Открытое занятие по обучению грамоте в старшей группе по сказке гуси лебеди

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе                                     « Путешествие по сказке гуси-лебеди»

Цель: Повторение и закрепление звуков.

Задачи:

Обучающие:

-закрепить умение детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;

-закрепить умение детей делить слова на слоги;

-закреплять знания о словоразличительной роли звука;

-учить вычленять словесное ударение и определять его место в слове;

-закрепить умение составлять предложения из трех слов и делить их на слова;

-продолжать учить называть слова с заданным звуком;

-совершенствовать диалогическую, устную речь.

Развивающие:

-развивать логическое мышление, внимание;

-развивать мелкую моторику рук;

-развивать фонематический слух детей;

-развивать графические навыки.

Демонстрационный материал: дерево-яблоня, печка, речка, яблоки, пироги, камушки с заданиями, гуси-лебеди, бумажные куклы, предметные картинки, полоска с четырьмя клеточками; красные, синие, зеленые, черные фишки, указка.

Раздаточный материал: полоска с четырьмя клеточками; красные, синие, зеленые, черные фишки, листы с зданиями для отработки графических навыков.

Ход занятия: Воспитатель с детьми входит в группу

-Сегодня, ребята у нас с вами необычное занятие по обучению грамоте, мы отправимся путешествовать по сказке. А по какой сказке, вы должны угадать

В этой сказке небо синее,

В этой сказке птицы грозные.

Яблонька да речка, да и чудо-печка,

Помогите девочке, братца отыскать! ( Гуси-лебеди).

-Правильно ребята гуси-лебеди.        

В этой сказке небо синее,

В этой сказке птицы грозные.

Яблонька да речка, да и чудо-печка,

Помогите девочке, братца отыскать! ( Гуси-лебеди).

Ребята, вот мы и попали с вами в сказку (воспитатель показывает на доску, где висят декорации к сказке).

Посмотрите на Аленушку. Почему она плачет ( ответы детей).

Да ребята, правильно гуси-лебеди унесли братца-Иванушку.

Давайте поможем Аленушке отыскать Иванушку.

Куда гуси-лебеди его унесли (ответы детей).

Конечно же к Бабе-Яге. А где живет Баба-Яга. ( в дремучем лесу).

А знаете, что там творится. Вот послушайте:

Фонетическая зарядка

В лесу волки воют у-у-у

Шелестят большие листья ш-ш-ш

Ползают и свистят змеи с-с-с

А теперь давайте повторим вместе ( дети произносят 2 раза)        

Что мы с вами произнесли. (звуки)

Что такое звуки. (мы их слышим и произносим).

И так ребята наше путешествие начинается.

Посмотрите, что это за дерево стоит. (яблоня).

А какие наливные яблочки (воспитатель срывает одно)

Ребята, а яблочки не простые на каждом яблочке есть слово.

Нам нужно заменить один гласный звук на другой, чтобы получилось новое слово.

Проводится игра со звуками:

Дом-дым, кот-кит, бок-бык, сок-сук, стол-стул, мышка-мишка.  (после каждой пары слов уточнять какой гласный звук заменили).  

Ребята, а чтобы мы могли продолжить наше  путешествие нам  нужно выполнить задание.

Проводится звуковой анализ слова: « Гуси».

Молодцы! Справились с заданием. Ребята наше путешествие продолжается. Вставайте и сейчас мы с вами разамнемся.

Дети встают в круг.

Проводится физкультминутка:

В темном лесу есть избушка одна     (дети шагают)

Стоит задом наперед она.                  (поворот вокруг себя)

В ней живет одна старушка      (наклоны вперед)

Старая ворчунья Бабка-Ёжка    (наклоны в сторону)

Нос крючком, глаза большие     (показать нос,  показать глаза)                                                        

 Словно угольки горят в ночи     (возле глаз поразжимать пальцы)

Ух, сердитая какая!                       (погразить пальцем)

Дыбом волосы стоят.                   (Раскрыть ладони над головой)

Проводится 2 раза.

Ребята смотрите мы дошли до речки. Возле речки лежат волшебные камни с заданиями. Нам нужно правильно их выполнить, чтобы продолжать наш путь и помочь Аленушке спасти братца.

Упражнение «Назови слово по его частям».

Воспитатель говорит слово-дети называют сколько слогов (проверяют отхлопывая каждый слог).

Вода, река, песок, дно, кисель, молоко, пирожок, яблоко, сливочки,

обрыв, печка, дерево.

Молодцы ребята! Вы справились со вторым заданием и мы можем продолжить наше путешествие.

Дети проходят и садятся за столы.

Вот и дошли мы с вами до печки. Печка, печка, куда гуси-лебеди полетели. Смотрите, ребята у печки-то пирожки уже готовы. Пирожки эти не простые они волшебные. На каждом пирожке написано слово. Давайте из этих слов составим предложение.

Проводится упражнение «Составь предложение».

На каждом пирожке написано слово:

Мышка, кашка, ест. Иванушка, гуси, унесли.

Молодцы вы и с этим заданием справились. Всех героев сказки мы посетили, задание выполнили правильно. Ой, ребята, смотрите что это. Воспитатель находит перышко. Это гуси-лебеди пролетали, перо-то и потеряли.

Воспитатель переворачивает перо, да здесь же загадка, давайте отгадаем ее.

На опушке,                                                                                                                   На дорожке,                                                                                                     Стоит дом                                                                                                           На курьих ножках. (изба)

Ребята, а вот и избушка на курьих ножках. Кажется Бабы-Яги нет.

Аленушка и Иванушка благополучно вернулись домой.

Ребята, а наше путешествие подошло к концу. Мы справились со всеми заданиями и помогли Аленушке спасти братца Иванушку.

А сейчас, если вы еще не устали я предлагаю вам выполнить графическое задание.

Выполняется штриховка:

Воспитатель предлагает детям заштриховать листву вертикально, а яблочки горизонтально. Во время выполнения задания воспитатель помогает детям.

Используемая литература:

Русская народная сказка «Гуси-лебеди», учебно-методический комплект   «Обучение дошкольников грамоте» по методикам     Д.Б. Эльконина, Л.Е. Журовой, Н.В. Дуровой, О. Крупенчук            изд-во «Литера» Тренируем пальчики-развиваем речь, «Развитие   графических навыков письма у дошкольников» К. Утехина, «Литературные викторины, тесты и сказки-загадки для дошкольников» И.Г.Сухин.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе по сказке «Гуси – Лебеди».

Цель:

Упражнять детей в умении делить слова на слоги, проводить звуковой анализ слова, называть гласные и согласные звуки, находить ударный слог. Развивать логическое мышление, связную речь.

Программное содержание:

Закрепить умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове;

Развивать интерес к учебным занятиям;

Воспитывать умение работать в коллективе, желание помочь другу.

Материал и оборудование:

Иллюстрации по сказке «Гуси – Лебеди», подборка картинок с разным количеством слогов, фишки для звукового анализа слов.

Предварительная работа:

Рассказывание сказки» Гуси-лебеди», беседа по содержанию, рассматривание

иллюстраций.

Полиязычный компонент: медведь – аю, заяц – қоян, лиса – түлкі, волк – қасқыр, белка – тиін.

Круг приветствия

В мире много сказок,

Грустных и смешных

И прожить на свете,

Нам нельзя без них!

