Открытое занятие по сказке федорино горе

Цели:

Коррекционно-образовательные цели: закрепление знаний о сказках К. Чуковского, расширение и конкретизация представлений о посуде, её назначении, частей из которых она состоит;  расширение активизация словаря по теме: «Посуда»;  совершенствование грамматического строя речи (образование качественных прилагательных, согласование прилагательных с существительными  мужского и женского рода ед. числа, употребление существительных в форме родительного падежа ед. числа со значением отсутствия, образование имён существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).

Коррекционно-развивающие цели: развитие слухового восприятия, диалогической речи укрепление мышц кисти, развитие координации движений пальцев рук, способности управлять движениями кисти по показу, словесной инструкции;  координации  речи с движением, физиологического дыхания. Развитие памяти, внимания, логического мышления, восприятия.

Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, воспитание интереса к сказкам К. Чуковского, бережного отношения к посуде, эмоциональной отзывчивости.

Оборудование: книга со сказками К. Чуковского, а на ней бумажные цепь и замок,  презентация к занятию, посуда: (чайник, сковорода, кастрюля, чашка. ложка, вилка, тарелка, сахарница), разрезные картинки чайника и чашки, стаканчики с водой, трубочки для коктейля, угощение.

Предварительная работа:

  • чтение сказок К. Чуковского,
  • дидактические игры: «Викторина сказок К. Чуковского», «Собери посуду»,
  • разучивание стихотворения о посуде, подвижной игры «Посуда» на координацию речи с движением, пальчиковой игры.
  • экскурсия на кухню и знакомство с кухонной посудой и работой повара;
  • ИЗО деятельность « Раскрась тарелочку»
  • Сюжетно-ролевая игра «Чаепитие»
  • развивающая игра: «Собери картинку»,
  • совместная деятельность в уголке экспериментирования.

Ход занятия.

Логопед: Ребята, посмотрите сколько гостей сегодня пришли к нам! Давайте поприветствуем наших гостей!

Дети: Доброе утро!

Логопед: Присаживайтесь ребята. Я сегодня пришла к вам с волшебной книгой. Это книга сказок К. Чуковского, только она закрыта. (на экране изображение закрытой книги). А я вас хотела пригласить в путешествие по сказке. Вы хотите? Но, чтобы попасть в сказку надо открыть замочек.

1. Пальчиковая гимнастика.

Начинаем колдовать. пальцы соединили

Двери в сказку открывать, пальцы разъединили

Хоть замочек очень крепкий, соединяем пальцы рук

Металлический и цепкий. повороты вправо, влево,

Мы его сперва покрутим, от себя, на себя

А потом три раза дунем. дуем

Покачаем: раз – два – три. покачиваем

Дверь, замочек отопри! пальцы разъединили.

Логопед: вот книга и открылась. Мы с вами попали в сказки К. Чуковского.

(на экране появляются: раскрытая книга и иллюстрации сказок К. Чуковского)

Логопед:. Ребята, назовите какие  сказки К. Чуковского вы знаете?

(дети называют: «Доктор Айболит», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Федорино горе») .

Я вас приглашаю в одну из этих сказок, а в какую, догадайтесь сами.

2. Развитие слухового внимания. (за ширмой слышатся звуки: ложка в стакане, звон посуды, стук крышки о кастрюлю, переливание воды из стакана в стакан) .

Логопед: Ребята, послушайте внимательно! Что это за звуки? Какие предметы могут издавать эти звуки? (Ответы детей).

Вы, догадались из какой сказки эти звуки?

Дети: из сказки «Федорино горе» (на экране появляется крупный портрет «Федоры»)

Логопед: какое горе случилось у Федоры?

Дети: посуда убежала от нее.

Логопед: почему она убежала?

Дети: потому что она её не мыла, закоптила.

3. Активизация словаря

Логопед: какая посуда убежала от Федоры? Давайте отгадаем загадки.(перед логопедом стоит сундук с посудой, когда дети отгадывают загадку, логопед показывает предмет посуды, который дети отгадали).

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!»

(Чайник.)

Сама не ем, а людей кормлю.

(Ложка.)

И в столовой, и на кухне,

В ресторане и везде:

Если варят – то в…

(кастрюле),

Жарят на… (сковороде).

Молодцы! Правильно отгадали!

Слышен плач Федоры. Появляется Федора (исполняет свою песню).

Логопед: Федора, не плачь, вот же твоя посуда.

Выходят дети с эмблемами посуды (сценка). 

4. Инсценировка.

Логопед: А вот и она… Автор: Жила была посуда: чайник, чашка и блюдо,

Ножик, вилка и ложка, кастрюля и поварешка.(Стёпа П.)

Посуда дружила с едой (Миша Ф.), посуда дружила с водой (Настя Я.)

И с человеком дружила (Прохор Б.), она его вкусно кормила! (все вместе).

Федора: поёт песню « Ой, вы бедные сиротки мои..» (отмывает посуду)

Логопед: Вот,  это да! Посмотрите, какая чистая стала посуда! И стало видно из чего она сделана.

Федора: Ребята, расскажите нашим гостям из  чего сделана посуда. Какая она?

5. «Какая бывает посуда?» Посуда расставлена на столе, дети рассматривают ее и образуют качественные прилагательные (кастрюля из металла – металлическая, стакан из стекла – стеклянный и т.д.) Представлена стеклянная посуда (банка и стакан), фарфоровая (чашка и блюдце), металлическая (кастрюля и чайник), пластмассовая(вилка и нож), деревянная (стакан и миска), бумажная (тарелка и стакан).

Федора: ребята, у меня для вас ещё одно задание. Из чего сделана посуда вы знаете. А вот посмотрите здесь стоит вся моя посуда. (выносит всю посуду на подносе). Помогите мне расставить правильно на этот первый поднос чайную посуду, на второй поднос кухонную посуду и на третий поднос столовую посуду.

6. Эстафета (дети расставляют на три подноса чайную, столовую и кухонную посуду). 

7.Физкультминутка

Проводится хороводная игра «Изобрази посуду» на координацию речи и движения.

Вот большой стеклянный

чайник:

Дети надувают животик.

Очень важный, как начальник!

Ставят одну руку на пояс, другую изгибают, как носик.

Вот фарфоровые чашки:

Очень хрупкие бедняжки!

Приседают, одна рука на поясе.

Вот фарфоровые блюдца:

Только стукни – разобьются!

Кружатся, рисуя руками круг.

Вот серебряные ложки:

Голова на тонкой ножке.

Потягиваются, руки вверху смыкают над головой.

Вот пластмассовый поднос:

Он посуду нам принес!

Федора:  Когда посуда разбежалась,

Она разбилась, и сломалась,

Вы, друзья, мне помогите

И посуду соберите.

8. Дети по разрезным картинкам собирают посуду.(Две команды по пять человек  на столе собирают чашку и чайник). Рассказывают про посуду, которую собрали из частей, например: «Из фарфоровой чашки Федора пьёт чай. В фарфоровом чайнике Федора заваривает чай.)

Федора: Ой, какие же вы молодцы! Склеили мою чашку и чайник. Да, вот беда… Посмотрите, на мой чайник. И даже не знаю без чего он теперь.. Помогите мне, пожалуйста, определить без каких он частей?

   9. Дети по слайду презентации называют недостающие части чайника. Игра «Без чего чайник?» и дают полные ответы: « Чайник без носика. Чайник без ручки и т.д.

Федора: Ребята, какие же вы молодцы!!!  Спасибо Вам! Я теперь исправлюсь!

10. Дыхательная гимнастика «Вода кипит».

Логопед: Чайник мы  Федоре сделали  осталось только вскипятить и порадовать её.

Возьмите стаканчики и трубочки. Сделайте глубокий вдох носом, затем подуйте в соломинку, не раздувая щек.

Вода закипает потихоньку, появляются маленькие пузырьки, кипит сильнее, а теперь забурлила. Помните, что чай горячий. Нужно быть очень осторожным, чтоб не получить ожоги.

