Открытое занятие по финансовой грамотности в подготовительной группе экономика в сказке

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко»

Красночетайского района Чувашской Республики

КОНСПЕКТ

образовательной деятельности

по финансовой грамотности

«Экономика в сказке»

(для детей подготовительной группы)

                     Подготовила:

                                                                                                                        воспитатель

                                                                                                                          Элеменкина А. М.

с. Красные Четаи

2019 г.

«Экономика в сказке»

Цель: познакомить детей с основами экономического воспитания через знакомство со сказкой и её героями.

Программные задачи:

1. Образовательные:

— познакомить детей с экономическим понятием – потребность: «хочу» и «надо»;

— закрепить представления детей экономических понятий: деньги, семейный бюджет: доход и расход.

2. Развивающие:

— развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления;

— выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас;

— закреплять умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуации творческой и игровой ситуации;

— развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.

3. Воспитательные:

— воспитывать любознательность в процессе познавательно — игровой деятельности;

— формировать положительные взаимоотношения детей.

В ходе занятия реализуются задачи по следующим образовательным областям:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, обогащать словарный запас детей.

Образовательная область «Познавательное развитие». Познакомить детей с экономическими понятиями (деньги, семейный бюджет, доход-расход, потребности).

Образовательная область «Развитие речи». Вспомнить знакомые сказки К. И. Чуковского «Муха – Цокотуха», «Телефон».

Образовательная область «Физическое развитие». Развивать двигательную активность детей.

Методы и приемы: сюрпризный момент, обыгрывание отрывок из сказок, релаксация, СМС – сообщение, решение логических задач, создание проблемных ситуаций, физкультминутка, вопросы – ответы детей, дидактическая игра, рассказы, складывание картинок.

Материал и оборудование. Карточки с изображением разных предметов, разрезные картинки, образцы бумажных и металлических денег. Картинки семьи гномов – экономов, потребительской корзины, карта. Конверты с заданиями.

Связь с другими занятиями и видами деятельности: проведение сюжетно — дидактических игр «Назови ласково» «Семейный бюджет», чтение сказок К. И. Чуковского «Телефон», «Муха- Цокотуха», проведение бесед о деньгах, семейном бюджете, потребностях.

Ход занятия:        

Воспитатель: Ребята, я слышала, что на свете есть сказочная страна, которая называется – экономика. Где и когда вы слышали это слово? (ответы). Экономика — это наука о ведении хозяйства по правилам. В сказочной стране экономика живут необычные жители. Обратите внимание на наше экономическое дерево. Что обозначает этот символ? (экономическое понятие «бартер»). Что такое бартер? Какие сказки о бартере мы знаем? А это что за символы? (деньги). Что такое деньги? (ценные предметы). Из каких материалов делают деньги? (металлические — монеты, бумажные — купюры или банкноты). Как называются в России деньги, которыми мы пользуемся? (рубли и копейки).

Воспитатель: Дети, мы с вами недавно читали эту сказку, где главным сказочным героем была муха.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, как называется эта сказка? (Муха – Цокотуха)

Воспитатель: Давайте вместе вспомним, как она начиналась:

1 реб: Муха- Муха – Цокотуха

Позолоченное брюхо.

2 реб: Муха по полю пошла

Муха денежку нашла

3 реб: Пошла муха на базар

И купила самовар.

Воспитатель: Муха нашла денежку и потратила ее — совершила покупку. Мы поместим самовар на экономическое дерево, он будет обозначать – понятие покупка. А что можно купить за деньги? (Ответы детей)

Воспитатель: Вот сколько всего можно купить за деньги! Сделать покупку.

Воспитатель: Совершенно верно, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно.

Воспитатель: Ребята я  приготовила вам игру «Что можно купить за деньги?».

Воспитатель: Если этот предмет можно купить за деньги, то хлопните в ладоши, если нет, то не хлопайте. (Показывает картинки: ветер, кукла, радуга, молоко).

Воспитатель: Молодцы ребята справились с заданием

Звучит музыка смс сообщения.

Воспитатель: Ребята нам пришло смс сообщение, давайте посмотрим от кого.Нам пишут герои сказки К. Чуковского «Телефон» послушайте. «Дорогие ребята! Просим вас нам помочь, злой «Бармалей» всё перепутал в нашей сказке, помогите вернуть всё на прежние места.»

Воспитатель: Послушайте, что он натворил.

У меня зазвонил телефон.

— Кто говорит?

— Слон…

— Что вам надо?

— Книжек

А потом позвонил крокодил

И со слезами просил:

— Мой, милый, хороший,

Пришли мне перчатки

И мне и жене и Тотоше.

А потом позвонили зайчатки:

— Нельзя ли прислать шоколадки

А потом позвонили мартышки:

— Пришлите, пожалуйста, галоши

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам вспомнить, что же просили герои сказки К. И. Чуковского «Телефон». А сейчас я буду писать сообщение, а вы мне подсказывайте.

1 реб: У меня зазвонил телефон.

— Кто говорит?

— Слон…

— Что вам надо?

— Шоколада

2 реб: А потом позвонил крокодил

И со слезами просил:

— Мой, милый, хороший,

Пришли мне калоши,

И мне и жене и Тотоше.

3 реб: А потом позвонили зайчатки:

— Нельзя ли прислать нам перчатки

4 реб: А потом позвонили мартышки:

— Пришлите, пожалуйста, книжки!

Воспитатель:  (на магнитной доске вывешивают попарно картинки.) Что попросил слон? (Шоколад) (выкладываются картинки), крокодил – галоши, зайчатки – перчатки, мартышки – книжки.

Воспитатель:: Молодцы, вы правильно выложили все карточки. Ребята, все желания сказочных героев можно назвать одним словом – «потребности». Давайте вместе повторим – «Потребности».

Воспитатель: Потребности — это всё то, в чем мы нуждаются. Что нам нужно для жизни? (ответы детей). Понятие — потребность – это тоже житель сказочной страны – экономики.

Воспитатель: Вот у нас такая есть замечательная корзинка – потребительская корзинка. Где спрятаны все наши потребности. Поместим ее на наше дерево.

Воспитатель: А вы, знаете, что есть потребности без которых нельзя прожить, их называют потребностями «Надо» то есть то, что необходимо для жизни каждому человеку. Как вы думаете, какие это потребности – назовите? (Ответы детей)

Воспитатель: Есть потребности, без которых можно обойтись их называют потребностями «Хочу». В: Как вы думаете, какие это потребности? (Ответы детей).

Воспитатель: Герои сказки «Телефон» прислали вам картинки, но злой разбойник Бармалей и здесь приложил руку, взял и разрезал картинки. Я предлагаю вам сложить картинки, которые разрезал Бармалей и сказать какой там предмет, какая эта потребность. Настольная игра «Сложи картинку»

Воспитатель: Молодцы ребята! Вода, еда, воздух, одежда удовлетворяют физические потребности человека. Без воды, воздуха и еды мы с вами не сможем жить. А одежда нас защищает от холода. Человеку надо где-то жить – в доме. И чтобы в доме были разные предметы быта (игрушки, мебель и т. д.). — А есть еще духовные потребности. Какие? Сейчас узнаем.

Воспитатель:  Слышите музыку? Я вас приглашаю на весёлую разминку.

Игра «Солнышко». Дети ходят по кругу под спокойную музыку. У всех в руках лучики тепла (ленточки). Педагог замечает: — Посмотрите, что-то наш Саша замерз! Надо его отогреть! «Замершего» сажают в центр круга на стул. Каждый ребенок подносит свой «лучик» и говорит, что ему нравится в «замерзшем». Тот, кого «согревают», благодарит, говорит «Спасибо».

Воспитатель: Каждому человеку нужна забота и любовь. Кто о вас больше всего заботится? (мама, папа) А как назвать вас всех вместе: папу, маму и вас? (Семья).  У всех есть потребность жить в семье.

Воспитатель: Ребята – желание иметь семью, общаться друг с другом, чтобы нас любили, заботились о нас,- все это духовные потребности. А еще главное в жизни – дружба! Не забывайте! И на деньги ее не променяйте!

