Открытое занятие по сказкам пушкина в подготовительной группе

Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой

«Путешествие по сказкам Пушкина»

Воспитатель : Синицына О.А

Мытищи 2014

Задачи:

Образовательные:

1.  Учить детей понимать красоту и силу русского языка, учить применять образные выражения, говорить красиво и правильно.

2. Закрепить знания о творчестве А. С. Пушкина, его стихах и сказках.

3. Формировать умение чётко, ясно и последовательно отвечать на поставленные вопросы.

4.  Продолжать совершенствовать исполнительские навыки детей при чтении отрывков из произведений (эмоциональность исполнения, естественность поведения, копирование жестов и мимики).

Развивающие:

1. Развивать логическое мышление и умение разгадывать кроссворды.

2. Развивать творческие способности, память, воображение.

3. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

4. Приобщать к владению русским языком:  учить их подбирать определения, которые описывают тот или иной предмет, употреблять синонимы, образовывать глагольные формы, подбирать рифмы к словам, развивать фонематический слух.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей интерес и любовь к творчеству великого поэта.
  2. Воспитывать лучшие человеческие качества, которые присущи поэту – гордость, патриотизм, честность, доброту.
  3. Воспитывать чувство прекрасного, умение ценить и понимать поэзию.

Словарь:

Обогащение: ветхая, невод, землянка.

Активизация: рифма, поэт, крылатые слова, русские народные сказки.

Предварительная работа:

Чтение произведений А.С. Пушкина, прослушивание аудиозаписей его сказок, просмотр мультфильмов, беседы о творчестве великого поэта.

Оборудование:

Портрет А.С.Пушкина,  выставка книг А.С. Пушкина,  работы детей по сказкам А.С. Пушкина, волшебный сундучок с атрибутами, кроссворд, конверты с заданиями, панно дуб.

Использование образовательных технологий:

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной группе».

«Развитие речи и творчества у детей» под редакцией О.С. Ушаковой

«Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет» под редакцией О.С. Ушаковой.

«Приобщение детей к художественной литературе» Мозаика-Синтез, Москва 2010 год.

Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. « Художественная литература в развитии творческих способностей детей».

Ход занятия:

Воспитатель:

Недаром дети любят сказку

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожидании,

Благополучного конца.

(В. Берестов)

Я хочу вас сегодня пригласить в необычное путешествие, путешествие в сказку. А кто лучше всех умеет их рассказывать? Конечно же, бабушка. Вот послушайте: «Жила- была бабушка, добрая, приветливая. Звали её Бабушкой – рассказушкой. Умела она утешить, и рассмешить, сказку рассказать…»

Но что это? Я, кажется, слышу её голос.

Появляется Бабушка – рассказушка: Здравствуйте, люди добрые! Разрешите отдохнуть у вас с дороги.

Дети здороваются с Бабушкой – рассказушкой , предлагают ей стул.

Бабушка – рассказушка:  Ну что ж дети, а вы сказки любите? И как начинаются сказки, подскажите?

Ответы детей: Жили — были; в некотором царстве; за лесами, за долами и т.д.

Бабушка – рассказушка:  А вот автора сказок, в каких вы сегодня побываете, вы узнаете, если разгадаете этот кроссворд:

1

1. Вы ж голубушки-сестрицы

Выбирайтесь из светлицы.

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой.

Будь одна из вас ткачиха,

А другая (ПОВАРИХА)

2. Ты волна моя, волна

Ты бурлива и вольна…

Пожалей ты нашу душу,

Выплесни ты нас на сушу!

— Как же, называется остров, на берег которого море вынесло бочку с царицей и царевичем? (БУЯН)

3. Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого (ПЕТУШКА)

4. Правду молвит молодица,

Уж и впрямь была царица

Высока, стройна, бела

И умом и всем взяла.

Ей в приданное дано

Было (ЗЕРКАЛЬЦЕ) одно

5. Вот открыл царевич очи,

Отрясая грёзы ночи

И дивясь, перед собой

Видит город он большой.

И среди своей столицы

С разрешения царицы,

В тот же день стал править он

И назвался – князь (ГВИДОН)

6. Негде, в тридевятом царстве

В тридесятом государстве

Жил был славный царь (ДАДОН)

Дети читают ключевое слово:  ПУШКИН

Бабушка – рассказушка:  Вот вы и отгадали фамилию автора этих сказок.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в чудесную страну сказок Александра Сергеевича Пушкина. Вы знаете, что его называют народным поэтом. Как вы думаете, почему?

Ответы детей: Потому, что его сказки очень похожи на русские народные; потому, что его сказки были понятны и бедным, и  богатым, и взрослым, и детям.

Воспитатель: Правильно. Кроме того, Пушкина считают народным поэтом потому, что все его произведения написаны прекрасным русским языком. А вы знаете, что некоторые слова из сказок Пушкина стали «крылатыми». Их так называют потому, что у них словно выросли крылья, они вылетели из сказки, и люди теперь пользуются этими словами в повседневной жизни. Вот, например, слова «Глядь: опять пред ним землянка; на пороге сидит его старуха, а пред нею разбитое корыто». Этими словами заканчивается «Сказка о рыбаке и рыбке». Старуха, которая получила от золотой рыбки всё, что желала, в конце сказки потеряла всё из-за своей жадности и осталась опять у разбитого корыта. Эти слова «остаться у разбитого корыта» сейчас говорят про человека, который потерял всё из-за своей глупости или жадности. А слова «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок» из «Сказки о золотом петушке» мы говорим сегодня относительно всех сказок.  

Бабушка – рассказушка: Вы собрались в сказочное путешествие, и я хочу вам помочь, у меня есть волшебная вещица, а какая, вы узнаете, отгадав загадку:

1. Маленький, кругленький,

А за хвост не поймаешь. (КЛУБОК)

Бабушка – рассказушка: Чтобы клубок привёл вас в сказочную страну нужно сказать волшебные слова: «Катись клубок впереди и детей в сказку приведи». А я ребятушки с вами прощаюсь. До новых встреч.

Клубок катится, дети вслед за ним подходят к дубу.

Воспитатель: Мы очутились в стране Лукоморье. Вот знаменитый дуб, здесь и золотая цепь и кот учёный. Из какого произведения Пушкина эта страна?

Ответы детей: Из поэмы «Руслан и Людмила».

Воспитатель: Ребята, давайте сделаем разминку под стихотворение «У Лукоморья дуб зелёный…»

Физминутка:

У Лукоморья дуб зелёный;  Дети поднимают руки вверх

Златая цепь на дубе том:  Делают движения руками крест на крест

И днём и ночью кот учёный

 Всё ходит по цепи кругом;

Идут друг за другом по кругу

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Движения руками вправо, влево

Там чудеса:  там леший бродит,  Закрывают глаза руками

Шевеля пальцами, поднимают руки вверх

Русалка на ветвях сидит;  Движение «волна» сверху вниз

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;  

Идут по кругу на внешней стороне стопы

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Повороты вокруг себя с высоким подниманием колена.

