. Чему учат сказки ……………………………………………………………8
4.Итоги проектной деятельности…………………………………………….9
5.Список литературы………………………………………………………….10
6.Приложение…………………………………………………………………11
Введение
Понятие сказки
«Сказка – повествовательное, народно — поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил», — читаем мы в толковом словаре русского языка С.И.Ожегова.
Сказка появилась много веков назад, когда люди ещё не умели читать и писать. Она живёт в устном исполнении и в книге, её любят дети и взрослые, в городе и в деревне.
Само название «Сказка» возникло далеко не сразу. Вначале в Древней Руси появились произведения , которые рассказывались для развлечения, они назывались байками (от слова «баить» — говорить).
А сказками назывались документы, в которых сообщались различные сведения о количестве и составе населения.
Впервые термин «сказка» в современном значении был употреблён в 1649 году. Очень быстро его значение перешло только на волшебные,
сказки, в основе сюжета которых были фантастические приключения или подвиги главного героя.
Актуальность: Проект «Сказка ложь, да в ней намек» актуален, так как в наш век духовного обнищания, сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Русские народные сказки сегодня не преподносят детям с той теплотой, как это было раньше. Даже если и читаются детям русские сказки, то родителями не раскрывается поэтический и многогранный образ их героев, не оставляют детям простора для воображения. Сегодняшнее отношение родителей к сказкам не способствует возвращению в естественную канву жизни ребенка и семьи темы веры, добра, милосердия и послушания. А ведь всё это относится к духовно-нравственному содержанию сказок.
Гипотеза: Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного человека, умеющего постоять за свое достоинство. Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного и школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы.
Цель проекта: приобщение детей к богатствам русской художественной литературы через знакомство со сказкой.
Задачи: — познакомить с фольклором русского народа;
— способствовать накоплению у детей эстетического и эмоционального опыта, при чтении и обсуждении сказок;
— развивать артистические способности посредствам участия в простых инсценировках сказок; — развивать образное мышление, фантазию, творческие способности;
— совершенствовать ситуативно-деловую форму общения со взрослыми.
— определить роль добра и зла в сказках; понять, чему учат сказки.
— изучить, всегда ли добро побеждает зло на примере русских народных сказок.
Предполагаемый результат:
1. Наличие у детей интереса к художественной литературе, проявляющегося в познавательной активности.
2. Правильное звукопроизношение и выразительность речи .
3. Творческие навыки: умение сочинять сказки по картинкам, самостоятельно организовывать театрализацию сказок, изображать героев сказок.
4. Гармонизация детско-родительских отношений в семье.
5.Способствовать накоплению у детей эстетического и эмоционального опыта, при чтении и обсуждении сказок
6.Развивать артистические способности посредствам участия в простых инсценировках сказок.
7.Развивать образное мышление, фантазию, творческие способности .
Этапы реализации проекта:
1.Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей к теме проекта. Проанализировать и обосновать выбора тематики проекта.
2 Сбор информации, литературы, дополнительного материала. Создание библиотеки.
3. Обновление и пополнение плоскостного театра.
4. Обновление и пополнение масок для подвижных игр и театрализации.
5.Ознакомление детей со сказками: Репка, Пётр и Петруша,Иван-царевич и серый волк. Ознакомление детей с традициями русского народа, активизация словаря.
6. Развитие мыслительных способностей. Умение различать принадлежность героев к той или иной сказке.
7. Обыгрывание сказки «Репка», «Иван-царевич и серый волк» «Колобок» при помощи плоскостного театра, пальчикового театра. Привлечение детей из группы к проигрыванию ролей персонажей сказки.
8. Домашнее задание «Сделать любимого героя своими руками».
Привлечь родителей к выполнению домашнего задания совместно с детьми (изготовление любимого сказочного персонажа)
Методы и приемы, использованные для реализации проекта:
Организация книжной выставки, чтение сказок и рассматривание иллюстраций.
Использование разных видов театра: кукольный театр, пальчиковый театр, настольный театр.
