Проблема отцов и детей
В своих произведениях Александр Николаевич Островский отразил современную ему действительность, быт и нравы людей, живших в то время, существование противоречий в обществе и извечную проблему столкновения “старого” с “новым”. Драмы всегда строятся на каком-нибудь конфликте, так и пьеса “Гроза”, написанная автором во второй половине 19-го века, рассматривала с разных углов конфликт отцов и детей.
Поколение старших в произведении представлено богатыми купцами города Калинова, а именно помещиком Диким и купчихой Кабановой. А поколение молодых представлено Катериной, Тихоном, Борисом и Варварой. Все они по-своему приноровились жить под гнетом патриархально настроенных старших, притворяясь и выказывая ложную покорность.
Одной только Катерине было тяжело находиться в таком обществе. Девушка выросла в любящей, открытой и набожной семье. Она не понимала и не могла принять того лицемерия, которое царило в доме ее свекрови Кабановой Марфы Игнатьевны.
Мне кажется, неспроста автор наделил эту злую и беспощадную женщину прозвищем Кабаниха. Это имя за ней так и закрепилось. То же касается и самодура Дикого. Этот человек мог часами свирепствовать, срываясь на своих подчиненных, не доплачивать им зарплату, а они все принимали, терпели и молчали.
Самым безропотным в доме Кабанихи показан муж Катерины – Тихон. Несмотря на то, что он любит жену, сказать хоть слово против матери не смеет. Она давно подчинила всех окружающих своей воле, а маской добродетельности только прикрывала свои грязные проделки.
Варвара не так покорна воле матери. Она живет своей жизнью, обманывая Марфу Игнатьевну и за спиной потешаясь над ней. Тяжелее всех приходится Катерине.
Даже, будучи такой сильной и свободолюбивой личностью, она не может справиться с ситуацией. Как говорят в народе: “Один в поле не воин!”. Она одна не могла победить те нравы и ценности, которые давно установились в обществе с безропотного позволения самих жителей города Калинова.
Борис, казалось, был послан ей самим провидением из столицы, чтобы помочь открыть людям глаза, но и он оказался слабовольным и ведомым.
Несмотря на то, что в нем есть потенциал, он оказывается неспособен к борьбе с укоренившимися человеконенавистническими устоями. Он неспособен даже протянуть руку любимой в трудной ситуации, что уж говорить о борьбе с целым поколением. Как только Дикой узнает о его отношениях с Катериной, он сразу же отправляет племянника обратно в Москву.
Противиться воле грозного родственника он не в силах, а значит он ничем не лучше любого другого жителя Калинова. Из-за таких слабохарактерных людей, как он, Катерина сделалась жертвой. По сути, за конфликт отцов и детей, который другим не под силу было решить, она поплатилась жизнью.
Произведение Островского глубоко трагично. Неслучайно ему дано такое название. Гроза была предвестником бед. Всякий раз она предупреждала Катерину быть осторожнее.
Ведь с самой первой встречи с Борисом девушка заранее знала, что он ее погубит. Увы, она сама же заглушила свой внутренний голос, что привело к непоправимой беде.
Loading…
Отцы и дети в пьесе “Гроза”
Проблема отцов и детей в пьесе «Гроза» выражена отчетливо. А. Н. Островский показывает старшее поколение в лице Кабанихи и Дикого. Младшее поколение противопоставлено старшему, однако оно неодинаково относится к «отцам»: Тихон и Борис смирились, Варвара и Кудряш приспособились, а Катерина борется против самодурства Кабанихи и Дикого.
Старшее поколение
Поколение «отцов» в драме «Гроза» представлено двумя персонажами: Кабанихой и Диким. Это люди, которые привыкли жить старыми порядками. Для них нормой является тирания и самодурство. Кабаниха и Дикой привыкли к тому, что все люди вокруг подчиняются им. Именно на основе подчинения строятся все отношения этих персонажей.
Смирившиеся и приспособившиеся
Младшее поколение по-разному относится к самодурству Кабанихи и Дикого.
Тихон во всем подчиняется воли матушки. Кабаниха решает за Тихона любые житейские вопросы. Брак Тихона с Катериной находится под полным контролем Кабанихи. Тихон не старается перечить своей матери, он, наоборот, слушается ее во всем и старается сделать все, что она ему говорит.