Дети садятся на стульчики.

Голос кота: (магнитофонная запись)

— Ребята, я очень рад приветствовать вас в волшебной стране Лукоморье. Я учёный кот и могу разговаривать, хочу проверить, как хорошо вы знаете сказки Пушкина. На дубе висят разноцветные конверты, в них задания для вас. Если вы с ними справитесь, получите от меня подарок.  Вы готовы?

Воспитатель: Ребята,  мы справимся с заданиями?

Дети: Справимся.

Конверт № 1

1. Продолжи фразу:

— Кабы я была царица – говорит одна девица

ТО НА ВЕСЬ КРЕЩЁНЫЙ МИР, ПРИГОТОВИЛА Б Я ПИР.

— Царь с царицею простился

В ПУТЬ ДОРОГУ СНАРЯДИЛСЯ,

 — И царица у окна

СЕЛА ЖДАТЬ ЕГО ОДНА.

— Жил-был поп

ТОЛОКОННЫЙ ЛОБ,

— Пошел поп по базару

ПОСМОТРЕТЬ КОЙ-КАКОГО ТОВАРУ.

— Ей в приданое дано

БЫЛО ЗЕРКАЛЬЦЕ ОДНО;

— Свойство зеркальце имело:

ГОВОРИТЬ ОНО УМЕЛО!

— Жил старик со своею старухой

У САМОГО СИНЕГО МОРЯ.

— Они жили в ветхой землянке

РОВНО ТРИДЦАТЬ ЛЕТ И ТРИ ГОДА!

— Ветер по морю гуляет

И КОРАБЛИК ПОДГОНЯЕТ.

— Белка песенки поет

ДА ОРЕШКИ ВСЕ ГРЫЗЕТ,

— А орешки не простые,

ВСЕ СКОРЛУПКИ ЗОЛОТЫЕ!

Конверт № 2

1.Игра «Собери сказки»

В волшебном сундучке лежат предметы и картинки из разных сказок Пушкина, дети должны их объединить по сказкам.

Зеркало, яблоко, собачка, богатыри «Сказка о мёртвой царевне».

Рыбка, старик, дворец  «Сказка о рыбаке и рыбке».

Лебедь, комар, белка   «Сказка о царе Салтане».

Конверт № 3

  1. Игра «Составь слова из слогов»

На доске написаны слоги:

КА

РУ

ВОД

РЕ

С

РЫБ

С

НЕ

МО

РИК

ТА

ТА

ХА

  1. Из какого произведения эти слова?

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

  1. Объяснить смысл слов:

«землянка» — жилище вырытое в земле, немного выступающее над поверхностью земли.

«ветхая» — старая, покосившаяся.

«невод» — сеть для ловли рыбы.

Конверт № 4

1. Задание называется: «Поиграем в рифмы»

Ложка – кошка, плошка, мошка, картошка

Совет – ответ, привет.

Майка – гайка, зайка, зазнайка

Палка – галка, скалка, скакалка

Кот – бегемот, кашалот

Кружка – подружка, клюшка

Крыльцо – кольцо

Берёзы – розы, мимозы, слёзы

Осины – апельсины

Град – виноград, шоколад, мармелад.

Конверт № 5

  1. Игра «Будь внимательным!»

Я буду называть персонажей различных сказок, и если этих героев нет в сказках Пушкина, то вы хлопните в ладоши.

Царевна — Лебедь, лиса, комар

Мачеха, яблоко, колобок

Поп, кот Леопольд, Балда

Старуха, золотая рыбка, журавль

Конёк-Горбунок, Алёнушка, белка.

Конверт № 6

1.Игра «Доскажи словечко»:

«Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный  (рожок)»

«Но царевна в обе руки

Хвать – поймала. Ради скуки

Кушай яблочко, мой свет.

Благодарствуй за  (обед)»

 «Всех я вас люблю сердечно;

Но другому я навечно

Отдана. Мне на свете всех милей (Королевич Елисей)»

  1. Из какого произведения эти строки?

(«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

Кот: Вы справились со всеми заданиями и  под корнями дуба  найдёте мой подарок, а волшебный клубочек выведет вас из сказочной страны. До новых встреч!

Дети прощаются с котом, благодарят его за подарок.

Воспитатель: Давайте скажем волшебные слова6 « Катись клубок впереди, детей из сказки выводи».

Воспитатель катит клубок, дети проходят за столы.

Воспитатель: Сегодня мы с вами побывали в сказках Пушкина, великого русского поэта. Вы очень хорошо справились со всеми заданиями,  и за это получаете награду.

Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки!
Читайте Пушкина всегда –
Вот вам подсказка,
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки.

Воспитатель: Наше занятие окончено, всем спасибо!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7»

Конспект занятия «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»

в подготовительной группе.

подготовила:

воспитатель первой категории Кавтаськина Ольга Владимировна

г. Трехгорный

2015 г

Цель: углублять и расширять знания детей о творчестве А.С. Пушкина.

Задачи: расширять кругозор детей; развивать внимание, память, речь, мышление; в игровой форме повторить и закрепить знания детей о содержании сказок А.С. Пушкина; воспитывать интерес к творчеству А.С. Пушкина.

Ход занятия:

Дети заходят в группу, их встречает воспитатель.

В: Ребята, а вы любите сказки? (да). А кто придумывает, сочиняет сказки? (писатели, поэты). А какие бывают сказки? (народные, авторские). А что бывает в сказках? (чудеса, волшебство, превращения).

Ребята, сегодня утром тоже произошло волшебство. Когда я пришла в детский сад, то обнаружила в группе сундук. Решила дождаться вас, чтобы вместе его открыть. Хотите посмотреть, что там? (воспитатель достает из сундука кроссворд). Я буду читать фрагменты сказок, а вы должны угадать слова, которые находятся в кроссворде.

1.Кабы я была царица,

Говорит одна девица,

То на весь крещеный мир

Приготовила я …….

2.У Лукоморья …. зеленый.

3…….с берега палят

Кораблям пристать велят.

4.Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого …..

5.Раз он в море закинул невод-

Пришел невод с одною …..

6.И царица у окна

Села ждать его….

Ответы: пир, дуб, пушки, петушка, тиной, одна.

После того, как кроссворд полностью разгадан, воспитатель:

«Всех героев этих сказок

Мы узнаем без подсказок:

Царь Салтан и Черномор,

Поп, Балда и царь Гвидон,

И Людмила, и Руслан.

Кто же сказки написал?

Д: А.С. Пушкин.

В: Правильно, назовите, какие вы знаете сказки А.С. Пушкина (дети перечисляют сказки).

Молодцы! А вы хотите попасть в сказку? (да). Тогда закрывайте глаза и произносите вместе со мной волшебные слова:

«Сказки Пушкина мы знаем

Любим очень их читать

Раз-два-три-четыре-пять

В сказку мы хотим попасть».