Воспитатель: Мы с вами подошли к красивому домику. А живет здесь гном-эконом. — У нашего гнома-эконома тоже есть семья. Давайте познакомимся. Гномы очень трудолюбивые. Папа-эконом он работает строителем, строит дома и получает зарплату – это деньги, полученные за труд. Мама-эконом- повар и тоже получает зарплату. Есть бабушка и дедушка. Он пенсионеры и не работают. Они получают пенсию – это деньги, получаемые в старости за то, что они работали в молодости. Есть сын-эконом, он учится в университете, и получает стипендию — это деньги за хорошую учебу. Есть дочка-эконом, она маленькая, и ходит в детский садик и ничего не получает. Все, полученные семьей деньги называются – семейный бюджет или доход семьи.

Воспитатель: Давайте вместе повторим, что мама и папа получают? (зарплату, а бабушка и дедушка – пенсию, а сын, который учится? (стипендию). — Как можно назвать все деньги, которые заработала семья – семейный бюджет?

Воспитатель: Семейный бюджет или доход семьи вся семья складывает куда? (в кошелек) Кошелек с деньгами мы поместим на экономическое дерево. Это семейный бюджет.

Воспитатель: — Папа гном-эконом получил зарплату, а дочка Маша решила ее потратить.

Папа получил зарплату,

Папа наш теперь богатый!

Сходим с папой в магазин,

Купим маме апельсин.

Купим килограмм конфет,

И сардельки на обед.

Купим ананас для брата —

Папа получил зарплату!

Купим бабушке банан,

В общем, королевский план!

Купим пряники, сосиски,

И трески для нашей киски.

Купим всё, что нам угодно,

Вместе с папою сегодня.

Я счастливей всех, ребята,

Папа получил зарплату!

Воспитатель: Как вы думаете, правильно ли Маша потратила папину зарплату?

(Нет.)- Как бы вы распределили семейный бюджет? На что надо потратить в первую очередь?(Оплата за квартиру, еду, одежду, оплата за детский сад, игрушки.)

Воспитатель: Все вместе это называются расходы! Давайте вместе повторим это слово – расходы. Расходы — это деньги, которые мы тратим на наши потребности.

Воспитатель: Семья, получила доход, потратила часть денег и немного осталось. Что с ними делать? (копить)

Физкультминутка: «Будем денежки считать»

1,2,3,4,5 (шагаем на месте).

Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук).

1 и 2 оплатим дом (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный) Дом в котором мы живем.

Третья монетка — одежду купить (отгибаем средний пале)

На четвертую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы)

Воспитатель: Молодцы ребята! А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру: Игра «Доход — расход»

— Я начну читать сейчас.

Я начну, а вы кончайте

Хором мне не отвечайте: доход или расход

Мама получила зарплату — доход

Бабушка заболела — расход

Выиграла приз — доход

Потеряла кошелёк — расход

Продала бабушка пирожки – доход

Заплатили за квартиру – расход

Нашла монетку – доход

Купили куклу – расход

Воспитатель: Ребята, с какими экономическими понятиями, мы познакомились? (потребности, доход, расход, семейный бюджет)

Воспитатель: Замечательно! Но наше путешествие по сказочной стране экономика заканчивается. — Вам понравилась наша встреча?

Воспитатель: Герои сказок вам на память о путешествии по сказочной стране Экономика, передали подарок – это необычные монетки, а монетки сладкоежки, которые тоже продаются в магазине. (или кошелек с деньгами, раздать детям зарплату, по принципу кто как работал)

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы, умнички, много знаете, умеете! Спасибо вам!

Конспект занятия  по развитию финансовой
грамотности для детей подготовительной группы «Путешествие по сказкам».

Аннотация

Цель игры:
формирование начальных представлений о финансовой грамотности,

рациональное использование бюджета.

Задачи:

Образовательные

Познакомить детей с финансовыми терминами «банк», «деньги»,
«банковская

карта», «потребности».

Формировать умение правильно распределять свой бюджет.

Формировать нравственные понятия – бережливость, честность,
экономность, щедрость

Способствовать правильному поведению в реальных жизненных
ситуациях (покупка продуктов, рассчитать
бюджет и т. д.)
.

Развивающие

Развивать экономическое мышление и математические
способности;

Воспитательные

Воспитывать бережное отношение к труду взрослых.

Материал: денежные купюры, монеты,
банковская карточка, муляжи овощей.

Ожидаемые
результаты
: в
результате использованного материала, дети узнают, что деньги нужно хранить в
банке, также познакомятся с банковской картой. Смогут составлять бюджет исходя
из полученных средств, а также совершать покупки .

Ход игры:

Воспитатель: Дорогие ребята! Посмотрите, к
нам сегодня в гости пришел кот ученый.

Кот ученый: Я шел, и пришел к вам в
детский сад. И хочу вас пригласить в сказочную страну,
где живут сказочные герои.
Вы хотите, отправится со мной.

Дети: (возможные ответы) Да!

Кот ученый. Мы отправляемся с вами в сказку.

Кот ученый. Ой, посмотрите первая сказка, здесь Аленушка плачет, что случилось с
тобой.

Аленушка. Мне батюшка и матушка сказали купить подарки, а как это сделать, я не
знаю?

Дети. Нам нужны деньги

Воспитатель. А мы, кажется знаем, как помочь тебе нам нужно
вспомнить сказки, где
говорится про деньги.

Воспитатель Может, мы найдем картинки с этими сказками.

На столе выложены картинки с героями сказок. Дети выбирают картинки.

Дети. (возможные ответы) Муха-цокотуха, Золотой ключик, Кот в
сапогах, Золотая Антилопа.

Воспитатель. А для чего нам нужны деньги? (ответы детей).

Воспитатель. Деньги нужны нам всем. Без них мы не можем прожить.
Ваши родители с помощью денег оплачивают различные услуги, покупают вещи,
отправляются в путешествие. И
для этого нам нужны деньги.

Кот ученый. А хотите поиграть в игру «Что можно купить?»

Дети играют в дидактическую игру у мольберта).

Аленушка. Спасибо, я теперь знаю, мне нужны деньги. Пойду, спрошу у
родителей.

Кот ученый. Нам пора отправляться в другую сказку.

Появляется Буратино в руках у него сумка.

Воспитатель. Буратино, куда ты торопишься и что у тебя в сумке.

Буратино. Я тороплюсь в страну «Поле чудес», мне
нужно там закапать свои денежки, чтоб выросло денежное дерево. И я тогда смогу
купить себе много сладостей.

Воспитатель. Ой, дети бывает ли такое дерево, можно ли сажать его?

Дети. Нет

Кот ученый. Может, мы расскажем буратино, где хранятся деньги и приносят
прибыль.

Дети. В банке.

Буратино. А в какой такой банке: стеклянной или пластмассовой?

Воспитатель. Буратино, ты совсем не правильно говоришь. Банк, это
специальный дом, где хранятся деньги. Люди идут в банк и отдают свои деньги,
они там лежат. За то, что они хранятся в банке некоторое время, деньги
прибавляются за счет процентов. Их становится больше.

Сразу в фойе нас встречают вот такие машины. Они называются
банкоматы. Через банкомат можно оплатить покупки в магазине, оплатить телефон и
много другое. С помощью банковской карточки в банкомате можно взять свои
деньги. На каждой карточке есть свой пароль и код

У самого входа стоит консультант. Он помогает людям определится
за какой стол им нужно сесть.

Зал банка разделен на кабинки. Там стоят столы за ними сидят
работники банка. К ним подходят люди- клиенты и садятся за столы.

Когда у людей не хватает денег. Например на покупку квартиры или
машины. Они берут в долг у банка, а потом возвращают частями. Это называется
кредит. Потом они возвращают долг банку частями.

Кот ученый. Вот теперь, Буратино, ты знаешь, где хранятся деньги. А
лучше всего иметь при себе банковскую карту.

Кот ученый. Банковская карта, на ней хранятся деньги и ею можно
расплачиваться за покупки и услуги. Дети, а у ваших родителей есть она и зачем
им нужна (ответы детей).