Борис является родственником Дикого. Для того чтобы получить состояние, Борис не перечит и даже угождает Дикому. Когда о романе Катерины и Бориса становится известно всему Калинову, Борис не может взять на себя ответственность.
А. Н. Островский показывает, что и Тихон, и Борис становятся заложниками общественных порядков города Калинова, построенным на власти самодуров. Однако заложниками становится и Варвара с Кудряшом.
Дочь Кабанихи привыкла к нападкам матери, она научилась лгать ей и обманывать, чтобы жить так, как хочется ей. Для Варвары, как и для Кудряша, важно, чтобы все было «шито-крыто». Данные персонажи приспособились к условиям самодурства, царствующим в городе.
Борющееся поколение
Тема отцов и детей в произведении «Гроза» наиболее ярко выражается с помощью образа Катерины. Она становится единственным героем, который так или иначе поднимает бунт против «жестоких нравов» Калинова. Ее мировоззрение полностью отличается от принципов других жителей Калинова. Любовь к свободе не может сосуществовать с «темным царством».
Самоубийство Катерины становится необыкновенным явлением в городе. Героиня будто совершает бунт против тирании Кабанихи.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Отцы и дети в пьесе «Гроза»», рассмотрит младшее поколение (Тихон, Борис, Варвара, Кудряш, Катерина), которое противопоставлено старшему (Кабаниха, Дикой).
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Патиша Мугутдинова
18/19
-
アーネ ツクリ
11/19
-
Елена Адышева
14/19
-
Алиса Миллионова
19/19
-
Данил Калинин
17/19
-
Sherzod Toshtemirov
15/19
-
Виталий Жищенко
12/19
-
Владислав Соин
16/19
-
Андрей Дымков
19/19
-
Михаил Семенов
13/19
0
Бесприданница. Драма, как показана проблема отцов и детей в произведении?
Бесприданница. Драма Островского. Как показана тема взаимоотношения поколений в произведении ?
1 ответ:
1
0
Бесприданница. Драма Александра Николаевича Островского.Касаемо направления взаимоотношения поколений, то есть проблемы отцов и детей в этом произведении, могу сказать следующее.
Несомненно, что эта тема находится в плоскости взаимоотношенй двух главных женских персонажей этой драмы, то есть Ларисы Огудаловой и её матери Хариты Игнатьевны.
Харита Игнатьевна имеет свои мысли на предмет того, как устроить жизнь своей дочери, её более всего интересует материальное положение возможного зятя, а уж потом честность и порядочность мужчины. Из-за такого вот отношеня, старшая дочь Хариты Игнатьевны погибла.
Лариса же о многом с матерью не согласна, но пречить ей не смеет.
В конце концов, лариса понимает, что все окружающие используют её как вещь, им нет дела до её души. Им нужна её красота и молодость.
Получается, что мать просто выгодно продавала Ларису как товар, не обращая внимания на желания дочери.
Читайте также
У каждого ребенка в начальных классах школы формируется и социальное восприятие — он учится дружить, ссориться, мериться, прощать и так далее. И для первого класса это еще может быть ново, а для четвертого уже неудивительно — я бы ничего не придумывала бы, а рассказала бы реальную историю свою. любую историю, где вас (школьника класса) обидели, а потом вы простили обиду.
Например, по такому плану:
- Я и мои друзья — скажите немного о себе и своих друзьях (имена, внешнее описание и так далее)
2.Как мы стали друзьями — история вашего знакомства.
3 . Ссоры у всех случаются — приведите один или 2 примера ваших ссор, где Вы обиделись.
4 . Я умею прощать — расскажите, как и почему вы простили обидчика; Что Вам помогло простить обиду? Что вы чувствовали во время обиды и после её прошения?
5 . Выводы — какой стала Ваша дружба после этой истории? Какой вывод сделали Вы?
Знаете, у детей так часто бывает, что дружба с ссоры или обиды только начинается и этот обидчик становится лучшим другом с годами.
Сочинение «Картинки зимнего дня».
Картинки зимнего дня лучше всего наблюдать в лесу. Для этого надо выбрать погожий и не очень морозный зимний день и просто отправится в парк или за город.