Ребята, посмотрите, мы с вами попали в страну Лукоморье.

«У Лукоморья дуб зеленый

Златая цепь на дубе то….»

Слышите, кто-то мяукает? Признавайтесь, кто взял с собой кошку?

Выходит Кот.

Кот: Сколько ко мне девчонок и мальчишек в гости пожаловало. Прошел слух в нашей сказочной стране, что очень уж хорошо вы знаете сказки Пушкина. Вот я и хочу проверить, правда ли это. У меня есть волшебный дуб, на листочках которого написаны задания. Сейчас посмотрим, как вы с ними справитесь (Кот срывает листок и говорит задание).

Кот: «Подскажи словечко».

  1. Жил старик со своею старухою

У самого синего ……МОРЯ.

  1. Родила царица в ночь

Не то сына, не то…ДОЧЬ.

  1. И днем и ночью кот ученый

Всё ходит по цепи…КРУГОМ.

  1. Белка песенки поет

Да орешки всё….ГРЫЗЕТ.

  1. Месяц, месяц, мой дружок

Позолоченный …..РОЖОК.

  1. Нужен мне работник:

Повар, конюх….ПЛОТНИК.

  1. Коли красная девица

Будь нам милая….СЕСТРИЦА.

  1. Сказка ложь, да в неё намек!

Добрым молодцам…УРОК.

  1. Ах, ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне…НАЗЛО.

  1. Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка…..ЗОЛОТОГО ПЕТУШКА.

Воспитатель срывает следующий листок с дуба и читает задание.

В: «Сказочные последовательности».

  1. В кого превращался Гвидон в «Сказке о царе Салтане»? (дети выбирают картинки, затем выкладывают последовательно их: муха, комар, шмель).

  2. К кому обращался царевич Елисей в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»? (выбрать картинки и выложить их последовательно: солнце, месяц, ветер).

  3. «Сказка о Попе и работнике его Балде». Вам нужно выбрать животных, которые помогали Балде, обхитрить чертят (заяц, лошадь).

Кот срывает следующий листок с дуба.

Кот: «Угадай сказку по сюжетной картинке».

Я вам буду показывать картинки из сказок А.С. Пушкина, а вы должны сказать, как называется сказка.

В: «Назови из какой сказки предмет».

Ребята, а мне кажется, что в волшебном сундуке, кроме кроссворда, еще что-то лежало. Давайте посмотрим. Там лежат различные предметы, ваша задача отгадать из какой они сказки (рыбка, зеркало, яблоко, петух, месяц, орехи, белка, цепь, лебедь, кораблик, заяц).

В: Ребята, а сейчас поиграем в игру «Отвечай-ка» (игра проводится в кругу с мячом)

— Что кричал петушок сидя на спице? (Кире-ку-ку! Царствуй, лежа на боку);

— чем расплачивался поп с Балдой? (щелчками);

— как начинается «Сказка о царе Салтане»? (три девицы…);

— сколько раз старик закидывал невод в море? (три раза);

— с чем вернулся невод первый раз, во второй, в третий? (с тиной, с травой морской, с золотой рыбкой);

— как золотая рыбка наказала старуху? (старуха осталась ни с чем, у разбитого корыта);

— в какой сказке упоминается остров Буян? («Сказка о царе Салтане»);

— в какой сказке старуха бросила царевне отравленное яблоко? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях);

— сколько жил старик со своею старухою? (30 лет и 3 года);

— кем хотела стать старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (столбовою дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою);

— какую песенку поет белочка, грызя золотые орешки? (во саду ли, в огороде).

Кот срывает следующий листок с дуба, читает задание.

Кот: «Подбери рифмы к словам». Я буду называть слово, а вы должны подобрать к этому слову рифму.

  • Ложка – кошка, плошка, мошка, картошка

  • Совет – ответ, привет

  • Майка – гайка, зайка, зазнайка

  • Палка – галка, скалка, скакалка

  • Кот – бегемот, кашалот

  • Кружка – подружка, клюшка

  • Крыльцо – кольцо

  • Березы – розы, мимозы, слёзы

  • Осины – апельсины

  • Град – виноград, шоколад, мармелад

В: «Отгадай название сказки».

Я буду читать вам отрывки из сказок Пушкина, а вы должны сказать название сказки.

  1. Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…..(«Сказка о царе Салтане»)

  1. Ах, ты, мерзкое стекло,

Это врешь ты мне назло….(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

  1. Идет направо – песнь заводит

Налево – сказку говорит…..(«Лукоморье», отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»

  1. Жил был поп, толоконный лоб («Сказка о попе и работнике его Балде)

  2. Свет мой зеркальце скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее

Всех румяней и белее? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

  1. Год, другой проходит мирно

Петушок сидит всё смирно («Сказка о золотой петушке»)

  1. Ветер, ветер! Ты могуч.

Ты гоняешь стаи туч. («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

  1. Ветер весело шумит,

Судно весело бежит.

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут («Сказка о царе Салтане»)

  1. Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,

Со мною, дворянкой столбовою? («Сказка о рыбаке и рыбке»)

  1. Дома в ту пору без дела

Злая мачеха сидела

Перед зеркальцем своим

И беседовала с ним («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

  1. На пороге сидит его старуха,

А перед нею разбитое корыто («Сказка о рыбаке и рыбке)

Кот срывает следующий листок, читает задание.

Кот: «Объясни старинное слово»

— лихо (плохо)

— дивясь (удивляясь)

— персты (пальцы)

— кликать (звать)

— браниться (ругаться)

— ступай (иди)

— надобно (надо)

— град (город)

— издалече (издалека)

— величать (называть)

В: Молодцы, а теперь предлагаю поиграть в игру «Невод и рыбки».

Дети образуют круг. В середине рыбки.

«В синем море рыбки плавают, резвятся.

К неводу большому подплывать бояться.

Невод шевельнулся, раз-два-три!

Рыбки уплывайте! С ними ты плыви!»

Рыбки выплывают из круга. По команде взрослого «Хлоп», невод ловит рыбок. Игра повторяется два раза.

В: Ребята, а вы хотели бы, чтобы рыбка исполнила ваше желание. Предлагаю вам сесть за столы и сделать золотых рыбок, а потом загадать своё желание.

Дети выполняют оригами «Золотая рыбка».

В: Ребята, вот и закончилось наше путешествие по сказкам А.С. Пушкина. Я думаю, что после такого путешествия вы еще больше их полюбите, т.к. все его сказки поучительны и прекрасны. В них всегда добро побеждает зло.

Кот прощается с детьми и уходит.

Цель: Прививать любовь к творчеству А.С. Пушкина, показать красочность, образность, эмоциональность Пушкинской лирики.

Задачи: Развивать умение выразительно читать стихи, изображать сказочных персонажей. Прививать любовь к музыке и поэзии. Развивать творческую инициативу в танце, аппликации. Воспитывать эстетический вкус.