Участие детей в реализации проекта:
Приобщение детей к русским народным традициям
Участие детей в театрализованной игре «Репка» «Иван-царевич и серый волк».
Развитие мелкой моторики рук и мышления: пазлы, настольная игра «Сложи сказку».
Художественно-эстетическое развитие:
Составление творческих рассказов: «Сочини окончание сказки» , «Сочини сказку про … » , сказок и небылиц по рисункам, по замыслу, по памяти, лепка, рисование.
Познавательное развитие : — Самостоятельное создание проекта группой детей по инсценировке сказок.
— Использование сказочности и сказочных персонажей в формировании элементарных математических понятий, в математических дидактических играх.
— Использование волшебства в познании окружающего мира (вопросы, создание проблемы) — Дидактические игры «Отгадай сказку» , «Из какой сказки герой? » , «Чей костюм» , «Кто и из какой сказки использовал данный предмет? »«Произнеси слова персонажа» , «Вспомни слова героя» .
2.Роль добра и зла в сказках
Добро и зло. Это основные нравственные понятия, которыми руководствуется каждый человек в своей жизни. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. Вот как даёт эти определения в своём словаре В.И. Даль: Добро – это всё то, что полезно людям и обществу, что способствует улучшению жизни, возвышению личности, совершенствованию общества. Зло – это всё то, что противоположно добру, что губит душу человека и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду. Другими словами: Добро — понятие нравственности, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и растительному миру. Зло — понятие нравственности, означающеенамеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий. Эрих Фромм: Добро — это все, что служит жизни; зло — все, что служит смерти.
Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности. Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его.
Тема добра и зла ярко отражается в сказках. И в сказках всегда добро побеждает зло. Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. Почему же добро всегда одерживает победу над злом? У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и в конечном результате всегда побеждает добро.
Для исследования мы взяли три русские народные сказки. Прочитав сказки, можно выделить положительные и отрицательные черты характера главных персонажей каждой сказки и её основные мысли.
Роль добра и зла в сказках (анализ исследуемых сказок)
Иван-царевич и серый волк (русская народная сказка) |
|
Рисунок к сказке |
Главные персонажи: Иван – царевич, братья Ивана, серый волк Положительные черты: смелость, мудрость, готовность прийти на помощь другу. Отрицательные черты: глупость, хитрость, коварство Основные мысли сказки: не будь глупцом – не попадайся на «удочку»; выручай друга из беды; не мирись со злом, умей ему противостоять. |
Морозко (русская народная сказка) |
|
Рисунок к сказке |
Главные персонажи: Морозко, старикова дочка, дочка мачехи, мачеха Положительные черты: трудолюбие, доброта, уважение к старшим Отрицательные черты: злость, коварство, жадность, глупость Основные мысли сказки: Не злись на других, не обижай слабых. Как аукнется, так и откликнется. |
Пётр и Петруша (русская народная сказка) |
|
Рисунок к сказке |
Главные персонажи: солдат, царь, разбойники. Положительные черты: смелость, храбрость, щедрость, находчивость, ум. Отрицательные черты: жадность, коварство, злодейство. Основные мысли сказки: умей разбираться в людях; не унижай ближнего; сам погибай, а товарища выручай, поплатишься за своё коварство. |
Зло кажется непобедимым, потому что злые герои сказок очень сильны, хитры. Но добро все равно одолевает зло!
Как мы видим, во всех сказках добро победило, а зло было наказано.
3.Чему учат сказки
Прочитав выбранные сказки, мы сравнили их основные мысли и черты характеров героев. Мы думаем, что не обязательно быть самым сильным, самым умным. Надо быть смелым, трудолюбивым, рассудительным, добрым, находчивым и, главное, не оставлять в беде товарищей, помогать тем, кто слабее тебя, уметь постоять за себя. И практически через все сказки проводится идея торжества правды и справедливости. Зачастую положительные герои становятся победителями в борьбе, а отрицательные герои наказываются.
Также сказки учат нас рассуждать, развивают фантазию, творческие способности и эмоциональную отзывчивость к неудачам других людей.