В городе в такой день нет ничего интересного, ветра почти нет, множество машин и загазованный воздух висит над городом. А вот в лесу можно полюбоваться прекрасным и чистым голубым небом, ослепительным снегом, который сверкает драгоценными алмазами в лучах солнца. Главное не забыть взять с собой солнцезащитные очки. а то можно и ослепнуть от этого великолепия.
Зимний лес напоминает мне сказочный дворец. Деревья стоят как колонны, богато украшенные причудливыми узорами и бахромой. Поляны в лесу — роскошные залы, где казалось бы все до блеска натерли в ожидании шумной толпы гостей.
И гости появляются. Это стайки птиц, синиц и снегирей, которые порхают от одного дерева к другому, обсыпая мелкие снежинки. За птицами появляются и другие звери. Вот на елочке мелькнул беличий хвост, вот из-за дальней березки выглянула мордочка лисицы, а вот на поляну тяжело ступая выбрался лось. Хотя это и не лось вовсе, это просто такой же любитель погулять по лесу — старичок на лыжах.
Мне не хочется в зимнем лесу громко разговаривать и тем более кричать. А ну кка после такого с веток посыпется снег и прямо за шиворот!
Но все равно в лесу зимой очень хорошо и спокойно.
Самодурами в пьесе Островского «Гроза» являются Дикой Савёл Прокофьич и Кабанова Марфа Игнатьевна.Об этих образах и надо писать сочинение.Дикой и Кабанова принадлежат к «темному царству (Добролюбов).Чтобы правильно раскрыть тему,можно остановиться на следующих вопросах:
- Что подразумевал Добролюбов под «темным царством»? Каковы его основные черты?
- Что значит слово «самодур»?
- Как Дикой понимает выражение «выйти в люди»?
- Что является причиной необузданного произвола Дикого?
- Как он относится к Кабанихе, Борису, Кулигину?
- Марфа Игнатьевна Кабанова. Каково ее отношение к «новым порядкам»?
- Как относится она к Катерине, Тихону, Варваре?
- Уверены ли самодуры в безграничности своей власти?
- В чем сходство и различие характеров Дикого и Кабанихи?
- Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Дикого и Кабановой.
Для подтверждения или опровержения своих мыслей можно обратиться к критическим статьям Добролюбова,Писарева<wbr />,Григорьева и других критиков.
Очень важно проследить в сочинении авторскую позицию и выразить свое мнение.
В таком сочинении, как мне кажется, следует обратить внимание на какой-нибудь невероятный, неожиданный факт, который невозможно объяснить с точки зрения науки, но который тем не менее действительно существует. Для меня таким фактом могут являться экстрасенсорные способности человека. Что лежит в их основе, сила мысли или неизвестные науке физические поля, неизвестно. Я даже не говорю о передачах формата шоу, вроде «Битвы экстрасенсов», которые в реальности могут оказаться искусными постановками. Но ведь многие экстрасенсы проходили проверки в специальных лабораториях, их способности изучали настоящие ученые и не смогли дать определенного ответа касательно природы этих способностей, зато подтвердили их наличие. Это невероятно, но человек самое загадочное существо в мире и его возможности просто безграничны. Обычные люди, даже не экстрасенсы, оказываются способны в минуту опасности словно тормозить время и успевать убежать от летящей пули или, рассказанный мне свидетелем случай, когда мучимый зубной болью человек разогнул металлическую решетку и просунул в нее голову, а потом его освобождали с помощью домкрата. Но так ли невероятны способности человека, если расценивать его не как животное, а как разумное существо, которое само создает мир в котором живет? Впрочем это уже вопрос эзотерикам.
Мне кажется, для начала нужно изучить систему детских садов в других странах, например, в Японии. Я не раз читала отчеты о японских садиках в блогах эмигранток: очень интересно, познавательно, необычно, во многом революционно и слишком непривычно для нас. Возможно, изучив систему образования в японских садах, будет от чего отталкиваться. Также следует изучить систему образования в детских садиках Монтессори и Вальдорфских садиках.
Лично для меня, десткий сад будущего это тот детский сад, в который дети будут хотеть идти, а также тот, в котором работают те, кто любит детей все душой, по-настоящему, а не те, кто окончили пед.вуз случайно и жалеют об этом всю жизнь. К сожалению, в современных детских садиках много таких личностей и это порой ужасает.