Кот ученый отдает Буратино банковскую карту и Буратино прощается
со всеми.

Кот ученый. Что ж нам пора отправляться в другую сказку.

Появляются два медвежонка и плачут

Воспитатель. Что вы плачете медвежата?

Медвежата. Мы хотим кушать, но нам нечего. Мы не можем сходить в
магазин, так как запутались, в каком отделе что продается.

Воспитатель. Медвежата мы вам поможем и накормим. Ребята поможем
медвежатам купить  продукты?

(ответы детей) Да.

Воспитатель. А где нам купить продукты?

Дети. (возможные ответы) в продуктовом магазине.

Мы поиграем в игру, что где продается, и поможем медвежатам. Но
сначала  отдохнем.

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять,

(шагают на
месте)

Будем денежки считать

(сжимают и
разжимают пальцы)

Один и два куплю кровать

Три четыре, чтоб продукты нам купить

(разжимают
пальцы по одному)

Пять об одежде не забыть

(пальцем грозим)

Дети играют в игру, что где продается . показывают медвежатам,
что им нужно сходить в продуктовый отдел. Купить продукты и отнести маме, что
бы та приготовила им покушать.

Воспитатель. Какие молодцы, мы с вами помогли медвежатам, теперь
они купят продукты и  им мама сварит суп.

Кот ученый. Мне тоже пора возвращаться домой в сказку. До свидания!

Воспитатель. И нам пора, наше занятие заканчивается .

Рефлексия

Воспитатель. Ребята, поделитесь своими  впечатлениями от путешествия, что они узнали и, что еще хотели бы
узнать.

8uhRb3VgsV8.jpg

AZWejpbXpgg.jpg

CT421a4MbtE.jpg

FGK8nb9omGQ.jpg

KmVePX5mj0g.jpg

rwSMNe6mjgI.jpg

UjGCOj8UIEY.jpg

x8hD-W2rbmA.jpg

Z2KrIBmV1NQ.jpg

Конспект занятия по финансовой грамотности
в подготовительной группе по теме:
«Путешествие в сказочную страну Экономика»

Автор: Антонова Екатерина Владимировна

Организация: МДОБУ детский сад комб. вида №21 г.Лабинска

Населенный пункт: Краснодарский край, г.Лабинск

Цель: содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создать необходимую мотивацию для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.
  • Формировать умения выражать свои мысли и анализировать.
  • Формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом.
  • Опытным путём знакомить с различными свойствами металла и бумаги.

Развивающие:

  • Развивать при выполнении задач экономического характера логическое мышление, память, внимание.
  • Закреплять умение выполнять математические вычисления.
  • Развивать познавательную активность.
  • Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического задания.

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию, бережливость, честность, взаимовыручка, щедрость.

Материал и оборудование: картинки (продукты, здоровье, сон, автомобиль, лекарство, счастье, дом и т.д.); листы бумаги А-4 на каждого ребёнка, шаблоны платья и машинки (простые карандаши, ножницы), мультимедийное оборудование; карточки, в которых обозначены расходы – это оплата за воду и электричество, еда, оплата за детский сад, одежда, мебель, развлечения, игрушки, сладости, лекарства.

Ход образовательной деятельности

Организационная игра

Доброе утро!

Собрались все дети все дети в круг
Я твой друг, и ты мои друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.

Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?

(ответ детей)

Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие в сказочную страну Экономику. Так как мы отравляемся в сказочную страну, то и лететь нам прийдётся на сказочном транспорте « Ковре-самолете». Но лететь на ковре-самолете сможет тот, кто отгадает загадки:

  1. 1.Люди ходят на базар: там дешевле весь… (Товар)
  2. 2.На товаре быть должна обязательно… (Цена)
  3. 3.Маленькая, кругленькая из кармана в карман скачет (монета).
  4. 4.И врачу, и акробату выдают за труд … (зарплату)
  5. 5.Чтоб хранить свои доходы на карманные расходы,

Хрюша требуется мне, та, что с дыркой на спине … (копилка)

  1. 6.В кошелек мы их кладем, С ними в магазин идем. (деньги)
    Воспитатель: Ребята, садитесь в ковер-самолет. Ну, вот мы и в сказочной стране очутились. Присаживайтесь на стульчики.

А вы знаете, что деньги бывают разные и у каждой есть свое название. — Кто знает, как называются деньги, которыми мы пользуемся? (ответы детей)

Воспитатель: Скажите для чего нам нужны деньги?

Дети: Покупать товар, копить, класть в банк.

Воспитатель: Я предлагаю поиграть с вами в игру!

Игра «Что можно купить за деньги, а что нет»

Воспитатель: Если этот предмет можно купить за деньги, то хлопните в ладоши, если нет — то потопайте.

(Воспитатель показывает картинки: продукты, здоровье, сон, автомобиль, лекарство, счастье, дом и.тд.).

Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, за что можно получить деньги? (ответы детей)

Игра «Выполни работу качественно»

Воспитатель: Мы с вами будем работать, кто девочки будут работать в ателье — проходят за эти столы, а мальчики в автомастерской — садятся за эти столы. (Садятся за столы)

Воспитатель: Ребята, которые работают в ателье, у вас у каждого имеется ткань (лист бумаги) и выкройка платья. Вам нужно выкроить как можно больше платьев.

Ребята, которые работают в мастерской по изготовлению автомобилей Вам нужно изготовить как можно больше автомобилей. (Дети выполняют задание)

Воспитатель: — Давайте посчитаем, сколько платьев у вас получилось. (Дети считают)

— Кто экономнее раскроил ткань? Кто больше заработает денег? (Ответы детей)

— А теперь давайте посмотрим, сколько машин изготовили в автомастерской? (Дети считают)

Физминутка

Мы нашли богатый клад, (изображают, как копают клад)

Каждый кладу очень рад, (дети улыбаются друг другу)

Стали думать, как нам быть? (повороты головой)

Как же клад нам разделить? (руки в стороны)

Чтоб хватило всем друзьям, делим ровно пополам.

Воспитатель: Ребята, а когда мы зарабатываем деньги, это как называется? А когда тратим?

  • Доход — это деньги полученные в результате работы.
  • Расход — это деньги, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.
  • Бюджет — это подсчет доходов и расходов.

Воспитатель: И так. Вся наша жизнь пронизана экономикой

— Внимание на экран. Перед нами семья

— Назовём членов семьи. (мама, папа, дочь, сын, бабушка и дедушка).

— Как вы думайте, чем каждый из них занимается?

( Папа – полицейский, мама – учитель, Бабушка и дедушка не работают, они на пенсии на заслуженном отдыхе, старший брат -студент, младшая сестра ходит в детский сад).

— Правильно, папа – полицейски , мама – учитель они трудятся, работают и за свой труд получают зарплату. Зарплата – это деньги, получаемые за работу. Это оплата труда за месяц или за день или за неделю.

— Кто получает зарплату? (Папа, мама)

— За что они получают зарплату? (За свой труд)

Папа и мама кладут деньги в корзинку-копилку (на экране)

— В семье есть дедушка и бабушка. Они уже старенькие и не работают. Дедушка и бабушка получают пенсию. Пенсия – это деньги. Пенсию платят пожилым людям, проработавшим много лет. (Бабушка и дедушка кладут деньги в копилку)

— Брат – студент он учится и за свой труд получает стипендию, это тоже деньги.(Брат пополняет копилку)

— Сестра ходит в детский сад, он не получает денег. Ему иногда дают деньги на сладости, игрушки. Но эти деньги заработал не он сам, а его семья.

(копилка постепенно заполняется деньгами, и дети наглядно видят составляющие бюджета семьи.)

— В копилке лежат деньги – это доход семьи, т.е.– это все деньги, которые получают члены семьи.

— Вот как складывается семейный бюджет.

Вот какая история произошла с этой семьей : собрались однажды вся семья и стали они решать, как деньги потратить. Маме очень хотелось купить новую шубку.