Пусть герои сказок,

Дарят нам тепло,

Пусть добро на свете,

Побеждает зло!

Ход игры

Воспитатель: Дети, вы любите сказки?

А Вы знаете, что в каждой сказке живут загадки!

У Алёнушки — сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят.

Кто помнит, как называется эта сказка?

2 слайд

Дети: «Гуси – Лебеди».

Воспитатель: Давайте ее вспомним.

3 слайд

Дети: “Жили-были муж и жена. Были у них дочка да сынок маленький.

— Доченька, — говорит, мать, — мы с отцом поедем на базар, а ты береги братца. Не ходи со двора, береги его.

4 слайд

Дети: Позабыла девочка, что ей наказывали, побежала к подружкам, загулялась, заигралась.

5 слайд

Воспитатель: Ребята, давайте мы тоже поиграем!

Артикуляционная гимнастика

«В дудку дуем ду – ду – ду,

Язычок согнём в дугу.

Язычок залез за щёчки

И вернулся к прежней точке.

Покусаем язычок,

Тут же сделаем щелчок.

Наш весёлый язычок

Сделал все движения,

И теперь готовы мы

Двинутся в сражения».

Воспитатель: Наигралась девочка, вспомнила про братца. Побежала домой.

А что было дальше?

6 слайд

Дети: Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли на крыльях.

Воспитатель: Вот в какую беду попала Алёнушка. Ребята, а вы хотели бы помочь Аленушке найти и спасти своего братца Иванушку?

Дети: Да.

7 слайд

Воспитатель: Бросилась девочка догонять гусей – лебедей.

А что было дальше?

Дети: Вышла на полянку, а там печка стоит.  

8 слайд

Дети: — Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Воспитатель: А печка сказала: «Отведай моих пирожков, тогда скажу».

Ой, ребята, а пирожки то не простые, с вопросами. Поможем Алёнушке ответить на вопросы.

Вопросы:

Из чего состоит предложение? (из слов)

Из чего состоят слова? (из букв и звуков)

Какие бывают звуки речи? (гласные и согласные)

Назовите «гласные» звуки.

Почему они называются «гласные»? (они поются)

Назовите «согласные» звуки.

 Почему они не поются, что мешает?

Чем отличаются «звуки» от «букв»? (звуки мы слышим и говорим, буквы мы видим и пишем)

Воспитатель: Молодцы, дети, помогли девочке ответить на вопросы.

А что же было дальше?

9 слайд

Дети: “Бежит девочка, видит, стоит яблонька.

Яблоньки, скажи, куда гуси-лебеди унесли братца”.

Воспитатель: А яблоня ей в ответ: “Я скажу, если ты выполнишь задания”.

Дидактическая игра «Где спрятались зверушки?

10 слайд

Воспитатель: Все звери убежали из леса и спрятались, а куда они спрятались, вы должны помочь Алёнушке их найти.

Я сделаю вам подсказку: Звери спрятались за предмет, который начинается на ту же букву, на которую начинается название животного.

Проверка:

11 слайд: Волк и ведро.

12 слайд: Кабан и кубики.

13 слайд: Заяц и зонтик.

14 слайд: Медведь и машинка.

15 слайд: Белка и барабан.

16 слайд: Лиса и лейка.

Воспитатель: Молодцы, все верно выполнили. Что же было дальше?

17 слайд

Дети: Побежала девочка дальше, а на пути река с кисельными берегами. Попросила девочка помощи у речки.

Воспитатель: А речка говорит: “Помогу, если правильно выполнишь моё задание.

Дидактическая игра «Картинки – слова».

На берегу девочка нашла картинки — слова. Нужно разделить в каких картинках — словах один слог, какие картинки – слова делятся на два слога и какие картинки – слова делятся на три слога.

Проверка:

18 слайд: 1 слог – дом, жук.

19 слайд: 2 слога – ре — ка, со — ва, за – мок.

20 слайд: 3 слога – бе – рё — за, со – ро — ка, яб – ло — ко.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, помогли девочке.  

Что же было дальше?

21 слайд

Воспитатель: Смотрите, а вот избушка на курьих ножках. Ох, а кто там живет?

Дети: Баба — Яга.

Воспитатель: Баба – Яга говорит: «Не отдам тебе братца, пока не поиграешь со мной».

22 слайд

Физкультминутка: «Баба – Яга»

В тёмном лесу есть избушка одна,

Стоит задом наперёд она.

В этой избушке есть старушка,

Бабушка – Яга живёт.

Нос крючком, глаза большие,

Словно угольки горят.

Ух, сердитая какая

Дыбом волосы стоят.

23 слайд

Воспитатель: Забрала Алёнушка братца и домой побежала.

24 слайд

Воспитатель: Тут Баба – Яга увидела, что в избушке нет никого, закричала:

«Гуси – лебеди, летите в погоню, сестра братца унесла!»

А что было дальше?

25 слайд

Дети: Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит Алёнушка, летят гуси – лебеди. Речка, матушка, спрячь нас!

Воспитатель: Речка отвечает: «Спрячу, если правильно сделаешь звуковой анализ слова».

А какого слова, ребята, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Лес на берегах стоит, Под мостом она бежит,
И бежит вода куда – то, Догадались вы, ребята?
Умолчу ответ пока, Под мостом течёт… (река)

26 слайд

Звуковой анализ слова РЕКА.

Первый звук в этом слове [Р’], согласный мягкий звук, обозначается зелёной фишкой. Второй звук [Е], гласный звук, обозначается красной фишкой. Третий звук [К], согласный твёрдый звук, обозначается синей фишкой. Четвёртый звук [А], гласный звук, обозначается красной фишкой.

Сколько всего звуков в этом слове?

Сколько гласных звуков?

Сколько согласных звуков?

Сколько слогов?

Почему два слога?

Назовите ударный слог?

Воспитатель: Молодцы, ребята, выполнили задание.

А что было дальше?

27 слайд

Дети: Девочка с братцем опять побежали. А гуси – лебеди воротились навстречу, вот – вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня…Яблоня, матушка, спрячь нас!

Воспитатель: А яблоня ей в ответ: «Спрячу, если выполнишь моё задание!»
Дидактическая игра «Звуковые домики».

Оборудование и материал: Домики красного цвета, синего, зелёного.

Картинки: юла, инструменты, улитка, аквариум, лопатка, кубики, ножницы, карандаши, мяч, ведро, лейка, неваляшка, велосипед.

Ход игры :

Необходимо карточки разложить по домикам определяя первый звук слова. Красный домик – первый звук в слове гласный, синий домик – первый звук в слове согласный твёрдый, зелёный домик – первый звук согласный мягкий.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.

А что было дальше?

Дети: Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси – лебеди увидали её, загоготали – налетают, крыльями бьют, того глади, из рук братца вырвут. Добежала девочка до печки:

28 слайд

Дети: -Печка, матушка, спрячь нас!

Воспитатель: А печка ей в ответ: «Спрячу, если выполнишь моё задание!».

Дидактическая игра «Кто придумает конец, тот и будет молодец».

Цель: Развивать речевое внимание и речевой слух детей.

Ход игры:

Солнце светит очень ярко,

Бегемоту стало…(жарко)

А рядом бегемотики

Схватились за …)животики).