Также, на мой взгляд, детский сад будущего должен развивать ребенка всесторонне и должен быть индивидуальный подход к каждому ребенку. Если один из детей отстает или не может нарисовать/вылепить/станцевать так, как это делают его сверстники, не гнобить его, а помочь развиваться, хваля даже за самые маленькие успехи в правильном направлении.
В детском садике будущего будет много развивающих пособий и меньше кукол/машинок, в которые можно играть и дома. Всевозможные конструкторы, деревянные пирамидки, шнуровки, мозаики и т.д.
Также внимание должно уделяться и музыкальному, и физическому развитию. Физкультуры в садиках мало, желательно подключить еще и гимнастику, которая, бесспорно, важна для развития всех деток без исключения. Музыкальные занятия обязательны, а также прослушивание классической музыки. Неплохо было бы, если бы в садиках обучали английскому языку, танцам, конструированию (например, по выбору ребенка). Бассейн в каждом садике тоже было бы здорово.
Также, в моем понимании идеального садика, в группе не должно быть тридцать детей, это слишком много, один воспитатель едва может уделить время каждому ребенку.
На чтение 4 мин. Опубликовано 12.04.2020
Актуальной во все времена была и остаётся тема отцов и детей. В «Грозе» Островского проблема взаимоотношений между старшим и младшим поколением демонстрируется максимально наглядно. Некий барьер не позволяет людям понять интересы и чувства друг друга. Автор акцентирует внимание на том, к каким серьёзным и непоправимым последствиям порой может привести недопонимание между родителями и детьми.
Содержание
- Краткий анализ произведения
- Старшее поколение
- Смирившиеся и подчинившиеся
- Дух протеста
Краткий анализ произведения
Чтобы максимально качественно проанализировать любой литературный текст, необходимо самостоятельно ознакомиться с его содержанием. Краткий разбор пьесы «Гроза» может выглядеть следующим образом:
- Год написания — 1859 г.
- История создания — на написание пьесы автора вдохновило его путешествие по Волге, во время которого писателю удалось записать различные повседневные сценки и разговоры из быта простых жителей Поволжья.
- Тема — в произведении затрагиваются темы семьи, греха и покаяния. Бо́льшую часть занимает проблема отцов и детей в пьесе.
- Жанр — пьеса, драма.
- Литературное направление — реализм.
А. Н. Островский отразил в своём произведении отразил современные ему темы и проблемы, большинство из которых не теряют своей актуальности.
Старшее поколение
Драма А. Н. Островского «Гроза» подчёркивает то, насколько взрослые привыкли жить по старым порядкам. Представителями этого поколения в произведении являются два героя:
- старая купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха);
- богатый купец с фамилией Дикий.
Кабаниха и Дикий придерживаются принципов тирании, а местами ведут себя по отношению к собственным детям как настоящие самодуры. Эти два персонажа привыкли к тому, что окружающие считаются с их решениями и полностью подчиняются им. Именно на этих жизненных принципах они строят все отношения. Характеры этих двух персонажей являются очень непростыми и суровыми и объясняют, почему дети ищут любые варианты, чтобы избежать ссор.
Вечная проблема отцов и детей в пьесе «Гроза» разворачивается именно из-за нежелания родителей считаться с мнением своих дочерей и сыновей. Конфликт поколений уже многие столетия не теряет своей актуальности из-за разных взглядов на жизнь, и решить его можно только в случае, когда обе стороны согласны искать компромисс.
Смирившиеся и подчинившиеся
Дети старшего поколения в пьесе совершенно по-разному реагируют к властному и жестокому воспитанию своих родителей.
Сын Кабанихи Тихон — мягкий и ведо́мый, не способен противостоять своей матери. Марфа контролирует все бытовые вопросы молодой семьи, а сын покоряется ей и выполняет все её просьбы и приказы. Однажды, показав своё смирение, он обрёк себя на несчастливую жизнь по сценарию, который пишет ему родная мать. Юноша не в силах даже защитить собственную жену от постоянных нападок Кабанихи.
Ещё одним представителем молодого поколения является Борис. Молодой обеспеченный парень, на первый взгляд, производит впечатление уверенного и успешного, однако, события пьесы заставляют сделать другие выводы. Когда о романе Катерины и Бориса узнаёт весь городок, дядя властно запрещает племяннику продолжать эти отношения. Дабы не лишиться обещанного состояния, юноша во всём соглашается с Диким и отказывается взять на себя ответственность за связь с Катериной.
