Отчий край сергея есенина изложение с элементами сочинения

Я ИДУ НА УРОК

Д.А. ХАУСТОВА,
г. Москва


Отчий край Сергея Есенина

Изложение с элементами
сочинения

11-й класс

Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.

С. Есенин

Изложение рассчитано на два урока. На
первом уроке проводится комплексная работа с
текстом, ученики отвечают на вопросы, пишут
словарный диктант, который послужит подспорьем
для написания изложения. На второй половине
урока пишут изложение.

Цель урока: формирование
навыков коммуникативной компетенции, проверка
орфографической и пунктуационной грамотности.

ТЕКСТ

У каждого из нас в душе свой образ
великого поэта и человека Сергея Есенина, у
каждого в сердце свои любимые есенинские стихи.
Все это так. Но всем нам особенно дорого то, что
составляет пафос, сердцевину поэзии Есенина и
что он сам так точно и емко определил как главное
в своем творчестве, – это чувство родины. «Тема
родины, России, – неоднократно подчеркивал
Есенин , – основная во всем моем творчестве…»
Каждый раз, обращаясь к поэзии Есенина,
испытываешь такое озарение, словно душой ты
прикоснулся к красоте родных его «рязанских
раздолий». Село Константиново – родина поэта –
привольно раскинулось по правому, высокому
холмистому берегу Оки. Отсюда открываются
необъятный простор заливных лугов, убегающие
вдаль перелески, а у самого горизонта дымка лесов
Мещеры. Хорошо помню то потрясение, которое
испытал от встречи с родиной поэта, увидев все
это впервые, более тридцати лет назад. В те годы я
подолгу жил в Константинове, но однажды побывал в
близлежащих приокских селах. Тем, кому еще не
довелось увидеть эти места, трудно представить,
но поверьте: с константиновских холмов
просматриваются такие неоглядные дали и видится
такой бездонный голубой небесный купол, что на
какое-то мгновение ты чувствуешь себя не на
земле, а как бы во Вселенной, в центре мироздания.
Рязанская земля – колыбель поэзии Есенина. Здесь
«по заре и звездам» он в школу проходил и мыслил и
читал… по библии ветров»; здесь началось
«пробуждение» его «творческих дум» и он впервые
«схлестнулся» с рифмой; здесь в юное сердце
деревенского озорника трепетно постучалась
первая любовь; здесь он подружился на всю жизнь с
молодой «зеленокосой», «в юбочке белой» березой;
здесь навсегда стала бесконечно дорогой его
сердцу «черная, потом пропахшая выть»; здесь он
затаив дыхание слушал старинные легенды и
предания о смелом подвиге Евпатия Коловрата. «…В
детстве я рос, – отмечал Есенин позднее, – дыша
атмосферой народной поэзии». И костер зари, и
плеск волны, и серебристая луна, и шелест
тростника, и необъятная небесная синь, и голубая
гладь озер – вся красота родного края с годами
отлилась в стихи, полные любви к русской земле: «О
Русь, – малиновое поле и синь, упавшая в реку, –
люблю до радости и боли твою озерную тоску». А
цветы! Любимые друзья поэта. Сколько чудесных
встреч с ними было у Есенина! Они как бы
радовались свиданию с поэтом в мягкой зелени
полей и грустили в час прощания: «Цветы мне
говорят “прощай”, головками кивая низко. Ты
больше не увидишь близко родное поле, отчий
край».
Из тридцати лет жизни Есенина более половины
прошли в родном краю. Он впервые оставил его,
держа путь на Москву, семнадцатилетним юношей: «Я
не скоро, не скоро вернусь! Долго петь и звенеть
пурге. Стережет голубую Русь старый клен на одной
ноге». И в каких бы дальних далях ни приходилось
Есенину бывать, включая чужие страны, образ
«отчих полей» никогда не угасал в памяти его души
и сердца: «Свет луны, таинственный и длинный,
плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик
журавлиный не разлюбит отчие поля».
Народный поэт Есенин – наш живой современник. За
последние четверть века шесть раз
«космическими» для поэзии тиражами, от пятисот
тысяч до двух миллионов, выпускалось собрание
его сочинений. Добавим к этому сотни отдельных
изданий стихов поэта в нашей стране и за рубежом.
Раскупаются они обычно в считанные дни. Стихи
Есенина кровно близки нам, нашему времени. Они
затрагивают самые насущные, самые коренные,
истинно глобальные проблемы нашего века. Каких
бы глубинных проблем современной народной жизни,
сегодняшней действительности мы ни коснулись,
убеждаемся, что в свое время о многих из них
думал, размышлял Есенин; размышлял со светлой
надеждой и верой в будущее России, порой
мучительно тревожно и драматично вглядываясь в
лицо своего противоречивого времени. Только
человек, душа которого светла и чиста, как родник,
а сердце полно неисчерпаемой любви и милосердия
ко всему живому в мире, только поэт, за
«случайными чертами» и «гримасами» века
открывающий для себя, а значит, и для нас всю
красоту родной земли, поэт, твердо верящий в ту
неизменную истину, что «мир прекрасен», мог так
почувствовать, так выразить себя, свое чувство
родины в русском слове.

(Юрий Прокушев)

  • Какая тема, по словам самого поэта,
    является главной в его творчестве? Вспомните
    отрывки из стихотворений, подтверждающие,
    иллюстрирующие ваши слова.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!».
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

1914. «Гой ты, Русь, моя родная…»

* * *

Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, –
Я буду воспевать
Всем существом в поэте,
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

1924. «Русь советская»

* * *

Звени, звени, златая Русь,
Волнуйся, неуемный ветер!
Блажен, кто радостью отметил
Твою пастушескую грусть.
Звени, звени, златая Русь.

1924. «О верю, верю, счастье есть!..»

* * *

О пашни, пашни, пашни,
Коломенская грусть,
На сердце день вчерашний,
А в сердце светит Русь.

1917–1918. «О пашни, пашни, пашни…»

  • Как понимает тему родины С.А.  
    Есенин: для него это только рязанское раздолье
    или вся Россия?

  • Выделите микротемы текста.
    Определите, какие приемы художественной
    выразительности использует автор.

  • Выпишите 10 самых важных с вашей точки
    зрения словосочетаний.

  • Как вы понимаете значение слов пафос,
    выть
    ? Сравните свою версию со словарной
    статьей толкового словаря.

  • Подберите однокоренные слова к
    существительному потрясение.

  • Подберите синонимы и антонимы к
    словам размышлял, прекрасный, отчий.

  • Перед написанием изложения будет
    полезно провести словарный диктант: сердцевина,
    творчество, необъятный, перелески, пробуждение,
    озорник, бесконечно, мягкая зелень, стережет,
    современник, собрание сочинений.

Возможный план

1. Основная тема творчества Есенина.
2. О встрече с родиной поэта.
3. Колыбель поэзии Есенина – рязанская земля.
4. Стихи Есенина близки нашему времени.

Задание. Напишите выборочное
изложение об отчем крае С.Есенина. Продолжите
работу своими размышлениями о том, почему до сих
пор поэзия Есенина интересует читателя*.


* Подробно о том, как выполнять
творческое задание, можно прочитать в книге
А.Е.  Куманяевой. «Изложение на выпускном
экзамене. 11-й класс»: Учебное пособие. М., 2005. С.
41–44.

Сочинения Далее

Образы-символы в поэзии Сергея Есенина

Мир поэзии Есенина, несмотря на сложность, многообразие и даже противоречивость его творчества, представляет собой неразрывную художественную ткань из образов, символов, картин, мотивов, тем. Одно и то же слово, многократно повторяясь, превращается в своеобразный есенинский символ, а, соединяясь с другими словами и образами, создает единый поэтический мир.

Так, одно из самых распространенных слов, которое проходит через все творчество Есенина, — это черемуха. Осыпающиеся цветы черемухи напоминают снег, метель, «черемуховую вьюгу»: «Сыплет черемуха снегом». Метель и цветы черемухи, вроде бы не могут сочетаться, но, сочетая их, Есенин добивается совершенно нового ощущения прелести снежных цветов.