4.Итоги проектной деятельности
Детям была интересна и близка тематика проекта. Дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях. С удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра. -Родители поддержали проект, проявили инициативу и творчество в изготовлении поделок «Герои наших любимых сказок»(совместно с детьми). -Приняли активное участие в наполнении развивающей среды в группе, в обсуждении вопросов о детском чтении. Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; а также способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте «Сказка ложь, да в ней намек…»; сблизила детей, родителей и педагогов нашего объединения: «Экология и театр» при лагере дневного пребывания «ЭКОЛОГ и Я».
Результаты нашего исследования доказывают, что основной мыслью любой сказки является борьба добра со злом. Ведь добро и зло в сказках играют очень важную роль, потому что помогают нам с ранних лет понимать, что добро – это хорошо, а зло – это плохо. Поэтому можно сделать вывод: сказки учат доброте, отличать хорошее от плохого, терпению, трудолюбию, смелости, верить в свои силы, преодолевать трудности, бороться со злом, защищать слабых. А ещё любая сказка учит жить. А.С. Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намёк…» Этот «намёк» – есть правда сказки. Сказка не даёт прямых наставлений, но в её содержании всегда заложен какой-то урок. В сказке всегда хороший конец: побеждает тот, кто любит людей, помогает слабым, уважает старших и родителей.
И закончить свою работу хочется следующими пословицами: «Лихо тому, кто добро не творит никому!» Всегда и всем надо помнить: «На добрый привет добрый и ответ».
5.Список литературы
Книга «Русские народные сказки»
Толковый словарь С. И. Ожегова.
Толковый словарь В. И. Даля
Русское народное творчество / под ред. Н.А. Захарова
Ресурсы Интернета.
Давыдова О. И., Майер А. А. Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьёй. М. Сфера,2016.
Деркунская В. А., Ошкина А. А. Игровая образовательная деятельность школьников. М.: Центр педагогического образования, 2018.
6.Приложение
Кукольный театр.
Репетиция экологической сказки.
Настольный театр
Пальчиковый театр
Театр масок.
Инсценирование экологической сказки:
«Что оставил ты зверям, им не нуден этот хлам».
Награждение ребят из лагеря дневного пребывания «ЭКОЛОГиЯ», объединения: «Экология и театр»
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
Сказка ложь да в ней намёк…
- Авторы
- Руководители
- Файлы работы
- Наградные документы
Николаев Ф.А. 1
1МБОУ СОШ №9 имени М.И.Неделина
Ильичева Е.Н. 1
1МБОУ СОШ №9 имени М.И.Неделина
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Введение
Еще с раннего детства я очень любил сказки, любил их слушать и даже представлять себе, будто я сам герой этих сказок. Теперь я учусь в школе и на уроках литературы изучаю много разных произведений: повести, рассказы, стихи, прозу и т.д., но сказки русских писателей и писателей разных народов мира до сих пор мне интересны и близки.
Чем больше я читал разные сказки, тем больше я стал задумываться, а что вообще такое сказки? Мне захотелось понять, что в них общее и в чем отличия. Что означают слова высказывания русского писателя А. С. Пушкина: «Сказка ложь да в ней намек»? Какое влияние оказывают сказки на эмоциональное и психологическое состояние человека.
Цель исследования: узнать чему учат сказки, всегда ли добро побеждает зло и прикоснуться к богатствам русской художественной литературы через знакомство со сказкой.
В ходе исследовательской работы я выдвинул гипотезу:
Если сказка – вымысел, выдумка, мечта людей о счастливой жизни, высмеивание человеческих недостатков, значит, в них есть свой смысл, только главное его понять увидеть.
Исследовательские задачи:
Узнать историю возникновения сказок.
Изучить виды народных сказок.
Определить сходство сказок разных народов.
Сравнить русские сказки со сказками других народов.
Найти пословицы и поговорки к сказкам.
Провести сравнительный анализ сказок А.С. Пушкина с другими сказками.
Подвести итоги о проделанной работе.