А слониха вся дрожа,

Так и села на …(ежа).

Вдруг небо тучей затянуло,

Из тучи молния …(сверкнула).

Я сегодня утром рано

Умывалась из под …(крана).

Наша старшая сестра

Вяжет с самого …(утра).

Мы с Тамарой ходим парой,

Санитары мы с …(Тамарой).

Я не бегаю к врачу,

Я сама его …(лечу).

Мы не ели, мы не пили,

Бабу снежную …(лепили).

Как у нашей дочки

Роовые …(щёчки).

Михаил играл в футбол

И забил в ворота …(гол).

У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из …(лейки).

Наша Таня громко плачет

Уронила в речку …(мячик).

Где обедал воробей

В зоопарке у …(зверей).

Шла коза по мостику

И виляла …(хвостиком).

29 слайд

Педагог: Вот и помогли мы спасти девочке братца и она говорит вам за это СПАСИБО.

Какое было занятие?

Какое задание было самым интересным?

Какое задание было сложным?

Какое задание было лёгким?

Ребята, вы сегодня хорошо занимались, показали многое из того, чему научились на занятиях по обучению грамоте.

Пора и нам возвращаться в детский сад.

25.01.2021

Конспект открытого занятия по обучение грамоте в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке Гуси — лебеди».

Ганиева Ралия Рамильевна

Конспект открытого занятия по обучение грамоте в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке Гуси — лебеди».Цель: формировать грамматический строй речи. Активизировать словарь.
Задачи:
1.Образовательная:
— повторение и закрепить знания о звуках;
— продолжать учить различать гласные и согласные;
— закрепить умение находить местоположение звука;
— продолжать учить выполнять анализ слова: делить слова на слоги;
— развивать связную речь (монологические и диалогические формы);
— закреплять умение отвечать на вопросы полными предложениями;
2.Развивающая:
— развивать грамматический строй речи;
— развивать фонематический слух восприятия, внимания, память, словесно-логическое мышление;
— развивать умение называть слова на заданный звук.
3. Воспитательная:
— воспитывать навыки самостоятельной деятельности;
— воспитывать у детей умение: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагога, ответа товарищей и уважать их мнение;
— воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Оценить




280

Содержимое разработки

Муниципальное автономное дошкольное образованное учреждение детский сад №26 «Золотая рыбка» комбинированного вида городского округа город Кумертау Республики Башкортостан

Конспект открытого занятия по обучение грамоте в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке Гуси — лебеди».

Провела воспитатель: Ганиева Р.Р.

Цель: формировать грамматический строй речи. Активизировать словарь.

Задачи:

1.Образовательная:

— повторение и закрепить знания о звуках;

— продолжать учить различать гласные и согласные;

— закрепить умение находить местоположение звука;

— продолжать учить выполнять анализ слова: делить слова на слоги;

— развивать связную речь (монологические и диалогические формы);

— закреплять умение отвечать на вопросы полными предложениями;

2.Развивающая:

— развивать грамматический строй речи;

— развивать фонематический слух восприятия, внимания, память, словесно-логическое мышление;

— развивать умение называть слова на заданный звук.

3. Воспитательная:

— воспитывать навыки самостоятельной деятельности;

— воспитывать у детей умение: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагога, ответа товарищей и уважать их мнение;

— воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Интеграция областей:«Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Музыка».

Предварительная работа: чтение сказки с детьми, изготовление атрибутов к сказке.

Демонстрационный материал: иллюстрации к сказке, плакат с буквами, пирожки с буквами, яблоки с картинками, элементы букв.

Ход НОД.

1.Организационный момент.

Вос: Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте, ребята поздороваемся.

Д: Здравствуйте.

2.Эмоциональный настрой.

Вос: Какое у вас сегодня настроение?

Д: Хорошее.

Вос: И у меня тоже хорошее настроение. Давайте, за руки возьмемся, друг другу улыбнемся. Сегодня, ребята, мы с вами на занятии обучению грамоте отправимся путешествовать по сказке. А по какой сказке, вы должны угадать.

Гуси-лебеди летят,

Гуси-лебеди летят.

Как увидят люди стаю

Прячут маленьких ребят.

Потому что эти гуси

Для бабуси для ягуси.

Много зим и много лет

Деток носят на обед.

Д: Сказка «Гуси-лебеди».

Вос: Правильно, ребята. Итак, сестрица Аленушка и братец Иванушка (картинка) остались одни. Уехали родители на ярмарку. Аленушке сказали, внимательно за братцем, смотри, Аленушка заигралась и забыла про братца. Тут прилетели Гуси-лебеди и забрали Иванушку и отвезли к Бабе-Яге(картина). Аленушка зовет, а Иванушка не откликается. Беда настала и тут пошла Аленушка его, искать. Сегодня мы должны помочь девочке найти брата. Гуси-лебеди унесли его, а девочке оставили много заданий. Если она выполнит их правильно Баба-Яга, отдаст ей брата. Поможем девочке?

Вос: Прежде чем отравится в путь проведем речевую зарядку.

Речевая зарядка.

Ра-ра-ра начинается игра.

Са-са-са ждут в пути нас чудеса

Ру-ру-ру я тебя собой беру.

Вос: Итак, скажите мне пож-та, чтобы отправиться в путешествие, что мы произносили в месте с вами?

Д: Слоги.

Вос: Слоги состоят из букв, буквы мы пишем и читаем. А когда произносим (звуки). Какие бывают звуки?

Д: гласные и согласные. (Красный и синий квадрат).

Вос: Скажите мне, пожалуйста, как я узнаю, сейчас гласный звук произнесу или согласный? Что я могу сделать с гласными звуками?

Д: Пропеть, можем растянуть.

Вос: А когда произносим, согласные звуки нам встречаются преграды. Какие преграды мы знаем?

Д: Губы, зубы, язык.

Вос: Итак, пошла Аленушка в лес и какое дерево встретила?

Д: Яблоню.

Вос: А на яблоне что растет?

Д: Яблоки.

Вос: Подошла Аленушка к яблоне и что спросила?

Д: Куда Гуси-лебеди полетели? А яблоня сказала, съешь моего яблока и скажу.

Вос: Собрала Аленушка яблоки, яблочки не простые, а со словами. Когда Аленушка собрала, в ловах первые буквы потерялись (буквы под деревом и рассыпались). Аленушка стоит и не знает что делать.

Игра «Звуки потерялись».

……арелка, …..тул, …….осуда, …….ыба, ….уртка, …..каф, …ожка, …..ираф, …илка.

Вос: Справились с этим заданием, яблоня говорит: «Иди Аленушка дальше в лес увидишь там второго своего помощника. А чтобы встретить второго помощника нам надо отдохнуть.»

Физминутка.

В темном лесу есть избушка (шагаем)

Стоит задом наперед (поворот)

В той избушке есть старушка (наклоны)

Бабушка-Яга живет (поворот обратно)

Нос крючком (показать нос)

Глаза большие (показать глаза)

Словно угольки горят

Ух, сердитая какая? (грозим пальцем)

Дыбом волосы стоят.

Вос: Итак, мы дошли до второго помощника, а это молочная река кисельные берега (картинка). Подходит к речке и спрашивает. Речка, речка, куда Гуси-лебеди улетели? А речка говорит люди приходят, искупаются и уходят, никто со мной не играет. Поиграем с речкой?