Белые цветы и белая кора березы (береста) также «связываются» друг с другом. А общий для них признак — белый цвет — ассоциируется с белым снегом, метелью, символом неустроенности, и белым саваном, символом смерти:

Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона
И березы в белом плачут по лесам
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?
(«Снежная равнина, белая луна «)

С образом метели, в свою очередь, связан образ тройки как «символ радости, молодости, летящей жизни, счастья, родины. А промчавшаяся, запоздалая или чужая тройка — это потерянная радость, ушедшая чужая молодость:

Снежная замять крутит бойко,
По полю мчится чужая тройка.
Мчится на тройке чужая младость,
Где мое счастье? Где моя радость?
Все укатилось под вихрем бойким
Вот на такой же бешеной тройке.
(«Снежная замять крутит бойко…»)

Каждый образ-символ имеет свои признаки, которые, соединяясь, выстраиваются в новый ряд связанных между собой образов: тройка — кони, сани — колокольчик… И это наполняет самые простые слова новым смыслом. Интересен образ слова «окно».

Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Здесь слово «окно» — только художественная деталь. А далее в стихотворении это слово наполняется новым смыслом, расширяя свое значение. Повторяясь в соединении с эпитетом «мерзлый», оно превращается в поэтический образ:

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.

Образность слова «окно» усиливается также за счет ее связи со словом «ставни» — «атрибутом» окна:

А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

Интересно, что в стихотворении сквозной образ окна превращается для автора в своего рода пункт наблюдения. Из окна он видит лес, облака, двор, метелицу во дворе и воробышков. И в стихотворении «Подражанье песне» лирический герой наблюдает за происходящими событиями из окна:

Я смотрел из окошка на синий платок…
В пряже солнечных дней время выткало нить…
Мимо окон тебя понесли хоронить.

Такую позицию лирического героя как стороннего наблюдателя (из окна) мы встречаемся во многих произведениях раннего Есенина.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,

Точно серебром.
(«Береза»)

Эта же позиция характерна и для некоторых персонажей стихов Есенина:

Знаю, знаю, скоро, скоро, на закате дня
Понесут с могильным пеньем хоронить меня…
Ты увидишь из окошка белый саван мой…
(«О дитя, я долго плакал над судьбой твоей…»)

Вот в другом стихотворении мать, поджидая сына, «подошла, взглянула в мутное окошко…» Даже боги с ангелами в «райском тереме» — и те наблюдают за жизнью людей и природы не иначе как из окна: «Говорит Господь с престола, / Приоткрыв окно за рай…» («Микола»)

Таким образом, окно — важная деталь в поэтическом мире Есенина. А окна — это глаза избы, с которой поэт очень многое связывал. Весь есенинский мир как бы разведен на две части: изба и все остальное пространство. Это скорее даже два мира, разделенные стеклом: окно — граница этих миров.

Русская изба для поэта — действительно целый мир. Это мир крестьянской избы, медленное течение сонной жизни за ее толстыми бревенчатыми стенами. Есенин поэтично изобразил этот мир в своих ранних стихах: «Смолкшим колоколом над прудом/ Опрокинулся отчий дом» («Нощь и поле, и крик петухов…»); «Изба-старуха челюстью порога / Жует пахучий мякиш тишины» («О красном вечере задумалась дорога…») Образ богатого дома, «больших хором», «палат» и сытого мира вообще в сопоставлении с крестьянскими «избами», «хатами» и миром голодных возникает и в стихотворении «Село»:

Цветут сады, белеют хаты,
А на горе стоят палаты,
И перед крашеным окном
В шелковых листьях тополя.

Есенинскую избу окружает двор со всеми его атрибутами: «Под красным вязом крыльцо и двор». Избы, окруженные двором и огороженные плетнями, «связанные» друг с другом дорогой — это и есть один из ликов есенинской дореволюционной Руси:

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа.
(«Гой ты, Русь, моя родная…»)

В том краю, где желтая крапива
И сухой плетень,
Приютились к вербам сиротливо
Избы деревень.
(«В том краю, где желтая крапива…»)

Окно, в представлении поэта, является границей, отделяющей внутренний мир избы от внешнего мира. Есенин не видит путей выхода из этого, созданного им, замкнутого мира, опоясанного деревенской околицей:

Закружилась пряжа снежистого льна,
Панихидный вихорь плачет у окна,
Замело дорогу вьюжным рукавом,
С этой панихидой век свой весь живем.
(«Закружилась пряжа…»)

К образу-символу окна особенно часто поэт обращается в последний год жизни — в 1925 году. Образ этот наполняется еще более глубоким смыслом. Окно разделяет не только два мира — внутренний и внешний, но и два периода жизни поэта: его «голубые года», детство, и настоящее. Лирический герой мечется между этими двумя мирами, входя попеременно то в один, то в другой:

За окном гармоника и сиянье месяца.
Только знаю — милая никогда не встретится.
(«Песня»)

Проходил я мимо, сердцу все равно —
Просто захотелось заглянуть в окно.
(«Не криви улыбку, руки теребя…»)

В поэзии Есенина все взаимосвязано, и почти каждая художественная деталь, каждое слово является важной частицей целого — есенинского поэтического мира. Уникальность этого мира ощущали не только современники, но и потомки. Утонченность, образность, изящество стихов Есенина позволили Горькому сказать: «Есенин не человек, это орган, созданный природой для своего самовыражения».

023Изложение рассчитано на два урока. На первом уроке проводится комплексная работа с текстом, ученики отвечают на вопросы, пишут словарный диктант, который послужит подспорьем для написания изложения. На второй половине урока пишут изложение.

Цель урока: формирование навыков коммуникативной компетенции, проверка орфографической и пунктуационной грамотности.

ТЕКСТ

У каждого из нас в душе свой образ великого поэта и человека Сергея Есенина, у каждого в сердце свои любимые есенинские стихи. Все это так. Но всем нам особенно дорого то, что составляет пафос, сердцевину поэзии Есенина и что он сам так точно и емко определил как главное в своем творчестве, – это чувство родины. «Тема родины, России, – неоднократно подчеркивал Есенин , – основная во всем моем творчестве…»
Каждый раз, обращаясь к поэзии Есенина, испытываешь такое озарение, словно душой ты прикоснулся к красоте родных его «рязанских раздолий». Село Константиново – родина поэта – привольно раскинулось по правому, высокому холмистому берегу Оки. Отсюда открываются необъятный простор заливных лугов, убегающие вдаль перелески, а у самого горизонта дымка лесов Мещеры. Хорошо помню то потрясение, которое испытал от встречи с родиной поэта, увидев все это впервые, более тридцати лет назад. В те годы я подолгу жил в Константинове, но однажды побывал в близлежащих приокских селах. Тем, кому еще не довелось увидеть эти места, трудно представить, но поверьте: с константиновских холмов просматриваются такие неоглядные дали и видится такой бездонный голубой небесный купол, что на какое-то мгновение ты чувствуешь себя не на земле, а как бы во Вселенной, в центре мироздания.
Рязанская земля – колыбель поэзии Есенина. Здесь «по заре и звездам» он в школу проходил и мыслил и читал… по библии ветров»; здесь началось «пробуждение» его «творческих дум» и он впервые «схлестнулся» с рифмой; здесь в юное сердце деревенского озорника трепетно постучалась первая любовь; здесь он подружился на всю жизнь с молодой «зеленокосой», «в юбочке белой» березой; здесь навсегда стала бесконечно дорогой его сердцу «черная, потом пропахшая выть»; здесь он затаив дыхание слушал старинные легенды и предания о смелом подвиге Евпатия Коловрата. «…В детстве я рос, – отмечал Есенин позднее, – дыша атмосферой народной поэзии». И костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер – вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные любви к русской земле: «О Русь, – малиновое поле и синь, упавшая в реку, – люблю до радости и боли твою озерную тоску». А цветы! Любимые друзья поэта. Сколько чудесных встреч с ними было у Есенина! Они как бы радовались свиданию с поэтом в мягкой зелени полей и грустили в час прощания: «Цветы мне говорят “прощай”, головками кивая низко. Ты больше не увидишь близко родное поле, отчий край».
Из тридцати лет жизни Есенина более половины прошли в родном краю. Он впервые оставил его, держа путь на Москву, семнадцатилетним юношей: «Я не скоро, не скоро вернусь! Долго петь и звенеть пурге. Стережет голубую Русь старый клен на одной ноге». И в каких бы дальних далях ни приходилось Есенину бывать, включая чужие страны, образ «отчих полей» никогда не угасал в памяти его души и сердца: «Свет луны, таинственный и длинный, плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик журавлиный не разлюбит отчие поля».
Народный поэт Есенин – наш живой современник. За последние четверть века шесть раз «космическими» для поэзии тиражами, от пятисот тысяч до двух миллионов, выпускалось собрание его сочинений. Добавим к этому сотни отдельных изданий стихов поэта в нашей стране и за рубежом. Раскупаются они обычно в считанные дни. Стихи Есенина кровно близки нам, нашему времени. Они затрагивают самые насущные, самые коренные, истинно глобальные проблемы нашего века. Каких бы глубинных проблем современной народной жизни, сегодняшней действительности мы ни коснулись, убеждаемся, что в свое время о многих из них думал, размышлял Есенин; размышлял со светлой надеждой и верой в будущее России, порой мучительно тревожно и драматично вглядываясь в лицо своего противоречивого времени. Только человек, душа которого светла и чиста, как родник, а сердце полно неисчерпаемой любви и милосердия ко всему живому в мире, только поэт, за «случайными чертами» и «гримасами» века открывающий для себя, а значит, и для нас всю красоту родной земли, поэт, твердо верящий в ту неизменную истину, что «мир прекрасен», мог так почувствовать, так выразить себя, свое чувство родины в русском слове.