Автор наглядно демонстрирует, что оба молодых мужчин стали заложниками обстоятельств и привычных укладов их городка. А построены общественные порядки в Калинове были именно властью тиранов и самодуров.
Жертвами старшего поколения также становятся Варвара и Кудряш. Дочь Марфы смирилась с нападками матери, приспособилась к тому, чтобы врать ей и скрывать часть своей жизни. Ваня Кудряш ведёт себя таким же образом, чтобы не злить лишний раз Дикого, а подстраивается под его желания.
Дух протеста
Не все представители молодого поколения согласны смириться с деспотичными правилами жизни, устоявшимися в городке. Проблема отцов и детей в «Грозе» А. Островского наиболее ярко видна на примере образа Катерины. Эта юная девушка становится единственной, которая идёт вразрез с общепринятыми нормами и протестует против жестоких нравственных устоев Кабанихи и Дикого.
Инакомыслие и смелость являются главной характеристикой Катерины. Отцы и дети не в состоянии прийти к единому мнению, и этот конфликт приводит к непоправимым последствиям — девушка сводит счёты с жизнью. Её свободолюбие не могло мирно сосуществовать с «тёмным царством» Калинова, и поступок девушки является своего рода бунтом против Кабанихи.
Произведение Александра Николаевича Островского заслуженно является частью школьной программы и детально разбирается на уроках литературы. Пьеса может приводиться как аргумент к итоговому сочинению на тему «Отцы и дети». Старшее и младшее поколение всегда претерпевают различные трудности во взаимопонимании, а примеры из художественной литературы могут помочь сделать правильные выводы.
Главная>Сочинения по произведению Гроза
Проблема отцов и детей
34 предложения/ 442 слова
В своих произведениях Александр Николаевич Островский отразил современную ему действительность, быт и нравы людей, живших в то время, существование противоречий в обществе и извечную проблему столкновения «старого» с «новым». Драмы всегда строятся на каком-нибудь конфликте, так и пьеса «Гроза», написанная автором во второй половине 19-го века, рассматривала с разных углов конфликт отцов и детей.
Поколение старших в произведении представлено богатыми купцами города Калинова, а именно помещиком Диким и купчихой Кабановой. А поколение молодых представлено Катериной, Тихоном, Борисом и Варварой. Все они по-своему приноровились жить под гнетом патриархально настроенных старших, притворяясь и выказывая ложную покорность. Одной только Катерине было тяжело находиться в таком обществе. Девушка выросла в любящей, открытой и набожной семье. Она не понимала и не могла принять того лицемерия, которое царило в доме ее свекрови Кабановой Марфы Игнатьевны.
Мне кажется, неспроста автор наделил эту злую и беспощадную женщину прозвищем Кабаниха. Это имя за ней так и закрепилось. То же касается и самодура Дикого. Этот человек мог часами свирепствовать, срываясь на своих подчиненных, не доплачивать им зарплату, а они все принимали, терпели и молчали. Самым безропотным в доме Кабанихи показан муж Катерины – Тихон. Несмотря на то, что он любит жену, сказать хоть слово против матери не смеет. Она давно подчинила всех окружающих своей воле, а маской добродетельности только прикрывала свои грязные проделки.
Варвара не так покорна воле матери. Она живет своей жизнью, обманывая Марфу Игнатьевну и за спиной потешаясь над ней. Тяжелее всех приходится Катерине. Даже, будучи такой сильной и свободолюбивой личностью, она не может справиться с ситуацией. Как говорят в народе: «Один в поле не воин!». Она одна не могла победить те нравы и ценности, которые давно установились в обществе с безропотного позволения самих жителей города Калинова. Борис, казалось, был послан ей самим провидением из столицы, чтобы помочь открыть людям глаза, но и он оказался слабовольным и ведомым.
Несмотря на то, что в нем есть потенциал, он оказывается неспособен к борьбе с укоренившимися человеконенавистническими устоями. Он неспособен даже протянуть руку любимой в трудной ситуации, что уж говорить о борьбе с целым поколением. Как только Дикой узнает о его отношениях с Катериной, он сразу же отправляет племянника обратно в Москву. Противиться воле грозного родственника он не в силах, а значит он ничем не лучше любого другого жителя Калинова. Из-за таких слабохарактерных людей, как он, Катерина сделалась жертвой. По сути, за конфликт отцов и детей, который другим не под силу было решить, она поплатилась жизнью.
