- Сочинения
- По литературе
- Тургенев
- По роману Отцы и дети
Взаимоотношения между взрослыми и детьми остается вечной проблемой, и Тургенев решил попытаться ее раскрыть в произведении «Отцы и дети». Кроме этого она является для автора не только главной, но и серьезной, которую нужно как можно скорее решить. И ее никто не может решить, хотя многие и старались. Это были писатели и критики, журналисты и психологи, а также и художники и композиторы. Проблема звучит прямо в самом названии произведения. Больше всего на свете автору произведения хочется отыскать ответ на данный вопрос.
Оно было выпущено в свет как раз в тот момент, когда в мире назревали данные проблемы и с ними никто не мог справиться.
Здесь идет война между Кирсановым и Базаровым. Когда эти два человека встретились впервые, то ни один из них не подал другому руки. Немного позже читатели начинают различать вид каждого из героев.
По тому, как ссора между ними разрастается, и их отношение друг к другу также растет. Евгений старается всех убедить в том, что он нигилист, а вот его Аркадий во всем его поддерживает и помогает. Вот только немного позже открывается все на высшем уровне и все что они говорят не правда.
И завершить свою ссору они решают дуэлью. Кирсанов получает очень сильно ранение, а тем временем Базаров навсегда старается покинуть это место и забыть все, что здесь произошло.
Эти споры и ссоры никогда не закончатся между молодым и старым поколением. Ведь молодые уверены в том, что все нужно менять и чем быстрее это произойдет, тем лучше им будет жить. А вот старые наоборот уверены в том, что новое ни к чему новому их не приведет и все будет плохо. Именно поэтому нужно жить только по старым законам и правилам, которые уже проверило время.
Николай старается стать ближе к своим родителям и стал чаще приезжать к отцу. Кроме этого ему хочется рассказать о том, что у него уже давно появилась своя семья. Вот только об этом он рассказывать стесняется.
А вот у Евгения появилась любовь, о которой он давно мечтал. И этим ему хочется поделиться с родителями, вот только самому обо всем рассказывать не хочется и он ждет, когда спросят родители. Мать старается ничего не говорить своему сыну лишнего, хотя очень хочет узнать про личную жизнь, этого же не делает и отец. А вот когда он приезжает к ним в следующий раз, то на все смотрит совсем по-другому. Кроме этого любовь уже прошла, и рассказывать сильно не о чем.
В конце Аркадий находит свою любовь в лице Екатерины и живет с ней счастливо. А вот Павел Петрович уезжает навсегда за границу.
2 вариант
Роман указывает на общественные противоречия середины XIX века. Но главный конфликт, освещаемый в произведении, имеет если не античные истоки, то шекспировские непременно. Ситуация показательна: идейные противоречия порой важнее родственных уз.
Императорское руководство после фиаско на Черном море осознало, что состояние экономической и политической жизни совершенно разорено. Плеяда перемен, поднявших страну на дыбы, дала новый толчок общественному развитию. Скакуны перемен под императорским предводительством решительно направились в сторону реформ, которые осуществятся немного позднее написания фабулы романа.
Реформированная общественная система вызвала пробуждение революционных идей среди одной социальной страты: это молодежь из высших учебных заведений, отрицающие старые формы жизни, проповедующие просвещение . Эти люди посеяли семя, которое своими мощными корнями взрыхлит на два штыка лопаты общественную почву и призовет штыки солдатских ружей через 50 лет. Представителем этой страты был и Евгений – идейный противник консервативного семейства Кирсановых. Молодой Аркадий Кирсанов тоже изначально соглашался по многим вопросам с Базаровым. По ходу череды конфликтов студент осознал, что личное для него важнее незримого будущего. Чувство любви оказалась для него предпочтительнее, чем вечное одиночество. Этот юноша не мог быть нигилистом. Уют родового гнезда – не то, к чему стремится революционер.
Базаров до кончины остается верен себе. Он мог нежно чувствовать и быть любимым, но самое нежное чувство – ничего не значит перед борьбой с мертвым укладом бытия консерваторов, его твердолобостью. Отношения с родителями и с противоположным полом – пыль перед лицом бессмертия, которое принесет успех нигилистов и будущая социальная катастрофа сторонников царизма. Для Базарова самоцель — это ломать и крушить фундамент империализма. Не зря он выбрал стезю медика: наука любит четкие и решительные действия, а не пустословие гуманитарных «болтунов». Обыденные людские душевные проявления тоже касаются Базарова: он выказывает порой сыновье уважение к отцу с матерью, симпатизирует в суженой Анне Одинцовой, которая с ним похожа во взглядах. Но Базаров – «одинокий волк»- лучше одному, чем со «слабаками» или любовницей, которые не в состоянии идти до конца. Он подавляет себе сострадание к себе, в первую очередь.
К крестьянской массе Базаров относится снисходительно, но сельчане видят, что это «свой» парень — не барским духом от него пахнет. Мужик боится его, но принимает барина в свою стаю. Так же к нему относится и невеста отца Аркадия, которая нашла его интересным человеком.
Родственники Аркадия – противники Базарова, потому что они тоже боятся молодого медика, но не питают к нему пиетета. Презирают. Если Николай создает лишь видимость неприятия нигилизма, то Павел просто фибрами души ненавидит его. Для него барство – черта элиты, данная императором-батюшкой в стародавние времена. Он оголтелый приверженец аристократизма, эти понятия впитаны им с молоком матери. Ему даже приходиться покинуть страну, чтобы не предавать свои идеалы. Показательна сцена дуэли из-за девушки – так отношения выясняли только дворяне. Евгений иронизирует над этим фактом.
Писатель не принимает точки зрения героев однозначно: он дает право самому читателю подумать, кто прав. Но для себя он считает, безусловно: дивный новый мир будут строить Базаровы, а не Аркадии. Многие современники пытались образумить писателя, но ветер истории смел их скепсис в 1905, а затем в 1917 году.
Сочинение-рассуждение 3
Пожалуй, самым долгим конфликтом является борьба между детьми и их родителями. И особое внимание этой проблеме уделяет писатель Тургенев в своем произведении под названием «Отцы и дети»
Сюжет этого романа заключается в конфликте, который происходит в одной семье между старым и молодым поколением. Молодое поколение имеет свои ценности и принципы, не желает жить под диктовку старших. Ведь старшее поколение привыкло давать советы и указывать как нужно жить и действовать молодежи. Это противостояние длится долгими годами, и происходит и по сей день. Сейчас же молодежь и вовсе высмеивает мысли и поступки старшего поколения, и вовсе перестало уважать старших.
Одними из важных героев, участвовавших в конфликте являются Кирсанов и Базаров. Персонаж Евгения Базарова довольно мрачный, он отстранен от мира, но он все же ведет борьбу. Он трудолюбив и ему чужды манеры аристократов. Он достаточно умен и ненавидит рабство. Он независимый человек не способен подвергаться чему-либо мнению, особенно аристократам. Базаров является сильной личностью. Кирсанов же положительный герой, он педант. Старается выглядеть опрятно и безупречно со всех сторон. Он настоящий аристократ, не любящий трудиться.