Логопед: Дети, в какое время суток Федора пьет чай?

Дети: Может утром, днем и вечером.

Логопед: Как называется прием пищи утром? днем? вечером?

(завтрак, обед, ужин)

Федора: Спасибо, вам, что помогли мне! Я теперь исправлюсь и научусь правильно обращаться с посудой. « Уж не буду, уж не буду я посуду обижать. Буду, буду я посуду и любить и уважать!»

Логопед: Стала Федора посуду беречь, разговаривать с ней как с живой.

11.Называть ее ласково. Это как? (дети называют слова ласково)

Чашка – чашечка

Ложка –ложечка

Тарелка –тарелочка

Кастрюля –кастрюлька

Нож –ножик

Кружка-кружечка

Вилка-вилочка

Чайник-чайничек

Самовар –самоварчик

Стакан-стаканчик.

12.Итог занятия

Логопед: Если вы будите бережно относиться к посуде, то какая она у нас будет? Подбор слов-признаков. (будет всегда чистая и блестящая, новая, красивая).

Сказка учит добро понимать

О поступках людей рассуждать

Коль плохой, то его осуждать

Ну, а слабый – его защищать.

  Федора: За свое плохое обращение
Я попрошу у посуды прощение! 
(Делает поклон)
И хочу отблагодарить.

Федора выносит сюрприз и показывает детям и гостям (звучит музыка).

Чаем вкусным угостить. 
С мятой, лимоном, вареньем.
С сухарями и печеньем.

Логопед:

Спасибо за приглашение Федорушка, 
Но вот и пришла пора прощаться.
Мы благодарны всем гостям,
Что вы пришли сегодня к нам.

Обращается к детям: Ребята, если вам интересно было на занятии, то возьмите Солнышко с собой, а если было не очень комфортно – то тучку.

Конспект ООД по развитию речи в средней группе №1на тему:
«Федорино горе» К. И. Чуковский.

Тема: «Федорино горе» К. И. Чуковский.

Цель: создание условий для развития познавательно
– речевой деятельности детей.

Задачи:

Обучающие:

             
Учить детей участвовать
в беседе по содержанию сказки К. И. Чуковского «Федорино горе»;

             
Обогащать и
активизировать словарь по лексической теме «Посуда»;

             
Продолжать
формировать представление о посуде и ее принадлежности (кухонная, столовая, чайная);

             
Побуждать к
названию предметов посуды и их признаков (образование относительных прилагательных);

             
Продолжать
упражнять в умении согласовывать прилагательные с существительными в роде;

             
Упражнять в
классификации предметов;

Развивающие:

             
Развивать монологическую
речь
;

             
Развивать внимание, логическое мышление, память;

             
Развивать
мелкую моторику;

Воспитательные:

             
Воспитывать
желание оказывать помощь;

             
Воспитывать
бережное отношение к посуде;

             
Продолжать
воспитывать культурно – гигиенические навыки.

Предварительная работа:

Беседа на тему «Посуда»,
рассматривание картин по лексической теме посуда «Посуда», чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе».

Словарная работа: введение в активный словарь детей слов — кухонная, чайная, столовая.

Оборудование: интерактивная
доска.

Картинки: блюдце, чашка, ложка чайная,
заварочный чайник, тарелка, ложка столовая, вилка, сковорода, кастрюля,
половник.

Предметы: письмо, мяч, стаканы с водой,
трубочки, пластилины, заготовки чашек, тряпки для рук, красивая коробка.  

Ход проведения:

1.Орг. момент.

Здравствуйте, ручки! Хлоп, хлоп, хлоп.

Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ.

Здравствуйте, щёчки! Плюх, плюх, плюх.

Пухленькие щёчки! Плюх, плюх, плюх.

Здравствуйте, глазки! Миг, миг, миг.

Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок.

Здравствуйте, зубки! Щёлк, щёлк, щёлк.

Здравствуйте, мой носик! Бип, бип, бип.

Здравствуйте, детишки! Раз, два, три.

Здравствуйте, гости! Здрав-ствуй-те!

2. Игровая мотивация.

Воспитатель: Дети, сегодня утром в нашем почтовом
ящике я обнаружила письмо. На конверте написано: «Детям средней группы №1».
Интересно, от кого это письмо к нам пришло? Давайте прочитаем быстрее!

«Здравствуйте, дети средней группы №1.
Пишу вам, так как мне больше никто не может помочь. От меня убежали ложки, вилки,
чашки, блюдца, кастрюли. Одним словом… (дети подсказывают) посуда. Скоро ко мне
придут в гости подруги. Я даже не могу угостить их чаем. Вы можете отправить
мне чайный сервиз, пожалуйста. Очень на вас надеюсь».

3. Беседа по сказке К. Чуковского
«Федорино горе».

Ребята, как вы думаете, кто автор
письма? (бабушка Федора)

В какой сказке мы встречаемся с бабушкой
Федорой? («Федорино горе»)

Кто автор сказки? (Корней Чуковский)

Почему от Федоры Егоровны убежала
посуда? (Потому что она не мыла посуду)

(Один ребенок может прочитать отрывок из
сказки наизусть.)

Я предлагаю помочь бабушке Федоре.

Для этого давайте сначала вспомним, как
поёт посуда?

4. Звукоподражание «Посуда поёт».

Ребятушки, отдохнуть чуть-чуть присели,

Тихо песенки запели.

Дети поют на одном длительном выдохе:

«Чашки» — дзинь-дзинь-дзинь! (ми)

«Блюдца» — дон-дон-дон! (соль)

«Ложки» — бом-бом-бом (ре)

«Кастрюли» — бум-бум-бум (до)

5. Дидактическая игра «Разбери по
группам».

Воспитатель: Чтобы помочь Федоре Егоровне, мы должны
знать, какая бывает посуда.

— Если бабушка Федора гостей позвала на
чай, какая посуда ей нужна? (Чайная)

Назовите чайную посуду. (Блюдце, чашка,
ложка чайная, заварочный чайник)

Один ребенок у доски расставляет чайную
посуду.

— Если гости придут на обед, то какую
посуду бабушка Федора должна поставить на стол? (Столовую).

Назовите столовую посуду. (Тарелка,
ложка столовая, вилка)

Также работает у доски один ребёнок.

— Когда Федора Егоровна на кухне готовит
обед, какой посудой она пользуется? (Кухонной).

Назовите кухонную посуду. (Сковорода,
кастрюля, половник)

У доски работает ещё один ребёнок.

6. Физкультминутка «Посуда».

Топни, хлопни, покружись,

И в посуду превратись.

Вот большой стеклянный чайник

(дети надувают живот)

Очень важный, как начальник.

(одна рука на поясе, другой делаем
«носик»)

Вот фарфоровые чашки,

(приседают, рука на поясе)

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

(кружатся, рисуя круг руками)

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки,

(вытягиваются, руки слипаются над
головой)

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос,

(наклон вперед, руки вытягиваются
вперёд)

Он посуду нам принёс.

Хлопни, топни, покружись,

И в детишек превратись.

7. Дидактическая игра «Назови ласково» с
мячом.

Воспитатель: Ребята, если мы научим Федору называть
посуду ласково, обращаться с ними бережно, то она никогда не сбежит от неё.

Чашка – чашечка.

Тарелка – тарелочка.

Ложка – ложечка.

Вилка – вилочка.

Кувшин – кувшинчик.

Миска – мисочка.

8. Объяснение, показ.

Воспитатель: Сейчас мы украсим чашки для Федоры
цветочками. Отщипываем маленький кусочек от желтого пластилина, отрываем,
катаем в ладонях шар. Затем прикладываем к лепестку и прижимаем. Отщипываем
кусочек от белого пластилина и прикладываем в середину цветка.

9. Пальчиковая гимнастика «Мы посуду
перемыли».

Воспитатель: Дети, давайте поможем Федоре Егоровне
помыть посуду.