(Юрий Прокушев)

Какая тема, по словам самого поэта, является главной в его творчестве? Вспомните отрывки из стихотворений, подтверждающие, иллюстрирующие ваши слова.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!».
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

1914. «Гой ты, Русь, моя родная…»

* * *

Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, –
Я буду воспевать
Всем существом в поэте,
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

1924. «Русь советская»

* * *

Звени, звени, златая Русь,
Волнуйся, неуемный ветер!
Блажен, кто радостью отметил
Твою пастушескую грусть.
Звени, звени, златая Русь.

1924. «О верю, верю, счастье есть!..»

* * *

О пашни, пашни, пашни,
Коломенская грусть,
На сердце день вчерашний,
А в сердце светит Русь.

1917–1918. «О пашни, пашни, пашни…»

Как понимает тему родины С.А.   Есенин: для него это только рязанское раздолье или вся Россия?

Выделите микротемы текста. Определите, какие приемы художественной выразительности использует автор.

Выпишите 10 самых важных с вашей точки зрения словосочетаний.

Как вы понимаете значение слов пафос, выть? Сравните свою версию со словарной статьей толкового словаря.

Подберите однокоренные слова к существительному потрясение.

Подберите синонимы и антонимы к словам размышлял, прекрасный, отчий.

Перед написанием изложения будет полезно провести словарный диктант: сердцевина, творчество, необъятный, перелески, пробуждение, озорник, бесконечно, мягкая зелень, стережет, современник, собрание сочинений.

Возможный план

1. Основная тема творчества Есенина.
2. О встрече с родиной поэта.
3. Колыбель поэзии Есенина – рязанская земля.
4. Стихи Есенина близки нашему времени.

Задание. Напишите выборочное изложение об отчем крае С.Есенина. Продолжите работу своими размышлениями о том, почему до сих пор поэзия Есенина интересует читателя

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента — stroidom-shop.ru

Я ИДУ НА УРОК

Д.А. ХАУСТОВА,
г. Москва


Изложение с элементами
сочинения

11-й класс

Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.

С. Есенин

Изложение рассчитано на два урока. На
первом уроке проводится комплексная работа с
текстом, ученики отвечают на вопросы, пишут
словарный диктант, который послужит подспорьем
для написания изложения. На второй половине
урока пишут изложение.

Цель урока: формирование
навыков коммуникативной компетенции, проверка
орфографической и пунктуационной грамотности.

ТЕКСТ

У каждого из нас в душе свой образ
великого поэта и человека Сергея Есенина, у
каждого в сердце свои любимые есенинские стихи.
Все это так. Но всем нам особенно дорого то, что
составляет пафос, сердцевину поэзии Есенина и
что он сам так точно и емко определил как главное
в своем творчестве, – это чувство родины. «Тема
родины, России, – неоднократно подчеркивал
Есенин , – основная во всем моем творчестве…»
Каждый раз, обращаясь к поэзии Есенина,
испытываешь такое озарение, словно душой ты
прикоснулся к красоте родных его «рязанских
раздолий». Село Константиново – родина поэта –
привольно раскинулось по правому, высокому
холмистому берегу Оки. Отсюда открываются
необъятный простор заливных лугов, убегающие
вдаль перелески, а у самого горизонта дымка лесов
Мещеры. Хорошо помню то потрясение, которое
испытал от встречи с родиной поэта, увидев все
это впервые, более тридцати лет назад. В те годы я
подолгу жил в Константинове, но однажды побывал в
близлежащих приокских селах. Тем, кому еще не
довелось увидеть эти места, трудно представить,
но поверьте: с константиновских холмов
просматриваются такие неоглядные дали и видится
такой бездонный голубой небесный купол, что на
какое-то мгновение ты чувствуешь себя не на
земле, а как бы во Вселенной, в центре мироздания.
Рязанская земля – колыбель поэзии Есенина. Здесь
«по заре и звездам» он в школу проходил и мыслил и
читал… по библии ветров»; здесь началось
«пробуждение» его «творческих дум» и он впервые
«схлестнулся» с рифмой; здесь в юное сердце
деревенского озорника трепетно постучалась
первая любовь; здесь он подружился на всю жизнь с
молодой «зеленокосой», «в юбочке белой» березой;
здесь навсегда стала бесконечно дорогой его
сердцу «черная, потом пропахшая выть»; здесь он
затаив дыхание слушал старинные легенды и
предания о смелом подвиге Евпатия Коловрата. «…В
детстве я рос, – отмечал Есенин позднее, – дыша
атмосферой народной поэзии». И костер зари, и
плеск волны, и серебристая луна, и шелест
тростника, и необъятная небесная синь, и голубая
гладь озер – вся красота родного края с годами
отлилась в стихи, полные любви к русской земле: «О
Русь, – малиновое поле и синь, упавшая в реку, –
люблю до радости и боли твою озерную тоску». А
цветы! Любимые друзья поэта. Сколько чудесных
встреч с ними было у Есенина! Они как бы
радовались свиданию с поэтом в мягкой зелени
полей и грустили в час прощания: «Цветы мне
говорят “прощай”, головками кивая низко. Ты
больше не увидишь близко родное поле, отчий
край».
Из тридцати лет жизни Есенина более половины
прошли в родном краю. Он впервые оставил его,
держа путь на Москву, семнадцатилетним юношей: «Я
не скоро, не скоро вернусь! Долго петь и звенеть
пурге. Стережет голубую Русь старый клен на одной
ноге». И в каких бы дальних далях ни приходилось
Есенину бывать, включая чужие страны, образ
«отчих полей» никогда не угасал в памяти его души
и сердца: «Свет луны, таинственный и длинный,
плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик
журавлиный не разлюбит отчие поля».
Народный поэт Есенин – наш живой современник. За
последние четверть века шесть раз
«космическими» для поэзии тиражами, от пятисот
тысяч до двух миллионов, выпускалось собрание
его сочинений. Добавим к этому сотни отдельных
изданий стихов поэта в нашей стране и за рубежом.
Раскупаются они обычно в считанные дни. Стихи
Есенина кровно близки нам, нашему времени. Они
затрагивают самые насущные, самые коренные,
истинно глобальные проблемы нашего века. Каких
бы глубинных проблем современной народной жизни,
сегодняшней действительности мы ни коснулись,
убеждаемся, что в свое время о многих из них
думал, размышлял Есенин; размышлял со светлой
надеждой и верой в будущее России, порой
мучительно тревожно и драматично вглядываясь в
лицо своего противоречивого времени. Только
человек, душа которого светла и чиста, как родник,
а сердце полно неисчерпаемой любви и милосердия
ко всему живому в мире, только поэт, за
«случайными чертами» и «гримасами» века
открывающий для себя, а значит, и для нас всю
красоту родной земли, поэт, твердо верящий в ту
неизменную истину, что «мир прекрасен», мог так
почувствовать, так выразить себя, свое чувство
родины в русском слове.

(Юрий Прокушев)

  • Какая тема, по словам самого поэта,
    является главной в его творчестве? Вспомните
    отрывки из стихотворений, подтверждающие,
    иллюстрирующие ваши слова.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!».
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

1914. «Гой ты, Русь, моя родная…»

* * *

Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, –
Я буду воспевать
Всем существом в поэте,
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

1924. «Русь советская»

* * *

Звени, звени, златая Русь,
Волнуйся, неуемный ветер!
Блажен, кто радостью отметил
Твою пастушескую грусть.
Звени, звени, златая Русь.

1924. «О верю, верю, счастье есть!..»