Произведение Островского глубоко трагично. Неслучайно ему дано такое название. Гроза была предвестником бед. Всякий раз она предупреждала Катерину быть осторожнее. Ведь с самой первой встречи с Борисом девушка заранее знала, что он ее погубит. Увы, она сама же заглушила свой внутренний голос, что привело к непоправимой беде.
см. также:
Все сочинения по произведению Гроза, Островский
Характеристики главных героев произведения Гроза, Островский
Краткое содержание Гроза, Островский
Краткая биография Александра Островского
(648 слов) Работу над своим известным произведением «Гроза» Александр Николаевич начал в 1859 году. Над своей пьесой выдающийся писатель работал на протяжении нескольких месяцев. Затем свой труд автор отправил в Санкт-Петербург для того, чтобы его оценили критики. Вдохновение на создание книги писатель получил во время экспедиции по Волге. Автор совершил данное путешествие, чтобы узнать поподробнее, как проживали и проживают коренные народы России. Именно герои и обстановка в пьесе «Гроза» олицетворяют то, какими увидел этих людей Островский. Выдуманный город Калинов отображает патриархальность, консерватизм и косность приволжских народов. В своем известном произведении Александр Островский поднял и другие актуальные проблемы. Среди них можно отметить вечный конфликт поколений. Рассмотрим поподробнее, как раскрывается данный конфликт в знаменитом произведении Александра Островского.
Конфликт поколений в пьесе «Гроза» представлен в противостоянии «отцов» и «детей». Однако в этом произведении мы не увидим особой борьбы, ведь по патриархальным законам купеческого городка вся власть в доме принадлежит старейшему члены семьи. Хозяева жизни в образах Дикого и Марфы Кабановой подавляют инициативу молодых и не оставляют даже шанса для спора.
Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит…» — говорит Кабаниха сыну
Конфликт, представленный в произведении, имеет свои особенности. Так, представители «отцов» не желают отдавать молодежи не только власть над хозяйством и капиталом, но и право думать, чувствовать, вести себя по-своему. Тирания в стенах дома была привычным явлением для героев.
«…Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем…» — говорит Кулигин о Кабанихе
У молодого поколения было всего два пути. Они были вынуждены либо смириться со своим положением, либо приспособиться к нему и обмануть систему.
«…ты вспомни, где ты живешь! У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало…» — говорит Варвара о своей семье.
Вариант бунта был отсечен предрассудками, заразившими и молодые умы в том числе. Поэтому Дикой и Марфа Кабанова привыкли, что их все слушаются и им подчиняются. Например, сын Кабанихи все время потакает своей матери. Борис, племянник Дикого, привык терпеть унижения от своего дяди. Кабанову и Дикого можно считать типичными самодурами, сошедшими с ума из-за вседозволенности. Они желают добиться полного подчинения окружающих, чтобы охранять тот вековой устав заблуждений, который позволяет им терроризировать всех вокруг и паразитировать на подневольном труде, обмане, подлости.
Главная героиня пьесы Островского Катерина является представителем «нового» поколения. Девушка всячески пытается оградить собственное достоинство и добиться свободы. Катерина просто не может без нее жить. Как считает главная героиня, каждый человек должен чувствовать себя свободно. В отличие от Дикого и Кабанихи, для Катерины важно чужое мнение, она не пытается его подавить. Поэтому ее свобода — это не вседозволенность, а право личности честно выражать свое мнение, свои желания, свои взгляды на мир.
Можно заметить, что конфликт поколений в произведении «Гроза» осложняется тем, что представители «тёмного царства» ощущают приближение потери своей власти. Кабаниха и Дикой опасаются того, что окружающие больше не будут подчиняться их воле. В связи с этим персонажи совершают еще более жестокие действия. Герои желают напугать молодое поколение, показав неоспоримость собственной власти. Конфликт «отцов» и «детей» ужесточается еще и тем, что у молодого поколения не хватает сил, чтобы противостоять самодурству представителей «тёмного царства». Борис и Тихон смирились со своим безвольным положением. А в образах Кудряша и Варвары писатель показал молодых людей, которые смогли приспособиться к условиям жизни Калинова. У героев получалось обманывать своих тюремщиков, но их методы делают «темное царство» еще сильнее. Лицемерие держит этот мир на плаву уже много лет. Только Катерина была сильной личностью, однако ее сил не хватило для противостояния «жестоким нравам». Самоубийство главной героини символизирует протест против принципов, царящих в городе. И только такая его форма пробудила гордость и совесть у других представителей молодого поколения. Поступок Катерины имеет важное значение. Он обнажил конфликт поколений. Поведение главной героини заставило героев задуматься о том, куда самодуры ведут своих детей. К обрыву!