Раз, два, три, четыре, пять,

(удары кулачками друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

(загибают пальцы по одному)

И большую поварёшку.

Мы посуду перемыли,

(одна ладонь скользит по другой)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

(показывают носик)

Ложку мы чуть-чуть сломали,

(качают головой)

Так мы маме помогали.

(удар кулачками друг о друга)

10. Самостоятельная деятельность детей.
Индивидуальная помощь.

Дети украшают чашки и чайник  цветочками
из пластилина. После работы воспитатель собирает всю работу в коробочку, чтобы
отправить Федоре Егоровне.

11. Дыхательная гимнастика «Кипятим чай
для Федоры».

Дети дуют в воду в непроливайках через
трубочки.

12. Рефлексия.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, в каком
настроении была Федора, когда убежала посуда? (в грустном) В каком настроении
будет Федора Егоровна, когда получит посылку от нас? (в хорошем).

Предлагаю вам тоже улыбнуться и подарить
улыбку друг другу.

13. Подведение итогов. Закрепление
материала.

Воспитатель:

— Дети, от кого мы получили сегодня
письмо? (От Федоры Егоровны)

— В какой сказке мы встречаемся с Федорой?
(Федорино горе)

— Кто автор сказки? (К. Чуковский)

— Чем закончилась сказка?

— Молодцы, дети. Сегодня вы очень хорошо
поработали. На этом занятие закончено. До свидания!

        Самоанализ
ООД по развитию речи в средней группе №1.

Тема: «Федорино
горе» К. И. Чуковский.

Воспитатель:
Айтбаева
Г.Т.

Дата: 19.12.19г.

ООД
состояла из семи основных частей:

1. Организационный момент – игровая мотивация – к детям приходит
письмо от бабушки Федоры.

2. Беседа
по сказке – звукоподражание – дидактическая игра «Разбери по группам».

     
  3. Физкультминутка «Посуда».

4. Объяснение, показ — пальчиковая гимнастика «Мы посуду
перемыли».

5. Самостоятельная деятельность детей — помощь воспитателя.
Выставка — анализ работ.

6. Дыхательная гимнастика «Кипятим чай для бабушки Федоры» .

7. Рефлексия. Подведение итогов. Закрепление материала.

Все части
ООД связаны единым сюжетом и имеют логический переход от одного вида
деятельности к другому.

При отборе
содержания ООД учитывались возрастные и психологические особенности детей, их
речевые возможности. Учитывая все это, структуру совместной деятельности 
постаралась выстроить так, чтобы постоянно активизировать внимание: это —
наглядность (картинки, сюрпризный момент, проблемная ситуация).
Выстраивая структуру деятельности, опиралась на алгоритм психологических основ
формирования навыка: использовала вопросы, направленные на активизацию
имеющихся знаний, уточняла представления детей по теме, предлагала выполнить
практическое задание.

Для
реализации поставленных задач я использовала различные принципы: (наглядности,
систематичности, доступности, последовательности, индивидуального подхода,
развития, голосовой и эмоциональной модуляции, психологического комфорта).

Деятельность
на ООД характеризуется как совместная, творческая, индивидуальная.

Первая
часть (вступительная)
построена в игровой форме. Предполагала 
организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность,
стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, установку на
предстоящую деятельность, объяснение. Это было  достигнуто  с помощью игровой
мотивации. Методы и приемы, используемые мной в этой части ООД позволили
настроить детей на активную работу, способствовали созданию психологической
комфортности.

В этой
части я использовала такие приемы и методы, как: словесный, художественное слово,
игровой.

        Вторая
часть
построена
в форме беседы, звукоподражания, дидактических игр. В этой части я закрепляла знания
детей о содержании сказки «Федорино горе», упражняла в классификации посуды.

Третья
часть.
 Для
предупреждения переутомления детей и сохранения интереса к предстоящей
деятельности, мною была проведена физкультурная минутка.

Четвертая
часть
.
Объяснила детям, как украсить чашку и сделали пальчиковую гимнастику перед
самостоятельной деятельностью.

         Пятая
часть.
В этой части ООД детям было предложено украсить чашки для бабушки
Федоры. Сделала выставку, провела анализ работ.

        
Шестая часть.
Чтобы приучить детей к полному дыханию, провела
дыхательную гимнастику.

         Седьмая
часть.
Провела
рефлексию в виде мимических упражнении и психологического настроя детей,
подвела итог занятия.

В течение
практической работы у детей наблюдался повышенный интерес к заданию,
заинтересованность детей, утомления не наблюдалось.

При
затруднениях воспитанников повторно давала инструкцию выполнения задания,
развивая чувство уверенности в собственных силах. Инструкции были четкими,
понятными, доступными.

Образовательная
деятельность способствовала повышению игровой мотивации обучения, творческого
развития, познавательного интереса. Тема занимательного дела рассматривалась с
нескольких сторон: теоретической, практической и наглядной.

Степень
активности детей на достаточном уровне, все дети были охвачены деятельностью,
интерес поддерживался на протяжении всей ООД. Этому способствовало использование
разнообразных методов и приёмов, демократический стиль общения с детьми,
создание положительного эмоционального фона. Все виды заданий, запланированные
с детьми, были проведены.

Во время
речевого общения при выполнении работы воспитанниками давала позитивную оценку
детской деятельности, ответам детей. Речевая активность, умение слушать и
понимать собеседника – эти умения дети получали в непринужденной форме.
Интонацией голоса старалась создавать в группе доброжелательную атмосферу.
Активировала каждого ребёнка для участия в анализе выполненных работ.

Индивидуализация обучения проявлялась в
оказании затрудняющимся при выполнении заданий детям помощи, напоминания,
дополнительного объяснения, а также в учёте мною особенностей мышления и темп
восприятия каждого ребенка.

       
 Длительность
и структура непосредственно ООД выдержаны, мною были использованы чередование
разных видов деятельности. Осуществлялся здоровьесберегающий подход к
организации ООД:

        
Санитарные
требования к проведению ООД соответствовали нормам СанПиН. В группе перед ООД
была проведена влажная уборка и проветривание. Во время ООД соблюдалась техника
безопасности, дети не занимали статического положения, постоянно находились в
движении. Деятельность по времени составляла согласно данной возрастной группе (20
минут).

        
Групповая
комната, в которой проводилась данная образовательная деятельность, была
распределена на отдельные зоны, что позволило концентрировать внимание детей на
выполнении определённых задач, добиваться дисциплины.

        
ООД
соответствовало интересам, темпераменту, уровню подготовленности детей.

        
Организация
деятельности детей адекватна обучающим, развивающим и воспитывающим задачам.
Формированию знаний детей на протяжении деятельности способствовала логичность
подачи материала, доступность, создание игровой ситуации. Переход от одного
вида деятельности на другой позволил вовлечь каждого ребёнка в активный
процесс.

Таким
образом,

цель и задачи, поставленные в рамках ООД, были реализованы.

Государственное казённое дошкольное
образовательное учреждение

                               детский сад
№2 «Апельсин»

                   Конспект
открытого занятия в средней группе№1

                      на тему: «Федорино
горе» К. И. Чуковский

                                                            
Воспитатель: Айтбаева Г.Т.

                                       
г.Байконур, 2019г.

Цели: Познакомить детей с новым произведением, учить понимать содержание, сопереживать героям.

Задачи: — учить детей участвовать в беседе по содержанию произведения; — развивать диалогическую речь, обогащать и активизировать словарь; — воспитывать нравственные качества личности через поступки героев произведения.

Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей.

Материал: Портрет К.Чуковского, книга «Федорино горе», игрушечная посуда, картинки с изображением посуды, разрезанные на части.

Словарная работа: кочерга, ушат, сито, прусак, сервиз.

Предварительная работа: рассматривание иллюстрации к сказке..