Практические задачи:
Провести опрос среди учеников младших классов и своих одноклассников: «Что читают больше всего? Какие сказки нравятся и чему учат?»
«Объяснить значение выражения «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».
Создать презентацию.
Методы исследования :
Изучение литературы,
Опрос и анкетирование,
Эксперимент : создание и изготовление сказки- книжки,
В ходе этой работы, я перечитал много сказок, литературы, словарей, энциклопедий. Побывал в школьной библиотеке, посетил районную библиотеку нашего города, изучил информацию из интернета и т.д.
Актуальность работы:мир постоянно меняется, видоизменяется, прогрессирует, появляются новые технологии. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, к близким людям. В связи с этим мне кажется, что нужно больше давать нам детям такие понятия, как: доброта, долг, совесть, любовь, взаимовыручка и т.д. Нужны такие решения, которые помогли бы нам детям стать лучше и вырасти высоконравственными взрослыми.
Глава I
История возникновения сказок
Сказки появились задолго до письменности и книг. Еще в глубокой древности народ сочинял и передавал их из уст в уста, пронося их через столетия, из поколения в поколение и донесли до наших дней мечты и надежды предков. Каждое поколение вносило свои поправки в сказки, отражая изменения в образе жизни и степени познания мира.
Например, ученые называли сказку вымысел, так как в них не отражалась действительность жизни. Много исследователей фольклора сказкой называли все, что «сказывалось». Народная сказка – вид устных повествований с фантастическим вымыслом, содержанием и формы которого первоначально были связаны с мифами.
В Древней Руси слово «сказка» не было, была «баснь» — баять, значит сказывать, рассказывать. Когда мы говорим слово «сказка», невольно перед нами предстает особенный, красивый и таинственный мир, который живет по своим сказочным законам, где живут необыкновенные фантастические герои, где добро побеждает зло.
В толковом словаре Владимира Даля дано такое определение: «Сказка, вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание. В сказке есть зачин, присказка, концовка. Есть сказка богатырская, житейская, балагурная или докучная сказка». (Толковый словарь живого Великорусского языка)
В толковом словаре Ожегова: сказка– повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил. 2. Выдумка, ложь (разг.). 3.Сказка, то же, что чудо (в 3 знач.)» («Словарь русского языка» С. И. Ожегова, стр.720)
Сказки– древнейший жанр устного народного творчества. Выделяют следующие виды сказок:
Сказка фольклорная
Жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов.
Литературная сказка. Ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору.
Авторские художественные сказки. Сказки более трепетные, образные, чем народные. Чтобы помочь ребенку осознать свои внутренние переживания, лучше выбрать авторскую сказку.
Дидактические сказки раскрывают смысл и важность определённых знаний, учебного действия и пр.) одушевляются.
1.2.Виды народных сказок.
Резко очерченных границ группы сказок не имеют, но на сегодняшний день принята различными литературоведами и исследователями следующая классификация русских народных сказок:
Сказки о животных,
волшебные сказки,
бытовые сказки.
Рассмотрим подробно каждый вид сказок.
Волшебные – это самые популярные и любимые сказки для детей.
Волшебные, где человек общается с существами, которых в настоящей жизни не встретишь, например : Бабой Ягой, Кощеем Бессмертным, Сивка – Бурка, Морской Царь и др. Все эти персонажи обладают невероятной силой, такое возможно только в сказках. Женские образы, такие как: Царевна- девица, Василиса – Прекрасная, Марья – Моревна и др. Они так красивы, что «ни в сказке сказать, ни пером описать», и при этом обладают волшебством, умом и смелостью.
В волшебных сказках кроме простого народа появляются цари, королевичи, подданные, слуги. А за место обычных домов, возникают тридевятые царства и тридевятые государства, дворцы морские, в море – океане, таинственные подземелья и т.д. Фантастичный мир многоцветен, наполнен множеством диковинок: здесь текут молочные реки с кисельными берегами, в саду растут золотые яблочки, «поют птицы райские да мяукают котики морские». Люди общаются с животными, которые помогают добиться справедливости и наказать зло. Такие сказки, как : Сивка – Бурка, Жар – Птица, Емеля – дурак, где щука помогает найти свое счастье. Кроме живых существ героям оказывают помощь в трудную минуту и различные чудесные предметы, например : скатерть – самобранка, ковер – самолет, колечко, живая и мертвая вода, сапоги – скороходы и т.д. Эти предметы тоже обладают сверхчудодейственной силой .