(присоединяется к модели «расход»)

Папа стал увлекаться рыбалкой, ему понадобилась удочка, бабушке набор посуды, дедушке новую лейку для огорода, сестра стала заниматься рисование — ей понадобились краски, альбом, брату — новую игрушку.

Думали, думали и решили купить сразу все! Пришли в магазин и потратили все деньги! Пришли домой довольные, а дома: света нет, воды нет, телефон отключен. А по почте прислали квитанции об оплате за квартиру.

Воспитатель: Правильно ли они сделали, что израсходовали все деньги? Что можно назвать основным?

Ответы детей

Воспитатель: Давайте посмотрим и подумаем о самых важных и необходимых тратах, а что можно оставить и на вторую очередь или вообще обойтись без этого.

(Детям раздаются карточки, в которых обозначены расходы – это оплата за воду и электричество, еда, оплата за детский сад, одежда, мебель, развлечения, игрушки, сладости, лекарства).

— Представьте, что вам родители доверили распоряжаться семейным бюджетом.

(Дети выкладывают картинки на мольберте)

Объясните, почему именно так. (Дети по желанию защищают свой семейный бюджет и отстаивают свою точку зрения. Возможна дискуссия).

— Как думаете, вы экономно распорядились деньгами?

— Если так, то на что можно их потратить? (Покупать товар, копить, класть в банк, потратить на отдых).

— Как вы можете помочь родителям экономить? Ведь на сэкономленные деньги они могут вам покупать игрушки, сладости, ездить в отпуск, устраивать семейные праздники? (Дети отвечают: не лить зря воду, без необходимости не включать электроприборы, беречь свое здоровье, чтобы не покупать лекарства, бережно относиться к своим вещам и ухаживать за ними, помогать выращивать овощи, чтобы не покупать их, не выпрашивать у родителей бесполезные вещи и игрушки)

Воспитатель: Вы такие молодцы, справились со всеми заданиями и в награду за это вы получаете медали «Лучшим Знатокам». А сегодня наше путешествие подходит к концу, нам пора возвращаться в детский сад.

Воспитатель: Вы знаете, какие-нибудь волшебные слова? (ответы детей). Тогда все вместе скажем Крибли-крабли-бумс! Вокруг себя обернись — в детском саду очутись! Ну, вот мы и вернулись, вам понравилось путешествие? Чему мы научились? Хотите еще побывать в сказочной стране Экономии? Думаю, что это вполне возможно!

Полчаса мы занимались
И немножко баловались
А теперь детвора
Отдыхать и вам пора!

Приложения:

  1. file0.docx.. 24,9 КБ
Опубликовано: 15.03.2022

24.02.2022

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе Тема: «Путешествие в сказочную страну «Экономь-ка»

Демешкина Светлана Михайловна

Расширить знания дошкольников по финансовой грамотности.
Задачи: Формировать умение выражать свои мысли и анализировать.
Развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность
в процессе познавательно-игровой деятельности;
воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной работе,
воспитывать уважение к труду; бережное отношение к деньгам.

Оценить




498

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад 15»

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе

Тема: «Путешествие в сказочную страну «Экономь-ка»

Составила:

Демешкина С.М.

2022г

Цель: Расширить знания дошкольников по финансовой грамотности.

Задачи: Формировать умение выражать свои мысли и анализировать.

Развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность

в процессе познавательно-игровой деятельности;

воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной работе,

воспитывать уважение к труду; бережное отношение к деньгам.

Ход занятия

Воспитатель:Доброе утро, ребята!

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно.

Говорю тебе: «Привет!»,

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй, правая рука,

Здравствуй, левая рука,

Здравствуй, друг, здравствуй, друг,

Здравствуй, весь наш дружный круг.

Здравствуйте, ребята!»

Воспитатель: — Ребята, я всегда очень любила сказки! А вы любите?

(Ответы детей)

Воспитатель: — Я предлагаю вамотправиться в путешествие, в сказочную страну, а называется она «Экономь-ка». Вы согласны? На чём мы можем отправиться в путешествие быстро и комфортно?

-Ответы детей. (Самолёт)

Воспитатель:Тогда в путь. Закрываем глаза и попадаем в аэропорт Тридевятого царства, чтобы лететь в сказочную страну. Но вдруг, диспетчер, лиса Алиса объявляет, что рейс №1 в сказочную страну не состоится. А Мальвина добавляет объявление: «Для пассажиров, которые очень торопятся попасть в страну сказок, может быть предоставлен ковер-самолет «От Алладина». Лететь на ковре-самолете сможет только тот, кто отгадает загадки:

Воспитатель:Попробуем? (дети отгадывают загадки и проходят на ковёр-самолёт)

  1. Чтоб хранить свои доходы, на карманные расходы, 

Хрюша требуется мне, та, что с дыркой на спине…(копилка)

  1. На товаре быть должна обязательно … (цена).

  2. За сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьёт … (кассир).

  3. Как не берегутся, а растрясутся (деньги).

  4. Мебель, хлеб и огурцы продают нам … (продавцы).

  5. Маленькая, кругленькая из кармана в карман скачет (монета).

Воспитатель: —Ребята, присаживайтесь поудобнее на ковере-самолете, закрывайте глаза, мы отправляемся в путь. Слышен звук летящего самолёта.

Воспитатель: — Ну, вот мы и в сказочнойстране очутились.

Детей встречает мальчик-Капризка, плачет.

Воспитатель:Мальчик, почему ты плачешь?

Капризка: Маму в магазин отправил я,

Три копейки дал:
«Вот! Купи мне самолёт.

А ещё ружьё, лопатку,

Танк, лошадку, шоколадку,

Самосвал, тетради, краски,

Маски, сказки и салазки!

Постарайся не забыть.

А на сдачу, можешь даже,

И свистульку мне купить.

-Но мама сказала, что невозможно купить это все, а я хочу, хочу, хочу!!!

Воспитатель:-Как вы думаете, ребята, можно ли на такую сумму купить такое большое количество товара, почему? Давайте объясним это Капризке.

Рассуждения детей

Воспитатель:- Капризка, мы с ребятами хотим подарить подарок, демонстрирует копилку, Что это такое? (Ответы детей)

Воспитатель:— Для чего же нужна эта копилка?

— Правильно, чтобы копить деньги. Ребята, а зачем людям копить деньги, объясните Капризке. Что на них можно купить?

Воспитатель:Молодцы!Ребята скажите за деньги все можно купить или нет?(предполагаемые ответы детей)

Игра «Что можно и нельзя купить за деньги»

На столе лежат разные картинки, дети выбирают, показывают и объясняют, почему выбрали эту картинку. Сначала, например, что можно купить, потом что нельзя купить за деньги. Дети берут по одной картинке, например: солнце, его купить за деньги нельзя, улыбку бабушки купить за деньги нельзя, а велосипед купить можно за деньги и т.д.

Воспитатель:Теперь ты, Капризка знаешь, зачем копить деньги. Ну, мы отправляемся дальше.

-А здесь нас встречают 3 поросёнка и предлагают поиграть в игру«Для чего нам нужны деньги?».

-Ябуду бросать мяч вам по очереди, и называть, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете.

Игра «Для чего нам нужны деньги?»

Воспитатель:Итак,деньги нам нужны: (Ответы детей)

-для покупки продуктов питания;

-для оплаты бытовых услуг;

-для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?);

-для оплаты услуг (уточнить, каких именно);

-для оплаты проезда на транспорте; -для покупки подарков;

-для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т.д.

— Если мы едим на автобусе, мы платим?

— Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? И т.д.

Воспитатель:-Молодцы, справились с заданием. И поросята предлагают отдохнуть.

Физминутка: «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак,отгибаем мизинец и безымянный) Дом, в котором мы живём.

Третья монетка — одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим, есть, и пить (отгибаем указательный палец)

Ну, а пятую пока(шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец,в кулак,согнув всепальцы).

Воспитатель:-Отдохнули, отправляемся дальше. У стульчиков встречает Муха – Цокотуха.