Ход проведения Воспитатель: Дети, к нам пришли гости. Они хотят посмотреть на вас, какие вы умные, смышленые, сообразительные. Поздоровайтесь с гостями. (Дети здороваются с гостями) На столе — посуда и столовые принадлежности, закрытые салфеткой. Воспитатель: Дети, что это у меня на столе (открывает салфетку) Посуда! Сколько разных предметов! Надо их разобрать так, что бы было понятно, какие предметы для чего необходимы. Воспитатель: (вызывает троих детей и даёт им задание): Отберите предметы посуды правильно, назовите их и скажите, для чего они нужны. А вы, дети, смотрите и исправьте ошибки, если ребята сделают что — нибудь неправильно. Дети собирают три группы предметов: столовая посуда, чайная посуда, столовые принадлежности. Воспитатель: Молодцы! Всё правильно сделали, и ребята вам помогли. А теперь я вам расскажу, что произошло однажды с посудой у одной хозяйки, которую звали Федора. Читаю выразительно сказку К. И. Чуковского «Федорино горе».

Воспитатель: Дети, понравилась вам сказка? Это история обыкновенная или смешная? Дети высказывают свои впечатления. Воспитатель: Вы жалели Федору, когда от неё сбежала посуда? Дети: Нет, потому что она неряха, грязнуля. Воспитатель: А когда вы за неё порадовались? Дети: Когда она всё чисто убрала и посуду вымыла. Воспитатель: Как её назвал самовар? Дети: Федора Егоровна. Зачитываю этот отрывок. Воспитатель: А теперь, ребята, поиграем. Повторяем слова и делаем движения вместе со мной. Встали на ножки.

Раз, два, три, четыре, пять,                   (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши) Мы посуду перемыли:                                            (Одна ладонь скользит по другой) Чайник, чашку, ковшик, ложку                             (Загибают пальцы по одному) И большую поварешку. Мы посуду перемыли,                                            (Одна ладонь скользит по другой) Только чашку мы разбили,                                     (Загибают пальчики по одному) Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали, Так мы маме помогали.                               (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

Воспитатель: Сколько интересных слов было в сказке, если вы внимательно слушали, то это были такие слова: корыто, кочерга — это что за предметы?

Ответы детей. После ответов объясняю детям сама и показываю картинки с изображением корыта, кочерги, ушата и прусака.

Корыто — половинка расколотого бревешка, обделанная и выдолбленная с плоской стороны. Корыта бывают ветловые, липовые, осиновые; в них стирают, месят хлебы, и из них кормят скот и птицу.

Кочерга́ — инструмент из железа или другого огнестойкого материала. Используется для выгребания углей, перемещения дров в горящем камине или печи. Обычно это толстый железный прут, загнутый на конце под прямым углом.

Ушат — кадка с двумя ушами на верхнем срезе, в отверстия которых продевается палка для подъёма, ношения.

Сито – предмет кухонной утвари в виде обруча с натянутой сеткой с мелкими отверстиями, предназначенный для просеивания сыпучих продуктов. Чаще всего сито используют при просеивании муки.

Прусак – рыжий таракан.

Воспитатель: Я для вас приготовила сюрприз. У нас на столе конверты. В них картинки, но все разрезаны на части и перепутаны. Давайте соберем их и посмотрим, что у вас получилось.

Получается чайный сервиз, столовый сервиз, кухонная посуда. Слово «Сервиз» поясняю, а дети его повторяют:

Сервиз — полный комплект столовой или чайной посуды, рассчитанный на определенное количество человек.

Воспитатель: Ребята, сказку «Федорино горе» написал очень известный детский поэт. Сейчас я прочитаю отрывки из его других произведений, а вы попробуете отгадать названия этих стихотворений (отгадки висят на доске). А потом мы вспомним, кто написал все эти произведения.

Сапоги скрипят, Каблуки стучат,- Будет, будет мошкара. Веселиться до утра: Нынче ___________ Именинница! (Муха-Цокотуха)

И прибежала зайчиха, И закричала: «Ай, ай! Мой зайчик попал под трамвай! Мой зайчик, мой мальчик, Попал под трамвай! (Айболит)

Рыбы по полю гуляют, Жабы по небу летают, Мыши кошку изловили, В мышеловку посадили. (Путаница)

У меня зазвонил телефон. — Кто говорит? — Слон. (Телефон)

Моем, моем трубочиста Чисто, чисто, чисто! Будет, будет трубочист Чист, чист, чист. (Мойдодыр)

Воспитатель: Ребята, кто же написал эти сказки?

Дети: Корней Чуковский.

Воспитатель: Правильно. Это наш всеми любимый Корней Чуковский, который написал «Муху- Цокотуху», «Айболит», «Мойдодыр», «Телефон», «Путаница» и многое другое, с которыми мы будем знакомиться потом.

Воспитатель: Ребята, давайте еще раз вспомним нашу сказку, которую мы сегодня прочитали. Как называется сказка?

Воспитатель: Какое горе произошло с Федорой?

Дети: От нее сбежала посуда.

Воспитатель: Кто в этом виноват?

Дети: Федора, потому что она их не мыла.

Воспитатель: Поняла ли Федора свою ошибку?

Дети: Да, она всю посуду перемыла.

Воспитатель: Какой совет мы дадим Федоре ивсем ребятам, кто не ухаживает за своими вещами?

Дети: Надо любить свои вещи и аккуратно с ними обращаться.

Воспитатель: Чему нас учит эта сказка?

Дети: Сказка учит тому, что в жизни везде должен быть порядок и чистота.

Воспитатель: Я думаю, что у нас все ребята аккуратные, а у кого были ошибки, они их исправят.

Воспитатель: Правильно вы ответили, дети, сказка Корнея Чуковского «Федорино горе» учит опрятности и чистоте. Порядок должен быть везде: и дома, и в детском саду. На этом наше знакомство со сказкой закончилось. Всем большое  спасибо! 

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДОШКОЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ТИПА

ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

№27 «РОЗОЧКА»

Конспект фрагмента открытого занятия

в подготовительной к школе группе

по социально-бытовой ориентировке

«Федорино горе»

Подготовил учитель-дефектолог

Ильина Наталья Евгеньевна

г.Евпатория, 2014г.

Тема: Формирование социально-бытовой ориентировки или «Федорино горе»

Цели: развивать зрительно-осязательные навыки обследования предметов посуды; учить группировать предметы посуды по назначению: чайная, кухонная, столовая; упражнять в описании предметов посуды и их признаков, воспринятых с помощью разных анализаторов; учить детей различать посуду из разных материалов с помощью зрения и осязания, ритмично выполнять движения под музыку, развивать речевые функции: умение употреблять имена существительные в родительном падеже, образовывать прилагательные от существительных, сопряжено выполнять движения с произнесением текста стихотворения, составлять развернутый описательный рассказ-описание, воспитывать бережное отношение к вещам и к правилам ухода за ними.

Оборудование: аудиозапись сказки «Федорино горе», плакат с фрагментами посуды, плакаты с изображением чайной, кухонной и столовой посуды, изображения посуды, эмблемы-короны, 6 реальных предметов посуды.

Ход занятия

  1. Орг. момент.

  2. Послушайте отрывок из стихотворения (аудиозапись):

— Кто догадался, из какого стихотворения вы услышали отрывок. («Федорино горе»).

— Кто помнит, что же с Федорой случилось? (От нее убежала посуда)

— Ребята, посмотрите какой беспорядок вокруг.

Снова горе у Федоры

Не пошел ей впрок урок.

Чистоты, порядка нету

И опять переполох.

Разбежалась вся посуда

Нет тарелок, а еда

Фрукты, овощи, продукты

Разбежались кто куда!

— А вот и Федора. Федора идет по дорожке и плачет. (Выходит Федора и плачет.)

Федора: — Ой-ой-ой! Ой-ой-ой! Воротитеся домой! Ребята, помогите мне вернуть посуду и что скажите, что нужно делать, чтоб она больше не уходила!

— Федора, мы тебе поможем вернуть посуду и научим тебя правилам ухода за ней. Ребята, поможем?