Д: Да.

Вос: Я вам буду показывать картинки, а вы должны будете угадать первый звук, если он будет твердым согласным вы показываете синий квадрат, если мягкий согласный тогда зеленый (мяч, молоко, лимон, зеркало, рыба, диван, дуб).

Вос: Молодцы. Речка поблагодарила. Аленушка спасибо тебе за то, что не отказалось со мной поиграть. И подсказала путь, иди прямо, дойдешь до дуба сверни направо, там ты увидишь помощника третьего. Что это за помощник?

Д: Печка (картина).

Вос: Что же Аленушка у печки будет спрашивать?

Д: Печка, печка куда Гуси-лебеди улетели? Печка отвечает: «Съешь мои пирожки, потом скажу».

Вос: Пирожки непрстые, а со словами. Давайте посмотрим, какие слова выпекла печка.

Д: Мама, у, сидит, дома.

Вос: А теперь давайте посмотрим слова, с какой буквы начинаются большой или маленькой?

Д: С большой.

Вос: А какая буква здесь большая?

Д: У.

Вос: Ребята, я знаю можно еще не словами писать, а записывать с помощью схемы. Показываю схему. Сколько слов в предложении?

Д: 4.

Вос: Значит нам надо 4 прямоугольника, 1 прямоугольник у меня, почему то большой линей. Это начало предложения. Давайте будем вешать прямоугольники. Чего не хватает в нашем предложении? (Точки). И Аленушка съела все пирожки, и захотелось ей спать. А нам нужны силы иначе нам не найти Иванушку. Надо ей взбодриться, отдохнуть. Встали рядом со своими стульчиками.

Руки поднимем, тихо помашем — это деревья в лесу,

Руки согнем и плавно помашем — это деревья в лесу,

Руки поднимем, плавно взмахнем – это птицы в лесу,

А птицы летают и тихонька сядут.

Вот дошла Аленушка до Баба-Яги. Баба-Яга говорит: «Ух, Аленушка со всеми препятствиями ты справились, но я тебе Иванушку ни за что не отдам». Пока не отгадаем загадку.

На опушке, на дорожке

Стоит дом на курьих ножках.

Д: Изба.

Вос: И вот Баба-Яга просит это слово написать.

Вос: Баба-Яга вредничает, не хочет Иванушку отдать. Еще одно задание дает, раздели на слоги слово изба. Но не хочет отдать Иванушку, еще одно задание составить звуковую схему слова изба (карточки).

Вос: Справились, нет у меня больше заданий. И пришлось Бабе-Яге отдать Иванушку.

Конец нашей сказки.

Итог.

Вот закончилось наше занятие.

Ребята, вам понравилось занятие? Чему мы научились?

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/439062-konspekt-otkrytogo-zanjatija-po-obuchenie-gra

Также вас может заинтересовать

  • Дети, в школу собирайтесь! Занятие-сюрприз в подготовительной группе детского сада
  • Примерное перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности
  • Консультация для родителей пальчиковый театр
  • Развлечение по безопасности жизнедеятельности «Зайка в городе»
  • Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Методическая разработка Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Сказка Гуси-лебеди»

Автор: Парфентьева Лариса Николаевна

Организация: МДОУ »Д/с № 128 о.в.» г. Магнитогорска

Населенный пункт: Челябинская область, г. Магнитогорск

Цель: создание благоприятных условий для развития познавательных и творческих способностей детей. Закрепление полученных знаний, представлений, умений.

Задачи:

Образовательные:

Упражнять детей в умении составлять длинные и короткие предложения по картинке.  Делить слова на слоги;

— Вычленять определенный звук в слове;

-Называть гласные и согласные звуки. Продолжать обучение детей звуковому анализу слова. Учить различать гласные, твердые и мягкие согласные.

Развивающие:

Развивать логическое мышление, связную речь;

Развивать звуковую культуру речи, фонематический слух.

Воспитательные задачи:

— Выражать положительные эмоции (интерес, радость, восхищение);

— Активно и доброжелательно взаимодействовать с воспитателем и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Материалы:  экран, проектор, ноутбук, презентация,  музыкальный центр, письмо, предметные картинки, карточки для звукового  анализа слов

Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди». Рассматривание иллюстраций по сказке.

Ход НОД

Ребята, к нам сегодня в детский сад пришло письмо от  Алёнушки из сказки «Гуси-лебеди».

Письмо: «Здравствуйте, ребята! Пишет вам Аленушка. Моего братца унесли гуси-лебеди к бабе-яге. Помогите мне, пожалуйста, вернуть его».

Покрутись, повертись, быстро в сказке очутись!

Вот мы и в сказке.

Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

 — Ответьте на мои вопросы, тогда скажу. А вопросы у меня на пирожках.

Воспитатель: Ребята, хотите помочь девочке? (Да)

Воспитатель берет из печки «пирожки» и читает вопросы.

 Из чего состоят предложения?

 Из чего состоят слова?

 Чем отличаются звуки от букв?

 Какие бывают звуки?

 Какие звуки называются гласными?

 Какими бывают согласные звуки? (примеры)

С какого звука начинаются ваши имена?

Молодцы, ребята, помогли девочке ответить на вопросы правильно. За это печка указала, куда гуси – лебеди полетели.

Нас встречает яблоня  «Я скажу куда полетели гуси-лебеди, если вы выполните задания». Воспитатель предлагает составить предложения со словами «Весна и яблоня» по схемам. Сколько слов в предложении? Какое слово первое? Какое второе? Молодцы! Игра «Живые слова» (Наступила долгожданная весна, и в саду зацвели яблони)

А на полянке девочка нашла картинки, их нужно разделить на две группы. 1 – слова состоящие из одного слога, 2 – состоящие из 2 слогов.

На пути река с кисельными берегами. Попросила девочка помощи у речки.

Воспитатель: А речка говорит: «Помогу, если правильно сделаете звуковой анализ слова ЛИСА».

Звуковой анализ слова «лиса»

Молодцы, справились с заданием, помогли девочки. За это речка сказала девочке, где брата искать.

Физминутка «Буквы»

В азбуке буквы есть – раз,

В азбуке буквы есть – два,

В азбуке буквы есть – три,

Буква любая на месте замри.

А вот и избушка Бабы Яги, где прячут братца. Заглянула в окошко, а там братец её. Хотела войти, а дверь не открывается. На ней замок. Давайте поможем девочке открыть замок.

Игра «Заколдованное слово» (Прочитай слово по первым буквам). Котенок, ложка, юла, часы.

Ключ

Молодцы, ребята! Выполнили все задания и помогли Алёнушке вернуть брата.

Нам пора возвращаться в детский сад.

Покрутись, повертись, в детский сад возвратись.

Итог занятия:

В какой сказке побывали? Что понравилось? Какие были трудности?

Список литературы:

1.Русская народная сказка «Гуси-лебеди»,

2. Н. В. Дурова «Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки». М., 2000

3. Дидактический материал по развитию речи. Занятия со старшими дошкольниками. Сост. Л. Е. Кыласова. – Волгоград: «Учитель», 2007.

 4.Е. В. Колесникова «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет». – М: ЮВЕНТА. 2003. 

5. Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать». СПб: «Детство-Пресс»,2007.