Молодой герой старается всегда и во всем помогать людям. Он решает их проблемы.
Герой Кирсанова защищает и встает на сторону старого режима. Он относится к старшему поколению. А вот Евгений, напротив, имеет большое желание сломать этот режим, все расчистить, прежде строить. С самой первой встречи Кирсанов начал чувствовать неприязнь к Базарову, а позже и вовсе возненавидел. Ведь между героев были совсем разные жизненные взгляды.
Также в произведении идет речь о споре Базарова со своими родителями. Он хоть и любит своих родителей, но не желает соглашаться с их жизненными принципами, считает их глупыми.
Кроме конфликта, также автор затрагивал и тему любви. Герои также по-разному относились и к этому прекрасному чувству. Базаров считал, что любовь это что-то примитивное. А вот его противоположный герой может полностью открыть душу. Базаров описывается, как хитроумный, ему были важны собственные принципы.
Конфликт между этими двумя поколениями распространился абсолютно на всех. Старшее поколение же продолжает мыслить консервативно, а молодежь хочет всегда двигаться вперед, она желает сами познавать мир, хоть и совершают ошибки, но их это не останавливает.
Молодежь двигает общество вперед, а старшее поколение должно помочь им не совершить много ошибок.
Вариант 4
Итак, «дети» — Евгений Васильевич Базаров и Аркадий Кирсанов. Базаров окончил медицинский факультет местного университета. Они – друзья. Внешнее описание Базарова – нескладный человек высокого роста в длинном одеянии с кистями. Худое лицо, широкий «сократовский» лоб, заострённый хищный нос, круглые зелёные глаза и модные по тому времени рыжие бакенбарды, тонкие губы. Темно-русые длинные, густые волосы прикрыты фуражкой.
Какой вывод можно сделать о человеке с таким описанием? Не следит за своей внешностью, скрытный, не любит проявлять свои чувства, не располагает к себе, всегда уверенный в своей правоте, умный.
Аркадий Кирсанов тоже окончил университет, и едет в деревню к отцу. Тургенев не даёт точного его описания. Видимо, это не имеет значения. Известно лишь одно – это приятный юноша.
«Отцы» — Кирсанов Николай Петрович. Это отец Аркадия, дворянин, живёт в своей усадьбе. У него есть земля и 200 крепостных крестьян. Родом с южных районов России, имеет высшее образование. В армии не служил из-за травмы ноги, приведшей к хромоте. Его отец был генералом без образования. Но в семье всеми командовала мать Николая Петровича. Женщина жила в своё удовольствие, заправляла всеми делами — этакий генерал в юбке. Изредка вспоминала, что у неё есть дети.
Отец не уделял должного внимания воспитанию детей, поэтому Николай Петрович рос хилым, болезненным ребёнком, не дрался со сверстниками, всё больше читал. Был добрым, спокойным мальчиком. Окончил университет, взял в жёны дочь чиновника. Они прожили в своём родовом гнезде в любви и согласии 10 лет.
Жили душа в душу, вместе занимались хозяйством, отец любил читать и ездить на охоту. Мать Аркадия умерла, когда он был ещё ребёнком. Отец сам взялся за воспитание сына. Потом он поступил в университет. И отец первые два года учёбы жил с сыном в городе. А потом вернулся назад, в деревню. Теперь вот сын закончил учёбу и едет к отцу.
Про Николая Петровича Базаров отозвался хорошо, он ему понравился. Он его назвал «славным малым и добряком». И добавил, что стихи ему явно не пригодятся в хозяйстве, в котором он ничего не смыслит.
У Николая Петровича есть старший брат Павел, который живёт вместе с ним. Он офицер в отставке, старый преданный служака. Долг и честь офицера для него превыше всего. Это был человек сорока пяти лет невысокого роста, спортивного телосложения. Любил английскую одежду, носил модный галстук и лаковые полусапожки.
Короткая стрижка, желчное лицо, правильные черты лица, полное отсутствие морщин. Лицо ещё не потеряло следы былой красоты. Особую выразительность ему придавали черные миндалевидные глаза. Во всём облике угадывалось изящность и породистость.
Ясно, что ему Базаров не понравился с первого взгляда. Прямая противоположность. Он олицетворяет собой всё, что так ненавистно Павлу Петровичу.
Базаров отнёсся к нему равнодушно. И охарактеризовал его в разговоре с Аркадием, «деревенским щёголем». Слава Богу, Павел Петрович этого не слышал, иначе сразу бы вызвал его на дуэль.
Есть ещё красивая молодая женщина Анна Сергеевна Одинцова. Красавица. Наверное, унаследовала красоту от матери, она была из обедневшего княжеского рода. Но порода просматривается, несмотря на толщину кошелька. А вот, кстати, их семейный кошелёк батюшка мадам Одинцовой благополучно проиграл.
Но Анна Сергеевна удачно вышла замуж за богатого, старше себя, человека. А после его смерти унаследовала всё его состояние. И благополучно жила вместе со своей младшей сестрой.
Базаров с лёгкостью оценивает совершенно не знакомых ему людей. Что это – смелость, честность в высказывании мнений или самоуверенность и предвзятое отношение к окружающим? Или просто невоспитанность, неумение прощать другим их слабости, чёрствость?
Также читают:
Картинка к сочинению По роману Отцы и дети
Популярные сегодня темы
- Сочинение Верность и измена
Для людей в современном мире часто не существует ясных идеалов, которые были бы непреложными. Правда меняется в зависимости от обстоятельств, мнение определяется поиском большего комфорта и выгоды.
- Анализ произведения Два капитана Каверина
Каверин захотел написать данный роман в 1936 году. Это желание вызвал один ученый, который поведал писателю очень интересные истории. Три месяца Вениамин Александрович занимался написанием работы
- Сочинение на тему День знаний 1 сентября праздник
Когда мы говорим о первом школьном дне, то сразу же представляем себе праздничную линейку, посвящённую Дню Знаний. Девочки в белых бантах и нарядные мальчики радуют взгляд учителей и родителей
- Примеры совести из жизни для сочинения
Совесть – это моральное качество, которое мучает человека, когда тот отходит от правды и поступает несправедливо. Наличие совести свидетельствует о порядочности человека
- Золотая пора детства в произведении Детство Толстого
Детство – это возрастной период от младенчества до юности. Главным героем в повести «Детство» оказывается мальчик- Николенька Игнатьев.
Цель: обобщение и систематизация знания студентов после изучения романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Задачи:
- Проверить уровень сформированности знаний текста романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева.
- Формировать эстетические идеалы посредством развития творческих способностей студентов.
- Проникнуть путем совместного исследования в сущность взаимоотношений отцов и детей.
- Формировать умение доказательно вести в споре «свою линию».
- Развивать речь студентов путем самостоятельного формулирования выводов и обобщений.
- Воспитывать интерес к творчеству И.С.Тургенева, уважительное отношение к мнениям людей разных поколений.