Бытовые сказки:
В бытовых сказках, как и в других, события вымышлены, но в отличие от волшебных здесь происходит все обыкновенно, как в повседневной жизни. Героями становятся люди: бедняк и богач, крестьянин и купец, солдат и барин, и т.д. В этих сказках, «правда» всегда на стороне бедняка. Благодаря своей смекалке и находчивости, бедняки наказывают глупых и трусливых господ, попов, царей и т.д. так например: «Сказка о попе и работнике его Балде». Главный герой это Балда, персонаж сказочный. При этом он символ светлой стороны и бескорыстия. Поп хотел обмануть его, когда нанимал на работу, но Балда перехитрил его. «Вот Балда, сметливый очень, обманул попа, хитрец!». Жадность и алчнось была наказана. «Не гонялся бы ты поп за дешевизной». В этой фразе Пушкин выразил весь смысл сказки. Здесь можно отнести такую поговорку : « Жадность до добра не доводит». В итоге можно сделать вывод, что сказка А.С.Пушкина прославляет ум, трудолюбие, доброту и смеется над жадностью и хвастовством, ленью и корыстью.
А сколько есть еще сказок, где героем становится солдат. Всем поможет, из беды выручит, смекалку проявит. Например: «Про одного солдата», «Нужда», «Солдат и смерть», «Каша из топора» и др. Он способен обмануть черта, барина, глупую старуху и достигает своей цели. Конфликт бытовой сказки состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые вызывали резкое препятствие : злобу, зависть, жадность («Горшочек, вари !» или сказка А. С. Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбки».)
По сути дела, в сказках происходит, как бы состязание ума и хитрости, находчивости и сообразительности, кто кого перехитрит, и в конце сказки справедливость торжествует. Или рассмотреть сказки про жадность, где героям все мало и в итоге они остаются ни с чем.
Сказки о животных:
Сказки о животных – самый простой вид сказок. Сюда примыкают сказки о растениях, о неживой природе (мороз, солнце, ветер), о предметах (пузырь, соломинка, лапоть). В них существует четкое разграничение положительного и отрицательного, поэтому никогда не возникает сомнение, как отнестись к тому или иному персонажу.
В этих сказках, животные разговаривают, спорят, ссорятся, дружат, враждуют и т.д.
Так например : «Кот и лиса», «Волк и коза», «Журавль и цапля» и др. Всем этим животным авторы наделяют их человеческими качествами. Они бывают глупыми, мудрыми, трусливыми и храбрыми и т.д. то есть умеют думать и анализировать. Все это конечно выдумано и сказочно, с реальной жизнью не совпадает. В сказках то или иное животное символизирует свой порок или наоборот. Звери и птицы похожи и не похожи на настоящих.
Сказки утверждают ребенка в правильных отношениях к миру. Тянут репку и дед, и бабка, и внучка, и Жучка, и кошка — тянут-потянут, а не вытянуть им репки. И только когда пришла на помощь мышка, вытянули репку. Конечно, емкий художественный смысл этой иронической сказки станет до конца понятным маленькому человеку, лишь когда он вырастет. Тогда сказка обернется к нему многими гранями. Ребенку же доступна лишь та мысль, что никакая, даже самая малая сила не лишняя в работе: много ли сил в мышке, а без нее не могли вытянуть репку.
Веселый и задорный колобок так уверен в себе, что и сам не заметил, как стал хвастуном, которому льстит собственная удачливость, — вот он и попался лисе (“Колобок”). В сказках о животных много юмора, развивает у детей чувство реального и просто веселит, развлекает, радует, приводит в движение душевные силы. Однако сказки знают и печаль. Как резко контрастны здесь переходы от печали к веселью! Например: плачет заяц у порога своей избушки. Его выгнала коза. Петух прогнал козу — радости зайца нет конца. Весело и слушателю сказки.