-Присаживайтесь на стулья и вспомните, пожалуйста, героев сказок, мультфильмов, где они покупали, продавали, работали, менялись на что-то, собирали, копили деньги.

Дети: «Муха-цокотуха», «Трое из Простоквашино», «Карлик-нос», «Али-баба исорок разбойников», «Чебурашка и крокодил Гена», «Дудочка и кувшинчик», «Сказка о Попе и его работнике Балде» и т.д.

Воспитатель:Молодцы! Ребята,а жители сказочной страны хотят узнать, знаете ли вы поговорки о бережливости,экономии?

(Ответы детей)

Поговорки

Цыплят по осени считают.

Лиса и во сне кур считает. Запасливый лучше богатого. Сегодня густо, а завтра — пусто.

Тот без нужды живет, кто деньги бережет. Считай деньги в своем кармане! Подрасту — свое наживу.

Деньги счет любят.

Из копеек рубли вырастают.

Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит! Скупой платит дважды.

Делу время — потехе час.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Воспитатель:-Молодцы, и с этими заданиями справились. А у меня к вам предложение! Давайтепридумаем и нарисуем деньги для сказочной страны. Мы должны придумать форму, название и нарисовать монету или банкноту, которыми можно оплатить покупки в этой сказочной стране, нарисуем?

-Тогда присаживайтесь за столы и выполняйте задание.

После выполнения задания детьми представляют результаты работы.

Воспитатель: Вы такие молодцы,справились со всеми заданиями. А сегодня наше путешествие подходит к концу, нам пора возвращаться в детский сад.

Воспитатель:

Если дружно встать на ножки

Топнуть, прыгнуть — не упасть

То легко ребята смогут

Снова в детский сад попасть.

Ну, вот мы и вернулись, вам понравилось путешествие? Что вам понравилось?

Кому было сложно выполнять задания? Хотите еще побывать в сказочной стране «Экономь-ка?» Думаю, что это вполне возможно! Спасибо!

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/485467-konspekt-zanjatija-po-finansovoj-gramotnosti-

Также вас может заинтересовать

  • Методическая разработка занятия для детей 5-7 лет «Занимательный немецкий» по теме «Осенняя прогулка»
  • Развитие речи дошкольника
  • Как подготовить ребенка к письму. Советы и рекомендации
  • Игра-путешествие для будущих первоклассников На большом воздушном шаре
  • Занятие-путешествие по сказке ,,Снежная королева»

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

автор: Халипаева Регина Мурзалиевна

воспитатель МБДОУ “Детский сад №46 Надежда”

Конспект ООД по финансовой грамотности. Тема: «Путешествие со сказочными героями»

Конспект ООД по финансовой грамотности.

Тема: «Путешествие со сказочными героями»

(для детей старшей группы)

Цель: формировать начальные представления о финансовой грамотности, рациональное использование бюджета.

Задачи:

Образовательные

– формировать умение правильно делать покупки (потребительская грамотность)

– развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления;

– выделять слова и действия, относящиеся к экономике;

-развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность.

Развивающие:

Развивать экономическое мышление и математические способности.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к труду взрослых.

Материалы: деньги (бумажные и металлические), касса, кошельки, чеки, атрибуты для игр «Стройка», «ширма-трансформер.

Мультимедийные средства обучения: ноутбук, мульти-медиапроектор, экран.

Ожидаемые результаты: в результате использованного материала, дети узнают, что деньги нужно хранить в банке, также познакомятся с банковской картой. Смогут составлять бюджет исходя из полученных средств, а также совершать покупки.

Ход занятия:

Воспитатель: – Ребята, давайте с вами встанем в круг и проведём эстафету дружбы. Для этого нужно взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Я начну: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет сегодня целый день». Дорогие ребята, сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие по сказкам.

Воспитатель:  Ребята, на чем путешествуют сказочные герои?

Дети: С помощью шапки-невидимки, в ступе, в сапогах-скороходах, на ковре-самолете.

Воспитатель: Вот на ковре – самолете я и предлагаю сегодня вам отправиться в путешествие по сказкам. Лететь на ковре-самолете сможет тот, кто отгадает загадки:

1 Маленькая, кругленькая из кармана в карман скачет (монета).

2 Как не берегутся, а растрясутся (деньги).

3 На товаре быть должна обязательно … (цена).

4 За сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьёт … (кассир).

5 Мебель, хлеб и огурцы продают нам … (продавцы).

(Звучит сказочная музыка, дети на ковре отправляются в путь)

Если отгадаете загадку, вы узнаете, кто вас здесь ждет: 

Покупала самовар,

А спасал ее комар.

Дети: Муха-цокотуха

Воспитатель: Правильно, ребята, это героиня сказки К. Чуковского «Муха Цокотуха». Что муха нашла? … «денежку»… А что такое деньги?

Дети: Особые ценные бумаги, на которые можно обменять любой другой товар.

Это – богатство, которое можно копить, хранить в «Сбербанке».

Воспитатель: Что сделала муха?

Дети: «Пошла муха на базар и купила самовар».

А потом она пригласила всех на чаепитие.

Воспитатель: А как бы вы предложили поступить мухе? Экономно ли поступила муха?

Муха приготовила вам несколько заданий:

1.Мишка продавал на рынке мед. На вырученные деньги он хотел купить малины.

Его друг Сладкоежка продавал малину, чтобы купить липовый мед. Покупателей на рынке было мало, и торговля шла плохо. Медвежата загрустили.

Какое решение могут принять медвежата, чтобы оба были довольны?

Дети: Медвежатам надо сделать обмен. Такой обмен называется бартером.

Воспитатель: Правильно, ребята, слушайте следующее задание.

У одного продавца на прилавке яблочки красивые, наливные, крепкие, да еще и зимний сорт. А у другого продавца, яблоки – ароматные, но переспелые, ранний сорт. Что делать? Как продать, не испортив товар?

Дети: Надо снизить цену на переспелые яблоки, чтобы их продать быстрее, пока они не испортились.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Ну, что ж, Мухе мы помогли, полетели дальше. Закрываем глазки. 

Воспитатель: Ой, посмотрите здесь, Аленушка плачет, что случилось с тобой?

Аленушка: Мне батюшка и матушка сказали купить подарки, а как это сделать, я не знаю?

Дети: Нам нужны деньги.

Воспитатель: А мы, кажется, знаем, как помочь тебе нам нужно вспомнить сказки, где говорится про деньги.

Вспомните, пожалуйста, героев сказок или мультфильмов, где покупают, продают, меняют что-то, копят деньги.

Воспитатель: Может, мы найдем картинки с этими сказками. На столе выложены картинки с героями сказок. Дети выбирают картинки.

Дети: (возможные ответы) Муха-цокотуха, Золотой ключик, Кот в сапогах, «Лисичка со скалочкой», «Трое из Простоквашино», «Приключения Буратино»,Золотая Антилопа.

Воспитатель: Молодцы, правильно, вы очень много знаете сказок и мультфильмов.

Оказывается, даже сказочные персонажи живут так же, как и люди. 

Воспитатель: А хотите поиграть в игру «Что можно купить?» Дети встают в круг, воспитатель по очереди кидает мяч детям и говорит слова: «Дом, банан, здоровье, холодильник, улица, пирожное, воздух, машина, солнце, арбуз, хорошую погоду и т.д.» (дети ловят мяч, и отвечаю можно купить или нет и отвечают почему).

Аленушка: Спасибо, я теперь знаю, мне нужны деньги. Пойду, спрошу у родителей. 

Воспитатель: Нам пора отправляться в другую сказку. Появляется Буратино в руках у него сумка.

Воспитатель: Буратино, куда ты торопишься и что у тебя в сумке.

Буратино: Я тороплюсь в страну «Поле чудес», мне нужно там закапать свои денежки, чтоб выросло денежное дерево. И я тогда смогу купить себе много сладостей.

Воспитатель: Ой, дети бывает ли такое дерево, можно ли сажать его?

Дети: Нет.

Воспитатель: Может, мы расскажем Буратино, где хранятся деньги и приносят прибыль.

Дети: В банке.