Материал к уроку: портрет И.С.Тургенева, мультимедийное оборудование, видеофильм «Отцы и дети», музыка из к/ф «Мой нежный и ласковый зверь», карточки с портретными характеристиками, карточки для конкурса «Мысль изреченная», карточки с надписями «отцы», «дети», «эксперты», кленовый листочек, цветные мелки.
Ход урока
I. Оргмомент
(Приветствие, сдача рапорта студентами, проверка оборудования рабочего места).
II. Закрепление изученного материала.
1. Сообщение цели урока.
– Внимание на экран.
(Демонстрируется отрывок из фильма «Отцы и дети» по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»).
– По какому произведению поставлен фильм, отрывок из которого вы сейчас видели?
– Это тургеневское творение по праву заслужило название «книги поколений». Не сомневаюсь, что сегодняшнее занятие подтвердит слова выдающегося деятеля отечественной культуры А.В.Луначарского, сказанные в 1925 году:
«… несмотря на то, что мы не похожи на людей тогдашнего времени, «Отцы и дети» еще живой роман…»
и слова критика А.А.Жука, сказанные в 1981году:
«Этот роман [Отцы и дети] стал одним из центральных в русской литературе, ибо «впитал» все, что уже было открыто литературой о «новых людях», сформулировал и глубоко осмыслил эту главную для общественного развития тему.Он актуален и сегодня».
– Почему же два высказывания, написанные в разное время, так созвучны?
(Проблема взаимоотношений отцов и детей, которую автор поднимает в своем произведении, актуальна во все времена).
– Эта проблема в центре нашего внимания на заключительном уроке по произведению И.С Тургенева «Отцы и дети».
2. Беседа.
– Почему роман так назван?
(Роман назван «Отцы и дети» не случайно: автор противопоставил в нем людей 40-х гг., либеральных дворян, и шестидесятников, разночинцев-демократов. Роман не исчерпывается только социальным звучанием, это и психологический роман. И.С.Тургенев противопоставляет два поколения – отцов и детей в полном смысле этого слова.)
– Какими предстают перед нами в романе дети, отцы?
(Дети – нигилисты, они считают своим делом все отрицать, но у них нет положительной программы, они не предлагают ничего взамен. Отцам страшно представить разрушение «всего» в обществе. Они не реакционеры, а либералы.)
– В какие годы создавался роман «Отцы и дети» И.С.Тургенева?
(Роман был написан в 1860-1861гг).
– Чем характерно это время?
(Время написания романа– период сложный для России. Была проиграна война с Турцией. Произошли изменения во внутренней политике: смена царствования. Смерть Николая I закончила эпоху репрессий. Во время правления Александра II в России процветает стремление к образованию в различных слоях населения. Разночинцы становятся реальной общественной силой. Аристократия же свою передовую роль утрачивает. Разумеется, образование, которое получали разночинцы, принципиально отличалось от дворянского. Аристократическая молодежь училась «для себя», чтобы быть образованными. Разночинцы же такую роскошь, как расширение кругозора, не могли себе позволить. Им необходимо было получить профессию, которая их будет кормить, и приносить реальную пользу людям. Эта настроенность и определила круг специальностей, которые преимущественно выбирали разночинцы. В основном это были естественные науки, духовный мир они начисто отрицали. Именно на базе этих взглядов строится теория Евгения Базарова, главного героя романа «Отцы и дети». Он выбирает профессию медика, т.к. ему надо, во-первых, о себе позаботиться в будущем, во-вторых, он желает принести пользу людям, в-третьих, она не мешает его нигилистическим взглядам. В образе главного героя Тургенев точно воссоздает типичного представителя нового поколения.)
– Базаров – медик по профессии, но обладает как положительными, так и отрицательными чертами характера. Назовем их.
(Он работоспособный, ответственный, с удовольствием занимается любимым делом – медициной, самосовершенствуется, но он резок, высокомерен, что не позволительно для представителя этой профессии.)
– Отец Базарова тоже медик, и часто они говорят об одном и том же. Но везде Базаров – старший употребляет латинские термины, сын упрямо переводит их на русский язык. Найдите примеры в тексте.
(Работа с текстом)
– Только однажды Базаров сурово вернет отца к реальности грозным названием своей болезни: пиэмия:
«Старина, – начал Базаров сиплым и медленным голосом, – дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь.
… Василий Иванович дрогнул и похолодел от страха.
– Положим, – сказал он наконец, – положим…если…если даже что-нибудь вроде… заражения…
– Пиэмии, – подсказал сын.
– Ну да…вроде…эпидемии…
– Пиэмии, – сурово и отчетливо повторил Базаров. – Аль уж позабыл свои тетрадки?»
– Какая деталь в данном отрывке характеризует героев?
(Латынь – вывеска учености, знак отличия. Базаров – старший, которому получение профессии, скорее всего, далось нелегко, гордится этим, поэтому обыденную речь перемежает специальной терминологией. Базаров – младший привык называть вещи своими именами. Работа всецело его поглощает, он многого достиг, но понимает, что это не предел. Для него латынь – необходимая часть научных исследований. И отец и сын едины в одном – постановка диагноза на латыни неоспорима. Это язык науки.)
– Как ведет себя герой перед смертью?
(Он мужественно принимает вызов судьбы. Чувствуя неотвратимость конца, он не струсил, не попытался обмануть себя. Привлекает не только его сила воли, но и человечность его поведения. Он становится нам ближе перед смертью. Она сближает его и с родителями, которых при жизни он не всегда понимал.)
– Что лежит в основе сюжета произведения?
(В основе сюжета лежит острый конфликт между отцами и детьми).
– Во время анализа романа ваши мнения, кто же прав, «отцы» или «дети», разделились. Кто-то из вас придерживался позиции «отцов» в романе, кто-то поддерживал детей. По итогам работы были образованы группы:
- «отцы»;
- «дети».
(Учитель ставит таблички с надписями «отцы» и «дети» на столы, вокруг которых сидят группы).
– Дальнейшая работа будет организована в группах. Ваша задача – доказать позицию представителей своего поколения, кто же в романе прав – «отцы» или «дети»? По результатам работы мы посмотрим, чья же позиция оказалась более доказательной.
– Вашу работу в группах будут оценивать эксперты из числа студентов группы, которые проявили себя на уроках анализа произведения наиболее активно. Это студентка …
3. Работа в группах.
А) «Век нынешний и век минувший».
– Сейчас вам предоставляется возможность почувствовать себя на месте действующих лиц романа «Отцы и дети». Вы должны их угадать, а затем ответить на вопросы от лица угаданного героя. Группы задают вопросы друг другу.
Задание команде «отцов».
Узнай героя.
«Аркадий … увидал на крылечке господского домика высокого, худощавого человека, с взъерошенными волосами и тонким орлиным носом, одетого в старинный военный сюртук нараспашку».
Вопрос:
Уважаемый Василий Иванович, вы давно уже в отставке, но медицинскую практику не оставили, лечите крестьян. Это благотворительность или же средство существования для вашей семьи? (Все это я делаю gratis – анаматер», т.е. даром (лат.), по-любительски (франц.)).
Задание команде «детей».
Узнай героя.
«Лицо длинное и худое, с широким лбом, вверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».