* * *

О пашни, пашни, пашни,
Коломенская грусть,
На сердце день вчерашний,
А в сердце светит Русь.

1917–1918. «О пашни, пашни, пашни…»

  • Как понимает тему родины С.А.  
    Есенин: для него это только рязанское раздолье
    или вся Россия?

  • Выделите микротемы текста.
    Определите, какие приемы художественной
    выразительности использует автор.

  • Выпишите 10 самых важных с вашей точки
    зрения словосочетаний.

  • Как вы понимаете значение слов пафос,
    выть
    ? Сравните свою версию со словарной
    статьей толкового словаря.

  • Подберите однокоренные слова к
    существительному потрясение.

  • Подберите синонимы и антонимы к
    словам размышлял, прекрасный, отчий.

  • Перед написанием изложения будет
    полезно провести словарный диктант: сердцевина,
    творчество, необъятный, перелески, пробуждение,
    озорник, бесконечно, мягкая зелень, стережет,
    современник, собрание сочинений.

Возможный план

1. Основная тема творчества Есенина.
2. О встрече с родиной поэта.
3. Колыбель поэзии Есенина – рязанская земля.
4. Стихи Есенина близки нашему времени.

Задание. Напишите выборочное
изложение об отчем крае С.Есенина. Продолжите
работу своими размышлениями о том, почему до сих
пор поэзия Есенина интересует читателя*.


* Подробно о том, как выполнять
творческое задание, можно прочитать в книге
А.Е.  Куманяевой. «Изложение на выпускном
экзамене. 11-й класс»: Учебное пособие. М., 2005. С.
41–44.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Есенин
  • Сочинение о творчестве Есенина

Сергей Александрович Есенин – это известнейший русский поэт Серебряного века литературы. Его творчество приходится на начало 20 века, но пользуется любовью всех людей даже сегодня.

Сергей Александрович родился в семье крестьянина в селе Константиново Рязанской области. Поэтому его творчество отличается самобытностью и какой-то родной теплотой.

Публиковаться в различных журналах молодой Сергей начинает в 1914 году, а через год начинает хорошо общаться с Александром Блоком и компанией других русских поэтов. Эти поэты старались придать Есенину имидж крестьянского поэта. «Радуница» — вот так называлась первая книга стихов Сергея Александровича. Она увидела свет в 1916 году и получила достаточно хорошие отзывы от современников.

Поэт положительно ставился к Октябрьской революции и считал ее очень хорошим способом крестьянам получить свободу и зажить, как в раю. Когда началась гражданская война, то Сергей Александрович переехал в столицу России. Его творчество начало относиться к имажинизму.

Есенин находился некоторое время в другой стране, неудачно женился, пьянствовал, находился долгое время в состоянии депрессии, апатии и непринятии действительности – все в лучших традициях знаменитого поэта.

Через некоторое время после выхода его поэмы, высмеивающей власть под названием «Страна негодяев», Есенина нашли мертвым в ленинградской гостинице. Есть много версий его смерти, причин этого. Но одной из них также является то, что он был убит людьми, нанятыми советской властью, за написание той самой поэмы.

Во время своей жизни Есенин был очень популярным. Но потом он стал резко высказываться в отношении партии. Это убрало его сборники стихов с прилавок. Только в 1955 году его вновь начали печатать.

Поэт был действительно талантливым. В его творчестве прослеживается много тем. Это темы любви к женщине, родной земле, тема природы и многие другие. Также у Сергея Александровича имеется немало проникновенных стихотворений о животных и их судьбе в этом мире, которые вызывают слезы у читателя.

Так как поэт вырос в семье староверов, то неудивительно, что в его творчестве есть место религиозной тематике, которые очень биполярны. В некоторых стихах он критикует религию, а некоторых имеет нормальное отношение к ней.

Также лирика Есенина насыщена стихами о пьянстве, разврате и неподобающем поведении, который тоже играли в его жизни важные роли.

Сочинение 2

В 1895 году на свет появился великий поэт России Сергей Есенин. Его семья жила в селе Константиново. Семья была крестьянской, он был первым ребенком в семье, потом у его родителей родилось ещё двое детей. Будущего писателя воспитывал дед. Он был предприимчивым и зажиточным. В 1904 году будущий поэт поступил в Константиновское земское училище. Он учился четыре года. Учился он хорошо, а поведение было неудовлетворительным. Зато выпускные экзамены сдал на «отлично». Затем пошел учиться в церковно — учительскую школу в селе Спас-Клепики. В это время он написал свои первые стихи.

В 1912 году Есенин переезжает жить в Москву. Он идет работать в типографию.

В 1914 году он печатает свои первые стихотворения во всех журналах Москвы. В 1915 году он переезжает в Петроград, где заводит много полезных знакомств. В этом городе выходит первый сборник стихотворений, который приносит ему известность.Свое самое известное стихотворение он написал вдохновившись работами А.Фета. Он выпустил его под псевдонимом Аристон. Его напечатали в 1914 году в журнале «Мирок».

1919 по 1921 годы Есенин много путешествует. В поездках по стране он пишет поэму «Пугачев».

Он был влюблен в танцовщицу Айседору Дункан, которая стала его женой. Вместе с ней они путешествуют по Германии, Франции, США. А когда был в Грузии, Азербайджане он пишет «Персидские молитвы», «Анна Снегина».

Его произведения передают красоту русского народа и природы. Он любил родную природу и передавал всю её красоту словами. В личной жизни был не постоянен, у него было четыре жены, которые родили ему пятерых детей.

Последние годы жизни поэт часто попадал на первые полосы газет, потому что антисоциальное поведение писателя возмущало общественность. Есенин попадает на скамью подсудимых.

В 1925 году 28 декабря не его стало. До сих пор нет ответа на вопрос, что это было суицид или убийство. Уголовное дело возбуждено не было, хотя на теле имелись признаки насильственной смерти. Придерживались одной версии самоубийство. Оно объясняется депрессией, в которой был последние месяцы жизни.

Похоронили его на Ваганьковском кладбище в Москве.

Также читают:

Картинка к сочинению Сочинение о творчестве Есенина

Сочинение о творчестве Есенина

Популярные сегодня темы

  • Образ маленького костерка у реки в рассказе Студент Чехова

    В рассказе А.П. Чехова «Студент», опубликован в 1894 году, образ костра глубоко символичен и наполнен интересным содержанием.

  • По пословицам

    Устное народное творчество испокон веков вбирало в себя мудрость каждого народа, его культуру, традиции и обычаи. Неудивительно, что существует много легенд, преданий, сказок, песен, поверий, поговорок и пословиц.

  • Главные герои романа Айвенго Скотта (характеристика)

    Роман нам повествует о храбром молодом рыцаре, с непростой судьбой и сильной любовью. В данном рассказе встречаются множество исторических личностей и событий. Скотт очень ярко передает

  • Анализ сказки Стойкий оловянный солдатик Андерсена

    Что такое сила воли? Это врожденное качество или чувство, которое помогает нам справляться со всеми препятствиями на пути? Главной мыслью сказки Г.Х. Андерсена является именно чувство

  • Анализ главы Фаталист (Герой нашего времени)

    Структурная основа произведения строится таким образом, что квинтэссенция главного героя и замысел раскрываются поэтапно. Каждая последующая часть инкорпорирует впечатления предшествующих

Гость:

С глубокой тоской рассказывал всегда Есенин о родном селе Константинове на берегах Оки и, вероятно из патриотического пристрастия, преувеличивал его красоты. Выходило, что другого такого места нет на земле. По крайней мере он уверял меня в этом неоднократно. И с такой же любовью перечислял животных, памятных с детства, не забывая ни единого щенка или котенка. А в городе не мог равнодушно пройти мимо и.чвозчичьей клячи, дворового пса. Сидя на скамеечке московского бульвара, любил подсвистывать птицам.
С лохматыми собаками разговаривал на каком-то особом, вполне понятном им языке. И любое существо платило ему дружеской приязнью.
Однажды возвращались мы вместе из гостей по одной из линий Васильевского острова. Над Невой поднималось чистое, омытое морской свежестью утро. Весь противоположный берег колыхался в светлой дымке. Дышалось легко и весело. Глаза Есенина отражали сияющее июльское небо.
Где-то у Академии художеств к нам пристал бездомный пес. Он шел робко, виновато, волоча понурый хвост. Есенин обернулся к нему и тихо свистнул.
— Что, собачка, колбаски хочешь?
Пес понимающе шевельнул хвостом. Сергей толкнул меня под локоть: «Смотри, улыбается!» И я действительно увидел подобие улыбки на унылой собачьей морде.
Мы проходили в это время мимо мелочной лавочки. Продавец только что снял болты со ставней. Есенин легко взбежал по ступенькам и потребовал целый круг дешевой колбасы и порядочную горбушку белого хлеба. Колбаса была разрезана на аккуратные мелкие кусочки.
Пес ожидал нас у крыльца, заранее облизываясь. Сергей присел перед ним на корточки, и началась непередаваемая беседа. Трудно сказать, кто из них был более доволен. Пес, несмотря на весь свой голод, брал кусочки деликатно и не отказывался от промежуточных ломтиков хлеба. С той же, видимо, охотой выслушивал он и шутливые есенинские поучения.
Затем мы двинулись дальше. Собака не отставала ни на шаг. Скоро к ней присоединилась другая. Не успели мы дойти до моста, прибавилась третья. Все они получили свою долю и бежали за нами, весело облизываясь. Милиционер покосился на нас подозрительно, потому что теперь мы шли в сопровождении шести — восьми собак разных пород и темпераментов.
— Ну, однако, довольно, — сказал Есенин, разделив остатки хлеба и колбасы. — Позавтракали — и ладно. А теперь по домам!
И он, остановившись, свистнул каким-то особенным образом. Не отстававшие до тех пор псы сразу же рассыпались в разные стороны.
Сергей, довольный, сдвинул картуз на затылок и улюлюкнул им вслед.
— Понимают! — добавил он с усмешкой. — Всякая тварь меня понимает. Я им свой человек!
(.480 слов) (В. А. Рождественский. Страницы жизни)

  • Сочинения
  • По литературе
  • Есенин
  • Сочинение о творчестве Есенина

Сергей Александрович Есенин – это известнейший русский поэт Серебряного века литературы. Его творчество приходится на начало 20 века, но пользуется любовью всех людей даже сегодня.

Сергей Александрович родился в семье крестьянина в селе Константиново Рязанской области. Поэтому его творчество отличается самобытностью и какой-то родной теплотой.

Публиковаться в различных журналах молодой Сергей начинает в 1914 году, а через год начинает хорошо общаться с Александром Блоком и компанией других русских поэтов. Эти поэты старались придать Есенину имидж крестьянского поэта. «Радуница» — вот так называлась первая книга стихов Сергея Александровича. Она увидела свет в 1916 году и получила достаточно хорошие отзывы от современников.

Поэт положительно ставился к Октябрьской революции и считал ее очень хорошим способом крестьянам получить свободу и зажить, как в раю. Когда началась гражданская война, то Сергей Александрович переехал в столицу России. Его творчество начало относиться к имажинизму.

Есенин находился некоторое время в другой стране, неудачно женился, пьянствовал, находился долгое время в состоянии депрессии, апатии и непринятии действительности – все в лучших традициях знаменитого поэта.

Через некоторое время после выхода его поэмы, высмеивающей власть под названием «Страна негодяев», Есенина нашли мертвым в ленинградской гостинице. Есть много версий его смерти, причин этого. Но одной из них также является то, что он был убит людьми, нанятыми советской властью, за написание той самой поэмы.

Во время своей жизни Есенин был очень популярным. Но потом он стал резко высказываться в отношении партии. Это убрало его сборники стихов с прилавок. Только в 1955 году его вновь начали печатать.

Поэт был действительно талантливым. В его творчестве прослеживается много тем. Это темы любви к женщине, родной земле, тема природы и многие другие. Также у Сергея Александровича имеется немало проникновенных стихотворений о животных и их судьбе в этом мире, которые вызывают слезы у читателя.

Так как поэт вырос в семье староверов, то неудивительно, что в его творчестве есть место религиозной тематике, которые очень биполярны. В некоторых стихах он критикует религию, а некоторых имеет нормальное отношение к ней.

Также лирика Есенина насыщена стихами о пьянстве, разврате и неподобающем поведении, который тоже играли в его жизни важные роли.

Сочинение 2

В 1895 году на свет появился великий поэт России Сергей Есенин. Его семья жила в селе Константиново. Семья была крестьянской, он был первым ребенком в семье, потом у его родителей родилось ещё двое детей. Будущего писателя воспитывал дед. Он был предприимчивым и зажиточным. В 1904 году будущий поэт поступил в Константиновское земское училище. Он учился четыре года. Учился он хорошо, а поведение было неудовлетворительным. Зато выпускные экзамены сдал на «отлично». Затем пошел учиться в церковно — учительскую школу в селе Спас-Клепики. В это время он написал свои первые стихи.

В 1912 году Есенин переезжает жить в Москву. Он идет работать в типографию.

В 1914 году он печатает свои первые стихотворения во всех журналах Москвы. В 1915 году он переезжает в Петроград, где заводит много полезных знакомств. В этом городе выходит первый сборник стихотворений, который приносит ему известность.Свое самое известное стихотворение он написал вдохновившись работами А.Фета. Он выпустил его под псевдонимом Аристон. Его напечатали в 1914 году в журнале «Мирок».

1919 по 1921 годы Есенин много путешествует. В поездках по стране он пишет поэму «Пугачев».

Он был влюблен в танцовщицу Айседору Дункан, которая стала его женой. Вместе с ней они путешествуют по Германии, Франции, США. А когда был в Грузии, Азербайджане он пишет «Персидские молитвы», «Анна Снегина».

Его произведения передают красоту русского народа и природы. Он любил родную природу и передавал всю её красоту словами. В личной жизни был не постоянен, у него было четыре жены, которые родили ему пятерых детей.

Последние годы жизни поэт часто попадал на первые полосы газет, потому что антисоциальное поведение писателя возмущало общественность. Есенин попадает на скамью подсудимых.

В 1925 году 28 декабря не его стало. До сих пор нет ответа на вопрос, что это было суицид или убийство. Уголовное дело возбуждено не было, хотя на теле имелись признаки насильственной смерти. Придерживались одной версии самоубийство. Оно объясняется депрессией, в которой был последние месяцы жизни.

Похоронили его на Ваганьковском кладбище в Москве.

Значение Родины для поэта

В сочинении по творчеству Есенина школьник может подчеркнуть: эта особенность творчества поэта может быть объяснена тем, что жизнь Есенина прошла на стыке двух эпох — Российской империи, которая уходила в прошлое, и появления нового государства, где старым порядкам не было места. Революционный переворот 1905 года, Первая мировая война, сложная гражданская война — все эти события без конца терзали многострадальную Россию. И поэт, как никто другой, ощущал весь трагизм этой ситуации и смог отразить его с помощью своего литературного таланта. Таким образом, тема Родины в творчестве Есенина стала одной из основных.

Почти в каждом своем произведении Есенин описывает красоту родной природы. Она прекрасна для поэта в любые времена, даже в эпоху трудностей, которые выпали на долю страны. Есенин любовался Родиной, однако его не покидала мысль о тех суровых страданиях, которые следовали за революцией. Поэтому произведения поэта можно по праву назвать патриотичными.

Желание побывать в Персии

В сочинении по творчеству Есенина можно указать, что поэт шел несколько лет к своему обожаемому Востоку. Он верил в то, что одним из необходимых для поэтического мастерства компонентов является освоение древневосточной классической литературы. Зимние месяцы 1924-1925 годов Есенин провел в Батуми. Там он познакомился с учительницей по имени Шаганэ Тальян, которой посвятил несколько своих произведений. Например, стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ» также вошло в цикл «Персидские мотивы». В сентябре 1924 года поэт выехал уже в четвертый раз на Кавказ, движимый желанием наконец навестить загадочную Персию. Однако эта мечта Есенина, к сожалению, так и не сбылась.

«Мой Есенин»

Ночью луна заглянула в мое окно. Я подошла к нему и залюбовалась открывшейся картиной: луна, зачаровывающая, притягательная, разлила свой след на крыши домов, озаряя и убаюкивая их, на широкое поле, покрытое свежевыпавшим снегом, на верхушки деревьев… Как тут не вспомнить «низкий дом с голубыми ставнями», «хаты — в ризах образа»? Как не подумать о великом русском поэте Сергее Александровиче Есенине? Ведь, читая его произведения, видишь красоту русской деревни, русской природы и влюбляешься в нее. И это не удивительно: все стихи Есенина пропитаны любовью к Родине, к родным лесам, лугам, к родной земле. Сколько гордости и восхищения слышится в его произведениях! Ведь главной любовью его жизни, ее смыслом была Россия. Есенин любил ее такую — нищую, грязную… Но и тогда, Когда во всей планете Пройдет вражда племен, Исчезнет ложь и грусть, — Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь»!