Предварительная работа: Чтение сказок и отрывков произведений А.С. Пушкина. Рассматривание иллюстраций, беседа о жизни и творчестве поэта. Слушание музыки из оперы Р.-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Оборудование и материалы: ПК и мультимедиа, презентация «У лукоморья…» с иллюстрациями к сказкам Пушкина. Аудиозаписи. Костюмы: царевна-лебедь, белка, богатырь, кот-ученый. Портреты: Р.-Корсакого, А.С. Пушкина. Детские музыкальные инструменты. Трафарет короны, богатырский пояс, клеящая пленка.

Ход занятия

Звучит музыка (отрывок из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила» )

В зал входят дети и садятся на стульчики. (М.р. обращает внимание детей на портрет, музыка постепенно затихает.)

М.р. Здравствуйте, ребята. Узнали ли вы чей это портрет? (ответы детей)

Вот мы вновь собрались с вами у портрета А.С. Пушкина. Пушкин – самый любимый писатель в нашей стране. Разговор у нас сегодня пойдет о Пушкине-сказочнике.

С раннего детства маленькому Саше напевала песни, рассказывала необычные истории и сказки его любимая няня – Арина Радионовна.

Нянины речи – певучие, медленные или бойкие, веселые – понимал он сначала не по смыслу, а по их музыке. А когда стал побольше – пришли сказки по вечерам , как награда за весь день. В сказках добрые воевали со злыми. Злые были сильными и ловкими. Добрым приходилось трудно, но в конце концов – добро побеждает зло. Став взрослым, Пушкин собирал и записывал народные песни, сказки, а затем и сам создал чудесные сказки.

Нам сегодня помогут вспомнить, оживить эти сказки наш волшебный экран и конечно стихи А.С. Пушкина.

Тихо звучит музыка: отрывок из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»

М.р. Ребята, посмотрите на экран. Какую картину вы увидели? (ответы детей)

Правильно. А теперь давайте вспомним и все вместе прочитаем стих из поэмы «Руслан и Людмила»

«У Лукоморья дуб зеленый….» (воспитатель с детьми рассказывают отрывок)

Звучит волшебная музыка

М.р. Ребята, слышите, волшебные звуки? Это происходят чудеса.

(появляется Кот ученый)

Кот: Здравствуйте, дети. Я Кот ученый, очень люблю сказки, а вы их любите?

Тогда отправимся путешествовать по сказкам А.С. Пушкина.

– Назовите известные вам сказки Пушкина? (дети называют знакомые сказки)

– А давайте вспомним некоторые из них:

  1. Жил старик со своею старухою
    У самого синего моря….
    «Сказка о рыбаке и рыбке»

  2. Негде в тридевятом царстве
    В тридесятом государстве
    Жил-был славный царь Додон….
    «Сказка о золотом петушке»

  3. «Я ль на свете всех милее,
    Всех румяней и белее?»
    И услышала в ответ:
    «Ты, царица, спору нет.
    Ты на свете всех милее,
    Всех румяней и белее….»
    «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

(дети угадывают сказки и на экране смотрят иллюстрации к сказкам).

Кот: Вижу, вижу, сказки вы знаете.

Воспит. Кот ученый, а теперь дети хотят загадать тебе сказку.

(звучит р.н.м., выходят три девочки в русских костюмах, садятся на скамейку, занимаются рукоделием)

Воспит.

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
Кабы я была царица, –

Воспит.

Говорит одна девица –
То на весь крещенный мир
Приготовила б я пир.
Кабы я была царица, –

Воспит.

Говорит ее сестрица, –
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна!
Кабы я была царица, –

Воспит.

Третья молвила сестрица, –
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря!

Воспит.

Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.

Кот: «Сказка о царе Салтане»

М.р. По этой сказке была написана замечательная опера, которая называлась так же «Сказка о царе Салтане», а написал ее великий русский композитор….. Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Мы с вами на предыдущих занятиях знакомились с оперой, прослушали несколько фрагментов и сейчас для вас музыкальные загадки.

Итак, слушаем музыкальный фрагмент и вспоминаем название. (ответы детей)

Правильно, «Белка» (на экране ил-ия «Белка»).

Кот: В волшебном городе Леденце было три чудо. Первое из них – белка.

М.р. Ребята, какая музыка по характеру?

Дети: Музыка белочки очень светлая, прозрачная, хрупкая.

М.р. В этой музыке композитор рассказал не о том, как белочка прыгает с ветки на ветку, а о том как она поет. Песенка белки – это р.н.п. «Во саду ли в огороде».

Давайте еще раз послушаем музыку, а Коля прочитает отрывок про белку.

(ребенок читает отрывок про белку: «Ель растет перед дворцом….»)

М.р. Вот так чудо, картинка оживилась – белка появилась.

(выходит ребенок в костюме белочки)

Здравствуй, белочка, мы для тебя приготовили муз. подарок. Ребята разбирайте муз инструменты и исполним оркестом р.н.п. «Во саду ли в огороде»

(дети исполняют р.н.м.: «Во саду ли в огороде»)

Белка: Красны девицы, добры молодцы, а вы как веселитесь? Какие песни поете, пляски пляшите?

Дети: А вот какие….

«Пляска» (дети пляшут под р.н.м.)

Белка благодарит детей и уходит.

М.р. А мы слушаем следующий муз. фрагмент (ил-ия «Тридцать три богатыря»)

Кот: Второе чудо «Сказки о царе Салтане» – тридцать три богатыря во главе с дядькой Черномором. Это храбрые витязи, защитники волшебного города Леденца.

М.р. Море вскипает, бушует, плещет и постепенно из него появляются богатыри.

(выходит ребенок в костюме богатыря)

Давайте, ребята еще раз послушаем музыку, а Богатырь расскажет об этом диве

«В свете есть такое диво:
Море вздуется бурливо….»

Продолжаем слушать музыку и еще один муз. фрагмент

М.р. Прозвучала грациозная сказочная музыка, как она называется? И какая по характеру?

Дети: Мелодия плавная, напевная, ласковая. (ил-ия Царевна-лебедь)

Кот: Третье чудо волшебного города Леденца – прекрасная Царевна-лебедь.

М.р. Царевна эта необычная, волшебная, это и человек, и птица лебедь.

Давайте еще раз послушаем красивую музыку , посмотрим на удивительно сказочную картину художника Врубеля и послушаем отрывок из сказки

«За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть….»

На последние слова из-за ширмы выходит Царевна-лебедь.

Ц.Л. Здравствуйте, ребята! Рада побывать у вас в гостях, посмотреть как живете, какие наряды носите. А вы знаете, наши красные девицы и добрые молодцы украшения делали своими руками: девушки кокошники мастерили, а юноши ковали богатырские пояса.

А вы, ребята, сможете сделать их?  

(Дети выполняют аппликацию: девочки украшают корону, мальчики богатырский пояс,по окончании дарят Царевне свои работы.)

Ц.Л. Спасибо, вижу, что руки у ваших ребят умелые, а могут ли они хороводы водить? Раньше на Руси красны девицы хороводы водили да песни русские распевали.