Вопрос:
Перед вами автопортрет известного художника итальянского Возрождения Рафаэля Санти. Павел Петрович упомянул о молодых художниках, которые «Рафаэля считают чуть ли не дураком». А каково ваше отношение к творчеству великого итальянца? (« По-моему, – возразил Базаров, – Рафаэль гроша медного не стоит, да и они [ художники нового поколения – О.Х.] не лучше его».)
Задание команде «отцов».
Узнай героя.
« На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском. Как новое серебро; лицо его, желчное. Но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной…»
Вопрос:
Ваш брат увлекался Пушкиным, «благоприятствовал Гете и Шиллеру. А какие авторы и книги вам интересны? Много ли вы читали? (Павел Петрович «прочел всего пять, шесть французских книг» в молодые годы. Позднее «стал читать все больше по-английски».)
Задание команде «детей».
Узнай героя.
Подробного описания внешности этого персонажа в романе не содержится, портрет создается писателем посредством деталей: «в тарантасе мелькнул околыш студенческой фуражки», «безбородая, запыленная и загорелая щека молодого кандидата».
Вопрос:
Несмотря на надетую вами «маску» нигилиста, в вашей речи нет-нет да и проскользнет красивое словцо, поэтичное сравнение. Так, однажды, увидев, как падает с дерева сухой кленовый лист, вы произнесли возвышенную речь. Будьте любезны, возьмите сейчас в руки засушенный кленовый листок (ведущий вручает его игроку) и пофилософствуйте, как некогда в разговоре с Базаровым. («Посмотри, – сказал вдруг Аркадий, – сухой кленовый лист оторвался и падает на землю; его движения совершенно сходны с полетом бабочки. Не странно ли? Самое печальное и мертвое – сходно с самым веселым и живым».)
– Эксперты оценивают работу групп.
Представителей своего поколения вы знаете замечательно, посмотрим, как вы знаете текст романа.
Б) Викторина.
(Вопросы задаются поочередно группам).
– Эксперты оценивают работу.
(Приложение №1).
В) «Мысль изреченная».
– Главному действующему лицу романа Базарову принадлежит немало афористичных высказываний: иногда весьма ироничных, иногда парадоксальных, часто довольно глубоких и интересных по содержанию. Сейчас вы получите листы с заданием, суть которого состоит в том, чтобы вставить в предложенные цитаты ключевые слова. На работу вам пять минут.
Задание команде «отцов».
- «Природа не храм, а [?], и человек в ней работник». (Мастерская).
- «Всякий человек сам себя [?] должен». (Воспитать).
- «Порядочный [?] в двадцать раз полезнее всякого поэта». (Химик).
Задание команде «детей».
- «[?] … ведь это чувство напускное». (Любовь).
- «Исправьте [?] и болезней не будет». (Общество).
- «Кто [?] на свою боль, тот непременно ее победит». (Злится).
– Проверяем работу групп. Эксперты оценивают.
Г) Заполнение таблицы «Ассоциации».
Текст романа и его героев вы знаете хорошо. А какие ассоциации вызывают у вас понятия «отцы» и «дети»?
В таблицу необходимо внести свои ассоциации к понятиям «отцы» и «дети». Группа «отцов» заполняет первую колонку, группа «детей» – вторую. Третью колонку заполним вместе. На работу вам 3-4 минуты. (Приложение №2).
Отцы | Дети | Взаимоотношения |
– Как противоречивы определения, которые вы дали понятиям «отцы» и «дети», так противоречивы и их взаимоотношения. Таким образом, каковы бы не были отношения между сторонами этого конфликта, он неизбежен.
– Эксперты оценивают работу групп.
Д) Творческая работа.
– Составляем синквейн. Вспомним алгоритм написания синквейна. (Приложение №3). В основе должна быть главная мысль, выраженная одним словом.
Для команды «отцов» – это слово «отцы», для команды «детей» – это слово «дети».
На работу вам 3 минуты.
– Проверяем. Читает синквейн группа «отцов»… «детей».
– Ваши мысли. Чья точка зрения в романе верна?
– Выступления экспертов.
Е) Исследовательская работа.
– Следующая ваша задача – доказать свою позицию. Группа отцов доказывает, что их позиция в романе верна, а детей – их. На работу вам 8-10 минут.
(Пока студенты работают в группах, звучит вальс из к/ф «Мой нежный и ласковый зверь»).
– О результатах исследования докладывает группа «отцов», группа «детей».
(Выступления студентов).
– Слово экспертам.
Ж) Оценка работы.
– Слово экспертам (эксперты подводят итоги работы в группах, высказывают свое мнение).
З) Рефлексия.
(Студенты оценивают свою работу в группе).
– С вашим мнением созвучно стихотворение Дмитрия Минаева «Отцы или дети» ? Параллель»
(Звучит стихотворение).
(Приложение №4).
III. Итог.
– Проблема отцовства одна из важнейших для людей всех времен и народов. Только осознание человеком своих корней, духовной связи с прошлым дает ему будущее. «Дети» принимают в наследство от «отцов» весь духовный опыт человечества. Разумеется, они не должны рабски копировать «отцов» – необходимо творческое переосмысление их жизненного кредо. В конце романа это понимает Аркадий и принимает позицию отцов. Базаров остается один. Одиночество и внутренний разлад (в душе героя) лишь подтверждают позицию старшего поколения.
Поколение отцов более мудрое, многому научившееся за годы своей жизни. Об этом говорит и Библия.
(Видеоролик из презентации).
– Ваши мысли.
IV. Домашнее задание.
– Написать сочинение на тему «Отцы и дети нашего времени».
Приложение.
- Сочинения
- По литературе
- Тургенев
- По роману Отцы и дети
Роман «Отцы и дети» был написан великим классиком русской литературы Иваном Сергеевичем Тургеневым в 1862 году, который был достаточно тяжелым годом для всей России.
В романе рассматриваются проблемы взаимоотношений старшего и младшего поколений, которая существовала всегда. Она четко проявляется в те моменты, когда развитие общества переламывается и меняет свое направление. Тогда отцы и дети несут за собой разные идеи, будучи людьми из разных эпох. Такое время наступило в России в середине 19-го века. Именно тогда консервативное дворянство воевало с молодежью, которая была пропитана революционно-демократическими идеями. Такая тема задета в произведении «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева. Роль «старого поколения» играют братья Кирсановы, а «младшего поколения» Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров.
Сильнее всего выделяется конфликт «старых» и «молодых» в отношениях между молодым «нигилистом» Евгением Базаровым и дворянином Павлом Петровичем – истинным представителем русской аристократии. Также Тургенев отлично сумел показать то, насколько тяжелы были взаимоотношения Базарова с его родителями. То же самое касается Кирсанова младшего и его отца. Автор ставит друг против друга два поколения как при помощи различающихся идей, так и внешним видом. Описывая Евгения Базарова, Иван Сергеевич Тургенев подчеркивает в нем его извечно печальный вид, отличный для того времени ум (Базаров учился на врача, поэтому относился к интеллигенции) и отгороженность от окружающего мира. При характеристике Павла Петровича отмечаются его чопорный внешний вид, ухоженность, красивая внешность, блестящая лаковая обувь.