Жанр «Сказка» подчиняется своим законам. Один из них – закон счастливого конца, или восхождения от несчастья к счастью. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо.
1.3.Сходство сказок разных народов мира.
Сказка представляет собой важнейшую часть национальной культуры каждого народа, однако, несмотря на выразительную национальную окраску этих произведений, многие их темы, мотивы, образы и сюжеты оказываются очень близкими для разных народов. В сказках разных народов мира, живет дерзновенная мечта человека о счастье, о чудесных предметах и чудесах: ковре-самолете и тысячемильных туфлях, о дворцах и так далее. Давно замечены черты большого сходства в сказках народов, живущих в разных уголках Азии, Европы, Африки. Так весьма популярных сказок, напоминающих «Золушку» из знаменитого сборника французских сказок Шарля Перро (1628—1703), насчитывается по всему миру не менее трехсот пятидесяти, и во многих из них фигурирует потерянная туфелька. В индийской сказке «Золотая рыба», записанной в глухом уголке Центральной Индии каждый, кто читал или слышал чудную Пушкинскую «Сказку о рыбаке и рыбке», моментально уловит нечто хорошо известное. Более того, ученые утверждают, что сказка о золотой рыбке бытует, чуть ли не повсюду в Европе, в Латинской Америке и Канаде, а также в Индонезии и Африке. Колоритный образ Бабы Яги мы можем увидеть во многих сказках, отличным будет только название этого персонажа. Это может быть и ведьма, и колдунья, и злая волшебница, по всей вероятности произошло это потому, что прототипом таких персонажей могли послужить знахарки, жившие далеко от людей в лесной глуши и собирающие травы и коренья. Не секрет, что Иван – дурак похож на английского Джека – лентяя, оба смогли удачно женится, решая всевозможные головоломки с помощью ума и смекалки. Всем известная сказка про трех медведей, вообще отличается только одним персонажем, в русском варианте это маленькая девочка, а в английской сказке – немощная старушка. Существуют сказки, которые не только похожи персонажами, но и сюжетные линии таких произведений тоже очень схожи, это мы можем увидеть на примере сказок про Алёнушку и ее братца Иванушку и немецких сказочников братьев Гримм про Гензеля и Гретель. Народы мира живут на одной планете, развиваются по общим законам истории, как бы ни были своеобразны пути и судьбы каждого из них, условия обитания, языки. В сходстве исторической народной жизни, очевидно, и следует искать ответ на вопрос о том, в чем же причины похожести, близости сказок народов, живущих на разных континентах, и в чем причины усвоения заимствованных сказок. И хотя в сказках разных народов имеются свои национальные черты и традиции, присущим ему особым поэтическим взглядом, все они проникнуты стремлением к социальной справедливости.
Изучая сказки и проводя параллели между ними, мы не можем не заметить, что все они несут какую-то определенную смысловую нагрузку, все они учат быть добрыми, вежливыми, уважительными по отношению к окружающим, честными, смелыми и отважными людьми. Именно такие сказочные персонажи показывают нам детям, что добрые дела всегда побеждают, а зло будет наказано.
Что же объединяет сказки разных народов? Чем они похожи? Первое что можно выделить это сюжет. Второе это сходство видов сказок. Во многих сказках фигурируют животные. Например: русская народная сказка “Волк и козлята” и английская народная сказка “Волк и три котёнка».
Сюжеты сказок тесно связаны с мифами и религией.Различия сказок разных народов в стиле повествования, национальных чертах героев, описываемых обычаях и традициях.
1.4.Сравнительный анализ сказок А.С. Пушкина с другими сказками.