Конфликт поколений в произведении Александра Островского «Гроза» является трагичным. Ведь представители «тёмного царства» осознают свою обреченность, но готовы принести в жертву даже своих детей, чтобы удержать власть. Листая страницы известного произведения, читатель искренне надеется, что время самодуров скоро закончится.
План сочинения на тему «Конфликт поколений в пьесе «Гроза» (А.Н. Островский)»
- Вступление: история создания пьесы и специфика главного конфликта;
- Основная часть:
Доминирование «отцов» над «детьми»
Идеологический посыл бунта Катерины
Восстание молодого поколения и полный крах взаимоотношений - Заключение: Трагизм конфликта поколений глазами Островского
Автор: Виктория Комарова
“Отцы и дети” роман И. С. Тургенева
Русский классик И. С. Тургенев уже в названии романа ставит перед читателем суть конфликта. Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров — это представители “нового” и молодого поколения, они отличались революционными убеждениями, хотели сломать вокруг себя все старое. По другую сторону находился мир либералов и старшего поколения: Павла Петровича и Николая Петровича Кирсанова.
В самом начале романа мы видим яростную схватку между поколениями. Нигилистические убеждения Евгения Базарова сильно влияют на друга Аркадия, тем самым уводя все дальше и дальше от семейных ценностей и традиций. Николай Петрович, отец Аркадия, довольно снисходительно смотрит на поступки сына, чего не скажешь о его брате Павле Петровиче. Павел Петрович не может допустить мысли о другом видении мира и активно отстаивает свою позицию. Этот конфликт приводит к дуэли между Павлом Петровичем и Евгением Базаровым. Аркадий Кирсанов ко второй половине романа, наоборот, осознает, что без прошлого не может быть будущего. Он начинает принимать советы взрослых, даже следовать им.
Важно! Аркадий в итоге остается внутри семьи, поддерживает старые традиции и потихоньку внедряет свое видение, он счастливый человек. Евгений Базаров, наоборот, остается один, как в принципе он и хотел “уничтожить все вокруг и построить новый мир”, но в одиночку это у него не получилось.
Взаимоотношения поколений в пьесе “Горе от ума” А. С. Грибоедова
А. С. Грибоедов в своей пьесе говорит уже о другом противостоянии “отцов и детей”. В произведении иной конфликт: влияние старшего поколения на убеждения детей младшего поколения. Противопоставление идет между Софьей Фамусовой и Молчалиным. Оба героя — хорошие дети своих родителей, однако, влияние старшего поколения разное.
Фамусовы — семья высшего сословия, они презирают всех, кто ниже их по статусу. Отец Софьи все время говорит о том, что тот, кто беден, тот ей не пара. Фамусовское общество нацелено только на пустое времяпрепровождение: обеды, ужины и сплетни. София Фамусова под влиянием этого общества копирует некоторые черты своего старшего поколения. Именно она распускает слух о невменяемости Чацкого. Софья пытается следовать правилам отца, но она влюбляется в слугу Молчалина. Молчалин, как и Софья, действует по наставлению своего отца. Постулаты семьи Молчалиных: угождать всем и не говорить лишнего слова. Сын отлично практикует эти правила, тем самым добиваясь карьерного роста и обогащения. Но это приводит к тому, что Молчалин становится заложником своего безмолвия, он не может выразить своего мнения и унижается перед другими людьми.
Важно! Иная и развязка этого конфликта: оба героя — и Софья, и Молчалин, слепо следовали советам своих отцов, но при этом они не оказались счастливыми людьми.