В произведении образ жизни «старых» дворян противопоставляется быту «новых». Павел Петрович живет, как истинный дворянин, придерживающихся старых идей. Он празден, все себе позволяет, бездельничает. Он принимает все, что оставили предки. Ему противопоставлен Базаров – приверженец нигилистских взглядов. Молодой человек день и ночь ответственно работает, занимается медициной, старясь принести пользу обществу. Базаров-нигилист ни во что не верит, а также считает любовь обыкновенной химической реакцией в человеческом мозгу. Для него старшие не являются авторитетом.
Через противопоставление этой пары героев лучше всего раскрывается конфликт поколений, который будет существовать всегда.
Вариант 2
Произведение посвящено новым идеям, проникших в Россию девятнадцатого века. В образах его героев автор показывает разные стороны противоположных убеждений, господствовавших тогда в обществе.
События вращаются вокруг Евгения Базарова. Это образ последовательного нигилиста, отрицающего все, что дорого прежним поколениям. Человек с искренними убеждениями и твердой волей, Базаров видит критерием истины только непосредственную пользу, отвергая как искусство, так и чувства, и психологию. Естественные науки он превращает в предмет нового культа. Хотя этот персонаж сам принадлежит к дворянам, но он отвергает сословные привилегии. Задачей своей и собственного поколения нигилист видит только в разрушении. Он, конечно, не отрицает необходимость создания чего-то нового, но этот вопрос его абсолютно не занимает.
Часть героев романа (например, друг Базарова Аркадий и Николай Петрович Кирсанов) пытаются сгладить конфликт. Брат Николая Петровича Павел, наоборот, яснее чувствует опасность нигилизма, ведущего к революции и хаосу и нападает на Базарова. Дело доходит даже до дуэли, хотя поводом для нее послужили формально не идейные разногласия, но причина была во взаимной неприязни.
Однако автор показывает ограниченность и слабость Базарова. Тот боится чувства любви, которое у него пробуждается к Одинцовой. Он лишь сухой прагматик, видящий реальность очень однобоко. Кроме того, Тургенев подчеркивает, что когда этот персонаж пытается говорить с мужиками, то они не понимают друг друга. Базаров считает их глупыми, так как наполнен презрением абсолютно ко всем, а не только к представителям высших классов, не занятых непосредственно производительным трудом. Крестьяне также не воспринимают его всерьез, считая шутом гороховым. Автор романа верно показывает, что за революционерами нет реальной силы, по крайней мере, на тот момент не было.
На это же указывают и образы второстепенных героев, придерживающихся воззрений Базарова. Эмансипированная Кукшина и Ситников еще меньше, чем он подходят на роль реальной угрозы режима. Это ничтожные и пустые люди, которые, в отличие от Базарова, неспособны даже собственную жизнь строить определенным образом. Ставший подкаблучником «ниспровергатель устоев» Ситников – яркий тому пример.
В конце произведения Тургенев показывает более правильный, по его мнению, путь в лице Аркадия и его отца. Николай Петрович занимается общественной деятельностью, стремясь принести пользу, а его сын успешно управляет имением. Оба счастливы в личной жизни. Автор признает, что в этом есть что-то искусственное, но Базаров готовый хладнокровно как умереть, так и забирать чужие жизни вызывает гораздо меньше симпатий.
Тургенев не предлагает новый общественный идеал. Он лишь показал яркую и живую картину того, во что верили люди того времени и выразил свое негативное отношение к новым веяниям.
Сочинение 3
Пожалуй, самым долгим конфликтом является борьба между детьми и их родителями. И особое внимание этой проблеме уделяет писатель Тургенев в своем произведении под названием «Отцы и дети»
Сюжет этого романа заключается в конфликте, который происходит в одной семье между старым и молодым поколением. Молодое поколение имеет свои ценности и принципы, не желает жить под диктовку старших. Ведь старшее поколение привыкло давать советы и указывать как нужно жить и действовать молодежи. Это противостояние длится долгими годами, и происходит и по сей день. Сейчас же молодежь и вовсе высмеивает мысли и поступки старшего поколения, и вовсе перестало уважать старших.
Одними из важных героев, участвовавших в конфликте являются Кирсанов и Базаров. Персонаж Евгения Базарова довольно мрачный, он отстранен от мира, но он все же ведет борьбу. Он трудолюбив и ему чужды манеры аристократов. Он достаточно умен и ненавидит рабство. Он независимый человек не способен подвергаться чему-либо мнению, особенно аристократам. Базаров является сильной личностью. Кирсанов же положительный герой, он педант. Старается выглядеть опрятно и безупречно со всех сторон. Он настоящий аристократ, не любящий трудиться.
Молодой герой старается всегда и во всем помогать людям. Он решает их проблемы.
Герой Кирсанова защищает и встает на сторону старого режима. Он относится к старшему поколению. А вот Евгений, напротив, имеет большое желание сломать этот режим, все расчистить, прежде строить. С самой первой встречи Кирсанов начал чувствовать неприязнь к Базарову, а позже и вовсе возненавидел. Ведь между героев были совсем разные жизненные взгляды.
Также в произведении идет речь о споре Базарова со своими родителями. Он хоть и любит своих родителей, но не желает соглашаться с их жизненными принципами, считает их глупыми.
Кроме конфликта, также автор затрагивал и тему любви. Герои также по-разному относились и к этому прекрасному чувству. Базаров считал, что любовь это что-то примитивное. А вот его противоположный герой может полностью открыть душу. Базаров описывается, как хитроумный, ему были важны собственные принципы.
Конфликт между этими двумя поколениями распространился абсолютно на всех. Старшее поколение же продолжает мыслить консервативно, а молодежь хочет всегда двигаться вперед, она желает сами познавать мир, хоть и совершают ошибки, но их это не останавливает. Так и развивается общество. В противоречиях, уступках, иногда в конфликтах.
По роману Отцы и дети
Несколько интересных сочинений
- Герои произведения Маленький принц Экзюпери
Главным героем этого произведения является Маленький принц с золотым волосами. На нем есть корона и одет плащ. В его владениях маленькая планета, на которой расположена одна роза и вулканы.
- Сочинение Печорин и Грушницкий. Их отношения в романе Герой нашего времени
Лермонтов написал произведение «Герой нашего времени», которое в скором времени стало очень известным. Этот роман может трактоваться совершенно по-разному. Он также воспринимается по-своему ля всех читателей
- Характеристика и образ Милона в комедии Недоросль Фонвизина сочинение
В комедии Фонвизина «Недоросль» высмеиваются невежественные дворяне, которых в России было очень много. Такие персонажи кажутся еще более смешными, на фоне воспитанных и благородных людей, таких как Милон.
- Сочинение В чем заключается счастье?
В интернете, по запросу счастье самым популярным и распространённым является данное определение:Счастье — особое чувство, близкое к полному удовлетворению. Отталкиваясь от данного определения можно поразмышлять
- Сочинение Философская лирика Заболоцкого
Многие критики считают, что у Заболоцкого философией пронизаны все произведения. Во всех его стихотворениях виден след титанического труда, который нашел выход в большом количестве тем, которые он поднимал.