Сравниваем сказку А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и сказку братьев Гримм «Белоснежка». Сюжеты сказок сильно перекликаются, наличие главных героев одинаковое, похожие события. Братья Гримм написали сказку о своем народе, для немецких слушателей, а Пушкин – о русских людях. О национальном колорите
— образы богатырей, взятые из русских былин;
— терем богатырей, напоминающий добротную крестьянскую избу;
— троекратные обращения Елисея к силам природы, напоминающие русские народные песенные заклинания;
— язык сказки Пушкина, пропитанный русскими народными выражениями, повторами, постоянными эпитетами.
В отличие от сказки братьев Гримм сказка Пушкина о самой главной ценности для поэта – она прославляет человеческую верность и любовь. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» – литературная сказка, написанная в стихах. «Белоснежка» – обработанный народный вариант в прозе. Помощники, методы, приют для героини и финал у сказок разный.
Вывод:
Русские сказки при похожести, на первый взгляд, своим сюжетом на немецкие сказки, имеют свой национальный русский колорит.
Немецкие сказки братьев Гримм на самом деле являются народными немецкими сказками. Сказки А. С. Пушкина (на примере «Сказки о мертвой царевне») содержат нравственные ценности автора и авторское отношение к героям.
Имеющиеся особенности сказок являются естественным отражением отличий уклада, быта, культуры русского и немецкого народов, сложивших эти сказки или записавших их. Знание национальных особенностей сказок различных стран играет важную роль в развитии языковой и лингвострановедческой компетенции.
Глава II
2.1. Опрос и анкетирование среди учеников нашей школы.
Мною было проведено анкетирование учеников нашей школы, где приняли участие школьники с 1-го по 8-е классы. В ходе опроса были заданы такие вопросы:
– Что Вы читаете?
– Какие сказки(жанры) нравятся больше всего?
–Согласны ли Вы с высказыванием А. С. Пушкина «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»? И что эти слова обозначают?
– Как Вы считаете, сказки учат нас или нет? Если да, то почему?
– Какие ваши сказки любимые? Чем они нравятся?
– Помогли ли сказки понять Вам какую- либо, жизненную мудрость?
– На какого героя хотелось бы Вам быть похожи? Почему?
Результаты:
Большинство детей предпочитают читать фантастику и сказки. Дети младших классов больше всего любят читать сказки о животных. Дети постарше любят читать волшебные сказки, их как оказалось большинство. И только ребята старших классов отдают предпочтение бытовым сказкам.
Больше всего детям запоминаются народные сказки, затем зарубежные писатели и сказки русских авторов. Обобщив нравственные ценности и качества, при опросе стало ясно, что на первое место ребята ставят доброту и трудолюбие. Затем чувство юмора и смелость, красоту, сообразительность и силу.
Любимые сказки о животных были: «Теремок», «Колобок», «Зимовье зверей», «Лиса и заяц», «Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и Волк», «Мужик и медведь», и др. Анализ показал, что чаще всего дети упоминали сказки, в названия которых входит имя Лисы (82%), Волка (68%), Зайца (36%), Медведя (45%), Мышки (23%).
Положительными дети считают Зайца (86%), Медведя (50%), Петуха (45%), Кота (23%), Мышку (23%). Многие из моих ровесников считают, что под обликом каждого сказочного животного скрывается характер человека 86% и только 14% думают, что сказочные звери имеют нрав и повадки, свойственные животным.
Сказки, по мнению моих одноклассников, учат доброте и мудрости (64%), честности и справедливости (45%), вежливости и отзывчивости (36%), трудолюбию (36%), дружбе и верности (27%), любви к животным (27%), любви к окружающим (23%), храбрости (14%).
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок »- эти слова мы знаем с детства.
На вопрос: «Что обозначают слова А. С. Пушкина?» Ребята ответили, что сказка в их понимании – это назидание автора читателю (доброму молодцу), облаченное в интересную форму (вымысел). Сказка – ложь (вымысел), да в ней намек (назидание) – добрым молодцам (читателям слушателям) урок (назидание нужно запомнить).
Старшеклассники предпочтение отдали не сказкам, но все отметили, что очень любили сказки в детстве и с удовольствием их слушали, когда им читали. Сейчас ребята больше смотрят мультфильмы иностранного производства, преимущественно современные и к сожалению путают героев сказок и былин, вместо русских народных сказок.