Приложения:

  1. file0.docx.. 21,3 КБ

  2. file1.pptx.zip.. 3,3 МБ

Опубликовано: 26.11.2021

«Путешествие по сказке Гуси — лебеди»

занятиеЦель занятия: Повторение и закрепление звуков.

Задачи:

Обучающие:

— закрепить умение находить место звука в словах;

— закрепить умения делить слова на слоги;

— закрепить знания о гласных и согласных звуках, об их различии;

— совершенствовать диалогическую, устную речь.

Развивающие:

— развивать логическое мышление, внимание;

— развивать мелкую моторику пальцев рук;

— развивать фонематический слух детей.

Воспитательные:

— воспитывать чувство доброжелательности, отзывчивости, желание помогать

слабым;

— воспитывать интерес к сказкам, несущим доброту, справедливость.

Оборудование: дерево-яблоня, яблоки с заданиями, печка, рядом лист с пирогами, речка с рыбками-заданиями, предметные картинки, тетради, карандаши, воздушные шары по количеству детей для сюрпризного момента.

Ход занятия: Входит воспитатель в народном костюме сказочницы, здоровается с детьми.

— Сегодня, ребята, у нас с вами необычное занятие по обучению грамоте, мы отправимся путешествовать по сказке. А по какой сказке, вы должны угадать:

В сказке небо синее,

В сказке птицы страшные.

Яблонька спаси меня,

Реченька спаси меня,

Печка помоги!

(Гуси — лебеди).

Правильно гуси — лебеди.

— Ребята, нам пришло письмо от Аленушки, она прости найти и спасти своего братца Иванушку, его гуси-лебеди унесли к Бабе Яге. Поможем Аленушке?

Я вас поведу вас по сказке, со мной вы можете ничего не бояться, давайте скажем волшебные слова, которые помогут нам с вами попасть в сказку. Послушайте их:

Ра-ра-ра – начинается игра.

Са-са-са — ждут в пути нас чудеса!

А теперь давайте повторим все вместе (дети повторяют 2 раза).

Ребята, вот и попали мы с вами в сказку (воспитатель обводит рукой все сказочные декорации, дети рассаживаются на стульчики возле сказочных декораций).

А скажите мне дети, где живет Баба-Яга? (в дремучем лесу).

А что там творится? Вот послушайте.

Фонетическая зарядка.

В лесу волки воют у-у-у

Шелестят листья ш-ш-ш

Ползают и свистят змеи с-с-с.

А теперь все вместе повторим ( дети повторяют 2 раза).

Что мы с вами произнесли? ( звуки).

Что такое звуки, ребята? ( мы их слышим и произносим).

Итак, наше путешествие начинается.

— Ребята, на нашем пути стоит дерево. Что это за дерево, знаете? (яблоня).

Давайте, спросим у яблони куда гуси- лебеди полетели, Иванушку понесли?

В этой сказке на яблоньке висят яблочки, а на них задания, нам нужно эти задания правильно выполнить, чтобы идти дальше (воспитатель срывает яблоко и читает детям задание, показывает предметные картинки):

Задание 1. Определите место звука в словах.

Что изображено на картинках? Какой звук находится в начале слова?

(3 картинки арбуз, дом, собака).

Какой звук находится в конце этих слов?

(2 картинки – банан, машина).

Молодцы! Справились с заданием, все у нас с вами получается. Ну что, ребята, наше путешествие продолжается, идите все ко мне, вставайте в кружок, чтобы нам было веселее идти послушайте(воспитатель произносит слова, показывая движения).

Физминутка

В темном лесу есть избушка (шагаем)

Стоит задом наперед (поворот)

В той избушке есть старушка (наклоны)

Бабушка Яга живет (наклоны)

Нос крючком(показать нос)

Глаза большие (показать глаза)

Словно угольки горят

Ух, сердитая какая! (грозит пальцем)

Дыбом волосы стоят.

Повторяйте за мной (3 раза).

Ребята, смотрите мы дошли до речки, может речка знает куда гуси-лебеди полетели? В речке плавают волшебные рыбки да непростые, а с заданиями.

Нам нужно правильно их выполнить, чтобы продолжать наш путь, иначе кто же спасет Ваню?

Задание 2.

Чтобы пройти через речку, надо правильно определить согласные и гласные звуки, с которых начинаются слова на карточках. А вот и рыбки с заданиями

(3 карточки с изображением барабана, карандаша, очками).

Молодцы, ребята! Справились с заданием. Рыбку мы отпустим обратно, а сами пойдем дальше.

Вот дошли мы с вами до печки, устали (садимся на стульчики).

Печка, печка, куда гуси-лебеди полетели? Смотрите, ребята у печки-то все готово.

Воспитатель берет пирожок (импровизация с горячим пирожком и читает задание).

Задание 3.

Разделите слова на слоги, определите, сколько слогов в каждом слове (на слух). Воспитатель объясняет детям, как делить слова на слоги: подставить к подбородку руки и произносить слова, сколько раз подбородочек ударится о руку, столько и слогов в слове, попробуем: де-ре-во, печ-ка, ре-ка, гу-си, пи-ро-ги.

Молодцы справились с заданием.

Всех героев сказки мы посетили, задания выполнили правильно, не отдает нам Иванушку Баба Яга.

Ой, ребята, смотрите что это? Воспитатель находит возле печки перышко.

Ребята, гуси-лебеди пролетали, перо-то и потеряли. Воспитатель переворачивает перышко, да здесь же загадка, отгадаем?

На опушке,

На дорожке,

Стоит дом

На курьих ножках (изба).

Ребята, не отдает нам Баба Яга Иванушку, давайте задобрим ее, красиво украсим избушку на курьих ножках, может быть тогда она отпустит его.

Дети рассаживаются за столы, где перед ними рисунок избушки Бабы Яги и простые карандаши, воспитатель объясняет задание.

Дети работают в тетради. Штриховка избушки. Во время выполнения задания воспитатель помогает детям.

Муниципальное образовательное учреждение

Леснополянская начальная школа им. К. Д. Ушинского

Ярославского Муниципального района

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте

в подготовительной группе

«На помощь Иванушке»

(по сказке «гуси-лебеди»)

Выполнила: Яковлева Ирина Николаевна

воспитатель МОУ Леснополянской НШ

им.К.Д.Ушинского ЯМР

Ярославль

2018 г.

Образовательная область: «Речевое развитие»

Форма проведения: игра – путешествие

Цель игры: систематизация и актуализация ранее полученных знаний, умений и применение навыков по обучению грамоте.  

Задачи:

Образовательные:

— закреплять умение находить место звука в словах;

— закреплять умение делить слова на слоги;

— закреплять умение выполнять звуковой анализ слова;

— продолжать учить называть слова с заданными звуками.

Развивающие:

— развивать фонематическое восприятие и фонемный анализ;

— продолжать совершенствовать устную связную речь, грамматически правильно оформленную через самостоятельные ответы детей;

— развивать умение самостоятельно принимать решения.

Воспитательные:

— воспитывать интерес к русским народным сказкам, несущим доброту;

— воспитывать у детей чувство сопереживания, доброты, отзывчивости, взаимовыручки;

— воспитывать умение слушать взрослого и своих товарищей, умение следовать правилам игры, прислушиваться к мнению других, умение работать в коллективе.