Сочинение на тему По роману Отцы и дети
Публикуем свежие сочинения по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» для учеников 10 класса.
Да, очень интересное!
40.61%
Да нет, бывали книги и получше
25.17%
Проголосовало: 6904
Сохрани этот сайт в закладки и поделись с друзьями в соцсетях! Портал «Знания!» — твой верный помощник в обучении 🙂
Этот рейтинг формируется на основании голосования наших читателей. Примите участие в голосовании: поставьте лайк лучшему на ваш взгляд варианту!
Вариант 1
Многие согласятся с тем, что конфликт между взрослым и молодым поколениями всегда присутствовал в жизни общества. Но особенно он обострялся в переломные этапы жизни общества, когда сталкивались две разные системы взглядов. Именно эта проблема была особенно заметна в 60-е годы 19 века в России. Ее ярко изобразил писатель И.С. Тургенев в своем романе «Отцы и дети».
Конфликт отцов и детей раскрывается через взаимоотношения представителя дворянства Кирсанова и молодого нигилиста Базарова. Также проблему можно проследить и во взаимоотношениях Базарова с собственными родителями, а также между членами семьи Кирсановых.
Базаров — представитель молодого поколения, которое отрицает устои старого общества и стремиться «расчистить место» для нового устройства. Мышление этих людей направлено на внутренний мир человека и на дела, приносящие реальную пользу обществу. Кирсанов же — полная противоположность. Его взгляды отражают мнение большинства представителей прошлого поколения того времени. Он консервативен, сосредоточен на внешнем: одежде и репутации. Любит проводить время, праздно развлекаясь на балах и бездельничая.
Несмотря на серьезные разногласия, родители Базарова любят своего сына. После его смерти они посещают его могилу. В доме Кирсановых также мы наблюдаем постепенное сглаживание конфликтов.
Роман показывает то, что разное мышление и взгляды на жизнь становятся поводом для возникновения серьезных проблем во взаимоотношениях между отцами и детьми. Но в то же время, родственные чувства побеждают и помогают примириться.
Вариант 2
Базаров — главный герой романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Он является ярким представителем молодого поколения 60-х годов 19 века России. Он называет себя нигилистом — человеком, отрицающим все, во что верят люди. Он выступает противником пустого и самолюбивого дворянства. Базаров считает, что его призвание — ломать порядок вещей и существующие нормы, чтобы изменить общество.
Базарову не знакомы сентиментальные чувства. Природа не вызывает у него ни капли восхищения. В любовь он т также не верит, называя ее дурью и белибердой.
Базаров проходит через череду испытаний, в том числе и через влюбленность. Встретившись с Одинцовой, он считает ее млекопитающим и считает, что не может быть никакой любви с ней. Но постепенно он чувствует в своем сердце зарождение незнакомых чувств, что приводит его к растерянности. Не встретив взаимности, Базаров испытывает сильный стресс, но сохраняет гордость.
Любовь просыпается у молодого человека и к родителям. Умирая, он просит Одинцову, чтобы та не забывала о «его стариках». К моменту своей смерти Евгений полностью преображается, становится понятным и близким для читателя. Он осознает, как сильно ошибался, отрицая все на свете.
Вариант 3
Основной конфликт романа «Отцы и дети» — это война демократических и либеральных взглядов. Базаров — представитель всего молодого поколения — противостоит разным представителям «Отцов» — членов семьи Кирсановых и собственным родителям.
Уже при первой встрече с Кирсановыми зарождается конфликт: он не сразу подает руку Николаю Петровичу. А брат Кирсанова вообще отказывается пожать руку Базарову, спрятав ее в карман. Даже внешний вид персонажей уже показывает значительные различия между ними: Кирсанов опрятен и аристократичен, Базаров же одет в балахоне и не особо заботится о том, как выглядит.
Конфликт между поколениями зреет и нарастает. Его содержание мы видим в ссорах и словесных баталиях. В конечном итоге все завершается дуэлью, на которой Базаров ранит Кирсанова. После этого молодой человек покидает дом, полностью разрывая отношения.
Смысл названия романа в том, чтобы отразить противостояние двух разных поколений. Поколение отцов убеждено в собственной правоте и старается придерживаться проверенных временем устоев. Поколение детей несет новые идеи и стремиться перекроить сложившиеся устои. Конфликт между поколениями просто неизбежен. Но все же необходимо научиться уважать взгляды друг друга и поддерживать связь, а не разрывать ее.
Вариант 4
Роман обращается к вопросам, которые волновали общество в 19 веке. Естественно, что и тему любви автор никак не мог обойти. Именно она проверяет героев и выявляет их подлинную сущность.
Главная линия любви в сюжете выстраивается вокруг отношений между Базаров и Одинцовой. Евгений — борец за все новое. Он не понимает, как можно находить удовольствие в романтических чувствах. Он считает, что любовь была выдумана романтиками. Но на самом деле людей связывает лишь взаимная симпатия. Базаров считает, что женщины созданы лишь только для развлечений, их не стоит воспринимать всерьез.
Однако жизнь приготовила молодому человеку сюрприз. В его груди постепенно зарождается нежное чувство к Анне Одинцовой. Вскоре любовь полностью погружает Евгения в абсолютно чуждое ему состояние: он «задыхается», а его тело буквально трепещет от этого чувства. Базаров сохраняет это чувство вплоть до своей смерти.
Анна первой начинает проявлять симпатию к молодому человеку. Но затем она пугается собственной влюбленности и отдаляется от него. Возможно, ей пришлось подавить влюбленность ради того, чтобы сохранить авторитет в глазах общества.
Мы видим и другой пример отношений, который выступает антиподом к главному и показывает нам, что искренняя любовь между двумя людьми возможна и делает их счастливыми. Это отношения Кати и Аркадия. Также автор описывает и отношения между отцом Аркадия и Фенечкой.
Автор хотел показать, что любовь — неотъемлемая часть жизни человека, не стоит ее отрицать. Нужно научиться принимать ее и выстраивать гармоничные отношения с человеком, которого любишь.
Вариант 5
Основная сюжетная линия, демонстрирующая неизбежность возникновения конфликта между двумя поколениями, — это спор Базарова и Кирсанова, как представителей нового и старого поколений.
Конфликт этих двух героев позволяет автору изобличить оба лагеря, показать плюсы и минусы как старой системы взглядов, так и нового нигилизма. Если выделить основные причины возникающих разногласий, то можно обратить внимание на 4 главных темы.
Первая тема — дворянство. Базаров воспринимает дворян как полностью бесполезных людей, бездушных и даже вредных. Кирсанов же считает, что дворяне — это движущая сила общества, которая ведет его вперед.
Вторая тема — нигилизм. Павел Петрович считает, что это временное модное явление, которое делает молодых людей ненужными обществу. Базаров же воспринимает течение единственно правильным путем в жизни.