(девочки исполняют хоровод «На горе-то калина»)

Ц.Л. Ну, вот мне уже пора возвращаться в сказку.

Кот: И мне было очень приятно и интересно вместе с вами еще раз вспомнить сказку Пушкина и послушать замечательную музыку Римского-Корсакова, написанной к ней.

До свидания, до новых встреч.

М. р. Встреча со сказками А.С. Пушкина заканчивается. Хотелось бы, чтобы в память об этой встречи вы дома нарисовали рисунки.

Сказки Пушкина мы знаем
Любим очень и читаем
Изучаем наизусть
В них живет наш русский дух!

Звучит музыка, дети выходят из зала.

Приложение.

Кудрявцева Екатерина Сергеевна

воспитатель, первая квалификационная категория

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №70» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»​​​​​​​

Цель: продолжать работу по укреплению интереса к произведениям А.С. Пушкина, закрепить интерес к творчеству писателя, закрепить знания о его произведениях, развивать умение понимать всю красоту русского языка.

Задачи:

Формировать интерес к художественной литературе;

Развивать умение подбирать рифму; продумывать содержание

рисунка, отражая в нем сюжеты рассмотренных произведений;

Закрепить умение давать развернутые ответы, обосновывать свой ответ;

Воспитывать любовь к чтению.

Оборудование

Портрет А.С. Пушкина, «Книга Сказок» с иллюстрациями к сказкам Пушкина, разрезные картинки по мотивам сказки о золотой рыбке, макет бочки, игрушки — белка, богатырь, царевна, краски, альбомы.

Предварительная работа: чтение сказок А.С. Пушкина

Ход

Организационный момент

Звучит музыка (отрывок «Сказка о царе Салтане. Три чуда». Римский- Корсаков)

(Воспитатель обращает внимание детей на портрет А.С. Пушкина)

В.: Ребята, знаете ли вы кто изображен на портрете? (А.С. Пушкин) Александр Сергеевич Пушкин — это величайший русский поэт и писатель. Его именем названы улицы, площади, станции метро, и даже есть даже город Пушкин.

Александр Сергеевич написал за свою жизнь очень много чудесных произведений. Его стихи, сказки интересно читать не только детям, но и взрослым. И сегодня мы отправимся в интересное путешествие в сказочный мир, в котором живут герои, созданные Пушкиным.

Ребята, какие названия сказок писателя вы знаете? Давайте проверим, верны ли ваши ответы. Для этого сыграем в игру «Отгадай сказку»

(Воспитатель читает отрывки из нескольких сказок, а дети отгадывают, из какой сказки слова)

Игра «Отгадай сказку»

Жил старик со своею старухою
У самого синего моря….

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Кабы я была царица, —

Говорит одна девица…

«Сказка о царе Салтане»

«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?
«Ты прекрасна, спору нет…

«Сказка о мертвой царевне»

В.: Молодцы, ребята. Вы отлично помните сказки. Поэтому начнем путешествие в сказочный мир. Отправимся в гости к сказочным героям вместе с Книгой сказок.

(Воспитатель листает книгу сказок и обращает внимание детей на рисунки)

В.: Ребята, вы узнаете из какой сказки этот герой? («Сказка о рыбаке и рыбке». Золотая рыбка)

Правильно, это Золотая Рыбка из сказки А.С. Пушкина. Посмотрите, рыбка приготовила для вас загадку. Она хочет проверить, хорошо ли вы помните, что просил старик по приказу старухи у золотой рыбки. Попробуйте, собрать свои ответы.

(Дети делятся на пять команд. Воспитатель предлагает собрать им разрезные картинки и назвать, что пожелала старуха из сказки)

Новое корыто

Новая изба

Стать столбовой дворянкой

Стать вольной царицей

Стать владычицей морскою

В.: Хорошо. Ребята, сколько всего желаний исполнила Золотая рыбка и какие это желания? Какое желание рыбка не исполнила и почему? С чем осталась старуха? (ответы детей)

Молодцы ребята, рыбке очень понравилось, как вы быстро и ловко вы справились с заданиями. Мы можем переходить во второй странице нашей книги.

(Воспитатель перелистывает страницу книги и обращает внимание детей на изображение бочки плывущей по морю)

В.: Вы догадываетесь, из какой сказки эта иллюстрация? («Сказка о царе Салтане»)

Правильно, ребята. Это Сказка о царе Салтане, его сыне славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет

В.: Ребята, посмотрите, это же такая же бочка, как и в сказке.

(Воспитатель показывает детям макет бочки с наклейным на ней заданием)

Здесь написано, что нам нужно отгадать какие три чуда, попросил князь Гвидон. Подсказкой будет «Сказка о царе Салтане»

Князь у синя моря ходит,

С синя моря глаз не сводит;
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?« —
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает;
Чудо чудное завесть
Мне б хотелось. Где-то есть
Ель в лесу, под елью….(белка)

(Воспитатель достает из бочки игрушку-белку)

Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает—
Диво б дивное хотел
Перенесть я в мой удел».
«А какое ж это диво?»
— Где-то вздуется бурливо
Окиян, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя…(Тридцать три богатыря)

(Воспитатель достает из бочки игрушку-богатырь)

Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает:
Люди женятся; гляжу,
Неженат лишь я хожу».
— А кого же на примете
Ты имеешь? — «Да на свете,
Говорят,…… (царевна есть)

(Воспитатель достает из бочки куклу-Царевну)

В.: Молодцы, ребята и с этим заданием вы справились отлично.

И чтобы не утомляться веселым путешествием, давайте сделаем сказочную зарядку

Физминутка «У Лукоморья дуб зелёный»

(дети встают в круг)

У Лукоморья дуб зелёный;

Встают на носочки и поднимают руки вверх

Златая цепь на дубе том:  Покачивают руками из стороны в сторону

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом; Берутся за руки

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит. Ходят по кругу, взявшись за руки

Там чудеса:  там леший бродит,

Останавливаются. Рисуют в воздухе круг

Русалка на ветвях сидит;  Движение «Рыбка» верх- вниз

Там на неведомых дорожках Закрывают глаза руками

Следы невиданных зверей;  Делают руками упражнение «фонарики»

Избушка там на курьих ножках Наклоны вперед-назад

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Упражнение высоким подниманием колена.

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой Садятся на корточки

И тридцать витязей прекрасных Обнимают колени

Чредой из вод выходят ясных, Встают, берутся за руки

В.: А сейчас пришло время перевернуть еще одну страницу Книги Сказок.

Ребята посмотрите, страница пустая. Теперь представьте, что вы сказочные художники и сами сможете нарисовать иллюстрацию к понравившейся сказке. Подумайте, что вам больше всего понравилось в ней, что вы хотите изобразить, какими красками вы будите пользоваться.

(Дети приступают к рисованию)

Итог

Ребята, наша встреча подходит к концу. Сегодня мы еще раз вспомнили сказки А.С. Пушкина. Что вам больше всего понравилось?