— А какая именно посуда ушла от Федоры мы назовём, узнав её по части.

  1. Д/и «Узнай посуду по части» (6 предметов посуды на плакате). Приложение №1

— Ребята, давайте вспомним, какая посуда ушла от Федоры. (Дети выполняют задание)

Федора:

Ой вы, бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои!

Вы подите-ка, немытые, домой,

Я водою вас умою ключевой.

Я почищу вас песочком,

Окачу вас кипяточком,

И вы будете опять,

Словно солнышко, сиять,

А поганых тараканов я повыведу,

Прусаков и пауков я повымету!»

  1. Пальчиковая гимнастика «Мы посуду…» (уход за посудой)

— Ребята, расскажем Федоре как нужно ухаживать за посудой? Федора, смотри и учись.

Мы посуду очищаем, очищаем от еды.

Мы посуду замочили, замочили всю в тазы.

Мы посуду мылим, мылим, покрываем пеною.

Мы посуду чистим, чистим, грязь снимаем губкою.

Мы посуду промываем, долго пену всю смываем.

Мы посуду убираем и на сушку расставляем.

  1. Д/и «Буфет, стол, плита» (классификация посуды: чайная, кухонная, столовая).

(На трёх мольбертах изображения буфета, плиты и стола. На ленте прикреплены изображения посуды). Приложение №2

— Ребята, посуда чистая, теперь необходимо её расставить по местам. (Дети размещают посуду в соответствии с назначением).

— Как называется посуда, которой пользуются на кухне, чтобы сварить первые, вторые и третьи блюда?

— Как называется посуда, которой сервируют стол к завтраку, обеду и ужину?

— Как можно назвать посуду для чая?

— Смотри, Федора, теперь у тебя порядок, всё находится на своих местах.

— Федора: Спасибо, ребята! Теперь у меня полный порядок. Но скажите мне, пожалуйста, какая посуда у меня в доме и какие у нее особенности.

  1. Д/и «Что из чего» (на столе: чайник – металл, кувшин – глина, блюдце – фарфор, стакан – стекло, лопаточка – дерево, пластмасса — тарелка). (Описание реальных предметов посуды по схеме).

– Федора, сейчас ребята приглашают тебя к чаепитию.

  1. Исполнение фрагмента песни (у ребят на голове размещаются короны-эмблемы, они поют песню, ритмично двигаясь по залу) Приложение №3

  2. — А еще, Федора, ребята стихи для тебя выучили.

Ты знаешь, какая бывает посуда?

И как без нее нам приходится худо?

Попробуй поесть без тарелки и ложки

Без миски никак не накормишь и кошки.

Кофейники, чайники, чашки, стаканы

О них вспоминаем мы утречком рано.

Кастрюли, салатницы, вилки, ножи

Всегда всю посуду в порядке держи!

Федора: Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать.

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!

  1. Итог занятия.

— Ребята, где мы сегодня побывали, с кем встретились? Для чего нужна посуда? (Посуда нужна для того, чтобы из нее есть и пить, хранить в ней продукты, готовить, есть с ее помощью).

Приложение №1


Приложение №2

Приложение №3

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 6 «Солнышко» комбинированного вида» г. Волхов

Конспект итогового (открытого) занятия по сказке К.И. Чуковского

«Федорино горе» (совместно с родителями)

Познавательно-речевой проект по теме «Посуда» в группе младшего возраста

Составители:

Заведующий МДОБУ Дуненкова Т.Г.

Зам. зав. по УВР Боровкова Г.Н.

воспитатель 2-ой младшей группы «Золотой ключик» общеразвивающей направленности Соколова М.А.

Цель – закрепление знаний о посуде через творчество К.И. Чуковского.

Задачи:

  1. Расширить представления детей о посуде, ее назначении.
  2. Активизировать словарь детей по теме «Посуда».
  3. Активизировать диалогическую речь детей.
  4. Развить память, внимание, логическое мышление, восприятие детей.
  5. Формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии.
  6. Вызвать у детей интерес к творчеству К.И. Чуковского.
  7. Формировать у детей бережное отношение к посуде.
  8. Создать положительную эмоциональную атмосферу во время совместной образовательной деятельности детей, педагога и родителей.
  9. Включить родителей в деятельность группы, сделать их активными участниками образовательного процесса.

Предварительная работа:

  1. Чтение произведений К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Федорино горе».
  2. Разучивание стихотворения о посуде (отрывок из сказки К.И. Чуковского «Федорино горе»).
  3. Отгадывание и разучивание загадок о посуде.
  4. Дидактические игры по теме «Посуда»: «Что в чём?» (словообразование), «Наоборот» (подбор слов-антонимов), «Четвёртый лишний», «Сравни», «Из чего сделана посуда», «Каждый продукт в свою посуду», «Собери посуду» (разрезные картинки), «Чем отличаются?».
  5. Экскурсия на кухню и знакомство с кухонной посудой и работой повара.
  6. Художественное творчество (лепка «Тарелочка для мишки»; рисование «Украсим поднос»; аппликация «Красивая чашечка»).
  7. Сюжетно-ролевая игра «Чаепитие», «В гостях у Кати».
  8. Совместная деятельность детей и родителей (выставка творческих работ детей и родителей по сказкам К.И.Чуковского).

Материалы и образовательные ресурсы:

1.Волшебная книга по сказкам К.И. Чуковского.

2.Ширма для демонстрации отрывка из сказки «Федорино горе».

3. Атрибуты для показа театра сказки «Федорино горе».

4. Выставка «Посуда».

5.Музыкальное сопровождение.

6. Использование мультимедиа.

7. Дидактические игры, разрезные картинки на тему «Посуда».

8. Наборы детской посуды (чайная посуда, кухонная посуда, столовая посуда).

9. Костюмы для главных героев (для Федоры, для кота).

Ход занятия.

Мотивационная часть

Дети и воспитатель находятся в спальной комнате.

Вбегает Федора и кот (родитель) и начинают искать сбежавшую посуду, спрашивают у детей, не видели ли они посуду, которая сбежала от Федоры.

Дети отвечают: Нет, не видели.

Воспитатель предлагает помочь горю Федоры и отправиться на поиски сбежавшей посуды.

Часть детей уходит с Котом и вторым воспитателем, остальные остаются с Федорой и первым воспитателем и переходят в игровую комнату (звучит волшебная музыка).

В группе дети находят волшебную книгу. Воспитатель приглашает детей в путешествие по сказкам К.И Чуковского. Вы хотите? Но чтобы попасть в сказку надо открыть замочек.

Пальчиковая гимнастика

Начинаем колдовать – пальцы соединили

Двери в сказку открывать – пальцы разъединили

Хоть замочек очень крепкий – соединяем пальцы рук

Металлический и цепкий – повороты вправо, влево

Мы его сперва покрутим – от себя, на себя

А потом три раза дунем – дуем

Покачаем: раз-два-три – покачиваем

Дверь, замочек отопри! – пальцы разъединили.

Воспитатель: Вот книга и открылась и мы с вами попали в сказку К. И. Чуковского.

Рассматриваем с детьми книгу, иллюстрации сказок К.И. Чуковского.

Основная часть

Воспитатель: Ребята, какие сказки Чуковского вы знаете? Ответы детей.

Я вас приглашаю в одну из этих сказок, а в какую, догадайтесь сами. Воспитатель показывает на последний лист в волшебной книге.

Дети отвечают: «Федорино горе».

За ширмой слышаться различные звуки (ложка в стакане, звон посуды, стук крышки о кастрюлю, переливание воды из стакана в стакан). За ширмой находятся родители.

Воспитатель: Что это за звуки? Какие предметы могут издавать эти звуки? (Ответы детей).

Появляется посуда из-за ширмы. Посуда на палочках (родители).

Кастрюля:

«И кастрюля на бегу

Закричала утюгу

Я бегу, бегу, бегу

Удержаться не могу!» – кастрюля обращается к утюгу.