Используемые технологии: здоровьесберегающая, игровая, ИКТ.

Словарная работа: гласный звук; согласный: мягкий, твёрдый звуки.

Оборудование:

дерево-яблоня, яблоки с заданиями, печка, пироги с заданиями, речка, слоговые домики, предметные картинки, мольберты, магниты, схемы — характеристики звуков, изображения сказочных героев, куклы би-ба-бо, картинки для показа, музыкальный центр, фонограмма.

Методические приемы: 

— словесный, игровой, практический, наглядный, проблемная ситуация. 

Планируемый результат: Дети демонстрируют полученные ранее знания о звуковом анализе слова, совершенствуют умение делить слова на слоги. Закрепляют умение находить место звука в слове. Продолжают учиться называть слова с заданными звуками. Дети учатся работать в коллективе и сопереживать, следовать правилам игры.

1. Организационный момент.

Воспитатель:

Здравствуйте девчонки-веселушки,

Озорные хохотушки.

Здравствуйте ребята- молодцы.

Озорные удальцы!

Улыбнитесь всем вокруг.

Руку дай соседу справа,

Руку дайте другу слева,

И скорей вставайте в круг.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости, на вас посмотреть и послушать, чем мы будем сегодня заниматься. Поздоровайтесь с ними да скорее возвращайтесь ко мне. Потому что у меня для вас сюрприз: предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие и не простое путешествие, а в сказку.

— Ребята, вы любите сказки? А какие сказки вы знаете?

В какою сказку мы попадем сегодня, вы узнаете, отгадав загадку:

Помогла нам яблонька,

Помогла нам печка,

Помогла хорошая голубая речка!

Все нам помогали,

Все нас укрывали.

К матушке и батюшке

Мы домой попали.

Кто унес братишку? Назовите книжку.

Дети: Гуси- лебеди.

Постановка проблемной ситуации.

Воспитатель: Правильно, русская народная сказка «Гуси-лебеди».

С кем случилась беда в этой сказке?

Дети: С Иванушкой.

Воспитатель: Почему это произошло?

Дети: Машенька заигралась и недоглядела за братцем.

Воспитатель: Я знаю, что вы очень добрые и чуткие дети. Давайте отправимся на помощь Машеньке и поможем спасти Иванушку.

Дети: Давайте.

Воспитатель: Но, чтобы очутиться в сказке, нам нужно произнести волшебные слова, послушайте:

Ра-ра-ра – начинается игра.

Са-са-са — ждут в пути нас чудеса!

А теперь давайте повторим все вместе (дети повторяют)

Вокруг себя ты повернись и сразу в сказке очутись!

(Пока дети поворачиваются и говорят слова, воспитатель незаметно одевает на руку куклу Би-ба-бо)

2. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, вот и попали мы с вами в сказку. И кого же мы сразу встретили?

Дети: Машеньку.

Воспитатель говорит за Машеньку: Здравствуйте ребята, я Машенька. Помогите мне спасти моего братца Иванушку. Его ГусиЛебеди унесли к Бабе-Яге. Но дорога туда длинная да трудная, много испытаний ждет на пути. Боюсь не справиться я с ними и вот прошу вас мне помочь…

Воспитатель: Ребята поможем Машеньке?

Дети: Да.

Воспитатель: А вы не боитесь, вам не страшно будет, ведь мы не знаем какие трудности нас ждут???

Дети: Нет, мы справимся, ведь надо помочь Машеньке.

Воспитатель: Какие вы смелые, молодцы, ребята! Итак, в путь!

П/игра «По ровненькой дорожке»

По ровненькой дорожке, шагают наши ножки,

По камушкам, по кочкам

Мы к яблоне пришли.

(На пути стоит макет яблоньки)

Машенька: Здравствуй, Яблонька. Не видела ли ты, куда Гуси-Лебеди понесли моего братца Иванушку?

(Яблоня не отвечает. Дети и воспитатель находят записку с заданием от Бабы-Яги и читают её)

Задание 1. Определите место звука [А] в словах.

Воспитатель: Ребята, чтобы нам справится с этим заданием, давайте вспомним, где может находиться звук в слове?

Дети: Звук в слове может находиться в начале, в середине или в конце слова.

Воспитатель: Правильно, ребята!

Яблонька: А вы съешьте моего наливного яблочка, тогда и справитесь с заданием.

Воспитатель: Ой, посмотрите, на яблоне яблочки. Срывайте их. На каждом яблочке – картинка. Определите, где в них стоит звук [А]

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы! Отправляемся дальше.

П/игра «По ровненькой дорожке»

По ровненькой дорожке, шагают наши ножки,

По камушкам, по кочкам

Мы к речки подошли.

(На пути встречается река — полотно из ткани)

Машенька: Здравствуй, Реченька. Не видела ли ты, куда Гуси-Лебеди понесли моего братца Иванушку?

Воспитатель: Ребята, речка тоже молчит. Но под камнем я вижу конверт, наверное, в нем какое-то задание. Посмотрим?

Задание 2: Отгадайте, в каких домиках живут лесные жители? Ребята, как же мы можем это узнать?

Дети: Нам нужно назвать слово животного и определить, сколько слогов в этом слове.

Воспитатель: А как мы определяем сколько слогов в слове?

Дети: Нужно прохлопать слово по слогам.

(Дети выполняют задание — в первом домике будут жить те жильцы, названия которых состоят из одного слога, во втором домики будут жить жильцы, в названиях которых два слога, а в третьем домике – те, названия которых состоят из трех слогов. Предметные картинки: сорока, лиса, белка, лось, волк, кабан, заяц, медведь)

Воспитатель: Ребята, вы молодцы! А домики эти не простые! Это дощечки, из которых мы построим мостик.

Дети выкладывают мостик, переходят по нему через речку.

Воспитатель: Вы, ребята, наверное, устали? Я предлагаю вам немного отдохнуть.

Физкультминутка «Гуси-лебеди»

Сказка даст нам отдохнуть. Маршируют на месте

Отдохнем — и снова в путь!

Гуси прилетели, Машут «крыльями»

Возле речки сели, Приседают

Искупаться в речке гуси захотели, Плавательные движения

Лапки обмывали, Ладонями поочередно потирают руки

Крылья полоскали. Махи внизу руками

Ну а грязную водицу Повороты головы в стороны

гуси пить не стали.

Полетим до дому, к берегу родному. Махи руками.

Машенька: Ну, что, ребята, отдохнули? Пора двигаться дальше, Иванушку спасать!

П/игра «По ровненькой дорожке»

По ровненькой дорожке, шагают наши ножки,

По камушкам, по кочкам

Мы к печке подошли.

Воспитатель: Вот дошли мы с вами до печки. Печка, печка, куда Гуси-Лебеди полетели, Иванушку понесли?

Печка: (аудиозапись) А вот съешьте мой пирожок, тогда скажу.

— Смотрите, ребята у печки-то все готово.

Воспитатель берет пирожок — читает загадку:

На опушке,

На дорожке,

Стоит дом

На курьих ножках. Что это? 

Дети: Избушка.

Воспитатель: Видно Баба-Яга спрятала Иванушку в своей избушке. Надо выполнить следующее задание, чтобы его спасти. Как по-другому можно назвать избушку? (изба)

Задание 3. Звуковой анализ слова.