3.Заключение.
Сюжеты сказок у разных народов похожи, потому что похожи представления всех народов о добре и зле, истине и неправде, о справедливости и обмане, о том, что считать достоинством, геройством, трусостью.
В сказках все хорошо кончается и добро побеждает. Возвращаясь к словам А. С. Пушкина: « Сказка ложь, да в ней намек…» Этот « намек» – есть правда сказки. Она не даёт прямых наставлений, но в её содержании всегда заложен какой-то урок. Порою этот «намёк» не сразу осознаётся, но постепенно всё становится ясным.
Я достиг своей цели: узнал что такое сказки, для чего нужны и чему учат. Расширил глубину своих познаний в выражении «Сказка ложь, да в ней намек…»
Пришел к выводу, что такие качества людей, как уважение, дружба и т.д. присущи героям практически во всех сказках. Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нельзя обманывать, быть жадным и предавать друзей. Сказки особенно наши русские народные- это красивые жизненные учебники. Они самым лучшим образом учат нас правде жизни.
В ходе работы я узнал, как интересен и богат мир сказок. Выяснил, какие человеческие качества ценятся больше всего. Убедился, что сказки писались не просто так, а для того, чтобы научить нас правилам жизни, трудиться и быть добрее друг другу.
Для меня было удивительно и интересно, что герои сказок, как заботливые няни, шаг за шагом учат нас воспитанию и заставляют невольно делать определенные выводы. После знакомства со сказками, мы еще больше влюбляемся в народное творчество, нашу историю и становимся немного добрее и чище.
Главным в сказках были труд и ум, с помощью которых герои выходили из сложных ситуаций.
Я еще раз убедился в том, что понимание сути сказок стало отправной точкой в определении основных ценностей во взаимоотношениях между людьми. Я тоже стараюсь жить в своём классе по правилам, которые отражают нравственные законы общества и хочу, чтобы все ребята тоже старались жить по ним. Я с уважением отношусь ко всем и стараюсь, чтобы каждому было приятно и интересно со мной общаться и работать. Я стараюсь не обижать людей и помогать им если нужна моя помощь. Для меня дорого мнение о себе других людей. Я очень люблю свою родину и постараюсь сделать ее еще лучше.
Моя гипотеза подтвердилась, что сказка действительно вымысел, выдумка, мечта людей о счастливой жизни, где высмеиваются человеческие недостатки, но в ней есть свой смысл, только главное его понять и увидеть.
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки!
4. Список использованной литературы.
Английские народные сказки.
- Аникин В.П. Теория фольклора//Курс лекций. — Москва: КДУ, 2007. — 432 с.
Аникин В.П. Русские народные сказки. Лучшие сказки мира.–Москва, 1992г.
- Брагин А. «Обо всем на свете. Большая детская энциклопедия» Издательство: «АСТ, Астрель» ,2002
- Брандис Е, О.В. Алексеева, Г.П. Гроденский и др.//Детская литература. Учебное пособие для педагогических училищ.– М.: Учпедгиз, 1959 г.–354с.
Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. — М.: Наука, 1975
Википеия-словарь.
Даль, Владимир Иванович. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. — М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. — 573 c.
Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. — 26-е изд., испр. и доп. — М. : Оникс [и др.], 2009. — 1359 c.
Пушкин А.С. «Сказки»
Русские народные загадки. Пословицы. Поговорки. /Просвещение 1990г.
Сказки. Зарубежная классика/Сказки немецких писателей,–М.: АРДИС,– 2013г.
Сказки народов мира.
Сказки Братьев Гримм.
Трубецкой Е.Н. Иное царство и его искатели в русской народной сказке, 1997г.
Ушаков, Дмитрий Николаевич. Большой толковый словарь современного русского языка: 180000 слов и словосочетаний / Д. Н. Ушаков. — М. : Альта-Принт [и др.], 2008. — 1239 c.
Просмотров работы: 2413