Поэт передает свою любовь к Родине через каждую строчку, через каждое слово. Даже воспевая женщину, он не забывает упомянуть о России, восхищаясь красотой природы? Сравнивая ее с русскими просторами. Его любовь к родине не сравнима ни с чем. Он пронес это чувство через всю свою жизнь. И ни красоты Парижа, ни небоскребы Нью-Йорка не усыпили в нем этой любви. Она еще более окрепла. Сам облик Есенина в его стихотворениях совсем непрост. То он деревенский парень с тальянкой в руках, воспевающий родные рязанские просторы, то поэт-философ, рассуждающий о жизни, то влюбленный хулиган, мечтающий о любви…

Есенин — сама свобода, вольность, жизнь. Каждое слово поэта — это сама жизнь. Он к каждому сердцу подобрал ключ. Поэт не отвечает на поставленные вопросы? Ведь у каждого свой ответ, свой, единственно правильный. Его слова просты и памятны каждому. Читая его стихотворения, видишь поэта таким, какой он есть: хулиган, «на женщин и зелье падкий». Для меня Есенин — это любовь, природы, русская песня. Для меня он певец «страны березового ситца». Его стихи то светлые и чистые, как родник, то звонкие и задорные, то печальные и одинокие. Ширь степных раздолий, синь озер, шум зеленых дубрав не оставляют безразличным никого, кто хоть раз прочитал стихотворения Есенина. Его произведения полны задушевности, одухотворенности. В стихах Есенина все время меняются краски, звуки, картины. Его произведения непросты. В них необычные сравнения, взгляды, мысли. Но не в этом их прелесть!

В стихах Есенина сама жизнь со всеми поворотами, взлетами и падениями. В своих произведениях поэт невероятно открытый, искренний. У кого еще встретишь столько переполняющей душу любви, такой же огромной, как и страна, которая родила нас! А с какой любовью он говорит о природе! Есенинские стихи о ней звучат как музыка, они помогают в трудные минуты, успокаивают и утешают душу.

В суете повседневной жизни мы теряем что-то светлое, возвышенное. Проблемы, неудачи, невзгоды подрезали нам крылья, и кажется, что уде больше не взлететь… Но берешь в руки томик стихов Есенина, и открывается перед тобой эта чудесная есенинская страна, в которой «малиновое поле», «роща золотая»… И снова появляются мечты, надежды, вера… И легко дышать!

Произведения Есенина нужны в современном мире, ведь они пробуждают любовь, огромную любовь к Родине. А если любишь, все возможно. Мне кажется, что Есенин и хотел с помощью своих творений пробудить в людях любовь к родной земле, к родным просторам.

Он — искренний патриот своей страны! И хотя поэт так рано ушел из жизни, его заслуга перед нами огромна. Есенин всегда останется жить в наших сердцах!

Прощание с любимой деревней

Поэт во многих своих произведениях прощается с деревней. Он ощущает, что и его время прошло. В особенности хорошо слышно это в таких наполненных горечью строчках:

«Скоро, скоро часы деревянные

прохрипят мой двенадцатый час!»

Есенин в действительности стал одним из последних поэтов, воспевавших уходящую эпоху. У поэта возникает конфликт с новой страной. Тема Родины в творчестве Есенина — одна из основных — теперь становится одновременно самой болезненной. Ведь в ней поэт ощущает себя совершенно чужим. Помимо этого, Есенину не было известно, куда ведут Родину, в каком направлении совершаются политические события и как все это отразится на его любимой деревне. С горечью Есенин пишет о прощании с сельской Русью: «Да! Теперь решено! Без возврата…». Он прощается с родными полями и предчувствует свою гибель «на московских изогнутых улицах». В произведениях, написанных уже в последние годы его нелегкого земного пути, можно найти поэтическое воспевание природы, в котором одновременно присутствует горечь о прошлой жизни, полной счастья.

Неординарная личность поэта

Популярность Сергея Есенина вполне оправдана. Многим ученикам он мог понравиться даже до знакомства с его творчеством своими внешними качествами. Позже можно было провести соответствие между его добрыми чертами лица и трепетными стихами. Однако более ценную информацию о жизни Есенина могут дать его современники, которые, будучи также поэтами, имели место непосредственно встречаться и дружить с ним.

Маяковский как-то затрагивал тему наружности и характера Сергея Есенина в своей статье «Как делать стих». Первая встреча с ним оказала на него забавное впечатление. На момент встречи Есенин, уже будучи известным и обеспеченным, не изменял своим привычкам в одежде и продолжал намеренно носить любимые лапти и вышиванку. Маяковскому показалось, что он слишком вычурный и только рисуется этим, хотя впоследствии составил о нём уже другое мнение и убедился в искренности его поведения.

Известно, что Есенин проявлял особое внимание к женскому полу, о чём могут говорить всяческие упоминания о них во внушительной доле его работ. С детства он отличался непомерно богатым воображением и остротой восприятия окружающего мира. Имея такую особенность психики, взаимоотношения с женщинами не могли не оставить на нём глубокого следа и не растревожить его душу.

Вполне возможно, что именно они стали причиной появления его угнетённо-подавленного состояния. Друзья и приятели, кто был ему близкий по творчеству, начинали чаще замечать за ним следующие проявления:

  • склонность к выпивке;
  • тревожность;
  • рассеянность;
  • невнимательность к своему внешнему виду.

Наиболее пагубным периодом его жизни являлся тот, когда он вдруг пристрастился к спиртному. Некоторым людям свойственно топить своё горе в вине и водке и такому утешению несчастной любви можно только посочувствовать.

Простота характера

Близкие друзья поэта знали и понимали его как искреннего и добродушного человека, который умел проникнуться в переживания ближнего. Заслужив некоторую известность среди поэтов и поднявшись на более высокое материальное положение, он не кичился этим, а даже в некоторой степени презирал. Этим и объясняется его долгая приверженность к «домашней», рязанской одежде и невнимание к так распространённому среди его круга ношению фрака.

Его ранимость, простота и открытость, возможно, и были причиной того, что он не мог распознать коварства в любви, отчего влюблялся не в тех и долго страдал от их потери. Маяковский также замечал в нём устойчивость характера и силу воспитания. Несмотря на всю свою приобретённую известность и репутацию, он также оставался прост в общении и незаносчив как и во время первой встречи.

Проникновенность души

Все его знали как отличного оратора. Он читал свои стихи с особым проникновением, как бы полностью абстрагируясь от происходящего в пользу углубленного чувства стиха. Владимир Маяковский не раз замечал, как он, даже будучи пьяным, оставался в способности пламенно отпускать свои наболевшие строки своим внимательным слушателям.

Примечательно то, что он не был разорван с природой. Это можно хорошо заметить по его творчеству. Все описания природы так любовно сотворены, что создаётся впечатление его непосредственного участия в жизни каждого организма, будь то дерева или какого-либо животного. Это и отличает его от других поэтов; пусть даже стихи его бывают просты, не претендуя на витиеватость рифм и хитросплетённость ритмической составляющей, все они проникнуты любовью к описываемому предмету. Почерк его произведений, в первую очередь — это неожиданные сравнения и красивые образы.

Персидские мотивы в творчестве Есенина. Сборник

Сочинение по творчеству Есенина необходимо также дополнить информацией о том, какую роль сыграли в поэзии Сергея Александровича восточные мотивы. Персия стала для поэта настоящей Меккой, вдохновившей его на написание цикла под названием «Персидские мотивы». Одной из целей жизни Есенина стало поклонение могилам Персии. Поэт мечтал побывать в Ширазе. Он был уверен в том, что в этих краях с ним произойдет настоящее чудо: его душа сможет отозваться на все увиденное и услышанное в этой неповторимой «стране роз». Есенин на себе познал очарование персидской лирики. Множество написанных им произведений отражает в себе мечты о загадочном востоке, с помощью которого поэт хотел прикоснуться к совершенно иному, волшебному миру. Однако даже в этих произведениях не раз упоминается и родная природа. Как бы ни мечтал поэт об экзотических восточных краях, Родина всегда остается для него единственной и неповторимой.