Самовар:

«Уходите, бегите, спасайтеся!

И в железную трубу:

Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!»

Кастрюля, самовар, утюг – вместе:

« Было нам у бабы худо,

Не любила нас она,

Била, била нас она,

Запылила, закоптила,

Загубила нас она!»

Таз:

« Погляди-ка ты на нас:

Мы поломаны, побиты,

Мы помоями облиты.

Загляни-ка ты в кадушку –

И увидишь там лягушку.

Загляни-ка ты в ушат –

Тараканы там кишат,

Оттого мы от бабы

Убежали как от жабы,

И гуляем по полям,

По болотам, по лугам,

А к неряхе-заморахе

Не воротимся!»

Появляется Федора (Родитель)

Федора в это время плачет по посуде.

Федора:

«Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать,

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!»

Воспитатель: Федора, не плачь, мы тебе поможем найти твою посуду!

Дети соглашаются помочь Федоре.

Воспитатель и дети предлагают Федоре посмотреть, какая посуда есть у них в группе.

Все подходят к выставке «Посуда».

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какая бывает посуда? Из чего она сделана?

Посуда расставлена на столе, дети рассматривают посуду вместе с Федорой и рассказывают ей. Федора рассуждает вместе с детьми, общается с ними.

Воспитатель: Ребята, у меня для вас есть еще одно задание. Из чего сделана посуда, вы знаете, а вот здесь стоит моя посуда (посуда на подносе). Помогите мне расставить всю посуду 1) для чая, 2) посуду, которая нужна для приготовления пищи и 3) посуду, которая нужна для обеденного стола.

Дети делятся на 3 команды по жетончикам (красные, синие, желтые) и расставляют посуду вместе с Федорой (музыкальное сопровождение).

После того как с заданием дети и Федора справились, Федора предлагает отдохнуть и проводит физкультминутку «Изобрази посуду».

Федора: Ребятки, давайте поиграем! (музыкальное сопровождение)

Вот большой стеклянный чайник, Надули животики, одну руку поставили на

Очень важный, как начальник. пояс, другую изогнули — «носик».

Вот фарфоровые чашки, Присели, руку поставили на пояс.

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, Кружатся, рисуя руками круг.

Только стукни, разобьются.

Вот серебряные ложки, Потянулись, сомкнули руки над головой.

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос, Легли, вытянулись.

Он посуду нам принёс.

Федора:

«Когда посуда разбежалась,

Она разбилась и сломалась,

Вы, друзья, мне помогите

И посуду соберите».

Дети делятся по парам и собирают посуду вместе с Федорой по разрезным картинкам.

Федора: Ребята, вы мне помогли собрать мою посуду! Да вот беда.… Посмотрите на мой чайник, чего-то в нём не хватает. Помогите мне!

Дети называют каких частей не хватает ( использование мультимедиа).

Федора: Ребята, вы мне сегодня очень помогли! Федора подходит к посуде и гладит ее (посуда на столе).

Заключительная часть

Федора:

«Уж не буду, уж не буду я посуду обижать.

Буду, буду я посуду, и любить и уважать!»

Воспитатель: Стала посуду Федора беречь, разговаривать с ней как с живой!

Воспитатель предлагает детям назвать посуду ласково.

Чашка – чашечка

Ложка, тарелка, кастрюля, нож, вилка, чайник, самовар, сковородка, стакан, поварешка, ковшик.

Воспитатель: Ребятки, давайте вспомним, как мы с вами ходили на экскурсию по кухне детского сада?! (ответы детей) Если вы бережно будете относить к посуде, то какая будет она у вас? Ответы детей.

Воспитатель:

«Сказка учит добро понимать

О поступках людей рассуждать

Коль плохой, то его осуждать

Ну, а слабый – его защищать».

Федора: «За свое плохое обращение

Я попрошу у посуды прощения! (делает поклон)

Федора благодарит детей и угощает их баранками.

Воспитатель: Ой, Федора, спасибо за угощение, но прежде чем мы с вами будем пить чай, нам надо помыть руки.

После того как дети помыли руки возвращаются в группу и угощаются.

Федора: Ребята, что вам понравилось на занятии, что запомнилось, а может, кому-то было не комфортно? Ответы детей.

Детям Федора предлагает выбрать чашечки-смайлики (грустная чашечка или веселая чашечка).

Всем большое спасибо!

Предмет: Литературное чтение

УМК: «Школа России»

Тема: К.И. Чуковский «Федорино горе».

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель:  познакомить детей произведением К.И. Чуковского «Федорино горе».

Задачи формирования УУД.

Личностные:

— формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу;

— формировать способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи;

— формировать нравственно-этические ориентиры.

Регулятивные:

— развивать способность планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

— развивать способность контролировать процесс и результаты действий;

— принимать и выполнять поставленную учебную задачу.

Познавательные:

— формировать умение устанавливать аналогии;

— учить строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

— совершенствовать все стороны навыка чтения; учить выборочному чтению.

Коммуникативные:

— содействовать строению понятных для товарищей высказываний;

— учить контролировать свои действия в классе;

— воспринимать различные точки зрения.

Планируемые результаты:

Знать: содержание произведения К. Чуковского «Федорино горе».

Уметь: выявлять главную мысль произведения, владеть навыками элементарного анализа произведения.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 класс, 2 часть; презентация; видеофильм, выставка книг К.И. Чуковского, компьютер, карточки с заданиями, картинки с изображением посуды, портрет К.И.Чуковского, выставка посуды.

Ход урока

  1. Мотивирование к учебной деятельности.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи.

— Сегодня у нас гости. И как гостеприимные хозяева устроим чаепитие. На доске мы соберем предметы, необходимые для чаепития. На столах у вас лежат иллюстрации чашечек разных цветов, самовар, чайник. В зависимости от этапа нашей работы мы будем прикреплять эти иллюстрации на доске.

Что раньше стояло во главе стола при чаепитии? Послушайте загадку:

Он округлый, но не шар,

Медный — не монета,

В нём пылает алый жар,

Им вода согрета.

Чай готовить он мастак,

Чайник вспомнил даром!

Ведь зовут его в веках

Люди…(самоваром)

Сейчас мы прикрепим иллюстрацию самовара и это будет начало нашей работы.

Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения. (учебник с.11)

(Смайлики за чтение.)

(прикрепляется иллюстрация чашки с блюдцем)

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения

в пробном учебном действии

─Я приглашаю вас в гости к писателю, который сочинил чудесные сказки, стихотворения,

загадки для детей. Вы знакомы с ним с самого раннего детства.

— Ребята, я буду читать отрывки из его произведений, а вы внимательно слушайте и отвечайте.

Чтение учителем строк из сказок .Дети угадывают названия.

а) Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперед.(«Тараканище»)

б) Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушеными грибами.(«Путаница»)

в) Муха, Муха, Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.(«Муха-Цокотуха»)

г)Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник

И качает головой…                 «Мойдодыр».

д)Приходи к нему лечится
И корова, и волчица (Доктор Айболит)

─ Кто автор этих строк ?(Автор этих строк К.И. Чуковский)

— Посмотрите, ребята, у нас оформлена выставка детских книг, которые создал Корней Иванович Чуковский.

— Какие из этих произведений вам знакомы?

— Ребята, а те произведения, которые вы ещё не успели прочитать или хотите перечитать можете взять после урока для чтения.

— А что вы знаете о жизни писателя ?

— А знаете ли вы, что в русской литературе лишь два писателя получили в народе неофициальное, но почетное звание «дедушка»: Иван Андреевич Крылов и Корней Иванович Чуковский. Причем Корнея Ивановича — называли «дедушкой Чуковским» ещё при жизни. Однако он не любил, когда его так называли. Его день рождения – 1 апреля 1882г.

Посмотрите внимательно на портрет К.И. Чуковского.

    Высокий рост, длинные руки с большими пальцами, крупные черты лица, большой любопытный нос, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся глаза и удивительно легкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.

         Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием. Всегда, где бы ни был Чуковский: в трамвае, в очереди, в приемной зубного врача, чтобы не тратилось время попусту, он сочинял загадки и сказки для детей. Поэтому мы с вами сейчас можем с удовольствием и интересом читать его произведения.

-Наше знакомство с творчеством с творчеством К.И.Чуковского продолжается.

(прикрепляется иллюстрация чашки с блюдцем)

III. Выявление места и причины затруднения

— Произведение, с которым мы познакомимся сегодня зашифровано на доске. У вас есть карточки с буквами. Поставьте каждую букву на своё место (работа в паре).

* на листочках, на столах записаны цифры, перевернув их , получим буквы, из которых соберем название сказки, с которой познакомимся сегодня. Но чтобы узнать его, нам нужно отгадать шифр. Посмотрите, на доске записан код, с помощью которого мы узнаем шифр.

6 3 7 1 2 8 4 1 5 1 2 3

Ф е д о р и н о г о р е

О — 1

И — 8

Н — 4

Д — 7

Ф — 6

Е — 3

Р — 2

Г – 5

— Ребята, прочитаем какое произведение получилось. (Федорино горе)

(прикрепляется иллюстрация чашки с блюдцем)

IV. Построение проекта выхода из затруднения .

— Ребята, назовите тема нашего урока?

-Какую цель мы перед собой поставим ?(Познакомиться со сказкой К.И.Чуковского

« Федорино горе» )

— Чему будем учиться? ( Будем учиться внимательно слушать содержание , отвечать на вопросы и работать с текстом)

— Откройте учебник с.13

— Как вы думаете о чём пойдёт речь в этой сказке?

-Да, ребята, чтобы узнать верны ли ваши предположения мы должны познакомиться со сказкой.

— А что в настоящее время заменяет самовар? Правильно чайник. Прикрепляем изображение чайника .

(прикрепляется чайник)

V. Реализация построенного проекта.

1.«Словарная работа».

— Ребята, перед тем как мы начнем знакомиться со сказкой, нам необходимо разобрать слова, которые могут вызвать затруднения.

Слова: корыто, растопырила глаза, кочерга, расфуфырили, помои, прусаки, побежать во всю прыть .

(Презентация)

1.Большой продолговатый открытый сосуд для стирки;

2.Широко раскрыла;

3.Толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи;

4. Сделали пушистыми;

5.Вода с пищевыми отходами, после мытья посуды;

6.Рыжий таракан

7.Бегать быстро, изо всех сил .

— Ребята посмотрите у нас оформлена выставка. Что вы на ней видите ? Все ли предметы для вас знакомы? Для чего они нужны?

Физминутка 

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покружились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

1, 2, 3, 4, 5,

Открываем, поморгаем

И работать начинаем.

— Ребята, наше путешествие по творчеству К.И. Чуковского продолжается.

прикрепляется иллюстрация чашки с блюдцем)

Знакомство с произведением «Федорино горе».

— Ребята, а сейчас внимательно послушайте сказку и подумайте над вопросом.

— Какое горе случилось с Федорой?

(Выразительное чтение учителем на фоне видеозаписи.)

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи .

— Почему это стихотворение мы можем назвать сказкой? (посуда говорит и умеет ходить)

— Писатель начал сказку с бегства посуды, а потом объяснил причину этого бегства, почему он построил так сказку? (Чтобы было интересно дальше читать)

— Что понравилось в сказке?

— Что показалось смешным?

— Какие предметы ушли от Федоры?(Прочитать отрывки с. 13)

— Как вы думаете, а почему они ушли? (прочитать с.17-18)

— Жалко ли вам Федору ? Почему?

— Какая основная черта характера Федоры? (неряшливость)

-Неряшливость — хорошая или плохая черта? Почему?

— А когда становится её жалко? (Прочитать с.18)

-Почему к Федоре вернулась посуда? (Посуде Федору стало жалко с.20)

— Какие слова она сказала посуде? (с.20-21)

— Какие черты характера появились? (аккуратность, бережливость)

-Какие слова говорит самовар в конце сказки? (с. 22)

— Ребята, как мы должны относиться к вещам и предметам, которые нас окружают и нам необходимы?
— Чему учит это произведение? (Внимательному отношению друг к другу, доброте и порядку).

(прикрепляется иллюстрация чашки с блюдцем)

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

— У вас на столах лежат карточки. Давайте выполним тест по содержанию сказки.(самостоятельная работа)

1.Как звали главную героиню сказки?

А) Мария Николаевна;

Б) Федора Егоровна;

В) Елизавета Васильевна.

2. Какое животное испугалось и «растопырило глаза»?

А) корова;

Б) свинья;

В) коза.

3.Как скакали тарелки?

А) как зайцы;

Б) как белки;

В) как кенгуру.

4.Кто остался в доме у Федоры?

А) тараканы;

Б) кошки;

В) попугай.

5.Что делала Федора, когда звала посуду домой?

А) читала стихи;

Б) пела тихую песню.

6.На чем стоял самовар в конце сказки?

А) на столе с белой скатертью;

Б) на подоконнике;

В) на белой табуреточке да на вышитой салфеточке.

Взаимопроверка. Поменялись листами. Я читаю ответы, а вы проверяете. (Смайлики за работу).

(прикрепляется иллюстрация чашки с блюдцем)

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

— Сейчас поиграем в игру «Вставь пропущенное слово».

За лопатою …метла

Вдоль по улице пошла.

Но, как чёрная

железная нога

Побежала, поскакала

кочерга.

Оттого-то мы от бабы

Убежали как от …жабы.

Чашки да ложки

Скачут …по дорожке.

А на нём, а на нём

Как на лошади верхом,

самоварище сидит

И товарищам кричит.

Вы подите-ка, немытые, домой,

Я водою вас умою …ключевой.

И сказала кочерга:

«Я Федоре … не слуга ! »

Вы в канаву упадёте,

Вы утонете …в болоте.

Загляни-ка ты в кадушку

И увидишь ты …лягушку.

-Ребята, с каким произведением познакомились на уроке? Кто автор произведения?

— Что узнали об авторе?

— Какое горе произошло с Федорой?

— Кто в этом виноват? Почему?

-Поняла ли Федора свою ошибку?

— Какой совет мы дадим Федоре и ребятам, кто не любит и не ухаживает за своими вещами.

— Чему нас учит это стихотворение?

— Наше знакомство со сказкой не закончилось. На следующем уроке мы продолжим работать над ней .

(прикрепляется иллюстрация чашки с блюдцем)

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке .

-Какую цель мы ставили в начале урока ?

— Достигли мы поставленной цели ?

-А для чего нам нужны полученные знания?

— Когда они могут пригодиться?

— Оценим свою работу на уроке.(Сигнальные карточки)

— Ребята, посмотрите какой чайный сервиз у нас получился . Это значит , что мы с вами гостеприимные хозяева . Я вам желаю, чтобы всякая работа за которую вы берётесь была успешной.

Хорошие книжки писал дед Корней.

Воспитывал взрослых он и детей.

Будут и внуки наши и дети.

Сказки читать веселые эти.

Домашнее задание.

с.13-22 выразительное чтение сказки .

-Спасибо, ребята, за работу.

-Урок окончен.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «чтение сказки К.И. Чуковского «Федорино горе».

Выполнила: Селюнина Елена Сергеевна,

Воспитатель,

Сызрань, 2020

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «чтение сказки К.И. Чуковского «Федорино горе».

Цель:познакомить детей с новым произведением К.Чуковского, учить понимать содержание, сопереживать героям.

Интеграция образовательных областей: РР, С-КР, ПР, ФР

Задачи:

1)«Речевое развитие»: Учить детей участвовать в беседе по содержанию произведения, развивать диалогическую речь, обогащать и активизировать словарь словами: кочерга, ушат, сито, корыто, сервиз; учить детей использовать в речи слова, противоположные по смыслу, активизировать мыслительную активность детей, развивать речевой слух.