Третья тема — народ. Базаров уважает простых людей, он считает, что к ним нужно относиться как к достойным представителям общества. Кирсанов же хоть и утверждает, что нужно о них заботиться, но в целом заметно его высокомерное и пренебрежительное отношение.
Четвертая тема — природа и искусство. Кирсанов считает, что природа наполнена истинной красотой, а искусство — это источник наслаждения для человека. Базаров не видит в этом никакой пользы. Он считает, что только конкретные практические действия могут принести пользу обществу.
Разница во взглядах кроется и в самом подходе к их формированию. Кирсанов — яркий представитель того, кто формируется под влиянием воспитания. Он полностью перенял идеи от своего окружения. Базаров же все ставит под сомнения и предпочитает самостоятельно формировать свое мировоззрение, каждый тезис тщательно взвешивая и проверяя.
Автор не пытается заставить читателя занять какую-то позицию в этом споре. Он лишь показывает его содержание и оставляет право на выбор. Именно поэтому роман любят представители разных поколений. Каждый найдет в нем близкую к себе точку зрения.
Вариант 6
Наряду с главными персонажами Тургенев создает образ родителей Евгения Базарова. Особенно много внимания он уделяет отцу молодого нигилиста. И через этого персонажа мы можем лучше понять как главного героя, так и некоторые детали сюжетной линии.
Будучи юношей Василий Базаров прошел военную службу в качестве фельдшера. Он взял себе в жены тихую и скромную девушку, владеющую небольшой деревней, где они и прожили вместе всю жизнь. После того как Василий ушел со службы, он не стал бросать медицину, а начал лечить крестьян, работая уездным лекарем. Он очень хочет быть полезен обществу, верит в Бога, но скрывает свою веру, чтобы не потерять мужской авторитет в доме.
Характер у Василий добрый и покладистый. Он старается быть современным. Но все же любые новшества для него становятся источником стресса, ведь в душе он остается человеком старой закалки, консерватором. Ему сложно поддерживать общение с Аркадием и Евгением.
Так как его сын Евгений не любит сентиментальности, Василий старается быть с ним суровым. Он демонстрирует свою смелость, покрикивая на Арину Васильевну. И лишь в общении с Аркадием, отец может продемонстрировать то, как гордится сыном.
Отец до последнего момента верит в то, что сын изменит свои нигилистические представления. Смерть Евгения надломила Василий, но не убила его. Именно любовь, которую отрицал Базаров, помогла его отцу пережить все испытания и остаться достойным человеком.
Вариант 7
Смерть главного героя романа может восприниматься читателем как проявление жестокости автора. Как можно убить полюбившегося всем персонажа? Хоть и несовершенного! Но в этом эпизоде заключена глубокая мысль, которую и хотел передать Тургенев своим произведением.
Базаров — человек сильных взглядов. Он уверен в себе и глубоко привержен собственным идеалам. Проблема Евгения в том, что его собственное мировоззрение слишком отделено от реальной жизни. Слишком идеализированное, слишком практичное, слишком мертвое…
Базаров не видит смысла в человеческих отношениях: он отрицает саму их суть — любовь. Он не воспринимает искусство и не видит ничего красивого в природе. Жизнь, чувства, любовь, восхищение — все это кровь, основа жизни человека. Но Базаров так не считает — он, наверное, гораздо больше был бы доволен, если бы люди были роботами: каждый выполняет свою функцию идеально и без лишних чувств.
Автор ставит героя перед серьезным испытанием: Евгений влюбляется в молодую девушку. А затем встречает безразличие. Эта ситуация полностью переворачивает внутренний мир Базарова. Рушатся его принципы, оказываются бесполезными его идеалы, составляющие саму суть личности главного героя.
Если убить личность, глубокие убеждения, если разрушить мировоззрение, разве от человека что-то останется кроме его бренного тела? Базаров больше не в силах существовать в этом мире.
Возможно, Тургенев хотел показать, насколько бесполезны и даже вредны были взгляды главного героя. Лишенный способности любить по-настоящему, не видящий смысла в человеческой природы, Базаров находился в тупике. Бросивший вызов природе, он получает от нее возмездие: герой заражается бактериями — природными организмами.
Говорит ли эта смерть о том, что Тургенев не любит Базарова и хочет ему отомстить? Совсем не обязательно. Изучая стиль этого писателя, можно заметить, что в его произведениях умирают всегда лучшие герои. Не зря автор преображает Базарова. Он показывает его совсем другим человеком. Умирает Евгений, проявляя свои лучшие человеческие черты. Он показывает, что научился любить, научился уважать других людей и ценить их. Так автор сохраняет в нашей памяти образ достойного человека.
А какие размышления у вас вызывает это произведение? Расскажите в комментариях!
Что ты чувствуешь по отношению к школе?
Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!
/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / «Отцы и дети» как философский роман
«Отцы и дети» как философский роман
Философский социально-бытовой роман “Отцы и дети” был написан в 1861 году. В России это время ознаменовалось упорной общественно-политической борьбой между дворянским либерализмом и революционной демократией. Русское общество оказалось разделенным на два непримиримых лагеря: с одной стороны были революционеры-демократы, а с другой — либералы и консерваторы. И те, и другие прекрасно понимали необходимость преобразований в стране, но осуществление их видели по-разному: демократы стояли за коренные преобразования в русском обществе (возможно, путем решительных перемен), а реакционеры и либералы склонялись к проведению реформ.
Споры между двумя сторонами велись вокруг главных проблем: отношения к помещичьей собственности, дворянского культурного наследия, вопросов науки и культуры, искусства, нравственных принципов, воспитания молодежи, долга перед отечеством, будущего России.
Безусловно, роман Тургенева “Отцы и дети” отражает эту полемику. В центре своего произведения писатель изображает героя с неординарными взглядами и высокими духовными потребностями. В романе подвергаются проверке его идеи; это особенно заметно в столкновениях Базарова с другими персонажами, а главное, с настоящей жизнью, природой, любовью, которые, по Тургеневу, не зависят ни от какой, даже самой передовой философии.
Главную проблему писатель ставит уже в заглавии произведения. Затрагивая конфликт двух поколений, сам автор осознает, что этот конфликт не является лишь атрибутом эпохи 60-х годов, а существует во все времена и лежит в основе развития общества. Это противоречие знаменует собой непременное условие прогресса.
Однако разница во взглядах возникает не только потому, что одни герои романа относятся к лагерю “отцов”, а другие- к лагерю “детей”. Такое толкование конфликта было бы неверным, ибо в произведении есть персонажи, которые по возрасту относятся к “детям”, а по убеждениям -к “отцам”, поэтому не следует видеть причину конфликта лишь в возрасте. Проблема заключается еще и в том, что “отцы” и “дети” стали выразителями идей противоположных эпох (40 -60-х годов), представителями разных социальных слоев: старого дворянства, аристократии и молодой революционной демократической интеллигенции. Таким образом, чисто психологический конфликт перерастает в глубокое общественное противоречие.