Отношение к революции

Одно из наиболее его горьких признаний можно найти в произведении «Я последний поэт деревни». В нем звучит глубокая боль по причине гибели крестьянского быта, который он воспевал на всех этапах своего творчества. В сочинении по творчеству Есенина учащийся может упомянуть, что Есенин был сторонником Октябрьской революции, однако впоследствии понял: она не принесла в повседневную жизнь людей свободы и богатства. Наоборот, эти события еще больше усугубили положение простых людей. Крестьяне стали еще более бесправными. И самое основное — революция принесла развитие городам, а значит, и постепенное вырождение традиционной сельской жизни.

Р.р. Подготовка к сжатому изложению с элементами сочинения-рассуждения на общественно значимую тему (2 часа)

Цели: развивать умение письменно сжато излагать прочитанный и услышанный текст; развивать умение сжимать текст, применяя 3 способа сжатия; развивать творческие способности учащихся, умение высказывать собственную точку зрения на прочитанное (элемент сочинения-рассуждения).

Оборудование: ноутбук, колонки, аудиозапись текста.

  1. Орг.момент

  2. Работа по теме урока

  1. Беседа с учащимися.

Учитель: Ребята, наш век называют веком информации, как вы понимаете это? (Это значит, что очень много информации получает современный человек. Он должен много знать, быть информированным).

        • В какой форме представлена вся эта информация? (текст). Можно ли сохранить всю поступающую человеку информацию? (нет).

        • Как же поступить? (записать, зафиксировать).

        • Можно ли дословно зафиксировать получаемую информацию? (можно, но очень трудно) Что вы можете предложить? (запомнить только самое главное). Другими словами – сжать исходную информацию.

        • Как же можно сократить текст? (ответы детей «Способы сжатия текста»)

Учитель: Наша задача сегодня – продолжить учиться пересказывать текст сжато. Для этого надо внимательно прочитать или прослушать его, выделить основную мысль, найти самую важную информацию (самые важные предложения) и, применив приемы сжатия, пересказать исходный текст сжато. Напоминаю, объем вашего изложения должен быть не менее 70-ти слов.

На этом работа не закончится, т.к. затем вы выскажете свое мнение по теме, поднятой в исходном тексте. Отступив 1 строку от изложения, вы напишете небольшое сочинение-рассуждение.

2.Чтение текста (аудиозапись) + листочки с текстом на столах.

3. Беседа по тексту

— О чем текст?

— Какова его основная мысль?

— Как можно озаглавить текст?

— Сколько абзацев в тексте?

— Какие бы вы в нем выделили ключевые слова?

— Что нужно сделать для сжатия текста? (Определить основную мысль каждого абзаца и, сохранив её, исключая, обобщая или упрощая вторичную информацию, составить сжатый пересказ каждого абзаца.)

— Что остается без изменений? (Последовательность изложения, количество абзацев, основная мысль всего текста и каждого абзаца.)

Учитель: Напоминаю вам, что при написании изложения может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте.

4. Работа над сжатием текста

— Основная мысль (микротема) 1-го абзаца?

— Основная мысль 2-го абзаца?

— Основная мысль 3-го абзаца?

1

Грубость в языке – показатель слабости и невоспитанности человека.

2

Грубая речь – это дурной поступок, отражающийся, в первую очередь, на самом говорящем.

3

Надо учиться хорошей речи, потому что наша речь – показатель нашей личности, нашей культуры.

5. Работа по сжатию текста.

Теперь применим приемы сжатия, сохраняя основную мысль абзаца. (Выбор материала из исходного текста и запись в рабочую тетрадь)

  • Над сжатием первой микоротемы проводится совместная работа, определяются приемы сжатия и зачитывается окончательный вариант. Запись тезиса (-ов) учащимися в тетрадь.

  • Над следующими двумя микотемами работают уч-ся самостоятельно, по желанию зачитывая окончательные варианты. Запись тезисов в тетрадь.

ФИЗМИНУТКА (для глаз)

    1. Сбор текстов у учащихся. Повторное прослушивание аудиотекста.

    1. Работа учащихся в черновиках, редактирование.

Учитель: Помните, объем изложения не менее 70 слов!

  1. Написание учащимися изложения.

  1. Пока учащиеся пишут изложение, на доске записываю творческое задание:

Написать сочинение-рассуждение, отвечая на вопрос: «Согласны ли вы с утверждениями Д.С.Лихачева?» (Письменно высказать согласие или несогласие, обосновав, свое отношение к утверждениям Д.С.Лихачева).

(Я согласен с Д.С.Лихачёвым, что…, потому что… .)

Домашнее задание: Выучить по памятке способы сжатия текста.

Приложение 1

Текст для изложения

Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде – очень распространённое явление, и свидетельствует оно о незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, а иногда и жестокости.

По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый наш дурной поступок, каждое наше дурное слово отражаются на окружающих и враждебны самому дорогому, что есть на свете, — человеческой жизни. И сильный человек, понимая всё это, как раз и силён своим благородством и великодушием.

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно – это нужно, действительно нужно! Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

(По Д.С.Лихачёву)

138 слов

Приложение 2

ПАМЯТКА ПРИЕМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА

1. Исключение

  • вводных слов;

  • однородных членов предложения;

  • повторов;

  • однотипных примеров;

  • риторических вопросов и восклицаний;

  • деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;

  • пояснений;

  • рассуждений;

  • слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

2. Обобщение или объединение

  • ряда предложений, связанных одной мыслью;

  • частей предложений;

  • конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

  1. Замена

  • однородных членов обобщающим словом;

  • сложного предложения – простым;

  • части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;

  • части текста одним предложением;

  • части предложения местоимением и т.д.


В музее Есенина, в бревенчатом с голубыми ставнями домике, где родился поэт, среди сотен отзывов посетителей есть и такой: «Поэзия Есенина заражает силой правды, глубиной любви к родине. Она дарит счастье открытий». Когда мы говорим о Есенине, то представляем себе портрет светловолосого, синеглазого юноши, ласково смотрящего на мир, из которого он сумел извлечь золотые россыпи народной поэзии. Почему его стихи так нравятся людям, почему они трогают душу? Почему и зимой, и ненастной осенью, и ранней весной на его могиле живые цветы? Потому что в своих стихотворениях поэт затрагивал близкое и понятное каждому: любовь, природу, родину, — и делал это с поистине народной стихотворной мелодичностью.

Сергей Есенин родился в деревне, и его первыми произведениями были частушки для деревенских девушек. «Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб», стали колыбелью его поэзии. Здесь он начал учиться, мыслил и читал «по Библии ветров», здесь он навсегда подружился с русским густым лесом, широким полем, прозрачной речкой, с «зеленокосой, в юбчонке белой» березой и старым кленом «на одной ноге». Мир народных образов окружал поэта с первых дней его жизни:

Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.

И костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озера — вся красота родного края отразилась в его стихах, полных любви к родине:

О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку,—
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

В Спас-Клепиковской школе Сергей хорошо изучил церковнославянский язык, что позволило ему прочитать в оригинале «Слово о полку Игореве» и полюбить его. Он знал наизусть отрывки из «Калевалы», стихи Лермонтова и Некрасова, Никитина и Кольцова, Фета и Тютчева. Но больше всего был привязан к Гоголю и Пушкину, учился у них. Как и Пушкин, искал истоки «песенного слова» в народном творчестве. В сердце Есенина с юных лет запали грустные и раздольные песни России, ее печали и радости, церковный благовест, покосившиеся избы, веселый девичий смех. Все стихи поэта, от певучих и нежных стихов о «стране березового ситца», ширине степных раздолий, сини озер, шуме лесных дубрав до тревожных раздумий о судьбах России, каждый образ, каждая строка согреты чувством безграничной любви к Родине:

Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила, мучила и жгла.

И он тяжело переживает боль и невзгоды крестьянской Руси — все это отразилось у поэта в задушевных и светлых, скорбных и гневных строках. Поэт видит все бедствия народа, что происходит на родной Руси сегодня, что ожидает ее завтра. Эти мысли неотступно тревожат его сердце:

Оловом светится лужная голь…
Грустная песня, ты — русская боль.