Воспитатель: Ребята, нам нужно определить каждый звук в слове изба.

Назовите первый звук в слове «ииизба»?

Дети: первый звук в слове «изба» звук [и]

Воспитатель: Какой это звук?

Дети: Гласный.

Воспитатель: Какой фишкой мы обозначаем гласный звук в схеме? 

Дети: Красной фишкой.

Воспитатель: Послушайте, какой второй звук в слове «изззба»? (звук [з])

— Назови, какой это звук?

Дети: Он согласный, твердый. Значит мы обозначаем его синей фишкой.

Воспитатель: Какой третий звук в слове «изббба»?

Дети: Следующий звук в слове «изба» звук [б]. Он твёрдый согласный. Значит твёрдый согласный звук мы обозначаем синей фишкой.

Воспитатель: Какой четвертый звук в слове «избааа»?

Дети: Звук [а]. Он гласный. Его мы обозначаем красной фишкой.

Воспитатель: Сколько звуков в этом слове?

Дети: Четыре звука.

Воспитатель: Сколько гласных звуков? Сколько согласных звуков?

Воспитатель: Сколько слогов в слове «изба»?

Дети: в слове «изба» 2 слога.

Печка: (аудиозапись) Вы справились с заданием. По дорожке вы идите, избушку Бабы-Яги ищите!

П/игра «По ровненькой дорожке»

По ровненькой дорожке, шагают наши ножки,

По камушкам, по кочкам

К избушке мы пришли.

Дети подходят к избушке, где их встречает Баба-Яга (картинки на мольберте)

Баба-Яга: (аудиозапись) Кто такие? Зачем пожаловали?

Машенька и дети: Баба-Яга, отдай нам Иванушку!

Баба-Яга: (аудиозапись) Гуси-лебеди улетали, перо потеряли. Если справитесь с заданием, которое на нём, отдам вам Ивашку.

Задание 4. Ребята нам нужно назвать слова со звуком [р], [л], [м], [н].

1,2,3 – слова на Р говори. ( Л, М, Н)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы справились с последним заданием.

Из избушки выходит Иванушка.

Воспитатель говорит за Иванушку: Здравствуйте ребята, спасибо, что помогли Машеньке спасти меня от злой Бабы-Яги. Машенька подходит к Иванушке.

Воспитатель говорит за Машеньку: Спасибо ребята вам за помощь! За то, что у вас такие добрые сердца, наши батюшка с матушкой передали вам подарки.

Раздают детям раскраски по сказке.

Воспитатель: Вот и помогли мы спасти Машеньке братца Иванушку, пора возвращаться в детский сад. Попрощайтесь с нашими героями и повторяйте за мной (выход из сказки):

Вокруг себя вы повернитесь,

В садике снова очутитесь.

Пока дети поворачиваются, воспитатель незаметно убирает куклы.

3.Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, где мы сегодня с вами были? Какое доброе дело сделали? Что вам больше всего понравилось? Какое задание было для вас самым сложным? А что нам помогло выполнить все задания, не испугаться Бабы-Яги?

Дети: Дружба, знания, сообразительность, взаимовыручка.

Воспитатель: Вы – молодцы! Вы не только умные, но и добрые, дружные ребята.

Занятие по обучению грамоте «Путешествие по сказке «Гуси лебеди»

19.11.2016.ЛымарьН.Н. воспитатель КГУ «Средняя школа №3».

Цели занятия:

Повторить и закрепить знания о звуках. Продолжать учить различать гласные и согласные звуки.

Закреплять умение находить место звука. Продолжать учить выполнять звуковой анализ слова: делить слова на слоги.

Способствовать развитию звукового анализа и фонематического слуха.

Развивать устную речь, логическое мышление, внимание, мелкую моторику пальцев рук, познавательность.

Воспитывать желание помочь слабым, доброжелательность, любовь и бережное отношение к птицам.

Предшествующая работа: Чтение сказки «Гуси-лебеди» отгадывание загадок, беседа о птицах.

Оборудование: дерево-яблоня, печка, речка, фишки цветные, предметные картинки, тетради, карандаши, яблоко, корзина с яблоками, картинка синицы.

1 Орг. момент

2 Сообщение темы и цели занятия.

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами на занятии обучению грамоте отправимся путешествовать по сказке. А по какой сказке, вы должны угадать.

В сказке небо синее

В сказке птицы страшные

Яблонька спаси меня

Реченька спаси меня

(Гуси-лебеди)

-Ребята, нам пришло письмо от Аленушки она просит найти и спасти своего братца Иванушку, его гуси-лебеди унесли к бабе-яге. Поможем Аленушке? Чтобы начать путешествовать по сказке, давайте скажем волшебные слова.

Ра-ра-ра- начинается игра.

Са-са –са- ждут в пути нас чудеса.

(Выбегает баба-яга под музыку)

Вы зачем сюда явились? Не отдам я вам Иванушку, не найдете вы его.

(Убегает баба-яга)

Ребята, где живет баба-яга? (в дремучем лесу)

3.Фонетическая зарядка

В лесу воют волки у-у-у

Шелестят листья ш-ш-ш

Ползают и свистят змеи с-с-с

Что мы произнесли? (Звуки)

Что такое звуки ?( мы слышим , произносим)

Какие бывают звуки? Чем согласные звуки отличаются от гласных ?

-Ребята, смотрите дерево? Что за дерево?(яблоня). Давайте, спросим у яблони куда гуси-лебеди Иванушку унесли?

Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

1. Поиграйте с яблоком. Игра «Звуки потерялся».

(передаем яблоко называя слово)

…арелка, …тул, …осуда, …ыба, …уртка, …каф, …ожка, …ираф, …илка.

Молодцы! Справились с заданием. Идем дальше.

Физминутка

В темном лесу есть избушка (шагаем)

Стоит задом наперед (поворот)

В той избушке есть старушка (наклоны)

Бабушка-яга живет (поворот обратно)

Нос крючком (показать нос)

Глаза большие (показать глаза)

Словно угольки горят

Ух, сердитая какая? ( грозим пальцем)

Дыбом волосы стоят.

2. Ребята смотрите мы дошли до речки, может речка знает куда гуси-лебеди Иванушку унесли?

Давайте, спросим. Речка, речка куда гуси-лебеди полетели? Нам нужно пойти через речку. Чтобы пройти через речку, надо правильно определить мягкие и твердые звуки, с которых начинаются слова на карточках.

Лимон-зеленая фишка

Рыба-синяя фишка

(Работа с карточками и фишками)

Молодцы, ребята! Справились. Вот мы с вами прошли речку.

3. Встречаем печку

Печка-печка куда гуси-лебеди полетели? Определите место звука а в словах задания к нам прилетели синичка. Она хочет нам помочь. Как и в слове, у синички есть начало-голова, середина -тело, конец-хвост. Где у нас летом живут синица? А зимой? Почему?

Синицы приносят большую пользу лесам, паркам и садам.

Большая синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сами.

(Выполнение задания, Идем дальше.)

Физминутка

Руки подняли

И покачали

Это деревья в лесу

Руки согнули

Тихо встряхнули

Это деревья в лесу

Руки подняли плавно помашем

Это к нам птицы летят

Как они сядут тоже

Покажем, руки положим назад.