Буратино: А в какой такой банке стеклянной или пластмассовой?

Воспитатель: Буратино, ты совсем не правильно говоришь. Банк, это специальный дом, где хранятся деньги. Люди идут в банк и отдают свои деньги, они там лежат. За то, что они хранятся в банке некоторое время, деньги прибавляются за счет процентов. Их становится больше.

Воспитатель: Вот теперь Буратино ты знаешь, где хранятся деньги. А лучше всего иметь при себе банковскую карту.

Буратино: А что такое банковская карта.

Воспитатель: Банковская карта, на ней хранятся деньги и ею можно расплачиваться за покупки и услуги. Дети, а у ваших родителей есть она и зачем им нужна (ответы детей).

Воспитатель отдает Буратино банковскую карту и Буратино прощается со всеми.

Физминутка

Буратино потянулся,

Раз-нагнулся, два-нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Воспитатель:  Я, кажется, что-то слышу… Звучит голос Кота Матроскина: «А я ничего выписывать не буду, Я экономить буду»

Воспитатель: Кто это?

Дети: Кот Матроскин.

Воспитатель: Правильно, ребята, это герой сказки Э. Успенского «Трое из Простоквашино». Дети, как вы думаете, экономить – это хорошо?

Дети: Да.

Воспитатель: Как вы можете помочь родителям экономить деньги?

Дети: Не лить зря воду; уходя, выключать свет, без необходимости не включать электроприборы, беречь свое здоровье, чтобы не покупать лекарства, бережно относиться к своим вещам, ухаживать за ними, помогать выращивать овощи, чтобы их не покупать, не выпрашивать у родителей бесполезные вещи и игрушки.

Воспитатель: Правильно, дети, ведь на сэкономленные деньги родители могут вам покупать

Что-то полезное, ездить в отпуск, устраивать семейные праздники. Я вам предлагаю вспомнить поговорки об экономии и бережливости.

Тот без нужды живет, кто деньги бережет.

Сегодня густо, а завтра – пусто.

Считай деньги в своем кармане!

Цыплят по осени считают.

Лиса и во сне кур считает.

Запасливый лучше богатого.

Подрасту – свое наживу.

Деньги счет любят – Без счета и денег нет.

Без копейки рубля не бывает – Копейка рубль бережет.

Из копеек рубли вырастают.

Не деньги богатство – бережливость да разум.

Слову – вера, хлебу – мера, а деньгам – счет.

Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит!

Воспитатель: Молодцы! Мы будим помнить эти пословицы и поговорки русского народа и другим расскажем. Правда, ребята? Ведь русский народ подмечал и собирал мудрость веками и передавал из поколения в поколение. Так они и до наших дней дошли. Из них мы узнаем, что наши предки умели быть бережливыми и экономными. Этому и нам у них нужно поучиться. Ну, а мы продолжаем. Итак, кто помнит, а что отправились искать герои мультфильма «Трое из Простоквашино»?

Дети: Клад. (Пластический этюд)

Мы нашли богатый клад, (изображают, как копают клад)

Каждый кладу очень рад, (дети улыбаются друг другу)

Стали думать, как нам быть? (повороты головой)

Как же клад нам разделить? (руки в стороны)

Чтоб хватило всем друзьям,

Делим ровно пополам.

Воспитатель: Как бы вы распорядились кладом? С кем поделились?(ответы детей).

(Использование спортивного инвентаря)

Дети находят сундучок с «золотыми» монетками

Воспитатель: Ой, ребята, что это? Разлилась река и преградила нам путь к ковру- самолету. Для того, чтобы пройти через реку, поиграем в игру «Упрямый Антошка».

Я буду называть различные экономические слова, а вы говорить мне слова-наоборот. Готовы?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда начнем:

Покупатель – продавец

Покупка – продажа

Трудолюбивый – ленивый

Много – мало

Дорого – дешево

Богатый – бедный

Доход – расход

Тратить — копить

Высокие (цены) – низкие (цены)

Наличные – безналичные

Воспитатель: Молодцы, дорога свободна, теперь можно пройти к нашему ковру-самолету. Закрываем глазки, летим. Следующая остановка «Строймастер». Дети, а вы помните сказку С. Михалкова «Три поросенка»?

– Зачем поросята строили себе дом?

– Что использовал каждый из поросят в качестве строительного материала?

– Что общего у героев сказки? Что им всем было нужно?

– Значит, у всех была потребность в жилье.

– Какие строительные материалы использовали герои сказки?

– Какой материал дороже? Крепче и надежнее?

Воспитатель: Дети, все эти материалы, (используемые) можно назвать одним словом – Ресурсы. Повторите.

– Чтобы дом удобным был, что надо учесть?

Дети: У дома должен быть красивый вид; он должен иметь крышу, окна, двери; необходимо выбрать прочный материал.

Воспитатель: А какой это материал?

Дети: Шифер, кирпичи, блоки, песок, цемент, щебень, краски, оконные рамы, клей, обои, двери.

Воспитатель:

Давайте мы поиграем в магазин «Строймастер» и купим строительный материал для постройки прочного, надежного и удобного дома.

(Организация сюжетно-ролевых игр «Магазин» и «Строитель» с помощью ширмы-трансформера,

Рационально разграничивающей пространство для игровой деятельности)

Воспитатель: Какой красивый и прочный дом у вас получился, молодцы! Ну, что ж нам пора возвращаться в детский сад. Проходите все на ковер-самолет, закрывайте глазки.…И вот мы с вами вернулись в нашу группу, с возвращением, ребята.

Рефлексия:

-Где мы с вами сегодня побывали? 

-Какие герои сказок повстречались нам на пути?

-Какое задание показалось вам самым сложным, а легким, а интересным?

-Какие новые слова и понятия вы сегодня узнали?

                                                                                                       Подготовила Халипаева Р.М.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 33»

НОД по финансовой грамотности для дошкольников

ТЕМА:

«Путешествие в страну Финансику»

в подготовительной группе

Подготовили воспитатели:

Грушина Л. В.

Макаренко Е. Ю.

Саратов 2021

Цель: финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста (6-7 лет), создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

Образовательные: расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей; формировать основы финансовой грамотности у дошкольников.

Развивающие: развивать память, внимание, речь, расширять словарный запас, стимулировать активность детей; развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

Воспитательные: содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых; воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность.

Материал и оборудование: Настольная игра по тематике НОД (картинки с профессиями и атрибутами (инструментами) профессии), игрушечные российские деньги, монеты для сюжетно-ролевой игры, кошелёчки в технике оригами на каждого ребёнка, листы с напечатанными заданиями, спортивный инвентарь для создания портала, мультфильм «Смешарики. Азбука финансовой грамотности» (отрывок), мультимедийное оборудование, оборудование для сюжетно-ролевой игры «Супермаркет».

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель:

В нашей группе яркое

Солнышко сияет!

Здесь ребята дружные,

Это каждый знает!

Ты – мой друг и я – твой друг!

Как прекрасен мир вокруг,

Мы друг другу улыбнёмся,

Дружно за руки возьмёмся.

Стоя в кругу – ребята, вы любите путешествовать?

Я сегодня хочу предложить вам небольшое путешествие. Хотите? (ответы детей)

На чём можно отправиться в путешествие? (ответы детей)

А я знаю ещё один способ, думаю, он вам понравится, мы пройдём через волшебный «портал».

(Под музыку дети проходят через арку, украшенную монетами, бумажными деньгами, встают полукругом)

Какой необычный портал, ребята вы знаете, что это такое? – (ответы детей) Деньги.

Совершенно верно — «деньги». Это потому, что мы оказались в волшебной стране «Финансика».

Фея: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Финансея. Рада приветствовать вас в нашей сказочной стране. Сегодня нас ждет необычное путешествие, вы готовы? А поможет нам в этом? – показывает (ответы детей: Цветик-семицветик)

Давайте пройдем на стулья (полукругом)

Первый лепесток!

Игра «Вопрос-ответ». Я буду задавать вопрос, а вы поднимайте руки и отвечайте. За правильный ответ вы получите монетку. Для монеток у вас есть кошёлечки, которые вы сделали заранее!