Список использованной литературы

Богатырёва Ю., Богатырёв А. Дошкольникам о Пушкине. М.: Гном-Пресс, 1999

Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи в подготовительной группе. – М.: Центр педагогического образования, 2009

Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада. М.: Изд.: Мозаика-Синтез, 2010

Конспект НОД «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина» в подготовительной к школе группе.

Цель: Закрепить знания детей о произведения А.С. Пушкина.

Задачи.

1.Формировать связную речь, обогащать словарь.

2. Развивать у детей творческие способности, внимание, мышление, память.

3. Совершенствовать технику изображения.

4. Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом, учить плавным поворотам руки.

5.Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков.

6. Учить детей различать оттенки цветов и передавать их в рисунке.

7. Воспитывать доброжелательное отношение к произведениям А.С. Пушкина.

Предварительная работа: чтение сказок А.С. Пушкина, заучивание наизусть эпизодов из сказок А.С. Пушкина, рисование иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина.

Материал. Проектор. Разрезные иллюстрации к сказкам.

Ход.

Вос. Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказкам.

У лукоморья дуб зеленый

Златая цепь на дубе том

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Ребята как вы думаете кто написал это стихотворение?

Дети- ответ

В.- Правильно это отрывок из сказки написанной А.С. Пушкиным великим русским поэтом. ( слайд с портретом поэта)

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в 1799 году. Еще при жизни поэта стали именовать гением. Его воспитывала няня Арина Родионовна и он ласково называл ее «мамушкой»

Ах, умолчу ль о мамушке моей…

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянии,

Она, духов молитвой уклоня,

С усердием перекрестив меня

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы…

От ужаса не шелохнусь бывало.

Она была искусной сказочницей и рассказчицей. Она часто рассказывала маленькому Саше сказки, которые слышала или сочиняла сама. Ее сказки очаровали будущего поэта, и в период своего творчества он написал семь сказок. Очень часто поэт говорил: «Что за прелесть эти сказки!» И сейчас мы с вами вспомним его произведения.

Я приглашаю вас на экскурсию в художественную галерею в ней мы познакомимся с картинами (иллюстрациями) написанными по сказкам А.С. Пушкина. .( на экране первый слайд) и чтобы нам правильно назвать к какой сказки эта иллюстрация я прочитаю вам отрывок из сказки. ( слайд с иллюстрацией)

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу

Из какой сказки я прочитала вам отрывок ?

Дети- ответы.

Вос. Правильно эта сказка о золотой рыбки.

Ребята ответьте мне пожалуйста что делала рыбка в этой сказке?

Дети- ответы

Вос. А чьи желания выполняла рыбка?

Дети- ответы.

Вос. А теперь я попрошу вас помочь мне сейчас Петя прочитает отрывок а вы скажете из какой это сказки?. ( слайд с иллюстрацией)

Ребенок читает отрывок.

Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

Чуть опасность где видна,

Верный сторож как со сна

Шевельнётся, встрепенётся,

К той сторонке обернётся

И кричит: “Кири-ку-ку.

Царствуй, лёжа на боку!”

Вос. Скажите из какой сказки нам Петя прочитал отрывок и к какой сказке эта иллюстрация?

Дети – ответы.

Вос. А сейчас посмотрите на эту картину и послушайте отрывок который прочтет нам Соня. ( слайд с иллюстрацией)

Ребенок читает отрывок.

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, —

Говорит одна девица, —

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир».

Вос. Из какой сказки этот отрывок и эта иллюстрация.?

Дети – ответ

Вос сейчас нам прочтет отрывок Миша

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась — и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

И жених сыскался ей,

Королевич Елисей.

Вос. Из какой сказки этот отрывок и эта иллюстрация.? (слайд)

Вос. Ребята, давайте сделаем разминку

.Физминутка

Ветер по морю гуляет

(Поднимают руки через стороны вверх)

И кораблик подгоняет,

(Помахивают руками над головой)

Он бежит себе в волнах

(Сцепляют руки над головой в замок)

На раздутых парусах

(Руки впереди себя)

Мимо острова крутого,

(Расцепляют пальцы, приседают на корточки)

Мимо города большого,

(Встают)

Пушки с пристани палят,

(Хлопают)

Кораблю пристать велят.

(Топают)

Вос. Ну а сейчас чтобы закрепить наши знания мы с вами отгадаем загадку по сказке А.С.Пушкина и нарисуем иллюстрации к ней . для этого я приглашаю вас пройти к столам выбрать материал кто чем будет рисовать и приступаем к работе.

Немало сказок интересных

Поведать может кот ученый.

Так назовите же то место,

Где с цепью дуб растет зеленый?

Лукоморье

Рефлексия:

Вос. Молодцы ребята вы все хорошо знаете сказки. А сказки какого поэта мы с вами сегодня вспоминали? При этих задания у кого ни будь возникли сложности?

Дети – ответы

Вос. Понравилось вам наше путешествие?

Дети – ответы.

Вос. Я хочу что бы вы читали, учили и не забывали эти сказки , сказки великого русского поэта А.С. Пушкина.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина».

Цель: Закрепить знания детей о произведения А.С. Пушкина.

Задачи.

1.Формировать связную речь, обогащать словарь.

2.Развивать у детей творческие способности, внимание, мышление, память.

3.Воспитывать доброжелательное отношение к произведениям А.С. Пушкина.

Предварительная работа: чтение сказок А.С. Пушкина, заучивание наизусть эпизодов из сказок А.С. Пушкина, рисование иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина.

Материал. Проектор. Разрезные иллюстрации к сказкам.

Ход.

Вос. Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказкам.

У лукоморья дуб зеленый

Златая цепь на дубе том

И днем, и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Ребята как вы думаете кто написал это стихотворение?

Дети- ответ

Вос. правильно это отрывок из сказки написанной А.С. Пушкиным великим русским поэтом. (слайд с портретом поэта)

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в 1799 году. Еще при жизни поэта стали именовать гением. Его воспитывала няня Арина Родионовна и он ласково называл ее «мамушкой»

Ах, умолчу ль о мамушке моей…

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянии,

Она, духов молитвой уклоня,

С усердием перекрестив меня

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы…

От ужаса не шелохнусь бывало.

Она была искусной сказочницей и рассказчицей. Она часто рассказывала маленькому Саше сказки, которые слышала или сочиняла сама. Ее сказки очаровали будущего поэта, и в период своего творчества он написал семь сказок. Очень часто поэт говорил: «Что за прелесть эти сказки!» И сейчас мы с вами вспомним его произведения.

Я приглашаю вас на экскурсию в художественную галерею в ней мы познакомимся с картинами (иллюстрациями) написанными по сказкам А.С. Пушкина. (на экране первый слайд) и чтобы нам правильно назвать к какой сказки эта иллюстрация я прочитаю вам отрывок из сказки. (слайд с иллюстрацией)

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу

Из какой сказки я прочитала вам отрывок?