(Баба-яга выбегает под музыку)

4. Отгадайте загадку

На опушке

На дорожке

Стоит дом

На курьих ножках

(изба)

Звуковой анализ слова изба

Ск-ко звуков в слове? (4)

1 зв? (и) гласный

2 зв? (з)согласный, твердый, звонкий.

3 зв? (6)согласный, твердый, звонкий.

4 зв? (а)гласный

Сколько слогов в этом слове? Молодцы!

Баба-Яга, не отдам Иванушку, заштрихуете мою избушку, тогда отпущу.

5. Работа в тетради

Баба-яга: Вы справились заданиями, забирайте своего Иванушку.

Иванушка: Спасибо ребята, что вы меня спасли от злой бабы-яги. Вам яблоня передала яблоки,

угощайтесь

Занятие по обучению грамоте в классе предшкольной подготовки «Путешествие в Изумрудный город»

19.11.2013г. Лымарь Н.Н. воспитатель КГУ «Средняя школа №3».

Тема: «Путешествие в Изумрудный город».

Программное содержание:

• Повторить и закрепить знания о звуках и буквах.

• Продолжать учить различать согласные и гласные звуки.

• Закрепить умение делить слова на слоги, выделять ударный слог.

• Способствовать развитию звукового анализа и фонематического слуха.

• Закреплять умение составлять предложение с заданным словом.

• Развивать мелкую моторику руки.

• Развивать логическое мышление, речь.

• Закреплять умение понимать учебную задачу, выполнять её.

• Воспитывать аккуратность.

Предварительная работа: чтение книги А. Волкова «Волшебник изумрудного города», дидактические игры по развитию речи.

Материал:

• Рисунок «Болото»;

• Предметные картинки на мягкий и твердый согласные звуки;

• Конверт с письмом;

• Запись «Песенки Элли» для физминутки;

• Карточки с «заколдованными» буквами;

• Маркер;

• Фишки синего, зелёного и красного цвета, звуковые дорожки для звукового анализа слова;

• Наборы для записи схемы предложения;

• Рисунок «замкА» и «зАмка»,

• Указка;

• Тетради и карандаши для штриховки.

Ход занятия:

Вос-ль: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а куда и зачем сейчас узнаем. Ребята, посмотрите, что это там за окном? (обращаю внимание на воздушный шарик за окном)

Вос-ль: Давайте посмотрим, от кого же это послание.

(читает письмо)

«Ребята, злая волшебница Бастинда похитила у жителей Изумрудного города все звуки. Теперь они не могут говорить. Помогите нам, пожалуйста, вернуть их!!»

Вос-ль: Ну что, ребята, поможем?

Дети: Конечно, поможем.

Вос-ль: Тогда отправляемся в путь.

Вос-ль: Вот мы с вами в лесу, на лесной поляне.

Где шелестят листья ш-ш-ш-ш

Летают жуки ж-ж-ж

Ползают змеи с-с-с-с

Рычат саблезубые тигры р-р-р-р

Вос-ль: Ребята, что мы сейчас с вами произнесли?

Дети: Звуки

Вос-ль: Что такое звук?

Дети: Это то, что мы произносим и слышим.

Вос-ль: А на какие две группы делятся звуки?

Дети: Гласные и согласные звуки.

Вос-ль: Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Дети: Когда мы произносим гласные звуки, нам не мешают губы и зубы, а согласные наоборот.

Вос-ль: Какими бывают согласные звуки?

Дети: Твердыми и мягкими.

Игровое задание «Пройди по болоту»

Вос-ль: Перед нами болото. По болоту идти далеко, по болоту идти нелегко. Чтобы пройти по нему, надо правильно определить твердые и мягкие звуки, с которых начинаются слова на карточках, и соотнести их с «кочками» на болоте. Зеленая кочка – мягкий согласный звук, синяя – твердый согласный звук.

Дети выполняют задание, объясняют свой выбор.

Вос-ль: Ребята, в Изумрудной стране жители очень любят всё, что может быть зеленого цвета. Попробуйте отгадать загадки, а отгаданное слово разделить на слоги.

Зелёные загадки:

• Он зелёный у цветов

Встретить солнышко готов

Свеж, изящен, шелковист

Изумрудный тонкий …….(лист)

• Жидкость из аптечной банки

Нам немножко щиплет ранки.

Маме, папе и ребенку

Лечит ссадины….. (зеленка)

• На зелёной на опушке

Две зеленые лягушки

Громко квакали: «Ква-ква!

«Зелена вокруг трава!»

Эти громкие квакушки

Земноводные….(лягушки)

Звучит музыка из мультфильма «Волшебник Изумрудного города»

Выполняется физминутка под фонограмму.

Вос-ль: Ребята, Бастинда заколдовала не только звуки, но и буквы, которые их обозначают. А чем отличаются буквы от звуков?

Дети: Буквы можно увидеть и написать, а звуки нет.

Вос-ль: Давайте расколдуем буквы.

Дети называют буквы, дописывают их.

Вос-ль: Вот мы около стен Изумрудного замка. Но где же он? Мы видим только «ЗАМОК»

Давайте попробуем разобраться, в чем дело? А сначала сделаем звуковой анализ слова «ЗАМОК». Может тогда всё станет ясно.

Проводится звуковой анализ слова «ЗАМОК»

З – первый звук в слове «замок» согласный, звонкий, твердый, обозначается синей фишкой;

А- второй звук в слове «замок» гласный, обозначается красной фишкой;

М- третий звук в слове, согласный звук, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой;

О- четвёртый звук в слове «замок» гласный, обозначаем красной фишкой;

К- пятый звук в слове согласный, твёрдый, глухой, обозначается синей фишкой.

Вос-ль: сколько звуков в слове «ЗАМОК»? (пять звуков)

Сколько слогов в слове? (два слога)

Почему? (потому, что в слове два гласных звука)

Какой слог в слове ударный? ( Ударный второй слог)

Ребята, так как же нам превратить «ЗАМООООК» в «ЗААААМОК»?

Дети: Нужно перенести ударение на первый слог в слове.

Меняю картинку с замкОм на картинку с зАмком.

Вос-ль: Ребята, давайте составим предложение со словом « зАмок» и запишем его схемой.

Пальчиковая гимнастика:

Сцепить пальцы в «замок», произнести

На двери весит замок,

Кто его открыть бы смог?

Постучали, постучали

Не расцепляя пальцев, постучать ладонями

Покрутили, покрутили

Покрутить сцепленными пальцами

Потянули, потянули

И открыли!

Расцепить пальцы, развести руки в стороны.

Вос-ль: А теперь давайте наш зАмок заштрихуем.

Выполняется штриховка.

Звучит мелодичное звучание колокольчиков.

Вос-ль: Вот и закончилось наше путешествие к Изумрудному городу. Мы вернули её жителям звуки. Теперь они снова могут слышать и произносить их.

Выходит ребенок и выносит шкатулку с зелеными камешками – «изумрудами»

Вос-ль: Это подарок вам от благодарных жителей Изумрудного города.

  • Откровенные рассказы странника духовному своему отцу сборник книга
  • Открытое занятие во второй младшей группе по развитию речи сказка теремок
  • Откровенные рассказы про любовь читать бесплатно
  • Открытое занятие в старшей группе по развитию речи путешествие по сказкам
  • Откровенные рассказы об отношениях