Есенин знает, что жизнь крестьян часто неустроенна и безрадостна, что их судьба тяжела. Уже в ранних его стихах — боль, тревога, печаль, нет одного — равнодушия. И эти чувства не только в стихах, они присутствовали в мыслях, в поступках поэта. Октябрьская революция вихрем пронеслась над Россией, ломая многих. Есенин выстоял, принял революцию, но «с крестьянским уклоном». Время наложило отпечаток на все творчество поэта, отразилось на его взглядах. Но путеводная звезда его жизни остается прежней, какой он ее однажды выбрал, — это старая деревенская Русь. И вторжение в ее просторы городской цивилизации Есенин переживает болезненно. Новая деревня кажется ему чужой, в ней он видит конец истинно сельского уклада жизни, вот и называет себя «последним поэтом деревни». Но, несмотря на это, он не переставал повторять: «Я очень люблю Родину». И молодому поэту советует: «Хочешь добрый совет? Ищи Родину! Найдешь — пан. Не найдешь — все псу под хвост. Нет поэта без Родины!» Суров, печален и правдив рассказ Сергея Есенина о родине в годы военных невзгод в стихотворении «Русь»:

 



Потонула деревня в ухабинах,
Заслонили избенки леса.
Только видно, на кочках и впадинах,
Как синеют кругом небеса.

Для крестьянской Руси война была непоправимым бедствием. Сколько русских людей погибло, не вернулось в отчий дом с войны. В поэме «Анна Снегина» поэт говорит, что «…война мне всю душу изъела». Ему хочется верить, что беда, может быть, обойдет отчий дом стороной. Но беда пришла:

Понакаркали черные вороны:
Грозным бедам широкий простор.
Крутит вихорь леса во все стороны,
Машет саваном пена с озер.

Война — человеческое горе. Поэтому Есенин всей душой переживает за родную землю. В его стихотворениях ясно слышится голос народного гнева. И поэт всем сердцем хочет помочь России взвалить часть невзгод на свои молодые плечи, и поэтому стихи его звучат как клятва верности Отчизне:

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

Для творчества Есенина характерно также отношение к родине, как к живому существу, способному страдать и веселиться:

…А Русь все также будет жить,
Плясать и плакать у забора…

Тема родины занимает центральное место в творчестве Есенина. От пейзажных зарисовок, описаний быта рязанской деревни поэт переходит к осмыслению судьбы России, которая переживается им на глубоком личностном уровне.

«…В Есенине жила красивая гипотеза России. Как сейсмограф, он уловил колебания времени. Россия кричала в нем, кричала им и через него. Я не знаю более национального поэта в России, он не мыслим ни в какой другой стране. По силе открытости, непосредственности, обнаженности нет, на мой взгляд, равного ему. Как никто, он чувствовал несовершенство мира, переживал это несовершенство, как свою глубоко личную трагедию», — так о поэте говорил Е. Винокуров. И так может сказать о Сергее Есенине каждый, кому близки его стихотворения, кто над страницами его поэтических сборников так же сопереживал судьбе своей Родины. 









Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Сочинение на тему родины по произведениям Сергея Есенина. Поищите еще с сайта похожие.

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
С. Есенин

“Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве”, – писал поэт Сергей Александрович Есенин. И действительно, слова “Россия”, “Русь”, наверное, чаще всего встречаются в стихах Есенина, и почти в каждом из них – тихое признание в любви Родине.

И эта любовь у Есенина естественна, как дыхание.

Любовь к России не просто чувство, но и это жизненная философия, основная в есенинском миропонимании. Природа России у Есенина – это нечто одухотворенное, живое.

Вижу сад в голубых накрапах,
Тихо август прилег ко плетню.
Держат липы в зеленых лапах
Птичий гомон и щебетню.

Родина для поэта – это все, что он видит, чувствует, все, что его окружает. Поэтому так трудно и порой невозможно отделить эту тему от других. Чувства к Родине переплетаются у Есенина с чувствами к женщине, природе, жизни. Вспомним есенинское стихотворение о женщине, так зримо окаймленное осенним пейзажем:

Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.

Природа у Есенина – живое существо, наделенное одинаково беззащитной душой. Поэтому равно нежны его стихи и о женщинах, и о деревьях, и о животных.

Но, наверное, никогда не имела бы такой магической силы лирика поэта о родной земле, если бы он за этой “малой” родиной не видел “большой”. Есенин гордился мощью и необъятностью своей страны силой, что заложена в ней:

Я буду воспевать
Всем существом поэта
Шестую часть земли
С названьем краткие “Русь”.

Его не могла не мучить отсталость, дикость России, беспросветная тяжесть крестьянского труда. Поэтому он восторженно принимает Февральскую революцию. Октябрь поначалу показался ему простым продолжением Февраля, ему виделся только вихрь, “бреющий бороду старому миру”.

А оказалось, что повелевают бурей не его знакомые эсеры, а малопонятные серьезные люди – большевики, и что теперь никто не интересуется феноменом русской национальной жизни.

В творчестве Есенина отражается борьба двух чувств: понимание неизбежности перемен, попытка принять их, осознать, и в то же время боль, что уходит в прошлое прежняя, воспетая им “деревянная Русь”, нищая, но милая его сердцу. Вместо ожидаемого “мужицкого рая”, сказочного края Инонии – тучами изглоданное небо, выбитые окна в избах. Казалось, из России ушла душа.

Цикл стихотворений “Москва кабацкая” – свидетельство душевной трагедии человека, потерявшего опору в жизни и, несмотря ни на что, надеющегося эту опору обрести.

Вспоминая свое детство в стихотворении “Русь советская”, поэт ощущает свое родство с русской природой. Но если прежний Есенин как бы спешил излить в стихах переполнявшие его сердце чувства, то новый Есенин пытается размышлять над особенностями своей эпохи, постичь ее противоречия. Перед нами раздумья поэта о жизни, о Родине.

В начале 20-х годов Есенин совершает длительные зарубежные поездки. В результате он особенно остро почувствовал, чем является Родина для человека, и для русского человека, наверное, в особенности.

Америку Есенин воспринял как безумный мир чистогана и духовной нищеты. И теперь он пытается по-другому увидеть оставленную им и проклинаемую новую Россию:

Теперь со многим я мирюсь
Без принужденья, без утраты.
Иною кажется мне Русь,
Иными – кладбища и хаты.

Поэт пытается оправдать и принять новую большевистскую Россию:

Но Россия… вот это глыба…
Лишь бы только Советская Власть!..

Он хочет верить, что советская власть, социализм возвысят человека, что все делается во имя его и для него. Есенину кажется, что вдали от родной земли, наконец, “прояснился омут в сердце мглистом”. “Учусь постигнуть в каждом шаге/ Коммуной вздыбленную Русь”, – пишет поэт. Вспомним “Балладу о двадцати шести”.

Народ у автора – “и крестьянин, и пролетариат”. У народа одна цель: “Коммунизм – знамя всех свобод”. Поэт хотел найти себя в новой России, принять ее и поверить ей.

Об этом – “Песня о великом походе”, “Стансы”, “Анна Снегина”.

Равнодушен я стал к лачугам.
Мне теперь по душе иное…
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.

“Русь советская”, “О России и революции”, “Страна советская” – так называет Есенин свои новые книги. Но поэт так и не стал “певцом и гражданином в великих штатах СССР”:

Приемлю все,
Как есть все принимаю.
Готов идти по выбитым следам.
Отдам всю душу Октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.

Поэт, по сути, выбирает не выход, а тупик. Отдать душу и не отдать лиру – значит перестать быть поэтом. “Русь советская” оказывается чужой.

“Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы”. Но России той, прежней, уже нет. И поэтому Есенин – чужой ей, незнакомый, а “те, что помнили, давно забыли”. Жизнь идет мимо.

Сельчане “обсуживают жись”, комсомольцы “поют агитки Бедного Демьяна”. Поэт не приемлет этого. Старого уже нет.

Он – нигде. Пустота. Одиночество. Все вокруг чужое:

В своей стране я словно иностранец…
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Однако, уже будучи как бы в ином мире, в небытии, “в стране, где тишь и благодать”; Есенин благословляет новую жизнь, ту жизнь, в которой ему нет места, новую юность:

Цветите, юные! И здоровейте телом!
У вас иная жизнь, у вас другой напев.

Мы живем в переломную эпоху. И опять идем по кругу. Россия уходящая – и Россия новая.

И снова у людей возникает ощущение осиротелости и неприкаянности. И не поэтому ли так пронзительно звучит сегодня есенинское:

Не ты ль так плачешь в небе,
Отчалившая Русь?

‹ Сергей Есенин. Биография Вверх

С. А. Есенин Рефераты и Сочинения

Loading…

  • Отыскать как пишется правильно и почему
  • Отчет по месячнику школьных библиотек сказки и народные сказки мира
  • Отыскать или отискать как пишется правильно
  • Отчет по итоговому сочинению 11 класс
  • Отыгрывается как пишется слово