Дети- ответы.

Вос. Правильно эта сказка о золотой рыбки.

Ребята ответьте мне пожалуйста, что делала рыбка в этой сказке?

Дети- ответы

Вос. А чьи желания выполняла рыбка?

Дети- ответы.

Вос. А теперь скажете из какой это сказки? (слайд с иллюстрацией)

Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

Чуть опасность где видна,

Верный сторож как со сна

Шевельнётся, встрепенётся,

К той сторонке обернётся

И кричит: “Кири-ку-ку.

Царствуй, лёжа на боку!”

Дети – ответы.

Вос. А сейчас посмотрите на эту картину и послушайте отрывок который я вам прочту. (слайд с иллюстрацией)

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, —

Говорит одна девица, —

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир».

Вос. Из какой сказки этот отрывок и эта иллюстрация?

Дети – ответ

Вос. Правильно эта сказка о царе Салтане. Я вижу, что вы хорошо знаете сказки и сейчас я предлагаю вам самим создать иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина. для этого я приглашаю вас пройти к столам и разделиться на команды. На столах находятся уже готовые иллюстрации к сказкам на есть одна проблема они все разрезаны и вам нужно их сложить правильно чтобы получилась картинка.

Дети приступают к работе.

Вос. Ребята я вижу, что вы все справились с заданием. Были ли у кого ни будь трудности?

Дети – ответ.

Вос. Ну а сейчас чтобы закрепить наши знания мы с вами отгадаем загадки. В них я загадала героев сказок А.С. Пушкина.

Что за зверь в хрустальном доме

Князю прибыль создает,

“Во саду ли, в огороде…” —

Звонко песенку поет?

Белка

Он невидим и могуч,

Он гоняет стаи туч,

Он гуляет на просторе,

Кораблям — подспорье в море.

Ветер

У царя жена вторая,

Дни беспутно коротая,

Говорила по-секрету

С этим маленьким предметом.

Зеркальце

Сказка — ложь! Да в ней намек,

Лютой жадности упрек.

В то старуха слезы льет,

В чем стирать нельзя белье.

Корыто

Немало сказок интересных

Поведать может кот ученый.

Так назовите же то место,

Где с цепью дуб растет зеленый?

Лукоморье

Круглолицый, светлоокий,

Светит он во тьме глубокой.

Назови скорей, дружок,

Позолоченный рожок!

Месяц

Много лет старик рыбачил.

Часто был он без удачи.

Вы ли вспомнить не могли бы,

С чем ходил ловить он рыбу?

Невод

Золотую эту птицу

Посадил Дадон на спицу.

Коль сидит та птица смирно,

То вокруг царя все мирно.

Петушок

Рефлексия:

Вос. Молодцы ребята вы все хорошо знаете сказки. А сказки какого поэта мы с вами сегодня вспоминали? При этих задания у кого ни будь возникли сложности?

Дети – ответы

Вос. Понравилось вам наше путешествие?

Дети – ответы.

Вос. Я хочу, чтобы вы читали, учили и не забывали эти сказки, сказки великого русского поэта А.С. Пушкина.

Конспект занятия:
В мире сказок А.С.Пушкина

Автор: Киселева Ольга Михайловна

Организация: ГБОУ ОЦДиК

Населенный пункт: город Челябинск

Задачи:

  1. Продолжать знакомство с творчеством величайшего русского поэта А.С.Пушкина, развивать нравственные представления на основе произведений.
  2. Учить определять положительные и отрицательные черты характера героев сказок А.С.Пушкина. Формировать эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе.
  3. Коррекционно-развивающие: а) развивать познавательные интересы; б) развивать эмоции воспитанников, культуру их проявления; в) развивать умение стилистически верно излагать свои мысли.
  4. Воспитывать у детей эстетический, художественный вкус, на основе звонкого, льющегося, завораживающего пушкинского сказочного стиха.

Оборудование:

Портрет, книги А.С.Пушкина, DVD- проигрыватель, фотография детей около к/т им. Пушкина, магнитная доска, набор определений положительных и отрицательных черт характера; карточки с именами героев сказок; открытки, иллюстрации, набор кубиков по сказкам А.С.Пушкина; листы (по количеству детей) с названиями положительных черт характера, фломастеры.

План проведения занятия:

  • вступление
  • викторина
  • «литературный базар»
  • Практическая работа на листах
  • Итог

Ход занятия:

Ребята, посмотрите на фотографию! Узнаете? Где вы сфотографированы? (у кинотеатра им. Пушкина). А кто это А.С.Пушкин? (ответы детей). Да, это величайший русский поэт. Он жил в 19 веке, более 200 лет назад, но люди помнят его произведения, чтут память о нем. В стихотворении уральского поэта А.Горской есть такие слова: «В жизни все просто и мудро. Улица Пушкина, доброе утро…»). Какие места в нашем городе связаны с именем А.С.Пушкина? (обобщить ответы детей).

— кинотеатр

— улица

— парк

— памятник

— библиотека

Сегодня у нас итоговое занятие по сказкам поэта. Вы слушали сказки, внимательно смотрели мультфильмы по этим произведениям, как называются эти сказки?

— «Сказка о царе Салтане, о могучем и славном князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебедь»;

— «Сказка о золотом петушке»;

— «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»;

— «Сказка о попе и работнике его Балде»;

— «Сказка о рыбаке и рыбке».

И отвечать вы будете речью правильной, неторопливой. « А как речь-то говорит, словно, реченька журчит». Кстати, про кого это говорится? (про царевну Лебедь).

Давайте разделимся на три команды. Каждая команда будет отвечать на вопросы викторины.

(Игра «Цепочка», дети делятся на три команды.)

Путешествие в волшебный мир сказок А.С.Пушкина начинается (просмотр записи «У Лукоморья»).

Викторина:

  1. Какими словами начинается сказка о царе Салтане?

(«Три девицы под окном пряли поздно вечерком»).

  1. Как в старину говорили о неописуемой красоте или чуде?

(«Вот уж диво,

Так уж диво»).

Чудо чудное, диво дивное: над морем, будто заря занимается, песок на пустынном берегу в розовый цвет окрасило, а волны морские словно закипели – вспенились и показались из них шлемы и золотые кольчуги.

Что за диво дивное перед нами? («В чешуе как жар горя тридцать три богатыря»).

  1. Как выглядит царевна Лебедь?

(«Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама – то величава,

Выступает, будто пава.

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит»).

Что означают эти слова? (речь спокойная, плавная, неторопливая).

  1. О каких заморских чудесах рассказали корабельщики царю Салтану? (о белке, грызущей орешки, о 33 богатырях, о Царевне – Лебедь).
  2. «Старая и вредная, и совсем, не бедная,

Царя обманывала лихо, это….(баба Бабариха).