Кто из вас знает?:

Что использовали в качестве денег раньше?

А как называются деньги в нашей стране?

Почему рубль называют рублём, а копейку копейкой?

Для чего нужны деньги? (ответы: чтобы ходить в магазин и покупать продукты, одежду, бытовую технику, оплачивать коммунальные услуги, детский сад, транспорт, лекарства и т.д.).

Как появляются деньги в вашей семье? (ответы)

Ребята, а кто у вас в семье получает зарплату?

За что они получают зарплату?

Все ли одинаково зарабатывают? (ответы)

От чего зависит размер заработка? ()

Скажите, пожалуйста, важно ли учиться и получать знания? И для чего это необходимо? (получить профессию)

Фея: Молодцы! Вы отлично справились!

Второй лепесток. А вот вам и следующее задание!

Для чего людям нужна профессия?

Люди разных профессий работают и производят определённый продукт. Они используют определённые инструменты для этого. У каждой профессии есть свои инструменты. Сейчас вам, ребята, нужно правильно соотнести картинки «Профессии — инструменты». Предлагаю пройти к столу игра: «Профессии».

Молодцы! С заданием вы справились (раздача монеток).

Теперь третий лепесток. Представители разных профессий производят различные товары. Следующее задание «Назови, товар или не товар».

Бабушка испекла пироги для внуков (не товар).

В типографии напечатали журналы (товар).

Пекарь испёк хлеб (товар).

Фермер привез на рынок яйца (товар).

Папа отремонтировал игрушки (не товар).

Мама закрутила на зиму компот (не товар).

Кондитер приготовил торт (товар).

На фабрике сделали цветные карандаши (товар).

ФИЗМИНУТКА

«Покупка»

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)

Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)

Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие

пальцы, обеими руками одновременно)

Один (рубль), два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой

ладонью левую и наоборот, 4 хлопка)

Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь,

выставляя на пяточку то правую, то левую ножку)

теперь проходим на стулья перед экраном

Четвертый лепесток.

Финансы нужно планировать.

Что такое бюджет? (ответ: Бюджет – это план расходов и доходов, семьи, организации или государства)

Семейный бюджет? Из чего он складывается? (кто работает, получает – зарплату, пенсионеры – пенсию, студенты – стипендию и расходы на нужды семьи).

Давайте посмотрим отрывк из мультфильма «Смешарики. Финансовая грамотность» отрывок «Золотое яблоко».

Про что был мультфильм?

Как совершал покупки Бараш?

Как поступила Нюша?

Кто делал правильно, а кто нет и почему?

Всегда ли надо покупать, то что хочется?

Как планировать семейный бюджет? (ответы детей: составлять список покупок, в первую очередь тратить сначала на необходимое и важное, разумные траты)

Молодцы, ребята! Деньги нужно тратить разумно!

Следующий лепесток: Пятый лепесток: «Пословицы и поговорки».

Какие вы знаете пословицы и поговорки, в которых говорится о деньгах. За каждый правильный ответ монетка от феи Финансеи.

1. Копейка рубль бережёт.

2. Время – деньги.

3. Копейка к копейке — проживет семейка.

4. Деньги любят счёт.

5. Кто долго спит, тот денег не скопит.

6. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

7. Скупой платит дважды.

8. Денежки труд любят.

9. Считай деньги в своем кармане.

10. Бережливость — не скупость.

Тянем шестой лепесток и следующее задание:

Деньги любят счет.

Предлагаю пройти за столы, для выполнения задания. Работа по картинке (простые карандаши и листки с заданиями)

Петя пришёл в магазин и за каждую игрушку должен заплатить 3 монеты, вспомните пожалуйста и нарисуйте монеты которыми должен расплатиться Петя.

Воспитатель: — (оценивает результат.)

Воспитательный момент: Не все покупается.

Воспитатель: главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.

Финансы – это интересно и увлекательно!

А вам, понравилось наше путешествие, ребята? (ответы детей).

Седьмой лепесток.

Воспитатель: В завершении занятия, предлагаю пойти всем за покупками в супермаркет.

Посчитайте монетки, которые вы заработали (дети считают монетки в своих кошельках).

Сначала зарабатываем – потом тратим. Сюжетно-ролевая игра по экономике «Супермаркет доброй Феи».

Цель: дать детям возможность приобрести желаемое посредством покупки (путем игрового действия); учить выбирать покупку в соответствии с количеством денег, которое они заработали в ходе занятия, придумывая необходимость покупки для себя; воспитывать умение выбирать покупку в соответствии с потребностями и финансовыми возможностями; воспитывать внимательность, бережливость, умение экономно подходить к выбору товара, приобретению покупки; продолжать вводить в активный словарь слова продажа, покупка.

Оборудование: монеты для покупки товара, товар в виде игрушек, персонаж занятия Фея Финансея.

Ход сюжетно-ролевой игры:

Воспитатель: Ребята, Добрая, замечательная Фея приглашает вас в свой волшебный магазин.

Воспитатель и Фея ведут детей к месту, где расположен магазин Феи. Фея обращается к детям: «Здравствуйте, друзья, я очень рада приветствовать вас в моем магазине. Посмотрите внимательно, что в нем продается?». (Дети ходят и внимательно рассматривают товар.)

Воспитатель: Ребята, поскольку магазин Феи волшебный, то и покупку здесь можно произвести только за монеты, которые вы заработали.

Следовательно, вы должны выбрать такие покупки, которые вам очень необходимы. Считайте монеты и правильно тратьте их на покупки. Вот и подумайте теперь, выбирая покупку, что вам нужно купить, а что купите в другой раз. Но имейте ввиду, магазин у нас с самообслуживанием, рядом с товаром коробочка для денег.

Воспитатель с Феей становится у столика, где производится покупка товаров. Воспитатель следит за тем, как дети выбирают покупки.

В процессе игры воспитатель предлагает детям посоветоваться между собой в выборе покупки.

После того, как дети определились в выборе товаров, они вместе с воспитателем оценивают его. Воспитатель уточняет, довольны ли дети покупкой. Далее все благодарят Фею за покупки.

Конспект ООД по познавательному развитию (финансовая грамотность) в подготовительной к школе группе
«Обучение Буратино финансовой грамотности»

Цель: Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

— формировать разумное отношение к расходованию денег;

— способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях;

— закрепить знания детей о понятии «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов);

Развивающие:

— развивать умения находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой;

— развивать умения определять жизненно важные потребности человека;

— развивать логическое мышление, память, внимание, связную речь, умение объяснять принятые решения.

Воспитательные:

— воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в команде, учитывать другое мнение, сообща принимать решения;

— воспитывать аккуратность, желание сделать поделку качественно.

Предварительная работа: беседы с детьми о том, что такое «монета», «банкнота», «пластиковая карта», «наличные и безналичные деньги», «покупка», «Семейный бюджет», «Какие бывают товары», «Как помочь родителям сэкономить деньги; чтение художественной литературы; сюжетно – ролевые игры: «Супермаркет», «Парикмахерская»

Словарная работа:

Активизация словаря: монеты, купюры, банкноты, потребности, банкомат, банковская карта.

Обогащение словаря: семейный бюджет, доход, расход, сбережения.

Методические приёмы:

словесный — рассказ воспитателя, вопросы к детям, беседа, художественное слово;

наглядный – демонстрация материала;

игровой – сюрпризный момент, выполнение игровых действий;

практический – самостоятельная деятельность детей.

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно – эстетическое развитие, Физическое развитие.

Материал и оборудование: 2 мольберта, купюры и монеты – целые и разрезные, мультимедийная установка, презентация «Потребности в жизни человека: вода, одежда, жильё, еда», схемы потребностей для человека, банкомат, банковские карты, шаблон для создания именной банковской карты

Дети находятся в группе и по сигналу колокольчика становятся в круг

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся-

Утро доброе начнётся.

-ДОБРОЕ УТРО!!!

В группу входит грустный Буратино

Воспитатель:

Это что за очень странный

Человечек деревянный?