Проблема противостояния дворянства и революционных демократов заявлена с первых страниц романа. Уже в самом описании героев читатель обнаруживает противопоставление. Базарова автор описывает как “человека высокого роста в длинном балахоне с кистями”, “длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зелеными глазами и висячими бакенбардами песочного цвету”; лицо его выражало уверенность и ум. Автор акцентирует внимание на неопрятном, даже несколько неряшливом виде героя. В описании же Павла Петровича все указывает на аристократическую сверхутонченность: “Темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки”, “коротко остриженные волосы” и гладко выбритое лицо. Тургенев также замечает, что рука Базарова была красная и обветренная, что свидетельствует о трудолюбии героя. Красивая же рука Павла Петровича, “с длинными розовыми ногтями”, являет полную противоположность руке главного героя.
Так, контрастность этих образов очевидна. Представляя подробное портретное описание каждого из персонажей, Тургенев еще раз напоминает о несоответствии формы и содержания.
Противоположность двух эпох выявляют и споры, которые ведут Павел Петрович и Базаров. Они рассуждают о вопросах нации, о сущности материалистического подхода, об аристократии. Принципы новой эпохи 60-х годов полностью отрицают принципы старого времени. Что бы ни говорил Кирсанов о пользе аристократии, которая “дала свободу Англии”, Базаров все решительно отвергает: “Да стану я их баловать, этих уездных аристократов. Ведь это все самолюбие, львиные привычки, фатство”.
Таким образом, автор хотел изобразить мощного духом разночинца и слабых дворян. Их конфликт развивается на протяжении всего романа, но так и не имеет развязки. Писатель, рассматривая это противостояние со стороны, предоставляет право будущему разрешить его.
Помимо темы поколения Тургенев затрагивает в своем произведении и другие: любви, природы, искусства, поэзии. Именно эти общечеловеческие ценности и становятся предметом обсуждения.
Поэзия воспринимается Базаровым как вещь абсолютно бесполезная. “Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”, — заявляет он. В начале романа Николай Петрович цитирует строки о весне из “Евгения Онегина”. Они отвечают поэтическому настроению героя, навеянному весной. Базаров же грубо прерывает Николая Петровича. Он ставит под сомнение саму возможность влияния природы на душевное состояние человека. Таково его отношение и ко всем явлениям жизни: он все оценивает с точки зрения пользы.
Точно так же рассматривает Базаров природу. “Природа не храм, а мастерская”, — замечает он. Базаров не воспринимает органический мир как нечто непостижимое и неразгаданное. Герой говорит о природе как о мастерской, где человек— хозяин и все подвластно его воле и разуму. Однако эта позиция чужда автору, и рассуждения Базарова он дает в контрасте с поэтическим описанием органического мира, как бы споря со своим героем.
Этот спор не такой, как споры Павла Петровича и Базарова. В качестве доказательства выступают не просто доводы, а сама живая природа. Начинается проверка взглядов главного героя жизнью, в результате чего обнаруживается их несостоятельность. “А весна тем временем брала свое”, — говорит Тургенев в начале романа и заканчивает его также описанием “равнодушной” и вечной природы на кладбище. Здесь писатель продолжает пушкинскую традицию (стихотворение “Брожу ли я вдоль улиц шумных…”). На фоне картин органического мира слова Базарова .утрачивают свою значимость, да и сам герой начинает понимать свою беспомощность после встречи с Одинцовой: “И часть времени, которую .мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня нет и не будет..,”
Отношение к любви Базаров четко высказывает уже в начале романа, совершенно не принимая поэтическую сторону этого явления: “И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения”. Если Николай Петрович выглядит в глазах Базарова лишь “безответным” сентиментальным созерцателем, то Павел Петрович, переживший любовь, “просто не состоялся как человек”. Базаров отрицает то, что обожествлялось веками, любовь, которая всегда воспринималась как нечто высокодуховное, объективное, трагическое; ему все это чуждо. “Нравится тебе женщина, старайся добиться толку; а нельзя — ну, не надо, отвернись — земля не клином сошлась”. Так, он ухаживает за Фенечкой. Затем Тургенев сводит героя с Одинцовой, и герой замечает в себе перемену: “Вот тебе раз!—бабы испугался”. Наконец Базаров осознает, что влюбился “глупо, безумно”. Тот факт, что он теперь противоречит самому себе, своей теории приводит его в ярость.
Аналогично проверяются любовью Павел Петрович и Аркадий, но исход их любви отличен от исхода любви Базарова, который уносит это чувство с собой в могилу. В любви к Кате Аркадий видит и сильное чувство, и взаимопонимание, и простое, незамысловатое счастье. Павел Петрович, который “всю свою жизнь поставил на карту женской любви”, оказался неспособным выдержать это испытание. Неслучайно Тургенев показывает его нежное отношение к Фенечке, которое опровергает глубину чувства, испытываемого к княгине Р. В этом данный персонаж противопоставлен Базарову. На композиционном уровне это выражалось в том, что история любви Павла Петровича к княгине Р. предваряет историю любви Базарова к Одинцовой. Сам Базаров, некогда предложивший Аркадию “проштудировать анатомию глаза”, сталкивается с “таинственной улыбкой” Одинцовой и ее “странным спокойствием”. Она напоминает прекрасную статую, холодную и недоступную. Одинцова воплощает идеал, гармонию, которая не раз воспевалась художниками и поэтами. Теперь Базаров поражен этой гармонией: начинает колебаться еще один принцип его философии — нигилистическое отношение к искусству. “Рафаэль гроша медного не стоит”, — когда-то говорил он.
Итак, Базаров, сам того не желая, меняется, его философская теория терпит крах, попадая в испытание любовью. Подсознательно же он смиряется со своим поражением, и речь его меняется: “Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет”, — восклицает он поэтично, хотя в начале романа упрекал Аркадия в красноречии. Сам Базаров думал, что будет жить долго, но жизнь доказала совершенно обратное, прибегнув к нелепой случайности.
В финальной картине Тургенев изображает природу, которая говорит о “вечном примирении и о жизни бесконечной”. Базаров опровергал органический мир как что-то романтическое и поэтическое, а теперь природа отрицает героя и все его принципы своей красотой и совершенством.
В своем произведении Тургенев ставит вопрос о будущем России. Проблема, за кем будущее государства, является в романе одной из самых важных. Базаров может лишь ломать старое, но сам ничего нового создать не может. Писатель “убивает” своего героя. Однако за либералами он также не оставляет права на будущее. Такие люди, как Павел Петрович, не способны вести за собой страну, так как их убеждения не имеют прочной идейной основы. Символичным является и то, что ни тот, ни другой герой не оставляют после себя наследников. Так, Тургенев показывает, что будущее страны не принадлежит ни разночинной интеллигенции, ни либеральному дворянству.
В своем романе “Отцы и дети” писатель поставил глубокие философские проблемы. Основными противоречиями в произведении явились не только политические разногласия и не конфликт “отцов” и “детей”, а конфликт теории и живой жизни, которая доказывает бессмысленность всего того, что не подчиняется ее потоку.
/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / «Отцы и дети» как философский роман
Смотрите также по
произведению «Отцы и дети»:
- Краткое содержание
- Полное содержание
- Характеристика героев
- Критические статьи