  1. Одна бедная домохозяйка достигла высокого положения и богатства, однако, зазнавшись, оскорбила своего спонсора и вновь обеднела. Какую сказку А.С.Пушкина напоминают вам герои этой истории? («Сказка о рыбаке и рыбке»).
  2. Сколько раз закидывал старик свой невод в море и что он вылавливал? (Три раза: «в первый раз пришел невод с одной тиной, в другой раз – с травою морскою, в третий раз – с одною рыбкой, с непростою рыбкой, золотою»).
  3. Сколько просьб старика выполнила рыбка? (4: корыто, изба, превращение в дворянку, в царицу).

Чем богаче и знатнее делает рыбка старуху, тем грязнее и страшнее становится она, тем злее угнетает старика.

  1. С чем в конце сказки остается жадная старуха? (с разбитым корытом).

За что понесла наказание старуха? (за жадность, грубость, алчность, высокомерие).

Сказка заканчивается справедливо, но безотрадно.

Вопрос для всех:

Какие черты характера есть:

— у рыбака? (жалость, трусость, безволие);

-у старухи? (грубость, жестокость, жадность);

-у рыбки? (исполнительница желаний).

(Подчеркнутые названия черт характера здесь и далее в ходе занятия дети разделяют на положительные и отрицательные и вывешивают на фланелеграфе с левой и правой сторон).

10.Одна высокопоставленная женщина выслеживает свою родственницу при помощи специального устройства. Выследив, она отравляет девушку. Умершую девушку помещают в гроб, но впоследствии она оживает. О какой сказке А.С.Пушкина говорится? («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях).

11. Какими словами обращалась царица к волшебному зеркалу?

(«Свет мой, зеркальце, скажи

Да всю правду доложи…»).

12. Чей это словесный портрет?

«Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла.

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива» (царица – мачеха).

13. Какими чертами характера обладала царица?

(коварство, ревность, высокомерие).

14. К кому обращался за помощью королевич Елисей? (к солнцу, ветру, месяцу).

С какими словами королевич Елисей обратился к ветру?

(«Ветер, ветер, ты могуч!

Ты гоняешь стаи туч»).

15. «Работает за семерых. До светла все у него пляшет

Лошадь запряжет. Полосу вспашет.

Печь затопит, все заготовит, закупит.

Яичко испечет, да сам и облупит» (Балда).

16. Что ел Балда в поповом доме и на чем спал?

(вареную полбу, спал на соломе).

17. Как относятся к Балде семья попа?

(Попадья Балдой не нахвалится,

Поповна о Балде лишь и печалится,

Попенок зовет его «тятей».

Кашу сварит, нянчится с дитятей).

18. Какими чертами характера обладает Балда?

(трудолюбие, чувство юмора, заботливость, ловкость).

Литературный базар

Раздать детям карточки с именами героев сказок А.С.Пушкина.

Задание детям: найти других героев из одноименной сказки и вместе выполнить одно из пяти заданий по сказкам.

Задание 1.

Сценка из «Сказки о царе Салтане». Диалог царевны – Лебедь и князя Гвидона.

Вопросы:

  1. Почему князь Гвидон грустил? (У него было огромное желание увидеть своего отца).
  2. Почему царевна – Лебедь исполняла все желания Гвидона? (князь Гвидон спас царевну от злого коршуна).
  3. Каким вы представляете себе:

— князя Гвидона?(мужественным, уважительным, терпеливым, смелым);

— царя Салтана? (доверчивый, нерешительный, умение прощать);

— царевна – Лебедь? (воспитанная, благодарная, вежливая, есть чувство собственного достоинства).

И тоска князя Гвидона от разлуки с отцом разрешается встречей, узнаванием, семейным счастьем. Все счастливы: и добрые, и злые.

Задание 2.

Из набора открыток «На неведомых дорожках» найти открытки с изображением « Сказки о попе и работнике его Балде».

Задание 3.

Разложить открытки в порядке последовательности изложения «Сказки о мертвой царевне и 7 богатырях».

« И царевна к ним сошла,

Честь хозяям отдала,

В пояс низко поклонилась,

Закрасневшись, извинилась».

Откуда эта цитата? О какой царевне идет речь? По каким признакам богатыри узнали царевну? Какими словами могла бы царевна выразить извинения, отказ?

Какими чертами характера обладает:

— царевна? (воспитанность, верность, трудолюбие, умение любить, уважительность, заботливость).

— богатыри? (смелость, умение работать в коллективе);

— королевич Елисей? (целеустремленность, благородство).

Это сказка о коварстве и вероломстве, о дружбе и товариществе, о любви и верности, о смерти и оживлении.

Задание 4.

Собрать из кубиков картинку из «Сказки о рыбаке и рыбке».

Задание 5.

Из какой сказки эти герои? К данным иллюстрациям найти текст из «Сказки о золотом петушке».

Итак, наш литературный базар заканчивается.

«Сказка – ложь,

Да в ней намек.

Добрым молодцам – урок».

Что означают эти слова? Что за урок? Чему учат нас сказки А.С.Пушкина? (видеть добро и зло, сопереживать героям, находить положительные и отрицательные качества).

Действительно, всеми этими качествами обладают герои сказок. Но ими наделены и люди, окружающие нас, мы с вами, каждый из нас. Качества, которые мы проявляем, наиболее часто становятся чертами нашего характера.

Вот эти положительные черты характера, которые нужно закладывать в наш жизненный «чугунок», чтобы получилось вкусное, хорошее «варево», т.е. сформировался характер.

Практическое задание:

Возьмите листы, обведите фломастерами те черты характера из списка, которые уже сейчас есть в вашем «чугунке», в вашем характере (раздать листы, фломастеры).

На следующих занятиях мы увеличим список положительных черт характера. Тогда задание будет немного сложнее. Какие черты характера вы хотели бы, чтобы были в вашем «жизненном» «чугунке».

ИТОГ:

Наше занятие подходит к концу. Читайте больше сказок, любите читать книги. Учитесь видеть в них добро и зло, положительные и отрицательные стороны героев. Из поколения в поколение родители читают эти сказки своим детям. Я надеюсь, что когда вы станете взрослыми, вы с удовольствием будете читать произведения А.С.Пушкина себе и своим детям.

Используемая литература:

  1. Сборник «Сказки Пушкина». Москва 2015г.
  2. «Загадки по сказкам А.С.Пушкина». Москва. 2013г.
  3. «Это Пушкин: лирика». А.Б. Горская под редакцией Т.А.Лебедева. Челябинск 1999г.

Приложения:

  1. file0.doc.. 50,0 КБ

  2. file1.ppt.zip.. 2,8 МБ

Опубликовано: 11.04.2020

  • Откровенный рассказ тренером или участником группы сведений о себе как называется
  • Открытое занятие по развитию речи в средней группе путешествие по сказкам
  • Открытое занятие по развитию речи в первой младшей группе по сказке теремок
  • Открытое занятие по развитию речи в первой младшей группе по сказке репка театрализация
  • Откровенный рассказ тренером или участником группы сведений о себе 13 букв в психологии