“Гроза” пьеса А. Н. Островского
В “Грозе” А. Н. Островского спор между поколениями выражен в столкновениях Кабанихи и Дикоя, представителями “старшего” поколения, и Катерины с Борисом. Кабаниха является матерью двух детей: слабовольного Тихона и беспринципной Варвары. Оба получили воспитание, которое сопровождалось тотальным контролем. Тихон при этом стал “маменькиным сынком”, а Варвара унаследовала от матери лживость и равнодушие к окружающим.
В противопоставление ставятся нравственная и добрая Катерина, которая получила от родителей любовь, заботу и ласку. Она вышла замуж за Тихона и попала под гнет свекрови. Катерина не может выдержать эти издевательства, и находит утешение в племяннике Дикого, Бориса. Борис, в свою очередь, зависит от дядьки, и не может ослушаться его, тем самым отвергает любовь молодой Катерины Кабановой.
Важно! Итогом двух конфликтов явилась смерть Катерины, которая не смогла приспособится и принять правила семьи мужа.
Проблема связи поколений в романе “Капитанская дочка” А. С. Пушкина
Петр Гринев — главный герой романа, является представителем молодого поколения, который зависит от старшего поколения. Тут выявлен не конфликт, а, наоборот, преемственность поколений. Петруша живет по закону отца “береги честь смолоду”, и все действия сравнивает с этим выражением. Честь для него — главное, это помогает ему выжить при встрече с Пугачевым.
Влияние матери Петра также сказалось на воспитании сына. Ее романтичная натура, помогла пробудить в сыне доброту и отзывчивость. Когда Петр решает, что хочет жениться на сироте Маше Мироновой, родители не принимают его выбор.
Важно! Лишь после того как отец и мать понимают, что сами вырастили такого сына — высоконравственного и отвечающего за свои поступки и слова, они приняли невестку как родную.
“Тихий дон” роман М. Шолохова
Семья Мелеховых — образец казачьих устоев: дети подчиняются отцу, женщины подчиняются мужчинам. Григорий, подчинившись отцу, женится на Наталье, которую не любит, но перечить отцу он не может. Аксинья, возлюбленная Григория, также страдает от родительского воспитания. Она жила в постоянном страхе перед отцом. Аксинья не видела нормальных отношений, поэтому она и не смогла дать Григорию крепкой семьи. В противопоставление Аксинье автор показывает Наталью — с хорошим воспитанием и примерным характером. Будучи замужем за Григорием, она родила детей и всячески сохраняла мир в доме.
После распада казачества Мелеховы не смогли восстановить семью. Вся власть отца Пантелея Прокофьевича держалась на казачьих устоях, и когда не стало опоры, дети начали бунтовать. Дарья, средняя дочь, начала вести распутную жизнь, а Дуняша отдаляется от семьи. Только тогда отец понимает, что ценности не должны быть приказами к исполнению, а лишь советами, которые человек может как принимать, так и отвергать.
“Король Лир” пьеса В. Шекспира
К проблеме поколений прибегали и зарубежные авторы. Герой пьесы король Лир опьянен властью и требует от окружающих не любви к нему, а покорности. Две из трех его дочерей пытаются такой покорностью обманом получить большую долю денег отца. Он верит этой наигранной покорности и любви и не слышит предупреждения младшей дочери Корделии. Лир оказывается на улице, в полной нищете, но рядом с ним — Корделия, которая не променяла любовь на деньги.
Только после того, как дочери обманули короля Лира, он понимает, что властью и деньгами не купить семью.
“Алые паруса” А. Грин
Это произведение значительно отличается от других. Здесь, наоборот, автором показывается не проблема отцов и детей, а инструкция, как необходимо ладить с младшим поколением. Александр Грин описывает жизнь главной героини Ассоль и ее отца Лонгрена. Автор показывает чуткое отношение отца к дочери, он полностью посвящает жизнь Ассоль, но при этом не давит на нее. Она растет свободной и независимой, но при этом чтит семейные традиции. Таким образом, “Алые паруса” А. Грина — это не только история о красивой любви, но и история “новых” отношений между поколениями, основанными на взаимопонимании и чуткости к друг другу. Аргументов и примеров из литературы для жизни на тему взаимоотношения отцов и детей предостаточно. Главное — не только понимать их, но и анализировать, ведь классики мировой литературы дают нам примеры для того, чтобы каждый делал свой единственно верный, осознанный выбор. Еще больше примеров смотрите в предложенном видео.