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это? (Буратино)   Дети хором отвечают

Буратино: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Здравствуй, Буратино. Мы рады тебя видеть.

Буратино, почему ты грустишь, что с тобой случилось?

Буратино: Здравствуйте, ребята! Я совсем запутался.

Воспитатель: Расскажи нам, и мы с ребятами постараемся тебе помочь.

Буратино: Папа Карло записал меня в школу финансовой грамотности. И сегодня я был  на занятии. Там услышал много новых слов – банкноты, потребности, бюджет, банк, банкомат, пластиковая карта. А что это такое, я не понял. Помогите мне разобраться, что обозначают эти новые слова.

Воспитатель: Ребята, поможем Буратино? Он задал нам интересную задачу. Но думаю, мы вместе сможем разобраться и помочь нашему другу.

Буратино, присаживайся вместе с ребятами и будь внимательным!

(Буратино садится вместе с детьми на стул)

Воспитатель:

Послушайте загадку:

«Бывают они медные, блестящие, бумажные,

Но для любого из людей, поверьте, очень важные! Что это?»  

Совершенно верно — «деньги»

А для чего людям нужны деньги? (Ответы детей).

Да, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно.

А где же люди берут эти деньги? (Ответы детей).

Да, правильно. Люди работают. Их труд оплачивается и они получают заработную плату денежными купюрами. Денежные купюры еще называют банкнотами

Воспитатель: Купюры или банкноты — это бумажные деньги. А как называются металлические деньги? (Монеты)

Воспитатель: Сейчас для вас задание: на одном мольберте нужно выложить купюры, а на другом монеты.

Игра «Какие бывают купюры и монеты» (дети делятся на 2 команды; одна команда раскладывают на одном мольберте монеты, а другая купюры – на втором мольберте: Буратино тоже участвует в игре и между мольбертами наблюдает за ребятами)

Воспитатель: Молодцы! Справились! Буратино теперь ты запомнил, как называются денежные купюры и чем отличаются купюры и монеты между собой.

Буратино: Да, купюра – бумажная и называется она — банкнота, а монета – металлическая.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, рваными купюрами можно расплачиваться в магазине? (ответы детей и Буратино)

Воспитатель:  Ребята, однажды на фабрике, где печатают деньги, произошел сбой и несколько купюр из станка вышли разделенные на несколько частей. Такие деньги невозможно потратить. Давайте попробуем восстановить испорченные купюры. (Дети делятся на  команды – мальчики и девочки, Буратино присоединяется и помогает ребятам)

Игра у столов «Собери банкноту».

Динамическая пауза «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка- одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на дне кошелька! (спрятать большой  палец в кулак согнув все пальцы)

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте расскажем Буратино, что такое потребности? (ответы детей)

Воспитатель: Значение слова потребность, происходит от слова, требуется. Потребности — это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь. Внимание на экран!

На экран выводятся слайды, дети вместе с Буратино определяют жизненно важные потребности человека (еда, вода, одежда, жилье), и объяснить Буратино почему без них человек не может прожить (ответы  детей).

Воспитатель: А ты Буратино без чего не можешь прожить? (ответ Буратино)

Теперь ты понял, что есть потребности, которые надо удовлетворять в первую очередь? (ответ Буратино)

Воспитатель: Буратино, а ты знаешь откуда берутся деньги в семье?

Буратино: Конечно, знаю, мне их Папа Карло даёт.

Воспитатель: Ребята, расскажите, Буратино, откуда в семье берутся деньги.

Дети:

-мама и папа ходят на работу и им платят заработную плату;

-бабушка и дедушка получают пенсию;

-старшие сестра и брат учатся в институте и получают стипендию.

Воспитатель: Ребята, скажите, что такое семейный бюджет?

Дети: Семейный бюджет — это доходы и расходы семьи.

Буратино: Что такое доход?

Дети: Доход — это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.

Буратино: Что такое расход?

Дети: Расход-  это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.

Воспитатель: Ребята, давайте вместе с Буратино как правильно распределить семейный бюджет и поиграем в игру.

Игра «Хочу и надо» (выполняют за столами)

Перед вами схема потребностей и десять  монет (у каждой команды схемы разные). Ваша задача распределить ваш бюджет слушая мои задания:

1.За одежду мы затратили 1 монету, а за электроэнергию нам понадобиться затратить на 1 монету больше, чем на одежду. Сколько монет мы затратим за электроэнергию?

2.За электроэнергию мы заплатили 2 монеты, а за продукты на одну монету больше, чем за электроэнергию. Сколько монет нам потребуется на продукты?

3.На покупку лекарств мы потратили на 2 монеты меньше, чем на продукты. Сколько монет мы потратим на покупку лекарств?

4. Чтобы оплатить счёт за квартплату нам нужно потратить столько же монет, столько мы потратили на оплату электроэнергии. Сколько монет нам понадобится, чтобы оплатить счёт за  квартплату?

Воспитатель: Ребята, скажите, сколько у Вас было монет?

Дети: У нас было 10 монет.

Воспитатель: А сколько монет мы с Вами потратили?

Дети: Мы потратили 9 монет.

Воспитатель: А, что мы будем делать с оставшейся монетой?

Дети: Эту монетку мы можем потратить на себя или положить в копилку.

Выполнения задания детьми, объяснение своего выбора.

Воспитатель: Когда уплачены все жизненно важные потребности, можно и купить то, что вы хотите или отложить на следующую покупку.

Воспитатель: Ну, что Буратино, теперь ты понял, как можно правильно распределять семейный бюджет?

Буратино: Да, ребята, понял, спасибо. И обязательно расскажу об этом папе Карло.

Воспитатель: Буратино, на Поле чудес в «Стране Дураков» ты закопал в землю пять золотых монет и ждал, когда из них вырастет дерево с целой кучей денег.

Вопросы к детям:

«Вырастут ли деньги?

Где Буратино мог бы хранить деньги? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, ребята. Деньги можно хранить в копилке, в кошельке, а можно отнести в банк и положить их на банковскую карту. Карты бывают разные по оформлению, но предназначение у всех одно — хранение денег. (показ различных пластиковых карт на слайде) Вы видели такие карты у родителей? Как ими пользоваться, знаете? (ответы детей)

Ребята, а сейчас давайте вместе с Буратино пройдём в наш сбербанк рассмотрим банкомат и расскажем ему, для чего он нам нужен? (рассуждения детей)

Сейчас мы с вами попробуем снять деньги в банкомате. Сначала я научу вас и Буратино как пользоваться нашим банкоматом, а затем вы попробуете.

Воспитатель: Буратино, ты давно живёшь в сказке, и не знал, что в нашем современном мире существуют: купюры, монеты, банки, банкоматы, банковские карты. Сегодня мы тебе обо всем рассказали. А теперь давай вместе с нашими детьми создадим свою именную банковскую карту.

Дети и Буратино проходят за столы и самостоятельно по образцу создают свою именную банковскую карту.

Буратино: Спасибо, вам, ребята. Я буду знать, что деньги не вырастут, если их закопать в землю. Я положу их на карту.  А вместе с Папой Карло буду тщательно обдумывать все свои расходы. До свидания, ребята!

Дети: До свидания, Буратино!

Итог деятельности

Воспитатель: Ребята, кому мы сегодня помогали?

Дети: Буратино.

Воспитатель: Чему, мы научили Буратино?

Дети: Мы учили Буратино финансовой грамотности. (развёрнутые ответы детей)

Раздаётся стук в дверь, приходит почтальон и приносит посылку от Буратино.

Подарок от Буратино «Волшебная коробка» (игры по финансовой грамотности)

Воспитатель: Ребята, Буратино в своей школе по финансовой грамотности научился играть в новые экономические игры и прислал нам, а так же он ещё раз благодарит вас за помощь.

  • Откроется как пишется правильно
  • Открытое занятие по сказке федорино горе
  • Откровенный рассказ тренером или участником группы сведений о себе это
  • Открытое занятие по сказкам пушкина в подготовительной группе
  • Откровенный рассказ тренером или участником группы сведений о себе называется в психологии