2) «Социально-коммуникативное развитие»: развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать героям художественных произведений; воспитывать любовь и интерес к художественной литературе; развивать логическое мышление.

3)«Познавательное развитие»: закрепить знания детей о посуде;

4) «Физическое развитие»: развивать двигательную активность

Методы и приемы:

— практические: выполнение дидактических упражнений

— наглядные: показ иллюстраций к сказке

— словесные:чтение произведения, вопросы, ответы по содержанию текста.

Материалы и оборудование: портрет К.Чуковского, книги по сказкам К. Чуковского, иллюстрации к сказке «Федорино горе», игрушечная посуда, картинки с изображением посуды, разрезанные на части.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Игровая

Игровое упражнение «Волшебный мешочек»

Коммуникативная

Беседа, пересказ сказки, отгадывание загадок, словесные игры, настольно-печатные игр с правилами.

Восприятие

(художественной литературы и фольклора)

Рассказывание, чтение, обсуждение произведения К. Чуковского «Федорино горе»

Двигательная

Физкультминутка

Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Задачи

( с обозначением обр.области)

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный

не формулируются задачи

Игровое упражнение «Приветствие»

Мотивированы на предстоящую деятельность

Воспитатель здоровается с детьми и предлагает создать друг другу хорошее настроение, зовет всех детей встать в круг:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся.

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель указывает на волшебный мешочек, который принесла им сегодня в группу одна сказочная бабушка.

Слушают внимательно воспитателя, приветствуют друг друга

Деятельностный

Развивать связную речь, тактильные ощущения и мышечную память, закрепить знания детей о посуде

Игровое упражнение «Волшебный мешочек»

У детей развивается тактильные ощущения и мышечная память, развивается связная речь, у детей закрепляются знания о столовой посуде, чайной посуде и столовых принадлежностях.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру и угадать, что находится в мешочке. Воспитатель предлагает разобрать посуду так, чтобы было понятно, какие предметы для чего необходимы. Воспитатель вызывает троих детей, и дает им задание: «Отберите предметы посуды правильно, назовите их и скажите, для чего они нужны. А вы, дети, смотрите и исправляйте ошибки, если ребята сделают что-нибудь не правильно».

Дети по очереди опускают руки в «волшебный мешочек», называют свои ощущения и предположения, что находится внутри мешочка.

Определяют, что в мешочке находится детская посуда.

Дети собирают три группы предметов: столовая посуда, чайная посуда, столовые принадлежности.   

Развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать героям художественных произведений; воспитывать любовь и интерес к художественной литературе;

Чтение сказки «Федорино горе»

У детей формируется умение сочувствовать, сопереживать героям художественных произведений; воспитывается любовь и интерес к художественной литературе;

Молодцы! Всё правильно сделали, и ребята вам помогли. А теперь я вам расскажу, что произошло однажды с посудой у одной хозяйки, которую звали Федора. Воспитательчитает выразительно сказку К. И. Чуковского «Федорино горе».

Дети внимательно слушают сказку

Учить детей участвовать в беседе по содержанию произведения, развивать диалогическую речь, обогащать и активизировать словарь.

У детей развивается умение активно участвовать в беседе по содержанию произведения, формируется диалогическая речь, обогащается и активизируется словарь словами: кочерга, ушат, сито, корыто, сервиз.

Дети, понравилась вам сказка? Это история обыкновенная или смешная?

Воспитатель предлагает ответить на вопросы по тексту сказки:

– Как звали бабушку в сказке?

– Какое горе случилось с бабушкой Федорой?

– Почему это произошло?

– Можно сказать, что посуде жилось очень плохо?

– Какая посуда ушла от бабушки Федоры? Назовите ее.

– Какой Федора была в начале сказки? (Ленивая, неряшливая)

– Какой Бабушка Федора стала в конце сказки? (Заботливой)

– Чем закончилась сказка?

(Бабушка Федора исправилась, и посуда к ней вернулась)

– Какая это сказка: шутливая, грустная, серьезная, веселая?

(Шутливая, но есть и серьезные, игрустные моменты).

– Почему же автор назвал свою сказку «Федорино горе».

– Ребята, сделайте вывод, как же надо относиться к посуде и почему?

— Чему нас учит эта сказка?

Дети высказывают свои впечатления,отвечают на вопросы воспитателя по тексту произведения.

Развивать двигательную активность

Физкультминутка

А теперь, ребята, поиграем. Повторяем слова и делаем движения вместе со мной под музыку. Встали на ножки.

Раз, два, три, четыре, пять,                  (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши) Мы посуду перемыли:                                           (Одна ладонь скользит по другой) Чайник, чашку, ковшик, ложку                            (Загибают пальцы по одному) И большую поварешку. Мы посуду перемыли,                                           (Одна ладонь скользит по другой) Только чашку мы разбили,                                    (Загибают пальчики по одному) Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали, Так мы маме помогали.                              (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

Дети выполняют движения под музыку

У детей закрепляются умения согласовывать движения с музыкой, повышается двигательная активность.

Дидактическая игра «Отгадай загадку»

Развивать логическое мышление, речь, память.

Ребята, сказку «Федорино горе» написал очень известный детский поэт. Сейчас я прочитаю отрывки из его других произведений, а вы попробуете отгадать названия этих стихотворений (отгадки висят на доске). А потом мы вспомним, кто написал все эти произведения.

Сапоги скрипят, Каблуки стучат,- Будет, будет мошкара. Веселиться до утра: Нынче ___________ Именинница! (Муха-Цокотуха)

И прибежала зайчиха, И закричала: «Ай, ай! Мой зайчик попал под трамвай! Мой зайчик, мой мальчик, Попал под трамвай! (Айболит)

Рыбы по полю гуляют, Жабы по небу летают, Мыши кошку изловили, В мышеловку посадили. (Путаница)

У меня зазвонил телефон. — Кто говорит? — Слон. (Телефон)

Моем, моем трубочиста Чисто, чисто, чисто! Будет, будет трубочист Чист, чист, чист. (Мойдодыр)

Воспитатель: Ребята, кто же написал эти сказки?

Дети: Корней Чуковский.

Дети внимательно слушают воспитателя и отгадывают загадки, отвечают на вопросы воспитателя.

У детей развивается мышление, речь, память, воображение.

Учить детей использовать в речи слова, противоположные по смыслу, активизировать мыслительную активность детей, развивать речевой слух

Дидактическая игра с мячом «Скажи наоборот»

У детей развивается умение использовать в речи слова, противоположные по смыслу, активизируется мыслительная активность детей, развивается речевой слух.

— Сейчас мы поиграем с мячом в игру «Скажи наоборот». Я бросаю мяч и называю слово, а вы говорите как будет наоборот.

Ложка чистая – ложка грязная.

Тарелка глубокая – тарелка мелкая.

Чашка большая – чашка маленькая.

Сковорода тяжелая – сковорода легкая.

Ножик старый – ножик новый и т.д.

Дети внимательно слушают задание, ловят мяч и отдают его с правильным ответом.

Заключительный

Рефлексия

Предлагает детям высказать свое мнение и впечатления о совместной деятельности.

Ребята, с какой сказкой мы сегодня познакомились?

– Кто автор этой сказки?

– Как вы думаете, чему учат нас эта сказка? Как надо обращаться с посудой, чтобы у вас не получилась такая ситуация как у бабушки Федоры?

– Каким было ваше настроение?

– Почему?

– Что вам больше понравилось?

Дети отвечают на вопросы воспитателя полными предложениями,

  • Открытое занятие по сказкам пушкина в подготовительной группе
  • Откровенный рассказ тренером или участником группы сведений о себе называется в психологии
  • Открытое занятие по развитию речи в старшей группе по фгос по сказкам
  • Откровенный рассказ тренером или участником группы сведений о себе как называется
  • Открытое занятие по развитию речи в средней группе путешествие по сказкам